Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: На примере Республики Саха, Якутия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены комплекс педагогических путей и условий (социально-педагогических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе: усиление регионального компонента в учебных планах, предусматривающего специфику… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
    • 1. 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН, ЗАТРУДНЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 3. КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 2. СОУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
    • 2. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: На примере Республики Саха, Якутия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Централизация государственной власти, усиление роли субъектов Российской Федерации в управлении, регионализация общественной жизни привели к изменению социального заказа в сфере образования. Новые социальные условия, сложившиеся в России, выдвигают на первый план требования целенаправленного регулирования и более полного удовлетворения региональных потребностей и интересов, развития региональных образовательных систем. Выступая в качестве механизма воспроизводства сложившейся системы социальных отношений, образование в современных условиях становится важнейшим фактором преобразований в обществе в целом и отдельных его социально-территориальных системах [81, 106].

Якутия, как социально-экономическая и этническая общность, отличается своеобразием природных условий, сложившейся минерально-сырьевой направленностью экономики, определенным уровнем развития производительных сил и образом жизни населения. Развитие промышленной базы в доперестроечный период происходило за счет привлечения кадров из других регионов России. Это наложило свой отпечаток на формирование национального состава населения промышленных и сельских районов Якутии. Промышленное производство Республики Саха (Якутия) в настоящее время испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах, что во многом определяется усилившимися миграционными процессами в перестроечный период, затронувшими в основном население промышленных центров данного региона. Сложившаяся ситуация потребовала привлечения в сферу промышленного производства представителей коренного населения и соответствующей их подготовки в системе технического образования.

По результатам опроса, проведенного Госкомстатом Республики Саха (Якутия), четверть сельских студентов, поступивших на инженернотехнический факультет Якутского государственного университета, имеют поверхностное представление о своей будущей профессии, большинство студентов «целевого зачисления» желает стать работниками интеллектуального труда и не связывает свое будущее с работой непосредственно на промышленных предприятиях [115].

Больше половины (62%) студентов Якутского государственного университета — представители сельской этнической молодежи, из них только 12% обучается техническим специальностям. Если в среднем по техническим специальностям отсев составляет 18%, то более чем 2/3 от этого количествасельская этническая молодежь. При этом большинство отчислений приходится на 1 и 2 курсы.

То есть, как показывает статистика, этническая молодежь не мотивирована на получение технического образования и испытывает затруднения в адаптации к получению технических специальностей. Это приводит к противоречию между необходимостью привлечения в промышленное производство Республики Саха (Якутия) молодежи — представителей коренных национальностей и слабой мотивацией ее к получению высшего технического образования, реализации профессиональных намерений и социализации в данной сфере.

Проблема социальной адаптации сельской этнической молодежи в системе высшего технического образования является наиболее актуальной в связи с тем, что она в настоящее время выступает важнейшим гарантом стабильности жизнеобеспечения северных регионов России.

Определяя пути решения проблемы социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования, мы опирались на накопленный опыт психолого-педагогических и социологических исследований.

Проблемы социального развития регионов, особенности региональных образовательных систем изучали Ф. В. Габышева, Г. А. Гнатюк, С. И. Григорьев, M.А. Бендюков, М. Н. Борисов, К. Д. Дьячковский, Е. П. Жирков, В. И. Журавлев, В. М. Жураковский, Г. А. Иванов, Е. И. Михайлова, О. Т. Рабинович, И. Л. Соломин, E.H. Федорова, H.H. Чистяков, П. А. Шавир и другие [29- 41- 43- 10- 16- 52- 56−57- 59- 60- 63−64- 112−113- 157- 10- 38- 197- 203].

Сущностные характеристики этнических особенностей и ценностных ориентаций в системе жизненного самоопределения современной молодежи рассматривались в работах Г. Н. Волкова, Д. А. Данилова, И. С. Кона, П. С. Максимова, A.B. Мордовской, Н. М. Мельниковой, А. П. Оконешниковой, А. Н. Яковлевой и других [25- 46−47- 77−78- 97−99- 115- 107−109- 130−131- 109, 176].

Социально-психологические, педагогические проблемы профессионального самоопределения и становления молодежи освещены в работах К.А. Абульхановой-Славской, А. И. Артемьева, П. Р. Атутова, В. Г. Бочаровой, А. Н. Джуринского, П. В. Макарова, JI.M. Митиной, А. Г. Новикова, A.B. Петровского, В. А. Полякова, A.M. Прихожан, Н. Ф. Родичева, Т. Г. Стефаненко, H.H. Толстых, С. Н. Чистяковой и других [1−2- 7- 8- 18−19- 50- 96- 155- 129- 136- 145- 150- 201- 180- 150, 185- 85, 198−202].

Некоторые национально-региональные аспекты вузовской социализации личности исследовались С. Б. Бахваловой, К. Е. Егоровой, А. Н. Жуковой, Е. Г. Карповой, В. Я. Ядобчевой и другими [9- 54- 58- 70- 211].

Роль преподавателя вуза в воспитании личности студента отражена в научных трудах Н. Д. Неустроева, И. П. Подласого, Б. Н. Попова, Т. П. Родионова, P.E. Тимофеевой и других [153- 143- 147- 161- 184].

Признавая большой вклад исследователей в решение проблем института образования, необходимо отметить недостаточную проработанность тех вопросов, которые касаются специфики, теоретического и практического обоснования социальной адаптации сельской этнической молодежи в условиях технического вуза промышленного региона.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для определения темы нашего исследования: Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования (на примере Республики Саха (Якутия)).

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования и пути их реализации в практике работы технического вуза промышленного региона.

Объект исследования: социальная адаптация сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

Предмет исследования: содержание и педагогические средства, направленные на успешность социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

Гипотеза исследования: эффективность социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования достигается, если:

— на базе технического вуза создана организационно-функциональная структура, включающая деятельность субъектов образовательного процесса вуза и других партнеров социума, заинтересованных в успешной социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования и преодолении затруднений, возникающих в ходе данного процесса;

— сформирована открытая образовательная среда субъект-субъектного взаимодействия, учитывающего особенности социокультурной ситуации представителей сельской этнической молодежи и направленного на приобретение опыта включения их в профессиональное сообщество;

— применяются педагогические условия и средства, ориентированные на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1.Выявить причины, затрудняющие социальную адаптацию сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования в условиях технического вуза промышленного региона.

2.0пределить исходные теоретические предпосылки социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

3.Разработать организационно-функциональную структуру, как важнейший элемент управленческой системы вуза, способствующую социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

4.0пределить педагогические пути и средства, ориентированные на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к будущей профессиональной деятельности.

5.Разработать научно-практические рекомендации по реализации педагогических условий, направленных на обеспечение социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

Экспериментальная база исследования: Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова, Технический институт (филиал) Якутского государственного университета в г. Нерюнгри, Чурапчинский колледж (филиал) Якутского государственного университета, средние общеобразовательные школы Чурапчинского улуса (гимназия, средняя школа им. С. А. Новгородова, Диринская агрошкола, средняя школа им. Д.П. Коркина). Исследованием было охвачено 300 школьников, 980 студентов, 171 преподаватель, 43 родителя.

Эмпирической базой исследования служили: законодательные акты Российской Федерации и документы органов государственного управления по вопросам образованияконцепция модернизации российского образования до 2010 годастатистическая информация по социально-экономическому развитию регионарезультаты единовременных специальных исследований, проводимых органами статистики Российской Федерации по проблемам образованиявторичный анализ материалов исследований отечественных педагогов по изучаемой проблематикерезультаты профессиональной деятельности и педагогических исследований автора.

Методологической основой исследования являются: теории о роли личности в процессе ее развития и формированияо значении труда и профессиональной деятельности в интеграции личности в обществоположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельностиконцепция профессионального самоопределения молодежи, разработанная Институтом общего среднего образования РАОисходные педагогические положения о взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения личности.

Достижению цели диссертационного исследования способствовал комплексный подход к изучаемой проблеме (философский, психологический, педагогический, этнокультурный и социологический).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: аналитические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта) — диагностические (наблюдения, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности и социальной адаптации студентов) — формирующие (теоретические и практические учебные занятия, разнообразная аудиторная деятельность, индивидуальные и групповые консультации, педагогический эксперимент) — статистические (анализ статистической информации и документов, обработка и анализ данных эксперимента).

Исследование проводилось в четыре этапа с 1994 года по 2003 год.

На первом этапе (1994;1995 гг.) проведен анализ состояния проблемы социальной адаптации с точки зрения ее теоретической разработанности и практической реализации. На основе теоретического анализа проблемы разработана программа исследования, определены концептуальные положения, цель, задачи и рабочая гипотеза. Итогом первого этапа явилось накопление теоретического материала по изучаемой теме.

На втором этапе (1995;1997 гг.) проведены: осмысление имеющегося теоретического и практического опытамониторинг социально-демографических, экономических, психолого-педагогических факторов, обуславливающих готовность сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования. Определены педагогические пути и средства, необходимые для эффективной социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

На третьем этапе (1998;2001 гг.) осуществлялся педагогический эксперимент, ориентированный на проверку комплекса условий, способствующих социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования. Проведены обобщение и систематизация его результатов, выявлены перспективы развития вуза, направленные на успешность социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

На четвертом этапе (2001;2003 гг.) проводилось обобщение итогов проведенного эксперимента, описание полученных результатов и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что: — выявлены причины, затрудняющие социальную адаптацию сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования в условиях вуза промышленного региона: отсутствие в школах постоянной, целенаправленной работы по профессиональной ориентациинесоответствие существующей подготовки выпускников сельских школ требованиям вузанедостаточно сформированные общеучебные навыкинезнание студентами природы социальных межличностных отношений в условиях городского проживания, слабое представление о наиболее эффективных способах интеграции в поликультурной среденедостаточная ориентация в социальных отношениях, принятии норм и установок студенческого коллективаматериально-экономическая неподготовленность к организации своего бытаоторванность от социально-бытовой этнической атмосферы семьи, традиций и обычаев, вызывающая внутренний дискомфорт и дисгармонию личностиизменение языковой среды как повышенная нагрузка на эмоционально-волевую сферу;

— определены исходные теоретические предпосылки социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования: процесс технического образования обусловлен сформированными ценностными установками личности как важнейшего компонента ее внутренней структурыориентация сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования осуществляется во взаимосвязи с личностной адаптациейучет индивидуально-психологических и этнокультурных особенностей, согласование внутриличностных и профессиональных потребностей сельской этнической молодежи являются определяющим фактором успешной социальной адаптации;

— разработана организационно-функциональная структура, включающая деятельность субъектов образовательного процесса вуза и других равноправных партнеров социума — сельских школ, промышленных предприятий, молодежных организаций и этнических сообществ города, направленная на оказание помощи в социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования, позволяющая данный процесс осуществлять на интегративной основе, целенаправленно и поэтапно;

— определены комплекс педагогических путей и условий (социально-педагогических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисеусиление регионального компонента в учебных планах, предусматривающего специфику этнокультурных особенностей личности студентовобеспечение поэтапной социальной адаптации сельской этнической молодежи в условиях довузовского и высшего профессионального образования в приобретении социально-практического опыта: ученик — студент — профессионалиспользование принципа соуправле-ния, позволяющего рассматривать взаимодействие преподавателей и студентов как систему, обеспечивающую успех студентам в освоении технических знаний, сохраняя при этом их этническую идентичностьреализация этих условий достигается с помощью следующих педагогических средств: тренингипроблемные ситуациипрактикумыпознавательные игрыучебные программы, минипрограммыконсультацииорганизационно-познавательные, адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные и коммуникативно-организационные методики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: -разработаны педагогические основы социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования, ориентированные на обеспечение культуросообразного, гуманистического, развивающего образования в условиях технического вуза с сохранением самобытности и этнической идентичности молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебных планов и программ подготовительного отделения и технических специальностей («Открытые горные работы», «Технология и техника разработки месторождения полезных ископаемых», «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов»), тестов, адаптивных методик и научно-практических рекомендаций для обеспечения процесса социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Причины, затрудняющие социальную адаптацию сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования в условиях технического вуза промышленного региона и определяющие подходы к разработке содержания и комплекса средств, направленных на их преодоление.

2.Исходные теоретические предпосылки социальной адаптации сельской этнической молодежи в условиях технического вуза, послужившие основанием для разработки содержания и комплекса средств для социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

3.Организационно-функциональная структура — важнейшая составляющая управленческой системы вуза, включающая деятельность субъектов образовательного процесса вуза и других равноправных партнеров социума, заинтересованных в успешной социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования, взаимодействующих целенаправленно и поэтапно на интегративной основе.

4.Комплекс педагогических путей, условий (социально-педагогических, организационно-педагогических) и средств, ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе.

Научная обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечены: методологией, определившей теоретический анализ основных позиций исследования и построение педагогического экспериментаиспользованием методов познания, адекватных изучаемой проблемерепрезентативной выборкой испытуемыхединством качественного и количественного анализа фактов, полученных в ходе исследованияразнообразием источников информацииподтверждением гипотезы исследования в процессе опытно-экспериментальной работывоспроизводимостью результатов исследования в различных условиях (при работе со студентами разных курсов).

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения работы были обсуждены и получили одобрение на ежегодных научно-практических и научно-методических конференциях Технического института (филиала) Якутского государственного университета в г. Нерюнгри (2000, 2001, 2002 г. г.) — республиканской межвузовской конференции «Проблемы формирования личности в современном вузе» (г. Якутск, 2001 г.) — межрегиональных научно-практических конференциях «Социальная политика в Дальневосточном регионе России» (г. Хабаровск, 2001 г.), «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования» (г. Санкт-Петербург, 2002 г.) — Международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Проблемы устойчивого развития», секция «Общественное развитие и система образования» (г. Новосибирск, 2001 г.) — заседании Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института общего среднего образования РАО (г. Москва, 2003 г.).

