Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Национальная безопасность в контексте защищенности прав человека: концептуальные подходы, российская политическая практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходим более широкий подход, включающий разработку глобальной стратегии, которая затрагивает коренные причины терроризма и усиливает ответственность государства, верховенство права, основополагающее значение прав человека. Принятый в марте 2006 г. ФЗ РФ «О противодействии терроризму» подтверждает принципиальную линию российского государства как основного субъекта обеспечения национальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Вопросы национальной безопасности в аналитическом ракурсе защиты прав и свобод личности
    • 1. Безопасность как политическая категория: понятийный аппарат и парадигмы анализа
    • 2. Эволюция концепций и трактовок национальной безопасности
    • 3. Национальная безопасность и права человека: аспекты взаимосвязи
  • Глава II. Обеспечение национальной безопасности и прав человека: российская политическая практика
    • 1. Развитие правового регулирования государственной политики
  • РФ в сфере национальной безопасности
    • 2. Институты и механизмы обеспечения прав человека в России
    • 3. Борьба с терроризмом в контексте прав человека: проблемы обеспечения

Национальная безопасность в контексте защищенности прав человека: концептуальные подходы, российская политическая практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопросы безопасности стояли перед человечеством на протяжении всей его истории. На рубеже тысячелетий они приобрели принципиально новые черты, вобрав в себя террористические атаки на нью-йоркские небоскребы, взрывы в Токио, Лондоне и Мадриде, захват и убийства заложников по всему миру, сокрушительные удары стихии, угрозы катастрофических пандемий. На повестке дня всех, даже самых благополучных стран сегодня стоит проблема обеспечения и укрепления своей безопасности.

Для народа России, прошлое которого наполнено самыми тяжелыми испытаниями, а настоящее отмечено словами-символами Буденновск, Беслан и «Норд-Ост», значимость безопасности всегда была первостепенной. Особую актуальность она приобретает сегодня, поскольку угрозы безопасности развитию страны становятся многофакторными, носят комплексный характер и требуют для своей локализации и нейтрализации научно отрефлексированного, комплексного и системного подхода.

Как известно, в СССР термин «национальная безопасность» не использовался. Понятие национальной безопасности вошло в политический и правовой лексикон после того, как в 1996 г. оно было использовано Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию страны. В Послании говорилось, что обеспечение национальной безопасности РФэто деятельность государства, всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и национальных ценностей и их приумножение. При этом идея национальной безопасности трактовалась в связи с концепцией устойчивого демократического развития, выступая в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия реализации. Как подчеркивалось в Послании, обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности1. В 1997 г. в русле положений Послания была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации2.

При разработке новых подходов к обеспечению безопасности страны во внимание было принято то обстоятельство, что коренные изменения внутренних и международных условий функционирования государственно-политической системы России потребовали расширительного видения национальной безопасности. Сегодня Россия обязана выйти за рамки защиты только государственных интересов. Принимая Концепцию национальной безопасности, политическое руководство страны исходило из того, что государство может быть процветающим и сильным только тогда, когда каждый его гражданин будет защищен от произвола, когда будет существовать развитое гражданское общество.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства, является сегодня важнейшей целью реформирования страны. При этом показателем политической устойчивости общества и государства все чаще выступает уровень реальной защищенности социально-экономических, гражданских и политических прав и свобод личности. Именно поэтому права человека представляют собой тот нормативный и институциональный контекст, в котором осуществляется концептуализация и практическое обеспечение национальной безопасности в РФ.

Научное осмысление обозначенной проблемы особенно актуально и потому, что в России по-прежнему сильна традиционная недооценка личности, пренебрежение правами и свободами граждан. В связи с этим очевидна потребность в новом осмыслении проблемы обеспечения национальной безопасности, в новых идеях, решениях, создании новых организационных структур и механизмов обеспечения национальной безопасности.

1 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ //Дипломатический вестник, 1996, № 7.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета, 26 декабря 1997 г. и 18 января 2000 г.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы обеспечения национальной безопасности привлекают пристальное внимание ученых самых разных специальностей — философов, политологов, социологов, историков, экономистов, системных аналитиков.

Общетеоретический и политологический аспект проблемы представлен в публикациях А. В. Возженикова, М. И. Дзлиева, В. Н. Кузнецова, B.C. Пирумова, А. А. Прохожева, А.А. Тер-Акопова, А. Д. Урсула и других авторов, исследующих концептуальные и практические аспекты обеспечения национальной безопасности России в контексте политического процесса, трансформационных и глобализационных факторов современного общественного развития1.

Существенной для современной России, как уже неоднократно подчеркивалось, является проблема обеспечения прав человека. Ей также посвящен ряд научных трудов, имеющих непосредственное отношение к теме диссертации. Среди них можно назвать работы таких ученых, как, А .Я. Азаров, Н. В. Витрук, Л. И. Дробижева, Н. И. Матузов, В. В. Смирнов, В. А. Тишков и др. В этой группе научных источников анализируются основные научные подходы к правам человека, предлагаются.

1 Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 1998; Вахрамеев А. В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) //Социально-гуманитарные знания. 2002, № 1−3- Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000; Дзлиев М. И., Романович A.JI., Урсул А. Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М., 2001; Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2003; Золотарев В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. М., 1999; Кузнецов В. Н. Социология безопасности: формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М., 2002; Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). М., 1999; Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы). Под ред. А. И. Позднякова. М., 1994; Общая теория национальной безопасности. Под ред. А. А. Прохожева. М., 2002; Пирумов B.C. Методологические проблемы исследования безопасности // Проблемы безопасности. М., 1994; Рац М. В., Копылов Г. Г., Слепцов Б. Г. Концепция обеспечения безопасности. М., 1995; Серебрянников В. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: Социальные и правовые основы. М., 2005; Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999 и др. различные типологии прав и свобод личности, рассматриваются права человека и права народов, проблемы реализации этих прав в современном мире1.

Различные стороны обеспечения национальной безопасности и защиты прав человека затронуты в исследованиях С. Алексеева, О. М. Хлобустова, В. И. Рыкунова, С. З. Павленко С.З., В.Д. Подуфалова2 и др.

Ряд смежных с темой диссертации вопросов, имеющих немаловажное значение для уяснения сути эволюции современной системы безо.

1 Азаров А. Я. Права человека. Новое знание. М., 1995; Вавилов А. Н. Нация как аналитическая категория теории безопасности //Безопасность. 2001, № 5−6- Вестин А. Приватность и свобода. М., 1993; Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985; Воронович Б. А., Торукало В. П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции //Социально-гуманитарные знания. 2004, № 4- Дробижева Л. И. Методологические подходы к изучению национального самосознания и национализма //Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994; Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995; Клямкин И. И., Лапкин В. В. Русский вопрос в России //Полис. 1995, № 5- Кутахов Ю. Л., Явчуновская Р. А. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. М., 1998; Малаш Т. А. Права человека и правовое государство как фракталы безопасности //Безопасность. 1999, № 3−4- Малинкин А. И. Новая российская идентичность: особенности и типы отечественного дискурса. Очерк социологии знания //Социологический журнал. 2001, № 4- Матузов Н. И. Личность. Право. Демократия. Саратов, 1974; Оболонский А. В. Драма российской политической истории. Система против личности. М., 1994; Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989; Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России: взгляд в 21 век //Народонаселение. 1999, № 1- Рогожин С. Л. Права человека или новая тоталитарная идеология Запада в России // Социально-гуманитарные знания. 2001, № 3- Сухов А. Н. Преодоление деформаций как условие развития личности и общностей // Безопасность. 1993, № 11−12- Терновая Л. О. Размышления о хартии обязанностей человека // Безопасность. 1999, № 3−4 и др.

