Основные понятия и нововведения в части НДС на импорт и экспорт товаров (работ, услуг)
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30… Читать ещё >
Основные понятия и нововведения в части НДС на импорт и экспорт товаров (работ, услуг) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра Налогов и налогообложения
ДОКЛАД ПО ДИСЦИПЛИНЕ НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ТЕМА: «Основные понятия и нововведения в части НДС на импорт и экспорт товаров (работ, услуг)»
Москва, 2010 г.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. Его трудно отнести к какой-либо одной категории налогов. Исходя, из существующих в настоящее время условий взимания НДС является смешанным, многообъектным налогом.
Бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, поэтому его относят к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, при налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых других случаях НДС приобретает признаки прямого налога.
Поступления от НДС занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 — 10% валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для Налогоплательщика: во-первых, от него труднее уклониться, во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений, в-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992;1, который в настоящее время утратил силу. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета, уровень готовности к новому налогу финансовых кадров и налогоплательщиков, а также целый ряд проблем, связанных с современным процессом формирования российского рынка.
Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них — реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.
Ставки по налогу на добавленную стоимость
С 1 апреля 2009 года по настоящее время
Операции, облагаемые по указанной налоговой ставке | Налоговая ставка | Основание | ||
Основная | Расчетная (Р) | |||
Реализация товаров (работ, услуг) установленных в пп. 1 — 10 п. 1 ст. 164 НК РФ | 0% | ст. 164 НК РФ | ||
Реализация: — продовольственных товаров по перечню; - товаров для детей по перечню; - периодических печатных изданий (за исключением имеющих рекламный или эротический характер); - книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением имеющей рекламный и эротический характер); - реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства | 10% | |||
Расчетный метод: — при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НКРФ; - при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказаниия услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ; - при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ; - при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст.154 НК РФ; - при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст.154 НК РФ; - при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ; - при передаче имущественных прав в соответствии с п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ; - в иных случаях, когда в соответствии с НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом | 10 Р = ———— х 100% 100 + 18 либо 18 Р = ———— х 100% 100 + 18 | |||
— в случаях, не указанных выше | 18% | |||
— при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации | 10% 18% | |||
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ИМПОРТ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
налог добавленный стоимость исчисление Вопросы обложения импорта товаров налогом на добавленную стоимость регулируются на законодательном уровне Налоговым и Таможенным кодексами РФ.
В развитие этих документов на ведомственном уровне принят целый ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса.
В частности:
Приказ от 7 февраля 2001 г. N 131, Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883, Письмо Минфина РФ от 23 апреля 2004 г. N 04−03−08/24, Письмо ФНС от 27 июня 2007 г. N 03−2-03/1236, и др.
Налогом на добавленную стоимость с 1 февраля 1993 г. облагаются товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Плательщиками НДС являются непосредственно декларанты или иные лица в соответствии с таможенным законодательством. Основой для исчисления НДС по ввозимым на территорию РФ товарам является таможенная стоимость товаров, к которой прибавляется сумма ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товаром еще и сумма акциза.
Налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:
— таможенной стоимости товаров;
— подлежащей уплате таможенной пошлины;
— подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).
При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.
В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:
1) товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, согласно порядку, устанавливаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» ;
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
технических средств, включая автомототранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
3) материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (приложение 1 к настоящей Инструкции), ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно — технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
9) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей (приложение 2 к настоящей Инструкции);
10) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации;
11) сырья, материалов и оборудования, закупаемых предприятиями народных художественных промыслов для производства изделий народных художественных промыслов;
В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации осуществлен без уплаты налога на добавленную стоимость, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период, считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога. Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от налога на добавленную стоимость освобождаются товары, предназначенные в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками и иными лицами, участвующими в выполнении работ по указанному соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором.
Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.
Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и таможенным законодательством Российской Федерации может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость согласно установленному порядку.
Налог на добавленную стоимость уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. При импорте товаров, реализация которых облагается по ставке 10 процентов, налог платится по этой же ставке. Перечень продовольственных товаров и Перечень товаров для детей, облагаемых при импорте НДС по ставке 10 процентов, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908.
В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, налог на добавленную стоимость уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет уплаченные суммы налога на добавленную стоимость на счета таможенных органов Российской Федерации.
ИСЧИСЛЕНИЕ НДС НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РФ
В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки НДС установлен срок в 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данный срок был продлен на 90 дней в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. Минфин России в Письме от 31.03.2009 N 03−07−08/76 разъяснял, что 90-дневный период исчисляется именно в календарных днях, так как продлевается срок, предусмотренный именно в таких днях. Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ вновь увеличен 180-дневный срок подачи документов для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС при экспорте. Соответствующее дополнение внесено непосредственно в п. 9 ст. 165 НК РФ. При этом уточняется, что срок увеличивается именно на 90 календарных дней. Кроме того, отмечено, что срок продлевается, если товары помещены под соответствующие таможенные режимы в период с 1 июля 2008 г. по 31 марта 2010 г. То есть вопрос расчета увеличенного срока подачи документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. решен и по 31 марта 2010 г. указанный срок составляет 270 календарных дней.
Однако есть иная точка зрения по данному вопросу: срок в 270 календарных дней может использоваться при помещении товаров под соответствующий режим экспорта только в период с 1 января по 31 марта 2010 г. Данное ограничение, которое введено в Налоговый кодекс РФ п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ в отношении товаров, экспортируемых в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., ухудшает положение налогоплательщиков, поскольку, как отмечено ранее, формально увеличенный срок в этот период должен был рассчитываться как 180 календарных плюс 90 рабочих дней.
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не могут иметь обратной силы.
Таким образом, срок для представления документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, нужно исчислять следующим образом:
— в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., — 180 календарных дней (с даты помещения) плюс 90 рабочих дней (ст. 27.3 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ);
— в отношении товаров, помещенных под соответствующий таможенный режим в период с 1 января по 31 марта 2010 г., — 270 календарных дней (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).
Если в установленные сроки фирма экспорт не подтвердит, то со стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) начислите НДС по ставке: — 10 процентов — при экспорте товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10 процентов; - 18 процентов — при экспорте всех остальных товаров (работ, услуг).
Впоследствии, когда экспорт будет подтвержден, ранее уплаченные суммы налога по ставкам 10 или 18 процентов налоговая инспекция должна возместить фирме (вернуть на расчетный счет или зачесть в счет налоговых платежей).
Перечень лекарственных средств и медицинских изделий, реализация которых облагается НДС по ставке 10 процентов, Правительством РФ не установлен. В данном случае руководствуются: — для медицинских изделий — кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в совместном письме Госналогслужбы России от 10 апреля 1996 г. № ВЗ-4−03/31н и Минфина России от 10 апреля 1996 г. № 04−03−07; - для лекарственных средств — Государственным реестром лекарственных средств.
Применять заявительный порядок возмещения НДС вправе организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), уплаченных за предшествующие три календарных года, составляет не менее 10 млрд руб., и налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию на полную сумму заявленного к возмещению налога (п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
Для использования нового порядка налогоплательщик не позднее пяти дней с момента представления декларации подает в инспекцию соответствующее заявление. В нем указываются реквизиты банковского счета для перечисления возмещаемых сумм НДС и обязательство налогоплательщика вернуть полученную (зачтенную) сумму (в том числе проценты, предусмотренные ст. 176.1 НК РФ), если по итогам камеральной проверки декларации в возмещении будет отказано (полностью или частично) Решение о зачете или возврате заявленной суммы НДС принимается налоговым органом в течение пяти дней с момента подачи соответствующего заявления. Для сообщения налогоплательщику (в письменной форме) о принятом инспекцией решении (о возмещении либо об отказе в возмещении налога) также отведен пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения.
При нарушении сроков возврата НДС налогоплательщику выплачиваются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ (действующей в том периоде) за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после подачи заявления о применении нового порядка возмещения налога.
Если по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке.
Если налогоплательщик, который предоставил банковскую гарантию, не уплатил ранее возмещенную сумму налога, то на шестой день после получения им требования о возврате налоговый орган направляет в банк требование об уплате денежных средств по гарантии. При неуплате налогоплательщиком в установленный срок сумм, указанных в требовании о возврате, а также при невозможности уплаты данных сумм по банковской гарантии в связи с истечением ее срока действия ранее возмещенный налог взыскивается в принудительном порядке за счет средств на счетах в банках или иного имущества налогоплательщика.
1. Налог на добавленную стоимость: Ответы на все спорные вопросы: Налогоплательщики НДС и налоговые агенты; Освобождения и льготы по НДС; Налоговая база по налогу на добавленную стоимость и др. (Филина Ф.Н.; Толмачев И. А — 2008 год).
2. Таможенный кодекс РФ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Письмо Минфина РФ от 23 апреля 2004 г. N 04−03−08/24.
5. Письмо ФНС от 27 июня 2007 г. N 03−2-03/1236.
6. Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ.
7. Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ.
8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 908.
9. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru/