Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного Московской обл.)
Диссертация
796о).6. Интегрирование обучающих программ формирования здорового образа жиз ни в учебный процесс в течение четырёх лет сказался на снижении количества курящих юношей в 1,8 раз (с 45,7% до 25,0%), достоверном снижении количе ства эпизодически курящих девушек с 40,4% до 20,5%, на снижении количества подростков, часто употребляющих алкоголь, и лично общающихся с потреби телями наркотиков… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Аналитический обзор
- 1. 1. Проект ВОЗ «Здоровые города»: путь решения проблем здоровья 10 в городе
- 1. 2. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе
- 1. 3. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных 24 программ в области охраны здоровья детей и подростков на базе образовательных учреждений
- ГЛАВА 2. Методы и объём исследований
- ГЛАВА 3. Состояние здоровья учащихся школ нового вида г. Дол- 42 гопрудного Московской области
- 3. 1. Физическое развитие учащихся школ нового вида г. Долгопруд- 42 ного Московской области
- 3. 2. Состояние нервно-психического здоровья учащихся школ ново- 45 го вида г. Долгопрудного Московской области
- 3. 3. Распространённость и структура заболеваемости по данным уг- 49 лублённых медицинских осмотров, комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
- ГЛАВА 4. Характеристика условий воспитания и обучения, образа 61 жизни учащихск школ нового вида в современных социально-экономическйх условиях
- 4. 1. Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания учащихся 61 школ нового вида г. Долгопрудного
- 4. 2. Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья и ха- 68 рактеристика образа жизни учащихся
- 4. 3. Изучение информированности педагогов школ нового вида о 81 факторах, влияющих на здоровье учащихся и мерах по укреплению и сохранению здоровья в условиях образовательных учреждений
- ГЛАВА 5. Программа профилактики и охраны здоровья школьни- 84 ков
- 5. 1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
- 5. 2. Организация рационального питания
- 5. 3. Профилактика психо-эмоционального напряжения и утомления
- 5. 4. Оптимизация двигательного режима
- 5. 5. Оптимизация медицинского обслуживания
- 5. 6. Работа с учащимися по формированию здорового образа жизни
- 5. 7. Образовательная работа с педагогами и родителями
- ГЛАВА 6. Оценка эффективности программы профилактики и ох- 107 раны здоровья школьников г. Долгопрудного Московской области
- 6. 1. Динамика физического развития учащихся школ нового вида на 107 фоне реализации программы профилактики и охраны здоровья школьников
- 6. 2. Динамика распространённости, структуры заболеваемости, ком- 111 плексной оценки состояния здоровья детей и подростков
- 6. 3. Образ жизни учащихся старших классов школ нового вида в 5- 132 летней динамике
Список литературы
- Аверьянова Н.И., Аносова Ю. А. Физическое развитие и некоторые функциональные особенности девочек-подростков Детское здравоохранение России: стратегия развития. Материалы IX съезда педиатров России. М., 2001.-С. 10−11.
- Агапова Л.А., Рапопорт И. К., Васенко Ю. Ю. Функциональные возможности детей и подростков Детское здравоохранение России: стратегия развития. Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 12−13.
- Александрова И.Э., Степанова М. И. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень сентябрь 2003 г. № 3. 21−25.
- Александров А.А., Александрова В. Ю., Ваганов А. Д. и др. Изучение распространённости курения среди подростков основа разработки мероприятий по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Научно-практический журнал № 1 2003. С 65−69.
- Александров Л.В. К вопросу о состоянии здоровья школьников Детское здравоохранение России стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 21.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников Школа здоровья. 1994. № 1. 13−18.
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников Вестник РАМН. 1993. 5. 19−24.
- Ананьева Н.А. Состояние здоровья и адаптационные возможности школьников Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие: Сборник трудов. М., 1991 52−58.
- Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений.
- Афинская декларация по Здоровым городам Афины, 1998.
- Бабанова А.В., Насыбуллина Г. М. Состояние гигиенических знаний педагогов и медицинских работников о проблеме адаптации детей к условиям организованных коллективов Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1., М., 2004, с. 91−93.
- Баль Л.В., Барканова С В (ред.). Формирование здорового образа жизни российских подростков. М., ВЛАДОС, 2002.
- Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: Проблемы и пути решения Российский педиатрический журнал. 1 9 9 8 1 С 5−8.
- Баранов А.А., В.Р. Кучма, Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. Руководство для врачей. М., «Династия», 2004 168 с
- Баранов А.А., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. М. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» Российский педиатрический журнал. 2000. -№ 1.-С.5−8.
- Баранов А.А., Щеплягина Л. А., Ямпольская Ю. А. и др. Биологические особенности подросткового возраста гл. в книге Проблемы подросткового возраста. М., 2003. с. 5−53.
- Бережков Л.Ф. Формирование здоровья школьников. Роль медико- биологических и социальных факторов. Научные основы профилактики: Актовая речь. М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2001. -41с.
- Брязгунов И.П., Гончарова О. В., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: протокол лечения. 2001. 5. 34−36.
- Брязгунов И.П., Ларькова И. А. и др. Влияние уровня учебной нагрузки на рапространённость психогенной гипервентиляции у школьников. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1. М., 2004. 179−181.
- Бюллетень проекта «Здоровые города» № 1, № 2 1998.
- Валеева Э.Р. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников при различных технологиях обучения. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень сентябрь 2003 г. № 9. 26−28.
- Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача Российский педиатрический журнал. 1999. 2. 6−13.
- Гигиенические и клинические проблемы экологии детства С В Алексеев, И. М. Воронцов, М. В. Неженцев, О. И. Янушаев Вестник РАМН. 1993. 5 С 15−19.
- Глазунов И.С., Оганов Р. Г. и др. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении Адаптированный вариант рекомендаций ВОЗ М., 2000. -217 с.
- Година Е.З. Ауксология человека наука XXI века: проблемы и перспективы Антропология на пороге III тысячелетия: Материалы международной конференции. М., 2002. 55−56.
- Година Е.З. Динамика процессов роста и развития у человека: пространственно-временные аспекты: Автореф. дис. д-ра. биол. наук. М., 2001. 50 с.
- Година Е.З., Задорожная Л. В., Хомякова И. А. Особенности соматического развития детей и подростков, обучающихся в школах разного типа Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 1. М., 2004. 249−251.
- Гокоева О.П. Комплексное влияние факторов окружающей и внутришкольной среды на состояние здоровья учащихся Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Сб. научных тр. Федерального центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Вып. 1. М. 2001. 466−469.
- Гончарова О.В. Применение препарата глицин у детей с речевыми нарушениями Здоровый ребенок: Материалы конгресса педиатров России. М., 1999.-С. 97−98.
- Гончарова А.Г., Даниленко О. В. Психическое здоровье современных подростков и профилактика его нарушений Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса М., 2004,-С. 259−261.
- Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001 году». М., 2002 160 с.
- Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2001.-160 с.
- Громбах С М Проблема адаптации в гигиене детей и подростков Труды XI Международного симпозиума школьной и университетской гигиены и медицины. М 1978. 51−56.
- Гятова О.Б., Эльгаров А. А., Кардангушева A.M. Динамика физического развития школьников Здоровье и образование в XXI веке. Медико- социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков, молодежи: Материалы научно-практической конференции. Майкоп: АТУ, 2000. 17−19.
- Демина И.А. Оценка информированности о здоровье и заболеваемости детей как основа их оздоровления в семье и образовательных учреждениях: Автореф. дис… канд. мед. наук. М., 2002. 25 с.
- Дербенев Д.П. Психологическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. 87 с.
- Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и значение медикобиологических факторов в его формировании Л. Ф. Бережков, Н. М. Бондаренко, А. С. Зутлер и др. Вестник РАМН. 1993. 5. 8−15.
- Желтухина Е.Л., Михайлова Н. В., Чиркова О. Ю. Деятельность медицинской службы в школе, содействующей здоровью под ред. Румянцева А. Г. М., 2003.-48 с.
- Журавлёва И.В. Поведенческие факторы здоровья подростков Социология медицины 2002. № 1. 32−47.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации. Безруких М. М., Сонькин В. Д. и др. М., 2002. 117 с.
- Камилова Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития Гигиена и санитария. М 2001. 52−55.