Основные результаты исследований используются при организации и обеспечении процесса социальной адаптации сельской этнической молодежи в Техническом институте (филиале) Якутского государственного университета в г. Нерюнгри, Чурапчинском колледже (филиале) Якутского государственного университета, Чурапчинской средней общеобразовательной школе (гимназии).

Структура диссертации:

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1 .Разработана организационно-функциональная структура — важнейшая составляющая управленческой системы вуза, включающая деятельность субъектов образовательного процесса вуза и равноправных партнеров — сельских школ, промышленных предприятий, молодежных организаций и этнических сообществ города — способствующая успешной социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования и позволяющая данный процесс осуществлять на интегративной основе, целенаправленно и поэтапно.

2,Определены комплекс педагогических путей и условий (социально-педагогических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе: усиление регионального компонента в учебных планах, предусматривающего специфику этнокультурных особенностей личности студентовобеспечение поэтапной социальной адаптации сельской этнической молодежи в условиях довузовского и высшего профессионального образования в приобретении социально-практического опыта: ученик — студент — профессионалиспользование принципа соуправления, позволяющего рассматривать взаимодействие преподавателей и студентов как систему, обеспечивающую успех студентам в освоении технических знаний, сохраняя при этом их этническую идентичностьреализация этих условий достигается с помощью следующих педагогических средств: тренингипроблемные ситуациипрактикумыпознавательные игрыучебные программы, минипрограммыконсультацииорганизационно-познавательные, адаптивно-развивающие, побудительно-мотивационные и коммуникативно-организационные методики.

3.Выявлены направления (довузовская подготовка, адаптация к учебному процессу вуза, адаптация к новой социальной среде, адаптация к будущей профессиональной деятельности, повышение педагогического мастерства преподавателей вуза) и этапы (вводный, диагностический, рефлексивный, личностно-активный) социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования.

4.Разработаны показатели эффективности социальной адаптации студентов, представителей сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования на основании результатов их учебной деятельностианализа комплексной диагностической работы подразделений вуза и опросов студентов. Основными параметрами определения показателей уровня социальной адаптации студентов к получению высшего технического образования являлись: адаптация к учебному процессугородской поликультурной средебудущей профессиональной деятельности.

5.Сформирована открытая образовательная среда субъект-субъектного взаимодействия, учитывающего особенности социокультурной ситуации представителей сельской этнической молодежи и способствующего приобретению опыта успешного включения в профессиональное сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации обобщение результатов исследования позволило сделать следующие выводы:

1.На основании анализа статистических данных, изучения теоретических и практических материалов по проблемам социального и экономического развития Республики Саха (Якутия), определены социально-экономические предпосылки необходимости социальной адаптации сельской этнической молодежи в промышленном производстве Республики Саха (Якутия): развитие промышленностимиграция населениянедостаток квалифицированных кадровпроблемы оседлости и временного проживаниятрансформация ценностных ориентацийрезкое изменение условий и структуры рынка трудановые условия для образования, трудоустройства и самореализации молодежи.

2.Выявлены причины, затрудняющие социальную адаптацию сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования в условиях вуза промышленного региона: отсутствие в школах постоянной, целенаправленной работы по профессиональной ориентациинесоответствие существующей подготовки выпускников сельских школ требованиям вузанедостаточно сформированные у студентов общеучебные навыкинезнание ими природы социальных межличностных отношений в условиях городского проживания, слабое представление о наиболее эффективных способах интеграции в поликультурной среденедостаточная ориентация в социальных отношениях, принятии норм и установок студенческого коллективаматериально-экономическая неподготовленность к организации своего бытаоторванность от социально-бытовой этнической атмосферы семьи, традиций и обычаев, вызывающая внутренний дискомфорт и дисгармонию личностиизменение языковой среды как повышенная нагрузка на эмоционально-волевую сферу.

3.Определены исходные теоретические предпосылки социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования: процесс технического образования обусловлен сформированными ценностными установками личности как важнейшего компонента ее внутренней структурыориентация сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования осуществляется во взаимосвязи с личностной адаптациейучет индивидуально-психологических и этнокультурных особенностей, согласование внутриличностных и профессиональных потребностей сельской этнической молодежи являются определяющим фактором успешной социальной адаптации.

4.Разработана организационно-функциональная структура — важнейшая составляющая управленческой системы вуза, включающая деятельность субъектов образовательного процесса вуза и равноправных партнеров — сельских школ, промышленных предприятий, молодежных организаций и этнических сообществ города — способствующая успешной социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования и позволяющая данный процесс осуществлять на интегративной основе, целенаправленно и поэтапно.

5.Определены комплекс педагогических путей, условий (социально-педагогических, организационно-педагогических) и средств, ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе. Выявлены направления и этапы социальной адаптации сельской этнической молодежи к получению высшего технического образования, определены показатели и параметры изменения ее уровня. б. Сформирована открытая образовательная среда субъект-субъектного взаимодействия, учитывающего особенности социокультурной ситуации представителей сельской этнической молодежи и способствующего приобретению опыта успешного включения в профессиональное сообщество.

Таким образом, в результате теоретического анализа проблемы и педагогического эксперимента решены задачи, подтверждена гипотеза исследования.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В дальнейшем исследовании нуждаются: проблемы послевузовской социальной адаптации сельской этнической молодежипути совершенствования профориентационной работы в сельских школах, проблемы развития личности и ее национального самосознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  3. B.C., Горохов С. Н. О подготовке кадров высшей квалификации из представителей народов севера Якутии // Интеллигенция и общественно-политическая жизнь. -Якутск, 2000. -С.68−70.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1980.-230с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-336с.
  6. К.И. Специфика работы куратора со студентами разных курсов. / В помощь куратору. Методическое пособие. Составители: Иванова М. Е., Балдюк P.A., Егорова Ф. Н. -Якутск: Изд-во ЯГУ. С.24−30.
  7. А.И. Социология личности. / 2-е изд. М.: ООО «АрбаТ — XXI», 2001.-252с.
  8. П.Р., Кожина O.A., Овечкин В. П., Симоненко В. Д., Хотун-цев Ю.Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство, 1999. № 1. -С.5−12.
  9. М.А., Соломин И. Л. Диалоги о выборе профессии. -СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. 335с.
  10. H.A. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Издательство «Фолио». -1997. — 624с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986. 307с.
  12. Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-ВУЗ: Автореф.дис.канд пед. наук. Воронеж, 2001. — 23с.
  13. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
  14. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2000. 304с.
  15. М.Н., Мигалкин A.B. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха: монография: В 2-х кн. Кн.2. Социологический подход к изменениям в постсоветское время / РГАТА.— Рыбинск, 1997.- 103с.
  16. М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социологические очерки): В 2-х частях / РГАТА — Рыбинск, 1995. — 155с.
  17. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Аргус, 1994.-208с.
  18. В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. М.: ЦСПРАО, 1996. — 12с.
  19. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 412с.
  20. Н.В., Меркель Е. В. Проблема языковой адаптации студентов-первокурсников в вузе. // Проблемы учебного процесса высшего профессионального образования на рубеже 21 века. -Якутск: ЯГУ, 2000. -С. 13−15.
  21. В.И. Начало и вечность жизни. -М.: Сов. Россия, 1989. 703с.
  22. У.А. О правах народностей Севера. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.24.
  23. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.
  24. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 376с.
  25. В помощь куратору. Методическое пособие. Составители: Иванова М. Е., Балдюк P.A., Егорова Ф. Н. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. — 96с.
  26. Вузовская психодиагностика: Методические указания для слушателей спецфакультета и ФГЖ. -Л.: ЛГУ, 1990. -С. 45−50.
  27. Т.С. Социальная адаптация личности в контексте образования. -Якутск: «Изд-во Якутский государственный университет», 2000.- 116с.
  28. Ф.В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель. М.: МГПУ, 2001. — 294с.
  29. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432с.
  30. Н.Ф. Проблемы профессиональной консультации молодежи // Теория и практика профориентации. ч.Ш. / Отв.ред. О. П. Апостолов. Петрозаводск, 1991. — 42с.
  31. И.А. Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов: Автор.дис. канд.соц.наук. Пермь, 1999. — 20с.
  32. Г. Природа и человек на Крайнем Севере / Пер. с нем. -СПб., 1887.-442 с.
  33. .С. Менталитет и образование: Уч. пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. 144с.
  34. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа пресс, 1995. — 448с.
  35. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С.43−52.
  36. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. // Педагогика. 1998. -№ 5. — С.42−45.
  37. Е.И. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. ЗЗ — 43.
  38. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации. — М.: Педагогика, 1979. 160с.
  39. Государственный доклад о положении детей в Республике Саха (Якутия) 2001 год. Якутск: Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), 2002. — 96с.
  40. Г. А., Федорова E.H. Этническая мозаичность населения Якутии. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.ЗЗ.
  41. С.И., Демина Л. Д., Спицкая Г. А. Проектирование социального образования для России XXI века в системе «школа вуз». -Барнаул: Изд-во АООРНЦ СО РАО, 2001. — 147с.
  42. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. Барнаул: Издательство АГУ, 1996. — 173с.
  43. М.Т. Если Вы преподаватель. -М.: ТОО «Диз-Арт», 1998.- 152с.
  44. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272с.
  45. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебно-методич. пос. по спецкурсу, — Якутск: ЯГУ, 1991. -67с.
  46. Д.А. Теоретико- методологические проблемы подготовки педагогов. / Проблемы формирования личности в современном вузе. -Якутск: Якутский государственный университет, 2001. С. 15−16.
  47. JT.A. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис.канд.пед.наук. -Магнитогорск, 2000. -21 с.
