Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационный механизм формирования имиджа высшего профессионального образования Российской Федерации в условиях рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Процесс глобализации рынков, формирующий единое образовательное пространство, вызвал необходимость перестройки в сфере отечественного высшего профессионального образования. Он активизировал изменения в формах управления образованием и методах организации учебного процесса. Происходящие перемены и переход на новую двухуровневую систему образования призваны повысить качество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы имиджа и факторы его формирования 9 в сфере высшего профессионального образования в РФ
    • 1. 1. Методологические аспекты формирования имиджа с целью 9 повышения конкурентоспособности
    • 1. 2. Классификация факторов формирования имиджа
    • 1. 3. Специфика имиджа в сфере высшего профессионального образования и 37 механизма его формирования
  • Глава 2. Анализ факторов и выявление проблем формирования 68 имиджа высшего профессионального образования в РФ
    • 2. 1. Анализ состояния сферы высшего профессионального образования в 68 РФ
    • 2. 2. Анализ факторов, формирующих имидж ВПО РФ на уровне системы 93 управления
    • 2. 3. Анализ факторов, формирующих имидж высших учебных заведений 106 системы ВПО
    • 2. 4. Анализ факторов, формирующих имидж научно-педагогических кадров 123 и выпускников вузов
  • Глава. З.Определение направлений развития и условий повышения 139 имиджа высшего профессионального образования в РФ
    • 3. 1. Направления повышения имиджа высшего профессионального 139 образования в РФ
    • 3. 2. Концептуальные основы и механизм формирования имиджа высшего 144 профессионального образования в РФ
    • 3. 3. Разработка и апробация методики формирования положительного 151 имиджа учреждения высшего профессионального образования

Организационный механизм формирования имиджа высшего профессионального образования Российской Федерации в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс глобализации рынков, формирующий единое образовательное пространство, вызвал необходимость перестройки в сфере отечественного высшего профессионального образования. Он активизировал изменения в формах управления образованием и методах организации учебного процесса. Происходящие перемены и переход на новую двухуровневую систему образования призваны повысить качество подготовки кадров высшей квалификации в нашей стране. Результаты реформирования пока сложно оценить, поскольку должно пройти некоторое время до достижения определенных результатов. В то же время выявить и оценить сформировавшееся за последние годы отношение целевых аудиторий к системе высшего профессионального образования (ВПО) можно уже сегодня. До последнего времени сохранялось неоднозначное восприятие общественностью, в том числе вузовской, происходящих в образовании перемен. В связи этим требует анализа и оценки не только качество образовательного процесса и эффективность функционирования системы ВПО, но изучение его имиджа. Это сложный объект, состоящий из комплекса взаимосвязанных составляющих и являющийся элементом маркетинговой стратегии, определяет адекватность коммуникационного взаимодействия как внутри системы высшего образования, так и вовне ее.

Развитие сферы высшего профессионального образования как составляющей рынка услуг, вызванное либерализацией экономики, привело к расширению разнообразия форм ведения хозяйственной деятельности. Наряду с государственными, на рынке появились многочисленные частные образовательные учреждения. С одной стороны это расширило спектр форм и методов профессиональной подготовки и усилило конкуренцию на внутреннем образовательном рынке, с другой стороны усилило риск потребления низкокачественного образовательного продукта и негативно сказались на имидже как отдельных вузов, так и системе высшего профессионального образования в целом.

Постепенное снижение контроля над деятельностью учреждений высшего профессионального образования со стороны государства происходило на фоне падения уровня государственного финансирования этой сферы. Для обеспечения собственной конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования должны вести не только эффективную хозяйственно-экономическую, но и действенную коммуникационную деятельность. Только комплексное решение организационно-экономических и информационно-коммуникационных мероприятий способно сформировать положительный имидж, как отдельного вуза, так и системы высшего образования в целом.

