Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I. Раскрыто содержание понятия методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии, под которой мы понимаем синтез подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания геометрии, что включает, с одной стороны, опыт профессиональной деятельности преподавания школьного курса геометрии в условиях уровневой и профильной дифференциации, а с другой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии и пути ее совершенствования
    • 1. Значение геометрического образования в развитии личности
      • 1. 1. Подходы к проблеме геометрического образования в отечественных исследованиях
      • 1. 2. Подходы к проблеме геометрического образования в зарубежных исследованиях
    • 2. Анализ современного состояния методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 2. 1. Основные черты современного состояния методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 2. 2. Формирование профессиональных и личностных качеств будущего учителя в процессе методической подготовки к преподаванию школьного курса геометрии
    • 3. Концепция совершенствования методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 3. 1. Цели подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 3. 2. Принцип системности
      • 3. 3. Принцип включения
      • 3. 4. Принцип личностной ориентации
  • Глава 2. Принципы создания и эффективного функционирования учебно-методического комплекса подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
    • 1. Учебно-методический комплекс подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 1. 1. Анализ состояния учебно-методического комплекса
      • 1. 2. Анализ научных основ подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 1. 3. Основные черты учебно-методического комплекса
      • 1. 4. Принципы создания учебно-методического комплекса
    • 2. Роль и место курса элементарной геометрии в методической подготовке будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 2. 1. Анализ геометрической части программ курса элементарной математики и практикума по решению задач
      • 2. 2. Цели курса элементарной геометрии и его место в системе методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
      • 2. 3. Реализация целей курса элементарной геометрии в учебно-методическом комплексе
      • 2. 4. Возможности курса элементарной геометрии в методической подготовке будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
    • 3. Система дифференцированных заданий как составной компонент учебного комплекса методической подготовки
      • 3. 1. Реализация принципов концепции совершенствования методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии при составлении системы дифференцированных заданий
      • 3. 2. Классификация идей, используемых при решении геометрических задач
      • 3. 3. Дифференцированные задания как средство выявления индивидуальных особенностей и возможностей студентов
  • Глава 3. Формирование приемов мыслительной деятельности при решении геометрических задач как основа методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии
    • 1. Общий методический подход к формированию приемов мыслительной деятельности
      • 1. 1. Схема формирования приемов мыслительной деятельности
      • 1. 2. Реализация схемы формирования приемов мыслительной деятельности на примере приема аналогии при изучении геометрии
      • 1. 3. Методика комплексного формирования приемов мыслительной деятельности у будущего учителя в процессе методической подготовки к преподаванию школьного курса геометрии
    • 2. Обучение решению геометрических задач с использованием дополнительных построений как основа комплексного формирования приемов мыслительной деятельности
      • 2. 1. Теоретические основы использования дополнительных построений
      • 2. 2. Классификация дополнительных построений в треугольнике
      • 2. 3. Использование дополнительных построений как основа комплексного формирования приемов мыслительной деятельности

Теоретические основы методической подготовки будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс подготовки учителей в педагогических вузах в настоящее время переживает период глубоких преобразований, которые обусловлены:

— усилением гуманитарной составляющей математического образования;

— введением многоуровневой подготовки и личностной ориентацией обучения на всех ступенях образования;

— дифференциацией обучения (появлением профильных школ и классов: физико-математических, гуманитарных, экономических, технических и т. п.- педагогических колледжей, представляющих собой новое начальное звено в получении высшего педагогического образования), которая требует специальной подготовки учителя;

— появлением различных учебных программ, учебников по математике и возможностью учителя выбирать любой из них;

— изменением структуры подготовки учителя математики, связанным с введением подготовки по курсу элементарной математики.

Успешная реализация методической подготовки учителя связана с решением комплекса проблем, к которым относятся:

— общие педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах (С.И. Архангельский [20], [21], Ю.К. Бабан-ский [23], Н. Ф. Гоноболин [57], И. И. Кобыляцкий [97] и др.);

— общие дидактические проблемы формирования личности учителя (Т.А. Ильина [84], Н. В. Кузьмина [И4]-[П6], В. А. Сластенин [224], А. И. Щербаков [261]-[262] и др.);

— общие психологические проблемы подготовки учителя и, в частности, проблемы формирования приемов мыслительной деятельности (Л.Л. Гурова [62], И. И. Ильясов [86], Е.Н. Кабанова-Меллер [87], И. П. Калошина [88], З.И.

Калмыкова [89], В. А. Крутецкий [110], А. Н. Орехов [149], СЛ. Рубинштейн [184], [185], Н. В. Талызина [229], А. Ф. Эсаулов [265] и др.).

Особая роль в формировании квалифицированного учителя математики отводится методической подготовке, так как именно она предопределяет решение проблемы повышения качества школьного математического образования. Вопросы методической подготовки учителя математики всегда находились и сейчас находятся в центре внимания известных математиков и методистов, а также преподавателей, работающих в педагогических вузах. Этими вопросами занимались академики А. Д. Александров, А. Н. Колмогоров, С. П. Новиков, А. В. Погорелов и др., а также известные математики и методисты JI.C. Атанасян, В. Т. Базылев, A.JI. Вернер, Н. Я. Виленкин, Г. Д. Глейзер, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, Г. Л. Луканкин, Г. И. Саранцев, Е. Тоцки, Л. М. Фридман, Р. С. Черкасов и др.

Теоретические положения построения системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе на основе понятия методической культуры были разработаны И. А. Новик, которая в своих исследованиях опиралась на понятие методической системы обучения, введенное А.М. Пышка-ло. В ее структуру включены: цели методической подготовки, содержание, формы, методы и средства обучения.

Основные компоненты методической подготовки учителя математики сформулированы В. А. Гусевым. К ним он относит: а) знание задач преподавания математики, программ, учебников и т. д.- б) знание теоретических основ методики преподавания и ее методов исследования, функциональное владение методикой преподавания и т. д.- в) знание путей практического осуществления воспитания учащихся в процессе обучения математике.

Развитию системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе, в основе которого лежит преобразование всех компонент системы и связей между ними, посвящено исследование Н. Л. Стефановой ([228]). В нем приведены:

1) теоретическое обоснование сущности методической подготовки,.

2) научно обоснованные представления о содержании и структуре новой системы методической подготовки учителя математики,.

3) общие и специальные принципы, определяющие направления развития системы методической подготовки учителя математики в педвузе. К общим относятся принципы: приоритетности технологических знаний в содержании методической подготовки, принципы методологической ориентации и выделения проблем образовательной ценности при рассмотрении математического содержания. К специальным — принципы модульности, вариативности, технологичности и саморегулирования в организации функционирования системы,.

4) общий подход к формированию содержания обучения студентов в системе методической подготовки,.

5) модель содержания методической подготовки учителя.

Наряду с исследованиями И. А. Новик и Н. Л. Стефановой основными для данного исследования являются докторские диссертации Г. Л. Луканкина [122], А. Г. Мордковича [141], Г. Г. Хамова [251], в которых заложены основы профессионально-педагогической направленности математической подготовки учителя в педагогическом вузе.

В исследованиях Г. Л. Луканкина решаются вопросы научно-методического обоснования профессиональной подготовки учителя математики. А. Г. Мордкович предлагает концепцию профессионально-педагогической направленности обучения учителей математики. Г. Г. Хамов рассматривает методическую систему обучения алгебре и теории чисел в педагогическом вузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода.

Вопросам, связанным с методической подготовкой учителя математики в рамках курсов элементарной геометрии и геометрии, посвящены диссертационные исследования Н. В. Батькановой, И. И. Беловой, J1.H. Евелиной, С. Г. Марковой, B.JI. Рабиновича, A.M. Сазоновой, О. И. Федяева и др.

Проблемы дифференциации обучения математики рассматриваются в работах В. Г. Болтянского, Г. Д. Глейзера [33], Г. В. Дорофеева, Л. В. Кузнецовой, С. Б. Суворовой, В. В. Фирсова [72], Ю. М. Колягина, Г. Л. Луканкина, Н. Е. Федоровой [102], Ю. М. Колягина, М. В. Ткачевой, Н. Е. Федоровой [104], Е. И. Лященко [123] и др.

К нашему исследованию также близки докторские диссертации В. А. Гусева [66], И. М. Смирновой [225], М. В. Ткачевой [233].

В. А. Гусев разрабатывает теорию и методику дифференцированного обучения в средней школе, направленные на целостное развитие каждого ученика. В работе И. М. Смирновой предлагается профильная модель обучения и механизмы ее реализации для курса геометрии старших классов средней школы. М. В. Ткачева осуществляет разработку многомерной модели дифференцированного образования детей и определяет пути ее реализации в обучении математике.

Анализ работ указанных авторов, а также известной научно-методической литературы позволяет сделать вывод, что в них решены важные вопросы методической подготовки учителя математики: дано теоретическое обоснование сущности и структуры системы методической подготовки учителя математики, выявлены принципы ее развития, разработана модель содержания методической подготовки учителя математики.

В то же время, возникло противоречие между сложившейся системой методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии и изменившимися социально-педагогическими условиями его работы (далее иногда вместо слов «методическая подготовка будущего учителя к преподаванию школьного курса геометрии» используется сокращение — МП).

Методическая подготовка к преподаванию школьного курса геометрии традиционно сводится к подготовке учителя в рамках курса методики преподавания математики, она опирается на учебно-методический комплекс, который не ориентирован на подготовку учителя к работе в условиях многообразия подходов к построению школьного курса геометрии, уровневой и профильной дифференциации в современной школе. Кроме того, методическая подготовка направлена в основном на усвоение будущим учителем методических и геометрических знаний и умений, но не на целенаправленное развитие его мыслительной деятельности при решении геометрических задач.

Поэтому исследование направлено на разрешение данного противоречия средствами теории и методики обучения математики, что предполагает:

— новый подход к пониманию методической подготовки к преподаванию школьного курса геометрии как синтеза подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики;

— разработку механизмов функционирования учебно-методического комплекса МП, связанных с реализацией взаимосвязей между курсами геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики, определением роли и места курса элементарной геометрии в МП, структурно-функциональной моделью этого курса, классификацией идей, используемых при решении геометрических задач, и основными положениями по созданию системы дифференцированных заданий по решению геометрических задач и изучению теоретического материала;

— реализацию методического подхода к формированию приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач, включающего возможную схему формирования приемов, иллюстрацию ее на примере аналогии в геометрии, разработку методики комплексного формирования приемов мыслительной деятельности при решении геометрических задач с использованием дополнительных построений.

Все сказанное выше позволяет сделать заключение об актуальности темы исследования.

Проблема состоит в исследовании возможностей совершенствования методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии на основе: а) подхода к пониманию такой подготовки как синтеза подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики, б) функционирования учебно-методического комплекса, ориентированного на подготовку учителя в условиях многообразия подходов к построению школьного курса геометриив) формирования приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач.

Цель исследования — разработка теоретических основ современной методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии, способного к осуществлению личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, усилению развивающей компоненты обучения геометрии в условиях уровневой и профильной дифференциации в школе.

Объект исследования — процесс подготовки учителя математики в педагогическом вузе, предмет исследования — методическая подготовка учителя к преподаванию школьного курса геометрии.

Гипотеза исследования. Можно существенным образом повысить эффективность методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии, если:

1) определить МП как синтез подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики, и реализовать основные принципы концепции совершенствования МП,.

2) положить в основу МП учебно-методический комплекс, который характеризуется принципами интегративности, инвариантности, адекватности и описанными выше механизмами его функционирования;

3) реализовать методический подход к формированию приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач, включающий возможную схему формирования приемов, иллюстрацию ее на примере аналогии в геометрии, разработку методики комплексного формирования приемов мыслительной деятельности при решении геометрических задач с использованием дополнительных построений.

В соответствии с объектом, целью и предметом исследования определились его задачи. Они разделились на три группы.

К первой группе отнесены задачи, связанные с определением основных положений концепции совершенствования МП:

1. Выявить значение геометрического образования в развитии личности.

2. Провести теоретический анализ современного состояния МП и выявить ее психолого-педагогические основы.

3. Сформулировать основные положения концепции совершенствования МП.

Решению этих задач посвящена первая глава диссертации.

Ко второй группе отнесены задачи, связанные с исследованием возможностей создания и функционирования механизмов учебно-методического комплекса МП:

1. Сформулировать принципы создания комплекса.

2. Определить роль и место курса элементарной геометрии в МП, реализовать его взаимосвязи с курсом методики преподавания математики, разработать структурно-функциональную модель этого курса.

3. Разработать принципы создания видеокурсов по геометрии.

4. Разработать принципы создания системы дифференцированных заданий как составной компоненты комплекса.

Решению этих задач посвящена вторая глава диссертации.

К третьей группе отнесены задачи, связанные с комплексным формированием приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач как основы МП:

1. Разработать методический подход к формированию приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач.

2. Выявить операционный состав приема аналогии, как одного из наиболее сложных приемов мыслительной деятельности, и реализовать разработанный методический подход на примере приема аналогии при изучении геометрии.

3. Разработать методику комплексного формирования приемов мыслительной деятельности при решении задач и реализовать ее на примере задач с использованием дополнительных построений.

Решению этих задач посвящена третья глава диссертации.

Задачи исследования определили структуру диссертации: она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования получены следующие основные результаты.

I. Раскрыто содержание понятия методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии, под которой мы понимаем синтез подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания геометрии, что включает, с одной стороны, опыт профессиональной деятельности преподавания школьного курса геометрии в условиях уровневой и профильной дифференциации, а с другой стороны, — усвоение студентом интегративных геометрических и методических знаний, приобретение соответствующих умений, формирование на их основе приемов мыслительной деятельности, как базы преподавания школьного курса геометрии.

В настоящее время возникло противоречие между сложившейся системой методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии и изменившимися социально-педагогическими условиями его работы. Методическая подготовка к преподаванию школьного курса геометрии традиционно сводится к подготовке учителя в рамках курса методики преподавания математики, она опирается на учебно-методический комплекс, который не ориентирован на подготовку учителя к работе в условиях многообразия подходов к построению школьного курса геометрии, уровневой и профильной дифференциации в современной школе. Кроме того, методическая подготовка направлена в основном на усвоение будущим учителем методических и геометрических знаний и умений, но не на целенаправленное развитие его мыслительной деятельности при решении геометрических задач.

Для разрешения этого противоречия разработана концепция совершенствования методической подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии. Основное содержание этой концепции составляют принципы: системности (означающий, что методическая подготовка представляет собой синтез подготовок по курсам геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики), включения (отражающий логику процесса методической подготовки), личностной ориентации (обеспечивающий сочетание функциональной подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии и комплексного формирования приемов мыслительной деятельности будущего учителя при решении геометрических задач).

II. Анализ современного состояния учебно-методического комплекса подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии позволил выявить его специфические черты и сформулировать основные принципы его создания: 1) интегративности, 2) инвариантности содержания, 3) адекватности различным видам дифференциации.

Выявлены основные идеи, понятия, теории и методы геометрии и элементарной геометрии, знание которых позволяет учителю эффективно осуществлять преподавание геометрии в условиях многообразия подходов к построению школьного курса геометрии, уровневой и профильной дифференциации.

Рассмотрены механизмы эффективного функционирования учебно-методического комплекса подготовки учителя к преподаванию школьного курса геометрии. К ним отнесены механизмы, связанные с: 1) реализацией взаимосвязей между курсами геометрии, элементарной геометрии и методики преподавания математики с целью повышения эффективности подготовки учителя, 2) определением роли и места курса элементарной геометрии в системе методической подготовки учителя, 3) определением принципов создания видеокурсов по математике и реализацией их на примере курса геометрии, 4) классификацией идей, используемых при решении геометрических задач, 5) разработкой принципов создания системы дифференцированных заданий по решению геометрических задач и изучению теоретического материала.

III. Разработан методический подход к формированию приемов мыслительной деятельности учителя при решении геометрических задач и возможная схема формирования приемов. Выявлен операционный состав приема аналогии в геометрии, как одного из наиболее сложных приемов мыслительной деятельности, на примере которого реализована предложенная схема.

Проведен анализ основных направлений, которые можно выявить в многообразии подходов к использованию дополнительных построений, разработаны теоретические основы использования дополнительных построений при решении геометрических задач. Создана система геометрических задач, решаемых с использованием дополнительных построений, на примере которой показаны возможности комплексного формирования приемов мыслительной деятельности учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области ма-тематики. М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
  2. . Элементарная геометрия. 4.1. Планиметрия. М.: Учпедгиз, 1957. 608 с.
  3. . Элементарная геометрия. 4.2. Стереометрия. М.: Учпедгиз, 1951.-760 с.
  4. Актуальные вопросы обучения математики в школе и пединституте// Тезисы докладов научной межрегиональной конференции. Саранск, 1993. -126 с.
  5. Актуальные проблемы методики преподавания математики в школе и педагогическом вузе. М.: МПУ, 1994. — 68 с.
  6. А.Д. О геометрии// Математика в школе, 1980, N3, с. 56
  7. А.Д. Диалектика геометрии// Математика в школе. 1986, № 1,с. 12−19.
  8. А.Д. Основания геометрии. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  9. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия для 8−9 классов.
  10. М.: Просвещение, 1991. 415 с.
  11. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия для 10−11 классов. М.: Просвещение, 1992. — 464 с.
  12. И. Александров А. Д., Нецветаев Н. Ю. Геометрия.-М.:Наука, 1990.-672 с.
  13. Д.В., Виноградов A.M., Лычагин В. В. Основные идеи и понятия дифференциальной геометрии. Итоги науки и техники ВИНИТИ АН СССР. Соврем, пробл. мат., 1988, т 28. — 298 с.
  14. Л.С., Базылев В. Т. Геометрия. В 2-х ч., 4.1. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
  15. Л.С., Базылев В. Т. Геометрия. В 2-х ч., Ч.П. М.: Просвещение, 1987.-352 с.
  16. Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия: Учеб. для 79 классов сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 366 с.
  17. Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1992. — 207 с.
  18. JI.C., Денисова Н. С., Силаев Е. В. Курс элементарной геометрии. 4.1. М.: Сантакс-Пресс, 1997. — 303 с.
  19. JI.C., Денисова Н. С., Силаев Е. В. Курс элементарной геометрии. Ч.И.- М.: Сантакс-Пресс, 1997. 303 с.
  20. JI.C., Денисова Н. С., Силаев Е. В. Сборник задач по геометрии. 4. II Стереометрия. М.: Прометей, 1994. 77 с.
  21. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1990. — 268 с.
  22. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  23. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов. Диссертация. канд. пед. наук. Саранск, 1994. 168 с.
  24. Ю.К. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: РГУ, 1972. -124 с.
  25. М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности. Диссертация. канд. пед. наук, М. — 1985.
  26. Д.В. Построение объединенного курса аналитической геометрии и линейной алгебры для студентов физико-математических и инженерно-физических специальностей вузов. Диссертация. докт. пед. наук в форме научного доклада, М., 1994. — 40 с.
  27. И.И. Реализация профессиограммы учителя математики в процессе преподавания геометрии в педвузе// Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. М., 1984. 99 — 106.
  28. В.П. Программированное обучение. 2-М., 1970.
  29. Г. Математика и психология.-М.:Советское радио, 1977.-96
  30. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  31. А.Я., Гусев В. А., Дорофеев Г. В. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. Сост. Мишин В. И. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  32. В.Г. Математическая культура и эстетика// Математика в школе. 1982, № 2, стр. 41.
  33. В.Г., Волович М. Б., Семушин А. Д. Геометрия. Пробн. учебн. для 8−9 кл. — М.: Просвещение, 1979.
  34. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного образования// Математика в школе, 1988, № 3 с. 9 -13.
  35. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 -42 с.
  36. Буй Зуи Хынг. Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе. Диссертация. канд. пед. наук. С.-Петербург. 1991.- 164 с.
  37. М.М., Гусев В. А., Кузнецов Э. И., Матросов B.JI. Концепция многоуровневой подготовки студентов на математическом факультете/ Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: естественные науки. М.: Прометей, 1993, с. 32−37.
  38. . Совершенствование методической подготовки учителя математики в процессе обучения в педвузе. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Гулистан, 1988, 15 с.
  39. А.Б. Методы решения геометрических задач. Минск: Вышэйшая школа, 1969. — 323 с.
  40. К. Речь при вступлении в должность ректора Берлинского университета. Успехи математ. наук, 1918, вып. 2. — с. 83−85.
  41. Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  42. Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. -192 с.
  43. Е.Е., Денисова Н. С., Полякова Т. Н. Практикум по решению математических задач. М.: Просвещение, 1979. -239 с.
  44. А .Я., Совертков П. И. Актуальные проблемы курса геометрии в педвузе/ Математика в школе, 1995, № 5, с. 52 54.
  45. Н.Я. Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах.-М" 1974.-313 с.
  46. Н.Я., Яглом И. М. О преподавании математики в педагогическом институте. Успехи математических наук, 1957, т. XII, вып. 2(74). -с. 196−209.
  47. Н. Я математик. — М.: Наука, — 356 с.
  48. Л.В. Развитие мышления учащихся при обучении математике. Петрозаводск: Карелия, 1989. — 175 с.
  49. С.А. Формирование геометрический понятий как системы взаимосвязанных суждений. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. -М., 1991,16 с.
  50. Г. Пробирных дел мастер. М.: Наука, 1987.
  51. М. Есть идея! М.: Мир, 1982. — 305 с.
  52. Д. Основания геометрии. М. — Л.: Гостехиздат, 1948
  53. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М. :Наука, 1979, — 344 с.
  54. Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии// Математика в школе, 1991, № 4, с. 68−71.
  55. Г. Д. Методы формирования и развития пространственных представлений школьников в процессе обучения геометрии. Диссертация. докт. пед. наук. М. 1975. 333 с.
  56. .В. Введение в специальность математика. М.: Высшая школа, 1981.
  57. .В. Математическое образование в вузах. М.: Высшая школа, 1981 — 174 с.
  58. Н.Ф. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  59. Н.Ф. О некоторых психологических качествах личности учителя/ Вопросы психологии. 1975, № 1, с. 100 -111.
  60. Э.Г., Скопец З. А. Задача одна решения разные. — Киев: Радяньска школа, 1988. — 173 с.
  61. Э.Г., Скопец З. А. Решение геометрических задач аналитическим методом. М.: Просвещение, 1979. — 128 с.
  62. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: педагогика, 1977. — 136 с.
  63. Л.Л. Психологический анализ решения задачи. Воронеж, 1976. -327 с.
  64. В.А. Геометрия-6. Экспериментальный учебник. М.: Авангард, 1995. Часть I. -124 с. Часть II. -148 с.
  65. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М.: Авангард, 1994. 168 с.
  66. В.А. Методическая подготовка будущего учителя математики в педагогическом институте/ Современные проблемы преподавания математики. Сост. Антонов Н. С., Гусев В. А. М.: Просвещение, 1985. — с. 8 -10.
  67. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1990, 364с.
  68. В.А., Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач. Геометрия. М.: Просвещение, 1985. — 123 с.
  69. В.А., Силаев Е. В. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1996,141 с.
  70. Даан Дальмедико. Пути и лабиринты. Очерки по истории математики. -М.: Мир, 1986.
  71. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Учпедгиз, 1957. — 518 с.
  72. Е.Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрической задачи. М.: Учпедгиз, 1961. — 143 с.
  73. Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математики// Математика в школе. 1990, № 4, с. 19 -21.
  74. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач// Математика в школе. 1983. № 6, с. 34 — 39.
  75. .А., Новиков С. П., Фоменко А. Т. Современная геометрия. М.: Наука, 1979. — 760 с.
  76. Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе. Диссертация. канд. пед.наук. — М., 1993. -271 с.
  77. Евклид. Начала. Книги I VI. — ОГИЗ, 1948.
  78. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  79. К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983, — 102 с.
  80. Н.В. Высшая геометрия. М.: Наука, 1978. — 576 с.
  81. В.А. Основные принципы построения задачника по геометрии. -Ярославль: изд-во ЯПИ, 1960. 188 с.
  82. Е.Ю. Компьютерная технология решения геометрических задач как средство формирования понятийного аппарата. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1996 — 16 с.
  83. А.А. Логика. М.: Просвещение, 1996. — 206 с.
  84. Избранные лекции по методике преподавания математики. М.: Прометей, 1993.- 117 с.
  85. Т. А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы// Новое в теории и практике обучения, вып. IV. М.: Знание, 1979. с. 3.
  86. Т.А. Системно-структурный подход к исследованию педагогических явлений// Результаты новых исследований в педагогике. Под редакцией Шахмаева Н. М. М.: НИИ общей педагогики, 1977. — 101 с.
  87. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: изд-во Российского открытого ун-та, 1992. — 140 с.
  88. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  89. И.П. Структуры и механизмы творческой деятельности. М., 1983.
  90. З.И. Продуктивное мышление. М., 1981.
  91. Г. А., Силаев Е. В., Чернецов М. М. Вступительные экзамены в вузы. МГПУ// Математика в школе. 1993, № 1, с.50−52.
  92. В.Н. Теория и практика подготовки будущих учителей на основе реализации межпредметной функции математики. Автореферат диссертации. докг. пед. наук, Тбилиси, 1988. 375 с.
  93. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань.: КГУ, 1982. — 105 с.
  94. А.П. Элементарная геометрия,— М.: Просвещение, 1980. 287с.
  95. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: в 2-х томах. Т. 2. Геометрия. М.: Наука, 1987. — 416 с.
  96. Ф. Сравнительное обозрение новейших геометрических исследований/ Об основаниях геометрии. Сборник классических работ по геометрии Лобачевского о развитии его идей. ГИТТЛ, М., 1956, 528с.
  97. О.А. Эстетическое воспитание при обучении геометрии в средней школе. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1985.
  98. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Ви-ща школа, 1978. — 287 с.
  99. А.Н. Математика наука и профессия. — М.: изд-во МГУ, 1960. — 224 с.
  100. Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвещение, 1977. -110 с.
  101. Ю.М. Задачи в обучении математике. Ч. И. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. М.: Просвещение, 1977. — 143 с.
  102. Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1977. 398 с.
  103. Ю.М., Луканкин Г. Л., Федорова Н. Е. О создании курса математики для школ и классов экономического направления// Математика в школе. 1993, № 3, с. 43 45.
  104. Ю.М., Луканкин Г. Л., Бухтиев Б. О. О подготовке современного учителя математики в педагогическом институте// Роль и место задач в обучении математики. Сб. науч. трудов. Вып.7, М.: 1980, с. 92−97.
  105. Ю.М., Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Профильная дифференциация обучения математики// Математика в школе. 1990, № 4, с. 21−27.
  106. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975, 720 с.
  107. Концепция развития школьного математического образования// Математика в школе. 1990, № 1, с. 2 -14.
  108. В.Н., Силаев Е. В. Вступительные экзамены в вузы. Московский педагогический государственный университет// Математика в школе. 1996, № I, с. 42−45.
  109. О.С. Обобщение и специализация при изучении системы математических понятий. Диссертация. канд. пед. наук. Нижний Тагил, 1972.
  110. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1992, 395 с.
  111. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1986. -431 с.
  112. Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М.: Наука, 1977.- 112 с.
  113. Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1980. 144 с.
  114. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-воЛГУ, 1970.- 114 с.114/ Кузьмина Н. В. Опыт экспериментального моделирования деятельности преподавателя высшей школы// Современная высшая школа. 1977, № 33(19), с. 73 -87.
  115. Н.В. Основы вузовской психологии. Л.: изд-во ЛГУ, 1972, -311 с.
  116. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  117. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970, 234 с.
  118. В.И. О подготовке учителя математики в пединституте// Математическое просвещение. 1958, № 3, с. 77 88.
  119. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
  120. М.М. Школьникам о математике и математиках. М.: Просвещение, 1982. — 80 с.
  121. Н.И. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. М.: Наука, 1976. — 664 с.
  122. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Диссертация. докт. пед. наук в форме научного доклада. М., 1989.
  123. Е.И. Уровневый подход в профессиональной подготовке студентов математического факультета// Система методической подготовки учителя математики при уровневом подходе к обучению. Сб. научн. трудов. С. П.: Образование, 1994, с. 14 — 27.
  124. С. Самостоятельная работа творческого характера в процессе обучения геометрии в неполной средней школе. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М.: 1991, -16 с.
  125. О.В., Солнцев Ю. К., Соркин Ю. И. и др. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч. I. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
  126. О.В., Солнцев Ю. К., Соркин Ю. И. и др. Математика в понятиях, определениях и терминах. Ч.И. М.: Просвещение, 1982. — 315с.
  127. О.В. Толковый словарь математических терминов. М.: Просвещение, 1965.
  128. С.Г. Формирование основ педагогического мастерства в процессе преподавания геометрии в педвузе// Сб. научн. трудов: Комплексное воспитание личности средствами предмета математики. Калининград, 1985. — с. 24 — 26.
  129. А.И. Математика и воспитание мышления// Математическое образование сегодня. М.: Знание, 1974.
  130. А.И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции// Материалы к научной конференции ученых-педагогов социалистических стран. М.: 1971, вып. 9, — с. 1−53.
  131. Математический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1988. 847 с.
  132. Н.В. Научно-методические основы современной подготовки студентов-математиков к учительской деятельности. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1986.
  133. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика/ Оганесян В. А., Колягин Ю. М., Луканкин Г. Л. и др. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  134. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика/ Блох, А .Я., Гусев В. А. и др./ Сост. Мишин В. И. М.: Просвещение, 1987. -416 с.
  135. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987. 198 с.
  136. В.И. Учитесь обучать решению геометрических задач. М., 1983. -57 с.
  137. В.М. Тенденции развития содержания общего среднего образования// Советская педагогика. 1990, № 2, с. 17−21.
  138. В.М., Стефанова Н. Л. Направления развития системы методической подготовки будущего учителя математики// Математика в школе. 1993, № 3, с. 34−38.
  139. Э.Э., Дауне Ф. Л. Геометрия. М.: Просвещение, 1972. — 622 с.
  140. Молодший В Н. Очерки по философским вопросам математики. М.: Просвещение, 1969. — 303 с.
  141. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Диссертация. докт. пед. наук. 1986. 355 с.
  142. На путях обновления школьного курса математики. Сборник статей и материалов/ Сост. Маркушевич А. И. и др. М.: Просвещение, 1978.
  143. Р. Реформа преподавания математики// Математика в школе. 1988, № 1, с. 83−89.
  144. И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педагогическом институте. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1990.
  145. С.П. О состоянии математического образования в педвузах СССР// Математика в школе. 1989, № 3, с. 8 -13.
  146. Ноздрачева J1.M. Аналитические методы решения геометрических задач в курсе планиметрии. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М, 1993, 16 с.
  147. А. Формирование прикладных умений при решении геометрических задач в 7 9 классах. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1990, — 16 с.
  148. В.А. Научные принципы отбора основного содержания обучения математики в средней школе. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1984.
  149. А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1985.
  150. . Геометрия в современном преподавании математики// Математика в школе, 1967, № 1.
  151. Д.И. Курс элементарной геометрии. Ч. I. Геометрия на плоскости. М.-Л.: ГИТТЛ, 1948. — 343 с.
  152. Д.И. Курс элементарной геометрии. Ч. II. Геометрия в пространстве. М.-Л.: ГИТТЛ, 1949. — 347 с.
  153. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1973.
  154. Д. Геометрия и искусство. М.: Мир, 1979. — 338 с.
  155. А.В. Геометрия. Учеб. для 7 11 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1993. — 383 с.
  156. А.В. Геометрия. М.: Наука, 1983. — 288 с.
  157. А.В. Элементарная геометрия. М.: Наука, 1974. — 208 с.
  158. Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы// Тезисы докладов международной конференции. Части I и II.-М., 1994.
  159. Д. Как решать задачу. М.: Гупи, 1959. — 208 с.
  160. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
  161. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. -464 с.
  162. Л.С. Оптимизация и дифференциальные игры. Успехи математических наук, 1978, Т. ЗЗ, вып. 6 (204), с. 22 — 28.
  163. М.В. Преподавание высшей геометрии в педагогическом вузе. М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
  164. Практикум по методике преподавания в средней школе/ Автономова Т. В., Верченко С. Б., Гусев В. А. и др. Под редакцией Мишина В. И. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  165. В.В. Задачи по планиметрии. 4.1. М.: Наука, 1986.- 270 с.
  166. В.В. Задачи по планиметрии. Ч.П. М.: Наука, 1986.- 288с.
  167. В.В., Шарыгин И. Ф. Замечательные точки в треугольнике// Факультативный курс по математике. М.: Просвещение, 1991. 383 с.
  168. Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах// Межвуз. сб. научн. трудов. М.: МГЗПИ, — 1986 — 146 с.
  169. Проблемы стандарта подготовки учителя математики в педагогических вузах// Тезисы докладов XIV Всероссийского семинара преподавателей математики педагогических вузов, Орск, 1995. 167 с.
  170. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
  171. Программы педагогических институтов. Геометрия М., 1986. — 13 с.
  172. Программы педагогических институтов. Элементарная математика. М.: Учпедгиз, 1955.
  173. Программы педагогических институтов. Элементарная математика. М.: Просвещение, 1964.
  174. Программы педагогических институтов. Сборник № 6. М.: Просвещение, 1984.
  175. Программы Педагогических институтов. Сборник № 8. М.: Просвещение, 1988.
  176. Программы педагогических институтов. Практикум по решению математических задач. М.: Просвещение, 1987.
  177. С.В., Силаев Е. В. О вступительных экзаменах в вузы в 1982 году Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина// Математика в школе. 1983, № 2, с. 33 — 36.
  178. А. О науке. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  179. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1973.
  180. В.Л. Некоторые методические проблемы преподавания элементарной геометрии в педагогическом институте и в школе. Диссертация. канд. пед. наук. Петропавловск, 1964.
  181. М.Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении школьного курса геометрии. Автореферат. диссертации канд. пед. наук. Душанбе, 1987, 16 с.
  182. Развитие учащихся в процессе обучения математике// Межвуз. сб. научн. трудов. Н. Новгород: изд-во НГПИ им. М. Горького, 1992. -139 с.
  183. Ю.А. Формирование приемов аналитико-синтетического поиска решения задач на доказательство в курсе стереометрии в 8−9 классах средней школы. Диссертация.канд. пед. наук. — М.: 1984. — 177 с.
  184. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — 147 с.
  185. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -423 с.
  186. И.Ш. Управление развитием математического мышления учащихся в процессе формирования метода геометрических преобразований. Диссертация. канд. пед. наук. Тбилиси, 1984.
  187. A.M. Профессионально-педагогическая подготовка студентов при обучении их в курсе геометрии педагогического вуза. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Минск, 1986. — 18 с.
  188. Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1985.
  189. Г. И. Методика преподавания геометрии в девятилетней школе. Саранск: изд-во Мордовского пед. ин-та, 1992. — 130 с.
  190. Г. И. Упражнения в обучении математики. М.: Просвещение, 1995.-240 с.
  191. Е.Е. Обучение обобщению и конкретизации при обучении геометрических понятий в школе. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. -М., 1976.-23 с.
  192. В.Е. Совершенствование подготовки будущего учителя математики в педагогическом институте к реализации межпредметный связей в средней школе. Автореферат. канд. пед. наук. Л., 1987, — 16с.
  193. В.В. Личностно ориентированное образование. Педагогика.1994, № 5, с. 16−24.
  194. Е.В. Методическая подготовка будущего учителя математики к дифференцированному преподаванию школьного курса геометрии. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1996. 246 с.
  195. Е.В. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач. М.: Прометей, 1994. 117 с.
  196. Е.В. Формирование приемов мыслительной деятельности при решении геометрических задач. М.: Прометей, 1994. — с. 58.
  197. Е.В. Моделирование мыслительной деятельности учащихся и студентов при изучении геометрии// Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы. Тезисы докладов международной конференции. М.- 1994. — с. 45.
  198. Е.В. О постановке курса элементарной геометрии в педагогическом университете// Тезисы докладов XXIX научной конференции факультета физико-математических и естественных наук. Ч. 4. М.: изд-во УДН, 1993.-с. 18.
  199. Е.В. О дифференцированном обучении студентов-математиков педвуза через систему геометрических задач// Тезисы XXX научной конференции факультета физико-математических и естественных наук. 4.4. -М.: изд-во УДН, 1994. с.26
  200. Е.В. О формировании приемов мыслительной деятельности будущего учителя математики// Тезисы XXXI научной конференции факультета физико-математических и естественных наук. 4.1. М.: изд-во УДН, 1995. с.22
  201. Е.В. Из опыта преподавания элементарной геометрии (стереометрии) для студентов 5 курса// Актуальные проблемы обучения математике в школе и пединституте. Тезисы докладов научной межрегиональной конференции. Саранск, 1993. с. 53.
  202. Е.В. О стандарте геометрической подготовки будущего учителя математики// Тезисы докладов Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. Орск, 1995. — с. 199.
  203. Е.В. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач// Актуальные проблемы методики преподавания математики в школе и педагогическом вузе. М.: МПУ, 1994. — с. 64.
  204. Е.В. Об учебном пособии по курсу элементарной геометрии для педагогических университетов// Современные проблемы преподавания математики. Тезисы докладов Герценовских чтений. С.-Петербург: Образование, 1993. — с. 49.
  205. Е.В. Об уровневой дифференциации геометрической подготовки будущего учителя математики// Преподавание математики в школе и вузе: проблемы и перспективы. Тезисы докладов П еновских чтений. С. Петербург: Образование, 1994. с. 22.
  206. Е.В. Методологические основы геометрической подготовки будущего учителя математики. Научные труды МГПУ. Серия: Естественные науки. М.: Прометей, 1993. — с. 122 — 130.
  207. Е.В. О геометрической подготовке будущих учителей математики в педагогической вузе. Научные труды МГПУ. Серия: Естественные науки. М.: Прометей, 1993. — с. 131−132.
  208. Е.В. О системе задач в основном курсе геометрии педагогического института// В кн.: Силаев Е. В., Тимошенко В. В. Практические занятия по геометрии (2 семестр). М.: Прометей, 1993. — с. 66.
  209. Е.В. Практические занятия по геометрии (4 семестр). М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1994. — 81 с.
  210. Е.В. Научные основы курса геометрии в педагогическом университете и их связь с преподаванием школьного курса геометрии. В кн.: Избранные лекции по методике преподавания математики. М.: Прометей, 1993, с. 106−116.
  211. Е.В., Тимошенко В. В. Практические занятия по геометрии (1 семестр). М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. — 150 с.
  212. Е.В., Тимошенко В. В. Практические занятия по геометрии (2 семестр). М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1992. — 68 с.
  213. Е.В., Тимошенко В. В. Практические занятия по геометрии (3 семестр). М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина, 1993. — 71 с.
  214. Е.В., Пчелинцев С. В. Видеокурс: Геометрия. Курс лекций. Часть I. М.: Итар, 1995, — 1 кассета (продолжительность 180 мин.).
  215. Е.В., Пчелинцев С. В. Видеокурс: Геометрия. Курс лекций. Часть И. М.: Итар, 1995, — 2 кассета (продолжительность 180 мин.).
  216. Е.В., Пчелинцев С. В. Видеокурс: Геометрия. Курс лекций. Часть III. М.: Итар, 1995, — 3 кассета (продолжительность 180 мин.).
  217. Е.В., Пчелинцев С. В. Видеокурс: Геометрия. Курс лекций. Часть IV. М.: Итар, 1995, — 4 кассета (продолжительность 180 мин.).
  218. Е.В., Пчелинцев С. В. Видеокурс по геометрии// Тезисы XXXII научной конференции факультета физико-математических и естественных наук. Ч.1.- М.: изд-во УДН, 1996. с. 33 — 34.
  219. Е.В., Чернецов М. М., Шахов Ю. Н. Вступительные экзамены в вузы. Московский педагогический государственный университет// Математика в школе. 1993, № 6, с. 58 — 62.
  220. Е.В., Чернецов М. М., Андреев В. В. Вступительные экзамены в вузы. Московский педагогический государственный университет// Математика в школе. 1995, № 1, с. 56 — 59.
  221. Система методической подготовки учителя математики при уровневом подходе к обучению математики// Сб. научн. трудов. С.-П.: Образование, 1994. — 83 с.
  222. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.
  223. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения. Автореферат диссертации. докт. пед. наук. М., 1995, — 38 с.
  224. Современные проблемы методики преподавания математики// Сб. статей/ Сост. Антонов Н. С., Гусев В. А. М.: Просвещение, 1985.-304с.
  225. Современные проблемы преподавания математики// Тезисы докладов Герценовских чтений, посвященных 100-летию со дня рождения С.Е. Ля-пина. -С.-П.: Образование, 1993, 69 с.
  226. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе. Диссертация. докт. пед. наук. — С.-П.: Образование, 1996, с. 366.
  227. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — 205 с.
  228. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. -М.: Знание, 1968. 102 с.
  229. Н.А. Мировоззренческая направленность курса методики преподавания математики. М.: Прометей, 1989. — 106 с.
  230. О.И. Комплексный подход к методической подготовке учителя математики и физики. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Минск, 1990. 22 с.
  231. М.В. Реализация в обучении математике многомерной модели дифференциации образования. Автореферат диссертации. докт. пед. наук. -М., 1994.-50 с.
  232. В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании// Математика в школе. 1993, № 4, с.3−9.
  233. Тоцки Ежи. Методические основы локально дедуктивного обучения геометрии в средних школах (с учетом специфики Польши). Автореферат диссертации. докт. пед. наук. М., 1993. — 33 с.
  234. А.И. Основные формы и правила вывода по аналогии// Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964. — 409 с.
  235. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. -192 с.
  236. О.Х. Использование преемственности в изучении преобразований и векторов на плоскости и в пространстве для решения стереометрических задач. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М, 1992 16 с.
  237. К.Д. Собрание сочинений. Т. I. М.-Л., 1948.
  238. Факультативный курс по математике. Учеб. пособие для 7−9 классов средней школы/ Сост. Никольская И.Л.- М.: Просвещение, 1985. 383с.
  239. О.И. Элементарная математика в системе профессиональной подготовки учителя математики. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1994.
  240. П. Мнимости в геометрии. М.: Лазурь, 1991. — 96 с.
  241. Формирование личности учителя школы/ Межвузовский сб. научн. трудов. М.: Прометей, 1992. — 280 с.
  242. Формирование приемов математического мышления/ Под ред. Талызиной Н. Ф. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995. — 231 с.
  243. Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении. Диссертация. докт. пед. наук. М., 1971. — 423 с.
  244. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  245. Г. Математика как педагогическая задача. Т. I. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  246. Г. Математика как педагогическая задача. Т. II. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  247. Г. Новая математика или новое образование?// Перспективы, вопросы образования. 1982, № 1−2. — с. 121 -130.
  248. Т.Ф. Роль наглядных представлений в преподавании дедуктивного курса геометрии. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1988.
  249. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. Автореферат диссертации. докт. пед. наук. С.-Петербург, 1994.- 33с.
  250. А. Активизация творческой деятельности учащихся в процессе решения геометрических задач в неполной средней школе. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. М., 1992, -16 с.
  251. .Ф. Обучение решению геометрических задач в неполной средней школе в условиях дифференциации учебного процесса. Автореферат диссертации.канд. пед. наук. М., 1992, 20 с.
  252. . Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии. Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Душанбе, 1988, 16 с.
  253. А.Я. Педагогические статьи. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. -204 с.
  254. Р.С. Отечественные традиции и современные тенденции школьного математического образования// Математика в школе. 1993, № 4, с. 73 77- № 5, с. 75 — 79- № 6, с. 75 — 77.
  255. М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учащихся средних школ и студентов вузов. М., 1994,27 с.
  256. И.Ф. Факультативный курс по математике: решение задач. -М.: Просвещение, 1989. 252 с.
  257. И.Ф., Ерганжиева J1.H. Наглядная геометрия. Учеб. пособие для 5−6 кл. М.: МИРОС, КПЦ «МАРТА», 1992. — 208 с.
  258. И.Ф. Геометрия 7 (теория, задачи). М.: МИРОС, 1995. — 442 с.
  259. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя// Психология труда и личности учителя. Сб. научн. трудов, вып. 1. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, с. 3 — 29.
  260. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. JL: Просвещение, 1967. — 266 с.
  261. А. Сила аналогий. М., Мир, 1965, — 154 с.
  262. П.М., Эрдниев Б. П. Аналогия в задачах. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1989. — 190 с.
  263. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. -216 с.
  264. И.М. Аксиоматическое обоснование евклидовой геометрии// Новое в школьном курсе математики. Сост. Яглом И. М. М.: Знание, 1972. -с. 40−63.
  265. И.С. Знание и мышление школьникам М.: Знание, 1985.-58с.
  266. Allan R.Hoffer. Geometry. A model of the universe. University of Oregon, 1979. -564 p.
  267. Aref M.N., Wernick W. Problems & Solutions in euclidean geometry. City College, New York, 1968. -223 p.
  268. Birkhoff G.D., Beatley R. Basic geometry. Harvard University, New York, 1933.- 158 p.
  269. Covington M.C., Grutchfield R.S., Davis L.B., Olton R.M. The productive thinking program: a course in learning to think. Ohio, 1974.
  270. John N. Fujii. Geometry and its methods. Merrit College, California, 1969. -371 p.
  271. Marie S. Wilcox. Geometry. California, 1971.-406 p.
  272. Rubinstein M. A. decade of experience in teaching an interdisciplinary problem solving course. — In.: D.T.Tuma and F. Reif (Eds) Problem solving and education.-N.J., 1980.
Заполнить форму текущей работой