Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: На примере Республики Саха, Якутия
Диссертация
Определены комплекс педагогических путей и условий (социально-педагогических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение уровня социальной адаптивности сельской этнической молодежи к процессу обучения в вузе, будущей профессиональной деятельности и новым реалиям жизни в промышленном мегаполисе: усиление регионального компонента в учебных планах, предусматривающего специфику… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ -ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ
- 1. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
- 1. 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН, ЗАТРУДНЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 3. КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПОЛУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
- 2. 2. СОУПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА
- 2. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА — ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ИНТЕГРАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -299с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
- Акимова B.C., Горохов С. Н. О подготовке кадров высшей квалификации из представителей народов севера Якутии // Интеллигенция и общественно-политическая жизнь. -Якутск, 2000. -С.68−70.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1980.-230с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-336с.
- Артамонова К.И. Специфика работы куратора со студентами разных курсов. / В помощь куратору. Методическое пособие. Составители: Иванова М. Е., Балдюк P.A., Егорова Ф. Н. -Якутск: Изд-во ЯГУ. С.24−30.
- Артьемьев А.И. Социология личности. / 2-е изд. М.: ООО «АрбаТ — XXI», 2001.-252с.
- Атутов П.Р., Кожина O.A., Овечкин В. П., Симоненко В. Д., Хотун-цев Ю.Л. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство, 1999. № 1. -С.5−12.
- Бендюков М.А., Соломин И. Л. Диалоги о выборе профессии. -СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. 335с.
- Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Издательство «Фолио». -1997. — 624с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986. 307с.
- Беспаленко Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-ВУЗ: Автореф.дис.канд пед. наук. Воронеж, 2001. — 23с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2000. 304с.
- Борисов М.Н., Мигалкин A.B. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха: монография: В 2-х кн. Кн.2. Социологический подход к изменениям в постсоветское время / РГАТА.— Рыбинск, 1997.- 103с.
- Борисов М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социологические очерки): В 2-х частях / РГАТА — Рыбинск, 1995. — 155с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Аргус, 1994.-208с.
- Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. М.: ЦСПРАО, 1996. — 12с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. — 412с.
- Васильева Н.В., Меркель Е. В. Проблема языковой адаптации студентов-первокурсников в вузе. // Проблемы учебного процесса высшего профессионального образования на рубеже 21 века. -Якутск: ЯГУ, 2000. -С. 13−15.
- Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. -М.: Сов. Россия, 1989. 703с.
- Винокурова У.А. О правах народностей Севера. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.24.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 376с.
- В помощь куратору. Методическое пособие. Составители: Иванова М. Е., Балдюк P.A., Егорова Ф. Н. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. — 96с.
- Вузовская психодиагностика: Методические указания для слушателей спецфакультета и ФГЖ. -Л.: ЛГУ, 1990. -С. 45−50.
- Вуколова Т.С. Социальная адаптация личности в контексте образования. -Якутск: «Изд-во Якутский государственный университет», 2000.- 116с.
- Габышева Ф.В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель. М.: МГПУ, 2001. — 294с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.-432с.
- Гейжан Н.Ф. Проблемы профессиональной консультации молодежи // Теория и практика профориентации. ч.Ш. / Отв.ред. О. П. Апостолов. Петрозаводск, 1991. — 42с.
- Германов И.А. Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов: Автор.дис. канд.соц.наук. Пермь, 1999. — 20с.
- Гертвиг Г. Природа и человек на Крайнем Севере / Пер. с нем. -СПб., 1887.-442 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Уч. пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. 144с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа пресс, 1995. — 448с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С.43−52.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое. // Педагогика. 1998. -№ 5. — С.42−45.
- Головаха Е.И. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. ЗЗ — 43.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации. — М.: Педагогика, 1979. 160с.
- Государственный доклад о положении детей в Республике Саха (Якутия) 2001 год. Якутск: Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), 2002. — 96с.
- Гнатюк Г. А., Федорова E.H. Этническая мозаичность населения Якутии. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.ЗЗ.
- Григорьев С.И., Демина Л. Д., Спицкая Г. А. Проектирование социального образования для России XXI века в системе «школа вуз». -Барнаул: Изд-во АООРНЦ СО РАО, 2001. — 147с.
- Григорьев С.И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. Барнаул: Издательство АГУ, 1996. — 173с.
- Громкова М.Т. Если Вы преподаватель. -М.: ТОО «Диз-Арт», 1998.- 152с.
- Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. — 272с.
- Данилов Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебно-методич. пос. по спецкурсу, — Якутск: ЯГУ, 1991. -67с.
- Данилов Д.А. Теоретико- методологические проблемы подготовки педагогов. / Проблемы формирования личности в современном вузе. -Якутск: Якутский государственный университет, 2001. С. 15−16.
- Даренских JT.A. Профессионально-направленная адаптация первокурсников в педагогическом колледже: Автореф. дис.канд.пед.наук. -Магнитогорск, 2000. -21 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 200с.
- Дьячковский К.Д. Соотношение социального и этнического: методологический подход. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.11.
- Егоров Е.Г. Проблема возрождения и развития малочисленных народов Севера. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С. 18.
- Железнова Г. А. Современные тенденции в миграционных процесса Республики Саха (Якутия). / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2000.- № 2. С.60−62.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. (Шаги Республики Саха (Якутия)). М.: Просвещение, 1992. — 238с.
- Жирков Е.П. Пути обновления национальной школы. // Якутск: «Школа духовности», 2000. № 5. — С.67−69.
- Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. — 134с.
- Жураковский В.М. и другие. Вузовский преподаватель: сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С.3−13.
- Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. -СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1995.-64с.
- Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: Проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. Санкт-Петербург: Гуманитарный университет профсоюзов, 1996. — 350с.
- Иванов Г. А. О человеческом факторе коренных народов Севера. // Региональные особенности межнациональных отношений. Материалымежвузовской научной конференции, посвященной Международному Году коренных народов 24 декабря 1993 года. Якутск, 1994. -С.95−97.
- Иванов Г. А. Родной язык как важнейший элемент этнопроизводи-тельных сил: социально-философский аспект. // Народное образование Якутии. 1994. -№ 1. — С. 118−122.
- Иванов Г. А. Экологические потребности этносов как особый вид социальный потребностей // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. —Якутск, 1993.-С. 126−127.
- Иванов Г. А. Этнос как социальная общность людей // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. Под ред.П. С. Максимова. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.4−11.
- Иванов Г. А. Этнос как субъект социального развития: социально-философский аспект: Автореф. Дис. канд.филос.наук. — Якутск: Изд-во «Северовед», 1996, 20с.
- Иванушкина С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С.52−58.
- Караваев Г. А., Васильева Н. В. Проблемы понимания рече-языковых коммуникаций в процессе социальных отношений (Философ-ско-антропопедагогический аспект). -Якутск: Якутский государственный университет, 2002. — 137с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: М.: Просвещение, 1984. — 179с.
- Климов Е.А. Профориентация и психология // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1985. — № 1.- С.3−6.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996. 510с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профконсуль-тации. М.: Знание, 1983. 96с.
- Коголь О.В. Демографические проблемы на севере России, изменение структуры населения. Материалы доклада на днях Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Республике Саха (Якутия). -Якутск, 2002.- 15с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. -СПб.: «Каро», 2002.- 367с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1990. -190с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
- Кондратьев П.П., Сидоров Е. С. Реальные возможности агрошколы. Якутск: Изд-во Института повышения квалификации работников образования. — 2000. — 84с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. -Москва, 2001. 29с.
- Концепция развития высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в первой четверти XXI века. -Якутск: ГУП «Полиграфист», 1999.-36с.
- Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.- ВНИК «Школьник. Труд. Профессия». -М., 1991−18с.
