Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства массовой информации как фактор политического самоуправления в регионе: На материалах Республики Северная Осетия-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C. Г. Социальное управление и печать. — Л., 1989; Лозовский Б. Право и этика в работе журналиста. — Екатеринбург, 1993; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996; Москаленко А. 3. Печать в системе научного управления обществом. — Киев, 1985; Прохоров Е. П. Журналист, информация, управление. // Филол. этюды. Журналистика. Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 1974; Родионов Б… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. С
  • Глава 1. Роль средств массовой информации в современных процессах самоуправления
    • 1. 1. Понятие самоуправления: развитие научных представлений. С
    • 1. 2. Средства массовой информации в системе социального управления. С
  • Глава 2. Российская журналистика в контексте политических преобразований
    • 2. 1. Современные средства массовой информации России: состояние и динамика. С
    • 2. 2. СМИ в условиях развития федерализма. С
    • 2. 3. Модели развития для региональной прессы России. С
  • Глава 3. Журналистика Республики Северная Осетия-Алания и самоуправление в регионе
    • 3. 1. Феномен цикличности в деятельности СМИ Северной Осетии. С
    • 3. 2. Политическая цикличность и текущая практика прессы. С

Средства массовой информации как фактор политического самоуправления в регионе: На материалах Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и степень научной разработанности.

Проблемы построения широкой системы политического самоуправления как способа демократизации общественно-политической жизни приобрели особую актуальность в середине 1980;х гг., в самом начале трансформации политической системы нашей страны. Обновление научных взглядов в области социального регулирования имело следствием повышение внимания исследователей к таким малоизученным аспектам социального управления, как формы и способы преодоления отчуждения массы населения от политической власти. Выявлению гуманистического смысла социальных преобразований ученые уделяли особое внимание. Считалось, что нашей стране предоставлен уникальный шанс приблизиться к идеалу демократии, когда народовластие имеет под собой конституционные гарантии, обеспечено реальным использованием гражданами своих политических прав и их массовым участием в управлении делами государства и общества.1 В связи с этим была переосмыслена способность различных социальных институтов участвовать в реализации принципов самоуправления. И именно тогда ученые заговорили об особой значимости в системе управления, самоуправления, саморегулирования такого влиятельного социального института, как пресса. Большой эмпирический материал был систематизирован в целостном исследовании.2.

В течение следующего десятилетия практическая сторона деятельности средств массовой информации как института политического самоуправления выпала из сферы внимания ученых, хотя попытки теоретического осмысления роли печати в системе социального управления с учетом соци.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. — М., 1997, — С. 20.

2 Корконосенко С. Г. Печать, управление, самоуправление. — Тула, 1992. ально-политических преобразований последнего десятилетия все же предпринимались.3.

Таким образом, назрела острая необходимость в проведении комплексного исследования, в котором анализ практической стороны деятельности современной российской прессы подтвердил или опроверг бы оптимистичные прогнозы ученых о способности средств массовой информации быть реальным фактором самоуправления народа.

В связи с тем что в течение последних десяти лет в структуре российского государства произошли такие важные изменения, как децентрализация власти и утверждение принципов нового федерализма, 4 особую актуальность приобретает проблема изучения реализации принципа самоуправления в пространственно-временных границах субъектов Российской Федерации, ибо федерализм как частное проявления универсального принципа самоуправления имеет важное следствие: источником власти в стране теперь выступает не только весь народ, но и население крупных административно-территориальных образований, то есть граждане отдельных субъектов Федерации.

Следует отметить, что к середине 1990;х годов первоначальный пробел в теоретической разработке проблем развития российских регионов отчасти был восполнен. Комплексными сравнительными исследованиями жизни российских провинций в настоящее время занимается несколько исследовательских центров, развивающих в отечественной науке новое направление под названием «регионология». К сожалению, в круг проблем регионологии редко входят вопросы функционирования средств массовой.

3 Давыдов JI. В. СМИ в современном политическом процессе (опыт политологического анализа): Дис. канд. полит, н. — СПб., 1998; Лукницкий С. П. СМИ в системе социального управления в современной России: Дис. д. социол. н. — М., 1998 и др.

4 Иванько Н. А. Федерализм и его роль в регулировании национальных отношений (социально-философский анализ): Дис. канд. филос. н. — М., 2000; Жучков В. Е. Федерализм как объективная реальность России: социальные аспекты, состояние и способы совершенствования: Дис. канд. социол. н. -Ярославль, 2000. информации в региональном контексте. Между тем изучение национальных моделей информатизации общества, выявление их специфики представляет особый научный интерес с точки зрения более глубокого понимания динамики развития того или иного региона, страны в целом.

За последние несколько лет в России появилось большое количество исследований по теории и практике социального функционирования региональной прессы, 5 однако ученые, как правило, акцентируют внимание на частных проблемах заявленной темы, что не позволяет преодолеть фрагментарность знаний об информационных процессах в регионах.

Таким образом, неразработанность целостного подхода к изучению социального функционирования средств массовой информации в социально-политических и пространственных границах региона повышает актуальность обращения к теме.

В качестве объекта исследования нами была избрана функционирующая совокупность средств массовой информации конкретного региона — Республики Северная Осетия-Алания. Выбор в качестве объекта исследования прессы данного региона имеет очень важное значение.

Как известно, Республика Северная Осетия-Алания является одним из тринадцати субъектов Юга России, входящих в состав Южного федерального округа. Южный федеральный округ, а именно республики Северного Кавказа, по мнению исследователей, являются несущими конструкциями российского федерализма и имеют для страны важное стратегическое значение. Общая граница с государствами Закавказья, стремящимися.

5Артемова Т. В. Пресса в региональной политике: Дис. канд. полит, н. — Саратов, 1999; Ахмедов М. Л. Средства массовой информации как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений (на материалах России (1990;1998 гг.): Дис. канд. полит, н. — М., 1999; Вертешин А. И. Взаимодействие властных структур и прессы в период российских реформ (1990;е годы): Дис. канд. полит, н. — М., 1999; Власов О. И. Региональная пресса как средство формирования политической и экономической культуры: Дис. канд. филос. н. — Екатеринбург, 1999; Воробьев А. М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Дис. д. филос. н. — Екатеринбург, 1999; Киричек П. Н. Социология публицистики в контексте региональной политики: Дис. д. социол. н. — Саранск, 1997 и т. д. к интеграции в НАТО, наличие в данном регионе комплекса этнотеррито-риальных и религиозных противоречий, выступающих дестабилизирующими факторами не только на Юге, но и на всей территории России, повышают значимость всех протекающих здесь процессов.

