Организация работы юридической службы
В акте должно быть указано, если таковое имеется: — наименование составившего акт покупателя в соответствии с его учредительными документами, юридический адрес и адрес, по которому производится приемка товара; — дата составления и номер акта, время начала и окончания приемки товара. Если приемка товара произведена с нарушением установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности… Читать ещё >
Организация работы юридической службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. АКТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ 3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 8
3. ЗАДАЧА 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19
1. АКТ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ, ПОДПИСАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
Приемка товара по количеству и качеству производится в соответствии с обязательными требованиями нормативно-технической документации и другими обязательными правилами.
Приемка товара также осуществляется в соответствии с данными, указанными в маркировке и сопроводительных, транспортных документах, удостоверяющих количество и качество поставляемого товара, а также в соответствии с условиями договора. В случае отсутствия указанных документов или некоторых из них приемка товара не приостанавливается, если иное не предусмотрено договором, а при составлении акта в нем указываются недостающие документы, влияющие на приемку товара по количеству и качеству.
Приемка товара по количеству и качеству, как правило, должна производиться непрерывно. При получении больших партий товара и необходимости длительной его проверки либо по иным уважительным причинам покупатель может допустить перерыв в приемке, обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным товаром. При этом приемка товара по количеству и качеству должна быть произведена в установленные сроки.
Товар, поставляемый продавцом без тары, в открытой или поврежденной таре, принимается покупателем по количеству в момент получения его от продавца или от перевозчика либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и тарных мест, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки действующими на транспорте правилами или договором перевозки. В таком же порядке принимается товар по весу брутто и количеству мест в исправной закрытой таре.
Товар в исправной закрытой таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару — не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца. Во всех остальных случаях товар принимается покупателем с соблюдением указанных в настоящем пункте сроков, исчисляемых с момента выдачи груза перевозчиком.
Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки: — при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя; - при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя.
В случае обнаружения в ходе приемки товара по количеству и качеству недостачи, ненадлежащего качества товара или его порчи срок приемки, прерывается для вызова представителя продавца или незаинтересованного лица и продолжает исчисляться после возобновления приемки.
Если при приемке товара по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом, составляемым в день их выявления.
В акте должно быть указано, если таковое имеется: — наименование составившего акт покупателя в соответствии с его учредительными документами, юридический адрес и адрес, по которому производится приемка товара; - дата составления и номер акта, время начала и окончания приемки товара. Если приемка товара произведена с нарушением установленного срока, должны быть указаны причины несвоевременности приемки, время их возникновения и устранения; - фамилия, имя и отчество должностных лиц, участвовавших в приемке товара и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа, уполномочивающего представителя на участие в приемке товара; - наименование и адрес продавца; - дата выдачи и номер документа о вызове представителя продавца либо иного юридического лица; - номер и дата заключения договора; - номер и дата выписки счета-фактуры и транспортной накладной; - номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара; - дата отправки товара из пункта отправления или со склада продавца; - дата прибытия товара в пункт назначения, время выдачи груза перевозчиком, время вскрытия опломбированных транспортных средств и тарных мест, время доставки товара на склад покупателя или иного лица согласно указанию покупателя; - дата составления и номер акта, выданного транспортной организацией, если такой акт составлялся при получении товара от перевозчика; - условия хранения товара на складе покупателя до его приемки, а также сведения о том, что определение количества товара производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке; - состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара, содержание наружной маркировки тары и другие сведения, на основании которых можно сделать вывод о принадлежности упаковки, в которой предъявлен товар, а также дата вскрытия тары, количество товара, находящегося в данной таре или упаковке; - при выборочной проверке товара — порядок отбора товара для выборочной проверки с указанием основания такой проверки; - кто осуществил пломбирование и взвешивание (продавец или перевозчик) отгруженного товара, исправность пломб и содержание оттисков согласно действующим на транспорте