Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы налогообложения в Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема… Читать ещё >

Основы налогообложения в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение.

1. Теоретические основы налогообложения в РФ.

1.1 Социально — экономическая сущность налогов в современном обществе.

1.2 Функции налогов. Принципы налогообложения.

1.3 Организационные принципы налоговой системы РФ.

1.4 Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения.

2. Организация налогообложения в ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

2.2 Порядок исчисления и уплаты основных налоговых платежей ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

2.3 Расчет и оценка налогового бремени ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

3. Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе Заключение Список литературы.

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;

— рассмотреть основные виды и функции налогов;

— проанализировать современное состояние экономики России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.

При написании данной курсовой работы мною поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и элементы налогообложения в РФ;

2. Рассмотреть организацию налогообложения на примере ФГОУ СПО «АСХТ» ;

3. Рассмотреть совершенствование системы налогообложения в России.

1. Теоретические основы налогообложения в РФ.

1.1 Социальноэкономическая сущность налогов в современном обществе Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги — денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990;х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

1.2 Функции налогов. Принципы налогообложения Функции налогов. Выделяют, как правило, три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция является основной функцией, вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам. Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками — агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Итак, налоги:

1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его;

2) размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи;

3) от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для предпринимателей);

4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей.

На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплату налогов, а затем облагаются налогом на уровне акаунеров.

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные инвесторы. Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Принципы налогообложения. К принципам налогообложения относятся:

· принцип справедливости — все субъекты должны ставиться в равные условия;

· разумное сочетание прямых и косвенных налогов — использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один — два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

· универсализация налогообложения, обеспечивающая, во — первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно — правовых форм хозяйствования и так далее, а, во — вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

· однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

· научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению;

· дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

· стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

· использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

· четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные.

1.3 Организационные принципы налоговой системы РФ Налоговая система Российской Федерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы, которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показали свою эффективность и могут быть заимствованы Россией, — это:

1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;

2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;

3) социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

Налоги республик в составе РФ, краевых, областей, автономной области, автономных округов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования.

Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

1.4 Резиденты и нерезиденты в системе налогообложения При налогообложении важно определить налоговый статус плательщика налога или сбора (не путать со статусом налогоплательщика). Для этих целей применяются понятия «налоговый резидент» и «нерезидент». Отнесение налогоплательщика к той или иной категории определяет налоговую обязанность (полную или неполную), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.). Для организаций и граждан существуют различные правила определения резидентства. Согласно ст. 11 НК РФ физические лица признаются налоговыми резидентами, если они фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. «В календарном году» означает, что понятие «резидент» характеризует проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Иными словами, резидентство в Российской Федерации устанавливается ежегодно. Положение о 183 днях весьма уязвимо. Обойти его просто, особенно в условиях открытых границ внутри СНГ. Кроме того, правило «календарного года» допускает ситуацию, когда субъект проживает на территории Российской Федерации в общей сложности год, но не является резидентом, поскольку этот год может быть распределен по календарным годам таким образом, что в каждом из них лицо проживает менее 183 дней. В законодательстве ряда стран используется более сложный тест физического присутствия для признания резидентства. Например, в США этот тест включает два условия: во-первых, человек должен находиться на территории страны не менее 31 дня в календарном году, во-вторых, учитывается его проживание в США в течение двух календарных лет, предшествовавших данному году.

В некоторых странах периодом для определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который может не совпадать с календарным. Если для определения резидентства физического лица временного критерия недостаточно, используются дополнительные признаки: место расположения постоянного (привычного) жилища, центр жизненных интересов (личные и экономические связи), место обычного проживания, гражданство. Если в результате последовательного применения данных критериев, установленных национальным законодательством и международными соглашениями, все-таки невозможно определить государство, где человек имеет постоянное местожительство, вопрос решается в ходе переговоров налоговых и финансовых органов заинтересованных государств. На лиц, признанных резидентами данной страны, распространяется принцип «неограниченной налоговой ответственности», в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране по всем принятым здесь нормам и платят налоги с доходов из любых источников, включая и зарубежные.

Основой для определения резидентства юридических лиц являются следующие тесты или их комбинации:

тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано);

тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес;

тест места осуществления центрального управления или контроля — лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство юридическим лицом и контроль за его деятельностью;

тест места осуществления текущего управления юридическим лицом — лицо признается резидентом в стране, если на ее территории осуществляется текущее управление деятельностью (находится исполнительная дирекция);

тест деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны.

Нерезидент — это:

1. Юридическое лицо, зарегистрированное в другой стране;

2. Физическое лицо, постоянно проживающее в другой стране.

Для нерезидентов существует лишь «ограниченная налоговая ответственность»: они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в данной стране.

Следует различать понятия «налоговая обязанность» и «обязанность налогоплательщика». Под налоговой обязанностью понимается обязанность налогоплательщика по уплате какого-либо налога. А одной из обязанностей налогоплательщика является обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Из норм НК РФ (ст. 17 и 19) вытекает следующий алгоритм определения обязанности по уплате налога.

Необходимо определить, относится ли физическое лицо или организация к той категории лиц, на которых законом возложена обязанность по уплате налога. Если согласно закону (как правило, это определенная глава части второй НК РФ) заинтересованное лицо не относится к плательщикам данного налога, то на этом исследование может остановиться, так как ясно, что никакие обязанности, связанные с уплатой налога, не возникают.

Если в ходе исследования все-таки выяснится, что по всем признакам заинтересованное лицо является плательщиком налога, то необходимо выяснить, располагает ли налогоплательщик объектом налогообложения. Вопрос очень важный, поскольку именно с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Если у налогоплательщика есть объект налогообложения, то у него остается надежда только на предусмотренные законом льготы, освобождающие его от налоговых обязанностей.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов прописаны соответственно в ст. 21 и 23 НК РФ. Налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

2. Организация налогообложения в ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

2.1 Организационно — экономическая характеристика ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

налог резидент пошлинный платеж На основании Постановления Совета Министров РСФСР от 4 марта 1963 г. и Приказа Министерства производства и заготовок сх продуктов РСФСР от 13 марта 1963 г. Алатырский кормзавод «Большевик» разрушен и 1 апреля 1963 г. организован совхоз «Стемасский» .

25 мая 1977 г. на основании Приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР на базе совхоза «Стемасский» организован Алатырский совхоз-техникум. В соответствии Постановлением главка от 24 ноября 1994 г. Алатырский совхоз-техникум переименован в Алатырский сельскохозяйственный техникум. 26 июля 2000 г. на основании Постановления главы администрации Алатырского района Алатырский сельскохозяйственный техникум переименован в ГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и РФ от 25 декабря 2002 г. и на основании решения о регистрации Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по ЧР от 8 апреля 2003 г. ГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» был переименован в ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

Сегодня Алатырский сельскохозяйственный техникум является одним из ведущих образовательных учреждений г. Алатырь. в техникуме ведется обучение по пяти специальностям:

§ 80 110 «Экономика и бухгалтерский учет» ;

§ 110 401 «Зоотехния» ;

§ 30 503 «Правоведение» ;

§ 260 303 «Технология молока и молочных продуктов» ;

§ 230 105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» .

На сегодняшний день в техникуме учится более 600 студентов, штат сотрудников составляет 120 человек.

В техникуме кроме основной специальности студенты получают дополнительно следующие рабочие профессии:

§ 1С: бухгалтерия;

§ оператор ПК;

§ секретарь — референт;

§ продавец — кассир;

§ кассир;

§ оператор машинного доения;

§ оператор по искусственному осеменению животных и птицы;

§ мастер — сыродел.

В техникуме имеется база для получения рабочих профессий, создана непрерывная система образования: детсад — школа № 11 — Алатырский сельскохозяйственный техникум — филиал Чувашского Государственного Университета.

Основными направлениями работы техникума является:

1. Содержание и организация учебного процесса в учебном заведении;

2. Использование в образовательном процессе информационных технологий и активных методов обучения; повышение уровня информационной культуры педагога и студента;

3. Подготовка конкурентоспособных мобильных специалистов со средним образованием;

4. Социальное партнерство;

5. Научно-методическая деятельность;

6. Воспитательная работа;

7. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса.

2.2 Порядок исчисления и уплаты основных налоговых платежей ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

Каждое предприятие в процессе своей деятельности уплачивает определенные налоги. Как и любое предприятие, ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» также уплачивает определенные налоги. В данной курсовой работе будут рассмотрены такие основные налоги как НДС, ЕСН, НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) — это форма изъятия в бюджет доходов физических лиц Налог относится к федеральным налогам, которые обязательны к уплате на всей территории РФ. Кроме того, НДФЛ относится к прямым налогам, т.к. его конечным плательщиком является физическое лицо, получившее доход.

Налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

При расчете суммы налога применяется система налоговых вычетов.

Применительно к данному предприятию налогоплательщиками НДФЛ являются все сотрудники, предприятия получающие доход в виде заработной платы. Налоговой базой является сумма начисленной заработной платы по каждому сотруднику за вычетом стандартных налоговых вычетов.

Рассмотрим расчет налога на конкретном примере. Данные о налогоплательщике, сумме налоговой базы, сумме исчисленного налога отражается в форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» (приложение № 1). Форма содержит следующие данные:

1. данные о налоговом агенте;

2. данные о физическом лице — получателе дохода;

3. доходы, облагаемые по ставке 13%;

4. стандартные и имущественные налоговые вычеты;

5. общая сумма дохода и налога по итогам налогового периода.

В данном примере рассматривается расчет налога сотрудника Матвеева С.Ю.

Матвеев Сергей Юрьевич, женат, детей не имеет. Таким образом к данному сотруднику может применятся только один налоговый вычет в размере 400 руб. Он действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил указанную сумму, налоговый вычет не применяется.

1. Определим, на сколько месяцев применяется вычет:

3058,02+4001,85+4001,85+4001,85+4151,85=19 215,42 руб.

Таким образом, в июне налоговый вычет уже не предоставляется. Значит сумма вычета составит:

400 руб. * 5 мес. = 2000 руб.

2. Далее определяется общая сумма дохода нарастающим итогом с начала года и составила 49 411,25 руб. Облагаемая сумма налога определяется как разность между общей суммой налога и суммой вычетов:

49 411,25−2000=47 425,25.

3. Исчисленная сумма налога определяется суммированием сумм налога за каждый месяц и составила 6163 руб.

В совокупности суммы налога по каждому сотруднику составляют общую сумму НДФЛ, уплачиваемого за отчетный период.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы. НДС относится к федеральным налогам, кроме того НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком является потребитель товара.

Объектами налогообложения НДС на предприятии являются:

· Сумма реализованной сельскохозяйственной продукции, произведенной подсобным учебным хозяйством;

· Сумма арендной платы за проживание в общежитии техникума.

Ежеквартально происходит предоставление в налоговый орган налоговой декларации (приложение № 2).

В строке 210 указана сумма общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога — эта сумма выставленных предприятием сумм НДС. Данные берутся из книги продаж. В данном случае сумма составляет 70 173 руб.

В строке 340 отображается сумма НДС подлежащая вычету — эта сумма отображается в книге покупок, состоящей из счетов-фактур полученных, с указанием НДС и подлежит вычету. В данном случае эта сумма составляет 65 365.

Конечная сумма НДС рассчитывается как разница вышеуказанных сумм: 70 173−65 365=4808 руб. Эта сумма отображается в стр. 350, а также в разделе 1 стр. 040 и является суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет за данный налоговый период.

Единый социальный налог (ЕСН) — это прямой федеральный налог. Он заменил действующие ранее три отчисления в государственные внебюджетные фонды. основное предназначение ЕСН — это обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектами налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Представление налоговых деклараций происходит ежеквартально.

В налоговой декларации расчет происходит, исходя из четырех ставок — ФБ, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (приложение № 3). Расчет налога производится во втором разделе, где рассчитывается налоговая база за налоговый период, сумма исчисленного налога, налоговый вычет по ФБ, сумма налоговых льгот. Сумма налога, подлежащая уплате, указана в стр. 030 раздела 1 и составила за налоговый период 412 838 руб.

2.3 Расчет и оценка налогового бремени ФГОУ СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» .

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному пользователю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).

Одним из методов расчета показателя валового внутреннего продукта страны является суммирование произведенной на предприятии добавленной стоимости. Последнее позволяет говорить о возможностях сопоставимого расчета показателей налогового бремени как в целом по экономике, так и на отдельных предприятиях. Надо сказать, что правительство России и Минфин РФ для иллюстрации планов по реформированию налоговой системы часто используют показатель налогового бремени, при этом эффективность налоговой системы постоянно регулируется. Совсем иное отношение к оценке и анализу налогового бремени на предприятиях. Несмотря на то, что разговоров о чрезмерной налоговой нагрузке предприятий и затемнении доходов ведется довольно много, последовательное изучение уровня, динамики, структуры налогового бремени на предприятиях почти не проводится, хотя данные для такого учета есть. Считается, что если налоги начисляются и перечисляются, то этого вполне достаточно. Может быть, такое решение и правомерно, поскольку оценивать уровень налоговой нагрузки предприятия никто не заставляет. Но, в любом случае, директору нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т. е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать. На уровне предприятия налоговое бремя может определятся несколькими способами, самым простым из которых является отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения. Этот способ и будет применен для расчета налогового бремени ФГОУ СПО «АСХТ». Для расчета построим таблицу данных за 2009 и 2010 года.

