Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Биоритмические аспекты формирования эколого-физиологических механизмов адаптации студентов к обучению в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принято считать, что большая часть приспособлений биологических систем к постоянно меняющимся условиям среды достигается за счет онтогенетических, физиологических и поведенческих реакций, т. е. пластичных (лабильных) признаков фенотипа, обладающих широкой нормой реакции (Шмальгаузен И.И., 1982; Северцов А. С., 1990). Существенное значение в процессах адаптации млекопитающих играют поведенческие… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Подходы к понятию адаптация
    • 1. 2. Механизмы стресса и адаптации, понятие об адаптационном потенциале и пути его формирования
    • 1. 3. Классификация, природа и значение биологических ритмов
    • 1. 4. Биоритмологические аспекты адаптации
    • 1. 5. Вегетативные корреляты адаптационно-приспособительной деятельности организма
    • 1. 6. Особенности процесса адаптации человека
    • 1. 7. Особенности процесса адаптации студентов к обучению в ВУЗе
  • ГЛАВА 2. СРЕДА, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Анализ учебной нагрузки студентов младших курсов как основного фактора среды обучения в ВУЗе
    • 3. 2. Динамика изменения стереотипных <�ф°Рм поведения студентов младших курсов в процессе обучения (по результатам исследования структуры темперамента)
    • 3. 3. Особенности сложного сенсомоторного поведения и внимания студентов младших курсов по результатам теста Тулуз-Пьерона
    • 3. 4. Характеристика адаптационных особенностей студентов младших курсов по данным сравнительного анализа некоторых показателей сердечно-сосудистой системы
    • 3. 5. Сравнительный анализ состояния сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов в условиях дозированной физической нагрузки
    • 3. 6. Изменения концентрации электролитов смешанной слюны в условиях физиологического покоя и дозированной физической нагрузки
    • 3. 7. Анализ самооценки студентами младших курсов общего уровня здоровья

Биоритмические аспекты формирования эколого-физиологических механизмов адаптации студентов к обучению в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс обучения является важнейшим фактором, вызывающим адаптационные психофизиологические перестройки студентов и учащихся (Колесов Д.В., 1987; Лапкин М. М., 1994; Листенгартен B.C., 1996; Годник С. М., 1997; Агаджанян Н. А., 1998; Дерягина Л. Е., 1998; Сидтиков Ф. Г., 2001; Щербатых Ю. В., 2002; Шерстяных В. А., 2002; Джебраилова Т. Д., 2005). Многочисленные исследования последних лет показывают, что студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными заболеваниями (Атаманюк Е.Е., 2005; Боголюбов К. Н., 2005; Виноградов С. Н., 2005; Картышева С. И., 2005).

В основе любого адаптационного процесса, в том числе адаптации человека, лежат эволюционно сложившиеся универсальные механизмы (Сеченов И.М., 1952; Павлов И. П., 1903; Хочачка П., 1977, Селье Г., 1979; Шмальгаузен И. И., 1982; Лекявичюс Э., 1986; Северцов А. С., 1990).

По сути, процесс адаптации представляет собой колебательный процесс: от реакции на действие какого-либо фактора через достижение промежуточного (или конечного) результата, до влияния другого компонента среды нарушающего «равновесие» биосистемы. Более того, биоритмические особенности жизнедеятельности организмов тесным образом связаны с их адаптационными процессами (Алякринский Б.С., 1985).

Принято считать, что большая часть приспособлений биологических систем к постоянно меняющимся условиям среды достигается за счет онтогенетических, физиологических и поведенческих реакций, т. е. пластичных (лабильных) признаков фенотипа, обладающих широкой нормой реакции (Шмальгаузен И.И., 1982; Северцов А. С., 1990). Существенное значение в процессах адаптации млекопитающих играют поведенческие реакции (Дьюсбери Д., 1981; Крушинский Л. В., 1986; Мак-Фарленд Д., 1988; Северцов А. С., 1990; Тинберген Н., 1993).

Изучение таких сложных динамических систем, как организм человека, требует применения комплексных методов изучения, в частности системного и междисциплинарного подходов (Казначеев В.П., 1980; Плотников В. В., 1990; Лапкин М. М., 1994; Казин Э. М., 1998, Агаджанян Н. А., 1998; Джебраилова Т. Д., 2005; Щербатых Ю. В., 2002; Шерстяных В. А., 2002).

Очевидно, что процесс адаптации человека к любой деятельности, в том числе и учебной, реализуется на основе активного взаимодействия индивидуума с целым комплексом факторов внешней среды, в том числе и с социальными. Согласно современным системным (Анохин К.В., 1980; Судаков К. В., 2001) и организационно-экологическим концепциям (Hannan М., 1989) в социальных группах, как и в природных популяциях, происходит трансформация индивидуальных потребностей субъектов в социальные (групповые и коллективные) потребности и мотивации. Социальная популяция, ее потребности и результаты деятельности определяют поведение субъектов и приводят к формированию функциональной системы популяционного уровня, в которой системообразующим фактором является полезный приспособительный результат не отдельного индивидуума, а социальной группы (Судаков К.В., 2001).

Следуя этой логике, изучение индивидуально-типологический закономерностей системогенеза адаптации студентов к обучению в ВУЗе, как особой социальной популяции, является актуальной.

Цель и задачи исследования

Целью работы явилось изучение биоритмических закономерностей формирования эколого-физиологических механизмов адаптаций студентов младших курсов к обучению в ВУЗе в динамике учебного процесса.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ объема и структуры учебной нагрузки на 1−3 курсах биолого-почвенного факультета (специальность 11 600 «Биология») Воронежского государственного университета.

2. Исследовать индивидуально-типологические особенности личностных психодинамических детерминант и поведения студентов младших курсов в течение учебного процесса.

3. Изучить биоритмические особенности адаптационных психофункциональных перестроек студентов в зависимости от периодов обучения.

4. Исследовать индивидуально-типологические особенности вегетативного обеспечения процесса адаптации студентов младших курсов к обучению в ВУЗе и в условиях функциональных нагрузок.

5. Выявить динамику изменчивости паратипических (пластичных) признаков социальной популяции студентов младших курсов в процессе обучения в ВУЗе.

Научная новизна. Проведен комплексный и системный анализ индивидуально-типологических особенностей процессов адаптации студентов к обучению в ВУЗе с применением экологических, биоритмологических, физиологических, морфометрических и психофизиологических методов. Обосновано применение экологических и системных концепций в оценке адаптационных процессов, протекающих в социальной популяции студентов разных курсов.

Впервые в динамике учебного процесса выявлены ритмические изменения личностных психодинамических характеристик студентов, отражающих стереотипные формы поведения. Оценена изменчивость пластичных (паратипических) признаков в социальной популяции студентов младших курсов. Исследована изменчивость электролитов смешанной слюны студентов младших курсов на разных этапах учебного процесса и в условиях дозированной физической нагрузки.

Впервые, на основе сравнительного анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей пластичных паратипических признаков, установлено, что психофизиологическая адаптация студентов протекает гетерохронно и включает две стадии аларм-реакции: на первом и третьем курсах, что обусловлено особенностью распределения учебных нагрузок и перестройкой учебного процесса, связанной с началом специализации.

Установлено, что формирование функциональной системы адаптации социальной популяции студентов к учебному процессу происходит за счет актуализации психодинамических и поведенческих механизмов приспособительной модификации с последующей лабилизацией вегетативных компонентов.

Научно-практическая значимость. Результаты исследования расширяют представления об особенностях адаптивной модификации пластичных паратипических признаков социальной популяции студентов на разных этапах учебного процесса, о роли личностных психодинамических характеристик, поведения и вегетативных механизмов кардиорегулирования в процессах психофизиологической адаптации студентов к обучению в ВУЗе. Предложен комплекс неинвазивных методик эколого-физиологического мониторингового контроля психофизиологических параметров для анализа и характеристики адаптационных процессов в социальной популяции студентов.

Материалы диссертации используются в учебном процессе при проведении лекционных и практических занятий по курсам «Экологическая физиология», «Гигиена с экологией человека», «Актуальные проблемы охраны здоровья».

Апробация работы. Материалы диссертации представлены на 9-ой международной Пущинской школе-конференции молодых ученых «Биология-наука 21 века» (18−22 апреля 2005 г., Пущино) — на научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Стресс, эмоции и патология: биопсихосоциальный подход (20 февраля 2006 г., Томск) — на межрегиональной научно-практической конференция «Здоровье подростков и юношества» (26−28 сентября 2006 г., Калининград).

Публикации. По материалам проведенных исследований опубликовано 8 печатных работ, из них 1 статья из перечня журналов ВАК.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности характеризуется ритмичностью и протекает гетерохронно, что обусловлено особенностью учебных нагрузок на разных курсах обучения.

2. В адаптации студентов к обучению в ВУЗе ведущую роль играют личностные психодинамические характеристики и поведенческие механизмы, которые в тесной взаимосвязи с физиологическими и морфометрическими показателями, формируют единую функциональную систему популяционного уровня, в которой системообразующим фактором является полезный приспособительный результат не отдельного индивидуума, а социальной группы.

3. Характеристика изменчивости пластичных паратипических признаков, их внутрии межсистемных взаимодействий, как общебиологических критериев, применима к социальной группе студентов для оценки процесса адаптации к учебной деятельности.

Структура и объём работы. Диссертация изложена на 178 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов и их обсуждения, выводов и списка литературы, который включает 293 источника, в том числе 223 отечественных и 70 иностранных. Иллюстративный материал включает 29 рисунок и 14 таблиц, 7 приложений.

146 ВЫВОДЫ.

1. На основе анализа трудоемкости учебного процесса студентов-биологов (объема аудиторных часов, количества и форм отчетности, характера изучаемых дисциплин) установлена вариативность учебной нагрузки на разных курсах обучения. Общая трудоемкость максимальна на 3 курсе.

2. Выявлены общие закономерности и ритмический характер формирования адаптационных механизмов, реализующихся через изменчивость личностных психодинамических характеристик студентов в процессе их обучения: формирование к окончанию второго курса доминирующей группы студентов со средним уровнем темпераментальных параметров (по принципу стабилизирующего отбора) и выделением трех (по эргичности и темпу) или двух (по пластичности) групп на третьем году обучения. 1.

1Л.

3. Адаптивньр^ характер имеет комплекс внутрисистемных корреляционных связей психодинамических и поведенческих параметров. Этот комплекс характеризует интеграцию стереотипных форм поведения в системе отношений социальной группы студентов с другими субъект-объектными факторами учебного процесса.

4. Психофизиологическая адаптация студентов-биологов протекает гетерохронно и включает две стадии аларм-реакции: на первом и третьем курсах, что обусловлено особенностями распределения учебных нагрузок и перестройкой учебного процесса, связанной с началом специализации.

5. Психофизиологическая адаптация юношей и девушек на младших курсах протекает гетерохронноу девушек путем снижения порога чувствительности к действию средовых факторов и формирования активных упреждающих адаптационных механизмов, а у юношей — повышением порога реагирования и выработке пассивных (защитных или оборонительных) эколого-физиологичсеких механизмов.

6. Развитие напряжения адаптационных механизмов кардиорегулирования у студентов 2-го и, особенно, 3-го курсов под влиянием факторов учебной среды (увеличение аудиторной нагрузки, начало специализации) связано со снижением функциональных резервов сердечнососудистой системы.

7. Анализ соотношения концентрации ионов натрия и калия (Na+/K+) в зависимости от периода обследования показал, что в период учебного семестра у 47.8% студентов содержание катионов калия в слюне в 2 раза выше по сравнению с содержанием натрия. В период экзаменационной сессии у всех обследованных студентов независимо от года обучения содержание ионов натрия было ниже по сравнению с калием (Na7K+<0.5). Полученные результаты данной серии исследования подтверждают предположения, сделанные на основе анализа динамики показателей сердечно-сосудистой системы, о том, что адаптация к учебному процессу студентов младших курсов протекает с выраженным напряжением симпатотонических и снижением ваготонических механизмов регуляций физиологических функций.

8. Формирование функциональной системы адаптации социальной популяции студентов к обучению в ВУЗе происходит за счет актуализации психодинамических и поведенческих механизмов с последующей лабилизацией вегетативных компонентов. Процесс трансформации индивидуальных поведенческих и психофизиологических характеристик студентов в общую функциональную систему социального уровня протекает стадийно и гетерохронно.

9. Гетерохронный характер формирования адаптационных механизмов студентов к учебному процессу обусловлен вариативностью объема и содержания учебной нагрузки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. О вегетативном компоненте сезонной периодики иммунных реакций / Г. В. Абрамчик // Вегетативная нервная системы в регуляции функций. Минск: Наука и техника, 1989. — С. 237 — 247.
  2. Н.А. Медико-биологические эффекты геомагнитных возмущений / Н. А. Агаджанян и др. М.: ИЗМИР АН, 2001. — 136 с.
  3. Н.А. Особенности адаптации индийских студенток к условиям средней полосы России / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш, Д. Шахвар // Экология человека. 1998. — № 2. — С. 21 — 25.
  4. Н.А. Экологические факторы и репродуктивная функция / Н. А. Агаджанян и др. // Экология человека. 1994. — № 1. -С. 94- 105.
  5. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  6. В.В. Фотометрия: учеб. пособие / В. В. Азаренок, С. Ф. Хритина, А. А. Эрасмус. Саранск, 1979. — 107 с.
  7. А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев и др. Фрунзе: Илим, 1988. — 196 с.
  8. С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация» / С. Г. Айрапетян. Ереван, 1984. -106 с.
  9. .С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе / Б. С. Алякринский // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1983. — Т.46. — 248 с.
  10. .С. По закону ритма / Б. С. Алякринский, С. И. Степанова. М.: Наука, 1985. — 174 с.
  11. Г. А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов / Г. А. Аминев, А. Р. Кудашов // Вопросы психологии 1990. — № 6. — С. 140- 145.
  12. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в ВУЗе / Д. А. Андреева // Человек и общество. М., 1973. — Вып. XI — XII. — С. 25 — 27.
  13. П.К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин // Вопросы психологии. 1962. — № 7. — С. 97 — 111.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.- М.: Медицина, 1975. 477 с.
  15. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин М.: Наука, 1980. — 197 с.
  16. Е.С. Особенности прохождения кризиса юности в условиях вузовского образования / Е. С. Арбузова // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. Тольятти, 2005. — С. 5 — 6.
  17. Э.Б. Модуляторные свойства эпифизарного мелатонина / Э. Б. Арушанян, Л. Г. Арушанян // Пробл. эндокринол. 1991. — Т.37, № 3.-С. 65 — 68.
  18. Э.Б. Супрахиазматические ядра гипоталамуса и организация суточного периодизма / Э. Б. Арушанян, Э. В. Бейер // Хронобиология и хрономедицина / под ред. Ф. И. Комарова. М.: Триада-Х, 2000. — С. 50 — 64.
  19. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. -Иркутск, 1986. С. 3- 17.
  20. Е.Е. Роль общественных объединений в решении проблем развития личности / Е. Е. Атаманюк // Личностное развитиеспециалиста в условиях вузовского обучения: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции. Тольятти, 2005. — С. 7 — 8.
  21. P.M. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / P.M. Баевский, А. П. Берсенева // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. -С. 33−48.
  22. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский, О. И. Криллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984.-221 с.
  23. P.M. Методика оценки функционального состояния организма человека / P.M. Баевский и др. // Мед. труда и пром. экол. -1995.-№ 3.-С. 30−34.
  24. P.M. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения / P.M. Баевский и др. // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 8. — С. 6 — 10.
  25. P.M. Прогнозирование на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 294 с.
  26. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 92 — 100.
  27. М.И. Структурная «цена» адаптации к физическим нагрузкам в условиях высокогорья / М. И. Балыкин и др. // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. Москва, 1998.-Т. 1 — С. 170- 171.
  28. В.А. Энергетический обмен при стрессовых воздействиях (на примере ионизирующей радиации), его саморегуляция и коррекция /
  29. B.А. Барабой, Д. А. Сутковой // Укр. биохим. журн. -1983. Т. 55, № 1.1. C. 93 105.
  30. Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях / Т. В. Барлас // Психологический журнал. 1994. — № 6. — С.116 — 120.
  31. И.А. Оптимизация психофизиологического состояния студентов ВУЗов посредством направленной релаксации: автореф. дис. .канд. биол. наук / И. А. Батракова. Астрахань, 2004. — 23 с.
  32. Безматерных Л. Э Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Л. Э. Безматерных, В. П. Куликов // Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 3. — С. 79 — 85.
  33. А.Ф. Успешность обучения студентов медицинского вуза: дифференциально-психологический аспект / А. Ф. Белов, М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 81 — 86.
  34. .А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктов. Минск, 1983. — 224 с.
  35. Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Р. В. Рожанец. М.: Медицина, 1976. — 120 с.
  36. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. J1.: Наука, 1988. — 270 с.
  37. Биологические ритмы: в 2 т. / под ред. Ю. А. Ашоффа. М.: Мир, 1984.-Т. 1.-С.412.
  38. Д.А. Экологическая физиология нервной деятельности / Д. А. Бирюков. Л.: Медицина, 1960. — 72 с.
  39. А.Д. Диагностические тесты в гастроэнтерологии / А. Д. Битти. М.: Медицина, 1995. — 224 с.
  40. В.А. Информационный стресс / В. А. Бодров. М.: PerSe, 2000 — 352 с.
  41. Е.П. Влияние климата на здоровье человека / Е. П. Борисенков // Бюллетень Всемирной метеорол. организации. -1987.-№ 4.-С. 338−340.
  42. М. Электрическая активность нервной системы / М. Браже. -М.: Мир, 1979.-261 с.
  43. Э. Биологические часы / Э. Бюннинг // Биологические часы: в 2 т. / под ред. Ю. Ашоффа. М.: Мир, 1984. — Т.2. — С. 11 — 26.
  44. Н.Е. Учение о координационной деятельности нервной системы / Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский. М.: Медгиз, 1950. — 68 с.
  45. Г. И. Типы конституции и групповые факторы крови / Г. И. Веренич // Генетические маркеры в антропогенезе и медицине. -Хмельницкий, 1988. С. 43.
  46. В.И. Избранные сочинения / В. И. Вернадский М.: АН СССР, 1954.-696 с.
  47. С.Н. Коррекция функционального состояния студентов методом биоуправления ритмом сердца / С. Н. Виноградов, А. Б. Ивочкин // Научные труды I съезда физиологов СНГ. Сочи, 2005. — Т. 2. -С. 274.
  48. А.А. Гормоны и спортивная работоспособность / А. А. Виру, П. К. Кырге. М.: ФиС, 1983. — 159 с.
  49. Л.В. Спектральные характеристики годичных ритмов психофизиологических свойств индивидуальности: автореф. дис. .канд. психол. наук / Л. В. Волкова. Уфа, 1998. — 27 с.
  50. Л.П. Роль различных методов исследования в диагностике функциональных расстройств в желчевыводящей системе / Л. П. Воробьев и др. // Клинич. медицина. 1996. — Т. 74, № 9. -С. 35 -38.
  51. А.Д. Статистический анализ сердечного ритма и показателей гемодинамики в физиологических исследованиях / А. Д. Воскресенский, М. Д. Вентцель. М.: Наука, 1974. — 221 с.
  52. Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. 3-е изд., доп.— Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1990. — 223 с.
  53. Э. Цирканнуальные системы / Э. Гвиннер // Биологические ритмы / под ред. Ю. А. Ашоффа. М.: Мир, 1984. — Т. 2. — С. 55 — 80.
  54. А.Б. Проблема преадаптации. Историко-критическое исследование / А. Б. Георгиевский. J1.: Наука, 1974. — 147 с.
  55. Л. От часов к хаосу (ритмы жизни) / JI. Гласс, М. Мэки. М: Мир, 1991.- 145 с.
  56. С.М. Трудности первокурсников: Что о них полезно знать педагогам высш. и сред, школы / С. М. Годник. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997.-51 с.
  57. Гомеостаз / под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1976. -464 с.
  58. В.В. Витамины, микро- и макроэлементы: Справочник /
  59. B.В. Горбачев, В. Н. Горбачева. Мн.: Интерпрессервис, 2002. — 544 с.
  60. П.Д. Реакция системы крови адреналэктомированных мышей на стрессорное воздействие / П. Д. Горизонтов, М. И. Федотова, JI.H. Егорова // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1981. — № 5.1. C. 36−39.
  61. П.Д. Роль АКТГ и кортикостероидов в патологии / П. Д. Горизонтов, Т. Н. Протасова. М.: Медицина, 1968. — 335 с.
  62. Э.Ю. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса / Э. Ю. Гринене // Гигиена и санитария. -1983.-№ 10.-С. 33.
  63. Г. Д. Биоритмы и возраст / Г. Д. Губин, Д. Вайнерт // Успехи физиологических наук. -1991. Т. 22, № 1. — С. 77 — 96.
  64. Г. Д. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онтогенезе и филогенезе позвоночных / Г. Д. Губин, Е. Ш Герлович. Новосибирск: Наука, 1980. — 278 с.
  65. Н.Н. Показатели сердечного ритма при решении человеком арифметических задач / Н. Н. Данилова, С. Г. Коршунова,
  66. Е.Н. Соколов // Высшая нервная деятельность. 1994. — Вып. 6. — Т. 44.- С. 932 943.
  67. И.И. Биоритмы гормонов / И. И. Дедов, В. И. Дедов. М.: Медицина, 1992.-255 с.
  68. А.Г. Исследование и оценка нарушений ритма сердца у молодых здоровых людей / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский // Кардиология.- 1982. -Т. 21,№ 10.-С. 51 -55.
  69. А.Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский.- Л.: Медицина, 1989. 430 с.
  70. Д.М. Вариабельность сердечного ритма при умственной работе разной напряженности / Д. М. Демина, М. Н. Евлампиева, И. С. Кандрор // Физиология человека. 1986. — Т. 12, № 6. -С. 971 -975.
  71. Л.Е. Состояние высших корковых функций у студентов ВУЗа в динамике учебного года / Л. Е. Дерягина, Л. Г. Рувинова, Н. В. Соловьева // Экология человека. 1998. — № 4. — С. 27 — 29.
  72. Н.Р. Проблемы медицинской биоритмологии / Н. Р. Деряпа, М. П. Мошкин, B.C. Поеный. М.: Медицина, 1985. — 208 с.
  73. Н.Р. Способ магнитофонной коррекции артериальной гипертонии через точки акупунктуры / Н. Р. Деряпа, А. В. Трофимов, С. С. Павленко // Бюллетень Сиб. отд-ния АМН СССР. 1982. — № 1. -С. 63 — 66.
  74. Т.Д. Индивидуальные особенности взаимодействия функциональных систем при целенаправленной деятельности человека в условиях эмоционального стресса: автореф. дис. .док. биол. наук / Т. Д. Джебраилова. Москва, 2005. — 45 с.
  75. Диагностика и лечение внутренних болезней. Руководство для врачей: в 3 т. / под общей ред. Ф. И. Комарова. М.:Медицина, 1992.
  76. А.П. Лунные ритмы у человека / А. П. Дубров. М.: Медицина, 1990.- 160 с.
  77. Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. М.: Мир, 1981. — 479 с.
  78. Д.И. Взаимодействие парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма / Д. И. Жемайтите, Т. А. Варонецкас, Е. Н. Соколов // Физиология человека. 1985. — Т. 11, № 3. — С. 448 — 455.
  79. Д.И. Возможности клинического применения автоматического анализа ритмограмм: автореф. дис. .докт. мед. наук / Д. И. Жемайтите. Каунас, 1972. — 27 с.
  80. Д.И. Ритмограмма как отражение особенностей регуляции ритма сердца / Д. И. Жемайтите // Ритм и сердце в норме и патологии Вильнюс, 1970. — С. 99 — 111.
  81. И.С. Фармакологический анализ механизмов стресса и его последствий / И. С. Заводская, Е. В. Морева. Л.: Медицина, 1981. -214 с.
  82. Э.В. Ритм сердца и его нарушения у молодых людей: автореф. дис. .докт. мед. наук / Э. В. Земцовский. Л., 1984. — 36 с.
  83. Э.В. Спортивная кардиология / Э. В. Земцовский. -СПб.: Гиппократ, 1995. 448 с.
  84. Ю.И. Стресс: Иммунологические аспекты / Ю. И. Зимин // Итоги науки и техники. Сер. Иммунология. 1983. — Т. 12. — С. 41 — 62.
  85. О.И. Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Зотова, И. К. Кряжева М.: Медицина, 1979. — 219 с.
  86. Ф.А. О норме и патологии у ведущих спортсменов / Ф. А. Иорданская // Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. М., 1982.- С. 10−18.
  87. Н.Н. Макроэволюция: Системная теория / Н. Н. Иорданский. М.: Наука, 1994. — 10 с.
  88. Э.М. Роль комплексной психологической и физиологической оценки механизмов адаптации в формировании валеологических подходов в системе образования / Э. М. Казин и др. // Валеология. -1998, — № 4. -С. 14−20.
  89. В.П. Адаптация и конституция человека / В. П. Казначеев, С. В. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1986. — 120 с.
  90. В.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В. П. Казначеев, Л. П. Михайлова. -Новосибирск: Наука, 1985. 182 с.
  91. В.П. Современные проблемы адаптации / В. П. Казначеев Новосибирск: Наука, 1980. — 107 с.
  92. С.И. Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения: автореф. дис. .канд. биол. наук / С. И. Картышева. Москва, 2005. — 27 с.
  93. . Г. Н. Внутренняя среда организма / Г. Н. Кассиль. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. — 225 с.
  94. А.И. Здоровый человек: основные показателя: Справочник / А. И. Киеня, Ю. И. Бандажевский. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. -108 с.
  95. О.И. Опыт фармакологической регуляции стресса / О. И. Кириллов. Владивосток: Дальневосточ. кн. изд-во, 1966. — 107 с.
  96. О.И. Стрессовая гипертрофия надпочечников / О. И. Кириллов М.: Наука, 1994. — 175 с.
  97. П.П. Клиническая трансплантология / П. П. Коваленко. -Ростов: Ростовское книжное издательство, 1975. 368 с.
  98. П.П. Пересадка тканей и органов / П. П. Коваленко. -Ростов: Ростовское книжное издательство, 1976. 48 с.
  99. Т. Стресс / Т. Кокс. М.: Медицина, 1981.— 213 с.
  100. М.Г. Циркадный ритм активности системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников / М. Г. Колпаков, Э. М. Казин, Г. Г. Авдеев // Успехи физиологических наук. 1976. — Т. 7, № 1. — С. 8 — 23.
  101. С.П. О механизмах возникновения брадикардии тренированности / С. П. Колчин // Физиол. журн. СССР. 1975. — Т. 61, № 5.-С. 758- 768.
  102. И.Т. Ортостатическое тестирование в оценке функциональной готовности юных спортсменов / И. Т. Корнеева,
  103. С.Д. Поляков // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 2 -С. 9- 12.
  104. Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. — 340 с.
  105. М.А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности / М. А. Кремень // Адукцыя i выхаывнне. 1999. -№ 4.-С. 22−24.
  106. Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности / Л. В. Крушинский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУ, 1986. -272 с.
  107. Т.Н. Контроль за переносимостью нагрузок в спортивном плавании по показателям системы белой крови: автореф. .канд. дис. мед. наук / Т. Н. Кузнецова. Москва, 1989. — 17 с.
  108. Э.В. Частота сердечных сокращений как фактор риска у больных ишемической болезнью сердца / Э. В. Кулешова // Вестник аритмологии. 1999. — № 13. — С. 75 — 83.
  109. В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. М., 1991. — Вып. 3. — 48 с.
  110. М.М. Системные механизмы целенаправленного поведения человека и животных при изменении значимости подкрепляющих раздражителей: автореф. .док. дис. мед. наук / М. М. Лапкин. Рязань, 1994.-44 с.
  111. Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  112. Э. Элементы общей теории адаптации / Э. Лекявичюс. -Вильнюс: Мокслас, 1986. 273 с.
  113. В.Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. Новосибирск, 1992. — 216 с.
  114. Л.А. Проведение и оценка велоэргометрического исследования: метод, рекомендации / Л. А. Лещинский и др. Ижевск: Алфавит, 1993.-10 с.
  115. X. Аутогенная тренировка / X. Линдеман. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 123 с.
  116. B.C. Самостоятельная деятельность студентов: Пособ. для преп. вузов / B.C. Листенгартен. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1996. — 94 с.
  117. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. М.: Мир, 1988. — 520 с.
  118. Э.В. К регуляции сезонных изменений уровня некоторых гуморальных неспецифических факторов иммунитета / Э. В. Малафеева // Климатомедицинские проблемы и вопросы мед. географии Сибири. Томск, 1974. — С. 128 — 130.
  119. Н.В. Актуальный проблемы общей теории адаптации в современных условиях развития общества / Н. В. Маликов // Вестн. Запорож. гос. ун-та. Сер. Биол. науки. 2002. — № 1. — С. 3 — 12.
  120. .П. Трофология животных / Б. П. Мантейфель. М.: Мир, 1987.- 145 с.
  121. Э.С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 117 с.
  122. Л.Д. Психофизиологическая адаптация курсантов-судоводителей на начальных этапах обучения / Л. Д. Маркина, Л. Л. Панченко // Научные труды I съезда физиологов СНГ. Сочи, 2005. — Т. 2. — С. 273 — 274.
  123. Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1977.-248 с.
  124. Э.Ш. Обмен катехоламинов в гомональных и медиаторных звеньях при стрессе / Э. Ш. Матлина // Успехи физиологических наук. 1972. — № 4. — С. 92 — 130.
  125. В.И. О проблеме адаптации / В. И. Медведев // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. — С. 3 — 16.
  126. Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации / Ф. З. Меерсон. М.: Дело, 1993. — 138 с.
  127. Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1975. — 263 с.
  128. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. -М.: Наука, 1981.-278 с.
  129. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1973. — 123 с.
  130. Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса / Ф. З. Меерсон // Физиология адаптационных процессов. М., 1986. — С. 77 — 123.
  131. Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1984.-270 с.
  132. С.Л. Интегральные показатели состояния здоровья молодых людей, проживающих в Забайкалье / С. Л. Мельникова // Вестник здравоохранения Сибири. 1999. — № 3. — С. 8 — 12.
  133. СЛ. Морфо-функциональные показатели индивидуальных адаптационных возможностей / C. J1. Мельникова и др. // Сборник статей международного Саммита нормальных анатомов Украины и России. 2003. — С. 84 — 89.
  134. Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к творческой деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л. Ф. Мирзаянова. Мн.: Бел. наука, 2003. — 271 с.
  135. Н.И. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека / Н. И. Моисеева, Р. Е. Любицкий. Л.: Наука, 1986. -134 с.
  136. Н.И. Временная среда и биологические ритмы / Н. И. Моисеева, В. М. Сысуев. М.: Наука, 1981. — 127 с.
  137. Мур Р. Й. Нейроэндокринные механизмы: клетки и системы / Р. Й. Мур // Репродуктивная эндокринология / под ред. С.С. К. Йена, Р. Б. Джаффе. -М.: Медицина, 1998.-Т. 1.-С. 16−52.
  138. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. — С. 18 — 22.
  139. И.Г. Проблема математического анализа сердечного ритма / И. Г. Нидеккер, Б. М. Федоров // Физиология человека. -1993. -Т. 19, № 3.-С. 80−87.
  140. Е.Н. Влияние психофизиологического напряжения на состояние неспецифических адаптивных реакций организма студентов / Е. Н. Николаева, О. Н. Колосова // Научные труды I съезда физиологов СНГ. Сочи, 2005. — Т. 2. — С. 271.
  141. Э.Ф. Психологические условия эффективной адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе / Э. Ф. Николаева, Ю. А. Сиротина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения:
  142. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Тольятти, 2005. С. 121 — 123.
  143. А.А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и коррекции его проявлений с помощью комплексного препарата «Глутамевит» в условиях Афганистана / А. А. Новицкий. JL: ВМедА, 1987.-92 с.
  144. Общая психодиагностика. Способы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под общ. ред. А. А. Бодалева, B.C. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. -304 с.
  145. Ю.П. Основы экологии / Ю. П. Одум. М.: Мир, 1975. -750 с.
  146. Орбели J1.A. Проблема торможения / JI.A. Орбели // Высшая нервная деятельность. 1955. — № 2. — С. 145 — 156.
  147. С.Е. Методика применения физиотерапевтических средств (низкоэнергетических ИК-лазеров) в тренировочном процессе пловцов: метод, разраб. для преподавателей, аспирантов и студентов РГАФК / С. Е. Павлов, Т. Н. Кузнецова. М.: РГАФК, 1997. — 52 с.
  148. Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж. Палмер, JI. Палмер. М.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 328 с.
  149. JT.E. Биохимические механизмы стресса / JI.E. Панин. -Новосибирск: Наука, 1983. 233 с.
  150. JI.E. Энергетические аспекты адаптации / JI.E. Панин. JI.: Медицина, 1978.- 191 с.
  151. Е.Н. Поведение животных и экологическая структура популяций / Е. Н. Панов. М.: Мир, 1983. — 98 с.
  152. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н. М. Пейсахов. Казань, 1977. — 243 с.
  153. К. Циркадианные системы: общая перспектива / К. Питтендрих // Биологические ритмы: в 2 т. / под ред Ю. А. Ашоффа. -М.: Мир, 1984.-Т. 1.-С. 22−53.
  154. В.Н. Адаптация в спорте / В. Н. Платонов. Киев: Здоров’я, 1988.-216 с.
  155. В.В. Системный подход к трактовке, исследованию и диагностике функциональных состояний человека / В. В. Плотников, Н. А. Кореневский // Диагностика здоровья: сб. науч. тр. Воронеж, 1990.-С. 75 — 83.
  156. А.И. Исследование учебной деятельности студентов / А. И. Подольский // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 176 — 177.
  157. Н.С. Методы анализа по фотометрии пламени / Н. С. Полуэктов. М.: Химия, 1967. — 307 с.
  158. Практикум по валеологии / под ред. Г. А. Кураева. Ростов-на-Дону: Валеология, 1999. — 192 с.
  159. П.Д. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей / П. Д. Рабинович, М. П. Нуждина // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 112 — 115.
  160. Р. Основы общей экологии / Р. Риклефс М.: Мир, 1979. -424 с.
  161. Ю.А. Проблемы хронобиологии / Ю. А. Романов // Новое в жизни, науке и технике. Сер. Биология. М.: Изд-во «Знание», 1989. -398 с.
  162. Ю.А. Пространственно-временная организация клеточных структур в норме и при патологии / Ю. А. Романов, В. В. Маркина, Т. В. Савченко // Вестник АМН СССР. 1990. — № 2. — С. 27 — 34.
  163. В.М. Опросник структуры темперамента: Метод, пособие / В. М. Русалов. М.: Смысл, 1992. — 36 с.
  164. В.М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека / В. М. Русалов // Журнал ВНД. 1989. — Т. XXXIX, Вып.З. — С. 403 — 424.
  165. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности / В. М. Русалов // Психологический журнал. -1986.-Т. 7,№ 4.-С. 23 -35.
  166. П.Е. Из жизни первокурсника / П. Е. Рыженков // Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие. -Новосибирск, 1990. С. 5 — 19.
  167. М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных / М. Е. Сандомирский. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001. — 88 с.
  168. А. Н. Морфологические закономерности эволюции. М., 1939.-610 с.
  169. А.С. Введение в теорию эволюции / А. С. Северцов. -М.: Изд-воМГУ, 1981.-225 с.
  170. А.С. Направленность эволюции / А. С. Северцов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-272 с.
  171. В.Н. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов / В. Н. Селуянов, Е. Б. Мякинченко,
  172. B.Т. Тураев. // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7.1. C. 29−33.
  173. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М: Медгиз, 1960.-254 с.
  174. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. -126 с.
  175. Т.Д. Исследование особенностей экскреции натрия и калия со слюной как метод оценки функционального состояния организма при экстремальных воздействиях: автореф.. дис. канд. мед. наук / Т. Д. Семенова. Москва, 1972. — 17 с.
  176. Л.П. Влияние наследственных и средовых факторов на особенности телосложения человека / Л. П. Сергиенко // Нов. в спорт, и медиц. антропологии. М, 1990. — Вып.1. — С. 133.
  177. Л.П. Генетические маркеры в индивидуальном прогнозировании морфологических признаков и двигательных способностей спортсменов / Л. П. Сергиенко // Ф1зичне виховання, спорт i культура здоров’я у сучасному суспшьствь Луцьк, 1999. -С. 1057−1063.
  178. И.М. Физиология нервной системы: Избранные труды: В 4-х вып. / И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский / Вып.1. М.: Медгиз, 1952.-579 с.
  179. Г. И. Психофизиологические аспекты кардиологических исследований / Г. И. Сидоренко, Г. С. Борисов, Е. К. Агеенкова. Минск: Беларусь, 1982.- 142 с.
  180. П.В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1987.-266 с.
  181. Т.М. Частота сердечных сокращений и дыхание при различной успешности выполнения умственной работы / Т. М. Синицына, P.M. Чекурда // Физиология человека. 1986. — Т. 122, № 2. — С. 199 — 203.
  182. А.В. Микроэлементы для Вашего здоровья / А. В. Скальный. М.: ОНИКС 21 век, 2003. — 238 с.
  183. В.Д. Роль нейропептидов в механизмах развития стресса и шока / В. Д. Слепушкин, Г. К. Золоев // Механизмы патологических реакций. Томск. — 1986. — Т. 4. — С. 86 — 90.
  184. А.Д. Основы общей экологической физиологии млекопитающих / А. Д. Слоним. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 432 с.
  185. Н.К. Физиологические аспекты адаптации студентов к нервно-эмоциональным особенностям учебного процесса / Н. К. Смагулов и др. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. -Сочи, 2005. Т. 2. — С. 288 — 289.
  186. М.В. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд психолога / М. В. Соколова // Первое сентября. 2003. — № 48. — С. 3.
  187. С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С. И. Степанова. М.: Медицина, 1986. — 244 с.
  188. С.И. Длительность суточного цикла с точки зрения гипотезы его информационно-энергетической стоимости / С. И. Степанова // Косм, биология и авиакосм. М.: Медицина. — 1971, № 5.-С. 44−51.
  189. O.JT. Половозрастные, физиологические и психические аспекты становления адаптации студентов к учебной деятельности / O. J1. Степанчикова, JI.H. Хицова // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. 2. Биол. науки. 2006. — № 2. — С. 169 — 172.
  190. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1981.-232 с.
  191. К.В. Системокванты физиологических процессов / К. В. Судаков и др. М.: Международный гуманитарный фонд арменоведения им. Ц. П. Агаяна, 1997. — 152 с.
  192. К.В. Функциональные системы организма в норме и патологии / К. В. Судаков // Труды Научного Совета по экспериментальной и прикладной физиологии РАМН. М.: АН, 1993. -С. 17−33.
  193. Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. -М.: Мир, 1993.- 149 с.
  194. И.Н. Стресс, старение и их биохимическая коррекция / И. Н. Тодоров, Г. И. Тодоров. М.: Наука, 2003. — 478 с.
  195. В.П. Сезонные ритмы / В. П. Тыщенко, Т. К. Горышина, В. Дольник // Проблемы космической биологии. Сер. Биологические ритмы. М.: Наука, 1980. — Т. 41. — С. 238 — 288.
  196. Г. Н. Биоритмы. / Г. Н. Ужегов. Смоленск: Русич, 1997. -400 с.
  197. В.Я. Экспресс-диагностика функциональных состояний организма в прикладной физиологии / В. Я. Уманский, Н. И. Тарапата -Фрунзе, 1988.-256 с.
  198. .М. Стресс и система кровообращения / Б. М. Федоров. -М.: Медицина, 1990. 320 с.
  199. А.В. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта / А. В. Фролькис. JI.: Наука, 1991.-251 с.
  200. П. Стратегия биохимической адаптации / П. Хочачка, Дж. Сомеро. М.: Мир, 1977. — 398 с.
  201. С.Н. Адаптация к физическим нагрузкам и ее медико-биологические характеристики у спортсменов циклических видов спорта / С. Н. Хмелева и др. // Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 4. С. 19−21.
  202. Н.К. Адаптация внутренней среды организма спортсменов к лабораторным нагрузкам / Н. К. Цепкова // Донозологические состояния у спортсменов и слабые звенья адаптации к мышечной деятельности. М., 1982. — С. 83 — 86.
  203. В.Б. Суточные ритмы / В. Б. Чернышев // Биологические ритмы // Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1980. — Т. 41. — С. 186−229.
  204. Чижевский A. J1. В ритме солнца / A. J1. Чижевский, Ю. Т. Шишина. -М.: Наука, 1969.- 112 с.
  205. В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: ФиС, 1984. -151с.
  206. Шейх-Заде Ю. Р. Альтернативный подход к оценке вариабельности сердечного ритма // Ю.Р. Шейх-Заде и др. // Вестник аритмологии. -2001.-№ 22.-С. 49−55.
  207. В.А. К вопросу об исследовании психического и соматического здоровья человека // В. А. Шерстяных, J1.H. Хицова // Валеология. 2001. -№ 3. — С. 8 -11.
  208. В.А. Эколого-психофизиологические закономерности адаптации студентов-биологов к обучению в вузе: автореф. дис. .канд. биол. наук / В. А. Шерстяных. Воронеж, 2002. — 23 с.
  209. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности детей / Н. И. Шлык. Ижевск, 1991. — 418 с.
  210. И.И. Проблемы дарвинизма / И. И. Шмальгаузен. JL: Наука, 1969.-493 с.
  211. И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса / И. И. Шмальгаузен. М.: Наука, 1982. — 383 с.
  212. И.И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора / И. И. Шмальгаузен. М.: Наука, 1968. — 429 с.
  213. Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. .док. биол. наук / Ю. В. Щербатых. Санкт-Петербург, 2001. — 32 с.
  214. Энергоинформационные поля функциональных систем / под ред. К. В. Судакова. М.: НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина, 2001.-518 с.
  215. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие / М. С. Яницкий. Кемерово: КемГУ, 1999. — 84 с.
  216. В.А. Сезонные изменения размеров головного мозга и черепа мелких млекопитающих / В. А. Яскин // Журн. общ. биол. 1989. — Т. 50, № 4.-С. 470−481.
  217. Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММ Д. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций / Л. А. Ясюкова. СПб.: ИМАТОН, 1997. — 78 с.
  218. Aranow R.H. Periodic behavior in charged membranes and its physical and biological implications / R.H.Aranow // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. -1963,-Vol. 50, № 6. -P. 1066- 1070.
  219. Aschoff J. Biological rhythms. Handbook of behavioral neurobiology / J. Aschoff. New York: Plenum, 1981. — 412 p.
  220. Balsalobre A. A serum shock induces circadian gene expression in mammalian tissue culture cells / A. Balsalobre, F. Damiola, U. Schibler // Cell. 1998. — Vol. 93. — P. 929 — 937.
  221. Baron J.H. The clinical use of gastic function tests / J.H. Baron // Scand. J. Gastroenterol. Suppl. — 1970. — Vol. 6. — P. 9 — 46.
  222. Berger H. Ber des elektrenkephalogram des mensehen / H. Berger // J. of Psychology and Neurology. 1939. — Vol. 40. — P. 160 — 179.
  223. Berger R.D. An efficient algorithm for spectral analysis of heart rate variability / R.D. Berger et al. // IEEE Trans Biomed Eng. 1986. -Vol. 33.-P. 900−904.
  224. Bootzin R. Psychology today. An introduction / R. Bootzin. USA, New York, 1986.-758 p.
  225. Brooks C.M. Autonomic system control of the pineal gland and the role of this complex in the integration of body function / C.M. Brooks., T. Ishikawa, K. Koizumi // Brain Res. 1975. — Vol. 87, № 3. — P. 181 — 190.
  226. Bunning E. Die endogene tagesrhythmik als rundlade der photoperiodischen reaktion / E. Bunning // Berichte Deutsch. Botani Gesellschaft. 1964. — Vol. 54. — P. 590 — 607.
  227. Burton R.F. Concentrations of sodium, potassium and Cortisol in saliva, and self-reported chronic work stress factors / R.F. Burton // Biol. Psychol. -1996.-Vol. 42.-P. 425 -438.
  228. Buss D. M. The evolution of desire / Buss D. M. New York: Basic Books, 1994.-248 p.
  229. Collin J.P. Pineal et retine / J.P. Collin et al. // Med. Sci. 1988. -Vol.4, № 4.-P. 16−26.
  230. Eastman C.I. Suprachiasmatic nuclei lesions eliminate circadian temperature and sleep rhythms in the rat / C.I. Eastman, R.E. Mistlberger, A. Rechtschaffen // Physiol. And Behav. 1984. — Vol. 32, № 3. -P. 357−368.
  231. Ekblom B. Occurrence and reproducility of exercise-induced ventricular ectory in normal subjects / B. Ekblom, L.H. Hartley, W.C. Day // Amer. J. cardiol. 1979. — Vol. 43, № 1. — P. 35 — 40.
  232. Eskes G.A. Neural control of the daily rhythm of sexual behavior in the male golden hamster / G.A. Eskes // Brain Res. 1984. — Vol. 293, № 1. -P. 127−141.
  233. Fisher H. Anatomy of love: The natural history of monogamy, adultery and divorce / H. Fisher. New York: Norton, 1998. — 137 p.
  234. Haim A. Long scotophase acclimation increases free urinary catecholomine content in the rat / A. Haim, R. Ashkenazi, A. Kalir // Сотр. Biochem. and Physiol. 1983. — Vol. 74, № 2. — P. 323 — 324.
  235. Halberg F. Rythmes circadiens et rythmes de basses frequences en physiologic humaine / F. Halberg, A. Reinberg // Physiol. (France) 1967. Vol. 59.-P. 117−200.
  236. Hannan M. Organization ecology / M. Hannan, J. Freeman. -Cambridge: Hazard University Press. 286 p.
  237. Harrington M.E. The ventral lateral geniculate nucleuse and the intergeniculate leaflet: interrelated structures in the visual and circadian systems / M.E. Harrington // Neurosci. Biobehav Rev. 1997. — Vol. 21, № 5. — P. 705 — 727.
  238. Hartmann H. Ego psychology and the Problem of adaptation / H. Hartmann. N-Y., 1958. — P. 26 — 27.
  239. Hastings M.H. The brain, circadian rhythms, and clock genes / M. Hastings//BMJ.- 1998.-Vol. 317-P. 1704- 1707.
  240. Hastings M.H. The role of the circadian system in photoperiodic time measurement in mammals / M.H. Hastings, E.S. Maywood, F.J.P. Ebling // NATO Advanced Studies Institute. Series A. 1995. — Vol. 277. -P. 95- 106.
  241. Herbert J. Neural systems underluing photoperiodic time measurement A blueprint / J. Herbert // Experientia. 1989. — Vol. 45, № 10. — P. 965 — 972.
  242. Hildebrandt G. Outline of chronohygiene / G. Hildebrandt // Chronobiologia. 1976. — Vol. 3, № 2. — P. 113 — 127.
  243. Hill T.W. Second hands for biological clocks / T.W. Hill // Science News. 1967. — Vol. 92, № 16. — P. 380 — 381.
  244. Honma S. Dissociation of circadian rhythms in rats with a hypothalamic island / S. Honma, K.-I. Honma, T. Hiroshige // Amer. J. Physiol. 1984. -Vol. 246, № 6. — P. 949 — 954.
  245. Huston T.P. The athletic heart syndrom / T.P. Huston, J.C. Puffer, W.M.M. Rodney // N. Engl. J. Med. 1985. — Vol. 31, № 1. — P. 218 — 226.
  246. Jones P.C.T. Studies on the nature of circadian rhythms. Nucleosidephosphate levels in the tissues of wakeful and sleeping Golden
  247. Hamsters and their significance / P.C.T. Jones // Cytobios. 1970. — Vol. 2, № 8.-P. 175−179.
  248. Keynan A. Participation of membranes. Group report / A. Keynan, D.L. Nius, M.F.W. Zchweiger // Life Sci. Res. Rept. 1976. — Vol. 1. -P. 239 — 244.
  249. Li Z.S. Nitric oxide synthase immunoactivity and NADPH diaphorase enzyme activity in neurons of gastrointestinal tract of the toad, Bufo marinus / Z.S. Li et al. // Arch. Histol. Cytol. 1992. — Vol. 55, № 4. -P. 333 -350.
  250. Lorenz K. Evolution and modification of behavior / K.Lorenz. -Chicago: Chicago Press, 1965. 247 p.
  251. Lucsak H. An analysis of heart rate variability / H. Lucsak, W.J. Lauring // Ergonomics. 1973. — Vol. 16. — P. 85 — 97.
  252. Malik M. Heart Rate variability / M. Malik, A.J. Camm // Clin, cardiol. 1990.-Vol. 13.-P. 570.
  253. Malliani A. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain / A. Malliani et al. // Circulation. 1991. — Vol. 84. -P. 1482- 1492.
  254. Markarian S.E. Capacity for World Strategic Management / S. E Markarian. Yerevan: Gitutgun, 1998. — 106 p.
  255. McKeag D.V. Primary care: Sports medicine / D.V. McKeag, D.O. Hough. N.Y., 1993. — 609 p.
  256. Minasian S.M. Influence of mental and emotional stress on the levels of electrolytes in the saliva of senior schoolchildren / S.M. Minasian et al. -Gig.Sanit., 2004. P. 46 — 48.
  257. Miyamoto Y. Vitamin B2-based blue-light photoreceptors in the retinohypothalamic tract as the photoactive pigments for setting the circadian clock in mammals / Y. Miyamoto, A. Sancai // Proc. Natl. Acad. Sci. USA. -1998.-Vol. 95.-P. 6097−6102.
  258. Morgan P.J. Melatonin receptors: localization, molecular pharmacology and physiological significance / P.J. Morgan et al. // Neurochem. Int. 1994. -Vol. 24, № 2.-P. 101 — 146.
  259. Ogilvie K.M. The neuroendocrine control of clock-timed gonadotropin release in the female Syrian hamster: Role of Serotonin / K.M. Ogilvie, M.H. Stetson // Endocrinol. 1997. — Vol. 155, № 1. — P. 107 — 119.
  260. Opalovskaia G.M. Circadian rhythms of saliva electrolytes as parameters of the functional state during production activity / G.M. Opalovskaia // Biull.Eksp.Biol.Med.- 1999.-Vol. 127. P. 215 — 218.
  261. Pagani M. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker sympathovagal interaction in men and coscious dog / M. Pagani et al. // Circ. Res. 1986. — Vol. 59. — P. 178 — 193.
  262. Park R.C. Heart of the athlete / R.C. Park, M. Grawford // Current problems in cardiology. Year book medical publichers inc. Vol. 35. — 1985. -72 p.
  263. Philips L. Human adaptation and his failures / L. Philips. N-Y & London: Academic Press, 1968. — 108 p.
  264. Pomeranz M. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis / M. Pomeranz et al. // Am. J. Physiol. 1985. -Vol. 148.-P. 151−153.
  265. Raitier M.N. Proposed role of septohippocampal and pallidohabenulo-raphe systems in photoperiodic time measurement / M.N. Raitier // Med. Hypotheses. 1992. — Vol. 38. — P. 229 — 235.
  266. Reinberg A. Human chronobiology and adaptation / A. Reinberg // Biological adaptation. 1982. — P. 64−67.
  267. Reppert S.M. A clockwork explosion / S.M. Reppert // Neuron. 1998. -Vol. 21.-P. 1−4.
  268. Richter P. Effectiveness in learning complex problem solving and salivary ion indices of psychological stress and activation / P. Richter, J.W. Hinton, S. Reinhold // Int. J.Psychophysiol. 1998. — Vol. 30. -P. 329−337.
  269. Rietveld W.J. Chronobiology: neural pacemakers of biological rthythms / W.J. Rietveld // Ann. 1st. Super. Sanita. 1993. — Vol.29, № 4. -P. 501−510.
  270. Rodriguez-Membrilla A. Is nitric oxide the final mediator regulating the migrating myoelectric complex / A. Rodriguez-Membrilla et al. // Am. J. Physiol. 1995. — Vol. 268, № 2. — P. 207 — 214.
  271. Rosato E. Molecular analysis of circadian behaviour / E. Rosato, A. Piccin, C.P. Kyriacou // Bioessays. 1997. — № 19. — P. 1075 — 1082.
  272. Rusak B. Photic entrounement routes in mammals: / B. Rusak // Discuss. Neurosci. 1992. — Vol. 8, № 3. — P. 38 — 43.
  273. Saleh M.A. Effect of suprachiasmatic lesions on diurnal heart rate rhethm in the rat / M.A. Saleh, C.M. Winget // Physiol. And Behav. 1977. -Vol. 19, № 4.-P. 561 -564.
  274. Sarna S.K. Nitric oxide regulates migrating motor complex cycling and its posrprandial disruption / S.K. Sarna et al. // Am. J. Physiol. 1993. -Vol. 265, № 4. — P. 749 — 766.
  275. Saul J.P. Analysis of long-term heart rate variability: methods 1/f scaling and implications / J.P. Saul et al. // Computers in Cardiology. Washington / Computer Society Press. — 1987. — P. 419 — 422.
  276. Sayers B.M. Analysis of heart rate variability / B.M. Sayers // Ergonomics. 1973. — Vol. 16. — P. 17 — 32.
  277. Schweiger H.G. Die biologische Uhr. Zirkadiane Organisation der Zella. / H.G. Schweiger // Arzneimittel-Forsch. 1977. — Vol. 27, № 16. -P. 202−208.
  278. Skuse D.H. Evidence from Turner’s syndrom of an imprinted X-linked locus affecting cognitive function / D.H. Skuse et al. // Nature. Vol. 387. -P. 705 — 708.
  279. Somer E. Salivary composition, gender and psychosocial stress / E. Somer, H.B. Aryeh, D. Laufer // Int. J. Psychosom. 1993. — Vol. 40. -P. 17−21.
  280. Stendal C. Practical guide to gastrointestinal function testing / C. Stendal. Tennessee: Blackwell Science, 1997. — 281 p.
  281. Stephan F.K. Elimination of ctrcadian rhythms of the soprachiasmatic nuckei / F.K. Stephan, A.A. Nunez // Behav. Biol. 1977. — Vol. 20, № 20. -P. 1−16.
  282. Stoney C.M. Influences of the normal menstrual cycle on physiologic functions during behavioral stress / C.M. Stoney // Psychophysiology. 1990. -Vol. 27, № 2.-P. 125 — 135.
  283. Taylor H.J. Localization of the duodenal pacemaker and its role in the organization of duodenal myoelectric activity / H.J. Taylor, C. Code // Gut. -1971.-Vol. 12.-P. 40.
  284. Thresher R.J. Role of mouse cryptochrome blue-light photoreceptor in circadian photoresponses / R.J. Thresher // Science. 1998. — Vol. 282. -P. 1490−1494.
  285. Trentini G.P. The role of serotonergic and non-serotonergic mechanism as modulators of the pineal influence on reproduction / G.P. Trentini et al. // Neuroendocrinol. Lett. 1985. — Vol. 7, № 3. — P. 140 — 144.
  286. Wehr T.A. Prhotoperiodism in humans and other primates: evidence and implications / T.A. Wehr // J. Biol. Rhythms. 2001. — Vol. 16, № 4. -P. 348 — 364.
  287. Youngstrom T.G. Retinofugal projections to the hypothalamus, anterior thalamus and basal forebrain in hamsters / T.G. Youngstrom, M.L. Weiss, A.A. Nunez // Brain Res. Bull. 1991. — Vol. 26, № 3. — P. 403 — 411.
Заполнить форму текущей работой