Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Финансовое регулирование в нефтегазодобывающих компаниях Краснодарского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельно проанализировав налог на добычу полезных ископаемых, хотелось бы отметить, что для государства, для формирования бюджета страны данный налог является одним из самых эффективных, благодаря поступлениям от него был создан так называемый Стабилизационный фонд на случай падения цен на нефть, в котором уже сейчас мобилизованы сотни миллиардов рублей. Финансовые средства, как известно, должны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Финансовое регулирование как инструмент финансовой политики в системе общественного воспроизводства
    • 1. 1. Экономическое содержание финансовой политики и финансового регулирования в экономике
    • 1. 2. Финансовое регулирование экономики — исторический аспект
    • 1. 3. Финансовое регулирование инвестиционной деятельности
  • ГЛАВА 2. Анализ действующей практики финансового регулирования на нефтегазодобывающих компаниях
    • 2. 1. Анализ мировой практики финансового регулирования на нефтегазодобывающих копаниях
    • 2. 2. Обзор отечественных методов финансового регулирования в нефтегазодобывающей промышленности
    • 2. 3. Оценка современного состояния и уровня геологоразведочных работ в РФ с учетом мер финансового регулирования
  • ГЛАВА 3. Оптимизация методов финансового регулирования в нефтегазодобывающих компаниях Краснодарского края
    • 3. 1. Предложения по оптимизации использования методов финансового регулирования в нефтегазодобывающей промышленности Краснодарского края
    • 3. 2. Расчет коммерческой и бюджетной эффективности предложенных методов в нефтегазодобывающих компаниях Краснодарского края

Финансовое регулирование в нефтегазодобывающих компаниях Краснодарского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Актуальность темы исследования. Российская экономика вступила в.

XXI век под влиянием нестабильности, во многом вызванной неэффективной политикой государства и отсутствием применения методов финансового регулирования в топливно-энергетическом комплексе страны. Несмотря на проводимые политические, экономические и социальные реформы, в стране до сих пор не создан реальный действенный механизм функционирования и регулирования экономики в рыночных условиях, не преодолен спад производства, жизненный уровень большей части населения крайне низок.

Это состояние характеризуется, на наш взгляд, следующими чертами финансовой системы и экономического механизма:

— ненадежностью бюджетного устройства страны, проявляющейся прежде всего в невыполнении субъектами экономики и государством своих обязательств (по фискальным платежам и бюджетному финансированию, погашению задолженности бюджетных организаций соответственно), а также отсутствии четкой регламентации взаимоотношений между федеральным центром и регионами;

— малоэффективностью налоговой системы страны;

— отсутствием действенных механизмов стимулирования высокоэффективных инвестиций для ускорения процесса трансформации имеющихся накоплений в инвестиции, направляемые в производство, на реконструкцию и повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

— проведением внешнеэкономической политики, должным образом не защищающей внутренний рынок и не стимулирующей усилий российских производителей по повышению эффективности производства;

Й — коррумпированностью и криминальностью существенной части i российской экономики;

— крайне неэффективным использованием средств Стабилизационного фонда страны.

Поэтому несомненно, что решение сегодняшних общеэкономических задач в России невозможно при ухудшении состояния предприятий и организаций реального сектора экономики, особенно нефтедобывающей отрасли промышленности/Общеэкономический спад в России естественно затронул и топливно-энергетический комплекс, также породив задолженности, уменьшение притока инвестиций, кризис оборотных средств и снижение уровня финансовой устойчивости. Кризис охватывает все большую часть жизненно важных подсистем нефтегазодобывающей промышленности и уже приобретает характер общесистемного, особенно на средних и малых предприятиях лишенных возможности экспорта продукции.

Особую актуальность рассматриваемой проблеме придает то, что нефтегазодобывающая отрасль фактически является нетто-кредитором промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйств, бюджетных предприятий и организаций, и страдает от отсутствия научно обоснованного финансового регулирования в большей степени. Разработка и реализация мер по обоснованию и оптимизации финансового регулирования в нефтегазодобывающей отрасли предполагает на основе научного анализа мировой и отечественной практики финансового регулирования, создание сбалансированного механизма финансирования различных технологических этапов нефтегазодобычи.

Степень разработанности проблемы. Вклад в разработку концептуальных подходов к определению и анализу методов финансового регулирования внесли ученые Бабич A.M., Романова Т. Ф. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П.

Комплексное исследование проблем финансовой политики и финансового регулирования в экономике нашло отражение в трудах. Лаврова В. В, Левчука И. В., Павлова В. С., Шереметьева М. К., Сумароков В. Н., Токаев Н.Х.

Методические аспекты финансового регулирования в отраслях промышленности, в том числе и в нефтегазодобывающей отрасли, представлены в работах таких зарубежных и российских ученых, как. Д. Джонсон, Зурабцева В. Д, Золотникова Л. Г., Епифанова Н. П., Матвеев Ф. Р., Иванюк В. В., Иванов А. В., Олещук Н. И., Отвагина JI. H, Саркисов А. С., Семенянка А. Н., Хрычев А.Н.

Однако в работах вышеназванных ученых не в полной мере освещены подходы к оптимизации методов финансового регулирования, особенно применительно к нефтегазодобывающей отрасли, многие методики не были реализованы на практике.

Недостаточная изученность, дискуссионность и высокая востребованность решения данной проблемы определяют цель, задачи, логику и структуру диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является научное обоснование необходимости финансового регулирования основных этапов нефтегазодобычи и его оптимизация для повышения коммерческой и бюджетной эффективности топливно-энергетического комплекса. Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих задач:

— провести анализ и определить взаимосвязи и взаимовлияние понятий «финансовая политика» и «финансовое регулирование» на современном этапе развития экономики и в исторической ретроспективеI.

— исследовать роль и методы государственной финансовой политики и ее влияние на состояние и перспективы развития промышленного сектора в России;

— определить и систематизировать системы финансовых взаимоотношений между принимающей страной и нефтедобывающими компаниями;

— разработать методику исследования финансовых потоков предприятий топливно-энергетического комплекса.

— выявить и оценить противоречия и дублирование функций финансового регулирования государства в сфере недропользования;

— разработать механизм оптимизации налога на добычу полезных ископаемых, как основного финансового регулятора деятельности нефтедобывающих компаний и его влияние на объем геологоразведочных работ;

— разработать комплекс мер по повышению конкуренции в нефтегазодобывающей промышленности путем поддержки с помощью финансового регулирования средних и мелких нефтедобывающих компаний;

Предметом диссертационного исследования являются методы финансового регулирования и их применение на практике в деятельности нефтедобывающих компаний.

Объектом диссертационного исследования являются региональные нефтедобывающие компании Краснодарского края.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют диалектический и синергетический подходы к познанию конкретных финансовых процессов и явлений, системный подход к исследованию финансовых отношений хозяйствующих субъектов в процессе их деятельности на рынке, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в экономической и финансовой науке, а также в других областях знаний. В процессе решения поставленных задач были использованы методы категориального, эмпирического, сравнительного и структурного анализов, приемы и методы экономико-статистического анализа, экономико-математического моделирования и экспертных оценок.

В качестве информационно-эмпирической базы исследования использованы: официальные статистические данныематериалы монографических исследований российских и зарубежных ученыхзаконодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти РФпериодические изданияданные средств массовой информации и материалы публичной финансовой отчетности нефтегазодобывающих компаний Краснодарского края.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что под финансовым регулированием понимается сочетание той или иной схемы финансовой политики государства с ее многообразием элементов и инструментов регулирования в совокупности с финансовым регулированием хозяйствующих субъектов, при котором обеспечивается гармонизация интересов государства и субъектов рыночных отношений.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. Несмотря на весьма интенсивные научные исследования в области соотношения финансовой политики и финансового регулирования, финансовая политика трактовалась в основном как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы хозяйственного механизма. В связи с новыми основными целями финансовой политики — повышением объема и эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровлением и структурной перестройкой экономики, достижением более высокого уровня жизни населения, определение финансовой политики базируется на выработке научно обоснованных концепций финансов, определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, разработке комплекса практических действий на основе финансового регулирования, направленных на достижение поставленных перед экономикой целей. Таким образом, финансовое регулирование в макроэкономическом масштабе заключается в согласовании целей финансовой политики государства с финансовыми интересами хозяйствующих субъектов.

2. Исторически сложились два основных финансовых регулятора экономической жизни государства: налоговая политика и политика государственного кредита. Увеличение налогового бремени угнетает производство, снижая вероятность возникновения кризисов перепроизводства, нормализуя дисбаланс между потреблением и производством за счет увеличения потребления со стороны государства и социальных программ, снижение налогов способствует экономическому росту и целесообразно при стагнации и спаде производства. Политика государственного кредита посредством снижения ставки рефинансирования, способствует активизации инвестиционной деятельности в реальный сектор экономики, способствует ее росту и поступательному развитию. Сбалансированное манипулирование этими регуляторами соответствует стабильному и оптимальному развитию экономики.

3. Особое воздействие финансовое регулирование оказывает на инвестиционный процесс. Однако, поскольку производство первично по своей экономической природе, главный уклон должен делаться на регулирование именно производственных отношений, поэтому основным финансовым рычагом является регулирование финансовых ресурсов, аккумулируемых в сфере материального производства. Таким образом, финансовое регулирование инвестиционного рынка можно охарактеризовать как систему мер, осуществляемых государством путем перераспределения финансовых ресурсов и направленных на повышение инвестиционной активности.

4,Отсутствие концессионного законодательства в РФ породило и отсутствие рынка лицензий, поэтому одним из самых эффективных финансовых регуляторов деятельности нефтедобывающих компаний является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Необоснованный и неподготовленный отказ от отчислений в централизованный фонд ВМСБ, введение недифференцированного экспортно-направленного НДПИ вызвало резкое падение объемов геолого-разведочных работ в нефтегазодобывающей отрасли. Поэтому представляется целесообразным законодательно закрепить использование части отчислений от НДПИ идущих в основном на формирование Стабилизационного фонда целевым образом на геологоразведочные программы, являющиеся стратегическими в нефтяной промышленности.

5.Монополизация и сокращение элементов свободной конкуренции в нефтегазодобывающей отрасли провоцирует кризисные явления, прежде всего в ценообразовании на продукцию отрасли. Эти тенденции можно преодолеть с помощью таких финансовых регуляторов, как введение налоговых льгот малым и средним независимым нефтедобывающим компаниям, льгот по налогу на прибыль на средства, инвестируемые в геологоразведочную и другую деятельность, направленную на разработку новых месторождений, снизить ставки НДПИ и установить дополнительный рентный дифференцированный налог «роялти» с учетом степени рентабельности месторождения, стадии его разработки и себестоимости добычи.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлено соотношение и взаимовлияние понятий «финансовая политика» и «финансовое регулирование», под которым понимается совокупность дискреционной и недискреционной политики государства с ее многообразием элементов и инструментов финансового регулирования с финансовым регулированием хозяйствующих субъектов с целью обеспечения гармонизации их интересов, при этом отдельно исследованы недостатки существующей практики их использования;

— обоснована необходимость и экономическая целесообразность координации налоговой политики и политики государственного кредита как макроэкономических финансовых регуляторов с финансовым регулированием деятельности хозяйствующих субъектовдля оценки эффективности финансового регулирования нефтегазодобывающих компаний проведен ретроспективный, международный и отраслевой анализ инструментов финансового регулирования и на его базе разработана методика определения эффективности воздействия финансовых регуляторов на эти компании;

— определен комплекс финансово-правовых взаимоотношений между нефтегазодобывающей компанией и принимающей страной;

— разработана и предложена новая дифференцированная схема начисления налога на добычу полезных ископаемых и «роялти», как основных финансовых регуляторов, которые базируются на применении финансовой оценки рентабельности разработки, сложности эксплуатации и выработанности месторождений нефти и газа. Предложена схема льготирования налогообложения стимулирующая рост объемов финансовых вложений в геологоразведочную деятельность на долгосрочную перспективу на примере нефтегазодобывающих компаний Краснодарского края.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концепции применения методов и инструментов финансового регулирования деятельности хозяйствующего субъекта в сочетании с государственной финансовой политикой.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предлагаемая в нем методика исследования финансовых регуляторов может быть использована как для исследования финансовых перспектив нефтедобывающих компаний в связи с реализацией того или иного проекта, так и для обоснования необходимости проведения и выбора оптимальных параметров налогообложения нефтедобычи, рациональный выбор которых приведет к облегчению кризиса в топливно-энергетическом комплексе страны. Разработанная методика также может быть использована для выбора наиболее рациональной схемы налогообложения нефтедобывающих компаний различных уровней, создания системы прогнозов состояния финансовых расчетов как существенного элемента их экономической деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и рекомендации, разработанные в диссертационном исследовании, апробировались на научных конференциях, в работе которых автор принимал непосредственное участие: научной конференции «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, 2003 г.), научной конференции ученых РАЕ «Финансовые реформы в России и их проблемы» (Сочи, 2004 г.), научно-практической конференции КубГУ «Инновационная экономика» (Краснодар-Сочи, 2005 г.). Предложения и результаты, приведенные в диссертации, использовались в ООО «Приазовнефть» в 2002;2005 гг. при разработке и рационализации схем финансовых потоков и их регулирования.

Публикации. По проблемам, рассматриваемым в диссертационном исследовании, опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,1 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание работы изложено на 179 страницах машинописного текста, содержит 26 таблиц, 1 рисунок.

Все выводы и результаты диссертационной работы были апробированы в нефтедобывающей компании ООО «Приазовнефть», были рассмотрены и одобрены в ряде крупных и средних нефтедобывающих компаниях, осуществляющих свою добывающую и геологоразведочную деятельность на территории Краснодарского края. Г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, проведенные в данной диссертационной работе по различным аспектам финансового регулирования нефтедобывающих компаний позволили сделать следующие теоретические выводы и разработать комплекс практических предложений. Основные из них заключаются в следующем:

1. Предложено уточненное определение финансовой политики хозяйствующего субъекта, которое представляет собой прежде всего, политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовую политика мы трактуем как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства. Действительно, такое определение финансовой политики подтверждается ее основными целями, к которым мы относим: повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсовоздоровление и структурную перестройку экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рублядостижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

2. Определен поэтапный порядок реализации финансовой политики, которую считаем целесообразным проводить в три этапа: выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспективсовершенствования производства и состояния потребностей населенияопределение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, .исходя, из, поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторысобственно осуществление, практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

3. При исследовании нефтедобывающих компаний особое внимание мы обратили на эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень, выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привёл бы к стабилизации ситуации. В анализируемой отрасли основным рычагом, при помощи которого осуществляется управление финансами мы признаем правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие отрасли промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается макроэкономическим законом, когда сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок.

4. Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны количественно, и качественно влиять на общественное производство.

Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественноевоздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. Реальный механизм финансового воздействия на экономику, в том числе и на инвестиционный рынок, который является составным ее звеном, проявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния на народное хозяйство. В свою очередь, финансовое регулирование является важнейшим рычагом воздействия на инвестиционный процесс. Однако поскольку производство, первично по своей экономической природе, главный уклон должен делаться на регулирование именно производственных отношений, к тому же следует добавить, что наша страна обладает колоссальным потенциалом инвестиционных товаров, предназначенных для реальных инвестиций. Поэтому основным финансовым рычагом является регулирование финансовых ресурсов, аккумулируемых в сфере материального производства. По результатам проведенного анализа, мы характеризуем финансовое регулирование инвестиционного рынка как систему мер, осуществляемых государством путем перераспределенияфинансовых ресурсов, и направленных на повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

5. Проведенный в диссертации анализ правовых и финансовыхвзаимоотношений принимающих стран и предприятий нефтедобычи показал следующее. В мировой практике применяются две системы взаимоотношений между принимающей страной и нефтедобывающими компаниями это административно-правовая и гражданско-правовая. Однако, в чистом виде та или иная системна применяется на практике довольно редко, в той или иной степени они переплетаются друг с другом, зачастую дублируя и выхолащивая юридические наполнение тех или иных соглашений. Данная ситуация в развитых странах с устоявшимися правовыми институтами компенсируется высокой правовой культурой, которая сводит количество злоупотреблений и коррупции к минимуму. В развивающихся странахсуществует как административно-правовая (лицензионная) система взаимоотношений, так и гражданско-правовая (различные виды концессионных соглашений), а также и смешанные системы (лицерзия + СРП).

6. Следует отметить, что финансовые взаимоотношения принимающей стороны и нефтедобывающей, компании довольно сложны и разнятся в каждом конкретном случае. Но, обобщая накопленный мировой опыт, можно выделить следующие основные налоговые платежи, взимаемые принимающими государствами с нефтедобывающих компаний:

1) роялти — плата за право пользования недрами или за право добычи, в каждом конкретном случае его величина, разнится и зависит от природных и геологических условий, величины запасов каждого месторождения, степени сложности его разработки. Величина роялти колеблется от 11% до 30% от стоимости реализуемого сырья, но в основном она находится в пределах 1217%;

2) рента (ренталз) — арендная плата за используемую территорию (в США в данном случае используют лизинговые взаимоотношения для резидентов своей страны). Величина этого сбора зависит от того, как законодатели принимающих стран оценят, экологическую ценность, значимость используемой нефтяными компаниями территории для сельского хозяйства, промышленности, и т. п.;

3) налог на прибыль — обычно общий для всех предпринимателей (резидентов и нерезидентов) налог, величина, которого зависит от налогового законодательства каждой из принимающих стран. Здесь следуют отметить, что в концессионных договорах, в договорах о СРП в договорах о разделе прибыли, и т. п. возможно выделение особых налоговых режимов, в современных условиях они обычно защищают интересы принимающих стран и колеблются от 20 до 60 и более процентов от величины налогооблагаемой прибыли;

4) кроме вышеназванных налогов в концессионных договорах оговаривается целый ряд бонусов (разовых крупных платежей) приурочиваемых к определенному событию (коммерческое открытие, начало добычи и т. п.), их количество и величина может достигать значительных размеров. По нашему мнению особо следует отметить то, что практически во всех проанализированных в диссертационном исследовании странах существуют довольно развитая система налоговых льгот и скидок касающаяся практически всех налоговых сборов с нефтедобывающих — компаний. На месторождениях с низкими дебетами скважин, находящимися на завершающейся стадии разработки распространяются льготы по взиманию роялти, резко снижается налог на прибыль, освобождаются от налогообложения средства, направляемые в геологоразведку новых месторождений, инвестиции в новые технологии добычи. Международный опыт показал, что данный механизм финансового регулирования является одним из самых эффективных стимуляторов развития нефтяной промышленности, особенно на месторождениях, находящихся, на завершающих стадиях эксплуатации, он позволяет рационально и максимально эффективно использовать сочетание ресурсной базы государства и нефтедобывающих компаний.

7. При исследовании системы налогообложения нефтедобывающих компаний нами были выявлены следующие факты и закономерности. Доходом налогоплательщика от выполнения соглашения признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору в соответствии с условиями соглашения, а также внереализационные доходы. Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения. Обоснованными расходами признаются расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными, управляющим комитетом, в порядке, предусмотренном соглашением, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения. В целях налогообложения прибыли все расходы инвестора подразделяются на расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции и расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возмещаемые расходы подлежат возмещению налогоплательщику в размере, не превышающем установленного, соглашением предельного уровня компенсационной продукции.

8. Отдельно проанализировав налог на добычу полезных ископаемых, хотелось бы отметить, что для государства, для формирования бюджета страны данный налог является одним из самых эффективных, благодаря поступлениям от него был создан так называемый Стабилизационный фонд на случай падения цен на нефть, в котором уже сейчас мобилизованы сотни миллиардов рублей. Финансовые средства, как известно, должны обращаться, работать, только тогда они приносят добавочную стоимость, увеличивают ВВП страны. Поэтому представляется целесообразным законодательно закрепить использование части отчислений от НДПИ, в том числе и Стабилизационного фонда, целевым образом на федеральные геологоразведочные программы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что степень влияния финансового регулирования на величину объемов геологоразведочных работ трудно переоценить, создавшееся положение с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазодобывающей отрасли — наглядный тому пример. Наряду с объективными причинами (такими как глобальное естественное истощение недр) одной из решающих причин снижения уровня объемов проведения ГРР в Российской Федерации является необоснованный и неподготовленный отказ от отчислений в централизованный целевой фонд ВМСБ, введение недифференцированного экспортно-направленного налога на добычу полезных ископаемых. Нельзя не отметить, влияние такого негативного фактора, как несовершенство административно-правового поля во взаимоотношениях с государством по поводу лицензирования, отсутствие концессионного законодательства и как его следствие, отсутствия условий для формирования вторичного рынка лицензий (концессий).

9. В связи с этим для увеличения эффективности работы отрасли, увеличения объемов геологоразведочных, работ предлагается: 1) Законодательно установить отчисление на ВМСБ в размере 2,5% от стоимости реализации продукции. Данные отчисления должны будут включаться в себестоимость продукции и, оставаясь в распоряжении нефтедобывающих предприятий, направляться ими исключительно на цели локального масштаба. По окончании отчетного года неиспользованные ресурсы должны быть направлены, в федеральный бюджет для финансирования федеральных геологоразведочных программ.

2.) Снизить ставки НДПИ и установить дополнительный рентный дифференцированный налог, «роялти», учитывающий степень рентабельности месторождения, стадию его разработки и себестоимость добычи.

3.) Законодательно закрепить долю НДПИ, направляемую целевым образом непосредственно на финансирование федеральных, геологоразведочных программ.

4.) Предусмотреть налоговые льготы малым и средним независимым нефтедобывающим компаниям.

5.) Законодательно создать условия для формирования вторичного рынка лицензий, создать возможности для развития Концессионного права, максимально упростить и либерализовать правила получения государственных лицензий.

6.) Ввести налоговые льготы по налогу на прибыль на средства, инвестируемые предприятиями в геологоразведочную и другую деятельность, направленную на разработку новых месторождений.

Законодательное закрепление отчислений на ВМСБ позволит мелким и средним предприятиям вести доразведку на уже разрабатываемых месторождениях и на соседних с ними структурах не требующих больших капитальных вложений в развитие новой инфраструктуры. Данная мера позволит если не увеличить, то хотя бы поддержать уровень добычи на месторождениях находящихся на завершающих стадияхразработки, позволит прирастить или переоценить существующие запасы и при этом, как показывает практика ряда нефтедобывающих предприятий, вложение средств в геологоразведку на подобных месторождениях отличается сравнительно небольшой величиной (по сравнению с новыми структурами на неосвоенных территориях), низким уровнем рискованности (компания обычно уже имеет значительный объем информации по разрабатываемому месторождению) и достаточной степенью экономической эффективности. Снижение активности компаний в проведении геологоразведочных работ связано с резким ростом налоговой нагрузки на мелкие и средние независимые нефтяные компании, которые связи с этим не могут выделить средства на ГРР и вынуждены на медленное экономическое умирание или поглощение.

10. По нашему мнению, без дифференцированного подхода к НДПИ существенно изменить состояние дел в нефтегазодобывающей отрасли будет весьма затруднительно. При этом путь, которым идут специалисты при разработке дифференцированной шкалы по НДПИ, представляется нам не совсем верным. Ими предлагается сложная многоуровневая дифференциация ставки НДПИ и разделение месторождений на следующие группы:

1. по размерам — мелкие, средние и крупные, сверхкрупные;

2. по глубине и сложности залегания пластов — неглубокие несложные, глубокие сложные, уникально сложные;

3. по качеству добываемой нефти — сернистые тяжелые, аналог.

Юралс, легкая нефть;

4. по удаленности от потребителя — удалённые, средне-удаленные, близко расположенные;

5. по стадии разработки месторождений — начальная, стабильная, завершающая.

Все эти критерии предлагается брать во внимание при льготировании ставки НДПИ, при этом предлагается также уйти от зависимости ставки НДПИ от мировых цен на нефть.

Введение

такой системы. установления ставок НДПИ приведет к сильному усложнению администрирования и планирования поступлений от данного налога в бюджет. Для решения данной проблемы необходимо, как это принято во многих западных странах, вывести из состава НДПИ его часть соответствующую западному «роялти», для расчета которого и применять всю вышеприведенную цепочку критериев. Тем самым государство получит легко прогнозируемый и администрируемый налог НДПИ и сложный зависящий от множества вышеназванньх критериев «роялти».

Мы предлагаем установить НДПИ со ставкой 6% от стоимости реализации продукции, при этом в связи с тем, что многие компании, особенно мелкие, не имеют доступа к мировому рынку нефтепродуктов, нужно отказаться от существующей сейчас зависимости ставки НДПИ от уровня мировых цен на нефть, а привязываться к реальным, документально подтвержденным продажам. Данная мера позволит поставить в равные конкурентные условия мелкие независимые нефтяные компании с ВИНКами имеющими доступ на мировые рынки сбыта нефтепродуктов, даст импульс к развитию вторичных методов добычи нефти на истощенных месторождениях, будет способствовать максимальному извлечению запасов. Оставшиеся 8% (от установленного с 2007 г. уровня НДПИ) предлагается вывести в качестве «роялти» и применять к нему коэффициенты дифференциации по вышеприведенным критериям.

11. Что касается вопросов практического расчета и проверки этих критериев, то на наш взгляд не все из вышеперечисленных критериев применимы и целесообразны в сложившихся условиях. Так, объем извлекаемых ресурсов величина, характеризующая размеры месторождений, может довольно часто корректироваться (с появлением новых геофизических и других уточняющих данных), как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, В связи с этим брать ее за основу при формировании дифференцирующего коэффициента представляется нецелесообразным.

То же самое можно сказать и о стадиях разработки месторождений, где весьма, сложно определить границу перехода начальной в стабильную, а затем и в завершающую стадии разработки. В данной связи интересен подход, к этой проблеме, когда предлагают в качестве универсального критерия дифференциации уровня НДПИ, косвенно характеризующему как размеры месторождения, так и стадию его разработки, использовать уровень. добычи на месторождении (лицензионном участке). Небольшие объемы добычи характерны для начальной и завершающей стадии разработки месторождений, а также для всего периода разработки большинства мелких месторождений, поэтому снижение налоговой нагрузки для объектов с небольшой добрей будет достигать нескольких целей, стимулировать разработку на завершающей стадии и отбор «остаточных» запасов, а также разработку небольших по запасам месторождений.

В качестве следующего, корректирующего ставку НДПИ фактора, предлагается использовать сложность геологического строения лицензионного объекта. Агрегированным показателем сложности геологического строения лицензионного участка может выступать коэффициент извлечения нефти (КИН), показывающий долю балансовых запасов, которую можно извлечь из недр при существующей технологии добычи.

Такой подход объективно учитывает все пять вышеназванных критериев, с его помощью можно стимулировать добычу на истощенных месторождениях и отбирать, «сверхприбыли» с высокорентабельных месторождений. Однако, по нашему мнению, использовать его нужно только к «роялти» (8% от планируемого согласно действующего НКРФ к введению с.

2007 года НДПИ 16,5%).

Третья мера — законодательное закрепление доли НДПИ, направляемой целевым образом непосредственно на финансирование федеральных геологоразведочных программ. Эта мера позволит уйти от остаточного принципа финансирования геологоразведочной деятельности, даст возможность более четко планировать геологоразведочные работы на федеральном уровне, не даст растворять средства, получаемые от добычи полезных ископаемых (закрепленную долю НДПИ) в общем объеме бюджетных поступлений, увеличит прозрачность и сбалансированность поступлений от добычи полезных ископаемых и расходов на геологоразведку.

Величина доли НДПИ закрепляемой в бюджете на финансирование геологоразведочной деятельности должна зависеть от конкретных задач устанавливаемых государством, закрепляться законодательно и составлять на наш взгляд не менее 10%, от величины общего сбора по НДПИ.

Четвертая мера направлена на поддержание мелких и средних нефтедобывающих компаний. В России на их долю (данные по статистике 2004 года) приходится не более 5% от всей добычи по стране в целом, в то время как в США, за счет малых и средних нефтяных компаний добывается более половины всех углеводородов. Такой результат достигается в США благодаря гибкой финансовой политике государства в сфере налогообложения мелких и средних нефтедобытчиков, направленной на максимальное извлечение имеющихся запасов. В качестве первого шага в этом направлении предлагается из «роялти» для мелких и средних, нефтяных компаний производить налоговые вычеты документально подтвержденных сумм направленные ими на НИОКР по повышению нефтеотдачи пластов, выполнение разработанных мероприятий по повышению нефтеотдачи, освоение новых методов добычи нефти, внедрение других инноваций. 12.

Введение

налогового вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль на величину средств, затраченных компаниями на выполнение геологоразведочных работ, а также на инвестиции, направленные на разработку вновь найденных месторождений, позволит увеличить экономическую эффективность реализации новых капиталоемких проектов, в частности освоения континентального шельфа и акваторий внутренних морей. Здесь, на наш взгляд, целесообразно применение так называемых «аплифтов» — налоговых вычетов, увеличивающих, для целей налогообложения, величину затрат на инвестиции по сравнению с реально затраченными средствами. Для активизации инвестиционной деятельности предлагается установить величину аплифта равную 1,2, т. е. прибыль не будет облагаться налогом до тех пор, пока ее величина не превысит в 1,2 раза величину затраченных на инвестиции средств. Эта мера, по сути, страхует инвестора от влияния инфляции, значительно увеличивает привлекательность капиталоемких и высокорискованных морские проектов.

Введение

всего комплекса предложенных мер позволит резко увеличить привлекательность отрасли, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, повысит эффективность работы нефтяников, как на крупных ВИНКах, так и, особенно, на мелких и средних независимые нефтяных компаниях. Эффективность выполнения проектов возрастет, что вызовет рост интереса к существующим лицензионным участкам и к геологоразведочной деятельности в целом, что позволит увеличить финансирование геологоразведки как на федеральном, так и на территориальном уровнях, частные инвесторы будут при наличии концессионного законодательства гораздо активнее инвестировать средства в нефтяную отрасль. Предлагаемые меры, помимо всего прочего, должны за счет существенного увеличения количества и величины источников финансирования геологоразведочных работ, способствовать росту объемов разведанных запасов углеводородов.

По итогам этого исследования нами был разработан сценарий по существующим и предлагаемым методикам расчета, который доказал правомерность и целесообразность наших предложений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 21.10.1994 г. (с изменениями и дополнениями).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 22.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 16.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 19.07.2000 г. (с изменениями и дополнениями).
  5. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. (с изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. !(39-Ф3 (с изменениями и дополнениями).
  7. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  8. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  9. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).11." Закон о недрах" от 21.02.1992 г. №. 2395−1 (с изменениями и дополнениями).
  11. Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. М. 1738−1 (с изменениями и дополнениями).
  12. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.199 1 г. № 2060−1 (с изменениями и дополнениями).
  13. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Приказ Министерства Экономики России от 1.10.1997 г. № 11.
  14. Приказ МВЭС России «О мерах по развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации» от 4.12.1997 г. № 609.
  15. Указ Президента Российской Федерации частных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями на 16 апреля 1996 года) от 17.09.1994 г. № 1928.
  16. Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314−1 «Положении о порядке лицензирования пользования недрами»
  17. Горный Кодекса Франции 1995
  18. Закон Республики Казахстан от 27.01.96 N 2828 «О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ»
  19. Ю.П. Методы геолого-зкономического моделирования ресурсов и запасов нефти и газа с учетом неопределенности и риска. М. Геоинформмарк 2002.
  20. В.Г. Финансы фирмы. М. Инфра-М, 1999.
  21. JI.A. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
  22. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  23. И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. Киев: Изд-во «Ника-Центр», 1998.
  24. И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Изд-во «Ника-Центр», 1999.
  25. И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. Киев: Изд-во 1999.
  26. И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев: Изд-во «Эльга-Н», 2001.
  27. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. М.: ЮНИТИ, 2000.
  28. СВ. Основы управления финансами. М.: ФБК-Пресс, 2000.
  29. Бочаров В. В Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций, М.: Финансьи и статистика, 1993.
  30. В.В., Попона Р. Г. Финансово-кредитный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятий. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1993.
  31. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998.
  32. ВВ. Моделирование финансовой деятельности предприятий и корпораций. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  33. В.В. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие. СПб: Изд-во 2000.
  34. В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М.: Финансы и статистика, 2000.
  35. В.В. Финансовое моделирование. Учебное пособие. СПб: Изд-во 2000.
  36. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1997.
  37. Ю., Галенски JI. Финансовый менеджмент. Полный курс в 2 т.: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1997.
  38. Ю. Энциклопедия финансового менеджмента. Пер. с англ. М.: Экономика 1998.
  39. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 2000.
  40. Ван Хорндж. Основы управления финансами. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика. 2000.
  41. П. Л. Лившиц В.Н., Смоляк С. А. Оцкнка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. Учебное пособие М. Дело 2004.
  42. В. М. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  43. Л.Д., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. М.: дело, 1997.
  44. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки Б. Клюкин, М. 2000
  45. Л. Г. Ендовицкий Д.А. Основы финансово-инвестиционного анализа М.МИПК учета и статистики Госкомстата России 2000.
  46. .И. Экономическая эффективность инвестиций собственника (качественный и финансовый анализ). М.: Финансы, учет, аудит, 1998.
  47. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции/ Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003
  48. Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: Учебное пособие/ Под ред. JI.T. Гиляровской М. Финансы и статистика. 2003
  49. Н.В. Инвестиции. Учебник. М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999.
  50. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие / В. М. Пушкарева, М. ИНФРА-М 1996
  51. Классика экономической мысли Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Мейнард Кейнс, Милтон Фридмен Эксмо-Пресс, 2000 г.
  52. В.В. Управление финансами. М.: ФБК-Пресс, 1998.
  53. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  54. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2000.
  55. М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и Сервис, 1999.
  56. А.Б., Хайкин М. М. Основы финансовой деятельности предприятия. СПб.: Бизнес-Пресса, 1999.
  57. В. В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы. 1977.
  58. И. В. Денежное обращение и кредит в СССР. М.: Финансы и статистика. 1986.
  59. И.Н., Коссов В. В. Инвестиционный проект. М.: Изд-во «БЕК», 1996.
  60. В.Л. Перестройка инвестиционной сферы. М.: Наука, 1992.
  61. Е.Н., Лимитовский М. А. Управление финансами. М.: Инфра М, 1999.
  62. Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М.: ИКЦ"ДИС" 1997.
  63. А. Инвестиции. Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997.
  64. д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2000.
  65. О.В. Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика России. М. 1995.
  66. Д. Принятие инвестиционных решений. Пер. с англ. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997.
  67. Оценка инвестиций в повышение качества продукции. Под ред. А. Е. Карлик. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1998.
  68. B.C. Оздоровление финансов — задача общая // Финансы СССР. 1990.
  69. JI.H. Финансы предприятий. Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  70. А.И. Основы горного права. М. Недра, 1996
  71. Портфель конкуренции и управления финансами. М.: СОМИНТЭК, 1996.
  72. В. М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: ИНФРА-М, 1996.
  73. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ./ Ант.: В. Беренс, П.Хавронек. М.: Инфра-М, 1995.
  74. В.П., Прилипко С. И., Величко Е. Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. Киев: «Абсолют-В», «Эльга», 1999.
  75. Г. А. Финансовое планирование и анализ движения денежных потоков. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1999.
  76. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2001.
  77. И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов. М.: Финансы и статистика, 2000.
  78. В. А. Организационно-экономические основы инвестирования проектов недвижимости. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1999.
  79. Справочник финансиста предприятия Под ред. А. А. Володина. М.: Инфра-М, 1996.
  80. Е.И. Анализ инвестиций в недвижимость. СПб.: МКС, 2000
  81. Е.И. Финансирование инвестиций в недвижимость. СПб.: СП6ГТУ, 1996.
  82. И.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 1999.
  83. Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. М.: Магистр, 1998.
  84. Е.А., Шатрова Е. В. Инвестиционная деятельность предприятий. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 1998.
  85. Управление инвестициями: справочное пособие для специалистов и предпринимателей. 2 т Под ред. Шеремета В. В. М.: Высшая школа, 1998.
  86. Э.А. Финансовый менеджмент. М.: Зерцало, 1998.
  87. Финансовый менеджмент. Учебник. Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1999.
  88. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 2000.
  89. Финансовый менеджмент./ Под ред. Н. Ф. Самсонова. М.: ЮНИТИ, Финансы, 1999.
  90. Финансы предприятий: Учебное пособие./ Под ред. Е. И. Бородиной. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1995.
  91. Финансы предприятий. Под редакцией MB. Романовского. СПб.: Бизнес-Пресса, 2000.
  92. Финансы предприятий нефтегазовой промышленности: Учебное пособие./ Под ред. Зубаревой В. Д., Золотниковой Л. Г. М. РГУ НГ 2000
  93. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995.
  94. Финансы. Учебное пособие. Под ред. A.M. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2000.
  95. Финансы: Учебник для вузов / под ред. Л. А. Дробозиной.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000
  96. Финансовый менеджмент. Учебник. Под ред. Г. Б. Полека. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  97. Финансовое управление фирмой. Под ред. В. И. Терехина. М.: Экономика, 1998.
  98. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999
  99. П.Н. Финансы предприятия. М.: Дашков, 2000.
  100. Ф. Ли, Финнерти Д.И. Финансы корпораций: Теория, методы и практика. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000.
  101. .М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: Дело, 1998.
  102. А.С. Инвестиционная стратегия и финансовые игры. М.: Паимс, 1994.
  103. М. К. Финансы СССР. М.: Финансы. 1977
  104. Шим У. Ф. Александер, Брейли Д. В. Инвестиции.: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1997.
  105. Экономика и статистика фирм./ Под ред. В. Е. Адамова, М.: Финансы и статистика, 2000.
  106. Экономика: Пер. с англ. / Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш, Ричард Шмалензи — Общ. ред. и предисл. Г. Г. Сапова, М. Дело 1999
  107. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учебник: Пер. с англ. / Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, 13-е изд. М. Инфра-М 1999
  108. А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. М.: Инфра-М, 1996.
  109. Brigham E.F. Gapenski L.C. Intermediate Financial Management, Chicago: Dry den, 1990
  110. Manuel for the Preparation of Industrial Feasibility Studies NY: UN, 1978
  111. Ribon B. Nature of a Project Strategy, Washington: EDI, 1993
  112. Van Home J.C. Financial Management and Policy Englewood Chiff: Prentice-Hall, 1974
  113. Российский статистический ежегодник. M. 2004.115. Россия в цифрах. М. 2003.
  114. Т. С чем идти в разведку Российская газета 18.04.2001 г 117. К вопросу о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в нефтяной промышленности А. А. Арбатов, A.M. Кузнецов, М. А. Белова, В.А. Грушин
  115. Г. Судьба нефтегазовых проектов// Инвестиции в России, № 6, 1994.
  116. Материалы сайта http://www.expert.ru/conference/mater/concess/index.shtml
  117. Материалы сайта GEONEWS.com.ua
  118. Рецепт налогового счастья. Материалы сайта http://nefl.tatcenter.ru/20 465.htm
Заполнить форму текущей работой