Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система конституционных принципов правосудия и формы их реализации в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правосудия и выявление основных тенденций их реализации в деятельности районного суда. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить понятие конституционных принципов правосудия- 2) определить содержание и юридическую природу указанных принципов- 3) выявить систему конституционных принципов правосудия- 4) определить формы и уровни реализации конституционных… Читать ещё >

Содержание

  • I. Введение
  • II. Глава
  • Судебная власть и конституционные принципы правосудия
  • 1. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
  • 2. Конституционные принципы правосудия, их система, юридическая природа и формы реализации
  • III.
  • Глава.
  • Особенности реализации конституционных принципов правосудия деятельности районного суда
    • 1. Конституционно-правовой статус районного суда
    • 2. Проблемы реализации конституционных принципов правосудия в деятельности районного суда

Система конституционных принципов правосудия и формы их реализации в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

щ Актуальность темы диссертационного исследования.

Концепция судебной реформы, принятая в 1991 году, исходит из необходимости формирования судебной власти в российском государстве, как самостоятельной силы, независимой от законодательной и исполнительной властей и способной осуществлять правозащитную функцию в правовом государстве. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила конституционные основы деятельности органов правосудия. Принятый на основе Конституции целый ряд законодательных актов, регламентирующих судебную систему, статус судей, народных заседателей, * процедуру финансирования судов, создал условия для претворения в жизнь конституционных положений.

Процесс утверждения судебной власти проходит трудно, в сложных условиях социально-экономического кризиса, охватившего страну. Существует немало факторов, препятствующих нормальному функционированию системы правосудия. В особенности это сказывается в деятельности районных судов, наиболее приближенных к населению и рассматривающих подавляющее количество дел. Указанные обстоятельства 4 привели к необходимости новых шагов по завершению судебной реформы.

Принятие нового УПК РФ, законов о внесении изменений и дополнений в законы «О судебной системе Российской Федерации» и «О статусе судей в Российской Федерации» способствует реализации конституционных принципов правосудия. Однако, еще немало проблем остаются нерешенными. Не все законы, связанные с осуществлением судебной реформы, приняты. Существует немало организационных, финансовых и кадровых проблем в деятельности судебной системы. Следовательно, актуальность научного исследования и проблемы реализации конституционных принципов правосудия диктуются интересами самой ^ практики. С точки зрения гуманитарной, актуальность темы связана с необходимостью более эффективной защиты прав человека и это связано с тем, что многие конституционные принципы правосудия направлены на обеспечение этих прав.

Актуальность темы

определяется еще и научными интересами. Проблемы принципов правосудия и их реализации давно являются предметом исследования в науках уголовного и гражданского процесса. Специальных конституционно-правовых исследований этой темы мало. Что же касается специфики реализации конституционных принципов правосудия в отдельных звеньях судебной системы, в частности в районных судах, вообще не подвергалось изучению. Исследование этой проблемы является существенным аспектом научной концепции правового государства.

Степень научной разработанности темы. В юридической науке проблемы конституционных принципов правосудия являются предметом специального рассмотрения, как в науке конституционного права, так и в отраслевых юридических науках, в частности, в уголовном и гражданском процессе.

Общетеоретические аспекты этой темы исследовались в работах С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, А. А. Безуглова, М. В. Баглая, А. А. Белкина,.

A.Б.Венгерова, Л. Д. Воеводина, Г. М. Габричидзе, Ю. А. Дмитриева, Е. М. Ковешникова, А. Е. Козлова, В. Н. Кудрявцева, О. Е. Кутафина,.

B.В.Лазарева, А. В. Малько, Т. Н. Манова, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова,.

A.С.Пиголкина, Ф. М. Рудинского, Б. Н. Страшуна, В. Е. Чиркина, Г. Г. Черемных, Б. С. Эбзеева.

При подготовке диссертации были изучены работы ученых, занимающихся проблемами судебной власти и правосудия: Л. Б. Алексеевой,.

B.П.Божьева, С. В. Бородина, К. Ф. Гуценко, Г. В. Дроздова, В. М. Жуйкова,.

A.С.Кобликова, М. А. Ковалева, А. М. Ларина, В. М. Лебедева, И. Л. Петрухина,.

B.А.Ржевского, В. М. Савицкого, КШ. Стецовского, М. С. Строговича, Н. М. Чепурновой, В. М. Шерстюка и других.

Изучались также труды по теории конституционного правосудия.

C.В.Боботова, А. Д. Бойкова, Н. В. Витрука, Л. В. Лазарева, М. А. Митюкова и других.

В научной литературе по конституционному праву существуют серьезные исследования, посвященные конституционным принципам правосудия. Однако, система этих принципов определяется неоднозначно, различными авторами. Недостаточно проанализирована юридическая природа этих принципов, формы и уровни их реализации. Кроме того, не изучена специфика реализации конституционных принципов правосудия в отдельных звеньях судебной системы, в частности, в деятельности районного суда. Таким образом, состояние научной разработки проблемы реализации конституционных принципов правосудия и предопределило выбор данной темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является реализация конституционных.

• принципов правосудия в деятельности районного суда.

Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, административного, уголовно-процессуального права и гражданско-процессуального права, устанавливающие и конкретизирующие конституционные принципы правосудия в деятельности районных судов, а также судебная практика, связанная с применением этих принципов.

Целью диссертационного исследования является определение понятия, юридической природы и системы конституционных принципов.

• правосудия и выявление основных тенденций их реализации в деятельности районного суда. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить понятие конституционных принципов правосудия- 2) определить содержание и юридическую природу указанных принципов- 3) выявить систему конституционных принципов правосудия- 4) определить формы и уровни реализации конституционных принципов правосудия- 5) проанализировать конституционно-правовой статус районного суда- 6) определить специфику и выявить наиболее существенные тенденции реализации этих принципов в деятельности районного суда- 7) на основе изучения практики работы районных судов выявить трудности, связанные с реализацией указанных принципов и разработать рекомендации, направленные к преодолению этих трудностей и совершенствованию деятельности судов.

