Особенности правового регулирования трудовых отношений с медицинскими работниками
Международные медицинские организации представляют собой неправительственные медицинские общественные организации. Они могут объединять такие национальные медицинские сообщества: Всемирная медицинская ассоциация, Европейская медицинская ассоциация, Европейский форум. При этом национальные организации медицинских работников могут быть их полноправными членами или выступать в роли наблюдателей, без… Читать ещё >
Особенности правового регулирования трудовых отношений с медицинскими работниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
- 1.1 Нормативно — правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников
- 1.2 Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками
- 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2.1 Особенности правового регулирования труда медицинских работников в Магаданской области
- 2.2 Проблемные вопросы практики применения норм о регулировании труда медицинских работников
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Российское трудовое законодательство представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы и является одним из главных факторов сбережения нации.
Кризисные явления в экономике и социальной сфере страны существенно отразились на данной отрасли. Среди моментов, отрицательно влияющих на развитие здравоохранения, можно назвать финансирование отрасли по остаточному принципу, когда выделяемые ассигнования в несколько раз ниже необходимых для обеспечения качественной медицинской помощью.
Данная ситуация не создает у медицинских работников заинтересованности в улучшении качества медицинской помощи, чем обосновывается необходимость разработки в здравоохранении новых механизмов правового регулирования труда медицинских работников, направленных на повышение заинтересованности в совершенствовании профессиональных знаний, активизацию творческого потенциала каждого работника, на улучшение качества медицинской помощи населению.
Актуальность темы
дипломного исследования обусловлена не только этими, но и иными проблемами правового регулирования трудовых отношений работников медицинской сферы — множественностью нормативных правовых актов, несовершенством их норм, пробелами трудового законодательства в этой части.
Цель исследования состоит в рассмотрении комплекса правоотношений в сфере медицинской деятельности и трудового договора с медицинскими работниками, занятыми в государственной и муниципальной системах здравоохранения, и на этой основе — разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства о труде этих работников.
В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:
— изучить нормативно-правовые акты регулирующие труд медицинских работников;
— выявить особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками;
— выявить особенности правового регулирования труда медицинских работников в Магаданской области (рабочее время и время отдыха, охрана труда, аттестация рабочих мест);
— рассмотреть проблемные вопросы практики применения норм о регулировании труда медицинских работников и внести предложения по совершенствованию трудового законодательства.
Объектом данного исследования являются трудовые правоотношения, возникающие с медицинскими работниками государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Предметом исследования является совокупность норм трудового права регулирующих трудовые отношения медицинских работников, и практика их применения.
Теоретической основой дипломного исследования являются труды ученых юристов по общей теории права, трудовому праву и некоторым другим отраслям права, ученых в области медицины и экономики труда, а также отдельных зарубежных ученых по медицинскому праву: М. В. Болотина, Т. Ерохина, С. Ю. Головина, А. П. Громов, Т. А. Сошникова, международные правовые акты, Конституция РФ, Трудовой кодекс и иные нормативно-правовые акты, материалы судебной и юридической практики и др.
Методологической основой исследования являются методы общенаучного познания, применяемые при проведении правовых исследований, такие как: формально-логический, историко-правовой, метод перехода от общего к частному, а также специальные правовые методы: метод сравнительного правоведения, метод обобщения правоприменительной практики, статистический метод, функциональный и технико-юридический.
Научная новизна дипломного исследования заключается в правовом регулировании труда медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения и современного состояния отрасли. В работе учтены новые нормативные правовые акты, обозначены современные проблемы в области правового регулирования труда медиков и предложены способы их разрешения.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что сделанные предложения, направленные на совершенствование трудового законодательства в отношении врачей и других медицинских работников, могут быть использованы при подготовке научно-практических конференций.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы.
1. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Нормативно — правовые акты в регулировании трудовых отношений медицинских работников
Охрана здоровья граждан — одна из основных государственных задач любого цивилизованного государства. В настоящее время в России, по результатам социологических опросов, только треть граждан достаточно удовлетворена качеством медицинской помощи, а большинство медицинских работников считают состояние системы здравоохранения неудовлетворительным.
В такой ситуации вопросы правового регулирования охраны здоровья как российских, так и иностранных граждан, временно пребывающих на территории России, которые наравне с российскими пациентами, пользуются всеми формами защиты прав в области охраны здоровья, являются весьма актуальными.
Правовое регулирование придает системе здравоохранения оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность; создает условия для разработки долговременной программы развития этой системы; определяет стабильность ресурсного обеспечения системы здравоохранения в целом и на этой основе совершенствует формы и методы руководства.
Впервые в России в 1857 году появился единый врачебный закон незначительными частными дополнениями и просуществовал до октября 1917 года.
В советский период медицинская практика, и фармацевтическая деятельность регламентировались нормами Гражданского кодекса РСФСР, Уголовного кодекса РСФСР, несколькими отраслевыми законами и подзаконными актами, а также приказами Министерства здравоохранения РСФСР и СССР.
В ноябре 1991 года законодательный орган страны принял Постановление о «Декларации прав и свобод человека и гражданина», сущность которого сводилась к принятию «Декларации» и приведению российского законодательства в соответствие с положениями этой «Декларации». Она стала одним из основных элементов Конституции РФ 1993 года и составила основное содержание ее II главы (ст. 17−64).
В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы; а также с бурным развитием общественных отношений в сфере охраны здоровья в постиндустриальных странах, которое обусловлено повышенным вниманием населения к состоянию здоровья.
Издание законов о системе здравоохранения РФ является конституционной обязанностью, как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.
За последние 20 лет в России принято более двадцати федеральных законов, посвященных регулированию общественных отношений при осуществлении медицинской деятельности. Однако отсутствует единая система законодательства, что приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление всестороннего и полного контроля за медицинской деятельностью.
В настоящее время в России законодательство, регулирующее правоотношения в сфере оказания медицинских услуг, представляет собой весьма разветвленную многоуровневую структуру, комплексный характер которой опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права.
Нормативно — правовое регулирование труда медицинских работников представлено следующими уровнями: международные нормативные акты, нормы Конституции РФ (ст. 41, 72), нормы Трудового Кодекса РФ, нормы федеральных законов, нормы законов субъектов РФ и иных нормативно — правовых актов.
Международное законодательство в области медицинских трудовых отношений сводится к декларативным документам, принятыми международными неправительственными общественными медицинскими организациями. Они, в основном, провозглашают морально-этические принципы отношения медицинских работников друг к другу, к пациентам и т. д. Примерами подобных документов является: Женевская (1948г) и Хельсинская (1964г) декларации Всемирной медицинской ассоциации, Международный кодекс медицинской этики (1949г).
Международные медицинские организации представляют собой неправительственные медицинские общественные организации. Они могут объединять такие национальные медицинские сообщества: Всемирная медицинская ассоциация, Европейская медицинская ассоциация, Европейский форум. При этом национальные организации медицинских работников могут быть их полноправными членами или выступать в роли наблюдателей, без права решающего голоса. Международные медицинские организации могут также выступать и в качестве международных медицинских центров по координации государственной политики разных стран в области здравоохранения, например, Всемирная организация здравоохранения, в которой представлены не национальные медицинские организации, а сами страны-участники.
Необходимо отметить, что международные национальные медицинские организации (ассоциации, союзы, общества) создаются: для регулирования труда медицинских работников, для решения вопросов о защите их прав, принятия правил и стандартов медицинской практики.
Конституция РФ в соответствии с нормами международного права запрещает принудительный труд, закрепляет свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Составной частью этих конституционных гарантий является также право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37 Конституции РФ).
Трудовой кодекс РФ в своих нормах также воспринимает положения Конституции РФ. Юридически разграничение применения общих и специальных норм Трудового кодекса закреплено в п. 6 ст. 11 ТК РФ, определяющем установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) в соответствии с ТК РФ.
Специальный правовой блок представлен разделом XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и выделен в отдельную главу 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников «.
Трудовой Кодекс РФ закрепляет общие положения регулирования трудовых отношений, однако, особенности регулирования труда медицинских работников регулируются только ст. 350 ТК РФ.
В соответствии с этим автор предлагает внести главу 551 «Особенности регулирования труда медицинских работников», и статьи, содержание которых будет раскрыто в дальнейшем при исследовании дипломной работы.
Систему специального законодательства составляют те нормативно-правовые акты, которые были приняты непосредственно для регулирования медицинской деятельности и имеют свой специфический круг регулируемых отношений.
Почти 20 лет систему российского законодательства в сфере здравоохранения возглавляли Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. В данном федеральном законе закреплялось только охрана здоровья граждан.
В настоящее время ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Одним из источников системы регулирующей труд медицинских работников, являются подзаконные нормативно-правовые акты, которым отводится особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения. Это Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования и др.
Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренный ТК РФ, носит исчерпывающий характер. Одним из явлений такой политики являются федеральные целевые программы, которые определяют основные направления решения задач занятости граждан, условий труда, социальной защиты граждан, государственные органы и общественные объединения, призванные выполнять эти задачи, объемы и источники финансирования программ. Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» .
Органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов.
На уровне субъекта РФ могут быть установлены дополнительные права, гарантии, льготы и преимущества. Примером является Закон Магаданской области от 4 марта 2011 г. № 1369−03 «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по выплате ежемесячной надбавки к окладу (должностному окладу) работникам муниципальных учреждений, которым присвоено почетное звание в сфере здравоохранения или культуры» .
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, на региональном уровне необходимо конкретизировать и дополнять федеральные нормы с учетом специфики каждого субъекта, ни в коем случае не снижая уровень социальной защищенности работников и не ограничивая их трудовые права.
Право повышать минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, предоставлено субъектам РФ, имеющим в своем бюджете необходимые для этого средства. Так например, Магаданской области действует Постановление губернатора Магаданской области от 20 января 2014 года № 6-п «О величине прожиточного минимума в Магаданской области за IV квартал 2013 года» .
На территории Магаданской области успешно реализуются целевые программы в сфере здравоохранения. C 2008 года на территории области действует областная целевая программа «Кадры здравоохранения Магаданской области». С 2010 года данная программа включена в качестве подпрограммы в областную целевую программу «Развитие здравоохранения Магаданской области» на 2009;2013 годы", с 01 июля 2013 года включена в качестве подпрограммы в областную целевую программу «Развитие здравоохранения Магаданской области» на 2013;2020 годы" .
На сегодняшний день в г. Магадане действует Закон Магаданской области от 29 июля 2013 г. № 1632-ОЗ «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области» .
В соответствии, с которым, медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, городах районного подчинения, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
За медицинскими работниками, вышедшими на пенсию, сохраняется право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, если общий стаж работы этих работников в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, городах районного подчинения составляет не менее 10 лет, и к моменту выхода на пенсию они пользовались такими льготами.
К примеру, в Омской области действует закон № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Статьёй 36 данного Закона установлено право на получение мер социальной поддержки отдельных категорий постоянно проживающих и работающих в сельской местности работников государственных и муниципальных учреждений в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсации расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника.
Несмотря на предпринимаемые меры, в Магаданской области остро стоит проблема нехватки квалифицированных медицинских работников.
Установленные на федеральном уровне трудовые права и социальные гарантии медицинских работников могут быть увеличены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон Магаданской области от 4 марта 2011 г № 1369−03 «О внесении изменений в Закон Магаданской области о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по выплате ежемесячной надбавки к окладу (должностному окладу) работникам муниципальных учреждений, которым присвоено почетное звание в сфере здравоохранения или культуры», который был принят Магаданской областной Думой 25 февраля 2011 года.
Дополнительное финансирование, требуемое для установления таких прав и гарантий, осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Иерархия актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников, включает в себя также коллективные и трудовые договоры, соглашения, локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В настоящее время данные акты играют весьма важную роль в регулировании трудовых отношений, поскольку значительная часть всех вопросов в сфере наемного труда решается посредством заключения коллективных и трудовых договоров, соглашений, а также путем принятия локальных нормативных актов.
Пробелы законодательства о труде зачастую могут быть успешно восполнены с помощью локальных документов. Например, при решении вопросов о соответствии занимаемой должности или прохождении испытания при приеме на работу целесообразно руководствоваться перечнем производственных упущений, который в медицинских учреждениях следует оформить как локальный нормативный акт, включив в него такие нарушения производственной дисциплины, которые связаны с браком в работе, с невыполнением правил по охране труда и должностных инструкций. В частности, это могут быть неверно примененные дозировки лекарств, нарушения методик лечения, медицинской этики и т. п.
Необходимо отметить, что попытка систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере оказания медицинских услуг, объективно показывает необходимость их объединения в единый законодательный комплекс.
Проанализировав нормативные акты, отражающие особенности регулирования труда работников здравоохранения. Автор приходит к выводу об отсутствии федерального закона, посвященного специфике труда медицинских работников.
Трудовой кодекс РФ ввел специальную часть, посвященную особенностям регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе по профессиональному признаку. Выделены работники транспорта, религиозных организаций, педагоги. Медицинские работники отмечены в ст. 350, которая входит в главу 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников». Названы всего две особенности труда медицинских работников, связанные с сокращенным рабочим временем и работой по совместительству в сельской местности. Представляется, что специальные правила о труде медицинских работников могли бы составить полноценную главу Трудового кодекса.
Автор считает, что, регулирование труда медицинских работников заслуживает особого внимания. Поэтому предлагаем по аналогии с правовым регулированием других категорий работников (женщин, несовершеннолетних, руководителей организации, иных работников) восполнить пробел в законодательстве, восполнив внесением в ТК РФ главы 551 «Особенности регулирования труда медицинских работников» .
1.2 Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками
К настоящему времени в законодательстве о труде произошли существенные изменения. Введены новые формы организации и оплаты труда, расширены полномочия предприятий и учреждений в области регулирования заработной платы. Рассмотрим сложности составления трудового договора с медицинскими работниками.
Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
По мнению С. Ю. Головиной, трудовой договор как юридическое понятие имеет несколько значений: 1) соглашение о труде; 2) основание возникновения трудовых отношений; 3) организационно-правовая форма занятости граждан; 4) центральный институт трудового права, регулирующий порядок его заключения, изменения и прекращения.
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать особенности трудового договора с лицами, получившие медицинское или фармацевтическое образование в основном, как соглашения о медицинской деятельности этих работников.
С учетом указанного выше, а именно — отсутствием в Трудовом кодексе РФ специальных статей, посвященных особенностям приема на работу, предлагаем восполнить данный пробел статьями следующего содержания: «Право на занятие медицинской деятельностью:
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской деятельности после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.
Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" .
Заключение
трудовых договоров является законным средством пополнения и формирования личного состава работников предприятий, организаций и учреждений работодателей.
Вместе с тем, трудовые договоры «составляют юридическую основу распределения труда между рабочими и служащими данного предприятия (учреждения, организации), поскольку именно трудовой договор определяет, по какой специальности, квалификации или должности должен работать данный рабочий или служащий», что имеет большое значение для организации и выполнения работы как по отдельным трудовым функциям, так и в особенности при выполнении сложных работ при занятости ими одновременно нескольких работников с различными трудовыми функциями, да еще направленными на один и тот же объект или предмет труда.
Т.А. Сошникова подчеркивает, что физическое лицо приобретает статус работника только после заключения трудового договора. Значение трудового договора для медицинских работников состоит в том, что только после его заключения эти работники считаются наделенными специальным трудовым статусом, а также считаются официально допущенными к выполнению своих трудовых функций, исполнению обязанностей и осуществлению прав, которыми они наделены как и все другие работники, а также дополнительных статутных прав и обязанностей, которые предусмотрены для них как субъектов этого трудового правоотношения.
Возложение на врачей и других медицинских работников обязанности по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка учреждения сочетается с предоставлением лечащим врачам достаточно широких полномочий по организации медицинской деятельности, направленной на своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента.
Кроме рассмотренных особенностей трудового договора с лицами, получившие медицинское или фармацевтическое образование, его специфику в большей степени характеризуют специфические особенности условий его содержания.
Для медицинского персонала важное значение имеет конкретизация рабочего места. В зависимости от категории медицинских работников оно имеет свои отличия. Так, например, рабочим местом врачей узких специальностей являются, как правило, кабинеты, а врачей скорой медицинской помощи машина скорой помощи и место нахождения больного — квартира, место аварии, что имеет большое значение при решении вопроса о переводе или перемещении медицинского работника.
Для восполнения указанного пробела, автор предлагает дополнить главу 551 статьей: «Особенности перевода на другую работу и отстранения от работы медицинских работников». Изложив ее в следующей редакции:
" Перевод лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование, в структурное подразделение, расположенное в другой местности, без работодателя помимо случаев, указанных в ст. 72' ТК РФ, допускается только с письменного согласия работника.
Временный перевод медицинских работников в случаях, указанных в частях второй и третьей статьи 722 ТК РФ, допускается только с учетом их профессии.
Временный перевод медицинского работника для замещения временно отсутствующего работника без его согласия допускается при условии, если переводимый работник имеет соответствующее образование и подготовку по медицинской специальности отсутствующего работника.
Отстранение врача или другого медицинского работника от осуществления медицинской деятельности по требованию пациента или его законного представителя производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" .
Конкретизировать структурное подразделение медицинского учреждения необходимо, т.к. подобная конкретизация в договоре зачастую связана с выполнением трудовой функции и изменениями в условиях труда (например, в продолжительности рабочего дня, длительности отпуска).
Кроме того, должен быть указан работодатель — медицинская или иная организация или индивидуальный предприниматель, его адрес и место расположения.
Если же медицинский работник принимается в структурное подразделение организации, то необходимо указать профиль подразделения, а также в каком месте оно расположено (в месте расположения самой организации или в иной местности), поскольку от этого может зависеть объем трудовых прав и обязанностей медицинских работников.
Для определенных категорий медицинского персонала в трудовом договоре необходимо указывать характер работы (подвижной, разъездной, в пути и т. д.), поскольку это имеет непосредственное отношение к их трудовой деятельности и влияет на возможность получения льгот со стороны работодателя.
Трудовая функция медицинского работника определяется одновременно должностью, в наименовании которой содержится указание на профессию и специальность, и профильным наименованием структурного подразделения или самой медицинской организации.
Из-за строгости лицензионных требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, наименование должностей не может быть произвольным, оно утверждено Приказом Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н «Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников» .
В здравоохранении установлена довольно детальная дифференциация, например, врачебных специальностей, и отсюда существует большое количество их наименований и, соответственно, врачебных должностей. При этом каждая врачебная должность характеризуется как минимум двумя компонентами: указанием на профессию «врач» и врачебную специальность, например, врач-терапевт. В данном случае врач со специальностью «терапия» допускается на такие должности как врач-терапевт участковый, врач-терапевт подростковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач здравпункта, судовой врач.
Разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н, установлены квалификационные характеристики для определенных должностей специалистов с высшим медицинским образованием.
Квалификационные характеристики применяются для разработки должностных инструкций медицинского персонала, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей медицинского персонала с учетом особенностей труда.
Как видно из вышесказанного, самим фактом указания на должность медицинского работника определяется и круг его обязанностей, в том числе и дополнительных. Однако права и обязанности, как основные, так и дополнительные, должны быть установлены в трудовом договоре с медицинским работником, либо предусмотрены должностными инструкциями, действующими в данном медицинском учреждении, с которыми работник должен быть ознакомлен под роспись до подписания трудового договора.
По мнению И. Гущиной: «Если пренебречь детальной расшифровкой всех должностных функций медицинского персонала, то в дальнейшем возможна ситуация, когда не получится привлечь к дисциплинарной ответственности нерадивого сотрудника за нарушение тех обязанностей, которых он на себя официально не принимал» .
Медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну. Согласно ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», это сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента, включая информацию о семейной, интимной жизни пациента, а также его родственников.
Для охраны врачебной тайны при заключении трудового договора с медицинскими работниками, работодателю необходимо включать в него условие о неразглашении врачебной тайны.
Это условие имеет особую важность, ввиду того, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или даже уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4, ст. 13 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрен перечень ситуаций, когда допускается предоставление сведений, являющихся врачебной тайной, без согласия гражданина: в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Во всех остальных случаях не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей.
Только с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну: должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
Таким образом, в качестве дополнительного условия, включенного в трудовой договор с медицинским работником, может быть включено условие об ответственности за разглашение врачебной тайны. Одновременно в организации необходимо разработать и принять специальное положение о врачебной тайне и утвердить примерный перечень сведений, относящихся к ней.
В соответствии с этим автор предлагает внести статью «Особенности содержания трудового договора с медицинскими работниками» следующего содержания:
" Обязательными условиями трудового договора с медицинскими работниками помимо предусмотренных ст. 57 ТК РФ являются следующие: условие о соблюдении сторонами трудового договора прав и свобод пациентов и их законных представителей; условие о неразглашении сторонами трудового договора охраняемой законом врачебной тайны; условие о страховании работодателем профессиональной (врачебной) ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением медицинскими работниками профессиональных и трудовых обязанностей" .
В здравоохранении распространены трудовые договоры, заключаемые на неопределенный срок. Это, как указывает О. В. Смирнов, типичный вид указанных договоров. Они всегда презюмируются, если стороны особо не оговорили срочный характер будущей работы. Предполагается, что с таким договором связана постоянная работа, не ограниченная каким-либо сроком" .
Однако не менее распространенным в здравоохранении является трудовой договор на определенный срок не более 5-й лет и, в частности, срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, сохраняется место работы.
Поскольку подавляющее большинство работников в учреждениях этой отрасли составляют женщины, которым довольно часто приходится прерывать работу на законных основаниях на периоды времени различной продолжительности, в том числе и довольно длительные, постольку работодателям на время их отсутствия приходится заключать срочные трудовые договоры с лицами, ищущими работу, или возлагать выполнение их обязанностей на работников учреждения в порядке совмещения профессий, внутреннего совместительства и заместительства, а также приглашать работников в порядке внешнего совместительства, а при отсутствии предложений со стороны лиц, отвечающих требованиям допуска к врачебной деятельности по конкретным врачебным должностям, — заключать трудовые договоры о работе в качестве, например, врачей — интернов.
Следует отметить, что предоставление работы по совместительству медперсоналу в нескольких учреждениях и до двух ставок приводит к переутомлению медицинских работников, нередко снижает качество их труда. В связи с этим автор полагает, что следует повысить оплату труда совместителей в зависимости от сложности и интенсивности труда в конкретном учреждении, структурном подразделении.
Автору хотелось бы отметить, что одной из важных особенностей при заключении договора, является предъявления требования о непрерывном трудовом стаже медицинского работника.
Так в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен запрет, что лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации (п. 4 ст. 69 ФЗ РФ).
При стажировке врачей углубляются и расширяются знания, совершенствуются навыки и уменья, полученные ими в учебном заведении и в результате работы по определенной врачебной специальности до 5-летнего перерыва, а при переподготовке, как правило, врач совершенствуется в новой врачебной специальности.
С.Ю. Головина, касаясь данной проблемы, высказала мнение, что врачи не работавшие по своей специальности более 5 лет «должны пройти переподготовку в учебных заведениях или проверочное испытание, проводимое комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Только после этого с ними можно заключать трудовые договоры». Но с этим мнением согласиться нельзя, поскольку это усугубляет положение врачей: оно не дает ответа на такие вопросы: кто этих врачей будет направлять на переподготовку, за чей счет, будут ли им за время переподготовки производиться какие-либо выплаты и другие.
Для решения данной проблемы автор предлагает дополнить главу 551 статьей: «Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками». Изложив ее в следующей редакции:
" С лицами, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшими по своей специальности более пяти лет, заключаются срочные трудовые договоры об усовершенствовании — повышении квалификации или профессиональной переподготовке по должности врача-интерна.
В течение срока действия этих договоров работодатели обязаны направить врачей на усовершенствование — повышение квалификации или профессиональную переподготовку, после окончания которых врачи переводятся в установленном законом порядке на соответствующие врачебные должности врачей — специалистов.