Табл. 1.

Годы:

Отклонения (+,-).

2009 г.

2010 г.

Сумма начисленных налогов и сборов, руб.

923 820,15.

910 430,02.

13 390,13.

Сумма выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов, руб.

4 121 324,35.

3 764 358,21.

356 966,14.

Показатель налогового бремени.

0,22.

0,24.

0,02.

Таким образом, в 2009 году показатель составил 0,22, т. е. 22 отчислений с 1 руб. выручки. В 2010 году этот показатель составил 0,24, т. е. увеличился на 0,02. Т.о. можно сделать вывод о том, что в 2010 году предприятие незначительно, но прибавило сумму уплаты налога по отношению к выручке, что является отрицательным моментом и требует рассмотрения.

3. Совершенствование системы налогообложения резидентов и нерезидентов на современном этапе Налоговая система России, ориентированная на начавшиеся в ней рыночные преобразования была введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 года. Федеральным законом «Об основах налоговой системы РФ» от 27 декабря 1991 года № 2118. Указанным законом были определены принципы и условия организации системы налогообложения РФ, её структурные элементы, категории налогоплательщиков, льготы и т. д., т. е. всё то, что составляет основы налогообложения и конкретный механизм функционирования национальной налоговой системы. До 1 января 1999 года этот закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в РФ.

Налоги как живой организм, поэтому по ним законодательные органы вносят изменения и дополнения применительно к современным экономическим условиям. И так как система налогообложения на сегодняшний день отнюдь не представляет собой идеально функционирующий механизм, то необходимо проводить эффективные реформы.

Налоговая реформа в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

· сокращение количества налогов;

· объединение разных мелких однородных налогов и сборов в один;

· отмена неэффективных налогов, т. е. таких налогов, по которым расходы по сбору превышают поступления.

Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Вот некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся в последние годы.

Снижение налоговой нагрузки:

Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идёт вопреки реальным шагам по снижению налогов.

Либеральная классическая схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижение налогов — активизация производства — увеличение налоговой базы — рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризируемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение на сегодняшний день и наблюдается.

Объяснение этого факта состоит в следующем.

В действительности реализуется не указанная схема, а другая, где исходным пунктом выступает не снижение налогов, а рост производства. Именно оживление экономики послужило причиной роста налоговых платежей, причём роста ускоренного за счёт более быстрого расширения налоговой базы (в том числе роста цен) и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.

Вывод — сегодня в России работает не либеральная схема, как бы ни хотели её сторонники связать с ней рост налоговых поступлений, а напротив, оживление экономики обусловливало ускоренный рост налогов и повышение налогового бремени. В свою очередь, рост нагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Сегодняшнее снижение налогов носит подчинённый характер: в связке налоги — производство, оно является определяемым, зависимым, несамостоятельным фактором, а, следовательно, не может быть устойчивым. Рост производства не связан с уменьшением налогов, их параллельное движение случайно. Надо ясно понимать, что сегодня есть возможность снижать налоги, но возводить эту представившуюся благоприятную возможность в концепцию развития налогов — ошибочно. Не исключено, что вскоре ситуация может поменяться, и налоги придётся повышать. При таком развитии событий, не говоря уже о бюджете, серьёзный удар будет нанесён по доверию к провозглашаемой налоговой политике.

Общий курс на снижение налогов абсолютно правилен в долгосрочной перспективе, но как актуальный лозунг он должен быть снят на сегодняшний день. Только что понижены налоги с доходов физических лиц и предприятий, объявлено о снижении ставок НДС, активно обсуждается сокращение платежей в социальные фонды. Всё это чрезвычайно многообещающе звучит, но надо видеть, что стоит на противоположной стороне.

Потребность государства в дополнительных ресурсах огромна: внешний долг, социальная сфера, армия — всё требует значительных расходов. Крайне пессимистично выглядит перспектива страны на фоне утечки капиталов и чахлого инвестиционного процесса. С последним дело обстоит критически. Уже более десяти лет, российская экономика с нетерпением ждёт иностранных инвестиций, но кто же пойдёт в страну, в которой почти весь её собственный бизнес не в ладах с законом и из которой бежит национальный капитал: в крайнем случае, можно вложить в скорую отдачу — спекуляцию, торговлю, нефть.