- Копеина Н.С. Самоорганизация и становление индивидуальности //Интегральное становление индивидуальности. -Пермь, 1988.- С.50−59.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие. / Научн.ред. Чистякова С. Н., Журкина А. Я. М.: Филология, ИОСО РАО, 1997. — 80с.
- Кривошапкина О.М. Некоторые проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента высшего образования в Республике Саха (Якутия) / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2000. -№ 2. С.97−100.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. -121с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-302с.
- Куницина В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Лернер П.С. Подготовка кадров для перспективного производства: инженерно-педагогические аспекты. М.: Высшая школа, 1989. — 134с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведен. М.: Прометей. 1995. -292с.
- Макаров П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы как фактор возрождения традиций коренных народов Севера: Ав-тореф. дисс.канд.пед.наук. Москва, 1997. 20с.
- Максимов П.С. Этносоциальное развитие молодежи Якутии. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова, Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.-С.38.
- Максимов П.С. Социально-экологические проблемы в бассейне реки Вилюй: Препринт. Якутск: ЯНЦСО АН СССР, 1991. — 32с.
- Максимов П.С. Суверенитет и конституционное развитие республики. // Республика в составе Российской Федерации: государственность и политика-Якутск, 1993.- С.48−57.
- Маркарян Э.С. Локальные исторические особенности культуры и процессы экологической адаптации // Вестник АН СССР.-1981. -№ 1. — С.111−117.
- Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: Автореф.дис. докт.культурологии. Санкт-Петербург: СПб гос. университет культуры и искусств, 2000. — 41с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 309с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. T.l. -М.: Госполитиздат, 1954. — 639с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. -СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. 430с.
- Мастюгина Т.М., Перепелкин JI.C. Этнология. Учебное пособие. -М.: ЦИНО общ-ва «Знание» России, 1997. 320с.
- Материалы научно-практической конференции, проводимой в рамках дней Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Республике Саха (Якутия). (Сентябрь 2002 года). Якутск, 2002.- 170с.
- Мельникова Н. М. Специфика работы психологического центра вуза в условиях поликультурной среды // Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. / Под науч. ред. И. JL Набока. -Спб.: Астерион, 2002.- С.412−415.
- Мельникова Н. М. Ценностные ориентации студентов Якутского госунверситета // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета / Под ред. В. П. Серкина. Вып. 1. К 10-летию каф. (1991−2001). -Магадан: Кордис, 2001.- С.95−108.
- Мерлин B.C. Принципы психологической характеристики типов личности. / Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -237с.
- Михайлов В.Д., Михайлова Т. М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия).- 2001. -№ 1 С. 16−21.
- Михайлова Е.И. Технология успеха. // Народное образование в Якутии. Якутск, 2001. -№ 4. — С.3−12.
- Михайлова Е.И. Приоритеты развития образования в Республике Саха (Якутия). / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия).- 2000. -№ 3- С. 122−129.
- Моисеенко В.В., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование— М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2001. — 172с.
- Мордовская A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). -М.:Academia, 2000. 176с.
- Моисеев H.H. Человек и ноосфера. -М.: Мол. гвардия, 1990. 351с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник. М.: Академия, 1999.- 184с.
- Мудрик A.B. Обучение в процессе воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России. 2001. 320с.
- Мудрик A.B. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40с.
- Мучин М.В., Степанов М. Р. О подготовке кадров для Республики Саха (Якутия) в вузах России. // Наука и образование, 2000. -№ 4. С.73−75.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии / Психологическая наука в СССР. -М., 1960. 111с.
- Намаджян A.A. Социально-психологическая адаптация лично-сти(формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. -262с.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие для подготовки учителей школ коренных народов Севера. — Якутск: Типография ДНиСПО МО РС (Я), 1999. -140с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -200с.
- Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304с.
