Миротворческий потенциал религии в этнокультурном пространстве Ставропольского края
Ставропольский край специфичен своей многонациональностью и поликонфессиональностью. Факторами, объединяющими здесь различные этнические группы в единую социальную общность, являются среда обитания, близость культур, историческое прошлое и другие факторы, многие из которых обусловлены взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития. Сохранение национальной культуры каждого народа… Читать ещё >
Миротворческий потенциал религии в этнокультурном пространстве Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
управление этнокультурный полиэтничный религиозный
Актуальность темы
исследования обусловлена новациями общественно-политических, управленческих процессов, в частности, новыми принципами отношений государства и религиозных институтов.
На современном этапе, в условиях глобализации, обострившей проблему единства и разобщённости человечества в качестве важнейшего фактора его выживания, актуализируются этнокультурные процессы. Одним из важнейших этнокультурных процессов является полное возвращение религии и религиозных институтов как неотъемлемой части национального достояния.
Обсуждение проблем религиозного возрождения предусматривает понимание значения религии в деле общенационального возрождения, с чем в наибольшей степени связана ее функция социальной самоидентификации. В связи с таким демократическим принципом, как свобода совести, свобода вероисповедания в РФ выстраиваются новые отношения в системе государство — общество — конфессиональные институты. Поэтому возникла необходимость в принятии новых законов, которые регулируют государственно-религиозные отношения, а также разработки новых управленческих техник и технологий в отношении институтов церкви.
В управлении общественными отношениями для государства важен тот миротворческий потенциал, который несут религии, широкий спектр которых представлен в РФ. Особенно эффективно использование миротворческого потенциала религий и соответствующих институтов в развитии этнокультурных процессов, которые подразумевают:
А) сохранение и развитие этнических культур народов России;
Б) обмен и межкультурное взаимодействие народов России.
Актуальность темы
очевидна как для всей России, так и для её субъектов, прежде всего, субъектов Северного Кавказа. Среди них своей полиэтничностью и поликонфессиональностью выделяется Ставропольский край.
Ставропольский край специфичен своей многонациональностью и поликонфессиональностью. Факторами, объединяющими здесь различные этнические группы в единую социальную общность, являются среда обитания, близость культур, историческое прошлое и другие факторы, многие из которых обусловлены взаимовлиянием в ходе совместного этнокультурного развития. Сохранение национальной культуры каждого народа определяется как приоритетное направление. Удовлетворение этнокультурных потребностей, с одной стороны, прерогатива социальной политики государства, с другой, межэтнические отношения во многом могут саморегулироваться посредством общественной инициативы. В этом регулировании существенную роль играет диалог религий, диалог религиозных институтов и органов власти и управления. Такой диалог важнее не сам по себе, а в целях использования миротворческого потенциала религии в развитии этнокультурных процессов Проблемы консолидации народов Северного Кавказа. Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. «Современные этнополитические и этноконфессиональные процессы в Ставропольском крае: проблемы и пути их решения (23−27 октября 2008 г.). Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. — С.12.
С этой целью в Ставропольском крае органами власти и управления проводится большая работа по поддержанию и развитию национальных культур, важнейшим компонентом которых выступают религиозные воззрения. Также органы власти и управления организуют широкий диалог с религиозными институтами, который обеспечивает включение миротворческого потенциала религии в развитие этнокультурных процессов.
Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Ставропольского края. В основе выделения данного региона как области исследования лежат историко-культурные, природные, географические, социальные, экономические факторы. Наиболее существенными из них являются географическое положение (в частности, близость к государственной границе). Решающим фактором выбора территории является поликонфессинальность Ставропольского края, а также большой накопленный опыт органов власти и управления по взаимодействию с религиозными институтами.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, возникающие в процессе регулирования этнокультурных отношений, актуализировались многими известными учёными и политиками.
Исследованию религиозного фактора в системе общественных отношений посвящены работы многих отечественных учёных. Актуальные в научном плане и практической политике идеи о подходах к управлению культурным многообразием, проблемам самоопределения, разработке механизмов толерантного взаимодействия в процессе реализации этнокультурной политики, используемые в исследовании, высказывает ведущий российский этнолог В. А. Тишков Тишков В. А. Этнология и политика. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 2005.. Вопросам этнокультурного и этноконфессионального самоопределения этнических общностей, представляющим научную ценность для настоящего исследования, посвящены работы М. Н. Губогло, С. В. Чешко и др.
Несомненный интерес, в рамках рассматриваемой проблемы, представляет монография М. Н. Губогло «Может ли двуглавый орёл летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений» Губогло М. Н. Может ли двуглавый орёл летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. М., 2005., в которой актуализированы три ведущие линии национальной политики конца XX начала XXI в.: «доогосударствление, огосударствление, разгосударствление». В контексте настоящего исследования внимание акцентируется на третьей линии национальной политики «разгосударствление», курс которой направлен на развитие этнокультурных объединений как новой формы национального самоопределения.
Особую значимость для анализа этноконфессиональных и проблем управления в межэтнической сфере имеют работы учёных кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации — Р. Г. Абдулатипова, Л. Ф. Болтенковой, К. В. Калининой В.А. Михайлова Абдулатипов Р. Г. Упраление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. — М.: Славянский диалог, 2001. — 479 с.. Кроме работ необходимо выделить исследования профессора А. А. Мацнева, посвящённые региональным аспектам национальных отношений. Механизмы политико-правового регулирования этнокультурных отношений изучены С. А. Пистряковой Проблемы федеративных, межэтнических, этноконфессиональных отношений, реформирования местного самоуправления рассматриваются в работах профессора М. В. Столярова. Этнологические, этноконфессиональные культурологические аспекты теории нации и национальных отношений содержатся в трудах учёных А. Ф. Дашдамирова, А. Е. Жарникова, В. В. Савельева. Полезными при изучении аспектов, связанных с проблемами совершенствования концептуальных основ политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, адаптации принципов мультикультурализма на российской почве, нормативно-правового обеспечения этнокультурной политики стали выводы К. В. Калининой, сделанные в работе «Национальные меньшинства в Российской Федерации (политико-правовые основы реализации их прав)» Калинина К. В. Национальные меньшинства в Российской Федерации (политико-правовые основы реализации их прав). М., 2002.
Механизмы конструирования этнической идентичности с учётом конфессионального фактора на современном этапе, выступающие одним из факторов этнокультурного развития и представляющие ценность для настоящего исследования, являются одним из научных направлений Л. М. Дробижевой, Е. И. Филипповой и др. Проблемы формирования толерантности в поликультурном обществе освещаются в трудах Н. М. Лебедевой, О. В. Лунёвой, Т. Г. Стефаненко, М. Ю. Мартыновой. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог. М.: ИЭА РАН, 2003. Исследованием вопросов, связанных с этноконфессиональными отношениями, занимаются такие ученые СКАГС, как М. А. Аствацатурова, С. А. Кислицын, А. В. Понеделков, В. А. Сологуб, А. М. Старостин, В. И. Стрюковский, Д. Ю. Шапсугов и др. В трудах этих ученых подчеркивается важность этнокультурного фактора в государственном и муниципальном управлении Аствацатурова М. А. Роль этнических общин и диаспор в развитии Юга России // Современное состояние и сценарии развития Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.С.3. Зарайченко В. Е. Региональная этнокультура и управление: Учебное пособие /Предисловие В. Г. Игнатова. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. Так, В. А. Сологуб пишет: «Основной путь разрешения этнических конфликтов состоит в их деполитизации, переводе этнической энергии в сферу культуры, где она способна стать плодотворным источником самобытного развития различных цивилизаций"9 Сологуб В. А., Хашева И. А. Некоторые источники межэтнических конфликтов // Конфликты и сотрудничество в Ставропольском крае: управление, экономика, общество. Сб. тезисов международной научно-практич. конф. Ростов н/Д — Горячий Ключ: Изд-во СКАГС, 2006; Аствацатурова М. А. Роль этнических общин и диаспор в развитии Юга России // Современное состояние и сценарии развития Юга России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.С.3. Зарайченко В. Е. Региональная этнокультура и управление: Учебное пособие /Предисловие В. Г. Игнатова. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009.
В монографиях Межнациональное общение молодежи: толерантность или диалог культур? // Молодежь и будущее Россия. Материалы всероссийской научно-практич. конф. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Отв. ред. Пивоваров Ю. С. М., 2008; Этнокультурные аспекты предупреждения и урегулирования конфликтов //Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическом пространстве: Материалы научно-практич. конф. Ростов н/Д — Пятигорск, 2009; Этнокультурные аспекты деятельности органов власти и управления по противодействию экстремизму //Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Роль и место органов внутренних дел, других государственных институтов и гражданского общества по противодействию экстремизму. Материалы научно-практич. конф. М., 2009 и статьях на данную тему Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г./ http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 подчеркивается важность учета этнокультурного, этноконфессионального фактора в управленческой деятельности и выделяются основные направления усилий органов государственного и муниципального управления в данном вопросе.
Цель работы — исследовать миротворческий потенциал религии в управлении этнокультурными процессами на примере Ставропольского края. Достижение поставленной цели требует решения обозначенных задач.
Задачи исследования:
— рассмотреть управление этнокультурными процессами в системе общего управления;
— проанализировать место религиозных институтов в этнокультурных отношениях современного российского общества;
— раскрыть государственно-религиозные отношения в современной России: принципы, направления, аспекты;
— исследовать миротворческий потенциал религии в управлении этнокультурными процессами в Ставропольском крае.
Объект исследования — миротворческий потенциал религии в системе этнокультурных процессов.
Предмет исследования — реализация миротворческого потенциала религии в управлении этнокультурными процессами на примере Ставропольского края.
Источниковую базу составляют Конституция Российской Федерации; законодательные акты Российской Федерации и Ставропольского края в области межконфессиональных отношений. Также источниками являются Концепция национальной безопасности РФ, Концепция государственной национальной политики РФ.
Методологическую основу работы составляют методы историко-политологического исследования, управленческие теории, методы системного и сравнительного анализа, направленные на изучение региональной специфики реализации этноконфессиональной политики, метод экспертной оценки политико-правовых актов регионального уровня, конкретно-социологические методы.
1. Теоретические аспекты миротворческого потенциала религии в управлении этнокультурными процессами
1.1 Управление этнокультурными процессами в системе общего управления
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего). Козбаненко В. А. Государственное управление. — М., 2008. С. 44.
Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. п.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.
Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление — это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях. Козбаненко В. А. Государственное управление. — М., 2008. С. 45.
Управление этнокультурными процессами занимает важное место в системе государственного управления, так как Российская Федерация является полиэтническим государством.
Многообразие задач государственного управления находит отражение в этнокультурной сфере, под которой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в этнокультурной жизни, широкий круг этнокультурных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т. д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в этнокультурной сфере.
Значение государственного управления этнокультурными процессами состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов этнокультурных процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей. Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности должно быть направлено на утверждение такого образа жизни, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных этнических групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.
С помощью целенаправленной этнокультурной политики, должно происходить снятие этнических деформаций и своевременное разрешение этнических конфликтов с тем, чтобы соблюдались основные параметры социальной справедливости. Для успешной реализации поставленных целей в социальной сфере чрезвычайно важно наличие реалистичной концепции государственного регулирования этнокультурных процессов. Здесь важно соединить деятельность федеральных, региональных и местных органов власти. Козбаненко В. А. Государственное управление. — М., 2008. С. 234.
Вопросы религии в управлении этнокультурными процессами являются одними из основополагающих, так как на территории Российской Федерации исповедуются различные религии.
Исторический путь каждой религии и каждого государственного образования строится на специфических особенностях их взаимоотношений. Если иметь в виду исторический опыт России, можно отметить следующие этапы в государственно-конфессиональных отношениях:
1) религиозная монополизация государственной и общественной жизни (XIV-XVI вв.);
2) борьба за преобладание светской власти над духовной (XVI-XVII вв.);
3) контроль со стороны государства за духовной жизнью страны — привилегированное положение православия при определенной доле веротерпимости — признание права исповедовать некоторые другие религии (XVIII-XX вв.);
4) провозглашение в РСФСР свободы вероисповедания и свободы совести.
Принятый в январе 1918 г. «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» объявлял об отделении церкви от государства, школы от церкви и формально провозглашал свободу вероисповедания как свободу в выборе религий и отправления религиозных обрядов, свободу совести как свободу веры или атеизма. Однако явно превалировало стремление придать атеизму господствующее положение. Согласно бытовавшему стереотипу само существование религии в советском обществе рассматривалось как сохранение «родимых пятен» предыдущей эпохи. В советский период деятельность религиозных организаций регулировалась различными нормативными актами, основная часть которых была принята в 20−30-е гг. XX в. Многие нормы этого права исходили из волюнтаристского представления о неизбежном скором отмирании религии как таковой. Как показало время, установка на быстрое «изживание» религии оказалась на практике бессмысленной. Козбаненко В. А. Государственное управление. — М., 2008. С. 236
В октябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», при всех его недостатках выражающий более трезвый взгляд на реально существующее положение вещей. Свобода вероисповедания гарантируется этим законом и основывается на пяти определяющих принципах: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; отделение религиозных и атеистических объединений от государства; светский характер государственного образования; равенство всех религиозных объединений перед законом; наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповеданий и устанавливающих ответственность за их нарушение.
Сложившаяся в этой сфере в начале 1990;х гг. бесконтрольность со стороны государства привела к тому, что какая угодно религиозная или псевдорелигиозная организация оказалась в состоянии пропагандировать свои доктрины и создавать организационные структуры, развертывать образовательные программы. В стране появились тоталитарные секты, проповедники и миссии, преследующие коммерческие и неблаговидные цели, порой нарушающие законы, пропагандирующие религиозную и национальную рознь.
В этих условиях 1 октября 1997 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., подготовленный комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, явившийся плодом разумного компромисса, сочетающего интересы государства и требования религиозных организаций с учетом правовой и исторической ситуации, сложившейся в России. Закон призван усовершенствовать процедурную часть взаимоотношений государства с религиозными объединениями. Православие упомянуто в преамбуле закона в особой строке, что подчеркивает его вклад в становление государственности России. В преамбуле выделены также ислам, буддизм и иудаизм, «составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Закон подтверждает право на свободу вероисповедания, не предусматривает никаких радикальных перемен в положении конфессий, но меняет заявительный принцип регистрации религиозных объединений на разрешительный. Это увязывается с необходимостью проведения религиоведческой экспертизы с целью изучения новых религиозных организаций, впервые заявляющих о себе на территории Российской Федерации, чтобы исключить легализацию тоталитарных сект и нерелигиозных организаций, пытающихся зарегистрироваться как религиозные, стремясь таким образом получить льготы в налогообложении. Устанавливается 15-летний срок пребывания религиозной организации на территории России, для того чтобы она могла приобрести статус юридического лица и действовать на общих основаниях.
Закон требует от новых религиозных групп, которые хотят действовать официальным образом, устав и возможность контролировать исполнение этого устава. Государство в соответствии с законом получило право в будущем воспрепятствовать деятельности религиозных групп, проповедующих распад семьи, ненависть к родителям, практикующих поборы со своих адептов, наносящих им психологические травмы и занимающихся другой деятельностью под видом религиозной. С другой стороны, выделенные в качестве традиционных конфессий и проверенные вероисповедания, могут претендовать на особый статус по отношению к государству и на определенные финансовые и налоговые льготы.
С 1995 г. действует Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, являющийся консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку для президента предложений, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями. Он работает на общественных началах и не выступает цензором, ограничивающим деятельность каких-либо конфессий, как это было с Советом по делам религии при Совмине СССР. Зарайченко В. Е. Культура и государственная служба: Учебно-справочное пособие. 3-е изд., исправл. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003. С. 110.
Объектом управления этнокультурными процессами является полиэтнический социум, и эта многоцветная компонента представляет собой едва ли не самый трудный и сложный фактор. Среди насущных проблем регионального и муниципального управления важное место занимает регулирование этнокультурных процессов, происходящих в территориях с многонациональным составом населения (такими являются практически все административно-территориальные образования страны). Необходимо обратить внимание на то, как учитываются при осуществлении управленческой деятельности этнокультурными процессами, и прежде всего при стратегическом и текущем планировании социально-экономического развития территории, при организации регионального и местного сообщества на реализацию планов, при оценке результатов выполнения планов, вопросы этнокультурного самочувствия населения региона, муниципального образования Социальное управление: вопросы теории и методологии. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С. 166.
Ввиду этого этнокультурный фактор приобретает все большее методологическое значение для определения цели, задач, принципов, основных направлений, форм и методов регионального и муниципального управления этнокультурными процессами.
Однако реализация данного аспекта управленческой работы требует, прежде всего, глубокого анализа и обобщения разнообразных этнокультурных процессов, в которых осуществляется управления. Среди них — этническая составляющая социума на подведомственной территории (например, количество граждан различных национальностей, распределение их по половозрастным, образовательным, профессиональным параметрам, концентрация национальных групп в местах их компактного проживания и др.); определение уровня интеграции различных этнических групп в социокультурное пространство данной административной единицы (характер трудоустройства, менталитет и уровень общественно-политической активности, особенности связи с исторической родиной, специфика поведения в быту и др.); исторический анализ содержания и характера межнациональных взаимоотношений на данной территории; наличие положительного опыта и «слабых» мест, имевших место в прошлом и т. п.
Анализ этнокультурных процессов создает предпосылки для выбора верной стратегии и избрания оптимальной тактики учёта этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении, а также дает основание для определения цели управления этнокультурными процессами. Исходя из этого цель регионального и муниципального управления этнокультурными процессами может быть представлена как повышение качества жизни населения данного регионального или муниципального образования, достигнутое на основе такого уровня менеджмента, при котором принимаемые управленческие решения находятся в гармоническом сочетании с этнокультурной составляющей проживающих на данной территории народов и вызывают их готовность выполнять данные решения, а значит, повышают доверие населения к власти и другим институтам социального управления. Социальное управление: вопросы теории и методологии. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С.164−166.
Из данной цели вытекают основные задачи управления этнокультурными процессами:
1. Оценить реальное состояние межнациональных отношений в данном социуме и значение этнокультурной составляющей в параметрах этой оценки.
2. Выявить причины, условия, мотивы, определяющие положительный или негативный характер указанной оценки, а также факторы, способные оказать влияние на нее.
3. Провести анализ проекта подготовленного управленческого решения с точки зрения прогнозирования реакции на него со стороны различных этнокультурных объектов управления.
4. Осуществить коррекцию планируемых процессуальных действий в сфере регионального и муниципального управления с точки зрения их соответствия этнокультурным представлениям полиэтнического социума.
5. Провести мониторинг результативности осуществленной коррекции и возможности использования полученных данных для оптимизации регионального и муниципального управления в дальнейшем.
Успешное управление этнокультурными процессами базируется на следовании определенным принципам этой деятельности. В первую очередь, необходимо опираться на общие философские принципы социального управления, такие как принципы объективности, противоречивости, всесторонности рассмотрения, конкретно-исторического, а также комплексного, системного подхода, рассмотрения в развитии и т. д. Назовем и специфические принципы управления этнокультурными процессами: Зарайченко В. Е. Культура и государственная служба: Учебно-справочное пособие. 3-е изд., исправл. и доп. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003. С. 112.
