Возможности расширения эксплуатационных ограничений самолета на основе математического моделирования динамики полета в условиях интенсивных осадков
Диссертация
Анализ тенденции развития гражданской авиации (ГА) во всем мире показывает, что основной проблемой, неизменно стоящей в процессе создания и эксплуатации авиационной технике (АТ), является проблема постоянного повышения эффективности летной эксплуатации (ЛЭ) и одновременно с этим обеспечения заданного уровня безопасности полетов (БП) воздушных судов на различных этапах полета. Повышение… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ 9 ХАРАКТЕРИСТИКИ ВС
- 1. 1. Вводные замечания и постановка задачи
- 1. 2. Влияние осадков на массовые и геометрические характеристики ВС
- 1. 3. Влияние видимости на эксплуатацию ВС в условиях интенсивных осадков
- 1. 4. Глиссирование колес ВС при взлете и посадке
- 1. 5. Влияние ливневых осадков на аэродинамические характеристики самолета
- Выводы по главе
- 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ НА 30 АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- 2. 1. Вводные замечания
- 2. 2. Теоретические оценки влияния ливневых осадков на эксплуатацию ВС
- 2. 2. 1. Количество движения дождевых капель
- 2. 2. 2. Влияние водяной пленки
- 2. 2. 3. Влияние шероховатости профиля
- 2. 3. Методы оценки влияния ливневых осадков на аэродинамические характеристики 47 ВС
- 2. 4. Аэродинамические характеристики модели, в условиях интенсивных осадков
- Выводы по главе
- 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА
- 3. 1. Особенности модели самолета
- 3. 2. Структурная схема математической модели движения самолета и ее анализ
- 3. 3. Проверка точности и достоверности ММ движения самолета
- 3. 3. 1. Методы обобщенной проверки непротиворечивости ММ экспериментальным 67 данным
- 3. 3. 2. Оценка точности и достоверности ММ по критериям устойчивости и 69 управляемости самолета
- 3. 3. 3. 'Особенности математического моделирования движения ВС по ВПП
- 4. 1. Обоснование оасчетных случаев вычислительных экспериментов
- 4. 1. 1. Порядок оценки степени опасности особых ситуаций самолета Ил
- 4. 1. 2. Содержание перечня расчетных случаев
- 4. 2. Доработка модели продольного движения Ту-154 в условиях ветровых 92 возмущений и интенсивных осадков
- 4. 2. 1. Исследование продольного движения самолетов Ту-154, Ил-86 на взлете в 102 условиях ветровых возмущений и интенсивных осадков
- 4. 3. Исследование продольного движения самолета Ил-86 при уходе н второй круг
- 4. 4. Доработка модели продольного движения Ил-86 в условиях ветровых 110 возмущений и интенсивных осадков
- 4. 4. 1. Анализ характеристик продольного движения самолета Ил-86 в условиях 111 интенсивных осадков и ветровых возмущений по результатам ЛИ
- 4. 5. Особенности пилотирования ВС в условиях ливневых осадков
- 4. 6. Заход на посадку ВС в условиях интенсивных осадков
- 4. 6. 1. Исследование возможности захода на посадку и посадки тяжелого 140 транспортного самолета с одним отказавшим двигателем в условиях тропического ливня
- 4. 6. 2. Заход на посадку, уход на второй круг и посадка с отказавшим двигателем при 142 попадании в ливневые осадки
- 4. 6. 3. Заход на посадку с закрылками, заклиненными во-взлетной конфигурации, в 144 условиях ливневых осадков
- 4. 7. Рекомендации и предложения в руководящую документацию по летной 145 эксплуатации ВС
Список литературы
- Strager J. The analysis of NTSB large fixed. Wind aircraft accident / incident reports for the potential present of low wind shear, /FAA/ NAFEC, Atlantic City, New Jersey, Report FAA-RD-77−169, Nov 1977.
- Luers I, Haines P. The effect of heavy rain of wind attribution accidents, AIAA 19-th Aerospace Science Meeting, 1981
- Covanet C. Heavy rain danger. Aviation week, space technology engineering, 1981
- Шлихтинг Г., Теория пограничного слоя, М. 1956
- Моделирование на пилотажном тренажере ухудшения аэродинамических характеристик самолета в результате сильного дождя. Перевод КД-803 806, 1983 г. Heavy rain penalties for a flight simulator. AIAA Papers, 1982 № 213
- Дитенбергер M.A. Простая методика безопасности взлета и посадки в условиях обледенения. Аэрокосмическая техника, т. З № 4, апрель 1985 г.
- Huffman P.J., Haines visibility in heavy precipitation and its use in diagnosis high rainfall rates. AJAA-84
- Horue Walter W.B. Jounes Upsher T. Pneumatic tire hydroplaning can be controlled SAF Journal, 73 № 12,1965
- Часовников В. Приближенный метод определения гидродинамических характеристик глиссирования колес самолетов. Ленинград труды ВЛУ ГА вып.35, 1968
- National Transportation Safety Board, «Aircraft Accident Report» NTSB-AAR-76−8, Washington, D.C., 1975, pp.47.
