Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Светская пресса как субъект взаимодействия государства и церкви в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы теоретического исследования. Структурно-ценностный и нормативно-ценностный методы использовались при выявлении аксиологической составляющей секуляризации и свободы духа. Методы хронологического анализа, классификации и периодизации теоретических источников применялись при рассмотрении вопроса о генезисе секулярных идеалов и просвещенческих идей в светской прессе, а также при изучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль светской прессы и публичной сферы в государственноцерковном дискурсе
    • 1. 1. Идейно-философский базис функционирования светской прессы
    • 1. 2. Эволюция публичной сферы и ее достижений
    • 1. 3. Журналистика в условиях глобального мировоззренческого кризиса
  • Глава 2. Светская пресса в современной России: ценности журналистики и общества
    • 2. 1. Свобода духа и светскость в обществе и журналистском сообществе
    • 2. 2. Практика современного взаимодействия журналистики, государства и церкви в медиасфере

Светская пресса как субъект взаимодействия государства и церкви в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуализации секуляризационных принципов в проблемном поле светской журналистики и общественно-политических дискуссий о взаимоотношениях государства и церкви в современной России.

Актуальность темы

исследования. Неоднозначность взаимодействия государства и церкви на протяжении столетий, с самого момента формирования церкви в качестве самостоятельного и влиятельного института (не позднее IV века н.э.), во многом определяла расстановку политических сил в Старом и Новом Свете. Одним из проявлений этого взаимодействия стал вопрос о секуляризации, первоначально понимаемой как политика изъятия чего-либо из церковного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Эпоха Просвещения внесла новое, и поныне сохранившее актуальность, понимание секуляризации как процесса освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы1.

Идеи секуляризации стали доминирующими в эпоху Просвещения. Их пропаганда осуществлялась в основном усилиями прессы, которая с самого своего зарождения была светской. Просветители XVII — XVIII столетий были журналистами, а понятие журналистики неразрывно связывалось с передовой просвещенческой мыслью. Главным достижением эпохи Просвещения стала парадигма свободы духа с включением в нее практически всех ценностей современного гражданского общества.

К XXI веку европейская светская журналистика подошла с богатым опытом дискуссий о взаимоотношениях государства и церкви и свободе духа. Но именно на рубеже столетий просвещенческая парадигма потерялась в провозглашенной свободе слова и мнений: в духовной жизни социума происходит слом прежней ценностной системы, все более заметна.

1 Гараджа В. И. Социология религии. — М.: Наука, 1995. — С. 165. идеологическая и политическая роль церкви. Политическая картина мира, знаки взаимодействия государства и церкви изменяются, а светская пресса не отражает всей совокупности происходящего в обществе и государстве, в ней исчезает рациональная оценка социальной действительности. Происходит реальное сближение институтов государства и церкви, что не отражает постулированного Конституцией отделения одного института от другого. При этом регулирующая роль прессы, которая призвана указывать на подобные обострения политической ситуации, минимизирована и теряется в неадекватно трактуемом плюрализме светской журналистики, а мировоззренческая позиция самих журналистов отличается нестабильностью. Эти предпосылки стали основным мотивом выбора темы диссертационного исследования.

Таким образом, актуальным представляется аксиологический анализ прессы, позволяющий выявить трансформацию ценностных ориентаций светской прессы в сопоставлении с эпохой Просвещения, временем, когда явственно оформились принципы секуляризации печати, впоследствии нашедшие свое закономерное развитие в политической истории Европы и Америкиопределить ценности, доминирующие в СМИ в настоящее время.

Основная проблема диссертации заключается в отсутствии описания и анализа механизмов функционирования светской прессы в качестве субъекта взаимодействия государства и церкви и характеризуется следующими пунктами:

• взаимодействие в публичной сфере государства и церкви, приобретая по сравнению с XX в. новые сущностные черты, становится все более значимым для общества;

• публичная сфера взаимодействия этих институтов представляет собой медийную сферу, прежде всего, СМИ и журналистику;

• сфера взаимодействия не является нейтральной средой и по-своему расставляет приоритеты этого взаимодействия;

• по мере возникновения новых сущностных особенностей взаимодействия в публичной сфере институтов государства и церкви происходит трансформация функционирования СМИ, изменениям подвержены и позиции журналистов.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что утрата светской прессой просвещенческих установок, априорной ценности свободы духа и секуляризационных идей ставит под угрозу выполнение журналистикой и журналистами своих социальных ролей. Реализация духовно-идеологической, информационно-коммуникативной и регулирующей ролей журналистики во многом зависит от позиции прессы и работающих в ней журналистов в отношении просвещенческих ценностей и идей секуляризации. В настоящее время общечеловеческие и политические ценности прошлого, в том числе идеи Просвещения, отходят на второй план или подвергаются сомнению под влиянием идеологической позиции политического лобби России.

Степень научной разработки проблемы. Историография данной проблемы позволяет разделить исследования на несколько групп. К первой относятся исследования в области теории и социологии журналистики.

Непосредственно близкой к предмету нашего исследования является монография «Прикладное религиоведение для журналистов». В монографии приводятся советы для журналистов по освещению тех или иных религиозных событий и проблем. Также дается анализ типичных ошибок. Таким образом, исследование дает возможность понять и проанализировать работу журналиста при освещении государственно-церковных отношений, более тонко разобраться в коллизиях и сделать обоснованные выводы по предмету диссертации.

Необходимый аспект медиатизации церкви в нашей работе позволяет раскрыть соответствующий раздел «Церковь и СМИ» в монографии.

2 Прикладное религиоведение для журналистов / под ред. М. Григоряна. — М.: Права человека, 2009.

H. Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы"3.

Этические рассуждения о роли прессы в обществе и о гражданском долге журналистов, которые занимают в диссертации особое место, достаточно подробно раскрыты в монографии Э. Ламбета «Приверженность журналистскому долгу"4. Несмотря на то, что автор исследует американские реалии, рассуждения о нравственном императиве и служении обществу представляются универсальными и чрезвычайно актуальными для российского медиасообщества. К работам той же категории можно отнести монографию немецких исследователей В. Шнайдера и П. Рауэ «Новая настольная книга по журнализму"5.

Оценка роли СМИ в сакрализационных процессах современности дана в разделе «Средства массовой информации в политике» монографии К. Гаджиева: проводится анализ влияния прессы на политику, общественное мнение и общественное поведение, затрагиваются вопросы взаимоотношения СМИ с церковью и государством. К. Гаджиев определяет связь между возрастанием роли религии в глобальном мире и развитием массмедиа6. Психологический аспект влияния СМИ на политику выделен и исследуется.

A. Юрьевым. Идеи петербургского профессора позволяют найти ориентиры для анализа ценностных предпочтений журналистов7.

Новейшая работа коллектива авторов под руководством проф.

B. Сидорова «Аксиология журналистики. Опыт становления новой дисциплины"8 позволяет вывести на качественно новый уровень.

Митрохин Н. Русская Православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006.

4 Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. — М.: Виоланта, 1998.

5 Schneider W., Raue Р.-J. Das neue Handbuch des Journalismus. — Bonn: Rowohlt Verlag, 2006.

6 Гаджиев К. Политология. — M.: Логос, 2001.

7 Юрьев А. СМИ о политике: эмоции побеждают мысль // Экстремизм и средства массовой информации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23−24 ноября 2006 г. — СПб.: Астерион, 2006.

8 Аксиология журналистики. Опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В. А. Сидорова. — СПб.: Роза мира, 2009. рассуждения о ценностях журналиста, его идеалах и принципах. Также авторы поднимают проблему конформизма журналистов и определения собственной позиции в профессиональной деятельности. Данная проблема оказывается принципиально важной для нашего исследования, когда речь заходит о публицистичности текстов и нейтральности авторской позиции.

Раскрытие личностных и ценностных ориентаций журналиста в профессиональной сфере имеет место в фундаментальном исследовании С. Корконосенко «Теория журналистики"9. Автор не только анализирует причины и предпосылки того или иного поведения журналиста, но и критически осмысляет фигуру современного представителя прессы, что особенно важно в контексте поисков выхода из кризиса светской прессы, о котором идет речь в нашем исследовании.

Функционирование прессы и социологический анализ развития журналистики дан в исследовании «Социология журналистики» под ред. С. Корконосенко и в работе «Основы журналистики"10. В «Социологии журналистики» особенно ценными для настоящего исследования являются разделы «Журналистский текст и социальная действительность: познание, отражение, преобразование» и «Социологическое мышление журналиста».

