Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений
С учетом специфики пребывания несовершеннолетних в следственных изоляторах (их постоянных вызовов для встреч с адвокатами, для допросов следователями, для участия в очных ставках, производстве иных следственных действий, а также для участия в судебных заседаниях) организация там общеобразовательных школ с регулярными занятиями невозможна. Вместе с тем желающим должны быть созданы условия для… Читать ещё >
Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу
2. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы Заключение Список используемой литературы
Прежде чем говорить о правовом положении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу, следует отметить, что Российское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет, и «несовершеннолетний» — в возрасте от 14 до 18 лет. Это обусловлено различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права, обязанности и отвечать за свои поступки в силу психологической зрелости несовершеннолетнего.
При заключении под стражу несовершеннолетний приобретает дополнительные обязанности и права, в совокупности образующие разновидность специализированного статуса личности.
Цель контрольной работы рассмотреть правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений.
1. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу
Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом — Федеральным законом от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. № 148.
В юридической литературе неоднократно отмечалась необходимость принятия специализированного закона, поскольку у несовершеннолетних, находящихся под стражей, возникают специфические права и обязанности, вытекающие из требований внутреннего распорядка См. Ратникова Н. Д. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственном изоляторе: Пособие. Воронеж: ВИ МВД России, 2001. С. 5−7.
При заключении под стражу несовершеннолетний приобретает дополнительные обязанности и права, в совокупности образующие разновидность специализированного статуса личности. Так, согласно ст. 17 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:
1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;
3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
4) на свидания с защитником;
5) на свидания с родственниками и иными лицами;
6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
10) на 8-часовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;
11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России;
13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
16) получать посылки, передачи;
17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
18) участвовать в гражданско-правовых сделках.
Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:
1) получать и отправлять денежные переводы;
2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях;
3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;
4) подписываться на газеты и журналы и получать их;
5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерацииот 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 9 января 2006 г.).
Несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи. Вместе с тем в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, в исключительных случаях с согласия прокурора могут помещаться совершеннолетние подозреваемые или обвиняемые. Однако, в ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» специально оговариваются требования к таким лицам: они должны положительно характеризоваться во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлекаться к уголовной ответственности, вменяемое им преступление должно быть небольшой или средней тяжести.
Необходимость в содержании взрослого лица с несовершеннолетними может возникнуть, если кто-либо из несовершеннолетних притесняет других, пытается отбирать передачи либо принадлежащие им вещи и т. п.
Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых предусматривается улучшенные материально-бытовые условия и повышенные нормы питания. Как правило, в камерах должны содержаться 4−6 несовершеннолетних, койки — одноярусные. Продолжительность прогулок для несовершеннолетних устанавливается не менее двух часов. Прогулочные дворы оборудуются площадками для физических упражнений, различных игр, для занятия спортом. Администрации мест предварительного содержания под стражей следует заботиться о досуге несовершеннолетних. В камерах и специально оборудованных помещениях можно организовать просмотр телепередач, а по возможности и кинофильмов. Должны быть выделены помещения с тренажерами, простейшими спортивными снарядами, спортивные площадки на открытом воздухе Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
Несовершеннолетние в приоритетном порядке обслуживаются библиотекой, где должна быть необходимая литература для подростков. Многие из подростков, совершивших преступления, существенно отстают в своем развитии от сверстников. Это также надо иметь в виду при подборе литературы.
С учетом специфики пребывания несовершеннолетних в следственных изоляторах (их постоянных вызовов для встреч с адвокатами, для допросов следователями, для участия в очных ставках, производстве иных следственных действий, а также для участия в судебных заседаниях) организация там общеобразовательных школ с регулярными занятиями невозможна. Вместе с тем желающим должны быть созданы условия для самостоятельной учебы. Поскольку библиотека следственного изолятора не может иметь полный набор учебников для всех классов средней школы, родителям несовершеннолетних, родственникам и иным лицам предоставлено право передавать им в установленном порядке учебники, учебные пособия и другую литературу, необходимую для самообразования. Эти посылки и передачи не входят в норму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
При проведении культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними следует иметь в виду низкий культурный и образовательный уровень многих из них. Для работы с такими подростками должны выделяться наиболее подготовленные воспитатели — предпочтительно с педагогическим образованием и достаточным опытом.
Для работы с подростками должны быть составлены планы, включающие как индивидуальные, так и групповые мероприятия. Естественно, возможности такой работы несравненно меньшие, чем в воспитательной колонии. Вместе с тем в период пребывания лица в месте содержания под стражей следует принять меры к изучению его личности, чтобы в случае осуждения его к лишению свободы обеспечить преемственность в работе системы «следственный изолятор — воспитательная колония». Данные, характеризующие подростка, полученные во время его пребывания в следственном изоляторе, должны фиксироваться для отражения в его личном деле, с тем чтобы они могли быть учтены во время отбывания наказания.
7. Имеет особенности и применение мер взыскания по отношению к несовершеннолетним. Взрослые подозреваемые и обвиняемые за невыполнение установленных обязанностей могут быть водворены в карцер на срок до пятнадцати суток, несовершеннолетние — до семи суток.
Рассматривая особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных в следственных изоляторах, следует отметить наличие в данном Законе ряда специальных норм, посвященных данному вопросу.
В частности, в ст. 31 закреплены особенности содержания под стражей несовершеннолетних. В соответствии с положениями данной статьи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.
Для несовершеннолетних увеличено, по сравнению со взрослыми, время ежедневных прогулок — до двух часов. Прогулочные дворики оборудуются спортивными площадками, тренажерами, и предоставляется возможность для занятия физическими упражнениями и спортивными играми.
При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.
Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.
Кроме того, в ст. 25 категорически запрещено ограничение веса передач для несовершеннолетних и ряда других категорий подозреваемых и обвиняемых (для остальных подозреваемых и обвиняемых установлен общий вес передач — не более 30 кг в месяц).
Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 36 Закона, к ним, в частности, можно отнести следующие обязанности:
1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательными актами;
2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 7 марта 2005 г.).
Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в местах содержания под стражей.
В статье 33 предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в следственных изоляторах. В исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким. Представляется целесообразным исключить из статьи последнее положение, т.к. указанные в Законе исключительные обстоятельства (отсутствие в прошлом у лица фактов привлечения к уголовной ответственности; совершение деяния, не относящегося к тяжкому преступлению; положительная характеристика) не способны в полной мере ограничить пропаганду криминальной субкультуры со стороны взрослых Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» /Под ред. Михлина А. С., Селиверстова В. И. — ИД «Юриспруденция», 2005 г.
В целях устранения вышеуказанных недостатков содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в первую очередь правового и организационного характера) необходимо принять специализированный закон и активизировать практику создания изоляторов для несовершеннолетних во всех субъектах РФ.
2. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы
Воспитательные колонии — это вид исправительных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие преступников, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми условий содержания, а с другой — открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.
Согласно данным переписи осужденных, 94,6% в воспитательных колониях составляли лица мужского и 5,4% - женского пола; 92,6% осужденных были трудоспособны; 24,7% имели общее среднее или среднее специальное образование. Не имели определенных занятий на момент совершения преступления 47,7% осужденных См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г./Под ред. А. С. Михлина. М., 2001. С. 6−26.
В отличие от Федерального закона «содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» УИК РФ содержит специальную гл. 17 «Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях».
В воспитательных колониях отбывают наказание в виде лишения свободы несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. Отрицательно характеризующиеся осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в ее изолированный участок, а при его отсутствии — в исправительную колонию общего режима. Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по мотивированному постановлению начальника колонии, санкционированному прокурором (ст. 139 УИК РФ).
Работа администрации воспитательной колонии начинается с момента прибытия воспитанников в колонию. Все вновь прибывшие должны обязательно проходить двухнедельный карантин с целью изучения их личности, состояния здоровья, ознакомления осужденных с основными положениями законодательства, распорядком дня колонии и др. Помещение карантина изолируется от других помещений колонии. Если по медицинским показаниям требуется увеличение срока карантина, то приказом начальника колонии воспитанник переводится в стационар медчасти колонии. Воспитательная работа среди этой категории лиц организуется по специальной программе. Занятия проводят начальник колонии, его заместители, начальники служб, директор профессионального училища, воспитатели, учителя, мастера.
Все воспитанники, прибывшие в колонию, обследуются штатным психологом. Его наблюдения и выводы об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, а также другие данные, накопленные о нем сотрудниками воспитательной колонии, отражаются в дневнике индивидуальной работы с осужденным. На основании этих выводов приемная комиссия в составе начальника колонии (его заместителя), представителей частей и служб, старших воспитателей отрядов выносит решение о направлении новичка в соответствующий отряд, отделение, класс, профессиональную или производственную группу.
В воспитательных колониях по сравнению с исправительными колониями установлено большее количество видов условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Это позволяет более дифференцированно применять средства исправительного воздействия в процессе исполнения наказания.
Вновь поступившие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях. Исключение составляют несовершеннолетние, осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания и ранее отбывавшие лишение свободы, а также злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переводимые с облегченных и льготных условий.
В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее 6 месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные.
Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания.
Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, в случае признания их злостными нарушителями режима переводятся в обычные условия отбывания наказания. При этом повторный перевод в льготные условия может последовать не ранее 6 месяцев с момента возвращения в облегченные условия.
