Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного Московской обл.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

796о).6. Интегрирование обучающих программ формирования здорового образа жиз ни в учебный процесс в течение четырёх лет сказался на снижении количества курящих юношей в 1,8 раз (с 45,7% до 25,0%), достоверном снижении количе ства эпизодически курящих девушек с 40,4% до 20,5%, на снижении количества подростков, часто употребляющих алкоголь, и лично общающихся с потреби телями наркотиков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Аналитический обзор
    • 1. 1. Проект ВОЗ «Здоровые города»: путь решения проблем здоровья 10 в городе
    • 1. 2. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе
    • 1. 3. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных 24 программ в области охраны здоровья детей и подростков на базе образовательных учреждений
  • ГЛАВА 2. Методы и объём исследований
  • ГЛАВА 3. Состояние здоровья учащихся школ нового вида г. Дол- 42 гопрудного Московской области
    • 3. 1. Физическое развитие учащихся школ нового вида г. Долгопруд- 42 ного Московской области
    • 3. 2. Состояние нервно-психического здоровья учащихся школ ново- 45 го вида г. Долгопрудного Московской области
    • 3. 3. Распространённость и структура заболеваемости по данным уг- 49 лублённых медицинских осмотров, комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  • ГЛАВА 4. Характеристика условий воспитания и обучения, образа 61 жизни учащихск школ нового вида в современных социально-экономическйх условиях
    • 4. 1. Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания учащихся 61 школ нового вида г. Долгопрудного
    • 4. 2. Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья и ха- 68 рактеристика образа жизни учащихся
    • 4. 3. Изучение информированности педагогов школ нового вида о 81 факторах, влияющих на здоровье учащихся и мерах по укреплению и сохранению здоровья в условиях образовательных учреждений
  • ГЛАВА 5. Программа профилактики и охраны здоровья школьни- 84 ков
    • 5. 1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
    • 5. 2. Организация рационального питания
    • 5. 3. Профилактика психо-эмоционального напряжения и утомления
    • 5. 4. Оптимизация двигательного режима
    • 5. 5. Оптимизация медицинского обслуживания
    • 5. 6. Работа с учащимися по формированию здорового образа жизни
    • 5. 7. Образовательная работа с педагогами и родителями
  • ГЛАВА 6. Оценка эффективности программы профилактики и ох- 107 раны здоровья школьников г. Долгопрудного Московской области
    • 6. 1. Динамика физического развития учащихся школ нового вида на 107 фоне реализации программы профилактики и охраны здоровья школьников
    • 6. 2. Динамика распространённости, структуры заболеваемости, ком- 111 плексной оценки состояния здоровья детей и подростков
    • 6. 3. Образ жизни учащихся старших классов школ нового вида в 5- 132 летней динамике

Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного Московской обл.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из главных задач в областиукрепления здоровья подрастающего поколения является создание оптимальных условий жизнедеятельности ребенка на разных этапах его развития.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что важнейший социальный этап в развитии ребёнка — получение им общего среднего образования — совпадает с периодом онтогенеза от 7 до 18 лет, когда организм наиболее чувствителен к воздействию экзогенных и эндогенных факторов и происходит формирование его здоровья.

Состояние здоровья детей и подростков в значительной мере формируется под воздействием условий обучения и организации обучения и воспитания. Большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ подрастающее поколение выделено в одну из ведущих групп санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с факторами окружающей среды и условиями жизнедеятельности, а обучение отнесено к потенциально опасным для здоровья детей видам деятельности.

Анализ состояния здоровья детей, поступающих в школу, показывает, что здоровыми являются не более 12% детей, 50% имеют различные функциональные нарушения, а 38% - хронические заболевания (Л.Ф. Бережков, 2001; В. Р. Кучма, 2001).

За прошедшее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, более чем у 25% подростков-школьников отмечается задержка полового созревания (Ю.А.Ямпольская, 2003).

Существенно возросла учебная нагрузка. В многочисленных исследованиях прослеживается достоверная связь между патологической поражённостью учащихся и величиной суммарной учебной нагрузки. Особенно это становится важным при обучении ребёнка в школах нового вида, в которых вводятся новые дополнительные предметы, начиная с начальной школы. Интенсификация учебной деятельности является одним из факторов увеличения числа нервно-психических нарушений.

Наряду с этим повышается распространённость саморазрушительных видов поведения, таких как курение, алкоголизм, употребление наркотиков, связанное с риском половое поведение.

Общероссийская система мониторинга за состоянием здоровья населения, физическим развитием детей, подростков и молодёжи предусматривает выявление лидирующих видов региональной патологии, изучение факторов среды учебной и внешкольной деятельности для разработки адресных медико-профилактических мероприятий.

Современные гигиенические исследования направлены на уменьшение неблагоприятного влияния негативных внешних воздействий на организм школьников путём использования управляемых факторов, не требующих до-1 полнительных затрат (В.Р.Кучма 2001).

Решить эту проблему одним органам здравоохранения в современных социально-экономических условиях не под силу. Поэтому возникает необходимость интегрировать усилия Администрации города, Управления Образования, Управления Здравоохранения и отделов по делам молодёжи, спорта, Управления культуры, общественных организаций и других ведомств в работе по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Такой интеграции может способствовать опыт Европейских стран по проведению программ оздоровления среди городского населения, таких как проект Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровые города». В проекте «Здоровые города» принципы, заложенные в стратегии ВОЗ «Здоровье для всех», нашли своё практическое развитие. Проект предусматривает эффективные подходы к программам оздоровления на1 основе:

• децентрализации (городские проекты наряду с общенациональными) — мобилизации внутренних городских ресурсов и формирование городской политики, ориентированной на повышение уровня здоровья населения как на цель развития города;

• межведомственного сотрудничества при широком привлечении общественности.

В 1997 году Администрацией г. Долгопрудного было подписано Постановление Главы города от 22.01.1997 г. № 55 «Об участии города Долгопрудного в реализации проекта „Здоровые города“ Европейского Регионального Бюро ВОЗ». С 2000 года в городе реализуется детский компонент проекта, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, оздоровления их среды жизнедеятельности и формирования у них навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Стратегию детского компонента проекта можно обозначить как «Здоровому городу — здоровый ребёнок».

Долгопрудный — город областного подчинения, расположенный в «зелёной зоне» столицы. Численность населения города на начало 2004 года составляла 75 903. Детское население от 0 до 17 лет — 12 434, в т. ч.:

• до 1 года — 593 чел. (мальчики — 298, девочки 295).

• 1−6 лет — 3 339 (мальчики — 1 774, девочки — 1 565).

• 7−17 лет — 8 502 (мальчики — 4 422, девочки — 4 080).

Медицинское обслуживание населения города осуществляется Муниципальным Учреждением Здравоохранения «Центральная Городская Больница г. Долгопрудного», в состав которой входят: 14 стационарных отделения, в том числе детское соматическое отделение, акушерское отделение и др.- 3 взрослых и 2 детских поликлиникикожно-венерологический диспансер, противотуберкулёзный диспансер, Центр медицинской профилактики, Детская молочная кухня, Центр обслуживания пожилых.

На территории города для 6808 детей школьного возраста работают 15 образовательных учреждений: 9 средних общеобразовательных школсредняя общеобразовательная школа с углублённым изучением физики, математики, информатики- 3 школы нового вида — лицей и 2 гимназииМуниципальный «Центр образования», школа-детский сад «Золотой ключик».

Целью работы является научное обоснование и разработка программы профилактики и охраны здоровья школьников на базе образовательных учреждений нового вида в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» с последующей оценкой её эффективности. Задачи исследования:

1. Изучить состояние здоровья детей и подростков, посещающих школы нового вида как научную предпосылку для разработки профилактических мероприятий.

2. Изучить условия обучения и воспитания учащихся школ нового вида, дать характеристику их образа жизни.

3. Научно обосновать, разработать и внедрить программу профилактики и охраны здоровья детей и подростков в школы нового вида г. Долгопрудного Московской области как составной части проекта ВОЗ «Здоровые города».

4. Дать гигиеническую оценку эффективности программы профилактики и охраны здоровья в школах нового вида.

Научная новизна исследования:

Впервые на основе комплексного подхода и системного анализа выявлены приоритетные факторы риска (медико-биологические, социально-гигиенические, санитарно-эпидемиологические и др.) в качестве научных предпосылок для разработки программ профилактики и оздоровления детского и подросткового населения в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города».

Впервые научно доказана эффективность реализации многоаспектного подхода при реализации профилактических программ в плане укрепления здоровья школьников на местном уровне.

