Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. Не будучи главным, среди олимпийских богов, сын Зевса Дионис по мере развития исследований в области греческой мифологии привлек к себе наибольшее внимание и стал в центре научных споров по множеству общих проблем греческой религии, вопросов, связанных с культом Диониса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Источники и историография проблемы
    • 1. Источниковая база изучения культа Диониса
    • 2. Историографический обзор
  • Глава II. Формирование культа Диониса: микенская и архаическая эпохи
    • 1. Имена и эпитеты Диониса
    • 2. Родословная Диониса
    • 3. Культ и образ Диониса в архаическую эпоху в Балканской Греции
  • Глава III. Дионис — бог Афинского полиса
    • 1. Социально — политические и экономические перемены в Аттике VI в. до н. э. и культ Диониса
    • 2. Религиозная политика Писистрата и изменение культа и образа Диониса
    • 3. Возникновение театра и культ Диониса
    • 4. Празднества Диониса в VI — V вв. до н. э

Культ Диониса и его место в полисной идеологии Афин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется важностью и необходимостью исследования проблем, связанных с этапами эволюции религиозных верований в архаических обществах. М. Элиаде считает, что «человек традиционных обществ — это «homo religiosus""1. Религия играет особую роль в древних обществах, поскольку является одним из стержневых элементов духовной, идеологической жизни.

Религия отражает все аспекты жизни древних народов: экономику, социальное развитие, культуру, быт и т. д. Поэтому изучение религиозных верований древних народов имеет важное теоретическое и практическое значение. Являясь одним из первостепенных элементов духовной культуры, религия играет особую роль в античном обществе.

Актуальность темы

исследования обуславливается также необходимостью изучения проблемы появления и генезиса одного из древнейших культов — культа бога, который был чрезвычайно популярен как в Древней Греции, так и во всем Средиземноморье. Это культ бога умирающей и воскресающей природы, культ, связанный с распространением виноградарства и виноделия, как одного из наиболее эпохальных событий в хозяйственной и духовной жизни древних обществ. Но популярность этого божества трудно объяснить только этими причинами. Действительно этот культ отличался от всех остальных тем, что давал своим поклонникам определенную психологическую свободу, независимость.

Хотя история зарождения и распространения культа Диониса — Вакха вот уже многие годы приковывает к себе внимание историков, религоведов,.

1 Элиаде М. Космос и история. Избр. раб.: Пер. с фр. и англ / Общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М., 1987. С. 63. тем не менее, до сих пор в истории этого культа остается довольно много вопросов, ответы на которые предстоит отыскать. Значительный объем информации о культе Диониса, который стал доступен исследователям за последние годы, позволяет сделать некоторые существенные дополнения к ранее сложившимся представлениям. Наиболее существенными из которых, можно считать предположения о причинах популярности культа в архаической и классической Греции.

Поэтому, актуальность темы исследования определяется неослабевающим в исторической науке интересом к одному из наиболее известных древнегреческих культов — бога Диониса, который был распространен на территории всего Средиземноморья.

Цель и задачи работы.

Целью диссертации является изучение генезиса культа и мифа древнегреческого бога Диониса в Аттике. Учитывая необходимость раскрытия содержания культа Диониса, его социальной обусловленности, мы остановились на ранних этапах развития культа Диониса и процессе его переосмысления в Аттике — VI в. до н.э., в эпоху Писистрата и демократизации афинского полиса — V в. до н.э.

В этой связи в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Необходимо рассмотреть культ Диониса с момента появления его в греческом мире, а также изучить все ипостаси Диониса в крито-микенском, фригийско-фракийском, этрусско — италийском мире.

2. Охарактеризовать локальные особенности и черты культа Диониса в Греции I тыс. до н. э.

3. Выяснить причины и обстоятельства принятия культа Диониса, первоначально связанного с царской властью, в демократических Афинах.

4. Установить роль и значение мистерий Диониса для общественной и культурной жизни Афинского полиса.

5. В отечественном антиковедении культ Диониса практически не фигурировал в качестве самостоятельного объекта исследования. Лишь небольшое число работ затрагивали вопрос о роли и значении культа Диониса в религиозной жизни древней Греции1. В зарубежном антиковедении существует ряд исследований, посвященных дионисийскому культу. Таким образом, одной из задач исследования стало стремлением преодолеть ограниченность зарубежной и отечественной науки в изучении проблемы.

1 Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1992. эволюции культа Диониса. Рассмотрение дионисийства должно происходить во всей совокупности составляющих это религиозное явление элементов.

6. Определить причины поистине феноменальной популярности культа Диониса в античном мире.

Эллинистический и римский Дионис, равно как и проблема влияния дионисийства на христианство, лежат за пределами нашего труда. Однако, не могут быть исключены эллинистические, римские и христианские источники, поскольку они опираются на ранние и к тому же, как правило, не дошедшие до нас тексты и памятники, или являются критикой язычества, основывающейся на его знании. Применительно к культу Диониса в Аттике у нас нет новых источников, и здесь нашей задачей было, максимально используя достижения отечественного антиковедения в изучении полиса, понять специфику ритуала Диониса в афинском демократическом обществе и его связь с трагедией, как публичной мистерией и актуальном во всей своей остроте средстве воспитания граждан.

Научная новизна исследования определяется тем, что работа представляет собой практически первое целостное и систематическое исследование культа Диониса в российском антиковедении. В отечественной историографии проблема возникновения и распространения культа Диониса на территории греческого мира, в целом, не являлась предметом монографического исследования. Культ Диониса рассматривался, преимущественно, в плане взаимосвязи культа и орфических мистерий. Также исследовалось происхождение из дионисийских мистерий театральных действ. До сих пор весьма слабоизученными и даже не изученными вовсе остаются проблема особой популярности данного культа в архаическую и классическую эпохи в Аттике, а также происхождение дионисийских праздников и их роль в общественной жизни Афинского полиса.

Данная работа рассматривает культ Диониса во всей совокупности составляющих элементов: мифы, эпитеты бога, дионисийские мистерии, отношение государства к данному культу, степень распространения дионисийства в Средиземноморье. Мистерии Диониса исследуются в архаический и классический периоды древнегреческой истории.

Критически используя гипотетические построения наших предшественников, мы попытались в исследовании доэллинского Диониса внести шире, чем это делалось ранее, этрусский материал, современный эпохе греческой классической трагедии, едва ли не главному источнику мифа о Дионисе.

Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. Не будучи главным, среди олимпийских богов, сын Зевса Дионис по мере развития исследований в области греческой мифологии привлек к себе наибольшее внимание и стал в центре научных споров по множеству общих проблем греческой религии, вопросов, связанных с культом Диониса в отдельных регионах древнего Средиземноморья. Весь этот огромный по объему и пестрый по содержанию материал, как это можно будет убедиться по нашему историографическому обзору, допускает различные, зачастую изощренные интерпретации, которые в равной мере трудно подтвердить или опровергнуть. В процессе работы проводился подбор и анализ сведений, еще не вполне изученных в отечественной исторической науке. Кроме того, были изучены материалы научных зарубежных публикаций за последние тридцать лет (до 2001 года включительно).

Методология исследования определяется диалектическим подходом автора к изучению исторических событий. Реализация этого подхода приводит к применению проблемно-исторического анализа и комплексного использования и сопоставления источников. Помимо традиционных методов исследования использовался системный подход, предусматривающий изучение культурно-религиозных феноменов в контексте социально — политической ситуации рассматриваемой эпохи. В конкретном обращении к тексту использовался принцип исторического анализа источников, основанного на доверии к античной традиции.

Основным методом исследования является исторический метод. Исследуемая проблема изучалась в той последовательности, в которой она исторически возникла и сформировалась, т.к. невозможно познать историю объекта или явления, не определив его границ (хронологических и территориальных), не выделив его качественной специфики. Исторический метод дал возможность не только понять явление в процессе его развития, но и отразить через его эволюцию историю человеческой деятельности.

Принцип историзма позволяет дать оценку периоду в целом, а также предполагает рассмотрение исторических явлений, фактов, событий и процессов в соответствии с конкретно — исторической обстановкой во взаимосвязи, изменении и развитии. Исследование данной проблемы предполагает использование принципа полидисциплинарности, т. е единства с данными сопредельных наук — филологии, географии, биологии.

В данной работе применен конкретно — научный метод, что позволило по достоинству оценить труды предшественников с точки зрения научной методологии. Применение хронологического метода определило возможность проследить процесс развития религиозного явления, т. е. культа Диониса, в событийно — историческом плане.

Хронология и географические рамки исследования.

Поскольку работа посвящена изучению культа на территории Аттики в архаический и классический периоды, то исследование должно начинаться с VIII в. до н.э. Но полное, комплексное изучение мифа и культа Диониса невозможно без рассмотрения проблемы, связанной с появлением дионисийских мистерий в греческом мире. Поэтому в работе анализируется генезис культа, начиная с крито-микенского мира, т. е. с XIV в. до н.э. Наиболее существенные изменения в культе Диониса произошли на протяжении VI в. до н.э. и четко обозначились в классическую эпоху в V в. до н. э., поэтому мистерии более детально и подробно исследуются именно в этот период.

Географические рамки первой части исследования — это практически весь пеласгийский мир, который и явился родиной культа и образа Диониса. Поскольку миф и культ бога был распространен и популярен и на Крите, и на территории Балканского полуострова. Кроме того, рассматриваются ипостаси Диониса в Этрурии, во Фригии и Фракии, но особое внимание уделяется поклонению Дионису в Афинском государстве, которое располагалось в Аттике. Поэтому, далее географические рамки сужаются, охватывая одну Аттику.

Заключение

.

Вернуть культ Диониса в историческое измерение, рассмотреть историю дионисизма в контексте религиозных, социальных и политических процессов, происходивших в Аттике в VI — V вв. до н. э., не абсолютизируя при этом значение его истоков, — такова была цель и методологическая основа проведенного исследования, подводя итог которому следует еще раз подчеркнуть исключительное место этого культа. Невозможность дать причинам популярности культа Диониса какое-либо четкое и краткое объяснение. Мы рассматриваем эту популярность как отражение сложности самого феномена, изменчивого и противоречивого.

Историческими источниками поданной проблеме являются не только источники непосредственно связанные с культом Диониса, но и сведения о политическом развитии Афинского полиса этой эпохи, его экономике, социальной структуре, религии. Сведения литературной традиции должны постоянно проверяться и дополняться сведениями иконографии, археологическими открытиями. Вся имеющаяся информация о ранней орфической теогонии дошла до нас через источники, которые подверглись многочисленным изменениям, определенной модернизации, либо сохранились уже в отрывках. Поэтому, проблема выяснения взглядов ранних орфиков неразрешима. Долгое время даже ставился вопрос о самой возможности их существования. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как орфическая философия оказала воздействие на развитие философских систем более поздних эпох и отразилась в них.

Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. Не будучи главным, среди олимпийских богов, сын Зевса Дионис по мере развития исследований в области греческой мифологии привлек к себе наибольшее внимание и стал в центре научных споров по множеству общих проблем греческой религии, вопросов, связанных с культом Диониса в отдельных регионах древнего Средиземноморья.

Как можно увидеть из нашего историографического очерка исследованием этого культа занимались не только историки, но и психологи (К. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм), которые сделали существенный вклад в исследование дионисизма. Более всего внесли в понимание этого вопроса ученики школы Анналов, которые связали идеологию полиса и религиозные явления.

Рассматривая культ Диониса как феномен афинской полисной идеологии, мы постарались выделить такие основополагающие моменты как подготовившие его триумф реформы: Солона, военную (гоплитскую) реформа, религиозную реформу Писистрата. Процесс эволюции культа Диониса в государственный и официальный культ Афинского полиса был достаточно сложным. Политические процессы, протекавшие в архаических гражданских общинах, в частности процесс централизации в Аттике, заставляли политиков обращаться к покровительству отдельных, «избранных» богов Олимпийского пантеона, чьи культы имели глубокие традиции. Именно таким и являлся Дионис, культ которого в Средиземноморском регионе имел очень древние корни и был распространен у всех народов пеласгийского мира.

Полуторавековый опыт изучения греческого мифологического мира, как будто показал, что успешное изучение его феномена может быть осуществлено в рамках определенного региона. Однако Дионис и в этом плане явление из ряда вон выходящее. В эгейско-анатолийском, балканском и италийском регионах в VI — V вв. до н. э. почитались боги вина, под именами Дионис, Загрей, Фуфлунс, Либер, и их трудно назвать разными богами, поскольку с ними, как это видно по изображениям на этрусских зеркалах, древнегреческих сосудах, были связаны одни и те же мифы. Анализ механизма появления одних и тех же богов под разными именами не был нашей задачей и лежит за пределами нашей работы. Но мы должны были посвятить часть второй главы нашей работы этими богам — двойникам. Это было связано с нашей позицией по вопросу о происхождении Диониса. Мы не считаем его богом фракийцев, критян или этрусков. Он, под именем Диониса, первоначальное божество догреческого населения всех названных выше регионов, бог пеласгов, лелегов, тирсенов, фракийцев и многих других народов этого региона.

Рассмотрение образа и культа Диониса, занявшего свое место на греческом Олимпе, показало, что он не был противником Аполлона или какого — либо другого из олимпийских богов. Он так же, как в индийской религии близкий ему бог Шива, не вписывался в общественную ситуацию эпохи Гомера и Гесиода, и был, почти повсеместно, отторгнут. Но общественные перемены в VI до н.э., в результате которых на смену аристократическим общинам пришел демократический полис, позволил Дионису приобрести такую популярность, которая обеспечила его культу высокое официальное положение. А одно из его порождений театр превратилась в главное идеологическое оружие господствующей прослойки.

Театральные увеселения в Афинах служили не для развлечения граждан, а явились педагогическим институтом для их воспитания. Герои трагедий не были людьми, занимавшими высокое общественное положение. Авторы трагедий и комедий выдвигали на первый план проблему человека и его вины его слабость пред враждебными ему силами. Театр был политическим раскрытием процесса самосознания общества. Всемирно — историческое значение греческой трагедии состоит в ее неизмеримом богатстве идей и философской глубине трактуемых вопросов. К этому можно добавить еще мастерство стиха, богатство и красочность языка, бесконечное разнообразие образов. Несмотря на кажущуюся архаичность образов, греческая трагедия всегда насыщена идеями современности и полна жизни. Составители трагедии брали мифологический или исторический сюжет и наполняли его содержанием современности, приближая его, главным образом, к массовому зрителю. История и современность в произведениях античных авторов гармонически сочетались.

Дионис в греческом мире, подобно другим богам и титанам, мыслился культурным героем, распространителем культурных достижений. Его благодеяние — вино в отличие от огня, земледелия, ткачества, кузнечного дела, несло то, что непросто облегчало жизненные условия, но и оказывало глубокое воздействие на сознание, возбуждая активность и сексуальные силы, нарушая привычные связи с окружающими людьми. И именно поэтому, появление Диониса, как бога вина (в древнейшую пору бога производительных сил природы), встретило сопротивление, и его торжественный прием в греческий пантеон совпал по времени и, по сути, с кризисом и трансформациями архаического общества, первоначально в Коринфе и Сикионе, а затем и в Аттике. В афинском полисе страстными почитателями Диониса стала масса гражданства, получившего в результате экономических перемен, военных и политических преобразований, власть в полисе.

