Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности управления государственной собственностью в унитарных предприятиях АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для эффективной работы с кадрами, повышения уровня качества руководителей и специалистов необходим переход к научно обоснованной кадровой политике в АПК. Принятию эффективных управленческих решений в области кадровой политики может способствовать разработанная диссертантом методика оценки профессиональных качеств руководителя, которая позволяет оценивать качество кадрового состава и дальнейшую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
    • 1. 1. Теоретические основы управления собственностью
    • 1. 2. Особенности управления государственной собственностью
    • 1. 3. Основные направления повышения эффективности управления государственной собственностью
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В АПК
    • 2. 1. Опыт управления государственной собственностью в АПК России
    • 2. 2. Эффективность управления собственностью в государственных унитарных предприятиях
    • 2. 3. Основные проблемы управления собственностью в унитарных предприятиях на современном этапе развития АПК
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
    • 3. 1. Совершенствование нормативно-методической базы функционирования государственных унитарных предприятий
    • 3. 2. Повышение уровня руководства государственными предприятиями АПК
    • 3. 3. Оценка и контроль деятельности государственных унитарных предприятий

Повышение эффективности управления государственной собственностью в унитарных предприятиях АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Наличие государственной собственности в ЛПК обуславливает необходимость эффективного управления ею. Исходя из этого, требуется разработка и уточнение теоретических и методических положений по созданию действенной системы управления государственными объектами собственности, включая такие имущественные комплексы, как унитарные предприятия АПК. Государственные унитарные предприятия (ГУ П) в современных условиях развития экономики являются субъектами рыночных отношений. При этом одна треть из них в АПК работает с убытком. Отсюда необходимо совершенствование системы управления государственными унитарными предприятиями в агропромышленном производстве применительно к условиям рыночных отношений.

Состояние изученности прблемы. Вопросу управления государственной собственностью уделяется пристальное внимание во всех экономически развитых странах, в том числе и в России. С переходом России к рыночной экономике механизмы управления государственной собственностью претерпевают изменения. Этот процесс продолжается и сейчас в период адаптации страны к новым механизмам хозяйствования.

По вопросам управления среди зарубежных ученых наиболее признаны труды Ф. и Л. Гилбрейт, Дж. М. Кейнса, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Форда, К. Маркса и др.

Среди российских ученых проблемам управления посвящены труды Л. И. Абалкина, Г. М. Антонова, В. Р. Боева, М. Л. Бронштейна, Н. А. Витке, А. К. Гастева, П. М. Керженцева, В. Кузнецова, В. В. Милосердова, А. Е. Романова, A.M. Румянцева, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова и др.

Среди современных ученых Сибири вопросам управления уделяют серьезное внимание А. П. Балашов, М. П. Гриценко, Г. М. Гриценко, А.П.

Дубнов, Л. П. Задков, И. В. Курцев, Ю. Л. Новоселов, П. М. Першукевич, Н. Н. Привалихин, В. Д. Смирнов, Л. С. Шелепа, И. В. Щетинина и др.

• В изменившихся условиях хозяйствования потребовалось совершенствование действовавших ранее методик управления государственной собственностью и предприятиями АПК, поиск новых направлений повышения эффективности их деятельности. Отсюда целью диссертационной работы является изложение теоретических положений и методических рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собствен ностью в унитарных предприятиях АПК.

Объект исследования — процесс формирования и функционирование государственной собственности в АПК.

Предмет исследования — закономерности, принципы, методы и система управления государственной собственностью в АПК.

Объект наблюдения — государственные предприятия АПК Сибири. Конструктивные предложения прорабатывались на государственных уни-" тарных предприятиях АПК Новосибирской области.

В диссертации решались следующие задачи:

— обобщение теоретических основ управления государственной собственностью, оценка законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации и Новосибирской области по вопросам управления государственной собственностью в АПК, анализ внутренней документации унитарных предприятий;

— изучение опыта управления государственными предприятиями в АПК советского, постсоветского и современного периодов;

— анализ структуры управления и показателей оценки эффективности работы государственных предприятий АПК;

— разработка предложений по совершенствованию применения методов управления унитарными предприятиями;

— совершенствование руководства государственными унитарными предприятиями ЛПК;

— разработка методики оценки уровня социально-экономической эффективности использования государственной собственности в унитарных предприятиях АПК.

