Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дизайн мозаичных изделий из природного камня со смешанной техникой художественного исполнения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация результатов исследований. Результаты работы внедрены в производство изделий из природного камня фирмой ООО «Прометей» (г. Москва), а также реализованы в учебном процессе при создании учебно-методического комплекса на базе фрезерно-гравировального станка с ЧПУ на кафедре ТХОМ Московского государственного горного университета. Издано руководство к лабораторным работам по курсу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор и анализ дизайна и технологий изготовления мозаичных изделий из природного камня
    • 1. 1. Анализ и классификация мозаик из камня по технике художественного исполнения
    • 1. 2. Функциональная классификация мозаичных композиций
    • 1. 3. Тенденции в дизайне изделий из камня на основе смешанной техники
    • 1. 4. Обзор современных автоматизированных технологий изготовления мозаичных, рельефных и гравированных изделий
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Совершенствование дизайна и подготовки производства мозаик со смешанной техникой исполнения с применением компьютерных средств
    • 2. 1. Разработка методики комплексного художественно-технологического проектирования мозаик со смешанной техникой исполнения
    • 2. 2. Обоснование выбора природного камня для мозаичных композиций
    • 2. 3. Цветовая классификация образцов природного камня (на примере метаморфических карбонатных пород)
    • 2. 4. Дополнительная классификация образцов на основе визуального восприятия текстурного рисунка камня
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Обеспечение качества поверхностей рельефных мозаик технологическими методами
    • 3. 1. Экспериментальное исследование процесса объемного фрезерования природного камня
    • 3. 2. Анализ результатов эксперимента и рекомендации по обеспечению качества обработки
  • Выводы по главе
  • Глава 4. Авторский дизайн и подготовка производства мозаик со смешанной техникой исполнения
    • 4. 1. Анализ рельефных мозаик из камня с позиций визуального восприятия
    • 4. 2. Разработка дизайна мозаичных изделий в смешанной технике
    • 4. 3. Технологическая подготовка производства мозаичного панно
    • 4. 4. Технологический процесс изготовления мозаичного панно
  • Выводы по главе

Дизайн мозаичных изделий из природного камня со смешанной техникой художественного исполнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Применение природного камня в различных областях дизайна выходит в настоящее время на качественно новый уровень. Внедрение в камнеобработку современного автоматизированного оборудования обеспечило возможность реализации большого разнообразия индивидуальных дизайнерских проектов, усложнение изделий в технологическом отношении. Сформировавшийся же за последние годы мировой рынок природного камня и постоянное появление новых коммерческих разновидностей, отличающихся собственной цветовой гаммой, требуют от современного дизайнера владения наиболее полной информацией о доступном ассортименте минералов и горных пород. Создание оригинальных, востребованных рынком изделий — это творческий поиск нестандартных видов и форм, расширение спектра колористических решений с использованием всего многообразия предлагаемых каменных материалов.

К одним из наиболее сложных и трудоемких изделий из камня, требующих применения богатой цветовой палитры, относятся мозаики. Как правило, это плоскостные композиции. Взгляд на мозаичные изделия с позиций современных возможностей обработки позволяет творчески переосмыслить традиционные техники их исполнения и применять элементы дизайна, обычно не характерные для таких изделий. Комбинируя различные автоматизированные операции художественной обработки камня (контурное резание, плоскостное и объёмное фрезерование и гравирование) можно создавать мозаики в смешанной технике, сочетающие рельефные фрагменты с плоскими. На поверхность таких изделий возможно наносить врезную или точечную гравировку (например, изображения, надписи). Подобные дизайнерские решения весьма перспективны для эксклюзивного оформления интерьеров и экстерьеров в качестве картин, панно, деталей художественной облицовки, различных композиций с символикой и текстом. Однако анализ предложений в сфере художественной обработки камня выявил лишь единичные примеры подобных работ, причем их изготовление зачастую до сих пор осуществляется традиционным ручным способом. Поиск новых дизайнерских идей сдерживается отсутствием научно обоснованных материаловедческих и технологических знаний для эффективного их воплощения. Актуальным является расширение области применения данной смешанной техники за счет комплексного исследования дизайна, применяемых материалов и современных автоматизированных технологий обработки природного камня. Это позволит вооружить дизайнера эффективной методикой проектирования таких изделий, выработать технологические рекомендации по их созданию, и, как следствие, разнообразить варианты дизайнерских решений, создаваемых на стыке нескольких художественных техник работы с камнем.