2 Алексеев С. Национальная безопасность: проблемы правового регулирования и вопросы соблюдения прав человека // Мир и безопасность. 2003, № 1- Миронов О.О.

Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений //Безопасность Евразии. 2003, № 2- Опалев А. В. О некоторых базовых категориях теории обеспечения национальной безопасности //Вестник Российской Академии естественных наук.

2004, № 3- Панарин С. Безопасность и этническая миграция в Россию //Pro et Contra. 1998, Т. З, № 4- Хлобустов О. М. Права человека и некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности. Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции.

10 декабря 1998 г. г. М., 1999; Хлобустов О. М., Рыкунов В. И., Павленко С. З., Поду-фалов В. Д. Права человека и интересы национальной безопасности. М. 1999; Rothschild Е. What is Security?//Daedalus. 1995. Summer и др. пасности, раскрыт в публикациях М. Г. Анохина, B.C. Комаровского, В. А. Кулинченко, М. В. Лазарева, М. М. Мчедловой, О. Ф. Шаброва и др.1.

Отмечая значительный объем публикаций по теме диссертации, следует отметить, что эта проблема в аспекте взаимообусловленности и взаимозависимости обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав человека не является достаточно разработанной. Отношение к проблеме взаимодействия национальной безопасности и прав человека неоднозначно. Какой-либо общепринятой позиции по данному вопросу в научной среде пока не сформировано2.

Наличие определенного исследовательского задела не снимает необходимости активизации работы по изучению взаимосвязи проблем национальной безопасности и прав человека в России. Все вышесказанное обусловило актуальность, содержание и направленность данной диссертационной работы.

Рабочая гипотеза исследования. Диссертант предполагает, что в условиях XXI века национальная безопасность России, как и любой другой страны, не ограничивается понятиями государственной безопасности или безопасности государства и не измеряется мощью только военного потенциала. Национальная безопасность — это то, что обеспечивает перспективы развития страны на длительный исторический период, стабильность и благополучие общества и его граждан.

1 Анализ, прогноз, технологии в современной политике. Под общ. ред. B.C. Комаровского. М., 2001; Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996; Кулинченко В. А. О соотношении насилия и согласия в теории и на практике //Безопасность. 1999, № 3−4- Лазарев М. В. Политическая лояльность и национальная безопасность //Геомилитаризм, геополитика, безопасность. 2003, № 8- Мчедлова М. М. Национальные интересы России: государство и регионы //Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России. М., 1998; Шабров О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2005, № 2 и др.

2 См., например: Кузнецов В. Н. О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью //Безопасность Евразии. 2003, № 2.

4h.

В этой связи проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности национальной безопасности и прав человека приобретают особое значение. Важнейшим условием эффективности обеспечения национальной безопасности сегодня является защита социально-экономических, гражданских, политических и других прав личности. Права человека, фиксирующие реальную защищенность и гарантирующие права и свободы личности, могут выступать как гуманистический ориентир развития не только государства в целом, но и формирующейся в стране системы обеспечения национальной безопасности.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы выявить направления концептуализации проблемы взаимосвязи национальной безо.

• пасности и прав человека, проанализировать российскую политическую практику в сфере обеспечения национальной безопасности в контексте защищенности прав человека.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

— осмыслить понятийный аппарат и парадигмы анализа безопасности как политической категории;

— раскрыть сущность эволюции концепций и трактовок национальной безопасности;

— проанализировать аспекты взаимосвязи национальной безопасности и прав человека;

— изучить процесс развития правового регулирования государственной политики РФ в сфере национальной безопасности;

— исследовать институты и механизмы обеспечения прав человека в России;

— выявить проблемы соблюдения прав человека в условиях борьбы с терроризмом;

Объектом исследования являются национальная безопасность и права человека.

Предметом исследования определены концептуальное обоснование проблем национальной безопасности в ракурсе защищенности прав и свобод личности, анализ политической практики по обеспечению национальной безопасности и прав человека в РФ.

Теоретическая основа исследования. Истоки современных представлений о безопасности восходят к воззрениям пифагорейцев, софистов, стоиков. В эпоху Возрождения и Нового времени Т. Мор, Ф. Бэкон, Ж. Боден, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И.-Г. Фихте и другие формулируют новые подходы к анализу общих условий взаимодействия между обществом и государством, государством и личностью в сфере безопасности Оригинальный вклад в решение проблемы внесли российские ученые И. А. Покровский, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, обосновавшие в начале XX в. роль правового государства в обеспечении прав личности 2.

Исследование проблем безопасности и прав человека базируется также на теории социальных систем (Т. Парсонс), общей теории национальной безопасности (А.А Прохожев и др.), теориях политической модернизации (С. Хантингтон, А. Ю. Мельвиль, Л. В Поляков и др.), теории постиндустриального и информационного общества (Ю. Хабермас, Р. Инглхарт, М. Кастельс и др.)3.

1 Боден Ж. Шесть книг о государстве //Антология мировой философии. В 4 т. Т.2., М., 1970; Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Изд.2., М., 1978; Монтескье Ш. Дух законов. В 3 ч. СПб., 1839- Мор Т. Утопия. СПб., 1903; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Начала политического права. М., 1938; Фихте И. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906 и др.

2 Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии, 1990, № 6- Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование //Социально-философские этюды П. И. Новгородцева и И. А. Покровского. СПб., М., 1911; Покровский И. А. О праве на существование // Там же.

3 Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). М., 1999; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Поляков Л. В. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М., 1998; Общая теория национальной безопасности. Под ред. А. А. Прохожева. М., 2002; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992; Castells М. The Information Age. N.Y., 1997; Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic.

Методологической основой исследования послужили воззрения Дж. Локка (о безусловной обязанности государства защищать естественные права человека), И. Канта (о правовом государстве и гражданском обществе, соотношении морали и политики), Г. Еллинека (о нормативном самоограничении государства), К. Ясперса (о роли и значении свободы, правового государства, гуманно устроенного общества).

Методологически и содержательно значимыми для диссертанта стали положения современных отечественных и зарубежных специалистов по проблемам национальной безопасности и прав человека — М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула, И. Н. Панарина, С. Панарина, А. Опалева. В качестве методологического инструментария использовались также современные представления о правах человека как гуманистической цели общественного развития («Манифест Рассела — Эйнштейна» и др.). Привлекались положения таких исторически значимых политико-юридических актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конституция Российской Федерации (1993 г.) и др.

Методы исследования. В качестве основы диссертационного исследования выступает совокупность принципов и методов системного анализа проблем обеспечения национальной безопасности. Диссертант применял общенаучные методы систематизации, классификации, восхождения от абстрактного к конкретному, выявления общего, особенного и специфического. В диссертации использовались функциональный метод, нацеливающий на выявление элементов социального взаимодействия, бихевиоралистский метод, ориентирующий на анализ феноменов полиand Political Changes in 43 Societies. Princeton, 1997; Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968 и др.

