Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние здоровья и проблемы подготовки медицинского персонала на этате получения среднего и высшего сестринского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рапопорт И. К., 2008). В связи с этим, ряд авторов (Никифоров Г. Г., 2005; Бондин В. И., 2005; Михайлова A.A., 2008 и др.) подчеркивает тенденцию к увеличению показателей заболеваемости студентов медицинских учебных заведений. Указанное требует мониторинга параметров состояния здоровья студентов, распространения поведенческих факторов риска, их коррекции, формирования в студенческой среде… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Состояние здоровья и проблемы подготовки медицинского персонала на этапе получения среднего и высшего сестринского образования (обзор литературы)
    • 1. 1. Здоровье как важнейшая медико-социальная категория
    • 1. 2. Современная система подготовки среднего медицинского персонала

Состояние здоровья и проблемы подготовки медицинского персонала на этате получения среднего и высшего сестринского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Как отмечается в «Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации», здоровье населения является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ 2006 году утвержден национальный проект «Здоровье», призванный коренным образом изменить эффективность деятельности системы здравоохранения и оказать существенное воздействие на здоровье населения. При этом важнейшими направлениями национального проекта «Здоровье» являются санитарно-гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни (Двойников С.И. и соавт., 2006).

Основную роль в реализации данного направления играют медицинские работники, включая самую многочисленную их часть — средний медицинский персонал, который осуществляет 70% объема всей деятельности в области здравоохранения (Саркисова В.А., 2005). При этом важно отметить, что показатели здоровья медицинских работников, продолжительность их жизни отличаются от среднестатистических показателей в худшую сторону. Среди медицинских работников наиболее неблагоприятные показатели здоровья имеют средние медицинские работники, их заболеваемость выше, чем у врачей и работников других отраслей народного хозяйства (Амиров Н.Х. и соавт., 2005). Указанное определяет необходимость проведения широкомасштабных медико-социальных и психологических исследований для анализа существующего положения, выявления негативных тенденций, разработки мероприятий по их коррекции.

Общеизвестно, что уровень здоровья во многом закладывается и формируется в детском и подростковом возрасте, и чем раньше реализуются меры по улучшению здоровья, тем более они эффективны (Кучма В.Р.,.

Рапопорт И.К., 2008). В связи с этим, ряд авторов (Никифоров Г. Г., 2005; Бондин В. И., 2005; Михайлова A.A., 2008 и др.) подчеркивает тенденцию к увеличению показателей заболеваемости студентов медицинских учебных заведений. Указанное требует мониторинга параметров состояния здоровья студентов, распространения поведенческих факторов риска, их коррекции, формирования в студенческой среде мотивации на формирование здорового образа жизни (Батырова А.З., 2008). Необходима разработка и внедрение проектов профилактической направленности, целью которых является снижение распространенности факторов риска и улучшение уровня здоровья студентов, а также оценка их эффективности.

Во многих странах мира реформа здравоохранения, в первую очередь, начиналась с реформы сестринского дела. В нашей стране до 1993 года в сестринском деле наблюдалась тенденция к упрощению квалификации в среде t средних медицинских работников. Врач традиционно считался руководителем деятельности медсестры, зачастую не владея ни основами, ни тонкостями этой профессии. Поэтому в сентябре 1998 года на Первом Всероссийском съезде средних медицинских работников была принята Государственная Программа развития сестринского дела в РФ. Для ее успешной реализации должна-быть изменена система взаимодействия сестринского персонала с врачом и обеспечено их сотрудничество. Реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала. в здравоохранении должна изменить соотношение врач-медсестра в сторону увеличения сестринского персонала с передачей ему части функций, выполняемых в настоящее время врачами, а, следовательно, требует подготовки высококвалифицированных сестринских кадров (Элланский Ю.Г. и соавт., 2007).

Кроме того, в условиях современного рынка, включающего и рынок закупок в системе здравоохранения, значительная роль отводится специалистам по маркетингу и менеджменту. В связи с. этим существенно повышается роль высококвалифицированного сестринского персонала. Это — новое направление, требующее знаний законов экономики и права в сфере здравоохранения.

Алешкина О.Ю., 2008).

Высшее сестринское образование во всем мире давно рассматривается как необходимая составляющая здравоохранения. Оно направлено на подготовку высококвалифицированных управленческих кадров — руководителей сестринских служб, способных решать современные сложные задачи отрасли на основе принципов научного управления (Литвинава Н.К. и соавт., 2007).

В настоящее время в РФ подготовку специалистов с высшим сестринским образованием осуществляют более 40 факультетов высшего сестринского образования. Анализ содержания ряда работ (Горохов М.С. и соавт., 2007; Ибрагимов И. М., 2008 и др.) показывает, что на протяжении многих лет проблемы подготовки и использования средних медицинских кадров сохраняют свою актуальность и значимость. Существующая система подготовки не соответствует рекомендациям ВОЗ и требует пересмотра. Подготовка медицинской сестры новой формации реально достижима только при реформировании системы образования (Тен B.C. и соавт., 2007).

Несмотря на появление в последние годы ряда работ по проблемам здоровья учащейся молодежи и вопросам подготовки среднего медицинского персонала, отсутствуют исследования, посвященные комплексной (сквозной) оценке здоровья и учащихся медицинских училищ (колледжей) и студентов факультетов ВСО, а также вопросам их профессиональной подготовки с точки зрения единства концептуальных подходов на всех уровнях образования. Решению указанных проблем и посвящено настоящее исследование.

Цель исследования: разработка мероприятий по улучшению здоровья и совершенствованию системы подготовки среднего медицинского персонала на этапах получения среднего и высшего сестринского образования.