— принцип гуманистической направленности управления, нацеленной на соблюдение интересов, прав и свобод каждого индивидуума в составе полиэтнического социума;
— принцип паритетности этнических групп в данном социуме независимо от их численного состава и иных характеристик;
— принцип равноценности национальных культур, проявляющихся в традициях, обычаях, обрядах, менталитете, эстетических предпочтениях, нравственных приоритетах каждого этноса;
— принцип сочетания уважения к одним и терпимости к другим сложившимся у данного этноса традициям, обычаям, обрядам, образу жизни, характеру межличностных отношений;
— принцип опоры на глубокий и всесторонний анализ межэтнических отношений в контексте сложившихся в данном социуме межличностных связей и взаимозависимостей;
— принцип согласованности действий различных субъектов регионального и муниципального управления в осуществлении этнокультурных интересов, прав и свобод граждан;
— принцип непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма.
Следование перечисленным принципам будет способствовать оптимизации регионального и муниципального управления, позволит повысить в нем роль и значение этнокультурного фактора. Напротив, недоучет этого фактора, игнорирование национально-культурных традиций, обычаев, национального менталитета ведет к ошибкам при принятии управленческих решений, а может привести и к резкому обострению межнациональных отношений.
В последние годы многие ученые и практики ведут интенсивные поиски путей восстановления добрососедских отношений, еще совсем недавно характерных для межэтнических контактов в нашей стране. Особое внимание при этом уделяется управлению этнокультурными процессами, подготовки и реализации государственных, региональных и муниципальных программ решения данной проблемы. Зарайченко В. Е. Культура и государственная служба: Учебно-справочное пособие. 3-е изд., исправл. и доп. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003. С. 113.
В основе управления этнокультурными процессами должны находиться такие этико-культурологические компоненты, как межкультурный диалог, добрососедство, братство, взаимоуважение.
Мониторинг практической деятельности органов власти и управления субъектов федерации и органов местного самоуправления в территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов показывает, что управление этнокультурными процессами является необходимой составляющей руководители управленческих структур.
Таким образом, исходя из цели, задач, принципов реализации управления этнокультурными процессами в региональном и муниципальном управлении подчеркнем, что в настоящее время, управление этнокультурными процессами в системе общего управления занимает важное место, так как управление этнокультурными процессами позволяет решить задачи налаживания добрососедских отношений между народами региона, способствуют развитию взаимодействия между народами.
1.2 Место религиозных институтов в этнокультурных процессах современного российского общества
В системе современных социальных, в том числе этнокультурных процессов, выделяется функционирование особых социальных групп — групп верующих, принадлежащих к разным религиям. В данном случае такие группы являются объектами управления как — объединения людей, основанные на религиозном мировоззрении. Такие граждане связаны системой отношений, которые регулируются помимо формальных или неформальных социальных, политических, управленческих институтов ещё и конфессиональными институтами.
Это обязывает государство к разработке особых принципов, форм и методов управления в сфере государственно-религиозных отношений, к достоверной оценке того места, которое занимают религиозные институты в системе этнокультурных процессов. Группы верующих являются в известном смысле новыми группами для управления, отличными от тех социальных групп, которые были типичны для Советского государства. Социальное управление: вопросы теории и методологии. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С. 164.
В системе новых общественных, в том числе этнокультурных процессов религиозные институты занимают особое место. Понимание сущности религиозных институтов происходит в рамках осознания сущности социальных институтов в целом. Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами.
Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. Социальное управление: вопросы теории и методологии. — Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С. 165.
Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
Нормативно-санкционирующие — механизмы проводящую общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.
Исходя из типологии социальных институтов, можно утверждать, что религиозные институты одновременно выступают и социокультурными и воспитательными, и нормативно-ориентирующими, и нормативно-санкционирующими, и церемониально-символическими. Как видно, природа и сущность религиозных институтов очень сложна и многообразна.
Религиозные институты служат для упорядочивания, организации религиозной деятельности, связей и взаимоотношений верующих между собой, другими общностями, государством и т. д. Религиозная общность — это совокупность верующих, осуществляющих на основе единой доктрины совместную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических организационных и институциональных формах. Антонова О. И., Костина Н. Б. Роль социального служения религиозных общностей в реализации социальной политики // Социологические исследования. № 9, 2009.
В качестве элементов религиозного института рассматриваются конфессиональные нормы и правила, формализующие и регламентирующие связи верующих друг с другом. Религиозные нормы основываются на доктринальных положениях, изложенных в канонизированных текстах (Библия, Коран и др.), постановлениях церковных соборов, произведениях руководителей конфессий и т. д.
Традиционная религиозная организация — организация, сохраняющая и развивающая в своей деятельности исторические и духовные традиции народов Российской Федерации. Это организация, представители которой открыто действуют на территории Российской Федерации, ее нравственное учение и социальная практика традиционны для нашей страны или нескольких ее регионов и не противоречат действующему законодательству России, направлены на цели, признаваемые гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль, способствующими становлению российской государственности.
Традиционные конфессии — это конфессии, которые оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности, сыграли существенную историческую роль в формировании национального самосознания народов Российской Федерации. Они во многом определили их традиционную духовность и культуру и составили часть духовного и культурного наследия Российской Федерации. Они являются религиозными объединениями, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации. Также они выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в государстве Двадцать лет религиозной свободы в России//. Под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. — М.: Московский центр Карнеги. — 2009 — С. 294. Традиционными следует признать конфессии, существовавшие на территории России, прежде всего, православие, ислам. Традиционным для России является исключительно православное христианство, а не другие христианские конфессии — католицизм и протестантизм.
Традиционной для России признается религия, которая существует за счет российской паствы, российских социокультурных ресурсов, имеет российские канонические структуры, обеспечена деятельностью российских священнослужителей, находится в системе российских законов. И, безусловно, она должна иметь традиции, оставить след в истории государства. Традиционные конфессии — это религиозная почва России.
Для многоконфессиональной Российской Федерации православие и ислам, существующие в стране многие столетия, во все времена являлись традиционными религиями. Никакие другие религиозные организации, их влияние на политические процессы и их взаимоотношения не вызывали к себе столь значительного интереса и противоречивого отношения.
На 1 января 2009 г. в Российской Федерации официально зарегистрировано около 12 тысяч религиозных организаций Русской Православной церкви и около 4 тысяч религиозных мусульманских организаций. Состав и количество религиозных организаций и представительств религиозных иностранных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2009 г. // Религия и СМИ. Апрель. 2009 г.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России».
Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами) в РФ представлено Русской Православной Церковью, старообрядческими объединениями, а также рядом неканонических (альтернативных) православных организаций русской традиции.
Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России.
По данным экспертов (во время последней Всероссийской переписи 2002 г. вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн. мусульман Двадцать лет религиозной свободы в России // Под редакцией А. Малашенко и С. Филатова. — М.: Московский центр Карнеги. — 2009 — С. 308. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов.
Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания. Более сильны общины на Кавказе (исключая в прошлом мусульманский, ныне по преимуществу христианский регион Северная Осетия).
В 1993 году начался процесс структурирования конфессиональных институтов, и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.
Это процесс осуществился и на Северном Кавказе Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр под председательством Исмаила-хаджи Бердиева. При этом духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России. Тишков В. А. Этнология и политика. — 2-е изд., доп. — М.: Наука, 2005. — С. 177
Анализируя социальные концепции и программы крупнейших российских конфессий, принятые за последние годы, можно уяснить содержательное наполнение института свободы совести.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено, что утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом. Но этот принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус Основы социальной концепции Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/db/text/141 422.html.