Второй большой группой исследований являются работы по политологии и религиоведению.

Структурный анализ публичной сферы и секулярных процессов блестяще представлен в работах Ю. Хабермаса «Структурный аспект публичности» и «Диалектика секуляризации"11. Философ и политолог дает развернутое основание для нового просвещенческого дискурса, который является прямым наследником дискурса XVIII в., но приспособленным к реалиям XX—XXI вв. Более того, именно Хабермасу принадлежит научное.

9 Корконосенко С. Г. Теория журналистики. — М.: Логос, 2010.

10 Корконосенко С. Г. Основы журналистики. -М.: Аспект-пресс, 2002; Социология журналистики / под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Аспект-пресс, 2004.

11 Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. — Neuwied am Rein: Luchterhand, 1971; Хабермас Ю., Ратцингер И. Диалектика секуляризации. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. обоснование публичной сферы, вокруг которой и строится логика рассуждений в данной работе.

Трудно переоценить для научного знания вклад В. Гараджи, который в.

1 л двух исследованиях — «Социология религии» и «Религиоведение» -детально рассмотрел взаимодействие институтов государства и церкви и обозначил современные тенденции данного взаимодействия, что во многом определило ход мысли в настоящем диссертационном исследовании.

Вызовы глобализации и угрозы просвещенческому проекту рассматриваются в ряде трудов А. Панарина, прогнозирующего угрожающее развитие геополитического сценария при крахе европейской идеи и просвещенческих идеалов13.

Другим важным исследованием секулярных процессов в современном мире является монография М. Стецкевича «Свобода совести"14. Автор не только находит корни секулярных принципов, но и очерчивает их функциональность в наши дни, когда о свободе совести говорится лишь лозунгами, без качественного наполнения термина.

С точки зрения тонкости анализа современной политологической ситуации в мире и месте религии и института церкви в нем авторитетно исследование У. Бека «Космополитическое мировоззрение"15. Известный политолог и социолог, что особенно важно, делает критический прогноз на будущее светского мира и секуляризации вообще, обнаруживает острый диссонанс во взаимодействии светского и религиозного.

Труды А. Западова, Б. Есина и Л. Громовой по истории журналистики позволили рассмотреть взаимодействии государства, церкви и светской прессы в динамике. Эти произведения были дополнены исследованиями.

12 Гараджа В. И. Социология религии. -М.: Наука, 1995.

1 Ч.

Панарин А. В каком мире нам предстоит жить? // Русский узел: идеи и прогнозы журнала «Москва» / под ред. С. Селивановой. — М: «Москва», 1999. — С.34.

14 Стецкевич М. С. Свобода совести. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2006.

15 Бек У. Космополитическое мировоззрение. — М: Центр исследований постиндустриального общества, 2008.

К. Нетужилова, А. Кашеварова по взаимоотношениям церкви и светского государства, а также по взаимодействию церкви с журналистикой.

Свободу духа, которая является также центральным понятием в нашем исследовании, подробно описал И. Кант в работе «Основы метафизики нравственности"16. Это исследование наряду с монографией Н. Бердяева.

Философия свободного духа" стали отправной точкой в рассуждении о свободе духа и ее роли в становлении журналистики и светской прессы. Фундаментальные исследования В. Дильтея, В. Виндельбанда и Н. Розова по аксиологии явились базой для теоретического обоснования ценности просвещенческих воззрений, объяснения механизма утверждения ценностей.

Цель исследования заключается в определении особенностей функционирования российской светской прессы в современном взаимодействии государства и церкви.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

— показать идейный и философский базис функционирования светской прессы, дефиницировать понятие светской прессы;

— рассмотреть динамику публичной сферы, охарактеризовать причины и следствия секуляризационных и сакрализационных процессов в публичной сфере и светской прессе;

— актуализировать просвещенческие идеалы, принципы свободы духа, свободы совести и толерантности в обществе, в том числе, в журналистском сообществе;

— дать характеристику практике современного взаимодействия журналистики, государства и церкви в медиасфере России;

— очертить проблему неустойчивости светского мировоззрения журналиста начала XXI века.

16 Кант И. Основы метафизики нравственности // Собр. соч. в 6 Т. -4.

17 Бердяев Н. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994.

М.: Мысль, 1966.-Т.

Объект исследования — российские общественно-политические СМИ, рассматриваемые в качестве информационного поля, инструмента и субъекта многомерного взаимодействия государства и церкви.

Предмет исследования — место и роль института светской прессы в публичном взаимодействии государства и церквижурналисты как субъекты такого взаимодействия.

Теоретической базой диссертационной работы стали труды отечественных и зарубежных политологов (Н. Макиавелли, Д. Милль, С. Хантингтон, А. Зиновьев, П. Бурдье, М. Вебер, С. Булгаков, А. Попов, Ф. Фукуяма), теоретиков журналистики (С. Корконосенко, Г. Лазутина, В. Сидоров), разработки ученых по вопросам взаимодействия государства и церкви и секуляризации (А. Пчелинцев, С. Карайченцева, В. Малахов, О. Сибирева, В. Чеснокова, Н. Придворов и Е. Тихонова, К. Жоль), по философии секуляризации (М. Ф. А. Вольтер, Д. Дидро, П.-А. Гольбах, Т. Гоббс, Ю. Хабермас, Й. Ратцингер, И. Ильин), по теме функционирования СМИ в области религии (Е. Ясин, В. Крашенинников, А. Краевский, Б. Дубин, В. Серебрянников, В. Колосов, И. Алексеев, А. Иваньков, С. Кара-Мурза), по теории ценностей (А. Овчаров, В. Борзенков, О. Астафьева, Ж-Ф. Лиотар, X. Зельдмайер, В. Виндельбанд, В. Дильтей, Л. Эрштейн).

Эмпирическая база исследования включает в себя:

• публикации в российской прессе, посвященные теме взаимодействия государства и церкви, в период с 2004 по 2010 гг. — «Новая газета», «Независимая газета», «Коммерсант», «Литературная газета" — выбор изданий обусловлен тем, что они представляют прессу различной идейно-политической направленности, но, в то же время, все четыре издания являются представителями качественной российской прессы;

• публикуемые современной Русской православной церковью миссионерские программы и стратегии развития;

• собственные материалы, собранные за время работы корреспондентом в программе «Вести. Санкт-Петербург» канала «Россия», новостным корреспондентом и автором передач телеканала «Мир». Методы исследования. Работа создавалась с опорой на принципы детерминизма, объективности, историзма, системного анализа. При изучении проблемы освещения светской прессой взаимодействия государства и церкви диссертантом применялся ценностно-политический анализ, социологический и культурологический методы, институциональный и сравнительный подходы.

Методы теоретического исследования. Структурно-ценностный и нормативно-ценностный методы использовались при выявлении аксиологической составляющей секуляризации и свободы духа. Методы хронологического анализа, классификации и периодизации теоретических источников применялись при рассмотрении вопроса о генезисе секулярных идеалов и просвещенческих идей в светской прессе, а также при изучении понятий «политический идеал» и «ценность». Генетический метод — при изучении просвещенческих идеалов и их редукции к гуманистическим концептам для восстановления генеалогии политических идеалов и ценностей современной прессы и общества. Номотетический метод использовался при выведении эволюционных закономерностей развития просвещенческих и секулярных идеалов в прессе и обществе. Ценностно-политический метод, ценностно-политический анализ — для теоретического рассмотрения становления секуляризации и симбиотической ценности свободы духа.

Методы работы с эмпирическим материалом. Контент-анализ — при исследовании публикаций светской прессы, посвященных взаимодействию государства и церкви, а также при рассмотрении программных заявлений политических и церковных деятелей. Экспертный опрос использовался при выяснении ценностных установок журналистов светской прессы и при выяснении функционирования парадигмы свободы духа в обществе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется секулярная компонента ценностной парадигмы светской прессы прошлого и настоящего, секулярная сущность прессы вводится в комплекс политических идеалов журналистики, актуализируется просвещенческая природа журналистики и фокусируется внимание на динамике и кризисе аксиологической эволюции политических ценностей СМИ на рубеже тысячелетий.

