Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Устав муниципального образования в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой диссертационного исследования является системный подход к анализу правовых проблем, связанных с действием устава муниципального образования как регулятора общественных отношений на местном уровне. Такой подход имеет важное значение, поскольку позволяет показать в комплексе исторические условия, теоретическую базу, нормативно-правовую основу устава муниципального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общая характеристика устава муниципального образования
    • 1. 1. Устав муниципального образования: правовая природа, функции и значение как источника муниципального права
    • 1. 2. Становление и развитие в России уставного регулирования общественных отношений на местном уровне
  • Глава 2. Юридические свойства устава муниципального образования
    • 2. 1. Предмет и метод уставного регулирования
    • 2. 2. Структура устава муниципального образования и ее технико-юридическое выражение
  • Глава 3. Проблемы правового регулирования процедурных вопросов, связанных с созданием устава муниципального образования, в контексте реформы местного самоуправления в современной России
    • 3. 1. Особенности принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений
    • 3. 2. Регистрация устава муниципального образования и вступление его в силу

Устав муниципального образования в системе нормативно-правового регулирования местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования предопределяется теми проблемами, которые возникают в процессе осуществляемой в России реформы местного самоуправления. Достаточно указать на тот факт, что сроки вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неоднократно переносились, а в сам закон после его подписания Президентом России 6 октября 2003 г. уже внесено множество изменений, многие из которых носят принципиальный характер. Частые изменения наблюдаются также в региональном законодательстве о местном самоуправлении и на уровне самих муниципальных образований. Между тем нестабильное законодательство не способствует эффективному функционированию института местного самоуправления в контексте предоставленных ему полномочий Конституцией Российской Федерации. При этом важнейшее место в системе правового регулирования муниципаль-но-правовых отношений занимают уставы муниципальных образований. Устав муниципального образования как институт муниципального права имеет в России сравнительно небольшую историю — такого рода обособленные нормативно-правовые акты стали создаваться лишь с первой половины 1990;х гг. А на уровне городских и сельских поселений такой опыт вообще минимальный. Одновременно федеральный центр настолько подробно закрепляет требования к уставам муниципальных образований, что для проявления местного творчества резерва остается очень мало. Это является одной из причин того, что большинство уставов муниципальных образований во многом копируют соответствующие нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а в субъектах Российской Федерации уставы муниципальных районов нередко различаются только по названиям районов, городов и сел. В практике функционирования института местного самоуправления возникает проблема предмета уставного регулирования, — его содержание вызывает неоднозначные оценки специалистов и ученых-правоведов. По-прежнему актуальна проблема соотношения полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в регулирования требований, предъявляемых к уставам муниципальных образований. Так, федеральный закон детально регулирует перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований России, которые необходимо отразить в уставе. При этом полномочия субъектов Российской Федерации в этом аспекте практически сведены к нулю, в то время как в субъектах и в самих муниципальных образованиях лучше видно, какие вопросы местного значения следует включать, исходя из конкретных условий жизни населения. Имеются спорные вопросы в части принятия уставов муниципальных образований — так, в настоящее время соответствующая формулировка ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дает однозначного ответа на вопрос о том, могут ли уставы приниматься на местном референдуме. Дискуссионные, недостаточно четко отрегулированные вопросы имеются также при государственной регистрации уставов муниципальных образований, определении даты вступления их в силу и т. д. В результате значимость устава муниципального образования как своеобразной местной конституции некоторым образом снижается. Такое положение определяет необходимость дополнительных муниципально-правовых исследований проблематики, связанной с функционированием уставов муниципальных образований как муниципальных правовых актов, имеющих важнейшее значение в регулировании муниципально-правовых отношений.

Степень разработанности темы. Теоретической и методологической основой настоящего исследования стали фундаментальные научные труды по конституционному и муниципальному праву, теории и истории государства и права, и прежде всего С. А. Авакьяна, Г. В. Барабашева, Н. С. Бондаря, Б. Я. Габричидзе, Е. М. Ковешникова, А. Н. Кокотова, М. А. Краснова, O.E. Кута-фина, А. Н. Сахарова, Ю. А. Скуратова, В. И. Фадеева и др. Отдельные аспекты исследуемой проблематики, причем в достаточно общем виде, стали находить отражение в работах, начиная с середины 1990;х гг., где в рамках комплексных исследований по проблемам местного самоуправления затрагивались также вопросы, связанные с уставным регулированием муниципаль-но-правовых отношений. Среди авторов следует отметить труды А. С. Автономова, Г. В. Барабашева, Т. М. Бялкиной, В. И. Васильева, И.В. Вы-дрина, И. М. Козлова, С. И. Кулиевой, С. В. Королева, М. А. Краснова, В. А. Кряжкова, Е. М. Ковешникова, Н. М. Коршунова, Е. И. Колюшина, А. Н. Костюкова, O.E. Кутафина, B.C. Мокрого, А. Е. Постникова, Н. В. Постового, A.C. Саломатникова, А. Я. Сливы, Ю. А. Тихомирова, В. Е. Чиркина, К. Ф. Шеремета, Е. С. Шугриной и др. В своих работах указанные авторы высказывали конструктивные идеи и предложения, которые способствуют дальнейшему совершенствованию правовой базы и механизма уставного регулирования муниципально-правовых отношений. Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. также способствовало активизации исследований по данной проблематике. По теме, связанной с содержанием, принятием, регистрацией уставов муниципальных образований, особенностями уставного регулирования деятельности института местного самоуправления, был защищен ряд диссертаций (Арбузов C.B. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования (на примере городского самоуправления), 2001; Жалсанов Б. Ц. Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов, 2004; Гавришев А. Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации 2004; Чащина С. И: Система муниципальных правовых актов, 2006; Сикайло A.B. Устав муниципального образованиякак нормативно-правовой акт: правовая природа и особенности реализации, наук, 2007; Гонтарь С. Г. Конституционно-правовые основы правотворческой деятельности органов местного самоуправления, 2008; Улюки-на И. Н. Специфика нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Москвы: по материалам внутригородских муниципальных образований, 2009; Антонова H.A. Правотворчество органов местного самоуправления, 2009 и др.). Однако еще немало аспектов в сфере уставного регулирования муниципально-правовых отношений остаются малоизученными. В частности, это касается круга вопросов, которые должны регулироваться нормами уставов муниципальных образований, соотношения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в части установления требований к содержанию и структуре устава муниципального образования, процедуры регистрации устава муниципального образования и др. Нужт, но учесть также, что муниципальное законодательство’подверглось в последние годы значительным изменениям, и обновленные муниципально-правовые нормы в контексте рассматриваемой проблематики еще не были предметом научного исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются содержание и механизм уставного регулирования муниципально-правовых отношений. Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы принятия и действия устава муниципального образования, его место в системе муниципальных правовых актов, научные труды по данной проблематике, материалы правоприменительной практики по реализации функций устава муниципального образования как регулятора муниципально-правовых отношений.

Цель и задачи исследования

Цель данной работы заключается в комплексном правовом исследовании устава муниципального образования как регулятора муниципально-правовых отношений и выработке на этой основе предложений по совершенствованию механизма уставного регулирования этих отношений.

С учетом поставленной цели, основными задачами работы являются:

— разработать понятийный аппарат по изучаемой проблематике;

— дать общую характеристику устава муниципального образования;

— исследовать функции устава муниципального образования;

— показать значение устава муниципального образования как источника муниципального права;

— исследовать становление и развитие в России уставного регулирования общественных отношений на местном уровне;

— выявить и проанализировать юридические свойства устава муниципального образования;

— уточнить предмет и метод уставного регулирования;

— определить структуру устава муниципального образования и охарактеризовать ее технико-юридическое выражение;

— изучить особенности принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений и дополнений;

— рассмотреть вопросы регистрации устава муниципального образования и вступления его в силу.

Методологической основой диссертационного исследования является системный подход к анализу правовых проблем, связанных с действием устава муниципального образования как регулятора общественных отношений на местном уровне. Такой подход имеет важное значение, поскольку позволяет показать в комплексе исторические условия, теоретическую базу, нормативно-правовую основу устава муниципального образования как института муниципального права и действия его норм во взаимосвязи. В работе использовался конкретно-исторический подход, который дает возможность рассмотреть функционирование уставов муниципальных образований с учетом российских традиций. В процессе исследовательской работы диссертантом использовались результаты исследований, содержащиеся в научных трудах советских и современных авторов. Автором использовались также материалы, опубликованные в средствах массовой информации, мнения экспертов, публицистические работы, где в той или иной мере находила отражение исследуемая сфера общественных отношений. Поставленные проблемы исследовались как в объективной реальности, так и с позиции субъективных взглядов ученых, а также собственной позиции диссертанта по вопросам уставного регулирования муниципально-правовых отношений. Нормативно-правовой базой диссертационного исследования послужили законы и другие правовые акты, которые регламентируют содержание, принятие и действие уставов муниципальных образований. В их числе Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и другие муниципальные правовые акты, в том числе правоприменительного характера, а также материалы судебной практики. Теоретические, нормативные и прикладные источники, взятые в совокупности, стали той информационной базой, которая способствовала достижению научной обоснованности и достоверности формулируемых в диссертации положений.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе осуществлено комплексное муниципально-правовое исследование, связанное с уставом муниципального образования как регулятором муниципально-правовых отношений, в результате которого обоснован ряд оригинальных положений и выводов, в совокупности составляющих определенное приращение знаний в науке муниципального права. Элементы научной новизны содержатся также в самой постановке исследовательских задач.

В диссертации содержится научное обоснование новых подходов, реализация которых может способствовать решению проблемы повышения эффективности уставного регулирования общественных отношений на местном уровне, в том числе в результате проведенного исследования: предложены определения основных понятий по изучаемой проблематике (муниципальный правовой акт, устав муниципального образования и др.) — осуществлена авторская классификация муниципальных правовых актов и показано место в их системе устава муниципального образованиявыявлена юридическая природа устава муниципального образования как основного муниципального правового акта в контексте специфики вла-стеотношений на местном уровневыявлены и раскрыты особенности предмета и метода уставного регулирования муниципально-правовых отношенийобобщена практика и выявлены тенденции уставного регулирования местного самоуправления в Российской Федерации на примере городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Татарстан, Краснодарского, Пермского и Приморского краев, Архангельской, Курганской областей и других субъектов Российской Федерацииопределены факторы, влияющие на формирование структуры устава муниципального образования и ее технико-юридическое выражениепоказана региональная специфика в вопросах регулирования критериев, определяющих содержание устава муниципального образованияобоснованы конкретные предложения по совершенствованию уставного регулирования общественных отношений на местном уровнедано авторское толкование норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части регулирования вопросов о стадиях разработки, принятии и вступления в силу устава муниципального образованияобоснована юридическая иерархия актов органов местного самоуправления по реализации переданных им отдельных государственных полномочий и иных муниципальных правовых актов, в том числе устава муниципального образованияобобщена практика органов юстиции нескольких регионов Российской Федерации по государственной регистрации уставов муниципальных образований, выявлены ее негативные стороны и предложены пути устранения недостатковвыявлены основные исторические тенденции развития в Российской Федерации уставного регулирования местного самоуправления и др.

Научная новизна исследования находит также отражение в конкретизации новых знаний о системе муниципальных правовых актов в целом и уставов муниципальных учреждений в частности, в условиях осуществления местного самоуправления в России на основе самостоятельности и организационной обособленности органов местного самоуправления.

Научная новизна нашла отражение в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Понятие устава муниципального образования, под которым следует понимать основной муниципальный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу среди актов, принимаемых органами местного самоуправления или гражданами" непосредственно, и комплексно регулирующий функционирование местного самоуправления на территории муниципального образования. Устав муниципального образования в соответствии, с разделением публичной власти в России на три уровня (федеральный, региональный, муниципальный) является нижним звеном из категорий нормативно-правовых актов универсального характера, к которым относятся также Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской-Федерации.

2. Определение юридической природы устава муниципального образования, которая заключается в том, что этот нормативно-правовой акт выражает публично-властную сущность местного самоуправления как формы народовластия на местном, наиболее приближенном к населению уровне и одновременно устанавливает и закрепляет структуру и организацию всех институтов самоуправления на территории муниципального образования в их единстве и взаимосвязи.

3. Характеристика соотношения правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в порядке реализации отдельных государственных полномочий, и иных муниципалъных правовых актов, суть которой в том, что акты первой из указанных группы не могут считаться актами органов государственной власти и по юридической силе не могут стоять над остальными муниципальными правовыми актами, поскольку в системе муниципальных правовых актов на территории муниципального образования высшую силу имеет устав муниципального образования. .

4. Оценка законодательного положения о юридической силе устава муниципального образования, принимаемого представительным органом местного самоуправления, и решений, принятых на местном референдуме (ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), которая сводится к тому, что референдный акт безусловно имеет более высокую юридическую силу, чем акты, принятые представительным органом местного самоуправления, в том числе это касается соответственно и устава. муниципального образования.

5. Содержание предмета уставного муниципалъно-правового регулирования, в которое, помимо указанных в законе аспектов, могут также включаться вопросы о статусе конкретного муниципального образования, его территориальных границах, сведения о входящих в него населенных пунктах. Перечисленные вопросы должны находить отражение в структуре устава муниципального образования, причем в разной степени подробностиэто зависит уже от уровня правосознания депутатов представительных органов местного самоуправления, их профессионализма, складывающейся правотворческой практики в том или ином субъекте Российской Федерации. При этом в уставе должны быть как минимум отражены вопросы, закрепленные в статьях ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прямо указывающих на необходимость их регулирования именно в уставе.

6. Ог}енка законодательного запрета (ч. 3 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») принимать устав муниципального образования на местном референдуме, суть которой в том, что такой подход законодателя вступает в противоречие с конституционными, принципами народовластия и местного самоуправления, нарушает право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления посредством самостоятельного выбора наиболее оптимального в рамках предусмотренных законодательством организационно-правового механизма реализации муниципальной власти на конкретной территории и с учетом местных традиций. Соответственно полагается целесообразным предоставить населению муниципального образования принимать устав муниципального образования не только представительным органом, но и путем референдума.

7. Авторская позиция о допустимости внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, принятый на местном референдуме, решениями представительного органа местного самоуправления, суть которой в том, что уставах муниципальных образований целесообразно указывать те положения, в которые изменения и дополнения в устав могут приниматься представительным органом местного самоуправления, а какие — только на референдуме. В частности, такие вопросы, как выбор структуры и видов органов местного самоуправлениями их компетенция по своей важности должен решаться на местном референдуме. Остальные вопросы могут корректироваться депутатамито же касается и изменений и дополнений, которые должны вноситься императивно виду изменений в федеральных правовых актах и правовых актах субъектов Российской Федерации.

8. Предложение по корректировке ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», смысл которого в том, чтобы к перечню условий, при которых по проекту устава муниципального образования могут не проводиться публичные слушания, добавить два условия: 1) если устав муниципального образования приводится в соответствие с актами субъекта Российской Федерации- 2) если устав муниципального образования принимается на сходе граждан.

9. Оценка условий государственной регистрации уставов муниципальных образований, суть которой в том, что регистрация не входит в ту сферу, где требуется вмешательство федеральных структур, в связи с чем целесообразно вернуть субъектам Российской Федерации полномочия регистрировать уставы муниципальных образований, а территориальным органам Министерства юстиции Российской федерации (главным управлениям) федеральных округов предоставить контрольно-методические полномочия, а также полномочия по ведению федерального регистра муниципальных правовых актов. Кроме того, сама регистрация не должна быть обязательным условием вступления в силу муниципального образования — таковым условием должна быть официальная публикация принятого акта.

Теоретическое значение исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют существенно расширить знания об уставе муниципального образования как регуляторе муниципально-правовых отношений: Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут представить определенный научный, интерес в изучении состояния и развития местного самоуправления в нашей стране, в частности, при дальнейшей разработке категорийного аппарата науки муниципального права и в целом проведении научных исследований по проблемам функционирования различных форм осуществления населением права на местное самоуправление.

Практическая значимость диссертации определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов, которые ставит перед наукой муниципального права практика осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, и состоит прежде всего в том, что собранный и обобщенный материал может представить методологическую и методическую основу для органов местного самоуправления в практической деятельности по определению содержания и реализации уставного регулирования муниципально-правовых отношений. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса муниципального права, а также соответствующих разделов ряда других правовых дисциплин (прежде всего конституционного права, теории и истории отечественного государства и права). Они представит также интерес для законодателя при осуществлении реформы местного самоуправления в России на современном этапе.

Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованном автором ряде статей научного характера. Выводы и предложения доводились диссертантом до сведения научной общественности и практических работников на международных и всероссийских конференциях в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нальчике, Новороссийске, а также на межкафедральных и региональных семинарах вузовских ученых и практических работников (2006;2009 гг.). Результаты диссертационного исследования используются при проведении лекций, семинарских занятий в учебных заведениях МВД России и вузах других ведомств. Положения диссертационного исследования использовались при подготовке рабочих программ по ряду тем в учебных курсах по муниципальному праву.

Структура диссертации определена характером и объемом научного исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и библиографический список использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

Устав муниципального образования является муниципальным правовым актом, который наряду с другими актами образует систему муниципальных правовых актов, принимаемых населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, указанными в уставе муниципального образования, обязательными для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающими либо изменяющими общеобязательные правила или* имеющиим индивидуальный характер. В свою очередь устав муниципального образования — это основной муниципальный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и комплексно регулирующий функционирование местного самоуправления на территории муниципального, образования.

Юридическая природа устава муниципального образования заключается в выражении им публично-властной сущности местного самоуправления. В действующем законодательстве юридическая. характеристика устава муниципального образования выражается противоречиво, что связано с некорректным приравниванием по юридической силе устава, принимаемого представительным органом, и референдного акта, принимаемого населением.

Устав муниципального образования выполняет следующие основные функции: учредительная, организаторская, представительская, идеологическая, юридическая, воспитательная, правозащитная, централизации права.

Уставы муниципальных образований как нормативно-правовые акты, регулирующие муниципально-правовые отношения и являющиеся источником муниципального права, стали разрабатываться и утверждаться муниципалитетами России сравнительно недавно — с середины 1990;х гг. В правовой истории истоками системного правового регулирования властеотношений на местном уровне следует считать законодательные акты второй половины ХУ111 в., и прежде всего «Городовое положение» 1785 г., где были комплексно сформулированы основные принципы и основные направления деятельности органов местного самоуправления. Такой подход в дальнейшем использовался российским законодателем до 1917 г.

В СССР советский законодатель отказался от комплексного регулирования в едином законе вопросов функционирования местной власти, предпочтя издание отдельных законов по наиболее важным аспектам местной проблематики. Но в монархический и советский периоды уставы муниципальных образований в современном их понимании не принимались. Впервые на законодательном уровне уставы были предусмотрены в последние годы функционирования советского государства в. законе РСФСР «О местном самоуправлении в СССР» (1991 г.), однако тогда этот вопрос не нашел своего развития. И лишь в 1995 г. с принятием ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципальных образований стал обязательным компонентом института местного самоуправления.

Для уставного муниципально-правового регулирования присущи в целом характеристики, применяемые для отрасли муниципального права. Вместе с тем имеются особенности, которые основываются прежде всего на том обстоятельстве, что устав муниципального образования является муниципальным правовым актом, находящимся на нижнем иерархическом уровне по юридической силе правовых актов.

Предметом муниципально-провового регулирования являются вопросы организации, территориального построения, экономической и финансовой деятельности местного самоуправления на территории муниципального образованияпорядок создания, полномочия, основные направления деятельности, особенности функционирования и ответственности органов местного самоуправлениягарантии местного самоуправления и формы осуществления населением права на местное самоуправлениепорядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиямистатус муниципального образования.

Метод уставного муниципально-правового регулирования охватывает сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования с преобладанием первого, учитывая, что местное самоуправление является публично-правовым институтом.

Структура уставов муниципальных образований в России в настоящее время в значительной степени унифицирована и в большинстве уставы составляются по моделям, типовым проектам, предлагаемых консультативными подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Причинами такого положения являются жесткие требования, установленные ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими законами в части содержания уставного регулирования, что оставляет сравнительно немного свободы для правотворческого процесса, а также отсутствие достаточного опыта и знаний у депутатского корпуса в сфере законодательной техники. В этой связи такую унифицированность нет оснований расценивать негативно. Вместе с тем необходимо повышать уровень квалификации местных депутатов, привлекать к этому процессу общественные формирования и жителей муниципальных образований.

В вопросах о процедуре принятия устава муниципальных образований имеются различные точки зрения, причем дискуссия, имеющаяместо в му-ниципально-правовой литературе после принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., пока не выявила однозначно доминирующей позиции. Это касается прежде всего вопроса о том, допустимо ли, исходя из действующей редакции ч. 3 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие устава муниципального образования не только представительным органом местного самоуправления, но и на местном референдуме. Представляется, что данная формулировка не дает такой возможности.

Вместе с тем исключение законодателем такой возможности противоречит принципу народовластия, в связи с чем целесообразно изменить соответствующее законодательное положение. Требуют также совершенствования нормы ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части проведения публичных слушаний по обсуждению проекта устава муниципального образования.

Субъектами правотворческой инициативы по принятию устава муниципального образования (внесению изменений и дополнений) в муниципальнойпрактике являются, как правило, глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления, группы депутатов. Граждане муниципального образования, также формально обладая правотворческой инициативой, этим правом практически не пользуются.

В вопросах регистрации и вступления уставов муниципальных образований в силу в последние годы приняты, решения, которые упорядочивают процедуру регистрации и вносят ясность в вопросе о вступлении устава муниципального образования в силу. Вместе с тем федеральный законодатель, как представляется, в некоторых вопросах, вышел за рамки взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти, определенных нормами Конституции России, регулирующих соотношение органов местного самоуправления и органов государственной власти (ст. 12), а также предметы ведения федерального центра, субъектов Российской федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72, 73, 76), и в результате некоторым образом нарушается как самостоятельность субъектов Российской федерации, так и самостоятельность муниципальных образований. В частности, полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований целесообразно вернуть субъектам Российской Федерации, а сама регистрация не должна быть обязательным условием вступления в силу муниципального образования — таковым условием должна быть официальная публикация принятого акта. Представляется также, что территориальные органы Минюста России федеральных округов должны наделяться в рассматриваемой сфере лишь контрольно-методическими функциями, чему будет способствовать, помимо прочего, активное взаимодействие, в частности, на основе соответствующих соглашений, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также всестороннее информационное обеспечение граждан Российской Федерации в качестве меры, направленной на повышение уровня правосознания и правовой культуры в гражданском обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые акты международного, федерального и регионального уровня, официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Норма, 2011.
  3. Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466.
  4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // Справочно-правовая система «Консультант^-». 2009. Июнь.
  5. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консуль-тант-ь». 2009. Июнь.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. (с изм. 03.05.2011). М., 2011.
  7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 20.03.2011) // Справочно-правовая система «Консультант+». 2011. Май.
  8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129 (ред. от 30.12.2008) // Справочно-правовая система «Консультант^». 2009. Июль.
  9. О государственной регистрации уставов муниципальных образований: Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ (ред. от 18.10.2007) // Справочно-правовая система «Консультант-*-». 2009. Июль.
  10. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10. Ст. 1152.
  11. О местном самоуправлении в РСФСР: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 29. Ст. 1010.
  12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. // Сборник нормативных правовых актов по местному самоуправлению / Сост. П. М. Курдюк, A.B. Лесных, В. В. Прудников. Краснодар, 1999.
  13. О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 // Собрание законодательства Российской Федерации: 2008. № 38. Ст. 4301
  14. Об утверждении Рекомендаций по оформлению свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2005 г. N 146 // Бюллетень Минюста Российской Федерации. 2005. N 10.
  15. Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации1 устава муниципального образования: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2005 г. N 145 // Российская газета. 2005. 3 сент.
  16. Об утверждении Инструкции о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19. 08. 2005 г. № 136 // Справочно-правовая система Консультант^". 2009. Июнь.
  17. О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан: Закон Республики Дагестан от 13.01.2005 г. № 6 // Официальный сайт Государственного совета республики Дагестан. 2008. Апрель.
  18. Устав Краснодарского края от 18.07. 1997 г. (в ред. 09.06.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+» (Краснодарский край и Республика Адыгея). 2011. Январь.
  19. О местном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 07.06.2004 N 717-КЗ (ред. от, 16.07.2010) // Справочно-правовая система «Консультант+» (Краснодарский край и республика Адыгея". 2010. Декабрь.
  20. О местном самоуправлении в Рязанской области: Закон Рязанской области от 10.01. 1996 г. (ред. 25.12 006 г) //Приокская газета. 1996. 24 января- 2006. 4 февраля.
  21. О местном самоуправлении: Закон Тюменской области от 06.12. 1995 г. (ред. 17.01.1009 г.) // Вестник Тюменской областной думы. 1995. № 10- 2009. № 2.
  22. О правовых актах органов местного самоуправления Амурской области: Закон Амурской области от 01.07. 1996 г. // Амурская правда. 1996. 10 июля.
  23. Устав Свердловской области от 5 декабря 1994 г. // Областная газета. 1994. 18 декабря.
  24. Постановление Уставного суда Свердловской области от 24 декабря 1998 г. // Областная газета. 1998. 29 декабря.
  25. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. // ПСЗ-2. Т. 34. № 40 457.
  26. Городовое положение от 16 июня 1870 г. // ПСЗ-2. Т. 15. № 48 498.
  27. Положение о губернских и уездных земских учреждений от 12 июля 1890 г. // ПСЗ-З. Т. 10. № 6927.
  28. Городовое положение от 11 июня 1892 г. // ПСЗ-З. Т. 12. № 8708.
  29. О районном Совете депутатов трудящихся РСФСР: Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 653.
  30. О городском, районном в городе Совете депутатов трудящихся РСФСР: Закон РСФСР также от 29 июля 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 654.
  31. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: Закон СССР // Свод законов СССР. Т. 1. Ст. 267. 1990 г.
  32. Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, факты. М., 1995.
  33. Типовой устав сельского районного муниципального образования (Проект Поволжской академии государственной службы (1997 г.) // www.vmsu.ru. 2008. Ноябрь.
  34. Проект типового устава муниципального образования (разработан методическим центром администрации Приморского края). 2004 г. // Официальный сайт администрации Приморского края.
  35. Проект решения городской Думы Краснодара «О внесении изменений в Устав муниципального образования город Краснодар» (приложение к постановлению главы муниципального образования город Краснодар) // Краснодарские известия. 2007. 23 июня.
  36. Модельный порядок внесения проектов муниципальных правовых актов в представительный орган муниципального образования (принят Магаданской областной думой) // Официальный сайт Магаданской областной думы. 2008. Март.
  37. Уставы и иные муниципальные правовые акты
  38. Устав муниципального образования город Краснодар (утвержден решением городской Думы Краснодара от 21.04. 2011 г.) // Справочно-правовая система «Консультант+» (Краснодарский край и Республика-Адыгея). 2011. Апрель
  39. Устав муниципального образования города Кургана (утвержден решением Курганской городской думой от 28 февраля 2005 г., в ред. 20.02.2008 г.)
  40. Устав муниципального образования город Салехард (принят на местном референдуме 16.03.1997 г.) // Официальный сайт муниципального образования город Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ). 2009. Июнь.
  41. Устав муниципального образования город-курорт Сочи (принят решением Городского Собрания Сочи 28.09.2004 N 185) // Справочно-правовая система «Консультант+». 2007. Июнь.
  42. Устав города Саратова (принят решением- Саратовской городской Думы от 18.12.2005 № 67−649) // Официальный сайт г. Саратова. 2009. Июнь.
  43. Устав муниципального образования город-герой Новороссийск (принят решением городской Думой г. Новороссийска 01.07.2005 № 80) // Официальный сайт г. Новороссийская Краснодарского края. 2008. Август.
  44. Устав муниципального образования город Белоярский от 18.10.1999 г. // Официальный сайт муниципального образования город Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа. 2009. Июль.
  45. Устав муниципального образования> «Чаинский район» Томской области (принят решением Думы Чаинского района 17 ноября 2005 г., ред. 07.06. 2009 г.) // Официальный сайт муниципального образования «Чаинский район» Томской области. 2010. Июль.
  46. Устав городского округа Самара Самарской области (принят Постановлением Самарской Городской Думы от 31 марта 2005 г. № 101) // Официальный сайт администрации городского округа Самара Самарской области. 2008. Июль.
  47. Устав городского округа Самара Самарской области (принят Решением Самарской Городской Думы от 31. 07. 2008 г. № 623) // Официальный сайт администрации городского округа Самара Самарской области. 2009. Июль.
  48. Устав муниципального образования «Муниципальный округ № 76» г. Санкт-Петербурга (утвержден Муниципальным советом 16.06.2005 г. № 80) // Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. 2009. Июль.
  49. Устав Федоровского сельского поселения Абинского района (принят решением Совета Федоровского сельского поселения Абинского района от 05.12.2008 г. № 335-с) // Абинский муниципальный вестник. 2009. 5 февраля.
  50. Устав города Гая Оренбургской области // Официальный сайт администрации города Гая Оренбургской области. 2009. Июль.
  51. Устав муниципального образования «Тарбагатайский район» Республики Бурятия (принят Советом депутатов Тарбагатайского района 17.12. 2005 г.) // Тарбагатайская нива. 2006. 31 января.
  52. Устав города Нальчика (принят городским Советом местного самоуправления 1 июля 2005 г., в ред. 21.04.2006 г.) // Справочно-правовая система «Консультант^». 2009. Июль.
  53. Устав Партизанского городского округа // Официальный сайт Партизанского городского округа Приморского края. 2009. Июнь.
  54. Устав города Десногорска // Официальный сайт города Десно-горска Смоленской области. 2009. Май.
  55. Устав города Вологды // Официальный сайт города Вологды Вологодской области. 2009. Апрель.
  56. Устав муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» Алтайского края // Местное время. 2007. 16 августа.
  57. Устав города Нижний Новгород // Официальный сайт города Нижний Новгород. 2009. Март.
  58. Положение о правотворческой инициативе граждан в городском округе Нальчик (утверждено Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 4 июля 2006 года) // Справочно-правовая система «Консультант+». 2007. Июль.
  59. Монографии, учебные издании, статьи, тезисы
  60. М.И. Теория государства и права. М., 2006.
  61. Е.С. Муниципальное право. М.: Приор-издат, 2005.
  62. А.И., Рахманина Т. Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект // Журнал российского права. 1998. № 10/11. С. 100−104.
  63. С. А. Правовое регулирование деятельности Советов (конституционные основы, теория, практика). М., 1980.
  64. С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1990. С. 43−48.
  65. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
  66. С.А. Конституция Российской Федерации: итоги развития // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23. С. 14−19.
  67. С.А. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: вопросы реализации // Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 11−17.
  68. Р.Ф., Борченко В. А. Объект и предмет правового регулирования: проблема соотношения понятий // История государства и права. 2006. N11. С. 49−54.
  69. A.A. Муниципальное право России. М., 2002.
  70. JI.A. Правотворчество органов и должностных лиц местного самоуправления. СПб., 1999.
  71. JI.B. и др. Муниципальная реформа в Вологодской области: закон и практик // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 36−39.
  72. Н.А. Правотворчество муниципальных органов и его значение в осуществлении функций местного самоуправления в России // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7. С. 19−23.
  73. Апт Л.Ф. О природе нормативных актов органов местного самоуправления // Российское правосудие. 2006. N 4. С. 31−34.
  74. А.Н. Опубликование нормативных правовых актов и информационные технологии // Информационное право. 2008. № 8. С. 41−44.
  75. В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.: Юристъ, 1998.
  76. И.В. / Стенограмма круглого стола «Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления» // Местное право. 2004. N ½. С. 21−23.
  77. М.И., Петров Д. Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 18−24.
  78. М.И., Петров Д. Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. N 1. С.46−49.
  79. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 1994. № 4. С. 126−130.
  80. И.Д. История русского законодательства. СПб.: Лань, 1999.
  81. Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995. С. 48−52.
  82. Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, Норма, 2008.
  83. С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. N 1. С.36−39.
  84. JI.A. Место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 29−34.
  85. О.Н., Княгинин К. Н. Устав муниципального образования: некоторые вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. 1998. N3 (19). С. 38−41.
  86. Г. А. Конституционные аспекты субординации источников права // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 2. С. 12−15.
  87. Ш. Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005.
  88. В.И. О предмете муниципального права // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 28−34.
  89. В.И. Уставы муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. N 2. С. 21−27.
  90. Р.Ф. Акты управления (значение, проблема исследований, понятие). М., 1987.
  91. Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1998. № 5. С. 6−11.
  92. Д.С., Лысенко В. В. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Саратов, 2005.
  93. H.H. Источники и формы права. Волгоград, 2003.
  94. И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике. Екатеринбург, 1998.
  95. И.В. Муниципальное право России. М.: Норма, 2005.
  96. И.В., Котов А. И. Муниципальное право России. M., 1999.
  97. А.Е. Проблемы регулирования процессуальной формы муниципального правотворчества // Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность. Нижний Новгород, 2002. С. 164−170.
  98. В.Н. Устав муниципального образования: юридическая сила, содержание, порядок разработки и принятия, регистрация, обнародование. Краснодар, 2000.
  99. В.М. Санкционирование как вид нормотворческой деятельности органов советского государства // Правоведение. 1959. № 1. С. 1114.
  100. H.H., Латышев С. Н. Деятельность органов местного самоуправления как форма осуществления исполнительной власти / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1. С. 59−62.
  101. Э.П. Теория государства и права. СПб., 2002.
  102. И. В интересах жителей и бюджета // Краснодарские известия. 2009. 23 мая.
  103. И. Роспуск Думы не состоялся // Краснодарские известия. 1996. 12 марта.
  104. А.Ю., Князев С. Д. Обеспечение законности нормативных правовых актов управления, издаваемых в субъектах Российской Федерации //Правоведение. 2006. N 6. С. 9−12.
  105. A.A., Шевченко Н. В. Конституционно-правовые проблемы нового порядка формирования представительного органа муниципального района // Право и политика. 2006. № 12. С. 28−31.
  106. С.А. Нижегородское правительство намерено унифицировать уставы муниципальных образований региона // НТА-Приволжье-Нижний. 2007. 2 августа.
  107. O.A. Действует ли муниципальный закон: взгляд из Баря-тино // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1. С. 44−45.
  108. H.H., Немытина M.B. Местное самоуправление и юстиция в России (1864−1917 гг.) // Государство и право. 1994. № 3. С. 129−132.
  109. Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. 1008. № 7. С. 23−24.
  110. С.А. Законодательная техника в региональном правотворчества. Краснодар, 2001.
  111. Н.Ю. Общественные отношения в области стандартизации как объект правового регулирования (теоретико-правовой анализ). Краснодар: Академия МВД России, 2005.
  112. Законодательная техника / Под ред.Д. А. Керимова. Л.: ЛГУ, 1965.
  113. В.А. Правовая инициатива мощный фактор прогресса // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 28−31.
  114. С.Л. Источники права. М., 1981.
  115. Г. И. Конституция СССР 1977 г.: «несвоевременные» мысли современников // Вопросы истории КПСС. 1990. № 10. С. 72−85.
  116. O.A. Учредительная природа уставов муниципальных образований и проблемы правоприменения // Муниципальное право. 2004. N 1−2. С. 66−67.
  117. H.A., Павлушкин A.B. Муниципальное право. М: Юсти-цинформ, 2007.
  118. C.B., Козюк М. Н. Муниципальное правотворчество. М., 2000.
  119. И.А. Метод правового регулирования и его место в системе понятий теории государства и права // История государства и права. 2008. № 1.С. 38−45.
  120. В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе. Ярославль, 1987.
  121. Т.В. Корпоративное право. М., 1999.
  122. Д.А. Свобода, право и законность. М., 1960.
  123. А.И. Муниципальное право. М.: Новый юрист, 1997.
  124. Е. М. Государство и местное самоуправлении в России: Теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2002.
  125. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. М., 1995.
  126. А.Н., Саломаткин A.C. Муниципальное право России. М.: Юристь, 2005.
  127. A.B. Дмитрий Медведев, представил основные тезисы бюджетной политики // Коммерсант. 2009. 26 мая.
  128. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. С. Е. Чаннова. М., 2004.
  129. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2009.
  130. И.В., Мицкевич А.В: и др. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
  131. В.Г., Упоров И. В. Муниципальное право. Краснодар, 2009.
  132. М.Н., Шевелева H.A. Муниципальное право России: Учебник. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та- Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
  133. A.B. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2003. № 3. С. 7−10.
  134. A.A. Правовые основы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9. С. 29−33.
  135. O.E. и др. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003.
  136. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006.
  137. JI.E. Земские учреждения в России. М., 1993.
  138. В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М., 2005.
  139. В.Ф. Местное самоуправление в системе государственного механизма Российской Федерации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 1998. С. 50−56.
  140. Н.С. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. 2000. № 2. С. 41−44.
  141. Е.А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988.
  142. М.Ф. Региональное право: региональное управление и правотворчество. Уфа, 2002.
  143. Э., Савранская О. К вопросу «о вопросах» // Муниципальное право. 2004. № 4. С.2−9- Черников В. Модельный устав муниципального образования // Муниципальное право. 2004. № 4. С.25−47.
  144. С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 1998.
  145. М.Н. Источники права. М., 2006.
  146. С. Условие вступления в силу уставов муниципальных образований // Законность. 2004. № 8. С.35−36.
  147. А. Муниципальные правовые акты // Законность. 2005. N 1.С. 31−32.
  148. A.B. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007.
  149. Ю.Н., Чаннов С. Е. Муниципальное право России. М.: Дашков и К, 2006.
  150. М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4. С. 13−16.
  151. A.B. Акты высших органов советского государства: Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967.
  152. JI.A. Выбор формы законодательного акта и эффективное ее использование // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. ст.: В 2 т. / Под ред. В. М. Баранова. Т. 1. Н. Новгород, 2001. С. 161−166.
  153. P.C., Яковлева Е. И., Яковлев K.JL Развитие организационных форм местного самоуправления в России (X-XIX вв.) // Местное самоуправление: теория и практика / Труды Академии управления МВД России. М., 1998. С.129−137.
  154. Муниципальное право / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Экс-мо, 2005.
  155. В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. 2008. № 11. С. 38−42.
  156. А.Г. Прямое правотворчество: особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2. С. 85−88.
  157. Г. М. Об изменениях в системе видов правовых актов местного самоуправления // Российская юстиция. 2009. N 12. С. 20 22.
  158. Ш. Р. О контрольных полномочиях органов местного самоуправления в сфере землепользования // Административное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 56 62.
  159. А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.
  160. Неф Р. Да здравствует нонцентрализм! М., 2002.
  161. JI.A. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии // Право и политика. 2004. № 3. С. 29−34.
  162. Общая-теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. Т. 1. М., 1998.
  163. Общая теория права / Под ред. A.C. Пиголкина. М., 1998.
  164. С.А. Политико-правовой аспект теории российского конституционализма // Российская юстиция. 2008. № 8. С. 37−39.
  165. Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. 2006. N 4. С. 116−19.
  166. В., Туманова JI. Заявления прокурора в суде о законности нормативных актов // Законность. 1998. № 7. С. 25−28.
  167. Петрозаводский городской Совет будет распущен // Финмаркет. 2006. 14 ноября.
  168. H.JI. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007.
  169. A.A., Чанов С. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) (издание четвертое, переработанное). М.: Ось-89, 2008.
  170. C.B. Закон как средство реализации задач формирования правового государства// Теория права: новые идеи. Вып.З. М.: ИГП РАН 1993. С.13−22.
  171. C.B. Научные основы определения предмета правового регулирования // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. ст.: В 2 т. / Под ред. В. М. Баранова. Т. 1. Н. Новгород, 2001. С. 139−144.
  172. Д.В. Реализация нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования: теоретико-правовой аспект исследования // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1. С.39−43.
  173. Постатейный комментарий к Федеральному закону от б октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. А. Г. Бабичева, С. Ю. Наумова. М.: Медиа, 2010.
  174. М.В. Муниципальное право России. М.: Новый юрист, 1998.
  175. М.Г. Система права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 61−63.
  176. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», подготовленный московскими учеными: юристы России ждут закон о нормативных правовых актах // Журнал российского права. 1997. N 10. С. 156 167.
  177. A.C. и др. Муниципальное право России. М., 2004.
  178. A.C., Еремян В. В., Лимонов A.M. Муниципальное право. М.: Книжный мир, 2005. С. 3.
  179. Т.М. Теоретические проблемы формирования принципа конституционности // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. N3. С. 19−21.
  180. JI.П., Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон, 2000.
  181. Л.П., Упоров И. В. Теория права. Краснодар, 2000.
  182. В.Н. Институт народной правотворческой инициативы в современном конституционализме // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 2. С. 5−8.
  183. И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2003. N 1. С. 218−222.
  184. О.Л. Устав муниципального образования: некоторые типовые ошибки // Местное самоуправление: проблемы и пути решения. СПб., 2000. С. 12−16.
  185. Д.А. и др. Понятие и виды местного правотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997.
  186. С.Л. Некоторые вопросы правового регулирования отношений федерализма в актах современного зарубежного законодательства // Истоки и источники права: очерки / Под ред. P.A. Ромашова, Н. С. Нижник. СПб., 2006. С. 561−563.
  187. A.A. О разграничении предметов регулирования муниципального права и бюджетного права // Административное и муниципальное право. 2008. № 4. С. 19−24.
  188. A.A. Система правовых основ местного самоуправления. Воронеж, 1999.
  189. A.A., Розенфельд В. Г. Административный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Государство и право. 2002. N 12. С. 27−29.
  190. Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер Пресс, 2007.
  191. A.A. Юридическая природа нормативно-правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2005. № 9. С. 36−39.
  192. Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1. С. 37−40.
  193. В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. N2. С. 8−12.
  194. В.Д. Что такое единый предмет правового регулирования? // Юридическая мысль. 2001. N 2. С.38−43.
  195. Д. Регистрация уставов муниципальных образований // Законность. 2000. № 1. С. 37−38.
  196. Н.Е. Коллизионные нормы в конституционном праве России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 42−45.
  197. Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9. С. 21−24.
  198. Ю.А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 36−39.
  199. В.А. К вопросу о юридической силе актов, принятых в рамках делегированных нормотворческих полномочий // Юрист. 2001. N 10. С. 31−34.
  200. A.A. Устав муниципального образования : Некоторые теоретические и практические проблемы // Чиновник. 1998. № 1. С. 27−33.
  201. B.C. Делегированное законотворчество как разновидность правотворческой деятельности // Актуальные проблемы конституционного и международного права. Сборник науч. трудов. М., 2007. С. 156−159.
  202. A.A. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 2. С.28−34.
  203. Устав муниципального образования «город Вологда» (Принят решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 г. № 301) // Официальный сайт администрации города Вологды Вологодской области.
  204. Ф.Н., Фаткуллин Ф. Ф. Проблемы теории государства и права. Казань, 2003.
  205. М. Кому писать муниципальные законы // Местное самоуправление. 1998. № 13. С. 40−41.
  206. Е. Протесты не помогли Городской совет Петрозаводска распустили, несмотря на голодовку депутатов // Страна.Ру. 2006. 14 ноября.
  207. А.Я. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6. С. 38.
  208. A.M. Обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов национальному законодательству и нормам международного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18. С.15−18.
  209. С.И. Государственная регистрация и вступление устава муниципального образования в силу // Государственная > власть и местное самоуправление. 2006. № 7. С. 41−43.
  210. В. Разработка и принятие местных нормативных правовых актов // Муниципальное право. 2004. № 3. С.37−38.
  211. А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией советского законодательства // Советское государство и право. 1960. N 7. С. 151−154.
  212. А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
  213. Е.Г. Проблемы совершенствования системы муниципально-правового регулирования // Юридический мир. 2009. N 9. С. 18 23.
  214. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998. С. 49−53.
  215. Е. В. Модельное законодательство в области местного самоуправления в Российской Федерации // Муниципальное право. 2006. № 1. С. 38−40.
  216. М.Г. В Татарстане разработаны модельные уставы муниципальных образований // www.infogrant.ru. 2005. 25 мая.
  217. Е.С. Муниципальное право. М., 2004.
  218. В.А. Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12. С. 41−44.
  219. В.А. Совершенствование правовой работы в представительном органе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. N21. С. 31−33.
  220. В.А. Особенности правотворческой деятельности органов местного самоуправления // Право и политика. 2010. N8.С. 1419 1426.
  221. A.B. Нормотворческие отношения в системе местного самоуправления. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2004.
  222. В.А. Основы местного самоуправления. М., 1998.
  223. Диссертации, авторефераты диссертаций
  224. C.B. Устав муниципального образования и основные проблемы уставного регулирования (на примере городского самоуправления). Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2001.
  225. П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования. Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2006.
  226. М.И. Сущность права (Современное нормативное право-понимание на грани двух веков). М., 2005.
  227. Д.А. Правотворчество органов местного самоуправления. Дисс. канд. юрид. ннаук. Хабаровск, 2000.
  228. Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2007.
  229. В.Э. Местное самоуправление: конституционные: основания правового регулирования компетенции муниципальных образований. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
  230. А.Е. Муниципальное правотворчество в Российской Федерации. Автореф.. дис. канд. юрцд. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  231. .Ц. Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  232. В.В. Местное самоуправление в России: опыт становления и проблемы функционирования (теоретико-прикладной аспект). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2007.
  233. О.М. Поощрение как метод правового регулирования. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  234. В.Л. Рекомендательные нормы советского социалистического права. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1981.
  235. М.Н. Региональное законодательство о местном самоуправлении: исторический и сравнительно-правовой анализ. Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
  236. И.С. Диспозитивные нормы российского права. Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999.
  237. М.Ф. Конституционная теория и практика децентрализации государственной власти в России. Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2011.
  238. H.A. Местное самоуправление в России в 16−17 в.в. (историко-правовое исследование). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1996.
  239. B.C. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества. Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2003.
  240. И.Г. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления. Дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2006.
  241. И.Н. Специальные нормы советского социалистического права. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1982.
  242. A.A. Конституционно-правовые аспекты организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации. Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2007.
  243. A.B. Устав муниципального образования как нормативно-правовой акт: правовая природа и особенности реалиазции. Дис. канд. юрид. наук. М., 2007.
  244. С.Г. Система публичных институтов муниципального права. Дис.. д-ра юрид. наук. М., 2005.
  245. З.Г. Публичные слушания как форма осуществления населением права на местное самоуправление. Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  246. С.Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  247. С.И. Система муниципальных правовых актов. Автореф.. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
  248. Е.Э. Система права и система законодательства Российской Федерации: понятие и соотношение: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
Заполнить форму текущей работой