Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства региона в условиях Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен прогрессивный опыт повышения экономической эффективности ЖКХ северных регионов, основу которого составляют, взаимодействие различных форм собственности и экономических ограничений, которые в сочетании с технико-технологическими и природно-климатическими факторами позволяют реализовать новые принципы формирования экономического механизма управления ЖКХ, в частности: а) прекращение прямого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства северного региона как объект исследования
    • 1. 1. Сущность и цели управления ЖКХ в трансформирующейся экономике северного региона
    • 1. 2. Особенности развития жилищно-коммунального хозяйства регионов в условиях Крайнего Севера
    • 1. 3. Современное состояние и тенденции трансформации жилищно-коммунального хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Глава II. Основные направления формирования и реализации стратегии управления жилищно-коммунальным хозяйством региона в условиях Крайнего Севера
    • 2. 1. Институциональные преобразования жилищно-коммунального хозяйства северного региона
    • 2. 2. Совершенствование экономического механизма управления ЖКХ северного региона
    • 2. 3. Формирование инвестиционно-финансового механизма управления ЖКХ региона
    • 2. 4. Разработка и реализация ресурсосберегающей политики в жилищно-коммунальном хозяйстве северного региона
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения

Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства региона в условиях Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена острой потребностью российского общества в совершенствовании управления жилищно-коммунальным хозяйством северных регионов, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности северян и сохранения интеллектуального и производственного потенциала Заполярья.

В процессе трансформации экономических отношений в народнохозяйственном комплексе страны проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) занимает особое место. Во-первых, это одна из крупнейших отраслей народного хозяйства. Во-вторых, эта отрасль наиболее социально значима, что предопределило ее приоритетность в числе национальных проектов России.

В настоящее время ЖКХ страны и ее регионов находится в процессе реформирования, необходимость которого обусловлена отсутствием научно-обоснованной стратегии управления ЖКХ и несовершенством механизмов ее реализации.

Неудовлетворительное финансово-экономическое положение предприятий ЖКХ, требующих огромных дотаций государственного бюджета — с одной стороны, и высокая степень недовольства населения качеством и стоимостью предоставляемых жилищно-коммунальных услугс другой, все более обостряют и актуализируют проблему поиска путей выхода из сложившейся ситуации на местах — в регионах и муниципальных образованиях.

Особо тяжелое положение сложилось в регионах Крайнего Севера, жилищно-коммунальное хозяйство которых всегда функционировало в экстремальных природно-климатических условиях. В процессе становления рыночных отношений в экономике ЖКХ северных регионов пришло в состояние депрессии, обусловленное отсутствием реальных институциональных преобразований, тяжелым финансовым положением входящих в его структуру предприятий, низким качеством предоставляемых услуг, высокой степенью износа основных фондов (60−65%), и, как следствие, повышенной степенью аварийности коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной стратегии управления ЖКХ, реализация которой обеспечит высокий уровень культуры сервиса, повышение качества и доступность услуг, наиболее полное удовлетворение запросов населения.

Новая система экономических отношений предполагает принципиальное изменение функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде всего, превращение потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления.

Необходимость поиска адекватных научно-практических мер по решению проблем, возникающих в ходе формирования стратегии управления ЖКХ северных регионов страны и определила выбор темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Общие проблемы управления ЖКХ, стратегии жилищной реформы в стране рассматривались в работах Аболина А., Белоусова Р., Бокова В., Великанова М., Гапоненко А., Котельникова А., Пчелинцева О., Старовойтова В., Уколова В., Чернявского И. и др.

Обоснованию стратегии управления развитием ЖКХ регионов и территорий посвящены работы Алисова А., Барышникова Ю., Забродина П., Мельникова С., Николаева В., Румянцевой 3., Панкрухина А., Пушкарева Ю., Чернышова Л., Чалова В., Швыркова Ю. и др.

Решению проблем ценообразования ЖКХ, разработке стандартов системы оплаты жилья и коммунальных услуг посвящены работы Авдонина А., Башмакова И. Лексина В., Щенникова И., Шарина В. и др.

Вместе с тем, проведенный автором анализ показал, что проблемы формирования стратегии управления ЖКХ северных регионов России, совершенствования механизмов реализации этой стратегии отражены в специальной литературе недостаточно, что требует дополнительного теоретического анализа.

Объектом исследования является стратегия управления жилищно-коммунальным хозяйством северного региона.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии управления ЖКХ северного региона.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации заключается в том, чтобы обосновать концептуальные основы стратегии управления ЖКХ северных регионов России.

Эта общая цель достигается путем решения следующих основных задач:

— раскрыть сущность и цели стратегии управления ЖКХ в трансформирующейся экономике региона;

— выявить особенности управления ЖКХ региона в условиях Крайнего Севера;

— исследовать современное состояние и тенденции трансформации ЖКХ Ямало-Ненецкого автономного округа;

— обосновать основные направления формирования и реализации стратегии управления ЖКХ региона в условиях Крайнего Севера.

Теоретической и методологической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов, фундаментальные исследования в области менеджмента, экономики, теории управления, прикладные работы по данной проблеме, действующее российское законодательство, нормативные акты и другие официальные документы, регулирующие функционирование и развитие ЖКХ регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

Используется совокупность приемов и методов научного познания социально-экономических явлений и процессов: программно-целевого, статистического анализа, а также метод сравнительного анализа и экспертных оценок.

В качестве эмпирического материала использовались статистические данные Госкомстата РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и другие материалы по управлению ЖКХ.

Новые научные результаты, полученные лично автором, состоят в том, что найдены и научно обоснованы пути решения важной народнохозяйственной задачи — осуществлена разработка концептуальных основ формирования и реализации стратегии управления ЖКХ северного региона, включающих научное обоснование целей развития ЖКХ, их ориентацию на устойчивый рост качества и уровня жизни населения, совершенствование существующих и формирование новых механизмов реализации стратегии управления развитием ЖКХ северных регионов России. В частности:

1. Определена специфика функционирования и развития ЖКХ регионов Крайнего Севера России. Доказано, что ЖКХ этих регионов, занимающих ведущее положение в обеспечении энергоресурсами всей страны, нуждается в принципиально новых механизмах управления, обеспечивающих особый режим финансирования и инвестирования этой отрасли, в частности, разработки экономического, инвестиционно-финансового и институционального механизмов управления, учитывающих экстремальные природно-климатические условия Крайнего Севера.

2. Уточнена стратегическая иель управления ЖКХ северных регионовобеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения на основе: а) институциональных преобразований (отношения собственности, нормативно-правовая база, новая институциональная сфера) — б) модернизации производственно-технического потенциала (внедрение надежного оборудования и механизмов в северном исполнении, инновационных технологий, развитие малой энергетики) — в) разработка и внедрение территориальных нормативов (системное нормирование энергоснабжения и энергопотребления, энергоаттесгация и энергоаудит, паспортизация критических параметров жизненного цикла объектов ЖКХ).

3. Выявлены институциональные факторы управления ЖКХ северных регионов в рыночных условиях, в которых основными движущими силами выступают не идеологические декларации, а конкретные достижимые цели создания нового качества услуг ЖКХ на основе объединения интеллектуальных, природно-сырьевых, экономических, финансовых и человеческих факторов, что требует не столько формулирования новых институтов и определения северных ограничений развития, сколько последовательной деятельности государства по усвоению и принятию общественным сознанием новой институциональной среды, превращающей общество и граждан из потребителей услуг ЖКХ в активных субъектов управления этой важнейшей отраслью народного хозяйства.

4. Обоснованы пути институциональных преобразований ЖКХ и стратегия формирования институциональной среды ЖКХ северных регионов, которую автор рассматривает как совокупность институтов, норм, правил и традиций северного образа жизни, обеспечивающих надежность объектов (систем) ЖКХ на основе эффективного взаимодействия всех объектов и субъектов управления в реализации политических, социальных и экономических интересов населения.

5. Выявлен прогрессивный опыт повышения экономической эффективности ЖКХ северных регионов, основу которого составляют, взаимодействие различных форм собственности и экономических ограничений, которые в сочетании с технико-технологическими и природно-климатическими факторами позволяют реализовать новые принципы формирования экономического механизма управления ЖКХ, в частности: а) прекращение прямого бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплексаб) замена бюджетных дотаций предприятиям на финансируемые бюджетом инвестиционные программы развития и модернизации коммунального комплекса и жилого фондав) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКХг) создание научно обоснованной системы тарифного регулированияд) создание эффективной системы социальной поддержки населения.

6. Доказано, что в качестве стратегических объектов управления ЖКХ северных регионов выступают интегрированные факторы — процессы инвестирования и финансирования. На основе их анализа разработана обновленная методика формирования и реализации инвестиционно-финансового механизма управления ЖКХ, включающая: а) механизм развития источников финансирования (средства потребителей, бюджетные ассигнованиясубвенции и субсидии) — б) механизм нетрадиционных источников (доходов от сдачи придомовой территории в аренду, под парковку автомобилейфасадов домов для размещения рекламы и т. д.) — инвестиционный механизм (затрат возмещение на капитальный ремонт, на восстановление и реконструкцию, на страхование жилищного фонда).

7. Обосновано положение о том, что в разработке и реализации ресурсосберегающей стратегии ЖКХ северных регионов приоритетными должны быть не отдельные технологии, а их целостные совокупности, которые обладают конкретными качественными и количественными характеристиками, отражающими научно-техническое состояние производственного потенциала ТЭК региона. Доказано, что достижение высокой энергоэффективности ЖКХ, качество энергетических услуг в сфере жизнедеятельности населения обеспечивается применением эффективных производственных, цифровых аналитических и управленческих технологий, позволяющих проводить оперативный энергоаудит, мониторинг, прогнозирование и удовлетворение энергетических потребностей каждого жителя Крайнего Севера.

8. Выявлена основная особенность заключительного этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов Крайнего Севера — изменение стратегии ценообразования, переход от повышения тарифов для устранения разрыва в ценах с другими отраслями экономики в результате инфляции к более плавному изменению тарифов, учитывающему динамику реальных доходов населения. Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения переход к эффективной рыночной системе хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты доведены до конкретных практических рекомендаций по разработке и реализации стратегии управления жилищно-коммунальным хозяйством северных регионов. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, использованы в процессе формирования стратегии развития ЖКХ Ямало-Ненецкого автономного округа.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в работе исполнительных и представительных органов власти северных регионов России и предприятиями ЖКК северных территорий, а также в процессе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Положения и выводы исследования апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены на методологических семинарах кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на совещаниях руководителей и специалистов ЖКХ Ямало-Ненецкого округа. Основные результаты исследования изложены в 7 публикациях автора общим объемом 5 п.л.

Логика и структура работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Жилищно-коммунальное хозяйство северных регионов России занимает особое положение в их экономике. Во-первых, это одна из крупнейших отраслей хозяйства регионов и, во-вторых, наиболее социально значимая сфера, так как от нее зависит не только уровень жизнедеятельности населения территории, но и в прямом смысле его выживание.

2. В настоящее время ЖКХ северных регионов России переживает кризисный период, что обусловлено, прежде всего, отсутствием научно обоснованной стратегии управления этой отраслью, и, как следствие, ее дотационностью, неудовлетворительным финансовым положением, неразвитостью конкурентной среды, чрезвычайно высокой степенью износа основных фондов. Все это приводит к неэффективной работе предприятий отрасли, большим потерям тепло-, электрои других видов энергии и ресурсов.

3. Высокая степень недовольства населения качеством и ценами предоставляемых жилищно-коммунальных услуг диктует необходимость теоретического исследования путей вывода этой жизненно важной отрасли на траекторию устойчивого высокоэффективного развития и обоснования научно обоснованных рекомендаций по ее модернизации.

4. Нуждается в совершенствовании теория и практика формирования стратегического управления ЖКХ северных регионов России, которое функционирует в исключительно сложных, экстремальных природно-климатических условиях. Научная проработка концепции стратегического управления.

ЖКХ регионов включает следующие этапы: во-первых, выявление сущности и обоснование системы целей развития ЖКХ северных регионовво-вторых, формирование научно обоснованной стратегии государства по созданию нормальных условий жизнедеятельности населения северных территорийв-третьих, обоснование механизмов и ресурсов реализации стратегических целей развития ЖКХ регионов в условиях Крайнего Севера.

5. Нуждаются в совершенствовании экономический и инвестиционно-финансовый механизмы управления ЖКХ северных регионов. Реализация предложений автора по их трансформации повышает эффективность управленческой деятельности региональных исполнительных и законодательных органов в этой сфере. Без эффективного государственного регулирования и инвестирования ЖКХ северных регионов реализация предложенной стратегии затянется на долгие годы, приведет к невосполнимым материальным и социальным потерям.

6. Эффективность механизмов реализации «северной» стратегии развития ЖКХ требует коренных институциональных преобразований на федеральном и региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (чЛ). Ст. 14.
  7. Жилищный кодекс РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. № 26. Ст. 883.
  8. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
  9. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  10. Указ Президента РФ от 01 декабря 2004 г. № 1487 «О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4889.
  11. Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595 «О Государственной целевой программе „Жилище“» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 28. Ст. 2593.
  12. Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 23. Ст. 2566.
  13. Правила предоставления коммунальных услуг и правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1099 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 26. Ст. 2795.
  14. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002−2010 голы» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3770.
  15. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
  16. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 18. Ст. 2131.
  17. Постановление Правительства РФ от 08 апреля 2004 г. № 196 «Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» // Собрание законодательства. 2004. № 15. Ст. 1488.
  18. Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г, № 286 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2568.
  19. Иоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята участниками Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию. Йоханнесбург. 26 августа-4 сентября 2002 г. // http://www.un. org/russian/conferen//wssd/docs/declwssd.pdf
  20. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 30 декабря 2001 г., 2 ноября и 21 декабря 2004 г.).
  21. Книги, монографии, брошюры, статьи:
  22. A.A. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. -2005.-№ 2.
  23. А., Глотова М. Частный капитал в реформе ЖКХ: мечты или реальность // Управление капиталом. 2004. — № 8.
  24. А.Н., Барышников Ю. Н. Управление жилищно-коммунальным хозяйством региона. // Новое в экономике и управлении № 7. М.: МАКСПресс, 2006.
  25. А.Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона. М.: Прогресс, 2004. — 430с.
  26. C.B., Каменева Е. А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М.: Осв, 2003.
  27. И. Способность и готовность населения оплачивать жилишно-коммунальные услуги // Вопросы экономики. 2004. -№ 4.
  28. И.В. Управление муниципальными системами по договору с собственником // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 6. — С.34−37.
  29. В. Жилищно-коммунальная политика должна быть человечной // Диалог. 2002. — № 2. — с. 43−54.
  30. В.В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы. -М.: Инфра-М, 2001.-256 с. Булгакова И. А. Энергосбережение в Ямало-Ненецком автономном округе // Энергетика Тюменского региона. 1999, № 2. 0,4 п.л.
  31. И.А. Энергосбережение и лимитирование топлива // Энергетика Тюменского региона. 1999, № 3.
  32. И.А. Состояние и перспективы развития энергосбережения города Салехарда // Энергетика Тюменского региона. 2002, № 1.
  33. И.А. Государственная политика в области ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории ЯНАО и ее влияние на привлечение инвестиций // Вопросы регулирования ТЭК: регионы и Федерация. 2005, № 1.
  34. И.А. Современное состояние и тенденции трансформации жилищно-коммунального хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа. В сб. Новое в экономике и управлении. Вып. 8 МАКС Пресс, 2006.
  35. И.А. Модернизация жилищно-коммунального хозяйства региона в условиях Крайнего Севера // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. 2006, № 35.
  36. И.А. Особенности развития жилищно-коммунального хозяйства региона в условиях Крайнего Севера. В сб. Новое в экономике и управлении. Вып.8 МАКС Пресс, 2006.
  37. Н.М. Управление устойчивым социально-экономическим развитием сырьевого региона- Автореферат диссертации канд. эконом, наук. М., 2002. — 24
  38. М.Д. Привлечение инвестиций международных финансовых организаций в ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. -2003.-№ 8.-С.34−20.
  39. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.- Экономиста, 2003.- 528 с.
  40. Р.Г. Регионы России: внутрирегиональная политика. Устойчивое развитие и безопасность. Омск, 1997. — 208 с.
  41. A.M. Долгосрочные контрактные отношения власти и бизнеса // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ.-2004.-№ 7.
  42. Гапоненко AJI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Издательство РАГС, 2001. -224с.
  43. A.JI. Управление экономическим развитием. -М., 1997.- 73 с.
  44. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление, М.: Омега-JI. 2004.-472 с.
  45. А. Теплосберегающие технологии в ЖКХ Москвы // Известия. 13 июля 2005 г.
  46. Д.П. Новый порядок управления многоквартирными домами // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ 2005. — Лг"3. — С.9−15: 2005.-№ 4. -С.3−9.
  47. В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист. 2004. — № 7. — С.47−54.
  48. В. Экономическая власть и институциональная теория // вопросы экономики. 2004. — № 3.
  49. А.Ю. Частные компании на рынке ЖКУ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. — № 6.
  50. Н.И., Симонов Ю. Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство. -М.: ИКЦ-2004.
  51. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь Мир, 2004. — 352 с.
  52. Е.В., Попова М. В. Экономика жилищно-коммунального хозяйства России. М.: ТЕИС, 2002.
  53. В.А. Развитие отраслей коммунального хозяйства и жилищной сферы Российской Федерации // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. -2003.-№ 9.
  54. Жилищная политика местных властей: Уроки западно-европейского опыты и реформы России. СПб.: Наука, 1998. — 290 с.
  55. П.И. Формирование корпоративной системы управления экономикой жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования: Автореферат диссертации канд. эконом, наук. М., 2000.-22 с.
  56. Зб.Зайнашева 3. Совершенствование территориального управления сферой услуг // Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 4.
  57. H.H., Козлов A.B. Модель управления ЖКХ на территории муниципального района (городского округа) // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2005. — № 2.
  58. Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Как научиться эффективно управлять квартирой, домом, придомовой территорией, минимизировать расходы на квартплату: Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 6. М.: ЗАО «Библиотечка РГ». — 208 с.
  59. Зуйкова J1. Проблемы управления региональными рынками жилья в условиях переходной экономики России // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 6.
  60. В.И., Мельников СБ., Могилевский JIM., Сильвестров С. Н., Строев Е. С. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение качества жизни каждого. М.: Славянский диалог, 1997.
  61. Н.В. Реструктуризация предприятий в системе реформирования ЖКХ: автореферат диссертации канд. эконом, наук. -М. 2006. -23 с.
  62. О.С., Акчурин Р. Т. Изменения в законодательстве о ТСЖ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 11.
  63. Р.Г. Муниципальные образования: проблемы и подходы к их решению // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2005. -№ 1.
  64. С.А. Предоставление жилищно-коммунальных услуг. -СПб.: Петрополис, 2002. 294 с.
  65. И.В., Прокофьев В. Ю. Особенности построения системы управления ЖКХ малых муниципальных образований // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2003. — № 10.
  66. С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2004. — № 10. -Колодко Г. Институты, политика и экономический рост // Вопросы экономики. — 2004. — № 7.
  67. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Постатейный / Под редакцией Чаянова С. Е. М.: Ось, 2004. — 304 с.
  68. А.О. Частный бизнес в ЖКХ: проблемы выживания // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2005. — № 3. Котилко В. В., Санин И. И. Стратегия развития сферы услуг. — М.: Сатурн-С, 2003. — 248 с.
  69. А.Д. Основные направления улучшения состояния жилищного фонда // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 6.
  70. ЗЗ.Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ ивозможности культивирования институциональных изменений)
  71. Вопросы экономики. 2005. — № 5.
  72. В.А., Любовный В. Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. М.: Дело, 2005,-240 с.
  73. И.В. Развитие муниципальной сферы услуг. М.: Издательство РАГС, 2002. — 67 с.
  74. Д.А. Комитеты общественного самоуправления: тенденции развития // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С.31−39.
  75. Лекции по экономике города и муниципальному управлению. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. — 340 с.
  76. М.И., Сиваев С. Б. Местное самоуправление и реформа жилищно-коммунального хозяйства // Общественные науки и современность. 2004. — № 3.
  77. Л. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы // Мировая экономика и международные отношения. 2004. -№ 3.
  78. В.В. Управленческие решения в системе устойчивого развития региона // www.rags.ru
  79. М.А. Совершенствование управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях адаптации к рынку:
  80. Автореферат диссертации .канд. эконом, наук. СПб. 1998.-24с.
  81. И.П. Правовые и финансовые основы функционирования управляющих компаний // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 6.
  82. Э. О регулировании отношений между собственниками коммунальной инфраструктуры и созданными ими эксплуатирующими организациями // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. -2004.-№ 7.
  83. Э. Основные принципы и направления реформирования муниципального хозяйства // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 11.
  84. В.В. Управленческие решения в системе устойчивого развития региона // www.rags.ru
  85. Л. Жилищный сектор в постсоциалистических странах Европы // Мировая экономика и международные отношения. 2004.3.-С.89−95.
  86. М.А. Совершенствование управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в условиях адаптации к рынку:
  87. Автореферат диссертации .канд. эконом, наук. СПб., 1998.-24с.
  88. В. Социальные услуги сегмент рынка человеческого капитала // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 3.
  89. И. Об управлении объектами городского хозяйства в Грузии // Общество и экономика. 2005, — № 1. — С.219−223. 136. Матросов В. М. Стратегии устойчивого развития России // Наука. Политика. Предпринимательство. — 1999. — &bdquo-'Ь1−2.
  90. СБ. Муниципальный менеджмент. Участие населения и финансирования социально-экономических программ развития своего города (района). М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995. -64 с.
  91. С.Б. Учение об инкорпоратизме. 4.1. Методологические основы. М., 2002.
  92. Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона / Под общей редакцией А. П. Панкрухина. М., Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСКГАКИ, 2001. — 236 с.
  93. Менеджмент в сфере услуг / Под редакцией В. Ф. Уколова. М.: Луч, 1995.-347 с.
  94. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 704 с.
  95. Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4.
  96. Муниципальный менеджмент / Под общей редакцией В. Н. Иванова, С. Б. Мельникова. М.: Муниципальный мир, 2004. — 412 с.
  97. Е.С. Проблемы ЖКХ с позиции частного бизнеса // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2005. — № 3.
  98. JI.A. Экономика и социальная сфера Канады в начале XXI века // США, Канада: Экономика, политика, культура. 2004. — № 7.
  99. В.А. Формирование институциональной среды муниципальных экономических систем. Ульяновск, 2004. 230 с.
  100. Н. Новая европейская жилищная и городская политика // Проблемы прогнозирования. М., 2000. — Вып. 2.
  101. А.П. Маркетинг. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 656 с.
  102. А.П. Маркетинг территорий. М.: Издательство РАГС, 2002.-328 с.
  103. Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: Юрайт-М, 2001. — 327 с.
  104. А. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С.67−82.
  105. Н.В. Акционирование муниципальных предприятий ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономикаи управление предприятием ЖКХ. 2004. — № 12. — С.9−12.
  106. Т.Г., Великоиваненко В .И. Методология управления жилищным фондом в современных условиях // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. — № 7. — С, 10−13.
  107. Проблемы и технологии управления развитием социально-экономических систем: Сборник статей /' Под общей ред. А. Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС. 2004. — 244 с.
  108. О.В. Зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тюменского государственного университета. 1998. — № 1.
  109. A.C. Социальные аспекты преобразований в жилищной сфере // Модернизация экономики России: Социальный контекст. Кн.2. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  110. Пузанов А. С, Жилищная экономика и жилищная политика // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. -ML:
  111. Фонд «Институт экономики города», 2004.
  112. Ю.А. Экономические механизмы регулирования отношений поставщиков и потребителей ЖКУ // ЖКХ: журналруководителя и главного бухгалтера. Экономика -и управлениепредприятием ЖКХ. 2004. — № 6.
  113. О., Белкина Т. Жилищные реформы и европейская интеграция // Проблемы прогнозирования. М., 1997. — Вып.1.
  114. Пчелинцев О. С, Минченко М. М. Регионы России: современное состояние и проблемы перехода к устойчивому развитию // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт ил проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002.