Основой методологии исследования стала теория правового, государства и прав человека, достижение теории государства и права, конституционного права и других юридических наук. В качестве методов познания использовались методы логического, историко-правового, сравнительно-правового, конкретно-социологического и системного анализа.

Нормативной основой написания работы явились такие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Основные принципы независимости судебных органов», а также Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, текущее законодательство, решения Конституционного Суда Российской Федерации.

В ходе работы над диссертацией осуществлен сбор и анализ эмпирического материала судебной практики работы судов Ставропольского края.

Научная новизна диссертации определяется как самой постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию. Новым в данном исследовании является прежде всего то, что проблема конституционных принципов правосудия, во-первых, рассматривается с точки зрения их реализации и, во-вторых, применительно к деятельности районных судов. Диссертация является практически первым в конституционном праве исследованием такого рода. Такой подход к проблеме позволил провести теоретические исследования на основе обобщения практики работы районных судов. В данной работе по-новому исследуются другие существенные аспекты проблемы: понятие конституционные принципы правосудия- - выявлена их юридическая природа, уточнена система конституционных принципов правосудияопределены содержание, формы и уровни реализации указанных принциповвыявлены соотношения конституционных принципов правосудия с, общими принципами права, с межотраслевыми и внутриотраслевыми принципами праваопределен конституционно-правовой статус районного суда, обобщена судебная практика, связанная с реализацией конституционных принципов правосудия в деятельности районных судов, выявлены факторы, препятствующие их реализации и выработаны некоторые предложения по преодолению указанных негативных факторов.

На защиту выносятся следующие предложения и выводы, полученные в результате исследования, отражающие позицию автора по теоретическим и практическим проблемам реализации конституционных принципов правосудия в деятельности районного суда, а именно:

1. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, главной функцией которой является осуществление правосудия. Конституционный статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования в Конституции РФ основных принципов правосудия. Понятие «судебная власть» охватывает, как организацию судебной власти, так и принципы деятельности судов.

2. Конституционные принципы правосудия — это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.

3. Система конституционных принципов правосудия включает: судебную защиту прав человекаравенство граждан перед судом и закономосуществление правосудия только судомосуществление правосудия в точном соответствии с закономсамостоятельность судов и независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателейнеприкосновенность судейнесменяемость судейучастие, граждан в осуществлении правосудиясостязательность и равноправие стороннациональный язык судопроизводстваоткрытое разбирательство дел во всех судахединство судебной системы и ее установление Конституцией и Федеральным Конституционным Закономгласность судопроизводства.

В качестве самостоятельного принципа правосудия соискатель предлагает выделить прямо не сформулированный в Конституции РФ, но непосредственно из нее вытекающий и закрепленный в ст. 7 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. З федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации», а также в ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод принцип компетентности, объективности и беспристрастности суда.

4. Юридическая природа указанных принципов рассматривается в трех аспектах: во-первых, как норм конституционного прававо-вторых, как составную часть судебной практики, то есть норм-принципов, реализующиеся в правоприменительной практикев-третьих, как научных положений, входящих в состав науки конституционного права.

Юридическая природа конституционных норм-принципов характеризуется следующими признаками: они имеют объективный характер, отражая наиболее общие закономерности регулируемых отношенийони стабильны и органически связаны с общеправовыми принципами и представляют собой их конкретизацию.

Конституционные принципы правосудия закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и в Федеральном Законе «О статусе судей в Российской Федерации». Эти три правовых акта, а также нормы и принципы международного права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, составляет основную конституционную базу осуществления правосудия.

5. Реализация конституционных принципов правосудия — это их претворение в жизнь. Процесс их реализации сложен и противоречив, поскольку этому препятствует ряд объективных и субъективных факторов.

Реализация конституционных принципов правосудия обеспечивается системой гарантий: общих (политических, юридических, экономических и духовных) и специальных, относящихся к каждому из принципов.

Формы реализации конституционных принципов правосудия разнообразны. Как правило, они реализуются в процессуальной форме. Некоторые конституционные нормы-принципы правосудия реализуются постоянно, непрерывно. Например, принцип единства судебной системы. Другие конституционные принципы, например, принцип состязательности и равноправия сторон, требуют повседневной деятельности субъектов соответствующих правоотношений. Эти нормы реализуются в стадийном порядке. Выделяются следующие стадии: а) стадия готовности к реализации конституционных принципов правосудияб) стадия непосредственного применения этой нормы.

6. Автор рассматривает принцип независимости судей как гарантию создания в государстве эффективной судебной системы и режима законности и в этой связи считает необходимым уточнить формулировку статьи 120 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип подчинения судей только Конституции РФ и федеральному закону. Соискатель полагает, что в этой формуле сужены правовые основания деятельности судов.

7. По мнению диссертанта, современный процесс может быть, охарактеризован как смешанный, поскольку существуют серьезные факторы, препятствующие внедрению конституционного принципа состязательности и равноправия сторон в деятельности судов.

8. Диссертант анализирует конституционно-правовой статус районного суда и делает вывод о необходимости более четкого законодательного закрепления правового статуса этого звена судебной системы.

Наиболее часто нарушение конституционных принципов правосудия имеют месту в районных судах. Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на нарушение указанных принципов. К их числу, в частности, относятся: чрезмерная загруженность судов деламине решенные кадровые, финансовые, материально-технические вопросыоказание давления на суды со стороны местной бюрократии и бизнеса, недостаточная квалификация некоторых судебных работников, некачественная работа органов прокуратуры, МВД, недостатки в деятельности адвокатуры и т. д.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные выводы развивают и дополняют раздел науки конституционного права, рассматривающий конституционные основы судебной власти.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут найти применение в правотворческой деятельности, при разработке и совершенствовании законодательства о судебной системе, а также в судебной практике, научно-исследовательской работе, в преподавании курса конституционного права, уголовного и гражданского процесса, при проведении мероприятий по правовому воспитанию населения.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа подготовлена на кафедре прав человека юридического факультета и.