  48. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 200с.
  49. К.Д. Соотношение социального и этнического: методологический подход. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.11.
  50. Е.Г. Проблема возрождения и развития малочисленных народов Севера. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С. 18.
  51. Г. А. Современные тенденции в миграционных процесса Республики Саха (Якутия). / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2000.- № 2. С.60−62.
  52. Е.П. Как возродить национальную школу. (Шаги Республики Саха (Якутия)). М.: Просвещение, 1992. — 238с.
  53. Е.П. Пути обновления национальной школы. // Якутск: «Школа духовности», 2000. № 5. — С.67−69.
  54. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. — 134с.
  55. В.М. и другие. Вузовский преподаватель: сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С.3−13.
  56. Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. -СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1995.-64с.
  57. A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. Санкт-Петербург: Гуманитарный университет профсоюзов, 1996. — 350с.
  58. Г. А. О человеческом факторе коренных народов Севера. // Региональные особенности межнациональных отношений. Материалымежвузовской научной конференции, посвященной Международному Году коренных народов 24 декабря 1993 года. Якутск, 1994. -С.95−97.
  59. Г. А. Родной язык как важнейший элемент этнопроизводи-тельных сил: социально-философский аспект. // Народное образование Якутии. 1994. -№ 1. — С. 118−122.
  60. Г. А. Экологические потребности этносов как особый вид социальный потребностей // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. —Якутск, 1993.-С. 126−127.
  61. Г. А. Этнос как социальная общность людей // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. Под ред.П. С. Максимова. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.4−11.
  62. Г. А. Этнос как субъект социального развития: социально-философский аспект: Автореф. Дис. канд.филос.наук. — Якутск: Изд-во «Северовед», 1996, 20с.
  63. С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С.52−58.
  64. Г. А., Васильева Н. В. Проблемы понимания рече-языковых коммуникаций в процессе социальных отношений (Философ-ско-антропопедагогический аспект). -Якутск: Якутский государственный университет, 2002. — 137с.
  65. Е.А. Как выбирать профессию: М.: Просвещение, 1984. — 179с.
  66. Е.А. Профориентация и психология // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1985. — № 1.- С.3−6.
  67. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996. 510с.
  68. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профконсуль-тации. М.: Знание, 1983. 96с.
  69. О.В. Демографические проблемы на севере России, изменение структуры населения. Материалы доклада на днях Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Республике Саха (Якутия). -Якутск, 2002.- 15с.
  70. А.К. Энциклопедия педагогических технологий. -СПб.: «Каро», 2002.- 367с.
  71. Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1990. -190с.
  72. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  73. П.П., Сидоров Е. С. Реальные возможности агрошколы. Якутск: Изд-во Института повышения квалификации работников образования. — 2000. — 84с.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. -Москва, 2001. 29с.
  75. Концепция развития высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в первой четверти XXI века. -Якутск: ГУП «Полиграфист», 1999.-36с.
  76. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.- ВНИК «Школьник. Труд. Профессия». -М., 1991−18с.
  77. Н.С. Самоорганизация и становление индивидуальности //Интегральное становление индивидуальности. -Пермь, 1988.- С.50−59.
  78. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие. / Научн.ред. Чистякова С. Н., Журкина А. Я. М.: Филология, ИОСО РАО, 1997. — 80с.
  79. О.М. Некоторые проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента высшего образования в Республике Саха (Якутия) / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2000. -№ 2. С.97−100.
  80. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -121с.
  81. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-302с.
  82. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
  84. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства: инженерно-педагогические аспекты. М.: Высшая школа, 1989. — 134с.
  85. .Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607с.
  86. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведен. М.: Прометей. 1995. -292с.
  87. П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы как фактор возрождения традиций коренных народов Севера: Ав-тореф. дисс.канд.пед.наук. Москва, 1997. 20с.
  88. П.С. Этносоциальное развитие молодежи Якутии. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова, Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.-С.38.
  89. П.С. Социально-экологические проблемы в бассейне реки Вилюй: Препринт. Якутск: ЯНЦСО АН СССР, 1991. — 32с.
  90. П.С. Суверенитет и конституционное развитие республики. // Республика в составе Российской Федерации: государственность и политика-Якутск, 1993.- С.48−57.
  91. Э.С. Локальные исторические особенности культуры и процессы экологической адаптации // Вестник АН СССР.-1981. -№ 1. — С.111−117.
  92. А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Автореф.дис. докт.культурологии. Санкт-Петербург: СПб гос. университет культуры и искусств, 2000. — 41с.
  93. А.К. Психология профессионализма. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 309с.
  94. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.l. -М.: Госполитиздат, 1954. — 639с.
  95. А. Дальние пределы человеческой психики. -СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430с.
  96. Т.М., Перепелкин JI.C. Этнология. Учебное пособие. -М.: ЦИНО общ-ва «Знание» России, 1997. 320с.
