Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов в условиях модернизации российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Волосков И В Особенности социализации учащейся молодежи // Социс 2009 № 6, Зубок Ю, А, Чупров В И Социальная регуляция в условиях неопределенности Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи М Academia, 2008, Ковалева, А И Концепция социализации молодежи нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс 2003 № 1, Королев, А, А Современная российская молодежь проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ -СОЦИАЛЬНЫХ СТИПЕНДИАТОВ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов как предмет социально-философского анализа
    • 1. 2. Особенное феномена и основные компоненты социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов в условиях модернизации российского общества
    • 1. 3. Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов и трансформация современного российского общества
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ — СОЦИАЛЬНЫХ СТИПЕНДИАТОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 2. 1. Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов в аксиологической динамике российского общества
    • 2. 2. Социальное самочувствие и социальный портрет студентов -социальных стипендиатов в контексте кризиса социализационной системы российского общества.,'
    • 2. 3. Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов в условиях кризиса идентичности и его оптимизация в высшем учебном заведении

Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов в условиях модернизации российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Модернизация и глобализация российского общества привели к глубоким изменениям в социальном самочувствии и поведении человека. Одним из социальных последствий трансформации общества явилось формирование среди студенческой молодежи особой группы' студентов — социальных стипендиатов. Демографические, материальные, бытовые, социально-психологические проблемы семей в переходный период российского общества, особенно в 2008 — 2011 годы, определили у такой категории молодых людей обостренное мировосприятие, неуверенность в своем социальном положении, фрустрацию, тревогу и беспокойство из-за блокирования актуальных для них потребностей и целей — достижения.

Социальное самочувствие можно рассматривать, на наш взгляд, как категорию, которая отражает социальный интерес и активность личностикак важный элемент различных уровней общественного сознания людей. Социальное самочувствие зависит не только от внешних условий, но и от степени адаптации личности к ним. Социальное самочувствие личностиэто экзистенциальный способ функционирования в системе конкретного социума, и, одновременно, это стиль жизни, форма восприятия и изменения той социальной среды, в которой человек трудится, общается, познает.

Социально-философский анализ данной проблемы показывает, что в настоящее время реальные типы социального самочувствия населения России детерминированы именно факторами модернизации и глобализации общества. Последние должны рассматриваться как процессы, направленные на расширение возможностей самореализации. человека. Защита своей идентичности в глобализирующемся мире — главная проблема для развития человека. Отстаивая свою идентичность, он не должен противопоставлять себя «другим», а актуализировать свой потенциал, адаптироваться к экстремальным ситуациям жизни, быть жизнеустойчивым. А для этого необходимо особое состояние сознания человека, которое и называется самочувствие", как форма социокультурного, психологического и физического здоровья. Использование категории социального самочувствия жизнедеятельности расширяет круг экзистенциалий человека в условиях неоднозначной среды общения и поведения. Развитие современных высоких технологий требует от человека нового миропонимания. Это непосредственно воздействует на его социальное самочувствие, стиль жизни. Позитивное социальное самочувствие — это та ценностная среда, которая определяет развитие человека, которая способна вселить в него надежду, позволить оценить себя по достоинству, осуществить себя в нашем сложном, противоречивом, а порой, и потенциально опасном мире.

Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов показывает сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России. Ее положение определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности и риска социальное самочувствие и поведение детерминированы кризисом социализационной системы и кризисом культурной идентичности. Рассматривая совокупность обстоятельств и ценностных ориентаций, неразработанность методологических подходов в концептуализации социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов, можцо сделать вывод о необходимости исследования влияния трансформационных процессов на социальное самочувствие молодых людей. Обоснованным является изучение и оценка условий, восприятия человеком собственного «Я», мировосприятия в целом. Важным является также анализ многообразных способов реагирования на социальные изменения, ожидания и жизненные планы данной категории молодежи — студентов — социальных стипендиатов, которые должны в ближайшем будущем стать полноправными субъектами нашего общества.

Проблемы студентов — социальных стипендиатов обусловлены модернизацией общества и господствующими в нем социально-экономическими и политическими отношениями. Решение многих проблем жизнедеятельности человека возможно лишь на основе позитивных преобразований. Роль рассматриваемой нами категории студенческой молодежи (около одной трети студенчества), ее место в обществе определяются государственной политикой, а также тем, насколько активно сами студенты проявляют себя в обществе. Это, безусловно, требует от государства разработки новых программ жизнеобеспечения и предоставления определенных гарантий студентам — социальным стипендиатам, поддержки процесса адаптации этой социальной группы молодежи к современным модернизирующимся условиям. Социальное самочувствие студента — социального стипендиата можно рассматривать как интегральный показатель его самореализации в жизни. Поэтому постановка и решение данной проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Степень разработанности темы. Методологическая база определения и социально-философский смысл понятия «социальное самочувствие», его специфика изучения были заложены в ряде публикаций. Среди работ, посвященных характеристике объективного и субъективного, необходимо, прежде всего, отметить труды российских ученых XX века: В. М. Бехтерева, И. В. Ватина, П. П. Викторова, Л. Н. Войтоловского, Л. И. Петражицкого, 1 которые внесли большой вклад в изучение проблем социальных феноменов общественного сознания. Методологическое значение для исследования социального самочувствия имеют труды Б. Д. Парыгина, В. Е. Давидовича, Т. П. Матяш, Э. В. Ильенкова, А. П. Спиркина, Ю. Г. Волкова, Г. В. Драча, Г. С. Батищева и др.

Термин «социальное самочувствие» появился в отечественной научной литературе в середине XX века. Предметное поле изучения социального самочувствия ограничивалось рассмотрением характера и структуры.

1 Бехтерев ВМ Объективная психология М, 1991, Ватин ИВ Человеческая субъективность Ростов-на-Дону, 1992, Викторов П П Учение о личности и настроениях М, 1994, Вып 2, Войтоловский Л Текущий момент и текущая литература (К психологии современных общественных настроений) СПб, 1908, Петражицкий Л И Введение в изучение права и нравственности Основы эмоциональной психологии СПб, 1908 и др

2 Парыгин Б Д Основы социально-психологической теории М, 1971 жизнедеятельности субъекта в контексте внешних детерминант социального самочувствия. Теоретические работы O.JI. Барской, И. Т. Левыкина, О.В. Луневой1 были посвящены непосредственно проблемам социального самочувствия, они выполнялись в ракурсе концепций образа жизни. Когнитивно-мотивационные рефлексивные механизмы рассматривались как необходимые по отношению к эмоциональной сфере личностной структуры человека.

В 90-е годы прошлого столетия наблюдался всплеск эмпирических исследований по проблематике социального самочувствия населения России, в том числе и молодежи, но работ, специально посвященных исследованию социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов, было опубликовано немного. В трудах Е. В. Давыдовой, Б. В. Дубина, О. Н. Дубченко, A.B. Мытиль, Л. А. Орловой, Л. Я. Рубиной, Л. И. Щербаковой было показано, что социальное самочувствие многофункционально и имеет сложную внутреннюю структуру. Одним из подходов к изучению социального самочувствия является концепция о.

Ж.Т. Тощенко и C.B. Харченко о социальном настроении. В своих исследованиях они подчеркивают, что сознание и поведение людей в конкретно-исторической обстановке обусловливают появление и функционирование различных социальных процессов, структур, явлений общественного бытия.

Проблема социального самочувствия активно изучается отечественными учеными в XXI веке. В. Э. Бойков, Г. А. Воронин,.

1 Барская О Л Социальное самочувствие методологические и методические проблемы исследования Автореф дис канд филос наук М, 1989, Левыкин ИТ Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни // Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни М, 1988 Вып1, Лунева OB Самочувствие личности в производственном коллективе// Эмоциональные потенциалы коллектива Межвуз сб науч тр Ярославль, 1977 Вып 50 и др

2 Давыдова ЕВ Измерение социального самочувствия молодежи М, 1992, Дубин Б В Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены мониторинг общественного мнения 1995 № 6, Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального социологического мониторинга) Тула, 1995, Орлова Л, А О социальном самочувствии учителей московской области // Социс 1998 № 8 С 89, Щербакова Л И Социальное самочувствие работников наемного труда в современных условиях Автореф дис канд социол наук Ростов н/Д, 1995 и др

J Тощенко ЖТ, Харченко С В Социальное настроение M Academia, 1996, Тощенко ЖТ Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики //Социс 1998 № 1.

JI.C. Егорова, В. А. Иванова, Н. Г. Ковалева, Я. Н. Крупец, Н. И. Лапин, В. К. Левашов, Л. Е. Петрова, В. Н. Шубкин, O.A. Хасбулатова1 и др. анализируют в своих работах состояние общественного сознания, социального самочувствия населениястрахи, тревоги, надежды людей, их удовлетворенность или же неудовлетворенность своим социальным бытием, а также исследуют установки социального самочувствия личности, ее реакцию на трансформацию и измерение собственной жизни. О. В. Лясковская, В. Г. Шуметов предлают методологию факторного анализа л структуры и динамики самочувствия как многоаспектного феномена.

Зарубежные исследователи, изучая социальное самочувствие, его аналогичный феномен — субъективное благополучие (subjectivewell-beining), — обращаются к субъективному состоянию общества и отдельных социальных групп.3 В русле «самосохранительного поведения» изучают социальное самочувствие В. Я. Шклярук, A.A. Возьмитель, Г. И. Осадчая, В. М. Димов, Л. А. Бурганова Ж.В. Савельева, Л. С. Сафиуллина, A.B. Новоян, О.Ю. Малоземов4 и др. Ученые показывают, что нарастание социальных рисков и экстремальных ситуаций в современном мире ставят под удар социальное самочувствие и здоровье населения. Изучение данного вопроса рассматривается через спектр проблем жизненного стиля, образа жизни,.

1 Бойков В Э Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //Социс 2004 № 7, Воронин Г, А Социальное самочувствие россиян (1994;1996;1998 гг) //Социс 2001 № 6, Иванова В А, Шубкин ВН Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социс, 2005 № 2, Крупец Я Н Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности //Социс 2003 № 4, Лапин Н И Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России //Социс 2003 № 6, Левашов В К Общество и глобализация //Социс 2005 № 4, Петрова Л Е Социальное самочувствие молодежи//Социс 2000 № 12.

2 Лясковская О В, Шуметов В Г Методология анализа динамики факторной структуры социального самочувствия населения по данным социологических исследований // Образование и общество 2001 № 2(8) J Andrews F M, Inglehart R F The Structure of Subjective Well-being in Nine Western Societies // Social Indications Research 1979, Vol 6, Andrews F M, Withey S В Social Indicators of Weil-Being Americas Perception of Life Quality NY 1976, Diener E Subjective Well-Being//Psychological Bulletin 1984 № 95, Heady В An Economic Model of Subjective Well-Being Integrating Economic and Psychological Theories // Social Indicators Research 1993 № 28.

4 Возьмитель A A, Осадчая Г И Образ жизни теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования 2009 № 8, Димов В М Философия и социология здоровья / Курс лекций Алматы 1998, Бурганова Л А, Савельева Ж В Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации //Социс 2009 № 8, Сафиуллина JI С Состояние здоровья и самосохранительное поведение учащихся подростков, проживающих в большом городе Автореф дисс канд мед наук Казань 2003, Новоян, А В Формирование сомасохранительного поведения студентов в процессе профессиональной психолого-педагогической подготовки Автореферат дисс канд пед наук Калининград 2007, Шклярук В Я Самосохранительное поведение в молодежной среде //Социс 2008 № 10 социализации, адаптации, социального развития. Авторами наиболее значимых работ являются И. В. Волосков, Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, Е. А. Певцова, А. И. Ковалева, A.A. Королев, A.B. Петров, В. Е. Семенов.1 Ученые отмечают, что нарастание угроз в современном мире и в России отражается на положении молодежи, затрагивает аспекты социального здоровья и социального самочувствия молодого поколения России.