- Касаткин В.Н. Школа здоровья Школа здоровья 1994. № 1. 5−12.
- Касаткин В.Н., Чечельницкая СМ., Ваулина О. В., Румянцев А. Г. Медицинские аспекты комплексной программы здоровья в школе. Российский педиатрический журнал 1998, № 5 9−14.
- Касаткин В.Н., Чечельницкая СМ., Рачевский Е. Л. Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М., 2003. 64 с.
- Касаткин В.Н., Паршутин И. А. и др. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2003. 180 с.
- Комлева М.А., Виноградова И. В., Морозова Н. А. и др. Комплексный подход к формированию здоровья детей и подростков в условиях образовательного учреждения Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» М., 10−12 февраля 2004 г. 210.
- Комплексная оценка воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Методическое пособие. Сухарев А. Г., Каневская Л.Я.-М., 2001.-208с.
- Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.
- Конституция Российской Федерации.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М., 2000.-183 с.
- Куинджи Н.Н., Степанова М. И. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 44−48.
- Куценко Г. И., Лешкевич И. А., Егоров Е. Е. Охрана здоровья подростков в современных условиях: Организационно-методические аспекты. М., 1999.-120 с.
- Кучма В.Р. Современные подходы к управлению санитарно- эпидемиологическим благополучием детей и подростков: Избранные лекции по гигиене детей и подростков. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1993. 6 7 с.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М 2001. 376 с.
- Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях: Проблемные лекции. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1996. 282 с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: Вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза. М., ММА им. И. М. Сеченова, 1994. 42 с.
- Кучма В.Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространённость, факторы риска и профилактика. М., 1997. 195 с.
- Кучма В.Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 152 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Теоретические основы гигиены и охраны здоровья детей и подростков Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000. С 35−43.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н., Степанова М. И. Современная школьная реформа. Гигиенические проблемы и пути её решения Здоровье и образование детей и подростков в условиях мегаполиса г. Москвы: Материалы научно-практической конференции. М., 2000. 114−120.
- Кучма В.Р., Степанова М. И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 1−4.
- Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 11−14.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской Федерации вестник РАМН, 2003. № 8. 6−10.
- Кучма В.Р., Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М., 2002. 280 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста Монография М.: изд. ГУ НЦЗД РАМН, 2004. 198 с.
- Кучма В.Р., Ямщикова Н. Л., Скоблина Н. А. и др. Профилактика инфекционных болезней в детских учреждениях Учебное пособие М., 2004. 103 с.
- Кучма В.Р. Школы, содействующие укреплению здоровья: Европейский проект ВОЗ в российской Федерации. М.: ГГУ НЦЗД РАМН, 2002. 15 с.
- Кучма В.Р., Минько Н. Г., Сухарева Л.М. Основные управляемые факторы, формирующие здоровье обучающихся, воспитанников образовательных
- Кучма В.Р., Куинджи Н. Н. Модель мониторинга «Среда образовательного учреждения школьные болезни» Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 2. М., 2004.-С. 165−167.
- Ларионов В.Н. Социально-гигиенические аспекты распространенности наркоманий и токсикомании среди подростков: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М, 1997.-23 с.
- Левшин В.Ф., Федичкина Т. П. Исследование закономерностей распространения курения среди школьников. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень февраль 2002 г. № 2. 44−50.
- Люшер М. Цвет Вашего характера. М.: Наука, 1999. 113 с.
- Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1−4 классов: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2001. 24 с.
- Макарова В.И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В., Кудря Л. И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. 34−39.
- Масленникова Т.Я. Возможности профилактики курения среди подростков Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Научно-практический журнал 5 2003. 3−5.
- Маслова О.И., Горюнова А. В. и др. Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». М.: изд. дом «Династия», 2003.-227 с.
- Матвеева Н.А., Кузмичев Ю. Г., Богомолова Е. С. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода Гигиена и санитария. 1 9 9 7 2 С 26−28.
- Медико-организационные подходы к оценке состояния здоровья детей, поступающих в общеобразовательные школы (классы) с углублённым содержанием обучения. Пособие для врачей. А. Г. Ильин, И. К. Рапопорт, Д. И. Зелинская, И. В. Звездина, Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова, и др., М., 2000., 13 с.