Исследование опирается на уже ведущиеся разработки в области аксиологии журналистики, базирующиеся на понимании журналистики как ретранслятора и источника ценностей общества и как самостоятельной социальной ценности. Данная диссертация вводит аксиологию журналистики в новое неисследованное русло секулярной природы журналистики как важной составляющей просвещенческого проекта прессы.

В диссертационной работе рассматриваются и вводятся в научный оборот понятия «секулярная ценность светской прессы», «секулярный и просвещенческий кризис прессы», раскрываются механизмы политического манипулирования прессы с помощью смены знаков во взаимодействии государства и церкви. Выводится структура и определяется содержание политических идеалов светской прессы в контексте теории и практики взаимодействия государства и церкви в современной России.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в разработке теоретического базиса ценностно-политического анализа отражения современных секуляризационных процессов в СМИ. Данное исследование также обосновывает необходимость принятия светской прессой просвещенческих и секулярных идеалов, обращение к рационалистической и гуманистической парадигмам. Выводы и положения работы могут быть использованы широким кругом специалистов-культурологов, теоретиками и практиками СМИ, социологами, политологами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. С самого возникновения пресса была светской. Вопросы взаимодействия государства и церкви прессой решались в основном с позиций гуманизма и рационализма. В эпоху Просвещения журналист был просветителем, просветители — журналистами, так как только с помощью прессы Просвещение смогло завоевать умы западного мира. Идеи секуляризации, рожденные веком Просвещения, — несомненная ценность прошлого и настоящего.

2. Просвещенческие идеи, при всем их благородстве, неспособны ответить на вызовы времени, необходимо их философское и политическое переосмысление в рамках просветительской традиции, так как и в России, и в Европе налицо мировоззренческий кризис, который готов сокрушить прежние либеральные и секулярные принципы, положенные в основу европейской политики последних столетий. Переосмысление должно разрабатываться и внедряться не только силами социологов и политологов, но и представителями СМИ, способными гипотезы и теории сделать близкими и понятными обществу.

3. Нейтральность текстов на тему государственно-церковных отношений, мировоззренческого кризиса, толерантности, краха либерализма говорит о том, что российская пресса во многом утратила публицистичность, которая являлась неотъемлемой частью журналистики и помогала выполнять ее просвещенческие функции. Между тем, именно сейчас в обществе наметилась необходимость находить на страницах газет яркие выступления, содержащие глубокий анализ государственно-церковных отношений, идеологической борьбы и проблем толерантности.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры теории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения диссертации изложены в выступлениях на научных конференциях и научно-практических семинарах Санкт-Петербургского государственного университета, офрмлены в виде научных статей и сообщений: 5 публикаций, в том числе 1 в издании из списка ВАК.

Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Заключение

.

Целью диссертационного исследования было обнаружение просвещенческих идеалов секуляризации и свободы духа в современной российской журналистике. Кроме того, необходимо было установить их место и роль в духовных процессах современного общества. После чего стало возможным установление новых ценностных ориентиров российской журналистики с поправкой на общественно-политическую ситуацию и вызовы времени.

Цель исследования была достигнута решением поставленных задач.

Задача показать идейный и философский базис функционирования светской прессы, дефиницировать понятие светской прессы была решена посредством подробного институционального и исторического анализа отношений церкви и государства, рассмотрением мировоззренческой компоненты эпохи Просвещения, выделением и определением светской прессы, развитием понятия публичной сферы.

В первую очередь, государство и церковь были проанализированы как институты общества. Институциональный анализ позволил поднять на поверхность тенденции во взаимодействии на протяжении веков, что прояснило смысл современных коллизий и нерешенных споров в государственно-церковных отношениях. В частности, были сделаны выводы о постоянной смене векторов в данном взаимодействии, выводы о перманентной борьбе процессов секуляризации и сакрализации.

Исходя из анализа государственно-церковного взаимодействия, невозможно было не заметить, что одну из важных ролей в данном дискурсе играет журналистика и светская пресса. Последняя выполняет сразу несколько функций: во-первых, является полноценным актором в отношениях государства и церкви, что делает светскую прессу субъектом в контексте государственно-церковного взаимодействияво—вторых, становится инструментом в диалоге данных институтов, то есть, площадкой для полемики, для обмена мнениями, для обозначения проблемного поля и имеет высокий потенциал по дискурсивному решению коллизийв-третьих, светская пресса становится объектом воздействия со стороны государства и церкви в их полемике, так как светская пресса обладает широкими возможностями и опытом по распространению информации для публики и по формированию общественного мнения.

Данными функциями светская пресса не обладала изначально: оформление и выдвижение светской прессы на передовые позиции не только в государственно-церковном диалоге, но и в общественно-политическом дискурсе, произошло благодаря развитию идей секуляризации, свободы духа, свободы совести, что составляло ядро идеологии Просвещения. Рационализация и обмирщение, с одной стороны, освободили прессу от влияния церкви и религиозного мировоззрения, наполнили ее новым содержанием, обогащенным светскими принципами и либеральными взглядами. Но и сама пресса дала толчок к распространению просвещенческого мировоззрения, к легитимизации теории свободы духа и секуляризации.

Идеальным теоретическим и практическим оформлением взаимодействия светской прессы с политическими и общественными институтами явилось возникновение публичной сферы в XVII в. Она стала местом ведения всевозможных дискуссий, полемик и диалогов и представляла собой, в частности, многочисленные площадки — газеты, журналы, брошюры, — наполнившие Европу. Таким образом, рождение идей свободы, секуляризации подтолкнуло развитие прессы, свободной от идеологического гнета религиозности, а пресса, в свою очередь, растиражировала новую идеологию благодаря невиданным до этого момента возможностям, которые предоставила публичная сфера. Отныне государственно-церковный диалог, который определял внутреннюю и внешнюю политику Европы на протяжении столетий, не ограничивался непосредственным волюнтаристским решением светских государей или церковных иерархов, а шел опосредованно, через публичную сферу и светскую прессу. Своим современным набором принципов и функций журналистика также обязана публичной сфере и сопряженной с ней медиасфере, которые в совокупностями с результатами социального развития сделали журналистику социальным институтом.

Сам термин — светская пресса — получает наименование в связи с развитием просвещенческой идеологии. Принципиальным отличием светской прессы от существующей до этого прессы является отстраненность от пропаганды религиозной доктрины и фундаментальная приверженность светскому гуманизму и рационализму. Самым главным отличительным свойством светской прессы является ее диалогичность, так как именно идеология свободы духа, ставшая одним из базисных принципов функционирования светской прессы, санкционирует выражение любых точек зрения и любых позиций. В свою очередь, механизм работы светской прессы и публичной сферы, как категории более высокого порядка, позволяет диаметрально противоположным мнениям и мировоззрениям сходиться в дискуссии на страницах светской прессы. Таким образом, светская пресса сделала возможным государственно-церковный дискурс в его идеальном понимании и открытый диалог.

Следующая задача — рассмотреть динамику развития публичной сферы, охарактеризовать причины и следствия секуляризационных и сакрализационных процессов в публичной сфере и светской прессе была решена с помощью раскрытия механизмов взаимодействия журналистики, государства и церкви в эпоху Просвещения как на Западе, так и в России, определения секуляризационных и сакрализационных процессов в журналистике и в социуме, а также посредством анализа тенденций упадка публичной сферы. Метаморфозы общественно-политической жизни привели к тому, что публичная сфера на Западе (по Хабермасу, в ее идеальном варианте) находится в упадке, а в России имеются тенденции к ее разрушению. Это стало результатом обесценивания открытого дискурса и честного диалога, которые лежали в основе публичной сферы. Вместо этого, имеются тенденции к манипулированию общественным мнением посредством публичной и медиасферы, что сводит на нет достижения эпохи Просвещения, а простые граждане, которые до этого имели возможность участвовать в решении общественно-политических задач, теперь не могут быть участниками публичных диспутов. В такой ситуации тиражирование принципов секуляризации и светскости с помощью прессы невозможно. Государственно-церковный дискурс не имеет более того накала, который прежде предоставлял реальные возможности для нравственного просвещения и обозначал перспективы идеологического единства государства. В связи с этим, повсеместно усиливается процесс сакрализации, который является главной характеристикой государственно-церковных отношений в современной России.