- Ноговицин Р.Р., Попова П. П. Реформирование высшего и среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) / Наука и образование. -Якутск: Академия наук Республики Саха (Якутия), 2001. -№ 1. С.5−9.
- Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализа-ция в России. М.: Московский психолого-социальный институт- Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 464с.
- Новиков А.Г. О менталитете саха. Монография. Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1996. — 147с.
- Новиков А.Г. Роль и место интеллигенции в общественной жизни на пороге XXI века / Интеллигенция и общественно-политическая жизнь. Якутск: Якутский госуниверситет, 2000. — С.6−10.
- Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1989. 34с.
- Оконешникова А.П. Теоретики-практические задачи формирования личности студента ЯГУ. / Проблемы формирования личности в современном вузе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. — С. 136.
- Орлянская Н.И. Концепция профессиональной ориентации молодежи, обеспечивающая её социальную мобильность в Норильском промышленном районе. Норильск: ИМЦ.- 2000. — 28с.
- Осипова Н.Ф. Первичный студенческий коллектив как субъект формирования личности специалиста: Автореф. дисс. доктора филос. наук. -М., 1993.-33с.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. -Москва-Нальчик, 1996.- 126с.
- Основы концепции и программы воспитания студентов (методическое пособие) / Научный редактор В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1999. — 208с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. ред. A.B. Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 304с.
- Охотникова В.В. Развитие коммуникативной компетенции субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях: Автореф. дисс. канд. пед наук. -Омск, 2000. 20с.
- Павлова Н.С. Экология и культура: Учебное пособие. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 76с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-347с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.И. Шия-нов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 200с.
- Петрова А.П. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в техническом вузе: Монография. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001. 169с.
- Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. -1997. -№ 4. -С.56−62.
- Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. М.: Владос. 2000. — 573с.
- Подойницина И.И. Поведение индивида в этноконтактной зоне. / Историко-этносоциальные исследования: региональные проблемы: Сб.научн. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — С. 10.
- Поляков В.А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: Материалы обл. научно-практической конференции. — Кемерово, 1994.- С. 1115.
- Попков В.А. Высшее профессиональное образование: критически-рефлексивный контекст. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 160с.
- Попов Б. Н. Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Якутск, 1996. 20с.
- Постановление Ученого Совета Якутского государственного университета от 28.02.01 «О совершенствовании инженерно-технических кадров в университете и перспективах развития инженерного образования». Якутск, 2001. — № 5 — 8с.
- Постановление Ученого Совета Якутского государственного университета от 25.04.02 «О состоянии и улучшении работы по адаптации студентов первого курса». -Якутск, ЯГУ. № 7. — Зс.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.-79с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. М.: Изд. Минобразования РФ, 1999. — 40с.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. — 78с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение личности. М. — Воронеж, 1996. — 256с.
- Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников // Школа и производство, 1999. № 3. — С.73−80.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. /Под ред.докт.псих.наук JI.M. Митиной. — М.: Московский психолого-социальный институт- Флинта, 1998. 184с.
- Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. — 608с.
- Рабинович О.Т. Аксиологические аспекты социально-профессионального развития личности учителя: Авто-реф.дисс.канд.философ.наук. -Якутск, 2000.- 20с.
- Решетникова М.И. Этнопедагогические особенности выбора учащимися будущей профессии (на примере Республики Саха (Якутия)): Автореф.дис. канд.пед.наук. -Якутск, 2001. 20с.
- Роджер Д. Как сделать карьеру. Челябинск: Урал LTD, 1999. — 314с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 480с.
- Родионов Т.П. Идея толерантности и ее объединяющая роль. / Ис-торико-этносоциальные исследования: региональные проблемы: Сб.научн. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — С.32.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973. -423с.
- Ряжских А.Ю. Социальный оптимизм учащейся молодежи в современном российском обществе (на материалах исследований в депрессивном регионе): Автореф.дисс.канд.социолог.наук. -Новочеркасск, 1999.-23с.
