Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и оптимизация режимов фрикционного латунирования для улучшения приработки гильз цилиндров двигателей в условиях ремонтного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на определенные успехи практического применения, широкое внедрение процесса обработки поверхности зеркала гильз цилиндров дизелей сдерживается из-за отсутствия научно обоснованного подхода к проблеме образования покрытий и их эффективного использования. Имеются существенные пробелы в изучении закономерностей формирования покрытий, не вскрыты особенности пластической деформации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса и задачи исследований
    • 1. 1. Условия приработки поверхностей
    • 1. 2. Физико-механические основы формирования фрикционных покрытий
    • 1. 3. Способы и методы нанесения покрытий из пластичных металлов
    • 1. 4. Анализ исследований по эффективности применения ФАБО гильз цилиндров
  • Выводы и задачи исследований
  • 2. Теоретическое обоснование процесса нанесения трибопокрытия
    • 2. 1. Определение путей интенсификации процесса
    • 2. 2. Влияние основных факторов на характер фрикционного взаимодействия
    • 2. 3. Аналитическое определение температур на фрикционном контакте
  • Выводы
  • 3. Методика экспериментальных исследований
    • 3. 1. Определение основных физико-механических свойств материалов, контактирующих в процессе образования трибопокрытия в условиях нагружения при повышенной температуре А
    • 3. 2. Определение влияния режимов нанесения покрытия на его износостойкость
    • 3. 3. Определение износостойкости образцов деталей, обработанных с применением технологического процесса ФАБО
  • 4. Результаты экспериментальных исследований по нанесению покрытий из пластичных металлов
    • 4. 1. Исследование влияния температуры и скорости деформации на основные свойства материалов пары «чугун — латунь»
    • 4. 2. Оптимизация режимов нанесения покрытия
    • 4. 3. Триботехнические испытания покрытий
    • 4. 4. Определение химического состава покрытий
    • 4. 5. Стендовые испытания отремонтированных двигателей
  • Выводы
  • 5. Внедрение технологического процесса фрикционного латунирования
  • Расчет экономической эффективности
    • 5. 1. Разработка оснастки и технологического процесса
    • 5. 2. Экономическая эффективность от внедрения технологии

Разработка и оптимизация режимов фрикционного латунирования для улучшения приработки гильз цилиндров двигателей в условиях ремонтного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема обеспечения качества и эффективности машин, механизмов и транспортных средств приобрела не только техническое, но и экономическое и социальное значение. Главным направлением решения этой проблемы является поиск путей повышения долговечности и безотказности техники.

При условии соблюдения требований эксплуатации, основной причиной снижения технических параметров машин, от которых зависят показатели назначения, является износ, вызванный трением деталей.

В области технологических процессов обработки деталей для борьбы с изнашиванием используются методы повышения прочности материала детали и ее поверхностной твердости, в сочетании со снижением шероховатости поверхности трения. К таким технологиям относятся следующие методы, обеспечивающие: изменение структуры поверхностного слоя материала детали (цементация, поверхностная закалка, пластическое деформирование, электромеханическая обработка, лазерное упрочнение и др.) — изменение состава и структуры поверхностного слоя (азотирование, фосфатирование, ионная имплантация и др.) — нанесение износостойких покрытий (гальванические, диффузионные, наплавка твердыми сплавами, магнетронное распыление, ионно-лучевое осаждение покрытий и др.) — специальная финишная обработка поверхностей (тонкое шлифование, суперфиниширование, алмазное выглаживание, обработка шариками и др.).

Однако с ростом энерговооруженности техники возникает необходимость в передаче все больших механических мощностей, при уменьшении габаритов механизмов, что вызывает увеличение удельных нагрузок в парах трения узлов машин, особенно при изменении динамического равновесия, т. е. в нестационарных режимах работы. В этих условиях повышение износостойкости за счет увеличения поверхностной твердости детали, приводит к снижению износостойкости детали, работающей с ней в паре.

Фактическая площадь контакта у пары трения очень мала. Это приводит к тому, что в процессе приработки, в зонах непосредственного контакта, возникают напряжения в несколько раз превышающие допустимые для данных материалов. Увеличение площади фактического контакта в сотни раз, достигается повышением качества финишной обработки при максимальном снижении шероховатости поверхностей, точностью обработки и сборки, а также нанесением твердосмазочных покрытий на основе пластичных металлов.

