Основные принципы дознания и следственных действий МУ МВД России «Мытищинское»
Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Система отчетности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду ее явного противоречия принципам организации деятельности… Читать ещё >
Основные принципы дознания и следственных действий МУ МВД России «Мытищинское» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отчет о прохождении учебной практики Основные принципы дознания и следственных действий МУ МВД России «Мытищинское»
Студент Хлудова Ирина Николаевна
Введение
дознание следственный полиция Я, Хлудова Ирина Николаевна, студент курса юридического факультета (группа ЮРЗ-08−1), в соответствии с учебным планом, в течении 2 (двух) календарных недель я проходила производственную практику с 29 июня 2013 года по 12 июля 2013 года в МУ МВД России «Мытищинское» (г. Мытищи, ул. Колпакова, д.15/2)
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в учебном заведении, на практике, то есть получение практического опыта работы в качестве работника в отделе внутренних дел, а так же ознакомление с деятельностью межмуниципального отдела, изучение принципов его работы и передового опыта его специалистов. Всесторонняя оценка условий деятельности отдела, выработка навыков подготовки, принятия и реализация решений в практической деятельности.
Я была принята для прохождения практики в штат МУ МВД России «Мытищинское» на должность помощника дежурного, где я в общемто и хотела практиковаться. Главным руководителем моей практики был назначен начальник дежурной части МУ МВД России «Мытищинское» — подполковник полиции Луговиков АС. Совместно с главным руководителем практики мной был составлен совместный план прохождения практики, который я успешно выполнила.
Практика обеспечила мне социализацию в профессиональной среде и сформировала у меня представление о компетентном специалисте. Именно в процессе практики все методы формирования профессиональных знаний, умений и навыков в юридической области проверяются и наполняются смыслом. Являясь центральным звеном в системе подготовки сотрудника полиции как специалиста, практика помогала мне глубже осознать правильность осуществления своего профессионального выбора, проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, определить профессионально важные качества будущей специальности. В ходе практики у меня вырабатываются умения работать самостоятельно, опираясь на индивидуальные планы и задания.
Практика помогала мне, как я уже говорила научиться работать самостоятельно, но и так же планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты со старшими коллегами и определить ролевую профессиональную позицию. У меня сформировалось чувство ответственности и принадлежности к опытным профессионалам и коллективу.
Сотрудник — полицейский должны знать самые разные сферы деятельности службы и быть знакомыми не понаслышке с самыми необходимыми действиями в целях предупреждения, пресечения раскрытия преступлений.
В процессе прохождения практики передо мной были так же поставлены задачи, по ознакомлению с непосредственно связанными с Дежурной частью подразделениями, такими как: отдел дознания, следственное управление, служба участковых. В процессе прохождения учебной практики я изучала формы и содержание работы по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений на разных стадиях предварительного расследования. При прохождении практики в вышеуказанных структурных подразделениях МУ МВД России «Мытищинское» я ознакомилась с функциональными правами и обязанностями сотрудников подразделений; изучила делопроизводство; изучила приемы и способы применяемые при группировке и анализе зарегистрированных заявлений, жалоб, ходатайств граждан и юридических лиц; изучила основные следственные действия и юридические основания их осуществления; научилась составлять проекты постановлений, протоколов и других процессуальных документов предварительного следствия. Также я научилась анализировать материалы уголовных дел, составлять планы расследования преступлений, изучать формы взаимодействия всех структурных подразделений и участия общественности в расследовании уголовных дел. В частности я приобрела необходимые навыки и научилась на практике составлять проекты основных следственных документов. Итак, поэтапно я расскажу прохождение моей практики в МУ МВД России «Мытищинское».
1. Описание подразделений и их функций Дежурная часть Дежурная часть — это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль над деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Именно это подразделение призвано не только осуществлять оперативное управление всеми службами и подразделениями, но и обеспечивать постоянный сбор данных об оперативной обстановке на обслуживаемой территории, а также объективное разбирательство с задержанными и доставленными гражданами при строжайшем соблюдении требований законности, прав и интересов граждан.
Понятия о дежурной части ОВД Моя производственная практика началась с изучением поступления сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в дежурную часть отдела. В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в полиции при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях утверждена Инструкция, о порядке приема, регистрации и разрешения в отделе внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.