Задачи исследования:

— изучить медико-социальную структуру учащихся медицинского училища и студентов факультета ВСО;

— оценить состояние здоровья учащихся медицинского училища и студентов факультета ВСО и факторы, на него влияющие;

— изучить деонтологические аспекты деятельности среднего медицинского персонала, перспективы трудоустройства и карьерного роста студентов факультета ВСО на основе проведения социологического исследования;

— изучить мнение учащихся медицинского училища и студентов факультета ВСО по проблемам подготовки специалистов сестринского дела;

— провести тестирование уровня знаний учащихся медицинского училища и студентов факультета ВСО по вопросам сестринского дела, психологии и менеджмента в здравоохранении;

— разработать рекомендации по профилактике потерь здоровья и повышению качества подготовки среднего медицинского персонала на всех уровнях.

Научная новизна работы 1. Впервые получен сравнительный анализ образа жизни, состояния здоровья учащихся базового отделения (медицинского училища) и среднего медицинского персонала, обучающегося на факультете высшего сестринского образования.

2. Произведен анализ существующей системы подготовки среднего медицинского персонала, выявлены основные проблемы, оценена эффективность учебно-педагогического процесса.

3. Разработаны мероприятия по сохранению и укреплению здоровья студентов, обучающихся в высших и средних профессиональных учреждениях.

4. Предложены рекомендации по совершенствованию системы подготовки среднего медицинского персонала на современном этапе реформирования здравоохранения.

Практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволяющими оценить негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся средних и высших учебных медицинских заведений и предложить комплекс мероприятия по сохранению и укреплению их здоровья.

Кроме того, обоснованы необходимость и основные направления совершенствования системы подготовки среднего медицинского персонала на этапе получения среднего и высшего медицинского образования.

Результаты проведенного исследования используются в деятельности ГОУ СПО «Санкт-Петербургский акушерский колледж» при проведении мониторинга здоровья студентов.

Материалы исследования использованы в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения и в Институте сестринского образования СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, на кафедре сестринского дела Кольского филиала Петрозаводского университета.

По результатам исследования составлена рабочая программа по дисциплине «Теория сестринского дела» для специальности 60 109 (40 600) «Сестринское дело» (заочная форма обучения), разработаны «Типовые ситуационные задачи для Итоговой государственной аттестации по специальности 60 109 (40 600) «Сестринское дело».

Апробация работы Материалы исследования были доложены и обсуждены на:

— I Международной научно-практической конференции «Сестринские исследования сегодня: достижения, проблемы, вопросы, перспективы» (Санкт-Петербург, июнь 2007 г.);

— научно-практической конференции «Организация профилактической работы с населением. Проблемы и пути ее решения» (Санкт-Петербург, апрель 2008 г.);

— научно-практической конференции «Сестринский процесс — управление качеством и безопасностью сестринской деятельности» (Санкт-Петербург, май 2008 г.);

— IX Международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, ноябрь 2008 г.);

III Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала и пути ее решения (Санкт-Петербург, ноябрь 2008 г.);

III Всероссийском съезде средних медицинских работников «Будущее профессии создадим вместе: образование, профессионализм, качество» (Санкт.

Петербург, декабрь 2008 г.);

— учебно-методической конференции: «Сестринское образование в России: совершенствование качества подготовки специалистов на основе компетентностного подхода и роли преподавательских кадров» (Тверь, январь 2009 г.);

— научно-практической конференции «Сестринские исследования. Интеграция теории и практики» (Санкт-Петербург, март 2009 г.);

Международном конгрессе «Медико-социальное значение развития сестринского дела. Проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, сентябрь 2009 г.);

— научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела — 2010» (Санкт-Петербург, ноябрь 2010 г.).

Личный вклад автора.

Автором лично сформулированы цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, положения, выносимые на защиту, разработана методика, проведен сбор материала. Доля участия автора в обработке данных — 90%, в обобщении и анализе материала — 100%. В целом вклад автора превышает 95%.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные негативные тенденции в состоянии здоровья и образе жизни студентов Института сестринского образования (ИСО) на этапе получения среднего профессионального и высшего сестринского образования указывают на необходимость принятия срочных мер по сохранению и укреплению их здоровья, а также эффективной организации профилактических мероприятий по оздоровлению и оптимизации социально-гигиенических аспектов образа жизни учащихся.

2. Преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья студентов определяет потребность в системном решении данной проблемы на уровне разработки государственной программы, основанной на приоритете здорового образа жизни.

3. Существующие проблемы в подготовке студентов на этапе получения среднего профессионального и высшего сестринского образования обуславливают необходимость пересмотра программ подготовки специалистов в сторону повышения уровня их мобильности, эффективности, ориентирования на современные инновационные сестринские технологии.

4. Интегрирование образовательных медицинских учреждений и практического здравоохранения при разработке образовательных стандартов и программ обучения продиктовано необходимостью преемственности и формирования работника здравоохранения новой формации.

выводы.

1. Состояние здоровья студентов Института сестринского образования на этапе получения среднего профессионального и высшего образования требует улучшения. По результатам его самооценки почти у каждого третьего (30,1%) студента имеются хронические заболевания, а у 6,3% - частые острые заболевания. Удовлетворены состоянием своего здоровья чуть более половины (57,5%) опрошенных. Почти у трети (29,3%) студентов имеются хронические заболевания органов пищеварения, у 17,1% - органов дыхания, у 15,8% - системы кровообращения.