Все те, кто превратил неплодоносящие холмы Аттики в виноградники и кто, развозя дары Диониса на кораблях, туда, куда он еще не дошел, получал от этого выгоду, могли сказать еще до римлян: «истина в вине», но и «истина в Дионисе». Поскольку Дионис стал не только богом кормильцем и утешителем, но и отцом публичного зрелища — театра, формируя идеологию демократического полиса. Он стал символом той культуры, для которой мы не находим другого слова как «греческое чудо». Культ Диониса, по сути, стал феноменом не только древнегреческой религии, но и феноменом Афинской полисной идеологии, поскольку именно в Афинах этот культ достиг своего апофеоза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Arnobius. Adversus Nationes, ed. Aug. Reiffersched, Lipsiae, 1875.
  2. Clement Alexandrini. Propropticus // Opera omnia. Ed. G. Dindorf. Oxonii, 1869.
  3. Cornutus. Artis rhetoricae epitome. B., 1891.
  4. Diodori bibliotheca historica / Edd. Fr. Vogel, C. Th. Fischer. V. I V. Lipsae, 1888 — 1906.
  5. Fulgentius Breviato Canonum Ferrandus, carthaginiensis ecclesiae diaconus // Patrologia cursus completus. Paris, 1865. Vol. 65.
  6. Hesychii Alexandrini Lexicon / Rec. Schmidt. V. I V. Jenae, 1858 -1868.
  7. Iulii Firmici Materni liber de errore profanorum religionum. Rec. Carolus Halm // CSEL. Vol. 2, Vind, 187.
  8. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII // CSEL, v. V. Lipsae, 1889.
  9. Poetae lyrici graeci // Ed. Th. Bergk. V. I III. London, 1919 — 1923.
  10. Stephani Byzantini Ethinica / Ed. A. Meineke. B., 1850.
  11. Suidae Lexicon / Ed. A. Adler. V. I IV. Lipsae, 1928 — 1938.
  12. Zosimus. Historia nova // Ed. L. Mendelsohn. Lipsae, 1887.
  13. Ампелий. Памятная книжица / Пер. А. И. Немировского. СПб., 2002.
  14. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. В. Г. Боруховича. Л., 1993.
  15. Аполлоний Родосский. Аргонавтика /Пер. Г. Ф. Церетели. Тбилиси, 1964.
  16. Апулей. Апология. Метаморфозы, или Золотой осел. Флориды / Пер. С. П. Маркиша. М., 1994.
  17. Аристотель. Афинская республика // Аристотель. Сочинения / Пер. М. В. Брагинской, С. А. Жебелева. М., 1975 1984. Т. 1 — 4.
  18. Аристофан. Комедии. Фрагменты / Пер. А. Пиотровского. М., 2000.
  19. Аристофан. Лягушки // Аристофан. Комедии / Пер. Ф. А. Петровского, В. М. Ярхо. М., 1954. Т. 1- 2.
  20. Аристофан. Лисистрата // Аристофан. Комедии / Пер. Ф. А. Петровского, В. М. Ярхо. М., 1954. Т. 1- 2.
  21. Вакхилид. Песнь 11 // Пиндар. Вакхилид / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980.
  22. Веллей Патеркул. Римская история // Малые историки. М., 1996 / Пер. А. И. Немировского, М. Ф. Дашковой.
  23. Вергилий Марон Публий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова. М., 1994.
  24. Геродиан. История императорской власти после Марка /Пер. А. И. Доватура, М. Н. Ботвинника, А. К. Гаврилова. Спб. М., 199.
  25. Геродот. История в девяти книгах /Пер. Г. А. Стратоновского. М., 1999.
  26. Гесиод. Труды и дни. Теогония // Эллинские поэты в пер. В. Вересаева. М., 1963.
  27. Гигин. Мифы / Пер. А. Торшилова. СПб., 1997.
  28. Гигин. Астрономия / Пер. А. И. Рубана. СПб., 1997.
  29. Гомер. Илиада / Пер. Гнедича Н. И. СПб., 1982.
  30. Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. СПб., 1994.
  31. Гомеровские гимны // Античные гимны / Пер. В. В. Вересаева. М., 1988.
  32. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 1774 1775 / Пер. И. Алексеева.
  33. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. СПб., 2000 / Пер. О. Цыбенко.
  34. Еврипид. Вакханки // Еврипид. Трагедии / Пер. И. Анненского. М., 1999. Т. 1 2.
  35. Ион Хиосский //Эллинские поэты VIII—III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1999.
  36. Ливий Тит. История Рима // Пер. с лат. П. Адрианова. В 6 т. М., 1892 -1899.
  37. Лукиан. Избранное / Пер. И. Нахова. М., 1991.
  38. Лукреций. О природе вещей / Пер. Ф. Петровского. М. -Л., 1980.
  39. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / Пер. А. Голубца. СПб., 1997.
  40. Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977.
  41. Орфические гимны //Античные гимны / Пер. В. В. Вересаева. М., 1988.
  42. Павсаний. Описание Эллады / Пер. С. П. Кондратьева. СПб., 1996.
  43. Пиндар. Оды // Пиндар. Вакхилид / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980.
  44. Плутарх. Застольные беседы / Пер. Я. М. Боровского. СПб., 1994.
  45. Полиен. Стратагемы / Пер. Дм. Папандопуло. М., 2001.
  46. Прокл. Гимны // Тахо Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.
  47. Софокл. Младенец Дионис /Пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1988.
  48. Страбон. География / Пер. Г. А. Стратоновского. М., 1994.
  49. Тертуллиан. Избранные сочинения / Пер. с лат. А. А. Столярова. М., 1994.
  50. Фукидид. История /Пер. Ф. Мищенко в переработке С. Жебелева. М., 1993.
  51. Цицерон. О природе богов // Философские трактаты / Пер. М. И. Рижского. М., 1985.
  52. Corpus cultus Iovis Sabazii. Leiden, 1983 1989.
  53. Corpus Inscriptionum Atticarum. II, III.
  54. Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. V. I, v.10. p.I.
  55. Marmor Parium cum commentario C. Mulleri. 40 // Fragmenta Historium Graecorum. Parisiis, 1874.
  56. Mysterienglaube und gnosis in corpus Hermeticum XIII von Karl -Wolfgang Troger. Berlin, 1971.
  57. Thesaurus Linguae Etruscae. Roma, 1978. V. I.
  58. М.Г. Римский императорский культ в памятниках нумизматики. Магнитигорск, 1993.
  59. А. Д. Происхождение театра в первобытно общинном строе. М.-Л., 1959.
  60. С. С. Плутарх и античная биография. М., 1966.
  61. М. С. Греческая мифология. М., 1912.
  62. М. С Андреев Ю. В. Минойский Дедал // ВДИ. 1989. № 3.
  63. Ю.В. Русский человек между Христом и Дионисом. В. Иванов как исследователь и истолкователь греческой религии // Древний мир и мы. Альманах. Выпуск II. СПб., 2000.
  64. Античная цивилизация. М., 1973. Т. I.
  65. Баз Ю. Политеизм греков. СПб., 1885.
  66. Ф., Поланд Ф. Эллинская культура. СПб., 1907.
  67. Ф., Поланд Ф. Эллинистически римская культура. СПб., 1915.
  68. Ю. История Греции. М., 1905. Т.1.
  69. В. Д. История античной расписной керамики. М., 1953.
  70. . Л. Крит и Микены. М. Л., 1924.
  71. . Л. Мужское божество на Крите // Яфетический сборник, 1930. V.
  72. . Л Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913
  73. В. Г. Античная мифография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993.
  74. М. Страдающий и умирающий бог в религиях древнего мира. М., 1923.
  75. Г. Падение язычества. М., 1892.
  76. Е. Женщина в древнем мире. М., 1983.
  77. В. Живая жизнь. М., 1927.
  78. Видаль-Наке П. Возвращение к Черному Охотнику // ВДИ. 1989. № 4.
  79. Виламовиц Меллендорф У. фон. Филология будущего! // Ницше Ф. Рождение трагедии // Пер. А. В. Михайлова. Сост., общ. ред., коммент., вступит. Статья А. А. Россиуса. М., 2001.
  80. Р. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Избранное сочинение в II томах. Ростов на — Дону, 1995. Т. 1.
  81. М. Л. Новое в современной классической филологии. М., 1979.
  82. С. С. Очерки по истории религии. Свято Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
  83. А. А., Пиотровский А. История европейского театра. М.-Л., 1931.
  84. Л. А. Языки древнейшего населения Балканского полуострова. М., 1976.
  85. Е.С. Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1−111 вв. М., 1977.
  86. В. В. История античного театра. М., 1972.
  87. М. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998.
  88. М. История римской цивилизации. М., 2003.
  89. Р. Мифы Древней Греции // Под ред. и послесловием А. А. Тахо Годи. М., 1992.
  90. Ф. Ф. Климатические зоны виноградарства в СССР. М., 1948.
  91. А. Н. Театрально зрелищные действия на Крите и в Микенах. М. — Л., 1937.
  92. М.Г. Мифология Древней Греции // Мифология древнего мира. М., 1977.
  93. А. И. «Политика» и «Политии» Аристотеля. М. Л., 1965.
  94. А. И. Феогнид и его время. Л., 1989.
  95. Древняя Греция // Под ред. Струве В. В. Каллистова Д. П. М., 1956.
  96. В. Жизнь Греции. М., 1995.
  97. Я. Религиозно нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. СПб., 1893.
  98. Л. происхождение христианского культа. Л ., 1971.
  99. Н.Н. Образы еды в античной драматургии как ключ к смыслу театральных жанров // Образ смысл в античной культуре. М., 1990.
  100. Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.
  101. А. И. Культурный переворот в Древней Греции в VIII V вв. до н.э. Л., 1985.
  102. Г. Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993.
  103. Г. Т., Щербаков В. И. Афины в период становления гражданской общины: афинские тираны и полисная религия // Государство и право в докапиталистических формациях. М., 1991.
  104. Г. Т. ЕшеЪе1а и авЪе1а в общественной жизни эллинов архаического и классического периодов // Социально политические иидеологические проблемы истории античной гражданской общины. М., 1991.
  105. А. В. Нонн Панополитанский // Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Пер. с древнегреч. Ю. А. Голубца. СПб., 1997.
  106. Ф.Ф. Из истории идей. СПб,. 1916.
  107. Ф.Ф. Древнегреческая религия. П., 1918.
  108. Ф. Ф. Религия эллинизма. П., 1922.
  109. К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н.э. М., 1964.
  110. В. Дионис и прадионисийство. СПб., 1992.
  111. В. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. М., 1904.- № 1 3, 5, 8, 9.
  112. В. Религия Диониса // Вопросы жизни. М., 1905. № 6, 7.
  113. В. О Дионисе Орфическом // Русская мысль. М. П., 1913. № 11.
  114. Л. С. Древнейшие островные цивилизации Центрального Средиземноморья в античной исторической традиции. М., 1987.
  115. Д. П. Античный театр. Л., 1970.
  116. Е. Г. Пережитки первобытного коммунизма в общественном строе древних греков и германцев. М. Л., 1927.
  117. К. Элевсин. М., 2000.
  118. К. М. Из истории раннегреческого общества. Л., 1951.
  119. К. М., Глускина Л. М. Очерки по истории древней Греции. Л., 1958.
  120. Д. Реальное направление классической филологии. М., 1910.
  121. К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.
  122. П. Закат бога. М., 1929.
  123. П. Загадка Иисуса. М., 1929.
  124. П. Эллинистический мир. М., 1984.
  125. В. В. Очерк греческих древностей. СПб., 1997. Т. 2. Богослужебные и сценические древности.
  126. Д. Элевсинские мистерии. М., 1996.
  127. А.Ф. Дионис // Мифы народов мира. Т.1 М., 1994.
  128. А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
  129. А.Ф. История античной эстетики. В 8 ми тт. Т. 1. М., 1963.
  130. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1992.
  131. А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.
  132. С. Я. История античной общественной мысли. М., 1929.
