Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Железнодорожный транспорт в экономике региона: Трансформация форм организации и управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проводимые в Российской Федерации социально-экономические реформы самым непосредственным образом сказались на организации и результатах деятельности промышленных предприятий, которые являются основными заказчиками по перевозке грузов на железнодорожном транспорте. В результате произошедших изменений условий хозяйствования большинство хозяйствующих субъектов из-за своей производственной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Роль железнодорожного транспорта в экономике региона
    • 1. 1. Особенности экономики железнодорожного транспорта и ее роль в региональной экономике
    • 1. 2. Трансформация экономических отношений на железнодорожном транспорте
  • ГЛАВА 2. Анализ финансово-экономического состояния ВСЖД
    • 2. 1. Анализ финансово-экономического положения ВСЖД и его влияние на формирование финансовых ресурсов Иркутской области
    • 2. 2. Основы формирования выручки (дохода) на железнодорожном транспорте
  • ГЛАВА 3. Эффективность работы ВСЖД — основа экономического развития
  • Иркутской области
    • 3. 1. Тарифная политика грузовых перевозок как инструмент развития экономики региона
    • 3. 2. Обеспечение благоприятных экономических условий для развития региональной экономики путем повышения доходности грузовых железнодорожных перевозок

Железнодорожный транспорт в экономике региона: Трансформация форм организации и управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проводимые в Российской Федерации социально-экономические реформы самым непосредственным образом сказались на организации и результатах деятельности промышленных предприятий, которые являются основными заказчиками по перевозке грузов на железнодорожном транспорте. В результате произошедших изменений условий хозяйствования большинство хозяйствующих субъектов из-за своей производственной неэффективности и слабой финансовой устойчивости были неспособны конкурировать с зарубежными производителями товаров и услуг, и, как следствие, за период с 1992 по 1998 г. произошел резкий обвал объема промышленного производства, более чем 50% в среднем по всем отраслям народного хозяйства, а объем грузовых железнодорожных перевозок сократился более чем на 55% в среднем по сети дорог.

Произошедшая либерализация цен и сопровождающаяся ее гиперинфляция, практически моментальная потеря собственных оборотных средств и отсутствие кредитных ресурсов при сверхвысоких учетных процентных ставках Центрального банка Российской Федерации многократно ухудшили инвестиционный климат в реальном секторе экономики, в результате чего за последние 8 лет степень изношенности основных фондов предприятий железнодорожного транспорта достигла критического уровня — более 60%, что негативно отразилось на безопасности движения железнодорожного транспорта.

В связи с тем, что одним из главных условий стабильной работы промышленных предприятий и дальнейшего развития экономики региона является эффективное функционирование транспортной инфраструктуры, основу которой составляет железнодорожный транспорт. В этой связи, на наш взгляд, следует с особым вниманием подойти к проведению реформ на транспорте, и достичь максимальной адаптации к условиям хозяйствования в рыночной экономике. Недостаточная компетентность отраслевых менеджеров в организации управления транспортом на всех организационных уровнях в условиях институциональной неразберихи реформируемой экономики, а также динамичной, зачастую непрерывно меняющейся рыночной конъюнктуры, иными принципами формирования цен, потребностью в управлении совершенно новых по своему характеру отношений с поставщиками сырья и потребителями производимых услуг, изменениями в деятельности финансово-кредитной системы, острой нехваткой собственных оборотных средств — это только часть трудностей, с которыми столкнулись железнодорожники в период проведения реформ. В современной переходной экономике основным критерием оценки финансово-хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта является получение прибыли, это обстоятельство обусловливает настоятельную необходимость разработки организационно-экономических мер, направленных на устойчивое получение положительного финансового результата с учетом специфики экономики железнодорожного транспорта и региона, с учетом минимизации издержек, которые несет на себе потребитель услуг в условиях естественной монополии железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг. В связи с тем, что данные вопросы недостаточно освещены в научной литературе, что повлияло на выбор темы настоящего диссертационного исследования, которое направлено на развитие теоретических основ оценки экономической эффективности управленческих решений в отношении разработки и проведения тарифной политики предприятиями железнодорожного транспорта в современных условиях на региональном уровне.

Целью диссертационной работы является: определение зависимости развития реального сектора экономики Иркутской области от деятельности Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) в условиях трансформации экономики и реформирования структуры управления железнодорожным транспортомвозможность теоретической оценки существующей зависимости объема платежеспособного спроса потребителей транспортных услуг от изменения ценовых параметров железнодорожного тарифаустановление «области экономических интересов» на железнодорожные перевозки в рассматриваемом регионе для разработки более эффективной системы мер по стимулированию роста платежеспособного спроса на грузовые перевозки предприятиями Иркутской области.

В этой связи исследование направлено на решение следующих задач:

— исследовать степень влияния деятельности ВСЖД на экономику Иркутской области и промышленных предприятий (размещение производственных силвеличину транспортной составляющей в себестоимости выпускаемой продукции), а также на социально-экономическую ситуацию региона в целом;

— проанализировать структурные преобразования на Восточно-Сибирской железной дороге, а также выявить основные факторы определяющие дальнейшее реформирование всего железнодорожного транспорта;

— дать оценку и выявить негативное влияние проводимой тарифной политики на макроэкономическую ситуацию Иркутской области;

— проанализировать и вычислить с применением экономико-математических методов теоретическую зависимость изменения платежеспособного спроса на транспортные услуги от изменения ценовых параметров тарифа и разработать методические рекомендации по осуществлению более гибкой тарифной политики в местных перевозках.

Объектом исследования является: Восточно-Сибирская железная дорога и определение ее места и значения в развитии региональной экономики Иркутской области.