- Rhode R.Y., «Some effects of rainfall on flight of airplanes and on instrument indications», NACA Rept. № 803,1941.
- Brumby R.E., «Wind surface roughness cause and effect», D.C. Flight Approach, № 32, 1978, pp. 2−7.
- Jones D.M.A. and Sims A.L., «Climatology of instantaneous rainfall rates» Journal of Applied Meteorology, Vol. 17, № 8,1978, pp. 1135−1140
- Hershfield D.M., «Estimating the Extreme Value 1 Minute Rainfall», Journal of applied Meteorology, Vol. 11, № 6,1972, pp. 936−940.
- Riorgan P., «Weather extremes around the World» Earth sciences laboratory, TR-70−45-ES, 1970.
- Marshall J.S. and Palmer W. Mck., «The distribution of raindrops with size» Journal of Meteorology, Vol. 5, № 2, 1948, pp. 165−166
- Merceret F.J., «Relating rainfall rate to the slope of raindrop size spectra», Journal of applied meteorology, Vol. 14, No.2,1975, pp.259−260
- Markowitz A.M., «Raindrop size distribution expressions» Journal of applied meteorology, Vol. 15, No. 9,1976, pp. 1029−1031.
- Haines P. A. and Luers J.K., «Aerodynamic Penalties of Heavy Rain on a landing aircraft» NASA Contractor Report 156 885, July 1982.
- Lucey G.K., «A rain impact analysis for an artillery PD system», «Harry Diamond Laboratories, TM-72−15, May 1972.
- Hartley D.F. and Murgatroyd W., «Criteria for the Break-up of thin Liquid Layers Howing Botheermally over Solid Surface» International Journal of Heat and Mass Transfer, Vol. 7, № 9, 1964, pp. 1002−1015.
- Macklin W.C. and Metaxas G.J., «Splashing of Drops on Liquid Layers», Journal of applied physics, Vol. 47, № 9.1976, pp. 3969−3970
- Dirling R.B. Jr., «A method for computing roughwall heat transfer rates on Re-entry Nosetips» Paper 73−763 presented at the AIAA 8th Thermophysics Conference, Palm Springs, Calif., July 16−18, 1973.
- Young F.L. «Experimental Investigation Of the effects of Surface roughness on compressible turbulent Boundary Layer skin friction and heart transfer» DRL-532, CR-21, May 1965.
- Aerodynamic Data for the 747 aircraft, Boeing documentD6−30 643, Vol. 11, 1970.
- Ljungstroem B.L.G., «Wind Tunnel Investigation of Simulated Hoar Frost on a 2-Demenstional Wind Section With and without High Lift Devices» Aeronautical Research Institute of Sweden, Rapport AU-902, 1972.
- Kapitza P.L., «Wave Flow of Thin Layers of a Viscous Fluid» Collected Papers of P.L. Kapitza, New York, 1964, pp. 662−709
- Luers J. And Haines P., «Heavy Rain Influence on Airplane Accidents» Journal Aircraft, Vol. 20, Feb. 1983, pp. 187−191.
- EHJITC Нормы летной годности гражданских самолетов СССР (НЛГС 3) — М.: Межведомственная комиссия по нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР. 1984. — 464с.
- Аварийность самолетов с ГТД стран членов ИКАО при пассажирских перевозках за период эксплуатации с 1957 по 1986 гг. Отчет о НИР/ № 1410−87-IV/ ПЯ В-8759- руководитель Полтавец В. А. — № ГР Х74 579- - М.- 1987. — 74 е.: ил. — Отв. Исполнитель Пляцек А.В.
- Аварийность самолетов с ГТД стран членов ИКАО при всех видах полетов за период эксплуатации с 1982 г. по 1992 г. Обзор № 642 / ПЯ 8759 руководитель Полтавец В. А. — № ГР Х74 579- - М.- 1987. — 74 е.: ил. — Отв. Исполнитель Пляцек А.В.
- Проблемы безопасности полетов: Ежемес. Бюллетень/ АНСССР- Госком по науке и технике- Всесоюзный ин-т науч. и техн. информации- Редкол.: И. Ф. Васин (гл. редактор) и др. М.: ВИНИТИ, ДСП, 1971, Вып.6 — 12 -1988. — 108с., 103с., 88с., 72с., 112с., 90с.
- Статистический анализ основных причин авиационных происшествий и предпосылок к ним. Отчет о НИР / Московский институт инженеров ГА- руководитель Воробьев В. Г № ГР 2 840 059 891- инв. № 1 820 090 380 — М., 1984. — 162с.: ил. — Отв. Исполнитель Кузнецов В.И.
- Сводный анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации за 1989 год/ в сравнении с 1988 г./ кн. 2 М. МГА СССР, 1990. — 212 с.
- Сводный анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации за 1987 год/ в сравнении с 1986 г./ МГА- М.: ГосНИИГА, ДСП, 1988. -220с.
- Динамика полета (под. Редакцией Мхиторяна А.М.) М.: Машиностроение, 1978,424 с.
