Механизм правового регулирования
Государство не может и не должно регулировать своими предписаниями все сферы общественной жизни. Поэтому в праве сформулировано понятии пределов правового регулирования — границы государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. В соответствии с сознанием и волей личность действует при реализации своих прав в сфере личных взаимоотношений. Государство лишь устанавливает… Читать ещё >
Механизм правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
В данной курсовой работе рассмотрена тема «Механизм правового регулирования». Моя работа преследует цель рассмотреть правовое регулирование как сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Тем не менее, следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.
Цель данной работы состоит в рассмотрении и понятии основных структурных элементов механизма правового регулирования:
1) нормы права
2) правоотношения
3) актов реализации юридических прав и обязанностей Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знания официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что тема, исследуемая в курсовой работе, является актуальной, так как генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
Для написания данной курсовой работы использовалась литература таких авторов как: Алексеев С. С., Клименко А. В., Сапунов В. А., Сырых В. М., Малько А. В., Селянин А. В., Марченко М. Н., Якушев А. В.
правотворчество акт юридический предел
Глава 1. Понятие, содержание и методы правового регулирования
§ 1. Понятие и предмет правового регулирования Правовое регулирование понимается, прежде всего, как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы. Нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции издают органы местного самоуправления. Каждая организация, учредителями которой выступают граждане, общественные организации, иные негосударственные органы и учреждения, разрабатывает и принимает свой устав.
Правовое регулирование осуществляется с определенными и вполне конкретными юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с.
Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействия на общественные отношения. Общей юридической целью правового регулирования является создание в обществе стабильного правопорядка, а также системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать. Правовое регулирование преследует и общую социальную цель: создание необходимых условий для поступательного развития общества.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения — значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей. Правом не регулируются мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует свои собственные интересы, знания, умения способности, не вторгаясь в сферу интересов иных лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.
Иное дело, когда человек, иное лицо своими действиями вторгается в сферу интересов другого лица, государства или общества. Например, собственник товара выносит его на продажу и составляет конкуренция другим продавцам. Предприятие загрязняет атмосферный воздух, водные источники, причиняет иной вред окружающей среде. В этих и других случаях происходит столкновение интересов разных лиц. Продавцы не жалуют своего конкурента и понуждают его угрозами или даже насильственным путем покинуть рынок. Население заводского района требует приостановить производственную деятельность предприятия, наносящего вред природе.
Основным средством согласования таких противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любая взаимосвязь людей и иных лиц, а только такая, которая затрагивает интересы других лиц, порождает между ними устойчивую связь в форме общественного отношения. И правом регулируется не деятельность, а социальная связь между лицами, порожденная их деятельностью. Ибо общественное отношение понимается, как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.
Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Ее можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.
Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. Эти отношения захватывают сферу оплаты труда наемных работников, налоговых и иных обязательств, предоставления кредитов. Сюда же входят все виды рыночных отношений, связанных с продажей и обменом товаров.
Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений: 1) отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных властных полномочий; 2) отношение государства и его органов на международной арене; 3) отношения, в которое вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод (формирования представительных органов государства, проведения референдумов, обсуждения важнейший законопроектов и др.); 4) отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиями; 5) отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных обязательных решений. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. — М., 2007. — 703с.
Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему экономических и политических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и образовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом, наукой и искусством. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательного права, защиты чести и достоинства граждан, а также личные имущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками. Право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений, определяет их признаки; указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определят варианты возможной или требуемой деятельности; содержит требования к объектам правовой деятельности.
Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие — более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействия на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных правом. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.
Таким образом, правовое регулирование — это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного в обществе правопорядка.
§ 2. Методы правового регулирования Наиболее распространенными методами (приемами) правового регулирования являются императивный (от лат. imperium — повеление) и диспозитивный (от лат. disposition — предъявление). Различие этих методов было установлено римским теоретиком права Ульпианом, который и сформулировал их определения. Краткий курс по теории государства и права. — М., 2007. — 139с.
Императивный метод — это метод воздействия права на лицо, формулирующий меру должного (запрещенного или обязательного) поведения, предполагающий безальтернативный вариант правомерного (ненаказуемого) поведения и определяющий обязанности лица без предоставления ему дозволения. При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому. Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.
Диспозитивный метод — метод правового регулирования, предусматривающий формулирование меры возможного поведения, создающий несколько альтернативных вариантов правомерного (ненаказуемого) поведения и обеспечивающий всех участников правовых отношений равными правами и обязанностями. Диспозитивный метод регулирует отношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними. С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частноправовой сфере. На двух этих приемах основано все многообразие отраслевых методов правового регулирования. Иногда выделяются методы: рекомендательный (определенного социально полезного поведения) и поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение). Поощрение как особое правовое веление представляет собой соединение императивного и диспозитивного регулирования. Краткий курс по теории государства и права. — М., 2007. — 139с.