2. Важным фактором, влияющим на уровень здоровья студентов, является неблагоприятный образ жизни. Курят 28,6% обучающихся в медицинском училище и 25,6% - на факультете ВСО. Каждый десятый (9,5%) начал курить в возрасте до 15 лет, а 44,5% - в 15−18 лет. 49,7% попробовали алкогольные напитки в возрасте от 15 до 18 лет, а 17,8% - в более раннем возрасте. В большинстве своем (79,2%) студенты питаются нерегулярно. Назначенную диету соблюдают только 5,5%. Утреннюю зарядку регулярно делают 8,2%, что является показателем низкой двигательной активности студентов.

3. Выбор профессии среднего медицинского персонала является вполне осознанным и отвечает их призванию. Для 63,7% он является самостоятельным. По мнению обучающихся, профессию среднего медицинского работника 39,2% населения считают общественно необходимой, 9,3%- почетной, 38,1% - относятся с уважением.

4. Основными мотивами к получению высшего сестринского образования являются: перспектива карьерного роста (50,6%), желание повысить свой профессиональный уровень (33,7%) и занимаемая должность (13,7%). Заинтересованность руководителей ЛПУ в получении средним медицинским персоналом высшего образования имела место только в половине случаев (48,3%).

5. Предпочтительной формой получения высшего сестринского образования подавляющее большинство (88,1%) студентов считает заочную форму обучения, которая позволяет совмещать производственную деятельность и наличие гарантированного государственного оплачиваемого учебного отпуска в период осенней и весенней сессии.

6. Программа обучения на факультете ВСО и в медицинском училище требует своего совершенствования. Для улучшения качества подготовки специалистов сестринского дела необходимо увеличение количества часов по административно-управленческим дисциплинам (что отметили 14,1% респондентов), а 6,7% предложили целесообразным начинать их изучение с третьего курса. 45,0% студентов факультета указали на необходимость увеличения объема учебно-методического материала, так как рекомендуемые кафедрами пособия (учебники) не всегда отражают сестринские процессы и проблемные ситуации по организации работы сестринских служб.

47,8% учащихся медицинского училища указали на существующий разрыв между теоретическими знаниями и практическими навыками. Большинство (88,1%) из них считают значимым проведение научно-исследовательской работы, а 56, 5% хотят заниматься ею в процессе обучения.

7. Результаты тестирования, проводимые с целью определения уровня «выживаемости» знаний среди учащихся медицинского училища и студентов 1 и 5 курсов факультета ВСО, показали существенные различия результатов в тестируемых группах. В большинстве своем (85,1%) с тестовым заданием справились студенты 5 курса факультета ВСО. Среди студентов медицинского училища данный показатель составил чуть более половины (55,8%) и был существенно более низким (29,6%) у студентов 1 курса факультета ВСО. Указанное доказывает необходимость существенного повышения уровня подготовки среднего медицинского персонала на последипломном уровне.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Необходима эффективная организация профилактических мероприятий по оздоровлению студентов, принятие новых, научно-обоснованных подходов анализа их здоровья и разработки мероприятий по их улучшению с учетом основополагающих факторов образа жизни данной группы населения.

Концептуальная модель оздоровления студентов на федеральном и региональном уровнях должна предусматривать следующее: Министерству образования и науки РФ:

— следует включить в базовые программы подготовки педагогических кадров и программы курсов усовершенствования учителей вопросы гигиенического воспитания.

— необходимо формировать госзаказы в средствах массовой информации на разработку и организацию познавательных и образовательных программ по здоровому образу жизни.

— для стимулирования физической активности студентов совершенствовать методику проведения занятий физической культурой и спортом с учетом увеличения часов в течение учебной недели, а также индивидуализировать эти программы с учетом интересов, потребностей и физического уровня подготовки каждого студента, обеспечить необходимую материально-техническую базу для их реализации.

Министерству здравоохранения и социального развития РФ:

— разработать и внедрить обязательную программу ежегодной диспансеризации студентов, получающих сестринское образование, с последующей разработкой персональных рекомендаций, в том числе связанных с лечебно-профилактическим питанием, и регламентируемый порядок их реализации.

2. Необходимо проведение целенаправленной работы на государственном и региональном уровнях, направленной на повышение социальной значимости и престижности профессии медицинской сестры: развитие международных связей и сотрудничество с российскими общественными организациями, возрождение традиций сестер милосердия, принятие срочных мер по решению вопросов достойной оплаты труда среднего медицинского персонала, переход к реализации в полном объеме концепции сестринского дела, подразумевающей более самостоятельные и автономные функции среднего медицинского персонала, формирование возможности и способности принятия самостоятельных решений в пределах своей компетенции. Необходима разработка отраслевой программы развития сестринского дела с включением раздела, предусматривающего укомплектование должностей руководителей сестринских служб специалистами с высшим сестринским образованием.

4. С целью расширения возможностей трудоустройства выпускников необходимо создание единой информационной среды, а также создание банка данных на факультетах ВСО, интернет-бирж и электронных резюме для участия в ярмарках вакантных мест.

5. Необходимо расширить программу подготовки среднего медицинского персонала с включением в нее таких направлений, как «Психолого-педагогическое образование», «Исследовательская деятельность». С целью интегрирования теории и практики сестринского дела включить в курсы повышения квалификации медицинских сестер часы по педагогике. Для оптимизации подготовки специалистов с высшим сестринским образованием необходимо:

— изменение содержания программ по клиническим дисциплинам с приоритетом на организацию лечебно-диагностической сестринской помощи пациентам, профилактическую работу и реабилитационные сестринские мероприятия, инфекционную безопасность, делопроизводство, профессиональные взаимоотношенияпересмотр количества часов по административно-управленческим дисциплинам в сторону их увеличения и преподавание последних, начиная с 3 курса обучения;

— обеспечить более тесную интеграцию факультетов ВСО с органами и учреждениями практического здравоохранения, что позволит выполнять дипломные работы в форме заказа от органов и учреждений здравоохранения и внедрять их результаты в деятельность учреждений заказчика. Последнее поднимет престиж факультетов ВСО, а также повысит значимость данного вида исследовательской деятельности.

6. Необходимо расширение списка управленческих должностей, которые могут занимать специалисты с высшим сестринским образованием в сфере здравоохранения (заведующий отделом маркетинга ЛПУ, менеджер по платным услугам ЛПУ, менеджер по медицинскому оборудованию, менеджер аптеки ЛПУ, менеджер фармацевтической фирмы, менеджер офиса семейного врача, эксперт сестринской службы).

7. Программы обучения для медицинских училищ (техникумов) и колледжей должны быть мобильными, эффективными, ориентированными на последние современные инновационные сестринские технологии, способствующими продвижению специалистов на рынке труда и формированию работника здравоохранения новой формации. Для объективной оценки деятельности образовательной системы подготовки средних медицинских работников необходимо наряду с традиционными методами педагогического исследования использовать системный многофакторный и корреляционный анализ, позволяющий выделить структурные и функциональные компоненты образовательного процесса, оценивать интенсивность методической деятельности, что, в свою очередь, обеспечит формирование профессионально и социально востребованного выпускника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ц.М., Асхабова Л. М. Главная медицинская сестра в педиатрии настоящего и будущего // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007.-С. 27−31.
  2. Т.М. Роль высшего сестринского образования в развитии сестринского дела // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф.- Махачкала: Лотос, 2007.-С. 25 -27.
  3. В.И., Северин Г. К. Оценка популяционного здоровья студентов-первокурсников // Здоровье студентов: Сб. тезисов научно-практ. конф.- М.: РУДН, 1999. С.99−100.
  4. О.Ю., Тупикин Д. В. Современные подходы к системе профессиональной подготовки менеджеров здравоохранения — руководителей сестринского персонала с высшим медицинским образованием // Гл. медицинская сестра. 2008, — № 6.- С. 157−160.
  5. В.А., Давиденко Д. Н. Петленко В.П. и др. Общая валеология: конспект лекций / Под ред. проф. В. П. Петленко. СПб.: БПА, 2000. — С. 163.
  6. О.В., Флек В. О., Сокольников Н. Ф., Аудит эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении в РФ- Анализ и результат / Под ред. В. П. Горегляда. -М.: ГЭОТАР.- Медиа, 2006.- С. 254.
  7. М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся // Здравоохр. Рос. Федерации. 2001. — № 3.- С. 29−33.
  8. В.Г., Мухин H.A. Профессиональные болезни.- М.: Медицина, 2004.- С. 758.
  9. Е.Ф., Демидов H.A. Образ жизни и здоровье населения // Здравоохр. Рос. Федерации.- 1992. № 7. — С. 22−25.
  10. И.В., Трушина О. Ю., Горбунов В. И. Формирование здорового образа жизни // Главная медицинская сестра.- 2008. № 6.- С. 20−31.
  11. К., Шейнберг JI. Здоровый образ жизни: Пер. с англ.- М.: Мир, 1997.-С. 368.
  12. И.М., Левашова Л. С. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни молодежи // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути их решения: Мат. научно-практ. конф. Уфа, 2008. — С.52−55.
  13. Л.В., Барканов C.B. Формирование здорового образа жизни российских подростков.-М.: ВЛАДОС, 2002. С. 190-
  14. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека к проблеме развития физкультурного знания // Теор. и прак. физ. культ. — 1997. -№ 7.- С.37−41. — ¦¦ •- '.•¦-¦¦
  15. А.З., Богданова Г. Н. Формирование здорового образа жизни среди молодежи на> современном этапе // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и, пути решения: Мат. научн.- практ. конф. Уфа, 2008. — С.61.
  16. F.K. Руководство по безопасному материнству. М.: Триада X., 1998.-№ 6.-С. 101.
  17. И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представлений к поведению // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М-Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 34−36.
  18. Бовина И. Б- Представление о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопросы психологии.2005. № 3^- С. 90.
  19. В .А. Информационный стресс. М.: ПЕРСЭ, 2000. — С. 352.
  20. О.Г. Законы в сфере образования // Сестринское дело. 2008. -№ 7. -С. 1.
  21. А.Ю., Камынина H.H. Изменения в сестринском образовании в Европейском союзе // Медицинская сестра. 2007. — № 3. — С. 34−36.
  22. А.Г., Рощин М. Ю. Молодежный ренессанс: проблемы социализации молодежи.- М.: Наука, 1990. С. 235.
  23. H.H. Проблемы медицинских кадров в системе охраны материнства и детства // Медицинская сестра. 1992. — № 3. — С. 7−9.
  24. O.JI. Заболеваемость, образ жизни и пути совершенствования медицинского обслуживания студентов высших учебных заведений: Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук.- Иваново, 2001. -С. 24.
  25. Ш. М. Содержательный смысл некоторых современных управленческих терминов и понятий // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007. — С. 44−56.
  26. Ш. М. Теоретические предпосылки обеспечения успешности реформирования здравоохранения // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007.-С. 57−58.
  27. Ш. М., Блохина М. В. Анализ программ обучения студентов факультетов высшего сестринского образования: проблемы и пути их решения // Главная медицинская сестра. 2008. — № 5.- С. 96−100.
  28. В.А. Профессиональное «выгорание» и состояние здоровья медицинских работников // Врачебные ведомости. 2008.- № 1.- С. 82−92.
  29. И.М., Арефьева И. С., Шарапова Е. И. Особенности организации медико-социальной помощи девушкам-подросткам // Здравоохранение РФ.-1989. № 3. — С.28−31.
  30. Н.Ф. В Госдуме России: снизить смертность // Сестринское дело.- 2008.- № 7.- С. 4.
  31. A.B., Ахмедов М. П. Некоторые результаты оценки состояния здоровья подростков // Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения: Сб. науч. тр. СПб., 2006. — С. 194−195.
  32. М.С., Корнеев М. Л. К вопросу о подготовке сестринских кадров // Медицинская сестра. 2007.- № 1. — С. 31−34.
  33. А.Д., Шомахов А. О. Медико-социальная характеристика медицинской сестры и ее семьи // Здравоохр. Рос. Федерации. 2008. — № 2. -С. 29−31.
  34. О.В., Русанова Е. И. Студенческая семья как социальный приоритет в современном обществе // Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1997. — № 1. — С. 10−14.
  35. Т.С. Современные тенденции обучения анатомии на факультете высшего сестринского образования // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007.-С. 119−120.
  36. Д.Г., Лихолобова Л. К., Фролова И. К. Влияние увеличения нагрузки на качество сестринской помощи // Гл. медсестра. 2004. — № 8.1. С. 19−22.
  37. С.И., Лапик C.B. Ситуационное обучение в сестринском деле // М., 2004.-С. 5.
  38. С.И. Обеспечение качества образования // Главная медицинская сестра. 2005. — № 10.- С. 133−139.
  39. Г. З., Мартыненко A.B., Щепин В. О., Формирование здоровья молодежи. -М.: Медицина, 1987. С. 36.
  40. А.Д. Социально-гигиенические аспекты оценки соматического здоровья молодежи // Санитарный врач.- 2007. № 6.- С. 16−17.
  41. В.И. Введение в теорию маркетинга. — Москва: ИНФРА-М, 2000. -С. 285.
  42. И.И., Радомская Н. В. Место пермиссивности в механизме формирования алкогольной и наркотической зависимости: Мат. XXIII съезда психологов России. М., 2000. — С. 239.
  43. В.А. Справочник старшей (главной) медицинской сестры // Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 794.
  44. Ежегодное послание президента России В. В. Путина Федеральному собранию, 2000.
  45. О.Л. Непрерывное обучение средних медицинских кадров // Автореф. диссертации на соискание ученой степени к.м.н. М. — 1996.- С. 94.
  46. Г. К., Зайцев А. Г., Павлова Г. П. Потребностно-мотивационная сфера формирования подростковой сексуальности // Валеология. 1999. — № 1.-С. 20−26.
  47. Законы в сфере образования // Сестринское дело. 2008. — № 7. — С. 1.
  48. Т.Д., Степенко Е. П. Основные аспекты здорового образа жизни в подготовке специалистов медицинского профиля // Здоровье и безопасность жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. Уфа, 2008. — С. 160−161.
  49. И.М. Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения // Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007. —1. С. 4−5.
  50. И.М., Асхабова Л. М. Реформы высшего сестринского образования // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007. — С. 128−130.
  51. И.М., Асхабова Л. М. Опыт подготовки выпускников высшего сестринского образования в годичной интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» // Главная медицинская сестра. -2008.-№ 5-С. 61−91.
  52. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.- С. 512.
  53. А.Г., Звездина И. В. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санология. 2000. — № 1 — С. 59−62.
  54. И.А., Васильева О. Л. Медико-социальные аспекты охраны здоровья студентов высших учебных заведений, // Социальная медицина на рубеже XXI века: Мат. Всероссийской научн.-практ. конф. Краснодар, 1999. -С. 111−116.
  55. Н.Г. Состояние здоровья и организация медицинского обслуживания школьников //Ростов-на-Дону, 1983. С. 88−92.
  56. Д.В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами // Журнал практ. психолога. 2000. — № 10. — С. 162 — 183.
  57. С.Г. Методы анализа мотитов алкогольного потребления // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями). М.: Ин-т социологии АН СССР, 1991. — Кн. 2.- С. 102−115.
  58. Ю.А. Анализ медико-социального обследования учащихся школ, ПТУ и техникумов г. Бобруйска // Вопросы наркологии.- 1988.- № 4.- С.35−36.
  59. В.В. Психиатрия детского возраста. -М., 1995. — С. 326.
  60. А.И. Кризис системы образования // Социс. 1994. — № 3.-С. 29- 35.
  61. Н.Ю. О современных проблемах сохранения и укрепления здоровья студентов // Проблемы городского здравоохранения: Сб. научн.тр./ Под. Ред. Проф. Н. И. Вишнякова. СПб, 2006.- С. 321−322.
  62. С.И. Законы в сфере образования // Сестринское дело. — 2008. № 7. — С. 1.
  63. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.- М.: Знание, 1988. -С.64.
  64. П.А., Никитина Т. В., Вышинская Т. И. Социально-гигиенические аспекты здоровья и образа жизни средних медицинских работников // Медицинская помощь. 2001. — № 2.- С. 11−14.
  65. И.В. Проблемы профилактики заболеваемости студентов высших и средних специальных учебных заведений // Проблемы городского здравоохранения: Сб. научн. тр. / Под. ред. проф. Н. И. Вишнякова. СПб, 2008.- С. 482−483.
  66. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатр, и мед. психологии. 1991.-№ 1.-С. 8−15.
  67. В.В., Васюкова Г. Ф., Бабанов С. А. Медицинская профессия и здоровье //Врач. 2008. — № 3. — С. 75−78.