Степень разработанности темы. Разработке научных принципов дизайна и технологии изделий из природного камня посвящены исследования научных школ университетов России под руководством P.M. Лобацкой, J1.T. Жуковой, Е. П. Мельникова, В. П. Наумова, Ю. П. Солодовой, на Украине — П. Н. Баранова [18, 6]. Выполнен ряд работ (И.А. Капошко, A.A. Анисимова, А. Н. Коновалова, Е. В. Гладченков и др.), посвященных дизайну ювелирных и декоративных камнерезных изделий. Публикации же по мозаикам из природного камня носят либо сугубо искусствоведческий характер, либо рассматривают отдельно вопросы технологии, причем применительно к традиционным плоскостным композициям. Комплексному решению проблем художественного и технологического проектирования сложных изделий из камня на базе современного автоматизированного производства посвящены работы Ю. А. Павлова, В. Р. Ткача. Применительно к огранённым камням данное направление развито Д. В. Ахрамовым, а к скульптурным изделиям — Е. Г. Коржовым. Настоящее исследование является продолжением развития этого направления и основано на интеграции процессов компьютерного дизайна и технологии изготовления мозаик из камня в смешанной технике.

Цель работы — совершенствование дизайна и снижение трудоемкости изготовления мозаик из природного камня со смешанной техникой исполнения на основе комплексного художественно-технологического проектирования с применением компьютерных средств.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Провести анализ и классификацию мозаик из природного камня по технике художественного исполнения, функциональному назначению, конструктивным особенностям и применяемым технологиям обработки камня при их создании.

2. Разработать методику комплексного художественно-технологического проектирования мозаичных изделий со смешанной техникой исполнения, учитывающую специфику цветового подбора образцов природного камня.

3. Систематизировать каменные материалы для мозаик (на примере группы метаморфическйх карбонатных пород) по их цветовым характеристикам в виде цифровой палитры для объективного поиска различных цветовых решений в компьютерном дизайне.

4. Провести экспериментальное исследование процесса объёмного фрезерования камня и выработать рекомендации по назначению технологических режимов, обеспечивающих повышение качества изделий.

5. Предложить основные направления художественного поиска в дизайне мозаичных изделий со смешанной техникой исполнения (в частности — с применением рельефных поверхностей и гравировки).

Методы исследования. Теоретические исследования базировались на методах системного анализа и классификации, методах компьютерного проектирования изделий, на теоретических основах петрографии, основных положениях цветоведения и колористики, основах зрительного восприятия, на методах анализа цифровых изображений с использованием разработанной программы обработки статистических данных, методах экспертных оценок, на основных положениях теории резания и динамики упругих механических систем. Экспериментальные исследования проводились с применением методов виброакустической диагностики технологического оборудования.

Научная новизна работы.

1. Разработана методика художественно-технологического проектирования рельефных мозаик со смешанной техникой исполнения, отличающаяся комплексным подходом к дизайну, выбору цветных камней и технологии обработки с использованием рекомендуемых компьютерных средств.

2. Предложена колористическая классификация декоративно-облицовочных камней группы метаморфических карбонатных пород по доминирующему цвету на основе системы естественной цветности материалов (N08) с применением методики цифровой оценки цветовых характеристик образцов.

3. Установлен количественный критерий неоднородности окраски, позволяющий уточнить колористическую классификацию образцов по визуальному восприятию дополнительным разделением на монохромные и полихромные.

