Актуальность диссертационного исследования.
Борьба с преступностью является одной из важнейших задач органов внутренних дел. На переднем фронте этой борьбы в наши дни стоят подразделения уголовного розыска, предшественником которых в историческом плане была сыскная полиция Российской Империи. Функции уголовного розыска в системе министерства внутренних дел весьма разнообразны: он осуществляет и оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность в форме дознания по делам, проведение по которым предварительного следствия обязательно, а это большинство дел о преступлениях, предусмотренных особенной частью Уголовного Кодексаон активно участвует в профилактике преступлений, в пресечении противоправных посягательств, непосредственно охраняя основные права и свободы человека и гражданина. Деятельность уголовного розыска в большей степени, чем работа других служб милиции, известна широким слоям населения по книгам, кинофильмам, сообщениям средств массовой информацииименно по результатам работы уголовного розыска в раскрытии наиболее тяжких преступлений, люди в первую очередь судят об эффективности деятельности не только милиции, органов внутренних дел, но и правоохранительной системы государства в целом. Все эти обстоятельства обуславливают и дополнительные, более высокие и специфические требования к самим работникам уголовного розыска. Их должна отличать повышенная принципиальность, преданность общему делу борьбы с преступностью, самоотверженность, честность и неподкупность. Уголовный розыск не является полностью секретной, скрытой от населения службойего сотрудники зачастую первыми встречаются с потерпевшими, работают со свидетелями и другими гражданами. Поэтому в отношениях с людьми не по своей воле втянутыми в процесс раскрытия и расследования преступлений, они должны обладать высокой правовой культурой, правосознанием, учитывающими, впрочем, и специфику службы в уголовном розыске1.
Уголовный розыск, как одна из ведущих служб милиции, обладает, кроме того, еще одной немаловажной особенностью, о которой, к сожалению, мало упомянуто в юридической литературе. Он, пожалуй, значительно больше других подразделений в своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами как в рамках МВД (со следователями органов внутренних дел, оперативными частями уголовно-исполнительной системы), так и входящими в другие федеральные ведомства (ФСБ, федеральная служба налоговой полиции, таможенные органы), прокуратурой и судом. Таким образом, уголовный розыск играет активную роль в системе взаимодействия различных ветвей власти, т. е. в государственном механизме. Поэтому представляет определенный научный и практический интерес исследования места и роли подразделений по розыску преступников в механизме российского государства, что составляет собственно теоретический аспект настоящего диссертационного исследования.
Хочется надеяться, что безвозвратно прошли те времена, когда считалось, что подлинная история органов внутренних дел начиналась только с октября 1917 года, а деятельность дореволюционной полиции неизменно характеризовалась как реакционная, антинародная и т. д. Учитывая, что исследование места и роли подразделений по розыску преступников в механизме российского государства на всем протяжении его истории вряд ли можно уместить в рамках.
См.: Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. JI., 1988. С. 17. диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, автор счел нужным ограничиться изучением поставленной проблемы в конкретных исторических рамках непродолжительного, но весьма насыщенного пореформенного периода российской истории (вторая половина XIX века — 1917 год), когда и стали формироваться зачатки демократического государственного механизма, когда был создан специализированный орган по борьбе с общеуголовной преступностью — сыскная полиция, являющаяся во многом аналогом современного уголовного розыска. Таким образом, диссертация приобретает и историко-правовой аспект, который тем более актуален в преддверии знаменательного юбилея — 200-летия образования министерства внутренних дел России.
Степень разработанности темы.
В последние годы проводилось немало теоретических исследований, касающихся места и роли милиции (полиции), органов внутренних дел в государственном механизме такими авторами как Н. Т. Шестаев, Э. П. Григонис, И. И. Мушкет и др.1 Однако специальных работ, посвященных месту и роли в государственном механизме отдельных полицейских подразделений с служб, в том числе и по розыску преступников, в юридической науке пока не проводилось.
С другой стороны, имеется определенное количество серьезных фундаментальных трудов по истории органов внутренних дел и сыскной полиции, в частности изданных Курициным В.М.- Лысенко В.В.- Мулукаевым Р. С., Полубинским В.- Сизиковым М.И.- Скрипи-левым А.Е. и другими. Истории сыскной полиции в дореволюцион.
1 См.: Шестаев Н. Т. Органы внутренних дел в механизме социалистического общенародного государства. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1988; Григонис Э. П. Органы внутренних дел в механизме государства. Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1995; Мушкет И. И. Полиция в механизме Российского государства: историко-теоретическое исследование. СПб., 1997. ной России посвящена диссертация Лядова А. О. Во всех этих работах сыскная полиция не связывалась специально с проблемой ее места в государственном механизме, а, кроме того, все они имеют, собственно историко-правовой аспект.
Теоретический и историко-правовой аспект исследования места и роли подразделений по розыску преступников в механизме российского государства до сих пор в юридической науке не проводился.
Предметом диссертационного исследования автора является место и роль сыскной полиции в государственном механизме Российской Империи.
Цели и задачи исследования.
Основная цель настоящей диссертации — определение места и роли сыскной полиции в государственном механизме Российской Империи как части более общей цели — определения места и роли полиции в государственном механизме России.
Для достижения этих целей в диссертации решались следующие задачи: анализ взглядов ученых-юристов на само понятие «государственный механизм» и проблемы, связанные с его организацией и функционированиемисследование государственного механизма Российской Империи в пореформенный период, т. е. в хронологических рамках диссертационного исследованияопределить в этой связи степень развитости разделения властей в России в этот период;
1 См. Лядов А. О. Уголовный сыск в дореволюционной России (ис торико-правовой аспект). Дисс. .канд. юрид. наук. СПб., 1997. выявление исторических предпосылок становления уголовного розыска в России, основных этапов его развития, структуры и системы сыскной полиции в пореформенной Россиианализ места и роли сыскной полиции в государственном механизме Российской Империи через призму взаимоотношений ее с другими судебно-правоохранительными органами пореформенной России.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной литературе предпринята попытка определения места и роли в государственном механизме не органов внутренних дел или милиции (полиции) в целом, а именно конкретной ведущей службы по борьбе с общеуголовной преступностью, каковой и являлась сыскная полиция Российской Империи. Поднятая проблема проиллюстрирована на примере весьма благоприятного для развития российской государственности пореформенного исторического периода, чем обеспечивается своеобразное соединение теоретического и ис-торико-правового аспектов исследования.
В результате проведенного исследования разработаны следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Государственный механизм представляет собой не просто систему органов государства, а определенные способы, методы, приемы, взаимодействия и взаимоотношений их между собой в целях осуществления задач и функций государства.
2. Полиция в государственном механизме — это орган в структуре исполнительной власти государства, призванный осуществлять его правоохранительную функцию (или функцию охраны общественного порядка в широком смысле) во взаимодействии, как с другими органами исполнительной ветви, так и с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
3. Сыскная полиция возникла лишь в конце XIX века в результате проведенных в стране реформ (крестьянской, земельной, городской, судебной, в том числе и полицейской реформы).
4. Сыскная полиция в своем развитии проходит два основных этапа: со второй половины XIX века до принятия закона «О сыскной части» 1908 года и с момента принятия указанного закона до 1917 года. На первом этапе своего развития сыскная полиция является полностью децентрализованной, а на втором частично централизованной, что не способствует успешной борьбе с преступностью.
5. В системе МВД сыскная полиция взаимодействует с общей и политической полицией. С общей полицией ее объединяет единая задача с общеуголовной полицией, а с политической полицией — общие, по преимуществу негласные, формы и методы деятельности.
6. Деятельность сыскной полиции России находилась под строгим надзором взаимоотношений сыскной полиции и прокуратуры, а вопросы были четко регламентированы законодательными и иными нормативно-правовыми актами.
7. Сыскная полиция и судебные следователи выполняли общую задачу борьбы с общеуголовной преступностью, но слабое урегулирование их взаимоотношений нормативно-правовыми актами на практике приводит к нежелательным последствиям, серьезно препятствующим осуществлению этой задачи.
Методологическую основу диссертации составили положения общенаучного диалектического метода познания. Применялись и ча-стнонаучные методы исследований (системный, структурно-функциональный, формально-логический, специально-юридический и другие), понятийный аппарат общей теории государства и права, в историко-правовой части исследования диссертант, кроме того, руководствовался принципами объективности анализа, являющиеся общепринятыми в историко-правовом исследовании.
Теоретическую основу диссертации составили труды виднейших российских ученых в области теории и истории государства и права: Л. И. Антоновой, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, Я. М. Бельсона, И. А. Возгрина, Ю. И. Гревцова, А. В. Зиновьева, Г. Д. Ковалева, Э. В. Кузнецова, В. М. Курицина, В. В. Лазарева, Д. И. Луковской, Л. А. Николаевой, И. Ф. Покровского, В. П. Сальникова, И. Е. Тарханова, Л. Б. Тиуновой, А. И. Экимова и Н. Г. Янгола.
Источниковую базу диссертации составляют опубликованные нормативно-правовые документы Российской Империи. В первую очередь, такие, как: Устав уголовного судопроизводства, Закон «О сыскной части» 1908 года и «Инструкция чинам сыскных отделений» 1910 года.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что собранный материал может быть использован в процессе организации деятельности подразделений, осуществляющих розыск преступников в современный период, а также в процессе преподавания курса теории государства и права, истории государства и права, истории органов внутренних дел, курса «Судебные и правоохранительные органы Российской Федерации», а также, отчасти, уголовного процесса.
Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованных автором научных работах, а также в многочисленных выступлениях на:
1. Международном симпозиуме «Права человека и статус правоохранительных органов», 3−4 марта 1994 г. СПб., 1994 г.
2. Первом международном научном конгрессе женщин-полицейских ««Полиция. Женщина. Гуманизм». 21−24 марта 1995 г. Россия. СПб., 1995 г.
3. Международном научно-практическом симпозиуме «Право, государство и безопасность человека в современном мире», 2426 апреля 1995 г. СПб., 1995 г.
4. Региональной научно-практической конференции «Законность, правопорядок и борьба с преступностью», 15 июня 1995 г. СПб., 1995 г.
5. Научно-практической конференции преподавателей и соискателей «Приоритеты и пути совершенствования научного сопровождения деятельности органов внутренних дел в свете современных требований МВД России». 9 февраля 1996 г. СПб., 1996 г.
В заключение подведем некоторые итоги и сформулируем наиболее важные выводы, вытекающие из проведенного исследования:
1. Механизм государства — это система органов государства (государственный аппарат), но рассматриваемая не в статике (покое), а в состоянии динамики (движения), во взаимодействии и взаимоотношении между собой в целях осуществления задач и функций конкретного государства.
2. Полиция в государственном механизме — это орган в структуре исполнительной власти государства, призванный осуществлять его правоохранительную функцию (или функцию охраны общественного порядка в широком смысле), во взаимодействии, как с другими органами исполнительной власти, так и законодательной и судебной ветвями государственной власти.
3. Место и роль сыскной полиции в государственном механизме обуславливается тем, что это относительно самостоятельный и обособленный полицейский орган, входящий либо в общую полицию, либо находящийся вне ее состава, осуществляющий как гласными, так и негласными методами борьбу с общеуголовной преступностью, которая составляет важнейшую часть общей правоохранительной функции государства.
4. Термины «уголовный розыск» и «уголовный сыск» являются синонимами. Замена термина «уголовный сыск» «уголовным розыском» лежит в русле отказа некоторых дореволюционных терминов в советское время, таким же образом как «полиция» была заменена «милицией».
5. Уголовный розыск (сыск) понимается в двух значениях — как деятельность государственных органов по розыску и изобличению преступников, совершивших общеуголовные преступления и как государственный орган, специально предназначенный для такой деятельности.
6. Сиговая кохпшда ъ Foe, сан. ъозншша в конце XIX века в результате проведенных в стране общедемократических реформ крестьянской, земельной, городской, судебной), в том числе и полицейской реформы.
7. Наряду с общими существовали и специфические причины создания сыскной полиции, обусловленные, прежде всего, ростом общеуголовной преступности, вызванным, в свою очередь, крестьянской и другими реформами, а также неудовлетворительной, некомпетентной работой общеполицейских подразделений по осуществлению розыскной деятельности.
8. В своем развитии сыскная полиция России проходит два основных этапа.
На первом (до Закона 1908 года) подразделения сыскной полиции существовали лишь в некоторых крупных городахотсутствует общее руководство делом общеуголовного сыска в Империи, специальные законодательные акты о сыскной полиции отсутствуют.
На втором этапе (с 1908 года) создается уже в 89 городах, появляется специальный закон о сыскной полиции и Инструкция чинам сыскных отделений.
На первом этапе уголовный сыск полностью децентрализован, а на втором — частично централизован.
9. Сыскная полиция, как и вся полиция в целом, входящая в систему Министерства внутренних дел, вне всякого сомнения, относится к органам исполнительной власти.
10. Внутри системы Министерства внутренних дел Российской Империи сыскная полиция наиболее тесно взаимодействует с общей и политической полицией, занимает, по существу, промежуточное место между ними. С общей полицией ее объединяет задача борьбы с общеуголовной преступностью. Различие же между ними заключается в формах и методах такой борьбы — гласные у общей и негласные — у сыскной полиции. С политической полицией ее наоборот объединяют негласные формы и методы деятельности, а задачи перед ними стоят разные: борьба с общеуголовной преступностью для сыскной полиции и с политической преступностью — для полиции политической.
11. Взаимоотношения между сыскной, общей и политической полициями регулируются нормативно-правовыми актами Российской Империипричем в вопросе раскрытия общеуголовных преступлений имеется приоритет сыскной полиции над общей. В целом во взаимоотношениях между всеми тремя видами полиции явно наблюдается приоритет политической полиции.
12. Взаимосвязь сыскной полиции с судебно-прокурорскими органами опосредует институт судебных следователей при приоритете указанных органов перед сыскной полицией.