Основы административного права
Осуществляя данную деятельность, Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей… Читать ещё >
Основы административного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Государственное управление в области иностранных дел РФ Российская Федерация строит свои отношения с другими странами на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, нерушимости границ и территориальной целостности государств, взаимного отказа от применения силы и решения возникающих споров мирным путем, взаимовыгодного сотрудничества, равенства народов и т. п.
Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации направлена на создание и обеспечение таких международных условий, которые способствовали бы ее выходу из экономического кризиса, становлению и упрочению рыночных отношений в экономике, построению демократического государства, предотвращению войн в мире и мирному сосуществованию всех стран, защите своих государственных интересов.
Важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации является также налаживание тесного сотрудничества (политического, экономического и др.) со всеми странами СНГ, а также с другими республиками бывшего СССР.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) основные направления внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. На него возложено также и руководство внешней политикой Российской Федерации.
Осуществляя данную деятельность, Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, ведет переговоры с руководителями иностранных государств и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает на должность министра иностранных дел Российской Федерации; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; присваивает ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника Российской Федерации; решает вопросы предоставления политического убежища и т. д.
Осуществляя руководство внешней политикой, Президент Российской Федерации принимает меры по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации.
В целях создания условий для определения Президентом Российской Федерации основных направлений внешней политики, принятия им мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 образовано Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам внутренней и внешней политики государства и утверждено положение о нем. Данное Управление разрабатывает для Президента Российской Федерации предложения по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики; участвует в подготовке проектов нормативных актов по вопросам внешней политики; организует и проводит межведомственное согласование в связи с рассмотрением Президентом Российской Федерации конкретных вопросов, касающихся отношений с зарубежными странами; взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования внешнеполитических мероприятий Президента Российской Федерации и т. д. Этим же целям служит Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 114) осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; принимает меры к исполнению международных договоров; заключает межправительственные соглашения; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, компетенция которых позволяет устанавливать отношения с органами, организациями иностранных государств.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области иностранных дел, является Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), деятельность которого непосредственно связана с реализацией внешней политики Российской Федерации и подчинена Президенту Российской Федерации.
В своей деятельности оно руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормами международного права, международных договоров и соглашений, подписанных Российской Федерацией, а также Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Основными задачами МИД России являются: реализация внешней политики Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами; защита ее политических, экономических и других интересов, а также интересов физических и юридических лиц во взаимоотношениях с другими государствами; наблюдение за исполнением международных договоров и соглашений Российской Федерации.
В процессе своей деятельности МИД России разрабатывает для Президента и Правительства Российской Федерации предложения по основным вопросам внешней политики Российской Федерации; проекты международных договоров и соглашений Российской Федерации и предложения по их заключению; обеспечивает Президента и Правительство Российской Федерации необходимой информацией по вопросам международной политики; содействует развитию международных связей федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, государственных организаций; координирует международные связи субъектов Российской Федерации; осуществляет руководство и координацию деятельности дипломатических и консульских представительств; организует консульскую работу на территории Российской Федерации и осуществляет постоянные контакты с посольствами и консульствами иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации; осуществляет организацию приема иностранных государственных и правительственных организаций; оформляет паспортно-визовую документацию.
На МИД России возложена регистрация международных договоров Российской Федерации в Секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций.
Одной из основных задач МИДа России является координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти, целью которой является обеспечение проведения единой внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Для реализации этой задачи Президентом Российской Федерации издан Указ от 12 марта 1996 года «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». В соответствии с данным Указом МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики и выполнение международных обязательств Российской Федерации.
МИД России является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам отношений с иностранными государствами и международными организациями, а это обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информировать МИД России об осуществляемых ими международной деятельности и международных связях. В Указе закреплены и другие полномочия МИД России.
В процессе своей деятельности МИД России издает в пределах своей компетенции инструкции, указания, которые обязательны для министерств, ведомств, других органов и организаций при осуществлении ими международных связей и контактов.
Важные функции в области управления иностранными делами возложены на министра иностранных дел Российской Федерации, который осуществляет международное представительство Российской Федерации, непосредственно ведет переговоры от имени Президента и Правительства Российской Федерации с официальными представителями зарубежных стран либо участвует в них; выступает с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики Российской Федерации; принимает дипломатических представителей иностранных государств; назначает на должность Поверенных в Делах Российской Федерации, консулов и т. д.
Многие функции МИД России осуществляет через свои зарубежные органы.
2. Правовые основы и особенности государственного управления экономикой РФ Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества — его истории и культуры, геополитического положения, сложившейся системы ценностей.
В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) рыночные отношения строились «сверху». В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала.
В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок. Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия.
Столкнувшись во второй половине 2008 года с носящим системный характер мировым экономическим кризисом, страны стали искать совместные пути выхода из него. Среди предлагаемых специалистами различных вариантов все соглашаются с необходимостью усиления роли государства. В современных условиях роль государства должна возрастать во всех сферах общественной жизни.
Например, «идеологической базой спекулятивного капитализма» не только в России, но и в других государствах мэр Москвы Юрий Лужков считает «экономические теории монетаризма». В начале 90-х годов XX столетия Россия системно ослабилась потому, что «происходили плановый обвал экономики, грабительская приватизация и выведение в политико-экономическом инкубаторе целой плеяды так называемых олигархов, а по сути — глобальных финансовых спекулянтов» .
Эффективность управления в сфере национальной экономики зависит от многих имеющих системный характер факторов, но прежде всего — от соответствия его структуры заданным функциям. Поэтому, прежде чем создавать управленческие структуры, определяются функции управления экономикой — от государства в целом до исходной, низовой хозяйственной единицы — с учетом целей и функций государства, производительных сил и имеющихся ресурсов. Под эти функции создается структура управления и осуществляется ее кадровое обеспечение. Аппарат хозяйственного управления и механизм его функционирования должен в полной мере соответствовать избранной экономической модели и быть ее логическим следствием.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.
Сфера экономики включает в себя:
— сферы материального производства, непосредственно в которых создается материальный продукт;
— отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера (сфера услуг населению).
К отраслям экономики относятся: промышленность; строительство; агропромышленный комплекс; жилищно-хозяйственный комплекс; транспорт; связь; торговля; природопользование и охрана окружающей природной среды.
Управление экономикой представляет собой целенаправленную организующую деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, иных органов государственного управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства, заключающуюся в правовом обеспечении экономической деятельности, в разработке целевых программ развития различных отраслей, организационном обеспечении управления экономикой и оперативном управлении субъектами экономики.
Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты различной юридической силы. В частности, среди них можно выделить: кодексы, и прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы; федеральные и региональные целевые программы; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующие в сфере экономики и др.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:
— недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;
— отказ только в прямо предусмотренных случаях;
— защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации и иностранных государств на основе международных соглашений;
— запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;
— защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;
— экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;
— возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;
— недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;
— пресечение недобросовестной конкуренции;
— обеспечение экономической безопасности государства.
Как видно из вышеуказанного, государство обладает достаточно весомым арсеналом правовых рычагов для результативного управления в сфере экономики. Хотя необходимо оговориться, что действующее российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Такое вторжение может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т. п.
Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:
— реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т. п.);
— единство экономического пространства;
— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
— развитие и поддержку конкуренции;
— свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких-либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.
Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:
— создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;
— целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;
— открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;
— поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
— инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
— широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.
На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.
Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.
Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые, в свою очередь, представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере экономики состоят прежде всего в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.
Значительно влияние Президента на подбор и расстановку кадров, занимающихся хозяйственной деятельностью. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, по своему усмотрению, хотя и по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров, в том числе осуществляющих руководство хозяйственными отраслями и сферами управления. Он осуществляет повседневный контроль за хозяйственной деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти;
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» является высшим исполнительным органом государственной власти. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Правительство разрабатывает проекты важнейших экономических и хозяйственных программ, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
Конкретные функции в сфере экономики каждого из федеральных министерств, служб и агентств определяются соответствующими положениями.
3. Обжалование и опротестование вынесенного по делу постановления как факультативная стадия. Виды обжалования постановления по делу об административном правонарушении Пересмотр постановлений — это самостоятельная стадия, имеющая факультативный, необязательный характер. Его использование зависит от усмотрения лица, которому это право предоставлено. Инициировать пересмотр постановления могут заинтересованные в исходе процесса лица путем подачи жалобы, а также прокурор, вынося протест на постановление по делу о правонарушении. По существу это представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяется законность и обоснованность принятого решения субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить в силе ранее принятый акт.
Возможность обжалования и опротестования постановлений, обязательность их рассмотрения компетентными органами позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправить и устранить допущенные ошибки. Эта стадия, с одной стороны, гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод, а с другой — дисциплинирует тех, кто призван применять административные взыскания.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется процесс по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником и представителем в течение десяти суток со дня объявления, вручения или получения постановления, за исключением жалобы на постановление о наложении взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток (ст. 12.1, ст. 12.4 ПИКоАП). Жалоба может быть подана в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. С жалоб, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина (ст. 12.2 ПИКоАП).
В жалобе должна содержаться аргументация приводимых доводов со ссылками на нормативные правовые основания, которые, по мнению лица, ее подающего, уполномоченное должностное лицо должно при рассмотрении дела применить, но не сделало этого либо применило неправильно. Приводимое мнение должно быть подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Жалоба, как правило, завершается изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанции. Недостатки в ее содержании не являются поводом для ее нерасмотрения или наступления каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Подача жалобы автоматически способствует принятию ее к рассмотрению и осуществлению адекватных процессуальных действий.
В случае пропуска по уважительным причинам срока подачи жалобы он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (протест). В случае восстановления пропущенного срока исполнение постановления о наложении взыскания приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста).
Жалоба (протест) на постановление рассматривается в месячный срок со дня ее поступления, а в случае наложения взыскания в виде административного ареста либо депортации — в трехдневный срок со дня поступления.
Одним из этапов рассматриваемой нами стадии административного процесса является подготовка к рассмотрению жалобы (протеста) на постановление по делу о правонарушении. Этот этап состоит из следующих действий:
· выясняются законность и обоснованность вынесенного постановления;
· выясняется, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
· разрешаются ходатайства, при необходимости назначается экспертиза;
· запрашиваются дополнительные материалы.
Неявка надлежащим образом извещенных участников процесса не является препятствием для рассмотрения жалобы. Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично. В остальном порядок ее рассмотрения такой же, как и при рассмотрении дела о правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается решение:
1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;
2. об отмене постановления и прекращении дела;
3. об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение;
4. об отмене постановления полностью или в части и разрешении вопроса по существу;
5. об изменении меры и вида взыскания таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
6. об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было неправильно определено;
7. о прекращении процесса по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности.
Решение по жалобе, состоит из тех же реквизитов, что и постановление. Его копия в течение трех суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору. Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст. 12.9 ПИКоАП).
Вступившее в законную силу постановление тоже может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания, и при рассмотрении жалобы. Пересмотр характеризуется двумя особенностями. Во-первых, в данном случае пересмотр производится только в судебном порядке и, во-вторых, объектом пересмотра является не только решение на постановление, но и само постановление. Жалоба (протест) может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу. По истечении указанного срока они рассмотрению не подлежат (ст. 12.11 ПИКоАП). Жалоба (протест) рассматриваются в срок не более одного месяца со дня поступления.
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления в срок — не позднее одного месяца со дня поступления материалов.
При рассмотрении жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу, законность, обоснованность и справедливость его подлежат проверке в объеме доводов, содержащихся в них. Если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление по делу может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте).
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из решений:
1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) — без удовлетворения;
2. об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
3. об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;
4. об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
5. об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.
При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подававшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных случаях решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления.
Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость. Одновременно может быть сообщено по месту работы, учебы или жительства.
4. Понятие и особенности административного принуждения государственный управление административный правонарушение
Административное принуждение — метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Особенности административного принуждения:
* основывается на нормах административного права;
* применяется как физическими, так и юридическими лицам;
* применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
* закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
* применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
* система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
* применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
* порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
* применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
* законность применения обеспечивается системой гарантий;
* применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Цели административного принуждения:
1) предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
2) пресечение правонарушений;
3) восстановление нарушенного состояния;
4) процессуальное обеспечение;
5) наказание (ответственность) правонарушителя.
По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.
По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.
По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.
Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.
Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).
По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.
По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.
Стадии применения мер административного принуждения:
* анализ правоохранительной ситуации;
* выбор меры административного принуждения;
* проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
* принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
* реальное применение меры административного принуждения;
* анализ эффективности применения меры административного принуждения;
* внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.
Задача: Гражданин С., имея в личном пользовании охотничье пневматическое оружие с дульной энергией боле 7,5 Дж и калибра 4.5 мм, передал без разрешения органов внутренних дел указанное выше оружие своему соседу по дому Спирину. Последний, вместе со своим знакомым, выехал на охоту с ружьем Северова в Ростовскую область. Поясните, какие меры можно принять к гражданину Северову?
Ответ: Незаконные изготовление, продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо их дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой либо административное приостановление их деятельности на срок до тридцати суток.(Глава 20, статья 20.10 КоАП РФ)
1. Варламов В. Ю. О некоторых вопросах реализации конституционных полномочий Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений // Право и политика. 2005. № 10.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478, № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст. 2197.
3. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 «О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» .
4. Селиньи Иван. Плюрализм капитализмов // Коммерсантъ. 2006. 15 марта.
5. Лужков Юрий. Российские особенности мирового кризиса // Российская газета. 2009. 11 февраля.
6.Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145;
7.Федеральные законы:
от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» ;
от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ;
от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ;
от 19 июля 2007 года N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» ;
от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;
от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ;
от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» ;
от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» ;
от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; от 30 декабря 2008 года N 316-ФЗ «О патентных поверенных» .