В такой ситуации государство не имеет права оставаться пассивным, оно обязано взять на себя запуск инвестиционного процесса, обеспечить его не только декларациями, но и собственными ресурсами, для чего ему также нужны налоги.

Реформирование налоговой системы осуществляется посредством снижения налоговой нагрузки на производителя и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение в отличии от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, НДФЛ позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрировать ими.

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступления в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод налогообложения доходов различных социальных групп.

Необходимо совершенствовать и налог на добавленную стоимость. На протяжении длительного периода времени он рассматривался как один из наиболее надёжных налогов, скрыть который затруднительно. Однако резкое повышение экспортной выручки в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой привело к росту возврата НДС экспортёрам из федерального бюджета. В таких условиях следует рассмотреть возможность альтернативного подхода к его зачёту. При экспорте товаров суммы уплаченного НДС не возвращать из бюджета, а относить на себестоимость продукции. Конечно, это приведёт к сокращению налога на прибыль, но такая процедура позволит ограничить число злоупотреблений с возмещением НДС. Другой подход заключается в отказе от НДС и переходе к налогу с продаж, однако целесообразность данного шага должна основываться, прежде всего, на детальных экономических расчётах.

Продолжение налоговых реформ должно свести к минимуму возможности незаконного уклонения от налогов. Если мелкий и средний бизнес зачастую работает в «тени», то крупные компании широко используют трансфертное ценообразование.

Минфин РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования (применяемого при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках).

Следует совершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы. Необходимо разрабатывать налоговое законодательство, чтобы взимать платежи, налоговой базой которых являются нескрываемые объекты, и чтобы размер платежей варьировался в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений.

Вступление России в ВТО влечёт за собой снижение гос. пошлин, поэтому целесообразно использовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Выплату его можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

Объективным фактором рассогласования налоговой политики является ведомственная разобщенность налогов. Бесспорно, что выработка налоговой политики должна быть за Министерством Финансов РФ. В то же время важная роль сохраняется у Министерства Экономического Развития и ФНС.

Что касается Министерства Экономического Развития и торговли, то оно, откровенно спекулируя абстрактной идеей о пользе любого сокращения налогов, по существу пытается с её помощью оправдать просчёты в экономическом курсе.

Сложнее с ФНС. Налоговые органы реально ведут всю практическую работу, постоянно связаны с налогоплательщиком, законодательством, судами. Обладая огромным опытом, они способны внести ощутимый положительный вклад в улучшение налоговой политики. Однако их понимание налогов часто ограничивается контрольной функцией ведомства.

Срединное положение Министерства Финансов, единственного звена, которое ответственно ставит и решает финансовые задачи, обрекает его на неизбежную критику со всех сторон. Такая критика естественна и даже полезна до известного предела, но она не может перехлёстывать через край, когда ставится под сомнение осмысленность налоговой политики.

Возможно в стабильной обстановке некоторая разногласица пошла бы на пользу налогам, но в сегодняшней ситуации необходима концентрация идеологической и практической работы в области налогообложения.

Лучшим решением для налогов было бы следующее: ограничение влияния на налоговую политику Министерства Экономического Развития и торговли, сближение Министерства Финансов с МНС и нахождение взаимопонимания с судами в трактовке и применении налогового законодательства. Проведение в жизнь такого решения — задача невероятной трудности, для которой хороши любые средства. Ибо речь идёт о налогах — материальной основе существования государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». В частности, к ним относятся следующие задачи:

* построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;

* сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

* облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);

* сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

Эти задачи предполагают создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в России.

Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая, часть вторая с изменениями и дополнениями. — М.: Экзамен, 2005. — 512с.

2. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов/ В. Г. Пансков. -М.: МЦФЭР, 2009. -592 с.

3. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник/ В. Г. Пансков. -М.: Финансы и статистика, 2010. -464 с.

4. Романовский М. В. Налоги и налогообложение/ М. В. Романовский.

5. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ И. А. Майбуров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -655 с.

6. Попов Е. В. Налогообложение в России: учебник/ Е. В. Попов. -М.: Финансы и статистика, 2009. -415 с.

7. Илышева Н. Н. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ Н. Н Илышева. — СПб.: Питер, 2010. -546 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой