Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду урбанизированных территорий: На примере г. Иванова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы доложены на «Научно-технической конференции преподавателей и сотрудников ИГХТА», г. Иваново, 1995 г., на научно-практическом семинаре «Экологические проблемы региона в условиях конверсии», г. Ковров, 1996 г., на 1 региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы химии, химической технологии и химического образования «Химия — 96», г. Иваново, 1996 г., на Втором… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Изучение антропогенного воздействия на атмосферный воздух урбанизированных территорий
    • 1. 1. Методика оценки загрязнения атмосферы городов (состояние вопроса)
    • 1. 2. Общие основы использования природных индикаторов
    • 1. 3. Загрязнение воздушного бассейна отработавшими газами транспорта и силовых установок
      • 1. 3. 1. Краткие сведения об особенностях сгорания топливу в транспортных и силовых установках
      • 1. 3. 2. Миграция и трансформация в атмосфере веществ, содержащихся в отработавших газах
      • 1. 3. 3. Мероприятия по снижению отрицательного воздействия автотранспортных средств на окружающую среду
  • ГЛАВА 2. Характеристика объекта исследования и методика эксперимента
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования
    • 2. 2. Оценка воздействия антропогенных источников
  • ГЛАВА 3. Оценка антропогенного воздействия на воздушный бассейн г. Иванова
    • 3. 1. Анализ источников загрязнения атмосферного воздуха
    • 3. 2. Рассеивание примесей антропогенного происхождения по территории г. Иванова
  • ГЛАВА 4. Оценка загрязнения среды природными индикаторами
    • 4. 1. Индикация по снежному покрову
    • 4. 2. Индикация по химическому составу почвы
    • 4. 3. Фитоиндикация
      • 4. 3. 1. Индикация по листве деревьев
      • 4. 3. 2. Лихеноиндикация
      • 4. 3. 3. Поиск индикатора (травянистого) на содержание соединений свинца в окружающей среде
  • ГЛАВА 5. Мероприятия по уменьшению антропогенного воздействия на окружающую среду г. Иванова

Оценка воздействия автотранспорта на окружающую среду урбанизированных территорий: На примере г. Иванова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По данным Государственного Комитета охраны окружающей среды Российской Федерации в ряде регионов наблюдается рост выбросов вредных веществ в атмосферу [1]. Причины этого различны: нарушение проектных технологических режимов, моральный износ оборудования, возросшие объемы автотранспортных перевозок. Поэтому, несмотря на заметный спад производства, наблюдаемый в последнее время, экологические проблемы, связанные с техногенным загрязнением окружающей среды, продолжают оставаться весьма острыми.

Разработка мероприятий по оздоровлению атмосферного воздуха невозможна без четкого представления о пространственно-временном распространении примесей. Особую значимость этот вопрос имеет для урбанизированных территорий, которые подвержены влиянию многокомпонентных и изменчивых промышленных и транспортных выбросов, основная часть которых рассеивается в приземном слое атмосферы.

Современные тенденции к либерализации экономики на глобальном и региональном уровнях ускоряют процесс урбанизации. По данным Организации Объединенных Наций к 2000 году в городах будут жить 50% населения Земли, а к 2030 году городское население в два раза превысит сельское [2]. В связи с этим деятельность по улучшению параметров окружающей среды будет сформирована в основном в городах. Границы современных городов носят довольно условный характер, так как происходит их слияние с пригородами, сельскохозяйственными комплексами и т. п. В результате довольно обширные зоны характеризуются повышенным уровнем загрязнения природной среды. Расположение промышленных предприятий в селитебных зонах городов делает порой невозможным организацию санитарно-защитных зон или практически исключает защитные функции существующих, что так же усугубляет антропогенное воздействие на экосистему города [2]. Так, по данным ВЦИОМ 71% городских жителей считает состояние окружающей среды в своем городе опасным для здоровья, 57% считают его загрязненным, 22% - тревожным и 11% - агрессивным [3].

В связи со спадом производства в последние годы сокращается выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Однако этот процесс отражает лишь общие экономические тенденции, а не улучшение работ по технике защиты атмосферы на предприятиях, так как процент очищенных и обезвреженных выбросов в целом по РФ за последние годы остался прежним — 77 — 75%, во многих случаях и этот уровень достигнут не на всех предприятиях. В результате не уменьшается количество городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В предыдущие годы «Приоритетный список» заполняли в основном города, расположенные в неблагоприятных для рассеивания примесей климатических условиях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сейчас же в нем насчитывается 16 городов Европейской части РФ, где климатические условия более благоприятны. Следовательно высокое загрязнение воздушной среды на прямую определяется плохим контролем за выбросами и неритмичной работой предприятий [1].

3 187 городах (72% городов, где есть наблюдения) средние за год концентрации хотя бы одного ингредиента превышают ПДК. В этих городах проживает 65,4 млн. человек, что составляет порядка 55% населения России. Максимальные концентрации загрязняющих веществ превышающие ПДКсс воздействуют на население 66 городов РФ.

За последние 5 лет в городах России, в которых существует мониторинговая система наблюдения за качеством атмосферного воздуха концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, фенола, формальдегида уменьшились на 5−13%, концентрации аммиака, сероуглерода, сажи уменьшились на 16−37%, концентрации сероводорода, оксида углерода и оксидов азота увеличились на 5−11%, что, по-видимому, связано с увеличением парка автомобилей в городах и со все возрастающей ролью автотранспортных средств в загрязнении окружающей среды [4].

Основными антропогенными каналами, ответственными за изменение качества приземных слоев воздушных масс, являются следующие:

1) эмиссия загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников выбросов;

2) трансграничный (межобластной) перенос загрязняющих веществ.

Изменение количества валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за последние 4 года в Ивановской области приведено в табл. 1 [5].

Таблица 1.

Динамика валовых выбросов в атмосферу по Ивановской области.

Тип источника Выброса Величина выбросов, тыс. т.

1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г.

Стационарные 51.67 42.65 39.69 52.11.

Передвижные 42.27 46.77 47.22 49.58.

Всего по области 93.94 89.42 86.91 101.69.

В Ивановской области отмечается устойчивый спад суммарной эмиссии загрязняющих веществ в период 1994 — 1996 гг. при явном росте вклада в суммарное загрязнение атмосферы от автотранспорта.

По экспертным оценкам [6], более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт. К 2000 году ожидается увеличение выбросов вредных веществ автомобильным транспортом на 20%. Предположительно этот рост будет происходить за счет значительного увеличения парка легковых автомобилей и изменения структуры грузового транспорта.

В свете вышесказанного актуальны работы по оценке состояния окружающей среды на урбанизированных территориях, с выявлением наиболее крупных источников загрязнения и предложениями по уменьшению их воздействия на природную среду городов.

Цель работы. Исследование закономерностей антропогенного загрязнения промышленного городаоценка состояния атмосферного воздуха и роли автотранспорта в формировании условий ухудшения окружающей среды на урбанизированных территориях и разработка комплекса мероприятий по их предупреждению на примере г. Иванова. Совершенствование методов индикации качества воздушного бассейна по изменению состояния сопряженных с атмосферой сред — почв, снежного покрова и растительности, а также на основе имеющейся базы данных об антропогенных источниках загрязнения в масштабе города. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Проведение систематизации и анализа статистической отчетности предприятий города о количестве и характеристиках стационарных источников загрязнения воздушной среды, а так же данных о поступлении в атмосферу г. Иванова примесей антропогенного происхождения.

2. Осуществление инвентаризации передвижных источников выбросов вредных веществ, а именно автотранспорта, для определения количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу города с отработавшими газами автотранспортных средств.

3. Создание электронной базы данных стационарных и передвижных источников выбросов токсикантов, позволяющей определять приземные концентрации загрязняющих веществ с учетом изменяющихся характеристик источников (мощности выброса, температурного режима, скорости выхода паро-газовоздушной смеси и др.) и метеорологических параметров.

4. Экспериментальной оценки возможности использования в качестве косвенных индикаторов загрязнения воздуха таких объектов окружающей среды как: почва, снежный покров, листва деревьев.

5. Выявление наиболее мощных источников загрязнения и оценка вклада автотранспортных средств в уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Иванова. Разработка комплекса природоохранных мероприятий.

6. Районирование территории города Иваново с выделением экологически неблагополучных зон.

В соответствии с целью исследований и полученными при этом результатами автор выносит на защиту:

1. Систематизированные данные о стационарных и передвижных источниках загрязнения атмосферы, позволяющие составить том ПДВ г. Иванова, а так же определение приземных концентраций примесей антропогенного происхождения.

2. Количественную оценку загрязненности почв, снежного покрова и растительности на территории города.

3. Зависимости, связывающие загрязнение атмосферного воздуха с другими объектами окружающей среды.

4. Методику прогноза загрязнения атмосферы города, с учетом все возрастающей роли автотранспорта в этом процессе.

5. Подход к выявлению приоритетных источников загрязнения и комплекс природоохранных мероприятий для них.

Достоверность полученных результатов обоснована.

— выбором модели, описывающей рассеивание примесей, базирующейся на положениях фундаментальных исследований в области физики и химии;

— анализом сопоставимых и однородных данных наблюденийобъемом и современной методологией экспериментов, сопоставимостью результатов, полученных расчетным и экспериментальным способами.

Научная новизна результатов работы состоит в том, что впервые проведена комплексная оценка загрязнения соединениями свинца жизнеобеспечивающих природных сред г. Иванова. внесены изменения и сделаны новые дополнения в методику расчета уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспорта. проведена корреляция расчетных данных с экспериментальными исследованиями загрязнения природных объектов. предложена методика разработки комплекса природоохранных мероприятий для приоритетных источников загрязнения атмосферы промышленного города (автотранспорта).