Настоящая инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушении и событиях угрожающих личной или общественной безопасности, а так же определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением. Регистрация сообщений о преступлениях и иная информация принимается круглосуточно в дежурную часть ОВД непосредственно при их поступлении. При поступлении заявления или какого либо сообщения дежурный регистрирует это сообщение или заявление к Книге Учета Сообщений и Преступлений (КУСП).
Письменные заявления о преступлениях, явки с повинной и рапорта сотрудников полиции регистрируются так же в дежурной части в журнале КУСП. Так же в КУСП регистрируются протоколы устных заявлений и заявления, содержащие признаки безвестно пропавшего человека.
При регистрации сообщений о преступлениях или заявлениях поступивших в дежурную часть в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации в оттиск, которого проставляется порядковый номер зарегистрированного преступления, дата регистрации, наименование отдела внутренних дел и ФИО, звание, должность, подпись дежурного принявшего сообщение.
При личном обращении заявителя, совместно с регистрацией в КУСП заявителю выдается талон-уведомление о зарегистрированном заявленном им преступлении или заявлении. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне корешке и проставляет дату и подпись в получении. По итогам получения и регистрации заявления, дежурный принимает одно из решений:
Оперативно-организационное:
Реализация этой функции нарядом дежурной части отдела связана с организацией таких важных направлений деятельности как:
— организация безотлагательного реагирования на сообщения о чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
— организация пресечения и раскрытия преступлений «по горячим следам»;
— организация непрерывного управления силами и средствами, задействованными на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, немедленное принятие мер по реагированию на нарушения общественного порядка.
— немедленное реагирование на данное заявление. При этом он оперативно собирает оперативную группу в состав, в которой входит оперуполномоченный полиции, участковый-уполномоченный полиции, дознаватель или следователь, эксперткриминалист. Это дежурный определяет сам, ориентируясь на факты, которые были ему, переданы заявителем. Приняв незамедлительное решение он отправляет группу на дежурной автомашине на место происшествие. По приезду с места происшествия дознаватель или следователь докладывает дежурному о проделанной на месте происшествия работе и передает дежурному, который в свою очередь относит на подпись начальнику отдела. При получении отписанного материала начальником отдела, начальники подразделений следствия либо дознания получают материал и ставят подпись в его получении.
Цели задачи и функции дежурной части ОВД По существу, оперативно-организационная функция является совокупностью организационных направлений деятельности. К тому же сами эти направления деятельности можно разбить на несколько компонентов. Так, например, последнее из указанных направлений деятельности обеспечивается: комплексным использованием сил патрульно-постовой службы милиции, ИДПС ГИБДД, ОВО и иных служб и подразделений, а также сил общественных формирований; четко продуманной их расстановкой и маневрированием в соответствии с оперативной обстановкой; совершенной системой управления всеми видами служебных нарядов, задействованных в обеспечении ОП и ОБ;
Мной были законспектированы необходимые нормативные акты, приказы указания регламентирующие деятельность дежурного Дежурной части ОВД.
2.Дознание За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью органов дознания, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Понятие органов дознания Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер.
Подразделение дознания — обособленная структурная единица органа дознания, состоит из дознавателей, начальника подразделения дознания и старших дознавателей и предназначенная для производства предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.
Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д.
В отделе дознания я была ознакомлена с должностными инструкциями, правами и обязанностями дознавателя.
Преступления в дознании подразделятся на очевидные и неочевидные. Очевидное — это когда лицо совершившее преступление известно. А неочевидные преступления, если лицо его совершившее не известно.
Цели и задачи, функции органов дознания Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.
Деятельность дознавателя состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего над законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умелое проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.
Служба участковых уполномоченных полиции Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.
На всех этапах развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового уполномоченного полиции были — околоточный надзиратель, квартальный надзиратель, уездный надзиратель. Данные полицейские чины осуществляли территориальный надзор, т. е. одну из важнейших функций как городской, так и уездной полиции. От них полицмейстерами и исправниками всегда и совершенно неуклонно требовались «твердые знания своих обязанностей и точное, а главное, честное исполнение долга». В дальнейшем деятельность участковых инспекторов милиции в своей основе была направлена на профилактику правонарушений, обеспечение общественного порядка на обслуживаемом участке. Отсюда «участковый», то есть лицо, несущее личную ответственность за состоянием дел в жилом или ином секторе, закрепленным за ним, лицо, отвечающее за конкретный участок.
Служба участковых уполномоченных полиции относится к числу старейших в системе органов внутренних дел. Ее формирование началось в 20-х годах XX века. В целях сохранения преемственности в работе участковых уполномоченных полиции, пропаганды и распространения положительного опыта и сложившихся традиций их деятельности, а также учитывая их существенную роль в реализации задач, выполняемых органами внутренних дел, приказано считать 17 ноября 1923 года датой начала формирования в органах внутренних дел участковых уполномоченных милиции. 17 ноября «Днем участковых уполномоченных полиции». В установленном порядке ежегодно отмечается «День участковых уполномоченных полиции», особо отличившихся сотрудников и работников, а также ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка награждают грамотами и ценными подарками.
Понятие о службе участковых-уполномоченных полиции Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации № 900 от 16 сентября 2002 года «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции». Участковый уполномоченный полиции наделен широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела.
Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Система отчетности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду ее явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения полицией возложенных на нее задач.
В сельской местности зачастую участковый является единственным представителем власти на обширной территории.
Цели, задачи и функции службы участковых-уполномоченных полиции Участковый уполномоченный является полномочным представителем полиции на определенной территории, ближе других сотрудников органов внутренних дел стоит к населению, выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех служб, подразделений, аппаратов органов внутренних дел. Такое должностное положение во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на участке, умения использовать в своей работе не только арсенал полицейских средств и методов, но и психолого-педагогических навыков.
Сегодня участковым уполномоченным должна принадлежать ведущая роль в решении задач, возложенных на полицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Поэтому службы участковых уполномоченных должны быть элитой полиции и укомплектовываться лучшими сотрудниками полиции, имеющими достаточный опыт службы в полиции.
Формы и методы работы участковых уполномоченных полиции, как правило, доступны для наблюдения и оценки населения, поэтому именно они во многом определяют социальный престиж полиции.
В своей деятельности участковые уполномоченные полиции должны руководствоваться следующими принципами:
— соблюдение законности и дисциплины;
— гуманизма;
— уважение прав человека;
— гласности;
— опоры в служебной деятельности на граждан, общественные организации, трудовые коллективы;
— учет общественного мнения в работе.
Комплексность и многофункциональность деятельности участковых и является главной особенностью этой службы. Основные задачи службы участковых уполномоченных полиции следующие:
— Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.
— Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
— Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
— Раскрытие преступлений по делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, производство предварительного следствия по которым обязательно.
— Оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественном объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
— Административная практика — составление протоколов об административном правонарушении.
— Выявление и раскрытие преступлений по линии МОБ, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.
— Рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144−145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, не зарегистрированных в книгу учета сообщений о преступлениях.
— Также участковые уполномоченные привлекаются для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач.
— Участковый обязан документировать каждый случай смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому.
Как видно из изложенного, участковые уполномоченные должны решать практически весь спектр задач, возложенных на полицию. Поэтому, на должности участковых уполномоченных должны назначаться наиболее опытные и подготовленные сотрудники полиции, т.к. от эффективности их работы зависит успех работы всего отдела полиции по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений.
3. Следственный отдел Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Его функция — расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.
Цели, задачи и функции следственного отдела Положением об органах предварительного следствия определены их следующие задачи:
— обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.
Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
В штате МУ МВД России «Мытищинское» состоят следователи, старшие следователи, заместитель начальника следствия. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД — начальник следственного отдела.
Следователи подчиняются начальнику следственного отдела, который контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления.
Уголовно-процессуальный закон России (ч.2 ст. 38 УПК РФ) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:
возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке;
принятие уголовного дела к своему производству или передача его прокурору для направления по подследственности;
направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии требуется получение судебного решения или санкции прокурора;
дача органу дознания в установленных случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке решения прокурора;
иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Во время прохождения практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Все следственные действия протоколируются. Протокол официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.
4. Общая характеристика предварительного следствия Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, первоначальный срок ведения которого определен в процессуальном законодательстве. Следователь определяет ход расследования уголовных дел и принимает в связи с этим соответствующее решение. Решение оформляется в форме постановлений, которые вызывают определенные процессуальные последствия и являются обязательными для исполнения, как самим следователем, так и участниками уголовного процесса.
Предварительное расследование — это урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления, виновности лица, его совершившего, привлечению его к уголовной ответственности, защите нарушенных преступлением прав и свобод личности, законных интересов общества и государства, ограждении от неосновательного обвинения и реабилитации каждого невиновного. Расследование уголовных дел относится к предварительному расследованию.
Деятельность органов предварительного следствия регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом, в соответствии с которым они решают следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения.
Процессуальная самостоятельность следователя — положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.
Если в ходе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
Пpедваpительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, либо постановлением о пpекpащении дела, либо постановлением о пpекpащении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания.
После подписания обвинительного заключения следователь немедленно направляет дело пpокуpоpу.
Производство следственных действий Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.
Следственные действия — это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.
Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи. Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.
Для производства следственных действий необходимы основания — фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.
Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст. 46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).
К числу следственных действий относятся: 1) допрос; 2) очная ставка; 3) осмотр; 4) освидетельствование; 5) обыск; 6) выемка; 7) предъявление для опознания; 8) следственный эксперимент; 9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка; 10) контроль и запись переговоров; 11) проверка показаний на месте; 12) назначение и производство экспертизы.
При производстве следственных действий следователь обязан обеспечивать охрану прав и интересов граждан. Закон запрещает в процессе собирания доказательств совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для жизни и здоровья. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер; нельзя производить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
В процессе следственных действий должны приниматься меры к охране имущества, государственной тайны, а также к неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц. Такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация производятся на основании постановления следователя. Для производства других следственных действий вынесения постановления не требуется. Ход и результаты любого следственного действия фиксируются в соответствующем протоколе.
Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; личный обыск; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров производятся на основании судебного решения. В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. Ходатайство не позднее 24 часов подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Судья также в течение 24 часов с момента получения уведомления должен вынести постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия. Если следственное действие будет признано незаконным, все доказательства, полученные с его помощью, исключаются из процесса доказывания как недопустимые.
Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.
При производстве обыска, личного обыска, выемки, осмотра, предъявления для опознания, следственного эксперимента, осмотра и выемки задержанной корреспонденции, осмотра и прослушивания фонограммы, проверки показаний на месте, эксгумации трупа должны присутствовать понятые в количестве не менее двух. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела лица, которые обязаны удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали Понятые, присутствующие при производстве личного обыска должны быть того же пола, что и обыскиваемый.
В производстве следственного действия может участвовать специалист, которым может быть любое, не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области. Кроме того, следователь вправе привлечь к участию в следственном действии оперативных сотрудников, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
Если в следственном действии участвуют лица, не владеющие, языком, на котором ведется производство по делу, им должен быть предоставлен переводчик.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства, необходимые для обнаружения, фиксации или изъятия доказательств. Применение таких средств должно отражено в протоколе следственного действия.
Осмотр — это следственное действие, в ходе которого зрительно и с применением технических средств производится общее исследование места происшествия, местности, помещений, жилища, трупа, предметов и документов в целях обнаружения, описания и изъятия следов преступления и установления обстоятельств, значимых для уголовного дела.
Следственный эксперимент — это следственное действие, состоящее в воспроизведении действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела. Данное следственное действие может производиться для установления наступления какого-либо события; установления возможности восприятия каких-либо фактов определенным лицом в определенных условиях; возможности совершения определенных действий или для выявления последовательности происшедшего события и механизма образования следов; наличия профессиональных или преступных навыков у кого-либо из участников процесса и т. п.
Обыск — это следственное действие, заключающееся в обследовании помещений, участков местности или отдельных лиц в целях отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц или трупов. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, иные предметы, документы, ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также разыскиваемые лица или трупы.
Выемка — это следственное действие, заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Обыск и выемка отличаются друг от друга по основаниям их проведения: обыск проводится в тех случаях, когда имеется только предположение о нахождении каких-либо предметов, имеющих значение для дела, в определенном месте или у определенного лица. Выемка же производится, когда точно известно, где, у кого и какие именно предметы и документы необходимо изъять.
В остальном обыск и выемка не отличаются друг от друга, поэтому порядок их производства в законе регламентируется одинаково.
О производстве обыска и выемки также выносится мотивированное постановление. Обыск и выемка в жилище производятся на основании судебного решения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, с последующим уведомлением судьи и прокурора в течение 24 часов с момента начала производства соответствующего следственного действия. При обыске и выемке обязательно присутствие понятых, а также лица, в жилище которого производятся данные следственные действия, либо совершеннолетнего члена его семьи. При невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации либо местной администрации. С разрешения следователя при обыске или выемке могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении котором то производится обыск.