Выявлены особенности состояния здоровья учащихся школ нового вида г. Долгопрудного, заключающиеся в более высокой распространённости функциональных отклонений и хронических заболеваний, нервно-психических расстройств по сравнению с московскими школьниками.

Практическая значимость исследования:

Разработанная программа профилактики и охраны здоровья может быть использована как эффективная модель организации медицинского обеспечения учащихся и проведения профилактических и оздоровительных мероприятий в условиях современных образовательных учреждений в других городах.

Результаты исследований использованы при подготовке Методических рекомендаций «Программа профилактики и охраны здоровья школьников г. Долгопрудного» (утверждены Главным врачом Муниципального Учреждения Здравоохранения ЦГБ и Начальником Управления образования г. Долгопрудного 12.07.2005 г.), пособия для врачей «Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях» (утверждено Председателем Секции по педиатрии Учёного совета МЗ РФ проф. Балевой JI.C. 22 января 2002 г.), а также используются в системе послевузовского профессионального образования на кафедре гигиены детей и подростков МПФ 11ПО ММА им. И. М. Сеченова.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены и обсуждены:

1. На IX съезде гигиенистов и санитарных врачей «Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века». Москва, 2001 г.

2. На конференции «Молодые учёные — гигиене детей и подростков», апрель, 2002 г.

3. На Всероссийской конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков», декабрь, 2002 г.

4. На городской конференции «Состояние здоровья детей и подростков», декабрь, 2004 г., г. Долгопрудный Московской области.

5. Межотдельческой конференции НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН по апробации диссертации 7.06.2005 г.

По теме исследования опубликовано 16 работ.

1. Состояние здоровья учащихся школ нового вида г. Долгопрудного Москов ской области характеризовалось широким распространением функциональ ных отклонений и хронических заболеваний (III группа здоровья отмечалась у 58,5% мальчиков и 47,6% девочек), сочетанием нескольких отклонений в состоянии здоровья у одного ребёнка (патологическая поражённость у маль чиков — 3414,6%о, девочек — 3754,1%о), высоким уровнем отклонений и забо леваний со стороны психической сферы (у мальчиков — 902,5%о, у девочек —.

852,5%о).2. Отмечена существенная разница в оценке состояния здоровья школьников по данным углублённого медицинского осмотра, проведённого в рамках ис следования, и по результатам профилактических осмотров, осуществляемых врачами лечебных учреждений города. Так, по данным выкопировки из ме дицинских карт фф. 112/у и 026/у, выявляемость патологии у детей в не сколько раз ниже, чем по данным углублённых медицинских осмотров. Про ведённый анализ показал, что основной причиной этого является штатная неукомплектованность и недостаточное обеспечение медицинских блоков.

3. Изучение санитарно-гигиенических, социальных и поведенческих факторов риска возникновения заболеваний позволила выявить среди них приоритет ные: несоответствие санитарно-эпидемиологических условий обучения и воспитания гигиеническим требованиям, недостаток двигательной активно сти, нерегулярность питания учащихся, высокий уровень распространённо сти эпизодического курения, употребления спиртных напитков и экспери ментирования с наркотическими веществами у подростков.4. На основании полученных данных об особенностях в состоянии здоровья и факторов, его формирующих, в соответствии с принципами проекта ВОЗ «Здоровые города», была разработана и внедрена в школы нового вида программа профилактики и охраны здоровья, включающая в себя следующие блоки: • обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия образователь ных учреждений- • организация рационального питания в школах- • профилактика психо-эмоциального напряжения и утомления учащихся- • оптимизация двигательного режима школьников всех возрастных групп- • оптимизация медицинского обеспечения- • работа с учащимися по формированию здорового образа жизни- • образовательная работа с педагогами и родителями.5. Проведённая гигиеническая оценка внедрения программы профилактики и охраны здоровья школьников в полном объёме в течение 4-х лет показала её эффективность: • улучшилось состояние здоровья детей и подростков: во всех возрастных группах уменьшилась распространённость хронических заболеваний (у де вочек в 1,8 раза — с 901,6%о до 502,2%о, у мальчиков — с 756,1%о до 660,5%о), снизился уровень «нагруженности диагнозами" — • достоверно снизилось количество функциональных отклонений со стороны глаза и его придаточного аппарата: у мальчиков с 365,8%о до 121,2%о, у де вочек с 295,1%о до 98,4%о, уровень хронических заболеваний глаз стабили зировался- • снизился уровень распространённости хронических заболеваний психиче ской сферы: у мальчиков с 317,9%о до 295,2%оу девочек с 327,9%о до.

149,796о).6. Интегрирование обучающих программ формирования здорового образа жиз ни в учебный процесс в течение четырёх лет сказался на снижении количества курящих юношей в 1,8 раз (с 45,7% до 25,0%), достоверном снижении количе ства эпизодически курящих девушек с 40,4% до 20,5%, на снижении количества подростков, часто употребляющих алкоголь, и лично общающихся с потреби телями наркотиков: у юношей — в 2,7 раза, у девушек — в 7,3 раза.7. Успешности реализации программы профилактики и охраны здоровья школьников, разработанной в соответствии с принципами проекта ВОЗ «Здоро вые города», способствовало тесное межсекторальное сотрудничество по во просам охраны и укрепления здоровья детей и подростков под руководством Администрации города. Разработанная программа может быть использована как эффективная модель организации работы по охране здоровья школьников в других городах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И., Аносова Ю. А. Физическое развитие и некоторые функциональные особенности девочек-подростков Детское здравоохранение России: стратегия развития. Материалы IX съезда педиатров России. М., 2001.-С. 10−11.
  2. Л.А., Рапопорт И. К., Васенко Ю. Ю. Функциональные возможности детей и подростков Детское здравоохранение России: стратегия развития. Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 12−13.
  3. И.Э., Степанова М. И. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень сентябрь 2003 г. № 3. 21−25.
  4. А.А., Александрова В. Ю., Ваганов А. Д. и др. Изучение распространённости курения среди подростков основа разработки мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Научно-практический журнал № 1 2003. С 65−69.
  5. Л.В. К вопросу о состоянии здоровья школьников Детское здравоохранение России стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 21.
  6. Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников Школа здоровья. 1994. № 1. 13−18.
  7. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников Вестник РАМН. 1993. 5. 19−24.
  8. Н.А. Состояние здоровья и адаптационные возможности школьников Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие: Сборник трудов. М., 1991 52−58.
  9. Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений.
  10. Афинская декларация по Здоровым городам Афины, 1998.
  11. А.В., Насыбуллина Г. М. Состояние гигиенических знаний педагогов и медицинских работников о проблеме адаптации детей к условиям организованных коллективов Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1., М., 2004, с. 91−93.
  12. Л.В., Барканова С В (ред.). Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., ВЛАДОС, 2002.
  13. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: Проблемы и пути решения Российский педиатрический журнал. 1 9 9 8 1 С 5−8.
  14. А.А., В.Р. Кучма, Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Руководство для врачей. М., «Династия», 2004 168 с
  15. А.А., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. М. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» Российский педиатрический журнал. 2000. -№ 1.-С.5−8.
  16. А.А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. Биологические особенности подросткового возраста гл. в книге Проблемы подросткового возраста. М., 2003. с. 5−53.
  17. Л.Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико- биологических и социальных факторов. Научные основы профилактики: Актовая речь. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2001. -41с.
  18. И.П., Гончарова О. В., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения. 2001. 5. 34−36.
  19. И.П., Ларькова И. А. и др. Влияние уровня учебной нагрузки на рапространённость психогенной гипервентиляции у школьников. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1. М., 2004. 179−181.
  20. Бюллетень проекта «Здоровые города» № 1, № 2 1998.
  21. Э.Р. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников при различных технологиях обучения. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень сентябрь 2003 г. № 9. 26−28.
  22. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача Российский педиатрический журнал. 1999. 2. 6−13.
  23. Гигиенические и клинические проблемы экологии детства С В Алексеев, И. М. Воронцов, М. В. Неженцев, О. И. Янушаев Вестник РАМН. 1993. 5 С 15−19.
  24. И.С., Оганов Р. Г. и др. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении Адаптированный вариант рекомендаций ВОЗ М., 2000. -217 с.
  25. Е.З. Ауксология человека наука XXI века: проблемы и перспективы Антропология на пороге III тысячелетия: Материалы международной конференции. М., 2002. 55−56.
  26. Е.З. Динамика процессов роста и развития у человека: пространственно-временные аспекты: Автореф. дис. д-ра. биол. наук. М., 2001. 50 с.
  27. Е.З., Задорожная Л. В., Хомякова И. А. Особенности соматического развития детей и подростков, обучающихся в школах разного типа Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1. М., 2004. 249−251.
  28. О.П. Комплексное влияние факторов окружающей и внутришкольной среды на состояние здоровья учащихся Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Сб. научных тр. Федерального центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Вып. 1. М. 2001. 466−469.
  29. О.В. Применение препарата глицин у детей с речевыми нарушениями Здоровый ребенок: Материалы конгресса педиатров России. М., 1999.-С. 97−98.
  30. А.Г., Даниленко О. В. Психическое здоровье современных подростков и профилактика его нарушений Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса М., 2004,-С. 259−261.
  31. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году». М., 2002 160 с.
  32. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2001.-160 с.
  33. Громбах С М Проблема адаптации в гигиене детей и подростков Труды XI Международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М 1978. 51−56.
  34. О.Б., Эльгаров А. А., Кардангушева A.M. Динамика физического развития школьников Здоровье и образование в XXI веке. Медико- социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков, молодежи: Материалы научно-практической конференции. Майкоп: АТУ, 2000. 17−19.
  35. И.А. Оценка информированности о здоровье и заболеваемости детей как основа их оздоровления в семье и образовательных учреждениях: Автореф. дис… канд. мед. наук. М., 2002. 25 с.
  36. Д.П. Психологическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. 87 с.
  37. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медикобиологических факторов в его формировании Л. Ф. Бережков, Н. М. Бондаренко, А. С. Зутлер и др. Вестник РАМН. 1993. 5. 8−15.
  38. Е.Л., Михайлова Н. В., Чиркова О. Ю. Деятельность медицинской службы в школе, содействующей здоровью под ред. Румянцева А. Г. М., 2003.-48 с.
  39. И.В. Поведенческие факторы здоровья подростков Социология медицины 2002. № 1. 32−47.
  40. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации. Безруких М. М., Сонькин В. Д. и др. М., 2002. 117 с.
  41. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития Гигиена и санитария. М 2001. 52−55.
  42. В.Н. Школа здоровья Школа здоровья 1994. № 1. 5−12.
  43. В.Н., Чечельницкая СМ., Ваулина О. В., Румянцев А. Г. Медицинские аспекты комплексной программы здоровья в школе. Российский педиатрический журнал 1998, № 5 9−14.
  44. В.Н., Чечельницкая СМ., Рачевский Е. Л. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М., 2003. 64 с.
  45. В.Н., Паршутин И. А. и др. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2003. 180 с.
  46. М.А., Виноградова И. В., Морозова Н. А. и др. Комплексный подход к формированию здоровья детей и подростков в условиях образовательного учреждения Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» М., 10−12 февраля 2004 г. 210.
  47. Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие. Сухарев А. Г., Каневская Л.Я.-М., 2001.-208с.
  48. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.
  49. Конституция Российской Федерации.
  50. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М., 2000.-183 с.
  51. Н.Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 44−48.
  52. Г. И., Лешкевич И. А., Егоров Е. Е. Охрана здоровья подростков в современных условиях: Организационно-методические аспекты. М., 1999.-120 с.
  53. В.Р. Современные подходы к управлению санитарно- эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Избранные лекции по гигиене детей и подростков. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1993. 6 7 с.
  54. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М 2001. 376 с.
  55. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях: Проблемные лекции. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1996. 282 с.
  56. В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1994. 42 с.
  57. В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространённость, факторы риска и профилактика. М., 1997. 195 с.
  58. В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 152 с.
  59. В.Р., Сухарева Л. М. Теоретические основы гигиены и охраны здоровья детей и подростков Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000. С 35−43.
  60. В.Р., Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Современная школьная реформа. Гигиенические проблемы и пути её решения Здоровье и образование детей и подростков в условиях мегаполиса г. Москвы: Материалы научно-практической конференции. М., 2000. 114−120.
  61. В.Р., Степанова М. И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 1−4.
  62. В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 11−14.
  63. В.Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской Федерации вестник РАМН, 2003. № 8. 6−10.
  64. В.Р., Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М., 2002. 280 с.
  65. В.Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста Монография М.: изд. ГУ НЦЗД РАМН, 2004. 198 с.
  66. В.Р., Ямщикова Н. Л., Скоблина Н. А. и др. Профилактика инфекционных болезней в детских учреждениях Учебное пособие М., 2004. 103 с.