В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательную колонию осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий отбывания наказания осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В строгих условиях осужденные содержатся не менее 6 месяцев, а затем, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе, они могут быть переведены в обычные условия.
В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитывается срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка.
Перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии либо совета воспитателей отряда, в котором числится осужденный.
В соответствии со ст. 133 УИК РФ осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда;
иметь восемь краткосрочных и четыре длительных свидания в течение года.
Осужденные, содержащиеся в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Они могут:
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда;
ежегодно иметь двенадцать краткосрочных и четыре длительных свидания.
Осужденные, помещенные в льготные условия, проживают в общежитиях. При этом им разрешается:
расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости имеющиеся на их лицевых счетах средства без ограничения;
без ограничения количества иметь краткосрочные свидания;
ежегодно иметь шесть длительных свиданий с проживанием за пределами воспитательной колонии.
Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от работы или учебы время. Они могут:
ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда;
иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.
Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае у них появляются дополнительные права: пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.
Отсутствие финансирования не позволило до сих пор создать за пределами воспитательных колоний специальные общежития для помещения в льготные условия. Проживание в них позволило бы выработать механизм закрепления результатов исправления осужденных после освобождения от отбывания наказания. Целесообразно было бы помещать всех несовершеннолетних за два-три месяца до освобождения в льготные условия для успешной адаптации к жизни на свободе.
В статье 93 УК РФ предусмотрены сроки отбытия наказания для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних. Основания для условно-досрочного освобождения установлены единые как для взрослых, так и несовершеннолетних: если они не нуждаются в полном отбытии наказания в виде лишения свободы, при достижении целей наказания. Для несовершеннолетних законодатель установил следующие сроки для того, чтобы администрация могла сделать вывод о том, что подросток встал на путь исправления (соблюдение режима, отношение к труду, учебе):
не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой или средней тяжести, либо за тяжкое преступление;
не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за особо тяжкие преступления.
Согласно ст. 103 УИК РФ несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Статьей 92 Трудового кодекса для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю; в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 часов в неделю.
В соответствии с законодательством о труде несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не подлежат привлечению к работе в ночное время и сверхурочным работам, к работам в выходные дни (ст. 286).
Согласно ст. 107 УИК РФ на лицевой счет несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, зачисляется независимо от всех удержаний не менее 50% начисленных им заработной платы или иных доходов. Статья 99 УИК не разрешает производить из заработка несовершеннолетних удержания на возмещение стоимости питания и одежды, они предоставляются несовершеннолетним бесплатно.
Учитывая несовершеннолетний возраст осужденных, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, значительное внимание уделяется воспитательно-педагогическим мерам. Основными направлениями воспитательной работы являются нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание Уголовно-исполнительное право России: Учебник/Под ред. В. И. Селиверстова. М., 2003. С. 414, 415.
Работа по нравственному воспитанию заключается в формировании морально-этических установок, ознакомлении несовершеннолетних с основами этики, психологии общения.
Правовое воспитание осуществляется в целях получения подростком представлений о взаимоотношениях между гражданином и государством, убеждения в необходимости соблюдать правовые нормы, приобретения знаний о своих правах и обязанностях в области трудоустройства, образования, семьи и брака.
Трудовое воспитание направлено на развитие у несовершеннолетних осужденных трудовых навыков, приобретение профессии для трудоустройства после освобождения с учетом потребностей трудовых профессий.
Эстетическое воспитание призвано эмоционально развить подростков, выработать у них стремление воспринимать и правильно оценивать достижения человеческой культуры.
Физическое воспитание решает задачи поддержания физического и психического здоровья несовершеннолетнего в условиях жизни в местах лишения свободы, организации досуга несовершеннолетних осужденных.
Существует обусловленная несовершеннолетним возрастом осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, специфика в выборе и применении к ним мер поощрения и взыскания.
В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным, наряду с обычными мерами поощрения, предусмотренными ст. 113 указанного Кодекса, могут применяться специфические меры поощрения:
1) предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;
2) предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;
3) досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора;
4) досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные.
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии в соответствии со ст. 142 УИК РФ создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утверждаемым Правительством РФ.
Заключение
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
К сожалению, в России, в отличие от большинства западных стран, не развита постпенитенциарная стадия осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, включающая механизмы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из исправительных учреждений. В настоящее время следует, прежде всего, на законодательном уровне закрепить подобные механизмы и на социально-экономическом уровне обеспечить их надлежащее функционирование.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 7 марта 2005 г.)
2. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"/Под ред. Михлина А. С., Селиверстова В. И. — ИД «Юриспруденция», 2006.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 9 января 2006 г.)
4. Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. — ЗАО Юстицинформ, 2005.
5. Уголовно-исполнительное право России: Учебник/Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 2003.