Одним из экологически безопасных способов нанесения твердосмазочных покрытий является метод финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО), разработанный Д. Н. Гаркуновым и В. Н. Лозовским и позволяющий значительно улучшить параметры поверхностей трения и условия приработки соединений.

Отличающийся простотой и эффективностью метод ФАБО нашел широкое распространение в различных отраслях промышленности, в том числе и для обработки таких ресурсоопределяющих деталей, как гильзы цилиндров двигателей внутреннего сгорания.

Несмотря на определенные успехи практического применения, широкое внедрение процесса обработки поверхности зеркала гильз цилиндров дизелей сдерживается из-за отсутствия научно обоснованного подхода к проблеме образования покрытий и их эффективного использования. Имеются существенные пробелы в изучении закономерностей формирования покрытий, не вскрыты особенности пластической деформации и физико-механических процессов в покрытиях, переходной зоне и в поверхностном слое основного металла.

Изучение процесса ФЛ следует вести на основе современных научных представлений о механизме формирования покрытия при трении, в том числе, условий активации контактных поверхностей и других факторов, определяющих твердофазное взаимодействие металлов, а также на основе новых методик исследования параметров процесса нанесения покрытий. Такие исследования, помимо их научного значения, необходимы для обоснованного выбора технологии нанесения покрытий с прогнозируемыми свойствами, оптимизации режимов и состава технологических сред, условий формирования работающих на трение слоев при приработке, а также смазочного материала для эффективной эксплуатации узлов трения.

Таким образом, все вышесказанное подчеркивает актуальность изучения процесса ФАБО, как высокоэффективного способа борьбы с износом деталей.

Работа выполнена в соответствии с республиканской целевой научно-технической программой «Технический сервис» и Государственным заказом Минсельхозпрода РФ № 163−32−4 м от 10.10.1995 г.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. На основании теоретических и экспериментальных исследований процессов, происходящих при фрикционном взаимодействии материалов с разными физико-механическими свойствами (специальный чугун и латунь JT63) установлено условие термо-деформационного состояния контактных поверхностей, обеспечивающее образование качественного покрытия (а.с.СССР № 1 770 091). Данное состояние достигается при температуре в зоне контакта в пределах 180−220 °С, скорости деформации порядка 0,01 с" 1 и соотношении напряжений, обеспечивающих степень деформации в латуни 3% и в чугуне 0,2%.

2. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность интенсификации процесса фрикционного латунирования в присутствии технологической жидкости, за счет механо-химико-термической активации контактных поверхностей. Интенсификация процесса достигается за счет введения в состав жидкости органического восстановителя меди и проведением процесса в определенном нагрузочно-скоростном режиме, позволяющем уравнять напряжения деформации в поверхностных слоях материалов покрытия и основы.

3. Разработаны методика и технологическо-испытательный комплекс для ускоренного подбора и оптимизации режимов нанесения покрытия, позволяющие определить влияние режимов обработки на истираемость антифрикционного покрытия.

4. Установлена корреляция между износостойкостью покрытия и основными параметрами фрикционного латунирования. Получено уравнение регресии, адекватно описывающее зависимость изменения массы покрытия от нагрузки на инструмент и скорости обработки.

5. На основе исследований с использованием полнофакторного эксперимента определены оптимальные режимы процесса, обеспечивающие минимальную истираемость (максимальную износостойкость) латунного покрытия: усилие прижатия инструмента к обрабатываемой поверхности 1,1 кН (5,67 МПа) и скорость обработки 1,1 м/с, при использовании технологической среды СФП-2.

6. Лабораторные триботехнические испытания покрытий, полученных фрикционным латунированием внутренней цилиндрической поверхности гильзы выявили, что наличие покрытия снижает интенсивность изнашивания зеркала на 37%, уменьшает параметр шероховатости на 40−45% и сокращает время приработки в 1,8−2 раза, по сравнению с гильзами без покрытия.

7. Разработаны технологический процесс и оснастка для фрикционного латунирования внутренней поверхности гильзы цилиндров двигателя СМД-14Н, а также технологическая жидкость для нанесения латунного покрытия СФП-2 (Патент РФ № 2 004 622) и проведена проверка технологии в условиях ремонтного производства.

8. Стендовые производственные испытания двигателей с гильзами с латунным покрытием и без него показали улучшение приработки латунированных гильз, характеризующееся снижением приработочного износа с одновременным снижением параметра шероховатости рабочей поверхности на 40%. При испытаниях установлено, что у двигателей с гильзами обработанными фрикционным латунированием, произошло увеличение мощности на 2,5%, а удельный расход снизился на 2,2%.

9. Разработанные технологический процесс и оснастка для фрикционного латунирования гильз цилиндров внедрены на Ростокинском ремонтном заводе Московской области при ремонте двигателей СМД-14Н. Технология принята к внедрению на трех ремонтных предприятиях отрасли.

10. Экономический эффект от внедрения технологии на Ростокинском РЗ составил в 1991 году 121,1 тыс. руб. Расчетный сравнительный экономический эффект от внедрения в ценах на 01 июня 1997 г. составит 7 112,16 млн руб. Экономический эффект на один двигатель 3,16 млн руб. (в тех же ценах).

Технология фрикционного латунирования гильз цилиндров двигателя СМД-14Н демонстрировалась на выставке: «Новые технологические процессы в ремонтном производстве», проводимой ВНПО «Ремдеталь» на ВДНХ СССР в 1991 году, где работа была отмечена серебрянной медалью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий.-М.: Наука, 1976.-278 с.
  2. С.Б. Некоторые вопросы теории сцепления металлов при совместной пластической деформации. Известия Латв. АН, 1958, № 12, с. 141−154.
  3. Н.М., Богданов Р. И., Буше Н. А. Новое о структурных особенностях трения твердых тел. -Трение и износ, 1988, т.9, № 6, с.965−974.
  4. А.Г., Бурумкулов Ф. Х., Толоконников В. И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка как средство повышения срока службы машин и оборудования./Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 4. М.: Машиностроение, 1990, с.34−59.
  5. .М. Повышение сопротивления задиру и изнашиванию деталей цилиндро-поршневой группы тепловозных дизелей методами избирательного переноса. /Долговечность трущихся деталей машин. Вып.1. М.: Машиностроение, 1986, с.40−53.
  6. А.с. № 595 424 СССР кл. С23с 17/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Чекулаев О. В., Агеенко В. Н., Терешкин С. А. Бюл. № 8, 1978.
  7. А.с. № 616 336 СССР кл. С23с 17/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Терешкин С. А., Чекулаев О. В., Агеенко В. Н. Бюл. № 27, 1978.
  8. А.с. № 635 155 СССР кл. С23с 17/00. Устройство для фрикционно-механического нанесния покрытий. Чекулаев О. В., Терешкин С. А. Бюл. № 17,1979.
  9. А.с. № 831 861 СССР кл. С23с 17/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий на внутренние поверхности. Цветков С. В., Чекулаев О. В., Агеенко В. Н., Терешкин С. А. Бюл. № 19, 1981.
  10. А.с. № 954 516 СССР кл. С23с 17/00. Поверхностно-активная среда для нанесения натиранием покрытий из меди и медных сплавов. Гриденок С. С., Евдокимов В. Д., Гаркунов Д. Н. Бюл. № 1, 1986.
  11. А.с. № 1 203 126 СССР кл. С23с26/00. Состав для нанесения покрытий. Прокопенко А. К., Гаркунов Д. Н., Бурумкулов Ф. Х. и др. Бюл. № 1, 1986.
  12. А.с. № 1 539 236 СССР кл. С23с26/00. Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий. Гордюшин Ю. Н., Орлов В. М. Бюл. № 4, 1990.
  13. Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии. М.: Машиностроение, 1986, 360 с.
  14. В.И. Повышение ресурса дизелей фрикционным латунированием шеек коленчатых валов в ремонтном производстве. Дис. канд. техн. наук. М.: МИИСП, 1992, 154 с.
  15. А.А. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств трущихся тел деталей нанесением приработочных покрытий. Дис. канд. техн. наук. Брянск, 1980, 144 с.
  16. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка. М.: Машгиз, 1960, 151 с.
  17. Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982, 191 с.
  18. Н.А., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981, 128 с.
  19. В.Н., Прокопенко А. К. Финишная антифрикционная безабразивная обработка в металлоплакирующих средах. /Трение, износ и смазочные материалы. Труды межд. науч. конф. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1985. Т.5, с. 8−9.
  20. В.Н. Эффект безызносности и его применение в технике. /Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 5. М.: Машиностроение, 1990, с. 3−22.
  21. В.И. Сварка металлов трением. Л.: Машиностроение, 1970, 175 с.
  22. И.В., Гриденок С. С., Ляшенко А. Б. и др. Исследование влияния фрикционного латунирования на приработку цилиндро-поршневой группы судовыхдизелей. /Применение избирательного переноса в узлах трения машин. Тез. докл. М.: ВИС, 1976, с. И 6−122.
  23. В.П., Болдырев Р. Н. Технология и оборудование сварки трением. М.: Машиностроение, 1985, 64 с.
  24. И.Н., Туркин A.M. Износ гильз цилиндров./ Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1988, № 11, с.55−56.
  25. JI.M. Приработка и испытания автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1976, 104 с.
  26. Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989, 328 с.
  27. Д.Н., Бурумкулов Ф. Х. Финишная антифрикционная обработка при восстановлении цилиндров двигателей./ Металловедение и термическая обработка металлов. 1982, № 3, с. 57−58.
  28. Д.Н., Лозовский В. Н., Поляков А. А. О механизме взаимного атомарного переноса меди при трении бронзы по стали. ДАН СССР. Т. 13, № 5, 1960, с. 1128−1129.
  29. Греков.Г.М., Гриденок С. С., Евдокимов В. Д. и др. Уменьшение заедания в резьбовых соединениях путем нанесения латуни резьбовым методом. /Вопросы судостроения. Серия Металловедение, 1983. Вып. 103, с. 59−62.
  30. М.А., Булаков Б. М., Чудиновских А. А. Комплексное решение проблемы обеспечения износостойкости автомобильных деталей. /Исследование, конструирование и расчет двигателей внутреннего сгорания. Сб. науч. тр. М.: НАМИ, 1989, с. 84−94.
  31. А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1988, 544 с.
  32. .В., Кротова Н. А. Адгезия. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1949, 244 с.
  33. Ю.Н. Обработка деталей ППД с нанесением покрытий натиранием./ Вестник машиностроения, 1984, № 7, с. 55−56.
  34. Н.Н., Седова В. А., Юрченко Ю. С. Влияние метода и условий нанесения медного покрытия на прирабатываемость пар трения скольжения. / Трение и износ, 1986. Т.7, № 1, с. 164−167.
  35. В.А. Исследование и оптимизация обработки гильз цилиндров двигателей ЗМЗ-24 методом ППД. Автореф. дис. канд. техн. наук. М.: ВТУЗ, 1981, 21 с.
  36. А.Ю., Крагельский И. В., Алексеев Н. М. и др. Проблемы изнашивания твердых тел в аспекте механики трения./ Трение и износ, 1986. Т.7, № 4, с. 581−592.
  37. Э.С. Сварка металлов давлением. М.: Машиностроение, 1986, 280с.
  38. Э.С. Соединение металлов в твердой фазе. М.: Металлургия, 1976, 263 с.
  39. Э.С., Мустафаев Р. И., Мельников Н. В. Современное состояние сварки трением (Обзор). 4.1 и 4.2/ Сварочное производство, 1989, № 8−9, с. 2−5, 1−4.
  40. В.Н. Процессы при фрикционном контакте металлов. М.: Машиностроение, 1978, 213 с.
  41. Я.М., Авербух Б. А. Изготовление биметаллических деталей нефтехимического оборудования наплавкой трением: Тематический обзор. М.: ЦНИИТЭННЕФТЕХИМ, 1972, 63 с.
  42. Я.М., Авербух В. А., Модмирская Н. Г. Исследование процесса наплавки трением бронзы на сталь. / Автоматическая сварка, 1967, № 6, с. 36−38.
  43. В.Я. Механотермическое формирование поверхностей трения. М.: Машиностроение, 1987, 232 с.
  44. Ю.А. Экономика ремонта машин. М.: Колос, 1972, 220 с.
  45. Ю.А., Осинов В. И., Бурдуков Ю. В. Методические указания по определению себестоимости восстановления деталей, узла, агрегата машин. М.: МИИСП, 1983, 25 с.
  46. .И., Носовский Н. Г., Бердашский Л. И. и др. Поверхностная прочность материала при трении. Киев: Техника, 1976, 302 с.
  47. .И. Дислокационно-энергетический анализ при исследовании внешнего трения. / Физика и химия обработки материалов, 1970, № 4, с. 51−54.
  48. И.А. Комплексный метод контроля качества приработки и диагностирования цилиндро-поршневой группы тракторных двигателей. Дис. канд.техн.наук. Л.-Пушкин, 1982, 164 с.
  49. И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968, 480 с.
  50. И.В., Гегузин Я. Е., Парицкая Л. Н. О взаимном схватывании металлов при высоких температурах под давлением. /Сб.: Новое в природе схватывания твердых тел. М.: Наука, 1966, с. 37−43.
  51. И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977, 525 с.
  52. И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин. М.: Машиностроение, 1984, 277 с.
  53. Ю.Л., Шоршоров М. Х. О механизме образования соединения разнородных металлов в твердом состоянии. / Физика и химия обработки материалов, 1967, № 1, с. 89−97.
  54. Ю.Л. Взаимодействие металла с проводниками в твердой фазе. М.: Наука, 1971, 119 с.
  55. Л.И. Исследование структурных изменений в условиях избирательного переноса. Дис. канд. техн. наук. М., 1976, 150 с.
  56. Л.И., Рыбакова Л. М. О роли диффузионных процессов при трении медных сплавов./ Физика и химия обработки металлов, 1978, № 1, с. 123−130.
  57. Л.И., Рыбакова Л. М. Роль легирующих элементов при трении однофазных бронз и латуней в условиях избирательного переноса.- В кн.:
  58. Применение избирательного переноса в узлах трения машин. Тез. докл. М.: ВИСМ, 1976, с. 86−90.
  59. ЛебедевВ.К., Черненко И. А., Виль В. И. Сварка трением. Спр. Л.: Машиностроение, 1987, 236 с.
  60. В.Н., Михин Н. М., Мышкин Н. К. Физико-химическая механика избирательного переноса при трениию М.: Наука, 1979, 186 с.
  61. В.Н., Щукин Е. Б., Ребиндер П. А. Физико-химическая механика металлов. М.: ВНИИСТ, 1962, 303 с.
  62. А.В. Теория теплопроводности. М.: Высшая школа, 1967, 312 с.
  63. В.Я., Соловей Н. Ф., Таран В. В. Водородный износ цилиндро-поршневой группы ДВС. /Трение и износ, 1987. Т. З, № 3, с. 541−545.
  64. М.А. Исследование и расчет температур скользящего контакта нагруженных фрикционных устройств. Дис. канд. техн. наук. М.: НИИМашиноведения, 1977, 143 с.
  65. Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977, 219 с.
  66. И.А. Износостойкость деталей автотракторных двигателей. Л.: Машгиз, 1960, 138 с.
  67. .В., Кисель В. В., Лялякин В. П. Фрикционная обработка гильз. Автомобильный транспорт, 1989, № 4, с. 36−37.
  68. С.С., Носихин П. И., Карпенков В. Ф. и др. Ускоренная приработка капитально-отремонтированных дизелей. Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1989, № 9, с. 50−52.
  69. С.С., Паршин И. П., Приходько И. Л. Антифрикционные покрытия деталей и эффективность их применения. Обзорная информ./ Госагропром СССР. АгроНИИТЭИТО. М., 1988. 32 с.
  70. М.Х. Ускоренная обкатка двигателей после ремонта. М.: Колос, 1984, 79 с.
  71. П.И. Повышение качества и ускорение обкатки отремонтированных дизелей на основе современных достижений трибологии. Автореф. дис. докт. техн. наук. М.: МГАУ, 1997, 34 с.
  72. П.И. Антифрикционная безабразивная обработка отремонтированных гильз цилиндров дизелей./Междун. науч.-практ. конф. Доклады и тезисы. Т.2, 1998, с. 177−179.
  73. А.Е. Улучшение показателей процесса заводской обкатки. Двигателестроение, 1987, № 7, с. 47−49.
  74. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. /Под. ред. Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1977, 215 с.
