Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологический статус старшеклассников в условиях радиационно-пестицидного загрязнения окружающей среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов диссертации. Результаты исследования доложены и обсуждены на конференциях: «Народное образование в XXI веке» (Москва, 6−7 июня 2001 г.), «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 19−20 апреля 2001 г., 17−18 апреля 2002 г.), «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Аналитический обзор литературы
    • 1. 1. Состояние психического статуса современных подростков
    • 1. 2. Факторы, влияющие на психический и соматический статус людей
  • Глава 2. Объекты, объем и методы исследований
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Анализ эколого-гигиенических факторов окружающей среды в районах проживания исследуемых групп школьников
    • 3. 2. Анализ психологического состояния и психофизиологического статуса изучаемых групп старшеклассников
    • 3. 3. Анализ соматического статуса старшеклассников в зависимости от интенсивности радиационно-химических нагрузок среды обитания
    • 3. 4. Выявление патогенетических эффектов воздействия радиации и пестицидов на организм подопытных животных
      • 3. 4. 1. Экспериментальные исследования поведенческих реакций у белых мышей под воздействием гербицидов и облучения
      • 3. 4. 2. Анализ соматических изменений в организме животных под воздействием гербицидов и облучения
  • Обсуждение результатов исследования
  • Выводы

Психофизиологический статус старшеклассников в условиях радиационно-пестицидного загрязнения окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых выявляют ухудшение функциональных показателей организма человека в условиях возрастающего антропогенного загрязнения окружающей среды (Потапов А.И., Ракитский В. Н. и соавт., 1999; Белякова С. В., Смулевич В. Б. и соавт., 1994; Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н., 1998; Кучма В. Р., Демина И. А. и соавт., 2000; Сухарев А. Г., 2000 и др.). Среди химических загрязнителей выделяются пестициды в связи с химизацией сельскохозяйственного производства. После Чернобыльской катастрофы появились районы, загрязненные радионуклидами, которые, как и пестициды, обладают высокой биологической активностью и способностью мигрировать по пищевым биологическим цепям, что представляет реальную опасность вредного воздействия на организм человека.

В условиях загрязнения особенно уязвимым является организм детей и подростков в связи с незавершенностью физического и психического развития. Данные литературы свидетельствуют о нарастании количества нарушений в психофизиологическом статусе молодых людей (Дербенев Д.П., 1997; Ильин А., Рапопорт И. и соавт., 1999; Хамаганова Т. Г., Крылов Д. Н. и соавт., 2000; Чубаровский В. В., Карпова Г. Л., 2001 и др.).

Влияние экологических факторов, в частности радиационного и пестицидного загрязнения, на психофизиологический статус людей изучено недостаточно. Сведения, полученные разными исследователями, имеют противоречивый характер (Польченко В.И. и соавт., 1989; Сухотина Н. К. и соавт., 1993; Головенко С. В., 1994; Подкорытов B.C. и соавт., 1994; Лысенко В. И. и соавт., 1995; Ткаченко А. С., 1997; Козлова И. А. и соавт., 1999; Прихожан A.M., 2000 и др.). Данные о влиянии сочетанных радиационно-пестицидных нагрузок на психофизиологический статус человека и животных в литературе отсутствуют, что и определило цель и задачи работы.

Цель работы: провести анализ состояния психофизиологического статуса у юношей-старшеклассников в условиях сочетанного радиационно-пестицидного воздействия и разработать комплекс профилактических мероприятий по снижению его неблагоприятного действия.

Задачи исследования. 1. Провести анализ эколого-гигиенических факторов среды в районах проживания исследуемых групп старшеклассников.

2. Изучить состояние психофизиологического статуса изучаемых групп старшеклассников.

3. Изучить эффекты изолированного и сочетанного воздействия радиации и пестицидов на поведенческие реакции и соматические показатели организма подопытных животных.

4. Выявить приоритетные показатели изменения психофизиологического статуса старшеклассников в условиях радиационно-пестицидного загрязнения для проведения социально-гигиенического мониторинга.

5. Разработать комплекс профилактических мероприятий по снижению неблагоприятного сочетанного радиационно-пестицидного воздействия на психофизиологический статус старшеклассников.

Научная новизна. В результате проведенных исследований впервые: выявлена зависимость нарушений психофизиологических функций у старшеклассников, проживающих в городских и сельских условиях, от уровня радиационно-пестицидных нагрузокв экспериментальных условиях выявлены особенности влияния на поведенческие реакции животных приоритетных гербицидов и радиации при изолированном, комбинированном и сочетанном воздействиинаучно обоснованы чувствительные психофизиологические показатели для целей социально-гигиенического мониторингаразработан комплекс профилактических мероприятий по снижению неблагоприятного сочетанного воздействия радиационно-пестицидных факторов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Реальная опасность развития нарушений психофизиологического статуса старшеклассников, проживающих на территориях с повышенными радиационно-пестицидными нагрузками, проявляющаяся в снижении скорости сложной сенсомоторной реакции, увеличении уровня ситуационной тревожности и ухудшении показателей внимания при существенном влиянии социальных и бытовых факторов.

2. Характер изолированного и сочетанного влияния радиации и гербицидов на поведенческие реакции теплокровных, заключающийся в преимущественно угнетающем действии гербицидов разных химических классов (дезармон, гексилур), отсутствии такого влияния у радиации и возможности усиления эффектов при их сочетанном действии (облучение и феназон).

3. Комплекс профилактических мероприятий по снижению неблагоприятного сочетанного воздействия радиации и пестицидов на школьников, включающий меры по снижению радиационного воздействия на организм, исключение из ассортимента пестицидов, способных вызывать потенцирующий эффект с радиацией, мониторинговое использование чувствительных психофизиологических показателей, улучшение социальных и бытовых условий.

Практическая значимость работы. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Брянского госуниверситета имени И. Г. Петровского, Брянского института повышения квалификации работников образования. На основе результатов работы разработаны методические пособия: «Мониторинг преневротических отклонений в психологическом состоянии школьников» (Утв. уч. советом БГУ, протокол № 5 от 14.02.02) и.

Выявление ранних отклонений в психофизиологическом состоянии школьников, проживающих в условиях радиационно-пестицидного загрязнения территории" (Утв. уч. советом БГУ, протокол № 2 от 5.03.03), которые применяются при проведении психофизиологического тестирования школьников в школе № 11 г. Брянска. Результаты работы использованы при подготовке экспертных заключений ФНЦГ имени Ф. Ф. Эрисмана и санитарно-эпидемиологических заключений по пестицидам Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России (соответственно: Лотус Д — 31.01.00 и 8.02.00- Прима — 20.06.02 и 31.07.02- Луварам экстра — 20.06.02 и 27.06.02). Разработано пособие для врачей «Профилактика неблагоприятного сочетанного радиационно-пестицидного воздействия на психофизиологический статус школьников» (находится на утверждении).