E.JI. Баранова, Н. И. Белова, Н. Х. Гафиатулина, О. Г. Кирилюк, O.A. Кислицына, И. В. Зозуля, Г. Ю. Козина2 и другие исследователи делают акцент на аксиологической составляющей социального здоровья как важнейшей стратегии при формировании позитивного социального самочувствия, духовного, физического здоровья и самосохранительного поведения молодежи. Ученые подчеркивают кризис социализации, ее стихийный характер, неоднозначное влияние семьи, СМИ на процесс формирования личности и ее социального самочувствия.3.

Особого внимания заслуживают работы, в которых анализируется отношение к социальному самочувствию и здоровью как ценности в молодежной среде. Это направление представлено работами A.B. Баранова, E.JI. Барановой, Г. Ю. Козиной, Т. А. Котовой, И. В. Журавлевой, Е. И. Соколенко.4 Авторы отмечают, что для современного молодого поколения характерен низкий уровень заботы о собственном социальном самочувствии.

1 Волосков И В Особенности социализации учащейся молодежи // Социс 2009 № 6, Зубок Ю, А, Чупров В И Социальная регуляция в условиях неопределенности Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи М Academia, 2008, Ковалева, А И Концепция социализации молодежи нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс 2003 № 1, Королев, А А Современная российская молодежь проблемы и суждения // Власть 2008 № 10, Петров, А В Ценностные предпочтения молодежи диагностика и тенденции изменений // Социс 2008 № 2 Баранова Е Л Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы 2008 № 1 (14), Белова НИ Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социс 2008 № 4, Гафиатулина Н X Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социоструктурном контексте Автореферат дисс к соц наук Ростов-на-Дону, 2006, Кирилюк О Г Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе Автореферат дисс к соц наук Пенза, 2007, Кислицына О, А Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков // Социс 2009 № 8.

J Королев, А А Современная российская молодежь проблемы и суждения // Власть, 2008 № 10 С 93.

4 Баранов, А В Социальные проблемы депопуляции и старения электората / Социология и общество Тезисы докладов Первого Всероссийского социологического конгресса СПб СПбГУ 2000, Козина Г Ю Здоровье в ценностном мире студентов // Социс 2007 № 9, Котова T, А Здоровье в контексте стиля жизни современного студенчества Дис канд социол наук, Ростов-на-Дону, 2001, Соколенко ЕИ Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема // Физическое воспитание студентов творческих специальностей Сб научных трудов под ред Ермакова С С Харьков ХГАДИ (ХХПИ), 2006 и социальном здоровье в системе иерархии ценностей молодого поколения современной России.

Отсутствие методологии научного анализа социального самочувствия именно студентов — социальных стипендиатов, как новой реальной группы студенческой молодежи в современной России, повышает научную актуальность предложенной темы и определяет потребность в социально-философском исследовании данной проблемы.

Объектом исследования выступает социальная группа студенческой молодежи.

Предмет исследования — социальное самочувствие российских студентов — социальных стипендиатов.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов в условиях модернизации и аксиологической трансформации российского общества.

Исходя из указанной цели, в работе поставлены следующие основные задачи:

— выявить предмет и провести теоретико-методологический анализ социального самочувствия;

— найти особенное феномена и исследовать основные компоненты социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов в модернизирующемся российском обществепредложить теоретические подходы к проблеме влияния трансформации российского общества на социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов;

— исследовать специфику социального самочувствия студентовсоциальных стипендиатов в контексте аксиологической динамики российского общества;

— определить социальное самочувствие и показать социальный портрет студентов — социальных стипендиатов в ситуации кризиса социализационной системы российского общества и кризиса культурной идентичности человека.

Теоретико-методологической основой исследования стал комплекс теоретических и методологических подходов к анализу социального самочувствия (O.J1. Барская, И. Т. Левыкин, О. В. Лунева, Е. В. Давыдова, Б. В. Дубин, Л. А. Орлова, Л. Я Рубина, Л. И. Щербакова, В.Я. Шклярук), социального развития молодежи (Ю.А. Зубок, В. И. Чупров и др.), ее социализации (И.В. Волосков, А. И. Ковалева и др.). Кроме того, теоретический анализ социального самочувствия потребовал привлечения различных концепций, связанных с изучением образа жизни (A.A. Возмитель, Г. И. Осадчая), качества жизни (Л.А. Беляева), стиля жизни, социального интереса и активности (А. Адлер).

Теоретической основой исследования стали труды известных отечественных ученых в области изучения проблем молодежи, ее социализации, адаптации, интериоризации, в которых сформулированы главные задачи и показана методика их решения, отражающая сегодняшнюю ситуацию российского общества и его молодого поколения. Кроме этого использованы основные положения феноменологии А. Щюца, теории социального действия М. Вебера и структурно-функционального анализа Т. Парсонса.

В работе используются методы субъектной интерпретации, сравнительного, исторического, институционального, аксиологического, социокультурного подходов. Были также привлечены источники, посвященные теоретическому осмыслению изменений в аксиологическом пространстве России в ситуации трансформации системы ценностей студенческой молодежи в обществе модернизационного типа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлен предмет социально-философского анализа по изучению проблемы социального самочувствия;

— отражено особенное феномена и воспроизведены основные компоненты социального самочувствия студентов — социальных стипендиатов в современном российском обществе;

— предложены теоретические подходы к проблеме исследования влияния модернизации российского общества на, социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов;

— исследована специфика социального самочувствия студентовсоциальных стипендиатов в контексте противоречивой аксиологической динамики российского общества;

— определен социальный портрет студента — социального стипендиата в контексте кризиса социализационной системы российского общества;

— сформулированы особенности социального самочувствия студентовсоциальных стипендиатов в условиях кризиса идентичности общества и личностинамечены пути его оптимизации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. «Социальное самочувствие» является категорией, отражающей уровень качества жизни. В основе социального самочувствия находится отношение индивида к своему духовному состоянию и материальному положению, которые выступают мотивирующими факторами самооценки и самоконтроля личности. Позитивное социальное самочувствие студентасоциального стипендиата можно определить как единство социального интереса и активностиего' самооценку, совокупность познавательных процессов, состояний, свойств сознанияиндивидуальную стратегию действия, направленную на понимание жизненных целей, отражающих ценности личности, студенческой группы и общества.

2. Специфика социального самочувствия выражается в том, что оно является интегральной величиной и характеризуется при помощи категорий образа жизни, характера жизнедеятельности, самосохранительного поведения, социального здоровья и статуса личности, выполнения ею социальных ролей и реализации ценностных ориентаций. Социальный интерес и активность являются коммуникативными звеньями, которые соединяют студента с социальной группой (студенческой группой), обществом и позволяют преодолеть социальную апатию, агрессивность, страх и комплекс неполноценности. Саморазвитие студента — социального стипендиата во многом определяется осуществлением единства социальной адаптации и интериоризации. Экономическая и социально-психологическая поддержка, с одной стороны, и самореализация, самовоспитание, самооценка, с другой — выступают как возможность и действительность, потенциальное и актуальное бытие студента — социального стипендиата. Социальное самочувствие студента — социального стипендиата включает следующие компоненты: 1) телесное «Я» — комплекс неполноценности и одновременно стремление преодолеть самого себя- 2) самоидентичностьстремление к превосходству, ориентация на значимого «Другого" — 3) интенциональность — направленность личности в социальном пространстве- 4) личностная интериоризация внешних отношений (личностное «Я» — самость) — 5) совесть как самооценка, самоконтроль и справедливое отношение к «Другому». Существуют различные уровни социального самочувствия: а) ситуативный или актуальный, возникший в результате событийностиб) потенциальный, формирующийся в результате собственного «Я» и жизненных обстоятельствв) константный, отражающий архетипы поведения и социальную идентичность.

3. В результате новых ценностных ориентаций, которые формируются в социуме модернизационного типа, российское общество представляет собой социальное пространство, в котором сосуществуют одновременно инновационные' и традиционные ценности, неоформившиеся социальные страты, авторитарные и демократические формы управления, межкультурное общение прошлого и настоящего, агрессивность и альтруизм и др. В переходную эпоху студенты — социальные стипендиаты оказались в условиях фрагментарного, амбивалентного общественного сознания. Будущее таких студентов проблематично в силу отсутствия у них жизненных стратегий, необходимого социального и нравственного опытаони оказались в условиях кризисного трансформационного социально-экономического развития. Поэтому им нужна государственная поддержка и индивидуальная психологическая помощь. Изменение базовых и инструментальных ценностей вызвало изменение социального самочувствия, умонастроения, сознания человекапоявляются новые формы социального самочувствия. Но общество пока не выполняет свои социализационные, воспитательные функции по отношению к студентам — социальным стипендиатам. Поэтому такая категория студентов ощущает свою неполноценность, ущемленность, демонстрируют неверие в будущее, отчуждение в настоящем, что отрицательно сказывается на её социальном самочувствии.

4. В условиях противостояния традиционных и инновационных ценностей социальное самочувствие сопровождается переоценкой ценностейоно формируется в ситуации неопределенности, дефицита самостоятельности и активности, зачастую даже социальной апатии, растерянности, господства прагматических, гедонических целей и ценностей, отсутствия кумиров, недостатка созидательно выраженной идеологии, образцов для подражания. Поэтому в обществе модернизационного типа как никогда возрастает ценность знания, умений, компетенции, актуализации личностного потенциала человека. Ему необходимы индивидуальные стратегии самосозидания. Экстремальные ситуации порождают поиск новых форм позитивной креативной адаптации, формирования социального интеллекта личности в сложной ситуации неопределенности и риска. Для студента сейчас особенно важен здоровый образ жизни, что является необходимым условием позитивного социального самочувствия и преодоления жизненных трудностей.

5. Социальная незащищенность студентов — социальных стипендиатов должна быть преодолена. Чтобы «заставить захотеть» студента — социального стипендиата поверить в свои силы и способности, вызвать активность и социальный интерес к жизни, вуз, прежде всего, деканат, должны проводить заинтересованную целенаправленную политику педагогического сотрудничества с данной категорией студенческой молодежи. Формирование чувства патриотизма, развитие самостоятельности, интеллекта, гибкого творческого мышления, личный пример преподавателя, любовь к профессии должны стать нормой обучения и воспитания, познания, общения, личностного роста студента — социального стипендиата. Необходима комфортная гуманитарная среда в учебном заведении, на факультете, в студенческой группе.

6. Новые высокие технологии в условиях модернизации России требуют нового миропонимания, изменения сознания человека, формирования его информационно-коммуникативной культуры. Нашей стране сейчас необходима другая личность, которая принимает и реализует инновационные подходы в своей профессиональной деятельностиэто личность волевая, раскрепощенная, креативная, использующая в своей деятельности и общении методы гибкого рационализма, ориентированная не только на фундаментальность своих знаний, но и на практический результат. На основе этой общей установки должен формироваться и социально-психологический портрет студента — социального стипендиата, отражающий новые формы его поведения и отношения к миру, к самому себе. Положительное социальное самочувствие студента — это не только результат воздействия благоприятных обстоятельств, оно формируется и на основе таких качеств и свойств личностной структуры, как самореализация, самовоспитание, самоактуализация, самосозидание, самооценка, самоуважение и самоконтроль.

7. За период реформ в России произошла трансформация социального самочувствия молодежи и, прежде всего, малообеспеченной части молодежи (студентов — социальных стипендиатов), обусловленная кризисом социокультурной и политической идентичности. Так как формирование новой идентичности молодежи связано с недооценкой опыта старших поколений, идентификация происходит «с чистого листа» и включает «символическую адаптацию» к идентификационным кодам вновь образовавшихся норм, социальных движений и организаций. В силу дефицита исторической памяти в молодежной среде принимаются новые формы ситуативного выбора. Нестабильность социокультурной идентичности молодежи, особенно студентов — социальных стипендиатов, определяет аутсайдерство их в молодежных социальных структурах. Надо развивать интерес молодежи к использованию процедур социокультурной самопрезентации. Это выдвигает задачу поиска эффективных средств оптимизации социального самочувствия и выхода из сложившейся ситуации. Процессы социализации, адаптации и интериоризации в высшем учебном заведении преломляются через воспитательную систему. Преподавательский состав призван формировать позитивную направленность интересов по поддержанию, закреплению и трансляции ценностей и установок, создавая комфортное социальное самочувствие. Студент должен осваивать новые формы адаптации, овладевать культурой самосохранительного поведения в ситуации неопределенности социальной среды, поддерживать здоровый образ жизни. Но результативность социального самочувствия, в конечном итоге, зависит от того, насколько в обществе будут реализованы ценности личности, насколько они совпадут с ценностями общества. Последние должны быть ориентированы на социальное благополучие, равенство возможностей каждого, жизненный успех, свободу и социальную справедливость.

Научно-практическая и теоретическая значимость данного диссертационного исследования обусловлена актуальностью проблемы формирования позитивного социального самочувствия студенческой молодежи в условиях трансформации ценностей современного модернизирующегося российского общества и потребностью научного осмысления причин и последствий ухудшения социального самочувствия молодого поколения россиян и, прежде всего, нового образовавшегося зависимого слоя среди студенчества — студентов — социальных стипендиатов. Научно-практическая значимость диссертации определяется важностью поиска путей выхода из кризиса сложившейся социализационной системы модернизирующегося российского общества и поиском путей формирования комфортной гуманитарной среды, позитивного социального самочувствия молодежи, студентов — социальных стипендиатов. Необходимы гуманистические подходыактуализация проблемы формирования культуры позитивного самочувствия должна оказать действенное влияние на совершенствование обучения и воспитания студента.

Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке и чтении курсов по философии, социальной философии, культурологии, социологии молодежи, валеологии и других дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Диссертационная работа должна оказать теоретическую и методическую помощь при разработке проектов и стратегических программ по формированию культуры позитивного социального самочувствия в молодежной среде.

Апробация работы. Основные концептуальные идеи исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях ФГОУ ВПО НГМА (1999, 2001, 2009, 2010 годы), на Всероссийских научных чтениях по актуальным проблемам социальной истории, философии и социальной работы (12-я научно-теоретическая конференция (2011г.) — изложены в 2 монографиях, сборниках «Человек: его сущность, развитие и проблемы» Вып. 6, 9 (1999 г., 2000 г.), сборниках «Человек и общество: поиски, проблемы, решения» Вып. 16, 17 (2010 год) и др. Работа была обсуждена на заседании кафедры истории и философии Новочеркасской государственной мелиоративной академии в 2011 году.

Основное содержание диссертационной работы изложено в 4 статьях изданий перечня ВАК Минобрнауки России: «Среднее профессиональное образование" — «Вестник Поволжской академии государственной службы" — «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». Всего по теме диссертации опубликовано 20 статей, общим объемом 15,6 п.л.

Объем и структура работы. Структура диссертации определяется задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для социально здорового общества большое значение имеет уровень социально-продуктивного самочувствия и культура самосохранительного поведения, которые отражают отношение человека к социуму, к социальному и физическому здоровью как на общественном, так и на индивидуальном уровне. В этой проблеме ключевая роль принадлежит молодому поколению. В современном российском обществе наблюдается ряд негативных моментов и показателей в сфере общественного развитияи одним из них является ухудшение социального самочувствия молодежи. Следствием такого положения является появление слоя студентов, получающих социальную стипендию. Это говорит о неблагополучии общества.

Резкое снижение уровня материального обеспечения в эпоху кризиса сопровождалось и продолжает сопровождаться снижением физического, психического и социального самочувствия молодых людей и, прежде всего, студенческой молодежи, студентов — социальных стипендиатов. Положение еще более усугубилось в связи с решением руководителей страны сократить бюджетные места для поступающих в вузы, а большинство молодых людей из-за сложного материального положения претендуют на бюджетные места. В российском обществе усиливаются социальная неопределенность, риски на фоне кризиса идентичности молодого поколения и системы ценностей россиян. Аксиологичская составляющая выбрана критерием для объяснения негативных тенденций в области социального самочувствия, так как именно ценности выступают основой, для социальной регуляции и поведения.

Социальное самочувствие занимает одно из главных мест в системе ценностей молодого поколения. В основе позитивного социального самочувствия лежит отношение молодежи, студентов — социальных стипендиатов к своему физическому, психологическому, биологическому и социальному состоянию. Социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов понимается как совокупность действий, поступков, направленных на сохранение социального самочувствия и улучшение его отношения к социальному • самочувствию как ценности в ситуации аксиологической трансформации общества и стихийной социализации.

Само же социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов, их положение в обществе и социальная активность зависят от общественных целей, особенностей идеологии, системы ценностей социума. Поэтому мы рассмотрели аксиологические основы функционирования общества в целях изучения социального самочувствия, оценка которого позволяет сделать прогноз будущего развития российской молодежи и общества. В результате ценностного дисбаланса сформировалось общество трансформационного типа, а ценностное пространство — хаотично, так как в нем сосуществуют традиционные и инновационные установки, их борьба дестабилизирует общество и снижает социальное самочувствие молодого поколения и всего населения в целом. Социальное самочувствие отражение уровня благополучия и благосостояния общества, его ценностейв условиях модернизации и глобализации. Так как основная роль в ценностной динамике принадлежит молодежи, было необходимо проанализировать социальное самочувствие молодежи, а в нашем исследовании обращалось особое внимание на социальное самочувствие студентов — социальных стипендиатов.

Отметим некоторые тенденции развития данного аспекта рассматриваемой проблемы.

