Особенности пассажирских перевозок различными видами транспорта
Г. Г. Иванов справедливо отмечает, что «при современном уровне развития транспортной сети деловые и бытовые перевозки эффективнее (с точки зрения скорости) совершать воздушным, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Морские суда все чаще используются для выполнения туристических, прогулочных рейсов и превращения в «плавучий отель», выполняющий наряду с транспортной, имеющей целью… Читать ещё >
Особенности пассажирских перевозок различными видами транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа Особенности пассажирских перевозок различными видами транспорта
ВВЕДЕНИЕ
Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер данного вида договорных отношений. В связи с этим изучение договора перевозки пассажиров и его особенностей, в зависимости от выбора вида транспорта является достаточно актуальным.
Круг отношений, рассматриваемых в настоящей работе, весьма широк. Это отношения, связанные с понятием договора перевозки пассажиров, системой транспортного законодательства всех видов транспорта, понятием и заключением договоров перевозки пассажиров на различных видах транспорта, с ответственностью транспортных организаций и клиентуры за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств и т. д.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности отдельных видов пассажирских перевозок.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Рассмотреть общие нормы о договоре перевозки пассажиров и их место в системе гражданских норм о перевозке как таковой;
2. Изучить особенности договора перевозки пассажиров, права и обязанности пассажира и перевозчика, нормы, касающиеся их ответственности и другие аспекты в зависимости от выбора вида транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного, водного (морской и внутренний флот).
Объект изучения — отношения между транспортными организациями и гражданами, возникающие при заключении договора перевозки пассажиров различными видами транспорта.
Предмет изучения — источники гражданского и транспортного права (законы и подзаконные акты), регулирующие договоры перевозки пассажиров различными видами транспорта, а именно Гражданский кодекс, Воздушный кодекс, Уставы железнодорожного и автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и др.
При написании курсовой работы был изучен широкий круг источников, среди которых можно выделить комментарии к транспортному законодательству Иванова О. Н., Симонова А. М. Иванова О.Н., Симонов А. М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М., 2004., В. А. Вайпана, Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. В. А. Вайпана. — М.: Юстицинформ, 2007. учебники по гражданскому и транспортному праву Е. А. Суханова, Гражданское право: в 2 т. том II. Полутом 2: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Под ред. Е. А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2005. В. А. Егиазарова. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. издание четвертое. — М.: Юстицинформ, 2007. Труды указанных авторов не исчерпывают весь объем исследованной литературы. См. Библиографический список. С. 37.
Практическая значимость курсовой работы выражается в том, что сделанные в ходе изучения выводы могут быть полезны гражданам, которые, в принципе, почти ежедневно являются стороной договоров перевозки пассажиров, а также практикующим юристам, в деятельности которых встречаются споры с транспортными организациями.
В ходе исследования использовались различные методы научного познания: анализ, синтез, сравнительно правовой метод и др.
1. Общие положения договора перевозки пассажиров Общие положения о перевозке содержатся в гл. 40 Гражданского кодекса РФ («Перевозка»). В данной главе договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. — М.: Юристъ, 2004. С. 310.
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Видообразующими признаками данного договора, позволяющими выделить его в отдельный вид договора перевозки, являются особенности его предмета, а также субъектного состава.
Как видно из договора перевозки пассажира, указанный договор является двусторонним, возмездным. «Не вызывает сомнений — указывает В. В. Витрянский — его консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с расписанием движения поездов, автобусов, воздушных и водных судов и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортном средстве, а также принять от него багаж возникает с момента приобретения пассажиром провозного билета». Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. — М.: Статут, 2003. С. 215.
Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — и указанного багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.
А.Е. Шерстобитов обращает внимание на то, что «включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров». Гражданское право: в 2 т. том II. Полутом 2: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Под ред. Е. А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 112. Тем более что и признаки их различны: договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно. На относительную самостоятельность соглашения о перевозке багажа указывает и Т. Е. Абова: «Одним из условий договора перевозки пассажира является его право на перевозку багажа за плату по тарифу. Реализуется это право путем передачи (вручения) пассажиром перевозчику багажа и тем самым хотя и сопутствующего договору перевозки пассажира, но самостоятельного соглашения о доставке в пункт назначения багажа». Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. — М.: Юрайт, 2004. С. 477.
