Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое планирование развития региона: на примере Новгородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Российская рыночная экономика на современном этапе представляет собой смешанную экономику, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления. Для получения максимального эффекта необходима координация усилий, а стабильность функционирования требует моделирования возможных изменений и выработки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО 8 ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Сущность, содержание и проблемы стратегического 8 планирования развития региона
    • 1. 2. Системный анализ как метод, определяющий цели 30 стратегического планирования
  • 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО- 53 ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Оценка состояния социальной сферы региона
    • 2. 2. Стратегический анализ экономики Новгородской области в 77 контексте экономической безопасности развития региона
    • 2. 3. Оценка и учет влияния экологических факторов в 97 стратегическом планировании
  • 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО 106 ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Определение целей и целевых ориентиров стратегического 106 развития Новгородской области
    • 3. 2. Организационно-методические подходы к формированию 120 долгосрочной концепции социально-экономического развития региона
    • 3. 3. Оценка результативности стратегического планирования 132 развития Новгородской области (на примере Окуловского района)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Стратегическое планирование развития региона: на примере Новгородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская рыночная экономика на современном этапе представляет собой смешанную экономику, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления. Для получения максимального эффекта необходима координация усилий, а стабильность функционирования требует моделирования возможных изменений и выработки оптимальных траекторий экономического развития в таком виде управленческой деятельности как стратегическое планирование. Отсюда стратегическое планирование объективно стало неотъемлемой частью рыночной экономики, отвечая насущным потребностям современного развития как отдельных предприятий, крупных отраслевых и межотраслевых комплексов, регионов, так и экономики страны в целом, с одной стороны, а с другой стороны, являясь действенным и центральным инструментом государственного регулирования экономики.

С возрастанием роли регионов в социально-экономической жизни России повысилась ответственность органов управления за создание на территории стабильных условий жизни и хозяйствования. На региональный уровень сместились регулирующие функции государства, оперативное и среднесрочное взаимодействие органов управления с предприятиями и организациями.

Для взаимной увязки межрегиональных и внутрирегиональных отношений рассмотрение проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации с позиций стратегического планирования становится объективной необходимостью, что требует проведения конкретных научных разработок и решений в каждом российском регионе, которые в максимальной степени учитывают специфику развития территории в условиях нестабильности внешней среды.

Степень разработанности проблемы. Теоретическим и методологическим аспектам стратегического планирования в течение последних 50 лет посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки внесли Ф. Абраме, И. Ансофф, Дж. Куинн, К. Эндрюс, Э. Чандлер, М. Портер, Г. Хамел, К. Праалад, Г. Минцберг, К. Хофер, Г. Штейнер, А. Томпсон, А. Стрикленд. Сегодня можно смело говорить, что именно с их работ началась классическая теория стратегического планирования и управления.

К первым работам в области стратегического планирования, изданным в России, относятся исследования А. Н. Петрова, Ю. В. Гусева, А. П. Градова, P.A. Фатхутдинова, В. Р. Архипова, Э. А. Уткина, О. С. Виханского, А. И. Наумова.

Отдельные аспекты стратегического планирования развития субъектов Российской Федерации, муниципальный образований рассмотрены в работах A.JI. Гапоненко, Б. С. Жихаревича, К. Н. Знаменской, В. Е. Рохчина, Б. М. Штульберга и Др.

Несмотря на значительное число научных публикаций, связанных с исследованием стратегического планирования социально-экономического развития регионов, недостаточно изученными остаются вопросы целеполагания, разработки прогнозно-аналитических документов и оценки результативности стратегического планирования регионального развития. Недостаточный уровень разработанности проблемы, ее теоретическая и практическая сложность и значимость обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования развития региона.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:

— исследование содержания и научно-методологических проблем регионального стратегического планирования;

— оценка положения социальной сферы Новгородской области с учетом различий социального положения муниципалитетов;

— проведение стратегического анализа экономики Новгородской области в контексте экономической безопасности развития территории;

— проработка терминологии и подходов к формированию целей и целевых установок социально-экономического развития региона;

— формирование структуры долгосрочной концепции стратегического планирования социально-экономического развития региона;

— разработка методики оценки результативности стратегического планирования развития региона.

Объектом исследования выступает экономика и социальная сфера Новгородской области в единстве ее условий и приоритетов.

Предметом исследования выступают теоретические и методические аспекты стратегического планирования развития региона как целостной системы.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы современных зарубежных и отечественных ученых по вопросам теории стратегического планирования развития территорий. При рассмотрении конкретных вопросов по исследуемой проблеме использованы нормативные акты Российской Федерации. Информационной базой работы послужил справочный материал статистических сборников Госкомстата России.

В работе применялись следующие методы исследования: методы системного и статистического анализа, сравнения, имитационного моделирования, SWOT — анализ, графический метод.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию и разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию процесса стратегического планирования развития региона и определяется следующими основными результатами:

— разработана схема, определяющая взаимосвязь всех элементов стратегического планирования развития региона;

— апробирована методика оценки социальной сферы региона на основе систем позитивных и негативных показателей;

— модифицирована методика оценки экономической безопасности развития региона в контексте стратегического планирования на основе интегрального показателя развития территорий;

— определен алгоритм разработки целей и целевых установок социально-экономического развития региона;

— предложена организационно-методическая схема долгосрочной Концепции стратегического комплексного социально-экономического развития Новгородской области;

— усовершенствована методика оценки результативности стратегического планирования социально-экономического развития региона.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут найти применение в работе Администрации Новгородской области при разработке прогнозно-аналитических документов стратегического планирования социально-экономического развития региона, а так же при оценке результативности стратегического планирования его развития.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах на следующих международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Организационно-экономические и экологические аспекты развития региона», «Филиалы государственных вузов в развитии системы качества высшего экономического образования» (г. В. Новгород, апрель 2004 г.), «Актуальные проблемы современной науки» (г. Самара, сентябрь 2004 г.).

Часть научных исследований была реализована в рамках грантов: «Прогнозирование социально-экономического развития Новгородской области» (2004 г.), «Стратегический анализ и формирование стратегических целей социально-экономического развития Новгородской области» (2005 г.).

По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 172 наименований и 14 приложений. Диссертация содержит 167 страниц основного машинописного текста, включает 32 таблицы, 21 рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертации научные исследования позволяют сделать следующие теоретические обобщения, выводы и рекомендации.

1. В условиях переходной российской экономики возникает необходимость формирования качественно новой системы стратегического планирования на всех уровнях управления экономикой. При этом повышение эффективности экономики в непосредственной степени обусловлено потенциалом научного обеспечения процессов социально-экономического развития регионов посредством реализации основных положений стратегического планирования. Объективная необходимость стратегического планирования требует проведения конкретных научных разработок и решений в каждом российском регионе, которые в максимальной степени учитывают специфику развития территории в условиях нестабильности внешней среды.

2. Представляется, что стратегическое планирование можно определить как процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития региона на длительную перспективу на основе прогноза будущего состояния системы, формирование механизма их реализации и представляет собой государственное управление по достижению поставленных целей.

С позиции макроэкономики формулировка концепции регионального стратегического планирования по своему смыслу близка к формулировке концепции социально-экономического развития, так как они опираются на систему стратегических целей и приоритетов государственной политики в регионе. Концепция стратегического регионального планирования — это система взглядов о стратегических целях, приоритетных направлениях, показателях социально-экономического развития региона и средствах их достижения.

3. Отмечено, что основополагающим понятием стратегического планирования является стратегия, которая чаще всего связывается с детальным всесторонним комплексным планом, предназначенным для достижения поставленных целей в любой области деятельности. Стратегия социально-экономического развития региона служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной программы экономической политики, а так же предопределяет будущее развитие региона на многие годы вперед.

4. Разработана принципиальная схема стратегического планирования социально-экономического развития региона. Выделенные этапы процесса стратегического планирования следуют один из другого, позволяя в итоге осуществить разработку прогнозно-аналитического документа стратегического планирования развития региона с заданными временными параметрами. Процесс стратегического планирования состоит из четырех взаимосвязанных блоков: стратегический анализ, целеполагание, обоснование и выбор стратегии, разработка прогнозно-аналитического документа.