Личный обыск состоит в обследовании одежды, обуви и тела человека с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела. Личный обыск производится на основании судебного решения. Вместе с тем в некоторых случаях закон допускает производство личного обыска без судебного решения: 1) при задержании лица; 2) заключении его под стражу; 3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в месте, где производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы и документы, могущие иметь значение для дела. Личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым, в присутствии понятых того же пола.
Допрос — это следственное действие, в ходе которого получают устные показания допрашиваемого об известных ему обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу.
Допрос свидетеля и потерпевшего производится по одним и тем же правилам. Единственное отличие состоит в том, что о признании лица потерпевшим выносится мотивированное постановление (Постановление о признании потерпевшим) и дача показаний является не только его обязанностью, но и правом: следователь обязан допросить потерпевшего в случае ходатайства его об этом. Допрос, как правило, проводится по месту производства предварительного следствия. Однако при необходимости его можно провести и в месте нахождения допрашиваемого (дома, в больнице и т. д.). Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, после чего должен быть сделан перерыв не менее чем на один час, при этом общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Допрос подозреваемого и обвиняемого производится в основном по тем же правилам, что и допрос свидетеля (потерпевшего). Особенности состоят в следующем: Подозреваемый и обвиняемый не несут уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого:
1) если в отношении данного лица возбуждено уголовное дело;
2) если оно задержано по подозрению в совершении преступления;
3) если к нему применена одна из мер пресечения до предъявления обвинения.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания. Допрос обвиняемого должен следовать немедленно после предъявления обвинения.
Перед началом допроса подозреваемому и обвиняемому должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности. Кроме того, подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается, а у обвиняемого необходимо выяснить, признает ли он себя виновным и желает ли давать показания по существу предъявленного обвинения.
Очная ставка — это одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия.
Очная ставка производится в целях выяснения причин этих противоречий, их устранения и получения правдивых показаний от обоих лиц. Очная ставка не может быть произведена между лицами, ранее не допрошенными, а также лицами, в показаниях которых по поводу одних и тех же обстоятельств нет существенных противоречий.
Вместе с тем в некоторых случаях, даже при наличии существенных разногласий в показаниях, очную ставку проводить нецелесообразно, например, если имеются опасения, что добросовестный участник процесса под влиянием второго допрашиваемого может изменить свои показания. Вопрос о том, являются ли противоречия в показаниях существенными или нет, решает следователь с учетом обстоятельств совершенного преступления и значимости показаний каждого из ранее допрошенных лиц.
Очная ставка может проводиться между:
двумя свидетелями или потерпевшими;
свидетелем и потерпевшим;
свидетелем и обвиняемым (подозреваемым);
потерпевшим и обвиняемым (подозреваемым);
двумя обвиняемыми (подозреваемыми);
обвиняемым и подозреваемым.
Предъявление для опознания — это следственное действие, в ходе которого опознающему предъявляется какой-либо объект для того, чтобы он установил его тождество или различие с тем объектом, о котором ранее давал показания.
Проверка показаний на месте — следственное действие, состоящее в проверке или уточнении показаний ранее допрошенного участника процесса на месте, связанном с исследуемым событием, в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для дела. Постановление о производстве проверки показаний на месте не выносится. При производстве данного следственного действия обязательно присутствие понятых. В нем могут принимать участие защитник, переводчик, специалист. Если необходимо проверить показания на месте нескольких лиц, это должно быть сделано в разное время. По результатам проверки показаний на месте составляется Протокол, в котором подробно описывается все происходящее.
Назначение и производство экспертизы. Экспертиза — это следственное действие, состоящее в проведении исследования различных объектов с применением специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле для установления обстоятельств, имеющих значение по делу.
Назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить:
1) причины смерти;
2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;
3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.
Вывод Общее впечатление от производственной практики — положительное. Считаю, что цель проделанной работы — углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта — выполнена.
Я считаю, что все цели и задачи, поставленные мной в начале пути, были достигнуты. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении преддипломной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой полиции в МУ МВД России «Мытищинское». Данная учебно-ознакомительная практика, несомненно, поможет мне в дальнейшей работе.