Особенности заключения трудовых договоров с лицами, получившие медицинское или фармацевтическое образование, о работе по совместительству и ее регулирования устанавливаются в соответствии с ч. 6 ст. 282 ТК РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Особенности заключения трудовых договоров с лицами, получившими медицинскую подготовку в иностранных государствах, устанавливаются Правительством Российской Федерации" .
Таким образом, исследование норм регулирующих труд, медицинских работников особенностей заключения трудового договора показало, что в отличие от общего правила, при определении рода деятельности врача явно недостаточно указать только его должность (ординатор, зав. отделением, главный врач и т. д.). Необходимо также подчеркнуть и его узкую специальность (терапевт, рентгенолог, окулист, хирург и т. д.). Соглашение считается достигнутым только при договоренности по этим двум признакам, характеризующим функции врача.
Для большинства врачей достижение соглашения о приеме поступлении на работу в конкретное лечебное учреждение по определенной специальности означает также возникновение у них дополнительных обязанностей. Так, например, помимо основной работы, ординатор стационара в счет месячной нормы рабочего времени без дополнительной оплаты должен нести два дежурства; ординатор родильного дома — четыре; врач поликлиники — одно дежурство. Точно так же врач, поступивший на работу в поликлинику, обязан, кроме лечебной работы, вести санитарно-просветительную и другую профилактическую работу.
Поэтому предлагаем в специальной главе 551 Трудового кодекса РФ, посвященной правовому регулированию труда медицинских работников внести новые статьи:
1. Ст. 351 «Право на занятие медицинской деятельностью», в ней будут указаны, лица которые могут осуществлять медицинскую деятельность в Российской Федерации.
2. Ст. 3511 «Особенности заключения трудового договора с медицинскими работниками», заключение срочного трудового договора с лицами не работавшим по своей специальности более 5 лет.
3. Ст. 3512 «Особенности содержания трудового договора с медицинскими работниками», которая будет содержать кроме обязательных условий предусмотренных ст. 57 ТК РФ, еще и другие не мало важные условия (врачебная тайна, врачебная ошибка) для заключения трудового договора.
4. Ст. 3513 «Особенности перевода на другую работу и отстранения от работы медицинских работников» .
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Особенности правового регулирования труда медицинских работников в Магаданской области
Установление законодательством Российской Федерации о труде определенных особенностей правового регулирования трудовых отношений медицинских работников обусловлено спецификой их трудовой деятельности, которая связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациента. Это предполагает наличие обширных специальных знаний и практических навыков, требует значительного эмоционального, а в ряде случаев и физического напряжения.
По мнению автора, отдельные особенности связаны с рабочим временем и временем отдыха, поскольку в связи с повышенной сложностью и интенсивностью трудового процесса возникает необходимость предоставления медицинским работникам более длительного времени для отдыха и восстановления сил и работоспособности.
Одной из особенностей правового регулирования труда работников здравоохранения является установление сокращенной продолжительности рабочего времени. По общему правилу, предусмотренному ст. 350 ТК РФ, продолжительность рабочего времени всех без исключения медицинских работников не должна превышать 39 часов в неделю.
На примере МОГ БУЗ «Поликлиники № 1» для медицинских работников в Магаданской области, в правилах внутреннего трудового распорядка устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (ст. 100 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени в неделю не может превышать 40 часов для мужчин, рабочий день продолжительностью 8 часов и 36 часов в неделю для женщин, 7 часов 12 минут — рабочий день. Для работников подразделений с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительность рабочего дня и недели составляет: для мужчин 7 часов 42 минуты и 38 часов 30 минут, для женщин соответственно — 7 часов 12 минут и 36 часов. Обязательно в течении рабочего дня у медицинского работника 30 минут на отдых.
Работодатель по производственной необходимости для отдельных категорий работников или структурных подразделений вправе вводить иной недельный и суточный режим рабочего времени, отражаемый в графике работы.
В связи с производственной необходимостью, условиями труда (наличие вредных факторов) для различных подразделений и категорий Работников устанавливается различный график работы.
Автор предлагает в специальной главе 551 Трудового кодекса РФ, посвященной правовому регулированию труда медицинских работников, предусмотреть следующую норму: «Продолжительность и режим рабочего времени медицинских работников». Изложенную в следующей редакции:
" Для медицинских работников, в том числе для руководителей — врачей учреждений здравоохранения и их заместителей — врачей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для медицинских и других работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается не более 36 часов в неделю в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 92 ТК РФ.