- Савва М.В., Чупров В. И. Этнический статус в молодежной среде // Социол. исследования, — 1992.-№ 7.- С. 24.
- Сазонов Д.Н. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 1998.-215с.
- Севильгаев Г. Ф., Панкарин В. Ф. О некоторых особенностях учебно-воспитательной работы в национальной школе камчатской области. -Петр.-Камч.: Камчатская правда, 1959.- 63с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. — 256с.
- Серкин В.П. Проблемы системы образования коренных малочисленных народов Северо-Востока России в конце XX в. Магадан, 1998. -36с.
- Серошевский В.Д. Якуты. М., 1993. — 714с.
- Силласте Г. Г. Методология и методика социолого-педагогического исследования «Ценностные ориентации сельских учителей, учащихся и их родителей в условиях становления рыночной экономики на селе». М.: Издательство АСОПиР, 2001. — 61с.
- Система профессионального образования в Российской Федерации. М.: Национальная обсерватория профессионального образования, 1998.- 197с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. -Новосибирск: НГТУ, 1996. 69с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Аспект-пресс, 1995. 271с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: по материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. М.: Центр психологии РАО, 1994. — 151с.
- Современные проблемы учебно-воспитательного процесса в вузе: Сборник научных трудов. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1997. -52с.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей редакцией М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. Изд. Цент «ВЛАДОС», 2000. — 416с.
- Степин B.C. Философская антропология и философия науки. -М.: Высшая школа, 1992. 192с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-560с.
- Сусоколов A.A., Влияние совместного расселения национальностей на вероятность межэтнических контактов // Социол. исследования, 1979. -№ I. С.84−91.
- Сысоев A.A., Петров В. И. Психологическая поддержка студентов в техническом вузе. М, 1995. — 46с.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей. // Вопросы психологии, 1984. -№ 3. -С.79−86.
- Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. -Якутск: Бичик, 2000. 304с.
- Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. -Якутск, 1998.-40с.
- Федорова E.H. Расселение народностей Севера в Республике Саха (Якутия). // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб.научн.тр. под ред. П. С. Максимова. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. -С.30.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999.-672с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. — 256с.
- Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 108с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 575с.
- Хотунцев Ю.Л., Кожина O.A. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» М.:ИОСО РАО, 1999.-44с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер пракс, 1995. — 282с.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96с.
- Чистяков H.H., Буянова Т. А., Касаткина Н. Э. Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся / Под ред. H.H. Чистякова. -М.: Просвещение, 1982. — 175с.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение, 1983. 129с.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М.: РАО ИПСМ, 1993. — С.3−9.
- Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. М.: Просвещение, 1997. — 188с.
- Чистякова С.Н., Родичев Н. Ф. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Ме-тод.пособие. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 64с.
- Чистякова С.Н., Гуткин М. С., Рыкова Е. А. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. — Кемерово: Кемер. Обл.ИУУ. 1995. 143с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980. 86с.
- Шакеева Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых социально-экономических условиях. М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 192с.
- Шеховцова Л.Ф. Психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе. -Л.: Ленинградский технологич. ин-т им. Ленсовета, 1987. С.134−139.
- Школа и выбор профессии / Под.ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Г. Г. Агаповой. М.: Педагогика, 1987. — 17с.
- Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под.ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М: ИОСО РАО, 2001. — 336с.
- Шпалинский В.В. Психологические особенности студенчества // Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред.А. В. Петровского. -М., 1986.-304с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250с.
- Щеглов В.И. К проблеме адаптации студентов факультета народов Крайнего Севера. // Реальность этноса. Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- С.179−182.
- Ядобчева В. Я Воспитание ребенка в условиях тундры. // Реальность этноса. Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- С.241−243.
- Якиманская И. С Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 176с.
- Яркина Т.Ф. Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики. Соликамск: Соликамская типография, 1997. -67с.
- Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). Соликамск: Соликамская типография, 1996. — 81с.