Главная особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин. В связи с этим он, помимо прав, предоставленных ГК РФ, пользуется правами, предоставленными ему как потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300−1 // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140. и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Данное обстоятельство служит основанием для возложения на перевозчика по договору перевозки пассажира дополнительных обязанностей, в том числе и публично-правового характера.
Также к особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести и то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира — перевозчика выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора (ст. 426 ГК) и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК).
В связи с тем, что договор является публичным В. В. Залесский, выделяет три группы обязательств перевозчиков, вытекающие из данного положения:
1) обеспечить всем потенциальным пассажирам равные условия будущего договора перевозки;
2) создать минимальную необходимую материальную базу для приобретения пассажирского билета (касса, эффективно действующая система распространения билетов, а на городском транспорте — кондуктор или определенные приспособления, позволяющие зафиксировать факт вступления пассажира в правоотношение по перевозке);
3) сформировать систему информационного обеспечения, с тем, чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить исчерпывающие сведения о запланированной поездке. Залесский В. В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9. С. 15.
По способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).
Часть 2 ст. 786 ГК РФ устанавливает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Приобретение проездного документа в основном производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детей до 14 лет — свидетельство о рождении).
В п. 3 статьи 786 ГК РФ названы лишь основные права пассажира: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Круг прав шире и зависит от вида транспорта и транспортному законодательству его регулирующему.
Рассмотрим основные виды транспорта, задействованные в перевозках пассажиров:
1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, обладает достаточно высокой провозной способностью, сравнительно высокой скоростью и сравнительно невысокой стоимостью перевозок.
2. Водный транспорт подразделяется: а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный) б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний).
3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью, но, однако ему свойственная высокая стоимость перевозки пассажиров.
4. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (монорельсовые, подвесные дороги).
5. Автомобильный транспорт подразделяется по административно — территориальному признаку: а) городские перевозки (8−10 км) б) пригородные (до 50 км) в) сельские г) междугородние. Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. издание четвертое. — М.: Юстицинформ, 2007. С. 28.
Таким образом, ГК РФ устанавливает общие нормы перевозки пассажиров. В зависимости от вида транспорта, данный договор приобретает отдельные особенности. Здесь необходимо обращение к подотрасли гражданского права — транспортному праву.
Именно транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта — разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.
2. Перевозка пассажиров авиационным транспортом
Перевозка пассажиров авиационным транспортом регулируется Воздушным кодексом РФ. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. N 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Воздушные перевозки пассажиров осуществляются в соответствии со специальными Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 г. N 82 // Российская газета. — Российская газета. 2007. — 10 октября. Можно говорить о том, что данный документ является основным при регулировании рассматриваемого договора, в нем детально прописаны все элементы, права и обязанности сторон и др.
Данные Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее — перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее — регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее — чартерные рейсы).
Согласно ст. 106 ВК РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях «туда» и «обратно» рассматривается как два отдельных договора перевозки. Иванова О. Н., Симонов А. М. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный). — М., 2004. С. 207.
На каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира.
Большой интерес представляет вводимая в Росси в настоящее время система электронного билета.
В.В. Мосашвили отмечает, что «Российские перевозчики отстают в использовании электронного билета. Чтобы преодолеть отставание, необходимо устранить ряд правовых ограничений на использование электронного билета, существующих в российском законодательстве, и сделать главное: ратифицировать Монреальскую конвенцию, содержащую требования к электронным билетам». Мосашвили В. В. Правовые аспекты внедрения и использования электронного билета российскими авиаперевозчиками // Юрист. 2007. N 10. С. 38. Электронные билеты, в соответствии с российским законодательством, сопровождаются кассовыми чеками. После их оформления граждане могут сразу ехать в аэропорт и получать билеты во время регистрации у диспетчеров или в киосках саморегистрации. Таким образом, электронное оформление значительно упрощает процедуру бронирования и покупки авиабилетов, делает ее более доступной для широкой публики. Не выходя из дома или офиса, теперь можно через Интернет заказать и купить билет на международные рейсы многих авиакомпаний.
Пассажиру воздушного судна предоставляются следующие права:
1) проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
2) бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира;
3) бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2 лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
4) бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Помимо этого Федеральные авиационные правила, введенные в действие 21.10.2007 г. установили дополнительные права авиапассажиров. Новые правила решили многие проблемы пассажиров, в особенности те, которые возникают при задержке рейсов — не только регулярных, но и чартерных:
1) Если рейс задерживается, то через 2 часа ожидания авиакомпания должна предоставить пассажиру телефон или электронную почту, чтобы связаться с близкими. Также авиакомпания должна обеспечить пассажира напитками.
2) После 4 часов ожидания пассажиру полагается горячее питание.
3) Если пассажир задержался в аэропорту на более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью, перевозчик обязан разместить его в гостинице.
4) При задержке вылета авиакомпания организовывает хранение багажа.
5) Пассажиров с детьми перевозчик обязан бесплатно пускать в комнату матери и ребенка.
6) Если пассажир потерял авиабилет, а также, если его повредили или неправильно оформили, авиакомпания обязана его восстановить.
Среди судебных споров, непосредственно связанных с воздушной перевозкой пассажиров, багажа, представляется возможным выделить три основные категории:
1) споры, возникающие в связи с просрочкой доставки пассажиров, багажа;
2) споры, связанные с утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире;
3) споры, связанные с причинением вреда жизни или здоровью пассажира. Петрухина Т. Г. Обзор судебной практики по спорам, связанным с воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов // Право и экономика. 2007. N 1. С. 44.
Как свидетельствует практика, дела, возникающие в связи с просрочкой доставки пассажиров, багажа или груза, составляют значительную часть всех споров, связанных с воздушными перевозками. При этом пассажиры подают иски о взыскании морального вреда.
Так, истец обратился в суд с иском к авиакомпании о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. При этом он ссылался на то, что приобретя в кассах авиакомпании билеты, он с семьей 22 июня 1996 г. вылетел в г. Пусан, а 29 июня 1996 г., прибыв в аэропорт для обратного вылета в г. Южно-Сахалинск, узнал, что его рейс отменен. Вылететь в г. Южно-Сахалинск он смог лишь 2 июля 1996 г., но уже из г. Сеула, куда ему пришлось добираться на такси. По мнению истца, ему был причинен материальный ущерб, состоящий из стоимости не исполненной авиакомпанией услуги, стоимости дороги от г. Пусана до г. Сеула и других транспортных расходов. Причиненный ему моральный вред истец оценил в 20 млн руб. Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями. Решением Южно-Сахалинского городского суда (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Сахалинского областного суда) исковые требования удовлетворены частично: в пользу истца взыскано 2 514 716 руб. в счет возмещения имущественного ущерба, в удовлетворении остальных требований отказано.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд первой инстанции ссылался на то, что такая возможность не предусмотрена ни договором, ни правилами международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, ни Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г, а Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», устанавливающий такую возможность, спорные правоотношения не регулирует.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с этим выводом по следующим основаниям. Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй ГК РФ» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» .
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 Постановления N 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», к отношениям, регулируемым данным Законом, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора перевозки граждан, их багажа и грузов.
Таким образом, возможность применения Закона РФ «О защите прав потребителей» не ставится в зависимость от вида перевозки.
Итак, договор перевозки авиационным транспортом регулируется не только Воздушным кодексом РФ, но и Федеральными авиационными правилами, которые, по сути, являются основным источником, в котором подробно прописаны права и обязанности пассажира и перевозчика.
3. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом
Договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170. (УЖД).
Согласно ст. 1 УЖД, он определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. Перевозке пассажиров посвящена глава VI УЖД.
Согласно ст. 82 УЖД по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа.
Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:
1) в зависимости от скорости их движения: скоростные, скорые и пассажирские;
2) в зависимости от расстояния следования и условий проезда: дальние и пригородные.
Согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа.
Заключение
договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа — грузобагажными квитанциями.
Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения. Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации. Изд. 5-е, перераб. и доп. / Под ред. В. А. Вайпана. — М.: Юстицинформ, 2007. С. 76.
Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать:
1) безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа;
2) качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах;
3) сохранность перевозимых багажа, грузобагажа;
4) движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием;
5) своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
С 3 июня 2003 г. действуют Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Постановление Главного государственного санитарного врача РФ О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198−03» от 04.03.2003 г. N 12 // Российская газета. 2003. — 12 апреля., они устанавливают требования к содержанию вокзалов, размеры купе, параметры микроклимата в вагонах и т. д.
Статья 83 УЖД устанавливает права пассажиров при проезде в поездах дальнего следования:
— провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
— провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь;
— сдавать для перевозки багаж;
— делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток;
— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;
— при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
— получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда;
— получать от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд;
— получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов;
— возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
На перевозчика, в частности, возлагаются следующие обязанности:
— в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.
— при предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа.
Пассажир вправе расторгнуть договор перевозки до отправления поезда и возвратить в железнодорожную билетную кассу неиспользованный проездной документ (билет) для проезда в поезде дальнего следования. При этом не имеет значения причина, по которой он это делает.
При возврате пассажиром проездного документа (билета):
1) не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда он вправе получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты, т. е. в этом случае пассажиру возвращается полная стоимость проезда;
2) менее чем за 8 часов, но не позже чем за 2 часа до отправления поезда он вправе получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
3) менее чем за 2 часа до отправления поезда он вправе получить обратно стоимость билета, но стоимость плацкарты не возвращается.
Помимо УЖД при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом применяются Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте. Приказ МПС РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» от 26.07.2002 г. N 30 // Российская газета. 2002. — 20 августа.
В судебной практике возникал вопрос о законности некоторых положений данных Правил, а также о правомочиях Министерства путей сообщения РФ по их установлению. В частности, предъявлялись требования о признании недействительным абз. 1 п. 57 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, предусматривающего, что возврат денег за неиспользованный пассажиром билет на поезд пригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на один час. Свит Ю. П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // Законы России: опыт, анализ, практик. 2007. N 2. С. 49.
Верховный Суд РФ, рассмотрев данное требование, отметил, что оспариваемый пункт соответствует ст. 83 УЖТ, разграничивающей права пассажиров при проезде в поезде дальнего следования и проезде в поезде пригородного сообщения.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта в отличие от пассажира в поездах дальнего следования пассажир в поезде пригородного сообщения имеет право на возврат неиспользованного билета и получение полной стоимости проезда не во всех случаях отказа от поездки, а лишь в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.
С учетом изложенного Суд не согласился с доводами заявителей о противоречии оспариваемого положения Правил ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
По поводу правомерности издания соответствующих Правил Министерством путей сообщения Суд пояснил, что в соответствии со ст. 3 УЖД федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Таким образом, утверждая Правила, Министерство путей сообщения РФ действовало в пределах полномочий, предоставленных ему законом. Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2003 г. N ГКПИ03−55.
УЖТ и принятые в соответствии с ним Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте за просрочку доставки багажа, грузобагажа при их выдаче предусматривают, что перевозчик уплачивает пассажиру, получателю на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере 3% платы за перевозку багажа, грузобагажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа, грузобагажа.
Таким образом, договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом регулирует достаточно большим количеством нормативно-правовых актов, это на наш взгляд хорошо отражается на перевозочном процесса, так как предусматривается широкий круг прав пассажира и обязанностей перевозчика.
4. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом С 13.05.2008 г. в России вступает в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.,
Данный Устав (УАТ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
Согласно ст. 5 УАТ Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковыми такси.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении:
— Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
— Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов.
— Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населенных пунктов.
— Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ.
Заключение
договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
При проезде в автомобильном транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения;
2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного места для сидения.
При проезде в автомобильном транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 см;
2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
Пассажир имеет право при сдаче багажа для перевозки объявить его ценность. Прием для перевозки багажа с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров. С пассажира за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.
Пассажир имеет право (ст. 23 УАТ):
1) в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение 3 часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение 3 суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости;
2) в случае возврата билета в кассу не позднее, чем за 2 часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 5% их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 15% их стоимости;
3) в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию;
4) возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в следующих случаях:
а) отмена отправления транспортного средства;
б) задержка отправления транспортного средства более чем на час;
в) предоставление пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет;
г) непредоставление пассажиру указанного в билете места;
5) в случае согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади платой;
6) в случае предоставления транспортного средства с оплатой проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, осуществить проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади без доплаты.