  68. И.И., Уткина Т. Б., Ягубянц Э. А. Меняющиеся тенденции в системе профессионального образования // Медицинская сестра. 2007. — № 5. -С. 30−33.
  69. Г. Н. Новые методологические подходы к медико-социальному анализу образа жизни учащейся молодежи в регионах России и Украины // Диссертация на соискание степени докт. мед. наук: СПб, 2004. С. 6−7.
  70. Кочорова JLB., Колесникова И. Ю. Отношение студентов к состоянию своего здоровья // Ученые записки. 2007. — № 1. — С. 150.
  71. Е.А., Вышинский К. В. Наркомания: Москва на фоне Европы // СИМПТОМ (Бюллетень правительства Москвы). 2000. — № 13. — С. 13−32.
  72. Н.П. В центре внимания //Сестринское дело. -2009.- № 1. С. 8.
  73. С.А., Кузьмина Т. С. Анализ системы наблюдений детей и подростков в связи с их подготовкой к военной службе // Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения: Сб. научн. тр.-СПб., 2006.-С. 121−123.
  74. А.С., Николаева И. А., Толкачева И. В. Научно-исследовательская работа студентов ФВСО как этап формирования квалифицированных специалистов // Главная медицинская сестра. 2008.7. С.146−149.
  75. В.Р., Рапопорт И. К. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 1. — С. 32.
  76. C.B. Итоги и перспективы последипломной подготовки выпускников факультетов ВСО // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007.-С. 167−172.
  77. .М. Социальные факторы потребления алкогольных напитков. Алкоголь и здоровье населения России 1900−2000 // Мат. Всерос. форума по политике в области общественного здоровья. — М., 1998. — С. 108−123.
  78. Н.В., Давыдоа C.B., Аврукина A.M., и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 1. — С. 18−22.
  79. .М., Гасаев Д. Г. Этапность в обеспечении качества сестринской помощи в практике здравоохранения // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. -Махачкала: Лотос, 2007. С. 176−177.
  80. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения. М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 192.
  81. М.А. Социально-гигиеническая характеристика здоровья учащихся ПТУ и обоснование путей улучшения оказания им медицинской помощи в условиях крупного города // Автореф. на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 1987. — С. 43 -45.
  82. A.B. Здоровье молодежи // Сов. здравоохр.- 1990. № 8. -С.45−46.
  83. A.A., Кисляков П. А. К вопросу о создании в вузе здоровьесберегающей среды //Научно-практ. конф. Уфа, 2008.- С. 221.
  84. P.P., Федотов А. Л. Оценка качества жизни и психического здоровья студентов-медиков // Научно-практ. конф. Уфа, 2008. — С. 233.
  85. Н.Ю. О современных проблемах сохранения и укрепления здоровья студентов // Проблемы городского здравоохранения / Под ред. проф. Н. И. Вишнякова. СПб., 2006.- С. 321−322.
  86. Д.Р., Лебедев Т. М., Медико экономические подходы к изучению здоровья населения. Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы: Сб. научн. статей. Саратов, 2007. -С. 30−33.
  87. В.И. Опыт привлечения студентов медучилища к научно-исследовательской деятельности // Главная медицинская сестра. 2008. — № 2. — С. 134−139.
  88. И.Г., Валах Е. А. Роль активных форм обучения (деловых игр) при изучении административно-управленческих дисциплин студентами института сестринского образования // Гл. медицинская сестра.-2008.-№ 9.-С. 168−174.
  89. Н.Б. Методы экономической оценки программ и проектов в системе здравоохранения // Учебное руководство / Под ред. Н. Б. Окушко.-Кемерово, 2000 С. 32−36.
  90. Османов А. О Российское высшее образование и Болонский процесс // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007. — С. 18- 20.
  91. Ю.И., Транхтенберг И. Р. Медицинская сестра с высшим образованием //Главная медицинская сестра. 2008. — № 2.- С. 30−43.
  92. В.Я., Кучерянова И. О., Антипина H.A. К вопросу о разработке региональной программы по антитабачному воспитанию детей и подростков // Проблемы соц. гигиены, здравохр. и история медицины.- 1999. № 4. С. 22−25.
  93. В.Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социс, 1997.-№ 7.- С. 44−50.
  94. В.Е., Рыбакова Л. Н., Цетлин М. Г. Проблемы ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков // Вопросы наркологии. 2000. — № 2. — С. 54 — 60.
  95. Г. М. Сестринское дело в России // Автореферат диссерт. на соискание ученой степени докт. мед. наук. М., 1995. — С. 46.
  96. Н.Г., Балохина С. А. Проблема преподавания маркетинга в системе высшего образования // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007.-С. 194−197.
  97. Н.Г., Вишняков Н. И. Менеджмент в здравоохранении. Учебное пособие. СПб, 2008. — С. 35.
  98. И.В., Карузин C.B. Организационно-правовые сложности оказания помощи кардиохирургическим больным / Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы: Сборник научных статей. Саратов, 2007. — С. 76−80.
  99. И.В., Калинина С. А. Особенности менеджмента сестринского дела в зависимости от использования концептуальной модели. // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 10.- С. 31.
  100. И.В., Калинина С. А. Педагогический менеджмент в деятельности медицинской сестры-менеджера // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007.-С. 198−203.
  101. И.П. Динамика изменения состояния здоровья подростков и повышение эффективности их обслуживания: Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 1984. — С. 42−44.
