Правовые основы исполнения наказания без лишения свободы
В современный период штраф как мера уголовного наказания не воспринимается ни самим осужденным, так как в большинстве случаев назначается лицам, способным заплатить штраф и воспринимающим данную меру наказания как обычную гражданско-правовую санкцию; ни обществом, оценивающим его как откуп. Кроме того, часто со времени назначения штрафа до его реального исполнения проходят сроки, которые в силу… Читать ещё >
Правовые основы исполнения наказания без лишения свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
тюремный заключение уголовный законодательство Актуальность избранной темы исследования обуславливается теоретическими и прикладными аспектами рассматриваемой проблемы. Применение наказания в виде лишения свободы, безусловно, необходимо при совершении тяжких и особо тяжких преступных деяний, однако оно имеет определенные издержки для общества. Эти издержки выражаются в объеме финансовых, материально-технических ресурсов, которые государство должно направлять на содержание пенитенциарных учреждений. Наряду с этим имеют место трудности с решением задач социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Подобная ситуация не способствует оздоровлению нравственного климата в обществе и снижению уровня преступности. В связи с этим представляется, что высокую социальную ценность имеет обоснованное использование в уголовной политике Республики Беларусь наказаний исполняемых без направления преступников в пенитенциарные учреждения. Таким образом, весьма важным является исследование наукой уголовного и уголовно-исполнительного права таких вопросов, как юридическая природа новых видов наказаний, предусмотренных УК РБ, имплементация международных стандартов ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением; особенности правового режима наказаний без лишения свободы. Заслуживает внимания то обстоятельство, в содержании традиционных для отечественного уголовного права видов наказаний, в современных условиях произошли существенные изменения, обусловленные переменами в политических, социально-экономических, идеологических отношениях в стране.
Целью настоящей курсовой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества. Указанная цель обуславливает постановку следующих логически взаимосвязанных задач:
Во-первых, обращение к конкретным нормам уголовного и уголовно исполнительного законодательства Республики Беларусь, регламентирующих наказания без лишения свободы. Во-вторых, изучение специальной монографической литературы и материалов периодических изданий, посвященных различным аспектам применения наказаний. В-третьих, обращение к рекомендательным положениям Стандартных минимальных Правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и других документов ООН, содержащие материал об альтернативных уголовно-правовых санкциях. В-четвертых, общая характеристика института наказания, его целей, признаков и механизма. В-пятых, сравнительный анализ законодательной конструкции и порядка исполнения наказаний без лишения свободы. В-шестых, изучение деятельности уголовно-исполнительных инспекций как субъектов посткриминального контроля, осуществляемого в отношении определенных категорий осужденных.
Объектом являются правовые нормы и отношения международного и внутригосударственного характера в сфере регулирования мер воздействия в отношении преступников. Предметом исследования стала совокупность норм уголовного и уголовно-исполнительного права Республики Беларусь, моделирующих наказания без лишения свободы.
1. Международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы
1.1 Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением
В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Казахстан общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Казахстан являются составной частью ее правовой системы. Принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов получили наименование международных стандартов обращения с осужденными. Появившиеся в разное время и неравнозначные по их юридическому статусу, они отражают стремление международного сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе общепризнанных норм, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека.1
Международные стандарты классифицируют на универсальные и специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания. К ним относятся:
· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
· Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
· Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1988 г.);
· Декларация прав ребенка (1959 г.);
· Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
· Декларация о правах инвалидов (1975 г.);
К специальным актам относятся:
· Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
· Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
· Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
· Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
· Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
· Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
· Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
· Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних лишенных свободы (1990 г.);
· Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр Риядкие руководящие принципы) (1990 г.);
Проблемы нравственного содержания наказания остаются актуальными и сегодня. Это подтверждает принятая ООН в 1984 г. «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», в которой содержится указание на обязанность каждого государства «…предотвращать акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания». Этот документ ООН не только закрепляет правовые, гуманистические принципы осуществления уголовных наказаний, но и отражает печальные факты применения пыток, бесчеловечного обращения с правонарушителями, известные во многих странах.
Вторая группа стандартов применяется специально для отношений по исполнению наказаний. Так, по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного отобществаприняты Стандартные минимальные Правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Эти правила одобрил У111 Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в августе 1990 г. Они были разработаны Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио, поэтому получили название «Токийские правила», которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1990 г. «Токийские правила» распространяются на всю сферу уголовной юстиции и содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы.
В соответствии со ст. ст. 1−2 «Токийские правила» носят рекомендательный характер и должны применяться с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждого государства, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.
Согласно ст. 8.2 «Токийские правила» включают целый набора мер, альтернативных тюремному заключению:
· устные санкции (замечание, порицание, предупреждение;
· условное освобождение от ответственности;
· поражение в гражданских правах;
· экономические санкции и денежные наказания;
· конфискация или постановление об экспроприации;
· возвращение имущества жертве;
· условное наказание или наказание с отсрочкой;
· условное освобождение и судебный надзор;
· выполнение общественно-полезных работ;
· направление в исправительное учреждение с обязательным дневным присутствием;
· домашний арест;
· любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
· сочетание перечисленных выше мер.
Далее, после вступительной части, содержащей общие положения «Токийские правила» останавливаются на предсудебной стадии, где можно применить альтернативные лишению свободы меры для избежания тюремного заключения, и на стадии вынесения приговора. А также рассматривают период после вынесения приговора и возможность замены лишения свободы альтернативными мерами на каком-либо этапе.
«Токийские правила» определяют требования, которые должны предъявляться к обращению с правонарушителями.
В них подчеркивается, что на всех стадиях должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства правонарушителя. Во время исполнения мер, не связанных с лишением свободы права правонарушителя не должны ограничиваться в большом объеме, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение. Соблюдается право правонарушителя на личную жизнь, а также на личную жизнь его семьи. Проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителями или неоправданный риск причинения им физической или душевной травмы запрещается.
Личное дело (досье) правонарушителя должно вестись строго конфиденциально. Доступ имеют лица, кто непосредственно занимается рассмотрением дела правонарушителя или должным образом уполномоченные на это. В процессе назначения и исполнения мер, не связанных с лишением свободы, правонарушитель имеет возможность подавать запросы или жалобы в независимые органы.
В «Токийских правилах» уделяется большое внимание надзору за правонарушителями, для уменьшения рецидива правонарушений. Должны осуществляться индивидуальная, групповая работа, программы по месту жительства правонарушителей.
При нарушении условий отбывания мер, не связанных с тюремным заключением предусматривают изменения или отмену меры. Однако такое решение должно применяться лишь после тщательного исследования обстоятельств дела и с учетом принципа экономии принудительных средств.
Большое значение придается квалификации персонала, ведущего работу с осужденными без лишения свободы. Отмечается необходимость обеспечить его профессиональную подготовку, соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы и предоставлять широкие возможности для продвижения по службе.
Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, базируются на принципе широкого участия представителей гражданского общества в процессе воспитательного воздействия на преступников.
Вместе с тем, необходимо поощрять участие общественности, которое следует рассматривать, как «предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интересов общества». Добровольцы, участвующие в работе с осужденными, должны пройти необходимую подготовку, страховаться от несчастного случая, телесного повреждения при выполнении своих обязанностей.
В отличие от международных договоров правила не нуждаются в ратификации, не обладают столь обязательной юридической силой и тем более «самоисполнительностью»
«Токийские правила» широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными.
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без лишения свободы
К иным международным стандартам в сфере наказаний, не связанных с лишением свободы относятся Европейские правила общественных (альтернативных) санкций и мер, принятые в октябре 1992 г. Комитетом Министров Совета Европы в качестве рекомендации. С одной стороны, правила выступают аналогом Европейских тюремных правил, относящихся к мерам, не связанным с тюремным заключением и лишением свободы вообще. С другой стороны, это региональный вариант «Токийских правил».
Правила альтернативных санкций нацелены на максимально возможное сокращение реального лишения свободы на всех стадиях уголовной ответственности. Вместе с тем установлено, что никакие альтернативные санкции не могут применяться, если они противоречат общепризнанным международным нормам в сфере прав человека. Содержание таких мер должно исключать чрезмерный риск причинения физического или психического вреда правонарушителю, уделяя значительное внимание персоналу органов, исполняющих наказания без лишения свободы, Европейские правила одновременно указывают, что деятельность этих органов «должна дополняться использованием всех подходящих ресурсов, существующих в обществе (ст. 45)». В этом плане большое значение отводится участию общественности (организации и отдельных лиц). Итак, в резолюциях ООН и Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов с тем, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный политический статус.
Для дополнения альтернатив тюремному заключению необходимо использовать традиционные альтернативы лишению свободы для того, чтобы бороться, с чрезмерным применением тюремного заключения, которое приводит к широкому распространению явления перенаселенности тюрем.
Законодателям, исполнительной судебной власти и общественности необходимо применять наказания альтернативные лишению свободы.
Предварительное заключение и краткосрочное наказание лишением свободы должны, где это, возможно, заменятся на меры, не связанные с лишением свободы. Права жертв должны всегда приниматься во внимание, когда рассматривается возможность применения альтернативных санкций.
Каждому, который участвует в процессе вынесения или исполнения судебных приговоров без лишения свободы, а также тех, которые работают в системе уголовного правосудия и общественным деятелям, неправительственным организациям, должно быть предложено соответствующее обучение. Гражданское общество должно быть информировано о той роли, которое оно играет в развитии исполнении альтернативных лишению свободы наказаний.
Лица, которые несут ответственность в гражданско-процессуальном порядке ответственность за долги и неуплату штрафов, не должны лишаться свободы, но в отношении их должны быть приняты альтернативные санкции. С 13 по 17 апреля 1999 года в Великобритании прошла Международная конференция по реформе уголовных наказаний, которая выработала новую программу реформ в области исполнения наказаний на следующее десятилетие. Участники данной конференции признали, что системы уголовного правосудия требуют реформирования, и что тюремные системы всего мира находятся в состоянии кризиса. Всего в мире в местах лишения свободы содержатся более 8 миллионов мужчин, женщин и детей. Тюрьмы приносят мало пользы обществу, разрушают семьи заключенных. Во многих странах на практике условия в тюрьмах часто бесчеловечны и далеки от стандартов ООН и минимальных региональных стандартов, под которыми подписались большинство государств.
Переполненность тюрем, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, насилие и коррупция, получили широкое распространение.
Во многом росту численности заключенных способствовало применение тюремного заключения при попытках решить проблему употребления наркотиков в обществе. В некоторых странах до 50 процентов всех заключенных попадают в тюрьмы за ненасильственные преступления, связанные с наркотиками. По иронии судьбы, примерно такой же процент заключенных продолжают нелегально употреблять наркотики, находясь в заключении. Многие существующие и успешно действующие альтернативы тюремному заключению в целом не находят понимания в обществе или не достаточно используются судами и другими органами уголовного правосудия. Тюремное заключение часто применяется даже за малозначительные преступления, как главное наказание, а не как средство, применяемое в исключительных случаях.
Участники конференции определили девять стратегических направлений новой программы реформ систем исполнения наказаний:
1. Восстановительное правосудие — восстановление взаимопонимания между жертвой, преступником и обществом.
2. Альтернативные способы разрешения конфликтов — выведение конфликтов из уголовно-процессуальной сферы и помогают сторонам разрешить их с помощью нейтрального лица, посредника.
3. Неформальное правосудие — улучшает доступ к правосудию, основано на принципе примирения сторон, предполагает активное участие сторон, принимал во внимание язык и ценность, распространения в местном обществе.
4. Альтернативы тюремному заключению.
Для дополнения альтернатив тюремному заключению необходимо использовать традиционные альтернативы лишению свободы.
5. Альтернативные методы обращения с несовершеннолетними. Международные инструменты, в частности, Конвенция о правах ребенка, требует, чтобы несовершеннолетние подвергались тюремному заключению в исключительных случаях.
6. Специальные стратегии для предотвращения насильственных преступлений.
7. Сокращение численности тюремного населения. Международные документы, касающиеся обращения с правонарушителями, требуют минимального применения тюремного заключения.
8. Правильное управление тюремными заведениями. Управление тюрьмами всегда должно осуществляться в соответствии с соответствующими международными стандартами.
9. Роль гражданского общества в реформе уголовно-исполнительной системы.
2. Правовые основы исполнения наказаний без лишения свободы
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях без изоляции от общества
Действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Беларусь значительно увеличивает количество наказаний, не связанных с лишением свободы. К наказаниям без изоляции от общества относятся:
Штраф — денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством и действующих на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период на момент совершения им преступления. В Уголовно-исполнительном кодексе РБ штрафу посвящены ст. 29−30.
Закон устанавливает размер штрафа от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом не только тяжести содеянного, но и имущественного положения осужденного, а также в соответствии с ч. 3 ст. 52 УК РК — и условий жизни его семьи. Здесь следует отметить, что штраф — это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания. В случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется общественными работами.
В перечне видов наказаний за штрафом в качестве более строгого следует лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью — это наказание, назначаемое в соответствии со ст. 51 УК РК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет и применяется данный вид наказания не часто. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Срок лишения права занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью, назначаемое в качестве основного или дополнительного вида наказания к штрафу, общественным работам, а также при условном осуждении, если в этом случае исполнение дополнительного наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы или содержанию в дисциплинарной воинской части оно распространяется на все время отбывания этих основных видов наказания, при этом, его срок исчисляется с момента их отбытия (ч. 4 ст. 51 УК РБ). Данный вид наказания может применяться к лицам, находящимся на государственной службе, в органах местного самоуправления либо занимающимся определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещения управлять транспортными средствами).
Привлечение к общественным работам (ст. 49 УК РБ) состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными, исполнительными органами или органами местного самоуправления. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Особенностью данного вида наказание является то, что оно отбывается осужденным в свободное от работы учебы время и в выходные дни. Осужденный выполняет определенный для него вид работ на безвозмездной основе, однако для приятия-работодателя эти работы не являются бесплатными. Администрация организаций, использующих труд осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. Кроме того, на нее возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В условиях рыночной экономики местные органы исполнительной власти имеют очень мало возможностей, чтобы обязать предприятия принимать на работу данную категорию осужденных, а у тех в свою очередь, нет стимулов к этому. Видимо, именно этим объясняется, что привлечение к общественным работам не нашло в правоприменительной практике широкого распространения. По итогам 2005 г. назначение этого вида наказания составило всего 3,7%, это притом, что наказание в виде привлечения к общественным работам предусмотрено санкциями 67 составов преступлений Особенной части Уголовного Кодекса.
Следующим видом наказания, на котором следует остановиться поподробнее, являются исправительные работы (ст. 52 УК РБ). Исправительные работы состоят в том, что из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Этот вид наказания устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, и отбывается по месту работы осужденного. Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию, без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. На него возлагаются обязанности два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в десятидневный срок, ежегодный отпуск, а также дополнительные отпуска на десять и более дней предоставляются администрацией организации, где работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Ранее данный вид наказания имел иное содержание. Исправительные работы назначались не только по основному месту работы, но и в иных местах, по назначению органов, ведающих исполнением исправительных работ. Для этого решением органов исполнительной власти в каждом районе определялись базовые предприятия для трудоустройства данной категории осужденных.
Конфискация имущества (ст. 61 УК РБ) применяется в соответствии с прямым указыванием закона только за тяжкие или особо тяжкие преступления из корыстных побуждений, и только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части УК РБ.
Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества являющегося собственностью осужденного. В уголовно-исполнительном законодательстве дан перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Конфискация имущества, являющаяся дополнительной мерой наказания может быть полной или частичной. Органом, приводящим в исполнение конфискацию имущества, является суд. Исполнение данного наказания производится судебными исполнителями. Обращение приговора о конфискации имущества к исполнению производится судом, который по вступлении приговора в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещают соответствующий финансовый орган. Если опись имущества не производилась, то судебному исполнителю направляются справки о том, что опись имущества не производилась. Конфискации подлежит имущество, являющееся личной собственностью осужденного, в том числе его доля в общей собственности. Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Заинтересованное лицо имеет право предъявить в суд заявление об исключении имущества из описи.
По получении исполнительного листа судебный исполнитель немедленно проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись.
Если опись имущества не производилась, судебный исполнитель принимает меры к выявлению имущества осужденного, подлежащего конфискации, и при его обнаружении составляет опись этого имущества.
Судебный исполнитель принимает меры к сохранению имущества подвергнутого описи. Доля осужденного в общей собственности определяется судом по представлению судебного исполнителя, в порядке гражданского судопроизводства. Конфискованное имущество передается финансовым органам. Передача имущества производится после удовлетворения в соответствии с законодательством всех предъявляемых к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах актива. За сокрытие или присвоение конфискованного имущества виновные в соответствии с законом привлекаются ответственности. Предусмотрена уголовная ответственность за растрату или сокрытие имущества, подверженного описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено. После передачи конфискованного имущества финансовым органам исполнительный лист с отметкой об исполнении приговора о конфискации имущества возвращается суду, постановившему приговор. Финансовые органы сообщают суду, постановившему приговор, сведения, подтверждающие исполнение приговора в части конфискации имущества.
К разделу наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества относится также ограничение свободы (ст. 55 УК РК), а применительно к военнослужащим — ограничение по военной службе.
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Этот вид наказания применяется к лицам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, трудоспособным и только в качестве основного наказания. Предназначено ограничение свободы для наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности. Оно назначается сроком от одного года до пяти лет. В случае замены общественных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.
Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях открытого типа находящихся, как правило, в пределах области, по месту постоянного проживания или осуждения. В настоящее время из-за отсутствия таких центров этот вид наказания отбывается по месту жительства. Закон предусматривает недопустимость назначать рассматриваемую меру некоторым категориям осужденных, выделенных по возрасту, трудоспособности, состоянию здоровья, семейному положению и т. д. Вместе с тем, при назначении этой меры она может быть заменена в случае злостного уклонения от отбывания наказания более строгой. Вопрос о применении видов наказаний в виде ограничения свободы, ареста и общественных работ постоянно прорабатывается. Ситуация здесь неоднозначная. Военные суды интенсивно применяют арест в отношении военнослужащих. Для создания необходимого количества арестных домов требуются огромные затраты ресурсов. То же самое требуется и для общественных работ. Также необходимо увеличение численности персонала уголовно-исполнительных инспекций. В условиях безработицы организовать привлечение больших масс осужденных к ограничению свободы представляется проблематичным. В качестве варианта решения проблемы альтернативных решению свободы наказаний возможен перевод института колоний-поселений, в такой вид наказаний как ограничение свободы, который возможно осуществить без особых затрат.
Общественные работы и арест как вид наказания ввести поэтапно, одновременно рассматривания вопрос о слиянии таких видов наказаний, как общественные работы и исправительные работы.
В настоящее время в основном используются такие виды наказания, как лишение свободы и условное осуждение (особенно в отношении несовершеннолетних), а наказания, как исправительные работы и штраф из-за безработицы и обнищания большой массы населения слабо используются.
В этой связи огромное значение приобретает изучение опыта коллег из других стран. Таким образом, исполнение наказаний без изоляции от общества, имеет свои проблемы. В частности, такие наказания, как штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы остаются неисполненными по разным причинам: нестабильности экономического положения в государстве, текучести кадров и просто их недостаточностью, отсутствия заинтересованности в подобной работе и др. Ненадлежащее исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, приводит к тому, что такие лица не только не чувствуют ухудшение своего положения после осуждения, оставаясь на прежних местах, но и в ряде случаев продвигаются по службе либо, лишившись мест в государственных структурах, создают собственные предприятия, становятся хозяйствующими субъектами и зачастую совершают преступления в сфере экономики, пользуясь своей безнаказанностью.
В этой связи назрела необходимость в совершенствовании системы банка данных о лицах, которым назначено наказание без изоляции от общества с тем, чтобы судимость в течение ее срока являлась препятствием выдачи лицензий на право занятия тем или иным видом деятельности.