Таким образом, УАТ устанавливает достаточно строгие условия возврата билетов, и, практически всегда, если он осуществляется по инициативе пассажира, предусматривает штрафные санкции.
О.Ф. Фаст указывает, на некоторые сложности в реализации ответственности перевозчика за нарушение условия договора о сроке, которые вызваны нечеткой формулировкой п. 1 ст. 795 ГК РФ, предусматривающего, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств. Фаст О. Ф. Некоторые аспекты ответственности по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом // Современное право. 2006. N 11. С. 44.
Приобретая билет на автоперевозку, пассажир, как более слабая сторона договора, вынужден соглашаться на невыгодные для него условия, изложенные в стандартной форме билета. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что ни стороны спора, ни судья не могут ни определить размер фиксированной суммы штрафа, ни обязать другую сторону уплатить некоторую сумму. Поэтому зачастую судебные инстанции отказывают в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за задержку отправления и опоздание прибытия транспортного средства.
Однако массовые автоперевозки пассажиров осуществляются коммерческими организациями и выполняются транспортом общего пользования в соответствии со ст. 789 ГК РФ. Деятельность транспортной коммерческой организации является предпринимательской и осуществляется ею на свой риск, который заключается в повышенной ответственности предпринимателя по своим обязательствам. В п. 3 ст. 401 ГК РФ указано: лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы. Следовательно, неисправность транспортного средства может служить основанием освобождения перевозчика от ответственности за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения только в том случае, если эта неисправность была вызвана действием непреодолимой силы.
договор ответственность транспорт перевозчик
5. Перевозки пассажиров водными видами транспорта
5.1 Договор морской перевозки пассажиров
Перевозка пассажиров морским транспортом регулируется Кодексом торгового мореплавания Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 г. N 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
Ст. 177 КТМ устанавливает, что по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.
Как видно, определение понятия договора перевозки пассажира, по сути, повторяет правило ч. 1 ст. 786 ГК. Почти полное текстуальное совпадение ч. 1 ст. 177 КТМ и ч. 1 ст. 786 ГК означает, что основные права и обязанности сторон по договору морской перевозки пассажира аналогичны правам и обязанностям сторон при перевозке пассажира другими видами транспорта. Наличие в названных случаях общих черт и большого сходства договоров не исключает известной специфики, присущей пассажирской перевозке морем.
Г. Г. Иванов справедливо отмечает, что «при современном уровне развития транспортной сети деловые и бытовые перевозки эффективнее (с точки зрения скорости) совершать воздушным, железнодорожным либо автомобильным транспортом. Морские суда все чаще используются для выполнения туристических, прогулочных рейсов и превращения в „плавучий отель“, выполняющий наряду с транспортной, имеющей целью перемещение пассажира из одного порта в другой, также круизную функцию. Морские пассажирские суда нередко чередуют морские переходы с длительными стоянками в портовых пунктах. Услуги по транспортировке пассажира дополняются экскурсиями, культурно — развлекательными мероприятиями, предоставлением бытового обслуживания и повышенным сервисом мест проживания и развлечений на судне». Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. Г. Иванова. — М.: Спарк, 2000. С. 219.
Субъектный состав договора морской перевозки пассажира представлен перевозчиком и пассажиром.
Термином «перевозчик» обозначается любое морское пароходство или порт, которым или от имени которого заключен договор перевозки. В роли перевозчика может также выступать как собственник судна, так и фрахтователь, арендующий судно с экипажем (тайм — чартерный владелец) или без экипажа (бербоут — чартер).
В договоре морской перевозки пассажира проводятся различия между перевозчиком и фактическим перевозчиком. Фактический перевозчик — иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира или ее часть (ч. 2 ст. 177 КТМ).
В отличие от железнодорожного транспорта, перевозки на котором выполняются государственным публичным перевозчиком, на морском транспорте перевозки осуществляются перевозчиками различных организационно — правовых форм.
Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка перевозчиком или фактическим перевозчиком. Из приведенного в п. 2 ст. 177 КТМ правила следует, по крайней мере, два признака, характерные для перевозчика:
1) он должен быть обозначен в качестве стороны в документе, оформляющем отношения по перевозке,
2) осуществлять перевозку на судне, принадлежащем ему на определенном правовом титуле (праве собственности, праве хозяйственного ведения) с использованием услуг экипажа.
Если судно не выбывает из владения собственника (иного законного владельца) так, как это происходит при тайм — чартерном фрахтовании, наряду с перевозчиком, указанным в перевозочном документе, пассажир может находиться в отношениях и с фактическим перевозчиком, фактически осуществляющим перевозку на всем пути следования или на каком-то его отрезке. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
Пассажир — это лицо, состоящее в договорных отношениях с перевозчиком и указанное в качестве такового в билете или ином документе, подтверждающем его право на проезд.
Круизные перевозки производятся обычно на судах, арендованных туристическими организациями на условиях, согласованных перевозчиком с туристической фирмой. Проезд участников круиза в этих случаях осуществляется по туристическим путевкам; находящееся на борту судна лицо может именоваться пассажиром, туристом, экскурсантом. Туристы и экскурсанты совершают экскурсии по линии туристско — экскурсионных организаций, пользуясь услугами которых, они вступают в отношения по перевозке с морским перевозчиком. Если туристско — экскурсионная организация оформляет отношения с перевозчиком от собственного имени, то для туриста и экскурсанта морской перевозчик может оказаться фактическим, а не договорным перевозчиком. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. Г. Иванова. — М.: Спарк, 2000. С. 220.
Пассажир обязан соблюдать порядок, действующий на морском транспорте, правила пользования судами и пассажирскими помещениями и бережно относиться к имуществу морского транспорта. Ущерб, нанесенный имуществу морского транспорта по вине пассажира, должен быть возмещен. Пассажир, если его поведение на судне угрожает безопасности других пассажиров (туристов), экипажу, судовладельцу, имуществу и судну, может быть высажен в ближайшем порту захода судна без выплаты ему разницы в стоимости билета от места высадки до конечного порта, указанного в билете.
Основной обязанностью перевозчика является обязанность доставить пассажира и сданный им багаж в пункт назначения.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете место на судне. В случае непредоставления пассажиру места указанной в билете категории пассажир вправе по своему выбору либо отказаться от поездки и считать договор несостоявшимся, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом. При помещении пассажира с его согласия на нижеоплачиваемое место составляется акт, в соответствии с которым пассажиру должна быть выплачена разница в стоимости проезда.
КТМ в ст. 184 устанавливает обстоятельства, при которых перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира:
1) военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна;
2) блокада пункта отправления или пункта назначения;
3) задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
4) привлечение судна для государственных нужд;
5) гибель судна или его захват;
6) признание судна непригодным к плаванию.
В таких случаях при отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.
Перевозчик должен обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание прихода судна в пункт пересадки повлечет за собой перерыв в поездке транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку.
Таковы общие нормы, предусмотренные в отношении договора перевозки пассажиров морским транспортом. В основном они используются при перевозке пассажиров на туристических судах, споры по таким делам редки в судебной практике.
5.2 Договор перевозки пассажиров на внутреннем водном транспорте
Перевозка пассажиров на внутреннем водном транспорте регулирует Кодексом внутреннего водного транспорта РФ Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. N 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001. (КВВТ).
Такие договоры распространены в туризме. Многие туристские компании организуют в летние дни экскурсии с использованием катеров и яхт. Данный вид услуг не только очень популярен и приносит немалую прибыль. Отличительной особенностью организации водного туризма является сезонность. Сезон работы катеров и яхт на воде ограничен периодом навигации. В большинстве регионов России соответствующие фирмы предлагают туристам водные прогулки с апреля по октябрь (например, водные прогулки по каналам Санкт-Петербурга, круизы по Волге и т. д.). Зимой же эти фирмы занимаются либо подготовкой к предстоящему сезону, либо не работают вовсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КВВТ Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров.
По договору перевозки пассажира внутренним водным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз (ч. 1 ст. 97 КВВТ).