Необходимо научное понимание основ формирования, специфики структуры, особенностей и регулирования имиджа системы высшего профессионального образования в новых рыночных условиях, еще более осложненных процессом глобализации. Очевидно, что в сложившихся условиях возрастает роль эффективного управления системой высшего профессионального образования, в частности таким важным ее компонентом как имидж. Имидж высшего образования как объект управления и элемент маркетинговой стратегии требует анализа и научного осмысления. Перечисленные тенденции и сложившиеся обстоятельства предопределили актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Оценивая степень изученности темы необходимо подчеркнуть, что рассмотрение имиджа в отношении к определенному объекту требует детального анализа его специфики и форм проявления. В научной и популярной литературе проблемы имиджа начали рассматриваться относительно недавно. Имидж может рассматриваться как нематериальный актив, сформированный в результате применения маркетинговых стратегий. Он приобретает все большее значение в процессе обострения конкурентной борьбы за потребителя и в последнее время привлекает интерес не только имиджмейкеров, но и специалистов в области маркетинга и менеджмента, заинтересованных в эффективном функционировании и развитии подчиненных им структур и объектов. Интерес специалистов к рассматриваемой проблеме обусловлен попытками более эффективного управления имиджем, напрямую связанным с такими понятиями как «бренд», «деловая репутация» и «конкурентоспособность». В свою очередь ученые в сфере экономики и управления могут обеспечить построение методологических основ управления и эффективного функционирования изучаемого объекта исследования. Научные исследования должны стать той базой, на основе которой и будут сформулированы концептуальные основы формирования имиджа, создан механизм управления им.

Следует отметить, что проблемами управления имиджем применительно к компаниям и организациям занимались такие зарубежные специалисты как Браун Л., Даулинг Г., Тоффлер Б. Э., Имбер Дж. и др.

Среди отечественных авторов, рассматривавших эти проблемы применительно к различным объектам Березкина О. П., Бочаров М. П., Ветитнев A.M., Волынц Е. А., Джанджугазова Е. А., Егорова-Гантман Е.В., Леонова О. Г., Москвина И. А., Мякотина О. В., Ольшанский Д. В, Пеньков В. Ф., Суслова И. А., Томилова М. В., Чумиков А. Н., Чумикова С. Ю. и многие другие.

Что касается имиджа применительно к образовательным учреждениям или образовательному продукту (услуге), то эта тема освещалась в публикациях таких специалистов как Аликперов И., Гладущенко Ю. В., Дагаева Е. А., Даниленко Л. В., Данченок Л. А., Запускалов C.B., Звездочкин Ю. Ю., Зуева Е. И., Измайлова Е. А., Карпов Е. Б., Моисеева Н. К., Панкрухин А. П., Пискунова Т. Н., Сагинова О. В. и др. Проблемами изучения имиджа сотрудников вузов и их выпускников занимались Алемасова М. Л., Гусева М. Н., Донская Л. Ю., Козлов A.B., Орешкин В. Г. и пр. Однако, применительно к сфере высшего образования как к одному из секторов сферы услуг и как к единой системе ВПО задача изучения имиджа не ставилась. Среди имеющихся публикаций можно отметить работы Трубникова В. В., который изучал социальную значимость позитивного имиджа российского образования. В то же время проблема управления формированием имиджа применительно к системе ВПО не поднималась и до настоящего времени остается малоизученной.

Таким образом, назрела необходимость выявления и оценки влияния изменений, происходящих в сфере отечественного высшего профессионального образования на его имидж. Требуется научное осмысление и анализ сущности, значения и специфики структуры имиджа в исследуемой сфере. Эти исследования станут основой разработки комплекса рекомендаций по целенаправленному управлению имиджа для обеспечения положительного восприятия представителями различных целевых аудиторий образа высшего профессионального образования РФ как единой системы, выполняющей важнейшие социально-экономические функции. Вышеизложенное определяет постановку цели диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по разработке организационного механизма формирования и повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации.

В соответствии с указанной целью в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

• изучить методологические аспекты формирования имиджа с целью повышения конкурентоспособности объекта управления и разработать классификацию факторов формирования имиджа;

• выявить специфику имиджа в системе ВПО и определить его структуру;

• оценить имидж ВПО в Российской Федерации по всем выделенным подструктурам, определить направления его повышения;

• разработать концептуальные основы повышения имиджа ВПО и предложить организационный механизм его формирования в РФ;

• разработать и апробировать методику формирования положительного имиджа учреждения ВПО как одного из элементов разработанного организационного механизма на примере конкретного вуза.

Объект исследования — имидж системы высшего профессионального образования Российской Федерации, как одного из секторов сферы услуг.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в ходе формирования и совершенствования имиджа системы высшего профессионального образования Российской Федерации.

Теоретические и методологические основы исследования. Основами исследования послужили труды учёных, специализирующихся на проблемах формирования имиджа и деловой репутации, управления нематериальными активами, маркетинга услуг, а также экономики, управления и организации в сфере высшего профессионального образования.

В качестве инструментов исследования использовались такие общенаучные методы изучения экономических и социальных явлений как методы экономического, статистического, логического и контент-анализа. В ходе исследования применялись методы сравнения и группировок, социологического опроса и экспертных оценок, нетнографиидиалектический, логический, системный, комплексный подходы.