Методология и методика исследования. Теоретической и методической основой диссертационной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками информации послужили документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации и Новосибирской области, органов госстатистики, внутрихозяйственная документация унитарных предприятий АПК Сибири.

В процессе исследования использованы методы: экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, экспертный, расчетно-конструктивный и др.

Научная новизна исследования заключается в:

— систематизации показателей эффективности управления государственными унитарными предприятиями АПК с учетом финансового, производственного, социального и кадрового потенциала их развития, по видам полученного эффекта, уровням управления исходя из действия основных финансово-экономических и социально-производственных факторов;

— совершенствовании нормативно-правовой и методической базы функционирования государственных унитарных предприятий (устава, положений о формировании уставного и резервного фондов, системы санкций и премирования, др.) для повышения уровня контроля и сохранности госсобственности в АПК;

— подготовке методических положений по повышению уровня руководства ГУП АПК с применением комплекса количественных и качественных показателей оценки потенциала менеджеров;

— разработке методики сравнительной оценки уровня социально-экономической эффективности деятельности государственных унитарных.

• предприятий ЛПК для принятия госорганами обоснованных управленческих решений по финансовому оздоровлению, приватизации, реорганизации и/или ликвидации государственных унитарных предприятий.

Практическая значимость работы состоит в разработке методик, методических положений и предложений по комплексной оценке деятельности государственных предприятий, обеспечению сохранности объектов госсобственности, оценки уровня руководства ГУП. Всё это позволит принимать научно обоснованные решения по управлению государственной собственностью в ЛПК, повысить качество и ответственность руководящего состава унитарных предприятий.

Теоретические и методические разработки по совершенствованию управления государственной собственностью в АПК могут быть использованы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, управлениями сельского хозяйства субъектов РФ, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, региональными департаментами имущества и земельных отношений, другими госорганами для разработки нормативных документов.

Полученные результаты исследований и методические разработки могут применяться при проведении дальнейших научных исследований, выполнении хоздоговорных работ, в учебном процессе вузов и школ повышения квалификации кадров.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы апробированы на межрегиональной научно-практической конференции «Экономические проблемы восстановления и развития АПК» (Новосибирск, 1819 января 2001 г., СО РАСХН), на конференции молодых ученых СО РАСХН «Сельское хозяйство Сибири на рубеже веков: итоги и перспективы развития» (Краснообск, 16 мая 2001 г. СО РАСХН), на международной научнопрактической конференции «Новейшие направления развития аграрной науки в работах молодых ученых» (Новосибирск, 16 декабря в 2004 г., СО РАСХН), региональной научно-практической конференции «Экономические проблемы экономического развития аграрного производства Сибири» (Новосибирск, 17 мая 2005 г., НГАУ), международной научно-практической конференции «Аграрно-экономическая наука в решении проблем агропромышленного производства: прошлое настоящее будущее» (Новосибирск, 5−6 сентября 2005 г., ГНУ СибНИИЭСХ СО РАСХН), других конференциях, в статьях и научных работах ГНУ СибНИИЭСХ.

Реализация результатов исследований. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом научных исследований ГНУ СибНИИЭСХ 2001;2005 гг. по теме «Разработать научные основы управления собственностью в АПК».

Разработанные предложения и методики одобрены специалистами АПК и приняты к внедрению Департаментом агропромышленного комплекса Новосибирской области, Производственным отделом Президиума СО РАСХН, ГУП ОПХ «Элитное», что подтверждено официальными документами.

По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.

Основное содержание работы изложено на 147 страницах машинописного текста, включает 51 таблицу, 13 рисунков. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 168 наименований. Кроме того, диссертационная работа содержит 35 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные диссертационные исследования позволили сделать следующие выводы и сформулировать ряд предложений:

1. Управление государственной собственностью в АПК представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на объекты принадлежащей ему собственности и лиц, использующих ее в процессе хозяйственной деятельности. Управление включает в себя учет закономерностей и принципов построения системы управления, отработку целей, задач и функций, выбор методов и организационной структуры, формирование аппарата управления, определение эффективности его функционирования.

Объекты государственной собственности представлены имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и ее субъектам. Субъектом управления государственными предприятиями выступает государство в лице Правительства РФ (федеральные казенные предприятия) или исполнительных органов субъектов РФ (унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения).

В АПК на базе государственной собственности ведение производства осуществляется унитарными предприятиями, которым передано госимущество, в том числе земля на правах хозяйственного ведения. Государственные унитарные предприятия возглавляет принятый по контракту директор.

2. Эффективность деятельности государственных унитарных предприятий АПК необходимо измерять системой показателей, характеризующих финансовый, производственный, социальный и кадровый их потенциал. Система количественных и качественных показателей оценки деятельности ГУП должна учитывать динамику их развития.

3. Нормативно-правовые основы управления государственной собственностью заложены в действующем законодательстве РФ, регулируют имущественные отношения и основные принципы государственного управления.

Нормативно-правовая база регулирования имущественных отношений вклю.

128 част в себя три основных составляющие: определение объектов собственности, недвижимого имуществаформы и уровни управления государственной собственностьюправомочия владения, пользования и распоряжения, бремя содержанияразрешенные виды сделок и операции с недвижимостью, типы операций с объектами недвижимости и имущественными комплексамизапреты, ограничения операций и сделок с объектами собственности.

4. Контроль за использованием государственного имущества включает в себя: экспертизу уставных документовконтроль за соответствием контрактов с руководителями предприятий действующему законодательству и типовому контракту, отчетами о деятельности руководителейконтроль за наделением предприятий госимуществом, эффективностью и целесообразностью его использования и распоряжения имконтроль за полнотой, своевременностью и качеством проводимых аудиторских проверокконтроль за эффективностью и целесообразностью учредительской деятельностью ГУПконтроль за динамикой установленных показателей экономической эффективности, распределением прибыли и перечислением части прибыли государственных унитарных предприятий в бюджеты соответствующих уровней.

5. Решение проблем повышения профессионализма в системе управления государственной собственностью связаны с идеологическим, организационным и финансовым подходами к работе с кадрами. Основной акцент в работе с кадрами следует делать на повышение уровня их профессионального потенциала и создания кадрового резерва.

6. Российским государством накоплен значительный опыт по управлению госсобственностью. Однако современные условия многоукладной рыночной экономики требуют новых подходов к ее управлению, что необходимо учитывать соответствующим государственным органам РФ и ее субъектов при выборе форм и методов управления.

7. В результате проведенного анализа выявлено ряд недостатков в управлении государственной собственностью в ЛПК:

— нормативно-правовая база государственных унитарных предприятий в отношении сохранности государственного имущества проработана недостаточно, руководитель ГУП не несет в полной мере ответственность и не в полной мере заинтересован в сохранности государственного имущества;

— неустойчивость производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий в связи с воздействием природно-климатических и рыночных факторов требует создания на предприятиях резервного фонда;

— высокая доля руководителей пенсионного (33%) и предпенсионного возраста (18%) обуславливает необходимость подбора и подготовки высококвалифицированных и работоспособных руководителей, совершенствование системы критериев оценки качеств кандидатов на должность руководителя государственных предприятий АПК;

— отсутствиет методика сравнительной оценки по основным факторам, влияющим на уровень эффективности деятельности ГУП, для принятия обоснованных, экономически эффективных управленческих решений государственными органами управления ГУП АПК, оперативного проведения ими анализа деятельности предприятий с различным экономическим потенциалом, различной специализацией, природно-климатическими условиями.

8. Для совершенствования нормативно-правовой базы управления государственными унитарными предприятиями АПК предлагается:

— уставы государственных предприятий привести в соответствие с утвержденным типовым уставом в части пункта 3.12. «О создании на предприятии резервного фонда» и Приложения № 1 к уставу «Перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение» по форме, предложенной в диссертации, и контролировать зафиксированную в приложении к уставу сумму госимущества, а также перечень объектов с последующими периодическими дополнениями и изменениями с согласия соответствующих госорганов, что при адекватной системе ответственности руководителя ГУП позволит повысить сохранность объектов государственной собственности;

— закрепить для ГУП ЛПК требование периодического перевода части добавочного капитала в уставный фонд по предлагаемой в диссертации методике, приурочив перевод к моменту заключения контракта с руководителем госпредприятия;

— ввести единовременное премирование за увеличение добавочного капитала по результатам деятельности предприятия за определенный период времени;

— ввести механизм премирования или применения санкций за соответственно повышение или снижение качества земли, переданной госпредприятиям для хозяйственного использования;

— действующее в настоящее время премирование директора по итогам года производить при условии неснижения чистых активов за истекший годпри уменьшении чистых активов выплату премии производить только по решению балансовой комиссии с учетом всех причин, повлекших такое снижение;

— в обязательном порядке создавать в госпредприятиях резервный фонд с учетом понесенных предприятием убытков за последние 10−15 лет, определяя общий объем фонда в процентах от выручки и устанавливая ежегодный норматив отчислений от чистой прибыли индивидуально для каждого ГУП.

9. Для эффективной работы с кадрами, повышения уровня качества руководителей и специалистов необходим переход к научно обоснованной кадровой политике в АПК. Принятию эффективных управленческих решений в области кадровой политики может способствовать разработанная диссертантом методика оценки профессиональных качеств руководителя, которая позволяет оценивать качество кадрового состава и дальнейшую перспективу его совершенствования, количественно оценить качественное изменение кадрового состава в динамике.

Количественная оценка руководителя предприятия определяется суммированием бальных оценок показателей с учетом коэффициентов значимости четырех основных факторов: образование, стаж работы руководителя на руководящей должности, здоровье, возраст руководителя предприятия. Коэффициенты значимости получены с использованием экспертного метода. На основании количественной оценки профессиональных качеств руководителя проводится качественная оценка руководителя по бальной шкале.

Предложенная методика оценки кадрового потенциала может быть использована для оценки профессиональных качеств кандидатов при конкурсном отборе их на вакантную должность, а также при проведении плановой аттестации специалистов ГУП.

Кроме отбора и аттестации менеджеров, политика' в отношении ГУП должна включать также следующие элементы: подготовка и повышение квалификации кадров на базе учебных заведенийавтоматизированный кадровый учетоценка деятельности предприятий, как элемент оценки деятельности руководителей.

10. Эффективное управление государственными предприятиями АПК в рыночных условиях требует четкой системы контроля со стороны собственника. Субъекту управления необходима система показателей состояния и динамики объекта управления. В систему показателей оценки и контроля деятельности предприятия предлагается включать четыре основных фактора: финансово-экономический, производственный, социальный, качества руководства с соответствующей им системой показателей. Коэффициенты значимости влияния факторов на общую оценку деятельности предприятия определены экспертным путем и проверены с помощью корреляционно-регрессионого анализа.

Оценка работы предприятия должна включать, кроме количественных, и качественные показатели. Количественные показатели работы предприятия сравниваются со среднерегиональными, среднезональными и среднеотраслевыми их значениями. Качество управления государственным предприятием оценивается по балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, не-удо вл етворительно).

Разработанная методика дает возможность оценивать деятельность предприятия, его действующего руководителя и сравнивать разные по структуре и направленности сельскохозяйственные предприятия. Это позволяет управляющим органам разрабатывать научно обоснованные программы развития как для отдельных государственных предприятий, так и для их групп.

11. Экономический эффект от использования предложений диссертанта по Новосибирской области может составить при применении методики комплексной оценки деятельности ГУП в результате перераспределения бюджетных средств, выделенных на поддержку сельского хозяйства, для госпредприятий, производящих семена, 5,7 млн. р. дополнительной выручки, увеличение производства зерна по области на 16,7 тыс. ц.

Окупаемость бюджетных средств по Новосибирской области, перераспределенных в соответствии с предложенной методикой оценки госпредприятий, повысилась бы на 61%.

Предложения по совершенствованию нормативной и методической базы деятельности ГУП позволят обеспечить сохранность имущества по госпредприятиям АПК Новосибирской области на сумму 731,5 млн. р.

Использование методических положений по формированию резервного фонда обеспечит снижение убыточности производства в государственных предприятиях области минимум на 28,7 млн. р.

Совершенствование управления в ГУП АПК позволит дополнительно повысить уровень агропромышленного производства на 10−15%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Моделирование распределения кредитов и оценка кредитоспособности агропредприятий / Н. С. Косиенко, В. П. Крицкая, И. В Коровкин //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 2.- С. 46−48
  2. Агропромышленный комплекс России в 2003 году / МСХ РФ. М.- 2004. — 457 с.
  3. Агропромышленный комплекс России: Сборник нормативных актов и документов (по состоянию на 5 мая 1998 г.). Новосибирск: 000"Изд-во ЮКЭА", 1998. — 824 с.
  4. В. Собственность и формы хозяйствования в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 10. — С. 9
  5. В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособ. / С. В. Банк, А. В. Тараскина М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 344 с.
  6. Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производстваУ/Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 12. — С. 8−10
  7. Н.Н. Финансовая устойчивость предприятия основа повышения эффективности предприятия / Н. Н. Бондина, И. А Бондин //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004.-№ 9.-С. 44−46
  8. А. Экономические механизмы устойчивого развития //Экономист. 2005. — № 4. — С. 63−72
  9. JI.JI. Способы оценки собственных финансовых возможностей сельхозпроизводителей //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 6. — С. 44−46
  10. М.А. Организационно экономический механизм функционирования государственных сельскохозяйственных предприятий // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. — 1999. — № 4. — С. 12−13
  11. И.Н. Экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1960 — С. 392.
  12. В.П. Прибыль или оценочный показатель работы агроформиро-ваний // АПК: Экономика, управление. 1994. — № 9. — С. 66−71
  13. В.Ф. Кредитоспособность предприятия: методы критерии оценки. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. -№ 12. — С. 36
  14. Е.Р. Сущность, критерии и факторы экономической эффективности сельскохозяйственного производства / Лекции для студентов.1. Гродно. 1993.-236 с.
  15. Вопросы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 181 // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2004. — № 15. — ст. 1474
  16. Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 187 // Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2004. -№ 15.-ст. 1480
  17. Вопросы федерального агентства по сельскому хозяйству: Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 183 // Собрание законодательства Российской Федерации. -М., 2004.-№ 15.-ст. 1476
  18. Д.Л. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. // Бухгалтерский учет. 1996. — № 12. — С. 36
  19. С. Очередной «клон» правительственных рыночных фундаменталистов о «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005−2008 годы)». // Российский экономический журнал. 2005. — № 2. — С. 3−2.
  20. А. Задачи государственного управления российским Агроком-плексом // АПК: экономика, управление. 2005. — № 1 — С. 33−34
  21. А. Стратегия развития аграрного сектора национальной экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2005. — № 5. С. 3- 4
  22. А.А. Организационно-экономические механизмы регулирования регионального АПК. Автореф. Дис. Д-ра экон.наук. Москва, 2001.-45 с.
  23. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть первая и вторая. -М.: ИНФРА М, 1997. 560 с.
  24. Г. Ф. Об оценке кредитоспособности предприятия — заемщика. // Финансы. 1999. — № 12. — С. 27
  25. Г. М. Экономика АПК региона: теория и практика хозяйственного управления 2000. -346 с.
  26. В.П., Максимов К. К., Эриашвили Н. Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. П. Грузинова. М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. — 535с.
  27. У.Г. Кадры для села: проблемы и пути их решения // Проблемы управления агропромышленным комплексом России: Матер. Междун. науч.- практ. конф. (30−31 мая 2000 г.). Т.2. — С. 150 — 155
  28. В.А. Критерии экономической эффективности производства // Экономика сельского хозяйства. 1980. — № 6. -С.48−5129
Заполнить форму текущей работой