Сакрализация в России наблюдается через процесс клерикализации разных сторон общественной жизни, а также самой светской прессы, которая до этого базировалась на принципах светского гуманизма и рациональности. Сакрализация прессы привела к тому, что в мировоззренческом аспекте религиозная доминанта стала обнаруживаться все чаще. Во многом из-за разрушения прежней светской идеологии по всему миру и невозможности существования без обновления прежних принципов толерантности, свободы совести, политкорректности произошел мировоззренческий коллапс, перешедший в мировоззренческий кризис. При этом сакрализация действительно превратилась в ценность, разделяемой большой частью общества, и действует наравне со светскостью.

Процесс сакрализации прессы сопровождается двумя тенденциями: сакрализацией светской прессы посредством влияния РПЦ и религиозной доктрины в целом и медиатизацией церкви, что особенно заметно в последние годы, когда были созданы многочисленные православные издания, радиостанции, телеканалы. При этом важно отметить, что сакрализация прессы не является отрицательным процессом: негативно может трактоваться только вытеснение светских принципов из функционирования прессы, то есть, когда сакрализация пытается стать доминирующим воззрением в обществе.

Опасность сакрализации заключается в дифференциации людей по конфессиональному признаку, разделении на «свой — чужой». СМИ при этом способствуют мифологизации, когда кроме сакрального принципа никакой другой не подается в качестве серьезной идеологической и ценностной альтернативы.

Третья задача — актуализировать просвещенческие идеалы, принципы свободы духа, свободы совести и толерантности в обществе, в том числе, в журналистском сообществе — была решена с помощью рассмотрения динамики взаимодействия трех субъектов — журналистики, государства и церкви — за последнее десятилетие. Это позволило актуализировать необходимость анализа представлений журналистов о практике освещения государственно-церковного взаимодействия. Затем были подведены итоги двух экспертных опросов: практикующих журналистов на предмет ценностных ориентаций при освещении государственно-церковных отношений, а также групп российских и немецких интеллектуалов на предмет функционирования в обществе понятия свободы духа.

Светская пресса предоставила возможность журналистам высказывать различные точки зрения и предоставлять слово самым разным политическим и общественным силам. Но в настоящее время данная возможность реализована не полностью. Результаты проведенного экспертного опроса среди журналистов показали, что далеко не все из них осознают потенциал светской прессы, боятся высказываться в критическом ключе, когда речь идет о государственно-церковных отношениях, обнаруживают мировоззренческую растерянность. Практика освещения взаимодействия государства и церкви показывает, что среди журналистов нет единого мнения, с каких позиций информировать общественность. Более того, неустойчивость мировоззрения подтверждается тем фактом, что журналисты желали бы переложить ответственность за освещение государственноцерковных отношений на специального человека, который занимался бы в редакции только вопросами освещения государственно-церковного взаимодействия.

Неустойчивость светского мировоззрения журналиста объясняется во многом неактуальностью идеологии свободы духа. Она позволяла не только журналистам, но и всем людям свободно высказывать свое мнения по любому поводу, в том числе, по поводу государственно-церковных отношений, придавала легитимность самым критическим и острым спорам, дискуссиям и выражениям мнений. Неактуальность свободы духа и нераспространение данной идеи в обществе подтверждается экспертным опросом интеллектуальной аудитории, то есть тех людей, которые являются потребителями светской качественной прессы. Параллельно опрашивались журналисты, которые также не обнаружили интереса к идеологии свободы духа.

Четвертая задача — дать характеристику практике современного взаимодействия журналистики, государства и церкви в медиасфере Россииоказалась решенной после проведения подробного контент-анализа светской периодической печати России, а именно четырех качественных изданий российской прессы на предмет освещения государственно-церковных отношений: «Коммерсанта», «Новой газеты», «Литературной газеты», «Независимой газеты».

Прежде всего, мы выяснили, что журналисты склонны к тотальной политизации государственно-церковных отношений. Фигуры первоиерархов церкви выглядят политическими фигурами, а сам дискурс государственно-церковных отношений не отличается от освещения светскими журналистами предвыборной гонки. При этом как такового дискурса не существуетпозиция церкви практически не подается, читатель, получает лишь негативный критический отзыв о государственно-церковном взаимодействии. Между тем, дискурс в публичной сфере представляется как предоставление самых разных позиций. При этом светские журналисты ничего не противопоставляют церковной идеологии и религиозному мировоззрению. В совокупности с критикой неактуальных более идей толерантности и политкорректности, это приобретает очертания полной растерянности светского журналиста перед вызовами современности.

Исключением в освещении государственно-церковных отношений является «Литературная газета», которая соблюдает традиции публичной сферы и сохраняет принцип общедоступности.

Представляется необходимым отметить, что, несмотря на критическое отношение к отдельным вопросам государственно-церковного взаимодействия, журналисты не обнаруживают целостного видения картины борьбы секуляризации и сакрализации, что является очевидным для политологов и религиоведов. Также светское мировоззрение, точнее, его целостное представление, отсутствует у журналистов светской прессы, что приводит к ослаблению светской идеологии вообще, так как она теряет возможность ретрансляции через светскую прессу.

В то же время, оппоненты светских журналистов, представляющие собой священников, религиоведов, политологов, выглядят более убедительными за счет целостного восприятия религиозного мировоззрения, качественной подготовки по теоретическим вопросам религиозной и церковной морали, предоставления читателю готовой и работающей модели функционирования государственно-церковных отношений, в отличие от фрагментарной светской идеологии, транслируемой светскими журналистами.

Последняя задача — очертить проблему неустойчивости светского мировоззрения журналиста начала XXI века — была решена после подведения итогов контент-анализа рассмотрением причин слабости позиций светских публицистов.

Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев слабость выступлений журналистов светской прессы по поводу государственно-церковных отношений заключается в том, что журналисты опасаются высказывать свою позицию и, в отличие от приверженцев религиозного мировоззрения, предпочитают оставаться нейтральными там, где требуется твердая точка зрения, отчего эмоциональность подобных выступлений приближается к нулю. Тогда как в прошлом именно убежденность и отстаивание принципов отличали публициста от репортера. Роль публицистов берут на себя нежурналисты, политологи и религиоведы, экономисты. Что не умаляет достоинств их выступлений. Но при небольшом количестве их статей на фоне обилия материалов на тему государственно-церковных отношений, написанных журналистами, процент по-настоящему публицистических выступлений крайне незначителен.

В то же время, именно на публицистику возлагаются основные надежды по ведению государственно-церковного дискурса, который позволил бы помочь в разрешении мировоззренческих коллизий современного мира, актуализировал бы полемику и дебаты, позволил бы вернуть баланс секулярного и сакрального. Представляется, что решение данной задачи лежит в повышении качества мировоззренческой подготовки журналиста, в осознании им своей роли в общественно-политических процессах, конкретно, в отражении государственно-церковного взаимодействия.

Таким образом, основные выводы диссертационного исследования выглядят следующим образом:

• исторически дискуссия о государственно-церковных отношениях и становление просвещенческой идеологии позволили оформиться светской прессе и придали журналистике те функции, которыми она обладает на сегодняшний деньв свою очередь, светская пресса служила площадкой для полемики по важнейшим мировоззренческим вопросам;

• светская пресса сама стала синонимом диалога, так как принцип общедоступности и идейного плюрализма, санкционированный секуляризацией и идеологией свободы духа, был заложен в ее сути;

• со временем секулярное мировоззрение обнаружило тенденции к разрушению, так как старые принципы потребовали переосмысления и адаптации к вызовам современностино светская пресса оказалась неспособной справиться с задачей по рациональному освещению государственно-церковного диалога, так как идея светскости и свободы духа более не являются актуальными ни для журналистов, которые предпочитают оставаться нейтральными, ни для аудитории;

• возрождению диалога и полемики на тему государственно-церковных отношений может помочь возрождение спроса на публицистику и качественно новая подготовка журналистов-публицистов.

Таким образом, основная гипотеза исследования подтвердилась: утрата светской прессой просвещенческих установок, ориентации на свободу духа, которая санкционирует любые дискуссии в публичной сфере, ведет к тенденциям снижения функциональности журналистики. Особенно оказываются ослабленными духовно-идеологическая, регулирующая и информационно-коммуникативная роли прессы.