Информационной базой исследования явились данные официальной статистики, в частности материалы Федеральной службы государственной статистики, документы Министерства образования и науки, информация ФГУ «Федеральный институт развития образования» («ФИРО»), Независимого рейтингового агентства в сфере образования («РейтОР»), Государственного института информационных технологий и телекоммуникаций («Информика») — Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда общественного мнения (ФОМ) — коммуникационных агентств «АГТ», «Время новостей», «Медиалогия» и пр.- учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации.

В диссертации использовалась информация, полученная в ходе мониторинга и обработки информации Интернет ресурсов, отражающая результаты маркетинговых исследований и экспертных оценок по исследуемой тематике. В основу разработанных рекомендаций легли данные, полученные в ходе организации и проведения опросов студентов и экспертов (работников вузов и представителей работодателей), проведенные при личном участии автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методических и научно-практических рекомендаций по разработке организационного механизма формирования и развития имиджа системы высшего образования в условиях рынка.

Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту.

1. Разработан алгоритм построения матрицы классификации факторов, влияющих на имидж, широкий спектр которых был выявлен в ходе исследования. Определена роль маркетинговых стратегий в формировании имиджа различных объектов управления и отражена взаимосвязь имиджа с их конкурентоспособностью.

Указанное положение соответствуют пункту 9.25. «Современные методы формирования имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии» паспорта специальностей ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

2. Выявлена специфика имиджа системы высшего профессионального образования как составной части рынка услуг, обусловленная, прежде всего, особенностями производимого продукта и характером целевых аудиторий. Сформулировано понятие «имидж системы ВПО» и определена его структура, включающая четыре подструктуры: управление системой ВПО, вузы, научно-педагогические кадры, студенты и выпускники вузов.

3. Предложена матрица «Факторы, влияющие на имидж / Виды имиджа» применительно к системе ВПО на основе разработанного алгоритма и с учетом специфики сферы услуг. Матрица позволяет применять те или иные факторы при формировании конкретных видов имиджа.

4. Разработаны рекомендации, направленные на развитие имиджа системы ВПО в каждой из выделенных подсистем на основе устранения проблем, выявленных в ходе анализа мнений представителей целевых аудиторий. Предложены концептуальные основы повышения имиджа ВПО, включающие генеральную цель, основные идеи, принципы и приоритеты.

5. Сформулировано понятие «механизм формирования имиджа системы ВПО» и предложена его организационная структура, включающая субъекты, объекты, ресурсное обеспечение и методы исследования, применяемые на различных этапах формирования имиджа. Разработана и апробирована методика оценки и формирования положительного имиджа применительно к вузу — одному из субъектов организационного механизма.

Указанные положения соответствуют пункту 1.6.109. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» паспорта специальностей ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг.), а также пункту 9.25. «Современные методы формирования имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии» паспорта специальностей ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенные концептуальные основы и разработанный организационный механизм формирования имиджа высшего профессионального образования может применяться вузами, органами управления ВПО, коммуникационными агентствами.

Ряд теоретических и практических положений диссертационного исследования могут использоваться в образовательном процессе в ходе преподавания курсов: «Имиджелогия», «Маркетинг услуг», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Маркетинга в образовании» при подготовке специалистов в области имиджмейкинга, маркетинга, образовательного сервиса.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и получили положительную оценку на: научно-методической конференции «Образование в сфере сервиса в эпоху глобализации: проблемы, перспективы развития» (Москва, 2004 г.), научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Научно-теоретические проблемы современного российского общества» (Москва, 2006 г.), международной научно-практической конференции Российской Ассоциации Маркетинга «Маркетинг в России и за рубежом» (Москва, 2011 г.), научной конференции аспирантов КИУЭС «Инновационные аспекты социально-экономического развития региона» (Королев, 2011 г.), научно-практической конференции ИС «Проблемы менеджмента и маркетинга в сфере сервиса» (Москва, 2011;2012г.).

Разработанные методические положения и предложенные рекомендации нашли применение в практической деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в ходе оценки и коррекции имиджа. Ряд положений диссертационного исследования используется в учебном процессе в ходе преподавания курса «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности» в Институте сервиса и в ходе преподавания курса «Имиджелогия» Королёвского института управления, экономики и социологии.

Публикации по теме диссертации. По теме исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 5,0 п.л. (авторских — 4,5 п.л.), в том числе четыре публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, в которых отражено основное содержание диссертации.

Структура и содержание диссертации. Диссертация включает 188 стр., 26 табл. и 88 рис., имеет библиографический список из 210 источников, содержит 5 приложений. Цели, задачи, логика исследования определили следующую структуру диссертации.

В первой главе «Теоретические основы имиджа и факторы его формирования в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации» определена роль имиджа в обеспечении конкурентоспособности объекта управления, разработана классификация факторов формирования имиджа, выявлена специфика имиджа в сфере ВПО.

Во второй главе «Анализ факторов и выявление проблем формирования имиджа ВПО в Российской Федерации» исследована динамика развития сферы ВПО в Россииизучены факторы, влияющие на формирование имиджа системы ВПО, проведена оценка имиджа системы ВПО в России со стороны представителей целевых аудиторий с привлечением методов опроса, экспертных оценок, контент-анализа и нетнографии.

В третьей главе «Определение направлений развития и условий повышения имиджа ВПО в Российской Федерации» разработаны концептуальные основы повышения имиджа системы ВПО, описан организационный механизм формирования положительного имиджа, разработана и апробирована методика оценки имиджа вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведения диссертационных исследований были осуществлены следующие действия, позволившие решить поставленные задачи.

1) Проведен обзор методологических аспектов формирования имиджа с целью повышения конкурентоспособности что дало возможность создать базис для научного осмысления категории «имидж» и его элементов.

2) Проведена классификация факторов формирования имиджа, необходимая для структуризации процесса формирования имиджа и группировки отдельных его составляющих.

3) Выявлена специфика имиджа в сфере высшего профессионального образования, на основе чего был реализован и обоснован выбор вариантов направлений исследований.

4) Проведен анализ состояния сферы высшего профессионального образования в РФ, что дало возможность создать эмпирическую базу, необходимую для проведения оценки имиджа высшего профессионального образования в РФ.

5) Проанализированы факторы, формирующие имидж высшего профессионального образования в РФ и проведена комплексная характеристика сложившегося имиджа высшего профессионального образования в РФ и его элементов.

6) Осуществлена оценка имиджа высшего профессионального образования в РФ и выделены положительные и отрицательные аспекты в этой сфере.

7) Выявлены основные проблемы, связанные с имиджем высшего профессионального образования РФ и определены направления повышения имиджа.

Проведенная оценка имиджа системы управления высшим образованием показала, что к положительным его сторонам можно отнести активные действия, направленные на реформирование высшего профессионального образования с целью интегрирования отечественного образования в общемировую систему. Также в качестве позитивных сторон сферы высшего образования выступают: достаточно высокий уровень качества образования, сохранение его фундаментального характера, а также наличие возможности получения образования за счет государственного бюджета.

Отрицательно на имидж системы управления высшим образованием влияют следующие проблемы, требующие приоритетного решения: низкая информированность общественности о деятельности Министерства образования и науки РФ и ее результативностиотсутствие возможности предварительного обсуждения проектов законов и реформ представителями целевых групп и освещение подобных дискуссий в СМИнедостаточная активность органов управления ВПО в области формирования связей с общественностьюнедостаточное внимание к формированию имиджа представителей системы управления ВПО.

Оценка имиджа вузов, входящих в национальную систему высшего образования показала, что большинство представителей целевых групп удовлетворены качеством подготовки в отечественных вузах, что положительно отражается на имидже высших учебных заведений.

Однако ряд аспектов, характеризующих деятельность вузов РФ, отрицательно влияет на их имидж и требует пристального внимания. К ним относятся: низкий уровень информированности общественности о деятельности вузовнизкий уровень активности вузов в области формирования связей с общественностьюнедостаточно высокий уровень качества учебного процесса и дополнительных услуг, оказываемых вузамикоррупционные проявления в вузах.

Оценка имиджа профессорско-преподавательского состава системы высшего образования выявила, что профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава системы высшего образования соответствуют современным требованиям, что позитивно отражается на его имидже. Кроме того, к числу положительных характеристик профессорско-преподавательского состава относят педагогические способности преподавателей, готовность помочь студентам, увлеченность своим предметом.

К проблемам, влияющим на имидж и требующим приоритетного решения, можно отнести: низкий уровень престижности профессии преподавателя вуза, низкий уровень оплаты труда и социальной защищенности преподавателейнедостаточно активная научная деятельность преподавателей вузов.

Оценка имиджа выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования показала, что с точки зрения работодателей положительно влияют на имидж выпускников отечественных вузов: хороший уровень базовой академической подготовки, широкий кругозор, способность находить нестандартные решения, целеустремленность, настойчивость, мобильность и обучаемость.

В то же время работодатели выделяют следующие проблемы, отрицательно влияющие на имидж выпускников, требующие приоритетного решения: недостаточно активное и результативное трудовое воспитание студентов вузов, что отрицательно сказывается на готовности выпускников к работе и общественной жизниотсутствие у выпускников вузов навыков коммуникационной и командной работыотсутствие необходимой практической подготовки у современных выпускников вузов.