- Котик М.Г. Динамика взлета и посадки самолетов. М.: Машиностроение, 1984.-56 с. Luers J, Haines P. The Heavy Rain influence on airplane Accidents. Journal of aircraft, 1983, № 2
- Luers J, Haines P. The effect of Heavy Rain of Wind Attributed Accidents, AIAA 19-th Aerospace Science Meeting 1981, January. г
- Моделирование на пилотажном тренажере ухудшения аэродинамических характеристик самолета в результате сильного дождя. Перевод КД 80 380, 1983 г. статьи Heavy Rain penalties for a Flight Simulator AJAA Papers, 1982, № 213.
- Дитенбергер М.А. Простая методика безопасности взлета и посадки в условиях обледенения. Аэрокосмическая техника, т. З, № 4, апрель 1985 г.
- Аэромеханика самолета (под ред. Бочкарева А.Ф.). М.: Машиностроение. 1985. -415 с.
- Бюшгенс Г. С., Студенев Р. В. Динамика пространственного движения самолета. М.: Машиностроение. 1967. — 226 с.
- Бюшгенс Г. С., Студенев Р. В. Аэродинамика самолета. Динамика продольного и бокового движения. М.: Машиностроение. 1979. — 349 с.
- Ветчинкин В.П. Динамика полета. М.: Госмашметеоиздат. 1933. — 400с. Вопросы кибернетики. Проблемы создания и применения математических моделнй в авиации, (под. ред. Белоцерковского С.М.). — М.: Кибернетика. 1983. — 168с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа. 1977. — 497 с.
- Горощенко Б.Т. Динамика полета самолета. М.: Оборонгиз. 1954. — 336с.
- Гутер P.C. Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. М.: Физматгиз, 1962. — 365с.
- Анжело Г. Д. Линейные системы с переменными параметрами. М.: Машиностроение. 1974. — 286с.
- Демидович Б.П., Марон И. А., Шувалов Э. З. Численные методы анализа. М.: Физматгиз. 1963. — 400с.
- Динамика полета (под ред. Мхиторяна A.M.) M.: Машиностроение. 1978. — 424с. Доброленский Ю. П. Динамика полета в неспокойной среде. — М.: Машиностроение. 1969.-251с.
- Жулев В. И. Иванов B.C. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт. 1986. — 223с.
- Зубков Б.В., Минаев Е. Р. Основы безопасности полета. М.: Транспорт. 1987. — 144с. Калачев Г. С. Самолет, летчик и безопасность полета. — М.: Машиностроение. 1979. — 224 е., ил.
- Динамика взлета и посадки самолетов. М.: Машиностроение. 1984. — 256с.
- Котик М. Г. Павлов A.B., Пашковский И. М. Летвые испытания самолетов. М.: Машиностроение. 1968. -423 с.
- Летов A.M. Динамика полетов и управления. М.: Наука. 1969. 360 с.
- Лысенко Н.М. Практическая аэродинамика маневренных самолетов. М.: Воениздат. 1977.- 439с.
- Белоцерковский С.М., Качанов Б. О., и др. Создание и применение математических моделей самолетов. М.: Наука, 1984. 140с.
- Бюшгенс Г. С., Студнев Д. В., Аэродинамика самолета. Динамика продольного^ иiбокового движения. М:. Машиностроение, 1979. 349 с.
- Евмаков В. В. Санников В.А. Тотиашвили Л. Г. Зависисмость коэффициентал. х. ±. лсцепления от скорости движения самолета по ВПП В кн.: Вопросы совершенствования методов технического обслуживания и обеспечения БП. — Рига: РКИИГА, 1982. — с. 80−84.
- Зверев В.И., Коконин С. С. Проектирование авиационных колес и тормозных систем. М.: Машиностроение, 1973 г. 211с.
- Brever К. Parametres affecting control forces AIAA Paper, № 74 — 966, Los-Angeles, 1974, p. 1−17.
- Фам Kao Тханг. Особенности движения самолета при пробеге при выпуклом^ ивыгнутом профиле ВПП. Киев, 1986. — Юс.
- Седов Л.И. Механика сплошной среды. М.: Наука, 1973. — 536с.
- Лагум Т.И. М.: Тоанспоот. 1977. — 304.1. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
- АП- авиационные происшествия1. АТ- авиационная техника1. БП- безопасность полета1. ВС- воздушное судно
- ВЭ- вычислительный эксперимент1. ГА- гражданская авиация
- ИКАО- Международная организация гражданской авиации1. КБ- конструкторское бюро
- ЛДК- летно-доводочный комплекс1. ЛИ- летные испытания1. ЛЭ- летная эксплуатациямм- математическая модельнлгс- Нормы летной годности
- ПЛП- предпосылка к летной происшествиям
- РЛЭ- руководство по летной эксплуатациивпп- взлетно посадочная полоса
- ПАП- предпосылка к авиационным происшествиям
- РЛЭ- руководство по летной эксплуатации
- РУД- рычаг управления двигателем1. РС- расчетные случаи1. ФО- функциональные отказыос- особые ситуации
- ПРС- перечень расчетных случаев
- ОУЭ- ожидаемые условия эксплуатации1. ЭДШйЯЯвШ