  97. Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках дней Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Республике Саха (Якутия). (Сентябрь 2002 года). Якутск, 2002.- 170с.
  98. Н. М. Специфика работы психологического центра вуза в условиях поликультурной среды // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. / Под науч. ред. И. JL Набока. -Спб.: Астерион, 2002.- С.412−415.
  99. Н. М. Ценностные ориентации студентов Якутского госунверситета // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета / Под ред. В. П. Серкина. Вып. 1. К 10-летию каф. (1991−2001). -Магадан: Кордис, 2001.- С.95−108.
  100. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности. / Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -237с.
  101. В.Д., Михайлова Т. М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия).- 2001. -№ 1 С. 16−21.
  102. Е.И. Технология успеха. // Народное образование в Якутии. Якутск, 2001. -№ 4. — С.3−12.
  103. Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия). / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия).- 2000. -№ 3- С. 122−129.
  104. В.В., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование— М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2001. — 172с.
  105. A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). -М.:Academia, 2000. 176с.
  106. H.H. Человек и ноосфера. -М.: Мол. гвардия, 1990. 351с.
  107. A.B. Социальная педагогика: Учебник. М.: Академия, 1999.- 184с.
  108. A.B. Обучение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России. 2001. 320с.
  109. A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40с.
  110. М.В., Степанов М. Р. О подготовке кадров для Республики Саха (Якутия) в вузах России. // Наука и образование, 2000. -№ 4. С.73−75.
  111. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии / Психологическая наука в СССР. -М., 1960. 111с.
  112. A.A. Социально-психологическая адаптация лично-сти(формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. -262с.
  113. Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие для подготовки учителей школ коренных народов Севера. — Якутск: Типография ДНиСПО МО РС (Я), 1999. -140с.
  114. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -200с.
  115. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304с.
  116. Р.Р., Попова П. П. Реформирование высшего и среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2001. -№ 1. С.5−9.
  117. С.С. Социология: история, основы, институционализа-ция в России. М.: Московский психолого-социальный институт- Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 464с.
  118. А.Г. О менталитете саха. Монография. Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1996. — 147с.
  119. А.Г. Роль и место интеллигенции в общественной жизни на пороге XXI века / Интеллигенция и общественно-политическая жизнь. Якутск: Якутский госуниверситет, 2000. — С.6−10.
  120. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1989. 34с.
  121. А.П. Теоретики-практические задачи формирования личности студента ЯГУ. / Проблемы формирования личности в современном вузе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. — С. 136.
  122. Н.И. Концепция профессиональной ориентации молодежи, обеспечивающая её социальную мобильность в Норильском промышленном районе. Норильск: ИМЦ.- 2000. — 28с.
  123. Н.Ф. Первичный студенческий коллектив как субъект формирования личности специалиста: Автореф. дисс. доктора филос. наук. -М., 1993.-33с.
  124. А.К. Психология самостоятельности. -Москва-Нальчик, 1996.- 126с.
  125. Основы концепции и программы воспитания студентов (методическое пособие) / Научный редактор В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1999. — 208с.
  126. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. ред. A.B. Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 304с.
  127. В.В. Развитие коммуникативной компетенции субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед наук. -Омск, 2000. 20с.
  128. Н.С. Экология и культура: Учебное пособие. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 76с.
  129. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-347с.
  130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.И. Шия-нов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 200с.
  131. А.П. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в техническом вузе: Монография. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. 169с.
  132. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. -1997. -№ 4. -С.56−62.
  133. И.П. Педагогика. В 2-х кн. М.: Владос. 2000. — 573с.
  134. И.И. Поведение индивида в этноконтактной зоне. / Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы: Сб.научн. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — С. 10.
  135. В.А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. — Кемерово, 1994.- С. 1115.
  136. В.А. Высшее профессиональное образование: критически-рефлексивный контекст. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 160с.
  137. . Н. Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Якутск, 1996. 20с.
  138. Постановление Ученого Совета Якутского государственного университета от 28.02.01 «О совершенствовании инженерно-технических кадров в университете и перспективах развития инженерного образования». Якутск, 2001. — № 5 — 8с.
  139. Постановление Ученого Совета Якутского государственного университета от 25.04.02 «О состоянии и улучшении работы по адаптации студентов первого курса». -Якутск, ЯГУ. № 7. — Зс.
  140. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.-79с.
  141. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. М.: Изд. Минобразования РФ, 1999. — 40с.
  142. Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. — 78с.
  143. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение личности. М. — Воронеж, 1996. — 256с.
  144. Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников // Школа и производство, 1999. № 3. — С.73−80.
  145. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред.докт.псих.наук JI.M. Митиной. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. 184с.