9) В исследовании определены направления повышения имиджа высшего профессионального образования в РФ, которые позволили выделить приоритеты в реализации мероприятий в ходе повышения имиджа высшего профессионального образования в РФ.

10) Сформулированы концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в РФ необходимые для формирования теоретически и эмпирически обоснованного базиса для разработки и реализации политики по повышения имиджа высшего профессионального образования в РФ.

В рамках концептуальных основ определены: генеральная цель концепции, а также систему идей, принципов и приоритетов, которые положены в основу деятельности по данному направлениюпринципы, на которых базируется разработка концептуальных основ повышения имиджа высшего профессионального образования и приоритеты, которые положены в основу разработки концептуальных основ повышения имиджа, определяющиеся стратегическим характером генеральной цели. Приоритетность действий по формированию положительного имиджа обуславливается характером и степенью влияния на общий имидж сферы высшего образования имиджей ее отдельных подструктур.

11) Разработан механизм формирования положительного имиджа высшего профессионального образования в РФ, позволивший объединить в единую систему отдельные уровни, субъекты, объекты, формы, методы и инструменты, направленные на повышение имиджа этой сферы.

Механизмом предусмотрен определенный алгоритм формирования имиджа,.

V/ «-» V-" т-ч включающии ряд этапов, определяющий распределение действии в их рамках. В механизме также отражены методы, применяемые в ходе формирования имиджа на определенных этапах: организационно-управленческие (целеполагания, мозгового штурма, структурирования, индукции, дедукции) — исследовательские (опрос, фокус группа, наблюдение) — аналитические (системный анализ, статистический анализ, логико-смысловой анализ, рейтингование, экспертная оценка, контент-анализ) — креативные (проекционные, композиционные, семантические).

12) Разработана и апробирована на примере конкретного вуза методика формирования положительного имиджа учреждения высшего профессионального образования, которая может использоваться учреждениями высшего профессионального образования в качестве инструментария для реализации мер по повышению их имиджа. Таким образом, поставленные перед исследованием задачи были полностью решены.

Полученные результаты могут быть использованы в рамках развития науки «имиджелогии» в сфере услуг по связям с общественностью коммуникационными, информационно-аналитическими и консалтинговыми агентствами. Разработанные концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в РФ и механизм формирования положительного имиджа могут лечь в основу разработки государственной политики в этой области.

Методика формирования положительного имиджа учреждения высшего профессионального образования рекомендуется к использованию отечественными вузами при осуществлении диагностики и коррекции имиджа вуза, совершенствовании РЯ-деятельности вуза, формировании бренда вуза и реализации стратегии его позиционирования на рынке образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: Новая концепция брендинга / Пер. с англ.- М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003.
  2. П.В. Образование // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.
  3. Т.Е., Заборова E.H. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов Электронный ресурс. // www.isras.ru/files/File/Socis/2004./012.ALAIBA%5Bl%5D.pdf
  4. З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 2001.
  5. , M.JI. Гусева М. Н. Проблема формирования имиджа будущего специалиста в современной педагогике высшей школы// «Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И.Вернадского» 2010 г. N4−6(29)
  6. И.В. Корпоративный имидж: стратегический аспект / Маркетинг. 2003.
  7. C.B. Управление эффективностью использования нематериальных активов промышленными предприятиями России: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2004.
  8. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001.
  9. JI. Модернизация и образование // Гуманитарное образование: традиции и новации. Тезисы докладов научно-методической конференции. 18 марта 2000 г. Алматы, 2000.
  10. С.С., Бедный Б. И., Козлов Е. В., Максимов Г. А. Многомерная типология аспирантов. Социологический журнал № 3, 2003.
  11. А.О., Захаров В. Я. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 4.
  12. Е. Н., Зазыкин Психологические основы «Паблик рилейшнз». -СПб.: Питер, 2003.
  13. А. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Альманах «Акценты», № 5−6, Воронеж, 2004.
  14. Большая советская энциклопедия. Третье издание. «Советская энциклопедия». 1969—1978 гг. В 30 томах
  15. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. С. 241.
  16. Большой экономический словарь. / Автор и составитель А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 1999.
  17. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2004.
  18. , Л. Имидж путь к успеху / Л. Браун. — СПб.: Питер, 2001.
  19. Э. Интеллектуальный капитал: Пер. с англ.- Под ред. Л. Н. Ковалик.-СПб.: Питер, 2001.
  20. М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование // Проблемы теории и практики управления, 1999.
  21. Е.А., Сиротина М. А. Формирование современного имиджа вуза Электронный ресурс. //http://www.muctr.ru/univsci/univconf/2008/educonf/
  22. A.M. Удовлетворенность потребителей как главный элемент качества санаторно-курортных услуг // Стандарты и качество, 2004. № 7.
  23. A.M., Волынец Е. А. Изучение влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг// Маркетинг услуг № 3 (11).
  24. Г. С., Вечканова Г. Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Общ. Ред. Г. С. Вечканова. СПб: Лань. 2000.
  25. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. -СПб.: Лань, 2002.
  26. Википедия: свободная энциклопедия Электронный ресурс.: http://www.glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi7RIsokm- http://ru.wikipedia.org/wiki- http://ru.wikipedia.org/wiki
  27. Вифлеемский А.Б. PR-технологии в образовании Электронный ресурс. //http://pr-obr.narod.ru/articles/PR-teh.htm
  28. Т.П. Образование в информационном обществе. М., 1998.
  29. ВЦИОМ: Представлены результаты второго Делового рейтинга высшего образования в России Электронный ресурс. //http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhi v/item/ single/10 377.html ?nocache
  30. Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2004.
  31. Ю.В., Запускалов С. В. Роль Отдела по Связям с общественностью в формировании имиджа высшего учебного заведения. Электронный ресурс. //www. Tgu.ru
  32. A.M. Брендинг: учеб.пособие. М.: Дашков и Ко, 2006.
  33. Л.А. Диалоговая функция PR в образовании Электронный ресурс. //http://anthropology.ru/ru/texts/gromovala/educdial41 .html
  34. Е.А. Маркетинговые коммуникации как способ конструирования имиджа негосударственного вузаУ/PR в образовании. 2008, № 4.
  35. Е.А. Структура имиджа высшего учебного заведения //PR в образовании. 2007, № 3.
  36. Е.А. Управление имиджем ВУЗа // Упр. персоналом. — 2005. — № 3.
  37. Данаева 3. Имиж страны. Страновой брендинг Электронный ресурс. //www.zakon.kz
  38. Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения Электронный ресурс. //http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/manaimage.html
  39. Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. М. ИМИДЖ — Контакт, Издательский дом ИНФА — М, 2003.
  40. В.К., Эклоф Я. Использование Индекса Удовлетворенности Потребителей (С81) проблемы сравнения с учетом особенностей России / VI Всемирный конгресс по всеобщему управлению качеством. Материалы конференции — СПб, 2001. — Том 1.
  41. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. Спб., Издательство «Питер», 2000.
  42. Е. Научи ученого. Социологи выяснили, какие претензии высказывают друг другу выпускники вузов и их работодатели. Российская газета -Федеральный выпуск № 4521 от 17.11. 2007 г.
  43. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб.: Питер, 2001.
  44. В. Сильный бренд самый ценный актив компании: Материалы конференции «Эффективное управление капиталом бренда», М.: Издательский дом Гребенникова, 2006.
  45. П. Эффективное управление М., 2002.
  46. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 т. Т. 1. М.: Рус. яз., 2000.
  47. Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения // РЯ в образовании. 2005. — № 2.
  48. Н.Л. Краткий словарь экономиста. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 39.