1. Отношение к социальному самочувствию как ценности формируется в процессе социализации и несет на себе отпечаток индивидуальности личности, воспринимающей социальный опыт, нормы, установки. Стандарты положительного социального самочувствия формируются в традициях, обычаях, пословицах, поговорках, религиозных учениях, в системе воспитания и самовоспитания, передаются через поколения. Но кризис социализационной системы разрушил систему социокультурной преемственности и межпоколецческой связи, передачи и хранения социальной памяти, а вместе с ней систему передачи ценностей хорошего социального самочувствия и здорового образа жизни в духовном и физическом аспектах. Поэтому социальное самочувствие улучшится, если восстановится и оздоровится социализационная среда и система общества в целом. Особенно это касается студентов — социальных стипендиатов, выходцев из малообеспеченных семей.

2. Безусловно, восстановление такой системы социализации необходимо проводить с учетом социальных, экономических и культурных изменений. Многочисленные работы современных авторов выявляют негативные поведенческие характеристики, ухудшающие самочувствие молодого поколения (рост молодежной девиантности, агрессивности, преступности, алкоголизма, наркомании, нигилизма, экстремизма). В тоже время на вершине ценностной иерархии должны находиться ценности духовного порядка: семья, любовь, патриотизм, дружба, справедливость, свобода, самореализация личности и др. на эти ценности и следует ориентироваться при воспитании и обучении студенческой молодежи.

