Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современной когнитивной психологи в конюксте общепсихологической теории каузальная атрибуция собственных достижений рассматривается как существенный компонеш мотивации деятельности. В исследованиях, проведенных в последнее время, выявлены разнообразные социально-психологические, психолою-педаюгические факторы и условия развития, формирования и изменения каузальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема связи каузальной атрибуции достижений с 10 индивидуально-психологическими особенностями личности в психологии
    • 1. 1. Исследования проблемы каузальной атрибуции достижений в 10 зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Психологическая характеристика атрибутивных стилей и типов 21 каузальной атрибуции достижений
    • 1. 3. Каузальная атрибуция достижений как фактор мошвации и 26 эффективности деятельности
    • 1. 4. Каузальная атрибуция достижений и индивидуально- 35 психологические свойства личности
    • I. 5. Тендерные различия в проявлениях каузальной атрибуции достижений
    • I. 6. Постановка проблемы
  • Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи каузальных 58 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
    • II. 1. Организация и методики эмпирического исследования
      • 11. 1. 1. Организация эмпирического исследования
      • 11. 1. 2. Методики эмпирического исследования 62 И. 1.3. Ход исследования
    • II. 2. Результаты исследования взаимосвязи каузальных атрибуций 75 достижений и индивидуально-психологических особенностей личное ж студентов
      • 11. 2. 1. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 75 с формально-динамическими свойствами личности студенюв
      • 11. 2. 2. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 83 с чертами личности студентов
      • 11. 2. 3. Результаты исследования взаимосвязи атрибутивных стилей 90 с типами личности студентов
      • 11. 2. 4. Результаты факторного анализа согласованности каузальных 94 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
      • 11. 2. 5. Результаты исследования взаимосвязи типов каузальных 98 атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов
    • II. 3. Обсуждение результатов эмпирического исследования
      • 11. 3. 1. Обсуждение результатов эмпирического исследования связи 105 атрибутивных стилей с индивидуально-психологическими особенностями личности
      • 11. 3. 2. Обсуждение результатов эмпирического исследования связи 114 типов каузальной атрибуции достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности
    • II. 3.3. Общее обсуждение результатов эмпирического исследования
      • 11. 4. Выводы

Взаимосвязь каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной когнитивной психологи в конюксте общепсихологической теории каузальная атрибуция собственных достижений рассматривается как существенный компонеш мотивации деятельности. В исследованиях, проведенных в последнее время, выявлены разнообразные социально-психологические, психолою-педаюгические факторы и условия развития, формирования и изменения каузальной атрибуции достижений (В. Weiner, 1985, 1995; X. Хекхаузен, 1986, 2003; К. Dweck, 1991, 1996; У. Глассср, 1991; М. Зелигман, 1997; К. Хеллер, А. Зиглср, 1999; Б. В. Такман, 2002 и др.). В то же время некоторые возможные условия и факторы остаются до сих пор недостаточно изученными.

Теоретический анализ работ ряда исследователей (R. de Charms, 1976; В. Weiner, 1985, 1995; Frieze с соав., 1985; Р. Берне, 1986; X. Хекхаузен, 1986, 2003; А. Б. Орлов, 1990 и др.) приводит к выводу о том, что каузальная атрибуция достижений в той или иной мере определяется личностными свойствами индивида. При объяснении психических явлений необходимо исходить из юго, что любые внешние воздействия (в деятельности, ориентированной на достижения, эго успехи и неудачи) вызывают психический эффект опосредованно через личность, преломляясь через совокупность внутренних условий (СЛ. Рубинштейн, 1957).

В отдельных исследованиях при изучении родственных проблем были обнаружены связи (чаще косвенные) различных атрибутивных аилей и гипов атрибуции достижений с индивидуально-психологическими свойавами личности (Дж. Роттер, 1966; Р. де Чармс, 1972, 1974; Р. Берне, 1986; A.M. Прихожан, 1990; А. Бандура, 1992, 1997, 2001; М. Селишан, 1995; М. М. Далгатов, 2001, 2006; Д. А. Циринг, 2001; Л. М. Рудина, 2003). В то же время мы не обнаружили исследований, посвященных более полному, комплексному и систематическому изучению Взаимосвязей личностных диспозиций и каузальных атрибуций дос жжений.

Опираясь на исследования эмоциональных составляющих успеха и неудачи, демонстрирующие их тендерные различия (11.А. Батурин, 1999), а также на работы, в коюрых показана неоднозначность проявления каузальных атрибуций достижений у женщин и мужчин на разных этапах онтогенетического развития (Nolen-I loeksema, Girgus, Seligman, 1989; A. Stetsenko, T.D. Little, Т.О. Gordeeva et al., 2000; Д. Л. Циринг, 2001), мы сочли необходимым проводить исследование с учетом тендерного фактора.

Анализируя состояние исследований каузальной атрибуции достижений в современной психологии и исходя из вышеизложенною, необходимо отметить, что в научном плане важен системно-генетический подход к изучению взаимосвязи каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности.

Таким образом, проблема настоящею исследования состоит в поиске ответа на вопрос, каковы особенности проявления атрибутивных стилей и типов каузальных атрибуций достижений студентов с различными индивидуально-психологическими свойствами личности. Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы и ее недоста1 очная разработанность определили выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования: каузальная атрибуция достижений студентов.

Предмет исследования: взаимосвязь атрибутивных стилей и типов каузальных атрибуций достижений студентов с индивидуально-психологическими особенностями их личности.

Гипотезы исследовании:

1. Каузальные атрибуции достижений студен юв сопряжены с индивидуально-психологическими особенностями их личности:

— студенты с оптимистическим атрибутивным стилем и благоприятным типом каузальной атрибуции достижений обладают высокими показателями характеристик активности личности и низкими показателями характеристик эмоциональной сферы личности, и наоборот.

— С1уденты с пессимистическим атрибутивным стилем и неблагоприятным типом каузальной атрибуции достижений обладаю! низкими показателями характеристик активности личности и высокими показателями характеристик эмоциональной сферы личности.

2. Существуют тендерные различия в проявлении взаимосвязи каузальных атрибуций достижений и индивидуально-психоло! ических особенностей личности студентов: у девушек каузальные атрибуции достижений в большей степени связаны с характеристиками эмоциональной сферы их личности, а у юношей — с характеристиками активности личности.

Цель исследования: изучение взаимосвязей каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студен i ов.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи каузальной атрибуции достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности.

2. Подбор методик и диа1 носшка атрибутных стилей и шпов каузальной атрибуции достижений.

3. Подбор методик и диагностика индивидуально-психологических особенностей личности студентов.

4. Эмпирическое исследование взаимосвязи атрибутивных стилей и типов каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов.

5. Сравнительно-психологический анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи атрибутивных с шлей и типов каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студен юв.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают:

1 Представления о личности и ее структуре в отечесiвенной психологии, отраженные в работах А. Н. Леонгьева, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся и др.- дисножциональная геория личное ш, представленная в работах Г. Айзенка, Р. Кеттеллапредставления о природе и структуре темперамента Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, отраженные в модели темперамента В. М. Русалова.

2 Теории каузальной атрибуции, которые отражены в работах Ф. Хайдера, Б. Вайнера, М. Селигмана, К. Двек, А. Бандуры, А. Б. Орлова, X. Хекхаузена, Дж. Капрары, Д. Сервона, Р. Фрэнкина, I I.A. Батурина, Б. У. Такмана, М. М. Далгатова, Т. О. Гордеевой и др.

Методы исследования. Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетный опрос, тестирование. Методы обработки эмпирических данных: описагельная статистика, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ. При обработке данных использовалась статистическая система SPSS 12.

Методики исследования. Модифицированный вариант меюдики измерения типов атрибуции Бугенталя-Уейлена-Ханекерамодифицированный опросиик атрибутивного стиля М. Селигманаметодика диатностики свойсш темперамента Г. Айзенкаметодика диагностики формально-динамических свойств личности В.М. Русалова- 16-факторный опросник Р. Кеттелла.

Достоверность и надёжность полученных резулыатов определяем методологическими принципами, положенными в основу исследованиятеоретическим анализом поставленных проблемадекватностью методов и методик исследования целям и задачам работыобеспечением репрезентативности выборкиприменением методов математической статистики для обработки полученных данныхсочетанием количественною и качественного анализа результатов.

Научная новизна исследования заключается в юм, что впервые подвергнута научному исследованию непосредственная связь каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности.

Выявлена совокупность качеств личности, характеризующих оптимистический атрибутивный стиль и благоприятный тин каузальной атрибуции успеха и неудачи. Также выявлена совокупность качесгв личности, характеризующих пессимистический атрибутивный стиль и неблагоприятный тип каузальной атрибуции успеха и неудачи.

Установлено наличие тендерной специфики в связях каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов, которая проявляется в том, что у девушек каузальные атрибуции в большей степени сопряжены с эмоциональной сферой их личности, а у юношейс показателями активности личности.

Теоретическое значение работы. Предложенная в работе расширенная модель каузальной атрибуции достижений, а также полученные в ходе исследования результаты обогащают атрибутивную теорию данными о личностной детерминации каузальных атрибуций и задают концептуальные основы для развертывания новых исследований в изучении факюров, условий проявления, функционирования и развития каузальной атрибуции достижений.

Полученные данные о тендерных различиях в атрибутивных стилях и типах каузальной атрибуции достижений у студентов позволяют определять индивидуально-психолот ические особенности личности, характеризующие атрибутивные типы и стили как у девушек, так и юношей.

Практическое значение. Полученные в ходе эмпирического исследования данные и сформулированные на их основе выводы позволят психологам проводить коррекционно-консультативную работу, направленную на формирование и развитие благоприятного типа и оптимистического стиля каузальной атрибуции достижений, с использованием косвенных методов через развитие и коррекцию индивидуальных особенностей, связанных с каузальными атрибуциями.

Практическая значимость работы связана также с дальнейшим исследованием психологической проблемы, получившей название «выученной беспомощности». Расширить знание об эюй проблеме позволяет углубленное изучение условий и факюров формирования каузальной атрибуции достижений субъекюв. Результаты проведенного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для профилактики и коррекции беспомощности у учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Каузальная атрибуция досжжений связана с индивидуально-психологическими особенностями личности.

• Существует набор личностных характеристик, который сопряжен с оптимистическим атрибутивным стилем и блатприяшым типом каузальной атрибуции достижений. Студенты с блатприяшым типом и оптимистическим стилем каузальной атрибуции достижений оишчакнся высокими показателями характеристик активности личности и низкими показателями характеристик эмоциональной сферы личности.

• Существует набор личностных характеристик, который сопряжен с пессимистическим атрибутивным стилем и неблагоприятным типом каузальной атрибуции. Студенты с неблагоприятным типом и пессимистическим стилем каузальной атрибуции достижений отличаются низкими показателями характеристик активности личности и высокими показателями характеристик эмоциональной сферы личности.

2. Связь каузальных атрибуций достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности hmcci тендерные особенности проявления. У девушек атрибутивный стиль и тип каузальных атрибуций достижений в большей степени сопряжены с характеристиками эмоциональной сферы личноеi и, у юношей — с характеристиками активности личности.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждалась на научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (г. Махачкала, 2004, 2005) — заседаниях кафедры психоло1 ии Дагестанского государственного педагогического университета (i. Махачкала, 2005, 2006, 2007) — на кафедре психологии личности и кафедре психологии образования и педагогики МГУ им. М. В. Ломоносова (г. Москва, 2006) — на методологическом семинаре кафедры общей и социальной психологии Ярославскою государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г. Ярославль, 2006) — на конференции «Психология перед вызовом будущего», посвященной 40-летию факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (г. Москва, 2006).

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографическою списка из 226 источников, из коюрых 97 — на английском и немецком языках, и 27 приложений. В тексте диссертации содержится 28 таблиц и 10 рисунков. Основной текст диссертации представлен на 145 страницах. Общий объем работы составляет 226 страниц.

11.4. Выводы.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Подтверждена гипотеза о наличии связи между каузальными атрибуциями достижений, с одной стороны, и индивидуально-психологическими особенностями личности студентов, с другой.

2. На установленные связи оказывает существенное влияние факюр пола.

3. Выявлена связь атрибутивных стилей и индивидуально-психологических особенностей личности: у девушек с оптимистическим стилем атрибуции бла1 оприятных событий наблюдаются: экстравертированность, высокая активность деятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), эмоциональная стабильность, экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость, относительно низкая тревожность, радикализм и высокий самоконтрольу девушек с пессимистическим атрибутивным стилем благоприятных событий наблюдается: интровертированность, низкая активность в дея1ельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), эмоциональная неустойчиврсть, сдержанность, низкая нормативность поведения, робость, высокая тревожность, консерватизм и низкий самоконтрольу девушек с оптимистическим стилем объяснения неблагоприятных событий наблюдается: низкая чувствительность по поводу расхождения между задуманным и реальным результатом деятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), подчиненность, сдержанность, низкая нормативность поведения, жесткость, практичность, прямолинейность, относительно низкая тревожность, консерватизм, эмоциональная устойчивостьу девушек с пессимистическим объяснительным с шлем неблагоприятных событий выявлено: сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом деятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), доминантность, экспрессивность, высокая нормативность поведения, высокая чувствительность, мечтательность, дипломатичность, высокая тревожность, радикализм, высокий уровень нейротизмау юношей атрибутивный стиль объяснения неблагоприятных событий оказался не связанным с их личностными характеристикамиюноши с оптимистическим объяснительным стилем благоприятных событий отличаются экстравертированностью, высокой активностью деятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), эмоциональной стабильностью, доминантностью, экспрессивностью, смелостью, высоким самоконтролем. юноши с пессимистическим объяснительным стилем благоприятных событий отличаются интровертированностью, низкой вовлеченностью в процесс деятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), эмоциональной неустойчивостью, подчиненностью, сдержанностью, робостью, низким самоконтролем.

4. Выявлена связь типов каузальной атрибуции достижений и индивидуально-психологических особенностей личности: девушки с атрибуцией неуспеха к способности (небла! оприятная атрибуция в неуспехе) характеризуются низкой интеллектуальной активностью, некоторой ригидностью в физической и интеллектуальной деятельности, замедленностью выполнения опреаций в интеллектуальной деятельности, высокой чувствительностью по поводу расхождения между задуманным и реальным результатом деятельности (психомоторной и интеллектуальной), высокой тревожностью и напряженностьюдевушки с атрибуцией неуспеха к усилию (благоприятная атрибуция в неуспехе) — это чаще экстраверты с низкой нормативностью поведения и низкой эмоциональной чувствительностью в отношении неудач в интеллектуальной деятельностидевушки с атрибуцией успеха к способности и к усилию (благоприя!ная атрибуция) в большинстве своем экстраверты и характеризуются смелостью, радикализмом, низкими показателями психотизма и низкой чувствительностью к неудачам в коммуникативной деятельностиюноши с атрибуцией неуспеха к способности (неблагоприятная атрибуция неуспеха) отличаются замедленностью выполнения операций интеллектуальной и коммуникативной деятельности, высокой чувствительностью к неудачам в психомоторной и коммуникативной деятельности;

— юноши с атрибуцией успеха к способностям и усилию (блаюприятная атрибуция успеха) отличаются высокой активностью и скоростью в выполнении интеллектуальной и коммуникативной деятельности, гибкостью в выполнении психомоторной деятельности, общительностью, смелостью, относительно низкой тревожностью, эмоциональной стабильностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее время психологи, занимающиеся проблемами каузальной атрибуции достижений, делают попытки построения некоторой обобщенной ее модели, с помощью которой можно было бы объяснить многие феномены в области деятельности достижения, а также смежных областях.

Теоретический анализ исследований по изучению механизмов развития и формирования каузальной атрибуции успехов и неудач позволил выявить социально-психологические и психолого-педагогические факторы, влияющие па развитие и’становление каузальной атрибуции. В то же время большинство психологов считают, что поведение и мотивация рождаю 1ся из взаимодействия личностных и ситуационных факторов: ситуационные факторы, воздействующие на субъекта, преломляясь во внутренних условиях (личностных качествах), сопровождаются психическим эффектом, который в свою очередь оказывает влияние на формирование внутренних условий (личности).

Среди рассматриваемых в исследованиях ситуационных факторов указываются, прежде всего, роль родителей в качестве моделей атрибутивного стиляхарактер обратной связи, получаемый ребенком от значимых взрослых при ею успехах и неудачаха также опыт неблагоприятных событий и кризисов в жизни ребенка (Селигман, 1997). При этом не достаючно разработанной оставалась проблема роли индивидуальных особенностей человека в развитии у него той или иной атрибуции.

Поэтому наше исследование было посвящено изучению взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности с атрибутивными стилями (по М. Селигману) и типами каузальной атрибуции достижений (но Б. Вайнеру). Поскольку в исследованиях обнаружено, что существуют гендерные различия в реакциях на успехи и неудачи, а также в проявлениях каузальных атрибуций достижений, и эти различия неоднозначны на разных возрастных этапах, наше исследование проводилось с учетом фактора пола.

Индивидуально-психологические особенности личности нами рассматривались в соответствии с моделью структуры личности, в которой выделяется три уровня: психофизиологический уровень, индивидуально-исполнительский уровень (уровень выражения или реализации) и смысловой (личностно-смысловой) уровень.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило обнаружить связь свойств личности психофизиологического и индивидуально-исполнительского уровня с атрибутивными стилями и типами каузальной атрибуции достижений. У девушек и юношей атрибутивный стиль и тип каузальной атрибуции достижений в целом сопряжен с характеристиками активности и эмоциональной сферы их личности, проявляющихся в поведении и деятельности, в отношениях с людьми и окружающей действительности в целом.

Причем каузальные атрибуции достижений девушек сопряжены в основном с характеристиками эмоциональной сферы их личности, у юношей — в большей степени с характеристиками активности их личности.

При этом нами выявлены некоторые особенности результатов исследования. Во-первых, девушки-студентки в среднем по выборке менее оптимистичны, чем юноши-студенты, как в объяснении благоприятных, так и в объяснении неблагоприятных событий. Во-вторых, у юношей стиль атрибуции в объяснении неблагоприятных событий оказался не связанным с измеренными у них свойствами личности.

Первый феномен мы связываем с наличием у девушек так называемого «мотива боязни успеха», который проявляется в том, что у девушек достижения сопряжены с потерей женственности, привлекательности для мужчин. Подтверждением этого предположения выступают выявленные «маскулинные» черты личности у девушек с оптимистическим стилем атрибуции: жесткость, прямолинейность, смелость, экспрессивность, практичность.

Второй феномен нами связывается с защитными психологическими механизмами, которые способствуют снятию напряжения, возникающего в стрессовых ситуациях в случаях неудач в деятельности достижения, поскольку для юношей достиженческая дея гельность более значима, чем для девушек. Этот момент необходимо учитывать при разработке диагностического инструментария для измерения как типов атрибуции, так и атрибутивных стилей.

В целом же хочется отметить, что наше исследование является еще одним шагом на пути построения обобщенной теории каузальной атрибуции достижений, которая бы позволила объяснять определенных круг феноменов, связанных с поведением и достиженческой деятельности человека. Данные исследования также могли бы способствовать более полному учету факторов, влияющих на развитие и формирование каузальной атрибуции достижений, с тем, чтобы способствовать предотвращению или коррекции неблагоприятных типов атрибуции и пессимистических атрибутивных стилей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Атрибуция ответственности за успехи или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. № 6. С. 101 -106.
  2. Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  4. Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 26−38.
  5. Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 25 с.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  7. А.Г. Психология личности. М., 1984.
  8. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.416с.
  9. Н.М. Тендерный анализ стереотипов восприятия факторов способностей и усилий подростками: Дипломная работа. -М.: МГУ, фак-т психологии, 2002.
  10. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152 161.
  11. А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000. 320 с.
  12. II.А. Методика диагностики стиля атрибуции детей (Использование Опросника стиля атрибуции детей (ОСАД), разраб. М. Селигманом, в обследовании школьников 8−11 лет) // Н. А. Батурин, Д. А. Циринг.
  13. Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. -Челябинск, 2000. Т. 2. С. 105−116.
  14. Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. -Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. 100 с.
  15. Бек А., Раш Ф., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003. 304 с.
  16. Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 33 42.
  17. Берн ILL Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  19. М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика, 1983, Вып. 2. С. 45−48.
  20. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46−56.
  21. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  22. Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 544 с.
  23. Бююль Ахим, Цёфель Петер. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition: Пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. 608 с.
  24. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: МГУ, 1991. 144 с.
  25. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. 288 с.
  26. Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М.: Гардарики, 2004. 185 с.
  27. П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. 400с.
  28. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс. 2003. 416 с.
  29. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Изд. 3-е, исправл. и доп. М., 2004. 240 с.
  30. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  31. У. Школы без неудачников / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповског о. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  32. Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл., 2002. С. 47−103.
  33. Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. — 336 с.
  34. О.А., Безменова И. К. Атрибуция: общее представление направления исследований, ошибки. Реферативный обзор. М.: РПО, 1998. 112 с.
  35. А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии вузов. М.: УМК «Психология», 2000, 135 с.
  36. А.Н., Измайлов Ч. Ф., Михалевская М. Б. Измерение в психологии. М., 1997.
  37. М.М. Влияние формирования общепознавательных действий на атрибуцию неуспеха к способности в обучении: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1994.
  38. М.М. Развитие благоприятной атрибуции в процессе обучения. Монография. Ярославль: МАПН, 2001. 124 с.
  39. М.М., Магомедова Н. Т. Каузальная атрибуция и индивидуально-психологические особенности личности // Ярославский психологический вестник. Вып. 16. Москва Ярославль: Изд-во РПО, 2005. С. 76−81.
  40. М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования, изменение. Монография. М.: УМК «11сихология», 2006. 334 с.
  41. Двиганцева J1. Родителям о детях // Аргументы и факты. 1992, № 47. С. 7.
  42. В.Н. Экспериментальная психология. 2-е изд. доп. СПб.: Г1шер, 2001.320 с.
  43. А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 5661.
  44. Зак. А. З. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102−110
  45. С. Психология мотивации. Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. 352 с.
  46. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 90−99.
  47. М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, Персей., 1997. 432 с.
  48. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. 488 с.
  49. К. Психология эмоций: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  50. К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 440 с.
  51. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.
  52. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. 200 с.
  53. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. 3-е и*д. -СПб.: Питер, 2004. 588 с.
  54. Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Изд-во Питер, 2003. 640 с.
  55. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: «Речь», 2001. — 112 с. — (Практикум по психодиагностике).
  56. М.М. Психология педагогическою мышления. М.: ISBN, 2000. 463 с.
  57. Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 127−137.
  58. О.В. Психологический анализ продуктивности учебной деятельности как критерия активности личности // Психологические механизмы регуляции активности личности. Новосибирск, 2001. 4.1. С. 150−159.
  59. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М., 2003. -320 с.
  60. Н.В. Психологическое обеспечение педантической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). Ярославль, 1998. 92с.
  61. О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Тверь, 2002.
  62. З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи: Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1973. 17 с.
  63. Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. Пер. с нем. М., Академия., 2002. 144 с.
  64. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971. 40 с.
  65. Д.А. (ред.) Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 345 с.
  66. А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2004. 527 с.
  67. А.Р. Теория и технология создания ситуации успеха в образовательном процессе. Кострома, 2003. 218 с.
  68. Н.В. Каузальная атрибуция педагога как условие эффективности руководства коллективом старшеклассников: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1991. 17 с.
  69. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 160 161.
  70. Д. Социальная психология. Пер. с англ. СПб.: Пигер, 1998. 688 с.
  71. Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. 560 с.
  72. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  73. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  74. Н.Н. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 9−11 лет / Н. И. Мельникова // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология. Челябинск, 2000. Т.2. С. 127−134.
  75. Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.
  76. О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: УМК «Психология», 2001. — 169 с.
  77. К. Психология ответственности. Л.: Наука, Ленинград, отделение, 1983. -240 с.
  78. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
  79. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
  80. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001
  81. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедленной психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие. / Под ред. А. Л. Бодалева, В. В. Сюлина. М.: МГУ, 1987. 303 с.
  82. А.Б. Методы изучения, активизации и развития мошвации учения в современной зарубежной психологии // Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. С. 122−191.
  83. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.287 с.
  84. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
  85. Л., Джон О. психологии личности: теория и исследования. -М.-Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  86. Ю.П. Психологическое содержание профессиональною становления личности. М., 2002.
  87. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Редкол. И. В. Дубровина и др. М.: АПН СССР, 1990. С. 33−35.
  88. A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000.-304 с.
  89. Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью // Структура познавательной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Иввашкин. Владимир: Изд-во Владимир, ун-та, 1989. С. 10−22.
  90. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996. 109 с.
  91. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М., 1999. 429 с.
  92. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.
  93. СЛ. Основы общей психологии: СПб., 2000.
  94. JI.M. Тест на оптимизм: Метод определения атрибут ив. стилей: На основе «Attributional style questionnaire» М. Э. Селшмана: Метод. пособие / Под. ред. В. М. Русалова. М.: Наука, 2002. 21 с.
  95. А.А., Соснина Л. А. Личностный опросник «НЭП». Руководство. Второе издание. НПЦ «Психодиагностика». Ярославль, 1999.
  96. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека. «Психологический журнал». 1989. Т. 10, № 10. С. 10−21.
  97. В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. -М.:ИП РАН, 1990.
  98. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФСД). Методическое пособие. М.: ИП РАН, 1997. -50 с.
  99. Т.В. Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т., 2002. 22 с.
  100. ЮЗ.Самитова О. В. Психологические особенности «Я-концепции» тревожных детей младшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. Астрахань, 2002.
  101. Н.В. Психология оптимизма / Н. В. Самоукина. М.: Изд-во Ин-га психотерапии, 2001. 223 с.
  102. С.Д. Рец. на кн.: Двек К. Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 119 121.
  103. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003. 304 с.
  104. Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 272 с.
  105. М. Неуспешность в обучении: природные и социальные факторы и пути коррекции: (Психол.-пед. аспект) / М. Оароверова // Директор шк., 2002. № 4. С. 42−45.
  106. Т.Г. Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы // Мир психологии. 1999. № 3. С. 52 60.
  107. А.П., Литтл Т., Оттинген Г., Балтес П. Развитие представлений детей о школьной деятельности: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 1997. № 6, С. 3−23.
  108. Ш. Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике М.: «Прогресс», 2002. 572 с.
  109. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские проблемы высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
  110. ПЗ.Трост Г. Возможность предсказания выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 19−29.
  111. В.П. Теория атрибуции в зарубежной социальной психологии // Психология межличностного познания /Под. ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 139−157.
  112. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.
  113. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб.: Питер., 2003. 651 с.
  114. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: В 2 т. Т. 1. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
  115. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем.: В 2 т. Т. 2. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 392 с.
  116. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- М.: Смысл. 2-е изд., 2003. 860 с.
  117. X. Психология мотивации достижения: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.240 с.
  118. К.А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 30−40.
  119. М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. 304 с.
  120. М., Финчем Ф. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применения: Пер. с англ. / Перспективы социальной психологии. -М.: ЭКОМО Пресс, 2001. С. 189−227.
  121. Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: Дисс.. канд. психол. наук. Челябинск, 2001.
  122. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982. 184 с.
  123. В.Д. Психология деятельности и способностей. М., 1996. 320 с.
  124. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности: Пер. с ашл. // Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 416 с.
  125. О.П. Атрибутивные тенденции личностной ответственности у людей с различным уровнем успешности: Дисс.. канд. психол. наук. Омск, 2004.
  126. В.А. Консультивно-коррекционная практика: атрибутивная терапия наученной беспомощности. //Пахолопя 2001. № 1. С. З-17.
  127. Abramson L.Y., Metalsky G.I., Alloy L.B. Hopelessness depression: A theory-based subtype of depression // Psychological review. 1989. V. 96. P. 358—372.
  128. Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale, J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1978. Vol. 87. P. 47−74.
  129. Albert N., Beck A.T. Incidence of depression in early adolescence. A preliminary study. Youth Adolesc., 1975. V. 4. p. 301−307.
  130. Ames С. Children’s Achievement Attribution and Self-reinforcement: Effects of Self-concept and Competitive Reward Structure //Journal of Educational Psychology. 1978. Vol. 70. № 3. P. 345−355.
  131. Ames C., Ames R., Felker D.W. Effect of competitive reward structure and valence of outcome on children’s achievement attributions // Journal of Educational Psychology. 1977. № 69.
  132. Ames C., Felker D.W. An Examinations of Children’s Attributions and Achievement-Related Evaluations in Competitive, and Individualistic Reward Structures //Journal of Education Psychology. 1979. Vol. 71. № 4. P. 413−420.
  133. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies // In: Self-efficacy in changing societies. Ed. by Bandura, A. Cambridge University Press, 1995. P. 1−45.
  134. Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales (Revised). Available from Frank Pajares, Emory University. 2001.
  135. Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning // In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. (P. 335−394). Washington, D.C.: Hemisphere, 1992.
  136. Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. NY: Freeman and Co., 1997.
  137. Bandura A. The social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1986.
  138. Basow S.A. Gender stereotypes: tradition and alternatives. Monterey, 1986.
  139. Burns M.O., Seligman M.E.P. Explanatory style across the lifespan: Evidence for stability over 52 years // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 56. P. 471−477.
  140. Chapman M., Skinner E.A. Action in development/ Development in action // In M. Frese & J. Sabini (Eds.), Goal-directed behavior: The concept of action inpsychology (P.199−213). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1985.
  141. Covington, M., Omelich, C. An empirical examination of Weiner’s critique of attributional research. Journal of Educational Psychology. № 76. 1984. 1214−12 251. P
  142. De Charms R. Enhancing Motivation: Change in the Classroom. N.Y., 1976.
  143. De Charms R. Personal causation training in the schools. J. of Applied Soc. Psychol., 1972. V. 2(2). P. 95−113.
  144. DeMoss K., Milich R., DeMers S. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescent with high academic ability. Journal of Abnormal Child Psychology, 1993. V. 21(4). p. 455−467.
  145. Diener C.I., Dweck C.S. An analysis of learned helplessness II: The Processing of Success // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. P. 940 952.
  146. Diener C. L, Dweck, C.S. An analysis of learned helplessness: Continuous changes in performance, strategy, and achievement cognitions following failure // Journal of Personality and Social Psychology. 1978. 26. P. 457−464.
  147. Dweck C.S. Motivational Processes Affecting Learning // American Psychologist, 1986. vol.41 (10), P. 1040−1048.
  148. Dweck C.S. Self-theories and goals: their role in motivation, personality and development // In R. Dienstbier (ed.), Nebraska Symposium on Motivation. 1990. Lincoln: University of Nebraska Press, 1991.
  149. Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Philadelphia: Psychology Press, Taylor & Francis Group, 1999. 195 p.
  150. Dweck C.S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology. 1976. Vol. 12.
  151. Dweck C.S., Davidson W., Nelson S., Enna B. Sex differences in learned helplessness: (II) The contingencies of evaluative feedback in the classroom and (III) An experimental analysis. //Developmental Psychology. 1978. Vol. 14, P. 268−276.
  152. Dweck C.S., Leggett E.L. A Social-Cognitive Approach to Motivation and Personality//Psychological Review. 1988, vol. 95 (2), 256−273.
  153. Dweck C.S., Licht B.G. Learned helplessness and intellectual achivement // Human helplessness: New York. 1980. p. 197−221.
  154. Dweck C.S., Repucci N.D. Learned helplessness and reinforcement responsibility in children //Journal of Personality and Social Psychology. 1973. Vol. 25.
  155. Dweck C.S., Repucci N.D. Learned helplessness and responsibility in children // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 31. P. 674−688.
  156. Erne R.F. Sex differences in childhood psychopathology. A review. Psychology bulletin, 1979. V. 86. p. 574−595.
  157. Finkelstein N., Rainey C., Learning to control the environment in infancy // Child Development. 1977. V. 48. P. 806−819.
  158. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. New York, International University Press., 1936.
  159. Freud S. The ego and the id. London, Hogarth Press, 1923.
  160. Gilmor T.M., Minton H.L. Internal versus external attribution of performance as a function of locus of control, initial confidence and success failure outcome // Journal of Personality. 1974. Vol. 42.
  161. Graham S. A review of attribution theory in achievement contexts // Educational Psychology Review. 1991. Vol. 3. No. 1. P. 5−39.
  162. Heider F. The psychology of interpersonal relations. NY: Wiley, 1958.
  163. Hiroto D.S. Locus of control and learned helplessness. // Journal of Experimental Psychology. 1974. Vol. 102. P. 187−193.
  164. Horner M.S., Tresemer D.W., Berens A.E., Watson R.I. Scoring manual for an empirical derived scoring system for motive to avoid success. Harvard University, 1973.
  165. Jerusalem M., Pekrun R. Emotion, Motivation und Leistung. Gottingen, Germany: Hogrefe. 1999.
  166. Kazdin A.E. Childhood depression // Treatment childhood disorders. New York, 1989. p. 135−166.
  167. D. В., Davies M. Adult sequelae of adolescent depressive symptoms Arch. Gen. Psychiatr. 1986,43, 255 262.
  168. Kashani J.H., Beck N.C., Hoeper E.W., Fallahi C., Corcoran C.M., McAllister J.A., Rosenberg Т.К., Reid J.C. Psychiatric disorders in a community sample of adolescents. Am. J. Psychiatr., 1987. V. 144. p. 548−589.
  169. Krug S., Hanel J. Motivanderung: Erprobung eines theoriegeleiteten Trainingsprogramess // Zeitschrift fur Entwicklungpsychologie und Padagogische Psychologie, 1976. Bd. 8.
  170. Kuhl J. A functional-design approach to motivation and self-regulation- The dynamics of personality systems interactions // Handbook of self-regulation / M. Boekaerts, P. R. Pintrich, M. Zeidner (Eds.) San Diego (CA): Academic. 2000. P. 111−169.
  171. Kun A. Development of the magnitude-covariation and effort attributions of performance // Child Development. 1977. Vol. 48.
  172. Lefcourt H.M., Hogg E., Struthers S., Holmes C. Causal Attributions as a function of locus of control, initial confidence, and performance outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. Vol. 32.
  173. Licht B.C., Kistner, J.A., Ozkaragog Т., Shampiro, S., Clausen, L. Causal attributions of learning disabled children: Individual differences and their implications for persistence. Journal of Educational Psychology. 1985. Vol. 77. P. 208−216.
  174. Liverant S., Scodel A. Internal and external control as determinants of decisionmaking under conditions of risk // Psychological Reports. 1960. Vol. 7.
  175. McAuley E., Duncan F.E., McElnoy M. Self-Efficacy Conditions and Causal Attributions for Children’s Motor Performance: On Exploratory Investigation // Journal of Genet. Psychol. 1989. Vol. 150. № 1. P. 65−73.
  176. McClelland D.S. Managing Motivation to Expand Human Freedom // American Psychologist. 1978. Vol.33.
  177. McClelland D.S. What is the Effect of Achievement Motivation Training in the Schools? // Teachers College Record. 1972. Vol. 74.
  178. Nicholls J.G. Development of causal attributions and evaluative responses to success and failure in Maiori and Pakeha children // Developmental Psychology. Vol. 14. 1978.
  179. Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Predictors and consequences of childhood depressive symptoms: A 5-year longitudinal study // Journal of Abnormal Psychology. 1992. Vol. 101. P. 405−422.
  180. Nolen-Hoeksema S., Girgus J.S., Seligman M.E. Sex differences in depression and explanatory style in preadolescents // Paper presented at the Society for research in Child Development, Kansas, April 1989.
  181. Overmier J.В., Seligman M.E.P. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1967. Vol. 63, P. 28−33.
  182. Pearce J. The recognition of depressive disorder in children. J. Roy. Soc. Med. 1978. V. 71. p. 494−500.
  183. Peterson C., Seligman M.E.P. Causal explanations as a risk factor for depression: theory and evidence // Psychological Review. 1984. Vol. 91. P.347−374.
  184. Peterson C., Semmel A., von Bayer C., Abramson L., Metalsky G., Seligman M.E.P. The attributional style questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. Vol. 6. No. 3. P. 287−300.
  185. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R., Astructural theory of ego defenses and emotions. In E. Isard (E.d) Emotions in personality and psychopathology. JY.Y.1. Plenum, 1979.
  186. Rizley R. Depression and distortion in the attribution of causality // Journal of Abnormal Psychology. 1978. Vol. 87.
  187. Robinson-Whelen, Kin, MacCallum, Kiecolt, Claser, 1997.
  188. Rosen B.C., Aneshensel C.S. The cahemleon syndrom: A social psychological dimension of the femaly sex role. Journal of Marriage and the Family. 1976, V. 38. p. 605−617.
  189. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs. 1966. Vol. 80. P. 1.
  190. Ryckman D.V., Peckham P. Gender differences in attributions for success and failure situations across subject areas // Journal of Educational Research. 1997. Vol. 81. P. 120−125.
  191. Seligman M.E., Nolen-Hoeksema S. Explanatory style and depression // In: D. Magnusson, A. Ohman (Eds.), Psychopathology: An interactional perspective. Orlando, FL: Academic Press. 1987. P. 125−139.
  192. Seligman M.E., Reivich K., Jaycox L., Gilham J. The optimistic child. Boston: Houghton Mifflin, 1995.
  193. Seligman M.E.P. Authentic happiness. NY: Free Press, 2002.
  194. Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman. 1975.
  195. Seligman M.E.P., Abramson L.Y., Semmel A., von Baeyer C. Depressive attributional style//Journal of Abnormal Psychology. 1979. Vol. 88. P. 242−247.
  196. Seligman M.E.P., Meier, S.F. Failure to escape traumatic shock // Journal of Experimental psychology. 1967. Vol. 74. P. 1−9.
  197. Seligman M.E.P., Peterson C., Kaslow N. J., Tanenbaum R.L., Alloy L.B., Abramson L.Y. Attributional style and depressive symptoms among children. Journal of Abnormal Psychology. 1984. Vol. 93. P. 235−238.
  198. Seligman M.E.P., Shulman P. Explanatory style as a predictor of productivity and quitting among life insurance sales agents // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. 50. P. 832−838.
  199. Schmalt H.-D. Die Messung des Leistungsmotivs. Gottingen, 1976.
  200. Simmons R.G., Blyth D.A. Moving into adolescence: impact of pubertal change and school context. New York. 1981.
  201. Skinner E.A. Perceived control, motivation and coping. Sage Publications, 1995.
  202. Skinner E.A., Wellborn J.G., Connell J.P. What it takes to do well in school and whether I’ve got it: The role of perceived control in children’s engagement and school achievement // Journal of Educational Psychology. 1990. P. 82, 22−32.
  203. Smiley P.A., Dweck C.S. Individual differences in achievement goals among young children//Child Development. 1994. Vol. 65. P. 1723−1743.
  204. Stajkovic A.D., Luthans F., Self-efficacy and work-related performance: A metaanalysis// Psychological Bulletin. 1998. Vol. 124. P. 240−261.
  205. Stetsenko A., Little T.D., Gordeeva Т.О., Grasshof M., Oettingen G. Gender effects in children’s beliefs about school performance: A cross-cultural study // Child Development. 2000. Vol. 71. № 2. P. 517−527.
  206. Wegge J. Participation in group goal setting: Some novel findings and a comprehensive model as a new ending to an old story // Applied Psychology: An international Review. 2000. V. 49. P. 498−516.
  207. B. «Spontaneous» causal thinking // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 97. P. 74−84.
  208. Weiner B. A cognitive (attribution) emotion — action model of motivated behavior: an analysis of judgments of help-giving // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. P. 39, 186−200.
  209. Weiner B. A theory of motivation for some classroom experience // Journal of Educational Psychology. 1979. Vol. 71. P. 3−25.
  210. Weiner B. An Attributional Theory of Achievement Motivation and Emotion // Psychological Review. 1985. Vol. 92. № 4, 548−573.
  211. Weiner В. An Attributional theory of motivation and emotion. N.Y.: Springer-Verlag, 1986.304 p.
  212. Weiner B. Human motivation. New York: Holt. Rinehart and Winston, 1980. 428 P
  213. Weiner B. Judgments of responsibility. New York: Guilford. 1995. 301 p.
  214. Weiner B. May I borrow your class notes? An attributional analysis of judgments of help giving in an achievement-related context // Journal of Educational Psychology. 1980. Vol.72. P. 676−681.
  215. Weiner B. Theories of motivation. From mechanism to cognition. Chicago: Markham, 1972.
  216. Weiner В., Frieze I.H., Kukla A., Reed L., Rest S., Rosenbaum R.M. Perceiving the causes of success and failure // Attribution: Perceiving the causes of behavior / Ed. by E. E. Jones et. al. Morristown. 1972. P. 95−120.
  217. Weiner В., Graham S. Understanding the motivational role of affect: Lifespan research from an attributional perspective // Cognition and Emotion. 1989. Vol. 4. P. 401−419.
  218. Weiner В., Kukla A. An attributional analysis of achievement motivation. -Journal of Personalty and Social Psychology, 1970, 15.
  219. Whitehead G.J., Anderson W.F. Children’s Causal Attributions to Self and Other as a Function of Outcome and Task // Journal of Educational Psychology. 1987. Vol. 79. № 2. P. 192−194.
Заполнить форму текущей работой