Предметом исследования является: организационно-структурное реформирование управления железнодорожным транспортом в регионе в целях повышения эффективности региональной экономики.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования служат объективные законы функционирования товарных рынков, принципы взаимодействия экономических субъектов на товарном рынке, экономико-математический анализ объемов грузовых железнодорожных перевозок на основе статистических показателей фактически сложившихся на ВСЖД, труды классиков рыночной экономики, работы отечественных и зарубежных экономистов по управлению производством и транспортом. В исследовании использовались работы отечественных авторов: Г. А. Кржановского, В. В. Шашкина, И. А. Бунича,.

A.А.Крейнина, Р. И. Шнипера, К. И. Таксира, М. А. Винокурова, Б. М. Лапидуса,.

B.И.Самарухи, В. М. Самуйлова, М. Д. Гельтмана, а так же работы зарубежных авторов Г. Шмидта, А. Кемпински, А. Смита, Дж. Милля, К. Самуэльсона, У. Петти, Р. Макконнела, С.Брю.

Новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Показана роль и значение железнодорожного транспорта как одной из подотраслей народного хозяйства в развитии экономики Иркутской области на современном этапе, в качестве одного из главных факторов влияющего на размещение производительных сил, а также на общий уровень рентабельности производства, как неотъемлемого технологического звена при производстве продукции сырьевыми отраслями региона.

2.Раскрыта роль железнодорожного транспорта как системообразующего комплекса в социально-экономическом развитии Иркутской области и в обеспечении развития реального сектора экономики региона.

3.Оценено значение железнодорожного транспорта в занятости населения области, а также показано значение ВСЖД как одного из крупнейшего предприятия, региона стабильная работа и устойчивое финансово-экономическое положение которого значительно влияет на доходную часть консолидированного бюджета Иркутской области.

4.Сформированы подходы автора относительно реформирования управления железнодорожным транспортом (с позиции необходимости сохранения государственного управления и приватизации обслуживающих хозяйственных комплексов железнодорожного транспорта), а также как социально-значимой, градообразующей отрасли, основы транспортной инфраструктуры регионов Сибири и Дальнего Востока, от эффективности, работы которой зависит конкурентоспособность предприятий.

5.На основе теоретического обобщения вопросов по повышению доходности грузовых железнодорожных перевозок путем реорганизации структуры управления дорогой, определено влияние, изменения ценовых параметров железнодорожного тарифа, на размер спроса со стороны предприятий потребителей транспортных услуг, что является базовой составляющей при проведении гибкой тарифной политики на региональном уровне местных перевозок.

6.Разработана методика определения области экономических интересов железнодорожных перевозок в регионе (где функционирует основная масса предприятий в качестве потребителей или производителей отправленных грузов), отражающая зависимость уровня платежеспособного спроса грузоотправителей от изменения ценовых параметров железнодорожного тарифа.

Апробация работы Основные положения диссертации докладывались и были одобрены на: 1) научно-практической конференции «Развитие транспорта Иркутской области», г. Иркутск, 2000 г.- 2) заседании кафедры экономики и менеджмента транспорта и связи ИГЭА посвященному развитию транспортной инфраструктуры Иркутской области. Результаты проведенных исследований в качестве аналитических материалов используются в экономической и финансовой службах ВСЖД и при чтении спецкурса «Роль железнодорожного транспорта в региональной экономике».

Практическая значимость результатов диссертационного исследования будет способствовать:

— установлению достоверной оценки проведенной реформы структуры управления ВСЖД направленной на повышение доходности грузовых перевозок с учетом специфики экономики региона;

— выявлению основных факторов определяющих дальнейшую структуру реформирования всей отрасли в целом с учетом современных требований рыночной экономики;

— установлению более точной и научно обоснованной роли ВосточноСибирской железной дороги в макроэкономическом развитии Иркутской области;

— разработке дополнительных методов по более точному прогнозированию предстоящих объемов грузовых железнодорожных перевозок с тем, чтобы адекватно реагировать на изменения платежеспособности субъектов транспортного рынка рег иона.

Проведенное исследование подтверждает важность дальнейшего углубления методического обеспечения по определению степени влияния ценовых параметров железнодорожного тарифа на объем платежеспособного спроса со стороны потребителей транспортных услуг, а в конечном итоге и на макроэкономическую ситуацию в анализируемом регионе. Важность данного исследования очевидна и потому, что железнодорожный транспорт, несмотря на кризис переходного периода, является основой транспортной системы России, наиболее надежным и относительно недорогим средством сообщения, обеспечивающим потребности страны и регионов в перевозках грузов и пассажиров.

Публикации: по теме исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом 2,3 п.л.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (общий объем 158 е., 33 с. приложения).

Заключение

.

На основании проведенного исследования автором диссертационной работы были сформулированы следующие выводы.

1. Выполнен научный анализ взаимодействия региональной экономической системы Иркутской области и Восточно-Сибирской железной дорогой, не только в аспекте как основы транспортной инфраструктуры области, но и как части технологического звена региональной промышленности, от величины расходов, которой зависит конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятиями области. При этом были выявлены и проанализированы ряд базовых взаимосвязей:

— основная масса грузовых перевозок в прямом и местном сообщениях в Иркутской области осуществляется железнодорожным транспортом, а также из-за географической ее отдаленности и преимущественно сырьевой направленности выпускаемой в ней продукции: железнодорожный транспорт можно рассматривать как неотъемлемое звено в производстве конечной продукцииудельный вес затрат на транспортировку в структуре себестоимости выпускаемой продукции составляет до 55%;

— основными заказчиками грузовых железнодорожных перевозок в Иркутской области являются промышленные предприятия и от объемов выпускаемой продукции и потребности в сырье зависит объем грузоперевозок следовательно и финансово-экономическое положение самой ВСЖД.

2. В связи с тем, что основу транспортной инфраструктуры Иркутской области составляет железнодорожный транспорт и от его функциональности, а главное стоимости предоставляемых услуг, в достаточно большой степени зависит финансово-экономическое положение всей региональной промышленности, возрастает значимость результатов реформирования транспорта для всех хозяйствующих субъектов.

Автором диссертационной работы был представлен анализ проведенных структурных преобразований по ВСЖД, а также сделана попытка, сформулировать ряд условий которые необходимо соблюдать при проведении реформирования железнодорожного транспорта с учетом влияния на экономику региона:

— цель проводимой реформы железнодорожного транспорта должна стать снижение совокупных народнохозяйственных затрат на железнодорожные перевозки, удовлетворение возрастающих потребностей в объемах и качестве перевозок, на основе обновления производственно технической базы и усиления мотивации работников железнодорожного транспорта в повышении эффективности работы всех его звеньев. Реформа технологических монополий, какой является железнодорожный транспорт не должна сводится к примитивному дроблению всей отрасли при неизбежном в таких условиях деконцентрации капитала. Это может привести к многократному увеличению собственных производственных издержек и в конечном итоге к повышению доли транспортных расходов в совокупных расходах промышленных предприятий региона. Поэтому должно быть выполнено главное условие сохранение единой системы российских железных дорог при равном обеспечении доступа компаний-перевозчиков к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта на не дискриминационной основе;

— естественная монополия в лице Министерства путей сообщения являясь субъектом современной экономики, которым присущ высокий уровень концентрации капитала (эффект масштаба), позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обуславливает снижение трансакционных издержек самой компании;

разделение в системе железнодорожного транспорта естественно-монопольного и конкурентного сектора, при сохранении государственного регулирования тарифов и цен на услуги в монопольном секторе и устранение государственного регулирования в конкурентном секторе, а также сохранение государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта с целью обеспечения безопасности перевозок.

3. В ходе проведения анализа финансово-экономического состояния ВСЖД, как составляющий элемент макроэкономического положения Иркутской области, автор диссертационной работы подробно исследовал порядок формирования финансового результата дороги по источникам образования, где были выявлены ряд негативных моментов влияющих на доходность ВСЖД:

— в связи с тем, что дорога выполняет не свойственные ей функции по социальной защите населения, путем «скрытой дотации» на пассажирские перевозки, убытки получаемые в результате низкой стоимости пассажирских перевозок покрываются за счет доходов поступающих от грузовых перевозок, что приводит к увеличению совокупных транспортных расходов промышленных предприятий пользующихся услугами железнодорожного транспорта;

— получаемая централизованно выручка из доходного счета МПС от участия дороги в перевозочном процессе учитывает не в полной мере фактическую себестоимость единицы эксплуатационной работы, а распределяется пропорционально физическому объему выполненной работы между всеми железными дорогами, таким образом подрывается основа для стимулирования снижения себестоимости перевозок;

— в результате проведенного анализа, было «установлено» однородность проистекающих финансово-экономических процессов в области и на ВСЖД, а так же показана роль и значение дороги в формировании базы финансовых ресурсов области.

4. Определена значимость тарифной политики грузовых железнодорожных перевозок в сложном взаимодействии множества объективных и субъективных факторов, различных по силе и степени влияния на экономическую ситуацию региона. Показано, что железнодорожные тарифы являются одним из ключевых элементов оказывающих прямое влияние на степень эффективности работы практически всех предприятий Иркутской области. В связи с этим, автором диссертационной работы предложен подход по классификации «проблем» и возможных методов их решения в области разработки и реализации тарифной политики на ВСЖД. В качестве основного фактора при принятии решения о предоставлении скидки с железнодорожного тарифа, по нашему мнению, должна быть величина удельного веса транспортной составляющей в конечной цене выпускаемой продукции, т. е. только значительный вес транспортной составляющей в цене продукта может вызвать ответную реакцию у грузоотправителя при снижении стоимости тарифа. Учитывая, что в последние два года продукция предприятий сырьевых отраслей Иркутской области стала особенно привлекательной для зарубежных потребителей (из-за курсовой разницы национальной валюты), многие предприятия переориентировались на работу по экспортным контрактам, используя при этом в качестве перевозчиков различные виды транспорта. Несогласованность действий различных транспортных ведомств в области проведения тарифной политики в регионе, приводит к увеличению транспортных издержек от 7 до 18%. Для исправления сложившегося положения, когда производители теряют часть собственной прибыли при использовании различных видов транспорта транспортировки грузов может стать принятие неотложных мер по созданию управленческой структуры способной обеспечить координацию деятельности всех видов транспорта участвующих в перевозочном процессе в области ценообразования транспортных тарифов. Для решения данной задачи был предложен подход по определению сложившихся проблем и их поэтапному решению, а также создание транспортно-экспедиционного холдинга, куда могли бы войти предприятия различных транспортных ведомств с целью координации проводимой тарифной политики.