5. В диссертационной работе проведена систематизация основных проблем стратегического планирования социально-экономического развития регионов, решение которых требует научно-методологического и практического характера обеспечения. Основной проблемой в настоящее время является отсутствие нормативного документа (Федерального закона, Постановления Правительства), обязывающего потенциальных участников разработки прогнозно-аналитического документа развития региона осуществить его формирование, связанное со значительными затратами разного вида ресурсов, нет и методических рекомендаций по его созданию.

6. Предложен новый подход к определению сущности региона, который определяет регион, как социально-экономическую систему, состоящую из ряда подсистем: социально-демографической (политической, управленческой, подсистемы социальных и семейных отношений и др.) — экономической (подсистема народного хозяйства региона как совокупности отраслей, предприятий и подсистема экономических отношений, характеризующая организацию экономики, процесс производства продукта) и экологической (подсистему природных ресурсов, вовлеченных в экономическое использование). Приобретение большой самостоятельности действий и влияния на социально-экономические процессы на своей территории и в государстве в целом позволило выделить хозяйство региона как подсистему национальной экономики, функционирующую в соответствии с общими требованиями российской экономики и специфическими региональными особенностями.

Выделены характерные признаки региональной экономики, как мезо-уровня национальной экономики: во-первых, региональная экономика, являясь подсистемой национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее частьво-вторых, функционирование и развитие региональной экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей средыв-третьих, хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т. е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируются на тех или иных сферах деятельности.

7. Стратегический анализ социальной сферы позволил сделать следующие выводы:

— В последние годы в регионе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, за период с 1995 по 2005 годы наблюдалось сокращение численности населения области на 69,9 тысячи человек (на 9,4%). Главными причинами ежегодного снижения численности населения являются низкая рождаемость и высокая смертность.

— В регионе отмечено изменение возрастного состава населения, основной причиной которого является его старение. В 2004 году на каждую тысячу человек трудоспособного населения приходилось 653 «непроизводственных элемента», из которых 254 — дети до 16 лет, 399 — люди старше 60 лет.

— В регионе наблюдается ярко выраженное снижение количества больничных учреждений, которых по состоянию на 2004 год было всего 55, это ниже аналогичного показателя 1995 года на 32,9%. При этом материально-техническая база медицинских учреждений такова, что медицинское оборудование требует замены на 73 процента, санитарный автотранспорт — 63 процента, износ зданий и сооружений составляет в среднем 37 процентов.

— Уровень жизни большей части населения области продолжает оставаться низким, несмотря на рост реальных среднедушевых денежных доходов населения на 105,6% в 2004 году (9 место среди областей Северо — Западного Федерального округа). Номинальная начисленная заработная плата за 2004 год составила в среднем 5503 рубля и возросла по сравнению с прошлым годом на 26,7%, при этом, по-прежнему малооплачиваемыми работниками остаются занятые в сельском хозяйстве, культуре и искусстве, образовании, уровень средней номинальной начисленной заработной платы которых в 2004 году составил 60% - 65% к среднему уровню по области.

— В последние годы экономика Новгородской области столкнулась с реальной безработицей. На конец 2004 года в органах службы занятости состояло 7204 человека, ищущих работу, что на 2431 человека больше (51%), чем на соответствующую дату 2003 года. Две трети из числа безработных составляли женщины.

8. Оценка положения социальной сферы Новгородской области с учетом различий социального положения муниципалитетов свидетельствует об увеличении различий социального положения районов Новгородской области- 14 районов (64%) области характеризуются слабым положением социальной сферы, 27% - имеют среднее положение и только 9% (г. В. Новгород и Чу-довский район) — характеризуются высокой оценкой положения социальной сферы.

9. Предложенный подход к получению обобщающей оценки положения социальной сферы в целом по региону и основанный на формуле средней геометрической характеризует положение социальной сферы Новгородской области в 2004 году как слабое.

10. В структуре экономики Новгородской области ведущей отраслью выделена промышленность, на ее долю приходится преобладающая часть валового продукта и 85% всей полученной прибыли. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности занимают химическая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая отрасли. Эти отрасли, за исключением пищевой, являются экпортно-ориентированными сырьевыми отраслями, поэтому большее внимание при управлении экономикой в целях обеспечения экономической безопасности необходимо уделить развитию таких отраслей, как промышленность стройматериалов, машиностроение и металлообработка. По показателям рентабельности наиболее эффективно работающими можно назвать предприятия химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, черной металлургии. Основной проблемой промышленного производства остается высокий износ основных фондов (45%).

Спад производства промышленной продукции, начавшийся в 1991 году и продолжавшийся до 1996 года сократил объемы производства до 53,4% по отношению к 1990 году, с 1997 года происходит устойчивое повышение объемов производства и в 2004 году темп роста достиг 112,3%.

Продукция химической промышленности составляет основу экспорта (80%), импорт в 2004 году составил 30,5% всего внешнеторгового оборота. Наиболее крупные партнеры — Китай (экспорт — 43%), Финляндия (экспорт -22%, импорт — 26%), Германия (импорт — 23%).

Ввод налоговых льгот для иностранных инвесторов способствовал увеличению иностранных инвестиций за последние пять лет в 5,6 раз. Основной отраслью, потребляющей инвестиции, была и остается промышленность. В 2005 году ее доля в общем объеме инвестиций составила более 95%.

11. Обобщающая оценка экономической безопасности Новгородской области на основе модифицированного показателя социальноэкономического развития территории свидетельствует о снижении уровня экономической безопасности по сравнению с прошлыми периодами, в то же время, размах отрицательных колебаний показателя относительно нуля значительно сокращается, что говорит о правильно ориентированной социально-экономической политике органов региональной власти.

12. В результате экономического спада до 1999 года уменьшалась нагрузка на окружающую среду Новгородской области, с увеличением промышленного производства в 2004 году повысились и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 6,2%. Плотность выбросов на душу населения составляет 126,55 кг/год. За рассматриваемый период капиталовложения, направленные на рациональное использование ресурсов и охрану окружающей среды, возросли в 4,6 разав восемь раз по сравнению с 1995 годом выросли капиталовложения, направленные на охрану атмосферного воздуха.

13. Целеполагание является ключевым этапом работ по стратегическому планированию социально-экономического развития региона. Поэтому в работе предложена принципиальная схема определения целей социально-экономического развития региона с учетом общих целей развития Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в регион.

14. В работе выявлены 10 благоприятных и 10 неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития Новгородской области на основе проведенного SWOT — анализа.

Выявление сильных и слабых сторон регионального развития позволило выявить весь спектр действий, направленных на разработку системы стратегических целей развития региона, а имитационная модель разработки целевых ориентиров дает возможность количественно оценить целевые установки социально-экономического развития Новгородской области.

15. В качестве основного прогнозно-аналитического документа стратегического планирования предложена долгосрочная концепция стратегического комплексного социально-экономического развития региона, так как она призвана выражать общий замысел, включающий определение стратегических целей развития региона и средств их достижения, сочетая государственные, региональные и местные интересы. Разработана организационно-методическая и структурная схема долгосрочной Концепции стратегического комплексного социально-экономического развития Новгородской области с выделением трех основных блоков: аналитического, ресурсного и организационного.

16. Разработана принципиальная схема оценки результативности стратегического планирования развития региона. Методика, изложенная в принципиальной схеме, и основанная на анкетном опросе респондентов, позволила оценить результативность стратегического планирования Окуловского района Новгородской области. Рассмотрена возможность применения излагаемой методики для оценки результативности стратегического планирования на уровне региона. Методика позволяет определить направления совершенствования процесса стратегического планированияопределить необходимость и направления доработки прогнозно-аналитических документов в текущем или следующем цикле стратегического планированияоценить ход реализации и сделать выводы о необходимости корректировки прогнозно-аналитических документов или укрепления механизма их реализации.

Теоретико-методологические и практические подходы, изложенные в диссертации, могут послужить основой для совершенствования стратегического планирования развития Новгородской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты. Сущность, показатели, пути повышения. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 1982.- 125 с.
  2. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.24−30
  3. Л.И., Аксенов В. В., Алтухов Ю. П. и др. Новая парадигма развития России / Под ред. Коптюга В. А. и др. М. Изд-во МГУК, 1999.
  4. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: «Наука», 1990. 216 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.-98 с.
  6. Р. Планирование в больших экономических системах / Пер. с англ. Г. П. Рубальского, под ред. и с предисл. И. А. Ушакова. М.: Советское радио, 1972.-223 с.
  7. Р.Л. Искусство решения проблем: пер. с англ. М.: Мир, 1982.-224 с.
  8. Ю.П. Устойчивость социально-экономического развития регионов. Методические материалы. М., 2001.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: ПИТЕР, 1999.415 с.
  10. А.И., Соловьев Н. С., Яременко Ю. В. Методы прогнозирования темпов, факторов и структурного развития народного хозяйства. -М.: Наука, 1979.-402 с.
  11. В.Г. Общество: системность, познание. М., 1981. — 74с.
  12. А.Н. Математические методы моделирования экономических систем. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 294 с.
  13. H.H. Региональные аспекты формирования инвестиционной политики в условиях институциональных преобразований // Региональная экономика: теория и практика, 2005. № 5. — с. 61 — 64
  14. Бор М. З. Очерки по методологии и методике планирования. М.: «Экономика», 1964. 279 с.
  15. К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997. 175 с.
  16. Н.Р., Чистяков М. И. Методология разработки пятилетнего плана. М.: Экономика, 1977. 154 с.
  17. А.Г., Сагиров И. С. Современные подходы к моделированию экономических процессов // Региональная экономика. 2004. № 12.-е. 23−29
  18. А.Г., Сагиров И. С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе // Региональная экономика: теория и практика, 2004. -№ 1,-с. 60−67
  19. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2 изд., пе-рераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
  20. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник, 3- е изд., М.: Гардарика, 1998. 528 с.
  21. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПбГТУ, 1997.
  22. В.А. Региональная экономика (Т.2), СПб.: ИСЭП РАН, 1993.-243 с.
  23. Г. М. Формирование приоритетов социально- экономической политики субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика, 2004. № 8. — с. 34 — 38
  24. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 75 с.
  25. Д.М. Методологические проблемы моделирования глобального развития. Препринт. М.: ВНИИСИ, 1977. 28с.
  26. География и геология Новгородской области / Учебное пособие, Министерство образования РФ, НовГУ, Великий Новгород, 2002. 307 с.
  27. В.Г., Макар C.B. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2003. — 448 с.
  28. В.А. Управление экономическим развитием народнохозяйственного комплекса/ Институт управления и экономики. СПб.: ИЭиУ, 2002. -367 с.
  29. А.Н., Горячева А. Г., Пройдакова Е. В. Экономическая безопасность регионов Приволжского Федерального округа // Вопросы статистики, 2005. № 4. — с. 52 — 56
  30. А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления// Российский экономический журнал, 2002. № 11. — с.48−70
  31. Т.В. Приоритеты экономического роста. // «Региональная экономика: теория и практика», 2004. № 2. — с. 17
  32. Т.В. Приоритеты экономического роста. // «Региональная экономика: теория и практика», 2004. № 1. — с. 27
  33. А.Ф., Кочерова Е. В. Статистические модели: построение, оценка, анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 416 с.
  34. Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  35. . Есть ли будущее у макроэкономического планирования Восточной Европы? // Российский экономический журнал. 1992. — № 4. -с.84−91
  36. В.И. К вопросу о понятии «регион» // Вопросы статистики, 2001.- № 6.-с. 20−22
  37. О.Г. Региональная экономическая диагностика, С.Петербург. «Лимбус Пресс», 1992. — 273 с.
  38. Н.И. Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново, 1997. 202 с.
  39. Т. Опыт организации разработки стратегического планирования развития Твери // Управленческое консультирование. 2003. -№ 2.-с. 16−23
  40. Е.Г. Теория и практика принятия решений. М.: «Экономика», 1994. стр.77
  41. B.C. Организации, бизнес системы и стратегическое планирование // Менеджмент, 2001. — № 2. — с. З — 26
  42. А.И., Васильев C.B., Штрейс Д. С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе канадского опыта). Под ред. Фабричного С. Ю. Учебно-методическое пособие. Оттава Москва -Великий Новгород, 2006. — 175 с.
  43. С. Основы регионального планирования. М.: Прогресс. -1973. — 214 с.
  44. Е.В., Котякова М. А. Качество экономического роста региона: методологические аспекты статистического исследования // Вопросы статистики, 2006. № 5. — с. 50 — 61
  45. A.B., Кислицына В. В. Методика проведения SWOT- анализа в процессе стратегического планирования субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика, 2005. № 4. — с. 27 — 33
  46. В.В., Марлей В. Е., Юсупов P.M. Моделирование социально-экономического развития региона (города), СПИРАН, 1999. 170 с.
  47. В.М. Методология народохозяйственного планирования (Проблемы совершенствования). М.: Экономика, 1975. 195 с.
  48. Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы. М., 1982.
  49. М.В. Стратегическое планирование развития регионального социально-экономического комплекса (на примере Северо Западного региона). Дисс.канд. эк. наук. Москва, 2000.
  50. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Перевод с англ., под общ. ред. Г. Б. Кочеткова. М.: «Прогресс». -1982 .-399 с.
  51. Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия решений.// Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5. — с. 73−83
  52. КириченкоВ.Н., АнчишкинА.И. Научные основы экономического прогноза. М.: Мысль, 1974.-424 с.
  53. Л. О новых подходах в территориальном планировании // Экономист, 2002. № 7. — с. 66 — 72
  54. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584 с.
  55. Г. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия.// Российский экономический журнал, 2001. № 11−12. — с. 63−68
  56. А.Е., Рохчин В. Е., Знаменская К. Н. Управление административными районами в условиях экономических реформ. СПб.: ИСЭП РАН, 1992.- 153 с.
  57. Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области в 1995 2005 гг.
  58. А., Никонова Г. Стратегическое управление региональным АПК // АПК: экономика, управление, 2000. № 9. — с. 74 — 79
  59. М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления. Дисс.. канд. эк. наук, Воронеж, 2003.
  60. Ю.Е. Основные показатели экономической безопасности Нижегородской области // Вопросы статистики, 2004. № 2. — с. 19−23
  61. Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленченских функций. Т. 1. пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. 263 с.
  62. .Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. М.: Экономика, 1990.
  63. В.П., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем. М.: Экономика, 1999. 143 с.
  64. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 195 с.
  65. О.И. Наука и искусство принятия решений / АН СССР -М.: Наука, 1979.-200 с.
  66. В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России // Российский экономический журнал, 2003. № 10. — с.62 — 67
  67. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. — № 9. — с. 50 — 63
  68. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. -1994.-№ 10.-с. 61−67
  69. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. -1994.-№ 7.-с. 40−52
  70. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. -1994.-№ 8.-с. 37−48
  71. В.Н. Методы и практика системного регулирования регионального и хозяйственного развития. М.: УРСС, 2001. — 65 с.
  72. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория территориального развития. М.: «Прогресс». — 1997. — 234 с.
  73. И.В., Грицюк Т. В., Лексин A.B. Технология и экономико-математический аппарат анализа и оценки безопасности регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2005. № 1.-е. 15−25
  74. И.В., Грицюк Т. В., Лексин A.B. Технология и экономико-математический аппарат анализа и оценки безопасности регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2005. № 2. — с. 14−18
  75. В.Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др.- отв. ред. Литвинов В. Ф. / Разработка стратегии устойчивого развития Новгородской области / НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.
  76. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: учебное пособие. М.: Изд-во «Агар», 2000. — 89 с.
  77. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства: курс лекций/ НТАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.- 192 с.
  78. Н. Иностранные инвестиции в экономике России // Экономист, 2003. № 4. — с. 38 — 44
  79. А., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998.-799 с.
  80. П.А., Чичканов В. П. Комплексное перспективное региональное планирование. М.: Наука, 1989. — 285 с.
  81. Г. Стратегический процесс Концепции. СПб.: Питер, 2001.-95 с.
  82. Г. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2001. 151 с.
  83. A.A., Шарамыгина O.A. Использование показателя валового регионального продукта в оценке экономического развития региона // Вопросы статистики, 2003. № 9. — с. 29 — 36
  84. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.198 с.
  85. В. Планирование развития в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики, 1994. № 4.- с. 49 — 57
  86. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого регионального развития. М.: «Гелиос-АВР», 2002. — 144 с.
  87. Н. Региональная экономика. М., 1978. — 243 с.
  88. А. Анализ возможностей роста экономики // Экономист, 2003.-№ 8.-с. 12−22
  89. М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития // Экономист, 2000. № 3. — с. 12−15
  90. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ // Вопросы экономики, 2002. № 5. — с. 126 — 136
  91. М., Махотаева М. Факторы роста экономики Северо-Запада // Экономист, 2006. № 2. — с. 60 — 69
  92. О концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2006 г. Областной Закон № 583 03 от 09.12.05
  93. О прогнозировании социально-экономического развития Новгородской области. Областной Закон № 128 03 от 15.05.03. Великий Новгород
  94. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный Закон № 39 ФЗ от 25.02.99.
  95. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный Закон № 154 ФЗ от 28.08.95.
  96. Оптимальное управление в экономике: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Лагоши. М.: Финансы и статистика, 2003. — 40 с.
  97. М., Яценко А. Возможность, действительность и цель. -М.: Наука, 1964.-118 с.
  98. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  99. А.Н., Демидова Л. Г., Климов С. М., Ланцев В. А., Перекатов Б. А. Основы стратегического планирования. СПб., 1998. 96 с.
  100. A.C. Развитие социально-экономического планирования— М.: «Мысль», 1979.- 167 с.
  101. Планирование экономического и социального развития области /К.Ф. Богородицкий, Н. Д. Прендкович, Б. М. Штульберг, A.C. Яценко- под. ред. Б. М. Штульберга. М.: Экономика, 1983. — 160 с.
  102. Проблемы методологии комплексного социально-экономического планирования / Под ред. Федоренко Н. П., Лейбкинда Ю. Р., Майминаса В. З. -М.: Наука, 1983.-415 с.
  103. М.М. О состоянии окружающей и природной среды Новгородской области // Новгородский экологический вестник, 2001. с. 21−24
  104. М.М. Стратегическое управление развитием малого бизнеса в системе обеспечения конкурентоспособности региона (на примере Новгородской области): Учебное пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. -Великий Новгород, 2001. 66 с.
  105. М.М., Бойцов A.C., Эльдиев М. Д. Государство. Рынок. АПК. Великий Новгород. — 2001. — 744 с.
  106. О.С., Минченко М. М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Проблемы прогнозирования, 2004. № 6.-С.З-15
  107. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд. испр., М., 1999. 198 с.
  108. А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. 2001. — № 8. — с. 17−21
  109. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург, 1998. 85 с.
  110. Региональная экономика: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2001.-472 с.
  111. М. О переходе к управлению, ориентированному на результат, на региональном уровне // Вопросы экономики, 2006. № 3. — с. 152−157
  112. .Б., Сергеева Л. А., Ягольницер М. А. Статистическая оценка нормативов отраслевого планирования. Новосибирск: Наука, 1986. -190 с.
  113. А.Э., Колчина O.A. Разработка инвестиционной политики муниципальной образования // Региональная экономика: теория и практика, 2006. № 4. — с. 53 — 60
  114. Ю.В., Шишкин А. И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт республики Карелия). Петрозаводск, 2003. 357 с.
  115. В.Н. Обоснование общей теории систем. М., 1974.216 с.
  116. М.И. Методологические основы стратегического управления региональными инвестиционными процессами // Региональная экономика: теория и практика, 2003. № 1. — с. 37 — 44
  117. М.И. Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности на уровне региона // Региональная экономика: теория и практика, 2003. № 3. — с. 68 — 71
  118. М.И. Цели, задачи и принципы формирования региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика, 2004. № 3. — с. 47 — 52
  119. Н.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста переходной экономики России // Вопросы статистики, 2001. -№ 11.-с. 50−54
  120. H.A. О равновесии бюджетной и налоговой систем России // Финансы. 2002. — № 11. — с. 72 — 74
  121. В.А., Кузнецова В. Е. Особенности статистического анализа уровня социального развития муниципалитетов // Вопросы статистики. 2003.-№ 12. — с. 38 — 43
  122. И. Региональная экономика: основные понятия // Региональная экономика, 2001. -№ 1.-с. 13−15
  123. Системный анализ экономики региона: Учебное пособие. Ч.1./ Сост. и науч. ред. К. В. Павлов, М. И. Шишкин. Ижевск: Удмуртия, 1999. -265 с.
  124. Э.М., Выставкина Л. В., Дашкова C.B. Анализ ВРП в регионе // Вопросы статистики, 2000. № 9. — с. 26 — 31
  125. Е.Г. Человеческий потенциал и стратегическое планирование территории// Регион как объект исследования: на материалах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб, 2000.- 284 с.
