Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации
П. 6 ст. 2 Закона об информации определяет доступ к информации как возможность ее получения и использования. Данная дефиниция выглядит сомнительной с точки зрения законодательной техники. Представляется, что доступ — это всегда вопрос факта, тогда как возможность получения и использования информации — это в действительности лишь право на доступ к ней. Наиболее ярко это непонимание проявляется в… Читать ещё >
Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РЕФЕРАТ.
Основные положения Федерального Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации.
информация закон правонарушение.
За минувшее десятилетие в России было принято значительное число нормативных актов, в том числе федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, как всецело посвященных вопросам регулирования отношений, возникающих в процессе создания, преобразования и потребления информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует сравнительно новую и активно развивающуюся отрасль российского законодательства, получившую в литературе название «информационное право».
Конституция РФ является базовым законом, формирующим информационное законодательство. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ. Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию. Право на информацию получило развитие и в иных нормах Конституции РФ. В целом, право на информацию можно охарактеризовать как гарантию полной реализации личных, социально-экономических и политических прав граждан.
Одним из важнейших законодательных актов в системе информационного права России является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации, Закон 2006 г.).
Важно отметить, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства.
1. Предмет регулирования Закона об информации и субъекты правоотношений в сфере информации.
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.
Закон об информации регулирует три группы отношений, достаточно емкие по содержанию:
1) отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 29 Конституции РФ);
2) отношения, возникающие при применении информационных технологий и средств их обеспечения (например, правоотношения по созданию информационных сетей);
3) отношения, возникающие при защите информации (например, связанные с правом на защиту личной жизни, защиты информации от несанкционированного доступа).
Первая область отношений, регулируемых Законом об информации, определена ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вторая область отношений, регулируемых Законом об информации, ограничивается применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 Закона об информации, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12 Закона об информации, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает следующие отношения:
— поиск информации;
— сбор информации;
— хранение информации;
— обработка информации;
— получение информации;
— передача информации;
— предоставление информации (получение и передача);
— распространение информации (получение и передача);
— производство информации;
— развитие информационных систем (совокупности информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств) для обеспечения информацией, в том числе:
— создание информационных систем;
— ввод в эксплуатацию информационных систем;
— эксплуатация информационных систем;
— обеспечение взаимодействия информационных систем;
— создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей.
Третья область отношений, регулируемых Законом об информации, связана с обеспечением защиты информации, что согласно ст. 16 этого же Закона включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
— обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
— соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
— реализацию права на доступ к информации. Сравнительно-правовой анализ данных положений в контексте других норм указанного Закона позволяет сделать вывод о наличии в нем большого числа правовых коллизий.
Так, например, в одном случае если в ст. ст. 1, 12 Закона об информации указываются как самостоятельные информационные процессы — получение информации, передача информации и распространение информации, то в ст. 2 этого же Закона распространение информации, так же как и предоставление информации, раскрывается через получение и передачу такой информации.
В другом случае если в ст. 2 Закона об информации доступ к информации раскрывается через получение и использование информации, то в ст. 8 доступ к информации определяется уже как ее поиск и получение. При этом использование информации согласно ст. ст. 6, 7 Закона об информации включает в себя уже и ее распространение.
Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации — основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.
Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия «информация». Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они сопровождают другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т. д. Процессы этого сопровождения все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т. д.
Закону об информации присущ более взвешенный подход к регулированию сущности информации, нежели его предшественнику: отказавшись от употребления понятия «информационный ресурс», законодатель заменил его понятием «документированная информация» (информация, зафиксированная на материальном носителе). Таким образом, документирование стало одним из свойств информации.
В законодательстве наконец-то появилось определение электронного сообщения: «информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети». Из данного определения следует, что электронное сообщение представляет собой способ фиксации информации, подобный документированию (п. 1 ст. 149 ГК РФ о так называемых бездокументарных ценных бумагах), факсимильному или иному копированию.
Лица, которые обладают информацией, с точки зрения исследуемого Закона именуются «обладателями» информации, а не ее «собственниками», «владельцами» или «пользователями», что во многом упростило понимание структуры субъектов права на информацию. Все они, независимо от прав на информацию (абсолютных, по образу вещных, или относительных, по образу обязательственных), являются ее обладателями. Обладателями информации могут быть любые субъекты гражданского права: граждане (физические лица), юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования (ст. 6 Закона об информации).
В Законе об информации также назван особый субъект правоотношений в сфере информации — оператор информационной системы. Это лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных. По общему правилу, оператором считается собственник используемых при этом технических средств, но им может быть и лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы. Если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (ч. 6 ст. 13 Закона 2006 г.). Поэтому, прежде чем привлечь оператора к оказанию услуг по эксплуатации информационной системы и заключить с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или положениями (которые обычно включаются в условия договора и поэтому имеют юридическую силу для сторон).
2. Доступ к информации. Предоставление и распространение информации.
В правовом регулировании «информационных» отношений одной из центральных является проблема доступа к информации. В соответствии с Законом 1995 г. возможность доступа к информации была: 1) согласно ст. 10, критерием для выделения отдельных видов информации — открытой / общедоступной и ограниченной в доступе (государственная тайна и конфиденциальная информация); 2) согласно ст. 12, одним из субъективных прав ее собственников (владельцев).
Положения Закона 2006 г., по сути, аналогичны описанным: ч. 2 ст. 5 исходит из того же деления информации на общедоступную и на ограниченную в доступе, а ст. 8 прямо определяет доступ к информации как субъективное право ее обладателя. На последнем остановимся более подробно, поскольку регулирование права на доступ к информации, как уже отмечалось, центральный вопрос любого «информационного» законодательства.
П. 6 ст. 2 Закона об информации определяет доступ к информации как возможность ее получения и использования. Данная дефиниция выглядит сомнительной с точки зрения законодательной техники. Представляется, что доступ — это всегда вопрос факта, тогда как возможность получения и использования информации — это в действительности лишь право на доступ к ней. Наиболее ярко это непонимание проявляется в ч. 4 ст. 8 Закона 2006 г., где устанавливается перечень видов информации, доступ к которой не может быть ограничен (на самом деле ограничить, в используемом в Законе смысле этого слова, можно не сам доступ, а право на него), а также в ч. 6 той же статьи, где предоставляется право обжаловать решения и действия (бездействие) органов власти, нарушающие уже право на доступ к информации.
Новеллой является утвержденный в ч. 8 ст. 8 Закона об информации перечень информации, которая предоставляется бесплатно. Указанный перечень содержит три пункта: 1) информация о деятельности органов власти, размещенная в информационно-телекоммуникационных сетях (имеется в виду Интернет), 2) информация, затрагивающая права и обязанности заинтересованного лица и 3) иная установленная законом информация (в качестве примера можно привести положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» о предоставлении определенной информации акционерам). В области платного предоставления информации органами власти все осталось по-прежнему: сделана отсылка к иным законам (например, к ст. 75 старого Лесного кодекса РФ).
Под предоставлением информации понимаются действия, направленные на ее получение определенным кругом лиц или на передачу такому же кругу лиц, а под распространением — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц и на ее передачу такому же кругу лиц (ч. 8, 9 ст. 2 Закона об информации). Более понятными эти определения становятся при ознакомлении со ст. 10 Закона об информации, из которой, в частности, следует, что предоставление информации осуществляется только во исполнение соглашения сторон (ч. 4), в иных случаях информация распространяется. К сожалению, Закон об информации не устанавливает даже основ правового регулирования договоров, направленных на предоставление информации, в том числе конфиденциальной, хотя на практике их заключение достаточно распространено.
Распространение информации осуществляется, по общему правилу, свободно, за отдельными исключениями, которые указаны в Законе об информации. В частности, в Законе об информации требование об ограничении распространения информации действует только в отношении информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также на информацию, за распространение которой установлена уголовная или административная ответственность (имеется в виду государственная тайна и различные виды конфиденциальной информации). Однако, безусловно, ограничить распространение информации возможно также и соглашением сторон о ее предоставлении, о чем важно помнить при заключении подобных соглашений.
В ч. 5 ст. 9 Закона об информации впервые появилось понятие профессиональной тайны: информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности. Но в законодательстве на тот момент уже было и до сих пор существует понятие служебной тайны (ст. 139 ГК РФ), которое, как представляется, имеет тот же самый смысл. Адвокатская тайна (ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), аудиторская (ст. 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»), банковская (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»), нотариальная (ст. 16, 28 Основ законодательства о нотариате), врачебная — все это виды служебной тайны.
3. Ответственность за правонарушения в сфере информации и защита информации.
Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Закона об информации. В указанной статье используется термин «разглашение информации», который, по сути, обозначает ее распространение.
В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также существуют определенные нормы. Во-первых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ. Таким образом, ч. 2 ст. 17 Закона об информации позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 17 Закона об информации закреплено основание для освобождения от ответственности в виде взыскания убытков: такое требование не подлежит удовлетворению, если оно заявлено лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица. Представляется, что законодатель воспользовался смыслом положений п. 2 ст. 1083 ГК РФ об учете грубой неосторожности потерпевшего, хотя там право по собственной инициативе ограничивать ответственность причинителя вреда предоставлено не законодателю, а суду. Тем не менее, полагаем, что судебная практика будет руководствоваться положениями специального Закона об информации.
И, наконец, с точки зрения Закона об информации от ответственности освобождаются лица, оказывающие услуги: 1) по передаче информации при условии ее передачи без внесения изменений и исправлений (на данное правило в первую очередь следует обращать внимание тем, кто работает в средствах массовой информации) и 2) по хранению информации и обеспечению доступа к ней, если лицо, оказывающее такие услуги, не могло знать о незаконности распространения информации (данное правило, в частности, касается различного рода компаний, предоставляющих услуги хостинга).
Вопросам защиты информации в Законе об информации посвящена одна статья. В рамках данной нормы происходит законодательное закрепление обязанностей обладателя информации (или оператора информационной системы) по обеспечению защиты информации (только в случаях, установленных законом), среди которых, например, предотвращение несанкционированного доступа или передачи информации, а также возможность незамедлительного восстановления модифицированной или уничтоженной информации.
1. Ковалева, Н. Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный) / Н. Н. Ковалева, Е. В. Холодная [Электронный ресурс] - СПС КонсультантПлюс. 2007.
2. Лебедько, З. Комментарий к принятию поправок к Закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» / З. Лебедько // Административное право. — 2012. — № 3.
3. Лопатин, В. Н. Область применения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» / В. Н. Лопатин // Информационное право. — 2006. — № 4.
4. Нестеров, А. В. Закон принят. Проблемы остались / А. В. Нестеров // Информационное право. — 2006. — № 4.
5. Рыжов, Р. С. Правовое регулирование отношений, связанных с информационными технологиями и защитой информации / Р. С. Рыжов // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 9.