Практическая ценность. сформирован банк данных о стационарных и передвижных источниках загрязнения атмосферы г. Иванова;

— выявлены городские районы и зоны с неблагоприятной экологической обстановкой для здоровья населения и состояния экосистем;

— рекомендована методика для оценки уровня загрязнения урбанизированных территорий, на которых отсутствует система наблюдения за состоянием воздушной среды;

— разработан и предложен комплекс мероприятий по снижению уровня загрязнения приземного слоя атмосферы и сопредельных сред выбросами автотранспорта.

Реализация результатов работы.

Результаты работы доложены на «Научно-технической конференции преподавателей и сотрудников ИГХТА», г. Иваново, 1995 г., на научно-практическом семинаре «Экологические проблемы региона в условиях конверсии», г. Ковров, 1996 г., на 1 региональной межвузовской конференции «Актуальные проблемы химии, химической технологии и химического образования «Химия — 96», г. Иваново, 1996 г., на Втором Конгрессе химиков-текстильщиков и колористов «За возрождение российского текстиля», г. Иваново, 1996 г., на региональном семинаре «Экологические проблемы Верхне-волжского региона, Условия перехода к устойчивому развитию» в рамках 1 Международной научно-технической конференции «Химия — 97», г. Иваново, 1997 г, на втором научно-техническом семинаре «Город и автомобиль», г. Москва, 1998 г., на II Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы химии и химической технологии «Химия — 99», г. Иваново, 1999 г.

Диссертация выполнена в рамках федеральной целевой программы «Интеграция» по проекту «Оценка качества природной среды и прогнозирование устойчивости экосистем Верхне-Волжского региона» № 261.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Проведенные исследования показали антропогенные факторы и позволили оценить уровень загрязнения воздушного бассейна г. Иванова выбросами автотранспорта и промышленных предприятий. Установлено, что индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по пяти ингредиентам (ТВЧ, РЬ, 802, Ж>2, СО), в среднем по городу составил 12,99, что характеризует состояние атмосферы как «критическое загрязнение».

2. Исследованиями установлены приоритетные загрязнители воздушного бассейна г. Иванова (усл. тыс. т/год): Б02 — 258,7- ЫОх — 256,8- РЬ — 96,3- ТВЧ — 24,6- СО — 6,5- углеводороды (ЛОС) — 1,6. В качестве трассерных ингредиентов в данном исследовании изучались РЬ, отражающий влияние автотранспорта на загрязнение атмосферы, а также Э02 и Ж) х, характеризующие суммарное воздействие стационарных и передвижных источников.

3. Теоретически показана и экспериментально подтверждена роль автотранспорта в загрязнении приземного слоя атмосферы. Вклад автотранспорта в формирование приземных концентраций свинца составил 99%- БОг- 15%: Ж)2 — 76%- суммарный вклад АТС — 60%.

4. Исследования позволили выделить экологически неблагополучные районы и зоны г. Иванова, где концентрации РЬ, 802 и Ж>2 в приземном слое атмосферы превышают санитарно-гигиенические нормативы (ПДКсс). Среднее превышение ПДКсс по РЬ составляет 2,7, по диоксиду азота — 2,1.

5. По результатам работы сформирован банк данных о стационарных и передвижных источниках загрязнения атмосферы г. Иванова (всего 4865 источников выбросов загрязняющих веществ).

6. Проведено ранжирование территории города по степени загрязнения сопредельных с атмосферой сред (снежного покрова и почв), определены зависимости между содержанием РЬ этих средах и воздухе.

7. Оценена степень угнетенности экосистем города (на примере лишайников и деревьев) в результате их загрязнения соединениями свинца. Выявлены зоны наибольшего загрязнения приземного слоя атмосферы и биоиндикаторов — центральная, южная и юго-восточная части г. Иванова.

8. Разработана методика комплексной оценки и управления качеством окружающей среды урбанизированной территории. Осуществлена верификация используемого программного комплекса и на ее осцове определена адекватность расчетного метода.

9. Предложен комплекс мероприятий, позволяющих уменьшить воздействие автотранспорта на окружающую среду города. По предложенной методике проведено ранжирование и оптимизация природоохранных мероприятий по 5 критериям (затраты, прибыль, временной фактор, шансы на успех, социальный эффект).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Обзор загрязнения: окружающей природной среды в Российской: Федерации за 1997 год.//Зеленый мир. -1998, № 20.
  2. Уолли Н’Доу. Изменение среды обитания. //Наша планета: Программа ООН по окружающей среде. 1996., т.8.
  3. Рациональное использование и охрана окружающей среды городов, М.: Наука. — 1989, 225 с.
  4. Экология. Реалии и перспективы.// Высшая школа. М. — 1994, № 1.
  5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Ивановской области. -Иваново- Облкомприрода, 1997, 54 с,
  6. Автотранспорт и окружающая среда.//А.Р.Абраамян, В. В. Амбарцумян, К.В. Амбарцумян//Экология и жизнь. 1999. — № 2. — С. 62−66.
  7. Э.А. Вредные химические вещества. Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России. М.: Госкомгидромет. — 1992, 143 с.
  8. Ежегодник состояния загрязнения воздуха и выбросов вредных веществ в атмосферу городов и промышленных центров Российской Федерации. Том «Выбросы вредных веществ»./ Под ред. М. Е. Берлянда. С.-Петербург. -1994, 150 с.
  9. И.И., Колодко М. Н. К методике картографирования загрязнения воздушного бассейна региона.// Гигиена и санитария. -1985. № 1. С. 5−7.
  10. Оценка экологической обстановки городской среды поскторным методом (на примере г. Иванова)// Т. М. Ушмаева, И. А. Тарасьян. // Актуальные проблемы. 1993. — № 3. — С. 12−15.
  11. П.Сонькин Л. Р. Некоторые возможности прогноза содержания примесей в городском воздухе. Тр. ГГО. — 1971., вып. 254,-С. 121−122.
  12. A.B. Идентификация внешних условий функционирования объектов в АСУ интенсивностью загрязнения воздушного бассейна. В кн.: Проблемы контроля и защиты атмосферы от загрязнения, вып. 9. Киев: Наукова думка, 1983. — С. 39−46.
  13. Thomas W.A., Babcock L. R, Schultz W.B. Oak Ridge National Laboratory. -Oak Ridge TN, Sept. 1971.
  14. Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. -Л.: Гидрометеоиздат. 1986. — 200 с.
  15. М.А. Гигиенические основы оценки суммарного загрязнения воздуха населенных мест// Гигиена и санитария. 1985. № 1. — С. 10−12.
  16. Ю.М., Бушуева К. А. К построению комплексного показателя загрязненности атмосферного воздуха//Гигиена и санитария. -1983 № 6. -С.3−6.
  17. A.M. О комплексном критерии загрязнения атмосферы// Гигиена и санитария, — 1983. № 8. 14−17.
  18. A.B. Метод учета комбинированного действия при суммарной санитарно-токсикологической оценке загрязнения воздуха населенных мест// Гигиена и санитария, — 1984. № 3, — С. 16−17.
  19. П.К. Критерии комплексной оценки загрязнения атмосферы// Гигиена и санитария. 1982. № 9. — с 3−8.
  20. С. Обобщающий показатель загрязнения атмосферы// Вестник статитстики. 1989. -№ 12. — С. 12−15.
  21. Е.В. Оценка уровня загрязнения атмосферы на основе учета климатических условий (на примере г. Тольяти) // Экол. проблемы бассейнов крупных рек.: Тез. междунар. конф., Тольяти, 6 10 сентября, 1993. — Тольяти, 1993. — С. 216 — 217.
  22. Using atmospheric electrical conductivity as an urban air pollution indicator/ Guo Y., Barthakur N., Bhartendu S// J. Geophys. Res. D. 1996. — 101, № 4. — C. 9197 -9203.
  23. Inhaber H.A. Set of suggested air quality indices for Canada. Atmos. Environ, 1975, vol.9 № 3, P. 353−364.
  24. A. JI. Аэроионификация в народном хозяйстве. M.: Госпланиздат, 1960. -758.
  25. М. Исследование состояния воздушного бассейна городов с помощью природных индикаторов (на примере городов Эстонии). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. геогр. наук. Москва, 1989. — 162с.
  26. Израель. Мониторинг окружающей среды. М.: Госкомгидромет, 1985, 400 с.
  27. М., Ставров О. Контроль и прогнозы на завтра.// Автомобильный транспорт. 1986. — № 12, — С. 17−18.
  28. Государственный доклад. О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году. М.: Госуд. центр экологических программ, 1998. — 608 с.
  29. Квалиметрический метод оценки токсичности двигателя/ Игантович И. В., Кутенев В. Ф., Рытвинский Т.Н.// Вестник машиностроения. 1991 — № 17. -С.9−11.
  30. С.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1991,300 с.
  31. В.П., Лещев П. М., Хартакович В. Н. Устройство и эксплуатация автомобиля: Учебн. пособие 3-е изд. Прераб. — М.: ДОСААФ. — 1987,
  32. К.К. Химотология топлив и смазочных масел. М.: Воениздат., 1980, 98 с.
  33. МП. Эксплуатационные материалы для автомобилей и специальных машин: Учебн. пособие. М.: ДОСААФ, 1987, 120 с.
  34. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды./ Малов Р. В., Ерохов В. А., Щетина В. А., Беляев В. Б. М.: Транспорт, 1982, 200с.
  35. .А. Токсичность автомобилей. Оценка и перспективы снижения.// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2 С. 8−10.
  36. Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М.: Медицина, 1975, 160 с. 38.0рнатский Н. П. Автомобильные дороги и охрана природы. М.: Транспорт, 1982, 176 с.
  37. Методы анализа загрязнений воздуха. / Другов Ю. С., Беликов А. Б., Дьякова Г. А., Тульчинский В. М. М.: Химия, 1984. 200 с.
  38. И.Л., Малов Р. В. Как обезвредить отработавшие газы автомобиля. М.: Транспорт., 1968, — 234 с.
  39. Гигиенические критерии состояния окружающей среды: Доклад 13: Окись углерода// ВОЗ. Женева, 131 с.
  40. В., Денисов В. Еще раз о вредных компонентах отработавщих газов,// Автомобильный транспорт. 1996. -№ 6 С. 35−37.
  41. H.H. О некоторых проблемах химической кинетики и реакционной способности (свободные радикалы и цепные реакции). М., 1958, 250 с.
  42. Я.Б., Садовников П. Я., Франк-Каменецкий Д.А. Окисление азота при горении. М. — Л., 1947.
  43. Wimmer D.B., VcReynolds L.A. Nitrogen oxides and engine combustion. SAE. «Transactions», 1962, 70, Paper 380 E.
  44. Fleming R.D., Allsup I.R., French T.R., Eccleston D.E. Propane as an engine fuel for clean air reguirements. «J. Air. Poll. Contr. Ass.», 1972, v.6, p.451.
  45. Dimitriades В., Wesson T.C. Reactivities af exhaust aldehydes. «J. Air. Poll. Contr. Ass.», 1972, v. l, p.33.
  46. В.А., Филоненко Ю. Я. Экологические аспекты автотранспорта. -М.: МНЭПУ. 1997, 280 с.
  47. И.Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986,130 с.
  48. Г. И. Определение химического состава продуктов, возникающих при фотохимическом смогообразовании. в сб.: М-ды анализа объектов окруж. среды. — Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1988, С. 5−36.
  49. К., Уорнер С. Загрязнение воздуха: Источники и контроль. М.: Мир, 1980, 539 с.
  50. Химия нижней атмосферы: Пер. с англ./ Под ред. С. Расула. М.: Мир, 1976, 300 с.
  51. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1885,76 с.
  52. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). НИИАТ, Москва, 1991, 54 с.
  53. Методика расчетов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом на городских магистралях. М., 1996. — 55 с.
  54. Экологическая безопасность транспортных потоков./ Дьяков A.B., Игнатов Ю. В., Конйлин Е. П. и др. Под ред. Дьякова А. Б. М.: Транспорт, 1989, 128 с.
  55. В.В. Экологические расчеты при проектировании дорог. // Автомобильные дороги. 1990. — № 5 С. 20−21.
  56. А.К. Социально-экономическая эффективность мероприятий при застройке городов. М.: Стройиздат, 1987. — 128 с.
  57. Ф. Рассеяние выбросов автотранспорта в условиях городской застройки./ Тез. докл. междунар. конф. ВМО по моделированию загрязнения атмосферы и его применениям. Ленинград, 19−24 мая 1986 г. -М., 1986. С. 151.
  58. Ф.Т., Ван-Доп X. Атмосферная турбулентность и моделирование распространения примесей. / Пер. с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — 212 с.
  59. М.Г. Атмосфера городов. М.: Знание, 1983. — 66 с.
  60. О.Ф. Методические вопросы прогнозирования ущерба от загрязнения атмосферы. // Экономическая оценка и рациональное использование природных ресурсов. М., 1975. С. 62−73.
  61. Контроль загазованности атмосферы выбросами ТЭС. М.: Энергоатомиздат, 1986. — 89 с.
  62. Охрана и оздоровление городской природной среды: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВгИСИ, 1979, — 173 с.
  63. Т.П. Прогнозирование загрязнения воздуха жилых территорий городов выхлопными газами автотранспорта и градостроительные рекомендации по его уменьшению. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. техн. наук. — Волгоград, 1973. — 31 с.
  64. П.И., Лахно Е. С. Прогнозирование полей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта на основе модели неоднородных (слоистых) сред.//Автоматика. 1980. — № 6. — С. 31−37.
  65. В.В. Методика расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. Волгоград, инж.-строит. инст-т. — Волгоград, 1986. — Юс. — Деп. В ВИНИТИ 2.12.86, № 8181-В.
  66. Н.С., Оникул Р. И., Соломатина И. И. К оценке выбросов автотранспорта в атмосферу и загрязнение воздуха вблизи автомагистралей. Труды/Глав, геофиз. Обсерватория, 1979, вып. 436. -С.102−110.
  67. В.Ф. Исследование влияния дорожных условий на загрязнение окружающей среды автомобилями. Дисс. на соиск. уч. степ, канд. техн. наук. — Киев, 1980. — 229 с.
  68. Метод расчета уровня загрязнения атмосферного воздуха Москвы выбросами автотранспорта./ Самоль Н. Г., Парцеф Д. П., Беккер А. А. и др.// Тр.Центр. высота, гидрометеорол. обсерватории, 1987, № 19 С.24−29.
  69. Ludwig F.L. et al. A preliminary study of modeling the air pollution effects from traffic engineering alternatives. J. Air Pollut. Contr. Assoc., 1973, 23, 6, 499 504.
  70. Rao S.T., Keenan M.T. Suggestions for improvement of the EPA-HIWAY model. J. Air Pollut. Contr. Assoc., 1980, 30,3,247−256.
  71. Takanashi K., Lin F.c., Okamoto S., Shiozawa К. Тайки онсэн гайккайси. J. Jap. Soc. Air Pollut., 1982, 17,4. 265−274.
  72. Mareus A.H. A stochastic model of microscale air pollution from highway traffic. Technometrics, 1973, 15, 2, 353−363.
  73. Schneider Bernd, Streicher Dieter. Berechnung der Ausbreitung von raftfahrzeug- Emissionen. Emissionsverminder und Larmschutz Verkersw. Leipzig, 1980. 50−74.
  74. Driving patterns and emissions from different types of roads: Pap. 3rd Int. Syrrip. «Transp. and Air Pollut.» Avignon 6−10 June, 1994/ Jensen Steen Solvang// Sci. Total Environ. 1995. — 169, № 1−3. — C. 123−128.
  75. Model of air flow and air pollution concentration in urban canyons/ Kamenetsky E., Vieru N.// Boundary Layer Meteorol. — 1995. — 73, № 1−2. — C. 202−203.
  76. Inguinamento da veicoli nella citta di Firenze/ Chiramonti D., Milazzo A.// Termotecnica. -1995. 49, № 1−2. — C. 123−129.
  77. Impact des conditions de conduite sur l’efficacite des pots catalutigyes de vehicules a essenceet diesel/ Pornet Ph., Beaubestre C., Courtois Y., Festy В., Ing H.// Sci. Total Environ. 1995. — 169, № 1−3. — C. 321−329.
  78. Computation of ambient concentration distributions due to vehicle emissions: Pap. 4th Int. Symp."Highway Pollut.", Madrid, 18−22 May, 1992/ Schoring M.// Sci. Total Environ. 1994. — 146−147. — C. 445−450.
  79. NO-NOx Umwandlungsmodell fur die Anwendung bei Immissionsprognosen fur kfz-Abgase/ Romberg E., Bosinger R., Lohmeyer A., Ruhnke R., Roth E.-P.// Gefahrstoffe — Reinhalt. Luft. — 1996. — 56, № 6. — C. 215−218.
  80. Colwill D.M., Hikman A.J. Predicting pollution from read traffic. Spectrum (Gr. Brit.), 1980, 171. -C.12−14.
  81. Kolar J. Grundsatzliches zur Beurteilung von Immissionnen luftverunreinigender Stoffe. Warme. 1981. — &7, 6. — C. 115−124.
  82. Clemena G.G. Empirical relationship bnetween mesoscale carbon monoxide concentrations and areal vehicular emission rater. Transp. Res. Ree. 1981. -789. — С. 5−14.
  83. Butz Brian P., Habergger Loren I. A turbulence model for predicting air quality on and near higways: initial results. IEEE Syst., Man and Cybern. Soc. Proc. Int. Cjnf. Cybern. And Soc., Djston, Mass., 1973. New York. 1973. — C. 74−75.
  84. Colwill D.M., Viddleton D.R. A gaussio plume disersion model applicable to a complex motorway interchange. TRRL Suppl. Rept. 1979, 505. — C. 1−27.
  85. Drivas P.J., Shair F.H. Dispersion of an instantaneuos eross-wind line source of fracer released from an urban highway/ Atmos. Environ. 1974, 8, 5. — C. 475 485.
  86. Nelli J.P., Messina A.D., Bullin J.A. Analysis and modelung of air quality at street intersections/ J. Air Pollut. Contr. Assoc. 1983, 33, 8. — C. 760−764.
  87. Rodes C.E., Holland D.M. Variations of NO, NO2 and O3 concentrations downwind of Los-Angeles freeway/ Atmos. Environ. 1981, 15, 3. — C. 243−250.
  88. Untersuchung zur Ausbreitung von Abgasen/ Wiss und Umwelt. 1983, 1. — C. 34−35.
  89. Chock D. P: Pollutant dispersion near roadways-experiment and modelung/ Sei. Total Envuron. 1982, 25, 2. -C. 111−132.
  90. Kennedy I.M., Kent J.H. Wind tunnel modelung of carbon monoxide dispersal in city streets/ Atmos. Environ. 1977, 11. — C. 541−547.
  91. В.Ф. Концепция создания экологически чистого автомобиля.// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2 С. 3−6.
  92. Резервы снижения токсичности автотранспортных средств/ Шатров Е. В., Гарбер А. З., Таболин В.В.// Автомобильная промышленность. 1992. -№ 8. — С. 10−12.
  93. Проблемы снижения токсичности отработавших газов автомобилей/ Дугин Т. СМ Трансп.: Наука, техн., упр./ ВИНИТИ. 1995. — № 2 — С. 26−34.
  94. Перспективные требования к токсичности легковых автомобилей/ Кутенев В. Ф., Вайсблюм М. Е., Гусаров А.П.// Автомобильная промышленность. 1989. -Ш1. — С.18−20.
  95. Мероприятия по снижению воздействия транспортных потоков на окружающую среду (Методические рекомендации к семинару). -Челябинск, 1986. 20с.
  96. Нормирование токсичных веществ в отработавших газах.// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2 С.34−36.
  97. Автомобиль и окружающая среда.// Автомобильный транспорт. 1987. -№ 2 С. 1−2.
  98. И.Р., Новиков Ю. В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987, 205 с.
  99. А.Б., Вздыхалкин В. Н., Рузский A.B. Экологическая безопасность автомобиля. М.: МАДИ, 1989, 135 с.
  100. Experiences internationales d’action sup la pollution d’origine automobile/ Foray M.// Techn., sei., meth. 1996. — № 1. — 39c.
  101. Automobile et pollution/ Degobert Paul. Paris: Ed. Technip, 1992. — XX, 516c.
  102. Reduzierung verkehrsbedingter Schadenstoffemissionen in einem stadtischen Ballungaraum/ Bartosch R.// Neue DELIWA 2. — 1996, — 47, № 11 — С. 464 470.
  103. Ein Jahr gewonnen/ Steiner L.// KFZ Anz. 1995. — 48, № 20 — C. 28−29:
  104. Catalyses for a new millennium/ Dalyell Tam// New Sei. 1996 — 151, № 2038. — 49 с.
  105. P., Бунькин В. Новый катализатор для нейтрализации отработавших газов.// Автомобильный транспорт. 1992. — № 8 С.22−23.
  106. В.М., Соловьев С. А., Белоклейцева Г. М. Каталитический нейтрализатор отработавших газов. // Автомобильная промышленность. -1989. -№ Ю С. 1−3.
  107. A.B., Тюфяков A.C. О регулировках токсичности отработавших газов.// Автомобильная промышленность. 1992. — № 2 С. 2528.
  108. Н. Экологически чистая технология для транспорта. // Автомобильный транспорт. 1993. — № 5 С. 17−18.
  109. М.М., Шайкин А. П., Карпусенко В. В. Влияние начальных параметров топливной смеси на токсичность отработавших газов ДВС.// Хим. физика. 1991. — Т.10, № 6 С. 904−905.
  110. Гофмеклер B. JL, Парцеф Д. П. Городу чистый воздух. — М.: Медицина, 1971,40 с.
  111. B.C. Биологические основы газоустойчивости растений. -Новосибирск: Наука, 1979. 280с.
  112. Загрязнение воздуха и жизнь растений. Под ред. М. Трешоу, — JL: Гидрометеоиздат, 1988, — 400с.
  113. Климат Иванова/ Под ред. Швер Ц. А., Рязановой C.B. JL: Гидрометеоиздат. -1981.- 160 с.
  114. Годовой отчет Ивановского областного комитета по ООС. Иваново, 1998, 56 с.
  115. СНиП 2.01.01 82. Строительная климатология и геофизика.
  116. Справка Ивановского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  117. Т.С., Юрченко И. П. Потенциал рассеивающей способности атмосферы// Географич. и природные ресурсы. М.: Наука, 1990. № 2. — С. 132−137.
  118. Проект Генплана г. Иванова, 1989.
  119. Окружающая среда, Оценка риска для здоровья (мировой опыт). / Авалиани С. А., Андрианова М. М., Печенникова Е. В., Пономарева О. В. -М.: Консультац. центр по оценке риска, 1996. 152 с.
  120. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД 86. -Л.:Гидрометеоиздат. — 1987. — 83 с.
  121. Охрана окружающей среды/ Под ред. Белова C.B. М.: Высшая школа. -1991.-62 с.
  122. Номенклатурный транспортный справочник. НИИавтопром. — 1976.
  123. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. РД. 52.04.186 -89. -М.: Госкомгидромет. 1991, 600 с.
  124. З.И. Возможность определения влияния загрязнения атмосферы на водные ресурсы путем отбора проб снега. / В кн.:Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы. Коми АССР, Сыктывкар. — 1979, с. 80−88.
  125. И.М., Фридман Ш. Д., Ренне О. С. Использование сетевых снегосъемок для изучения загрязнения снежного покрова// Метеорология и гидрология. 1978, № 7. С. 74−78.
  126. Т.Н., Назаров И. М. и др. Об учете вклада местных источников в дальний атмосферный перенос аэрозольных загрязняющих веществ// Метеорология и гидрология. 1984, № 6. С. 111−116.
