Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советскую эпоху вопросами истории, исторической географии и топонимики Уструшаны занимались многие исследователи. В начале 30-х годов XX в., изучив материалы средневековых арабских географов и историков, поэт А. Азизи пишет свое мнение о термине «Уструшана"4. Среди работ по истории Уструшаны особо выделяются научные исследования академика Н. Н. Негматова. Ещё в 50-х годах XX в. на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Историография вопроса. Источники и
  • литература
  • Глава I. Топонимы, отражающие географию и природную среду
    • 1. Названия древних поселений, городов, сел
    • 2. Названия рек, гор, оросительных каналов и других географических объектов
    • 3. Топонимы, связанные с хозяйственной занятостью населения
  • Глава II. Этиотопоиимика. Этническое передвижение и расселение родов и племен
    • 1. Топонимы согдийско — таджикского этнического субстрата
    • 2. Топонимы тюркского этнического субстрата
  • Глава III. Топонимы, отражающие древние культы, верования и обряды населения, а также архитектурно-фортификационные сооружения
    • 1. Корпус топонимов, образованное от слов «бага» или «муг»
    • 2. Топонимы, образованные словами «калъа» или «диж»
    • 3. Топонимы, связанные с обрядом и ритуалом населения

История сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Географические названия являются свидетелями различных исторических условий и событий, в которых они создавались, трансформировались. Сохраняясь, многие века, они переживают своих создателей, язык на котором возникли. Возникновения географических названий являются не случайным процессом, а результатом многовековых жизненных опытов минувших поколений.

Топонимика занимается изучением истоков сложения географических названий, выявлением их сути и своеобразия, историей образования и трансформации. Она имеет тесную связь с лингвистикой, историей и исторической географией. Как лингвистическая наука, топонимика дает материал для истории языка, словообразования исторической лексикологии. Как историческая и историко — географическая вспомогательная наука, она дает материал для истории заселения территории, выявления этнических границ, территорий и миграций, распределения различных типов поселений.

Топонимический материал является незаменимым источником для изучения истории конкретного района, местности, развития его типов хозяйства, характера расселения и историко — географических особенностей. К настоящему времени области применения топонимики достаточно обширны и она выступает как историческая наука, способствующая выяснению того или иного явления.

Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена исследованию истории сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья. Уструшана как древняя область Средней Азии наряду с другими областями этого региона оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. В древности она была частью Согда с согдийским населением. Важным духовным наследием этой области в древности и средние века является названия её городов, поселений, памятников материальной и духовной культуры, географических объектов, 3 которые в решении многих исторических проблем выступают как первостепенный источник. В топонимах Уструшаны нашли четкое отражение культы, мифологии и обряды согдийского населения области.

Изучая топонимы Уструшаны, мы соприкасались, в первую очередь, с историей местности, бытом и культурой населения. Топонимика как историческая и историко-географическая наука, дает обширный материал для истории заселения области, выявления расселения этнических групп, а также миграции населения, безошибочного выявления различных типов поселений. С этой точки зрения данная тематика в исследовательской работе всегда сохраняет свои устойчивость и актуальность независимо от истории сложения, изначальной формы, значения и трансформации топонимов. Разработка тематики, касающиеся топонимов Уструшаны, дает ключ к возрождению историко-культурных традиций народов этой области.

Топонимы Уструшаны состоят из несколько взаимосвязанных исторических пластов, в том числе, индоарийский, древнеиранский, согдийский и таджикский. Они возникли в разных исторических этапах в определенной местности в силу потребности населения именовать местность. Они отражают природные условия, верования и менталитет данного населенного района. Географические названия области возникли во множестве различных языков, в том числе древнеиранском, согдийском, таджикском, тюркском, греческом на этапе микротопонима и, попадая на географическую карту, они приобрели статус собственно топонима и включались в единую систему — топонимия Уструшаны.

С процессом развития общества меняется язык народа и, следовательно, топоним может изменить свою форму, приобретая слово-двойника. Слово — топоним и слово — двойник из прежней лексической системы зачастую расходятся, так как слово — топоним в новом статусе сохраняется в неизменном виде.

Особо отличаются две проблемы, связанные с исследованием топонимов. Первая — это вопрос произношения, а вторая, письменное или графическое выражение названия. Устная форма географического названия является основной и с хронологической точки зрения более ранней. Письменная форма, которая развивалась позднее, — это кодификация и способ хранения устного слова, посредством чего она из сочетания звуков переходит в постоянную или документированную форму.

Первые признаки трансформации топонимов заметны ещё в древние времена. Захватнические войны чужеземцев, заселения территории новыми этническими группами, ассимиляция этих групп с местным населением являются первыми признаками трансформации топонимов. В это время, как правило, многие названия заменялись новыми, а частично переделывались. Трансформация также происходила в результате неправильного произношения, перехода с одного языка на другой, занесение в документах в двух и более вариантах, а также при переписывании источников.

На основе вышеизложенного актуальность темы определяется следующим образом:

— на современном этапе развития суверенного Таджикистана избранного курса на создание цивилизованного общества научное обобщение уроков истории, выявления истоков происхождения, значения и трансформации географических названий являются делом необходимым;

— в наше время коренным образом изменились отношения к прошлому, к отечественной истории, духовным ценностям и традициям нашего народа;

— ныне настала время более углубленного объективного подхода к изучению прошлой истории;

— с целью осмысления существующих ныне событий следует осветить историю сложения и трансформации топонимов древнего и средневекового периода нашей истории;

— изучение топонимов, этнотопонимов античности и средневековья позволяет нам ещё глубже раскрыть актуальные вопросы истории городов, поселений, фортификационных сооружений, урбанизации городов и социального строя;

— исследование процесса трансформации топонимов Уструшаны дает картину тех событий и процессов, которые в большинстве случаев коренным образом изменили не только форму и значения географических названий, но и внесли корректные изменения в структуре самого общества в целом.

— изучение и анализ исследуемой темы проливает свет на имеющиеся ныне топонимы нашей отчизны и воспитании нашей молодежи в духе патриотизма и самопознания.

Степень изученности топонимов. В обширной исторической литературе как дореволюционной, так и современной эпохи освещены разные стороны истории Уструшаны. Сведения китайских источников об Уструшае приведены в работе Н.Я. Бичурина1. Неизвестный автор труда «Худуд-ул-олам» писал о городах, поселениях, населения и занятости Уструшаны2. В трудах ученого-энциклопедиста Абурайхона Беруни отражены вопросы культурной жизни согдийцев, которые имеют огромное значение для изучения истории Средней Азии, в том числе Уструшаны3. О событиях начала XV в. и появлении термина «Уротеппа» писали Абдураззак Самарканди и Фасих Хафави4.

С присоединением Средней Азии к России началось активное изучение истории народов Средней Азии русскими исследователями. Вопросов этнического состава населения исследуемого нами региона касался дореволюционный русский исследователь А.И.Макшеев5. Он считает, что оседлое население составляли одни таджики или сарты. В его труде также имеются сведения о тюркоязычном населении области. О древнем названии Уструшаны писали Л.Ф.Костенко6. Дореволюционный русский этнограф Н. П. Остроумов занимался вопросами этногенеза народов Средней Азии. Он.

1 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М. — Л., 1953.

2 Худуд-ул-олам. — Душанбе, 1983.

3 Беруни Абу Райхан. Канон Масъуда. Избранные труды. Т. V. — Ташкент, 1957; Он же. Осор-ул-бокия. -Душанбе, 1991.

Абдураззак Самарканди. Матла-ус-саъдайн ва маджма-ул-бахрайн. — Ташкент, 1969; Фасих Хафави. Муджмали Хасифи. — Ташкент, 1980.

5Макшеев А. И. Географические, этнографические и этнографические материалы о Туркестанском крае. -Спб., 1868.