4. Научно обоснованы принципы дизайнерских решений при разработке мозаик в смешанной технике, базирующиеся на предложенных размерно-функциональной и конструктивной классификации изделий, колористической классификации камней и специфике зрительного восприятия рельефных изображений.

Практическая значимость работы.

1. Разработана программа цифрового анализа изображений текстур камня, позволяющая количественно определять цветовые характеристики образцов для последующей их систематизации.

2. Разработан фрагмент цифровой палитры в системе ЫСБ, содержащий текстуры метаморфических карбонатных пород для эффективного цветового подбора камня в компьютерном дизайне.

3. Даны рекомендации по выбору рациональных режимов обработки природного камня на основании исследования амплитудно-частотных динамических характеристик фрезерно-гравировального оборудования.

4. С применением методики сквозного проектирования разработаны авторские варианты дизайна мозаичных изделий со смешанной техникой исполнения, пригодные для оформления интерьеров.

5. Предложены общие схемы технологических маршрутов, базирующиеся на конструктивных решениях изделий.

Реализация результатов исследований. Результаты работы внедрены в производство изделий из природного камня фирмой ООО «Прометей» (г. Москва), а также реализованы в учебном процессе при создании учебно-методического комплекса на базе фрезерно-гравировального станка с ЧПУ на кафедре ТХОМ Московского государственного горного университета. Издано руководство к лабораторным работам по курсу «Автоматизация технологических процессов камнеобрабатывающего и ювелирного производства». Акты о внедрении внесены в приложения к диссертации.

Апробация работы и публикации. Основные положения и результаты диссертационных исследований докладывались и обсуждались на научном симпозиуме «Неделя горняка» (семинар «Природный камень. Дизайн. Технологии») в 2006 — 2012 г. г. (Москва, МГГУ) — на VIII, XIII, XIV Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием по специальности «Технология художественной обработки материалов» в МГУПИ (Москва, 2005), МГГУ (Москва, 2010), С (А)ФУ (Архангельск, 2011) — на XIV Международной экологической конференции студентов и молодых ученых «Горное дело и окружающая среда. Инновационные и высокие технологии XXI века» МГГУ (Москва, 2010) — на научных семинарах кафедры ТХОМ МГГУ.

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Выводы по главе.

Принятие дизайнерских решений включат установление области применения изделия, выбор размеров мозаики, композиционное и конструктивное построение, цветовое решение.

Дизайнерские разработки мозаичных изделий со смешанной техникой исполнения необходимо базировать на размерно-функциональной классификации мозаичных композиций, учитывая при этом как внешние влияющие на восприятие факторы (дистанцию, освещение), так и специфику зрительного восприятия объёмных изображений.

При подборе цветового решения изделия целесообразно пользоваться заранее подготовленной палитрой доступных образцов каменных материалов. При выборе монохромных образцов обеспечивается лучшее зрительное восприятие рельефной формы и гравированных изображений.

Последовательность технологических операций изготовления рельефных мозаичных панно на станке с ЧПУ следует выбирать на основании предложенной конструктивно-технологической классификации данных изделий.

Заключение

.

Выполненное диссертационное исследование дает решение актуальной для дизайна и технологии художественной обработки материалов научно-производственной задачи совершенствования процесса проектирования и изготовления мозаичных изделий из природного камня со смешанной техникой художественного исполнения. Основные выводы и результаты, полученные в работе, заключаются в следующем:

1. Всесторонний анализ современных мозаичных изделий из природного камня показал, что дизайнерско-технологическое направление, основанное на смешанной технике исполнения и применении информационных технологий на всех стадиях создания изделия является перспективным и требует комплексного исследования.

2. Разработана методика, основанная на интеграции процессов художественного, конструкторского и технологического проектирования мозаик со смешанной техникой исполнения и рекомендованы программные средства для ее реализации, что позволяет эффективно выполнять дизайнерские разработки, пригодные для изготовления на технологическом оборудовании с ЧПУ.