правилам; - общий вес товара (фактический и по документам), вес каждого тарного места, в котором обнаружена недостача (фактический и по ярлыку на таре или упаковке); - транспортная и отправительская маркировки мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных тарных местах; - способ определения количества недостающего товара (взвешивание, подсчет тарных мест, обмер и др.), возможности вмещения недостающего товара в тарное место; - количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленного к осмотру и фактически проверенного товара с выделением забракованного товара, подлежащего исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных частей (деталей), а также товара, сорт которого не соответствует указанному в документе, удостоверяющем его качество. Подробное описание выявленных недостатков; - основания, по которым товар переводится в более низкий сорт, со ссылкой на нормативно-техническую документацию, другие обязательные правила; - количество некомплектного товара и перечень недостающих частей, узлов и деталей, их стоимость; - нормативно-техническая документация, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества товара; - номер работника службы контроля качества предприятия — изготовителя товара, если на товарах такой номер указан; - сведения об отборе образцов (проб) и куда они направлены; - точное количество недостающего товара и его стоимость; - заключение о причинах и месте образования недостачи, характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения; - другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи или ненадлежащего качества и некомплектности товара. Если при приемке товара будут выявлены не только недостача, но и излишки его против данных, содержащихся в транспортных и сопроводительных документах продавца, то в акте должны быть указаны точные сведения об этих излишках. При выявлении излишков товара покупатель незамедлительно сообщает об этом продавцу, а также высылает ему соответствующее письменное уведомление.
При достижении согласия между представителем продавца и покупателем о количестве недостающих товаров, их стоимости, характере недостачи, характере выявленных дефектов и причинах их возникновения факты недостачи товаров и их некачественности могут быть зафиксированы совместным актом в произвольной форме, избранной представителем продавца и покупателем.
Акт подписывается всеми должностными лицами, участвовавшими в приемке товара. Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, указывается, что эти лица предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности. Если между продавцом (его представителем) и покупателем возникают разногласия о характере выявленных дефектов по качеству и причинах их возникновения, а также о причинах образования недостачи товара, то для их определения покупатель обязан пригласить эксперта, представителя компетентной организации или представителя.
Акт утверждается руководителем юридического лица, покупающего товар (его заместителем), либо предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, не позднее следующего дня после составления акта. Если приемка товара производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается указанными в настоящем пункте лицами в первый рабочий день после выходного или праздничного дня. Акты организаций, имеющих право на дачу экспертных заключений, утверждаются ими в установленном порядке.
К акту, составленному в соответствии с требованиями законодательства, прилагаются: — копии сопроводительных документов или ведомости сверки фактического наличия товара с данными, указанными в документах продавца; - упаковочные ярлыки, кипные карты и другие документы, вложенные в каждое тарное место; - квитанции места назначения о проверке веса товара, если такая проверка проводилась; - пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача; - транспортный документ в подлиннике, а также копия претензии перевозчику, если такая претензия предъявлялась; - документ, удостоверяющий полномочия представителя, направленного для участия в приемке; - акт о приостановлении приемки товара, составляемый для вывоза представителя в случаях обнаружения недостачи или ненадлежащего качества товара; - документ, содержащий данные об обвесе или обмере, если количество товара определялось путем взвешивания или обмера; - ведомости подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, натурный лист; - акт отбора образцов (проб) и заключение по результатам анализа (испытания) отобранных образцов (проб); другие сведения, подтверждающие причины возникновения недостачи и порчи (ухудшения) качества товара (анализ на влажность товара, имеющего соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, температурном режиме, коммерческие акты и другие документы).
Акты приемки товара по количеству и качеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном покупателем.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Юридическая служба предприятия (объединения) в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь и уставом предприятия (объединения).
Основными задачами юридической службы являются: — обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения); - активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия (объединения); - защита имущественных прав и законных интересов предприятия (объединения); - обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.
В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия (объединения) выполняет следующие основные функции: — организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в условиях рыночной экономики; - участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях хозрасчета; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения); - контролирует соблюдение установленного на предприятии (объединении) порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий; - совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы; - проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия (объединения) проектов приказов и других документов нормативного характера, визирует их; - подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия (объединения); - осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене; - принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их исполнение; - оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия (объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран; - участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц; - ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение) и издаваемых им нормативных актов; - участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов); - анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению выявленных недостатков; - ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями предприятия (объединения); - анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимает меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хозяйственных споров; - дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание материальных ценностей; - участвует в организации и проведении пропаганды правовых знаний, информирует работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве, разъясняет практику его применения; - дает заключения, консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия (объединения); - при обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия докладывает об этом руководителю предприятия (объединения) для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.
Возмещение убытков признается универсальной формой имущественной ответственности, применяемой при всяком нарушении гражданских прав, если иное не предусмотрено законодательством или соответствующим законодательству договором. Обусловлено это тем, что в отношениях, связанных с предпринимательской деятельностью, нарушение должником обязательств влечет, как правило, причинение убытков кредитору. Однако исковые требования о возмещении убытков предъявляются не столь активно, как можно было бы прогнозировать. Почему? Как представляется, потому, что существующая судебная практика и подход законодателя к вопросу определения размера убытков не отличаются гибкостью: к доказательствам, подтверждающим наличие и размер убытков, предъявляются чрезмерно жесткие требования. По этой причине дела о возмещении убытков относятся к числу наиболее сложных и трудно разрешимых.
Для взыскания понесенных убытков юридическая служба должна представить доказательства, подтверждающие: а) факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком своих договорных обязательств; б) юридически значимую причинную связь между нарушением ответчиком обязательств и убытками, понесенными истцом; в) заявленный размер убытков, причиненных истцу в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Отсутствие перечисленных доказательств является основанием к отказу в иске. Как показывает практика, особые трудности вызывает необходимость обосновать размер причиненных убытков с достаточной степенью определенности.
Доказательствами утраты и повреждения имущества могут служить акты приемки поставленного товара (оказанных услуг), свидетельствующие о характере нарушения обязательства. Стоимость утраченного имущества должна исчисляться с учетом его износа. Обоснованием расходов, которые кредитор произвел или должен будет произвести, выступают:
— калькуляция на устранение недостатков в полученной продукции, работах, услугах;
— документы, подтверждающие дополнительные расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, хранению продукции;
— договоры, определяющие размер ответственности за нарушение обязательств, и т. п.
Расходы, которые кредитор будет вынужден произвести в будущем, могут определяться либо как разница между ценой товара по нарушенному ответчиком договору и ценой по сделке на приобретение заменяющего товара, либо как разница между текущей и договорной ценой, если сделка взамен расторгнутого договора не совершалась (ст. 494 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В качестве упущенной выгоды возмещению подлежат те доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Согласно п. 4 ст. 364 ГК при определении упущенной выгоды должны учитываться предпринятые кредитором для ее извлечения меры и сделанные с этой целью приготовления. По нашему мнению, цель указанной нормы — помочь в отыскании истинного размера убытков. Сами по себе предпринятые меры и проведенные кредитором приготовления не должны рассматриваться как основание для возмещения упущенной выгоды — это, скорее, критерий для установления ее размера.
Специалисты отмечают неопределенность этого критерия, вызванную не вполне удачной формулировкой нормы, в которой не конкретизируется, что же понимать под «учетом» вышеназванных обстоятельств. Если законодатель употребил слово «учитываются» в значении «подлежат возмещению», тогда следовало говорить не о мерах и приготовлениях, а о расходах на них. Однако расходы кредитора относятся к другому виду убытков (реальный ущерб) и по сложившейся практике не влияют на возможность взыскания упущенной выгоды и не формируют ее величину. Несовершенство формулировки п. 4 ст. 364 ГК объясняется, скорее всего, тем, что законодатель опасался излишне однозначных и жестких указаний относительно того, как деятельность кредитора влияет на размер упущенной выгоды, а потому оставил некоторый простор для толкования вышеприведенной нормы.
На практике при определении размера упущенной выгоды учитываются только точные данные, которые бесспорно свидетельствуют о том, что у кредитора была реальная возможность получить денежные суммы или иное имущество, если бы обязательство было исполнено должником, надлежащим образом. Ничем не подтвержденные расчеты кредитора о предполагаемых доходах не принимаются судом во внимание. Доказательствами упущенной выгоды и ее размера могут служить, например, договоры на перепродажу товаров, оказавшихся дефектными; проведенные работы по подготовке нового оборудования для последующей переработки товаров, которая оказалась вследствие неисполнения ответчиком обязательств невозможной.
Такой подход необоснованно ограничивает возможность взыскания упущенной выгоды. Смысл и назначение п. 4 ст. 364 ГК может быть понят в результате комплексного толкования норм, касающихся возмещения убытков, с учетом тенденций развития рассматриваемого института. Действующий Гражданский кодекс воспринял ряд конструкций западных правовых систем, не известных советскому праву, в связи, с чем требование о точном расчете упущенной выгоды, о бесспорных данных, подтверждающих ее размер, не является сегодня столь однозначным.
Предположим, кредитор, который приобрел некачественный товар, не заключил никакой сделки о его последующей перепродаже. Если товар не был приобретен для личного, домашнего и иного подобного использования, а предназначался для использования в предпринимательской деятельности, то покупатель, безусловно, рассчитывал на получение прибыли. Отказ в возмещении упущенной выгоды в этом и других аналогичных случаях лишь на том основании, что кредитор не предпринял мер к ее получению, не может представить документов, подтверждающих ее получение в будущем, ограничивает право на полное возмещение убытков.
Предусмотренное п. 3 ст. 494 ГК правило об абстрактных убытках позволяет кредитору взыскать упущенную выгоду в виде разницы между ценой товара по договору поставки и текущей ценой на момент расторжения договора без учета предпринятых для извлечения прибыли приготовлений. В случае нарушения денежного обязательства ту же функцию выполняет норма о процентах, содержащаяся в ст. 366 Кодекса.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два метода расчета убытков, подлежащих возмещению: «конкретный» (ст. 14, ст. 364 ГК) и «абстрактный» .
" Конкретный" метод предполагает строгое соответствие суммы возмещения доказанному объему убытков, который должен быть подтвержден точным расчетом.
Возмещение «абстрактных» убытков по действующему законодательству — частный случай ответственности по договору поставки (п. 3 ст. 494 ГК). Если после расторжения договора поставки вследствие нарушения обязательства контрагентом взамен расторгнутого договора не совершена иная сделка, а на товар имеется текущая цена, потерпевшая сторона может предъявить требование о возмещении абстрактных убытков в виде разницы между ценой по договору и текущей ценой. В данном случае необходимости в точном расчете фактически понесенных убытков нет. Кредитору достаточно доказать сам факт причинения убытков, а их размер определяется по закрепленной законодательством схеме. Причем если убытки возникли в ходе предпринимательской деятельности, целесообразно установить в законе презумпцию присутствия упущенной выгоды.
Если убытки конкретного кредитора фактически превышают минимальные или стандартные потери, характерные для подобных случаев при обычных условиях гражданского оборота, п. 4 ст. 494 ГК допускает одновременное использование «конкретного» и «абстрактного» методов определения убытков. При исчислении потерь, выходящих за рамки минимальных, следует учитывать меры, предпринятые кредитором для получения упущенной выгоды и сделанные с этой целью приготовления.
Главный недостаток судебных процессов о возмещении убытков заключается в том, что суды и сейчас порой отказывают в удовлетворении иска, если размер убытков не доказан с математической точностью, хотя сам факт причинения убытков не вызывает сомнений. Для истца это равносильно отказу в праве на судебную защиту.
Интересно, что эта проблема привлекала внимание правоведов еще в начале прошлого столетия. Так, в «Учебнике русского права» Г. Ф. Шершеневича находим: «Устав гражданского судопроизводства дозволял разделение процедуры доказывания наличия убытков, подлежащих возмещению, и их суммы Истец, просящий о предоставлении ему права отыскивать убытки в исполнительном порядке, должен в исковом порядке доказать только факт причинения ему убытков, не объясняя во всей подробности, в чем именно заключались эти убытки и какова величина их» .
В праве Великобритании, США, Франции проблема расчета и обоснования суммы возмещения решается с помощью так называемых твердых убытков. Концептуально условие о твердых убытках может рассматриваться как специальное соглашение об ответственности. Заключая договор, стороны определяют, какая денежная сумма должна быть выплачена кредитору в качестве возмещения убытков в случае нарушения договора.
В чем преимущества твердых, или заранее оцененных (по терминологии англо-американского права), убытков? Для обеих сторон наличие соответствующего условия в договоре может облегчить расчет потерь в будущем, снизить издержки по поиску доказательств размера ущерба. Для потерпевшего это иногда единственная возможность компенсировать убытки, не поддающиеся определению с достаточной степенью точности.
Конструкция твердых убытков была известна и советскому законодательству. Например, в соответствии с ч. 3 п. 74 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.1988, стороны могли предусмотреть в договоре на случай ненадлежащего исполнения договорного обязательства возможность возмещения убытков в твердой сумме. Однако широкого применения на практике эта норма не получила. Как справедливо заметил Е.А. Тихоненко[ Тихоненко Е. А. Имущественная ответственность за нарушение договора поставки // Имущественная ответственность как средство укрепления договорной дисциплины / Под ред. М. Г. Прониной. — Мн.: Беларусь, 1990.
], «включение такого условия в договор требует согласия обеих сторон. А кто же будет без учета реальной ситуации, складывающейся при исполнении обязательств по поставкам, заранее для себя назначать наказание!
С другой стороны, в отечественном праве неустойка носит двойственный, компенсационно-штрафной характер, причем элемент штрафа (наказания) не всегда очевиден, поэтому невозможно установить критерии разграничения неустойки и твердых убытков. Неустойку трактуют или как фиксированную заранее сумму убытков (оценочная теория), или как штраф, налагаемый на сторону, нарушившую договор. Континентальное право не проводит четкой грани между этими двумя функциями.
Некоторые специалисты предлагают предоставить суду право определять размер убытков по своему усмотрению, если истец не представил доказательства, подтверждающие объем заявленных требований. Аналогичный подход закреплен в Принципах международных коммерческих договоров, п. 3 ст. 7.4.3 которых гласит: «Если размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности, определение их размера осуществляется по усмотрению суда» [ Принципы международных коммерческих договоров — М., 1996. — С. 229−320.
].
Облегчить процесс доказывания требований о возмещении убытков можно с помощью и других средств. Один из выходов — расширить применение абстрактного метода расчета убытков (п. 3 ст. 494 ГК). В частности, вышеописанную методику следует распространить не только на исчисление убытков по договору поставки, но и на иные правоотношения с участием предпринимателей.
Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое пространство неизбежно сопровождается проникновением в отечественное законодательство традиционных западных правовых конструкций. Наряду с традиционным подходом к возмещению убытков должны использоваться более гибкие методики их расчета. Так, целесообразно закрепить в белорусском законодательстве аналог института номинальных убытков. Номинальные убытки (символическая денежная сумма) в англо-американском праве присуждаются в случаях, когда потерпевшая сторона, будучи права по существу, не в состоянии доказать понесенные убытки и их размер.
Наиболее актуальная задача в ходе совершенствования законодательства, регулирующего возмещение убытков, — создание механизмов, позволявших бы определить тот минимум потерь, которые при сравнимых обстоятельствах понес бы всякий кредитор. Такой подход избавит от необходимости доказывать размер этих потерь в каждом конкретном случае.