Помимо нормативного регулирования необходимо еще и индивидуальное регулирование, которое определяет, как необходимо воздействовать на лицо в конкретной ситуации. Варианты индивидуального регулирования следующие:
метод убеждения — разъяснение содержания правовых норм с целью побуждения лица к добровольной реализации правового веления; метод убеждения используется только для обеспечения реализации запрета или обязывания;
метод принуждения — это воздействие на поведения лица с целью предотвращения возможного правонарушения с целью принудительного исполнения обязательств или для наказания правонарушителя. Принуждение включает меры защиты и превентивные меры.
Меры защиты — действия государства по предотвращению правонарушения посредством принудительного исполнения обязательств.
Меры защиты — это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление восстановительных задач, — на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и др. — в гражданском праве; отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов — в семейном праве; принудительное лечение, взыскание денежных сумм (налогов) и др. — в административном праве; восстановление на работе незаконно уволенных рабочих — в трудовом праве.
Превентивные меры — действия государственных должностных лиц или государственных органов, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения, или на предупреждение высоковероятных противоправных действий или иных неблагоприятных с точки зрения права событий. Превентивные меры делятся на отдельные подгруппы в зависимости от объекта воздействия:
принудительно-обеспечительные меры — действия, направленные на предотвращение неблагоприятных ситуаций (реквизиция автотранспорта в условиях стихийных бедствий или для преследования правонарушителя) и высоковероятных противоправных действий (досмотр авиапассажиров и багажа);
меры пресечения — действия, направленные на прекращение действий, содержащих признаки правонарушения (задержание, обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.);
меры наказания (меры возложения юридической ответственности). Наказание — дополнительное юридическое обременение, возлагаемое на лицо, совершившее противоправное деяние. Краткий курс по теории государства и права. — М., 2007. — 139с.
§ 3. Способы правового регулирования Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений. Современная правотворческая практика знает шесть способов: запреты, дозволения, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с.
Запрет понимается как возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздерживаться от запрещенных нормой права действий. Для нормы, содержащей запрет, любое поведение является допустимым и безразличным, если лицо не совершает действий, запрещенных нормой права. Иначе лицо рискует быть привлеченным к юридической ответственности и понести наказание, предусмотренное санкцией нормы, содержащей запрет. Нормы — запреты содержатся в Уголовном кодексе, законодательстве об административных правонарушениях и некоторых других актах.
Дозволение выражается в предоставлении права лицам действовать определенным образом. Причем это право может быть реализовано, только действиями самого уполномоченного лица. Таково, в частности, авторское право, свобода слова, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях. Ибо автором литературного, музыкального произведения может стать только тот, кто его создал. Нельзя получить авторские права на произведение, подготовленное другим лицом. Равным образом полностью исключаются ситуации, когда бы можно было передать другим лицам или обязать их реализовать предоставленное гражданину право свободы слова, участия в митингах, шествиях, демонстрациях. Этими правами может воспользоваться только тот, кто ими обладает, либо никто. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. — М., 2007. — 703с.
Дозволение как способ правового регулирования находит широкое применение в нормах, призванных побудить личность к творческой деятельности, к реализации ее способностей, навыков, умений в предметно-практической или научной деятельности по созданию материальных или духовных благ. Между тем решение о реализации дозволения личность принимает самостоятельно, без какого-либо внешнего и тем более государственного принуждения. Действенным стимулом реализации дозволения является возможность личности самостоятельно и своими действиями (без помощи других лиц) удовлетворить собственные интересы, а также интересы других лиц, общества и государства.
Правомочие представляет собой такой способ правового регулирования, когда норма права наделяет гражданина или иное лицо возможностью требовать определенного поведения от другого лица. Так, например, покупатель правомочен требовать от продавца передачи купленной вещи. Дети имеют право на материальное обеспечение и надлежащее воспитание от своих родителей. Таким образом, основное отличие правомочия от дозволения состоит в том, что гражданин, иное лицо не могут реализовать предоставленного им права собственными силами, своими действиями, они неизбежно должны прибегнуть к помощи другого лица. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с.
Правомочие, как и дозволение, является мерой возможного поведения. Обладая каким-либо правом, лицо пользуется им по своему усмотрению и желанию, и никакой государственный орган, должностное лицо не могут обязать реализовать его соответствующее право. Так, каждый совершеннолетний гражданин имеет право вступить в брак, образовать семью. Общество и государство непосредственно заинтересованы в упрочении развития семейных отношений, воспроизводстве и увеличении населения страны. Если гражданин не создает своей семьи, то такое его поведение может осуждаться общественным мнением. Однако государство не будет принимать каких-либо принудительных мер к гражданину и предписывать ему под страхом уголовного или иного юридического наказания исполнить предоставленное право на вступление в брак.
Особым способом правового регулирования является позитивное обязывание, т. е. закрепленное нормами права предписание гражданам, иным лицам совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица. Это могут быть активные действия (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, оказать предусмотренную договором услугу и др.).
Позитивное обязывание — это мера должного поведения. Лицо, обязанное совершить в пользу другого лица определенное действие, должно исполнить его в установленные сроки и надлежащим образом. Неисполнение позитивной обязанности является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность. Государство, его органы принимают необходимые меры к лицу, уклоняющемуся от исполнения юридической обязанности, и принуждают его надлежащим образом исполнить эту обязанность, а также применяют к нему дополнительные карательные меры в виде штрафа, конфискации, лишения свободы, обязанности возместить причиненные убытки и др. Так, все граждане РФ обязаны платить федеральные и местные налоги. В случае несвоевременного исполнения этой обязанности виновные лица привлекаются к административной и даже к уголовной ответственности. Кроме того, с них в принудительном порядке взыскиваются неуплаченные вовремя налоги.
Для того чтобы побудить гражданина, иное лицо активно пользоваться предоставленными ему правами, а обязанное лицо добровольно исполнять обязанности, государство в нормах права нередко устанавливает материальные и моральные стимулы. Как способ правового регулирования стимулирование выражается в закреплении нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно. Основные стимулы правомерного поведения выражаются следующим образом: в виде 1) получения материальных и духовных благ, ради которых лицо вступало в конкретные правоотношения; 2) дополнительных материальных вознаграждений, премий, доплат, льгот; 3) моральных стимулов — почетных званий, государственных орденов и медалей, почетных грамот.
Действенным способом правового регулирования являются санкции. С их помощью государство стремится побудить граждан и иных лиц надлежащим образом исполнять возложенные на них юридические обязанности. Государство устанавливает меры наказания в нормах права, делает их гласными и общеизвестными. Каждый правонарушитель заранее знает либо должен знать, что его ожидает в случае неисполнения обязанности, предусмотренной соответствующей нормой права.
Без заранее установленных санкций невозможно обосновать справедливость и законность наказания при рассмотрении конкретных дел и применении ответственности за совершенное правонарушение. Только законодатель, формулируя нормы права, в состоянии правильно определить степень социальной опасности деяний, посягающих на эти нормы, и, соответственно, меру наказания за совершение таких деяний.
В процессе правотворчества государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях и связях. При регулировании одних общественных отношений приоритет отдается дозволениям и стимулам, тогда как в другой сфере общественных отношений решающее значение имеют запреты и санкции. При этом современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запрещено законом; 2) признавать запрещенным то, что не разрешено законом.
Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного лица. Государство наделяет граждан, их объединения широкими свободами в экономической, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается детально регламентировать поведение граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступить в каждом конкретном случае. Достаточно, исчерпывающим образом установить запреты, которых не должны нарушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.
Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т. е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом или иным актом устанавливается точный, строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.
Иной принцип регулирования деятельности государственных органов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анархию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных полномочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным положением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не нарушали правомочий других органов.
Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.
§ 4. Пределы правового регулирования Пределы правового регулирования — это границы государственного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о трех сферах: 1) системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений; 3) использовании государством способов правового регулирования.
Государство не может и не должно регулировать своими предписаниями все сферы общественной жизни. Поэтому в праве сформулировано понятии пределов правового регулирования — границы государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. В соответствии с сознанием и волей личность действует при реализации своих прав в сфере личных взаимоотношений. Государство лишь устанавливает границы этой свободы, которые должны определяться лишь одним — законными правами, свободами и интересами другой личности. Существуют и объективные пределы возможностей правового воздействия на общественные отношения. Прежде всего, они определяются уровнем социально-экономического развития общества, а также уровнем политической и правовой культуры. Без учета этих факторов многие правовые предписания могут остаться лишь благими пожеланиями. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с.
Однако нельзя искусственно ограничивать сферу действия права поддержанием и защитой существующих устоев: право часто творит новые или выступает мощным средством реформирования старых общественных отношений. Так, в 1990;е гг. с помощью целой серии нормативно-правовых актов в Российской Федерации была создана принципиально новая рыночная экономика, демократический политический режим.
Правовое регулирование не может быть успешным и без учета уровня культуры населения, его готовности реализовывать принятые государством нормативно-правовые акты. Ибо, нормативно-правовые акты, не одобряемые и не поддерживаемые большей частью, или всем населением, не имеют больших шансов на успешное действие даже при очевидной необходимости и целесообразности, принимаемых государством мер. Яркой иллюстрацией этого положения может служить антиалкогольное законодательство, принимавшееся в ряде стран, в том числе и в СССР. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. — М., 2007. — 703с.
В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие организации должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, запрещающих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально незащищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.
Глава 2. Структура механизма правового регулирования
§ 1. Понятие механизма правового регулирования Единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, называются механизмом правового регулирования. Некоторые ученые считают, что основными юридическими средствами механизма правового регулирования являются юридические нормы, индивидуальные акты применения норм права, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. За пределами механизма правового регулирования они оставляют правотворчество, правоприменение, полагая, что они представлены в механизме лишь своими конечными результатами. Подобный подход вызывает возражения других правоведов, призывающих рассматривать механизм правового регулирования в максимально полном объеме, во взаимосвязи и взаимодействии всех компонентов. При таких методологических требованиях единый механизм правового регулирования фактически распадается на три различных процесса: механизм правотворчества, механизм реализации и механизм государственного принуждения. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с. (Приложение) В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.
Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер. Селянин А. В. Теория государства и прав. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А. В. Селянин. — 4-е изд., стереотип. — М., Издательство «Экзамен», 2008. — 222с.
Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.
Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснения смысла правовых норм.
Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Правоотношения — есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права).
Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по отношению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
Акты применения права — индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений; основные элементы совокупности юридических фактов, без которых не может реализоваться конкретная норма права. Ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.
В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.
В зависимости от элементов правового регулирования, действующих в определенный момент, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.
Простое регулирование — это процесс, в котором используется один властный государственный акт, а именно нормативно-правовой акт, индивидуализацию же права и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.
Сложное регулирование — это процесс, в котором используется два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим — акт применения нормы права. Якушев А. В. Теория государства и права. — М., Бюро печати, 2007. — 48с.
Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.
§ 2. Стадии правового регулирования В процессе правового регулирования можно выделить три стадии: формулирования правила поведения (издание нормы права), возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов и их реализация.
Правовое регулирование начинается с формулирования нормативного регулятора путем принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентируют поведение людей, определяют, какие права, и обязанности они могут иметь, как должны поступить в той или иной ситуации, каковы последствия несовершения данных действий. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В. Румынина. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 2004 — 219с.
При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновения правоотношения. Права и обязанности в правоотношении реализуются в определенном поведении субъектов права, которое называется актом реализации правоотношения. Здесь юридические нормы достигают намеченного результата. В научной литературе стадия реализации норм права часто подразделяются на два этапа. На первом этапе возникают права и обязанности и в конкретном правоотношении, на втором — права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни.
В ряде случаев для достижения результата необходимы дополнительные акты специальных государственных органов, так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства. Оно нужно, например, когда субъекты добровольно не исполняют возложенные на них обязанности, и состоит в рассмотрении конкретных юридических вопросов, дел, в вынесении обязательного для субъектов решения (приказа, постановления или приговора суда). В отличие от норм права эти акты носят индивидуальный характер: они распространяются только на определенных лиц и нацелены на претворение (применение) юридических норм. Такие акты называются актами применения права. Акты применения иногда необходимы и при возникновении правоотношений.
Таким образом, применение возможно и на второй, и на третьей стадии правового регулирования.
§ 3. Эффективность механизма правового регулирования Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие:
1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.
2) совершенствование правоприменения, которое «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит и в целом механизм правового регулирования.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального усмотрения превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного — в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит, эффективности права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Заключение
Итак, механизм правового регулирования — сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.
Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет:
1) не только собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результативность правового регулирования;
2) высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.
Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчества, правореализации и применения юридической ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.
Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочнению ее правового статуса.
Библиографический список
1. Алексеев С. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. — М., 1998. — 457с.
2. Кашанина Т. В. Индивидуальное регулирование в правовой сфере // Государство и право. — М., 1992.
3. Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие / А. В. Клименко, В. В, Румынина. — 2-е изд., исп. и доп. — М., 2004. — 219с.
4. Краснояружский С. Г. Индивидуальное правовое регулирование. Общетеоретический аспект // Государство и право. — М., 1993.
5. Краткий курс по теории государства и права. — М., 2007. — 139с.
6. Малько А. В. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Матузова Н. И. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Юристь, 2001. — 776с.
7. Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 640с.
8. Сапун В. А. Инструментальная теория права в юридической науке// Современное государство и право. Вопросы теории и истории. — Владивосток., 1992.
9. Селянин А. В. Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов / А. В. Селянин. — 4-е изд., стереотип. — М., Изд-во «Экзамен», 2008. — 222с.
10. Сырых В. М. Теория государства и права; учебник. — М., 2007. 703с.
11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. — М., 2000. — 377с.
12. Якушев А. В. Теория государства и права. — М., Бюро печати, 2007. — 48с.