В соответствии со сделанными выводами, можно говорить о горизонте будущих исследований. Актуальным представляется исследовать механизмы возрождения публицистики и повышения престижа журналистов-публицистов наряду с журналистами-информационщикам. Важно выработать теорию взаимодействия с аудиторией в контексте всеобщего мировоззренческого кризиса, когда отдельно взятый индивидуум лишен реальной возможности участвовать в общественно-политическом дискурсе. Необходимо раскрыть методы функционирования конфессиональной прессы, которая могла бы стать партнером светской прессы по возрождению публичной сферы. Среди наиболее востребованных исследований — более подробная и тщательная разработка аксиологии журналистики, так как именно транслируемые журналистом ценности и их качество определяют сегодня общественное мнение, а, следовательно, от этого зависит, сумеет ли современное общество преодолеть мировоззренческий кризис.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиология журналистики. Опыт становления новой дисциплины Текст. / под общ. ред. В. А. Сидорова. СПб.: Роза мира, 2009. — 173 е.-
  2. Анализ «медийных войн» об ОПК в светской прессе был представлен на конференции религиоведов в Москве Электронный ресурс. // БОГОСЛОВ.РУ: научный богословский портал. 2008. URL: http://www.bogoslov.ru/text/293 689/bogoslov.ru (дата обращения: 09.10.2011) —
  3. Л.А. Религия и власть в России Текст. / Л. А. Андреева. М.: Ладомир, 2001. — 251 е.-
  4. A.A. Даниэль Дефо Текст. / A.A. Аникст. М.: Учпедгиз, 1957.- 136 е.-
  5. И. Б. Онтология проблемы: эпистемологический подход Текст. / И. Б. Ардашкин // Известия Томского политехнического университета. 2005. — № 1. — С. 217-
  6. А. «Два мифа о журналистике» Электронный ресурс. /
  7. A. Архангельский // VZ.RU: интернет-газета «Взгляд». 2008. URL: http://www.vz.rU/columns/2008/4/7/157 655.html (дата обращения: 10.10.2010) —
  8. В. А. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом Текст. / В. А. Бачинин. -СПб.: Алетейя, 2005. 365 е.-
  9. Г. История церкви Текст. / Г. Бедуэлл- пер. К. Н. Корсакова. -М.: Христианская Россия, 1996. 304 е.-
  10. Бек У. Космополитическое мировоззрение Текст. / У. Бек- пер.
  11. B. Иноземцева. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008.-311 е.-
  12. В. Г. Письмо к Гоголю Текст. / В. Г. Белинский. М.: Гослитиздат, 1947. — 32 е.-
  13. Н. Философия свободного духа Текст. / Н. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 е.-
  14. БердяевН. Философия свободного духа Электронный ресурс. / Н. Бердяев. М., 1994. URL: http://lib.rus.ec/b/6195/read (дата обращения2009.2010) —
  15. А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики: учебное пособие Текст. / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. М. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. -432 с.-
  16. В., Поляков Ю. АнтиСМИтизм не пройдет! Текст. /В. Богданов, Ю. Поляков // Лит. газета. 2007, 16 мая-
  17. В. Культура как форма человечности Текст./ В. Большаков. Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000. -434 е.-
  18. Большая Советская энциклопедия Текст. / под ред. Б. Введенского. В 50 т. М.: издательство Большая советская энциклопедия, 1949−1955. — Т. 36.- 1955.-С. 414-
  19. Булгаков. С.Н.: Pro et contra: сб. ст. Текст. / под ред. И. Евлампиева. -М.: издательство РХГУ, 2003. 1000 е.-
  20. П. О телевидении и журналистике Текст. / П. .Бурдье- пер. Т. Анисимовой. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. — 159 е.-
  21. В эпоху глобализации Россия должна научиться отвергать чуждые ей ценности и защищать свои патриарх Кирилл Электронный ресурс. //
  22. TERF AX-RELIGION.RU: сайт информационного агентства «ИНТЕРФАКС». 2009. URL: http://www.interfaxreligion.ru/?act=news&div=29 386 (дата обращения: 10.10.2010) —
  23. В.О. История России и мирового сообщества Текст. /
  24. B. О. Дайнес. М.: Олма-Пресс, 2004. — 832 е.-
  25. Е. Колонка редактора Текст. / Е. Вартанова // Медиатренд. 2010. -№ 5. — С.1-
  26. С. С. Формирование нравственного самосознания в современном коммуникационном пространстве Текст. / С. С. Васильев // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. — № 3. — С. 2225-
  27. А. Б. Теория государства и права Текст. / А. Б. Венгеров. -М.: Юриспруденция, 2000. 528 е.-
  28. П. Крестовые походы: мифы и реальность священной войны Текст. / П. Виймар- пер. Е. Журавлевой. СПб.: Евразия, 2003. 383 е.-
  29. Вольтер. Философские сочинения Текст. / Вольтер- пер.
  30. C.Я.Шейнман-Топштейн. М.: Наука, 1996. — 560 е.-
  31. Г. Ф. Путь длиною в пять столетий Текст. / Г. Ф. Вороненкова. М.: издательство Московского университета, 1999. -640с.-
  32. Г., Чесанов А. Периодическая печать Германии Текст. / Г. Вороненкова, А. Чесанов. СПб.: издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. 220 е.-
  33. Всеобщая декларация прав человека Текст. М.: Права человека, 2006.-21 с-
  34. К. Политология Текст. / К. Гаджиев. М.: Логос, 2001. -488 с-
  35. А. Возмущение будет обязательно Электронный ресурс. / А. Гальперина // PRAVOSLAVIE.RU: православный интернет-журнал. 2004. URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/4561.htm (дата обращения: 11.03.2011) —
  36. В. Социология религии Текст. / В. Гараджа. М.: Наука, 1995.-223 е.-
  37. Э. Социология религии Текст. / Э. Гидденс- пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 466 е.-
  38. О. Государственный переворот. Стратегия и технологии Текст. / О. Глазунов. М., 2007. — 448 е.-
  39. Т. Левиафан Текст. / Т. Гоббс // Собр. соч. в 2 Т. М.: Мысль, 1991. — Т.2. — С. 95−125-
  40. Р. Свобода совести против свободы словаЭлектронный ресурс. / Р. Горевой // ГДФ.РУ: сайт Фонда защиты гласности. 2011. URL: http://www.gdf.ru/articles/item/7/385 (дата обращения: 08.10.2011) —
  41. Л. Н. От Руси до России Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: ACT, 2006. — 594 е.-
  42. А. Мешает ли православие развитию России? Электронный ресурс. / А. Данилова // PRAVMIR.RU: православный сайт Православие имир. 2011. http://www.pravmir.ru/filipb-simonov-o-tserkvi-i-vlasti/ (дата обращения: 11.03.2011) —
  43. Декларация принципов толерантности Электронный ресурс. // TOLERANCE.RU: сайт о толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/declar.html (дата обращения: 10.09.2011) —
  44. Л. Ван Моралисты в западне: ко (с)мическая хроника Текст. / Л. Ван Дельфт // Логос. 2011. — № 1. — С. 214-
  45. А. И. Мир политических ценностей Текст. / А. И. Демидов // Правоведение. 1997. — № 4. — С. 18 — 25-
  46. А. Война за Рязанские музеи Электронный ресурс. /
  47. A. Джафаров // приводится по сайту Portal-credo.ru. http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=monitor&id=l 1713/ (дата обращения: 08.10.2011) —
  48. Д. Избранные атеистические произведения Текст. / Д. Дидро- пер. русских писателей. М.: Институт истории АН СССР, 1956. — 434 е.-
  49. В. Построение исторического мира в науках о духе Текст. /
  50. B. Дильтей- пер. В. А. Куренного. М.: Три квадрата, 2004. — 419 е.-
  51. И. А. Памфлеты Свифта Текст. / И. А. Дубашинский. -Рига, 1968.-234 е.-
  52. . И. История русской журналистики (1703−1917) Текст. / Б. И. Есин. М.: Наука, 2000. — 104 е.-
  53. Г. В. Журналистика: исторические этюды и портреты Текст. / Г. В. Жирков. СПб.: Роза мира, 2007. — 662 е.-