1 Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. СПб., 1913; Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995; Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988; Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. И. М., 1997. тического поведения, институциональный метод, метод политических сетей и метод синергетики.

Эмпирическая база исследования представлена официальными политическими и правовыми документами — Федеральным законом «О безопасности» (1992 г.), Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (1997 г., 2000 г.), Федеральным Законом «О противодействии терроризму» (2006 г.), ежегодными Посланиями Президента Российской Федерации, выступлениями политических лидеров, государственных и общественных деятелей страны, социально-экономической статистикой, данными социологических опросов, публикациями научных изданий общего профиля и специализированных журналов («Право и безопасность», «Безопасность Евразии», «Безопасность» и др.). Использовались также документы международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), информация официальных сайтов органов государственной власти и управления, российских политических партий, аналитических служб и центров изучения общественного мнения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «безопасность» как неотъемлемая часть современного политического дискурса обладает подвижной семантической доминантой, варьирующейся от внутреннего самочувствия человека к характеристике ситуации в государстве и мире. Актуализированное содержание понятия интегрирует различные смыслы и формулируется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Структурными элементами концепции безопасности являются понятия субъектов и объектов, опасностей и угроз, сфер безопасности и т. п. Имеющиеся типологии выделяют такие виды безопасности, как национальную, международную, глобальную, внешнюю, внутреннюю, военную, информационную, экономическую, социальную, экологическую, этнокультурную и др.

2. Безопасность есть базовый конструкт для раскрытия понятий, характеризующих содержание категории «национальная безопасность». Единого подхода к определению национальной безопасности не сложилось. В понимании большинства западных политологов речь идет о способности страны сохранять территориальную целостность, суверенность, политические, экономические и другие основы общества. Западная трактовка национальной безопасности отождествляет ее с безопасностью государственно-организованного общества. Российская концепция учитывает связь национальной безопасности с национальными отношениями в многонациональной стране. Эволюция всех концепций национальной безопасности идет по пути обогащения ее содержания от преимущественного обеспечения военной безопасности до защиты жизненно важных интересов развития личности, общества и государства.

3. Права и свободы личности выступают сегодня в качестве одного их важнейших объектов политики национальной безопасности. Фиксируя реальную защищенность и гарантируя права и свободы личности в конкретном сообществе, права человека могут выступать как гуманистический ориентир развития не только государства в целом, но и сложившейся в стране системы национальной безопасности. При этом проблема взаимозависимости национальной безопасности и прав человека не является проблемой выбора по принципу «или/или». Это — проблема компромисса между обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав человека, между реализацией прав человека и защитой национальной безопасности. Проблема заключается также в сочетании общедемократических принципов и профессиональных требований к спецслужбам.

4. В современной России принято современное понятие национальной безопасности, состоящее из трех элементов — безопасности личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Таким образом, в официальных документах личность поставлена в один ряд с обществом и государством и даже предшествует им. Законодательно при обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Предусмотрена также ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности.

5. Общим недостатком стратегий обеспечения безопасности страны на предшествующих этапах ее развития являлось безразличие власти к жизненно важным интересам личности и общества, преувеличение роли силовых структур. Это же недостаток просматривается и в ныне действующих Законе «О безопасности», Концепции национальной безопасности России. Важнейшей задачей российских государственных и общественных институтов является, поэтому, правильное определение приоритетов в демократическом развитии общества, обеспечении интересов и прав каждого отдельного гражданина. Именно несбалансированность интересов общества, государства, различных социальных групп и отдельных личностей является одной из серьезнейших проблем обеспечения внутренней безопасности, от решения которой в определяющей мере зависит стабильность обстановки в стране.

6. В перечень тех угроз, которыми весь мир, включая Россию, должен заниматься в предстоящее десятилетие, входит и терроризм, определяемый политической наукой, как политика устрашения и насильственных действий для достижения определенных политических целей. В ходе научных дискуссий, обсуждений в структурах гражданского общества проявляется обеспокоенность тем, что нынешняя «война с терроризмом» в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар террористы: права человека и верховенство права. Большинство из тех, кто выражает такую обеспокоенность, не ставят под сомнение серьезность террористической угрозы. Тем не менее, высказываются опасения относительно того, что подходы к проблеме террора, сконцентрированные целиком и полностью на военных, полицейских и разведывательных мерах, грозят подорвать усилия по обеспечению прав человека, привести к отчуждению определенных групп населения и тем самым ослабить потенциал коллективных действий против терроризма.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна. Диссертация представляет собой одно из первых в отечественной политической науке исследований проблем обеспечения национальной безопасности в контексте соблюдения прав человека. Конкретные новационные характеристики работы выразились в следующих моментах:

1. Уточнено содержание общего понятия «безопасность», под которой автор предлагает понимать способность явления или процесса, сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики, параметры и сущность при патогенных воздействиях со стороны различных явлений или процессов. При этом уровень и интенсивность этих воздействий имеют определенные пределы. Превышение этих пределов вызывает частичное или катастрофическое изменение явления или процесса, потерю ими своих свойств и качеств.

2. Определено, что рассмотрение безопасности как политической категории предполагает выявление того внутреннего напряжения, которое характеризует взаимодействие идеальных и реальных представлений. В идеале понятие безопасности соединяет людей, общество и государство в достижении общих целей. В реальности же между ними могут возникать противоречия, обусловленные расходящимися интересами, ценностями и целями. Сущностное различие трактовок взаимоотношений человека, общества и государства содержится и в ведущих парадигмах анализа проблем безопасности — либеральной и консервативной.

3. Выявлено, что соединение целей национальной безопасности России с обеспечением безопасности триады — личности, общества, государства, содержащееся в российских политических и правовых документах, — во многом остается декларативным. В официальных текстах по указанной проблеме субъектом и объектом безопасности явно или неявно называется только государство. Место и роль общества, отдельной личности обозначены мимоходом. Кроме того, в Концепции национальной безопасности нет четкого определения основополагающего понятия, не легитимизирован ряд структурных элементов национальной безопасности, что вызывает семантическую многозначность и трудности их использования.

4. Обоснована необходимость разработки и принятия ФЗ РФ «О национальной безопасности», для которого диссертант предлагает следующее определение: «Национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации при соблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах национальной жизнедеятельности».

5. При разработке ФЗ РФ «О национальной безопасности» следует учитывать специфику современной России, состоящую в том, что внутренние угрозы безопасности страны исходят, в первую очередь, не от действий сил, угрожающих территориальной целостности или существующему политическому строю (политическая борьба деструктивно настроенных партий, разногласия между ветвями власти, частая смена правительств и т. п.), а от факторов, воздействующих на общество в целом и на каждого человека в отдельности (снижение уровня жизни, демографический спад, опасность тяжелых инфекций, рост наркомании и преступности, межнациональные конфликты и т. д.).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что его выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшей концептуализации феномена национальной безопасности, более четкого представления о ее структурных элементах, прежде всего связанных с соблюдением прав и свобод человека, с содержанием политического процесса в современной России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации могут найти применение в процессах разработки стратегии и тактики обеспечения национальной безопасности России, а также в учебном процессе.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ. Положения и выводы диссертации опубликованы в статьях и монографиях общим объемом более 25 п.л. Различные аспекты проблемы изложены и обсуждены в ходе международных научно-практических конференций и «круглых столов», проведенных в Российском государственном торгово-экономическом университете, Академии управления МВД РФ, других высших учебных заведениях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исторический опыт учит, что уровень развития безопасности общества и государства зависит, с одной стороны, от сознательной и заинтересованной деятельности граждан по ее укреплению. С другой стороны, определяющей здесь является социальная компетентность власти, т. е. система знаний, умений и навыков ее представителей, позволяющая ориентироваться в любой социальной ситуации, учитывать последствия принимаемых решений для страны, воздействовать на ход событий с позиции соблюдения прав человека и обеспечения национальных интересов.

Именно на решение этих задач было нацелено проведенное исследование. На его основе был сделан ряд выводов и сформулированы предложения теоретического и методологического характера, которые можно использовать как в практике работы всех ветвей власти различного уровня, так и в научно-исследовательской деятельности.

В основополагающих политических документах, как и в трудах выдающихся политических мыслителей, безопасность всегда ставилась в один ряд с правами человека, миром и спокойствием народа, благосостоянием государства. Правом и обязанностью народа объявлялась забота о своей безопасности, а задачей государствасоздание условий для безопасности и благополучия граждан. Понятие «безопасность» как неотъемлемая часть современного политического дискурса обладает подвижной семантической доминантой, варьирующейся от внутреннего самочувствия человека к характеристике ситуации в государстве и мире. Актуализированное содержание понятия интегрирует различные смыслы и формулируется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Диссертант предлагает понимать под безопасностью способность явления или процесса, сохранять свои системообразующие свойства, основные характеристики, параметры и сущность при патогенных воздействиях со стороны различных явлений или процессов. При этом уровень и интенсивность этих воздействий имеют определенные пределы. Превышение этих пределов вызывает частичное или катастрофическое изменение явления или процесса, потерю ими своих свойств и качеств.

Термин «национальная безопасность» появился в начале XX в. в тексте послания президента США конгрессу страны. Разработка концепций национальной безопасности началась после. Второй мировой войны. Впервые базовые идеи национальной безопасности были изложены в законе США № 257 от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности», который впоследствии стал модельным для многих европейских, азиатских и латиноамериканских государств.

В России термин «национальная безопасность» получил распространение только в конце прошлого столетия. Суть проблемы здесь в том, что в понятия «нация», «национальное» мы часто вкладываем иное, нежели на Западе, содержание. В общественном сознании у нас прочно утвердилось марксистское понимание нации, тесно связывающее ее с этносами. Западная же трактовка нации отождествляет ее с совокупностью граждан. В этом случае национальная безопасность органически отождествляется с безопасностью государственно-организованного общества во всех ее проявленияхвключая личность, общество и само государство. Единого подхода к определению национальной безопасности в научной литературе не сложилось.

Эволюция всех концепций национальной безопасности идет по пути обогащения ее содержания от преимущественного обеспечения военной безопасности до защиты жизненно важных интересов развития личности, общества и государства. Прослеживая эволюцию концепций и политики обеспечения национальной безопасности России, можно сделать вывод, что идея безопасности, основанная на удовлетворении великодержавных интересов исчерпала свои возможности. Господствующей сегодня является либеральная концепция национальной безопасности. При этом не стоит забывать и о традиционной трактовке, согласно которой национальная безопасность увязывалась преимущественно с защитой интересов государства.

Права человека и национальная безопасность тесно взаимосвязаны. Реальное взаимодействие национальной безопасности и прав человека носит зачастую противоречивый характер. Часто истоки указанного противоречия лежат в разделении между интересами, ценностями и целями отдельных индивидов и их объединений, с одной стороны, и интересами больших человеческих сообществ, частью которых они являются, с другой. Политики и политологи, трактующие демократию как подчинение меньшинства большинству, считают, что обеспечение безопасности связано, в первую очередь, с интересами большинства членов общества. Поэтому ограничение прав и свобод меньшинства, интересы, ценности и цели которого могут представлять реальную или потенциальную опасность для общества — оправданно.

Для хотя бы частичного разрешения противоречия между национальной безопасностью и правами человека во Всеобщую декларацию прав человека включено положение о том, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29). Международный пакт о гражданских и политических правах установил в качестве оснований для применения указанных ограничений «охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других» (статья 12).

Значительная часть этих положений входит с различными вариациями в конституции большинства демократических государств, в том числе и в Конституцию Российской Федерации. Многие из этих конституций, включая и Конституцию РФ, по своему правовому статусу являются основным государственным законом прямого действиянормативным правовым актом высшей юридической силы. По мнению диссертанта, права и свободы личности выступают сегодня в качестве одного их важнейших объектов политики национальной безопасности. Фиксируя реальную защищенность и гарантируя права и свободы личности в конкретном сообществе, права человека могут выступать как гуманистический ориентир развития не только государства в целом, но и сложившейся в стране системы национальной безопасности. При этом проблема взаимозависимости национальной безопасности и прав человека не является проблемой выбора по принципу «или/или». Этопроблема компромисса между обеспечением национальной безопасности и соблюдением прав человека, между реализацией прав человека и защитой национальной безопасности. Проблема заключается также в сочетании общедемократических принципов и профессиональных требований к спецслужбам.

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является одним из важнейших направлений государственной политики. К настоящему времени уже создана нормативно-правовая база для обеспечения национальной безопасности страны. Она представлена Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г.) — Концепцией национальной безопасности РФ утвержденной 17 декабря 1997 г. Указом Президента РФ № 13 001 (новая редакция Концепции утверждена 10 января 2000 г. Указом Президента РФ № 242). В русле положений Концепции Федеральным Собранием были приняты федеральные законы в сфере различных сфер национальной безопасности, а Президентом РФ и Правительством России изданы многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в этой сфере. К основным объектам безопасности Закон и Концепция относят: личность — ее права и свободыобщество — его материальные и духовные ценностигосударство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Под национальной безопасностью Российской Федерации в Концепции понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Интересы личности, согласно Концепции, состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Определение, данное Концепцией национальной безопасности, многие исследователи, с которыми солидарен и диссертант, считают весьма сбалансированным. С одной стороны, понятие безопасности связано здесь с национальными отношениями. С другой стороны, сделана попытка уйти от жесткой привязки безопасности к интересам той или иной нации и придать категории «безопасность» вненациональный характер. Изменение приоритетов развития концепции национальной безопасности стало возможным вследствие ряда причин. Среди них — новая интерпретация понятия государственной безопасности. Сегодня государственная безопасность в широком смысле слова — защита основ существования данной страныв узкомзащищенность основ конституционного строя, политического, экономического, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб, преступных сообществ, групп и отдельных лиц. Изменилось и понятие общественной безопасности. Современный период развития России связан с формированием гражданского общества, безопасности которого также должно служить государство.

Действующее российское законодательство в сфере национальной безопасности страдает отсутствием в нем системности. Отдельные акты противоречат в ряде положений друг другу, носят декларативный характер. Это не позволяет эффективно и целенаправленно осуществлять их исполнение. Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере национальной безопасности требует, прежде всего, принятия Федерального Закона «О национальной безопасности» взамен устаревшего Закона «О безопасности».

Для этого Федерального Закона диссертант предлагает следующее определение: «Национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации при соблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах национальной жизнедеятельности». Защищенность правам человека придает юридическая форма, т. е. закон. Согласно российскому законодательству, основными принципами организации и деятельности федеральных органов государственной принципам организации и деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм.