  146. Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 608с.
  147. О.Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя: Авто-реф.дисс.канд.философ.наук. -Якутск, 2000.- 20с.
  148. М.И. Этнопедагогические особенности выбора учащимися будущей профессии (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф.дис. канд.пед.наук. -Якутск, 2001. 20с.
  149. Д. Как сделать карьеру. Челябинск: Урал LTD, 1999. — 314с.
  150. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 480с.
  151. Т.П. Идея толерантности и ее объединяющая роль. / Ис-торико-этносоциальные исследования: региональные проблемы: Сб.научн. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — С.32.
  152. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -423с.
  153. А.Ю. Социальный оптимизм учащейся молодежи в современном российском обществе (на материалах исследований в депрессивном регионе): Автореф.дисс.канд.социолог.наук. -Новочеркасск, 1999.-23с.
  154. М.В., Чупров В. И. Этнический статус в молодежной среде // Социол. исследования, — 1992.-№ 7.- С. 24.
  155. Д.Н. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 1998.-215с.
  156. Г. Ф., Панкарин В. Ф. О некоторых особенностях учебно-воспитательной работы в национальной школе камчатской области. -Петр.-Камч.: Камчатская правда, 1959.- 63с.
  157. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. — 256с.
  158. В.П. Проблемы системы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в конце XX в. Магадан, 1998. -36с.
  159. В.Д. Якуты. М., 1993. — 714с.
  160. Г. Г. Методология и методика социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе». М.: Издательство АСОПиР, 2001. — 61с.
  161. Система профессионального образования в Российской Федерации. М.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1998.- 197с.
  162. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. -Новосибирск: НГТУ, 1996. 69с.
  163. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект-пресс, 1995. 271с.
  164. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр психологии РАО, 1994. — 151с.
  165. Современные проблемы учебно-воспитательного процесса в вузе: Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1997. -52с.
  166. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей редакцией М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Цент «ВЛАДОС», 2000. — 416с.
  167. B.C. Философская антропология и философия науки. -М.: Высшая школа, 1992. 192с.
  168. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320с.
  169. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-560с.
  170. A.A., Влияние совместного расселения национальностей на вероятность межэтнических контактов // Социол. исследования, 1979. -№ I. С.84−91.
  171. A.A., Петров В. И. Психологическая поддержка студентов в техническом вузе. М, 1995. — 46с.
  172. H.H. Жизненные планы подростков и юношей. // Вопросы психологии, 1984. -№ 3. -С.79−86.
  173. М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. -Якутск: Бичик, 2000. 304с.
  174. К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. -Якутск, 1998.-40с.
  175. E.H. Расселение народностей Севера в Республике Саха (Якутия). // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.30.
  176. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999.-672с.
  177. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  178. Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 256с.
  179. С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 108с.
  180. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 575с.
  181. Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» М.:ИОСО РАО, 1999.-44с.
  182. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер пракс, 1995. — 282с.
  183. А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96с.
  184. H.H., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся / Под ред. H.H. Чистякова. -М.: Просвещение, 1982. — 175с.
  185. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение, 1983. 129с.
  186. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: РАО ИПСМ, 1993. — С.3−9.
  187. С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 1997. — 188с.
  188. С.Н., Родичев Н. Ф. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Ме-тод.пособие. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 64с.
  189. С.Н., Гуткин М. С., Рыкова Е. А. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово: Кемер. Обл.ИУУ. 1995. 143с.
  190. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980. 86с.
  191. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых социально-экономических условиях. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 192с.
  192. Л.Ф. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. -Л.: Ленинградский технологич. ин-т им. Ленсовета, 1987. С.134−139.
  193. Школа и выбор профессии / Под.ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. М.: Педагогика, 1987. — 17с.
  194. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под.ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М: ИОСО РАО, 2001. — 336с.
  195. В.В. Психологические особенности студенчества // Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.А. В. Петровского. -М., 1986.-304с.
  196. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250с.
  197. В.И. К проблеме адаптации студентов факультета народов Крайнего Севера. // Реальность этноса. Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- С.179−182.
  198. Ядобчева В. Я Воспитание ребенка в условиях тундры. // Реальность этноса. Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- С.241−243.
  199. Якиманская И. С Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 176с.
  200. Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. Соликамск: Соликамская типография, 1997. -67с.
  201. Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). Соликамск: Соликамская типография, 1996. — 81с.
Заполнить форму текущей работой