В современный период штраф как мера уголовного наказания не воспринимается ни самим осужденным, так как в большинстве случаев назначается лицам, способным заплатить штраф и воспринимающим данную меру наказания как обычную гражданско-правовую санкцию; ни обществом, оценивающим его как откуп. Кроме того, часто со времени назначения штрафа до его реального исполнения проходят сроки, которые в силу инфляции и по другим причинам делают данное наказание несоразмерным с преступлением, за которое оно назначено. В отдельных ситуациях виновному нечем уплатить штраф по причине утраты им источника дохода. Однако первые два вида наказания не должны назначаться до создания условий для их исполнения, а последний не может быть исполнен в силу утраты виновным места работы, т. е. по той же причине, по которой он не мог выплатить штраф. Подобная ситуация нуждается в пересмотре на законодательном уровне. Исполнение штрафа в развитых зарубежных странах более эффективно в связи со сложившейся там многолетней практикой применения данного вида наказания, его ощутимостью для материального положения виновного, прочностью института собственности, устоявшейся рыночной экономикой и пр. Представляется, что в Казахстане на данном этапе их развития штраф должен быть только дополнительным видом наказания и назначаться ограниченному кругу лиц. Обеспечение должного исполнения всех видов наказаний, установленных УК РБ, возможно в условиях относительной экономической и политической стабильности государства. Таким образом, современное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство нацеливает суды на преимущественное применение менее строгих наказаний.
Заключение
Наказания без лишения свободы представляют собой совокупность мер уголовно-правового воздействия, занимающих видное место в законодательстве и в правоприменительной практике Республики Беларусь и других стран СНГ. Данные наказания представляются весьма перспективными, способствующими предупреждению отдельных категорий преступлений с наименьшими для общества потерями. Это выражается в их меньшей обременительности для государственного бюджета по сравнению с наказанием в виде лишения свободы. Наряду с этим, альтернативные санкции свидетельствуют о гуманизме уголовного права, избавляя значительный контингент преступников от нахождения в пенитенциарных учреждениях. Это свою очередь, позволяет осужденным сохранить имеющиеся социально-полезные связи и снижает вероятность рецидива преступлений. Совершенствование наказаний без лишения свободы одобряется международным стандартами, установленными в отношении уголовной юстиции.
Среди наказаний без изоляции осужденных от общества в уголовном законодательстве РБ представлены как традиционные, так и новые разновидности санкций. К первым относятся штраф, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества. Ко вторым примыкают общественные работы, ограничение по военной службе, ограничения свободы. Необходимо отметить, что по сравнению с уголовным законодательством советского периода, в нормативную модель сохранившихся видов наказаний и режим их исполнения были внесены существенные изменения. Данные наказания, преследуют цели общего и специального предупреждения, исправления преступников, восстановления социальной справедливости. Отсутствует цель «перевоспитания преступников», так как она служила своеобразной «данью» представлениям о всемогуществе уголовного права в деле борьбы с преступностью. Изменился порядок исполнения отдельных видов наказаний. Так, например, штраф должен взыскиваться в соотношении к минимальной заработной плате, а конкретный размер его в санкции являющейся относительно определенной, не установлен. Действующее законодательство не предусматривает два вида исправительных работ, сохранив лишь исправительные работы по месту основной трудовой деятельности осужденного. Представляется, что изменения в правовом режиме применения наказаний без лишения свободы обусловлены радикальными переменами социально-экономического, политического, правового характера на пост советском пространстве. В то же время вызывает сожаление, что новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Беларусь практически не содержит юридических основ для привлечения общественности к контролю и воспитательному воздействию на осужденных. Привлечение субъектов гражданского общества к данной работе, несомненно, могло бы способствовать достижению большей эффективности наказаний, исполняющихся без направления преступников в пенитенциарные учреждения.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что ряд наказаний без лишения свободы осуществляется под контролем уголовно-исполнительных инспекций. В связи с этим следует отметить, что без решения таких проблем, как увеличение штатной численности персонала уголовно-исполнительных инспекций, привлечения в его состав добровольных помощников, надлежащее организационное и материально-техническое обеспечение, трудно ожидать ощутимых успехов в предупреждении соответствующих категорий преступлений.
Подводя итог изложенному, возможно предположить, что пристальное внимание законодательной и правоприменительной практики к наказаниям без лишения свободы и использование лучших традиций отечественного и зарубежного опыта уголовной юстиции, будет содействовать преодолению многих коллизий в борьбе с преступностью.
Список используемой источников
1. Конституция Республики Беларусь
2. Уголовный Кодекс Республики Беларусь
3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь
4, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
6. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1988 г.);
8. Декларация прав ребенка (1959 г.);
9. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
10. Декларация о правах инвалидов (1975 г.);
11. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.);
12. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
13. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
14. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
15. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
16. Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
17. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
18. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
19. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
20. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних лишенных свободы (1990 г.);
21. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр Риядкие руководящие принципы) (1990 г.);