  67. В.Р. Школы, содействующие укреплению здоровья: Европейский проект ВОЗ в российской Федерации. М.: ГГУ НЦЗД РАМН, 2002. 15 с.
  68. В.Р., Минько Н. Г., Сухарева Л.М. Основные управляемые факторы, формирующие здоровье обучающихся, воспитанников образовательных
  69. В.Р., Куинджи Н. Н. Модель мониторинга «Среда образовательного учреждения школьные болезни» Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 2. М., 2004.-С. 165−167.
  70. В.Н. Социально-гигиенические аспекты распространенности наркоманий и токсикомании среди подростков: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М, 1997.-23 с.
  71. В.Ф., Федичкина Т. П. Исследование закономерностей распространения курения среди школьников. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 44−50.
  72. М. Цвет Вашего характера. М.: Наука, 1999. 113 с.
  73. А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1−4 классов: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2001. 24 с.
  74. В.И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В., Кудря Л. И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. 34−39.
  75. Т.Я. Возможности профилактики курения среди подростков Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Научно-практический журнал 5 2003. 3−5.
  76. О.И., Горюнова А. В. и др. Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». М.: изд. дом «Династия», 2003.-227 с.
  77. Н.А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода Гигиена и санитария. 1 9 9 7 2 С 26−28.
  78. Медико-организационные подходы к оценке состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углублённым содержанием обучения. Пособие для врачей. А. Г. Ильин, И. К. Рапопорт, Д. И. Зелинская, И. В. Звездина, Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова, и др., М., 2000., 13 с.
  79. Медико-социальный статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации. Пособие для врачей. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2004. 75 с.
  80. Местная Повестка дня на XX век в Европейском сравнении Итоговый отчёт Федерального ведомства по вопросам окружающей среды. Проект НИОКР, 1999.-199 с.
  81. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. Под редакцией Баранова А. А. и Кучмы В. Р. М., 1999.-226 с.
  82. Методы контроля и управления санитарно-гигиеническим благополучием детей и подростков практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений Н. Д Бобрищева-Пушкина, Т. Ю. Вишневецкая, В. Р. Кучма, и др. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 608 с.
  83. А. Зависимость нервно-психического здоровья детей от состояния окружающей среды и влияния социальных факторов Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998.-С. 19−20.
  84. Моделирование школы здоровья Российская ассоциация общественного здоровья М., 2001. 177 с.
  85. Л.В., Газеева И. М., Соколова Л. В. Адаптационный потенциал как показатель адаптационных возможностей организма Экология человека. 2 0 0 2 1 С 20−22.
  86. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности сердечно-сосудистой системы подростков 15−16 лет. Пособие для врачей Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2004. 47 с.
  87. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодёжи России Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья. М., 1999.
  88. Г. Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков Детский доктор. 2001. 2. С 13−19.
  89. Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М., 2004. 154 с.
  90. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. М., 1993. 163 с.
  91. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  92. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Р Ф М 1996.-55 с.
  93. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение
  94. Перечень оснащения медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы. Инструкция по применению. Пособие для врачей. В. Р. Кучма, А. Г. Ильин, Д. Поляков, А. П. Цамерян с совт., М., 2004. 25 с.
  95. Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению. Авт. Коллектив Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Пособие для врачей М. 2004 38 с.
  96. А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6−8 лет: Автореф. дис… канд. мед. наук. М., 1996. 22 с.
  97. А.Г., Маркелова С В Санитарно-эпидемиологическая характеристика учреждений и состояние здоровья детей и подростков Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков, молодежи: Материалы научно-практической конференции. Майкоп: АТУ, 2000. 55−57.
  98. А.Г., Маркелова С В Внутришкольная среда как фактор воздействия на организм ребёнка Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч.тр. Федерального центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Вып.1 М., 2001.-С. 487−488.
  99. И.В. Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1998.-24 с.
  100. И.В. Здоровье современных школьников Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М 2001.-С. 461−462.
  101. И.В. Состояние здоровья детей, обучающихся в школах нового вида Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 461.
  102. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 62- 65. 103. Потёмкина Р. А. Разработка политики и стратегии профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения Вологодской области Материалы конференции —М, 1999. 107 с.
  103. Проект «Здоровые города» Как организовать работу в вашем городе. Пособие для участников и руководителей проекта. Абросимова Ю. Е., Ушаков В. Л., и др. М., 1997. с. 3−74.
  104. А. Процессы социализации (десоциализации) ребенка в меняющихся условиях социума Психолого-педагогическикое медикосоциальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998. 14−18
  105. И.К., Жамлиханов Н. Х., Сугутская Г. Д. Принципы и механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень март 2004 г. № 3. 31−33.
  106. З.И. Влияние различных форм организации обучения на функциональное состояние младших школьников Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы ГХ Съезда педиатров России. М., 2001.-С. 504.
  107. Т.П., Паршутин И. А. Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» М., 2003. 128 с.
  108. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: особенности физиологического статуса детей А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин Экология человека. 2002. 1. 36−38.
  109. Н.А. Физическое развитие и состояние здоровья детей Приполярья в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1998. 24 с.
  110. Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. 88 с.
  111. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. и др. М.: МЗ РФ, 2002. 69 с.
  112. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах российской Федерации. М.: Подкова, 2000 13 с.
  113. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel Н. Лапач, А. В. Чубенко, П. Н. Бабич. Киев: Морион, 2000.-320 с.
  114. М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования Гигиена и санитария. 2000. 1 40−44.
  115. М.И., Куинджи Н. Н. Современные технологии обучения школьников и влияние на состояние здоровья Гигиена и санитария. 2001. 1 44−48.
  116. Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: Автореф.дис. доктора мед. наук. Рязань., 2002. 43 с.
  117. Н.Н. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века- связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1996. 48 с.
  118. А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000.-С. 44−53.
  119. Л.М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков Гигиена и санитария. 2002. 3 52−55.
  120. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов антенатального и постнатального риска Российский педиатрический журнал. 2002.-№ 1. 61−62.
  121. Е.П., Шарова Н. Н. Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем школьников. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. 576−587.
  122. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ от 30.03.99 г. (с поправками от 30.12.2001 г., от 10.01. и 30.06.2003 г., от 22.08.2004 г.)
  123. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.98 г.
  124. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499−1 от 28.06.91 г.
  125. Физиология развития ребенка Под ред. М. М. Безруких. М., 2000. 321 с.
  126. Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы Под редакцией А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. 584 с.
  127. Физическое развитие детей, посещающих учебно-воспитательные комплексы г. Москвы В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая, П. Б. Ананьев, и др. Профилактическая медицина практическому здравоохранению: Сборник научных статей. Выпуск
  128. I. Гигиена. М., 2001. 60−64.
  129. Н.Н., Куценко Г. И. Социально-гигиеничеркие проблемы формирования здоровья детей и подростков г. Москвы Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000. 77-Sft.
  130. О.В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. 2. 13−14.
  131. И.Ю. Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия Красноярского кадетского корпуса Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Том 2. М., 2001. 540−544.
  132. Школа и психическое здоровье учащихся под ред. С М Громбаха, М.: Медицина, 1988. 272 с.
  133. Е.И., Молчанова С., Куликова А. В. Образ жизни и его значение в формировании здоровья подростков Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 3. М 2004. 371−373.
  134. Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей Российский педиатрический журнал. 2002. 2. 4−6.
  135. В.Л., Мурзабаева Ш., Турьянов А. Х. К вопросу о факторах риска формирования аддиктивного поведения у подростков Охрана психического здоровья детей и подростков (материалы IV конгресса педиатров России). М., 1998.-С. 157.
  136. Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения Гигиена и санитария. 1996. 1. 24−26.
  137. Ю.А., Ананьева Н. А. Скрининг-оценка функциональных возможностей организма и антропометрические параметры Новые методы новые подходы в современной антропологии. М., 1997. 193−201.