В числе установленных законодательством механизмов защиты прав и свобод граждан при обеспечении национальной безопасности следует назвать право граждан обжаловать нарушения их прав в вышестоящий орган государственной безопасности, прокуратуру или суд, требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями федерального органа государственной безопасности и его должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, получать разъяснения, а также информацию от федеральных органов государственной безопасности по поводу ограничения их прав и свобод и др.

Положение дел в сфере взаимосвязи национальной безопасности и прав человека в России далеко не идеально. Так, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации (ныне — Совет по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте РФ), правозащитные организации неоднократно обращали внимание на ясно обозначившиеся тенденции государственного развития, не совпадающие в области прав человека с вектором демократии и правового социального государства. Расширяются сфера деятельности и полномочия спецслужб при отсутствии за ними гражданского контроля и закрытости бюджетных расходов на их содержание. Под предлогом борьбы с преступностью усиливается тенденция расширения полномочий силовых структур и правоохранительных органов в ущерб конституционным правам и гарантиям граждан.

Современные процессы показывают, что политические декларации, законы, наличие института Уполномоченного по делам человека РФ, Комиссии по правам человека, упомянутого выше Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека не являются гарантией соблюдения прав человека в практике работы органов, обеспечивающих национальную безопасность. И все же развитие событий в последние годы свидетельствует, что общество и граждане располагают возможностью влиять на положение дел в области прав человека, добиваться соблюдения законов, в том числе и при обеспечении национальной безопасности.

Общим недостатком стратегий обеспечения безопасности страны на предшествующих этапах ее развития являлось безразличие власти к жизненно важным интересам личности и общества, преувеличение роли силовых структур. Важнейшей задачей российских государственных и общественных институтов является, поэтому, правильное определение приоритетов в демократическом развитии общества, обеспечении интересов и прав каждого отдельного гражданина. Именно несбалансированность интересов общества, государства, различных социальных групп и отдельных личностей является одной из серьезнейших проблем обеспечения внутренней безопасности, от решения которой в определяющей мере зависит стабильность обстановки в стране.

С недавних пор явлением, представляющим угрозу безопасности и основному праву человека — праву на жизнь — стал терроризм. Трагическое начало XXI века, связанное с актами глобального терроризма, свидетельствует о том, что мир весьма уязвим. Для России данная проблема является предельно острой. По-прежнему в прицеле деструктивных сил — Чеченская Республика, а теперь уже весь Северный Кавказ. Не исключено, что федеральной власти еще не раз придется принимать непростые политические решения по обеспечению территориальной целостности государства и обеспечению национальной безопасности. Однако эти решения должны содержать более совершенные, нежели десять лет назад, алгоритмы антитеррористических действий. Главной проблемой борьбы с терроризмом в контексте обеспечения прав человека является то, что всеобъемлющая антитеррористическая стратегия должна включать не только силовые меры воздействия. Во многих научных и общественных структурах высказывается обеспокоенность по поводу того, что борьба с терроризмом в некоторых случаях подрывает те самые ценности, по которым наносят удар террористы: права человека и верховенство права. Конечно, нельзя умалять опасность террористической угрозы. Но нельзя и ограничивать борьбу с терроризмом исключительно силовыми мерами.

Необходим более широкий подход, включающий разработку глобальной стратегии, которая затрагивает коренные причины терроризма и усиливает ответственность государства, верховенство права, основополагающее значение прав человека. Принятый в марте 2006 г. ФЗ РФ «О противодействии терроризму» подтверждает принципиальную линию российского государства как основного субъекта обеспечения национальной безопасности на соблюдение таких принципов, как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму и др. Исходя из российских реалий, все жертвы терроризма можно разделить на пять групп: непосредственные жертвы терактовжители, пострадавшие в результате терактовмирные жители, пострадавшие в результате борьбы с терроризмомвоеннослужащие, участвующие в ликвидации террористических групп и все граждане России, которых эскалация насилия превратила в заложников террористов.

Проблемы восстановления нарушенных прав, защиты интересов жертв терроризма у каждой группы разные. Соответственно должна быть различной стратегия и тактика реабилитации пострадавших. Особую важность приобретает деятельность государственных и общественных организаций, направленная на оказание юридической, материальной, моральной, социально-психологической, медицинской и иной помощи и поддержки людям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ //Дипломатический вестник, 1996, № 7.
  3. Закон Российской Федерации «О безопасности» //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 09.04.1992, № 15. ст. 769.
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Российская газета, 26 декабря 1997 г. и 18 января 2000 г.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму //Российская газета от 10 марта 2006 г.
  6. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Изд. 2-е, доп. М.: МГФ «Знание». 1999.
  7. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) / В кн.: «Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие документы». Т.2. М.'.МГФ «Знание». 1998.
  8. Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.) // Безопасность. 2000. № 1−12.
  9. Закон РФ «О безопасности» / В кн. «Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Основополагающие государственные документы». 4.1. М.: МГФ «Знание». 1999.
  10. Международное сотрудничество в области прав человека.
  11. Документы и материалы. Выпуск 2. М. 1993.
  12. Федеральный Закон РФ «О противодействии экстремистской -деятельности» № 114-ФЗ (утвержден Президентом РФ 25 июля 2002 г.).
  13. Федеральная концепция обеспечения прав и свобод человека //Безопасность. Евразии. 2001. № 1.1. Научные монографии
  14. А.Я. Права человека. Новое знание. М. 1995.
  15. Анализ, прогноз, технологии в современной политике. / Под общ. ред. B.C. Комаровского. М., 2001.
  16. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М., 1996.
  17. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространения национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц. 2001.
  18. X. О насилии. Мораль в политике. М. 2004.
  19. В.И. Теория катастроф. М. 1990.
  20. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов АА. Этносоциология. М. 1998.
  21. П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки // Всемирное слово. СПб. 1999.
  22. Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Мн.: Наука и техника. 1995.
  23. B.C., Марущенко В. В., Шигин В. А., Интегральная безопасность. М.: РАО «Газпром». 1994.
  24. Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М. 1961.
  25. Бзежинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения. 1999.
  26. М. П. От социальных ценностей к социальному государству. М.: Изд-во Луч. 1997.
  27. Р., Ричардсон Д. Агрессия. Пер. с англ. СПб.: Питер. 1997.
  28. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М.: Изд-во МГУК. 1998.
  29. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стабильность государства: Российская модель. М.: Изд-во МГУК. 1997.
  30. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: Изд-во МГУК. 1999.
  31. А. Приватность и свобода. М. 1993.
  32. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.
  33. А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000.
  34. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО «ЭДАС ПАК». 2000.
  35. И.Е., Кибанов, А .Я., Захаров Д. К. Конфликтология. М.: ИНФРА-М. 2000.
  36. Э. Нации и национализм. М. 1991.
  37. А. С. Политический экстремизм. М.: Мысль. 1986.
  38. Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. М.: Наука. 2002.
  39. М.И. Информационно-анализирующая система оценки социально-политической обстановки в регионе. М.: Изд-во «Луч». 1992.
  40. М.И. Социальная напряженность и национальная безопасность России. М.: Изд-во «Союз». 1996.
  41. М.И., Романович А. Л., Урсул А. Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологический аспект. М.: Изд-во МГУК, ИД «Друг». 2001.
  42. М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М., Экономика, 2003.
  43. Г. Г. Социально-политическая психология. М. 1994.
  44. Дробижева J1.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М. 2003.
  45. Г. Система субъективных публичных прав. СПб., 1913.
  46. В. А. Раскрытие парадигмы национальной безопасности России. М. 1999.
  47. Э.С. Способы разрешения конфликта: сила оружия или сила слова? М.: Academia, 2004.
  48. Э.С. Институционализм национальной безопасности М.: Изд-во РГТЭУ. 2005.
  49. Э.С. Права человека в XXI веке. М.: Изд-во РГТЭУ. 2005.
  50. Э.С. Человеческое измерение безопасности. М.: Изд-во РГТЭУ. 2005.
  51. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995.
  52. М. Информационная эпоха: экономика общества и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ. 2000.
  53. И. Критика практического разума. СПб., 1995.
  54. В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе. М.: Республика. 2002.
  55. Кузнецов В. Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. Ин-т соц.- полит. Исследований РАН. М.: Книга и бизнес, 2004.
  56. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс. 2000.
  57. Ю.Л., Матузов Н. И. Личность. Право. Демократия. Саратов, 1974.
  58. Ю.Л., Явчуновская Р. А. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. М. 1998.
  59. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. 2000.
  60. Дж. Два трактата о правлении7 Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.З. М., 1988.
  61. Н.И. Личность. Право. Демократия. Саратов. 1974.
  62. А.Ю. Демократические транзиты (теоретико-методологические и прикладные аспекты). М., 1999.
  63. Н.Н. Расставание с простотой. М. 1998.
  64. Молодежный экстремизм / Под ред. А. А. Козлова. СПб. 1996.
  65. Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М.: РОССПЭН, 1999.
  66. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). М.: Изд-во МГУК и «Академия». 1999.
  67. Д. Институты, институциональные отношения и функционирование экономики. М. 1997.
  68. Общая теория безопасности (актуальные методологические и социально-политические проблемы) / под ред. А. И. Позднякова. М: Академия ГШ МО РФ. 1994.
  69. А.В. Драма российской политической истории. Система против личности. М., 1994.
  70. Общая теория национальной безопасности / под ред. А. А. Прохожева. М: Изд-во РАГС. 2002.
  71. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М. 1996.
  72. Т. Система современных обществ. М., 1997.
  73. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  74. А.С. Искушение глобализмом. М.: Рус. нац. фонд, 2000.
  75. Переходы и катастрофы / под ред. Ю. М. Осипова, И. Н. Шургалиной. М.: Изд-во МГУ. 1994.
  76. Э. А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: АО Издательская группа «Прогресс-Культура». 1994.
  77. JI.B. Путь России в современность: модернизация как деархаизация. М., 1998.
  78. Права человека в истории человечества и в современном мире. М. 1989.
  79. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Ленского. М.: Ин-т психологии РАН. 1996.
  80. Прохожев, Алексей Александрович. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  81. Рац М.В., Копылов Г. Г., Слепцов Б. Г. Концепция обеспечения безопасности. М.: Касталь. 1995.
  82. . Толерантность дорога к миру. М. 2001.
  83. А.В. В. В. Стрельченко Проблемы внешней и внутренней безопасности: теория и практика: монография / под общ. ред. А.В. Возженикова. М.: Изд-во РАГС, 2005.
  84. М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб.: Алетейя. 2001.
  85. В.В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996
  86. Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М.: Международные отношения. 1983.
  87. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика. 1997.
  88. Г. Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). М.: Ин-т системного анализа РАН. 1997.
  89. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М.: ИНФРА-М. 1999.
  90. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Отв. ред. JI.M. Дробижева. М. 1998.
  91. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М. 2003.
  92. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека: Социальные и правовые основы. М., 2005.
  93. В.А. Реквием по этносу. М. 2003.
  94. ГЛ. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб.: Изд-во РХГИ. 1996.
  95. В.А. Глобальные вызовы человечеству. М. 2002.
  96. М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М.: Альпина паблишер. 2003.
  97. М. О терпимости. М. 2000.
  98. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М. 2000.
  99. А.Д., Романович А. Л. Безопасность и устойчивое развитие (концептуальные проблемы). М.: Издательский дом «Друг». 2001.
  100. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: «Республика». 1994.
  101. Э. Душа человека. М.: «Республика». 1992.
  102. ЮО.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.
  103. П. Национал-прогрессизм. Теория и идеологиянационального выживания и развития России. М. 1995.
  104. Ю2.Шамба Т. М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации. М.: МГУК, 2000.
  105. ЮЗ.Шамба Т. М. Непрошин А.Ю. Абхазия: Правовые основы государственности и суверенитета М.: Изд-во Ин-Октаво, 2005.
  106. Р.А. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. М., 1998.