  54. Г. В. История цензуры в России XIX XX вв. Текст. / Г. В. Жирков. — М.: Аспект пресс, 2001. — 368 е.-
  55. ЖукоцкийВ. Д. Апостол Просвещения или кантовское откровение о морали и религии Текст. / В. Д. Жукоцкий // Вестник российского философского общества. 2004. — № 4. — С. 114-
  56. Журналистика Церковь — Просвещение: сб. ст. Текст. / под ред. Г. В. Жиркова. — СПб.: издательство СПбГУ, 2002. — 154 е.
  57. А. В. Русская журналистика XVIII века Текст. / A.B. Западов. -М.: Наука, 1964.-224 е.-
  58. Я., Богданов В. Жива ли журналистика? Манипуляции и «аншлаги» бьют по гражданскому обществу Текст. / Я. Засурский // Журналистика и медиарынок. 2005. — № 12. — С. 4-
  59. А. А. Русская трагедия Текст. / А. А. Зиновьев. М.: Алгоритм, 2006. — 608 с.
  60. А. Основы социальной философии Текст. / А. Ивин. М.: Высш. шк., 2005.-440 е.-
  61. И. А. Путь духовного обновления Электронный ресурс. / И. А. Ильин. М., 1996. URL: http://lib.ru/FILOSOF/ILIN/put.txt (дата обращения: 11.09.2011) —
  62. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255 е.-
  63. Информационная война против церкви: журналисты дезинформируют рязанских читателей Электронный ресурс. // Персональный блог. 2010. URL: http://tverdyi -znak.livejournal.com/6841 .html (дата обращения: 08.10.2011) —
  64. JI. Новая магическая эпоха Текст. / Л. Ионин. М.: Логос, 2005,-№ 5.-С. 25-
  65. История русской журналистики XVIII—XIX вв. Текст. / под ред. Л. П. Громовой. СПб.: издательство СПбГУ, 2005. — 599 е.-
  66. К.Н. Леонтьев: Pro et Contra: сб. ст. Текст. / сост. А. П. Козырев. -СПб.: Издательство РХГИ, 1995. Т. 1. — 704 е.-
  67. Как церковь умудрилась предать анафеме журналиста-атеиста // радиопередача Час прессы / эфир на радио «Свобода» 20.08.2009-
  68. Какая демократия нужна России? Электронный ресурс. // LEVADA.RU: исследование Левада-Центра. 2010. URL: http://www.levada.ru/archive/gosudarstvo-i-obshchestvo/rossiya-i-demokratiya/kakaya-demokratiya-nuzhna-rossii (дата обращения: 11.09.2011) —
  69. И. Основы метафизики нравственности Текст. / И. Кант- пер. с нем. // собр. соч. в 6 Т. / под ред. В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1966. — Т. 4 -С. 300.
  70. Кара-Мурза А. Между «градом Китежем» и «городом Глуповым» Текст. // Коллаж. 1997. — С. 33.
  71. В. О. Воспоминания о Н. И. Новикове и его времени Текст. / В. О. Ключевский // Курс русской истории. Ч. V. — М., 1937. — С. 424−435-
  72. М. М. История отечественных средств массовой информации Текст. / М. М. Козлова. Ульяновск: УлГТУ, 2000. — 336 е.-
  73. КОММЕРСАНТ.РУ: официальный сайт газеты «Коммерсант». Электронный ресурс. URL: http://www.kommersant.ru/about (дата обращения: 10.08.2011) —
  74. В. Социология коммуникации Текст. / В.Конецкая. М.: МубИУ, 1997.-304 е.-
  75. Консервативная революция Юрия Полякова Электронный ресурс. // РУССДОМ.РУ: сайт православного интернет-журнала. 2005. URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2004/20 0404i/20 040 428.html (дата обращения: 30.08.2010) —
  76. С. Г. Основы журналистики Текст. / С. Г. Корконосенко. М.: Аспект-пресс, 2002. — 287 е.-
  77. С. Г. Теория журналистики: моделирование и проектирование Текст. / С. Г. Корконосенко. М.: Логос, 2010. — 248 е.-
  78. Е. Религиозная мораль и секулярная нравственность Текст. / Е. Краснухина // Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции 28−30 ноября 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 46−51-
  79. В. Россия Америка: война культур. Как американские ценности преломляют видение России Текст. / В. Крашенинникова. — М.: Европа, 2007. — 392 е.-
  80. И. В. История отечественной журналистики (1917−2000) Текст. / И. В. Кузнецов. М.: Наука, 2002. — 640 е.-
  81. КуртцП. Что такое светский гуманизм? Электронный ресурс. / Й. Куртц- пер. с нем. // HUMAN1SM.RU: сайт Российского гуманистического общества. 2009. URL: http://www.humanism.ru/secular-humanism.htm (дата обращения: 10.09.2011) —
  82. А. Религия в новой России: неангажированный взгляд Текст. / А. Кырлежев // Континент. 2004. — № 4. — 278-
  83. Г. Основы творческой деятельности журналиста Текст. / Г. Лазутина. М.: Аспект пресс, 2001. — 240 е.-
  84. Э. Приверженность журналистскому долгу Текст. / Э. Ламбет- пер. с англ. М.: Виоланта, 1998. — 320 е.-
  85. Н.И. Социокультурный подход социетально-функциональные структуры / Н. И. Лапин Текст. // Социологические исследования. 2000. -№ 7. с. 3−10-
  86. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. / Ж. Ле Гофф- пер. Ю. Л. Бессмертного. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 376 е.-
  87. С. Социология: толерантность в отношениях светской и религиозной культуры Электронный ресурс. / С. Лебедев // INAUKA.RU: сетевая версия газеты «Известия науки». URL: http://nauka.izvestia.ru/blogs/article35896.html (дата обращения: 10.09.2011) —
  88. Е. Власть и церковь русская симфония Электронный ресурс. / Е. Лебедева // RUS-OBR.RU: аналитический портал Русскийобозреватель. 2009. URL: http://www.rus-obr.ru/idea/1805 (дата обращения: 10.09.2011) —
  89. С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика Текст. / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. М.: РАУ Университет, 2000. — 319 е.-
  90. Д. Опыт о человеческом разуме Текст. / Д. Локк // Избр. философские произв. в 2 Т. Т. I. — М., 1960. — С. 419121-
  91. К. Теперь в России есть гильдия религиозных журналистов Электронный ресурс. / К. Лученко // MED1ASOYUZ.RU :сайт общероссийской организации работников СМИ. 2001. URL: http://www.mediasoyuz.ru/press/index.php?id=159 (дата обращения: 12.06.2010) —
  92. М. Л. Основы теории дискурсаТекст. / М. Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 е.-
  93. И. «Воцерковление» светской прессы Электронный ресурс. / И. Максутов // RELIGO.RU: аналитический религиоведческий сайт. 2010. URL: http://religo.ru/2010/06/vocerkovlenie-svetskoj-pressy/ (дата обращения: 11.03.2011) —
  94. Д. и Рич Р. Политология. Методы исследования Текст. / Д. Мангейм, Р. Рич- пер. А. Соколова. М.: Весь мир, 1997. — 544 е.-
  95. С., Мареева Е. История философии Текст. / С. Мареев, Е. Мареева. М.: академический проект, 2004. — 880 е.-
  96. К. К критике политической экономии. Предисловие Текст. // Маркс К., Энгельс Ф.- пер. с немец. Собр. соч. М.: Мысль, 1955. -С. 157.-
  97. МасловаВ.А. Политический дискурс: языковые игры или и игры в слова? Текст. / В. А. Маслова // Политическая лингвистика. -Екатеринбург, 2008. Вып. 1. — С. 44-
  98. МЕДИАГЕО.РУ: сайт Атлас СМИ. 2009. Электронный ресурс. ШЬ: http://www.mediageo.ш/fedpressa/ezhednev/kommersant.html (дата обращения: 10.08.2011) —
  99. Медиаобразование: стратегии развития Текст. // Медиатренды. 2010. — № 8. — С.2-
  100. П. Очерки по истории русской культуры Текст. / П. Милюков. Собр. Соч. в 3 Т. Т.2. — М.: Прогресс-культура, 1994. -457 е.-
  101. Ф. И. Социальная антропология Текст. / Ф. И. Минюшев. -М.: МУБиУ, 1997.-192 е.-
  102. Может ли светский человек писать о религии? Электронный ресурс. // IZBRANNOE.RU: информационно-аналитический портал. 2007. URL: http://www.poItal-credo.ru/site/?act==monitor&id=l 1104 (дата обращения: 12.08.2011) —
  103. А. Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке Текст. / А. Е. Молотков. СПб.: Русский остров, 2008. — 400 е.-
  104. МорозовА. Наступила ли постсекулярная эпоха? Текст. / А. Морозов // Континент. 2007. — № 131. — С. 314-
  105. МухаевР. Т. Политология Текст. / Р. Т. Мухаев. М.: Приор, 2010. -400 е.-
  106. P.M. На путях к конфессиональной политике: ислам в Татарстане Текст. / P.M. Мухаметшин // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения: сб.ст. Н. Новгород: издательство Волго-Вятской академии госслужбы, 2003. — С.87-
  107. Т.В., Устимова О. В. Ценности, оценки и журналистика Текст. / Т. В. Наумова, О. В. Устимова // CredoNew. 2000. — № 4. — С. 47-
  108. B.C. Общая теория права и государства Текст. /
  109. B.C. Нерсесянц. М.: Норма, 1999. — 552 е.-
  110. Н. Свобода речи, терпимость и наши законы о печати Текст. / Н. Никлюдов. СПб.: Типография Н. Никлюдова, 1869. — 267 е.-
  111. О нас Электронный ресурс. // FOMA.RU: официальный сайт журнала «Фома». 2010. URL: http://www.foma.ru/about/ (дата обращения: 10.09.2011) —
  112. М. Религия и мировая политика Текст. / М. Олбрайт- пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2007. — 352 е.-
  113. Онлайн-конференция «Новой газеты» Электронный ресурс. // НОВАЯГАЗЕТА.РУ: официальный сайт «Новой газеты». 2010. URL: http://www.novayagazeta.ru/st/online/375 294/ (дата обращения: 10.08.2011) —
  114. Ортега-и-Гасет X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет- пер. с исп. М.: ACT, 2003. — 509 е.-
  115. Р. Цивилизация. Новая история западного мира Текст. / Р. Осборн- пер. с англ. М.: ACT, 2008. — 765 е.-
  116. А. В каком мире нам предстоит жить? Текст. / А. Панарин // Русский узел: идеи и прогнозы журнала «Москва» / под ред.
  117. C. Селивановой. М: Москва, 1999. — С.34.
  118. ПарсонсТ., Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс- пер. с англ. М.: Аспект пресс, 1997. — 270 е.-
  119. О. Рациональное заколдовывание мира: российские маги Текст. / О. Паченков // Невидимые грани социальной реальности.
  120. Сборник статей по материалам полевых исследований / под ред. Воронкова В. и др. СПб. — 2001. — Вып. 9. — С. 97−98-
  121. А. Л., Батеева Е. В. История политических учений Текст. / А. Л. Питерская, Е. В. Батеева. М.: МГИУ, 2008. — 477 е.-
  122. Е. Социальная философия Текст. / Е. А. Подольская. -Харьков: изд-во НУ А, 2009. 542 е.-
  123. Ю. В. Публицисты Великой французской революции Текст. / Ю. В. Попов. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 318 е.-
  124. Популярный иллюстрированный энциклопедический словарь Текст. / под ред. В. В. Овчинникова. Европедия. М.: Олма пресс, 2003. — 1168 е.-
  125. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Почепцов. М.: Рефлбук, 2001.-656 е.-
  126. Приживется ли демократия в России Текст. / Е.Г. Ясин- фонд «Либеральная миссия». М.: Новое издательство, 2005. — 383 е.-
  127. Прикладное религиоведение для журналистов: сб. ст. Текст. / под ред. М. Григоряна. М.: Права человека, 2009. — 254 с.-
  128. Протоиерей Василий (Зеньковский) Апологетика. Христианская Педагогика Текст. / прот. В. Зеньковский. Минск: издательство Белорусского Экзархата, 2010. — 528 е.-
  129. A.B. Свобода религии и права верующих в современной России Текст. / A.B. Пчелинцев. М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — 388 е.-
  130. А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций Текст. / A.A. Радугин. М.: Центр, 1999.-240 е.-
  131. В. Социокультурная взаимосвязь массового и информационного общества Текст. / В. Ратиев // Социально-гуманитарные знания. 2007. -№ 1.-С. 258-
  132. Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. -430 с.-
  133. Религиоведение: энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. П. Забияко и др. М.: Академический проект, 2006. — 1256 е.-
  134. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии Текст. / сост. В. И. Гараджа. М.: Наука, 1996. — 469 е.-
  135. Н. Подход к проблеме смысла истории Текст. / Н. Розов. М.: Логос, 2002. — 656 е.-
  136. Российская социологическая энциклопедия Текст. / под общ. ред.Г. В. Осипова. М.: Норма, 1998. — 664 е.-
  137. Российская социологическая энциклопедия Текст. / под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма-Инфра, 1998. — 480 е.-
  138. Российские СМИ, оскорбляющие чувства верующих, будут лишать регистрации Электронный ресурс. // НЬЮСРУ.КОМ: информационный сайт. 2006. URL: http://www.newsru.com/russia/15feb2006/smi.html (дата обращения: 11.03.2011) —
  139. РПЦ против музеев Видео. // КРАСНОЕ. ТВ: открытый творческий проект. 2010. URL: http://www.krasnoetv.ru/node/7400 (дата обращения: 08.10. 2011) —
  140. В. Е., Рубаник С. А. История политических и правовых учений Текст. / В. Е. Рубаник, С. А. Рубаник. М.: Волтерс Клувер, 2011. — 384 е.-
  141. Русская идея немыслима без Православия Электронный ресурс. // RUSK.RU: православное информационное агентство. 2005. URL: http://rusk.ru/newsdata.php?idar=207 662 (дата обращения: 10.10.2010) —
  142. Д. Универсальный журналист Текст. / Д. Рэндалл. М.: Promedia, 2009. — 265 е.-
  143. Е. РПЦ и ТВ: братство по оружию Электронный ресурс. / Е. Сальникова // CHASKOR.RU: интернет-портал журналистских расследований.2009. URL: http://www.chaskor.ru/article/rptsitvbratstvopooruzhiyu2958 (дата обращения: 11.03.2011) —
  144. К. В. Политический анализ Текст. / К. В. Симонов. М.: Логос, 2002.- 152 е.-
  145. А. Церковь и государство: проблемы и перспективы взаимоотношений Электронный ресурс. / А. Ситников // PRAVOSLAVIE.RU: православный портал. 2001. URL: http://www.pravoslavie.ru/analit/cerkovgsudars.htm (дата обращения: 10.09.2011) —
  146. Словарь философских терминов Текст. / под ред. В. Кузнецова. М.: Инфра-М., 2009.-731 е.-
  147. СМИ.РУ: мониторинг СМИ. 2006. Электронный ресурс. URL: http://www.smi.ru/sources/16/ (дата обращения: 10.08.2011) —
  148. А. Рефлексивная журналистика Текст. / А. Согомонов // Роль прессы в формировании в России гражданского общества: сб. ст. -М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 1999. С. 61-
  149. А. «Священный капитал» и его олигархи Текст. / А. Солдатов // Отечественные записки. 2001. — № 1. — С. 4-
  150. Д. Кризис мирового капитализма Текст. / Д. Сорос. М.: Инфра-М, 1999. — 262 е.-
  151. Социология журналистики Текст. / под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект-пресс, 2004. — 316 е.-
  152. М. С. Свобода совести Текст. / М. С. Стецкевич. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2006. — 299 е.-
  153. СтоляровА. Освобожденный Эдем Электронный ресурс. / А. Столяров // ARCHIPELAG.RU: аналитический сайт Русский архипелаг. 2008. URL: http://www.archipelag.ru/authors/stolyarov/?library=2239 (дата обращения: 10.09.2011) —
  154. Д., ЦарикЮ. Информационное общество Электронный ресурс. / Д. Суслов, Ю. Царик // CONTRTV.RU: информационно-аналитическое издание. 2010. URL: http://www.contitv.rn/common/1566 (дата обращения: 10.09.2011) —
  155. Е. Четыре свободы Текст. / Е. Тарновский. СПб.: Макет, 1995.- 190 е.-
  156. Е. Искусство жить Электронный ресурс. / Е. Тельпиз // VLADIMIRPOZNER.RU: сайт Владимира Познера. 2010. URL: http://vladimirpozner.ru/?p=3492 (дата обращения: 11.03.2011) —
  157. ТойнбиА. Постижение истории Текст. / А. Тойнби. М.: Прогресс, 1990.- 120 е.-
  158. А. И. История государства и права России: учебное пособие Текст. / А. И. Толстая. М.: Юстицинформ, 2005. — 137 е.-
  159. А. Рунет как публичная сфера: хабермасианский идеал и рельность Электронный ресурс. / А. Трахтенберг // POLITEX.INFO:электронный журнал Политекс. 2006. № 2. URL: http://www.politex.info/content/view/232/30/ (дата обращения: 10.09.2011) —
  160. А. Этические вызовы для меняющегося ландшафта СМИ Текст. / А. Уайт // Журналист. 2008. — № 8. — С.9−11-
  161. Д. А. Секуляризация как социологическое понятие Текст. / Д. А. Узланер // Социологические исследования. 2008. — № 8. — С. 67-
  162. Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер. -М.: Аспект-пресс, 2004. 400 е.-
  163. ФилатовС. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию Текст. // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Росспэн, 2009. — 400 е.-
  164. Философия: Энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. Ивина. -М.: Гардарика, 2004. 1072 е.-
  165. Д. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке Текст. / Д. Фонвизин // Пустомеля / изд. А. Афанасьева. М., 1858. — С. 98−99.
  166. С. С. Основы социологии Текст. / С. С. Фролов. М.: Юристъ, 1997.-344 е.-
  167. Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе Текст. // Полис. 2010. — № 2. — С. 721-
  168. Ю. Теория коммуникативного действия Текст. // Вестник Московского университета. Сер. VII, Философия. 1993. — № 4. — С.45-
  169. Ю., Ратцингер И. Диалектика секуляризации Текст. / Ю. Хабермас, Й. Ратцингер. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 112 е.-
  170. В. Наука о власти. Кратология / В. Халипов. М., 2002. Электронный ресурс. // ГУМЕР. ИНФО: интернет-библиотека. 2005. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Polit/Halip/01.php (дата обращения: 08.09.2010) —
  171. ХегглундБ. История теологии Текст. Б. Хегглунд. СПб.: Светоч, 2001.-370 е.-
  172. ХеффнерЙ. Христианское социальное учение Текст. / Й. Хеффнер. -М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001. 813 е.-
  173. Е. Церковь и государство в поисках политического смысла Электронный ресурс. / Е. Холмогоров // Отечественные записки. 2001. — № 1.-С.6−7-
  174. В. Н. Теория государства и права Текст. / В. Н. Хропанюк. -М.: Интерстиль, 2008. 384 е.-
  175. ЦыпинВ. А. Церковное право Текст. / В. А. Цыпин. М.: МФТИ, 1994.-440 е.-
  176. А. Мир современных медиа Текст. / А. Черных. М.: Территории будущего, 2007. — 312 е.-
  177. В. А. Введение в курс общей теории права и государства Текст. / В. А. Четвернин. М.: Институт государства и права РАН, 2003. -204 е.-
  178. JI. Основы журналистики Текст. / JI. Чигринская. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. Тех. ун-та, 2001. 287 е.-
  179. Т. В. Просвещение Текст. // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 Т. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2001. — Т.1. — С. 94-
  180. М. Богословие вместо коммунизма? Текст. / М. Шевченко // Независимая газ. 2000, 22 марта-
  181. Г. История философии права Текст. / Г. Шершеневич. -СПб.: Лань, 2001.-528 е.-
  182. А. Конфессиональная пресса и светская религиозная ¦ журналистика Текст. / А. Щипков // Независимая газета. 2001, 31 мая-
  183. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ Текст. / У. Эко- пер. с итал. М.: Эксмо, 2007. — 592 с-
  184. M. Трактат по истории религий Текст. / М. Элиаде- пер. с фр. В. СПб.: Алетейя, 2000. -Т.1.-404 е.-
  185. А., Ушаков Д. Нравственность в современной России Текст. /
  186. A. Юревич, Д Ушаков // Социологический журнал. 2009. — № 1. — С. 8385-
  187. А. СМИ о политике: СМИ о политике: эмоции побеждают мысль Текст. / А. Юрьев // Экстремизм и средства массовой информации": Материалы научно-практической конференции 23−24 ноября 2006 г. СПб.: Астерион, 2006. — С. 24.
  188. В. А. Стратегия социологического исследования Текст. /
  189. B.А. Ядов. СПб.: Питер, 2005. — 596 е.-
  190. К. Введение в философию Текст. / К. Ясперс- пер. с нем. -Минск: Пропилеи, 2000. 191 е.-
  191. Christianity Unveiled by baron D’Holbach Текст. / D’Holbach baron-translate by D. Holonan. Kingston upon Thames: Hodgson Press, 2008. — 518 p--
  192. Dulmen R. van Kultur und Alltag in der Fruhen Neuzeit Текст. / R. van Dulmen. Munchen: C.H. Beck Verlag, 2005. — 342 S.-
  193. Duvenage P. Habermas and aesthetics Текст. / P. Duvehage. Cambridge: Polity press, 2003. — 209 p.-
  194. Ethik im Redaktionsalltag Текст. / Ed. A. Maucher. Konstanz: UVK Verlaggesellschaft. — 250 S.-
  195. Leguizamon G., Mauricio F. Vom klassischen zum virtuellen offentlichen Raum: Inauguraldissertation zur Erlangung des Doktorgrades am Fachbereich
  196. Philosophie und Geisteswissenschaften Текст. / G. Leguizamon, M. Fernando // Freie Universitat Berlin. Berlin, 2009. — 161 S.-
  197. Gripsrud J. Television and common knowledge Текст. / J. Gripsrud. -London: Routledge 1999. 209 p.-
  198. Habermas: Critical Debates Текст. / Ed. Thompson J., Held D. London: Macmillan, 1982.-325 p.-
  199. Heinevetter N., Sanchez N. Was mit Medien.Текст. / N. Heinevetter, N.Sanchez. Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2008. — 228 S.-
  200. Klenk C. Ein deutscher Papst wird Medienstar /Текст. С. Klenk. Berlin: Lit Verlag, 2008.-244 S.-
  201. Kopke W. Geschaftsfuhrung ohne Auftrag Das Journalismusverstandnis von Walter Dirks Текст. / W. Kopke. — Norderstedt: GRIN Verlag, 2002. -104 S.-
  202. Miller S. Three deaths and Enlightenment Текст. / S. Miller. -Massachusets: Rosemont Publishing, 2001. 219 p.-
  203. Phillips N., Hardy C. Discource Analysis: Investigating Processes of social Construction Текст. /N. Phillips, C. Hardy. London: Sage, 2002. — 104 p.-
  204. Public and private in natural resource governance: a false dichotomie? Текст. / Ed. T. Sikor. VA: Earthscan, 2008. — 256 p.-
  205. Ruh U. Kirchliche Medien in der allgemeinen Medienlandschaft Электронный ресурс. / U. Ruh // MEDIENHEFT. CH: Internet-Magazine fur Journalisten. 2011. URL: http://www.medienheft.ch/uploads/media/201 lRuhUlrich01 .pdf (дата обращения: 10.09.2011) —
  206. Sarrazin Т. Deutschland schafft sich ab Текст. / Т. Sarrazin. Munchen: Deutsche Verlags-Snstalt, 2010. — 469 p.-
  207. Schinkel A. Conscience and Conscientious objections Текст. / A. Schinkel. Amsterdam: Pallas Publications, 2007. — 638 p.-
  208. Schneider W., RaueP.-J. DasSroue Handbuch des Journalismus Текст. / W. Schneider, P.-J. Raue. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 2006. -398 S.-
  209. Schrag W. Medienlandschaft Deutschland Текст. / W. Schrag. Munchen: Bayerische Landeszentrale fur politische Bildungsarbeit, 2006. — 382 S.-
  210. Schulz W. Politische Kommunikation Текст. / W. Schulz. Wiesbaden: VS Verlag, 2008. — 393 S.-
  211. Stober R. Deutche Pressegeschichte: von Anfangen bis zum Gegenwart Текст. / R. Stober. Konstanz: UVK, 2005. — 261 S.-
  212. The Enlightenment world Текст. / Ed. M. Fitzpatrick, P. Jones, C. Knellwolf. Oxfordshire: Routledge, 2004. — 736 р.-
  213. Traub R. Rueckkehr des Glaubens Текст. / R. Traub // Spiegel. 2006. -№ 9. — S. 9.-
  214. Wahl-Jorgensen K., HanitzchT. The handbook of journalism studies Текст. / К. Wahl-Jorgensen, Т. Hanitach. NY: Routledge, 2009. — 370 р.-
  215. WeischenbergS. Journalistik. Theorie und Praxis aktueller Medienkommunikation Текст. / S. Weischenberg. Opladen: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 1992. — 388 S.
Заполнить форму текущей работой