Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе наблюдения за работой детского клуба мы проанализировали систему межличностных отношений, отношения каждого к самому себе, то есть особенности самосознания и самооценки, куда входят умения посмотреть на себя со стороны, увидеть свои возможности, соотнести свои установки с более широкими социально значимыми ценностями и ориентациями, а значит еще одно слагаемое клубного развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности
    • 1. Теория детской игровой деятельности
    • 2. Специфика детской игровой деятельности в учреждениях культуры
    • 3. Педагогические особенности детской игровой деятельности
  • Глава II. Организационно-методическая специфика педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры. ч
    • 1. Модель педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры
    • 2. Технология педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры
    • 3. Методические основы детской игровой деятельности в учреждениях культуры

Педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена объективными предпосылками становления гражданского общества, государства, идеалом которого провозглашается свободная и гуманная, творческая, гармонично-целостная личность. Становление такой личности требует создания системы педагогического регулирования всех видов деятельности, основанной на научных идеях постоянного развития и саморазвития личности начиная с детского возраста.

Большим потенциалом для развития саморазвития, самоопределения и самореализации личности обладает система учреждений культуры. Во всем разнообразии деятельности учреждений культуры, их оперативного реагирования на происхождения события в жизни страны, детской работе до сих пор уделяется слабое внимание. Поскольку основное предназначение учреждений культуры — развитие мотивации у посетителей к познанию, творчеству, самообразованию через участие в культурно — досуговых программах и предметной деятельности, требуется высокий уровень организации аудитории, в том числе и детской, для которой можно создавать желаемый воображаемый мир.

Однако в ходе предварительного анализа проблемы диссертант встретился со следующими проблемами: безразличие детей к общественной жизнибезразличие к содержанию игры, следовательно, нет интереса к проводимым детским игровым программам в учреждении культурыотсюда теряется потребность и мотивация к ценностно-ориентированным играм, чтобы раскрыть творческий потенциал, стимулировать интерес к участию в играх.

Добровольность и свобода выбора детей в учреждениях культуры, отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности, возможность реализации творческого потенциала создают уникальные условия для саморазвития детей. Поэтому остро встает проблема педагогического сопровождения ценностно-ориентированной игровой деятельности в учреждениях культуры, под которым понимается педагогический принцип и система профессиональной деятельности специалистов учреждений культуры, направленная на создание условий для мотивированного выбора форм деятельности. Педагогическое сопровождение включает технологию педагогической работы, как комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность детей в значимое для них событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Педагогическое сопровождение процесса ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры состоит из следующих компонентов:

— подготовленность специалистов учреждений культуры к работе с детьми;

— психолого-педагогическое обеспечение ценностно-ориентированной игровой деятельности учреждений культуры;

— педагогическое конструирование ценностно-ориентированной детской игровой деятельности учреждений культуры.

Отсутствие системы педагогического обеспечения и сопровождения ребенка в ценностно-ориентированной детской игровой деятельности остро ставит вопрос об изучении организационных основ деятельности учреждений культуры, о разработке научно — методических рекомендаций, индивидуально ориентированных на взаимодействие специалистов учреждения культуры с детьми, разработку новых форм и содержания игровой деятельности детей. Инновации в организации детской игровой деятельности, создание условий для их саморазвития требуют принципиально новых подходов к профессиональной подготовке специалистов учреждений культуры в вузах культуры и искусств.

Степень научной разработанности проблемы. Специфика детской игровой деятельности привлекала внимание многих исследователей.

Самосозидание человека как основной способ формирования личности изучен в трудах В. Петрова, В. Медведева и др.

Проблема самовоспитания с психолого-педагогических позиций разработана А. Г. Ковалевым, А. И. Кочетовым и др.

Бесценен опыт коммунарства, коллективно-творческих дел и традиций детских учреждений культуры, технологий сотрудничества и сотворчества в саморазвитии личности (В. Бедерханова, О. Газман, И. Иванов, М. Казакина, В. Караковский, А. Кирпичник, А. Лутошкин, А. Мудриic, JI. Новикова, Ф. Шапиро, С. Шмаков и др.).

Педагогическое содействие саморазвитию, роль специалиста в личностном саморазвитии личности исследовали Т. В. Колонтаевская, Л. П. Лазарева и др.

Вопросы создания условий для саморазвития личности в культурно-образовательном пространстве изучены Т. Ю. Благовой, К. Е Глазуновой, Н. И. Гонта, В. М Дубоделовой, А. С. Еропкиной, В. Г. Красниковым, Ю. Н. Окуневым, Г. Г. Ольшанской, Т. А. Плотниковой, В. А. Путинцевой, С. Г. Степановым и др.

Проблему формирования профессионально значимых качеств специалиста учреждения культуры, способствующих развитию потенциала личности, раскрывают М. А. Боенко, Е. В. Воропай, Л. М Калнииш, О. В. Койкова, О. В. Кугаевская, В. А. Одинцова, Л. В. Резниченко, Н. Е. Седова и др.- самообразование, как составную часть саморазвития, его технологию, виды, структуру — Ю. Е. Калугин, Е. А. Шуклина и др.

Универсальные педагогические составляющие игровой деятельности исследовали А. Болл, Е. Рыбинскийпланирование игровой деятельности с учетом интересов детей, проблемы содержания деятельности в детских учреждениях культуры — А. Волохов, Е. Казакова, О. Майорова, К. Мулин, И. Николаев, И. Фришман, В. Хруст, Е. Чепурных и др.- факторы и барьеры саморазвития — А. Андрейченко и др.

Основные позиции исследования детской игровой деятельности базировались на теоретических положениях о сущности, структуре, процессе воздействия социально-культурных факторов (М.А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Д. Жарков, JI.C. Жаркова, А. С. Каргин, Ю. Д. Красильни ков, Н. А. Паршиков, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков, Н. Н. Ярошспко и др.).

Теория и практика исследования педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры выявили ряд противоречий.

Во-первых, учреждения культуры предоставляет возможность выйти из-под жесткого контроля образовательного учреждения и влияния семьи, подчас подавляющего стремление детей к саморазвитию. Отрыв от семьи и школы, от привычных взаимоотношений, от устоявшегося мироощущения, где любые проблемы, возникающие на жизненном пути детей, разрешаются при поддержке взрослого, и попадание в новую среду жизнедеятельности требует самостоятельности и принятия собственных решений. Подобная смена обстоятельств не может не влиять на психологическое состояние детей. В связи с этим возникает необходимость создания условий для саморазвития детей через игровую деятельность при минимальном эмоционально-психологическом дискомфорте.

Во-вторых, с одной стороны, игровая деятельность направлена на развитие активности, самостоятельности, индивидуальности каждого ребёнка, самореализации. С другой стороны, ребенок находится в состоянии постоянного коллективного проживания и ощущает на себе его воздействие, поскольку проводит досуг согласно коллективным законам, действующим в учреждениях культуры. В связи с этим возникает необходимость нового содержания игровой деятельности, специальных форм и методов педагогического сопровождения, то есть ценностно-ориентированной детской игровой деятельности.

Всё это и определило тему нашего исследования: «Педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры».

Целью исследования является теоретическое обоснование, апробация и внедрение модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в практику учреждений культуры.

Объект исследования — детская игровая деятельность в учреждениях культуры.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры будет осуществляться более эффективно, если:

• реализовать научную концепцию А. Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры;

• создать систему форм и методов педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры;

• содержание совместной деятельности ребёнка и специалистов учреждения культуры целенаправленным и представить собой комплекс культурно — досуговых программ, обеспечивающих вовлечение детей в созидательную игровую деятельность, стимулирующих саморазвитие;

• сформировать готовность специалиста учреждения культуры к реализации игровой деятельности детей, построенной на общении, понимании и сотрудничестве разновозрастного коллектива, посредством регулирования социально — культурной деятельности.

Проверка выдвинутой гипотезы потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:

• уточнить понятие «ценностно-ориентированная детская игровая деятельность» в учреждениях культуры и выявить его структуру;

• теоретически обосновать систему педагогического обеспечения ценностно-ориентированной игровой деятельности детей в учреждениях культуры;

• проанализировать особенности современного состояния деятельности учреждений культуры как педагогически ориентированной среды, обеспечивающей саморазвитие детей на основе метода игры;

• разработать модель педагогического сопровождения ценностно-ориентированной игровой деятельности детей в условиях учреждений культуры;

• провести сравнительный анализ деятельности специалистов культуры, работающих в русле научной концепции А. Д. Жаркова, выявить корреляционную зависимость между уровнем готовности специалиста к педагогическому обеспечению игровой деятельности детей и уровнем саморазвития детей;

• экспериментально проверить эффективность модели процесса педагогического сопровождения ценностно-ориентированной игровой деятельности детей в учреждениях культуры и внедрить её в практику.

Методологическую базу исследования составили философские положения о духовном и творческом развитии личности, целостности и взаимообусловленности явлений окружающего миратруды отечественных философов (М.М. Бахтина, Н. А. Бердяева, B.C. Соловьева, JI.H. Гумилева и др.), утверждающих гуманизм, целостность личности, ее место в культуре, а также философские взгляды на сущность и роль игры в жизни человека.

Гуманистическую направленность исследования, ориентацию на общечеловеческие ценности, уникальность и неповторимость каждого человека, на положения о свободе выбора и ответственности каждого человека в творении самого себя обеспечили труды Я. А. Коменского, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, К. Д. Ушинского, В. Франкла, Э. Фромма, Т. С. Шацкого и др.

Общенаучная методология исследования базируется на научных подходах, обеспечивающих целостное рассмотрение игровой деятельности как многоаспектного явления. Это деятельностный (Б.Г. Ананьев, А. В. Петровский, И. Ю. Кулагина, Б. М. Теплов, JI.M. Фридман и др.) и личностный подходы (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтев и др.).

Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияконтент-анализ нормативной учебно-методической документации учреждений культурытеоретического моделирования, обобщение опыта деятельности учреждений культурынаблюдение за практической деятельностью специалистов и детей в учреждениях культуры в рамках констатирующего этапа педагогического экспериментакомплексная методика формирующего эксперимента по игровой деятельности детей в учреждениях культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• раскрыты сущность и специфика педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры по содержанию, по месту и времени их проведения, по возрасту их участников, по степени регулирования;

• обоснована роль учреждений культуры как социально-культурного феномена, способного продуктивно влиять на игровую деятельность детей по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические, рекреационные),.

• дано педагогическое обоснование взаимосвязи объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на педагогическое регулирование ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры, посредством привлечения традиций народной художественной культуры и культурно — досуговой деятельности через многообразие программ;

• разработана система игровой деятельности детей, включающая: самообслуживание, самоуправление, саморазвитие, систему взаимодействия и общения, основанная на современных технологиях социально-культурной деятельности, обеспечивающих желаемый результат;

• разработаны научно-методические рекомендации, программы развития детей: общеобразовательных и культурно-досуговых, отражающих ценностно-ориентированное содержание деятельности, отвечающее интересам детей и родителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически разработаны и научно обоснованы:

1. Понятийно-категориальный аппарат педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры, развивающий спектр различных трактовок, точно раскрывающих определение игры.

2. Углублено научное представление о теории педагогического сопровождения игровой деятельности, разработанной на основе концептуального обоснования инновационной педагогической технологии игровой деятельности, ориентированной на содержательное развитие целостной личности ребёнка.

3. Модель педагогического обеспечения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности, включающая следующие блоки:

— теоретический, в структуре которого ценностно-ориентированная игровая деятельность, как совокупность идей, педагогического сотрудничества и личностно — деятельностного подхода, направленные на развитие детей, на понимание и взаимодействие его субъектов, на освобождение сил ребёнка для творчества, понимание его устремлённости к самостоятельному поиску креативного решения досуговых проблем. признание концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры, как основы целостной системы игровой деятельности, базируется на единстве содержательного и творческого развития и саморазвития ребёнка, что обеспечивает развитие целостной личности и стабильное качество деятельности учреждений культуры;

— педагогическое конструирование и проектирование новых смыслов отнесения технологий педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры к категории творческихкреативность целостного средообразовательного процесса, представляющего собой систему деятельности специалистов, направленную на системное творчески-игровое развитие в едином содержательном поле регламентированных совместимых с педагогом самостоятельных форм организации и самоорганизации, на создание условий для ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры.

4. Теоретически обоснованна педагогическая технология ценностных ориентаций игровых форм для детей в условиях учреждений культуры, с постепенным усложнением содержания, включающих постепенную активизацию творческих заданий, системно направленных на саморазвитие детей.

5. Определены и обоснованы новые смыслы ценностно-ориентированной игровой деятельности детей в условиях учреждений культуры, креативность целеполагания и результатов, ориентированная на развитие творческого потенциала уникальной целостной личности ребёнка с умениями и навыками, способствующие максимальной реализации своего творческого потенциала в игровой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит во внедрении результатов исследования в деятельность учреждений культуры, центров досуга, детских развлекательных центров. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации специалиста учреждения культуры, педагогов школы и учреждений образования детей, в средних учебных заведениях, педагогических вузах и вузах культуры и искусств. Внедрены в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств и используются при проведении занятий по основному курсу «Технология культурно — досуговой деятельности».

По итогам исследования разработаны методические рекомендации: для специалистов учреждений культурыдля руководителей детских досуговых учреждений.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. и осуществлялось в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертанта к современному состоянию детской игровой деятельности, проблемам и перспективам совершенствования педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) проведено теоретическое осмысление проблемы, определены основные трудности, испытываемые специалистами, педагогами, студентами в работе с детьми в учреждениях культуры, изучен положительный опыт деятельности детских учреждений, проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов и деятельность учреждений культуры города Москвы.

Был осуществлён анализ научных источников, сформулирована тема, разработаны программа и методика исследования. Изучалась философская, психологическая, культурологическая, педагогическая литература и документальные материалы.

Второй этап исследования (2006;2007 гг.) носил поисково-экспериментальный характер, был проведён анализ фактологического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов и исследования, выявлены организационно — педагогические и методические условия для организации педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры. На этой основе была организованна опытно — экспериментальная работа по педагогическому регулированию игровой деятельности детей в учреждениях культуры.

В основу опытно — экспериментальной работы вошёл социальнопедагогический эксперимент, цель которого — поиск наиболее эффективных условий для внедрения педагогического подхода в детскую игровую деятельность в учреждения культуры.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы. Проанализированы полученные данные, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы и теоретического осмысления проблемы. Разработаны и изданы учебно-методические пособия. На основе этого сделан анализ эффективности педагогического сопровождения детской игровой деятельности в учреждениях культуры.

Базой исследования были парк культуры и отдыха имени Горького, морской клуб «Адмирал», всесезонный горнолыжный комплекс «Снеж.ком», детский клуб «Снежок», Дом культуры «Салют», Дом культуры «Чайка» города Москвы.

Достоверность результатов исследования и основных выводов, сформулированных в диссертации, подтверждена длительным характером исследования, результатами эксперимента, достаточным числом испытуемых, привлекаемых к эксперименту, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования.

Исходные методологические принципы ориентированы на взаимосвязь теории и практики, позволили обобщить фактический материал по проблемам педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности. Основное значение имеют акты о внедрении результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— публикаций: научном журнале Московского государственного университета культуры и искусств «Вестник МГУКИ» М., 2008, 2009; в научных сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;

— разработки и внедрения результатов исследования педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в практику экспериментальных учреждений культуры;

— основные положения работы докладывались на конференциях молодых учёных МГУКИ: на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе» с докладом «Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка», Москва, МГУКИ, 16 мая 2007 г.- на международном симпозиуме молодых ученых «Многообразие культур — путь к единству мира» с докладом «Игровая деятельность как элемент сферы досуга», Москва, МГУКИ, 17−18 мая 2007 г.- на международной научно-практической конференции молодых учёных «Наука о культуре: современный статус» с докладом «Инновационные технологии педагогического сопровождения детской игровой деятельности» М., МГУКИ, 14 мая 2008 г.;

— на «круглом столе» «Инновационные технологии культурно досуговой деятельности» М., МГУКИ 2009;

— использования материалов и выводов исследования в процессе практической деятельности таких учреждений, как: парк культуры и отдыха имени Горького, морской клуб «Адмирал», всесезонный горнолыжный комплекс «Снеж. ком», детский клуб «Снежок», Дом культуры «Салют», Дом культуры «Чайка» города Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность педагогического сопровождения ценностно-ориентированной игровой деятельности в учреждениях культуры проявляется на следующих уровнях:

— методологическом — как интеграция значений о сущности игровой деятельности, развитии креативности детей, творческом потенциале детей, определяющих центральным стержнем ценности, отождествляющаяся с самим бытиём и его характеристикой, а детям остаётся только понять их значимость и оценить их. Ценность — это педагогически ориентированная, устойчивая мировоззренческая и социально-культурная характеристика, которая соединяет несоединимое — постоянное движение, устойчивость, побуждение к действию. В природе ценностей, которые определяют сущность детской игры, где присутствует педагогическое сопровождение, познание через него к развитию и саморазвитию;

— теоретическом — как синтез теоретических положений, научных подходов, раскрывающих как внутренние закономерности педагогического сопровождения, так и содействующее ему концептуальное обоснование целостного средообразовательного процесса педагогической технологии, предусматривающего перевод доминаты технологического процесса на отношения между детьми, благодаря которым ценности обретают значимость.

2. Ценностно-ориентированная игровая деятельность, обусловленная педагогическим сопровождением социально-культурной деятельности, представляет собой совокупность структурных компонентов: аксиологии, форм развития, воспитания, сознания, самооценки, самостоятельности, которые в оптимальных условиях обеспечивают движение ребёнка к высшему уровню саморазвития — самореализации. Учреждение культуры как социально-культурный феномен представляет собой развивающую среду, самостоятельное педагогическое явление, основными принципами которого являются: свобода, интерес, выбор и развитие.

3. Модель педагогического сопровождения ценностно-ориентированной игровой деятельности в учреждениях культуры включает систему компонентов: методологического, теоретического разделов, где ценностно-ориентированная игровая деятельность выступает как совокупность идей, педагогического сотрудничества и личностно-ориентированного подхода к развитию ребёнкатехнологический раздел представляет технологию саморазвития личности, педагогическое конструирование и проектирование, а также методическое обеспечение процесса сопровождения детской игровой деятельностипрактико-ориентированный раздел, содержащий в себе конкретную деятельность специалиста, направленную на создание условий для педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры.

4. Организационно-педагогические условия реализации модели педагогического обеспечения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры обеспечивают: организацию развивающей среды, построенной на педагогическом сопровождении всей системы игровой деятельностисоздание атмосферы проведения игры, характеризующейся педагогической поддержкой, доверительностью, открытостью, культурой взаимодействия детей детского и педагогического коллективовналичием профессиональной инициативной группы в сообществе взрослых, являющейся носителем гуманистических ценностей, норм, культуры взаимоотношенийсоздание педагогически целесообразных ситуаций и гуманистических форм жизнедеятельности, как стратегий развития игровой деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Результаты исследования имеют практическую значимость, так как разработана модель педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности детей в учреждениях культуры, включающая программу подготовки специалистов и программу проведения культурно-досуговых программ, а также выявленные критерии и показатели игровой деятельности детей, которые могут быть использованы в практике работы специалистов учреждений культуры.

Проведенная экспериментальная работа с детьми, посещающих учреждения культуры, обеспечила конкретные изменения в их саморазвитии. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.

В процессе опытно-экспериментальной работы рабочая гипотеза исследования была подтверждена. Эффективность педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры зависит от реализации разработанной модели и соблюдения комплекса предложенных условий.

В результате проведенного исследования мы можем констатировать, что процесс игровой деятельность детей нуждается в педагогическом сопровождении, а учреждения культуры являются базой для педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности.

Заключение

.

Изучение современного состояния педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры, анализ психолого-педагогической литературы, опытно-экспериментальная работа показали, что данная проблема актуальна, так как она обусловлена потребностями общества в активных, самостоятельных, социально компетентных людях. Тем не менее, значительный ряд вопросов в этом направлении еще нуждается в теоретическом осмыслении, необходим поиск новых продуктивных путей и средств эффективного процесса педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры, которые позволили бы сделать его более целенаправленным и успешным.

Данное исследование посвящено актуальной проблеме — разработке механизмов педагогического сопровождения, обеспечивающих повышение эффективности и качества воспитания, развития за счет стимулирования процесса игровой деятельности ребёнка. При этом педагогическое сопровождение мы рассматриваем как взаимосвязанную совокупность форм и методов в культурно-досуговой деятельности, обеспечивающих достижение более высокого личностного уровня.

В процессе исследования нами выявлены три уровня саморазвития ребёнка: низкий, средний и высокий, а также характеристики, присущие каждому уровню.

Таким образом, в процессе осмысления данной проблемы, нами определено, что в основе саморазвития личности ребёнка расположены предельно важные для него навыки самостоятельного принятия ответственного решения, навыки, пусть первоначально, отрабатываемые в масштабе деятельности конкретного учреждения культуры. В аспекте жизненных перспектив такие навыки являются жизненным источником для развития в человеке базисной способности к самосозиданию, самопроектированию и самоосуществлению, той способности, которая благоприятствует цельному, качественному, осмысленному проживанию человеком бесконечной череды непрерывно меняющихся стихийных ситуаций жизненного самоопределения. Совокупность структурных компонентов саморазвития личности при благоприятных условиях, на наш взгляд, должна привести личность к высшему уровню саморазвитиядеятельностной самореализации.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что для эффективного процесса саморазвития требуется система педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры. Основанием для этого послужил анализ более сложной взаимозависимости между основными факторами, влияющими на саморазвитие личности ребенка — его собственная активность, активность специалиста, и активность сверстников, мотивирующими личность ребенка к саморазвитию. Очевидно, что специалист в условиях совместной жизнедеятельности в учреждении культуры может влиять на развитие ребенка только с учетом его жизненных связей с другими детьми. Поэтому влияние специалиста на ребенка в коллективе учреждения культуры, опосредовано другим ребенком, а влияние детей друг на друга, как правило, опосредовано взрослым. Таким образом, фактически специалист имеет всегда дело с процессом «ребенок — ребенок», а, следовательно, схема «взрослый — ребенок» в контексте его профессиональной деятельности превращается в схему «ребенок-взрослый-ребенок».

Учитывая, что многогранный процесс педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры мы не можем представить без участия специалиста, который в свою очередь внешним воздействием на ребёнка способствует его внутреннему развитию, то такой процесс взаимодействия требует наличия системы педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры.

В процессе теоретической работы над вопросом педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры мы выявили ее элементы, установили и упорядочили связи между этими элементами. Структурными элементами системы педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры явились три блока. Это, во-первых, теоретический блок, во-вторых, технологический, и, в-третьих, практико-ориентированный. Данные блоки находятся в постоянной взаимосвязи и, в свою очередь, имеют собственную структуру, компонентами которой стали: педагогическая идеология, педагогическая технология, конструирование и проектирование развивающей среды, методическое обеспечение, а таюке профессиональная подготовка специалистов.

Зная о том, что в педагогике система представляется как совокупность компонентов, направленных на достижение поставленной цели, то в контексте нашего исследования мы такой целью обозначили разработку модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры и сконструировали эту модель. Данная модель представляет собой совокупность пяти взаимосвязанных компонентов: программа развития детей, изменения структуры учреждения культуры и содержания его деятельности, корректировка штатного расписания, внедрение самоуправления, формирование готовности специалистов к педагогическому сопровождению ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры. Конечным результатом реализации модели является переход ребенка на более высокий уровень саморазвития.

Для реализации модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры была выбрана база — учреждение культуры, детский клуб. Основанием этого выбора послужил анализ особенностей современного состояния учреждений культуры, как педагогической среды, обеспечивающей саморазвитие детей. Установлено, что основное предназначение учреждения культуры — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных развивающих, культурно-досуговых программ и услуг в интересах личности, общества. Специфика развития детей в учреждениях культуры заключается в смене у детей своего окружения, появления новой для детей педагогической среды. Организованная работа, рациональный режим, своеобразие коллектива, интенсивность педагогического процесса — эти особенности оказывают значительное влияние на работу в учреждении культуры, создают возможность расширить педагогическую деятельность по содержанию и по формам работы с детьми. Учреждение культуры — суть альтернативное школе, но столь, же важное пространство для развития. Это пространство имеет непосредственный выход в поле индивидуального саморазвития.

В процессе наблюдения за работой детского клуба мы проанализировали систему межличностных отношений, отношения каждого к самому себе, то есть особенности самосознания и самооценки, куда входят умения посмотреть на себя со стороны, увидеть свои возможности, соотнести свои установки с более широкими социально значимыми ценностями и ориентациями, а значит еще одно слагаемое клубного развития — принятие ценностей друг друга. Основной средой в клубе становятся развивающие и развивающиеся отношения в группе. Система этих отношений является и продуктом и условием игры участников, то есть создается игрой детей и взрослых. Основной смысл общения в детском клубе заключается в создании условий для обмена ценностями познавательной и досуговой деятельности детей и взрослых, для освоения культурного опыта человечества, побуждения каждого к саморазвитию.

Отмечена еще одна положительная особенность клубной жизнигуманизация, что означает создание условий для самоопределения каждого в ситуации выбора. Детский клуб гуманистической ориентации предполагает создание свободного пространства жизни и игры, создающего условия для выбора каждого. Выбор становится организационной формой и процедурой управления, способом жизнедеятельности педагогической системы. Такой детский клуб предоставляет выбор пути и темпа развития каждому ребенку, способов удовлетворения его новых актуализирующихся способностей, содержания и форм деятельности специалиста и группы, способов организации своей жизни.

В процессе нашего исследования определились основные функции детского объединения: воспитательная, оздоровительная, развивающая, приобщение детей к социальному опыту, сохранение лучших традиций и организация культурно-досуговой деятельности. Целью культурно-досуговой деятельности учреждения культуры в данном случае выступает игровая деятельность детей.

Для реализации модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры нами определена система педагогического сопровождения, позволяющая повысить эффективность процесса педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры: разработка и реализация программы культурно-досуговых программ, развитие компетентности специалистов в теории и практике игровой деятельности детей, разработка методического обеспечения данного процесса.

Экспериментальным путем мы подтвердили, что педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной игровой деятельности в учреждениях культуры и процесс профессиональной подготовки к ней являются самостоятельным и социально специфическим педагогическим явлением. Теоретическая и прикладная модели вариативного процесса педагогической подготовки специалистов являются отражением социального и педагогического многообразия задач. Система подготовки специалистов — явление педагогической действительности, обладающее всеми признаками системных образований, способствующее возникновению и развитию профессионально значимых качеств личности организатора культурно-досуговых программ. Профессиональная подготовка относится к разряду проектируемых педагогических процессов, отражает в своей специфике их социальную направленность. Доверять педагогическое сопровождение ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждении культуры необходимо педагогически грамотному, специально подготовленному и прошедшему конкурсный отбор, специалисту. Об этом свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы. Мы провели сравнительный анализ деятельности специалистов, работающих в русле концепции автора, определили уровень их готовности к педагогическому сопровождению ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры и выявили корреляционную зависимость между уровнем саморазвития детей и уровнем готовности специалистов. Действительно, к завершению эксперимента у детей второй экспериментальной группы, в которую в середине эксперимента внедрили специально подготовленного специалиста, уровень саморазвития был выше, чем у детей первой экспериментальной группы, в которой по четырем направлениям модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры работал человек, не прошедший специальной подготовки.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы получили те результаты и данные, которые обосновали научную новизну исследования, заключающуюся в разработке модели педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы педагогического сопровождения ценностно-ориентированной детской игровой деятельности в учреждениях культуры.

Теоретическая значимость проведенного нами исследования состоит в том, что: уточнено понятие «ценностно-ориентированная игровая деятельность», определено содержание основных компонентов игровой деятельности детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. «Игра дошкольника» (под редакцией С. JI. Новосёловой) М.: Просвещение, 1989.2. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
  2. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  3. Г. С., Степанович BJI. Деловые игры: Теория и организация.— Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  4. Г. В. Деловая педагогическая игра как средство интенсификации профессионально-педагогической подготовки // Резервы интенсификации учебно-воспитательного процесса педвуза: Межвуз. сб. науч. трудов. — Кострома, 1990.
  5. Ш. А. «В школу с шести лет» М.: Просвещение, 1981.
  6. В.Т. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Избр. психологич. труды / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1980, — Т. 2.
  7. С. Б. Герштейн А. Управление культпросветработой на уровень новых задач. М., 1986.
  8. И.И., Вусатюк О. П., Линецкий С. Е., Шуба А. С. Филосовский словарь. М.: ACIC, 2006.
  9. Ю.Аникеева И. П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психологияигры: Межвуз. сб. науч. трудов. —Новосибирск, 1985.
  10. П.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. М.: Просвещение 1997.
  11. В.Г. Возрастная психология. М.: 1980.
  12. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: 1990.
  13. С.П., Коморин СВ. Триста творческих конкурсов. — М., 1997.
  14. С.П., Коморин СВ., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. — М.: Новая школа, 1994.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. (Дидактический аспект). М., 1982.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— Л.: Лениздат, 1992.
  17. Л. В. Игра, игра. М.: Молодая гвардия, 1988.
  18. Г. М., Бузене Л. В., Горбунова Н. А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.
  19. М.Р. Организация психологической работы в школе. М., Владос, 1997.
  20. В.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1981.
  21. З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение 1991.
  22. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  23. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1992.
  24. И.М. Научное управление культурно-просветительными учреждениями. -М., 1976.
  25. Большие энциклопедии. Брокгауз и Ефрон. Версия 3.0 DVD-ROM. М: ИДДК, 2009 г.
  26. А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.
  27. А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей //Внешкольник. — М., 1996. — № 1.
  28. АК. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования //Воспитание школьников. М., 1996. — № 4.
  29. JI.B. Методическое руководство клубами. Л., 1977.
  30. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. — М., 1997.
  31. А.Г. Режиссура и педагогика. М., 1987.
  32. В., Парамонов А., Чиндяскин В., Кравченко JI. Обучение подростков основам предпринимательской деятельности в форме организационно деятельностных игр в условиях лагерных сборов: Методические рекомендации, — М., 1991.
  33. К. Жить с агрессивными детьми. -М.: Просвещение, 1991 г.
  34. Т.Г. Деловое общение. М., 1996.
  35. В.П. Необходимость взаимосвязи групповой и массовой работы клубного учреждения: Единство целей. М., 1991.
  36. ЗВ.Венгер JI.A. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М.: Просвещение, 1987.
  37. Н.Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. -М.: Мозаика Синтез, 2006.
  38. О.Водопьянова B.C. Работа клубных учреждений по формированию общественной активности тружеников села. М., 1983.
  39. Возможные миры или создание практики творческого мышления. Пособие для преподавателей / Авт.: Ефимов B.C., Лаптева А. В., Ермаков С. В. и др. — М.: Интерпракс, 1994.
  40. Возьмитесь за руки, друзья! / Материалы программы СПО-ФДО «Игра — дело серьезное». — М.: НПЦ СПО-ФДО, 1996.
  41. Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. — Калуга: Адель, 1997.
  42. Н. П. Педагогика. Киев: издат. центр Академия 2001.
  43. Е.Ю., Белоконь ОЛ. Ролевые игры — что это такое: Методическое пособие. — М., 1997.
  44. В. Я. Феномен игры. М.: Современная Россия, 1982.
  45. Воспитание детей в игре / Под ред. Менджерицкой Д. В. — М.: Просвещение, 1979. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  46. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.
  47. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.
  48. JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии, 1966.
  49. JI.C. Сборник сочинений.: В 6 т. М., 1982−1984.
  50. С.В., Соколова Ю. В. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». -М.: Просвещение, 1985.
  51. О.С. Каникулы: игра, воспитание. —-М.: Просвещение, 1988.
  52. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969.
  53. Е.М. Дошкольное воспитание. -М.: Просвещение, 1984.
  54. Е. М. От игры к самовоспитанию. -М.: Педагогика, 1971.
  55. JI.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Мозаика — Синтез, 2006.
  56. С. Новый год в НИИЧАВО: Новогодняя сюжетно-ролевая игра для старшеклассников по мотивам повести А. и Б.Стругацких. Серия «Новогодняя тусовка». — Кострома, 1994.
  57. A.JI. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы исследования социального поведения. — М.: Наука, 1979.
  58. A.JI. Ролевая психотерапия как воспитательный метод // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. —М., 1973.
  59. Н.Ф. Игровая деятельность в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика — Синтез, 2006.
  60. . Н. Праздник всегда с нами. М.: Прсвещение, 1988.
  61. В.В., Неверкович С. Д., Самоуткина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя // Вопросы психологии. — 1990.— № 3.
  62. Дело найдется каждому: Методические рекомендации организаторам и руководителям любительских клубов и объединений. М., 1995.
  63. Деловые педагогические игры. Методические рекомендации учителям, старшим вожатым, внешкольным работникам по проведению поисково -апробационных игр. Мурманск, 1991.
  64. В.П. Труд актера. М., 1984.
  65. Дошкольная педагогика Под ред. Логиновой В. И. «Просвещение» М., 1998.
  66. О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
  67. О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
  68. О.Б. Ребёнок и окружающий мир. М: Мозаика — Синтес, 2005.
  69. , Б. В. Игра за игрой. М.: Семья и школа, 2004.
  70. ЮЛ. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства // Психология производству и воспитанию. — Л.: ЛГУ, 1977.
  71. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.— М.: Наука, 1980.
  72. А.Д. Клуб в дни всенародных праздников. М., 1983.
  73. А. Д. Организация культурно-просветительной работы. М., 1989.
  74. А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.
  75. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во МГУК, 2002.
  76. JI.C. Коммерческая деятельность учреждений культуры. М, 1994.
  77. А. В. Значимость игры в развитии человека. М.: Просвещение, 2002.
  78. Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
  79. Закон «Об образовании» Российской Федерации. Сибирское университетское изд-во, 2006.83.3анько С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение (теория, практика, перспективы игрового обучения). — М., 1992.
  80. А.В. Избр. Психологические труды: В 2 т. -М., 1986.
  81. А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.
  82. Дошкольное воспитание № 10 1965г.
  83. АЛ. Метод игровой коррекции //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. —Л.: ЛГУ, 1974. 87. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  84. М.Б. Музыкальное воспитание детей. М.: Мозаика — Синтез, 2005.89.3ворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988.90.3ик К. Ребенок и его мир. М.: Просвещение, 1985.
  85. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Под ред. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. -М., 1989.
  86. К.Т. В поисках сущности игры // Философские науки. — 1977, — № 6.
  87. И.В. Клуб это творчество. — М., 1999.
  88. Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4−12 лет. Днепропетровск, 1997.
  89. С. О. Игра это труд. — М.: Клуб, 1996.
  90. О.В., Романец В. А. Основы психологии. Киев: Лебедь 1997.
  91. Ю.Г. Дидактические игры // Современные тенденции в дидактике высшей школы.— Л., 1975.
  92. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.— М.: Арена, 1994.
  93. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1980.
  94. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  95. Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей. М.: Школьный психолог, 2001.
  96. Я.Л., Панько Е. А. Клубоведение М.: Просвещение, 1988.
  97. Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика -Синтез, 2005.
  98. Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989.
  99. Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы: Воспитание самостоятельности и активности учащихся // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. — Л., 1966.
  100. B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. М., 1983.
  101. Е.Л., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. // Вопросы психологии. —1980.- М.
  102. Н.А. Современные Исследования детской игры // Вопросы психологии. — 1985.— № 2.
  103. Е.Е. Воспитательно-познавательные возможности игрового общения. Смоленск: ГЕОС, 1999.
  104. В.В. Методика разработки педагогических игр: Методические рекомендации. —М.: ВНМЦ, 1988.
  105. И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000.
  106. Культурно-досуговая деятельность: Учебник/Под науч. ред. Жаркове А. Д., Чижикова В. М. М.: МГУКИ, 1998.
  107. Ю.Л., Сальникова Н. Е. Игровые ситуации в процессе обучения студентов педвуза // Педагогические проблемы и способы их решения учителем. — Л., 1979.
  108. Куприянов Б. В, Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников.— Кострома, 1998.
  109. .В. Игра-эпопея — форма организации жизнедеятельности летних объединений старшеклассников // Общество — молодеясь — личность: опыт, уроки, перспективы: Материалы открытых чтений, посвященных 80-летию ВЛКСМ. —Кострома, 1998.
  110. .В. Формы воспитательной работы с детским объединением. — Кострома, 1999.
  111. .В., Илика АА. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. ¦—-Кострома, 1995.
  112. З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников: Педагогика и психология игры // Межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск, 1985.
  113. Лебедева И А. Путешествие в страну игр: Сюжетно-ролевая игра. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  114. В. Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980.
  115. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной и
  116. А.Б.Холмогоровой.— М.: Издательская группа «Прогресс», «Уни-верс», 1994.
  117. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. М., 1983.
  118. Д. М. «Взрослые игры для детей» М.: Просвещение, 1991.
  119. В.Т. Методы подготовки к проведению диспута в клубе. Л., 1980.
  120. В. И. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение. 1988.
  121. А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — М.: Просвещение, 1981.
  122. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., международная педагогическая академия, 1994.
  123. А.А. Детская психология М.: 1971.
  124. А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
  125. Г. М. Развитие речи раннего возраста. М.: Айрис -Дидактика, 2005.
  126. Ю.Р. Интеллектуальные игры для школьников.— Ч. II. — Самара: Информ.- изд. служба СГМЦД и ЮТ, 1997.
  127. А.С. Игра // Соч. в 7 т.: 2-е изд.— М.: Академия пед. наук, 1957, —Т.4.
  128. А.И., Тумакова Г. А. Учите играя. М.: Просвещение, 1983.
  129. В.Г., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: содержание, возможности // Советская педагогика.— 1981.— № 2.
  130. Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.
  131. B.C. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968.
  132. Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982.
  133. О.В., Сенченко НА. Опыт включения старшеклассника в ситуационно-ролевую игру // Вестник КГУ. — 1999. — Спецвыпуск № 2
  134. Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  135. Н.Я., Короткова Н. А. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение, 1993.
  136. Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990.
  137. Н.Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: 1997.
  138. Г. О. Педагогика. Киев, 2001.
  139. Н.Р. Самооценка реализации жизненных целей личности М: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 2002 .
  140. B.C. Детская психология -М.: Экспо-пресс, 1999.
  141. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  142. Научно-теоретические основы публичного выступления. Вып. 2. М, 1981.
  143. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / Под. ред. В. В. Давыдова. —М.: Высш. шк., 1995.
  144. В.А. Растём играя М.: Просвещение, 2002.
  145. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991.
  146. В.Е. Организаторы досуга. М., 1987.
  147. C.JI., Локуциевская Г. Г. Принципы построения системы игрушек. Техн. истетика-М.: 1979.
  148. Новые формы организации досуга в практику культучреждений: метод, рекомендации. М., 1986.
  149. Новые формы организации досуга в практику учреждений культуры: методические рекомендации. — М., 2005.
  150. Организация и методика художественно-массовой работы клуба, парков культуры и отдыха, централизованных клубных систем, культурных комплексов / Под ред. Д. М. Генкина. М., 1987.
  151. Организация и методика художественно-массовой работы/Под. ред. Д. М. Генкина. М., 1983.
  152. В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981.
  153. В.И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика — Синтез, 2006.
  154. K.JI. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. -М.: Просвещение 1986.
  155. . Избр. Психологические труды. М., 1969.
  156. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебн. пособие. —М.: МПУ, 1996.
  157. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1899.
  158. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. — М.: Профиздат, 1991.
  159. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  160. Н.Н., Михайленко Н. Я. Проблемы дошкольной игры: психолого педагогический аспект. — М.: Просвещение, 1987.
  161. С.Д. В поисках педагогической инноватики.— М., 1993.
  162. А.Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959.
  163. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования: Информационно-аналитический сборник /Сост. Н. К Антюфеева, Л. Б. Железнова, -Оренбург, 1997
  164. Программа развития народного творчества «Культуротворческий потенциал художественного творчества и его использование в целях активного формирования и поддержания локального уровня культуры»: Метод, рек. М., 1989.
  165. Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев: 1985.
  166. А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи.»: Методические разработки социально-психологических тренингов.— М.: Новая школа, 1996.
  167. Л.Т., Бобахо В. А. Веселая мудрость. Философские игры для детей и взрослых: Размышления и опыт. — М., 1994.
  168. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988.
  169. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров, — Л., 1975.
  170. М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании. -М.: 2004.
  171. М.И., Волохов А. В. Социализация личности ребенка в условиях СПО-ФДО. — М., 1991.
  172. М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме: Методические рекомендации. М.: АПН, 1991.
  173. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка М., 1988.
  174. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  175. Е.Ф. Генетические ступени развития коммуникативной потребности в дошкольном периоде //Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. Л., 1973.
  176. В.В. Игра и её место в учебном процессе педагогического вуза// Педагогика.— 1988.— № 4.
  177. А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., Просвещение, 1987.
  178. А.Т., Игнатова Т. Л. Разбаш М.А. Детские интеллектуально тренинговые игры // Педагогика — 1994. тг-№ 1.
  179. Э.Я. Методика физического воспитания. М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2005.
  180. Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. М., 1979.
  181. Ю.А. Общение в учреждениях культуры. М., 1981.
  182. Н.В. Игра как компонент содержания и метод подготовки будущих учителей // Резервы интенсификации при учебно-воспитательном процессе педагогического вуза: Межвуз. сб. науч. трудов. — Кострома, 1990.
  183. Д.М. Массовые праздники. М., 1975.
  184. Д.М., Конович А. А. Сценарное мастерство культпросветработника. М., 1984.
  185. С.Н. Занятия на прогулке с малышами. М.: Мозаика -Синтез, 2005.
  186. В.И., Келъ О. С. Игра. Творчество. Жизнь. — М.: Просвещение, 1966.
  187. Технология игры в XXI веке. Игровые формы и методы в работе детских общественных объединений для установления равных возможностей детей и изучения их прав. — М., 1999.
  188. A.M. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Дис. канд. пед. наук, гг. Ярославль: ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 1995.
  189. Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания: Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1993.
  190. Д.В. Основы режиссуры театрализованных представлений. -М., 1985.
  191. В.Е. Клуб и свободное время. М., 1982.
  192. В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984.
  193. А. С. Возможности игровой деятельности: понятия и термины. -М.: Педагогика, 1999.
  194. Н.И. Помочь, подсказать, научить: О методической работе. -М., 1972.
  195. Н.И. Сущность, функции, структура организационно-методической деятельности районного Дома культуры (Актуальные вопросы клубной работы). М., 1987.
  196. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1980.
  197. Л.И., Лутошкин А. К. Психология и педагогика работы комсорга. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  198. Управление, организация и экономика культурно-просветительных учреждений/Под ред. И. М. Болотникова, И. И. Пунанова. М., 1983.
  199. Г. В. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. М.: 1992.
  200. А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.
  201. В.Л. Место и роль игрового феномена в культуре // Философские науки.— 1980. № 2.
  202. К.Э. Игры животных и игры детей: Сравнительно-психологические аспекты // Вопросы психологии/ — 1982.— № 3.
  203. О.Ю. Эстетическая развивающая среда. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  204. Н.К. Диспуты и дискуссии. М., 1985.
  205. Е.А. Игра как средство воспитания коллектива // Из опыта организации и воспитания ученического коллектива. — М.: Академия под. наук РСФСР, 1955.
  206. И.Л., Байбородова Л. В., ВолоховАВ. и др. Разноцветный мир детства: детские общественные организации: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебн. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  207. B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1989.
  208. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. метод, пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. — М.: Высш. шк., 1991.
  209. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  210. ГЛ. Педагогическая технология массового праздника.— М.: Молодая гвардия, 1990.
  211. М.А. Культура общения. Л., 1983.
  212. К.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.
  213. С.А. Игры, учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.
  214. ГЛ. Играй детское общество // Дошкольное воспитание. — 1964. —№ 11.
  215. Э.М. Игра, игры и технический прогресс //Импакт. Науки и общество. Наука и игры. — 1984.— № 2.
  216. Г., Эддинал Л., Персивал Ф. Игры, имитации и социальная значимость науки // Импакт. Наука и общество. Наука и игры. — 1984
  217. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  218. Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1999.
  219. Д.Б. Детская психология. М.: 1960.
  220. Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка М.: 1978.
  221. Эмоциональные потенциалы коллектива. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. N 50. Ярославль, 1977.
  222. П.М. Психология чувств детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1957.
  223. Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. М.: Сфера 2002.
  224. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1974.
  225. М.А. Ролевая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов педвуза // Взаимосвязь теории и практики при подготовке будущего учителя в вузе: Сб. науч. статей Мин. пед. института имени А. М. Горького. — Минск, 1991.
Заполнить форму текущей работой