Взаимосвязь каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности
Диссертация
Актуальность исследования. В современной когнитивной психологи в конюксте общепсихологической теории каузальная атрибуция собственных достижений рассматривается как существенный компонеш мотивации деятельности. В исследованиях, проведенных в последнее время, выявлены разнообразные социально-психологические, психолою-педаюгические факторы и условия развития, формирования и изменения каузальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема связи каузальной атрибуции достижений с 10 индивидуально-психологическими особенностями личности в психологии
- 1. 1. Исследования проблемы каузальной атрибуции достижений в 10 зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Психологическая характеристика атрибутивных стилей и типов 21 каузальной атрибуции достижений
- 1. 3. Каузальная атрибуция достижений как фактор мошвации и 26 эффективности деятельности
- 1. 4. Каузальная атрибуция достижений и индивидуально- 35 психологические свойства личности
- I. 5. Тендерные различия в проявлениях каузальной атрибуции достижений
- I. 6. Постановка проблемы
- Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи каузальных 58 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
- II. 1. Организация и методики эмпирического исследования
- 11. 1. 1. Организация эмпирического исследования
- 11. 1. 2. Методики эмпирического исследования 62 И. 1.3. Ход исследования
- II. 2. Результаты исследования взаимосвязи каузальных атрибуций 75 достижений и индивидуально-психологических особенностей личное ж студентов
- 11. 2. 1. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 75 с формально-динамическими свойствами личности студенюв
- 11. 2. 2. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 83 с чертами личности студентов
- 11. 2. 3. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 90 с типами личности студентов
- 11. 2. 4. Результаты факторного анализа согласованности каузальных 94 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
- 11. 2. 5. Результаты исследования взаимосвязи типов каузальных 98 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
- II. 3. Обсуждение результатов эмпирического исследования
- 11. 3. 1. Обсуждение результатов эмпирического исследования связи 105 атрибутивных стилей с индивидуально-психологическими особенностями личности
- 11. 3. 2. Обсуждение результатов эмпирического исследования связи 114 типов каузальной атрибуции достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности
- II. 3.3. Общее обсуждение результатов эмпирического исследования
- 11. 4. Выводы
- II. 1. Организация и методики эмпирического исследования
Список литературы
- Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успехи или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 101 -106.
- Адамова Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
- Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 26−38.
- Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 25 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1984.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.416с.
- Ахундова Н.М. Тендерный анализ стереотипов восприятия факторов способностей и усилий подростками: Дипломная работа. -М.: МГУ, фак-т психологии, 2002.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152 161.
- Бандура А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000. 320 с.
- Батурин II.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей (Использование Опросника стиля атрибуции детей (ОСАД), разраб. М. Селигманом, в обследовании школьников 8−11 лет) // Н. А. Батурин, Д. А. Циринг.
- Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. -Челябинск, 2000. Т. 2. С. 105−116.
- Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. -Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. 100 с.
- Бек А., Раш Ф., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003. 304 с.
- Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 33 42.
- Берн ILL Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Боцманова М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1983, Вып. 2. С. 45−48.
- Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46−56.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 544 с.
- Бююль Ахим, Цёфель Петер. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition: Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. 608 с.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: МГУ, 1991. 144 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.
- Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М.: Гардарики, 2004. 185 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. 400с.
- Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс. 2003. 416 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 3-е, исправл. и доп. М., 2004. 240 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Глассер У. Школы без неудачников / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповског о. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл., 2002. С. 47−103.
- Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. — 336 с.
- Гулевич О.А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление направления исследований, ошибки. Реферативный обзор. М.: РПО, 1998. 112 с.
- Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии вузов. М.: УМК «Психология», 2000, 135 с.
- Гусев А.Н., Измайлов Ч. Ф., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М., 1997.
- Далгатов М.М. Влияние формирования общепознавательных действий на атрибуцию неуспеха к способности в обучении: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1994.
- Далгатов М.М. Развитие благоприятной атрибуции в процессе обучения. Монография. Ярославль: МАПН, 2001. 124 с.
- Далгатов М.М., Магомедова Н. Т. Каузальная атрибуция и индивидуально-психологические особенности личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 16. Москва Ярославль: Изд-во РПО, 2005. С. 76−81.
- Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. Монография. М.: УМК «11сихология», 2006. 334 с.
- Двиганцева J1. Родителям о детях // Аргументы и факты. 1992, № 47. С. 7.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. 2-е изд. доп. СПб.: Г1шер, 2001.320 с.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 5661.
- Зак. А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102−110
- Занюк С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. 352 с.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90−99.
- Зелигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, Персей., 1997. 432 с.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 488 с.
- Изард К. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
- Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. 200 с.
- Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. 3-е и*д. -СПб.: Питер, 2004. 588 с.
- Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 640 с.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: «Речь», 2001. — 112 с. — (Практикум по психодиагностике).
- Кашапов М.М. Психология педагогическою мышления. М.: ISBN, 2000. 463 с.
- Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 127−137.
- Классова О.В. Психологический анализ продуктивности учебной деятельности как критерия активности личности // Психологические механизмы регуляции активности личности. Новосибирск, 2001. 4.1. С. 150−159.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., 2003. -320 с.
- Клюева Н.В. Психологическое обеспечение педантической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). Ярославль, 1998. 92с.
- Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Тверь, 2002.
- Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1973. 17 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. Пер. с нем. М., Академия., 2002. 144 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
- Леонтьев Д.А. (ред.) Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 345 с.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с.
- Лопатин А.Р. Теория и технология создания ситуации успеха в образовательном процессе. Кострома, 2003. 218 с.
- Лукъянченко Н.В. Каузальная атрибуция педагога как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1991. 17 с.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 160 161.
- Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Пигер, 1998. 688 с.
- Макмаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. 560 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
- Мельникова Н.Н. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 9−11 лет / Н. И. Мельникова // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Челябинск, 2000. Т.2. С. 127−134.
- Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.
- Митина О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: УМК «Психология», 2001. — 169 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1983. -240 с.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001
- Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедленной психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие. / Под ред. А. Л. Бодалева, В. В. Сюлина. М.: МГУ, 1987. 303 с.
- Орлов А.Б. Методы изучения, активизации и развития мошвации учения в современной зарубежной психологии // Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. С. 122−191.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.287 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
- Первин Л., Джон О. психологии личности: теория и исследования. -М.-Аспект Пресс, 2001. 607 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональною становления личности. М., 2002.
- Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол. И. В. Дубровина и др. М.: АПН СССР, 1990. С. 33−35.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000.-304 с.
- Ратанова Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью // Структура познавательной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Иввашкин. Владимир: Изд-во Владимир, ун-та, 1989. С. 10−22.
- Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996. 109 с.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999. 429 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: СПб., 2000.
- Рудина JI.M. Тест на оптимизм: Метод определения атрибут ив. стилей: На основе «Attributional style questionnaire» М. Э. Селшмана: Метод. пособие / Под. ред. В. М. Русалова. М.: Наука, 2002. 21 с.
- Рукавишников А.А., Соснина Л. А. Личностный опросник «НЭП». Руководство. Второе издание. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 1999.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека. «Психологический журнал». 1989. Т. 10, № 10. С. 10−21.
- Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. -М.:ИП РАН, 1990.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФСД). Методическое пособие. М.: ИП РАН, 1997. -50 с.
- Рюмина Т.В. Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т., 2002. 22 с.
- ЮЗ.Самитова О. В. Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. Астрахань, 2002.
- Самоукина Н.В. Психология оптимизма / Н. В. Самоукина. М.: Изд-во Ин-га психотерапии, 2001. 223 с.
- Смирнов С.Д. Рец. на кн.: Двек К. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 119 121.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003. 304 с.
- Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 272 с.
- Староверова М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции: (Психол.-пед. аспект) / М. Оароверова // Директор шк., 2002. № 4. С. 42−45.
- Стефаненко Т.Г. Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы // Мир психологии. 1999. № 3. С. 52 60.
- Стеценко А.П., Литтл Т., Оттинген Г., Балтес П. Развитие представлений детей о школьной деятельности: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 1997. № 6, С. 3−23.
- Ш. Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике М.: «Прогресс», 2002. 572 с.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
- ПЗ.Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 19−29.
- Трусов В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания /Под. ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 139−157.
- Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.
- Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер., 2003. 651 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: В 2 т. Т. 1. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: В 2 т. Т. 2. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 392 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл. 2-е изд., 2003. 860 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.240 с.
- Хеллер К.А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 30−40.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
- Хьюстоун М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применения: Пер. с англ. / Перспективы социальной психологии. -М.: ЭКОМО Пресс, 2001. С. 189−227.
- Циринг Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: Дисс.. канд. психол. наук. Челябинск, 2001.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982. 184 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. М., 1996. 320 с.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: Пер. с ашл. // Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.
- Яковлева О.П. Атрибутивные тенденции личностной ответственности у людей с различным уровнем успешности: Дисс.. канд. психол. наук. Омск, 2004.
- Янчук В.А. Консультивно-коррекционная практика: атрибутивная терапия наученной беспомощности. //Пахолопя 2001. № 1. С. З-17.
- Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression // Psychological review. 1989. V. 96. P. 358—372.
- Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale, J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1978. Vol. 87. P. 47−74.
- Albert N., Beck A.T. Incidence of depression in early adolescence. A preliminary study. Youth Adolesc., 1975. V. 4. p. 301−307.
- Ames С. Children’s Achievement Attribution and Self-reinforcement: Effects of Self-concept and Competitive Reward Structure //Journal of Educational Psychology. 1978. Vol. 70. № 3. P. 345−355.
- Ames C., Ames R., Felker D.W. Effect of competitive reward structure and valence of outcome on children’s achievement attributions // Journal of Educational Psychology. 1977. № 69.
- Ames C., Felker D.W. An Examinations of Children’s Attributions and Achievement-Related Evaluations in Competitive, and Individualistic Reward Structures //Journal of Education Psychology. 1979. Vol. 71. № 4. P. 413−420.
- Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // In: Self-efficacy in changing societies. Ed. by Bandura, A. Cambridge University Press, 1995. P. 1−45.
- Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales (Revised). Available from Frank Pajares, Emory University. 2001.
- Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning // In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. (P. 335−394). Washington, D.C.: Hemisphere, 1992.
- Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. NY: Freeman and Co., 1997.
- Bandura A. The social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
- Basow S.A. Gender stereotypes: tradition and alternatives. Monterey, 1986.
- Burns M.O., Seligman M.E.P. Explanatory style across the lifespan: Evidence for stability over 52 years // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 56. P. 471−477.
- Chapman M., Skinner E.A. Action in development/ Development in action // In M. Frese & J. Sabini (Eds.), Goal-directed behavior: The concept of action inpsychology (P.199−213). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1985.
- Covington, M., Omelich, C. An empirical examination of Weiner’s critique of attributional research. Journal of Educational Psychology. № 76. 1984. 1214−12 251. P
- De Charms R. Enhancing Motivation: Change in the Classroom. N.Y., 1976.
- De Charms R. Personal causation training in the schools. J. of Applied Soc. Psychol., 1972. V. 2(2). P. 95−113.
- DeMoss K., Milich R., DeMers S. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescent with high academic ability. Journal of Abnormal Child Psychology, 1993. V. 21(4). p. 455−467.
- Diener C.I., Dweck C.S. An analysis of learned helplessness II: The Processing of Success // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. P. 940 952.
- Diener C. L, Dweck, C.S. An analysis of learned helplessness: Continuous changes in performance, strategy, and achievement cognitions following failure // Journal of Personality and Social Psychology. 1978. 26. P. 457−464.
- Dweck C.S. Motivational Processes Affecting Learning // American Psychologist, 1986. vol.41 (10), P. 1040−1048.
- Dweck C.S. Self-theories and goals: their role in motivation, personality and development // In R. Dienstbier (ed.), Nebraska Symposium on Motivation. 1990. Lincoln: University of Nebraska Press, 1991.
- Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. 195 p.
- Dweck C.S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology. 1976. Vol. 12.
- Dweck C.S., Davidson W., Nelson S., Enna B. Sex differences in learned helplessness: (II) The contingencies of evaluative feedback in the classroom and (III) An experimental analysis. //Developmental Psychology. 1978. Vol. 14, P. 268−276.
- Dweck C.S., Leggett E.L. A Social-Cognitive Approach to Motivation and Personality//Psychological Review. 1988, vol. 95 (2), 256−273.
- Dweck C.S., Licht B.G. Learned helplessness and intellectual achivement // Human helplessness: New York. 1980. p. 197−221.
- Dweck C.S., Repucci N.D. Learned helplessness and reinforcement responsibility in children //Journal of Personality and Social Psychology. 1973. Vol. 25.
- Dweck C.S., Repucci N.D. Learned helplessness and responsibility in children // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 31. P. 674−688.
- Erne R.F. Sex differences in childhood psychopathology. A review. Psychology bulletin, 1979. V. 86. p. 574−595.
- Finkelstein N., Rainey C., Learning to control the environment in infancy // Child Development. 1977. V. 48. P. 806−819.
- Freud A. The ego and the mechanisms of defence. New York, International University Press., 1936.
- Freud S. The ego and the id. London, Hogarth Press, 1923.
- Gilmor T.M., Minton H.L. Internal versus external attribution of performance as a function of locus of control, initial confidence and success failure outcome // Journal of Personality. 1974. Vol. 42.
- Graham S. A review of attribution theory in achievement contexts // Educational Psychology Review. 1991. Vol. 3. No. 1. P. 5−39.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. NY: Wiley, 1958.
- Hiroto D.S. Locus of control and learned helplessness. // Journal of Experimental Psychology. 1974. Vol. 102. P. 187−193.
- Horner M.S., Tresemer D.W., Berens A.E., Watson R.I. Scoring manual for an empirical derived scoring system for motive to avoid success. Harvard University, 1973.
- Jerusalem M., Pekrun R. Emotion, Motivation und Leistung. Gottingen, Germany: Hogrefe. 1999.
- Kazdin A.E. Childhood depression // Treatment childhood disorders. New York, 1989. p. 135−166.
- Kandel D. В., Davies M. Adult sequelae of adolescent depressive symptoms Arch. Gen. Psychiatr. 1986,43, 255 262.
- Kashani J.H., Beck N.C., Hoeper E.W., Fallahi C., Corcoran C.M., McAllister J.A., Rosenberg Т.К., Reid J.C. Psychiatric disorders in a community sample of adolescents. Am. J. Psychiatr., 1987. V. 144. p. 548−589.
- Krug S., Hanel J. Motivanderung: Erprobung eines theoriegeleiteten Trainingsprogramess // Zeitschrift fur Entwicklungpsychologie und Padagogische Psychologie, 1976. Bd. 8.
- Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation- The dynamics of personality systems interactions // Handbook of self-regulation / M. Boekaerts, P. R. Pintrich, M. Zeidner (Eds.) San Diego (CA): Academic. 2000. P. 111−169.
- Kun A. Development of the magnitude-covariation and effort attributions of performance // Child Development. 1977. Vol. 48.
- Lefcourt H.M., Hogg E., Struthers S., Holmes C. Causal Attributions as a function of locus of control, initial confidence, and performance outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 32.
- Licht B.C., Kistner, J.A., Ozkaragog Т., Shampiro, S., Clausen, L. Causal attributions of learning disabled children: Individual differences and their implications for persistence. Journal of Educational Psychology. 1985. Vol. 77. P. 208−216.
- Liverant S., Scodel A. Internal and external control as determinants of decisionmaking under conditions of risk // Psychological Reports. 1960. Vol. 7.
- McAuley E., Duncan F.E., McElnoy M. Self-Efficacy Conditions and Causal Attributions for Children’s Motor Performance: On Exploratory Investigation // Journal of Genet. Psychol. 1989. Vol. 150. № 1. P. 65−73.
- McClelland D.S. Managing Motivation to Expand Human Freedom // American Psychologist. 1978. Vol.33.
- McClelland D.S. What is the Effect of Achievement Motivation Training in the Schools? // Teachers College Record. 1972. Vol. 74.
- Nicholls J.G. Development of causal attributions and evaluative responses to success and failure in Maiori and Pakeha children // Developmental Psychology. Vol. 14. 1978.
- Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Predictors and consequences of childhood depressive symptoms: A 5-year longitudinal study // Journal of Abnormal Psychology. 1992. Vol. 101. P. 405−422.
- Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Sex differences in depression and explanatory style in preadolescents // Paper presented at the Society for research in Child Development, Kansas, April 1989.
- Overmier J.В., Seligman M.E.P. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1967. Vol. 63, P. 28−33.
- Pearce J. The recognition of depressive disorder in children. J. Roy. Soc. Med. 1978. V. 71. p. 494−500.
- Peterson C., Seligman M.E.P. Causal explanations as a risk factor for depression: theory and evidence // Psychological Review. 1984. Vol. 91. P.347−374.
- Peterson C., Semmel A., von Bayer C., Abramson L., Metalsky G., Seligman M.E.P. The attributional style questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. Vol. 6. No. 3. P. 287−300.
- Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R., Astructural theory of ego defenses and emotions. In E. Isard (E.d) Emotions in personality and psychopathology. JY.Y.1. Plenum, 1979.
- Rizley R. Depression and distortion in the attribution of causality // Journal of Abnormal Psychology. 1978. Vol. 87.
- Robinson-Whelen, Kin, MacCallum, Kiecolt, Claser, 1997.
- Rosen B.C., Aneshensel C.S. The cahemleon syndrom: A social psychological dimension of the femaly sex role. Journal of Marriage and the Family. 1976, V. 38. p. 605−617.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs. 1966. Vol. 80. P. 1.
- Ryckman D.V., Peckham P. Gender differences in attributions for success and failure situations across subject areas // Journal of Educational Research. 1997. Vol. 81. P. 120−125.
- Seligman M.E., Nolen-Hoeksema S. Explanatory style and depression // In: D. Magnusson, A. Ohman (Eds.), Psychopathology: An interactional perspective. Orlando, FL: Academic Press. 1987. P. 125−139.
- Seligman M.E., Reivich K., Jaycox L., Gilham J. The optimistic child. Boston: Houghton Mifflin, 1995.
- Seligman M.E.P. Authentic happiness. NY: Free Press, 2002.
- Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman. 1975.
- Seligman M.E.P., Abramson L.Y., Semmel A., von Baeyer C. Depressive attributional style//Journal of Abnormal Psychology. 1979. Vol. 88. P. 242−247.
- Seligman M.E.P., Meier, S.F. Failure to escape traumatic shock // Journal of Experimental psychology. 1967. Vol. 74. P. 1−9.
- Seligman M.E.P., Peterson C., Kaslow N. J., Tanenbaum R.L., Alloy L.B., Abramson L.Y. Attributional style and depressive symptoms among children. Journal of Abnormal Psychology. 1984. Vol. 93. P. 235−238.
- Seligman M.E.P., Shulman P. Explanatory style as a predictor of productivity and quitting among life insurance sales agents // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. 50. P. 832−838.
- Schmalt H.-D. Die Messung des Leistungsmotivs. Gottingen, 1976.
- Simmons R.G., Blyth D.A. Moving into adolescence: impact of pubertal change and school context. New York. 1981.
- Skinner E.A. Perceived control, motivation and coping. Sage Publications, 1995.
- Skinner E.A., Wellborn J.G., Connell J.P. What it takes to do well in school and whether I’ve got it: The role of perceived control in children’s engagement and school achievement // Journal of Educational Psychology. 1990. P. 82, 22−32.
- Smiley P.A., Dweck C.S. Individual differences in achievement goals among young children//Child Development. 1994. Vol. 65. P. 1723−1743.
- Stajkovic A.D., Luthans F., Self-efficacy and work-related performance: A metaanalysis// Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. P. 240−261.
- Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva Т.О., Grasshof M., Oettingen G. Gender effects in children’s beliefs about school performance: A cross-cultural study // Child Development. 2000. Vol. 71. № 2. P. 517−527.
- Wegge J. Participation in group goal setting: Some novel findings and a comprehensive model as a new ending to an old story // Applied Psychology: An international Review. 2000. V. 49. P. 498−516.
- Weiner B. «Spontaneous» causal thinking // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 97. P. 74−84.
- Weiner B. A cognitive (attribution) emotion — action model of motivated behavior: an analysis of judgments of help-giving // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. P. 39, 186−200.
- Weiner B. A theory of motivation for some classroom experience // Journal of Educational Psychology. 1979. Vol. 71. P. 3−25.
- Weiner B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92. № 4, 548−573.
- Weiner В. An Attributional theory of motivation and emotion. N.Y.: Springer-Verlag, 1986.304 p.
- Weiner B. Human motivation. New York: Holt. Rinehart and Winston, 1980. 428 P
- Weiner B. Judgments of responsibility. New York: Guilford. 1995. 301 p.
- Weiner B. May I borrow your class notes? An attributional analysis of judgments of help giving in an achievement-related context // Journal of Educational Psychology. 1980. Vol.72. P. 676−681.
- Weiner B. Theories of motivation. From mechanism to cognition. Chicago: Markham, 1972.
- Weiner В., Frieze I.H., Kukla A., Reed L., Rest S., Rosenbaum R.M. Perceiving the causes of success and failure // Attribution: Perceiving the causes of behavior / Ed. by E. E. Jones et. al. Morristown. 1972. P. 95−120.
- Weiner В., Graham S. Understanding the motivational role of affect: Lifespan research from an attributional perspective // Cognition and Emotion. 1989. Vol. 4. P. 401−419.
- Weiner В., Kukla A. An attributional analysis of achievement motivation. -Journal of Personalty and Social Psychology, 1970, 15.
- Whitehead G.J., Anderson W.F. Children’s Causal Attributions to Self and Other as a Function of Outcome and Task // Journal of Educational Psychology. 1987. Vol. 79. № 2. P. 192−194.