Из всех республик северокавказского региона Северная Осетия-Алания имеет самую обширную приграничную полосу с Закавказьем. В течение десятков лет между Северной Осетией и соседней Ингушетией тлеет этнополитический конфликт, который в 1992 году вылился в вооруженное противостояние. До сих пор напряженность в отношениях между соседними республиками ощущается как в повседневной жизни, так и в публикациях средств массовой информации. Эти два фактора делают обращение к изучению общественно-политических, социально-экономических и информационных процессов, протекающих в рамках данного субъекта Российской Федерации, особо актуальным. Предпринятый анализ будет показательным еще и с той точки зрения, что сегодня Северная Осетия считается наиболее благополучным субъектом федерации среди всех республик Северного Кавказа. Исследование негативных тенденций, наметившихся в этом субъекте, даст дополнительное представление о том, насколько серьезно обстоят дела в менее благополучных регионах.

Предметом данного диссертационного исследования выступают специфические принципы, способы и методы участия прессы в процессах самоуправления регионом, формы взаимодействия власти и средств массовой информации, средств массовой информации и общественности. Анализируется период с 1991 по 2001 гг.

Целью работы является выявление содержания деятельности прессы как фактора политического самоуправления регионом. Автор исходит из предположения, что средства массовой информации содействуют региональному социуму в реализации права на управление государственными и общественными делами, то есть в осуществлении самоуправления. Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:

— проследить эволюцию научных представлений о феномене самоуправления и месте и роли прессы в системе социального управления;

— провести анализ структурных изменений российской журналистики в контексте политических преобразований середины 1980;х — начала 2000;х гг.;

— изучить конкретное содержание работы региональной журналистики в осуществлении принципов народовластия на примере средств массовой информации Северной Осетии;

— на эмпирическом материале исследуемого региона проверить состоятельность предположения о большой зависимости характера социального функционирования современной российской журналистики от внутренней логики электоральных процессов;

— на основе выявленных закономерностей выработать конструктивные предложения по оптимизации деятельности прессы в политическом пространстве региона.

Диссертационное исследование опирается на широкий спектр источников, которые можно сгруппировать по трем основным направлениям:

1) нормативно-правовые документы (международные, федеральные, субъекта федерации) по вопросам государственного управления, самоуправления, федеративного устройства и региональной политики, по организации и регулированию деятельности средств массовой информации;

2) концептуальные теоретические работы, в которых рассмотрены различные аспекты заявленной темы: вопросы управления и самоуправления, 6.

6 Социалистическое самоуправление. / Под ред. С. С. Андреева. — Саратов, 1987; Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). — М., 1973; Белых А. К. Управление и самоуправление. Социалистическое самоуправление: сущность и перспективы развития. — Л., 1973; Богачек И. федерализма и региональной политики, 7 проблемы социального функционирования прессы, а также творческие, организационные, социально-психологические особенности деятельности журналистов в процессе производства и распространения информации-8 3) эмпирические источники: публикации осетиноязычных и русскоязычных газет, издаваемых на территории Республики Северная Осетия-Алания, архивные материалы Регионального управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни.

A. Философия управления. — СПб., 1999; Богачек Л. М. Самоуправление народа в условиях современного этапа развития социализма. Управление и саморегулирование. // Демократия и управление в социалистическом обществе. — М., 1987; Варламова Н. В. Человеческий фактор в развитии социалистического самоуправления народа. // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. — М., 1988; Волков Е. Ю. Так рождается коммунистическое самоуправление. (Опыт конкретно-социологического исследования). — М., 1965; Гулиев В. Е. Теоретические вопросы социалистического самоуправления. // Советское государство и право. — 1986 — № 2- Дыльнов Г. В. Представительные органы власти — главное звено социалистического самоуправления. — Саратов, 1986; Скуратов Ю. И. Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание. // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования — М., 1991; Чесноков Д. И. От государственности к общественному самоуправлению. — М., 1960; Шабров О. Ф. Эффективность политического управления (системно-кибернетический подход). — М., 1998; Шахназаров Г. X. Социалистическая демократия. -М., 1974; Щиглик А. И. Общественное самоуправление: некоторые проблемы теории и практики. // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. — М., 1988 и др.

7 Аюпов М. А. Хаджипов P. X. Принцип федерализма и специфика национально-государственного строительства в современной России. // Демократия и национальные движения в современном мире. — Уфа, 1999; Батанина И. А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. — Тула, 1997; Вдовин А. О. Российский федерализм как способ решения национального вопроса: история и современность. // Власть и общество России. XX век. — М. — Тамбов, 1999; Гельман В. Я. Рыженков С. И. Егоров И.

B. Трансформация региональных политических режимов в современной России: сравнительный анализ. // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. — М., 1999; Долгов В. М. Региональный политический процесс. // Региональная политика. — Саратов, 1997; Козлов А. Е. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. — ML, 1994; Рогачев Ю. П. Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе. — Саратов, 1998 и пр.

8 Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. — М., 1975; Грабельников А. А. Общественное самоуправление и массовая коммуникация. — М., 1992; Дугин Е. Я. Опыт партийных комитетов по использованию средств массовой информации как канала прямой демократии в условиях гласности. — М., 1989; Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы политической организации системы СМИ. / Под ред. Я. Засурского. — М., 1975; Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. — М., 1973; Иголкин А. Пресса как оружие власти. / Ярлыки и мифы. — М., 1996; Колосов Г. В. Журналистика в системе социального управления. // Пресса и социальная активность масс. — Воронеж, 1981; Корконосенко.

C. Г. Социальное управление и печать. — Л., 1989; Лозовский Б. Право и этика в работе журналиста. — Екатеринбург, 1993; Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — СПб., 1996; Москаленко А. 3. Печать в системе научного управления обществом. — Киев, 1985; Прохоров Е. П. Журналист, информация, управление. // Филол. этюды. Журналистика. Вып. 2. — Ростов-на-Дону, 1974; Родионов Б. А. Коммуникация как социальное явление. — Ростов-на-Дону, 1984; Свитич Л. Г. Журналист в системе социального управления. // Мастерство журналиста. — М., 1977; Сидоров В. А. Политическая культура средств массовой информации. — М., 1994; Смирнов В. П. Советская демократия и печать. — М., 1978; Ученова В. В. Публицистика и политика. — М., 1979; Цукасов С. В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель. — М., 1986 и т. д. каций по Северному Кавказу, а также данные мониторинга общественного мнения по вопросам социально-экономической и политической обстановки в регионе, проводившегося тремя республиканскими социологическими центрами в период с октября 1996 по декабрь 2000 гг.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В соответствии с замыслом и характером работы теоретическую и методологическую основу исследования составили политологические концепции о социальной природе власти, демократии, управлении и самоуправлении, о месте и роли народа в реализации принципов самоуправления, о социальном функционировании прессы и организации деятельности средств массовой информации, сформулированные в классических и современных работах отечественных и зарубежных исследователей. В исследовании использован комплекс методологических приемов и подходов. В ходе анализа применялись общенаучные методы: историко-сравнительнительный, структурного анализа, проективно-прогностическая методика. Сбор и систематизация эмпирического материала произведены посредством специальных методов — контент-анализа и метода экспертного интервью.

Научная новизна исследования во многом обусловлена спецификой постановки и решения вопроса и использованного материала.

В работе предпринята попытка верификации классических и новейших теоретико-журналистских и политологических концепций о социальном функционировании прессы.

Впервые вводится в широкий научный оборот эмпирический материал конкретного региона Российской Федерации — Республики Северная Осетия-Алания (материалы печатных и электронных СМИ, сведения о взаимодействии органов государственной власти и прессы, архивные материалы, данные социологического изучения журналистики).

Обращение диссертанта к проблемам социального функционирования прессы Республики Северная Осетия-Алания является одной из первых попыток целостного рассмотрения деятельности региональных средств массовой информации в течение десяти лет. Ранее поднятые в работе проблемы рассматривались исследователями фрагментарно, в узких временных рамках либо попутно с изучением других проблем.

Специфика использованного материала позволила автору исследования выйти на новый теоретико-методический уровень. На примере конкретного региона проверена состоятельность гипотезы, согласно которой в современной России влияние электоральных процессов настолько велико, что логике развития избирательных циклов полностью подчинены все сферы жизни общества, в том числе и информационная. Предположение о том, что негативное воздействие цикличности политического процесса прямо проецируется на социальное функционирование прессы, нашло подтверждение и в практике средств массовой информации Республики Северная Осетия-Алания. Однако в ходе исследования диссертантом получены новые результаты, существенно скорректировавшие мнение о полной зависимости деятельности журналистов и журналистики как социального института от закономерностей борьбы за политическую власть. Было выявлено, что гипотеза цикличности подтверждается лишь в той ее части, которая касается политической сферы. Вне политики влияние электоральных процессов на характер функционирования прессы минимально. Социальная работа как текущая практика региональных СМИ представляет собой иную, не менее важную сторону процессов саморегулирования. Активность участия журналистов в решении актуальных социальных проблем позволяет считать прессу реальным фактором самоуправления регионом.

На основе изученного материала автором диссертационного исследования предпринята попытка определить тенденции и направления оптимального функционирования региональной прессы как важного элемента единой конструкции средств массовой информации России в политическом пространстве региона. Сделать выводы и сформулировать рекомендации по оптимизации взаимоотношений общества, власти и прессы диссертанту позволил комплексный анализ деятельности прессы в контексте политических преобразований на уровне всего государства и в пределах отдельного субъекта.

Практическая значимость диссертационного исследования выявлена автором при проведении семинарских занятий на факультете журналистки СПбГУ, при участии в работе научно-теоретических и научно-практических конференций, семинаров, при публикации некоторых положений исследования в специализированных научных изданиях, в ходе консультаций с представителями профессионального сообщества и экспертами в области СМИ. Выводы и рекомендации исследования были представлены руководителям соответствующих государственных ведомств, регулирующих деятельность средств массовой информации, а также представителям журналистских коллективов Северной Осетии.

В целом результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

— при общей оценке функционирования политической системы региона, роли и места в ней средств массовой информации;

— при планировании избирательных кампаний и агитационно-пропагандистских мероприятий;

— в ходе работы среди населения по развитию политической культуры, по выработке чувства ответственности за судьбу региона и страны в целом;

— в учебном процессе при подготовке сотрудников средств массовой информации, а также региональных руководящих кадров.

Апробация работы.

Положения, выносимые на защиту, были изложены диссертантом в выступлениях на семинарах и конференциях: «Журналистика на пороге XXI века» (Владикавказ, март, 1998) — «Средства массовой информации в современном мире — 1998» (Санкт-Петербург, апрель, 1998) — «Журналистика в кризисной ситуации» (Санкт-Петербург, декабрь, 1998) — «Российско-норвежский семинар молодых ученых» (Санкт-Петербург, февраль, 1999) — «Журналистика и социальный контроль» (Санкт-Петербург, декабрь, 1999), «Журналистика как массовая коммуникация» (Санкт-Петербург, декабрь, 2000) и др.

Работа была выполнена и обсуждена на кафедре социологии журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.

Основное содержание исследования отражено в восьми научных публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения и списка литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование темы диссертации дает материал для ряда обобщающих выводов.

Понятие «самоуправление», широко используемое сегодня в научных и общественных кругах, имеет тем не менее некоторую неопределенность терминологического содержания, что обусловлено тремя группами причин. Во-первых, самоуправление как сфера междисциплинарного интереса по-разному трактуется в различных отраслях науки. Во-вторых, есть некоторые расхождения в теории и практике самоуправления России и зарубежных стран. В-третьих, в самой отечественной науке наблюдается эволюция взглядов на содержание и сущность самоуправления.

В результате изучения вопроса было выявлено, что в подобных исследовательских ситуациях дефиниция «самоуправление» рассматривается учеными с двух позиций. С одной стороны, данное понятие употребляется в значении 'местное самоуправление' и подразумевает инициативную деятельность местного сообщества в пределах административно-территориального образования. В таком контексте термин фигурирует в российском законодательстве. С другой стороны, имеется в виду политическое самоуправление, то есть осуществление власти, воли и интересов народа как единственного источника власти в стране. В этом значении термин в законодательстве не встречается, однако фактически его содержание отражено в ст. 3 Конституции РФ.

Осуществление политической власти, воли и интересов народа, то есть реализация механизма самоуправления обеспечивается деятельностью различных социальных институтов, среди которых особую значимость сегодня приобрели средства массовой информации. Никакой другой социальный институт не может сравниться с журналистикой по оперативности и всеохватности. Повышая сознательную активность различных социальных слоев, воспитывая политическую культуру населения, журналистика привлекает широкую общественность к принятию управленческих решений и создает тем самым благоприятные условия для роста самоуправленческих начал.

В соответствии со своими объективными потребностями (выживание, самосохранение и непрерывное развитие) социальная система возлагает на прессу исполнение важных задач. Это — анализ критериев и показателей социального развития, выделение в обществе «болевых точек», назревающих социальных проблем, выработка возможных методов их решения и т. д. Свободная журналистика как порождение демократии является гарантом соблюдения демократических прав и свобод отдельной личности и общества в целом.

Как органическая часть социальной действительности, функционирующая совокупность средств массовой информации находится в прямой зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий. В контексте кардинальных преобразований политической системы российского общества журналистика в 1990;х — 2000;х гг. оказалась перед целым комплексом нерешенных проблем. Негативные тенденции во многом обусловлены пассивной ролью государства и отсутствием ясной концепции информационной политики.

Ситуация стала кардинально меняться в конце 1990;х начале 2000;х гг. Сегодня наблюдается существенное усиление государственной политики в сфере информации, что свидетельствует об осознании властью всей важности разработки и реализации единой информационной политики. Можно предположить, что в будущем планомерно проводимая комплексная антикризисная программа поможет преодолеть негативные тенденции в российской журналистике. Однако увеличение объема государственного участия в массово-информационной деятельности как главная тенденция государственной информационной политики последних двух — трех лет таит в себе угрозу установления государственного монополизма в информационной сфере.

Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что никаких реальных ограничений свободы слова со стороны государства в стране сегодня пока не наблюдается. В дальнейшем характер развития взаимоотношений власти и средств массовой информации станет индикатором того, в каком направлении эволюционирует государственная власть в России: идет ли развитие в русле демократических преобразований или набирают силу авторитарные тенденции.

В течение последнего десятилетия в стране, а вместе с ней и в отечественной журналистике, произошли важные структурные изменения. С утверждением принципов федерализма и расширением прав субъектов Российской Федерации произошла регионализация всех сфер жизни общества. В информационной сфере регионализация имела следствием преобразование системы средств массовой информации, в структуре которой сегодня обозначились два равнозначных элемента — федеральный (национальный) и региональный сегменты журналистики.

Деятельность федеральных и региональных средств массовой информации ориентирована на соблюдение федеральных (национальных) и региональных интересов соответственно. Национальные и региональные интересы в интерпретации журналистики пересекаются в политическом пространстве региона и создают своеобразный информационный климат. В этом климате люди чувствуют себя гражданами одной страны (что по большей части является заслугой федеральных телеи радиоканалов), но при этом сохраняют ярко выраженное региональное самосознание (что достигается усилиями региональной журналистики). Двуединство информационных потоков, которые не противоречат, а дополняют друг друга, создает такой социальный феномен, как единое информационное поле.

Информационное поле современной России подвержено существенным деформациям. Если в целях оптимизации информационных процессов на федеральном уровне государством уже предпринят ряд конкретных мер, то региональный уровень по-прежнему остается во власти местных политических элит, не спешащих создать прессе условия для свободного функционирования (во всяком случае, в регионе, на материале которого выполнена диссертация).

При таком положении вещей участие региональной прессы в реализации населением субъекта федерации права на управление сопровождается значительными трудностями.

Анализ деятельности средств массовой информации конкретного региона — Республики Северная Осетия-Алания по участию в осуществлении механизма самоуправления позволил сделать ряд важных выводов.

В современном осетинском обществе большое влияние на деятельность прессы оказывает динамика развития региональной политики. Зависимость социального функционирования средств массовой информации от региональных политических, а конкретно — электоральных процессов превратилась в своеобразную закономерность, в соответствии с которой в деятельность журналистики носит циклический характер, то есть последовательная смена электоральных циклов влечет за собой воспроизведение в журналистике одних и тех же явлений.

Феномен цикличности можно описать посредством трех основных стадий: критической, стадии общественного оптимизма и стадии разочарования, в конце электорального цикла вновь перерастающей в критическую. Эти три периода отражают эволюцию социальных ожиданий граждан по отношению к деятельности регионального руководства, а в равной мере и к средствам массовой информации.

Так чем же объяснить тот факт, что пресса и власть от выборов к выборам вызывают лишь разочарование граждан? Почему между всенародными избранниками и журналистикой как одним из главных институтов социального контроля складываются ненормальные взаимоотношения, когда под предлогом сложности политической обстановки переходного момента пресса оказывается в узких рамках соображений политической целесообразности?

Главная проблема, на наш взгляд, заключается в изначально ошибочных установках, преобладающих как в массовом сознании, так и в сознании властвующих субъектов.

Не нужно ожидать от смены руководства и способа политического управления каких-либо кардинальных перемен, это естественное проявление процесса развития общества. Власть, осознающая ответственность перед обществом, направит свои усилия на придание устойчивости и стабильности региональному социуму, однако в комплекс мер, направленных на это, ни в коем случае не должны входить мероприятия по ограничению свободы функционирования прессы. Не нужно создавать специальные правила социальной ответственности журналистики, ибо она по своей природе занимает определенное положение в социальной структуре и может самостоятельно определить приоритеты своей деятельности в соответствии с потребностями общества.

За пределами предвыборной политической борьбы (а именно вне этой сферы протекает повседневная деятельность региональной журналистики) средства массовой информации Северной Осетии помогают жителям республики решать свои насущные проблемы, способствуют реализации социальной активности масс, то есть выступают реальным фактором.

179 самоуправления регионом. Может быть, это удается прессе не в той мере, в какой желает видеть народ республики, однако позитивный опыт, имеющийся в активе региональных СМИ, открывает путь к оптимизации региональных социально-политических и информационных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы, книги и статьи:
  2. Будущее общественного телерадиовещания. Резолюция № 1 европейской конференции министров по политике в области СМИ.
  3. О гарантиях независимости общественных средств массового вещания. Рекомендация № R (96) 1 Комитета министерств государств членов Совета Европы.
  4. О роли национального вещания и управления им. Рекомендация 748 (1975) 26-ой очередной сессии ПАСЕ.
  5. Резолюция 428 (1970) относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека. Материалы двадцать первой очередной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
  6. Конституция Российской Федерации.
  7. Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (26 ноября 1996 года).
  8. Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (24 июня 1999 года).
  9. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы (26 октября 1993 г.)
  10. Постановление Правительства РФ № 550 «О дополнительных полномочиях Министерства юстиции РФ» (3 июня 1999 года).
  11. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (3 июня 1996 года).
  12. Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (10 января 2000 г.).
  13. Указ Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (13 мая 2000 года).
  14. Указ Президента РФ № 920 «Вопросы Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании» (25 августа 1997 г.).
  15. Указ Президента РФ г. N 885 «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» (6 июля 1999).
  16. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления" (1996 год).
  17. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1 сентября 1995 года).
  18. Конституция Республики Северная Осетия-Алания.
  19. Конституционный Закон Республики Северная Осетия-Алания «О выборах Президента Республики Северная Осетия-Алания» (29 мая 1997 г.).
  20. Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996. — 253 с.
  21. Р. Г. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. М., 1995.- 188 с.
  22. Р. Г. Заговор против нации: Национальное и националистическое в судьбах народов. СПб, 1992. — 192 с.
  23. Н. Социологический словарь. Казань, 1997. — 406 с.
  24. В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). М., 1973. — 392 с.
  25. В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. -432 с.
  26. В. Г. Системность и общество. М., 1980. — 368 с.
  27. В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975.-408 с.
  28. В. Г. Социальная информация. М., 1994. — 199 с.
  29. М. Н. Демократия: самоуправление или политическое лидерство. // Философские науки. 1990. — № 10.
  30. М. Н. Местное самоуправление: реформа или контреформа. // Власть. 1994.-№ 5.
  31. М. Н. Правящие элиты и государственность в посттоталитарной России. М., 1996. — 223 с.
  32. А. С. Как открыть «закрытое общество». М., 1997. — 40 с.
  33. М. А. Хаджипов P. X. Принцип федерализма и специфика национально-государственного строительства в современной России. // Демократия и национальные движения в современном мире. Уфа, 1999.
  34. И. А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. Тула, 1997. — 165 с.
  35. А. К. Политическая организация общества и социалистическое управление. JL, 1967. — 215 с.
  36. А. К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспективы развития. Л., 1972. — 209 с.
  37. И. А. Философия управления: очерки профессионального управленца.-СПб., 1999.-231 с.
  38. Л. М. Самоуправление народа в условиях современного этапа развития социализма. Управление и саморегулирование. // Демократия и управление в социалистическом обществе. -М., 1987.
  39. Л. Д. Тенденции развития отечественного телерадиовещания. // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  40. А. К. К критике постсоветской идеологии: державность как изнанка либерализма. // Альтернативы. 1996. — № 2.
  41. Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): Словарь справочник. / Под общ. ред. И. Г. Безуглова. — М., 1999.-254 с.
  42. П. Социология политики. -М., 1993. 333 С.
  43. И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты.-М., 1997.- 132 с.
  44. Н. В. Человеческий фактор в развитии социалистического самоуправления народа // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. -М., 1988.
  45. С. И. Телевидение, власть и оппозиция в народном восприятии. М., 1999.-39 с.
  46. А. О. Российский федерализм как способ решения национального вопроса: история и современность. // Власть и общество России. XX век. -М- Тамбов, 1999.
  47. М. А. СМИ в социально-политических процессах Российской Федерации. М., 1998. — 168 с.
  48. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М, 1983. 343 с. 51 .Витюк В. В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума. // Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999.
  49. Власть и общественность: социальные аспекты взаимодействия. Нижний Новгород, 1997. — 148 с.
  50. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. / Под ред. М. Н. Афанасьева. -М., 1999. 300 с.
  51. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. -М., 1995.-399 с.
  52. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики). М., 1998, Т. 1 — 278 е., Т. 2. — 323 с.
  53. Е. Ю. Так рождается коммунистическое самоуправление. (Опыт конкретно-социологического исследования). -М., 1965.
  54. К. С. Введение в политическую науку. М., 1997. — 540 с.
  55. М. Некрич. А. Утопия у власти. М., 2000. — 855 с.
  56. В. Я. Рыженков С. И. Егоров И. В. Трансформация региональных политических режимов в современной России: сравнительный анализ. // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. -М., 1999.
  57. Гласность: мнения, поиски, политика. -М., 1989.
  58. Год 1998: Что происходит с независимостью прессы в России? М., 1999.- 186 с.
  59. Голенкова 3. Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России. // Гражданское общество: теория, история, современность.-М., 1999.
  60. П. К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения. // Социология власти: ценности массового политического сознания. -М., 1999.
  61. М. С. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства. Доклад и заключительное слово на 12 внеочередной сессии Верховного Совета СССР 11-го созыва (29 ноября 1 декабря 1988 года). — М., 1988 -45 с.
  62. В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.- 190 с.
  63. В. М. Публицистика: теория и практика. М., 1995. — 164 с.
  64. А. А. Общественное самоуправление и массовая коммуникация.-М., 1992.-64 с.
  65. А. А. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. М., 1995. — 131 с.
  66. Гражданское обществ: Мировой опыт и проблемы России. М., 1998. -311 с.
  67. Гражданское общество в России: перспективы XXI века. / Под ред. В. Г. Марахова. СПб., 2000. — 264 с.
  68. Гражданское общество: теория, история, современность. / Под ред. 3. Т. Голенковой. М., 1999. — 165 с.
  69. JI. Дубин Б. Российские выборы: время «серых». // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. -№ 46.
  70. В. Е. Теоретические вопросы социалистического самоуправления. // Советское государство и право. 1986 — № 2.
  71. С. М. Газета и рынок. Как добиться успеха. М., 1998.
  72. С. М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987.-303 с.
  73. В. М. Региональный политический процесс. // Региональная политика. Саратов, 1997.
  74. Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью. // Социологические исследования. 1998. — № 10.
  75. Е. Я. Опыт партийных комитетов по использованию средств массовой информации как канала прямой демократии в условиях гласности: на материалах социологических исследований. М., 1989. — 87 с.
  76. Г. В. Политическая организация общества и социалистическая демократия. Саратов, 1973 — 26 с.
  77. Г. В. Местное самоуправление: российский путь. Саратов, 1999. — 260 с.
  78. Г. В. Представительные органы власти главное звено социалистического самоуправления. — Саратов, 1986. — 48 с.
  79. В. В. Телевидение и власть. М., 1997. — 94 с.
  80. Журналист в поисках информации. М., 2000. — 111 с.
  81. Журналист. Социологические и социополитические исследования. -М., 1994. 102 с.
  82. Журналист: российско-американские социологические исследования. -М., 1998.- 80 с.
  83. Журналистика в политической структуре общества. Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды. / Под ред. Я. Засурского. М., 1975. — 336 с.
  84. Н. Коммуникативная активность москвичей: чтение книг, газет, журналов. // Информационный бюллетень мониторинга общественного мнения ВЦИОМ. 1997. — № 30 (4).
  85. А. Пресса как оружие власти. / Ярлыки и мифы. М., 1996.
  86. В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. -М., 1997.-382 с.
  87. М. В. Слова и смысл. Опыт описания ключевых политических понятий.-М., 1997. -430 с.
  88. Институты самоуправления: историко-правовые исследования. М., 1995. -300 с.
  89. П. С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973. — 40 с.
  90. Клиентела в России вчера и сегодня. Полис. — 1994. — № 1.
  91. Клиентелизм. Историко-социологический очерк. // Полис. 1996. — № 6- 1997.-№ 1.
  92. А. И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990. — 256 с
  93. А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997, — 102 с.
  94. ЮО.Ковлер А. И. Смирнов В. В. Демократия и участие в политике: критический очерк истории и теории. М., 1986. — 192 с.
  95. А. Е. Федеративные начала организации власти в России. М., 1996.-62 с.
  96. А. Е. Федеративные отношения и региональное управление в России: пути реформирования. М., 1994. — 33 с.
  97. Г. В. Журналистика в системе социального управления. // Пресса и социальная активность масс. Воронеж, 1981.
  98. Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977. — 87 с.
  99. Конституционное законодательство России. / Под ред. Ю. А. Тихомирова.-М, 1999.- 381 с.
  100. Юб.Корконосенко С. Г. Асоциальность и отклоняющееся поведение журналистов. // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. -М., 1998.
  101. С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995. — 87 с.
  102. С. Г. Печать, управление и самоуправление. Тула, 1992. — 137 с.
  103. С. Г. Социальное управление и печать. Л., 1989. — 82 с.
  104. Ю.Лагуткин А. В. Местное самоуправление как форма народовластия в
  105. Российской Федерации. М., 1995. — 95 с.
  106. П.Лазарев В. Н. Местное самоуправление: моделирование социально-экономического развития. Новомосковск, 1998. — 72 с.
  107. В. Н. Социальная самоорганизация в условиях местного самоуправления. Белгород, 1996. — 99 с.
  108. В. Н. Введение в социологию местного самоуправления. Новомосковск, 1998. — 71 с.
  109. В. В. Социальная коммуникация. // Социология. Основы общей теории. / Под ред. Осипова. М., 1996.
  110. . Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1993. -128 с.
  111. Р. Г. Рябов В. М. Современный механизм муниципального управления. Самара, 1998. — 262 с.
  112. К. Гражданская война во Франции // Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения. М., 1982.
  113. Местное самоуправление в России. Отечественный и зарубежный исторический опыт. М., 1998. — 300 с.
  114. Местное самоуправление в России: история и современность. Новгород, 1997.-61 с
  115. Местное самоуправление. Моделирование социально-экономического развития. Новомосковск, 1998. — 72 с.
  116. Местное самоуправление: опыт системного подхода / Под ред. А. Е. Ко-гута. СПб., 1997. — 578 с.
  117. Местное самоуправление: федеральная и региональная власть М., 2000.- 55с.
  118. А. 3. Печать в системе научного управления обществом. -Киев, 1985. 143 с.
  119. Ф. X. Влияние общественного мнения на управленческие решения. // Социологические исследования. 1998 — № 11.
  120. М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999.- 365 с.
  121. М. М. Политическая культура в Российском обществе (19 911 995 гг.): опыт социологического исследования. М., 1998. — 168 с.
  122. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев, 1993.- 137 с.
  123. А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.- 389 с.
  124. Политология. Энциклопедический словарь. -М., 1993. 431 с.
  125. К. Открытое общество и его враги. -М., 1992. Т. 1 — 446, Т 2 -525 с.
  126. Пресса и общество в 1959 2000 годах. — М., 2000. — 613 с.
  127. Пресса и общественное мнение. М., 1986. — 205 с.
  128. Пресса и социальная активность масс. М., 1981. — 190 с.
  129. Пресса на территории России: конфликты и правонарушения. М., 1997. -413 с.
  130. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1995. 137с.
  131. Проблемы самоорганизации общества и самоуправления регионов. Саранск, 1996.
  132. Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
  133. Е. П. Журналист, информация, управление. // Филол. этюды. Журналистика. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1974.
  134. Е. П. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.
  135. Е. П. Искусство публицистки: Размышления и разборы. М., 1984. — 359 с.
  136. Е. П. Публицистика наших дней. М., 1983. — 63 с.
  137. Пути совершенствования и проблемы повышения эффективности СМИ на современном этапе. Воронеж, 1992.
  138. А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 1999.
  139. Региональная печать в годы перестройки: организационные факторы эффективности. / Под. ред. JI. Л. Реснянской. М., 1991.
  140. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. / Под ред. М. В. Ильина. М., 1999. — 240 с.
  141. Реформы и контрреформы в России. М., 1996. — 398 с.
  142. Ю. П. Социальное содержание политико-идеологических процессов в регионе. Саратов, 1998. — 209 с.
  143. . А. Коммуникация как социальное явление. Ростов-на-Дону, 1984. — 143 с.
  144. Российская социологическая энциклопедия. -М., 1998. 664 с.
  145. Самоуправление в СРР. (Политико-правовые аспекты). / Научно-аналитический обзор. -М., 1987.
  146. Самоуправление: от теории к практике. М., 1988. — 140 с.
  147. Самоуправление: теория и практика. / Под ред. А. А. Безуглова. М., 1991.- 109 с.
  148. Р. А. Общественное мнение в системе социалистической демократии. М., 1982.-63 с.
  149. Р. А. Общественное мнение и государственное управление. -М., 1975.-255 с.
  150. Л. Г. Журналист в системе социального управления // Мастерство журналиста. М., 1977.
  151. Е. В. Тоталитарные черты демократии в XX веке. // Демократия и общественное движение в новое и новейшее время: история и общественная мысль. Волгоград, 1998.
  152. В. Состояние духа народа важнейший стратегический фактор. // Ориентир. — 1996. — № 1.
  153. В. А. Политическая культура средств массовой информации. -М., 1994. 275 с.
  154. Ю. И. Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание. // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования -М., 1991.
  155. В. П. Советская демократия и печать. М., 1978. — 158 с.
  156. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. М., 1995. — 115 с.
  157. Социалистическое самоуправление. / Под ред. С. С. Андреева. Саратов, 1987. — 118 с.
  158. Социальное управление: Словарь-справочник. / Под ред. В. И. Добрен-кова.-М., 1994. 198 с.
  159. Социологический энциклопедический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова. -М, 1998.-481 с.
  160. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов 1995 и 1996 годов. / Отчет по проекту «Мониторинг социологических публикаций в СМИ» Фонда защиты гласности. М., 1996.
  161. Средства массовой информации в странах СНГ. Анализ политической, законодательной и социально-экономической структур. Доклад, подготовленный Европейским институтом средств массовой информации. Опубликован в мае 1997 г. 326 с.
  162. Средства массовой информации и судебная власть в России: проблемы взаимодействия. М., 1998. — 255 с.
  163. Средства массовой информации России. 1997 год. (Анализ, тенденции, прогноз). М., 1998. — 229 с.
  164. Теория и практика социального управления (сост. Е. Ф. Яськов). М., 1997.- 190 с.
  165. Ю. А. Публичное право. М., 1996. — 485 с.
  166. В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.
  167. В. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971. -147с.
  168. В. В. Публицистика и политика. М., 1979. — 147 с.
  169. В. В. Публицистика: теория и практика. М., 1995. — 271 с.
  170. Федерализм и децентрализация. Екатеринбург, 1998. — 411 с.
  171. Федерализм и региональная политика. Проблемы России и зарубежный опыт. / Под. ред. Г. Селиверстовой. Новосибирск, 1996. — 345 с.
  172. Федерализм. Теория и история развития. М., 2000.- 342 с.
  173. Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997. — 288 с.
  174. Федерализм. Энциклопедический словарь. / под ред. К. С. Гаджиева. -М., 2000. 637 с.
  175. Федеративное устройство России: история и современность. -М., 1995. -209 с.
  176. В. Ф. Власть. Кратологический словарь. М., 1997. — 413 с.
  177. Хоперская J1. JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1997. — 143 с.
  178. Хубецова 3. Ф. Предвыборная агитация в СМИ: нормы права и правоприменение. // Журналистика на пороге XXI века. / Под ред. А. А. Маго-метова, — Владикавказ, 2000. С. 192−199.
  179. Хубецова 3. Ф. Открытость власти и свобода прессы (региональный аспект). // Материалы научно-практического семинара «Журналистика и со-циология'99. Журналистика и социальный контроль».- СПб., 2000. С. 57−61.
  180. М. В. Теория социалистической демократии. Киев, 1986. — 159 с.
  181. С. В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель. -М., 1986.- 238 с.
  182. И. Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996. — 35 с.
  183. В. Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.-72 с
  184. А. А. В тенетах свободы: политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. -М., 1995. 303 с.
  185. О. Ф. Политическое управление: Проемы стабильности азвития. -М., 1997.-200 с.
  186. О. Ф. Эффективность политического управления (системно-кибернетический подход). М., 1998. — 87 с.
  187. Г. X. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы стабильности. М., 1974. — 336 с.
  188. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. — 215 с.
  189. М. В. Организация средств массовой информации и пропаганды.-М., 1985. 184 с.
  190. А. И. Общественное самоуправление: некоторые проблемы теории и практики. // Политическая система: вопросы демократии и самоуправления. М., 1988.
  191. Roshco В. Newsmaking. Chicago, 1975.
  192. Commission on Freedom of the Press. A Free and Responsible Press. Chikago, 1947.
  193. Paletz David L., Entman Robert M. Media Power Politics. N. Y., 1981.
  194. Graber D. Mass Media and Modern Politics. Washington, 1980.20I.Epstein Edward J. News from Nowhere. N. Y., 1973. 202. Siebert F. S., Peterson Т., Schramm Wilbur. Four Theories of the Press. -USA, 1956.
  195. Tuchman G. Making News. -N. Y., 1978.
  196. Goodwin E. H. Groping for Ethics in Journalism. USA, 1983.
  197. Gans H. Deciding What’s News. N. Y., 1980.
  198. Altschull H. Agents of Power. -N. Y., 1984.
  199. Merrill J. The Imperative of Freedom. -N. Y., 1974.