  127. В.Н., Сырин А. Л. Прикладные аспектыизучения загрязнения снежного покрова выбросами черной металлургии. В кн.: География и рациональное природопользование. М., Из-во МГУ. — 1979, с.38−40.
  128. О.В. Изучение распределения технических веществ в окрестностях г. Курска по их содержанию в снеге. В кн.: Изучение и оценка воздействия человека на природу. М., Из-во АН СССР. — 1980, с. 91−97.
  129. И.А., Батоян В. В., Кучумова H.A. Выявление зон промышленного загрязнения по исследованию снежного покрова// Техногенные потоки вещества в ландшафтах и состояние экосистем, — М., 1981, с. 193−210.
  130. А.Н., Дроздова В. М. Исследования химического состава снега вокруг г. Ленинграда. В кн.: Атмосферная диффузия и загрязнение воздуха. Л., Гидрометеоиздат. — 1975, с. 208−212.
  131. В.Н., Назаров И. М., Фридман Ш. Д. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л., Гидрометеоиздат. — 1985,181 с.
  132. Н.Ф., Злобина А. И., Учватов В. П. Химический состав снежного покрова некоторых районов Верхнеобского бассейна. В кн.: Региональный экологический мониторинг. М., Наука. — 1983, с. 67−83.
  133. Н.П., Голованова Т.В.Сезонные изменения химичкского состава атмосферных осадков в центральной Якутии. В кн.: Взаимосвязь поверхностных и подземных вод мерзлой зоны. Якутск. — 1980, с. 54−62.
  134. В.И., Макаров В. Н., Федосеев Н. Ф. О минерализации снежного покрова// Метеорология и гидрология. 1986, № 4 с. 75−79.
  135. М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнения атмосферы. Л., 1975, 448 с.
  136. Кислотные дожди/ Израэль Ю. А., Назаров И. М., Прессмон А. Я. и др. -Л., Гидрометеоиздат. 1983, 206 с.
  137. Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения (Белая книга). М.: РЭФИА, 1997.-48 с.
  138. В.И., Куприяновская А. П., Никифоров А. Ю. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование (текст лекций). -Иваново, 1995, 87 с.
  139. Аэротехногенное загрязнение почвенного покрова тяжелыми металлами: источники, масштабы, рекультивация. М., 1993. — 91 с.
  140. Почвенно-экологический мониторинг и охрана почв: Учебн. пособие / Под ред. Д. С. Орлова, В. Д. Васильевской, — М.: Изд-во МГУ, 1994. 272 с.
  141. Геохимия окружающей среды/ Ю. Е. Сает, Б. А. Ревич, Е. П. Янин и др. -М.: Недра, 1990. 335 с.
  142. М.Т., Казнина Н. И., Пинигина И. А. Санитарно-химическиц анализ загрязняющих веществ в окружающей среде- Справ, изд. М -Химия. 1989. — 368с.
  143. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве // Экологический вестник России. 1991, № 9. -С.12−23.
  144. Жизнь растений- в 6 т./Гл.ред A.A. Федоров, т.З. Водоросли. Лишайники. М.: Просвещение, 1977, — 520 с.
  145. Б. Клауснитцер. Экология городской фауны. М.: Мир, 1990, 230 с.
  146. Аналитический доклад. Издательство Российского экологического Федерального информационного агентства., Москва, 1995.
  147. СНиП 2.07.01−89 «Градостроительство».
  148. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. -М.: 1999. -60 с.
  149. Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV групп: Справ. Изд. / А. Л. Бандман, Г. А. Гудзовский, Л. С. Дубейковская и др.- Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1988. 512 с.
  150. Вредные вещества в промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд-е 7-е. пре. и доп. В трех томах. Том III. Неорганические и элементорганические соединения. Под ред. Лазарева Н. В., Гадаскиной И. Д. Л.: Химия, 1977. — 608 с.
  151. Вредные химические вещества. Неорганические соединения V-VIII групп: Справ. Изд./ А. Л. Бандман, Н. В. Волкова, Т. Д. Грехова и др.- Цод ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1989. — 592 с.
  152. Вредные химические вещества. Углеводороды. Галогенпроизводные углеводородов: Справ. Изд./ А. Л. Бандман, Н. В. Волкова, Г. А. Войтенко и др.- Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1990. — 732 с.
  153. ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
  154. Монооксид углерода (СО) 129,160,161.
  155. Оксиды азота <МОх) {129,161,162.
  156. Сернистый ангидрид (БОг) 129,161,162.
  157. Углеводороды {СхНу) 129,161, 163.
  158. Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) 129,161,162.
  159. Рис. 1. Многолетняя роза ветров в период зима весна
Заполнить форму текущей работой