- Медико-социальный статус подростков-выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации. Пособие для врачей. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2004. 75 с.
- Местная Повестка дня на XX век в Европейском сравнении Итоговый отчёт Федерального ведомства по вопросам окружающей среды. Проект НИОКР, 1999.-199 с.
- Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. Под редакцией Баранова А. А. и Кучмы В. Р. М., 1999.-226 с.
- Методы контроля и управления санитарно-гигиеническим благополучием детей и подростков практическое руководство по гигиене детей и подростков для студентов медико-профилактических факультетов высших медицинских учебных заведений Н. Д Бобрищева-Пушкина, Т. Ю. Вишневецкая, В. Р. Кучма, и др. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 608 с.
- Михайлова А. Зависимость нервно-психического здоровья детей от состояния окружающей среды и влияния социальных факторов Охрана психического здоровья детей и подростков: Материалы IV конгресса педиатров России. М., 1998.-С. 19−20.
- Моделирование школы здоровья Российская ассоциация общественного здоровья М., 2001. 177 с.
- Морозова Л.В., Газеева И. М., Соколова Л. В. Адаптационный потенциал как показатель адаптационных возможностей организма Экология человека. 2 0 0 2 1 С 20−22.
- Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности сердечно-сосудистой системы подростков 15−16 лет. Пособие для врачей Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2004. 47 с.
- Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодёжи России Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья. М., 1999.
- Онищенко Г. Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков Детский доктор. 2001. 2. С 13−19.
- Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М., 2004. 154 с.
- Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. М., 1993. 163 с.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Р Ф М 1996.-55 с.
- Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: введение
- Перечень оснащения медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы. Инструкция по применению. Пособие для врачей. В. Р. Кучма, А. Г. Ильин, Д. Поляков, А. П. Цамерян с совт., М., 2004. 25 с.
- Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению. Авт. Коллектив Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. и др. Пособие для врачей М. 2004 38 с.
- Платонова А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6−8 лет: Автореф. дис… канд. мед. наук. М., 1996. 22 с.
- Платонова А.Г., Маркелова С В Санитарно-эпидемиологическая характеристика учреждений и состояние здоровья детей и подростков Здоровье и образование в XXI веке. Медико-социальные причины ухудшения здоровья детей, подростков, молодежи: Материалы научно-практической конференции. Майкоп: АТУ, 2000. 55−57.
- Платонова А.Г., Маркелова С В Внутришкольная среда как фактор воздействия на организм ребёнка Гигиена: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч.тр. Федерального центра гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана. Вып.1 М., 2001.-С. 487−488.
- Пляскина И.В. Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. мед. наук.-М., 1998.-24 с.
- Пляскина И.В. Здоровье современных школьников Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М 2001.-С. 461−462.
- Пляскина И.В. Состояние здоровья детей, обучающихся в школах нового вида Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX Съезда педиатров России. М., 2001. 461.
- Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 62- 65. 103. Потёмкина Р. А. Разработка политики и стратегии профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения Вологодской области Материалы конференции —М, 1999. 107 с.
- Проект «Здоровые города» Как организовать работу в вашем городе. Пособие для участников и руководителей проекта. Абросимова Ю. Е., Ушаков В. Л., и др. М., 1997. с. 3−74.
- Расчетина А. Процессы социализации (десоциализации) ребенка в меняющихся условиях социума Психолого-педагогическикое медикосоциальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 1998. 14−18
- Рапопорт И.К., Жамлиханов Н. Х., Сугутская Г. Д. Принципы и механизмы реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе. Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень март 2004 г. № 3. 31−33.
- Сазанюк З.И. Влияние различных форм организации обучения на функциональное состояние младших школьников Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы ГХ Съезда педиатров России. М., 2001.-С. 504.
- Симонятова Т.П., Паршутин И. А. Психологическое сопровождение образовательной программы «Здоровье» М., 2003. 128 с.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: особенности физиологического статуса детей А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин Экология человека. 2002. 1. 36−38.
- Скоблина Н.А. Физическое развитие и состояние здоровья детей Приполярья в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1998. 24 с.
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. 88 с.
- Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. и др. М.: МЗ РФ, 2002. 69 с.
- Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах российской Федерации. М.: Подкова, 2000 13 с.
- Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel Н. Лапач, А. В. Чубенко, П. Н. Бабич. Киев: Морион, 2000.-320 с.
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования Гигиена и санитария. 2000. 1 40−44.
- Степанова М.И., Куинджи Н. Н. Современные технологии обучения школьников и влияние на состояние здоровья Гигиена и санитария. 2001. 1 44−48.
- Стунеева Г. И. Научное обоснование гигиенических направлений формирования здоровья школьников в современных условиях: Автореф.дис. доктора мед. наук. Рязань., 2002. 43 с.
- Суханова Н.Н. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века- связь с биологическими и социально-гигиеническими факторами: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1996. 48 с.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000.-С. 44−53.
- Сухарева Л.М., Рапопорт И. К., Звездина И. В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков Гигиена и санитария. 2002. 3 52−55.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетом факторов антенатального и постнатального риска Российский педиатрический журнал. 2002.-№ 1. 61−62.
- Усанова Е.П., Шарова Н. Н. Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем школьников. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. 576−587.
- Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ от 30.03.99 г. (с поправками от 30.12.2001 г., от 10.01. и 30.06.2003 г., от 22.08.2004 г.)
- Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17.09.98 г.
- Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499−1 от 28.06.91 г.
- Физиология развития ребенка Под ред. М. М. Безруких. М., 2000. 321 с.
- Физиология роста и развития детей и подростков: теоретические и клинические вопросы Под редакцией А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. 584 с.
- Физическое развитие детей, посещающих учебно-воспитательные комплексы г. Москвы В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая, П. Б. Ананьев, и др. Профилактическая медицина практическому здравоохранению: Сборник научных статей. Выпуск
- Часть I. Гигиена. М., 2001. 60−64.
- Филатов Н.Н., Куценко Г. И. Социально-гигиеничеркие проблемы формирования здоровья детей и подростков г. Москвы Здоровые дети России в XXI веке. М. ФЦГСЭН МЗ РФ, 2000. 77-Sft.
- Шарапова О.В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. 2. 13−14.
- Шевченко И.Ю. Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия Красноярского кадетского корпуса Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. Том 2. М., 2001. 540−544.
- Школа и психическое здоровье учащихся под ред. С М Громбаха, М.: Медицина, 1988. 272 с.
- Шубочкина Е.И., Молчанова С., Куликова А. В. Образ жизни и его значение в формировании здоровья подростков Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке. Материалы международного конгресса. Часть 3. М 2004. 371−373.
- Щеплягина Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей Российский педиатрический журнал. 2002. 2. 4−6.
- Юлдашев В.Л., Мурзабаева Ш., Турьянов А. Х. К вопросу о факторах риска формирования аддиктивного поведения у подростков Охрана психического здоровья детей и подростков (материалы IV конгресса педиатров России). М., 1998.-С. 157.
- Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения Гигиена и санитария. 1996. 1. 24−26.
- Ямпольская Ю.А., Ананьева Н. А. Скрининг-оценка функциональных возможностей организма и антропометрические параметры Новые методы новые подходы в современной антропологии. М., 1997. 193−201.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции, Прогноз, мб139. Ямпольская Ю. А. Оценка физического развития подрастающего поколения и её место в диспансеризации детского населения Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». М., Федеральный ЦГСЭН, 2003,№ 1 (118).-С. 6−11.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие в исследованиях НИИ гигиены детей и подростков. Подходы к стандартизации исследований и оценки. Физическое развитие детей и подростков во второй половине XX века Актовая речь. М., 2003. 39 с.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия. Гигиена и санитария. 2000. № 1. 65−68.
- Ямщикова Н.Л. Влияние учебной нагрузки на психический статус учащихся младших классов гимназии г. Москвы Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: Материалы конференции. М., 1999. 89−92.
- Action for health in cities Copenhagen: WHO ROE, 1994.
- Alma-Ata 1978: Primary health care Geneva: WHO, 1978 («Health for All» Series, No 1).
- Anderson K. Young people and alcohol, drags and tobacco Copenhagen: WHO EURO, 1995.-83 p.
- Chakrabarti S., Fombonne E. Pervasive developmental disorders in preschool children JAMA. 2001. Vol. 27 6. P. 2140−2142.