  200. W. R. (Hg). Politik Kommunikation. Uber die Offentliche Meinungsbildung. Mtinchen-Ztirich, 1979.
  201. W. R. (Hg). Ztir Theori von politischen Kommunikation. -Miinchen, 1974.
  202. Luhmann N. Offentliche Meinung politische Planung. Aufsatze zur Soz-ioilogie von Politik und Verwaltung. — Deutschland, 1971.21 l. McQuail D. Mass communication theory. L., 1987.
  203. Noelle E. Offentliche Meinung und Soziale Kontrolle. // Recht und Staat. Heft 329. Tubungen. 1966.
  204. Political Clientelism. Patronage and Development. L., 1981. 214. Schulz W. Die Konstruktion von Realitet in der Nachrichtenmedien. Eine
  205. Analyse der aktuellen Berichterstattung. Freiburg, 1976. 215. Sturm N. S., Habler R., Helmreich R. Medienspezifische Lerneffekte. Eine empirische Studie zu wirkungen nationalen Zentralinstituts fur das Jugend- und Bildungsfernsehen. — Munchen, 1972.
  206. Held V. The Public Interest and Individual Interests. N. Y., 1970.
  207. Hocking W. Freedom of the Press. Chicago, 1947.
  208. Williams R. Communications. -L., 1962.
  209. Диссертации и авторефераты:
  210. Т. 3. Телекоммуникация в социальном проектировании: Авто-реф. дис. д. социолог, н. -М., 1997.
  211. Аникин J1. С. Институционализация местного самоуправления как способ самоорганизации современного российского общества: Автореф. дис. д. социолог, н. Саратов, 1997.
  212. Т. В. Пресса в региональной политике: Автореф. дис. канд. полит, н. Саратов, 1999.
  213. М. Н. Клиентальные отношения в динамике российской государственности: Автореф. дис. канд. полит, н. -М., 1997.
  214. Ахмедов М. J1. Средства массовой информации как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений (на материалах России (1990−1998): Автореф. дис. канд. полит, н. -М, 1999.
  215. Н. Е. Становление гражданского общества в России. Автореф. дис. канд. полит, н. -М., 1997.
  216. М. А. Региональная печать и власть: приоритеты взаимодействия в условиях современной России: Автореф. дис. канд. полит, н. -М., 1999.
  217. А. И. Взаимодействие властных структур и прессы в период российских реформ (1990-е годы): Автореф. дис. канд. полит, н. -М, 1999.
  218. О. И. Региональная пресса как средство формирования политической и экономической культуры: Автореф. дис. канд. филос. н. Екатеринбург, 1999.
  219. Ю.Воробьев А. М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Автореф. дис. д. филос. н. Екатеринбург, 1999.11 .Гавра Д. П.
  220. JI. В. Имидж политических партий и объединений в электоральном процессе: Автореф. дис. канд. полит, н. Воронеж, 1998.
  221. Д. В. Демократия и участие: опыт политического анализа: Ав-тореф. дис. канд. полит, н. Оренбург, 1997.
  222. JI. В. СМИ в современном политическом процессе (опыт политологического анализа): Дис. канд. полит, н. СПб., 1998.
  223. Н. А. Федерализм и его роль в регулировании национальных отношений (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. н.-М., 2000.
  224. А. Т. Информационная безопасность и информационная политика в структурогенезе межнациональных отношений (на примере Северного Кавказа): Дис. д. полит, н. М., 1999.
  225. П. Н. Социология публицистики в контексте региональной политики: (На материалах Республики Мордовия, 90-е гг.): Автореф. дис. д. социол. н. Саранск, 1997.
  226. С. С. Государственная информационная политика в условиях реформирования российского общества: Автореф. дис. канд. полит, н. -М., 1998.
  227. А. И. Региональная пресса в политическом процессе реформирования российского общества. (Проблемы, особенности и приоритеты): Автореф. дис. канд. полит, н. Орел, 1998.
  228. О. В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (на материалах телевидения Юга России): Автореф. дис. д. филол. н. Краснодар, 1999.
  229. И. Е. Общественное мнение как фактор управления социально-экономическими процессами в регионе и городе: Автореф. дис. канд. социол. н. Волгоград, 1999.
  230. И. Г. СМИ в условиях становления местного самоуправления: Автореф. дис.канд. социол. н. Саратов, 1998.
  231. Л. А. Гражданское общество и демократическое государство (истоки взаимодействия): Автореф. дис. канд. филос. н. Саратов, 2000.
  232. С. П. СМИ в системе социального управления в современной России: Дис. д. социол. н. М., 1998.
  233. В. П. Региональные СМИ в структуре российского общества (социологический аспект): Автореф. дис. канд. социол. н. -М., 1999.
  234. Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Автореф. дис. д. полит, н. СПб., 1998.
  235. И. А. Информационные войны и конфликты идеологий в условиях геополитических изменений конца века: Дис. канд. полит, н. -СПб., 1998.
  236. Д. В. Современная региональная политическая элита: социальные проблемы становления и функционирования: Автореф. дис. канд. полит, н. Саратов, 1997.
  237. А. И. Общественное мнение как фактор региональной политики: Дис. канд. полит, н. Екатеринбург, 1997.199
  238. В. Г. Роль средств массовой информации в этнополитическом конфликте (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. н. -М., 1998.
  239. А. Е. Сравнительная регионология: методологические и историографические проблемы исследования: Автореф. дис. канд. ист. наук. -Саратов, 1997.
  240. В. Я. Деловая пресса региона: состояние и перспективы развития: Автореф. дис. канд. филол. н. СПб., 2000.
  241. А. М. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов (Россия и Швеция): Автореф. дис.канд. филол. н. СПб., 2000.
  242. JI. Г. Современные СМИ как фактор, определяющий специфику духовного влияния на процесс социально-экономического реформи рования: Дис. канд. социол. н. Казань, 1998.
  243. Храму шин В. В. Взаимодействие ветвей власти на региональном уровне: Автореф. дис.канд. полит, н. Саратов, 1997.
  244. Название газеты Учредитель Периодичность Анализируемый период
  245. Доверие общественно-политическое движение «За достойное будущее» Еженедельно Декабрь 1997 -январь 1998
  246. В. Гобозов Еженедельно Сентябрь 1997 -январь 1998.
  247. Отчизна В. Баскаты 2 раза в месяц Декабрь 1997 -январь 1998
  248. Патриотическая Осетия Реском КПРФ 1 раз в неделю Октябрь 1997 -январь 1998
  249. Растдзинад (Правда) Парламент, Правительство и журналистский коллектив 5 раз в неделю 1997−2001
  250. Северная Осетия Парламент, Правительство и журналистский коллектив 5 раз в неделю 1997−2001
  251. Стыр Ныхас Всеосетинский народный совет «Стыр ныхас» Ежемесячно Сентябрь 1997 -январь 1998
Заполнить форму текущей работой