  49. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266−1.
  50. Ю.Ю. Имидж-система университета / Ю. Ю. Звездочкин, Б.Ю. Сербиновский- Юж. федеральный ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2009.
  51. В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело, 2003.
  52. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Мн.: Книжный Дом 2004.
  53. Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб, 2005.
  54. Имидж корпорации//Имиджелогия. Как нравиться людям /Авт.-сост. В. М. Шепель.-М.: Народное образование, 2002.
  55. Имидж МГУ и престиж высшего образования / материал подгот. А. Б. Лиханова // Социология власти. — 2005. — № 1.
  56. Имиджевый портрет: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (январь-декабрь 2007 года) Электронный ресурс. // www. e-generator.ru
  57. И.Ю., Профессиональная этика преподавателя Электронный ресурс. // kkt4 lfile.narod.ru/psiholog/profetika.doc
  58. Е.Б. Имидж в образовании // PR в образовании. 2003. — № 6.
  59. Е.Б. Имидж вуза //PR в образовании. 2005, № 4
  60. М.В. Проблемы применения PR-технологий в государственных образовательных учреждениях Электронный ресурс. // http://www.siteedit.ru/reklama26
  61. И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы Электронный ресурс. // www.elitarium.ru. 2007 .
  62. А., Моисеева Н. Организация гармоничного производства (теория и практика): Учебное пособие. М.: Омега-JI, 2003.
  63. A.B. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда /сборник научных статей «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления», СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.
  64. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  65. Ю.Д. Сценарий организационного консультирования: Учеб. пособие/ Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки фин. и управленческих кадров.- М.: ОАО «Типография „Новости“, 2000.
  66. Краткий словарь современных понятий и терминов.-3-е изд., дораб. И доп./Н.Т.Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. Сост., общ.ред. В. А. Макаренко.-М.:Республика, 2000.
  67. А. Н., Бёнкост К. Ю. и др. Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда //Сборник научн. статей под ред. А. Н. Крылова и К. Ю. Бёнкоста. Бремен-Москва, М.: Издательство НИБ, 2007.
  68. А. Экономические механизмы: Пер. с фр.- под общ. ред. Н. И. Хрусталевой. М.: Прогресс- Универс, 1993.
  69. Г. В., Лаврентьева Н. Б., Неудахина H.A. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2) Электронный ресурс. // www2.asu.ru
  70. И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество Электронный ресурс. // Педагог. 2000. — № 9. URL: http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog9/stat8.html
  71. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  72. П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего и среднего профессионального образования // PR в образовании. 2006. — № 2.
  73. П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидания // Образование иобщество. — 2004. — № 2.
  74. Лозовский Л.III., Райзберг Б. А. Словарь бизнесмена. М.: Экономика, 1999.
  75. Н.П., Солодков В. Т. Социология образования. Киев: МЛУП, 1997.
  76. В.Л., Христодюбова Н. Е., Яковенко Е. Г. Справочник экономического инструментария. -М.: Экономика, 2003.
  77. Маркетинг и торговля. Новый англо-русский толковый словарь / Под. общ. ред. М. А. Сторчевого. СПб.: Экономическая школа, 2003.
  78. Маркетинг. Учебник-практикум. Под ред. Ващекина Н. П., М.: МГУК, 1999.
  79. Мельникова Н, Имидж учреждения высшего профессионального образования как ресурс стратегического менеджмента Электронный ресурс. //http://www.parkofka.eom/content/view/61/8/
  80. Н. Имидж учреждения высшего профессионального образования как ресурс стратегического менеджментаЭлектронный ресурс. // http://www.parkofka.eom/content/view/61/8/
  81. В.В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами ПР. Автореф. канд. дис.- М., 1998.
  82. Методика и технология измерения „качества вуза“ как основа для системы регулярного рейтингования московских вузов"// Электронный ресурс// www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/4/70 505.pd
  83. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ. М.: Дело, 2001.
  84. Н.К. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения//Маркетинг. № 5, 1999.
  85. Н.К., Конышева М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учебное пособие/Под ред. Н. К. Моисеевой.-М.:Финансы и статистика, 2006.
  86. И.А., Моисеева Н. К. Репутация и имидж предприятия как объекты управления в системе маркетинга. Теоретические аспекты. // Маркетинг услуг № 21. Ю).
  87. И.А., Моисеева Н. К. Репутация и имидж предприятия как объекты управления в системе маркетинга. Практические аспекты. // Маркетинг услуг № 3 (11).
  88. Л.И., Новачук A.B. Формирование оценки конкуретоспособности выпускника вуза / „Управление общественными и экономическими системами“ 2006 г. № 2
  89. Н.В. Мамон, Ю. А. Смирнова Оценка как этап процессов формирования и управления имиджем организацииЭлектронный ресурс. //www.kstu.edu.ru/science/vestnik/20/doc/3−8.doc
  90. И.В. Социология образования. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Р. Г. Державина, 2002.
  91. Л.Н. Совершенствование механизма формирования и управления нематериальными активами: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 2005.
  92. Л.Н., Хотинская Г. И. Нематериальные активы: состав и классификация / В сб. „Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях“, МГУС. М., 2005. Вып. № 22.
  93. JI.H., Хотинская Г. И. Совершенствование механизма формирования нематериальных активов. / Сб. научных докладов X Международной научно-практической конференции „Наука-сервису“, секция „Экономика и финансы“. М.: МГУС, 2005.
  94. Новый экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Ин-т новой экономики, 2006.
  95. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1990.
  96. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик, 2003.
  97. В.Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста (на примере профессий типа „человек-человек“): автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. Г. Орешкин. СПб., 2006.
  98. Е. Быть эффективным и непротивным// „Эксперт-Урал“ № 47, 2004.
  99. Е. Многоликая репутация»// «Эксперт-Урал» № 45, 2005.
  100. А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Вестник высшей школы. 1997. — № 3.
  101. Е.А., Романова A.B., Родионова A.A. Из опыта работы по изучению корпоративного имиджа вуза //PR в образовании. 2005, № 3
  102. М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.-№ 5.
  103. Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998.
  104. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. / утв. Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91.
  105. Портрет филиала КГУ в печатных средствах массовой информации: структурно-содержательный анализ // электронный pecypc//http://mediart.m/blog/svyazi-s-obshestvenn/517-l-universitetskaya-dochka-proizvodit-vpechatlenie.html
  106. Г. Имиджелогия. М.: Издательство «Ваклер», 2000.
  107. Ю.М. Использование инструментов маркетинговой коммуникации для внешней оценки качества образовательной деятельности школы / Электронный ресурс. // www.pedsovet.org
  108. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005.
  109. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2003. Электронный pecypc.//http://yas.yuna.ru/?l 879 053 312@0816185600
  110. В.Л. Телевизионный имидж образовательного учреждения // PR в образовании. 2003. — № 6.
  111. A.A. Фокус — групповое исследование аффективных и когнитивных составляющих имиджа учебного заведения". // PR в образовании. 2005, № 4.
  112. А.Е. Нематериальные активы как фактор управления предприятием // Антикризисное управление, 2001, № 5−6.
  113. Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России /Вопросы статистики 2004, № 9.
  114. Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России /Вопросы статистики 2004, № 9.
  115. Н.Т. Краткий словарь-справочник по маркетингу. JL: Политехника, 1991. С. 13.
  116. Самые востребованные выпускники России рейтинг вузов // Деньги № 15(670) от 21.04.2008
  117. Словарь делового человека / Под ред. О. В. Амуржуева. М.: Экономика, 1992.
  118. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.
  119. Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003.
  120. Справочник менеджера: Терминология рынка, товарной продукции и кредитно-денежных отношений. Вып. 1. М.: АЛЕЙРОН, ВНИИКИ, 1991.
  121. Справочник предпринимателя / Сост. Г. Н. Борц, В. Г. Борц. Новочеркасск: ВААБ, 1992.
  122. Статистический бюллетень «Образование в России-2008». М.:МГУПИ, 2009.
  123. Т.В. «Методология оценки имиджа организации»// Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. Камская государственная инженерно-экономическая академия (КамПИ) 2003 -2006 / 15 номер 2006 г.
  124. E.H. Финансово-экономические аспекты маркетинговой привлекательности компании: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.10. М., 2006.
  125. М. В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом.-1998. -№ 1.
  126. .Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. М.: ИНФРА-М, 2000.
  127. O.A. Бренд-капитал: содержание, денежная оценка и управление // Бренд-менеджмент. 2001. № 2.
  128. В.В. Имидж российского образования. М.: РИЦ АИМ, 2006.
  129. В.В. Имиджелогия высшей школы: тексты М.:Академия имиджелогии, 2008.
  130. В.В. Педагогическая имиджелогия: тексты М.: Академия имиджелогии, 2008.
  131. В.В. Позитивный имидж российского образования и его социальная значимость Электронный ресурс. // www.statebrand.ru/upload/files/doc
  132. К. Ключевые показатели менеджмента: как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: пер. с англ. 2-е изд. -М.: Дело, 2001.
  133. В.П. Маркетинг. Ростов-н/Д: Феникс, 2002.
  134. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004.
  135. К., Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изда. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002.
  136. И.В. Маркетинговая капитализация на предприятиях сферы услуг: Дис.. док. экон. наук: 08.00.10. -М., 2007.
  137. И.В. Проблемы капитализации предприятий сферы услуг в период становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект: Монография, ГОУВПО «МГУС». М., 2007.
  138. Р. Все о Public Relations/ Пер с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, БИНОМ, 1999.
  139. Ю.Г. Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве / Материалы конференции «Стратегии политического развития России». 2004. Февраль 5−6.
  140. А.Н. Связи с общественностью: учебное пособие М.: Дело, 2000.
  141. Ф. Имидж фирмы: технологии управления: Учебное пособие для вузов. М.-.Академический проект, 2006.
  142. В.М. Имиджелогия. М., 1996.
  143. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 1997.
  144. Шипова Е. PR-сообщество на службе России Электронный ресурс. // www. ima-consulting.ru
  145. В. Д., Яхтямов Т. М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 3.
  146. М. М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) Электронный ресурс. // http://www.mis.rsu.ru/conf/1999a/l-3.htm
  147. В. Рынок образовательных услуг в современной Росии. //Школа, 1997, N3
  148. В.П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М., 1998.
  149. Экономика и право: словарь-справочник / Авт.-сост. Л. П. Кураков, В. Л Кураков, А. Л. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004.
Заполнить форму текущей работой