  115. Л. Новое в правовом регулировании оплаты жилья икоммунальных услуг // Хозяйство и право. 2003. — № 11. — С. Н1. ЗО.
  116. Регион: к новому качеству управления / Под научной редакцией
  117. Ю.П. Алексеева и А. Н. Падучина. М.: Луч, 2000. — 320 с
  118. Регион: ресурсы местного самоуправления / Под научнойредакцией Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. М.: БСТ, 1999. — 200 с.
  119. Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 4.
  120. Ю.М. Управляющие компании в ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 11.
  121. И.И. Совершенствование механизма управления жилищно-коммунальным комплексом в современных условиях // Управление: стратегии и развитие социально-экономических систем. Сборник статей / Общ. ред. Гапоненко A.JI. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  122. СБ. Коммунальная инфраструктура // Лекции по экономике города и муниципальному управлению, М.- Фонд «Институт экономики города», 2004.
  123. Ю.Ф., Дрозд Н. И. Жилищно-коммунальное хозяйство: Справочник. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 272 с.
  124. В.Б. Эволюция форм собственности в США: современные особенности // США, Канада: Экономика, политика, культура. -2001.-№ 1.11 б. Сухоруков ММ. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4.
  125. О.Н. О новом законе о местном самоуправлении // Модернизация экономики России: Социальный контекст. Кн.1. -М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  126. Т.П. Новые методы управления ЖКХ с привлечением частного бизнеса // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 12.
  127. Теория управления / Под общей редакцией АЛ. Гапоненко, А. П. Панкрухина. -М.: Издательство РАГС, 2003. 558 с.
  128. М. Экономическое развитие. М.: Экономическийфакультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. 671 с.
  129. А.И. Устойчивое региональное развитие в России: утопия или реальность? // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002. — С.298−317.
  130. В.Ф. Теория управления. М.: Экономика, 2003. — 576 с.
  131. С.М. Жилищно-коммунальное хозяйство: реформационные альтернативы // Российский экономический журнал. 2003. — № 3.
  132. A.M. Шишкин И. Ф. Оценка качества жилищно-коммунальных услуг ЖКХ: журнал руководителя и главногобухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 7.
  133. СЛ. Об управлении в жилищной сфере // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. — № 12.
  134. C.JI. Основные проблемы привлечения населения к управлению собственным жильем // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. -2004.- № 8.
  135. ИО.Филимонов СЛ., Шешко Г. Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. М.: МЦФЭР, 2005. — 480 с.
  136. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: ИД «Питер», 2002. — 752 с.
  137. В.И., Карданов В. З. Институциональные предпосылки реформирования ТЭК России. М.: 2001.
  138. В.И., Докторович А. Б. Институциональные проблемы экономического и социального развития регионов // Экономика региона: технологии деловой активности. -М.: 1999
  139. JI.H. Экономические механизмы повышения качества жилых зданий // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2004. -№ 8.
  140. JI.H., Мунтян В. Н., Пасечников В. П. Муниципальный трест ЖКХ: движение к рынку // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ.-2004.-№ 8.
  141. В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 623 с.
  142. Ф. Основы теории государственного управления. М: Э’кекомикз. 2003.-518 с.
  143. В.И. «Третий» сектор экономики: вопросы социальной помощи. -Екатеринбург: Полиграфист, 2002. 178 с.
  144. А.Н. Реформа муниципальной собственности // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Экономика и управление предприятием ЖКХ. 2005. — № 4.
  145. Е.С. Становление жилищного движения в России // Социс.-1995.-№ 10.
  146. И.В. Стратегическое управление инвестиционнымипроцессами в жилищной сфере крупного города: Автореферат диссертации. канд. эконом, наук. М.- МАКСПресс, 2004.
  147. A.C., Девяткин СВ. О новой парадигме управления региональным развитием // Устойчивое развитие. Наука и Практика. -2002.-№ 1.
  148. Ю.М., Алисов А. Н. Прогнозирование ипланирование в управлении экономикой региона. В кн.:
  149. Региональная экономика и управление. М.: 2006.-615 с. 152. Экономика жилищно-коммунального хозяйства / Под редакцией
  150. Ю.Ф. Симионова. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательскийцентр «МарТ», 2004. 208 с.
  151. Е.Г. Нерыночный сектор: Структурная реформа иэкономический рост. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 88 с.
Заполнить форму текущей работой