- Childrens health and environment: A review of evidence Environmental issue report No. 29. WHO. Regional Office for Europe. European Enviromental Agency. E.E.A. Copenhagen, 2002.
- Chilman C.S. Some major issues regarding adolescent sexuality Adolescent sexuality: New challenges for social work. -N.-Y., 1989. —P. 3−26.
- Duhl L J The healthy city Its function and its future Health Promotion, 1986, Vol. 1, No. 1, pp. 55−60.
- Development of indicators for monitoring progress towards Health for All by the Year 2
- Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1981 («Health for All» Series, No 4).
- European Network of Health Promoting Schools Copenhagen/ 1998. 15 p.
- Finkel M.F. The evolution of the attention-deficit/hyperactivity disorder across the human life span: The many faces of ADHD Acta Gillenbergiana. 2001. 2 P 93−102.
- Finnish strategy to promote health and non-smoking among young people. Helsinki, 1997.
- Formulating strategies for Health for All by the Year 2
- Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1979 («Health for All» Series, No 2).
- Hancock T. And Duhl L. Promoting health in the urban context Copenhagen: FADL, 1988 (WHO Healthy Cities Papers, No. 1).
- Henneberg M., Brush G., Harrisson G.A. Growth of specific muscle strength between 6 and 18 years in contrasting socioeconomic conditions Am. J. Phys. Antropol. 2001. Vol. 115. 5. P. 62−70.
- Glinn T.J. Essential elements of school-based smoking prevention programme J. School Health. 1989. p p 181−189.
- Global strategy for Health for All by the Year 2
- Guiding principles and essential issues Geneva: WHO, 1981 («Health for All» Series, No 3).
- Kaasjager D.C. et al., ed. The new public health in an urban context. Paradoxes and solutions Copenhagen: FADL, 1989 (WHO Healthy Cities Papers, No. 4).
- Kickbush I. Good planets are hard to find Copenhagen: FADL, 1989 (WHO Healthy Cities Papers, No. 5).
- Mattessich P.W., Monsey B.R. Collaboration: What makes it work/S.Paul, 1993.
- Metzler M. Psychische Schadigung von Kindern durch die Alkoholabhagigkeit der Eltern Z. arztl. Fortbild. 1989. Vol. 83. P. 825−826.
- Norris Т., Lampe D. The healthy community handbook National Civic League Denver, Colorado, 1993. 52 p.
- Olkovsky P. Gide to public health communication BASICS. 1997. 71 p.
- Price C ed. Briefings on multi-city action plans Copenhagen WHO Regional Office for Europe, 1994 (document EUR/1CP/HSC (A)).
- Price C, Dube P. Sustainable development and health: concepts, principles and framework for action in European cities and towns European Sustainable Development and Health Series: 1., 1997. 59 p.
- Preventing tobacco use among young people. A report of Surgeon General. Rockvill, Md: US Departament of Health and Human Services, 1997.
- Stukovsky R., Valsik J. Mois de naissance et puberte chez les filles Biometrie humaine. 1966. 1. P 25−41.
- Targets for Health for All Copengagen: WHO ROE, 1985.
- Tsouros A. Ed. WHO Healthy Cities project: a project becomes a movement (reviw of progress 1987 to 1990) Copenhagen: WHO FADL 1990 and Milan: SOGESS.
- Tsouros A. Equity and the Healthy Cities project Health Promotion, 1989, Vol. 4, No. 2, pp. 73−75.
- Twenty steps for developing a Healthy Cities project. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1995. 72 p.
- Research for Healthy Cities bibliography University of Limburg, 1993.
- Wawrzyniak G. Biological age in children who practice swimming Antropol. Anz. -2001. -Vol. 59. 7. P. 149−156.
- Workingfor tobacco-free cities Copenhagen: WHO ROE, 1994. 176. WHO information series on school health (Document 5). Tobacco use prevention. Geneva, 1999.
- Zivicnjak M., Zebec M., Franke D., Filler G. Analysis of cognitive and motor functioning during pubertal development: a new approach J. Physiol. Antropol. App. Human. 2 0 0 1 -Vol. 20. 3. P 111−118.