  107. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Academia. 1999.1. Научные статьи
  108. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление /Современный терроризм: состояние и перспективы. М.:Эдиториал УРСС. 2000.
  109. А.С. Системность как свойство категорий конституционного права // Общественные науки и современность. 2004. № 4.
  110. С. Национальная безопасность: проблемы правового регулирования и вопросы соблюдения прав человека // Мир и безопасность. 2003, № 1-
  111. В.Д., Лепский В. Е., Стрельцов А. А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности// Информационное общество. 1997. N4−6.
  112. Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 6, 2002. № 1.
  113. Ш. Баталов И. Система национально-государственных интересов России // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 3.
  114. Э. Политика в рыночном обществе // Бизнес и политика. 1995. № 5.
  115. Безопасность России: системный подход // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. 1994. N5.
  116. В.Х. О парадигме развития России // Социально-гуманитарные науки. 2002. № 3.
  117. П.Г. Законодательство и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. N7.
  118. П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России // Информационный сборник «Безопасность». 1998. № 5−6.
  119. О. А. и др. Безопасность России условия и смысл существования власти // Власть. 1998. № 5.
  120. С.С. О борьбе с международным терроризмом // Государство и право. 1998. № 9.
  121. Биктимирова 3.3. Безопасность в концепции развития человека // Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  122. В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
  123. П. Социальное пространство и символическая власть // Начала. М. 1994.
  124. А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3.
  125. И., Петров Н. Горизонты синергетики и политические процессы // Власть. 2003. № 9.
  126. А.Н. Нация как аналитическая категория теории безопасности / Безопасность. 2001. № 5−6.
  127. А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1−3.
  128. А.Б. Синергетика и политика // Общественные науки и современность. 1993. № 4.
  129. В. Политэкономия насилия, экономический рост и консолидация государства // Вопросы экономики. 1999. № 10.
  130. Возжеников Анатолий Васильевич. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения: Автореф. дис.. д-ра полит. Наук. РАГС при Президенте РФ. Каф. политологии и полит, упр. М., 2002.
  131. А.В. Развитие концептуальных подходов к безопасности личности в России / Научные доклады'99. Вып.1. М., 1999.
  132. А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, характер и классификация // Управление риском. 1998. N 3.
  133. А.В. Система обеспечения национальной безопасности и характеристика ее элементов // Бизнес и политика. 1998. N1.
  134. Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. 2003. № 4.
  135. О.Д., Титаренко И. В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001. № 2.
  136. Н.В. Особенности экстремизма на религиозной почве // Безопасность Евразии. 2002. № 3.
  137. .А., Торукало В. П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4.
  138. В.Т. Ментальные недуги трансформанта и безопасность жизни человека // Безопасность. 1993. № 7.
  139. Д.Д. Доверие граждан как ресурс национальной безопасности России (Опыт политического анализа) // Безопасность. 1999. № 1−2.
  140. В.М. Агенты влияния: откуда они? // Безопасность. 1995. № 3−4.
  141. A.M. Тоталитарное государство и безопасность общества//Безопасность. 1994. N4.
  142. М.И. Каждому хочется жить в стабильном государстве // Вестник Российской академии наук. 1998. N1.
  143. М.И. Национальная безопасность России: социальный аспект / В кн.: «Социальная ориентация развития экономики». М.: Изд-во «Союз». 1996.
  144. М.И., Потрубач Н. Н. Национальная безопасность России: проблема в человеческом измерении // Мир науки, техники, образования. 1996. N 1−2.
  145. М.И., Романович А. Д., Урсул А. Д. Безопасность России: социальное измерение. М.: Альманах высоких гуманитарных технологий «НАВИГУТ». 2001. № 4.
  146. Л.И. Методологические подходы к изучению национального самосознания и национализма //Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994.
  147. JI.M. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // В кн. «От толерантности к согласию». М. 1997.
  148. М.С. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики // Социологические исследования. 2003. № 8.
  149. И.Ю. Оценка угроз в американской стратегии национальной безопасности // США. 1998. № 10.
  150. Э.С. Социальные катастрофы и безопасность //Государственная служба. 2004. № 5.
  151. Э.С. Безопасность и государственность // Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений. М.: Изд-во РГТЭУ. 2004.
  152. Э.С. Национальное в межличностных отношениях // Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений (часть 2). М.: Изд-во РГТЭУ. 2004.
  153. Э.С. Терроризм и права человека // Борьба с терроризмом в современной России: Материалы шестой научно-практической конференции. М.: Изд-во Академии МВД РФ. 2004.
  154. М.В. Ритмы и масштабы перемен (О понятии «процесс», «изменение» и «развитие» в политологии) // ПОЛИС. 1993. № 2.
  155. С.Г. Терпимость и политическое насилие // ПОЛИС. 2004. № 3.
  156. И. О терроре и терроризме (природа, сущность, причины, проявления) // Безопасность. 2001. № 7−12.
  157. М.Л. Система социальной глобализации // ЭКО. 2003. N4.
  158. Кара-Мурза С. Ядро нашего общества существует ли оно // Экономические стратегии. 2000. Июль-август.
  159. В.А. О проекте Федеральной концепции обеспечения и защиты прав человека // Безопасность Евразии. 2001. № 1.
  160. И.И., Лапкин В. В. Русский вопрос в России //Полис. 1995, № 5.
  161. Е. Агрессия в современном обществе // Управление персоналом. 1999. № 2.
  162. B.C., Емельянов В. П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение // Вестник Московского университета, Сер. 11, Право. 1999. № 5.
  163. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24) // Безопасность. 2000. № 1−12.
  164. А.В. О понятии «национальная безопасность» в американской политологии // Безопасность. 1996. N 3−4.
  165. Н. Конфликты постсоветского пространства: фактор стабильности? // Мировая экономика и международные отношения. 1996. N2.
  166. Н.А. Международно-политическая организация глобализующегося мира: модели на среднесрочную перспективу //Общественные науки и современность. 2001. № 6.
  167. Э. Этноэкономические системы очаги глобальной устойчивости? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N9.
  168. М. Политический экстремизм угроза государственности // Российская юстиция. 1999. № 4.
  169. Н. О лидерстве // Управление риском. 1997. N3.
  170. В.Н. Предупреждение терроризма // Общественные науки и современность. 2004. № 1.
  171. В. О социологическом преодолении фундаментального противоречия между свободой человека и его безопасностью // Безопасность Евразии. 2003. № 2.
  172. В.А. О соотношении насилия и согласия в теории и на практике // Безопасность. 1999. № 3−4.
  173. М.В. Политическая лояльность и национальная безопасность //Геомилитаризм, геополитика, безопасность. 2003, № 8-
  174. В. Безопасность развития и развитие безопасности // Свободная мысль. 1996. № 7.
  175. Ю.А. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 1.
  176. В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. № 3.
  177. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11.
  178. В. Е. Манипулятивные воздействия и рефлексивное управление//Психологический журнал. 1996. № 6.
  179. В. Е. Проблемы информационно-психологической безопасности // Психологический журнал. 1996. № 3.
  180. Н.В. Насилие в современной геополитике: истоки, причины и тенденции // Безопасность Евразии. 2003. № 2.
  181. Г. Е. О проблематике терроризма в контексте прав человека // Московский журнал международного права. 2002. № 2.
  182. В.В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм // Общественные науки и современность. 2004. № 3.
  183. В., Анастасии А., Киселев Е. Национальные интересы Российской Федерации в начале XXI века // Власть. 2003. № 4.
  184. Л. Приоритеты концепции национальной безопасности России // Международная жизнь. 1997. № 10.
  185. А.В. Политика и безопасность России (теоретические основы) // Безопасность. 1998. № 5−6.
  186. Т.А. Права человека и правовое государство как фракталы безопасности // Безопасность. 1999. № 3−4.
  187. А.И. Новая российская идентичность: особенности и типы отечественного дискурса. Очерк социологии знания //Социологический журнал. 2001, № 4.
  188. . Свобода и цивилизация // Личность. Культура. Общество. 2000. Вып. 4 (6).
  189. Р. А. Криминальные опасности в сфере информационных и телекоммуникационных систем и борьба с ними (зарубежный опыт)// Безопасность. 1999. № 3−4.
  190. Н.П., Насиновский В. Е., Скакунов Э. И. Концепции решения конфликтов в постсоветский период / В кн. Международные исследования Российская ассоциация теории и моделирования международных отношений. М. 1994.
  191. В.М. Насилие и свобода в политическом контексте // Полис. 2004. № 3.
  192. И.С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информационное общество. 1997. N4−6.
  193. О. О. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений // Безопасность Евразии. 2003. № 2.
  194. Н. Национальные интересы как проблема безопасности и будущего России // Диалог. 1998. № 5.
  195. В.Д. Динамика взаимодействия общества и его институтов // Безопасность Евразии. 2003. № 2.
  196. Е.Г. Зарубежные модели федеративного устройства // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перпектив. М., 1998.
  197. М.М. Национальные интересы России: государство и регионы // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России. М., 1998.
  198. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  199. Ю.Г. Опасность и безопасность с позиций деятельностного подхода // Безопасность. 1998. № 1−2.201.0лейник А. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопросы экономики. 1997. № 10.
  200. Ю. Институционализм новая панацея для России // Вопросы экономики. 1999. № 6.
  201. А.В. О некоторых базовых категориях теории обеспечения национальной безопасности //Вестник Российской Академии естественных наук. 2004, № 3-
  202. В. Геополитическое измерение национальной безопасности России // Безопасность Евразии 2003. № 2.
  203. Э.А. Социальная природа терроризма и экстремизма // Общественные науки и современность. 2002. № 4.
  204. И. Усиление роли информационных факторов в системе обеспечения национальной безопасности России //Власть. 1998. N 1.
  205. И.Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России // Информационная безопасность России. М., 1998.
  206. С. Безопасность и этническая миграция в Россию //Pro et Contra. 1998, Т. З, № 4.
  207. В.И., Лапкин В. В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // ПОЛИС. 2002. № 2.
  208. В.Е. Предупреждение преступлений, посягающих на конституционные основы общества и государства и политический сыск//Безопасность. 1996. N3−4.
  209. В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть 2001. № 11.
  210. В. С. Методологические проблемы исследования безопасности / В кн. Проблемы безопасности. М. 1994.
  211. Л.В. Сталинизм в контексте исторического прогресса // Социологические исследования. 1990. № 6.
  212. А. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997.
  213. О. Противоречия глобализации и интересы России // Власть. 2003. № 3.
  214. А.А. Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности // НАВИГУТ. 2004. N2
  215. А.А. Системный подход к проблеме национальной безопасности Российской Федерации и ее обеспечению //
  216. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика: Материалы междунар. конф. В 4 т. Т. 4, кн. 1. М., 1997.
  217. Н.М. Политический альянс и регуляторы поведения его участников // Власть. 1997. N4.
  218. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика) / под общ. ред. А. В. Возженикова — М.: Изд-во РАГС, 2006.
  219. Н.М. Человеческий потенциал России: взгляд в 21 век//Народонаселение. 1999. № 1.
  220. C.JI. Права человека или новая тоталитарная идеология Запада в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
  221. JI.M. Лики российской толерантности. Размышления участницы симпозиума // Полис. 2002. № 6.
  222. Российское общество как теневая социально-экономическая система // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 4.
  223. Россия в условиях стратегической нестабильности // Вопросы философии. 1995. № 9.
  224. А. Нетрадиционные угрозы безопасности России и Евразии: Рабочие материалы. М.: Центр Карнеги. 1999. № 7.
  225. А.В. Общественные эффекты институционализации политико-властных отношений // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2.
  226. А.В., Татаров A.M. Новый общественно-институциональный порядок в России: проблемы формирования и оптимизации // Власть. 2001. № 7.
  227. К.Р. Отрицательные качества положительных прав / Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 1993. № 1 (2).
  228. А. Современный терроризм как инструмент глобального управления // Власть. 2004. № 10.
  229. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М. 1996.
  230. В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. N1.
  231. Сикевич 3. Этническая неприязнь в массовом сознании россиян / В кн. «Нетерпимость в России: старые и новые фобии». М. 1999.
  232. П. Потребность свободы: Какими путями пролагается? // Власть. 2004. № 8.
  233. JI.B. Общество и насилие // Октябрь. 1997. № 11.
  234. Н. Новая российская концепция национальной безопасности // Конституционное Право: Восточноевропейское Обозрение. 2000. № 2 (31).
  235. Д.С. «Золотой миллиард» против бедного // ЭКО. 2002. № 9.
  236. М. Виртуальная реальность в управлении личностью (Манипуляции и защита от них) // Управление персоналом. 1999. № 6.
  237. К.А. Политико-философское понимание политического насилия: поиски смысла // ПОЛИС. 2004.№ 3.
  238. А.Н. Преодоление деформаций как условие развития личности и общностей // Безопасность. 1993. № 11−12.
  239. В.И. Социология национальной безопасности как «новая» парадигма социологического знания // Безопасность. 1995. № 3.
  240. Л.О. Размышления о хартии обязанностей человека // Безопасность. 1999. № 3−4.
  241. Г. А. Иерархическое управление устойчивым развитием социальных организаций // Общественные науки и современность. 2002. № 3.
  242. А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие //Безопасность Евразии. 2001. № 1.
  243. В.В. Проблемы и перспективы разработки Всеобъемлющей конвенции по борьбе терроризмом // Московский журнал международного права. 2002. № 1.
  244. Р. Государственная идеология: кто как ее понимает? //Диалог. 1998. № 2.
  245. И. Политическая элита: Измерение безопасностью // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 2(8).
  246. И.Н. Об основных направлениях борьбы с современным терроризмом // Власть. 2002. № 12.
  247. О.М. Права человека и некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности. Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел: Материалы международной научно-практической конференции 10 декабря 1998 г. г. М., 1999.
  248. О.М., Рыкунов В. И., Павленко С. З., Подуфалов В. Д. Права человека и интересы национальной безопасности. М. 1999.
  249. А. Становление гражданского общества в России: институциональная перспектива // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 4.
  250. А. Феномен «двоемыслия»: Запад и Россия (особенности ролевого поведения) // Общественные науки и современность. 1994. № 3.
  251. О.Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. 2005, № 2 и др.
  252. А.Ю., Дамениа О.Н Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.
  253. Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования.2002. № 5.
  254. А.Д., Романенко В. И. Проблемы безопасности России // М.: Дипломатический ежегодник. 2000.
  255. Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. 2001. № 7.
  256. Ю.В. Новый взгляд на проблему безопасности // Власть.2003. № 4.
  257. К. Истоки истории и ее цель //Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. II. М., 1997.
  258. Andreff W. La crise des economies socialistes. La rupture d’un systeme. Grenoble. 1993.
  259. Balcerowicz L. Socialism, Capitalism, Transformation. Budapest-London-N.Y. Central Europian University Press. 1995.
  260. Bandura A. Aggression: A social-lrarning analysis. Englewood Cliffs, NJ: Prentict Hall. 1973.
  261. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach. Journal of Political Economy. 1968. vol.76. № 2.
  262. Berkovitz L. Aggression: a social psychological analysis. N.Y. 1962.
  263. Castells M. The Information Age. N.Y., 1997.
  264. Castells M. The Power of Identity. Oxford: Blaskwell. 1997.
  265. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge. 1990.
  266. Dictionnaire critique de la sociologie. Paris. 1994.
  267. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968 и др.
  268. Fligstein N. Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies. Princeton. 2001.
  269. Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge. 1985.
  270. Keck M. Activists beyond borders: advocacy networks in international politics. N.Y.: Cornell University Press. 1998.
  271. North D., Thomas P. The Rise of the Western World: A New Economic History. Cambridge: Cambridge University Press. 1973.
  272. Poggi G. The State: Its Nature, Development and Prospects. Stanford: Stanford University Press. 1990.
  273. Rosenbaum W. Political culture. N.Y. 1978.
  274. Rothschild E. What is Security?//Daedalus. 1995. Summer и др.
  275. Smith A. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge: Polity Press. 1995.
  276. Tinbergen N. On War and Peace in Animals and Man. Science. Washington. 1968.
  277. UNDP. Human Development Report 1990. New York. 1990.
  278. UNDP. Human Development Report 1994. New York. 1994.
  279. UNDP. Human Development Report 1995. New York. 1995.
  280. UNDP. Human Development Report 1998. New York. 1998.
  281. UNDP. Human Development Report 1999. New York. 1999.
  282. Weber H. Aerger und Agression // Zeitschrift fuer Sozialpsychologie. 1999. 30 (2/3).
  283. Wensel M. Soziale Kategorisierung / Bereich distributiver Gerechtigkeit. Muenster: Waxmann. 1997.
  284. Wilson E.O. The Age of the Environment // Foreign Policy. Summer. 2000.
Заполнить форму текущей работой