Московской гуманитарно-социальной академии, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Результаты исследования использовались на лекциях и на совещаниях судей Ставропольского края, на заседаниях Совета судей Ставропольского края. Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Подведем итоги исследования.

1. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для: 1) разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами- 2) контроля за конституционностью законов- 3) защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами- 4) контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведения оперативнорозыскной деятельности- 5) установления юридических фактов.

Судебную власть следует понимать и как систему органов, ее осуществляющих, и как возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Эти элементы органически связаны друг с другом настолько тесно, что при отсутствии одного из них речь идет уже не о власти, а о безвластии.

Самостоятельность и независимость судебной власти нужна ей не для того, чтобы стать неконтролируемой и неуправляемой, не для самоутверждения судебного корпуса, его элитности, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений, и общества в целом.

Правосудие является одним из важнейших проявлений судебной власти. Правосудие есть осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению конкретных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Основные и специфические признаки правосудия состоят в том, что оно осуществляется: во-первых, специфическими государственными органами — судамиво-вторых, в точном соответствии с закономв-третьих, путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях конкретных дел посредством установленных Конституцией форм судопроизводства.

Правосудие есть важнейшее, но не единственное проявление судебной власти. Помимо правосудия судебная власть включает и другие полномочия, имеющие большое социальное значение.

Тенденция привлечения судов к контролю за решениями и действиями других ветвей власти, начиная с принятия действующей Конституции, постоянно расширяется и укрепляется. Расширение полномочий судебной власти проявляется также в праве судов осуществлять контроль за законностью и обоснованностью действий правоохранительных органов и, особенно в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституционных прав и свобод граждан.

Такой широкий диапазон правозащитных функций судебных органов требует, чтобы судебная власть была сильной, независимой, авторитетной и могла действовать самостоятельно.

2. Статус судебной власти раскрывается, в первую очередь, путем формулирования принципов ее осуществления.

Конституционные принципы правосудия — это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах основные, исходные, руководящие нормативные положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих перед ней задач.

Система конституционных принципов правосудия включает: судебную защиту прав человекаравенство граждан перед судом и закономосуществление правосудия только судомосуществление правосудия в точном соответствии с закономсамостоятельность судов и независимость судей, народных, присяжных и арбитражных заседателейнеприкосновенность судейнесменяемость судейучастие граждан в осуществлении правосудиясостязательность и равноправие стороннациональный язык судопроизводстваоткрытое разбирательство дел во всех судахединство судебной системы и ее установление Конституцией и Федеральным Конституционным Закономгласность судопроизводствакомпетентность, объективность и беспристрастность суда.

Каждый принцип правосудия выполняет свою определенную роль в организации и деятельности судов. Эти принципы действуют не разрозненно, а в совокупности. Они объединены общей целью — организовать судебные органы и их деятельность, направленную на защиту от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав, свобод и законных интересов граждан и других социальных ценностей. В этом состоит назначение принципов правосудия.

Указанные принципы являются разновидностью правовых принципов.

Принципы права — основные, общеобязательные нормативные положения, ключевые идеи права, выражающие его сущность. В теории права правовые принципы классифицируются, как правило, на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Конституционные принципы правосудия закрепляются в Конституции Российской Федерации и конституционном законодательстве, и они относятся к числу межотраслевых принципов.

Юридическая природа указанных принципов рассматривается в трех аспектах: во-первых, как нормы конституционного прававо-вторых, как составная часть судебной практики, то есть нормы-принципы, реализующиеся в правоприменительной практикев-третьих, как научные положения, входящие в состав науки конституционного права.

Юридическая природа конституционных норм-принципов характеризуется следующими признаками: они имеют объективный характер, отражая наиболее общие закономерности регулируемых отношенийони стабильны и органически связаны с общеправовыми принципами и представляют собой их конкретизацию. Например, общеправовой принцип законности (ст. 15 Конституции РФ) проявляется в подчинении судей Конституции РФ и Федеральному Закону (ст. 120 Конституции РФ). Принцип демократичности государства (ст.ст.1,3.

Конституции РФ) конкретизируется в принципах правосудия, связанных с участием граждан в отправлении правосудия (п. 5 ст.32, п. 4 ст. 123 Конституции РФ). С другой стороны, система конституционных принципов, правосудия предопределяет систему внутриотраслевых принципов гражданского и уголовного процесса.

Конституционные принципы правосудия, как и все правовые принципы, характеризуются универсальностью, общей значимостью и выступают как критерии правомерности поведения субъектов правоотношений, связанных с правосудием. Реализация всех принципов правосудия связана с общеправовым принципом законности.

Все конституционные принципы правосудия образуют единую систему: принципы имеют собственное содержание и определенную систему гарантий, но все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом.

Самые важные принципы правосудия закреплены в Конституции Российской Федерации. Они конкретизируются в Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» и в Федеральном Законе «О статусе судей в Российской Федерации». Эти три правовых акта, а также нормы и принципы международного права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, составляет основную конституционную базу осуществления правосудия.

Реализация конституционных принципов правосудия — это их претворение в жизнь. Процесс их реализации сложен и противоречив, поскольку этому препятствует ряд объективных и субъективных факторов.

Реализация конституционных принципов правосудия обеспечивается системой гарантий: общих (политических, юридических, экономических и духовных) и специальных, относящихся к каждому из принципов.

Формы реализации конституционных принципов правосудия разнообразны. Некоторые конституционные нормы-принципы правосудия реализуются постоянно, непрерывно. Например, принцип единства судебной системы. Другие конституционные принципы, например, принцип состязательности и равноправия сторон, требуют повседневной деятельности субъектов соответствующих правоотношений. Эти нормы реализуются в стадийном порядке. Выделяются следующие стадии: а) стадия готовности к реализации конституционных принципов правосудияб) стадия непосредственного применения этой нормы. Большинство конституционных норм, закрепляющих принципы правосудия, реализуются в рамках правоотношений (конституционных, уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных и административно-процессуальных). Однако, некоторые из них реализуются вне правоотношений. Например, нормы, закрепляющие принцип несменяемости судей.

3. Районный суд рассматривается как орган государственной власти, осуществляющий правосудие и занимающий особое место в судебной системе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус районного суда, с одной стороны, определяется конституционными положениями, относящимися ко всей судебной системес другой стороны, нормы конституционного права определяют важнейшие черты его правового статуса.

Статья 4 Закона «О судебной системе Российской Федерации» районные суды относит к федеральным судам общей юрисдикции.

Главной функцией районного суда является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

Районные суды являются первичным и основным звеном судебной системы. Это обусловлено, прежде всего, широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Статья 21 Закона «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что «районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района".

Таким образом, статус районного суда изменяется. Традиционно, как и ранее, он является судом первой инстанции, но одновременно становится и судом второй инстанции, т. е. наделяется контрольными функциями по отношению к мировым судьям.

Районный суд, выступая в качестве суда второй инстанции, рассматривает в апелляционном порядке жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. Апелляция означает новое рассмотрение дела по существу районным судом и вынесение нового судебного решения, непосредственно исследуя доказательства, а также проверяя обоснованность применения процессуальных норм, то есть решает вопросы факта и права.

Сравнительно недавно на районные суды возложены и некоторые другие полномочия.

Важным направлением деятельности районных судов является судебный контроль за законностью деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Полагаем, что многие вопросы, затрагивающие деятельность районного суда, до сих пор законодательно не урегулированы.

В настоящее время районные суды Ставропольского края руководствуются Положением «О районном (городском) суде в Ставропольском крае», утвержденное начальником Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Ставропольском крае от 27 октября 1999 года. Положение состоит всего из 6 статей, в которых содержатся общие положения, закрепленные в федеральных законах.

Аналогичные акты, регулирующие организационные, финансовые стороны деятельности районных судов приняты в ряде регионов страны. Диссертант считает, что назрела необходимость принятия закона Российской.

Федерации «О районном (городском) суде» или закона «О судах общей юрисдикции», в рамках которых должны быть решены вопросы правового статуса администратора суда, службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также уточнен порядок финансирования районных судов и ряд других вопросов.

4. Закрепленные в нормах конституционного права принципы правосудия реализуются во всей судебной системе. Можно выделить четыре уровня реализации этих принципов: реализация во всех звеньях судебной системыреализация в высших звеньях судебной системы (Конституционном суде, Верховном Суде, Высшем арбитражном суде РФ) — реализация на среднем уровне судебной системы (Верховных Судах республик, краевых, областных и других приравненных к ним судах) — реализация в деятельности районных судов.

Особенности реализации конституционных принципов правосудия в деятельности районных судов, связаны с тем, что:

— районный суд ближе всего находится к населению, большое количество граждан обращается в районные суды за защитой своих прав и законных интересов и при отсутствии в судах достаточного количества судей возникают немалые трудности при реализации конституционных принципов правосудия;

— районный суд, до реального становления в России института мировых судей, является основным звеном судебной системы;

— районные суды допускают ещё не мало ошибок при реализации конституционных принципов правосудия;

— районные суды в последние годы рассматривают большое количество новых категорий дел, которых до начала судебной реформы в практике районных судов не было. Это, в частности, дела о защите прав потребителей, о защите чести и достоинства, о нарушениях налогового законодательства. Они также осуществляют судебный контроль за органами дознания и предварительного следствия.

Сложность этих дел создает определенные трудности при применении конституционных принципов правосудия;

— реализация конституционных принципов правосудия осложняется устойчивой практикой недофинансирования судебной системы;

— препятствия, которые возникают в деятельности районных судов при реализации конституционных принципов правосудия значительнее, чем в судах других звеньев судебной системы. В частности, районные суды в большей степени испытывают давление со стороны местной бюрократии, общественных объединений, коммерческих и иных организаций.

Положение суда, как особой ветви государственной власти, противоречиво. С одной стороны, он выполняет ограничительную функцию, поддерживает и укрепляет существующий государственный порядок, способ его работы ведет к высокому уровню бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права конкретной личности, ограничивает государственных чиновников, защищает демократию.

Принцип самостоятельности судов и независимости судей призван реально служить обеспечению законности, а также объективности в выполнении судами задач правосудия, прежде всего защите прав и законных интересов граждан. Эти права и интересы граждан могут быть обеспечены только действительно независимым судом.

Многие проблемы реализации конституционного принципа независимости судей продолжают оставаться актуальными, а сам этот принцип еще не стал нормой жизни.

В руках у чиновников остается немало рычагов давления на суд, в силу чего условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения районных судей во многом зависят от усмотрения местного руководства. Такая важная гарантия материального обеспечения судьи, как предоставление жилья, во многом оказалась фиктивной, ибо её осуществление полностью зависит от усмотрения местных властей. Почти каждый пятый судья в Российской Федерации не обеспечен жильем или нуждается в улучшении жилищных условий, что оказывает существенное влияние на независимость судей при отправлении правосудия. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда судьи для реализации закрепленного законом положения о внеочередном обеспечении жилой площадью вынуждены обращаться в суды.

До настоящего времени не решены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей.

В последние годы участились случаи, когда судьи подвергаются угрозам, насилию, убийствам становятся чуть ли не привычными и происходят в разных частях страны: Татарстане, Красноярском крае, Свердловской области, г. Чите, Подмосковье, Приморской крае.

Законодательно закрепленные гарантии независимости пока не получили организационной и кадровой обеспеченности, финансового подкрепления, что обусловило кризисную ситуацию в судебной системе, в частности, в районных судах.

Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности районных судов.

Ввиду существенного изменения законодательства и расширения полномочий районных судов нагрузка на судей за последние годы возросла более чем в три раза, хотя штатная численность судей увеличена лишь на 10%, что влияет на качество и оперативность осуществления правосудия.

Решение проблемы укомплектования судебной системы квалифицированными юристами во многом связано с повышением престижа судейской профессии, поддержанием высокого статуса судьи, достойной оплатой его труда, как важнейшими условиями независимого осуществления правосудия.

Восстановление дисциплинарной и административной ответственности судей создает угрозу для независимости судей. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов.

Нельзя согласиться с предложениями о наделении советов судей правом возбуждения дисциплинарного преследования в отношении судей, поскольку эти организации были задуманы и являются по существу общественными организациями, созданными для выражения мнения судейского сообщества и защиты интересов судей.

Закон о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 года) расширил гарантии неприкосновенности судей в части привлечения судей к уголовной ответственности, изменив процедуру привлечения судей к уголовной ответственности.

Закон о статусе судей в новой редакции, допускающий осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий по решению судебной коллегии в составе трех судей, ограничивает гарантии неприкосновенности судей.

Ограничение срока полномочий председателей и заместителей председателей судов считаем нецелесообразным.

Вопреки утверждениям некоторых политиков и средств массовой информации, статистические данные свидетельствуют о росте доверия населения к судам.

Правила, обеспечивающие принцип компетентности, объективности и беспристрастности суда имеют важное значение в судебной практике районных судов.

Осуществление уголовного судопроизводства на основе состязательности сторон — важнейший принцип демократического правосудия, обеспечивающий равные возможности участвующих в деле лиц защищать свои права и законные интересы. Реализация принципа состязательности и равноправия сторон не должна препятствовать активной роли суда в установлении объективной истины по делу.

Страна вступила в новый этап судебной реформы. Принятие нового УПК РФ, внесение ряда изменений и дополнений в законы, закрепляющие основы судебной системы, должны стать новым шагом на пути формирования правового государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976, № 17, ст. 291.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Библиотечка «Российской газеты». 1998. Выпуск № 19.
  3. Всеобщая Декларация прав человека. 1948 г. // Сборник международных договоров Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1978.4. Конституция РФ 1993 г.
  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 2001. № 51. Ст. 4825.
  5. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 2001. № 7. Ст. 607- № 51. ст. 4824.
  7. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
  8. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  9. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  10. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
  11. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590. 2000. № 46. Ст. 4537.
  12. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. // СЗ РФ, 1995. № 17. Ст. 1455. 1998. № 30. Ст. 3613. 1999. № 2. Ст. 238. 2000. № 10. Ст. 1067. 2001. № 26. Ст. 2580.
  13. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ, 1998. № 51. Ст. 6270.
  14. Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2288.
  15. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759. 1998. № 30. Ст. 3613. 2001. № 11. Ст. 1002.
  16. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от12 августа 1995 г. // СЗ РФ.1995. № 33. Ст. 3349. 1997. № 29. Ст. 3502. 1998. № 30. Ст. 3613. 1999. № 2. Ст. 233. 2000. № 1 (часть I). Ст. 8. 2001. № 13. Ст. 1140.
  17. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. ст. 2990. 1999. № 8. Ст. 974. 2000. № 46. Ст. 4537.
  18. Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158.
  19. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
  20. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. в ред. от 17 ноября 1995 г.// 1995. № 47. Ст. 4472. 1999. № 7. Ст. 878- № 47. Ст. 5620. 2000. № 2. Ст. 140.
  21. Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст. 877.
  22. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной зашить судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» от 10 январе 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 144. 1997. № 30. Ст. 3587. 2000. № 32 Ст. 3341.
  23. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст. 769. 1993. № 2. Ст. 77. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.
  24. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. // СЗ РФ, 1995. № 15. Ст. 1269.2000. № 1. (часть I). Ст. 9- № 46. Ст. 4537.
  25. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681. 1998. № 30. Ст. 3613- № 51. Ст. 6269. 2000. № 16. Ст. 1640.2001. № 33. (часть I). Ст. 3435.
  26. Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
  27. Указ Президента Российской Федерации «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» от 12 февраля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7. Ст. 562. СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6010.
  28. Постановление Верховного Совета РФ «Об утверждении положения о квалификационных коллегиях судей и положения о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 856.
  29. Положение о квалификационных коллегиях судей. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 856. СЗ РФ, 1997. № 47. Ст. 5341.
  30. Положение о квалификационной аттестации судей. Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. Ст. 856. СЗ РФ, 1997. № 47. Ст. 5341.
  31. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации» от 2 декабря 1996 г.
  32. Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации. Утверждено II Всероссийским съездом судей 30 июня 1993 г.
  33. Положение об адвокатуре РСФСР. Утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям» от 18 декабря 1997 г. // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5818. 1999. № 6. Ст. 855.
  35. Кодекс чести судьи Российской Федерации принят Постановлением Совета судей РФ 21 октября 1993 г.
  36. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О критической ситуации в финансовом обеспечении судебной системы Российской Федерации» от 7 октября 1998 г. 1. Книги и монографии.
  37. С.С. Философия права. М. 1996.
  38. С.С. Общая теория права. М. 1981.
  39. Л.Б. Практика применения ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека. Право на справедливое правосудие и доступ к механизмам судебной защиты. М., 2000. —158 с.
  40. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. — 752 с.
  41. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России Т.З. Учебник для вузов. М.: Профобразование, 2001. 750 с.
  42. С.В. Откуда пришел к нам суд присяжных? Ред.Савицкий В. М. М.: Рос. правовая акад. МЮ РФ, 1995. — 40 с.
  43. А.Д. Третья власть в России: (Очерки о правосудии, законности и судеб. реформе 1990−1996 г. г.) / НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М.: 1997. — 264 с.
  44. А.Т. Правосудие как вид государственной деятельности. М., 1973.
  45. Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М. 1998.
  46. .А. Суд и правосудие в СССР. Саратов. 1981 .
  47. Государственное право Российской Федерации: курс лекции. Отв.ред. О. Е. Кутафин. М. 1993. Т.1.
  48. В.П. Правовая система Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и невозможность её реформирования. М.: НИОПИК, 1995.
  49. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник. Изд. 5-е. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство «Зеркало», 2000. 400 с.
  50. Т.Н. Конституционные основы правосудия. М., 1979.
  51. Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М., 1974.
  52. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. 317 с.
  53. А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации. Учебное пособие для юридических вузов и факультетов (Серия «Россия и власть»). -Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2001. 344 с.
  54. Как обращаться в суд и прокуратуру /Ред. Полежаева Н. И. (гл.ред.).- М.: Изд. дом «Соц.Защита», 1997. 224 с.
  55. Как обращаться в суд /Редкол. Звонарева Н. и др.- Ред. Полежаева Н. (гл.ред.) — Сост.: Бобренев В., Потапов В.- Н.: Изд. дом «Соц.защита», 1 998 128 с.
  56. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 1998. -520 с.
  57. А.Е. Конституционное право. М. 1997.
  58. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» /Андреева Т.К., Белоусов JI.B., Егоров В. К. и др.- Ред.: Юков М. К., Шерстюк H.B. М.: Городец- Статут, 1998. — 238 с.
  59. Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей.- Саратов: СГАП, 2000. Вып.З.- 130 с.
  60. A.M. Из истории суда присяжных в России /Ред.Савицкий В.Н.-М. Рос. Правовая акад. МО РФ, 1995.- 104 с.
  61. A.M. Наш инквизиционный процесс. Судебная власть: надежды и реальность. Сборник научных статей. М. 1993.
  62. A.M. Уголовный процесс: Структура права и структура законодательства. М. 1995.
  63. В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М, 2000.
  64. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М. Юриздат., 1981.
  65. Л.Ф. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве».- М.:Юрид.дом «Юстицинформ», 1998.64 с.
  66. Материалы международного семинара по проблемам суда присяжных, 1516 сент.1997 г./М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ростов, гос. экон акад., Ростов, обл. суд- Редкол.: Григорян С. А. (отв.ред.) и др,-Ростов Н/Д., 1997.- с. 139.
  67. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. М. 1997.
  68. О принципах права. Общая теория права и государства. Под. ред. В. В. Лазарева., М., 1999.
  69. С.А. Суд присяжных: первый год работы / Ред. Лужина О.В.- М.: Междунар. Ком. Содействия правовой реформе, 1995.- 48 с.
  70. С.А. Судебная реформа и суд присяжных /Ред. Лужина О.В.- М.: Рос. правовая акад. МЮ РФ, 1995.- 80 с.
  71. И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7. с. 15.
  72. Практика Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам за 1992−1994 г. г.- М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995.- 366 е.- (Библиотека «ДЕ-ЮРЕ" — Вып.32).
  73. Практика Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам за 1992−1994 г. г. /Отв. за вып. Ю. В. Саженков.- М.: Де-Юре, 1996.- 464 с.-(Библиотека «ДЕ-ЮРЕ" — Вып. ЗЗ).
  74. Прокурор в суде присяжных: Метод, пособие / Ген. прокуратура Рос. Федерации- Ред. Воскресенский В. В. (отв. ред.) — Воскресенский В. В., Кореневский Ю. В., Левакова Э. Н. и др.-М., 1995.- 131 с.
  75. Н.В. Зачем нужен суд присяжных / Ред. Савицкий В. М. М.: Рос. правовая акад. МЮ РФ, 1995.- 40 с.
  76. В.А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности.- М.: Юристь, 1998.-Ъ16 с.
  77. В.М. Перед судом присяжных: виновен или не виновен? /Ред. Лужина О.В.- М.: Рос. правовая акад. МЮ РФ, 1995.- 72 с.
  78. В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. М.БЕК. 1996.
  79. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, 1961−1993 г. г. / Сост. Лебедев В. Н. (руководитель) и др.- Верхов. Суд Рос. Федерации.- М.: Юрид. лит., 1994.- 352 с.
  80. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, 1961−1996 г. г./ Ред. Чихалова С.Н.- Сост. Лебедев В. М. (рук.) и др.- Верхов. Суд Рос. Федерации.- М.: Юрид. лит., 1997.- 416 с.
  81. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам: Сост. Качанов, А .Я. и др.-М.: СПАРК, 1997.- 580 с.
  82. Сборник Постановлений Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам: Сост. Качанов А. Я. и др.- М.: СПАРК 1997.- 396 с.
  83. О.В. Соотношение норм и принципов в советском праве. Советское государство и право. 1977.
  84. Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. М.: Дело. 1999.
  85. Ю.И., Ларин A.M. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. М. 1988.
  86. М.С. Курс советского уголовного процесса. T.l. М.: Наука. 1983.
  87. Суд присяжных. Пособие для судей. Ред. Стивен ТЭЙМЭН, Рос. правовая академия МЮ РФ, — М. 1994.- 135 с.
  88. Судебная система России. Учебное пособие.- 2-е изд., /отв. за вып. В. В. Ершов, Н. В. Радутная.- М.: Дело, 2001.- 336 е.- (сер. «Российское право: теория и практика.»).
  89. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. Под ред. Ю. К. Орлова, В. И. Швецова.- М.: «Проспект», 2000.320 с.
  90. Судебные приставы- Исполнительное производство /М-во юстиции Рос. Федерации, Упр. Юстиции Моск. Обл.- Сост.: Власов Ю. Н., Долина А.П.- Вступ. ст. Ю. Н. Власова.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт: Пропаганда Бизнес Медиа, 1999.- 176 с.
  91. Судебная реформа: проблемы анализа и освещения: Дискус. о правовой журналистике / Минюст России, Рос. правовая акад.- Ред. Карнозова Л. (отв.ред.) и др.- М.: Рос. правовая акад. МЮ РФ, 1996.- 492 с.
  92. П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельны> категорий.- М. Былина, 1996.- 240 с.
  93. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР- (с доп. и нзм. на 25 мая 1995 г.) — Суд присяжных- Проверка судом соблюдения закона при аресте /Ред. Куницын А.Р.- Н.: Солекс, 1995.- 180 с.
  94. П.М. Судебная защита и правосудие в СССР. Саратов. 1987.
  95. Н.М. Конституционные основы правосудия в Российской Федерации. Ростов н/Д. 1994.
  96. В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. Учебник.- М.: Проспект, 2001.- 488 с.
  97. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М. 1998.
  98. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М. 1997.
  99. Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации.- М.: Дело, 1994, — 46 с.
  100. I. Статьи и другие публикации.
  101. Верховный Суд Российской Федерации и проблемы развития судебной системы // Государство и право.- 1996.-№ 4. -С. 14−26. Примеч.: Материалы «круглого стола» ЖР.
  102. Дело ГКЧП: о допустимости доказательств, неприкосновенности депутатов, явке в судебный процесс и амнистии // Российская юстиция.-1994.-№ 4.- С.51−54 ЖР .
  103. О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами РФ: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 авг. 1993 г. № 7 // Хозяйство и право.- 1994.-М. С. 40−44 ЖР .
  104. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации// Конституционное право: восточноевропейское обозрение,-1996.- № 2 (15).- С.76−81.- Примеч.: Март, апрель, май 1996 г. ЖР .
  105. Судебные проблемы и пути их решения// Российская юстиция.- 1996.- № 2.- С. 2−5.- Примеч.: О заседании Совета по судебной реформе при Президента РФ ЖР .
  106. А., Яблоков В. Судебный контроль за предварительным расследованием необходимо расширить// Российская юстиция. 2000.-№ 6.- С. 2−3.
  107. О. Рассмотрение арбитражными судами налоговых споров// Российская юстиция. — 1996. № 11.- С.22−24.
  108. JI.B. Ответственность за ошибки правосудия в американском праве// США: экономика, политика, идеология. 1994. -№ 7. -С. 73−82.
  109. Е.А. Формы обжалования судебных постановлений в гражданском процессе (исторический аспект)// Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. —1994. № 1. -С. 58−64.
  110. В. Действующий УПК ограничивает право обвиняемого на защиту.// Российская юстиция. 1999. № 12. -С. 25−26.
  111. В. Самый советский суд в мире.// Столица. 1994. -№ 5. -С. 45. — Примеч.: Дело В.Мирзаянова.
  112. Л. Реформа уголовного судопроизводства в Англии// Государство и право. 1996. — № 8. -С. 129−135.
  113. JI. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту.// Российская юстиция. 1998. № 11. — С. 3−4.
  114. Н. Обратная сторона Луны более известна, чем тайны угона самолетов и захвата заложников террористами// Человек и закон. —1995. -№ 1. -С. 27−35. Примеч.: Терроризм в России.
  115. К.Ф. Конституция Российской Федерации и вопросы уголовного судопроизводства// Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. — 1994.-№ 5.-С. 38−41.
  116. К., Темушкин О. Реформа, ведущая назад// Российская Федерация. 1995. -№ 8. — С. 45−47. — Примеч.: О ходе правовой реформы в России.
  117. В. Кремлевский суд высшей инстанции: «Междусобойчик» выше третьей власти ?// Новое время, 1995. — № 43. -С. 35. -Примеч.: П. Гусев и П. Грачев решили спор внесудебным образом.
  118. И. Гласность и тайна в уголовном процессе// Российский юридический журнал. 1995. — № 4. — С. 36−47.
  119. А. Ловушка для Льва// Огонек. 1996. — № 45. -С. 34−36. — Примеч.: О судебном процессе по делу бывшего заместителя мэра Санкт-Петербурга Л. Савенкова.
  120. В.В. Конституционные проблемы судоустройства и судопроизводства// Государство и право. 1994. — № 12. — С. 46−53.
  121. А. Соблюдение Кодекса чести обязанность судьи .//Российская юстиция.2000. — № 5. — С. 2−4.
  122. Г. Условия реализации права на обращение за судебной защитой.// Российская юстиция. 1999. № 5. — С. 14−16.
  123. В. Конституционный суд РФ выполняет историческую роль.// Российская юстиция .- 2001. № 10. С. 17−18.
  124. О. Обжалование в суд незаконных действий и решений: как повысить эффективность.// Российская юстиция. 1998. № 1. — С. 25−27.
  125. В. О доказательственном праве.// Российская юстиция. 1995. — № 1.-С. 17−18.
  126. И. Судебная власть в гражданском процессе.// Российская юстиция. 1994. — № 2. — С. 24−26.
  127. Н. Преступления во имя порядка // Коммерсантъ. 1996. — № 34. -С. 13−14. — Примеч.: О защите свидетелей совершения преступления.
  128. А. Об обжаловании решений и действий избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1995 г.// Государство и право. 1996. — № 9. — С. 34−41.
  129. А. Вплоть до обращения в суд.: О защите прав граждан на местное самоуправление// Российская Федерация. 1995. — № 20. — С. 5152. — Примеч.: О применении Закона РФ Об общих принципах местного самоуправления.
  130. Д. «Судебной реформе быть?»// Российская газета. 2001 г., 1 ноября.
  131. Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы.// Российская юстиция. 2001. № 9. — С. 3−6.
  132. Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СМ~// Государство и право. 1996. — № 12. — С. 33−40.
  133. В. Свидетель и потерпевший в уголовном судопроизводстве.// Российская юстиция. — 1994. № 8. — С. 50−51.
  134. А. Сказание об опасном преступнике.// Новое время. — 1995. № 21. — С.11. — Примеч.: О лишении свободы российского гражданина Н. Мигралиева судом Азербайджана за критику азербайджанских властей.
  135. А. Доверяйте правосудию нравственности.// Российская юстиция. 1999.-№ Ю.-С. 8−9.
  136. В. Конституция имеет высшую юридическую силу .//Человек и закон. 1996. — № 6. — С. 40−46. — Примеч.: Председатель Верховного Суда РФ В. Лебедев о применении судами Конституции России.
  137. В. Судебная власть в стране стала реальностью.// Российская юстиция. 2001. — № 1. — С. 5−6.
  138. В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы.// Российская юстиция. 2000. № 3. — С. 2−4.
  139. В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству.// Российская юстиция. 2000. № 9. -С. 2−5.
  140. В. Судебная реформа: итоги и перспектива. Несколько тезисов к V Всероссийскому съезду судей.// Российская юстиция. 2000. № 11.-С. 1.
  141. Н., Францифоров Ю. Дайте время, чтобы ответить на обвинение.// Российская юстиция. 1999. — № 6. — С. 42−44.
  142. О. Нравственное начало в работе судьи.// Российская юстиция. — 1999.-№ 7.-С. 35−36.
  143. Л. Судебный контроль: от Конституции до УПК.// Российская юстиция. 1995. — № 8. — С. 45−46.
  144. А. Расстреляли.по ошибке.// Человек и закон. — 1995. -№ 1. — С. 69−74. — Примеч.: Интервью с зам. председателя Верховного Суда РФ об ответственности за умышленное убийство- причины судебных ошибок.
  145. А. Обратная сила закона.// Российская юстиция. — 1996. № 9. — С. 22−23. — Примеч.: Вопрос об обратной силе закона в практике деятельности судебных органов России.
  146. А. Судебный прецедент как источник уголовного права.// Российская юстиция. 1994. — № 1. — С. 8−11.
  147. З.А. Признание и исполнение приговоров иностранных судов правоохранительными органами России.// Российский юридический журнал. 1995. — № 2. — С. 46−51.
  148. Г. Судебное рассмотрение дел, связанных с применением Закона о психиатрической помощи.// Российская юстиция. 1994. — № 8. — С. 2426.
  149. С. Долгая дорога в храм правосудия.// Человек и закон. — 1995. -№ 9. С. 72−78. — Примеч.: О проекте Закона РФ о судебной системе России.
  150. И. Судебная защита прав человека в России: мифы и реальность.// Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 8598.
  151. В. Судебная власть в центр правовой реформы.// Российская юстиция. — 1999. — № 10. — С. 2−4.
  152. В. Суд постановляет заочное решение.// Российская юстиция. 1995. — № 2. — С. 14−17. — Примеч.: К разработке проекта ГПК РФ ЖР.
  153. X. Председательствующий: арбитр или диктатор?// Российская юстиция. 1996. — № 9. — С. 7. — Примеч.: Замминистра юстиции Республики Дагестан о статусе председательствующего в суде присяжных ЖР.
  154. И. «Химическая война» с невидимым врагом.// Новое время. — 1994. № 5. — С. 4−6. — Примеч.: Дело В. Мирзаянова- угроза В. Углева разгласить секретную формулу химического оружия ЖР.
  155. Ю. Российские судьи судебной власти.// Российская юстиция. — 2000. — № 11. — С. 6−9.
  156. А., Москалев И. Конституция России и проблемы судопроизводства в уголовном процессе.// Российская юстиция. 1996. -№ 2.-С. 22−24.
  157. В. Судейская дисциплина: от иммунитета до ответственности.// Российская юстиция. 1999. — № 8. — С. 10−12.
  158. Л. Как нам обустроить судебную власть.// Российская юстиция.-2000. -№ 11.-С. 13−15.
  159. М. Состязательность в гражданском судопроизводстве: история и современность.// Российский юридический журнал. 1996. — № 2. -С. 132−139.
  160. А.П. «Судебная власть в условиях конституционной демократии».// Российский судья. 2000. — № 4. — С. 2−3.
  161. Н.Ю. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России.// Государство и право. 1993. — № 11.— С. 3−12.
  162. М.Р. «Правосудие как одна из основных функций судебной власти в современной России».// Российский судья. — 2000. — № 4. — С. 6−8.
  163. В. Проблемы организационного обеспечения деятельности судов.// Российская юстиция. 2000. — № 9. — С. 5−7.
  164. А. Применение конституционных норм в уголовном судопроизводстве: Обсуждаем новое законодательство.// Российская юстиция. 1994. — № 2. — С. 5−7
  165. Н. Генерал Коржаков в суде: сосед, ты не прав.// Профиль. -1996. № 15. — С. 22−23. — Примеч.: О судебном иске А. Коржакова против Президента РФ.
  166. С., Зайцев О. Защита свидетеля в США.// Российская юстиция. -1994.-№ 8.-С. 57−60.
  167. . Суд над властью.// Человек и закон. 1996 — № 1. — С. 6−12. -Примеч.: Интервью с судьей Констиуционного суда РФ о судебной практике КС РФ по делам о защите прав граждан.
  168. В. Потенциал гражданского права и суды.// Закон. — 1995. № 5. — С. 86−91. — Примеч.: Интервью с Председателем высшего арбитражного суда РФ по вопросам толкования и применения первой части нового ГК РФ в судах.1. Материалы судебной практики.
  169. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
  170. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
  171. Постановления Верховного Суда Российской Федерации.
  172. Материалы текущего архива Ставропольского краевого суда.
  173. Материалы текущего архива Верховного Суда Карачаево-Черкесской республики.
  174. Материалы текущего архива Кочубеевского и Степновского районных судов Ставропольского края.
Заполнить форму текущей работой