3. ЗАДАЧА
Между предприятием «Торговая база» (г. Томск РФ) и Минским НП ООО «Корона» был заключен контракт на поставку мягких игрушек. Согласно п. 6.2 договора «Торговая база» обязалась оплатить товар в течение 20 календарных дней после получения. Согласно п. 9.4 за каждый день просрочки ответственность предусматривалась в виде пени в размере 1% за каждый день просрочки платежа. 1.05 игрушки на общую сумму 5 миллионов рублей были отгружены. Деньги на счет НП ООО «Корона» не поступили в установленный договором срок. 30.05 НП ООО «Корона» предъявило претензию, на которую ответ не был дан в 30 дневный срок.
1. Составьте исковое заявление в суд.
2. Определите цену иска и размер государственной пошлины.
1.
Хозяйственный суд города Минска Истца: НП ООО «Корона»
р/с 3 012 207 470 016 в ГФ «Приорбанк»
ОАО по Брестской области, код 705,
УНН 200 470 717
ул. Куйбышева, 78, г. Минск Ответчик: «Торговая база»
ул. Воронянского, 7А, г. Томск (Российская Федерация) банковские реквизиты ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ сумма иска 8 000 000 рублей госпошлина 400 000 рублей Предприятие «Торговая база» (г. Томск РФ) и Минское НП ООО «Корона» заключили контракт на поставку мягких игрушек. Согласно п. 6.2 договора «Торговая база» обязалась оплатить товар в течение 20 календарных дней после получения. Согласно п. 9.4 за каждый день просрочки ответственность предусматривалась в виде пени в размере 1% за каждый день просрочки платежа. 1.05 игрушки на общую сумму 5 миллионов рублей были отгружены. Деньги на счет НП ООО «Корона» не поступили в установленный договором срок. 30.05 НП ООО «Корона» предъявило претензию, на которую ответ не был дан в 30 дневный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4 ХПК Республики Беларусь,
ПРОШУ СУД:
Взыскать в порядке первоочередного исполнения с «Торговая база» (г.Томск РФ) 8 000 000 (восемь миллионов) рублей согласно договору и включая пеню за 60 дней просрочки платежа.
Приложение:
1. Копия искового заявления 2 экз.
2. Платежное поручение на оплату государственной пошлины 1 экз.
3. Копия договора на поставку игрушек 1 экз.
Дата _____________ Подпись ______________
2. Статья 120 п. 1 п.п. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.
«Цена иска определяется:
1) в исках о взыскании денег — взыскиваемой суммой".
Таким образом, цена иска составляет пять миллионов рублей При определении государственной пошлины использовали Постановление Совета Министров от 26 марта 2003 года № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате».
«3. С заявлений и жалоб, подаваемых в хозяйственные суды и за выдачу хозяйственными судами копий документов:
3.1. с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе при цене иска:
3.1.1. до 1000 базовых величин 5 процентов от цены иска, но не менее 1 базовой величины".
Таким образом, государственная пошлина составит двести пятьдесят тысяч рублей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 110 от 04.01.1999 с изменениями принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.).
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7−9, ст.101). (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20.03.2001, рег. № 2/744с учетом изменений, внесенных Законами от 14.07.2000 № 415-З; 03.05.2001 № 7-З; 04.01.2002 № 79-З; 25.05.2002 № 104-З; 24.06.2002 № 113-З; 17.07.2002 № 128-З; 11.11.2002 № 148-З; 16.12.2002 № 159-З; 04.01.2003 № 183-З, рег. № 2/932 от 10.01.2003; 26.06.2003 № 211-З, рег. № 2/960 от 27.06.2003; 08.01.2004 № 267-З, рег. № 2/1016 от 10.01.2004; 18.08.2004 № 316-З, рег. № 2/1065 от 23.08.2004; 04.05.2005 № 9-З, рег. № 2/1106 от 06.05.2005).
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь 15 декабря 1998 г. № 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 13−14, ст.195) (в редакции Закона Республики Беларусь от 06.08.2004 № 314-З, рег. № 2/1064 от 13.08.2004)
4. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 года № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 03.04.2003, N 38, рег. N 5/12 201 от 28.03.2003) (с учетом изменений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 04.03.2005; 13.06.2005 № 635, рег. № 5/16 114 от 17.06.2005).