  138. Ю.А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, Прогноз, мб139. Ямпольская Ю. А. Оценка физического развития подрастающего поколения и её место в диспансеризации детского населения Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». М., Федеральный ЦГСЭН, 2003,№ 1 (118).-С. 6−11.
  139. Ю.А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века Актовая речь. М., 2003. 39 с.
  140. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 65−68.
  141. Н.Л. Влияние учебной нагрузки на психический статус учащихся младших классов гимназии г. Москвы Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы конференции. М., 1999. 89−92.
  142. Action for health in cities Copenhagen: WHO ROE, 1994.
  143. Alma-Ata 1978: Primary health care Geneva: WHO, 1978 («Health for All» Series, No 1).
  144. Anderson K. Young people and alcohol, drags and tobacco Copenhagen: WHO EURO, 1995.-83 p.
  145. Chakrabarti S., Fombonne E. Pervasive developmental disorders in preschool children JAMA. 2001. Vol. 27 6. P. 2140−2142.
  146. Childrens health and environment: A review of evidence Environmental issue report No. 29. WHO. Regional Office for Europe. European Enviromental Agency. E.E.A. Copenhagen, 2002.
  147. Chilman C.S. Some major issues regarding adolescent sexuality Adolescent sexuality: New challenges for social work. -N.-Y., 1989. —P. 3−26.
  148. Duhl L J The healthy city Its function and its future Health Promotion, 1986, Vol. 1, No. 1, pp. 55−60.
  149. Development of indicators for monitoring progress towards Health for All by the Year 2
  150. Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1981 («Health for All» Series, No 4).
  151. European Network of Health Promoting Schools Copenhagen/ 1998. 15 p.
  152. Finkel M.F. The evolution of the attention-deficit/hyperactivity disorder across the human life span: The many faces of ADHD Acta Gillenbergiana. 2001. 2 P 93−102.
  153. Finnish strategy to promote health and non-smoking among young people. Helsinki, 1997.
  154. Formulating strategies for Health for All by the Year 2
  155. Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1979 («Health for All» Series, No 2).
  156. Hancock T. And Duhl L. Promoting health in the urban context Copenhagen: FADL, 1988 (WHO Healthy Cities Papers, No. 1).
  157. Henneberg M., Brush G., Harrisson G.A. Growth of specific muscle strength between 6 and 18 years in contrasting socioeconomic conditions Am. J. Phys. Antropol. 2001. Vol. 115. 5. P. 62−70.
  158. Glinn T.J. Essential elements of school-based smoking prevention programme J. School Health. 1989. p p 181−189.
  159. Global strategy for Health for All by the Year 2
  160. Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1981 («Health for All» Series, No 3).
  161. Kaasjager D.C. et al., ed. The new public health in an urban context. Paradoxes and solutions Copenhagen: FADL, 1989 (WHO Healthy Cities Papers, No. 4).
  162. Kickbush I. Good planets are hard to find Copenhagen: FADL, 1989 (WHO Healthy Cities Papers, No. 5).
  163. Mattessich P.W., Monsey B.R. Collaboration: What makes it work/S.Paul, 1993.
  164. Metzler M. Psychische Schadigung von Kindern durch die Alkoholabhagigkeit der Eltern Z. arztl. Fortbild. 1989. Vol. 83. P. 825−826.
  165. Norris Т., Lampe D. The healthy community handbook National Civic League Denver, Colorado, 1993. 52 p.
  166. Olkovsky P. Gide to public health communication BASICS. 1997. 71 p.
  167. Price C ed. Briefings on multi-city action plans Copenhagen WHO Regional Office for Europe, 1994 (document EUR/1CP/HSC (A)).
  168. Price C, Dube P. Sustainable development and health: concepts, principles and framework for action in European cities and towns European Sustainable Development and Health Series: 1., 1997. 59 p.
  169. Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockvill, Md: US Departament of Health and Human Services, 1997.
  170. Stukovsky R., Valsik J. Mois de naissance et puberte chez les filles Biometrie humaine. 1966. 1. P 25−41.
  171. Targets for Health for All Copengagen: WHO ROE, 1985.
  172. Tsouros A. Ed. WHO Healthy Cities project: a project becomes a movement (reviw of progress 1987 to 1990) Copenhagen: WHO FADL 1990 and Milan: SOGESS.
  173. Tsouros A. Equity and the Healthy Cities project Health Promotion, 1989, Vol. 4, No. 2, pp. 73−75.
  174. Twenty steps for developing a Healthy Cities project. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1995. 72 p.
  175. Research for Healthy Cities bibliography University of Limburg, 1993.
  176. Wawrzyniak G. Biological age in children who practice swimming Antropol. Anz. -2001. -Vol. 59. 7. P. 149−156.
  177. Workingfor tobacco-free cities Copenhagen: WHO ROE, 1994. 176. WHO information series on school health (Document 5). Tobacco use prevention. Geneva, 1999.
  178. Zivicnjak M., Zebec M., Franke D., Filler G. Analysis of cognitive and motor functioning during pubertal development: a new approach J. Physiol. Antropol. App. Human. 2 0 0 1 -Vol. 20. 3. P 111−118.
Заполнить форму текущей работой