  126. Состояние окружающей природной среды Новгородской области / Администрация Новгородской области, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области, Великий Новгород, 2004.-272 с.
  127. Социальная статистика: Учебник / Под. ред. чл. кор. РАН И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  128. Социально-экономическое положение Северо-западного Федерального Округа в 2004 году.
  129. Статистический ежегодник Новгородской области. 2004.
  130. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. Гневко В. А., Рох-чина В.Е., СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. 288 с.
  131. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. Муниципальное управление, вып. 5. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.-163 с.
  132. Стратегическое планирование: учебное пособие / Под ред. Петрова А. Н. 2-е изд. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2004. — 200 с.
  133. П.А. Методологические основы стратегического пла-нировнаия развития федеральных округов России. Дисс.. канд. эк. наук., СПб.-2003.- 153 с.
  134. А.И., Львов Д. С., Куклин A.A., Мызин А. Л. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.
  135. Теоретические проблемы региональной политики и регионального реформирования. Книга третья. С.-Петербург: ТОО ТК «Петромикс», 1994. -167 с.
  136. Теоретические проблемы региональной политики и регионального реформирования. Книга первая. С. Петербург: ТОО ТК «Петромикс», 1994. -144 с.
  137. Теоретические проблемы региональной политики и регионального реформирования. Книга пятая. С.-Петербург: ТОО ТК «Петромикс», 1995. -192 с.
  138. Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложение и перспективы развития. М.: Мысль, 1988. — 147 с.
  139. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 320 с.
  140. P.A. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес школа Интел — Синтез», 1997. — 304 с.
  141. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  142. Формы и методы межрегиональной интеграции: учебное пособие / Под. ред. Селиверстова В. Е. Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. -79 с.
  143. Ханс де Брюйн Управление по результатам в государственном секторе / Пер. с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005.-192 с.
  144. Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера- СПб: Питер, 2001. 378 с.
  145. В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. СПб: Изд-во СЗАГС, 2000. -126 с.
  146. Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования. М.: «Наука», 1974. — 215 с.
  147. Цели и ресурсы в перспективном планировании. Е. З. Майминас, В. Л. Ламбовцев. М., 1985.
  148. Ю.А., Михайлов В. К. Россия на пороге индустриального общества.// Проблемы информатизации. Вып. 4., 2000. 39 с.
  149. Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие- М.: ПРИОР, 1999. 176 с.
  150. Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд. М.: Статистика, 1977.-273 с.
  151. Р.Ю. Имитационное моделирование систем искусство и наука. — М.: «Мир», 1973.
  152. В.Б., Шумилова М. М. Использование статистических показателей для оценки экономической безопасности в республике Карелия // Вопросы статистики, 2003. № 10. — с. 23 — 27
  153. И.Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в свете теории катастроф. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.
  154. У. Приоритеты развития региональной экономики //Экономист, 2002. № 10. — с.60 — 66
  155. Эколого-экономическое обоснование сбалансированных форм регионального развития в системе «Общество природа» (Цели, задачи, решения) / Под ред. О. П. Литовки, М. П. Федорова. Спб.: Изд-во СП6ГТУ, 2001.
  156. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. Под ред. акад. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 327 с.
  157. Экономическая информатика / Под ред. П. В. Конюховского, И. Д. Колесова. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  158. Экономическая энциклопедия./ Научно-ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- гл. ред. Л. И. Абалкин М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
  159. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2004.
  160. Р. Как нацелить политику заработной платы на преодоление бедности? // Российский экономический журнал, 2001. № 8. — с. 15 -18
  161. Bryson J. Strategic planning for public and nonprofit organizations. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.
  162. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the Historu of Industrial Enterprises. Cambridge. Mass., 1962. — P.5
  163. Drucker P.F. Management for results// N.Y., McGraw-Hill, 1964
  164. Richardson H. Regional Economics. NY., 1 969 169. www. minfin. ru170. www. gks. ru171. www. statsoft. ru172. www. mastertrade. ru
Заполнить форму текущей работой