Общественные работы как направление активной политики
Правовые основы общественных работ Согласно п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032−1 «О занятости населения в РФ» (далее — Закон о занятости) под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы требуют невысокой квалификации сотрудников… Читать ещё >
Общественные работы как направление активной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ
Содержание Введение
1. Активная политика занятости: понятие и основные меры
2. Понятие общественных работ
3. Организация общественных работ
4. Правовые основы общественных работ
5. Направление граждан на общественные работы
6. Расчеты с работником
7. Финансирование общественных работ
Заключение
Введение
Поводом к организации общественных работ в России всегда служили неурожаи, отнимающий у широких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким образом, особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условиях население могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточную занятость нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется то обстоятельство, что, в противоположность Западу, призванные бороться с этой безработицей, наши общественные работы являлись почти исключительно работами чрезвычайными. Хотя первые известия о неурожае и голоде в России относятся к 1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Петре I, Анне Иоанновне и Екатерине II.
Итак, под социальной поддержкой безработных следует понимать систему мер, принимаемых государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в преодолении трудной жизненной ситуации, вызванной отсутствием работы. Организация общественных работ относится к мерам, направленным на предоставление работы.
Объект работы — общественные работы.
Предмет — значение общественных работ для рынка труда.
Цель — изучить общественные работы как направление активной политики.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие активной политики;
2. Изучить понятие общественных работ;
3. Проанализировать организацию общественных работ;
4. Изучить процесс направления граждан на общественные работы;
5. Рассмотреть как происходят расчеты с работником;
6. Изучить источники финансирования общественных работ.
1. Активная политика занятости: понятие и основные меры Активная политика занятости — это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.
Активная политика занятости носит упреждающий характер, направленный на недопущение негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.
Основными формами активной политики занятости являются:
* стимулирование создания новых рабочих мест;
* организация общественных работ;
* использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);
* развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);
* содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.
Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства стимулирует развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т. д.
Самое важное для государства — средства вложенные в программу поддержки активной политики содействия занятости в отличии от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.
Подавляющее большинство промышленно-развитых стран с социально-ориентированной рыночной экономикой главной целью в области политики занятости провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступают работодатели и работники (органы) представляющие их интересы — ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства заключается в том, что она формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда.
Активная политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т. д.
Для этого государство осуществляет следующие меры:
* создание системы достоверной полной и доступной информации о наличии вакансий
* организация профориентации, профконсультирования, профпереподготовки и соц. адаптация незанятого населения
* профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путём:
— тщательного подбора вариантов трудоустройства — обеспечение возможностей территориальной мобильности РС (поиск работы по всей территории страны)
— сохранение занятости за счёт компенсационных выплат и субсидий к з/п работникам видимой части скрытой б/р
— помощь людям, испытывающим особые трудности в трудоустройстве (инвалидам, молодёжи, пожилым людям).
— активная политика не только поддерживает существование тех, кто потерял работу, но поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политик поддержки доходов за счёт соц. выплат, уменьшает затраты гос. бюджета, снимает напряжённость в обществе, увеличивает производительность труда.
К средствам активной политики занятости относятся:
Информация о рынке труда — сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители — недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.
Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»). Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).
Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В-этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.
Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой — развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеются трудности организационного и кадрового плана.
Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.
Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест — программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).
Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.
2. Понятие общественных работ Общественные работы — трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. ст. 24 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Общественные работы преследуют цели:
— осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
— сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть: а) экономически целесообразны, т. е. полезны и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ; б) доступны, т. е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки; в) социально ориентированы, т. е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект; г) добровольными, т. е. привлечение к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. В статье 59 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены случаи, когда работодатель может заключать срочные трудовые договоры. Один из таких случаев — оформление трудовых отношений с лицами, направленными на временные, в т. ч. общественные, работы органами службы занятости населения.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах, а также:
— впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
— отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
— обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
3. Организация общественных работ Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:
— строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
— проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
— заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
— строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
— обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
— эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
— озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
— уход за престарелыми, инвалидами и больными;
— обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
— организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
— проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т. д.);
— другим направлениям трудовой деятельности. п. 6 Постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Порядок организации общественных работ.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.
В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.
Для подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органы службы занятости:
— анализируют состояние рынка труда, количество и состав незанятого населения и безработных граждан;
— выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;
— осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях региона общественных работ;
— рассматривают вопросы совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условия организации и проведения общественных работ. п. 9 Постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.
В договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ. Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда. В договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режимах и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациями при выполнении этих работ.
4. Правовые основы общественных работ Согласно п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032−1 «О занятости населения в РФ» (далее — Закон о занятости) под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы требуют невысокой квалификации сотрудников. В сфере ЖКХ они могут быть организованы по таким направлениям, как прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов, озеленение и благоустройство территорий, эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения (п. 6 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875). Этот список не является закрытым, вместе с тем при выделении субсидий на компенсацию затрат работодателя органы власти устанавливают конкретные виды работ. Однако важно учитывать, что к общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы (п. 5 ст. 24 Закона о занятости). По решению органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления финансирование общественных работ может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (пп. 1 — 3 п. 2 ст. 78 БК РФ). Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2009 N 314-ФЗ определено, что до 01.01.2011 действие пп. 1 и 2 п. 2 ст. 78 БК РФ не распространяется на предоставление субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ юридическим лицам по решениям, принимаемым соответственно Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в том числе при реализации дополнительных мер по поддержке рынка труда, в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов РФ. В свою очередь, субсидии из федерального бюджета выделяются бюджетам субъектов РФ на софинансирование региональных программ, предусматривающих в числе прочего организацию общественных работ (п. 2 Правил предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011). Субсидии из регионального бюджета выделяются бюджетам муниципальных образований, которые, в свою очередь, обеспечивают их целевое использование. Оплачиваемые общественные работы организуются при участии государственных учреждений службы занятости населения.
Отношения между органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, органами службы занятости и предприятиями-работодателями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ (см. п. 10 Положения об организации общественных работ). Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.
5. Направление граждан на общественные работы Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно. п. 12 Постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.
Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:
— впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
— отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
— состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
— обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
— уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
— прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
— направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия. п. 15 Постановления Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Расчеты с работником На основании направления на участие в оплачиваемых общественных работах, полученного соискателем в центре занятости населения, организация заключает с лицами, желающими участвовать в общественных работах, срочный трудовой договор. Договор действует не более пяти лет, вместе с тем средняя продолжительность участия в общественных работах составляет три месяца. Такой договор по инициативе работника можно досрочно расторгнуть при устройстве его на постоянную или временную работу. Порядок расторжения договора по инициативе сотрудника прописан в ст. 80 ТК РФ.
Оплата труда работников производится согласно трудовому законодательству РФ. Размер заработной платы устанавливается договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. В п. 4 Письма Минздравсоцразвития России от 25.05.2009 N 23−3/10/2−4032 разъяснен порядок определения размера платы за работу, не предусмотренную действующей у работодателя системой оплаты труда или не соответствующую его основной деятельности. В таком случае работодатель может установить размер оплаты труда, сопоставимый со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой работников организаций по соответствующим видам экономической деятельности в субъекте РФ.
К сведению, регулирование труда работников, принятых на общественные работы, осуществляется в общем порядке с учетом срока действия трудового договора.
Граждане, принимающие участие в общественных работах, имеют право на оплачиваемый отпуск либо на выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
На лиц, занятых в общественных работах, распространяется законодательство РФ о социальном страховании. Значит, таким лицам наряду со всеми другими штатными сотрудниками оплачивается период временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком, отпуска, а также обеспечиваются безопасные условия и охрана труда.
7. Финансирование общественных работ Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. п. 5 ст. 24 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации // См. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
Средства федерального бюджета на организацию проведения оплачиваемых общественных работ предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения.
Контроль за организацией проведения оплачиваемых общественных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компенсация расходов из бюджета Предприятие, заключившее договор о проведении общественных работ, получит из бюджета лишь частичное возмещение затрат на заработную плату. Так, в соответствии с Правилами предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ размер субсидии, выделяемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета на реализацию дополнительного мероприятия по организации общественных работ, на компенсацию затрат по оплате труда (с учетом страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС, а также страховых взносов в ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), определяется исходя из минимального размера оплаты труда. Согласно Федеральному закону от 24.06.2008 N 91-ФЗ с 1 января 2009 г. МРОТ составляет 4330 руб. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, МРОТ умножается на соответствующий районный коэффициент.
Обратите внимание! Заработная плата сотрудника устанавливается в трудовом договоре по соглашению сторон, а сумма компенсации из бюджета ограничена размером МРОТ (4330 руб.).
Как указали представители Минздравсоцразвития в п. 5 Письма от 25.05.2009 N 23−3/10/2−4032, порядок частичного возмещения затрат работодателя на оплату ежегодного отпуска или выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск аналогичен порядку частичного возмещения затрат работодателя на заработную плату.
Для частичного возмещения фактических затрат на заработную плату работников предприятие-работодатель должно представить в центр занятости населения и органу местного самоуправления документы, предусмотренные договором о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. Обычно в перечень документов входят:
— списки участников общественных или временных работ;
— копии приказов о приеме (увольнении) граждан, участвующих в общественных работах;
— копии срочных трудовых договоров, заключенных с участниками общественных работ;
— табель учета рабочего времени;
— расчетная ведомость по заработной плате;
— акт выполненных работ;
— счет-фактура.
В 10-дневный срок после получения частичного возмещения фактических затрат на заработную плату работников предприятие направляет в центр занятости населения копии платежных ведомостей по выплате заработной платы участникам общественных работ, заверенные подписями должностных лиц и печатями.
Учитывая, что бюджетные средства должны быть использованы целевым образом, нужно быть готовым к возврату субсидии в случае, если предприятие потратит суммы на другие нужды. В Постановлении от 01.03.2005 N А12−21 067/04-С35 ФАС ПО поддержал центр занятости, который инкриминировал индивидуальному предпринимателю использование средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные условиями договора о проведении общественных работ (так, часть сумм была выплачена штатным работникам, фактически не участвовавшим в общественных работах, использование части сумм не подтверждено документами). Работодатель нарушил норму ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона. В результате нецелевого использования средств ответчик должен не только возвратить бюджетные средства, но и уплатить истцу проценты, начисленные на сумму этих средств, в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.
Заключение
Организация и проведение общественных работ — явление, широко распространенное в странах с рыночной экономикой. Общественные работы — это массовое привлечение государством в лице его местных органов к временной трудовой деятельности безработных граждан.
В настоящее время законодательство многих стран регламентирует порядок разработки программ проведения общественных работ для различных категорий населения в регионах с повышенным удельным весом безработных, периоды, в течение которых они в основном проводятся, например, в период спада деловой активности.
По своему содержанию и направленности общественные работы можно отнести к двум группам. Во-первых, это трудоемкие работы, направленные на мобилизацию излишней рабочей силы для создания и поддержания в порядке инфраструктуры сельской местности: строительство и ремонт дорог местного значения, мелких ирригационных сооружений, дешевого жилья, школ, уход за лесом, благоустройство населенных пунктов и т. д. Аналогичную работу участники общественных работ проводят и в городах. Во-вторых, общественные работы организуются для обслуживания социальной сферы. К ним относятся уход и оказание иных услуг престарелым гражданам и инвалидам, уход за детьми, различного рода работы по обслуживанию учреждений социальной сферы — больниц, детских учреждений, интернатов для престарелых граждан и т. п.
Содержание программ организации общественных работ определяется в конечном счете состоянием национального рынка труда. В первую очередь эти работы направлены на смягчение наиболее острых проблем, связанных с безработицей наиболее уязвимых слоев населения.
занятость правовой работа безработный
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 октября 2012. М.: Эксмо, 2012. 208 с.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
3. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» .
5. Трудовое право России / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю. П. Орловский и доктор юридических наук А. Ф. Нуртдинова — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М». 2010. 648 с.
6. Трудовое право России: Учебник. К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. М: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2009. 486 с.
7. Трудовое право России: Учебник. В. И. Миронов. М.:2010. 864 с.