Апробация материалов диссертации. Результаты исследования доложены и обсуждены на конференциях: «Народное образование в XXI веке» (Москва, 6−7 июня 2001 г.), «Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема» (Брянск, 19−20 апреля 2001 г., 17−18 апреля 2002 г.), «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф» (Минск, 7−8 июня 2001 г.), «Ананьевские чтения — 2001» (Санкт-Петербург, 23−25 октября, 2001 г.), «Новые идеи, технологии, проекты и инвестиции» (г. Брянск, 29 ноября 2001 г.), «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта» (г. Брянск, 14−15 ноября 2001 г.), «Человек: жизнь в окружающей среде» (Брянск, 25−26 апреля 2001 г.), «Безопасность, экология и устойчивое развитие — XXI век» (Новозыбков, 27 сентября 2002 г.). Диссертация апробирована на межотдельческой научной конференции Федерального научного центра гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Минздрава России 14 марта 2003 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ в сборниках научных трудов и центральной печати.

Выводы.

1. В результате анализа данных многолетнего мониторинга за состоянием окружающей среды на территориях проживания изучаемых групп старшеклассников установлена реальная опасность развития нарушений в психофизиологическом статусе старшеклассников вследствие сочетанного воздействия высокого и среднего радиационного (плотность л загрязнения Cs-137 от 5,2 до 13,6 Ku/км, у-фон от 25 до 45 мкР/час) и пестицидного загрязнения (от 0,4 до 2,3 кг/га) по сравнению с контрольной группой (плотность загрязнения Cs-137 равна 0,28 Ku/км2, у-фон — 15 мкР/час, территориальные пестицидные нагрузки — менее 0,2 кг/га).

2. Высокие уровни радиационно-пестицидного загрязнения вызывают напряжение функционального состояния центральной нервной системы, о чем свидетельствует дозозависимое (г = 0,54, р<0,05) увеличение латентного периода сложной сенсомоторной реакции (на 26% и психической адаптации (повышение ситуационной тревожности в 2,3 раза) относительно контрольной группы.

3. Воздействие средних радиационно-пестицидных нагрузок в сельских условиях вызывает ухудшение показателей функции внимания (в 2,8−3,7 раза) и эмоциональной устойчивости (в 1,5 раза).

4. В условиях повышенных радиационно-пестицидных нагрузок благоприятными факторами для формирования психофизиологического статуса старшеклассников являются посещение кружков и факультативов, занятия спортом (г = 0,55 — 0,75) — неблагоприятными фактораминеудовлетворенность жилищными условиями, большая удаленность школы от дома (г = 0,51 — 0,56). Проживание в неполной семье способствует понижению экстраверсии на 13,5%, повышению тревожности и суммарного отклонения от аутогенной нормы на 6,9% и 20,9% соответственно.

5. В экспериментальных условиях получено подтверждение угнетающего влияния на ориентировочные реакции животных пестицидов дезармона и гексилура — приоритетных химических загрязнителей в районах проживания обследуемых школьников. Дезармон снижает ориентировочную реакцию в 2,2−3,8 раза, гексилур снижает двигательную активность в 1,5 раза. Показан более чем аддитивный эффект сочетанного действия облучения и феназона, что проявляется в снижении ориентировочной реакции в 3,4 раза.

6. Выявлено усиление токсического эффекта при сочетанном воздействии на организм подопытных животных облучения и гербицидов дезармона и феназона, проявляющееся в изменении массовых коэффициентов селезенки, тимуса (в 1,7 — 2,7 раза) и активности фермента КФК (в 1,5−2,4 раза).

7. При проведении социально-гигиенического мониторинга в экологически неблагоприятных условиях для выявления предпатологических нарушений психического гомеостаза школьников рекомендовано использовать тесты наиболее раннего обнаружения отклонений в функциональном состоянии центральной нервной системы и психического статуса: изучение скорости сенсомоторных реакций, тесты, оценивающие уровень тревожности, нейротизма и изменения когнитивных функций (корректурная проба).