  133. С. Я. История Греции. Л., 1940.
  134. С. Я. Язык и культура микенской Греции. М. Л., 1957.
  135. И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII VI вв. до н. э // ВДИ. 1995. № 4.
  136. М. Опыт историко критических комментариев к греческой истории Диодора. Одесса, 1901.
  137. Н.А. Принципат Августа. М.- Л., 1949.
  138. Мень А.(Светлов Э.) Дионис. Логос. Судьба. Брюссель, 1992.
  139. Д. Полное собрание сочинений. М., 1914. Т. 9.
  140. А. В. Ницше Ф // Философская энциклопедия. М., 1967.
  141. А. М. Виноградарство с основами ампелографии и селекции. М., 1959.
  142. А. М., Кузьмин А. Я., Чигрим В. Н. Культура винограда. М., 1958.
  143. А. И. У истоков исторической мысли. Воронеж, 1979.
  144. А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983.
  145. А. И. Мифы древности. Эллада. М., 2000.
  146. А. К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы // ВДИ. 2002. № 1.
  147. П. В. К истории афинских драматических состязаний. СПб., 1882.
  148. Т. Ф. Раннегреческая тирания на Коринфском перешейке //ВДИ. 1965. № 4.
  149. Н. И. Культ кавиров в древней Греции. Варшава, 1891.
  150. Н. И. Елевсинские мистерии. СПб., 1887.
  151. Н.И. Орфические гимны. Варшава, 1900.
  152. Г. Иванов мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе В. Иванова (1907 — 1919). М., 2000.
  153. Р. фон. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999.
  154. В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
  155. . Религия в Риме при Северах. М., 1898.
  156. С. Орфей. Всеобщая история религий. Вып. 1. М., 1918.
  157. Н. Дохристианский Христос. М., 1926.
  158. Н. Смерть и воскресение спасителя. М., 1926.
  159. А. С. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // ВДИ. 1978. № 1.
  160. В. М. Диодор Сицилийский и его «Историческая библиотека» в оценке историографии // ВДИ. 1983. № 4
  161. С. Г. Тема Диониса в творчестве Вяч. Иванова // Фридрих Ницше и русская философия: Материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2000.
  162. Тахо Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.
  163. Тахо Годи А. А., Лосев А. Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.
  164. Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, 1980.
  165. С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
  166. Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т. Н. Первые философы. М., 1959.
  167. Тренчени Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М, 1956.
  168. Тренчени Вальдапфель И. Мифология. М., 1959.
  169. С.Н. Курс истории древней философии. М., 1910. Ч. I.
  170. Х. Идеологические аспекты власти Писистрата // ВДИ. 2001. № 4.
  171. Х. Военная организация греков в архаическую эпоху // Античное общество: проблемы политической истории. СПб., 1997.
  172. Ю. Б. Частные культовые сообщества у греков (Аттика VI V вв. до н.э.) // Быт и история в античности. М., 1988.
  173. . А. Ж. Личная религия греков. СПб., 2000.
  174. Дж. Золотая ветвь. М., 1928.
  175. С. И. Миф о Дионисе (по вазовым рисункам VI V вв. до н. э.) // Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1985». Часть 1.
  176. Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999.
  177. Храм древности содержащий в себе египетских, греческих и римских богов имена, родословие, празднества и бывшие при оных обряды. (Собран из разных греческих и латинских как древних так и новейших писателей). Пер. на рос. язык. СПб., 1771.
  178. В. Л. Итало-этрусский миф о великой горе по античным источникам // ВДИ. 1984. № 4.
  179. Шейнман Топштейн С. Я. Современное состояние проблемы происхождения древнегреческой трагедии // ВДИ. 1962. № 4.
  180. М. Космос и история. Избр. раб.: Пер. с фр. и англ / Общ. ред. И. Р. Григулевича, М. Л. Гаспарова. М., 1987.
  181. М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 199б.
  182. М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1995.
  183. М. Тайные общества. Обряды. Посвящения. Инициации. М.- СПб., 1999.
  184. В. П. Греческая колонизация VI III до н. э. М., 19S2.
  185. В. Н. Античная драма: технология мастерства. М., 1990. 19S. Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
  186. В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 197S.
  187. В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. М., 1979.
  188. В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. М., 19б7.
  189. В. Н. Аристофан великий художник — утопист II Аристофан. Комедии. Фрагменты I Пер. А. Пиотровского. М., 2000.
  190. Andrewes A. The greek tyrants II Hutchinson’s University Librari. Londres, 195б.
  191. Angiolillo S. La visita de Dioniso a Ikarios nella ceramica attica: appunti sulla politica culturale pisistratea II Dialoghi di archeologia. 19S1. anno 3.
  192. Asheri D. Leggi greche sul problema dei debiti II Studi classici e orientali. Pisa, 19б9. № 1S.
  193. Astour M. Helenosemitica. Leiden, 19б5.
  194. Aurelio Privitera G. Dionyso nella societa micenea II Atti e memorie del I Congresso Internazionale di Micenologia. Rome, 19б7.20S. Aurelio Privitera G. I rapporti di Dioniso con Posidone in eta micenea II Studi urbanati. XXXIX.
  195. Bachofen J. J. Die sage von Tanaquil II Gesammelte Werke. Basel, 1943 5S.
  196. Banti L. Myth in Pre Classical Art // American Journal of Archaeology. 1954. 58. № 4.
