Правовые нормы, регламентирующие миграционные процессы
Состав правонарушения — это совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения (Приложение 3). Подробно данные вопросы будут рассмотрены во второй главе… Читать ещё >
Правовые нормы, регламентирующие миграционные процессы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Социальная природа юридической ответственности в сфере миграционных отношений
§ 1. Понятие и сущность юридической ответственности в сфере миграционных отношений
§ 2. Субъекты, содержание и стадии миграционных правоотношений
§ 3. Международные акты и национальное законодательство в сфере регулирования миграционных отношений.
ГЛАВА 2. Виды ответственности за нарушения миграционного законодательства и правовая основа борьбы с незаконной миграцией
§ 1. Уголовная ответственность за нарушения миграционного законодательства
§ 2. Административная ответственность в сфере регулирования миграционных отношений
§ 3. Организационно-правовые методы борьбы с незаконной миграцией ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
В настоящее время одной из проблем, на решение которой направлена правоохранительная функция государства, является незаконная миграция. Поэтому меры юридической ответственности в основном направлены против лиц, не соблюдающих правила въезда и пребывания в России, правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Но участниками миграционных отношений являются не только иностранные граждане, но и должностные лица организаций, принимающие мигрантов. Масштабы незаконной миграции серьезно угрожают национальной безопасности страны, интересам государства и граждан. И решение проблемы требует не только карательных действий в отношении правонарушителей, но и комплекса мер по предотвращению и борьбе с незаконной миграцией.
Актуальность темы
дипломной работы. В последнем году минувшего века, впервые за время существования уголовно-статистических учетов, Россия с ее 145-миллионным населением перешагнула трехмиллионный рубеж зарегистрированных преступлений (3 001 748). Бывший Советский Союз с его 280-миллионным населением никогда не приближался к этой цифре («пик» в 1990 году составил 2 786 605 преступлений). В РСФСР самый высокий показатель зарегистрированных преступлений не достигал и двух миллионов («пик» в 1990 году составил 1 839 451 преступление).
В январе-октябре 2009 года иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 50,8 тыс. преступлений, что на 10,1% больше, чем за январь — октябрь 2008 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 46,7 тыс. преступлений (+11,8%), их удельный вес составил 91,8%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 0,4% и составило 12,9 тыс. преступлений.
Произошла смена приоритетов в уголовной политике. Стратегия предупреждения уступила место тактике сдерживания, а затем — противодействия преступности. Преступность, рассматривавшаяся ранее лишь как угроза внутренней безопасности государства, приобрела характер реальной угрозы национальной безопасности и курсу проводимых в стране реформ. В научный оборот введены понятия «криминальная интервенция» и «криминологическая безопасность».
Среди факторов, влияющих на состояние преступности, большое воздействие стала оказывать миграция населения. Объясняется это тем, что активно протекающие изменения в мировом сообществе, связанные с распадом СССР и осуществлением политических и экономических реформ в России, вызвали интенсивные перемещения как внутри страны, так и за ее пределами.
Характер современной миграции оказывает все возрастающее влияние на экономическое и политическое развитие государства, на демографическую ситуацию в стране, межэтнические отношения. Признание проблемы миграции в качестве одной из приоритетных особенно четко обозначилось в последнее время. В оценке премьер-министра Российской Федерации В. В. Путина она выглядит так: «Вопросы миграции для России очень важны. Впрочем, не только для России. Сегодня очень многие страны пытаются решить свои демографические проблемы за счет увеличения рождаемости, однако ни у кого это не получается… нужна грамотная миграционная политика — эту проблему Россия пока не решила».
Миграция — многоаспектная проблема. Одной из ее составляющих является криминальный аспект. Будучи в целом явлением позитивного плана, современное состояние миграции несет в себе большую криминогенную нагрузку. В связи с этим необходимо учитывать особенности реализации установленных законом санкций за нарушения миграционного законодательства.
Эффективная борьба с правонарушениями возможна только при наличии воспитательного механизма, заключающегося в установлении обязанности претерпеть негативные последствия неправомерного поведения, т. е. при наличии ответственности.
Объектом дипломной работы выступает система общественных отношений, возникающих в связи с совершением правонарушений и преступлений в сфере миграционных отношений и непосредственно те общественные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности к правонарушителям.
Предмет дипломной работы составляют правовые нормы, регламентирующие миграционные процессы, юридическую ответственность за нарушения миграционного законодательства, виды уголовных преступлений и административных правонарушений в сфере миграционных отношений.
Цели и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является изучение сущности юридической ответственности в сфере миграции; изучение основных понятий миграционного законодательства; изучение особенностей юридической ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения в сфере миграционных отношений.
Для достижения указанной цели решались следующие основные задачи:
исследование международных правовых и национальных нормативных актов в области ответственности в сфере миграционных отношений;
исследование соотношения федерального законодательства и регионального нормотворчества, регламентирующих миграционные процессы;
анализ юридической природы уголовной ответственности за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ);
анализ юридической природы административной ответственности за правонарушения в сфере миграции.
По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь мы живем в обществе, и потому вынуждены считаться с его принципами, ценностями и устоями. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечет за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон — это высшая сила общественных отношений. В демократическом и правовом государстве на первом месте стоит личность и осознание этой личностью ответственности.
Методологическая основа и методика дипломной работы. При написании дипломной работы использованы такие общенаучные методы как исторический, формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также статистический метод и другие.
Теоретическую основу дипломной работы составили основополагающие труды известных специалистов в области конституционного права, которые были использованы в нашей работе: Витрука Н. В., Гоймана В. И., Кудрявцева В. Н., Прудникова А. С., Самощенко И. С., Фарукшина И.С.
Вопросы, непосредственно связанные с темой дипломного проекта, нашли отражение в опубликованных работах известных авторов: Алексеева Н. А., Загрядской И. Г., Зинченко Н. Н., Левченко О. П., Портнова Ф. П., Самойлова В. Д., Тюркина М. Л., Хабриевой Т. Я., Харламова С.О.
В качестве методологической базы проведенного исследования были использованы работы по теории государства и права проф. Лазарева В. В., Малахова В. П., Матузова Н. И. и др. Юридическую ответственность в своих произведениях анализировали еще такие ученые как Агарков М. М., Братусь С. Н., Гуревич И. А. К настоящему времени проделана значительная работа по исследованию этой важной правовой категории, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов.
Научная новизна и теоретическая значимость содержащихся в дипломной работе материалов определяется рядом взаимосвязанных обстоятельств: активностью правотворческой деятельности в сфере миграционных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях; изменениями в динамике миграционных процессов; увеличением в структуре преступности доли преступлений, совершаемых мигрантами.
Структура дипломной работы отвечает ее основной цели и предмету, определяется ее объемом и задачами. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1. Социальная природа юридической ответственности в сфере миграционных отношений
§ 1. Понятие и сущность юридической ответственности в сфере миграционных отношений
Понятие юридической ответственности — основная дефиниция всей теории ответственности, ее конструкция определяет место и роль рассматриваемого правового явления в системе права.
Юридическая ответственность выступает как проявление одного из способов правового регулирования — в виде наложения запретов. Запрещение, по мнению профессора С. С. Алексеева, есть «возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода». Предостерегая субъектов права от совершения противоправных деяний, юридическая ответственность, с одной стороны, охраняет общество от нежелательных ситуаций, а с другой — стимулирует правомерное поведение. Таким образом, мы имеем дело с охранительным правовым институтом, регулирующим общественные отношения при помощи запретов.
Юридическая ответственность представляет собой разновидность юридической обязанности, имеющей, по крайней мере, два существенных отличия от других видов обязанностей. Во-первых, ответственность — это обязанность, носящая ущербный, нежелательный характер для субъекта, на которого она возлагается. Во-вторых, ответственность выполняет роль юридического гаранта обязанности, существовавшей до правонарушения, поскольку при неисполнении юридической обязанности, может наступить юридическая ответственность.
В литературе даются различные трактовки определения юридической ответственности, но суть их сводится к следующему.
Юридическая ответственность — это предусмотренная санкцией правовой нормы мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в претерпевании им лишений и ограничений личного, имущественного или организационного характера (Приложение 1).
Другими словами, юридическую ответственность можно определить, как обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершенное правонарушение. Это определение интерпретирует юридическую ответственность, как реакцию государства на совершенное правонарушение.
Юридическая ответственность — это обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающиеся в «ограничениях личного, организационного или имущественного характера».
В науке общепризнанно, что «юридическая ответственность — есть разновидность юридических последствий, наступающих при наличии определенных фактов, что это форма воздействия норм права на общественные отношения».
Особенностью юридической ответственности является то, что она наступает лишь в результате нарушения правовых норм. Следовательно, юридическая ответственность как определенное социальное явление возможна лишь при условии регулирования поведения людей с помощью правовых норм.
В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется, преимущественно, следующим образом — это «применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».
В юридической литературе дается и такое определение: юридическая ответственность — это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения — обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального, правового или личного характера и их реализация.
Наиболее распространенным основанием классификации видов юридической ответственности является отраслевая принадлежность. По этому признаку выделяют: конституционную, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовно-правовую ответственность. За нарушение миграционного законодательства установлена административная и уголовная ответственность в зависимости от общественной опасности совершенного правонарушения. Указанные виды юридической ответственности будут более подробно рассмотрены мною во второй главе дипломной работы.
Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности. Она характеризует правовую сторону действий (бездействий) гражданина, органа государства, организации, их отношения к требованиям правовых норм. «Ответственность» — термин широко распространенный в политике, праве, быту. Юридическая ответственность связывается только с правовой стороной деятельности человека, органа государства, организации, их отношением к установленным нормами права правилам поведения. Юридическая ответственность, имеет свое, отличное от других видов ответственности, юридическое содержание. Прежде всего, это выражается в правовых установлениях и в неразрывной связи с государством, которое является материальной силой, обеспечивающей реализацию юридической ответственности.
Термин «юридическая ответственность» имеет свое специфическое содержание и значение. Его использование всегда связывалось с определенными правовыми последствиями для субъекта права, т. е. для выполнившего правовое предписание или, напротив, нарушившего норму права. В сознании людей «юридическая ответственность» связывается, прежде всего, с такими понятиями, как «правонарушение», «санкция», «принуждение» и т. п.
Вид и мера ответственности устанавливаются государством, предусматриваются санкциями правовых норм и в этом смысле объективны по отношению к исполнителям правовых предписаний, прежде всего к личности. Ответственность возможна лишь при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных в нормах права.
Юридическая ответственность — это правовой институт. Но вместе с тем она выступает и как фактическое событие, участниками которого являются правонарушители в сфере миграционных отношений и государство, компетентные органы которого призваны обеспечивать реализацию юридической ответственности, иначе ее неотвратимость во многих случаях будет поставлена под сомнение.
Юридическая ответственность проявляется не только как возможность нести ответственность, или личное претерпевание последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, а как реальность, содержащая объективные и субъективные моменты: предусмотрена законодательством, связана с деятельностью должностных лиц, выполнением обязанностей правонарушителями.
Итак, выступая самостоятельной правовой категорией, юридическая ответственность обладает рядом характерных признаков. Первый и основной ее признак заключается в претерпевании субъектом права негативных последствий за противоправные деяния. Следующим является принудительность, означает применение государственного принуждения к виновному лицу.
Третий, важный признак — юридическая ответственность является реализацией санкции, предусмотренной правовой нормой.
Наконец, четвертый признак заключается в том, что юридическая ответственность — это нахождение (состояние) субъекта права (правонарушителя) в особых охранительных отношениях с государством.
Не менее значимым для определения понятия юридической ответственности является уяснение ее цели и функционального назначения в праве.
Цель юридической ответственности состоит в обеспечении точного и неуклонного исполнения правовых предписаний всеми гражданами, учреждениями, должностными лицами и организациями.
Профессора И. С. Самощенко, М. Х. Фарукшин, В. И. Гойман указывают, что юридическая ответственность, независимо от ее отраслевой принадлежности, преследует две цели: 1) защиту правопорядка и 2) воспитание граждан (исправление и перевоспитание). Общими целями юридической ответственности являются (Приложение 2):
1) наказание правонарушителей;
2) восстановление общественных отношений;
3) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушений;
4) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма.
Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели — укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности является охрана правопорядка и нравственно-психологическое преобразование сознания правонарушителя, что способствует формированию гражданского общества и построение правового государства.
Принудительный характер и соответствующие цели юридической ответственности определили ее функции: карательная, воспитательная, предупредительная (профилактическая) и компенсационная (Приложение 2).
Карательная функция юридической ответственности содержится во всех видах ответственности (уголовной, дисциплинарной, административной, гражданско-правовой). Она заключается, например, в объявлении дисциплинарного взыскания должностному лицу; в административном выдворении гражданина иностранного государства за пределы Государственной границы Российской Федерации (например, ст. 18.10 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации).
Наряду с карательной функцией в процессе реализации юридической ответственности одновременно осуществляется и воспитательная функция. Эта функция выражается в воздействии на сознание правонарушителя; в формировании у него положительного отношения к требованиям законов, уважительного отношения к правам, свободам и интересам других граждан. Факт реализации ответственности не может не оказывать влияние на сознание и психику человека. Воспитательная функция направлена на формирование положительных качеств, общественно-полезных устремлений, правомерных установок у лица, несущего юридическую ответственность.
С воспитательной функцией ответственности теснейшим образом связана ее предупредительная (профилактическая) функция. Возможность ее осуществления вытекает из гласности, присущей ответственности. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы граждане знали о наступлении ответственности за нарушение установленных правил поведения на конкретных примерах из реальной жизни. Государство, общество принимает разнообразные меры, направленные на повышение эффективности профилактической функции ответственности, на формирование у граждан высокой степени правосознания, с тем, чтобы они могли вырабатывать правильное отношение к закону и не совершали никаких противоправных действий.
Компенсационная функция ответственности, прежде всего, направлена на возмещение причиненного правонарушителем ущерба. Она имеет целью загладить вред, нанесенный правонарушителем, чтобы потерпевшая сторона могла продолжать действовать в таких же условиях, как это имело место до правонарушения (возвращена похищенная вещь или компенсирована ее стоимость, возмещены потери от неправомерного действия другой стороны, возмещена упущенная выгода и т. п.).
Правовая ответственность близка к таким правовым категориям, как правосознание и правовая культура, которые отражают сложившееся правопонимание в обществе и служат оценкой эффективности всей системы права.
Основанием юридической ответственности признается единство фактического и юридического основания ответственности. Под фактическим основанием понимается совершение правонарушения, а в некоторых случаях объективно противоправное деяние. Юридическим основанием является наличие правовой нормы, устанавливающей юридическую ответственность за совершенное деяние.
Правонарушение — это общественно опасное, виновное, наказуемое противоправное деяние (действие или бездействие), наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.
Предпосылки юридической ответственности обнаруживаются в признаках, характеризующих совершенное деяние как правонарушение. Выделяют следующие признаки правонарушения: а) общественная опасность, б) противоправность, в) наказуемость, г) совершение правонарушения только людьми, д) правонарушение — это всегда поведение, правонарушение — это виновное деяние.
Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества. Таким образом, степень общественной опасности является количественным материальным критерием для качественного разграничения правонарушений на уголовные преступления и административные правонарушения. Например, в настоящее время увеличивается число преступлений, так или иначе связанных с миграционными отношениями: торговля людьми, организация незаконной миграции и др. Эти виды правонарушений будут более подробно мною рассмотрены во второй главе дипломной работы.
Все правонарушения общественно опасны, поэтому в случае совершения правонарушения применяется мера наказания.
Правонарушения носят противоправный характер, что обуславливается общественной опасностью правонарушений. Если деяние опасно для отдельной личности или общества, то оно и запрещается правовыми нормами. Противоправность — юридическое выражение общественной опасности деяния.
Правонарушением является деяние, совершенное не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить и которое способно самостоятельно нести юридическую ответственность, т. е. лицо деликтоспособное. Ответственность за преступления и правонарушения в сфере миграционных правоотношений наступает при условии достижения правонарушителем на момент совершения запрещенного деяния определенного законом возраста: 16 лет за совершение административного правонарушения; 16 лет (в некоторых предусмотренных законом случаях — с 14 лет) за совершение уголовного преступления.
Не является правонарушением деяние, совершенное невменяемым (или недееспособным) лицом или малолетним.
Правонарушение — это виновное деяние. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением считаться не может. Правонарушения и преступления в сфере миграционных отношений всегда совершаются только с прямым умыслом.
Состав правонарушения — это совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения (Приложение 3). Подробно данные вопросы будут рассмотрены во второй главе дипломной работы. По охвату географическому розничные сети сотовой связи возможно разделить на две группы: Розничные сети региональные (локальные) Розничные сети федеральные. Рынок сотового ритейла выделяется практически самой повышенной насыщенностью. Главные участники регулируют от 70% до 85% рынка. Подвинуть их вряд ли удастся. Сотовый рынок в больших городах России довольно сильно перенасыщен: насчитывается 7 крупных сетей. Количество мелких сетей и единичных салонов можно исчислять сотнями. По данным отчетов операторов, на данный момент в стране около 25 000 зарегистрированных пунктов продаж. Это и является примерным количеством действующих в том или ином формате салонов. Сотовый ритейл — является реализацией практически идеальной формы рыночных отношений, в том виде, в котором он образовался. В данном сегменте отсутствует специфицеское регулирование. Среднероссийский показатель внедрения федеральных сотовых ритейлеров — 80%. Доли по основным участникам: по оценкам охват 52% всего рынка по салонам, и по сегменту продаж мобильных телефонов 36,1%. Отраслевыми агентствами даются показатели доли DIXIS — около 22%, компании примерно 11%. Главное звено привычной схемы внедрения услуг и продуктов на рынок это дистрибьюторы. Обладающий розничной либо дилерской сетью, является по продвижению продукции и услуг компании основным партнером. Главным образом степень организованности в работе дистрибьютора влияет на то, насколько будет информирован и обслужен потенциальный потребитель, что непосредственно напрямую влияет на увеличение количества клиентов оператора. Каждый сотовый ритейлер старается завладеть прямыми контактами с производителем, чтобы иметь возможность поставлять в Россию продукты высокого качества по аналогичным ценам, имея сервисную поддержку, во избежание проблем отношениях с клиентами, а также с правоохранительными органами. Касаемо схем движений сотовых телефонов, не так давно закупки осуществлялись через посредников. В данный момент розничными сетями налаживаются прямые отношения с поставщиками. С каждым годом конкуренция становиться все жестче и это не только из-за того, что рынок мобильных и портативно-коммуникационных устройств растет, а вместе с ним растет количество, а, следовательно, цена товара падает, и наценка составляет 40−50% от стоимости товара, если еще учесть тот факт, что после определенного непродолжительного срок в две-три недели устройство начинает «дешеветь», т.к. на рынок попадают все новые и новые устройства, то можно сказать, если сотовые ритейлеры не смогут сбыть и вместе с тем обеспечить должную рекламу продаваемому продукту, то убытков не миновать. Конечно, в розничном бизнесе, особенно если он работает с массовым продуктом, трудно радикально отличаться от конкурентов. Но в условиях жесткой борьбы даже преимущество в мелочах может стать серьезным достижением. Чуть лучше выбирая место для магазина и снижая издержки, немного внимательнее работая с клиентом и тщательнее планируя внутреннее пространство салона, дилер получает набор преимуществ, позволяющий оторваться от конкурентов. Графический дизайн несет огромную эмоциональную нагрузку: с помощью него формируется восприятие продукции, услуг у потенциального потребителя, клиента, складывается определенное отношение и мнение о деятельности предприятия. Ребрендинг — это изменение позиционирования бренда в целях повышения интереса и лояльности со стороны потребителей. Основной стратегической задачей ребрендинга является достижение долгосрочной рентабельности деятельности компании на рынке. Компания может к тому, чтобы измененить разные составляющие своего бренда: логотип, слоганы, название, графический стиль, символы, отличительные знаки, цвета на транспорте компании или товарах, а также в униформе своих сотрудников. В основу ребрендинга можно отнести комплексную концепцию, по позиционированию и продвижению компании, продуктов компании, исходя из структуры, спицифики спроса на них и динамики, планируемых целевых рынков, а также мотивации конкретной группы клиентов. Это является огромной работой, которую зачастую не видно без детального рассмотрения. Наблюдатель со стороны заметит только внешние результаты данной работы, такие например, как новые логотипы. Задачи ставищиеся ребрендингу, довольно доступны, они заключатся в: усилении бренда (рост лояльности среди потребителей); дифференциации бренда (усилении его в своей уникальности); привлечении новых потребителей9. Ребрендинг является лишь маркетинговым инструментом, ориентированным исключительно развлекать, удивлять или радовать кого-то, служащий для задач и целей бизнеса. Ребрендинг необходим для смены образа и изменений, которые должны произойти в душах и головах покупателей. Суть ребрендинга заключается в том, что бренд, который в начале опирался на один вариант личностной ценности, внезапно начинает нести с собой иной вектор, который не для всех представителей существующей аудитории теперь может быть важен. Но станет важным для потребителей, ранее не входящих в число приверженцев данной марки, которых и являлось целью привлечь. Исходя из этого возможно заключить, что изменения атрибутов во время ребрендинга, являются необходимыми только при условии, что атрибуты не соответствуют, либо протеворечат ценности мотивирующей, заложенной за основу вектора в новом бренде. В создании нового образа участвует вся коммуникативная активность, в неё может входить и новый дизайн интерьера и рестайлинг логотипа, но основным инструмент для формирований изменения в сознаниях потребителей является PR и реклама. В то время как все остальные изменения в атрибутах являются только подстройкой для мотивирующей ценности в новом векторе бренда. Ограничивать данный процесс лишь чем-то одним, сменой ассортимента, либо новой вывеской, не целесообразно, если необходимы глубинные изменения в образе торговой марки, которые подрозумеваются ребрендингом. Ребрендингом является тотальный пересмотр практичски всех атрибутов — от рекламной стратегии до ценовой политики и смены потребителя. Далее возникает вопрос о необходимости в ребрендинге как таковом. В сущности, такого рода тотальные перемены в имидже, зачастую можно сравнить с создаем бренда «с нуля», в случае с ребрендингом, мы создаем практически полностью новый бренд, который с прежним объединяет лишь какой-либо атрибут, логотип либо название или какой-то другой идентификатор. Такого рода изменения значительно рискованны. Кардинальная «перекройка» существующего бренда рациональна в случае, если старый бренд до такой степени «мертвый», что его уже невозможно как-либо реабилитировать. Переход к новому вектору бренда, к новой ценностной составляющей, ребрендинг является достаточно рискованным шагом, так как переключаясь на иную целевую аудиторию марка переходит в другой сегмент рынка с иными игроками, и вероятно с более грубой конкуренцией. Помимо этого, направление нового вектора бренда, может стать интересным, в следствии чего продажи могут упасть ещё больше. Потребность ребрендинга, иными словами перемены образа устанавлевается во-первых настоящей ситуацией внутри самого предприятия. Необходимо серьезно проанализировать ситуацию, вероятно проблемы, мешающие потребителю полностью воспринять выгоды бренда, кроются не в сфере как такового образа. При выском уровне качества продукции и сервиса, справедливо предположить что объективного недовольства у потребителя быть не может, проблема кроется в области отношения к марке. Исходя из этого, вторым пунктом встает необходимость в глубоком аудите бренда. Требуется разобраться в том, чего не хватает потребителю для того, чтобы принять марку в свой внутренний мир и избавится от недостатков, приведя бренд к гармоничному виду. Если в целом бренд является гармоничным, но содержащаяся в нем мотивирующая ценность, принимается очень малой аудиторией, нужен переход к другой ценности другого сегмента. Из этого следует, в третьих — необходимость поиска новой мотивирующей ценности, которая станет важной для большего числа потребителей, нежели имеющаяся. Последующим, четвертым пунктом становится объективная оценка собственных возможностей так, как потребуется ломать стереотипы, доказывать, что данный бренд больше, чем остальные отвечает новой ценности, которая уже продвигалась другими участниками рынка. Пятым пунктом является анализ негативного наследия оставленного старым брендом, актуальности и целесообразности сохраненить имя или иные атрибуты вообще. Если бренд не известен ничем кроме высокого уровня идентификации, возможно в негативном ключе, то целесообразнее построить новый бренд. И, наконец, в шестым пунктом становится анализ всех вышеуказанных пунктов. Необходимо взвесить все «за» и «против» чтобы стало ясным, необходим ли компании ребрендинг10.
§ 2. Субъекты, содержание и стадии миграционных правоотношений
Миграционные правовые отношения подразделяются на следующие виды: переселенческие, иммиграционные и эмиграционные.
Выделяются следующие стадии миграционного правоотношения:
возникновение — заявление о намерении переселиться, обоснованность которого официально подтверждена;
осуществление — выполнение мигрантом и органами власти взаимных обязательств в целях реализации прав мигранта, обеспечения государственных интересов;
прекращение — состоялись переселение и социальная адаптация мигранта на новом месте.
Главная цель миграционных правоотношений — безвозвратное переселение на новое постоянное место жительство, расположенное в иных административных (в другом муниципальном округе) или государственных границах (в другом государстве).
В целях обеспечения прав мигранта возникают взаимные обязательства между ним и органами государства. Наличие заявления лица о его желании переехать на новое место жительство порождает обязанность органов государства выяснить возможность открытия «зеленого коридора» для мигранта (согласование намерения мигранта с демографической ситуацией). В случае нарушения им прав других лиц он подлежит ответственности (например, принудительному возвращению к прежнему месту жительства).
Переселенец — гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории страны и изменяющий постоянное место жительства, если это связано только с пересечением границы муниципального образования. К переселенцам могут быть приравнены соотечественники, если они пересекают внутренние границы государств — участников СНГ в целях выбора места постоянного жительства (и соответственно окончательного выбора гражданства).
Так, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в части первой статьи первой определяет «соотечественников» как лиц, родившихся в одном государстве, проживающих либо проживавших в нем и обладающих признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки этих лиц по прямой нисходящей линии.
Для признания лица соотечественником помимо факта его проживания в прошлом на территории России (или факта такого проживания его предков), необходимо установить наличие у него намерения стать гражданином России. Для граждан России, постоянно проживающих за рубежом, естественно, это правило не действует. Само признание их соотечественниками излишне, поскольку о принадлежности их к нашему Отечеству свидетельствует российское гражданство.
Учет этих обстоятельств имеет значение для эффективного регулирования миграционных процессов.
Основание возникновения статуса переселенца (и соответствующего правового отношения) — официальное заявление о наличии обстоятельств, предусмотренных законом, и существующим в связи с этими обстоятельствами намерением переселиться безвозвратно в другой муниципальный округ на территории страны.
Такими обстоятельствами могут быть:
? личные — нежелание более проживать в данной местности; какие-либо подробности или причины этого нежелания сообщать не требуется;
? семейные — смерть близких, распад семьи, желание воссоединиться с родственниками, отсутствие возможности жениться или выйти замуж;
? трудовые — поиск работы по специальности;
? чрезвычайные — стихийное бедствие, техногенная катастрофа, социальные конфликты.
Субъекты переселенческих правоотношений — переселенец и государство в лице его уполномоченных органов. Юридическое содержание переселенческого правоотношения — взаимные обязательства переселенца и государства в лице его уполномоченных органов.
Органы государства (в том числе муниципальные органы, если им переданы соответствующие государственные полномочия) обязаны:
— не препятствовать выезду переселенца;
определить новое место его жительства с учетом пожеланий переселенца (адрес переселенец определяет самостоятельно в соответствии с положениями гражданского и жилищного законодательства);
зарегистрировать адрес нового места жительства переселенца, если его постоянное проживание по новому месту не противоречит жилищному законодательству.
Основания прекращения переселенческого правоотношения — проживание переселенца по новому месту жительства в течение определенного срока (например, трех лет) и отсутствие официально выраженного намерения переселяться в другой муниципальный округ. Суть статуса переселенца заключается в том, что он имеет безусловное право на переезд на постоянное место жительство в другой муниципальный округ.
Документом, удостоверяющим статус переселенца, могла бы быть карточка переселенца, выдаваемая ему уполномоченным органом власти. В этой связи целесообразна существенная переработка положения Закона РФ «О вынужденных переселенцах», требуют также уточнения положения Федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иммигрант — гражданин другого государства, не являющийся соотечественником (либо лицо без гражданства, постоянно проживающее в другом государстве и не являющееся соотечественником), которому разрешено постоянно проживать в России (имеется вид на жительство).
Основание возникновения иммиграционного правоотношения — предоставление лицу вида на жительство.
Субъектами иммиграционного отношения являются иммигрант и государство в лице уполномоченных органов.
Иммигрант обязан постоянно проживать в том месте, которое ему определит уполномоченный орган государственной власти. Орган государства обязан обеспечить проверку и проживание иммигранта в отведенном для него месте, а в случае выявления нарушений — выдворить его за пределы России.
Основанием прекращения иммиграционного отношения является получение российского гражданства (по обстоятельствам, предусмотренным федеральным законодательством о гражданстве), либо окончание срока действия вида на жительство, либо выдворение нарушителя из страны.
Особую категорию иммигрантов составляют беженцы. Статус беженцев, определенный федеральным законодательством, соответствует положениям Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Жители стран СНГ, вынужденно переселяющиеся из одной страны СНГ в другую, не могут и не должны получать статус беженца, предусмотренный Конвенцией ООН о статусе беженцев. В этом случае речь должна идти о выборе ими нового места жительства на территории СНГ под воздействием чрезвычайных обстоятельств.
Это связано с тем, что Устав СНГ предполагает широкое взаимодействие и помощь этих стран по всем вопросам, в том числе связанным с переселением граждан из одной страны в другую независимо от причин переселения. Официальное признание беженцами лиц, переселяющихся из одной страны СНГ в другую (даже если это переселение связано с рядом негативных жизненных обстоятельств), подрывает правовую основу образования СНГ. Поэтому положения Федерального закона «О беженцах» требуют соответствующего уточнения.
Эмигрант — гражданин России, выезжающий из страны, либо пребывающий за ее пределами с целью получения иностранного гражданства, либо лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории России и выезжающее за ее пределы с целью получения иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве.
Субъекты эмиграционного правоотношения — эмигрант и государство в лице уполномоченных органов.
Основание возникновения эмиграционного правоотношения — официальное заявление лица о намерении переехать на новое постоянное место жительства в другое государство с целью получения гражданства этого государства (для лица без гражданства — вида на жительство), доведенное до сведения российских органов власти дипломатическим представительством страны предполагаемого въезда, расположенным в России. Заявление может быть подтверждено выдачей, например, эмиграционной карты.
Эмигрант обязан следовать указаниям российских органов власти в случае обнаружения обстоятельств, препятствующих его выезду из страны (наличие не истекшего срока давности по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну, предъявление обвинения в совершении преступления и др.). Органы власти обязаны удостовериться в отсутствии обстоятельств, препятствующих выезду эмигранта из страны, после чего выдать ему эмиграционную карту.
Эмиграционное правоотношение прекращается в случае получения эмигрантом иностранного гражданства либо его принудительного возвращения в Россию в связи с совершением правонарушения.
Определение видов и содержания миграционных правоотношений делает реальной кодификацию положений о правах мигрантов, содержащихся в различных законодательных актах (в противном случае кодификация окажется беспредметной). Структура кодекса о правах мигрантов могла бы включать в себя следующие главы: «Общие положения», «Переселенцы», «Иммигранты», «Эмигранты», «Нелегальная миграция», «Ответственность граждан и должностных лиц» и «Заключительные положения».
Так называемые гостевые правовые отношения должны регулироваться федеральным законодательством о свободе передвижения на территории России.
Таким образом, разграничение отношений свободного передвижения по территории страны (статус гостя) и переселенческих отношений (статус мигранта) позволяет определить, классифицировать, дать общую характеристику миграционным правоотношениям. Для государства, общества, отдельных личностей они подлежат государственному контролю и относятся к административным правоотношениям.
§ 3. Международные акты и национальное законодательство в сфере регулирования миграционных отношений
миграционный правоотношение незаконный переселенческий Правовая система Российской Федерации, регулирующая правоотношения в сфере миграции, представляет собой комплекс нормативных правовых актов, а также норм отдельных отраслей права, которые по степени значимости условно можно разделить на две составляющие:
Международные акты (договоры, соглашения, конвенции и другие виды обязательств, участником которых является Российская Федерация);
Нормативные правовые акты федерального значения (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные подзаконные акты);
Международные акты.
Конституция Российской Федерации, как нормативный правовой акт, как основной закон нашего государства, имеющий высшую юридическую силу, определяет общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
В течение последних 10−15 лет Российская Федерация ведет активную деятельность на международной арене, направленную на оптимизацию и урегулирование вопросов, связанных с активизацией миграционных процессов в современном мире.
В зависимости от вида миграции в системе международного права отдельно можно выделить непосредственно акты и нормы, составляющие «международное беженское право»; международные правовые акты, направленные на регулирование трудовой миграции населения; наконец, существенная группа международных правовых актов и норм посвящена предотвращению и пресечению незаконной миграции (Приложение 4).
Что касается международно-правовой защиты беженцев, то главным документом, регулирующим правовое положение этих лиц, является Конвенция ООН О статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протокола, касающимся беженцев, от 31 января 1967 года.
Исходя из указанных международно-правовых документов под понятием «беженец» подразумевается лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает ею пользоваться вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Конвенции).
Наше государство присоединилось к названным международным актам 1992 году, а в силу они вступили с февраля 1993 г.
Сопоставление понятия «беженец» по Конвенции с понятием, закрепленным в Законе о беженцах, свидетельствует о практически полном сходстве как их текстуального, так и смыслового содержания. Это подтверждает полную приверженность Российской Федерации выполнению взятых на себя международных обязательств в области защиты прав беженцев в ее внутреннем законодательстве.
Международное сотрудничество играет важную роль в упорядочивании системы трудовой миграции, имеющей транснациональный характер.
Международная Конвенция ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», принятая Резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года (вступила в силу в 2003 году, и в настоящее время ратифицирована 30 государствами), устанавливает, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое будет заниматься или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является (ст. 2).
Международно-правовые акты, действующие в сфере трудовой миграции, закрепляют основные принципы обеспечения и защиты прав трудящихся мигрантов.
Права, предоставленные трудящимся-мигрантам, в основном, являются фундаментальными гражданскими и политическими правами, но данной категории лиц могут предоставляться и некоторые экономические, социальные и культурные права (например, право на срочную медицинскую помощь, право на образование для детей трудящихся-мигрантов). В ряде случаев Конвенция ООН 1990 года расширяет уже закреплявшиеся ранее права, в их числе: право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также против государства и заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении.
Значимость Конвенции ООН 1990 г. заключается в том, что она объединяет в единый текст те права, которые содержатся в других основных документах.
В международном праве сохраняются отдельные социальные права, которые не нашли прямого закрепления в российском законодательстве. Речь идет, например, о праве на воссоединение семей, которое пока в должной мере не урегулировано. Не закреплено в законодательстве РФ и право трудящихся-мигрантов действовать против своих предпринимателей, а также право заявлять о неправомочной конфискации паспортов и иных удостоверяющих личность документов как об уголовном преступлении. Все это ставит перед Российской Федерацией новые задачи в развитии ее законодательства по защите прав трудящихся-мигрантов в социальной, экономической и культурной сферах.
С проблемой незаконной миграции в последние десятилетия столкнулись многие страны. Более того, она стала одной из форм транснациональной организованной преступности. Рост незаконной миграции и те угрозы, которые она влечет для безопасности государств, заставляет мировое сообщество объединяться в целях выработки совместных мер предотвращения и пресечения этого явления, а также ликвидации каналов незаконного проникновения на территорию государств.
Конвенция ООН от 15 ноября 2000 г. против транснациональной организованной преступности, и дополняющие ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее являются в настоящее время основными документами на уровне ООН, в которых затрагиваются некоторые аспекты незаконного ввоза мигрантов и другие, связанные с этим, вопросы.
Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, определяет ряд понятий, связанных с незаконной миграцией.
Так, согласно Протоколу, «незаконный ввоз мигрантов означает обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории» (ст. 1). Таким образом, незаконный ввоз мигрантов осуществляется умышленно и всегда с целью получения какой-либо выгоды лицом, который обеспечивает незаконный въезд в государство другого лица.
Некоторые определения в Протоколе требуют четкого закрепления в национальном законодательстве конкретного порядка выдачи и получения документов, понятия «удостоверение» личности, установления «коррупции» как одного из видов правонарушений.
Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее — еще один документ, который, как было отмечено выше, дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности. Он направлен на предупреждение и борьбу с торговлей людьми при уделении особого внимания женщинам и детям. Кроме того, цели принятия Протокола заключаются в защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении прав человека.
Протокол также закрепляет ряд определений, направленных на унификацию понятийно-терминологического аппарата законодательства всех участвующих в Конвенции и Протоколе государств в целях обеспечения общих подходов и единых действий в борьбе с торговлей людьми, а также устанавливает виды деяний, которые должны признаваться в качестве уголовно наказуемых в законодательстве государств.
Указанные требования Протоколов пока не в полной мере реализованы в законодательстве и практике его применения в Российской Федерации. Так, на законодательном уровне не определено понятие «коррупция», не действует общий режим идентификации личности на основе биометрических методов, хотя определенные шаги в этом направлении предпринимаются.
Принятие названных документов способствует выработке единых механизмов противодействия незаконной миграции на международном уровне, гармонизации национального законодательства государств-участников в сфере ответственности лиц, незаконно находящихся на территории государств, а также лиц, организующих незаконную миграцию оказывающих содействие незаконной миграции.
Регулирование миграционных отношений осуществляется и в рамках СНГ. В рамках Содружества было принято не так много актов в сфере регулирования миграционных отношений. В основном они касались порядка пограничного въезда и выезда, защиты прав вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев), обеспечения трудовой и пресечения незаконной миграции. Вне правового регулирования остались такие вопросы, как политические мигранты, миграции в целях воссоединения семей, предпринимательской деятельности и т. д.
В 1992 г. в Бишкеке было заключено Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Оно реализовало право на свободу въезда-выезда и передвижения по территории стран СНГ без виз при наличии документов, удостоверяющих личность или гражданство.