8. Предложен комплекс профилактических мероприятий, включающий меры по снижению радиационного воздействия на организм, ограничению использования пестицидов, способных вызывать сочетанный потенцирующий эффект с радиацией, раннее выявление отклонений в психофизиологическом статусе школьников, оптимизацию социальных и бытовых условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Сетко Н. П. Биохимические показатели у детей, проживающих в районе с высоким уровнем техногенной нагрузки // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 43 — 45
  2. А.Ю., Криворучко В. И., Черных A.M., Мухамбетова J1.X. Воздействие гексахлорана на ферментный спектр печени, альвеолярных макрофагов и сыворотки крови в эксперименте // Гигиена и санитария. 1992. — № 9. — С. 65−66
  3. А.Х. Особенности гормонального гомеостаза в неблагоприятных производственных и экологических условиях (обзор) // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 28 — 29
  4. Д.Ф., Алексеенко О. В., Попова Н. К. Поведение мышей шести генотипов в двух тестах на тревожность // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. — Т. 48. — № 6. — С. 1080 — 1089
  5. Д.Ф., Липина Т. В., Бондарь Н. П., Кудрявцева Н. Н. Особенности проявления наследственно-обусловленной тревожности у самцов мышей линий C57BL/6J и CBA/LAC // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. — Т. 49. — Вып. 6. — С. 1008 — 1017
  6. Н.В. Экологические факторы и аллергия у детей: Автореф. дис. к. м. н. М., — 1989. — 32 с.
  7. К.Ф. Оценка психологического статуса контингента в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. -С.16−11
  8. Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М.: Когито-Центр, 2000. — 284 с.
  9. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и в клинике. М.: Наука, 1982.-272 с.
  10. М.Г., Левшина И. П., Шуйкин Н. Н. Коррекция проявлений неврозоподобного состояния белых крыс с помощью витаминного комплекса аекол // Журнал высшей нервной деятельности, 2000. Т. 50. — Вып. 2. — С. 274 -280.
  11. М.Г., Хаспекова Н. Б. Опыт применения аекол, а в профилактике психовегетативных расстройств // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. — Т. 50. — № 1. — С. 142 — 145
  12. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  13. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Зевс- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 576 с.
  14. С.В., Воронцов И. М., Неженцев М. В., Янушанец О. И. Гигиенические и клинические проблемы экологии детства // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. — № 5. — С. 15−19
  15. М.В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 128−139
  16. Н.А., Ямпольская Ю. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993.-№ 5. -С. 19−24
  17. А. Психологическое тестирование / Под ред. Гуревич К. М., Лубовского В. И. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2. — 336 с.
  18. Л.В., Секирина Т. П. Изменение функциональной активности Т-лимфоцитов под влиянием стелазина // Гигиена и санитария. 1991. -№ 8.-С. 87
  19. М.Б., Кудратуллаева Б. К., Овсянникова Р. Д., Аннадурдыева О. Мониторинг взаимосвязи уровня химизации сельского хозяйства с психофизиологическими параметрами // Медицинская техника. 1991.- № 2.-С. 12−14
  20. Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М.: Медпрактика, 2000. — 152 с.
  21. Ю.Ф. Изменения дыхательной системы при психосоматических нарушениях у детей и подростков // Педиатрия. 2000. — № 6. -С. 11 — 15
  22. Ю.Ф. Особенности клинических проявлений психосоматических расстройств у детей и подростков // Педиатрия. 1996. — № 1. -С. 106- 107
  23. В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 160 с.
  24. P.M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога // Клиническая медицина. 2000. — № 4. — С. 59 — 64
  25. JI.K. Влияние пестицидов на организм животных разного возраста // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений.-М.- 1982.-С. 186−187
  26. А.С., Полякова О. Н., Александров А. А. Влияние «социального стресса» во время беременности крысы на уровень тревожности потомства // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. — Т. 50. -Вып. 2.-С. 281 -286
  27. В.Г., Клименко В. И., Юхимук Л. Н. Система гемопоэза у лиц, подвергшихся облучению в результате аварии на ЧАЭС // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1996. — № 4. -С. 8−14
  28. В.И., Громова З. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  29. С.А. Основы преветивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. -221с.
  30. В.П., Рязанова Р. А. Структура и уровни заболеваемости сельского населения в связи с интенсивным применением пестицидов // Гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровье населения: Сб. науч. трудов. -М., 1999. С. 144−146
  31. Е. Н., Халитов Р. И. Экологическая, санитарно- гигиеническая обстановка и здоровье населения в РСФСР // Материалы VII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей: Сб. трудов. -М.- 1991.-С. 3−8
  32. С.В., Смулевич В. Б., Кошкина B.C., Окунева З. В. Профессия родителей важный фактор влияния на здоровье детей (обзор) // Гигиена и санитария. — 1994. — № 7. — С. 15−18
  33. В.М. Клиническая патопсихология. -Т.: Медицина, 1976. 326 с.
  34. В.М., Боков С. Н. О новой вербальной проективной методике исследования личности // Журнал невропатологии и психиатрии. 1992. — № 5. — С. 90−93
  35. М.Н. Эпидемиологический аспект проблемы диагностики пограничных психических расстройств // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1998. — № 3. — С. 35 — 38
  36. И.В. Экспериментальная психология. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000. — 67 с.
  37. И.В. Экспериментальная психология. Специфика психологического эксперимента: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000. — 79 с.
  38. В.М., Павловская О. Г., Воляник М. Н., Быстрых В. В., Куксанов В. Ф. Эколого-эпидемиологический анализ аллергических заболеваний у детей Оренбурга // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 3 — 5
  39. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 440 с.
  40. Ю.Ю. Изоферменты аспартат-аминотрансфераз при острых отравлениях дихлорэтаном // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1974. — № 3. — С. 46−47
  41. Р.В., Ходыкина Т. М. Гигиенические проблемы при использовании промышленных отходов в различных отраслях народного хозяйства // Гигиена и санитария. 1998. — № 1. — С. 17
  42. И.П., Михайлов А. Н. Профилактика и лечение психосоматических функциональных заболеваний у детей с позиций педиатра и психолога // Педиатрия. 1999. -№ 4.-С. 106−108
  43. Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Под ред. Батуева А. С. -М.: Высшая школа., 1991. 399 с.
  44. .Н., Лысина Г. Г., Карпенко В. Н. Лабораторная диагностика интоксикаций пестицидами. М.: Медицина, 1978. — 125 с.
  45. Л.Ф. Психодиагностика личности. К.: Здоровья, 1989. — 168с.
  46. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  47. А.Ф., Василос П. М. Состояние здоровья детей в зонах интенсивной химизации сельского хозяйства // Гигиена и санитария. -1993.-Вып. 10.-С. 49−51
  48. Л.В., Воронка Т. И. Состояние здоровья детей в связи с применением пестицидов в народном хозяйстве // Актуальные вопросы токсикологии и гигиены применения пестицидов и полимерных материалов. Киев, 1990. — Вып. 6. — С. 154−159
  49. А.Ф., Дмитриенко В. П. Заболеваемость детей в районах интенсивного применения пестицидов//Гигиена и санитария. 1987.-№ 5.-С. 29−32
  50. .Т. Проблема профессиональных и экологически обусловленных заболеваний органов дыхания // Гигиена и санитария. -1992. -№ 4. -С. 46−49
  51. Г. А. Сравнительные данные о влиянии на теплокровный организм пестицидов разных классов химических соединений // Вопросы гигиены и токсикологии применения пестицидов. М. -1971.-Вып. 5.-С. 115−116
  52. К.К., Маковский В. Н. Применение пестицидов и охрана окружающей среды. Киев, 1979. — 135 с.
  53. В.И. Неврозы и психотерапия. СПб: СОТИС, 2001. — 248 с.
  54. В.Я. Предвестники шизофрении в подростково-юношеском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. -1995.-№ 5.-С. 101−105
  55. О.С. Состояние здоровья, адаптационные возможности и психоэмоциональные особенности детей из регионоврадионуклидного загрязнения в результате Чернобыльской аварии // Медицина катастроф. 1995. — № 3−4 (11−12). — С. 68−75
  56. Е.К., Сазанюк 3. И., Степанова М. И. Физиологические и гигиенические проблемы компьютеризации школьного обучения // Вестник Российской академиии медицинских наук. 1993. — № 5. — С. 4041
  57. О.И. Профилактика нарушений состояния здоровья детей в условиях Крайнего Севера // Гигиена и санитария. 1998. — № 3. — С. 18−20
  58. С.В. Психические и соматовегетативные расстройства при длительном воздействии малых доз радиации // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1994. — № 4. — С. 62 — 65
  59. Е.И., Бардов В. Г., Омельчук С. Т. Экспериментальное изучение комбинированного действия пестицидов и радионуклидов на организм // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 64−67
  60. Е.И. Влияние пестицидов на общую заболеваемость и смертность детей различных возрастных групп // Гигиена населенных мест. М. — 1983. — Вып. 2. — С. 7−12
  61. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году». Глава 3. Гигиена воспитания, обучения и здоровья детского населения // Экологический вестник России.-2001.-№ 4.-С. 3- 10
  62. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году». Глава 5. Радиационная гигиена и радиационная обстановка в Российской Федерации // Экологический вестник России. 2001. — № 6. — С. 3 — 12
  63. Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В., Деменков В. Ю. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 31 — 34
  64. В., Кривощапов Н., Попова Н., Лямина С. Гипотрофией страдают 5% призывников // Врач. 1999. — № 9. — С. 12−13
  65. Т. П., Медникова В. Г., Вишнякова А. П., Лукашев И. Е. О влиянии пестицидов на здоровье детей // Пестициды и здоровье: Сборник научных трудов. Краснодар: Кубанский медицинский институт, 1989. — С. 38−42
  66. В.А., Маркова М. Н., Смирнова Л. К., Бурелов Э. А., Вандыш В. В. Особенности гормонального гомеостаза у подростков с психическими нарушениями // Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. — № 8. -С.70 — 75
  67. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. СПб: «Паритет», 1999. — 224 с.
  68. Д.П. Состояние психического здоровья городских подростков с неделинквентным поведением и делинквентов // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1997. — № 3. — С. 48−52
  69. Р. П. Методология, организация и итоги массовых иммунологических обследований. М.: Ангарск, 1987. — С. 92−94
  70. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. -М.: Медицина, 1987. 104 с.
  71. О. В., Кругина Г. В. Состояние здоровья работающих с пестицидами в сельском хозяйстве // Гигиена применения пестицидов и минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Рязань, 1981. — С. 133−137
  72. В.В., Зуевич Ф. И., Лобанова И. Я. Влияние дециса на трофику кожи при его сочетанном действии с радиацией // Гигиена и санитария. 1993. — № 6. — С. 42−45
  73. Додина J1.Г. Некоторые аспекты влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения (обзор) // Гигиена и санитария. 1998. — № 3. — С. 48 — 52
  74. В.Н. Экспериментальная психология: Ученое пособие М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  75. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  76. Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 304 с.
  77. М.А., Кузьменко А. В. Основные вопросы профилактики интоксикаций пестицидами в Украинской ССР // Гигиена труда. -Киев, 1981.- Вып. 8. С. 54−57
  78. Л.А., Гогитидзе Н. В., Холодова Н. Б. Пострадиционные изменения асимметрии мозга и высших психических функций правшей и левшей (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) // Журнал высшей нервной деятельности. 2000. — Т. 50. — № 1. — С. 68 — 79
  79. Л.А., Холодова Н. Б., Гогитидзе Н. В., Коптелов Ю. М. Динамическая оценка реакции мозга человека на воздействие радиации (последствия аварии на Чернобыльской АЭС) // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. — Т. 48. — Вып. 4. — С. 731 — 741
  80. Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Т. Х. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 21 — 28
  81. В.В., Сонькин В. Д., Макеева А. Г. Состояние здоровья сельских школьников Центральной России: результаты социометрического исследования //Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2001. -Вып. 1 — С. 88−98
  82. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Серия: Психология ребенка. СПб.: Союз, Лениздат, 2000. — 336 с.
  83. Здоровье населения Брянской области, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС в 1986 г. Брянск: Изд-во Брянского ЦНТИ, 1997. -Вып. 2. — 144 с.
  84. Здоровье подростков призывного возраста / Под ред. Б. Н. Давыдова. -Тверь: Губернская медицина, 2000. 212 с.
  85. Г. П. Научные основы охраны здоровья человека в условиях комбинированного и сочетанного воздействия пестицидов и экстремальных физических факторов производственной и окружающей среды: Автореф. дис. доктора мед. наук. М., 1998. — 43 с.
  86. Г. П., Ракитский В. Н. Влияние сочетанных радиационно-пестицидных нагрузок на здоровье населения // Гигиена и санитария. -2000.-№ 1,-С. 22−25
  87. А.В., Королев А. А., Шакулова О. Р. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детеймладшего школьного возраста // Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 68−70
  88. Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  89. А.Г., Звездина И. В., Эльянов М. М., Рапопорт И. К., Ямпольская Ю. А., Усольцев А. Н., Агапова J1.A. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 59−62
  90. А.Г., Рапопорт И. К., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А. Состояние здоровья подростков: тенденции и проблемы // Врач. 1999. — № 9. — С. 4 -6
  91. И.Н. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей, проживающих на территориях, загрязненных экотоксикантами // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1999. — № 11. — С. 36 — 40
  92. Ю8.Иовчук Н. М., Батыгина Г. З. Распространенность и клинические проявления депрессий в школьной подростковой популяции // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — № 9. — С. 33 — 36
  93. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., Медицина, 1983. — 308 с.
  94. Ю. С. Общая токсикология пестицидов. Киев: Здоровья. — С. 108−111
  95. Э.М., Блинова Н. Г., Игишева Л. Н., Литвинова Н. А., Федоров А. И. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие. -М.: Гуманист, изд. центр. ВЛАДОС, 2000. 128 с.
  96. В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
  97. .Д. Неврозы (руководство для врачей). М.: Медицина, 1980.-448 с.
  98. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. — № 5. — С. 25 — 27
  99. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  100. Е.Г., Архиреева В. А., Скачкова М. А., Куксанов В. Ф., Сурначева Р. Н., Тарасенко Н. Ф., Лаптева Н. М. Здоровье детей дошкольного возраста в городах с разным уровнем загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 1998. — № 6. — С. 35 — 37
  101. Л.М. Доклинические проявления токсического действия пестицидов у практически здоровых лиц // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. Киев, 1980. -Вып. 11.-С. 108−111
  102. А.И., Кириченко О. В. Сенсомоторная реактивность у сельских детей в постчернобыльский период // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. — № 9. — С. 59−60
  103. А.И., Заика Э. М., Мельник В. А., Мельник С. Н. Антропометрическая характеристика сельских школьников 8−13 лет, проживающих на территории радиоактивного загрязнения // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 61 — 62
  104. Т.А., Чарыева Ж. Г., Кутепов Е. Н. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 43−47
  105. А.С., Иванова А. Е. Пути изучения психического здоровья населения // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 4. — С. 25−28
  106. С.Ю., Лупандин В. И. Динамика развития времени реакции на зрительные стимулы в онтогенезе ребенка // Журнал высшей нервной деятельности.-2001.-Т. 51.-№ 1.-С. 103−105
  107. С.Ю., Лупандин В. И., Маклаков К. В. Компьютерная методика исследования временных характеристик сенсомоторных реакций у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. — Т. 51. — № 2. — С. 262 — 266
  108. В.Ф., Миннибаев Т. Ш., Абашова Е. В. Здоровье детей, проживающих в районе размещения атомной электростанции // Гигиена и санитария. 2001. — № 5. — С. 65 — 68
  109. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 288 с.
  110. В.А., Литвин Ф. Б. Методика определения инертности нервных процессов // Психофизиология восприятия и памяти: Методические рекомендации для учителей средних школ по психофизиологическому обследованию школьников. Брянск: Изд-во БГУ. — С. 54−63
  111. В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983. — 430 с.
  112. И.А., Башина В. М., Буреломова И. В., Симашкова Н. В., Багаева Л. Г. Возможности профилактики и реабилитации на разных этапах лечения психически больных детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1993. -№ 3.-С. 38−40
  113. И.А., Нягу А. И., Королев В. Д. Влияние радиации на психическое развитие детей // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1999. — № 8. — С. 12 — 15
  114. B.JI. Анксиолитическая активность блокаторов кальциевых каналов в тестах тревожного поведения у мышей и крыс // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. — Т. 49. — № 1. — С. 84 — 95
  115. А.С., Анисимова Л. А., Шройт И. Г., Василос А. Ф. Иммунный статус у детей, проживающих в районах с различной интенсивностью применения пестицидов // Гигиена и санитария. -1987.-№ 6.- С. 26−28
  116. П.Н. Некоторые особенности биоэнергетики нейтрофилов крови при комбинированном воздействии пестицидов на фоне различных уровней физической нагрузки // Гигиена и санитария. -1992. -№ 7−8. -С. 68−69
  117. П.Н., Шпак С. И. Влияние хлор- и фосфорорганических пестицидов при динамических физических нагрузках на дегрануляцию тканевых базофилов // Гигиена и санитария. 1993. — № З.-С. 50−56
  118. В.Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -464 с.
  119. А.Н., Самохвалов В. П., Корнетов Н. А. Ритмологические и экологические исследования при психических заболеваниях. К.: Здоровья, 1988.-208 с.
  120. И.А., Сонькин В. Д., Тамбовцев Р. В. Возрастная периодизация развития скелетных мышц в онтогенезе человека // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана. — 2001. — Вып. 1. — С. 44 -57
  121. А.Н., Никольский А. В. Адаптация к облучению IN VIVO // Радиационная биология. Радиоэкология. 1999. — Т. 39. — № 6. — С. 648 -662
  122. .А. Клиника и лечение интоксикаций пестицидами. Л., 1975.-215 с.
  123. Н.А., Орлова И. Н., Крыжановский Г. Н. Сенсомоторная реактивность (по акустическому стартл-ответу) у крыс с экспериментальным депрессивным синдромом // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. — Т. 51. — № 1. — С. 89 — 97
  124. Н.А., Орлова И. Н., Крыжановский Г. Н. Метод интегральной оценки выраженности депрессии поведения у крыс // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. — Т. 49. — Вып. 5. — С. 864 — 875
  125. А., Синюшкин А., Клейменов В., Романцов М. Автоматизированная система диагностики психосоматической патологии // Врач. 1997. — № 7. — С. 43
  126. Д.Н. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. -№ 5.-С. 28−33
  127. Г. Д. Аудиогенные судороги у крыс разных генетических линий // Журнал высшей нервной деятельности. 1998. — Т. 48. — Вып. 1. -С. 143−152
  128. Н.Н. Хронобиологические основы здорового образа жизни школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993. -№ 6.-С. 38−42
  129. М.Е., Исенгельдина Б. Б. Иммунологические показатели реактивности организма в системе окружающая среда здоровье населения // Здравоохранение Казахстана. — 1986. — № 9. — С. 31−34
  130. Е.Н. Авария на Чернобыльской АЭС и здоровье населения Тульской области // Гигиена и санитария. 1998. — № 3. — С. 23 — 26
  131. Е.Н. Проблемы диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 1993. — № 1. — С. 6 — 9
  132. Е.Н., Варфоломеева И. В. Использование психодиагностических методов для оценки и прогнозирования здоровья населения // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 69 -71
  133. Е.Н., Варфоломеева И. В., Чарыева Ж. Г. Сравнительная оценка психодиагностических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения // Гигиена и санитария. № 3. -1999.-С. 68−71
  134. Е.Н., Петрова И.В, Беляева Н. Н., Чарыева Ж. Г., Лещева Е. П., Шамарин А. А. Взаимосвязь в системе окружающая среда состояние слизистых оболочек — иммунный статус — заболеваемость // Гигиена и санитария. — 1999. — № 5. — С. 6 — 8
  135. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 4 — 7
  136. В.Р. Гигиена детей и подростков один из ведущих системообразующих элементов специальности «медико-профилактическое дело» //Гигиена и санитария. — 2000. — № 6. — С. 11−14
  137. В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Шленский А. А., Пургаева В. К., Сухинина С. П. Состояние здоровья учащихся при изучении информатики в физико-математической школе // Гигиена и санитария. -1998. № 2. — С.27 — 29
  138. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В., Кузнецова А. И. Динамические наблюдения за состоянием здоровья детей в городе с развитой химической промышленностью // Гигиена и санитария. 1994. — № 2. — С. 37 — 40
  139. В.Р., Миннибаев Т. Ш., Дьяконова О. М., Жученко Н. А., Панасюк Н. Н., Гильденскиольд С. Р., Башкирова М. А., Нарышкина Е. В. Состояние здоровья детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях// Гигиена и санитария. 1993. — № 11.-С. 38−41
  140. В.В. Способ оценки функционального состояния животного (кошки) при моделировании невротической патологии // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. — Т. 43. — № 5. — С. 977 — 986
  141. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Издательство Московского университета, 1985. — 167 с.
  142. Р. Патогистологическая техника и практическая гистохимия. -М.: Мир, 1969.-645 с.
  143. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 256 с.
  144. А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. — 416 с.
  145. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие для врачей. Л.: Медицина, 1980 — 256 с.
  146. В.П., Михалев В. П. Радиация: дозы, опасность, защита, аберрации, свойства, термины, разногласия, альтернативы, химеры, апелляции. Брянск: Изд-во БГУ, 1992. -91 с.
  147. Д.Н. Показатели состояния здоровья населения как критерий эффективности гигиенических мероприятий при длительном применении пестицидов // Гигиена применения, токсикологии пестицидов. Киев, 1981. — С. 214−215
  148. В.И., Дриневский Н. П., Голубова Т. Ф. Оценка психического статуса в санатории у детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 1995. — № 6. — С. 31 — 33
  149. А.В., Маркова А. И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 47 — 50
  150. В.Л., Цыганков Б. Д., Атлас Е. Е., Жеребцова В. А., Петухов О. И. Психофизиологические аспекты здоровья населения радиационно-загрязненных территорий // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1998. — № 12. — С. 48 — 52
  151. А.Н., Батурин А. К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. -С. 68−71
  152. Л.Н., Булыгина В. В. Хронический стресс в препубертатном периоде и формирование психоэмоционального состояния у крыс // Журнал высшей нервной деятельности. 2002. — Т. 52. — № 1. — С. 97 -103
  153. С.В. Первичные механизмы биологического действия проникающей радиации. -М., 1968. 118 с.
  154. Т.М., Ермолаев О. Ю., Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». М.: Московский психолого-социальный институт, Флинт, 1997. — 240 с.
  155. Т.М., Ермолаев О. Ю. Психофизиология: Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 1998. 240 с.
  156. Н.В., Сомов Б. А., Шамина С. А. Возможность прогнозирования патологии кожи у работающих в контакте с химическими веществами // Гигиена и санитария. 1995. — № 2. — С. 14−16
  157. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова JI.K. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  158. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 816 с.
  159. Н.Е. Современные особенности охраны психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 28 -33
  160. Т.П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатологический и психологический аспекты)//Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 2000. — № 3. — С. 24 — 27
  161. М.М., Сетко Н. П. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей //Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 29 — 31
  162. Ю.П. Отдаленные эффекты ионизирующих излучений. -М., 1991.-464 с.
  163. Л.Х., Петрова И. В., Пинигин М. А., Лещенко Г. М., Шехтер О. В., Сафиулин А. А., Астахова Л. Ф. Состояние защитных систем организма детей при загрязнении атмосферного воздуха зерновой пылью // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. — С. 3 — 5
  164. Н.Д. К клинике вегетативно-сосудистых нарушений при комбинированном воздействии хлор- и фосфорорганических пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев, 1968.-С. 493−497
  165. Н.Д. Некоторые закономерности развития нейротоксического процесса, вызванного воздействием пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. К.: Здоровья, 1973. — С. 355−356
  166. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1983. — 167 с.
  167. А.А., Николаева Е. И., Мухай Ж. В. Состояние здоровья старших школьников с различным профилем функциональной сенсо-моторной асимметрии // Педиатрия. 1996. — № 1. — С. 54 — 56
  168. Н.И., Соболевская О. В., Ершова Т. Н. Задачи гигиенического воспитания современных школьников // Среда обитания и охрана здоровья населения регионов России в условиях реформирования здравоохранения. Самара, 1999. — С. 381−383
  169. С. Депрессии в общемедицинской практике // Врач. 1997. -№ 12.-С. 9−11
  170. Основы гистологии и гистологической техники / Под ред. В. Г. Елисеева. М.: Медицина, 1967. — 268 с. 202.0сотова В. П. Особенности физического и полового развития школьников с различным профилем обучения // Гигиена и санитария. -1998.-№ 1.-С. 44−46
  171. А.В., Борисенко Н. Ф., Гуменный B.C., Григорьев В. А. К проблеме влияния пестицидов на здоровье (обзор) // Гигиена и санитария. 1991. — № 4. — С. 60−63
  172. С.Ю. Психические расстройства у призывников и солдат (клинико-эпидемиологическое исследование) // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1999. — № 8. — С. 16−20
  173. .Д., Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. М., 1996. — 133 с.
  174. И.В., Мольков Ю. Н., Лещенко Г. М., Маковецкая А. К. Сравнительная оценка иммунного статуса дошкольников в разных районах Москвы //Гигиена и санитария. 1998. -№ 5.-С. 31- 33
  175. И.В., Мухамбетова Л. X., Беляева Н. Н. Методические аспекты медико-биологических исследований в гигиене окружающей среды // Гигиена и санитария, 1994. -№ 1. С. 16−17
  176. .Н. Экологическая психиатрия. Барнаул, 2001. — 136 с.
  177. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Брянской области в 1997 1999 гг. (статистические материалы). — Брянск: Подразделение оперативной полиграфии Брянского ЦНТИ, 2000. — 156 с.
  178. В.И., Зинченко Д. В. Состояние здоровья детского населения в районах интенсивного применения пестицидов // Гигиена применения, токсикология пестицидов и клиника отравлений. М.: Наука, 1987.-С. 115−122
  179. И.И. Психофункциональное состояние организма учащихся во взаимосвязи с факторами окружающей и учебной среды // Эколого-гигиенические проблемы сохранения здоровья населения. М.-Нижний Новгород, 1999. — С. 466−470
  180. И.И., Моисеева Н. А. Современная технология изучения состояния тревожности учащихся // Гигиена на рубеже XXI века: Материалы конференции. Воронеж, 2000.- Вып. 2. — С. 101−106
  181. Ю.В. Патохарактерологические реакции в юношеском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1986. — № 11.-С. 1659- 1662
  182. А.И., Ракитский В. Н. Актуальные аспекты развития гигиены и токсикологии пестицидов // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Матер. IX Всерос.съезда. М., 2001. — Ч. 1. — С. 331−332
  183. А.И., Ракитский В. Н., Ильницкая А. В. и др. Методические подходы к гигиенической регламентации пестицидов // Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 55−56
  184. А.И., Ракитский В. Н., Шицкова А. П., Трусов В. В., Рязанова Р. А. и др. Российская гигиеническая классификация пестицидов// Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 21−24
  185. А.И., Шицкова А. П., Ракитский В. Н. Гигиена и токсикология пестицидов на современном этапе//Гигиена и санитария. 1996. — № З.-С. 31−33.
  186. А.И., Шицкова А. П., Ястребов Г. Г., Байков Б. К. Актуальные проблемы гигиенической науки и практики // Среда обитания и здоровье населения. М., 1994. — С. 8−15
  187. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. -304 с.
  188. А.О. Психология неравновесных состояний М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 152 с.
  189. А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 174 с.
  190. Психологические тесты /Под ред. Карелина А. А.: В 2 т. М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.
  191. И.И., Гелашвили Д. Б., Моничев А. Я., Басуров В. А. Подходы к оценке антропогенной нагрузки на территорию с учетом основных показателей здоровья населения // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. -С.70 — 72
  192. Е. Иммунологическая память // Иммунобиология Иммунохимия Иммунопатология / Под ред. И. Месробяну, Шт. Берчану. Бухарест: Изд-во академии социалистической республики Румынии, 1977.-С. 136−155
  193. В.Н. Гигиенические принципы и критерии оценки опасности (риска) пестицидов // Гигиенические аспекты охраны окружающейсреды и здоровье населения: Сб. науч. трудов МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана. -М., 1999.-С. 169−172
  194. В.Н. Проблема дальнейшего совершенствования оценки степени потенциальной опасности ксенобиотиков // Гигиенические аспекты среды обитания и здоровье населения: Сб. науч. трудов. -Пермь, 1997.-С. 265−266
  195. В.Н., Павлов А. В. О критериях оценки опасности пестицидов // Врачебное дело. 1984. — № 3. — С. 101−105
  196. П.В. Радиационно-гигиеническая политика реабилитации территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС // Материалы международного симпозиума «Проблемы смягчения последствий Чернобыльской катастрофы». Брянск, 1993. — С. 29−35
  197. Ранняя диагностика психических заболеваний /Бажин Е.Ф., Биликевич А., Блейхер В. М. и др- под общей ред. д-ра мед. наук В. М. Блейхера, проф. Г. Л. Воронкова, проф. В. Иванова К.: Здоровья, 1989. — 288 с.
  198. И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 55 — 59
  199. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-х кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 3-е изд. — М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 384 с.
  200. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2-х кн. 3-е изд. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 480 с.
  201. В.И., Крупина Н. А., Крыжановский Г. Н., Окнина Н. Б. Многопараметровый метод комплексной оценки тревожно-фобических состояний у крыс // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. — Т. 43. -№ 5. -С. 1006−1017
  202. Г. И., Новиков С. М. Проблемы прогнозирования токсичности и риска воздействия химических веществ на здоровье// Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 13−16
  203. Р.А. Экологические и гигиенические аспекты применения пестицидов // Здравоохранение Российской Федерации, 1991. № 5. — С. 17−20
  204. М.Н., Шандала Н. К. Субъективная оценка населением радиационного риска // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С. 37 — 40
  205. И.Г., Бекешов И. А. Иммунологические и биохимические показатели крови в условиях воздействия пестицидов при различных температурных воздействиях // Сб. трудов 2-го съезда эпидемиологов и гигиенистов. Душанбе, 1985. — С. 240−241
  206. И.Г., Бекешов И. А., Мамедов Л. Н. О сочетанном воздействии некоторых пестицидов при различных температурных условиях на защитные функции организма животных // Азербайджанский медицинский журнал. 1982. — № 11. — С. 22−28
  207. И.И., Горанчук В. В. Биокибернетический способ оценки психоэмоционального напряжения человека при умственной работе: учебное пособие. СПб.: Типография ВМедА, 2001. — 14 с.
  208. JI.M., Паныиина Т. Н., Светлый С. С. Некоторые особенности биологических реакций организма при воздействии пестицидов и их смесей в зависимости от химического строения // Гигиена и санитария. 1983. — № 3. — С. 30−34
  209. А. А., Киреева И. П., Осокина Г. Г., Шварков С. Б. Психовегетативные соотношения при вегетососудистой дистонии в юношеском возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. -№ 8.-С. 66−70
  210. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.- 184 с.
  211. В.Я. Пограничная психиатрия // Врач. 1994. — № 5. — С. 47 — 48
  212. В.Я. Превентивная психиатрия. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.-403 с.
  213. В.И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 256 с.
  214. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь». 2001. — 350 с.
  215. Г. И., Кутепов Е. Н. Методология изучения состояния здоровья населения //Гигиена и санитария. 1998. — № 4. — С. 35 — 39
  216. Г. И., Кутепов Е. Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария. 1994. — № 1. — С. 13−16
  217. Г. И., Новиков С. М. Экология человека и гигиена окружающей среды на пороге XXI века // Гигиена и санитария. 1999. -№ 5.-С. 3−6
  218. П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46 — 49
  219. В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии.-2001.-№ 4.-С. 91 105
  220. А.Б., Шостакович Б. В. Старые и новые проблемы расстройств личности // Журнал неврологии и психологии. 2001. — № 4. — С. 4 — 9
  221. JI.H. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001, — 112 с.
  222. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. — 219 с.
  223. Т.Н. Нейропептидная компенсация нарушенных функций мозга в восходящем ряду млекопитающих. Взаимодействие нервной и иммунной систем // Физиология человека. 2001. — Т. 27. — № 1. — С. 5564
  224. Состояние здоровья населения Брянской области, пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС (сборник аналитических и статистических материалов за 1994 1997 гг. Третий выпуск). — Брянск, 1998. — 110 с.
  225. Справочник по пестицидам // Под ред. Л.И. Медведя- Киев: Урожай, 1974.-448 с.
  226. К.Р., Государев Н. А. Методы контроля психической работоспособности и эмоциональной активности // Гигиена и санитария. 1984. — № 11. — С. 48−49
  227. B.JI., Полякова А. Н., Денисова Н. Б. Нервно-психический статус у детей в условиях загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 52 — 53
  228. Е.Ф. Психофизиологические аспекты оценки влияния физических факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. 1990. — № 2. — С. 12 — 14
  229. Г. И., Кирюшин В. А., Цурган A.M. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. -С. 45−46
  230. А.В., Маймулов В. Г., Кузмичев Ю. Г. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа вуз // Гигиена и санитария. — 2000. — № 3. — С. 49 — 52
  231. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 43 — 44
  232. А.Г., Игнатова Л. Ф. Методические подходы к ведению социально-гигиенического мониторинга детского населения // Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 32 — 35
  233. А.Г., Купче Т. К. Состояние здоровья детей и подростков и факторы риска в геоэндемической зоне // Гигиена и санитария. 1999. -№ 1.-С. 33−35
  234. Л.М. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М.Громбаха // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 38 — 42
  235. И.С., Чернов В. М., Буянкин В. М., Селезнев В. А., Казначеев К.С. Комплексная оценка состояния здоровья детского населения, постоянно проживающего на радиационно-загрязненных территориях
  236. Красногорского района Брянской области // Педиатрия. 1999. — № 2. -С. 99−104
  237. Г. И., Мальцева Л. Н., Короткевич В. И. Количественный подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии // Физиология человека. 1995. — Т. 21. — № 1. — С. 111- 115
  238. Ю.П., Истомин А. В. Эколого-гигиенические проблемы сохранения здоровья населения (по материалам научно-практической конференции) // Гигиена и санитария, 2001. № 5. — С. 79 — 80
  239. А.С. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в посткатастрофических условиях. Брянск: Грани, 1997. — 191 с.
  240. З.С., Кайракбаев Г. М., Нилов В. И. О накоплении и метаболизме хлорорганических пестицидов в печени крыс // Гигиена и санитария. 1991. — № 9. — С. 73−74
  241. Ф.С., Чинкина О. В. Психологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС // Клиническая медицина. 1991. — № 11. — С. 24−28
  242. И.М. Современные аспекты изучения влияния на организм малых концентраций пестицидов // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. Киев. — Вып. 8. — С. 72−80