5. В связи с тем, что грузовой железнодорожный транспорт имеет определяющее значение в размещении производственных сил в регионе, в силу географических особенностей и сырьевой направленности промышленности Иркутской области, а также из-за высокой транспортной составляющей в структуре себестоимости региональных товаропроизводителей, все это в значительной мере влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции. Поэтому в ходе научного исследования нами были сформулированы ряд положений, которые определяют факторы повышения доходности ВСЖД с учетом интересов промышленности Иркутской области:

— выявлена зависимость, а так же дана экономико-математическая оценка изменения объема платежеспособного спроса на грузовые железнодорожные перевозки промышленными предприятиями Иркутской области при изменении ценовых параметров тарифа путем проведения корреляционно-регрессионного анализа;

— установленная зависимость объема платежеспособного спроса на грузовые перевозки промышленных предприятий Иркутской области, от ценовых параметров железнодорожного тарифа, позволяет представить реальную картину по функциональной зависимости, степени влияния и соотношению всех внешних факторов и стоимости тарифов влияющих на объем грузовых железнодорожных перевозок, а в конечном итоге и на экономическую эффективность региональных товаропроизводителей.;

— в ходе проведения научного исследования влияние дальности перевозок на величину транспортных расходов в структуре себестоимости выпускаемой продукции предприятиями Иркутской области, была выделена «область экономических интересов» грузовых железнодорожных перевозок рассматриваемого региона. Подобное разделение позволило бы получить максимальный эффект от применения скидок с тарифа в местном сообщении, так как в данной области задействована наибольшая часть предприятий региона являющихся как потребителями так и отправителями грузов. Поэтому снижение ценовых параметров железнодорожного тарифа (влияние которых на уровень платежеспособного спроса грузоотправителей оценено в размере 45% по отношению ко всем остальным факторам влияющим на объем перевозок грузов предъявляемых к перевозке предприятиями области) будет способствовать оживлению товарооборота, росту производства в реальном секторе экономики, а следовательно увеличению налогооблагаемой базы Иркутской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Гранберг А. Г. Экономическо-математический анализ межотраслевого баланса СССР. М.: Мысль, 1998.
  2. Н.Т., Чистобаев А. И. Экономическое районирование и территориально-производственное комплексообразование. Л.: Наука, 1984.
  3. А., Кестанов В. Региональные программы: перспективные вопросы //Экономист. 1997. № 3. С. 20−23.
  4. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический справочник. М., 1983.
  5. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики: СПб. науч. тр. /Под ред. В. И. Шнипера. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1995.
  6. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения. М.: Служба Тасис генерального директора IA, Европейская комиссия, 1996.
  7. А.А. Региональные проблемы социального развития. М., 1989.
  8. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Н. Новгород, 1997.
  9. Н. Сельское хозяйство России: XX век //Изв. СПбУЭи Ф. 1997. № 2(18). С. 5−7.
  10. С. Способы измерения благосостояния региона: Пер. с франц. М.: Дело, 1993.
  11. П.Бильчак B.C. Региональное развитие в условиях рыночных структур //Изв. СПбУЭи Ф. 1993. № 5. С. 17−21.
  12. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998.
  13. В. Актуальные проблемы экономической истории // Новая и новейшая история. 1996. № 4. С. 32−36
  14. Н.Богданов А. А. Тектология. M.: ИНФРА М. АОЗТ «Премьер», 1992.
  15. В. Специальная экономическая зона и региональное управление // Вопр. экономики. 1990. № 6. С. 7−9.
  16. Ф.М. Новая концепция территориального самоуправления //Регион: экономика и социология. Новосибирск, 1994. № 3. С. 16−19.
  17. А.И. Сравнительный анализ и типология регионов России //Изв СпбУЭи Ф. 1999. № 2(18). С. 8−9.
  18. И. Новая роль регионов в Европейском союзе //Изд-во МЭ и МО. 1994. № 12. С. 13−15.
  19. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.- Ростов н/Д: 2000.
  20. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами //Вопр. экономики. 1997. № 7. С. 3−4.
  21. С.Д. Экономический механизм федеральных отношений. М.: Изд-во ИЭ РАН, 1995.
  22. М.А. Трудовые ресурсы региона и рынок труда (на примере Иркутской области). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1991.
  23. М.А. Теоретические основы формирования региональной экономики //Вестник ИГЭА. 1996. № 10. С. 10−13.
  24. А.Л. Номенклатура основных расходов железных дорог РФ, 1998 г.
  25. Вопросы методологии регионального экономического прогнозирования: Материалы симпозиума. Новосибирск: СО АН СССР, 1970.
  26. М.Д. Социально-экономическая география России: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1998.
  27. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учеб. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
  28. Н. Экономический анализ региональных систем. М., 1980.
  29. А. Теоретические проблемы региональной экономики //Регион: экономика и социология. Новосибирск, 1994. № 1. С. 11−14.
  30. О.В., Иоффе Г. В., Трейвин А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 1991.
  31. О.В. Западная Европа: региональные контрасты на новом этапе НТР. М.: Мысль, 1988.
  32. А.И. Справочник эксплуатационника. М., 1982.
  33. В.А. Экономика железнодорожного транспорта. М., 1995.
  34. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб.: Изд-во СПбУЭи Ф, 1992.
  35. Ю.Д. Региональная политика и региональная структура. J1.: Изд-во ЛЭФИ, 1992.
  36. Ю.Д. Очерки социально-экономической географии. Л.: Наука, 1990.
  37. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. М.- Ростов н/Д, 1998.
  38. В.Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М.- Ростов н/Д, 1999.
  39. У. Методы регионального анализа введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  40. Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  41. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М.: Экономика, 1989.
  42. Концепция развития производительных сил Иркутской области на период 1993 2005 гг. Иркутск, 1993. Т.1.
  43. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 гг.: Постановление Правительства РФ от 30.07.98 //Рос. газ. 1996. 31 янв.
  44. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утв. Указом Президента РФ от 01.04.96 //Рос.газ. 1996. 9 апр.
  45. Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Рос. вести. 1997. 25 дек.
  46. Концепция программы финансовой стабилизации Иркутской области /Науч. рук. К. И. Таксир, В. И. Самаруха. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1998.
  47. Г. В. Экономическая безопасность России. М.: Изд-во ВНИИВС, 1996.
  48. Т.Г., Максак В. И., Шейко О. В. Проблемы региональной финансовой устойчивости //Вестник Сиб. отд. АН Bill, № 2 (Т. 1). Томск, 1997. С. 46−54.
  49. Т.Г. Региональная экономика. Учеб.-метод, пособие. Абакан: ХТИ Филиал КГТУ, 1999.
  50. Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования. Красноярск: Изд-во КГТУ, 1999.51 .Крыжановский Г. А., Шашкин В. В. Управление транспортными системами С-Питербург: Изд-во АОЗТ 1998.
  51. В., Швецов А. Н. Региональная политика России: концепция, проблемы, решение //Рос. экон. журнал. 1994 № 1−3, 5−8,10,11- 1995, № 1- 1996 № 2- 1997 № 3,4.
  52. В., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  53. В. Межотрослевая экономика: Пер. с англ. М.: Экономика, 1997.
  54. А.Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия Россини. М.: Аналитический центр при Президенте РФ, 1994.
  55. С.В. Регулирование естественных монополий. М., 1999.
  56. И.А. Указание по составлению отчета формы 6-ть ЖЕЛ. М., 1998.
  57. Г. В. Правовая система субъекта Российской Федерации // Государственность и право республики в составе Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции. Нальчик- Ростов н/Д, 1996.
  58. Н. Государственная экономическая политика в отношении различных типов в регионе //Экономист. 1996. № 11. С.23−25.
  59. Модели и применения: Учеб. пособие /Под ред. Дж. Моудера, Элмаграби. М.: Мир, 1991.
  60. Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ. Утв. Постановлением Правительства РФ № 829 от 19.07.99,
  61. В.И. Указание по учету и отнесения расходов по содержанию основных средств. М., 2000.
  62. Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы. М., 1991.
  63. А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, ИЭ, 1996.
  64. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.96 //Рос.газ. 1996. 11 июня.
  65. Очерки истории переходной экономики. СПб.: Изд-во СПбУЭи Ф, 1996.
  66. А. Роль федеральных и местных органов в продовольственном обеспечении населения //Экономист. 1995. № 2. С. 4−7.
  67. Предположительная численность населения РФ до 2010 г. Стат. бюллетень./ Госкомстат РФ. М., 1997.
  68. Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Сб. ст. 4-ой международн. научн.-практ. конф. Томск: Изд-во Сиб. отд. АН ВШ, 1998.
  69. Проблемы регионального развития. Модели и эксперименты: Сб. ст. /Под ред. Ю. Г. Липеца, С. Б. Шлихтера. М.: НГ РАН, 1997.
  70. Проблемы социально-экономического развития субъектов местного самоуправления Иркутской области /Под ред. В. И. Самаруха. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
  71. Равновесие и не равновесие социально-экономических систем /Под ред. А. И. Добрынина, Д. Ю. Миропольского. СПб., ч.1, 1995.
  72. Развитие региона: методический подход. Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1995.81 .Региональные диспропорции: оценка и пути их преодоления. Екатеренбург: Изд-во УГЭУ, 1996.
  73. Региональные стратегии и технологии экономического развития /Под ред. Т. В. Игнатовой. Ростов н/Д, 1999.
  74. Регионоведение. Учебник для вузов /Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
  75. Регионы России: Информ. стат. Сб. в 2 т. /Госкомстат России. М., 1997.
  76. Российские регионы в новых экономических условиях: Сб. статей. /Под ред. Ю. Г. Липец М.: ИГ РАН, 1996.
  77. Россия в Цифрах: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. М., 1998.
  78. Рыночная трансформация в России: политический и экономический потенциал регионов. М.: ООО «Панорама», 1999.
  79. В., Гринкевич Л. Стимулирование формирование региональных ФПГ //Финансы. 1998, № 1. С. 34−35.
  80. В.И., Антонова Л. Л., Озерникова Т. Г. Регион в пореформенный период: Экономико-социологические очерки. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.
  81. В.И. Экономика и финансы в пореформенной России. Иркутск. Изд-во ИГЭА, 2000.
  82. С.М. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.
  83. Р. Развитие теории экономического роста: Пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  84. Состояние и тенденции развития мировой экономики накануне третьего тысячелетия /Обзорная информация. М.: Изд-во РАН, 1998.
  85. Социально-экономические проблемы России. Справ. Спб., 1999.
  86. Стратегия развития региона /Под ред. Г. М. Федорова. Калининград: Изд-во КГУ, 1993.
  87. Л. Равновесие и экономический рост: Пер. с франц. М.: Экономика, 1974.
  88. К.И., Самаруха В. И. Методические рекомендации по разработке программы финансово-экономического развития (ПФЭР) Иркутской области до 2005 г. Москва- Иркутск: Академия бюджета и казначейства, 2000.
  89. А.Х., Кетова Н. П., Машбетов М. А. Региональный потребительский рынок: механизмы становления и развития. Ростов н/Д, 1999 г.
  90. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование: Региональная политика в международных исследованиях (книга вторая). Петрополис, 1994.
  91. ЮО.Территориально-производственные комплексы: Опыт и проблемы формирования /Под ред. М. К, Бандмана, А. И. Чистобаева. Л.: Наука, 1990.
  92. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М.: Республика,.992.
  93. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации'1. 24.06.99.
  94. ЮЗ.Чистобаев А. И. Развитие экономических районов: Теория и методы исследования. Л.: Наука, 1980.
  95. А. И., Баженов Ю. Н. Территориальные комплексные программы. Л.: Изд-во ЛГГУ, 1984.
  96. Е. Регионы доноры // Профиль регион, 1997.
  97. Юб.Шнипер Р. И., Утроб и н Е. Н. Планирование хозяйства крупного экономического района. М.: Экономика, 1966.
  98. Р.И. Региональные предплановые исследования: Экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1979.
  99. Р.И., Воеводин И. Н., Гухнер С. С. Региональная программа и принцыпы ее разработки: Вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.
  100. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.
  101. ИО.Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993.
  102. ИКШумпетер Й. А. Теория экономического развития: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  103. Экономическая безопасность. Финансы. Банки /Рук.авт. колл. В. К. Сенчагов. М.: ИЭ РАН, 1995.
  104. Экономическая география России: Учеб. для вузов. /Под ред. А. Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.
  105. Грузоперевозки по всем видам транспорта общего пользования по Иркутскойобласти, тыс. т1. Год Изменение
  106. Транспорт 1990 1995 1996 1997 1998 1998/1990, %
  107. Железнодорожный 104 058 55 727 47 119 43 313 40 084 38,52
  108. Автомобильный 35 592 31 896 24 894 19 695 16 898 47,48
  109. Внутренний водный 17 546 4930 3280 3559 2499 14,24
  110. Воздушный 95 22 15 15 7 7,37
  111. Источник: Иркутская область в цифрах: Краг. Стат. сб./Госкомстат. Ирк. обл. Иркутск. 1999 г.
  112. Индекс производства продукции промышленности в Иркутской области1990 г. = 100)1. Отрасль Год 1995 1996 1997 1998
  113. Электроэнергетика 83 78 67 691. Топливная 66 56 42 36
  114. Черная металлургия 60 58 52 36
  115. Цветная металлургия 88 90 92 95
  116. Химическая и нефтехимическая 41 32 16 15
  117. Машиностроение и металлообработка 44 31 29 20
  118. Лесная, деревообрабатывающая и 71 56 41 48целлюлозобумажная
  119. Строительных материалов 27 15 10 61. Легкая 28 16 12 71. Пищевая 49 40 38 39
  120. Промышленность всего 64 55 47 47
  121. Источник: Иркутская область в цифрах: Крат. Стат. сб./Госкомстат Ирк. Обл. Иркутск. 1999 г.
  122. Л к и 2105 14 439 16 544 2399 1 13.97 12 938 89,60 15 337 92.70 2178 90.79 9990 7721 12 168 79.34 2406 110.47 16 055 160.71 18 461 151.72
  123. J к is 2362 14 776 17 138 2104 89.08 13 860 93.80 15 964 93.15 2403 1 14.21 12 437 89.73 14 840 92.96 2412 100.37 16 793 135.02 19 205 129.41
  124. Год 8897 59 658 68 555 8735 98,18 53 597 89,84 62 332 90,92 9166 104.93 44 905 83,78 54 071 86,75 7125 76.26 48 161 105,20 55 286 100,30
  125. Источник: Годовой отчет ВСЖД за 1999 г.
  126. Отраслевая структура продукции промышленности Иркутской области, %1. Отрасль Год 1997 1998 1999 2000
  127. Электроэнергетика 23,8 21,6 13,9 12,81. Топливная 15 11,7 9,5 5,7
  128. Черная металлургия 2 п и* 2,9 3,1
  129. Цветная металлургия 24,5 25,6 27,2 26,1
  130. Химическая и нефтехимическая 4,9 5,1 7,1 10,7
  131. Машиностроение и металлообработка 6,1 7 13,3 12,8
  132. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозобумажная 13,2 16,7 17,4 20,6
  133. Строительных материалов 1,4 1,5 1 11. Легкая 0,2 0,3 0,2 0,31. Пищевая 8,9 7,9 6,2 5,6
  134. Промышленность всего: 100 100 100 100
  135. Источник: Иркутская область в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат Ирк. Обл. Иркутск. 2000 г.
  136. Конъюнктурный анализ производства и потребления продукции различных отраслей промышленности Иркутской области перевозимой железнодорожным транспортомза четвертый квартал 2000 г.
  137. Предприятие Поступление исходного сырья для переработки за отчетный период Вид выпускаемой продукции Факт объем выпуска, тыс. т за отчет, период Объем перевозок ж.д. тыс. т за отч. период Регион пр/пр потребителя (ст., ж.д. адм.ед.)
  138. Наименование Объем Тыс. т Регион пр/пр поставщика
  139. ТД Ангарск -Нефто Нефть сырая 2370 Омск Нефтепродук 1620 1377,8 ВСЖД, ДВЖД, Сингапур, Япония, Монголия
  140. ОАО Востсибуголь Сырье не поступает Уголь 4503,2 4503,2 ВСЖД, ДВЖД, Япония
  141. ОАО Р-з Тулунский Сырье не поступает Уголь 788,9 788,9 ВСЖД
  142. ОАО Коршуновский ГОК Руда 1019,5 ВСЖД Железногорск Хребтовая Железноруд. концентрат 883,2 883,2 ЗапСибЖД
  143. ОАО ИркАЗ-СУАЛ Глинозем 131,3 Свердловская Ж. Д. Украина Алюминий 68 66,4 Нидерланды Япония
  144. ОАО БрАЗ Глинозем 450,3 Свердловская Ж. Д. Украина, Казахстан Алюминий 235 230,9 Япония, Китай, США
  145. ОАО Байкальский ЦБК Лесоматериалы балансы щепа химикаты 172,466 ДВЖД, КрЖД, ЗабЖД, ВСДЖ, Зап-СибЖД, Горьковская ЖД Бумага, целлюлоза, масло таловое, скипидар 50,7 48,4 Россия, Китай, Корея, Беларусь
  146. ОАО Усть-Илимский ЛПК Балансы лесомат-ы химикаты 914,951 ВСЖД, КраснЖД, ПриволжскаяЖД, Зап-СибЖД, СвердловскаяЖД Канифоль, масло таловое, скипидар, целлюлоза 138,9 135,4 Россия, Китай, Корея, Польша, Словак ия, Венгрия, Итал ия
  147. ОАО Усольхимпром Пропилен ПВД сода кальц серн. Кисл. Известняк 272,5 ВСЖД КраснЖД ЗабЖД Карбидкальц Сода кауст. Смола ПВХ. Трихлор этилен 61,3 75,4 Россия Китай
  148. Источник: на основании данных квартального отчета ДЦТО ВСЖД за 2000 г.
  149. Индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта по Иркутской области1. Транспорт Год 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
  150. Железнодорожный 37,4 19,2 15,6 4 2,4 1,3 1 0,8
  151. Автомобильный 33,4 3,6 2,8 1,4 1,1 1,1
  152. Трубопроводный 28 17,5 3,1 3,6 1,1 1 1,4
  153. Воздушный 35 16,4 3,6 2,3 1,7 1,1 2,6
  154. В среднем по транспорту 35,6 18,5 3,5 2,7 1,2 1 1,2
  155. Источник: Иркутская область в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат Ирк. обл. Иркутск 1999 г.
  156. Динамика численности производственного персонала, ФОТ, и производительности труда ВСЖД1. Показатель Год 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
  157. Численность работающих в том числе: 70 221 69 900 68 199 69 427 78 434 68 243 58 206 60 518по основной деятельности 51 469 50 990 46 603 47 022 56 113 48 401 46 047 46 590по подсобно вспомогател ьной деятельности 18 752 18 910 21 596 22 405 22 321 19 842 12 159 12 469
  158. Производительность труда, прив. тКм/чел 2284 2019 1696 1571 1457 1556 1440 1459
  159. Источник: Годовой отчет ВСЖД за 1999 г. 2 5 0 1 992 199 3 1 9 94 1 99 5 1 996 1 99 / 1 9 9 6 19 991. Года
  160. Динамика производительности труда на ВСЖД
  161. Сводный финансовый баланс Иркутской области, млн р. деном.1. Отчет 1999 г. к1996 1997 1993 1999 1996 г. 1 3 4 5 6 7доходы
  162. Прибыль (убыток) сальдо в том числе прибыль прибыльных предприятий 4456 4325,8 4178,7 14 164.5 — 317,9 В том числе: ВСЖД -613,0 923,0 939,0 1434,7 -234,1
  163. Удельный вес ВСЖД в сумме прибыли предприятий области -13,8 21,3 22,5 10,1 -73,6
  164. Амортизационные отчисления 8224 6829 6726 8538 103,8 В том числе: ВСЖД Удельный вес ВСЖД в сумме амортизационных отчислений по области 1238,8 15,1 1195,3 17,5 1115,3 16,6 1570,1 18,4 126,7 122,1
  165. Налог на добавленную стоимость 2509,1 2052,3 2085,3 3271,1 130,4
  166. Акцизы 469,5 305,6 339 512,9 109.2
  167. Подоходный налог с физических лиц 1463,3 1603,9 1658,8 234t, 8 160,0
  168. Прочие налоги, сборы и пошлины 3575,6 2973.9 2743,7 5008,1 140,1
  169. Средства целевых бюджетных фондов 1600,3 1134,9 1213,3 2595,8 162.2
  170. Средства для образования государственных внебюджетных фондов 3608,1 4935,8 5110 7552,3 209,3
  171. Итого доходов 25 905,9 24 161.2 24 054,8 43 984.5 169,8
  172. Взаимоотношения с другими органами власти
  173. Средства перечисляемые 3569 2371.6 2390.9 0.0 В федеральный бюджет 3431.2 2283,1 • 2275,9 2310,8 67,3 В государственные внебюджетные фонды 137,8 88.5 115 119.2 86,5
  174. Средства, получаемые- 985,5 1544 813,8 0,0из федерального бюджета 985,5 1544 813.8 1143,8 116,1из государственных внебюджетных фондов 0 0 0 305,8
  175. ВСЕГО ДОХОДОВ 23 322,4 23 333.6 22 477,7 45 433,4 194,81. Окончание прил. 81 3 4 5 6 71. РАСХОДЫ *
  176. Расходы предприятий за счет прибыли, остающиеся после уплаты налогов, а так же за счет амортизации 11 514 9808 9675.2 17 808,4 154,7
  177. Субсидии 1946,8 1935,2 1800 4,8 0.2
  178. Расхода на соц.-культ. Мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета и внебюджетных фондов 6274,3 8458,9 8405 12 082.8 192,6
  179. Расходы на научные исследования и разработки 3 1,1 3,4 7,1 236,7
  180. Расходы за счет целевых бюджетныхфондов 1600,3 1134,9 1213,3 1875,3 117.2
  181. Расходы на содержание лравохранительных органов (без капвложений) 167,3 234,4 324 272 162,6
  182. Расходы на содержание органов власти и управления (без капвложений) 240,6 387,1 390 580,4 241,2
  183. Прочие расходы 491 575,3 300 3607 734.6
  184. ВСЕГО РАСХОДОВ 23 536,3 23 607,5 23 077,7 37 828,2 160,7
  185. Превышение доходов над расходами (+), или расходов над доходами (-) -213,9 -273,9 -600 8498 -3972,9
  186. Источник: Годовые финансовые отчеты Администрации Иркутской области и ВСЖД80,060,040,020,1 996 199 719 981. Год1Доля прибыли ВСЖД
  187. ЕЭ Доля прибыли остальных предприятий1999
  188. Доля ВСЖД в сводном финансовом балансе Иркутской области по объему получаемойприбыли всеми предприятиям области
  189. Доля остальных предприятий1 Доля ВСЖД199 619 971. Год
  190. Доля ВСЖД в сводном финансовом балансе Иркутской области по налогу на прибыль, НДС, на имущество100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0--------- • I -ff------г s.: Щ Ф84,9 82,5- 83,4 i 81,6•
  191. ШДоля остальных предприятий1 996 199 719 981. Год1999
  192. Доля ВСЖД в сводном финансовом балансе Иркутской области по размеру амортизационныхотчислений всеми предприятиями области
  193. Результаты финансово-хозяйственной деятельности ВСЖД, тыс. р. деном.
  194. Показатель № строки баланса Год Изменения, %1996 1997 1998 1999 1999/1996 1999/1997 1999/1998
  195. Выручка (нетто) от реализации, продукции, работ, услуг 10 6 019 390 6 357 669 5 966 872 10 093 553 167,68 158,76 169,16
  196. Себестоимость (негго) от реализации, продукции, работ, услуг 20 5 400 198 5 131 669 4 587 063 7 446 144 137,89 145,10 162,33
  197. Коммерческие расходы 30 23 753 24 737 29 801 77 767 327,40 314.38 260,95
  198. Прибыль (убы ток) от реализации 50 622 130 1 213 361 1 364 593 2 585 027 415,51 213,05 189,44
  199. Прибыль от перевозок всего в i ч 51 445 638 1 127 255 1 296 847 2 450 189 549,82 217,36 188,93
  200. IcpcHotKn грузов 52 1 409 767 1 800 218 1 799 377 3 356 224 238,07 186,43 186,52
  201. Перевозки пассажиров 53 -960 823 -67 296.3 -502 530 -906 035 94,30 134,63 180,291(рибыль от подсобно-вспомогательной деятельности 54 176 492 86 106 67 746 134 838 76,40 156,60 199,03
  202. Финансирование из федерального бюджета 55 395 450 132 3222 815,70 716,00 2440,91
  203. Финансирование из местного бюджета 56 25.393 11 430 14 453 12 163 47,90 106,41 84,16
  204. Из них: пригородных перевозок 57 25 393 11 430 14 453 12 163 47,90 106,41 84,16
  205. Доход ог участия в других организациях 80 1834 9238 5672 8)03 441,82 87,71 142,86
  206. Операционные доходы 00 202 126 189 109 138 681 2 187 997 1082,49 1 157,00 1577,72
  207. Прибыль (убыток) отчетного период:! 140 493 296 1 146 754 1 255 123 1 904 602 386,10 166,09 151,75
  208. Налог на прибыль 150 89 950 204 286 342 000 389 916 433,48 190,87 1 14,01
  209. Отвлеченные средства, в т. ч. 160 1 016 845 19 122 -26 669 79 956 7,86 418,14 -299,81платежи в бюджет: 161 92 646 711 105 222 0,24 31,22 211,43расходы по уплате штрафных санкций в бюджет: 162 924 199 1841 1 -26 774 79 734 8,63 433,08 -297,80
  210. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода 170 -613 499 923 346 939 792 1 434 730 -233,86 155,38 152,66
  211. Источник: Годовой отчет ВСЖД за 1999 г.
  212. Структура получаемых доходов ВСЖД от грузовых железнодорожных перевозок1. Доход Год 1996 1997 1998 1999тыс.р. % 1999/ 1996, гыс.р. 1999/ 1997, % гыс. р % 1999/ 1998, % тыс. р %
  213. Доходы от перевозки грузов 3 744 828 95,20 228.54 4 096 733 95,98 208,91 4 906 755 96.72 174,42 8 558 443 97,37 В т.ч. огмеждународных перевозок груз 2 064 905 23,49
  214. Доходы от перевозки в вагонах нерабочею парка (хозяйственные перевозки) 617 0,02 23,01 589 0.01 24,1 1 214 0,00 66,36 142 0,002
  215. Дополнительные сборы 152 492 3.88 1 1 1.77 152 304 3,57 I 1 1,91 119 302 2,35 142,87 170 446 1,94 В 1 ч. но договорным тарифам 29 985 0.76 53.98 2 1 83 1 0.51 74,14 11 272 0,22 143,59 16 185 0,18
  216. Плат за пользование грузовыми вагонами и котейнерами 35 778 0,91 151.12 18 509 0.43 292,12 35 974 0,71 150,30 54 068 0,62
  217. Доходы ОТ дополнительных услуг клиентуре 10 769 0,21 58.82 6334 0.07
  218. Всего 3 933 715 100 223,44 426 813.5 100 205,93 5 073 014 100 173,26 8 789 433 100
  219. Структура прибыли от реализации, %1. Показатель Год 1996 1997 1998 1999
  220. Прибыль (+). убыток (-) 01 реализации пса о 100 100 100 100
  221. Прибыль (+), убыток (-) от грузовых перевозок 226.6 148,37 131,86 129,83
  222. Прибыль (+). убыток (-) от пассажирских перевозок -154,44 -55,46 -36,83 -35,05
  223. Прибыль (+), убыток (-) от подсобно-вспомогательной деятельности 28,37 7,1 4,96 5,22
  224. Источник: Годовой отчет ВСЖД за 1999 г.
Заполнить форму текущей работой