Для врачей, занятых проведением исключительно амбулаторного приема больных, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени 33 часа в неделю, а при привлечении их в отдельные дни недели к помощи на дому, санитарно-просветительной и другой работе, входящей в их трудовую функцию, — не более 35 часов в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени 37,5 часа и меньшей продолжительности в неделю для медицинских работников, занятых в других условиях и учреждениях, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Общая продолжительность ежедневной работы, выполняемой медицинскими работниками (включая основную работу, работу по совместительству, замещению, дежурства и др.), не может превышать 12 часов в сутки.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха медицинских работников, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации" .
Необходимо при установлении медицинским работникам сокращенной продолжительности рабочего времени учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. N 342н. Аттестация рабочих мест одна из особенностей правового регулирования труда медицинских работников. Она даёт возможность не только выявить конкретные рабочие места с вредными условиями труда, но и разработать систему предупредительных мер. Объем выплат в качестве гарантий и компенсаций работникам, задействованных на работах с вредными и опасными условиями труда в Магаданской области составил более 130 млн. рублей. Планирование мероприятий по охране труда, мониторинг проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, анализ заболеваемости медицинских работников и профзаболеваний совместно с департаментом здравоохранения области ежегодно проводится и Магаданскими профсоюзными организации.
Сегодня решение вопросов охраны и безопасных условий труда, являются приоритетом Профсоюза работников здравоохранения РФ и Магаданской областной организации профсоюза. В своей работе медики могут подвергаться воздействию многих разнообразных по своей природе неблагоприятных для здоровья факторов. Это различные виды излучения, вредные химические вещества и биологические агенты, канцерогены. Кроме того, постоянно существует угроза заражения медицинских работников инфекционными заболеваниями, в том числе и особо опасными, как ВИЧ-инфекцией и вирусным гепатитом.
Во вредных и неблагоприятных условиях труда трудится до 70% медицинских работников. В соответствии с положениями ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ профсоюзные организации ведут системный общественный контроль соблюдения прав и законных интересов в области условий и охраны труда. Обком плотно работает с государственной инспекцией труда по Магаданской области, с которой имеется Соглашение о сотрудничестве.
Это соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями. Кроме того, соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, его условий и охраны, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, занятости, гарантий для работников государственных учреждений здравоохранения. Стороны соглашения признают необходимым заключение коллективных договоров в учреждениях здравоохранения и обязуются оказывать всестороннюю помощь и содействие социальным партнерам учреждений здравоохранения Колымы.
Соглашение распространяется на работодателей и всех работников государственных учреждений здравоохранения Магаданской области и служит основой при заключении коллективных и трудовых договоров. Положения соглашения обязательны для выполнения и не ограничивают права работодателей учреждений здравоохранения в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки при наличии собственных средств для их обеспечения.
Областным комитетом проведена работа по формированию совместных комиссий по охране труда в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.05.2006 г. № 413.
Таким образом, автор выделяет еще одну из особенностей правового регулирования труда медицинских работников.
В большинстве лечебно-профилактических учреждениях созданы комиссии по охране труда, так как они призваны разрабатывать Программы совместных действий сторон по улучшению условий труда, предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. А также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка предложений по охране труда для дальнейшего включения в Коллективные договоры, работа по информированию работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся льготах. Областной комитет Профсоюза по вопросам охраны труда медицинских работников тесно сотрудничает с департаментом здравоохранения области. В практике совместной работы ежегодное планирование мероприятий по охране труда, ежегодный мониторинг проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, анализ заболеваемости медицинских работников (минимальный, только рост или снижение дней нетрудоспособности) и профзаболеваний. В рамках социального партнерства, в Соглашении, заключенном между обкомом профсоюза и департаментом здравоохранения, разработан раздел «Условия и охрана труда», аналогичные разделы есть и в Коллективных договорах и Соглашениях по охране труда медицинских учреждений, которые предусматривают различные мероприятия по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда.