Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации обоснованы методологические основы применения программно-целевого управления на предприятиях водного транспорта. Сформулированы основные признаки программно-целевого управления: наличие конечной цели, на достижение которой направлен процесс реализации целевой программ: наличие промежуточных целей как этапов достижения конечной целиналичие управляемой системы социальноэкономического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и основные принципы управления предприятием как социально -экономическим комплексом
    • 1. 1. Системный подход к исследованию предприятия как социально — экономического комплекса
    • 1. 2. Обоснование методологических основ применения программно — целевого управления на предприятиях водного транспорта
    • 1. 3. Анализ методологических и методических основ управления социально -экономическим развитием предприятий водного транспорта
  • Глава 2. Анализ теории и практики управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта
    • 2. 1. Мотивация труда работников как условие управления по обеспечению социальной защищенности работников
    • 2. 2. Анализ практики формирования доходов работников водного транспорта
    • 2. 3. Анализ теоретических подходов к оценке уровня жизни работников водного транспорта
    • 2. 4. Анализ дифференциации доходов работников водного транспорта
    • 2. 5. Организационно — нормативные основы управления коллективно — договорной системой на предприятиях водного транспорта
  • Глава 3. Уточнение методологических и методических основ управления социально -экономическим развитием предприятий водного транспорта
    • 3. 1. Методологические предпосылки управления предприятием как социально -экономическим комплексом
    • 3. 2. Методический подход к выбору оптимального варианта социально -экономического развития предприятий водного транспорта

    3.3. Метода управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта на основе уточненной системы показателей социально ИЗ — экономического развития предприятий водного транспорта.

    3.4. Модель выбора оптимального варианта социально — экономического развития предприятий водного транспорта.

    Глава 4. Разработка системы управления социально — экономическим развитием (СУСЭР) предприятий водного транспорта на основе программно — целевого метода.

    4.1. Разработка дерева целей системы управления социально-экономическим развитием (СУСЭР) предприятий водного транспорта.

    4.2. Методика формирования инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта.

    4.3. Методика создания внутрифирменной системы оплаты труда на предприятиях водного транспорта.

    4.4. Методика разработки укрупненных норм труда на предприятиях водного 215 транспорта.

    4.5. Методика разработки и функционирования профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения 225 работников водного транспорта.

    4.6. Методика организационно — экономического обоснования коллективно договорной системы на предприятиях водного транспорта.

    Глава 5. Практическая проверка разработанных методологических и методических основ управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта на примере холдинговой компании ОАО «СЗП».

    5.1. Характеристика предприятия и анализ его социально — экономического 254 развития.

    5.2. Оценка уровня социальной защищенности работников холдинговой компании ОАО «СЗП».

    5.3. Обоснование необходимости внедрения СУСЭР предприятий в холдинговой компании ОАО «СЗП».

    5.4. Апробация СУСЭР предприятий холдинговой компании ОАО «СЗП».

    5.5. Расчет показателей социально — экономического развития холдинговой 301 компании ОАО «СЗП».

    5.6. Расчет модели выбора оптимального варианта социально-экономического развития предприятий холдинговой компании ОАО «СЗП».

Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление рыночных отношений для России ознаменовалось экономическим кризисом, что усугубило тяжесть перемен. Этот период не однозначен по используемым методам и механизмам реформирования и социально — экономическим последствиям. Спад производства, прекращение инвестиций, галопирующая инфляция на энергоносители, несовершенство налоговой системы, старение основных фондов, рост безработицы — все это негативные явления и процессы, присущие современному этапу российской экономики. В условиях глубокого экономического кризиса социальная политика страны через систему государственных гарантий должна обеспечить населению минимальную социальную цену экономических ' реформ, социальную стабильность в обществе как важнейшее условие их реализации.

Социальная политика государства при переходе к рыночным отношениям меняет механизмы социальной защиты, роль и функции самого государства, предприятий и других субъектов социальной политики. Практика показывает, что сокращаются бюджетные средства на социальные расходы, снижается доля предоставляемых государством бесплатных гарантий. Все большая нагрузка ложится на негосударственные источники финансирования, в том числе на предприятия. Система социальной защиты персонала предприятий представляет собой совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому работнику право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, защипу и поддержку работников и их семей в случае временной и постоянной утраты трудоспособности на производстве, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Данная проблема является одной из важнейших социальноэкономических проблем в Российской Федерации в современных условиях, поскольку минимальные социальные гарантии населению России не соответствуют социальному прожиточному уровню. Возникает острая необходимость обеспечения социальной защищенности работников на уровне предприятия. ч.

Переориентация политики государства на рыночные отношения внесла коренные изменения в управление социально-экономическим развитием предприятий всех отраслей и, в частности, водного транспорта. Прежде всего, необходимо отметить ослабление государственной роли и расширение самостоятельности предприятий в этой области, повышение значимости рыночных регуляторов, поэтому на отдельных предприятиях отрасли возникает необходимость в выработке собственной политики в управлении их социально-экономическим развитием. В ней должны учитываться интересы различных групп работников и собственников, предусматриваться эффективная система занятости персонала и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, механизмы по поддержанию индивидуальных доходов на уровне, обеспечивающем человеку достойную жизнь. Необходим переход к концепции инвестиций в человеческий капитал, в соответствии с которой определяющим в хозяйственной деятельности предприятия должен стать принцип соотнесения затрат на развитие персонала и финансовых результатов деятельности.

Определенное оживление экономики за счет девальвации национальной валюты в августе-сентябре 1998 года, благоприятной конъюнктуры на мировых ршках положительно повлияло на работу транспортного комплекса страны. Рост объемов ВВП за 1999 год в сопоставимых ценах оценивается в 3,2% от уровня 1998 года. Общий объем промышленной продукции возрос в 1999 году по сравнению с 1998 г. на 8,1%, внешнеторговый оборот России составил 101,6 млрд. долл .США.

Сложной остается ситуация в социальной сфере. Уровень денежных доходов населения составил лишь 84,9% к 1998 году, вследствие этого оборот розничной торговли в сопоставимых ценах сократился на 7,7%.

Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, наряду с негативными социальными последствиями, сдерживает внутренний спрос и снижает возможность экономического роста и спрос на транспортные услуги.

Однако следует отметить положительную динамику увеличения объема перевозок, как грузов, которые за 1999 год возросли на 6,4%, так и пассажиров, которые возросли на 4,4% к уровню 1998 года. Объем транспортных перевозок через территорию России в 1999 году увеличился на 4,1%. Можно сделать вывод об устойчивой работе транспорта, который не был сдерживающим фактором формирования предпосылок экономического роста и в полной мере обеспечил платежеспособный спрос населения и экономики страны в транспортных услугах.

Социально — экономическое развитие предприятий водного транспорта, входящих в национальный транспортный комплекс, непосредственно связано с процессами, происходящими в Российской Федерации.

Сохраняется тенденция к сокращению общего тоннажа и увеличению возраста судов, контролируемого российскими судовладельцами. При этом опережающее выбытие из рабочего ядра и активное старение особенно характерны для флота, зарегистрированного в России. Средний возраст российских судов превысил 20 лет, тогда как флот большинства зарубежных стран имеет средний возраст 15−16 лет. Начался прогрессирующий процесс сокращения качества судов смешанного «река-море» плавания, используемых на внешнеторговых перевозках. Практически исчерпан резерв пополнения флота загранплавания за счет модернизации речных судов, а поступление судов из судостроения из-за отсутствия средств и кредитов почти прекратился. Возрастание доли флота, контролируемого российскими судовладельцами, но зарегистрированного в иностранных судоходных реестрах, связано со стремлением судовладельцев к снижению налоговой нагрузки и поддержанию своей конкуренции в условиях мирового фрахтового рынка, условиями залога за рубежом для получения кредитов на строительство новых судов.

Морской флот российски^ судовладельцев перевозит не более 6% национальной грузовой базы, а ежегодные затраты грузовладельцев на фрахтование иностранного тоннажа оцениваются в 2,5−3,0 млрд долл.США. Перевозки речным транспортом сократились на 2,1% за счет снижения объема перевозок во внутреннем сообщении, внешнеторговые перевозки речным флотом российских судовладельцев остались на уровне предшествующего года.

Грузооборот морских торговых портов и перегрузочных комплексов России в 1999 году возрос на 18% за счет увеличения объемов внешнеторговых грузов и ускорения обработки транспортных средств. Переработка грузов в речных портах составила 100,6% к уровню 1998 года.

За 1999 год финансовый результат деятельности предприятий морского транспорта возрос в 2,4 раза, в основном за счет увеличения перевалки грузов в морских портах. Себестоимость в расчете на рубль доходов от эксплуатационной деятельности снизилась за год на 20%. Общее число убыточных предприятий сократилось с 26 в 1998 году до 16 в 1999 году.

Балансовая прибыль предприятий речного транспорта в 1999 году возросла в 2,6 раз, количество прибыльных предприятий увеличилось на 7%.

В настоящее время наблюдается сокращение числа работающих на внутреннем водном транспорте на 3,1%, на морском — на 7,8%. Средний уровень заработной платы за 1999 год возрос на речном транспорте на 5,4%, на морском — почти в два раза. При этом только на морском транспорте размер средней заработной платы достиг величины потребительского бюджета.

Приведенная характеристика состояния и результатов работы водного транспорта определяет направления социально — экономического развития предприятий отрасли, разработанные в диссертационной работе.

Основная идея исследования состоит в том, что устойчивое развитие предприятий водного транспорта как социально — экономических комплексов достигается на основе эффективного программно — целевого управления, ориентированного в направлении социальной защищенности персонала в условиях рыночных отношений, на основе соответствующих методологических и методических подходов. Выбор оптимального варианта социально — экономического развития предприятий водного транспорта концептуально определяется стратегическими целями перспективной деятельности этих предприятий как социально — экономических комплексов. В современных условиях главным фактором общественного развития, и в частности предприятий, становится не научно —технический прогресс и связанные с ним процессы, а качество жизни человека. Социальная защита, в соответствии со стратегической целью социально — экономического развития предприятий водного транспорта, означает обеспечение социальных гарантий и социальных прав всем категориям персонала в воспроизводстве и развитии условий их жизнедеятельности, в соответствии с современными характеристиками качества жизни и среды обитания. Такой подход рассматривает работника не как рабочую силу, требующую определенную совокупность материальных благ для своего воспроизводства, а как основной критерий при достижении стратегической цели социально — экономического развития предприятий водного транспорта. В социальной защите нуждается вся социально — производственная среда существования работника на предприятии, которая включает:

— формирование эффективной системы инвестиций, в частности в персонал на предприятиях водного транспорта;

— совершенствование используемых в транспортном процессе средств производства: подвижного состава, перегрузочной техники, судостроительного и судоремонтного оборудования;

— применение новых технологий перевозочного и перегрузочного процессов, судостроительных и судоремонтных производств, способствующих сокращению непроизводительного труда работников;

— обеспечение доходов персонала на уровне, соответствующем воспроизводству рабочей силы, в соответствии с прогрессивными трудовыми нормативами и рациональными системами компенсационных выплат;

— ликвидация задолженности по заработной плате с соответствующей индексацией при погашении;

— обеспечение условий труда и отдыха в соответствии с требованиями техники безопасности, сохранения здоровья работников;

— обеспечение экологической безопасности;

— обеспечение социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта;

— обеспечение функционирования коллективно — договорной системы на предприятиях водного транспорта;

— предотвращение массового высвобождения работников, безработицы;

— обеспечение условий жизнедеятельности для самосовершенствования и духовного развития.

Перечисленные составляющие социально — производственной среды существования работника на предприятии определяют основные направления социально — экономического развития предприятий водного транспорта, управление и функционирование которого должны базироваться на научно обоснованном методическом подходе.

С учетом этого, исследование теоретических основ, разработка методических и организационных основ управления социальноэкономическим развитием предприятий водного транспорта являются весьма актуальными.

Проводимые в рамках диссертации исследования базируются на положениях и выводах отечественных и зарубежных ученых — философов, экономистов, социологов в области общенаучных и специальных методологий, определяющих законы, закономерности и принципы развития социально — экономических системна нормативных и статистических материалах, методических разработках в области водного транспорта.

В исследовании и решении проблем управления социальноэкономическим развитием предприятий внесли значительный вклад ученые: И. Ансофф, Е. Л. Богданова, А. Н. Батурин, С. В. Валдайцев, Б. М. Генкин А.П.Градов, М. А. Грачев О.А.Дейнеко, А. Я. Кибанов, Г. М. Курошева, Г. А. Кононова, Б. З. Мильнер, В. А. Персианов, А. М. Смолкин, Э. Е. Старобинский, А. И. Стешин, Л. М. Чистов и др.

Вопросы теории и практики повышения эффективности управления на транспортных предприятиях нашли широкое освещение в трудах А. С. Бутова, А. А. Булова, О. В. Гончару к, А. Н. Ефанова, А. И. Муравьева, В. И. Краева, А. Н. Лазарева, В. Г. Никифорова, Н. Н. Селезневой, И. П. Скобелевой, Г. В. Поварова, М. П. Улицкого и др.

Основная цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретических исследований, обобщения накопленного отраслевого опыта уточнить и развить методологические и методические основы управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта с применением программно — целевого метода и выработать рекомендации по их реализации на предприятиях водного транспорта. Логика исследования показана на рис. 1.1.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— обосновать системный подход к исследованию предприятия водного транспорта как социально-экономического комплекса;

— обосновать методологические основы применения программно-целевого управления на предприятиях водного транспорта;

— выполнить анализ методологических и методических основ управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта;

— исследовать мотивацию труда работников как условие управления по обеспечению социальной защищенности работников;

— обосновать организационно — нормативные основы коллективно-договорной системы на предприятиях водного транспорта;

— выполнить анализ практики формирования доходов работников водного транспорта;

— выполнить анализ теоретических подходов к оценке уровня жизни работников водного транспорта;

— выполнить оценку дифференциации доходов работников водного транспорта;

— разработать методический подход к выбору оптимального варианта социально-экономического развития предприятий водного транспорта;

— уточнить систему показателей социально — экономического развития предприятий водного транспорта;

— разработать комплекс практических рекомендаций и мероприятий по созданию системы управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта на основе программно-целевого метода.

Предметом исследования являются методологические основы управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта.

Объектом исследование — предприятия водного транспорта как социально — экономические комплексы (СЭК).

Теоретической и методической основой исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области стратегического, инновационного социально-экономического развития предприятий, законодательные и нормативные документы в социально-экономической области, постановления МТ РФ, социально-экономическая литература и статьи в периодических изданиях, по этой проблеме.

Исследования базируются на методах логического, дисперсионного и корреляционного анализа, классификации, логических группировок, анализа и синтеза данных социально-экономического развития транспортного комплекса, на методах экономическо-математического моделирования.

Информационной основой исследования являются справочные, методические и инструктивные материалы, статистические отчеты о работе водного транспорта, материалы расширенной коллегии МТ РФ (2000г.), материалы совещаний различного уровня, в работе которых автор принимал непосредственное участие.

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих результатах:

— уточнены и развиты методологические и методические основы программно — целевого подхода к управлению социальноэкономическим развитием предприятий водного транспорта;

— уточнен состава, содержание и методы расчета показателей, необходимых для управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта;

— разработана и обоснована модель выбора наилучшего варианта развития предприятий водного транспорта, как социально — экономических комплексов, исходя из уточненных критериев оптимальности и ограничений;

— разработана модель взаимосвязи стоимости потребления и уровня доходов работников водного транспорта;

— разработана методика формирования инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта;

— разработана методика создания внутрифирменной системы оплаты труда на предприятиях водного транспорта;

— разработана методика расчета укрупненных норм труда на перегрузочные работы, выполняемые в морских и речных портах;

— разработана методика функционирования профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта;

— разработана методика организационно — экономического обоснования коллективно — договорной системы на предприятиях водного транспорта.

Практическая значимость работы. Отдельные положения диссертации докладывались на международных, всероссийских научно-технических конференциях, на научно-методических конференциях Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций. Материалы диссертации использованы при чтении лекций на факультете Экономики и финансов СПГУВК. Основные результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности Службы речного флота Министерства Транспорта РФ и непосредственно в АО речных пароходств. К практически применимым результатам и выводам относятся: концепция управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта, методика по формированию инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта, механизм внутрифирменной системы оплаты труда работников водного транспорта, порядок установления укрупненных норм труда на перегрузочные работы в морских и речных портах, методический подход к обоснованию профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта, методика организационноэкономического обоснования коллективно-договорной системы на предприятиях водного транспорта.

Апробация работы. Результаты исследований положительно оценены на совещаниях и семинарах работников водного транспорта, предложенные автором методические основы управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта приняты для практического использования в холдинговой компании ОАО «СЗП», о чем свидетельствуют акты внедрения.

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 33 научные и научно — методические работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе поставлена важная народнохозяйственная проблема и показаны пути ее решения, которые подтверждены следующими выводами и рекомендациями:

1. В работе выявлено, что снижение располагаемых денежных доходов населения, наряду с негативными социальными последствиями, рост цен i тарифов на перевозки сдерживают внутренний спрос и снижают возможность экономического роста и спрос на транспортные услуги. Наиболее сильное разрушительное воздействие претерпел водный транспорт, как морской, так и речной. Объем услуг которого в целом по стране в 1999 году снизился до уровня 1960 года.

2. Маркетинговые исследования показали, что на водном транспорте наблюдается новая сегментация рынка услуг грузового и пассажирского транспорта по видам грузов и сообщения. Оценка финансового состояния предприятий водного транспорта свидетельствует, что почти половина их является убыточными (на морском транспорте-44%, на речном транспорте-48%). Для эффективного использования имеющегося потенциала водного транспорта необходим поиск новых подходов к управлению социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта на основе программно-целевого метода.

3. Выполненные теоретические обобщения позволили обосновать системный подход к исследованию предприятия водного транспорта как социально-экономического комплекса, включающий рассмотрение понятийной основы предприятия как СЭК, теоретических основ создания предприятия как СЭК, классификацию предприятий как СЭК, основы функционирования предприятия как СЭК. Таким образом, предприятие водного транспорта можно рассматривать как локальный социально-экономический комплекс, ограниченный определенным видом деятельности, производственным потенциалом применяемых производственных ресурсов, производственным потенциалом и развивающийся по определенной программе в направлении достижения конкретной цели в условиях организованной внутренней и внешней среды.

4. В диссертации обоснованы методологические основы применения программно-целевого управления на предприятиях водного транспорта. Сформулированы основные признаки программно-целевого управления: наличие конечной цели, на достижение которой направлен процесс реализации целевой программ: наличие промежуточных целей как этапов достижения конечной целиналичие управляемой системы социальноэкономического комплекса как целереализующего объектаналичие объективной системы основных показателей, позволяющей анализировать, планировать и контролировать на соответствующем уровне степень достижения промежуточных и конечных целейналичие совокупности применяемых и потребляемых ресурсов, ориентированных на цели программыналичие обоснованной методической (целереализующей) базы, позволяющей разработать эффективную целевую программу управления социально — экономическим комплексомналичие обоснованного сопутствующего целереализующего механизма, способствующего под держке эффективного программно — целевого управления социально — экономическим комплексомналичие управляющей системы, включающей органы управления, обеспечивающей программно — целевое управление функционированием и развитием управляемой системы.

5. Определен критерий достижения главной цели на уровне предприятия водного транспорта как локального СЭК-показатель социальной защищенности работников-и предложен уточненный метод его расчета. При этом использован комплексный подход к выявлению всех факторов как внутренних, так и внешних), определяющих значение критериального показателя. Сделан вывод о том, что внешние факторы развития социально-экономического комплекса должны регулироваться государством. Только в этом случае, при обоснованном проведении процесса государственного регулирования, возможно повышение уровня социально-экономического развития предприятия и рост обобщающего его показателя-уровня социальной защищенности персонала.

6. В работе выполнено обоснование мотивации труда как условие управления по обеспечению социальной защищенности работников. Повышение социальной значимости общественно полезного труда начинается на уровне работника и входит в общую систему трудовой мотивации. Обоснование методических основ и разработка конкретных систем мотивации труда на предприятиях водного транспорта позволят создать условия эффективного управления по обеспечению социальной защищенности работников, выполняющих и обеспечивающих транспортный процесс.

7. Выполненный анализ практики формирования доходов работников водного транспорта позволил обобщить и систематизировать механизм рыночного регулирования доходов персонала и обосновать систему совокупных доходов персонала предприятий водного транспорта, выделив две основные группы: прямые и косвенные доходы. Для каждой группы доходов детализирован состав, уточнен источник формирования, характер начисления и выплаты. Выполненные исследования являются теоретической базой для разработки эффективной системы компенсационных выплат, которая позволит обеспечить рациональный уровень доходов каждой категории работников на предприятиях водного транспорта.

8. Выполненные исследования теоретических подходов к оценке уровня жизни работников водного транспорта позволили провести наблюдения, систематизировать результаты нормативных и фактических величин стоимостной оценки потребительской корзины для работников водного транспорта Северо-Западного региона. Выявлены отклонения нормативного и фактического потребления продуктов питания, определена динамика изменения стоимости продовольственной корзины для каждой социально-демографической группы населения в СевероЗападном регионе до и после августовского экономического кризиса 1998 года по соответствующему сегменту рынка, установлена доля и тенденция затрат на продовольствие у групп населения в соответствии со среднедушевыми доходами в различных по составу типах семей. Выполненные исследования определяют методологические основы для разработки практических программ социальной поддержки и социальной защищенности на предприятиях отрасли.

9. В диссертации выполнена количественная оценка дифференциации доходов работников водного транспорта Северо-Западного региона. Построенная кривая Лоренца, характеризующая степень дифференциации доходов работников, показывает существенное отклонение доходов работников водного транспорта от равномерного распределения. Рассчитанные коэффициенты Лоренца (0.197) и Джинни (0.205) свидетельствуют, что неравенство распределения доходов работников ниже, чем в среднем по России (0.379). Имеет место тенденция к усилению неравенства в распределении доходов работников водного транспорта за анализируемый период (декабрь 1997;октябрь 1999). Кроме того, выполненные расчеты показали, что наибольшее количество работников затрачивают на питание от 400 до 1200 руб. на одного человекауровень доходов на 1 человека в месяц, превышающий сумму в 5000 руб. имеют только 3,7% из рассматриваемой выборки. В результате дисперсионного анализа выявлено, что линейный коэффициент корреляции, являющийся критерием оценки тесноты связи составил 0.688, что доказывает наличие достаточно тесной связи между расходами на потребление и уровнем доходов работников водного транспорта. Анализ связи выявил наличие прямолинейной зависимости между изучаемыми явлениями. Рассчитанные параметры уравнения позволили построить конкретное уравнение связи: у = 419.31 + 0.146*х. Таким образом, при увеличении среднедушевого дохода работника 1 руб., уровень его расходов на питание увеличивается на 14.6коп.

10.Выполненное в работе уточнение организационно-нормативных основ управления коллективно-договорной системой на предприятиях водного транспорта позволяет обосновать и реализовать единую политику на водном транспорте, учитывающую интересы работников, собственников и работодателей.

11 .В диссертационной работе обоснован методический подход к выбору оптимального варианта социально-экономического развития предприятий водного транспорта. Разработана модель выбора оптимального варианта социально-экономического развития предприятий водного транспорта. Указанная модель разработана на основе сформулированного ее (модели) концептуального содержания, уточненных критериев оптимальности и ограничений, в соответствии с представленной инфраструктурой основного оценочного показателя-уровня социальной защищенности, а также с учетом принятых допущений.

12.Предлагается уточненный состав, содержание и методы определения основных показателей социально-экономического развития предприятий водного транспорта. Предложенная система основных показателей, сконструированная по принципу иерархии целей развития предприятия как СЭК, позволяет выбрать наилучший вариант (план, прогноз) социально-экономического развития предприятия водного транспорта.

13.В диссертации разработана методика формирования системы инвестиций в персонал на предприятиях водного транспорта, включающей инвестиции на подбор и найм персонала, инвестиции на подготовку и переподготовку персонала, инвестиции на обеспечение условий и охраны труда, инвестиции на социальное обеспечение персонала. На основании выполненной систематизации квалификационных требований к работникам плавающего состава судов смешанного и речного плавания в работе обоснованы нормы замещения расходов на квалификационную подготовку и переподготовку моряков и речников, исходя из эффективного срока действия соответствующего документа. На основании проведенных исследований продвижения по службе составлены карьерограммы работников штурманского, механического и рядового состава судов смешанного река-море и речного плавания. Выполненные разработки позволяют систематизировать и обосновать приоритеты долгосрочных затрат предприятий в развитии их трудового потенциала, являющимся важным производственным ресурсом в условиях рыночных отношений и развития конкуренции на рынке услуг водного транспорта.

14.В диссертации разработана методика создания внутрифирменной системы оплаты труда работников водного транспорта, на основе следующих принципов: установление и контроль нормативной доли расходов на оплату труда персонала в выручке предприятий, организация заработной платы персонала на основе единой внутрифирменной тарифной сетки, установление индивидуальной заработной платы с учетом трудового рейтинга работника. Разработанная система оплаты труда персонала позволяет обеспечить: устойчивость формирования доходов работниковобъективность стоимостной оценки содержания и сложности труда различных категорий работниковсоблюдение единства подходов к организации заработной платы на предприятии на основе единой тарифной сеткизависимость заработной платы работника от его трудового рейтинга, что положительно влияет на мотивацию и результативность трудаусловия для эффективного управления социально — экономическим развитием предприятий водного транспорта.

15.В составе диссертации разработана методика расчета укрупненных норм труда, учитывающих трудоемкость всего комплекса основных (грузовых) и вспомогательных работ перегрузочного процесса, выполняемого плавучими и портальными кранами в речных и морских портах. Применение укрупненных норм труда на перегрузочных работах на предприятиях водного транспорта позволит обеспечить необходимый контроль за трудоемкостью всего комплекса выполняемых работ, что усиливает объективность оценки результативности труда работников, создает условия для применения систем трудовой мотивации, способствующих повышению эффективности работы предприятия в целом.

16.В работе впервые в отрасли предложена методика разработки и функционирования профессиональной системы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников водного транспорта. Обоснован механизм управления ПССС и НПО в холдинговой компании, позволяющий решить основные вопросы социальной защищенности работников водного транспорта, среди которых: сохранение работникам, работающим на предприятиях холдинга страховой защиты и дополнительного пенсионного обеспечения при переходе на работу в другое предприятие холдингааккумулирование и эффективное использование средств на социальную защищенность персоналаповышение мотивации труда работников при условии соблюдения и развития их профессиональных социальных гарантийповышение кридитоспособности предприятий и холдинга в целом за счет получения кредитов от инвестиционных предприятий, использующих пенсионные и страховые контракты в качестве залогаукрепление кадрового потенциала как отдельных предприятий, так и холдинга в целом.

17.В диссертации разработана методика экономического обоснования коллективно-договорной системы на предприятиях водного транспорта, включающая три основные направления: разработку структуры коллективного договора, финансово-экономическое обоснование коллективного договора, выработку механизма согласования мероприятий коллективного договора. Предложен научный подход к развитию и совершенствованию паритетных взаимоотношений между работодателями и работниками в условиях социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта.