3. Применение цветных камней группы метаморфических карбонатных пород обосновано их широким колористическим диапазоном и разнообразными полихромными текстурами. Цветовая классификация пород данной группы в форме пополняемой цифровой палитры образцов на основе системы N08 отвечает требованиям рациональной работы дизайнера и позволяет сократить сроки представления различных колористических решений изделий.

4. Количественный критерий неоднородности окраски, полученный методом экспертных оценок, позволяет учесть визуальное восприятие текстурного рисунка при подборе камня для мозаик декоративно-облицовочной размерной группы.

5. Экспериментальное исследование фрезерно-гравировального оборудования при обработке камня выявило, что в частотном диапазоне скоростей вращения шпинделя существуют зоны возникновения резонансных колебаний, которые необходимо исключать при назначении режимов для обеспечения стабильного качества обработки рельефных поверхностей.

6. Дизайнерские разработки мозаик со смешанной техникой исполнения следует базировать на теории зрительного восприятия объемных изображений, предложенных размерно-функциональной и конструктивно-технологической классификации изделий, колористической классификации камней, что показано на конкретных авторских примерах дизайнерских разработок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные динамические испытания станков: Методич. реком./Сост. Кочинев НА. — М.: ЭНИМС, 1990. — 46 с.
  2. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ. М: Мир, 1982. — 184 с.
  3. А.А. Дизайн ювелирных изделий с использованием мрамора.: Автореф. дис. кандидата технич. наук. М., 2010. — 20 с.
  4. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -391 с.
  5. Н.Т., Ильченко И. В. Облицовочный камень. Геолого-промышленная и технологическая оценка месторождений: Справочник. М.: Недра, 1992. — 303 с.
  6. П.Н. Геммология: диагностика, дизайн, обработка, оценка самоцветов. Днепропетровск.: Металл, 2002. — 208 с.
  7. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 2001. — 575 с.
  8. И.В. Энциклопедия камня. В 5 т.: Том 1. Происхождение, добыча и применение облицовочного, ювелирного и ювелирно-поделочного камня. М.: 2006. — 720 с- Том 2. Обработка облицовочного, ювелирно-поделочного камня. — М.: 2010. — 764 с.
  9. Р., Вудс Р., Эддинс С. Цифровая обработка изображений в среде Matlab. М: Техносфера, 2006. 616 с.
  10. Ю.ГОСТ 30 629−99. Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Введ. 2001−01 -01.
  11. Грегори P. J1. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. — 270 с.
  12. Гравировально-фрезерный станок-автомат «График ЗК/ЗКМ». Руководство по эксплуатации. М.: ООО НПФ «САУНО», 2003.
  13. И.Гусев А. Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Введение в психологическое шкалирование. Электронный ресурс. Режим доступа http ://www.psychology-online .net/articles/doc-462.html, дата обращения-31.08.2012.
  14. К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 312 с.
  15. А.В. Флорентийская мозаика (история и материалы): учеб. Пособие / А. В. Демидов, Л. Т. Жукова, В. П. Ерцев. СПБ.: СПГУТД, 2010.-90 с.
  16. Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. Пер. с англ. / под ред. Л. Ф. Артюшина М.: Мир, 1978. — 577 с.
  17. Дизайн. Материалы. Технологии: энциклопедический словарь / подред. В. И. Куманина, М.С. Кухта- Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — 320 с.
  18. Дизайн. История, современность, перспективы. /под. Ред. И.В.Голубятникова/ Учебное пособие М. Мир энциклопедий Аванта± Астрель, 2011. — 224с.
  19. .А., Королев A.B., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. М.: Академический проект, 2005.
  20. Л.Т., Ерцев В. П. Геммополихромия (к проблеме цветообразования в художественной обработке камня). СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006.-270 с.
  21. М.С. Декоративно-облицовочные камни. Л.: Недра, 1989. -255 с.
  22. Ч. А., Соколов E.H., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. — 206 с.
  23. .А. Природный камень: добыча, обработка, применение. Справочник. М.: ЗАО «ГК Гранит», «Петракомплект», 2002. — 319 с.
  24. М.П. Виброакустическая диагностика технологических процессов. М.: ИКФ «Каталог», 2005. — 196 с.
  25. М.П., Сабиров Ф. С. Выявление дефектов шпиндельных узлов виброакустическими методами. Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. Уфа: УГАТУ, 2009, Т.13 № 1 — с. 133.137.
  26. В.А. Динамика станков. М.: «Машиностроение», 1967. -358с.
  27. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. -271 с.
  28. Ю.М. Москва цветнокаменная. / Ю. М. Лужков, Е. П. Мельников, В. И. Ресин, В. С. Чернавцев и др. М.: ООО «ИД «Вестник», 2007. — 239 с.
  29. A.B. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983. — 144 с.
  30. A.B. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. — 256 с.
  31. Ю.П., Рахлина Л. И. Современные направления статистического анализа взаимосвязей и зависимостей. Отв. ред. -Ю.П. Лукашин. — М.: ИМЭМО РАН, 2012. — 54 с.
  32. М. 3ds max 6 для Windows: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2004. -624 с.
  33. И.Л. Формирование цветовой палитры природного камня вкомпьютерном дизайне мозаичных изделий // Электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика». 2012. — Вып. № 12.- С. 31 — 43.
  34. И.Л. Анализ рельефных мозаик из камня с позиций зрительного восприятия // Электронное научное издание «Дизайн. Теория и Практика» 2012. — Выпуск № 11.- С.7−20 .
  35. И.Л., Павлов Ю. А. Компьютерное проектирование и подготовка производства рельефных мозаик из цветных камней // Дизайн. Материалы. Технология. 2011. — № 4. — С. 108−114.
  36. В.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие. СПб: ИПЦСПГУТД, 2005.-116 с.
  37. И.Н., Мезенцева И. Л. Погрешности при обработке сопрягаемых барельефных поверхностей на станках с ЧПУ // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2008.-№ 8. — С.362−372.
  38. И.Н., Морозов В. И., Мезенцева И. Л. Обзор технологий изготовления каминных облицовок из камня. // Камень и бизнес. -2008.- № 2.-С. 9−11.
  39. И.Н., Мезенцева И. Л., Ивлева Л. П., Аслануков Ш. А. Основы автоматизации художественных и ювелирных производств: Руководство к лабораторным работам. М: МГГУ, 2010. — 111 с.
  40. И.Н., Осипова Л. П. Технология и станок для растровой факсимильной гравировки минералов. Сб. научных статей Добыча, обработка и применение природного камня. Магнитогорск: МГТУ, 2004.
  41. Мир камня Электронный ресурс. Режим доступа http://www.topus.nj/index.html, дата обращения — 04.06.2012.
  42. Миронов Д. CorelDRAW 11. Учебный курс. СПб: Питер, 2003. -448 с.
  43. В.П. Эконометрика для начинающих (Дополнительные главы). М.: ИЭПП, 2005. — 379 с.
  44. Облицовочные камни мира. Энциклопедическая серия каталогов/ авт. группа: Ю. Сычев, А. Волков, А. Махмутов и др. М.: Изд. дом «Полет — Камни и мы», 2005, 2007, 2008.
  45. ООО «Сауно» Электронный ресурс. Режим доступа http://www.sauno.ru/RU/xmain2/xmillsamp/xmillmosaic/, дата обращения -04.06.2012.
  46. А.И., Организационно-экономические моделирование. Часть 2. Экспертные оценки. М.: МГТУ им. Баумана, 2011. — 486 с.
  47. Ю.А., Ткач В. Р. Организация камнеобрабатывающего производства с использованием информационных технологий. М.: ИКФ «Каталог», 2006 .-358 с.
  48. Ю.А. Компьютерные системы проектирования и подготовки производства промышленных изделий из камня: Учебное пособие для студентов специальности 121 200 (ТХОМ) в трех частях. М.: МГГУ, 2003.
  49. Ю.А. Программное управление металлообрабатывающим оборудованием в автоматизированном производстве. Книга 1. Основы программного управления станками и робототехническими комплексами. -М.: Энергоатомиздат, 1996. 336с. ил.
  50. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  51. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В двух книгах. / Гл. ред. В.М. Полевой- Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков,-М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
  52. Природокаменные ресурсы России. Каталог/ авт. группа: Ю. Сычев, А. Волков, А. Махмутов и др. М.: Изд. дом «Полет — Камни и мы», 2004.
  53. Л.С. Декоративные разновидности цветного камня СССР/ Л. С. Путолова, Т. И. Менчинская, Т. Л. Баранова и др. М.: Недра, 1989.-272 с.
  54. Путолова J1.C. Самоцветы и цветные камни. М.: Недра, 1991. — 192 с.
  55. Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров -М.: Экономика, 1974.-151 с.
  56. Роуз, Карла. Освой самостоятельно Adobe Photoshop.: Пер. с англ. -М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. 448 с.
  57. Г. «Индустриализация» производства мозаики. // Камень и бизнес. -2003.- № 3.-С. 29−31.
  58. Е.В. Гидроабразивный метод резки материалов. // Строительные и дорожные машины. 2006. — № 2.
  59. О.Б. Природный облицовочный камень. Часть I. Облицовочные камни. Учебное пособие. -М.: МГГУ, 2000. 362 с.
  60. Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней: пер. с англ. М.: Мир, 1998. — 423 с.
  61. M.JI. Дизайн: учебно-методическое пособие. М: МГУПИ, 2008. 102 с.
  62. Справочная книга по светотехнике / под ред. Ю. Б. Айзенберга. М.: Энергоатомиздат, 1995. — 528 с.
  63. Станочное оборудование автоматизированного производства: Учебник для машиностроительных вузов / Под ред. В. В. Бушуева. Т.2. М.: Станкин, 1994. — 656 с
  64. Ю.И. Патология природного камня: диагностика, лечение, восстановление, профилактика М.: Изд. дом «Полет — Камни и мы», 2009. 284 с.
  65. Творческая мастерская Ml00. Галерея работ. Иконы. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ostrovskogo.ru/galereiaikoni.html, дата обращения — 01.04.2011.
  66. В.Ю. Маркетинг природного камня. Научно методические разработки. — М.: 2001 — 200 с.
  67. Фершильд Марк. Модели цветового восприятия. Пер. с англ. А. Е. Шадрина. Рочестерский технологический институт.: 2006 — 419 с.
  68. Филд Гарри. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии: учебное пособие для вузов. Пер. с англ. Н. Друзьева. М: ЦАПТ, 2007. 376 с.
  69. B.C., Кочинев H.A., Сабиров Ф. С. Исследованиединамических характеристик шпиндельных узлов // Вестник МГТУ «Станкин». М.: МГТУ «Станкин», 2008, № 4, с 15−22.
  70. Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. — 329 с.
  71. Х.Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003. — 928 с.
  72. Л.В. Петрография метаморфических горных пород. Мн.: БГУ, 2004. — 120 с.
  73. В. Мир камня. В 2-х т. Т.1. Горные породы и минералы: Пер. с нем./Предисл. Е. Я. Киявленко, М.: Мир, 1986. — 215 с.
  74. ArtCAM Pro. Справочное руководство. Delcam pic, 2006.
  75. ArtCAM. Сайт компании Delcam. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.artcam.ru/index.html, дата обращения — 04.01.2013.
  76. NCS Colour centre Russia. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ncscolour.ru/, дата обращения — 04.07.2012.
  77. Graniteland.com Электронный ресурс, поисковый сервис природного камня. Режим доступа http://www.graniteland.com, дата обращения -04.06.2012.
Заполнить форму текущей работой