  75. В.А. Повышение износостойкости восстановленных узлов трения сельскохозяйственных машин фрикционным нанесением пластичных металлов. Дис. канд. техн. наук. Калинин: КПИ, 1990, 156 с.
  76. И.П. Обкатка и испытание тракторных и автомобильных двигателей. М.: Колос, 1973, 98 с.
  77. Г., Мюлер В., Ланде И. Использование трения для нанесения покрытий на рабочие поверхности цилиндров двигателей./ Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 1. М.: Машиностроение, 1986, с. 88−96.
  78. Г., Мюлер В., Райнхольд Г. и др. Новые результаты по латунированию поверхностей трения стальных и чугунных деталей./ Долговечность трущихся деталей машин. Вып.2. М.: Машиностроение, 1987, с. 81−85.
  79. Г., Фирковский А., Ланде И. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) и избирательный перенос./ Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 5. М.: Машиностроение, 1990, с. 86−122.
  80. Г. К., Балабанов В. И. Исследование наклепа подповерхностных слоев стальных деталей в процессе финишной антифрикционной безабразивной обработки. Сб. науч. тр. М.: МИИСП, 191, с. 55−58.
  81. И.JI. Повышение послеремонтного ресурса гильз цилиндров автотракторных двигателей финишной антифрикционной без абразивной обработкой (ФАБО). Дис. канд. техн. наук. М.: МИИСП, 1993, 150 с.
  82. А.К., Гаркунов Д. Н., Францев В. Н. и др. Метод проведения триботехнических испытаний конструкционных и смазочных материалов в режиме ИП. Методические указ. М.: Минбыт РСФСР, 1984, 39 с.
  83. Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989, 229 с.
  84. П. А., Вейлер С. Я., Лихтман В. Н. Адсорбционное пластифицирование поверхностного слоя под влиянием смазок при обработке металлов давлением. /Доклады АН СССР. Т. 116. Вып.2, 1957, с. 116−121.
  85. П.А., Куртель Р. Н. Обзорные доклады по теме: «Взаимодействие поверхностей адгезия и деформация поверхностных слоев при трении"/Всесоюз. симпозиум о природе твердых тел. Минск: Наука и техника, 1969, 39 с.
  86. П.А., Щукин Е. Д. Поверхностные явления в твердых телах в процессах деформации и разрушения./ Успехи физических наук, 1972. Т. 108. Вып.1, с. 3−42.
  87. Л.М. Исследование структурных нарушений деструкции пластически деформированного металла. Автореф. дис. докт. техн. наук. М.: ЦНИИЧЕРМЕТ, 1978, 39 с.
  88. Л.М., Куксенова Л. И. Структура и износостойкость металла. М.: Машиностроение, 1982, 212 с.
  89. Э.В. Технологические методы повышения износостойкости машин. Киев: Наук, думка, 1984, 272 с.
  90. К.В. Природа пластической деформации поверхностных слоев трением. / Повышение износостойкости и срока службы машин. Киев: Машгиз, 1956, с. 49−57.
  91. А.П. Схватывание металлов. М.: Машгиз, 1958, 280 с.
  92. А.П. и др. Промышленные цветные металлы и сплавы. М.: Металлургия, 1974, 488 с.
  93. В.В. Ускорение приработки деталей во время стендовой обкатки отремонтированных двигателей внутреннего сгорания (на примере 3M3−53 и ЗИЛ-130). Автореф. дисс. докт. техн. наук. М.: МГАУ, 1993, 41 с.
  94. В.В., Приходько И. Л., Некрасов С. С. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) деталей. Пущино: ОНТИПНЦРАН, 1996, 107 с.
  95. Справочник по триботехнике./Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. Т. 1. Теоретические основы. М.: Машиностроение, 1989. 400 с.
  96. А.Г. Метод финишной антифрикционной безабразивной обработки цилиндров и коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. / Трение, износ и смазочные материалы. Труды межд. научн. конф. Ташкент: Изд. АН УзССР, 1985. Т.5, с. 3−4.
  97. Трение, изнашивание и смазка. Спр./ Под. ред. И. В. Крагельского. М.: Машиностроение, 1978. Т.1, 399 с.
  98. Е.В. Финишная антифрикционная безабразивная обработка поверхностей трения./ Фрикционное взаимодействие твердых тел с учетом среды. Иваново: ИГУ, 1982, с. 135−138.
  99. Х.А. Исследование наплавки трением. Автоматическая сварка, 1980, № 4, с. 31−35.
  100. В., Соколенко И. Восстановление гильз цилиндров. Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1990, № 4 с. 38−39.
  101. О.В., Терешкин С. А. Технология и оснастка для фрикционного латунирования трущихся поверхностей деталей. Анал. обзор. М.: ЦНИИИнформации, № 3744, 1985, 16 с.
  102. В., Кисель В., Кулаков А. и др. Фрикционное латунирование гильз. Автомобильный транспорт, 1990, № 3, с. 33−34.
  103. И.Х., Бараболя А. В., Огородник В. В. и др. Триботехнические свойства гильз ДВС обработанных методом антифрикционного плосковершинного хонингования. Трение и износ, 1987. Т.8, № 1, с. 173−177.
  104. И.Х., Ющенко С. А., Павлиский В. М. Формирование поверхностных слоев деталей при антифрикционно-деформационном хонинговании. Сверхтвердые материалы, 1987, № 1, с. 54−58. :
  105. В.А. Восстановление зеркала цилиндров автотракторных двигателей гальваномеханическим хромированием. Автореф. дис. канд. техн. наук. Кишинев, 1990, 21 с.
  106. А.В. Определение средней температуры поверхности трения при кратковременных торможениях. Сб.: Трение твердых тел. М.: Наука, 1964, с. 85−99.
  107. Г. П. Применение присадок к маслам для ускорения приработки двигателей. Л.:Химия, 1965, 224 с.
  108. М.Х. Сварка давлением./ Сварка в машиностроении. Спр. Т.1. М.: Машиностроение, 1978, 501 с.
  109. М.Х., Каракозов Э. С. К вопросу о необходимости активации при сварке металлов в твердой фазе. Сварочное производство, 1971, № 1, с. 51−53.
  110. М.Х., Красулин Ю. Л., Дубасов Л. М. и др. К вопросу о расчетной оценке режимов сварки давлением. Сварочное производство, 1987, № 7, с. 14−17.
  111. Экономическое обоснование внедрения мероприятий научно-технического прогресса в АПК./ Методические рекомендации и примеры расчета. М.: МИИСП, 1991, 80 с.
  112. С.А. Триботехнический метод выбора оптимальных режимов антифрикционно-деформационной обработки. Проблемы машиностроения и надежности машин, 1990, № 3, с. 83−92.
  113. Н.А. Теоретические основы измерения нестационарных температур. Д.: Энергия, 1967, 234 с.
  114. Managhan V. Engine friction a change in emphasis. / 'Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers», 1988, 202, № 4, p.215−226.
  115. Zuz Reiblestung der Kolbenrige bei Personenwagen.- Ottomotoren. Jakobs R., «MTZ: Motorzech. Z.», 1988, 49,№ 7, c. 309−314.
  116. Suh N.P. New theories of wear and their implication for tool materials. Wear, 62, 1980, № 3, p. 1−20.
  117. Optimale Oberflachenguolitat der Kolbenloufbahnen von tnstand gesetrfen Dieselmotoren./ Agratechnik (DDR) 1990, № 4, c. 177−179.
  118. Bedford G.M., Richards P.J. Recent developments in friction coatinal. Proceediness of the repair and reclamation conference, London, 1986, p. 111−115.
  119. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕ’ПУГ 'ИК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ V ОТК ЬНИЯМ ПГЧ ГОСУДЛРСТРШГОА КОМИТЕТЕ СССР ПО НАУКЕ И rEXF vr: (Г0СК0МИ30БРЕТЕНИЙ)СvV?1.70 091
  120. На основании полномочн-«!, предоставленных Прави>'1ы -, ом СССР, Госкомизочретспий выдал настоящее явторско- с летельство на изобретение:
  121. Способ нанесения по^ытий на внутренние пор' рхности изделий»
  122. Автор (авторы): челю (5еев Вячеслав Владимирович г другие, указанные в описании
  123. ВСЕСОЮЗНОЕ НАТЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ О УЕДИНЕНИЕ м. ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ «РЕЩЕТАЛЬ"оя япи1 ель.
  124. Заявка № 476JP40 Приоритет ивомретснин 24 ноября 19В9г1. Пар
  125. Зарегистрировано в Государств 'ном рег. стрг изобретенiiii 0С0"22 июня 1992 г.1. У J /п >>r,)f-t*t, f г* С.' }* rSn. viinirmrr1. Jlfj^ta,} мп/к
Заполнить форму текущей работой