18.На основании практической проверки в диссертации доказана работоспособность и возможность широкого применения на практике разработанных методологических и методических основ управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта на примере прогрессивного и успешно работающего ОАО «Северо-Западное пароходство».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие.- Новосибирск: НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1999.224с.
  2. В.В., Ромашков О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология ^ труда.-М., 1999, 170с.
  3. . Управление, собственность и государственное регулирование экономики // Российский экономический журнал. 1993. — № 4. — с.21−29.
  4. Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. /Под ред. В.В.Данилова-Данильяна. -М.: Прогресс, 1995.
  5. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах.- М.: Экономика, 1998.
  6. Американское предпринимательство в информационной эре: научно-аналит. обзор. Рос АН.- М., 1994.59с.
  7. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. -М., изд-во АН СССР, 1981.
  8. И. Стратегическое управление : Пер с англ. / Под ред. Л. И. Евсиенко.- М.: Экономика, 1989.
  9. М. Фирма в японской экономике : Инфор., стимулирование и заключение сделок в Японской экономике. С-Пб., Лениздат, 1995.-427с.
  10. Ю.Аркин П. А. Организационно-экономический механизм экономической координации: логистический подход. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998,159с.
  11. И.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат, 1981.
  12. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  13. А.С. Основы управления в строительстве. М.:Высшая школа, 1990.
  14. Л.С., Акимов В. В. Переход строительного комплекса на рыночные отношения. Нижний Новгород, 1991.
  15. А.Н., Тихомиров А. А. Моделирование экономических систем. -М.: Экономика, 1987.
  16. JI. Преобразование отношений собственности в отраслях оборонной промышленности // Вопросы экономики. 1996. — № 4. ,
  17. У. Экономическая теория и исследование операций: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1965.
  18. Р. Экономический потенциал России // Вопросы экономики, 1997.-№ 5.
  19. Бир С. Мозг фирмы (Пер. с англ.).-М.:"Радио и связь", 1993.413с.
  20. И.А. Управление прибылью. Киев: Ника — Центр, 1998, — 543с.
  21. Н.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
  22. JI.C., Маркин А. А. Организация управления социалистическим предприятием. М.: Высшая школа. 1983, 95с.
  23. В. Будут доходы, будут и инвестиции //Экономика и жизнь № 10, 2000 г.
  24. О.М. Функции управления производством, их разграничение и формирование // Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью. Сб.2.-М., 1984. Блейк
  25. E.JI. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы . С-Пб.:Ид-во С-Пб. Ун-та эк-ки и финансов, 1996.96с.
  26. Н.Н., Воронцова Н. П., Овсиевич Б. Л. Об одном подходе к выбору структур систем управления //Техническая кибернетика, № 3, 1974. С.150−155.
  27. С.В. Пенсионные фонды и страхование жизни.Учеб.-метод.пособие-С-Пб.:С-Пб Ун-т эк-ки и финансов, 1995.
  28. Большие системы./ Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Наука, 1971. 186с.
  29. . О предмете и преподавании политической экономики социализма // Проблемы экономики. 1937. № 1.
  30. В.В. Противозатратный механизм в строительстве. Л.: Стройиздат, 1990. .
  31. В.В., Немчин A.M. Организация управления эффективность строительства: Учебное пособие.- Л.: ЛИЭИ, 1985.
  32. А.А. Формирование организационной структуры управления на водном транспорте. Учеб. Пособие. Л. ЛИВТ. 1982.147с.
  33. А.А. Основы стратегического менеджмента. СПб, СПГУВК, 2000.-71с.
  34. Н.П. Моделирование сложных систем.- М.: Наука, 1978.
  35. А.С. Большая энциклопедия транспорта. В 8-ми т. т.6. Речной транспорт.- СПб: Элмор, 1998.-312с.
  36. А.С., Бабурин В. А., Буянова Л. Н. Технико-экономическое нормирование на водном транспорте. СПб, СПГУВК, 1997.-142с.
  37. Г. С. Вопросы экономики речного транспорта в условиях перехода к рынку. Новосибирск, 1996.
  38. В.Б., Малинин С. В. Нормирование труда в условиях перехода к рыночной эк-ке: Учеб. пособие Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова.- М., 1995.
  39. Великий Октябрь: прошлое, настоящее, будущее/ В. А. Воротилов, В. Я. Ельмеев, И. И. Сигов, Д. З. Мутагиров, Л. М. Чистов и др.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.
  40. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. Справочник, М.: Статистика, 1979.
  41. П. Предприниматель: Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность.- Минск, 1992.
  42. С.П., Махмадов А. К. Экономическая эффективность управления строительным производством: критерии и оценочные показатели // Повышение эффективности управленческого труда. Тезисы докладов научно-практической конференции.- Душанбе: Ирфон, 1989. (
  43. Витке. Социология труда.- М.: Высшая школа, 1998.
  44. В.В. Экономическая сущность, критерии и показатели эффективности производства. СПб, Румб, 1982.-150с.
  45. В.В. Аппарат управления объединений и предприятий судостроения. Д., Судостроение, 1988.-225с.
  46. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект.-М.: Луч, 1994.
  47. Вопросы статистики. 1999. № 7,11.
  48. Вопросы статистики. № 5, 1999, с. 85.
  49. Вопросы статистики.№ 5.1999,с.85.
  50. Вопросы экономики. 1999. № 10,11.
  51. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир.-М.:Издательская группа «Прогресс"/"Универс», 1992.
  52. Г. С. «Государство благосостояния» в трактовке современных западных политологов // Эволюция теории и практики: «государство благосостояния» в 80-е годы. 1990.
  53. Дж. Денационализация и коллективная собственность // США: ЭПИ. 1992.-№ 3.
  54. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 384с.
  55. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационны курс // Российский экономический журнал.- 1997.-№ 1−2.
  56. С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики. 1997. № 1. С.90−103.
  57. О.В. Управление транспортом. Вопросы теории и практики. -СПб.: Наука, 1994.-217 с.
  58. А.Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы. М. Анкил. 1994.75с.
  59. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. -СПб., 1993.
  60. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 М.:
  61. Контракт. 1995.с. 176, международный центр финансово-экономического развития. 1996. с. 704.
  62. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.:"Дело ЛТД", 1993. 208с.
  63. Грегори «Глаз и мозг».- М.-.Издательская группа «Прогресс"/"Универс», 1992.
  64. Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику.// Российский экономический журнал. 1997.-№ 1.
  65. B.C. Экономические законы социализма и оптимальные решения.-М.: Мысль, 1970.
  66. Г. Модель распределения населения по доходам// Вопросы статистики, 1995, № 5.
  67. О.А. Система показателей эффективности совершенствования управления производством // Экономика и эффективность управления. Тезисы докладов Всесоюзной научно-теоретического семинара в Наро-Фоминске.- М.: Б.И., 1980.
  68. В.А., Рогачев С. В. Показатели и критерии эффективности управления.-М.: Мысль, 1975.
  69. В.М. Системный анализ в управлении.- М.: Химия, 1984.
  70. Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1994.
  71. A.M. Математико-статистические оценки эффективности в экономических задачах.- М.: Финансы и статистика, 1982.
  72. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983.
  73. А.Н. и др. Совершенствование управления железными дорогами. СПб, СПГУ. 1997.-149с.
  74. Л.А. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой. М.: Экономика, 1987.
  75. В.А. Совершенствование систем управления в строительстве.- М.: Стройиздат, 1989.
  76. Н. Развитие форм собственности на современном производстве // МЭ и МО. 1992. — № 3.78.Известия.-1992, 23 апреля79.Известия.-1992, 27 апреля
  77. В., Куликов В. Как «высветлить» реформируемую экономику?// Российский экономический журнал 1997.- № 5−6.
  78. Итоги социально экономического развития транспортного комплекса в 1999 году.// Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса^ России, М.2000.96с.
  79. Иеннекенс Жан. Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика. Минск.: Изд-во «Белорусский дом печати». 1992. 168с.
  80. Информатизация систем управления и принятия решений в бизнесе: социальный и методологический аспекты.- М.:РАН, 1994.-36с.
  81. B.C., Рахманов А. И., Лебедев О. Т. Программно-целевое управление на производстве: Учебное пособие.- Л.: ЛИЭИ, 1984.
  82. Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами США.-М.: Стройиздат, 1985.
  83. Н.Г. Проблемы эффективного управления.- М.: Изд-во МГУ, 1981.
  84. Р.И. Экономическая теория прав собственности.- М.: Наука, 1990.
  85. В.Г. Психология общения. Структура системы эго- защитных процессов в онтогенезе поведения. Лекции. СПб., Образование.1993.- 27 с. 91 .Карпов А. В. Психология принятия межличностных решений.Учеб. пособие.-Ярославль.: ЯрГУ, 1993.-90с.
  86. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика. 1992.
  87. В.Н. Познание и исполнение экономических законов,— М.: Мысль, 1985.
  88. Я. Демократия на производстве и коллективная собственность в США// Вопросы экономики.- 1990.-№ 9.
  89. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М., Юристь, 1999, 99с.
  90. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.- М., 1999, 240с.
  91. Комплексное совершенствование организации управления в производственных объединениях и на промышленных предприятиях.-М.: Информэлектро, 1989.
  92. Конвенции МОТ, действующие на территории РФ (Российское трудовое законодательство. Сборник новых нормативных актов.- М., 1996. 617с.
  93. Т. Стратегия и структуры японских предприятий: Пер. с англ./ Общ. Ред. И вступ. Ст. О. С. Вихонского.- М.: Прогресс, 1987.
  94. ЮО.Кононова Г. А., Генкин Б. М. и др. Основы управления персоналом. М., Высшая школа, 1996.-383с.
  95. Г. А. Совершенствование деятельности транспортного комплекса, как фактор инвестиционной политики региона.// Материалы конференции Академии транспорта. Саратов, 1999.
  96. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990.
  97. В.И., Пантин А. А. Экономика морского транспорта. М., Транспорт, 1990.-256с.
  98. И.Н., Тихомирова А. В. Методология экономической эффективности систем управления / В кн.: Совершенствование управления промышленным производством./ Под ред. О. В. Козловской., -М.: Экономика, 1973.
  99. О.П. Маркетинговый подход к управлению // Российский экономический журнал.-1992.-№ 10.
  100. Юб.Кунц Г., О. Доннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1981. т. 1. -495 с. т.2.
  101. Г. М. Методические и организационные основы проведения реорганизационных и ликвидационных процедур на предприятиях транспорта./ Сб.науч.тр., СПб.: СПГУВК. 1996.C.20.
  102. Г. М. Методические основы предотвращения банкротства муниципальных предприятий /Сб.тезисов науч. панор. «Социально-экономические проблемы местного самоуправления». СПб.: ИСЭП. 1996.С.56.
  103. Г. М. Планирование воспроизводства кадров в регионе.- Л., ЛГУ, 1985.
  104. Г. М., Нарегеев Б. К. Антикризисное управление предприятием /методические рекомендации по предотвращению банкротства предприятий/. Алмааты: «ЗЖД», 1997. 112с.
  105. А.Н., Селиванов Е. Н. Эффективность гибких производственных систем в судостроении.Л., Судостроение, 1989.-254с.
  106. Е.А. Управление развитием предприятий водного транспорта в условиях социально-ориентированной рыночной экономики. СПб.: СПГУВК, 2000.-250с.
  107. Е.А. Оплата труда плавсостава на загранперевозках / в кн. Управление персоналом на водном транспорте. Учебное пособие под ред.Г. М. Курошевой, СПГУВК, 1995.с. 185−194.
  108. Е.А. Методический подход к выбору опримального варианта социально-экономического развития предприятий водного транспорта.// Методы прикладной математики в транспортных системах:
  109. Сб.науч.тр. ВыпА-СПб: СПГУВК, 2000.с.117−128.
  110. Е.А., Сергеев В. Г., Ляшенко Г. И. Теория и практика антикризисного управления. Экономические аспекты кадровой работы при реализации конкурсного производства. СПб: СПГУВК, 1999.78с.(авт.22с.)
  111. Е.А. Модель выбора рационального варианта социально-экономического развития предприятий водного транспорта.// Тезисы научно-методической конференции «Современные информационные технологии обучения». -СПб: СПГУВК, 2000.8с.
  112. Е.А. Анализ рынка услуг и потенциал роста предприятий водного транспорта России.// Сб.науч.тр., посвященный 190-летию транспортного образования в России. Под ред. Ю. М. Кулебанова. СПб: СПГУВК, 1999.С. 198−211.
  113. Е.А. Зарубежный опыт корпоративного управления // Экономика и государственное управление речным транспортом: Сб.науч.тр./Под ред.Г. В. Поварова.-СПб: СПГУВК, 1999.C.22−31.
  114. Е.А. Материальное стимулирование хозрасчетной укрупненной комплексной бригады, обслуживающей плавкраны // Электротехнические установки водного транспорта и их автоматизация: Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1986.-е. 162−164.
  115. Е.А. Мотивация персонала на предприятиях водного транспорта // Тезисы докладов на научно-методической конференции-98, СПГУВК, 1998.с.46−49.
  116. Е.А. Негосударственное пенсионное обеспечение работников предприятий водного транспорта // Экономика и управление предприятиями речного транспорта: Сб.науч.тр., 1998.с.60−64.
  117. Е.А. Обоснование норм по отдельным статьям инвалютных расходов на загранперевозках // Сборник тезисов докладов научно-технической конференции «Транском-94», СПГУВК, 1994.с.50−53.
  118. Е.А. Оплата труда работников плавсостава судов загранплавания // Современные проблемы экономики и управления на водном транспорте. Сб.науч.тр., СПГУВК, 1996.с.70−74.
  119. Е.А. Определение экономической эффективности укрупненного нормирования труда портовых рабочих на перегрузочных работах // Бригадные формы организации и стимулирования труда на речном транспорте: Сб.научн.тр. ЛИВТ, 1986.С.70−75.
  120. Е.А. Опыт внедрения коллективного подряда на гидрокомплексе Новгородского порта // Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1990.с.60−63.
  121. Е.А. Организационное поведение. СПб: СПГУВК, 1998. 127с.
  122. Е.А. Проблемы оплаты труда плавсостава в условиях акционирования транспортных предприятий // Тезисы выступлений на Всероссийской межвузовской конференции «Управление персоналом и занятостью», СПУЭиФ, 1994.С. 46−48.
  123. Лаврентьева Е. А. Оплата труда работников промышленных предприятий водного транспорта //Сб.науч.тр. ЛИВТД993, с.21−37.
  124. Е.А. Мотивация персонала // Тезисы докладов на Всероссийской научно-методической конференции «Высшее образование в современных условиях», СПГУВК, 1996.с.64−66.
  125. Е.А. Проблемы социальной защиты работников предприятий.// Автоматизация решения транспортных задач: Сб.науч.тр., 1. СПГУВК, 1998.С.57−72.
  126. Е.А. Организация и нормирование труда в условиях рынка//Сб.науч.тр. ЛИВТД992, с. 16−27.
  127. Е.А. Проблемы социальной защиты работников транспорта.// Сб. тезисов докладов научно-технической конференции «Транском-97», СПГУВК, 1997.С.87−89.
  128. Е.А. Исследование структуры доходов работников портов//Сб.науч.тр. ЛИВТД992, с.49−57.
  129. Е.А. Система нормативов для укрупненного нормирования труда рабочих плавкранов // Повышение пропускной способности портовых и судоходных сооружений: Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1987.с.67−76.
  130. Е.А. Система укрупненных норм на перегрузочных работах // Интенсификация использования речных путей, судоходных и портовых гидротехнических сооружений и охрана окружающей среды: Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1988.C.90−98.
  131. Е.А. Совершенствование организации труда экипажей плавкранов // Обеспечение судоходных условий на свободных и шлюзованных участках рек и работа транспортного флота: Сб.научн.тр. ЛИВТ, 1986.с.149−153.
  132. Е.А. Укрупненное нормирование труда на перегрузочных работах // Автоматизированные электротехнические установки водного транспорта: Сб.научн.тр. ЛИВТ, 1984.с. 162−166.
  133. Е.А. Экономика труда //Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1991, с.5−22.
  134. Е.А. Расчет норм труда на перегрузочные работы //Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1992, с.15−35.
  135. Е.А. Расчет норм времени на ремонтные работы //Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1992, с. 19−32.
  136. Е.А. Оплата труда и распределение зарплаты между членами комплексной бригады докеров-механизаторов//Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1994, с.9−27.
  137. Е.А. Проблемы экономики и социологии труда на предприятиях водного транспорта //Сб.науч.тр. ЛИВТ, 1995, с.7−28.
  138. Лог Дж. Коллективная собственность работников (обзор американского опыта) Н США: ЭПИ.-1991.-№ 10.
  139. .Ф. Человек и техника.-М.: 1967.123с.
  140. Д.С. Реформы с позиции современной науки // Науч. труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т.2.-М.- СПб.
  141. С.П. Экономическое содержание управления народнохозяйственным комплексом. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  142. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.: Республика, 1992.
  143. Л.М., Вишневский A.M., Разлетова Л. Б. Медико-технические проблемы гигиены водного транспорта // Тезисы докладов Международной конференции «Медицина труда в третьем тысячилетии». М.:НИИ Медицины труда РАМН, 1998.с. 180.
  144. Международно-правовое регулирование труда / Сост. В. А. Конталев.-СПб.: Институт морского права, 2000. 67с.
  145. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения вцелом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Постановление Правительства РФ № 192 от 17.02.99 г.
  146. Механизм защиты социальной сферы (на примере разв. Стран Запада и Японии).-М.6 1992
  147. .З. Вопросы перестройки управления в условиях радикальной экономической реформы.-М.:Наука, 1990.
  148. .З. Собственность и управление // Вопросы экономики.-1991.-№ 5.
  149. .З. Теория организаций. М., ИНФРА, 1999.
  150. Дж. Секреты успеха великих компаний.52 истории из мира бизнеса и торговли.-М.:Филинг-С-Пб.-Питер, 1995. 247с.
  151. Мировой опыт создания и функционирования акционерных форм собственности / JI.A. Савельева.- Кишинев: Молд. НИИТЭИ, 1992.
  152. С.В. Международное морское право, — М., 1996. 105с.
  153. Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизне-се:Пер. с англ.-М.:Аудит, 1996. 160с.
  154. А.И., Булов А. А., Курошева Г. М., Лазарев А. Н., Поваров Г. В. Экономика транспорта России. Проблемы и решения, изд. ATP, 1992.-112с.
  155. В.Г. Судоремонтные предприятия: Экономика и управление. М., Транспорт, 1986.-336с.
  156. Новая система оценки персонала в США Экономика и управление в зарубежных странах.-1994.-№ 3 с. 19−20.
  157. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке.- М.: Финансы и статистика, 1991.
  158. В.И. Методы управления Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.
  159. О собственности в РСФСР: Закон РСФСР //Известия.-1990.-24 декабря.
  160. JI., Турунцев Е., Корчагина И. Бедность: где порог?// Вопросы экономики / 1997, № 2.
  161. О негосударственном пенсионном обеспечении: Сборник законодательных и нормативных документов. -М.:БУКВИЦА, 1998.96с.
  162. Опыт создания и работы коллективных предприятий и акционерных обществ. Минск: Госкомитет Бел. ССР по печати, 1990.
  163. Организация управления // Реферативный журнал. -1989. -№ 4.
  164. Основы рыночных отношений. Учебное пособие /Под ред. Д.э.н. проф. Л. И. Ушвицкого.-Ставрополь, 1994.
  165. Отраслевое положение об условиях оплаты труда работников плавающего состава судов морского флота.
  166. Отраслевое тарифное соглашение по морскому транспорту на 2000 год.
  167. Отраслевое тарифное соглашение по речному транспорту на 2000 год.
  168. Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики, 1995, № 5.
  169. А.И. Критерии эффективности и поведения предприятий в условиях коллективной собственности //Известия АН СССР. Серия экономическая. -1991.-№ 4.
  170. С.П. Экономические законы в развитом социалистическом обществе. Особенности проявления и исполнения. -М.: Мысль, 1974.
  171. Первый морской форум России // Морские вести.№ 11−12.1998.
  172. Ю.В. Методологические основы совершенствования управления производственным объединением (предприятием).-Свердловск, ИЭ Уральский научный центр АН СССР, 1985.
  173. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М.: Прогресс. 1986. 423с.
  174. Письмо ПФР №КА-16−27/639 от 27.01.2000 «О начислении страховых взносов в ПФР на платежи по договорам добровольного медицинского страхования».
  175. Г. В. Экономика и государственное управление речным транспортом: Учебное пособие для учебных заведений водного транспорта.-СПб: СПГУВК, 1999.-182с.
  176. Постановление Правительства РФ № 1154 от 13.10.99 «О внесении изменений в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ».
  177. В. Нетерпение ума, или «зачем мы морочим голову словом „социалистический“// Российский экономический журнал.-1993.-№ 3.
  178. Г. Х. Эффективное управление. -М.: Экономика. 1986.
  179. Правовые и социально-психологические основы управления трудовым коллективом. Теоретический курс авторизованного изложения. -М.: Акад. изд-воМЭРС. 1994. 175с.
  180. Прикладная экономика. Моделирование экономики и менеджмента: Пособие для преподавателей и консультантов. Пер. с англ. -М.-.Просвещение, 1993. 79с.
  181. Развитие систем управления: структуры, функции, нормативы / Одинцова Г. С. и др. Киев: Наукова Думка, 1989.
  182. М., Якутии Ю. Организация менеджмента. М. АКДИ. Экономика и жизнь. 1994.
  183. B.C. Организация систем управления.- М.: АНХ СССР, 1986.
  184. B.C., Дулькин М. З. Методы совершенствования организационных структур управления.- М.: АНХ СССР, 1987.
  185. B.C., Радионова JI.B. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления/ В кн.: США: организационные проблемы управления, — М.: АНХ СССР, 1976.
  186. Речной транспорт в системе государственного регулирования и рыночных отношений // Материалы расширенного заседания Совета Службы Речного Флота Министерства Транспорта Российской Федерации, М. 2000,32с.
  187. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинженирингу бизнес процессов. Перевод с англ. М., Аудит, Изд. объед. ЮНИТИ, 1997. 160с.
  188. С.В., Шекир Н. С. Особенности действия экономических законов в условиях развитого социализма.- М.: Мысль, 1976.
  189. В.А. Психология управления.Учебное пособие- М., Интел-Синтез, 1999. 352с.
  190. Г. М., Хабарина Т. В. Занятость: изменение форм и пропорций. Социальные последствия / Препринт научного доклада /. Л., 1990.
  191. Н. Речной флот состояние и перспективы / Речной транспорт.№ 1.1998,с. 16−19.
  192. Россия XI век // Материалы Всероссийской научной конференции. / Экономист, № 1, 1998.
  193. Российский статистический ежегодник: стат. Сб./ Госкомстат России. М. 1997.749с.
  194. Российский экономический журнал.-1996.-№ 5−6.
  195. Рыночная экономика /Под ред. Б. А. Райзберга М.: ТОО „Деловая жизнь“, 1995.-224с.
  196. Рыночная экономика. Учебник т.2.ч.1, — М.: СОМИНТЭК, 1992.
  197. Р Тауншенд. Вверх по ступеням организации. М., 1970.
  198. Т. и др. Управление по результатам: Пер. с фин./ Под ред. Я. А. Леймана.- М.: Прогресс, 1993.
  199. И.М. Соч.т.1 .-М.:Прогресс, 1952.
  200. Н.Н., Давыдов С. П. Экономика водного транспорта. М., Транспорт, 1991.-227с.
  201. Н.Н. Налоги и налоговая система России.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.-444с.
  202. Т.В., Богомолова Н. Ю. К анализу рыночной ситуации в строительном комплексе //Экономика строительства.-1993.-№ 9.
  203. Система показателей эффективности производства.- М.: Экономика, 1980.
  204. И.П. Эффективность предприятия в конкурентной борьбе. СПб, ЛИВТ, 1992.-132с.
  205. И.П., Малиновская О. В. Управление финансами в образовании. СПб, изд-во „Невский курьер“, 2000.-185с.
  206. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.:Соцэкгиз, 1953. т2.
  207. A.M. Принятие решений как процесс управленческого труда.-М.: Экономика, 1977.
  208. Совершенствование организации производства и управления в переходный период. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет, 1993.
  209. Современные методы управления предприятия: Межвузовский сборник/ Отв. Ред. Г. Ф. Ярчина: Красноярск: КГПУ, 1994.
  210. Современный менеджмент.// Российский экономический журнал.-1995.-№ 12.
  211. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Интер-Синтез, 1995. 240с.
  212. Стратегия реформирования экономики России (аналитический доклад института экономики РАН) //Вопросы экономики, 1996, № 3.
  213. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента.-М.:Дело, 1995.
  214. Р., Питере Т. В поисках эффективного управления.- М.: Прогресс, 1985.
  215. Управление персоналам организации. Под редакцией Кибанова А.Я.-М.: ИНФРА-М, 1997.
  216. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики.-М» МГУ, 1997. 480с.
  217. Управление персоналом на водном транспорте: учебное пособие/Под ред. Курошевой Г. М., Санкт-Петербург, СПГУВК. 1995.
  218. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие, Санкт-Петербург, СПУЭФ, 1997.
  219. ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032−1 от 19.04.91 г.(с изм. и доп.).
  220. ФЗ РФ «О коллективных договорах и соглашениях» № 176 от 24.11.95 г.
  221. ФЗ РФ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» № 201 от 20.11.99 г.
  222. ФЗ РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134 от 24.10.97 г.
  223. ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 02.08.95 г.
  224. Фон Ховен Стратегия развития организационных структур фирм // Проблемы теории и практики управления.- 1989. № 2.
  225. П. Экономический образ мышления : Пер. с англ.- М.: Новости, 1991.
  226. В.Е. Современные подходы к структурам управления. // США: ЭПИ, — 1990.№ 7.
  227. Г. Трактовки модели экономического развития и ее элементов // Российский экономический журнал, 1995. № 2.
  228. JI.M. Измерение и анализ результата и эффективности строительного производства. М.: Стройиздат, 1984.
  229. JI.M. Методика выбора эффективного варианта структуры производственного объединения в промышленности строительных материалов./В кн.: Повышение эффективности системы управления в строительных объединениях. Л.: Стройиздат. 1981.
  230. Л.М. Социальная защита в системе эффективного управления.-СПб.: ИСЭП РАН, 1994.
  231. Л.С. Мотивация труда в переходной экономике. Монография.- Волгоград: Перемена, 1995. 184с.
  232. С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие, — М., Интел-Синтез, 1997. 82с.
  233. Экономика и жизнь. 1999. № 35,45,47,50.
  234. Экономика и жизнь. 2000. № 1,3.
  235. Экономика и жизнь. № 8. 1999, с. 28.
  236. Экономика и жизнь.№ 12. 1999, с. 11.
  237. Р.Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда: теория и государственная политика.- М., МГУ, 1996.
  238. Янг С. Системное управление организацией.: Пер. с англ. / Под ред. С. П. Никонорова.- М.: Советсткое радио, 1972.
  239. Aviation Week and Space Technology.- 1993.-July 26.
  240. Bierman H., Jr., Smidt S The Capital Budgeting Decision. Economicth
  241. Analysis of Investment Projects.- 8 ed.-NY: Macmillan Publishing Company, 1993. S.316
  242. Employee Ownership Report. 1995.-№ 6 (November-December).
  243. Kotler P. Marketing Management.-P.4.
  244. Helfert E.A. Techniques of Financial Analysis.-8lh ed.-IR WIN, 1994/s.255-.0Z-8/26 -Оа т
  245. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ1. На правах рукописи
  246. Лаврентьева Елена Александровна
  247. Методологические основы управления социально-экономическим развитием предприятий водного транспорта
  248. Специальность 80 005 «Экономика и управление народным хозяйством»
Заполнить форму текущей работой