  102. Н.М. Проведение Итоговой государственной аттестации выпускников факультета высшего сестринского образования // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007. — С. 217−221.
  103. Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков: Сб. науч. тр.- Л., 2001.-С. 5−9.
  104. Н.М. Проведение итоговой государственной аттестации выпускников факультета высшего сестринского образования // Гл. медицинская сестра.- 2008.- № 8.- С.93−95.
  105. P.A., Глазунов И. С., Петрухин И. С. Изучение вопросов физической активности в РОССИИ // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. — № 6. — С. 26−29.
  106. Резолюция Всероссийского съезда средних медицинских работников // Сестринское дело.- 2009. № 1. — С. 9.
  107. Л.Г., Батрымбетова С. А. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов вузов // Проблемы социально гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 1. — С. 16.
  108. С.И., Зайцев В. М., Котова Г. Н., Вишняков Н. И. Оценка гигиенической активности современной молодежи по результатам углубленного статистического анализа образа жизни / Под редакцией акад. РАМН, проф. Г. Г. Онищенко. Липецк, 2004.- С. 71−72.
  109. В.А. Сборник материалов для организаторов сестринского дела // В. А. Саркисова. СПб.: РАМС, 2005. — С. 528.
  110. В.Ю. Экономика здравоохранения. М., 2004. — С. 42−49.
  111. И.М. Методы исследования адаптации студентов. Харьков, 2001.-С. 276.
  112. Т.И., Душенков П. А., Татарников В. М. Организация подготовки специалистов со средним медицинским образованием и их использование в практическом здравоохранении. М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.- С. 5−6.
  113. Н.В. Актуальная тема // Медицинская сестра.- 2005.- № 6.- С. 2.
  114. М.А. Менеджмент в сестринском деле необходимое условие реформирования здравоохранения // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. — Махачкала: Лотос, 2007. — С. 262−265.
  115. О.П., Овчаров В. К., Максимова Т. М. О норме в общественном здоровье // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 2. — С. 3−7.
  116. Ю.Г., Трепцеришев Р. А., Лазарев И. А. Опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 Ростовского государственного университета по обучению студентов факультета ВСО // Главная медицинская сестра. 2007. — № 7. — С. 141−145.
  117. В.К. О преподавании общественного здоровья и здравоохранения в системе сестринского образования // Роль сестринского образования в сфере менеджмента здравоохранения: Мат. научно-практ. конф. Махачкала: Лотос, 2007.- С. 270−274.
  118. Л.Н. Проблемы адаптации студентов-первокурсников в процессе обучения в вузе // Актуальш проблеми безперервно! освгги: Всеукринская научно-практ.конф. Харюв, 2003.- С. 106−107.
  119. И.А. Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения // Тезисы докладов X Международная практическая конференция. Апатиты, 2007.- С. 101.
  120. Aldwin С.М. Stress coping and development/ Press. New-York — London, 1994. — P. 320.
  121. Baum A. Stress intrustive imagery and chronic stress // J. Health psychol. -1990/-Vol. 9.-P.-653−675.
  122. Becker E. The terror of death. Streess and coping /Ed.A.Monat, RXazarus.-N.Y.: Columbia Univ. press.- 1977.- P.689−694.
  123. Berrington A., Borgoni R., Ingham R. e.a. Graphical Chain of Modelling of
  124. Pathways into and Subsequent from Teenage patenthood // European Population Conference. Warsaw, 2003. — P. 55.
  125. Botvin G.J. Preventing drug abuse in schools: social and competence enhancement approaches targeting individual-level etiologic factors // Addict. Behav. -2000. -Nov.-Dec. № 25 (6). — P. 887−897.
  126. Boyd G.M. Alcohol and the family: opportunities for prevention // J.Stud. Alcohol. Suppi.- 1999.-Mar.-P. 135−139.
  127. Bullinger M. Translating health study questionnaires and evaluating them: the Quality of life a project approach. International of Quality of life assessment // Clin. Epidemiol. 1998. — Vol. 51. — P. 913−923.
  128. Bhatla P.C. Health and life styles// J.Indian. Med.Assoc.-1996.- № 94(5).-P.174−177.
  129. Cahalan D. Public police on alcohol and illicit drugs // Drugs and Soc. 1989. -№ 3(4). -P. 169−186.
  130. Casteel T.D. Degree of life crisis and general adaptive capability in a hyman relitos lab population// Diss. Abstr.Intern.-1976.-Vol.3.-№ 2.-P.876.
  131. Catalano R. Commynito stress: A preliminary conceptualization//Man-Environ. Syst.- 1975.- Vol.5. № 5.- P.307−310.
  132. Choquet M., ledoux S., Menke H. Psychiatr. et psychobiol. 1988.- Vol. 3. -№ 4. -P. 227−244.
  133. Clement C.E., Aragon L.V., Pinlechi K.R. Prediction of risk for drug usein high school students// Int. Addic.- 1989.-№ 24(11). -P.1053−1064.
  134. Cohen Sh., Spacapan Sh. The after effects of stress// Psychology. 1978.-Vol.3.-№ 1. -P.43−57.
  135. Dodge R.A., Coin J.D. Social information-processing factors in reactive and proactive aggression in children’s peer groups // J. Person and Soc. Psychol. 1987- -Vol. 53.-P. 1146−1158.
  136. Durner M. Stress and psycho-social-dynamic aspects// Neurochir. And Psychiatr.-1977.-Vol. 121 .-№ 1.- P.115−124.
  137. Fetro J., Coyle K., Pham P, Health risk behaviors among middle schoolstudents in a large majority-minority school district// J. Sch. Health. 2001. — Jan. -№ 71 (1).-P. 30−37.
  138. Fodor E.M. Group stress, authoritarian style of control and use of power// J.Appl.Psychol.-1976.Vol.61 .-№ 3.-P.313−318.
  139. Garrity T.F., Somes G.W., Marx M.B. The relationship of personality, life change, psychophysiological strain and health status in a college population // Sosial. Sci. And Med. 1977. — Vol. 11. — № 4. — P. 257 — 263.
  140. Handg C.L. Depression, distortion and life stress in college students// Cognitive Ther. And Res. 1978.- Vol.2.- № 2.- P. 189−279.
  141. Henry J.P., Stephens P.M. Stress health and social environment.
  142. A sociobiological approach to medicine.- N.Y., etc.: Springer, 1977.-P. 231.
  143. Herzberg F. One more time: how do You motivate emloyces? //Havard Business Review. 1968.- Jan.-Feb.- P.56−57.
  144. Hill S., Locke J., Lowers I., Connolly J., Psychopathology and achievement in children at high high risk for developing alcoholism // J. Am. Acad. Child-Adolesc. Psychiatry. 1999. — Jul. — № 38 (7). -P. 883−891.
  145. Johansson G., Aronson G., Lindstrom B. Social psyhological and neuroendocrine stress reactions in higly mechanized work// Ergonomics.- 1978.-Vol.21.-№ 8.-P.583−599.
  146. Johnson S., Leonard K.E., Jakob T. Drinking styles and drug use in children of alcoholics, depressives and controls//J. Stud. Alcohol.- 1989.- Vol. 50.-№ 5.- P.427−431.
  147. Kandel D.B. Issues of sequencing of adolescent drug use and other problem behaviors // Drugs and Sol. 1988. — Vol. 3. — № 1 (2). — P. 55−76.
  148. Kardiner A. The social distress syndrome of our time// J.Amer. Acad. Psychoanal.- 1978.-Vol. 6.-№ l.-P. 89−101.
  149. Kandel D.B. Issues of sequencing of adolescent drug use and other problem behaviors // Drugs and Sol. 1988. — Vol. 3. — № 1 (2). — P. 55−76.
  150. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substance use disorder// J.Psychiat. Drugs.-1987. Vol. 19.- № 4.-P.379−381.
  151. Lazarus R.S. Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion//Amer. Psychology 1991. Vol.46.- P. 819−937.
  152. Lewis N.O. Tenn and adult peretions about underage drining// Alcoholism — 1997.- Vol.46.-P. 819−937.
  153. Mihell L., Amos A. Girls, pecking order, and smoking// Social Science and Medicine.-1997. № 44. — P. 1861−1869.
  154. Miller W. Addictive behaviors: Addictive behaviors: treatment of alcoholism, drug abuse, smoking and obesity.- Oxford ets.: Pergamon Press, 1984.-P. 353.
  155. Moon D.G., Jackson K.M., Hecht M.L. Family risk and resiliency factors, substance use, and the drug resistance process in adolescence // J. Drug. Educ. -2000. № 30 (4). P. 373−398.
  156. Onceva S., Donev S., Gligorov I., Tobacco smoking, alcohol and drug consumption among youngsters in the Republics of Macedonia // Med. Arh.- 2001. -№ 55 (l).-P. 27−28.
  157. Palonoyova J. Marital and extra marital Fertility of the First Order in the Czech Republic in the Last Ten-Year Period // European Population Conference, -Warsaw, 2003. — p. 25.
  158. Parguet Ph.J., Bailly D.J. Vaubremeersch M.L. Alcoolisme: une «maladie» a"caractere familial?//Sem.Hop.- 1987.- Vol.63. № 7. — P. 525−531.
  159. Parsons P.A. Behavior, tress and variability// Behav. Genetics.- 1988.- Vol. 18.-P.293−308.
  160. Prochaska J.M., Prochaska J.O., Levesque D.A. A transtheoretical approach to changing organizations// Adm. Policy Ment. Health.- 2001.-Vol.28.- № 4.- P.247−261.
  161. Richardson H. Volatile substance abuse: Evaluation and treatment //Hum. Toxicol. 1989. — Vol.8.- № 4. — P.319−322.
  162. Rojek D.G. Social status, psychological stress and behavior // Diss. Abstr. Intern. 1976. — Vol. 36. — № 6. — P. 55−62.
  163. Room R. Alcogol, the individual and society: what history teaches us// Addiction.- 1997.- Suppl.- P.7−11.
  164. Salovey P., Rotmon A., Rodin J. Health behavior I I The handbook of social psychology/Gilbert D., Fiske S., Lindzey G. (eds), 1998, V. 2. P.633−683
  165. Schneider D. Stress and sleep//Neurochir. And Psychiatr.- 1977.-Vol.l21.-№l.-P. 47−54.
  166. Van Praag B.M. Linking Economics s with Psychology, Hn economisf’s View// J. of Economic Psychology. 1985.- Vol.6. — P. 289−311.
  167. Weber P. Was ist Gesundheit// Therapic Woche.- 1982.-№ 32 P.1333−1348.
  168. Welte J.W., Barnes G.M. Alcohol use among adolescent minority groups// J.Stud. Alcohol.-1987.-Vol.48.-№ 4.- P.329−336.
  169. World Health Organization. Qualiti of life group. What is it Qualiti of life?// Wid. Hth. Forum. 1996.- Vol.1.- P. 29.
  170. Zickler P. Drug use among America"s teenagers shows slight Downward Trend//NIDA Notes. 1999.- Vol. l4.-№l.- P. 1−5.
  171. Карта изучения структуры студентов Института сестринского образования1. Наименование Значение Кодпп признака
  172. Место обучения медицинское училище факультет ВСО 012. Курс 1, 2, 3, 4, 5 023. Пол мужской, женский 03
  173. Возраст (полных лет) До 20, 20−26, 26−30, старше 30 04
  174. Место жительства СПб, другой город, Ленинградская обл., сельская местность 05
  175. Семейное положение Не замужем (холост), замужем (женат), разведен (а), вдовец (а) 06
  176. Наличие детей Нет, один, два, три 07
  177. Специальность Мед. сестра, фельдшер, акушер, другое 08
  178. Стаж работы по специальности (лет) Нет, до 1 года, 1−5 лет, 6−10 лет, более 10 лет
Заполнить форму текущей работой