6Костенко В. Туркестанский край. — Спб., 1880- особо отмечает роль древнего населения — сартов, а также персидских переселенцев1. В статьях А. Кушакевича имеются данные о названии города Уратюбе, причины его появления. Исследованием истории Средней Азии о также занимался В. В. Бартольд. В его сочинениях уделено большое внимание вопросам истории культурной жизни и исторической географии. Его исследования имеют огромное научное значение.

В советскую эпоху вопросами истории, исторической географии и топонимики Уструшаны занимались многие исследователи. В начале 30-х годов XX в., изучив материалы средневековых арабских географов и историков, поэт А. Азизи пишет свое мнение о термине «Уструшана"4. Среди работ по истории Уструшаны особо выделяются научные исследования академика Н. Н. Негматова. Ещё в 50-х годах XX в. на основе археологических и историко — этнографических данных, а также сведений китайских и арабо — персидских источников им была написана книга «Уструшана в древности и раннем средневековье» В дальнейшем он продолжает исследовать историю области в широком плане. В своих трудах он освещает археологические памятники, древние города и поселения, население и культуру Уструшаны5.

В течение многих лет А. М. Мухтаров исследовал различные стороны социально-экономической и культурной жизни города Уратюбе. Особо можно отметить его труды об археологических памятниках города, о внутригородских кварталах6.

Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы. Т. I. — Ташкент, 1890.

2Кушакевич А. Очерки Ходжентского уезда // Туркестанские ведомости. — 1872. — № 14.

3 Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. T.I. — М., 1963; Он же. К истории орошения Туркестана. Соч. ТЛИ. — М., 1965; Он же. Несколько слов об арийской культуре // Наследие предков. — 2006. -№ 9.

4 Азизй А. Уротеппа-Истаравшан // Рах, бари дониш. — 1930. — № 4.

5Негматов H.H. Уструшана в древности и раннем средневековье. — Сталинабад, 1957; Он же. Древняя и раннесредневековая Уструшана // Археологи рассказывают. — Сталинабад, 1959. — С.114−134- Он же. Семантика археологических металлов и космос (по данным средневековых источников) // Известия Отделения общественных наук АН Тадж. ССР. — 1983. — № 4(102). — С. 33−37- Он же. Таджикский феномен: теория и история. — Душанбе, 1997; Он же. Историко-культурная область Уструшана // Материальная культура Уструшаны. Вып. 5. — Душанбе, 2003. — С. 8−136.

6Мухтаров A.M. Город Уратюбе // Археологи рассказывают. — Сталинабад, 1959. — С. 86−96- Он же. Гузары Уратюбе // Материалы по истории городов Таджикистана. — Душанбе, 1975. — С. 3−109- Он же. История Уратюбе (конец XV — начало XX вв.) — М., 1998. 278 С.

Весьма важны в области топонимики Уструшаны работы О. И. Смирновой. Она тщательно исследовала некоторые топонимы Уструшаны, особенно районов верховьев Зарафшана1. В своих исследованиях она показывает картину исторической топографии местностей Уструшаны, освещает значение топонимов.

В.И.Абаев растолковал некоторые форманты и слова иранского происхождения, которые использовались при создании топонимов2. Документы, найденные на горе Муг и замке Чильхуджра стали темой исследования В. А. Лившица. На основе сведений этих документов, он первым заявил близкое и реальное написание и произношение названия области3.

Вопросы топонимики освещены в трудах А. Л. Хромова. Он исследовал топонимы согдийского происхождения верхнего Зарафшана. По его мнению, большой процент всей топонимии Мавераннахра составляли восточноиранские (согдийские, хорезмийские) названия. Он также освещает роль западноиранских (персидско — таджикских) названий в топонимии региона4.

Сведения о некоторых распространенных терминах в топонимии, в том числе, «кат" — дом, поселение, «кан» — поток, река, «кара" — сопка, возвышенность имеются в научных трудах Э.М.Мурзаева3.

Известный этнограф Н. О. Турсунов затронул варианты значений некоторых топонимов позднесредневековой Уструшаны. Он также.

Смирнова О. И. Вопросы исторической топографии и топонимики Верхнего Зеравшана // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1950. — С.56−66- Она же. Археологические разведки в Уструшане в 1950 г. // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1953. — № 37. — С. 189−230- Она же. Места домусульманских культов в Средней Азии // Страны и народы Востока. 1971. — Вып.10. — С.90−102.

2Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. — М.- Л., 1958.Лившиц В. А. Согдийские слова в таджикском языке // Известия Отделения общественных наук АН.

Таджикской ССР. — 1957. — № 12. — С. 31−43- Он же. Два документа с горы Муг // Вестник древней истории. -1960. — № 2. — С.104- Он же. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. — СПб., 2008. — 283 С.

4 Хромов АЛ. Согдийская топонимия верховьев Зеравшана // Топонимика Востока. — М., 1969. -С. 87−99- Он же. Таджикская микротопонимия долин Верхнего Зеравшана и Ягноба // Ономастика Средней Азии. -М., 1978. — С.58−62- Он же. Некоторые особенности формирования топонимии Средней Азии в 1Х-ХШ вв. // Топонимика Востока. — М., 1980. — С. 132−139.

5Мурзаев Э. М. Местные географические термины // Транскрипция географических названий. — М., 1960. — С. 69−77- Он же. Топонимика Синцзяна // Топонимика Востока. — М., 1962. — С. 15−22- Он же. Аппелятивы в топонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. — Фрунзе, 1980. — С. 72−88- Он же. Топонимика и география. — М., 1995. — С. 3−32. рассматривает вопросы социально — экономической жизни населения, которые имеют огромное значение для изучения истории области1.

Большое внимание уделено уструшанской топонимике в научных трудах А. К. Мирбабаева. Он освещает не только вопросы топонимии, но и проблемы арийской цивилизации и зороастрийской идеологии, которые в некотором аспекте связаны с топонимией2.

В научных исследованиях А. А. Абдунабиева растолкованы значения топонимов Уратюбе и некоторых других местностей с лингвистической точки зрения3.

Сведения об истории Уструшаны можно найти в трудах Д.Абдуллоева. Он анализировал сведения автора книги «Худуд-ул-олам» о городах и селениях Уструшаны. Им также исследована роль уструшанцев в борьбе против арабских завоевателей. Касаясь вопроса о согдийском культурном наследии, Д. Абдуллоев дает сведения о дворцах и замках афшинов Уструшаны4.

О древних каналах и других ирригационных системах Уструшаны писал А.И.Билалов5. По вопросу терминологии, связанной с исторической топографии городов, о некоторых обрядах, ритуалах и культах можно найти сведения в трудах О.А.Сухаревой6.

Турсунов Н. О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII — начале XX вв.

— Душанбе, 1991. — С. 209−322- Он же. Истаравшан. — Душанбе, 1992, — 207 С.

2Мирбабаев А. К. Изучение архитектурных памятников Северного Таджикистана // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. — 1974. — № 4 (78). — С. 37−41- Он же. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. — Душанбе, 1995. — С.3−29- Он же. Дахмаки Курката: раскопки и исследования // Материальная культура Уструшаны. Вып. 7. — Душанбе, 2003. — С.267−562- Он же. Накдга ориёихр дар тамаддуни ч, ахонй. — Хуч, анд, 2006. — С. 28−89.

3Абдунабиев A.A. Гончй // Илм ва хаёт. — 1990. — № 8. — С. 45−46- Он же. Лингвистический анализ топонимии региона Уратюбе. Автореферат кандидатской диссертации. — Душанбе, 1992. — 23С.

4Абдуллаев Д. Сведения таджикского анонимного автора (X в.) о городах и селениях Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. — Душанбе, 2002. — С. 121−123- Он же. Средняя Азия в VII—XIII вв. и вопрос о согдийском культурном наследии. — Спб., 2009. — С. 78−80.

5Билалов А. И. Памятники древнего орошения бассейна Шахристансая // Материальная культура Таджикистана. Вып.З. — Душанбе, 1978. — С.165−178- Он же. Из истории ирригации Уструшаны. — Душанбе, 1980.-209 С.

6Сухарева O.A. К вопросу о профессиональных культов у таджиков и узбеков // Труды АН Таджикской ССР.

— 1960. — Т. 120. — С. 195−207- Она же. О терминологии связанной с исторической топографией городов Средней Азии // Народы Азии и Африки. — 1965. — № 6. — С. 101−104.

В трудах Л. В. Ошанина имеются сведения об антропологическом и этническом составе народов Средней Азии. Он показывает причины переселения и процесс ассимиляции пришедших тюркоязычных родов и племен с местным оседлым населением. Его выводы касаются и населения Уструшаны, особенно в период X — XVI вв1.

В исследовании топонимов труды А. В. Суперанской имеют огромное значение. Она весь топонимический материал классифицирует по особой схеме, указывает роль компонентов, которые составляли топонимическую модель2.

Но, невзирая на обширность материала, топонимия области Уструшаны остается мало исследованной.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе литературных источников и уцелевших и дошедших до нас многочисленных топонимов показать историю сложения и трансформации топонимов Уструшаны в эпоху древности, средневековья.

В диссертационной работе поставлены следующие задачи исследования:

— провести историко-лингвистический анализ географических названий Уструшаны в целом;

— характеризовать этнокультурный фон, в условиях которого сложились топонимы области;

— показать географические и природные условия, способствовавшие формированию топонимов;

— определить язык топонимов, опираясь на лингвистические данные- -показать этническое расселение на территории Уструшаны и значения этнотопонимов;

Ошанин Л. В. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез её народов. 4.1. Ереван, 1957.-С. 14−32.

2Суперанская A.B. Типы и структура географических названий // Лингвистическая терминология и прикладная топономастика. — М., 1964. — С. 59−61- Она же. Что такое топонимика. Из истории географических названий. — М., 2011. — 176 С.

— освещать процесс трансформации топонимов и анализировать традиции инновации;

— выявить степень влияния религиозных взглядов, культов, обычаев и обрядов населения на сложении топонимов и этнотопонимов- -предложить собственную концепцию истоков формирования топонимов Уструшаны;

Научная новизна. В диссертационной работе впервые в истории изучения топонимов Уструшаны проведен комплексный анализ вопроса на основе сведений письменных источников, а также материалов, собранных лично автором в процессе поездок в разные регионы области. В диссертации использованы большое количество первоисточников и полевых лингвистическо-этнографических материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Анализированы названия древних городов и поселений, важных природных объектов, рассмотрен этногенетический процесс, этническое расселение родов и племен на территории Уструшаны. Исследованы топонимы, связанные с материальной и духовной жизнью населения, роль этнических миграций в сложении этнотопонимов. Показаны исторические предпосылки процесса трансформации географических названий.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— древние города и поселения Уструшаны, их локализация и значения названий;

— названия важных географических объектов, в том числе рек, оросительных каналов, гор, холмов, родников;

— хозяйственная жизнь населения и её роль в сложении топонимов;

— этногенетический процесс на территории Уструшаны в эпоху древности и средневековья и его роль в сложении и трансформации топонимов и этнотопонимов;

— этнотопонимы согдийско-таджикского этнического субстрата;

— тюркские, арабские и греческие топонимы Уструшаны, причины их создания;

— религиозные и тотемистические представления народов Уструшаны, их связь с топонимией региона;

— роль архитектурно-фортификационных сооружений в сложении топонимов;

— топонимы, связанные с духовной жизнью населения.

Источниковедческой базой диссертационной работы послужили сведения античных авторов, китайских хроник и труды арабо-персидских географов и путешественников, лингвистические, археологические, археографические, этнографические и полевые этнографические материалы, собранные автором на исследуемой территории.

Вопросы истории Уструшаны нашли отражение и в трудах древнегреческих авторов. В частности, ценные сведения дает Арриан, отражая походы Александра Македонского в Среднюю Азию. Его данные касаются городов Куруката, Газа, также древних названий рек Сырдарья (Яксарт) и Зарафшан (Политимет). Такие вопросы рассматривает и Полибий. Территориальному расположению древних областей Средней Азии уделил внимание древнегреческий географ Страбон.

В качестве источников использованы сведения китайских путешественников, хроники императорских династий — Суйшу, Бэйши и Таншу, которые появились после путешествия Чжона Цзяна по Центральной Азии.

Важным источником по топонимии Уструшаны являются согдийские документы с горы Муг и замка Чильхуджра. В этих документах приведены более 50 географических названий, в том числе названия области и древних поселений Уструшаны.

Арабские и персидские географы и путешественники дают много сведений о городах и поселениях Уструшаны. Первым историком, который использовал слово «Уратеппа», был Абдураззак Самарканди. До недавнего времени считали, что впервые слово «Уратеппа» использовал Мухаммад.

Бабур, который был близко знаком с Уструшаной. В его мемуарах имеются сведения о ряде поселений Уструшаны — Ховос, Хаштяк, Дахкат. Сведения об Уратюбе в работах Хофизи Таниша Бухори. Автор «Шайбонинома» Мухаммад Солех дает информацию о местоположении города Уратюбе и некоторых его памятниках.

В вышеперечисленных источниках, хотя слабо и фрагментарно отражена история Уструшаны эпохи древности до позднего средневековья, они помогают раскрытию истории области.

Методологическая теоретическая база исследования. В качестве инструмента исследования топонимов в работе сохраняются принципы историзма и диалектического подхода к решению поставленных задач. Использован системный историко-лингвистический, историко-географический и сравнительно-исторический методы исследования. Это позволило более тщательно создать картину истории формирования, изначального значения, формы написания и произношения топонимов. Предмет исследования. Основным предметом исследования в диссертационной работе являются географические названия Уструшаны. Через призму предмета исследования определяется роль области в истории мировой цивилизации.

Территориальные рамки исследования географически охватывают территорию Уструшаны, которая включала в свой состав огромную часть современной Согдийской области Таджикистана, Зааминского, Хавасского и Джизакского районов Узбекистана и Ляйлакский район Кыргызстана. Хронологические рамки исследования охватывают период древности и средних веков.

Научно-теоретическая и практическая значимость. В работе по-новому освещается история создания и трансформации топонимов Уструшаны. Это содействует исследованию истории и культуры области в целом, представляет всесторонне выявить историю коренного населения. Основные положения и выводы работы вносят вклад в разработку новой концепции.

13 исторической топографии и топонимии Уструшаны. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных трудов по истории, в том числе академического труда по истории Уструшаны, исторической географии и лингвистики, составления топонимического и географического словарей.

Научные положения, собранные материалы, выводы, обобщения и рекомендации, разработанные автором, могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории таджикского народа, исторической географии, учебников, учебных пособий, при чтении спецкурсов по истории Отечества, составления топонимических, исторических, географических словарей.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в виде двух книг, статей в различных научных изданиях, в том числе, рецензируемых. Ключевые вопросы неоднократно представлялись в качестве научных докладов и обсуждались на заседании Кафедры археологии и этнографии, на расширенном заседании кафедры Отечественной истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Г. Гафурова и рекомендована к публичной защите. Некоторые результаты исследования в виде научных докладов апробированы на международных, региональных конференциях городов Санкт-Петербурга, Душанбе и Худжанда.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Становление географических названий процесс очень долгий и сложный. Он отражает развитие человеческого познания, а также показывает отношение человека к окружающему миру, естественному, созданному природой. Географические названия возникли, когда ещё общество стояло на самом раннем этапе своего развития.

Судьбы топонимов Уструшаны сложились по — разному. Это происходило вследствие закономерного развития общества, которое создавало предпосылки для появления новых городов, поселений, крепостей, замков и других объектов, интересные нам в топонимическом плане исследования. Поэтому изучение этого процесса, выявления его проблем имеет огромное значение для изучения истории Уструшаны. Это обусловлено тем, что историческая наука тесно связана с исторической географией, топонимикой и лингвистикой.

В основных главах диссертации мы проследили историю становления, истоки происхождения, процесс трансформации топонимов и этнотопонимов Уструшаны в древний период и средние века.

Изучение письменных источников, данные археологии и монументального искусства, этнографические материалы показало, что географические названия Уструшаны появились в разных исторических условиях, в определенной местности в силу развития общества и потребности населения именовать местность, природные объекты для удобства ориентирования на местности. Это было результатом осмысленного процесса номинации, который исходит из каких — то признаков, отражающих исторические и географические реалии.

Исследование уточнило, что в древности и средние века Уструшана была обширной областью, имела в своем составе много городов и поселений различного масштаба и значений. Бунджикат, Бага (Фагкат), Газа, Куруката, Шавкат, Асбоникат, Дизак, Хушуфагн, Марсманда были теми городами области, которые сыграли значительную роль в социально-экономической и культурной жизни народов Уструшаны.

Местоположение некоторых городов в свое время был спорным вопросом, велись дискуссии между учеными. В частности, многие полагали, что древний город Кирополь (Куруката) был расположен на месте современного города Истаравшан. Но, археологические раскопки на городище Мугтеппа показали, что здесь отсутствуют следы VIIV вв. до н.э. Исследования последующих лет доказали, что город был расположен на окраине современного селения Куркат, на городище Ширин.

Таким спорным вопросом был и местоположение столицы Уструшаны — Бунджикат. Часть исследователей располагали его на месте современного Шахристана, другие на городище Мугтеппа. Благодаря археологическим раскопкам этот вопрос нашел свое решение. Было доказано, что Бунджикатэто и есть Шахристан.

О названии области — Уструшана, её административном положении в письменных источниках имелись разнообразные, с одной стороны объективные, а с другой стороны и противоречивые сведения. Мы попытались разобраться в этом вопросе. Действительно, в древности и средневековье Уструшана была областью, её название было связано с духовной жизнью населения.

Большие города и поселения Уструшаны располагались в различных регионах области и имели своеобразные названия, связанные с личными именами (Куруката), географическом расположении (Паргар, Урметан, Сугдак, Джанкакат), архитектурно-фортификационными сооружениями (Бунджикат, Газак, Дизак), духовной культурой и религиозными верованиями (Фагкат, Хушуфагн, Фарметан, Асбоникат). Следует отметить, что некоторые из них исчезли со сцен истории, но исследование их истории как часть истории области имеет научное значение.

Названия географических объектов в отличие от названий населенных пунктов, помогают найти ответы на некоторые вопросы исторической.

155 географии. В определенной мере, они указывают на этногенез, перемещение населения. Это очень важно для изучения этногенетического процесса и истории населения.

В топонимии Уструшаны заметное место занимают топонимы, связанные с хозяйственной жизнью населения. Появлению таких топонимов способствовал процесс разделения труда, в результате которого образовались трудовые коллективы одной профессии. Эти коллективы создавали свои поселения и именовали названиями своего рода занятий. Это особо прослеживается в названиях кварталов г. Уратюбе, первые из которых появились ещё в средние века. Также находились поселения, названия которых были тесно связаны с военным делом и другими обязанностями такого рода. Исследование всех этих названий указывают степень развития производительных сил в период появления поселений такого типа и их именования.

Важный вопрос, которого мы рассматривали в процесс исследования, является этногенетический процесс, передвижение и расселение родов и племен на территории Уструшаны. Вслед за этим вопросом стоит проблема этнотопонимики, которая по своей сути и разнообразия, языка и времени создания является очень сложной. Это обусловлено тем, что Уструшана была частью Согда, а язык населения был одним из согдийских диалектов. Поэтому топонимы согдийского происхождения составляют самый древний слой в топонимии Уструшаны, особенно в районах верховье Зарафшана, предгорных и горных поселений Туркестанского хребта. С распространением языка фарси на территории Среднеазиатского Междуречья, согдийский язык уступает свое место, но в период двуязычия таджикские (персидские) и согдийские топонимы возникали одновременно. Только в некоторых регионах согдийская речь сохранилась вплоть до Х1П-Х1У вв.

После падения государства Саманидов в конце X в. и усиления тюркоязычных племен и народностей, начинается процесс передвижения и заселения ими территории области в равнинных и степных зонах. В.

156 некоторых местах они поглотили оседлое население, в результате которого тюркские признаки среди населения стали явными. А в других местах они просто растворились в местной оседлой среде.

Исследование показало, что Уструшану населяли разные этнические группы. Помимо согдийцев и таджиков, это представили арабов, тюрков и некоторых групп монгольского происхождения. Влияние монгольских племенных названий на наименование народностей, завоеванное ими, было значительным. Причиной тому было то, что в многие тюркоязычные племена и народности стали называть себя именами монгольских племен, занимавших в войсках Чингисхана главенствующее место.

Каждая этногруппа в своем составе имела подгруппы, что усложняло решение проблемы этимологии тюркских этнонимов. Поэтому по некоторым аспектам мы путем классификации попытались показать суть тюркской этнонимии.

Сложившиеся исторические обстоятельства не всегда повлияли на превращение тюркоязычных этнонимов в этнотопонимов, несмотря на их многочисленности, и долгого процесса заселения ими территорию Уструшаны. Во многих местах сохранились старые названия, не имеющих прямое отношение тюркским языкам. К их числу относятся поселения Гулякандоз, Нов, Куркат, Хаштяк, Чорбог, Варзик. Это было доказательством прочности согдийско-таджикской топонимии. Помимо того, тюркизация местного оседлого народа не во всех местах, заселявших тюркскими группами, приобрела массовый характер. А те поселения, которые имели тюркские названия, были созданы совершенно на новых пустырных местах: Мангит, Кенагас, Иторчи, Уяс, Баявут.

Топонимы связаны не только с историей и географией и лингвистикой, но и с разными культами, верованиями, запечатлели в себя названия памятников археологии, монументального искусства.

Среди многочисленных топонимов Уструшаны, связанных с вышеизложенными аспектами, выделяются несколько из них, образованные.

157 словами «бага» и «муг». Форма и значения этих слов показали, что они являются самими древними. Слово «бага» в разновременных письменных источниках передается по — разному. Но, при этом, значение слова не меняется. Все топонимы, созданные этим словом, связаны с религиозным верованием зороастрийцев.

Древние уструшанцы были огнепоклонниками. Они поклонялись огню и идолам, о которых сообщают письменные источники и данные археологии. Культ огня отражен в некоторых топонимах. В тексте мы привели цитату из Авесты об исполнении желании человека, носящего дрова огню. Судя поэтому, слово «муг» означает «огнепоклонник».

В истории топонимии очень много примеров, которые указывают на тесную связь памятников архитектуры с названиями местностей. Наименование местностей названиями существующих уже объектов на этой территории процесс долгий и не легкий.

Уструшана была богата историко — культурными традициями. Дошедшие до нас некоторые топонимы имеют прямое отношение с этими традициями. Как показал процесс исследования, эти топонимы связаны с тотемистическими представлениями, праздничными мероприятиями и народными обрядами.

В древние времена особо почитались конь, некоторые виды деревьев, вода. От таких культов появились некоторые топонимы. В письменных источниках имеются сведения о культе коня. Святость коня была связана с воображениями людей о вечном мире. Конь был важным участником ритуалов. Топонимы Асбоникат, Хазорасп, Асбара происходили от традиции культа коня.

С почитанием воды связаны топонимы Зарафшан, Шурак, Чашмаи мазори кабуд. Культ воды происходит не только от того, что она считалась даром Ахура Мазды, но и с тем, что имела, будто целебные свойства и приписывали ей сверхъестественные силы. От этого произошли различные предания.

Дерево, с культом которого связаны много топонимов, почиталось в силу того, что связывало мир людей и миром небожителей. Этот культ существует и в настоящее время.

Народные обряды и праздничные мероприятия отражались в названиях поселений, холмов, таких как Калъачаи Гули Сурх, Каробуйин, Маслихаттеппа. Под этими названиями скрывается много исторических сведений.

Диссертационное исследование топонимов древней и средневековой Уструшаны позволило сделать вывод, что они разделяются на несколько групп:

1)Топонимы, созданные согласно историческим, географическим и климатическим условиям;

2)Топонимы, связанные с хозяйственной жизнью населения- 3) Этнотопонимы;

4)Топонимы, связанные с обрядами и ритуалами, религиозными верованиями;

5)Названия, которые происходили от памятников архитектуры и других объектов, созданных человеком.

Согласно нашему исследованию различаются четыре этапа сложения и трансформации топонимов Уструшаны. Первый этап относится древнему периоду. Если в VI в. до нашей эры появились первые древние города, то уже к IV в. до нашей эры с завоевательными походами Александра Македонского и переселения греко-македонцев, начинается процесс трансформации топонимов. В некоторых случаях старые названия полностью заменялись новыми. Второй этап восходит временам арабского нашествия, когда на заселенных арабами территориях стали уничтожаться не только культурные ценности согдийского населения, но и географические названия подвергались преобразованию. Со сложением таджикской народности таджикского языка начинается третий этап трансформации топонимов Уструшаны. В это время наряду согдийскими названиями создаются и.

159 таджикские. При этом согдийские топонимы продолжают возникать и существовать до XIII в., особенно в горных районах. Четвертый этап начинается с начала XI в., т. е. с падения государства Саманидов и завоевания тюркоязычными народностями всей территории Средней Азии. Начинается процесс массового заселения территории регионов Уструшаны тюрками, что и усугубил ход трансформации топонимов. Однако тюркизация местного населения в широком объеме не произошла.

Несмотря на то, что топонимы созданы различными путями и в разных исторических условиях, они всегда имели ряд общих универсальных черт, которые основаны на общих свойствах человеческого мышления. В них закреплены типовые явления окружающей действительности. Во всехслучаях топонимика выступает как историческая наука и, следовательно, выясняет историю определенного явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдураззак Самарканди Матла ус — саъдайн ва маджма — ул — бахрайн. -Ташкент, 1969
  2. Арриан. Поход Александра. М., 1993
  3. Бабур Захриддин Мухаммад. Бабурнаме. Ташкент, 1958
  4. Беруни Абу Райхан. Памятники минувших поколений. Избранные произведения. T.I. Ташкент, 1957
  5. Беруни Абу Райхан. Канон Масъуда. Избранные произведения. T.V. -Ташкент, 1979
  6. Беруни Абурайхон. Осор ул — бокия. — Душанбе, 1991
  7. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986
  8. Кошгарий Мах, муд. Туркий сузлар девони (Девон ул лугот ит-турк) -Тошкент, 1960
  9. Мухаммад Солех. Шайбонинома. Ташкент, 1997 Ю.Наршахи. Таърихи Бухоро. — Душанбе, 1979
  10. Полибий. Всеобщая история. Т. П. Спб., 1995
  11. Согдийские документы с горы Муг. А. А. Фрейман. Описание, публикация и исследование документов с горы Муг. Вып.1. М., 1962
  12. Согдийские документы с горы Муг. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. Вып. II. М., 1962
  13. Согдийские документы с горы Муг. Хозяйственные документы. Чтение, перевод и комментарии М. Н. Боголюбова и О. И. Смирновой. Вып. III. М., 1963
  14. Страбон. География. М., 1994
  15. Фасих Хафави. Муджмали Фасихи. Ташкент, 1980
  16. Хофизи Таниш Бухори. Шарафномаи шохи. Кн.1. М., 1983
  17. Худуд-ул-олам. Душанбе, 1983
  18. Шараф-ад-Дин Али Язди. Зафар-наме. Ташкент, 1982
  19. И.Монографии, книги, статьи в различных научных сборниках
  20. В.И. Исторнко-этимологический словарь осетинского языка. М- Л., 1958.-598 с.
  21. Д. О культурном наследии населении Согда в мусульманской среде // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. Тезисы Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте. Душанбе, 1977
  22. Д. Сведения таджикского анонимного автора (X в.) о городах и селениях Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. Душанбе, 2002. — С. 121 123
  23. Д. Средняя Азия в VII XIII веках и вопрос о согдийском культурном наследии. — Спб., 2009
  24. A.C. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. -Апма-ата, 1959
  25. A.C. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2003
  26. М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанский район // Известия Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. T.I. Ташкент, 1928
  27. М.С., Пещерова Е. М. Ягнобские тексты. М.- Л., 1957
  28. Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. -М., 1990
  29. Арабско русский словарь. — М., 1957
  30. X. Образование казахских жузов и их дальнейшая этнологичесая судьба // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Вып. III. М., 1991
  31. А. Сапалитеппа. Ташкент, 1980
  32. А.Р. Топонимы Уструшаны: истоки их происхождения и значения. Спб., 2009
  33. А.Р. Древние и средневековые географические названия в памятниках культуры. Спб., 2011
  34. А.Р. Отражение обрядов, ритуалов и тотемизма в топонимах народов Уструшаны // Музей антропологии и этнографии Российской Академии Наук. Лавровский (среднеазиатско-кавказский) сборник 2010−2011 гг. Спб., 2011.-С. 34−38
  35. А.Р. Роль этнических расселений всложении и трансформации топонимов // Музей антропологии и этнографии Российской Академии Наук. Лавровский (среднеазиатско-кавказский) сборник 2010−2011 гг. Спб., 2011.-С. 42−46
  36. Л.В. Средняя Азия в древний период. Ташкент, 1937
  37. В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. T.I. М., 1963
  38. В.В. История культурной жизни Туркестана. Соч. Т.П. ч.1. М., 1963
  39. В.В. К истории орошения Туркестана. Соч. T.III. М., 1965
  40. В.В. Хафизи Абру и его сочинения. Соч. T.VIII. М., 1973
  41. В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970
  42. H.A. Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация // Ономастика Востока. М., 1980
  43. А.И. Памятники древнего орошения бассейна Шахристансая // Материальная культура Таджикистана. Вып. 3. Душанбе, 1978
  44. А.И. Из истории ирригации Уструшаны. Душанбе, 1980
  45. Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. — Л., 1953
  46. A.A. Горцы верховьев Пянджа. М., 1908
  47. М.Н. Согдийский документ A9R мугской коллекции // Востоковедение. 12. Филологические исследования. Л., 1986
  48. Л.З. Сравнительный анализ турецко татарских наречий. T.I. -Спб., 1869
  49. .И., Ставиский Б. Я. История и культура Средней Азии в древности. М., 1994
  50. Г. История Бохары или Трансоксании. Спб., 1873
  51. В.В., Муканов М. С. Родоплеменный состав и расселение казахов. Алма-ата, 1968
  52. .Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т. I. М., 1949
  53. .Г. Точдкон. Китоби якум. Душанбе, 1983
  54. Л.Г. Морфологическая структура слов в древних индоиранских языках. М., 1972
  55. Н.Г. Фергана по сведениям античных авторов // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
  56. Э.А. О восточноиранских племенах кушанского ареала // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Труды международной конференции по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху (Душанбе 1968). Т.2. М., 1975
  57. В.А. Поход Александра Великого в Западный Туркестан. -Спб., 1881
  58. A.A. Средневековий Сабат (К проблеме планировки и динамики развития городской территории) // Зоны и этапы урбанизации. Город и процесс урбанизации в Средней Азии. Ташкент, 1989
  59. A.A. Археологические памятники Сирдарьинской области. -Ташкент, 1992
  60. Грум-Гржимайло Г. Б. Описание путешествия в Западный Китай. Т.З.-Спб., 1907
  61. С.С. Патрономия в топонимии Ферганской долины // Ономастика Средней Азии. М., 1978
  62. Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. Спб., 1992
  63. А. Асрори номхои кишвар. Душанбе, 1989
  64. Древние религии. Спб., 1993
  65. И.Г. История эллинизма. T.I. История Александра Македонского. -М., 1891
  66. Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982
  67. Древние авторы о Средней Азии. Ташкент, 1940
  68. Древнетюркский словарь. Л., 1969
  69. А.П. Дорусские топонимы Средней Сибири // Изучение географических названий. Вопросы географии. Сб. 70. М., 1966
  70. И. Езикът на траките. София, 1976
  71. Д.Е. К семантике тюрской этнонимии // Этнонимы. М., 1971
  72. П.П. К истории развития горного промысла в Средней Азии. М.- Л., 1932
  73. П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории развития феодального землевладения в Средней Азии в XVI XVII вв. — М.- Л., 1954
  74. К.А. Материалы из арабских источников для культурной истории сасанидской Персии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. T.XVIII. Спб., 1908
  75. К.А. Сасанидские этюды. Спб., 1909
  76. А.И. Цитадели древнего Пенджикента. Душанбе, 1977
  77. История народов Узбекистана. T.I. Ташкент, 1950
  78. Ш. С. Древнетюркская топонимия Средней Азии. Ташкент, 2006
  79. С.К. Древние топонимы Средней Азии в согдийских документах с горы Муг // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
  80. С.К. Топонимия Узбекистана (Социолингвистический аспект). -Ташкент, 199 181. Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964
  81. А. Патриархальная домашняя община и общинные дела у ягнобцев. Л., 1940
  82. В. Туркестанский край. Спб., 1880
  83. Е.Е. О культе коня у народов Урала и Сибири (К вопросу о культурных связях древнего населения Урала) // Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстана в эпоху железа. Уфа, 1976
  84. Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976
  85. Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977
  86. Г. И. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 г. Спб., 1870
  87. Г. И. Монеты Бухар-Худатов. Спб., 1909
  88. Г. И. Мавераннагр. // Русский энциклопедический словарь проф. Березина. Т.К. М., 1915
  89. В.А. Согдийские письма с горы Муг. М., 1960
  90. В.А., Хромов А. Л. Согдийский язык // Среднеперсидские языки. -М, 1981
  91. В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. Спб., 2008
  92. Маадай Кара. Алтайский героический эпос. М., 1973
  93. А.И. Географические, этнографические и статистичесие материалы о Туркестанском крае. Спб., 1868
  94. А.И. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских. Спб., 1890
  95. С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.- Л., 1951
  96. Н.Г. Учебное пособие по географии Таджикистана. Т.П. -Ташкент, 1930
  97. А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. -Новосибирск, 1989
  98. В.И. Туркестанский край // Россия. Т. Х1Х. Спб., 1913 ЮО. Массон М. Е. Из истории горной промышленности Таджикистана. — М., 1934
  99. Материалы по истории Уратюбе. Сборник актов ХУП-Х1Х вв. М., 1963
  100. К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». Л., 1979
  101. В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь. Т.1. Л., 1927
  102. М.Н. Географические имена. Топонимический словарь. М., 1961
  103. А.К. К вопросу о погребальных обрядах в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте Таджикской ССР, 26−31 августа 1977 г. Душанбе, 1977
  104. Юб.Мирбабаев А. К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования // Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003
  105. А.К. Накопи ориёих, о дар тамадцуни ч, ахонй. Хуч, анд, 2006
  106. А.К. Фар // Энсиклопедияи советии то*Ц1к. Ч-7- Душанбе, 1984, — С. 524
  107. Э.М. Средняя Азия. Физико-географический очерк. М., 1957 ПО. Мурзаев Э. М. Местные географические термины // Транскрипция географических названий. — М., 1 960 111. Мурзаев Э. М. Топонимика Синцзяна // Топонимика Востока. М., 1962
  108. Э.М. Избранная тюркская географическая лексика // Топонимика Востока. М., 1980
  109. Э.М. Апелятивы в топонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
  110. Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984
  111. Э.М. Топонимика и география. М., 1995
  112. Пб.Мукимов Р., Мамаджанова С. Кирополь-Истаравшан-Уротеппа. -Душанбе, 1993
  113. A.M. Город Уратюбе // Археологи рассказывают. -Сталинабад, 1959
  114. A.M. Гузары Уратюбе // Материалы по истории городов Таджикистана. Душанбе, 1975
  115. A.M. История Уратюбе (конец XV- начало XX вв.). М., 1998
  116. Ф. Записки о некоторых народах и землях Средней части Азии. -М., 1968
  117. Назирч, он Турсуни Хуч, андй. Истаравшан. Душанбе, 1992
  118. H.H. Древняя и раннесредневековая Уструшана // Археологи рассказывают. Сталинабад, 1959
  119. H.H., Беляева Т. В. Проблема урбанизации Уструшаны (по материалам Нуртепа) // Археология Средней Азии и Ближнего Востока. Тезисы докладов. Ташкент, 1983
  120. H.H. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе, 1997
  121. H.H. Историко-культурная область Уструшана // Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003
  122. С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990
  123. В.А. Топонимика в историко-географической этнографии. М., 1964
  124. JI.B. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез её народов. 4.1. Ереван, 1957
  125. B.C. Семантическое слово агуа // Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984
  126. Персидско-русский словарь. T.I. М., 1970
  127. А.К. О пережитках культа ивы у таджиков // Прошлое Средней Азии. Душанбе, 1987
  128. А.К. Ива в новогодних и других весенних обрядах таджиков // Этнография в Таджикистане. Душанбе, 1989
  129. Р.Я. Термин «ходжа» в топонимике Средней Азии // Ономастика Средней Азии. М., 1978
  130. Р.Я. Топонимы и история заселения // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
  131. Н.Т. Урбоним «Уротеппа» (к истории названия г. Уратюбе) // Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. Душанбе, 1987
  132. Н.Т. Очерки средневековой истории Вагката-Уратюбе (X-XVI вв.). Худжанд, 2004
  133. А.З. Проблемы регионалности и десемантизации в таджикской топонимике // Ономастика Средней Азии. М., 1978
  134. А.З. Таджикская топонимия Бадахшана // Ономастика востока. М., 1980
  135. Э.В. Ксентиппа Перетака // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. — М., 1981.
  136. Ю.Я. Этнологическая общность и проблемы выявления различительных черт в близкородных языках (персидский, таджикский, дари) // Восток: прошлое и будущее народов. Т.І. М., 1991
  137. Л.М. Железнорудная база Северо-Западной Уструшаны // Древнейшие этапы развития горно-геологических знаний в Средней Азии.-Душанбе, 1991
  138. Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. T.I. М., 1974
  139. И. Странички прошлого Туркмении и сопредельных с нею стран. Ашхабад, 1929
  140. Словарь таджикского языка (X начало XX вв.). Т.2. — М., 1969
  141. О.И. Карта верховьев Зеравшана по мугским документам. М., 1960
  142. О.И. Каталог монет с городища Пенджикент (Материалы 19 491 956 гг.).-М., 1963
  143. О.И. Авестийское Вишапа в топонимике Верхнего Зеравшана // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. -М., 1972
  144. .Я. Основные этапы освоения земледельческим населением горных районов верховьев Зеравшана // Материалы по этнографии. Л., 1961
  145. Стеблин-Каменский И. М. Три согдийских слова // 50-лет раскопок древнего Пенджикента. Тезисы докладов научной конференции. Душанбе, 1997
  146. Стеблин-Каменский И. М. Этимологический словарь ваханского языка. -М., 1999
  147. A.B. Типы и структура географических названий // Лингвистическая терминология и прикладная топономастика. М., 1964
  148. A.B. Что такое топонимика. Из истории географических названий. М., 2011
  149. O.A. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX -начало XX вв.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. -М., 1986
  150. Л.С. Отголоски ранних этапов этногенеза народов Средней Азии в её исторической ономастике // Ономастика Средней Азии. М., 1978. 15 8. Троицкая А. Л. Ганчи, ганчибаши в Кокандском ханстве // Тюркологические исследования. — М. — Л., 1963
  151. А.Л. Из прошлого каландаров и маддохов в Узбекистане // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975
  152. H.H. Герат в XVI XVIII веках. — М., 1989
  153. Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII начале XX вв. — Душанбе, 1991
  154. A.JI. История изучения географических названий Таджикистана. Душанбе, 1 976 163. Хромов A.JI. К истории толкования топонима «Сугд» // Ономастика Узбекистана. Ташкент, 1989
  155. A.JI. Некоторые особенности формирования топонимии Средней Азии в IX XIII вв. // Топонимика Востока. — М., 1980
  156. A.JI. Об арабской топонимии на территории Средней Азии // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
  157. A.JI. Очерки по топонимии и микротопонимии Таджикистана. -Душанбе, 1975
  158. A.JI. Согдийская топонимия верховьев Зеравшана // Топонимика Востока. М., 1969
  159. A.JI. Согдийская топонимия родины Рудаки // Ёдбуди устод Рудакй. Душанбе, 1978
  160. A.JI. Таджикская микротопонимия долин Верхнего Зеравшана и Ягноба // Ономастика Средней Азии. М., 1978
  161. Е.М. История разработки топонимических классификаций // Развитие методов топонимических исследований. М., 1970
  162. А. Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-российским и российско-осетинским. Спб., 1884
  163. К.Ш. Канг давлати ва канглилар. Тошкент, 1990 173.Эшонкулов У. История парадиза древнего Согда. — Душанбе, 2007
  164. В.П. Палеоазиаты и этническая история древней Средней Азии // Проблема этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1988
  165. Ю.Я. Раннесредневековые сельские поселения горного Согда. -Душанбе, 1988
  166. Ю.Я. К исторической топонимике городов Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. Душанбе, 2002
  167. Ю.Я. Древний Пенджикент // По следам древних культур. -М., 1951
  168. Ш. Материалы периодических изданий а) журналные статьи
  169. В.И. Среднеазиатский политический термин афшин // Вестник древней истории. 1959. — № 2
  170. A.A. Номи мах, алх, ои Уротеппа // Мактаби советй. 1985. -№ 2.-С. 19−21
  171. A.A. Гончй // Илм ва х, аёт. 1990. — № 8. — С. 45−46
  172. М. Семантика эпитета «сиёх» (черный) в эпосе «Гуругли» // Известия АН Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история филология.- 1988. -№ 1(9)
  173. А. Уротеппа Истаравшан // Рахбари дониш. — 1930. — № 4. — С. 30 -34
  174. А.Р. Методы и проблемы изучения топонимов Уструшаны // Вестник Таджикского национального университета. 2010. — № 5 (61). — С. 150−155
  175. А.Р. Топонимы, связанные с духовной жизнью населения // Вестник Таджикского национального университета. 2010. — № 5 (61). — С. 134−139
  176. С.И. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI XV вв.) // Страны и народы Востока. — 1975. — Вып. 22
  177. В.В. Несколько слов об арийской культуре // Наследие предков.- 2006. № 9
  178. A.M. О домусульманских культах Средней Азии // Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1956. — Вып. XXVIII.
  179. A.JI. Таджикско узбекское двуязычие и вопрос о взаимопонимании таджикского и узбекского языков // Ученые записки Института Востоковедения АН СССР. — 1952. — T.IV.
  180. В.И. К проблеме топонимии авестийских гимнов // Этнографическое обозрение. 1998. — № 1.
  181. С.К. К вопросу о замке на горе Муг // Труды Таджикской Базы АН СССР. 1940.-Т. IV
  182. Воронина B. JL, Негматов H.H. Открытие Уструшаны // Наука и человечество. Ежегодник. Год 1975.
  183. А.Д. Заметки о Когистане // Туркестанские ведомости. 1872. — № 23.
  184. A.C. К вопросу о сложении населения Верхнего Зеравшана // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1969. — Вып. 4(58)
  185. Е.А. По поводу термина «чорбог» // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1960. — Вып. 1(22) 195.3еймаль Е. В. Клад римских денариев из Таджикистана // Нумизматика и эпиграфика. — 1962. — Вып. 3
  186. А. Ч, иззах ё Дизак // Илм ва х, аёт. 1990. — № 8
  187. М.И. Ещё раз о термине (ффсин // Иранское языкознание. Ежегодник. 1980
  188. К, ораев С. К,. Урта Осиёдаги баъзи жой номлари // Фан ва турмуш. -1975. № 6. — С. 17−18
  189. К, ораев С. К. Гончй // Фан ва турмуш. 1974. — № 4.
  190. .Х. Этнографическая группа «тюрк» в составе узбеков // Советская этнография. 1960. — № 1
  191. И. Древности Уратюбе и Шахристана // Протоколы Туркестанского клуба любителей археологии. 1915. — Вып. I
  192. С.А. Название Согдианы в топонимике Таджикистана // Записки Института Востоковедения АН СССР. 1937. — Вып. 6
  193. С.Г. Канпойская этнотопонимика в орхонских текстах // Советская этнография. 1951 — № 3
  194. А.Н. О семантике слов «кара» и «ак» в тюркской географической терминологии // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1954. — № 5
  195. А. Очерки Ходжентского уезда // Туркестанские ведомости. -1872.-№ 14
  196. В.А. Согдийские слова в таджикском языке // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1957. — № 12
  197. В.А. Два документа с горы Муг // Вестник древней истории. -1960. № 2.
  198. В.А. Согдийский посол в Чаче // Советская этнография. 1960. -№ 2
  199. В.А. Древнее название Сырдарьи // Вестник древней истории. -2003. -№ 1
  200. А.К. Черты культуры и идеологии древних уструшанцев // Фарханг. 2002. — № 7−8. — С. 25−37
  201. А.К., Рахимов Н. Т., Гайбуллаева М. К вопросу о локализации города Бунджикат и этимологии термина «Истаравшан» // Номаи донишгох. -2010. № 4 (24)
  202. А.К. Испанч, Испони, Исписор // Илм ва хаёт. 1992. — № 10
  203. Мух, тарам Х, отам. Тахмине дар маънои номи Истравшан ва Куруката // Фарх, анг. 2002. — № 7−8. — С. 48−51
  204. A.M. Надписи на скалах и камнях в верховьях Зеравшана // Труды АН Таджикской ССР. 1960. — Т. 120
  205. H.H. Историко-географический обзор Уструшаны с древнейших времен до X в. н.э. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953.-№ 37
  206. H.H. Уструшана в борьбе с арабским нашествием // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1954. — Вып.5
  207. H.H. К вопросу об этнической принадлежности населения раннесредневековой Уструшаны // Краткие сообщения института истории материальной культуры АН СССР. 1956. — Вып. 61
  208. H.H. Уструшана в древности и раннем средневековье // Труды Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1957. — Т.55
  209. H.H., Мальцев Ю. С. Семантика археологических металлов и космос (по данным средневековых источников) // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1980. — № 4 (102)
  210. H.H. Бага-Вагкат: Торговец и Рима, «Храм божества» и шедеври Торевтики // Фарханг. 2002. — № 7−8. — С. 14 — 24
  211. Н.Б., Дресвянская Г. Я. Памятники Заамина. И его округи // История материальной культуры Узбекистана. 1986. — Вып. 20
  212. Е.М. Топонимика и картография // Вопросы географии. 1962. — № 58.
  213. Г. В. К вопросу о географии «Шахнаме» // Труды отдела Востока государственного эрмитажа. 1947. — Т.4.
  214. М.Р. Зеравшанская этнографическая экспедиция 1958−1961 гг. // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1963. — № 1 (32)
  215. А. Социальные факторы семантических изменений таджикской лексики // Известия АН Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история, филология. 1986. — № 4 (4)
  216. А. Материальные памятники арийской культуры // Наследие предков. 2006. — № 9
  217. .С. Несколько слов о древности Шахристана // Протоколы Туркестанского клуба любителей археологии. 1896. — Год XX
  218. О.И. Вопросы исторической топографии и топонимики Верхнего Зеравшана // Материалы и исследвания по археологии СССР. -1950.-№ 15
  219. О.И. Археологические разведки в Уструшане в 1950 г. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. — № 37
  220. О.И. Карта верховьев Зеравшана первой четверти VIII в. // Страны и народы Востока. 1961. — Вып.2.
  221. О.И. Места домусульманских культов в Средней Азии // Страны и народы Востока. 1971. — Вып. 10
  222. О.И. Первые монеты из Уструшаны // Эпиграфика Востока. -1971.-Вып. XX
  223. С. Элементы формантного метода в трудах арабского географа Якута Хамави // Восточная филология. 1976. — № 4
  224. O.A. К вопросу о профессиональных культов у таджиков и узбеков // Труды АН Таджикской ССР. 1960. — Т. 120
  225. O.A. О терминологии, связанной с исторической топографией городов Средней Азии // Народы Азии и Африки. 1965. — № 6
  226. С.П. Подъем и крушение империй эллинистического Дальнего Востока // Вестник древней истории. 1940. — № 5
  227. В.К. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. — № 5
  228. A.JI. Изучение географических названий Таджикистана в СССР и за рубежом // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1969. — № 2
  229. A.JI. О структурных особенностях иранской топонимии в период IX XIII вв. // Восточная филология. — 1974. — № 3
  230. A.JI. Состояние и задачи топонимических исследований в Таджикистане // Вопросы языкознания. 1977. — № 4243 .Шварц Ф. Александр Македонский в Туркестане // Туркестанские ведомости. 1894. — № 56
  231. А.Ю. Итоги работ Согдийско-Таджикской археологической экспедиции в 1946—1947 гг.. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1950. -№ 15
  232. Яък, убов Ю. Тафсири номи шах, рх, ои Истравшан // Фарх, анг. 2002. -№ 7−8. — С. 41−44б) газетные статьи
  233. А.К. Гулчини таърих // Омузгор. 1991. — 30 — янв.
  234. Рауф Расул. Мурияк // Байрак^ Октябр. 1991. — 10 — авг.
  235. И.О. Еончй ва унинг атрофидаги к^шлок^ар // Овози Еончй. -1992. 7 — окт.
  236. И.О. Панжшанбе манзилгохдари // Овози Еончй. 1992. — 16 -нояб.
  237. Н.О. Тоглар орасидаги масканлар // Овози Еончй. 1993. — 24 — фев.
  238. В. Местоположение древнего городища Кирополя // Коммунист Таджикистана. 1940. — 4 — сент.1.Авторефераты и диссертации
  239. A.A. Лингвистический анализ топонимии региона Уратюбе. Автореферат кандидатской диссертации. Душанбе, 1992
  240. О.В. Женское божество в системе религиозно -мировоззренческих представлений народов Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. М., 2007
  241. П.Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Спб., 2004
  242. А.К. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. Душанбе, 1995
  243. Н.Т. Урбанизация средней части бассейна Сырдарьи. Автореферат докторской диссертации. Душанбе, 2007
  244. A.JI. Историко лингвистическое исследование Ягноба и Верхнего Зеравшана. Автореферат докторской диссертации. — Душанбе, 1970
  245. A1-Istakhri, AbuIshakalFarisi. Viaeregnoramed. M.J. de Goeje, Bibliotheca geographorum arabicorum, pars 1. Lugdinu-Batavorum, 1967.
  246. Al-Moqaddasi, Abu 'Abdallah Mohammad ibn Ahmad Shamsaddin. Descriptio Imperii moslemici, ed. M.J. de Goeje, Bibliotheca geographorum arabicorum, pars 3. Lugdinu-Batavorum, 1967.
  247. Beal R.S. The life of Hiuen Tsiang Shaman Hwui Li, Translated with an introduction contraining an account of the works of I-Tsing, new edition with a preface by L. Cranmer-Byng, 2-reprint, Dehli, 1990.
  248. Benweniste E. Notes partes et sogdiennes // Journal Asiatique. 1936. T.228. Fasc.2.
  249. Benweniste E. La ville de Cyrescha // Journal Asiatique. 1945. T.234.
  250. Bosworth C.E. Afsin // Encyclopedia Iranica. vol. Fasc. 6. London, 1984.
  251. Chavannes E. Documents sur les Tou-Kiue (turks) occidentaux. Spb. 1903.
  252. Eilers W. Der name Demavend (1) // Archiv Orientalni, 1954. XXII.
  253. Gershevitch I. Grammar of Manichean Sogdian. Oxford, 1954
  254. Gershevitch I. Outdoor terms in Iranian // A Locust’s Leg. Studies in honour of S.H.Tagizadeh. London, 1962
  255. Grenet Fr., Sims-Williams N., De la Vassire E. The Sogdian Ancient Letter V // Bulleten of the Asia Institute. Vol. 12. Alexander’s Legacy in the East: Studies in Honour of Paul Bernard. Bloomfield Hills. 1988.
  256. Harmatta J. The origin of the name Zoyool //Acta cllassica Univ. Scient Debrecen. T. XIII. 1977.270.1bn Haukal, Abu-l-Kasim an-Nasibi. Opus geographicum, ed. M.J. de Goeje,, Biblioteka geographorum arabicorum. pars 2, Lugduni Batavorum, 1967.
  257. Kljastornij S.G. Sir-Darja // Central Asiatic Journal. Vol. 6, 1, 1961.
  258. Lurje P.B. Arabosjgdica: Place-names in Transoxiana as written in Arabic seript // Manuscripta Orientalia, vol.7, No. 4. Sankt-Peterburg, 2001
  259. Lurje P.B. The element kath/kand/ in place names of Transoxsiana // ST, 32, fascicule 2, 2003.
  260. Markwart J. Sogdiana des Ptolemaios, ed. G. Messina // Orientalia, Roma,
  261. Minorsky V. Hudud al 'Alam // The Regions of world. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. / Translated and explained by V. Minorsky- With the preface by V.V.Barthold (1930), translated from Russian. London, 1977.
  262. Morgenstierne G. An Etymological Vocabulary of Pashto. Oslo, 1927.
  263. Tremblay X. La toponymie de la Sogdiane et le traitement de xoet foen Iranian // Studia Iranica, t.33, 2004, fascicule 1.1. VI. Информаторы
Заполнить форму текущей работой