  197. Belknap G. The social value of dionysiac ritual // Revue de l' histoire des religions. 1932. Berve H. Die Tyrannis bei den Griechen. Munchen, 1967. Bd.1 2.
  198. Bianchi U. The Greek Mysteries. Leiden, 1976. № 82.
  199. Bonfante L. Fufluns Pacha the Dionysus // Mask of Dionysus. New -Jork, 1993.
  200. Boyance P. Dionysiaca. A propos d' une etude recente sur l' initiation dionysiaque // Revue des etudes anciennes. 1966. LXVIII.
  201. Bowra C. M. Griechenland. Zurich, 1964.
  202. Brinna Otto. Kultisches und Iconographisches zum minoisch -mykenischen Dionisos // Mitteilungen der Anthropologischen Geselschaft in Wien. 1993/1994. Bd.123/124.
  203. Bruhl A. Liber Pater. Origine et expansion du culte Dionysiaque a Rome et dans le monde Romain. Paris, 1953.
  204. Burkert W. Homo Necans. The antropologiy of ancient Greek sacrificial ritual and myth. Berrkeley Londres, Universitet of California Press, 1985.
  205. Caragounis Chr. C. The Ephesian Mysterion. Meaning and Content. Lund, 1977.
  206. Carriere J. C. Le carnaval et la politique. Paris — Besancon, 1977.
  207. Carpenter T. Dionysian imagery in archaic greek art. Its development in black figure vase painting. Oxford, 1986.
  208. Casadio G. Storia del culto di Dioniso in Argolide. Rome, 1994.
  209. Cassola F. La proprieta del suolo in Attica fino a Pisistrato // La parola del passato. XXVIII.
  210. Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue Grecque. Paris, 1983. B. 1−2.
  211. Clinton K. The Sacred Officials Mysteries. Philadelphia, 1974.
  212. Glotz G. La solidarite de la famille dans le droit criminel en Grece. Paris, 1904.
  213. Cole J. Peisistratos on the Strimon // Greece and Rome. XXII.
  214. Colonna G. Reflessione sul dionisismo in Etruria // Dionysos Mito e Mistero, Atti Convegno, Comacchio, 1991.
  215. Cornford F. M. The origin of Attic Comedy. Cambrige, 1934.
  216. Csapo Eric. Riding the Phallus for Dionysus: Iconology, Ritual and Gender Role De/ construction // Phoenix. Trinity College. Toronto, 1997. V. 51. № 3−4.
  217. Caragounis Chr. C. The Ephesian Mysterion. Meaning and Content. Lund, 1977.
  218. Dabdab Trabulsi Jose Antonio. Dionysisme, pouvoir et societe en Grece jusqu’a la fin de Tepoque classique. Paris, 1990.
  219. Daraki M. Dionysos. Paris, 1985.
  220. Detienne M. Dionysos a ciel ouvert. Paris, 1986.
  221. Detienne M. Dionysos mis a mort. Paris, 1977.
  222. Detienne M. La phalange problemes et controverses // Problemes de la guerre en Grece ancienne. Paris, 1968
  223. Dickie M.W. The Dionysiac Mysteries in Pella // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bonn, 1995. Bd.109.
  224. Deubner L. Attische Feste. Berlin, 1956.
  225. Dodds E. Meanadism in the Bacchae // Harvard theological review, XXXIII.
  226. Eisele A. Sabazios // Roscher W. H. Ausfurliches Lexicon der griechischen und romischen Mythologie. Leipzig, 1902. B.III.
  227. Else G. The Origin of Tpayyoia // Hermes, 1957. 85.
  228. Evans A. The Palace of Minoas and Knossos. London, 1936.
  229. Farnell L. The cults of the Greek states. Oxford, 1909. V.5.
  230. Foley H. The masque of Dionysos // Transactions and proceedings of the American Philological Association, 1980. CX.
  231. Foucart P. Le Culte de Dionysos en Attique. Paris, 1904.
  232. Foucart P. Les mysteres d' Eleusis. Paris, 1914.
  233. Frickenhaus A. Lenaenvasen. Berlin, 1912.
  234. Frontisi Ducroux F. Dioniso e il suo culto // I Greci: storia cultura arte societa. Torino, 1997. 2.
  235. Frontisi Ducroux F. Le Dieu — masque. Une figure du Dionysos dAthenes // La Decouverte — Ecole francaise de Rome. Paris — Rome, 1991.
  236. Freud S. Totem und tabu Einige Ubereinstimmungen im Seelen eben der Wilden und der Neurotiker. F /am Main, 1977.
  237. Gallavotti G. Brevi noti di filologia micena // Studi italiani di filologia classica. 30. 1958.
  238. Geffcken J. Griechische Literaturgeschichte. Heidelberg, 1926.
  239. Gernet L. Dionysos et la religion dionysiaque. Elements herites et traits originaux // Revue des etudes grecques. 1953, LXVI.
  240. Goldhill S.P. Anthropologie, ideologie et les Grandes Dionysies. Montpellier, 1987.
  241. Gruppe O. Griechische Mythologie und Religiongeschichte. Munchen, 1906. B. I.
  242. Gruppe O. Dionysos // Roscher W. H. Ausfurliches Lexicon der griechischen und romischen Mythologie. Leipzig, 1902. B. I.
  243. Guthrie W. K. Ch. Orpheus and Greek Religion. London, 1935.
  244. Hamilton R. Choes and Anhtesteria. Ann Arbor, 1932.
  245. Hind J. The «tyrannes» and the exiles of Peisistratus // Classical quarterly. 1974, XXIV. Hoorn G. van. Choes and Anthesteria. Leyde, 1951.
  246. Johnston S.Y., McNiven T. Dionysos and the Underworld in Toledo // Museum Helveticum. Basel, 1996. Vol. 53, fasc. 1.
  247. Jung K. G. und Kerenyi K. Einfuhrung in das Wesen der Mythologie: Das gottliche Kind. Amsterdam and Leipzig, 1941.
  248. Jung K. G. und Kerenyi K. Das gottliche Madchen. Amsterdam and Leipzig, 1941.
  249. Jeanmaire H. Dionysos. Histoire du culte de Bacchus. Paris, 1951.
  250. Kerenyi C. Dionysos. Archetypal image of indestructible life. Princeton, 1976.
  251. Kerenyi K. Dionysos. Urbild des urzerstobaren Lebens. Munchen, 1976.
  252. Kerenyi K. Die Bacchantinnen des Euripides // Werke in Einzelausgaben. B.II.
  253. Kerenyi K. Die Mythologie der Griechen. Zurich, 1951.