3. Но пока ценность социального самочувствия как самосохранительного поведения находится на неудовлетворительном уровне. Об этом говорят поведенческие реалии молодежи, явившиеся как следствия трансформации российского общества, в ходе которой новые ценности постоянно занимают ведущие места, но они еще не стали осознанными, практически используемыми. Процесс социализации и адаптации в вузе применительно к новым условиям продолжается. Формируется стратегия, направленная на поддержание, закрепление и трансляцию социальных ценностей нового мироустройства, определяются новые личностноориенированные установки, отражающие культуру позитивного социального самочувствия, культуру самосохранительного поведения студенческой молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них// Социологические исследования. 2008. № 10.
  2. В.А., Гриценко Т. Д., Маслова Т. Ф. Социальное самочувствие молодежи Северного Кавказа// Социс. 2008. № 2.
  3. А.Л. Гражданская позиция российской учащейся молодежи// Вестник Российской академии наук. 2005 Т. 75, № 7.
  4. А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социс. 2007. № 9.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1994. С. 241.
  6. P.M. Социальные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде// Власть. 2007. № 5.
  7. Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».2009. С. 265.
  8. A.B. Социальные проблемы депопуляции и старения электората / Социология и общество. Тезисы докладов Первого Всероссийского социологического конгресса. СПб. СПбГУ. 2000.
  9. Е.Л. Социальные аспекты здоровья школьников // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008.№ 1 (14), С. 137 140
  10. Барская О. Л. Социальное самочувствие: методологические проблемы исследования: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1989.
  11. Н.Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект): Автореферат дис. канд. социол. наук. Тюмень, 2009.
  12. Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. 2008. № 4.
  13. Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социс. 2009.№ 1. С. 34.
  14. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. С.155−168
  15. В.М. Объективная психология. М., 1991.
  16. В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //Социологические исследования. 2004. № 7.
  17. Большая советская энциклопедия. СПб.: Норинт. 1997. С. 178
  18. A.B. Социальный раскол и развитие российской государственности // Власть. 2009. № 3.
  19. В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ. 1999. С. 359.
  20. В.П. Жизненные стратегии молодежи российской провинции // Власть. 2009. № 1.
  21. Л.А., Савельева Ж. В. Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации // Социологические исследования. 2009. № 8.
  22. . Э. А. Валеологическое образование // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 70.
  23. Е.В. Медико-социальные аспекты охраны здоровья учащейся молодежи / Автореферат дис. канд. мед. наук. М., 1992.
  24. П.П. Учение о личности и настроениях. М., 1904, Вып.2.
  25. А.Г. Демографическая революция // Вишневский А. Г. Избранные демографические труды: В 2 т. М., 2005.
  26. A.A., Осадчая Г. И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8, С.61−62.
  27. И.В. Особенности социализации учащейся молодежи// Социологические исследования. 2009. № 6.
  28. Г. А. Социальное самочувствие россиян (1994−1996−1998 гг.) // Социологические исследования. 2001. № 6.
  29. В.В., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи// Социс. 2007. № 4.
  30. Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте. Автореферат диссертации канд. социолог, наук. Ростов-на-Дону. 2007. 21 с.
  31. Головаха Е. Н, Панина Н. В. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС): конструирование и применение социологического теста в массовых опросах. Киев, 1997.
  32. Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, культура, социум. Моногр. Новочеркасск: НГМА, 2005, 142с.
  33. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С. С. Сулакшин. В. Э. Багдасарян и др. Под общей ред. С. С. Сулакшина. М.: Экономика, Научный эксперт. 2007. С.417
  34. Г. В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса// Общественные науки и современность. 1997. № 4. С.106−114.
  35. И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями // Социс. 2009. № 3, С. 88.
  36. .А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
  37. Т.А. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей//Власть. 2008. № 10.
  38. JI.C., Копкарева С. И. Правовые и политические ценности молодежи // Власть. 2008. № 3.
  39. Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М., 1992.
  40. В.Ю. Профессиональное самоопределение студенческой молодежи среднего российского города. Диссертации канд. социол. наук. Новочеркасск, 2006. С.52−70.
  41. В.М. Философия и социология здоровья / Курс лекций. Алматы. 1998.
  42. Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М.: «Центр», 2002. С. 175.
  43. .В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 6.
  44. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс. 1995. № 6.
  45. .С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс. 1996. С.115−116.
  46. И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Института социологии. РАН. 2002.
  47. Т.И. Социальная трансформация российского общества. М., 1995, С.510- 511.
  48. А.Г. О национальном самосознании россиян// Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2001. № 1. С. 50.
  49. A.A. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 110.
  50. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска// Социологические исследования. 2003. № 4. С. 50.
  51. Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М: Мысль. 2007.
  52. Ю.А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления// Социс. 2008. № 5.
  53. Ю.А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследованиях молодежи. М.: Academia, 2008. С. 73−83, С. 211.
  54. Ю.А., Чупров В. И. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социс.2008. № 7.
  55. H.H., Анохина И. П. Актуальные проблемы алкоголизма // Психиатрия и психофармакотерапия. 2004. Т.06. № 3.
  56. А.Е. Здоровье населения: понятийные, методические и информационные аспекты. М.: Инс-т социально-политических исследований РАН. 1996.
  57. В. А., Шубкин В. Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования, 2005. № 2.
  58. В.А. Страхи и тревоги россиян: «западники» и «традиционалисты» // Социологические исследования.2002. № 3.
  59. И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. 2010. № 2, С. 63.
  60. М.А. Предпосылки и источники молодежного экстремизма // Власть. 2007. № 2.
  61. М.А. Предпосылки и источники молодежного экстремизма// Власть. 2007. № 12.
  62. A.A., Шливко И. Л. Индикаторы социального нездоровья. Типология носителей ИППП //Социология.2005. № 1. С. 71.
  63. Л.Н. Социальные проблемы молодежи / Социология. 2005. № 1. С. 191.
  64. В.Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. М., 1959
  65. О.Г. Социальная ценность здорового образа жизни студенческой молодежи в современном российском обществе. Автореферат дисс. к. соц. наук. Пенза, 2007.
  66. O.A. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков // Социологические исследования. 2009. № 8.
  67. Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие //Социологические исследования. 2001. № 7.
  68. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.
  69. Г. Ю. Здоровье в ценностном мире студентов // Социологические исследования. 2007. № 9.
  70. И.С. Новации в социологии медицины и здоровья // Социс. 2008. № 4.
  71. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1989, С. 196.
  72. A.A. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть, 2008. № 10. С. 93.
  73. Т.А. Здоровье в контексте стиля жизни современного студенчества. Дис. канд. социологич. наук, Ростов-на-Дону, 2001.
  74. И.И. Политические и другие, социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С.3−16.
  75. П.Ф., Шкарина Ю. Ю. Молодежь и преемственность культуры // Социология. 2008. № 2.
  76. Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности //Социологические исследования. 2003. № 4.8¡-.Культурология. / Сост. и отв. ред. Проф. A.A. Радугин. М.: изд-во «Центр», 1996. С. 88.
  77. Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России //Социологические исследования. 2003. № 6.
  78. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.:2000. С. 38.
  79. Н.И. Ценности в кризисном социуме. // Ценности социальных групп и кризис общества/ Отв. Ред. Н. И. Лапина.М.: ИФРАН, 1991. С.3−19.
  80. Н.И. Ценности как компонент социокультурной эволюции современной России.// Социологические исследования. 1994. № 5. С. 12.
  81. Н.В., Латов Ю. В. Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социс. 2007. № 11.
  82. В.К. Общество и глобализация. //Социологические исследования. 2005. № 4.
  83. С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.
  84. И.Т. Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни// Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни. М, 1988. Вып.1.
  85. Л.И. Профессионально-миграционные намерения российских студентов, обучающихся за рубежом// Социс. 2002. № 10.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  87. Лессинг Дорис Мей/ Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перед, и доп. М., Большая Российская энциклопедия. СПб.: «Норинт», 1997. С. 639.
  88. В.Т. Социальные проблемы юности. //Среднее специальное образование. 1991. № 5,С. 25−28.
  89. О.В. Самочувствие личности в производственном коллективе.// Эмоциональные потенциалы коллектива: Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль, 1977. Вып. 50.
  90. Н.П., Князев А. И. Здоровый образ жизни и духовность // Научно-культурологический журнал. 2007, № 15 (160).
  91. О. В., Шуметов В. Г. Методология анализа динамики факторной структуры социального самочувствия населения по данным социологических исследований // Образование и общество. 2001. № 2(8).