  243. В.Д. Теоретико-методологические основы профилактики нервных и психических болезней // Журнал неврологии и психиатрии. -2000. № 2. — С. 45 — 47
  244. И.О. Дети Чернобыля (Эколого-физиологический аспект). -М., 1996.- 168 с.
  245. Г. Л., Орлова Е. В., Воронова Б. З., Эльковская Е. А., Бородина Е. В., Ковалькова С. Л. Дифференциальная оценка факторов окружающей среды и здоровье школьников // Вестник Российской академии медицинских наук. 1991. — № 6. — С. 46 — 50
  246. Физиология подростка / Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
  247. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1989- 448 с.
  248. Т., Семке С, Даниленко О. Психическое здоровье школьников-подростков // Врач. 1999. — № 9. — С. 19−21
  249. Т.Г., Кантонистова Н. С., Краснушкина Н. А. Состояние психического здоровья современных школьников (диагностика, определяющие факторы) // Вестник Российской академии медицинских наук. 1993.-№ 5.-С. 34−40 •
  250. Т.Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 71 -73
  251. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61 — 74
  252. А.Г., М.В. Антропова, Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  253. Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей // Гигиена и санитария. 2001. -№ 3.-С.58−60
  254. Я.С., Росивая JI.A. Профилактика нарушения здоровья, вызванного ядохимизацией//Чехословацкая медицина. 1982.-№ 3.-С. 130−132
  255. В.В., Карпова Г. Л. Распространенность и структура пограничных психических расстройств в подростковых группах // Журнал неврологии и психиатрии. 2001. — № 7. — С. 54 — 57
  256. З.В. Возрастные особенности антитоксической функции печени при аллергических и токсических заболеваниях химической этиологии//Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. М., 1973. -С. 341−345
  257. ЗОЗ.Чугаев И. Г., Лисицына К. А. Коррекция психического состояния человека посредством биологической обратной связи // Медицинская техника. 1991.-№ 2.-С. 14−17
  258. А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Издательство «Триада — X», 2000. — 232 с.
  259. С.Б., Вейн A.M., Ковров Г. В., Посоков С. И. Эпидемиология вегетативных нарушений у московских школьников //Журналневрологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1993. — № 6. — С. 59 -61
  260. А.Г., Кабиева С. М., Приз В. Н., Калишев М. Г. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46 — 49
  261. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
  262. Ю.С., Северный А. А., Иовчук Н. М. Проблемы охраны психического здоровья детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. — № 9. — С. 37 — 40
  263. А.П., Елизарова О. Н., Жидкова Л. В., Кочеткова Т. А., Левин А. И., Рязанова Р. А., Шевырева Н. А. Методы гигиенической и токсикологической оценки биологического действия пестицидов. -М.: Медицина, 1977. 200 с.
  264. А.П., Елизарова О. Н., Рязанова Р. А. Особенности изучения ядохимикатов в зависимости от путей поступления в организм // Вопросы гигиены и токсикологии пестицидов. М., 1970. — С. 64−67
  265. А.П., Рязанова Р. А. Методические подходы к оценке биологического действия пестицидов и вопросы гигиенической регламентации // Тезисы докладов 2-го съезда эпидемиологов и гигиенистов. Душанбе, 1985. — С. 224−225
  266. Л.М., Крылова И. И. Концентрация Тз и Т4 в крови у необлученных и облученных в разных дозах крыс, голодавших в течение 2 суток перед забоем // Радиационная биология. Радиоэкология. 1999. -Т. 39. — № 6. — С. 639 — 643
  267. А.Г. и соавт. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  268. Шумейко А.Я. Эколого-токсикологические аспекты использованияпестицидов в районах с повышенным аварийным радиационным фоном
  269. Безопасность, экология и устойчивое развитие XXI век: опыт преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции: Материалы международной научно-практической конференции. — Брянск: Изд-во БГУ, 2002. — С.82 — 83
  270. Ю.М. Динамика юношеских психопатий у лиц, уволенных из армии // Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. -1989. -№ 11.-С. 100−105
  271. Г. Г., Пономаренко И. И., Моисеева Н. А. Гигиеническая донозологическая диагностика психофизиологического состояния школьников // Региональные проблемы охраны здоровья населения Центрального Черноземья. Белгород, 2000. — С. 470−475
  272. Г. Г., Пономаренко И. И., Моисеева Н. А., Гокоева О. П. Гигиеническая экспересс-оценка психофизиологического состоянияшкольников // Гигиена на рубеже XXI века: Материалы конференции. -Воронеж, 2000.- Ч. 2. С. 175 — 179
  273. Abelin Th. Positive indicators in health promotion and protection //World Health Rep. 1986. — Vol. 39. — № 4. — P. 353 — 364
  274. Albee G.W. Revolutions and counterrevolutions in prevention comment //Amer. Psychol. 1996.-Vol. 51 — № 11. — P. 1130 — 1133
  275. Belzung C., Berton F. Further pharmacological validation of the BALB/c neophobia in the free exploratory paradigm as an animal model of trait anxiety //Behav. Pharmacol. 1997. — Vol. 8. — № 6, 7. — P. 541
  276. Berg M. Borderline psychopathology. On the frontiers of psychiatry //Bull. Menninger Clin. 1982. — Vol. 46. — № 2. — P. 113 — 124
  277. Broutigam W. Reaktionen Neurozen — Abnorme Personlichkeit, Stuttgart, 1978.-238 p.
  278. Bronisch Т., Witchen H., Krieg C. Depressive neurosis. A long-term prospective and retrospective follow-up study of former inpatients //Acta Psychiatr. scand. 1985. — Vol. 71. — № 3. — P. 237−248
  279. Cloninger C.R. A systematic method for clinical description and classification of personality variants //Arch. Gener. Psychiatry. 1987. -Vol. 44. — P. 573−588
  280. Cobb J.P., Liberman S. The grammar of Psychotherapy. A descriptive account //Brit. J. Psychiatry. 1987. — Vol. 151. — P. 589−594
  281. Cochrane R., Stopes-Roe M. Women, marriage, employment and mental health //Brtit. J. Psychiatry. 1981. — Vol. 132. — November. — P. 373- 381
  282. Crisp A.H. Psychoneurosis in the general population // J. Int. Med. Res. -1977. Vol. 5. — № 4. — P. 61−80
  283. Dahl A.A. Diagnosis of the borderline disorders // Psychopathology. 1985. -Vol.18.-№ 1.-P. 18−28
  284. Dahl A.A. Prognosis of the borderline disorders // Psychiatry Clin. 1986. -Vol. 19. — № 1−2. — P. 68−79
  285. Dalgard O.S. Epidemiology as basis for preventive intervention //Act. psychiatry belg. 1986. — Vol. 86. — № 4. — P. 470−475
  286. Eysenk H. The structure of human personality. London, 1971.
  287. Griebel G., Belzung C., Misslin R., Vogel E. The free exploratory paradigm, an effective method for measuring neophobic behaviour in mice and testing potential neophobia-reducing drugs // Behav. Pharmacol. 1993. — Vol. 4. — P. 637
  288. Gunderson J.G., Elliot G R. The interface between borderline personality disorders and affective disorders //Amer. J. Psychiatry. 1985. — Vol. 142/ - № 3. — P. 277−288
  289. Post F. Psychiatric interventions for prevention of mental disorders. A psychosocial perspective /O.S. Dalgard, T. Sorensen, I. Sandanger, J.I. Brevik // Int. J. Technol. Assess. Health Care. 1996. — Vol. 12. — № 4. — P. 604−617
  290. Ramos A., Mormede P. Stress and emotionality: a multidimensional and genetic approach // Neurosci. Biobehav. Rev. 1998. — Vol. 22. — № 1. — P. 33
  291. Stromgren E. Psychogene Psychosen // Nervenarzt. 1986. — Vol. 57. — № 2. -P. 85−95
  292. Vaillant G.E., Perry J. Personality disorders // Comprehensive textbook of psychiatry. Baltimore. 1980. — P. 2201−2229
Заполнить форму текущей работой