  254. Kerenyi K. Herkunft der Dionysosreligion// Arbeitsgemeinschaft Nordhein Westfalen. 1956.
  255. Kerenyi K. Der Fruhe Dionysos. Eitremforelesningerer, 2 Universitet i Oslo. 1961.
  256. Kern O. Die Religion der Griecheh. Berlin, 1926. B.II.
  257. Kolb F. Baureligion und Kulturpolitik der Peisistratides // Jahrbuch des Deutschen Archalogischen Instituts. 1997. № 81.
  258. Laqueur R. Diodorus. RE, VI A, 1936.
  259. Lavecchia Salvatore. Le «Secondo Difirambo» di Pindaro e il culti telani // Studi classici e orientali. Pisa, 1994. № 44.
  260. LevequeP., L. Sechan. Lse Grandes Divinites de la Greece. Paris, 1966.
  261. Lexicon Iconographicum Myphologiae Classicae (LIMC III/2). Zurich und Munchen, 1986.
  262. Mantero T. Radiographia di un dio. Dioniso, dio della vegetazione, «kouros» e «paredros». Genes, 1975.
  263. Marinatos. N. Role and Sex Division in Ritual Scenes of Aegean Art // Journal of Prehistoric Religion. Goteborg, 1987. Vol. I.
  264. Metzger H. Le Dionysos des images eleusiniennes du IV siecle // Revue archeologie. Paris, 1995. Fasc. 1.
  265. Mosse C. Aristote et la tyrannie. Aristoteles a tyrannis // Acta Universitatis Caroline 193. Philisophica et Historica I.
  266. Mylonas G. E. Eleusis and the Eleusinian Mysteries. Prinston, 1961.
  267. Nemirovskiy A. I. Specqio etruscae. Roma, 2003.
  268. Nilsson M. P. The Minoan Mycenaen religin and its survial in Grek religion. Lund, 1927.
  269. Nilsson M. P. The Mycenaen origin of greek mythology. Bercley, 1932.
  270. Nilsson M. P. The Dionysiac mysteries of the mysteries of the hellenistic and Roman age. Lund, 1957.
  271. Nillsson M. P. Geschichte der Griechischen Religion. 3 Aufl. Munchen, 1967.
  272. Nilsson M. Cults, Myths, Oracles, and politics Greece. Lund, 1951.
  273. Nietzcshe F. Die Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik. Leipzig, 1872.
  274. Oliva P. La tyrannie, premiere forme de lEtat en Grece et son role historique // La Pensee. 1956. № 66.
  275. Otto W. F. Dionysos. Mythos und Kultus. F /am M., 1987.
  276. Otto W. F. Die Gotter Griechenlandes. F /am M., 1987.
  277. Otten H. Die Bronzetafel aus Bogazkoy. Wiesbaden, 1988.
  278. Pallottino M. Testimonia Linguae Etruscae. Firenze, 1968.
  279. Person A. W. The Religion of Greece in Prehistoric Times. Bercley -Los Angeles, 1942.
  280. Pfiffig A. J. Religio Etrusca. Graz, 1975.
  281. Picard Ch. Les Religion Prehelleniques (Crete et Mycenes). Paris, 1948.
  282. Plant R. Greek coin types and their identification. London, 1979.
  283. Polenz M. Die griechische Tragodie. Gottingen, 1954.
  284. Pollard J. Seers, shrines and sirens: The Greek religiosus revolution in the sixth century B. C. London, 1965
  285. Preller L. Griechische Mythologie. Berlin, 1854. 2 B.
  286. Preller L. Theogonie der Gotter. Darmstadt, 1964.
  287. Puhvel J. Eleuther and Oinoatis. Dionysiac data from Mycenaean Greece, Mycenaean colloquim for Mycenaean Studies.
  288. Rapp A. Die Beziehungen des Dionysos kultes zu Thrakien und Kleinasien. Stuttgart, 1882.
  289. Pauly’s Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G.Wissowa. Stuttgart, 1894.
  290. Reiner E. Die rituelle Totenklade der Griechen // Beitrage. Tubingen, 1938.
  291. Ridgeway W. The Origin of Tragedy with Special Reference to Greek Tragedies. Cambridge, 1910.
  292. Rohde E. Psyche. Paris, 1910.
  293. Robertson N. Athens: festival of the new wine // Harvard Studies in classical philology. Cambrige, Mass., Harvard University. 1993. № 95.
  294. Roscher V. H. Lexicon der griechischen und romischen Mythologie. Leipzig, 1884 -1937. T. I.
  295. Rubensohn O. Die Mysterienheiligtumer in Eleusis und Samothrakie. Berlin, 1892.
  296. Sabbatucci D. Il mito il rito e la storia. Roma, 1978.
  297. Schavernoch H. Die Krone der Ariadne // Antike Welt. 1983. Bd. 14.
  298. Scheibler P. Bild und Gefass Zur iconographie Bedeutung des attischen Bildfeld Amphoren // Jahrbuch des Deutschen Archalogischen Instituts. 1997. № 81. S. 92 95.
  299. Snodgrass A. M. The Hoplite Reform and History // JHS. 1965. 85.
  300. Stahl M. Aristokraten und Tyrannen im archaischen Athen. Stuttgart, 1987
  301. Stengel P. Die Griechischen Kultusaltertumer. Munchen, 1920.
  302. Sutherland C. H. The cistophori of Augustus. London, 1970.
  303. Teixidor Y. The Popular Religion in Greco Roman Near East. Princeton, 1978.
  304. Thomson G. Aeschylus and Athen: A Study in the Social Origens of Drama. 2 ed. London, 1946.
  305. Turcan R. Dionysos Dimorthos // Melanges d’archeologie et d’historie. Paris, 1958. 70.
  306. Untersteiner M. Le origini della tragedia. Milano, 1942.
  307. Venturi I. Dioniso e la democrazia Ateniese. Roma, 1997.
  308. Vernadsky G. The Origin of Russia. London, 1959.
  309. Vernant J. P. Figures, idoles, masques. Paris, 1990.
  310. Warren P. Minoan Crete and Ecstatic Religion // Sanctuares and Cults in the Aegean bronze Age. Stockholm, 1981.
  311. Will Ed. Korinthiaka. Recherche sur l’histoire et la civilisation de Corinthe des origines aux guerres mediques. Paris, 1955.
  312. Willetts R. F. Cretan Cults and Festivals. London, 1962.
  313. Winnington Ingram R. Euripides and Dionysus. An interpretation of the Bacchae. Amsterdam, 1969.
  314. Zelinski T. L’evollution religieuse d’Euripide // Revue des Etudes. Paris, 1923.
Заполнить форму текущей работой