  92. О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся //Социологические исследования. 2005. № 11.
  93. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 591.
  94. Г. В., Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск. 1981. С.21−34.
  95. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты II Аналитический доклад. М.: Институт социологии РАН. М., 2007.
  96. Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденции ее изменения/ Под. ред. А. И. Антонова. М.: КДУ, 2008.
  97. В.Б. Социальная сущность апатии современной российской молодежи. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону. 2010. 24 с.
  98. А.Т., Сержантов В.Ф.' Личность как предмет философского познания. Новосибирск. 1984. С.212−231.
  99. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, Наука. Сиб. отд-ние. 1989. С. 65, 66.
  100. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. С. 169 171 (всего 205 с).
  101. Мотрич E. JI, Ли Е. Л., Скрипник Е. О. Студенчество Хабаровского края: социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения. // Социологические исследования. 2008. № 5.
  102. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Прогресс. 2001. С. 200.
  103. В.Н. Структура личности и отношение человека в действительности// Психология личности. М., 1983. С. 36, 37.
  104. А.В. Формирование сомасохранительного поведения студентов в процессе профессиональной ¦ психолого-педагогической подготовки. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Калининград. 2007.
  105. Е.А. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: изд-во «Симбирская книга», 2004.
  106. Л. А. О социальном самочувствии учителей московской области // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 89.
  107. Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий. М., 1993. С. 101.
  108. Д. Конфликты ценностей в странах транзиции. // Социологические исследования. 1997. № 6. С.24−36.
  109. Т. Система координат, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем// Американская социологическая модель. М., 1994.
  110. .Д. Общественное настроение. М., 1966. С. 4, 202 286.
  111. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971 С. 135.
  112. С.А. Трансформация политического поведения молодежи в условиях кризиса социокультурной идентичности. Автореферат диссертации канд. филос: наук. Ростов-на-Дону: Типография «АртИкс». 2007. 26 с.
  113. С. А. Трансформация политического поведения молодежи в условиях кризиса социокультурной идентичности. Монография. Ростов-на-Дону: Типография «АртИкс». 2007. С. 43.
  114. В.И. Демографические перспективы России// Социс. 2007. № 12.
  115. Е.В. Повседневные практики общественного воспитания и образования // Власть 2009. № 4, С. 30.
  116. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908.
  117. С. Проблема «утечки мозгов» из России в контексте интеллектуальной безопасности России// Власть. 2007. № 9.
  118. A.B. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008. № 2, С. 83.
  119. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи// Социологические исследования. 2000. № 12.
  120. Л.Е. Социальное самочувствие молодежи. Интернет-ресурс: http://www.i-u.ru/biblio/archive/petrovasocsam
  121. С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ. 2003. С. 5.
  122. Т.А. Цена и ценность образования в инновационной экономике.// Высшее образование в России. 2010. № 2. С.141−143.
  123. А.Е. Валеология в школе и дома. СПб, 1998. С. 8.
  124. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ Под ред. C.B. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.
  125. Программа по сохранению здоровья студентов ТывГУ. Интернет-ресурс: http://www.tuvsu.ru/vuz/progrstudents.php
  126. Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социс.2009. № 7 С. 126.
  127. Т. А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9.
  128. P.M. Ценностные ориентации молодежи Юго-востока Татарстана. // Регионология. 2002. № 2. С. 243.
  129. Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. С 115−130, С. 242−257. 688 с.
  130. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. М., 2007.
  131. Российская молодежь на рубеже веков (опыт исторического анализа исследований современного состояния сознания) // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 2005. № 3.
  132. Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996. № 6.
  133. Русская доктрина (Сергиевский проект)/ под ред. А. Б. Кобякова В.В., Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.
  134. В.Н. Смысл жизни и мировоззрение. Автореферат диссертации канд. филос. наук. Л., 1985.
  135. Л.С. Состояние здоровья и самосохранительное поведение учащихся подростков, проживающих в большом городе: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Казань. 2003.
  136. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет современной России / Под общ. ред. М. К. Горшкова. М.: ИИК «Российская газета». 2007.
  137. В.Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4.
  138. Н. Социология. Ростов-н/Д: Феникс, 1994. С. 47.
  139. Советский энциклопедический словарь. Издание 3-е./ Главный редактор А. М Прохоров. М.: «Советская энциклопедия». 1985. С. 828.
  140. Современная западная социология XX века. М.: Политиздат. 1990.
  141. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат. 1990. 432 с.
  142. Е.И. Ценностное отношение к здоровью как педагогическая проблема// Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. Ермакова С. С. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2006.
  143. Социальное неравенство в социологическом измерении // Аналитический доклад. М., 2007.
  144. Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального социологического мониторинга). Тула, 1995.
  145. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996, С. 32.
  146. Социология молодежи. Энциклопедический словарь/ Отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М., 2008. С. 559.
  147. Е.Л. Социальное самочувствие незанятой городской молодежи в условиях безработицы. (Социологический анализ) Автореферат канд. социол. наук. Новочеркасск. 2007. С. 12.
  148. А.Г. Сознание и самосознание М., 1970.
  149. В.Н. Изменения в социальном составе студентов постсоветского общества // Вестник ПГТУ. Серия «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22) С. 81−90.
  150. В.Н., Курбатова Л. Н. Социальный портрет современного студенчества // Высшее образование в России. 2010. № 2.С. 57−6.3
  151. .Т. Новые грани теоретической социологии: социальное настроение как объект социологического анализа // Проблемы теоретической социологии. Сб. статей. / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1996. Вып. 2.
  152. .Т. Парадоксальный человек, — Москва: Гардарики, 2008. С.14−146.
  153. .Т., Харченко C.B. Социальное настроение. М: Academia, 1996.
  154. .Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики //Социологические исследования. 1998. № 1.
  155. Е.А., Николаева JI.C. Социально-философский анализ аксиологических ориентиров личности студентов средних специальных учебных заведений в современной России. Новочеркасск, НГМА. С.36−70.
  156. C.JI. Духовные основы общества. М.: 1992. С. 12−13.
  157. К.Н. Динамика факторов риска и профилактика здоровья населения // Социс. 2005. № 6. С. 141.
  158. А.Г., Алексеева В.Г.Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.
  159. O.A., Егорова J1.C. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России // Социологические исследования. 2002. № 11.
  160. С.И. Социокультурная динамика и консолидация российского общества // Власть. 2009. № 3, С. 37.
  161. В.И. Развитие молодежи: концептуализация понятия //Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992.
  162. В.И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Академия, 2009.
  163. В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном производстве: проблемы и перспективы. М., 2001.
  164. В.И., Зубок Ю. А., Певцова Е. А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М.: ООО «ТИД «Русское слово PC», 2009.
  165. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука. 2003. С. 49.
  166. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. С. 385.
  167. В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде //Социологические исследования. 2008. № 10. С. 140−142.
  168. Л.И. Социальное самочувствие работников наемного труда в современных условиях. Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов н/Д, 1995.
  169. Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М.: Праксис. 2001. С. 11.
  170. Э.Г. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс. 1996.
  171. Э.Г. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. М.: Политиздат. 1991. С. 396−397.
  172. В.А. А все же умом Россию понять можно //Россия: трансформирующееся общество. М., 2001. С. 12.
  173. В.А. О социальных процессах перестройки // Коммунист. 1991. № 6, С. 60.
  174. В.А. Россия как трансформирующееся общество// Общество и экономика. 1999. № 10−11. С. 71.
  175. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. Книга 2.-М., 1994. С.47−52.
  176. И.С. Динамика структуры' ценностных ориентаций студенчества среднего российского города. Автореф. дис. канд. социол. наук. Новочеркасск. 2007. С. 12.
  177. Andrews P.M., Inglehart R.F. The Structure of Subjective Well-being in Nine Western Societies // Social Indications Research. 1979. Vol. 6.
  178. Andrews P.M., Withey S.B. Social Indicators of Weil-Being: America’s Perception of Life Quality. N.Y., 1976.
  179. Buhler C. Der mens-chliche Liebenslauf als psycholishes Problem. Leipzig. 1983.
  180. Diener E. Subjective Weil- Being // Psychological Bulletin. 1984. № 95.
  181. Heady B. An Economic Model of Subjective Well- Being: Integrating Economic and Psychological Theories // Social Indicators Research. 1993. № 28.
Заполнить форму текущей работой