В «Основных положениях социальной программы российских мусульман» утверждается, что право на свободу совести и вероисповедания является необходимым условием и средством добровольного вверения себя Единственному Богу и исполнения Его воли, т. е. исповедания ислама. Это право не может быть ни причиной греха, ни его следствием Основные положения социальной программы российских мусульман http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/.
Конфессиональное возрождение создало ряд существенных проблем. В последние десятилетия наблюдается рост экстремизма и терроризма как его действенного продолжения. При этом террористические и экстремистские силы часто используют в качестве оправдания своих действий религиозные постулаты. Особую опасность в настоящее время приобретает исламский экстремизм, состоящий в применении крайних, в том числе и террористических методов Сикоев Р. Р. Талибы: религиозно — политический портрет. — М., 2004. С. 102. Однако террористы, объявившие свою войну священной, затеянной во имя торжества ислама, нарушают его основной принцип, гласящий, что даже во время джихада следует щадить жизни невинных людей Современный терроризм: анализ основных направлений / Под ред. А. Е. Тарас. — Мн., 2000. При этом намеренно скрывается толкование смысла джихада как войны с собственными пороками. Это ярко свидетельствует о том, что религия используется как форма рационализации террористического насилия.
В этой связи перед государством стоят серьёзные задачи не только по принятию законов и концепций, но и по просвещению, образованию граждан в сфере государственно-конфессиональных отношений. В программном выступлении председателя Правительства РФ В. В. Путина в 2008 г., связанном с председательством в «восьмерке» ведущих держав и посвященном проблемам, которые должны стоять в центре внимания мирового сообщества, особое внимание уделено образованию и просвещению как культурному феномену, способствующему преодолению ксенофобии, межнациональной напряженности и т. п. Путин В. В. Как «восьмерке» сработать на «пятерку»? //Аргументы и факты. 2006. № 9. С.3
Известный ученый, директор Института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков справедливо утверждает, что «конец конфликта наступает с возвращением культуры в разрушенное войной общество» Тишков В. А. Война и культура//Культура Чечни: история и современные проблемы. — М.:Наука, 2002. С. 6. В процессе такого возвращения большую роль играют конфессиональные институты.
Эти тезисы развиваются В. Г. Игнатовым, который подчеркнул: «Основная задача — формировать любовь к своей нации и своему народу не на почве ненависти к другим народам, а на почве воспитания любви ко всему обществу людей» Культура мира и согласия в молодежной среде на Юге России. Материалы научно-практической конференции. Декабрь 2006 г. — Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. С. 6. Эту мысль развил В. А. Сологуб: «Основной путь разрешения этнических конфликтов состоит в их деполитизации, переводе этнической энергии в сферу культуры, где она способна стать плодотворным источником самобытного развития различных цивилизаций» Сологуб В. А., Хашева И. А. Некоторые источники межэтнических конфликтов// Конфликты и сотрудничество в Ставропольском крае: управление, экономика, общество. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. — Ростов /нД — Горячий Ключ: Изд-во СКАГС, 2006. С. 3.
Таким образом, в современной РФ состоялось конфессиональное возрождение, прежде всего в рамках традиционных религий — православия и ислама. В стране повышается интерес граждан к религии как к одному из основных факторов культурно-этнического самоопределения, так и важнейшим источником нестабильности в современном мире. По данным Комиссии по правам человека при ООН, преобладающая часть мировых конфликтов до сих пор возникает на религиозной почве. Справедливо считается, что сила религиозных институтов заключается в ее нравственном влиянии на людей.
Вместе с тем появились новые для современной РФ социальные группы — группы верующих. Среди разных социальных институтов и этнокультурных процессов выделяются конфессиональные институты разного уровня — федеральные, региональные, местные.
Религиозные институты участвуют в этнокультурных процессах, в общественных отношениях, что обязывает государство к проведению целевой политики и управления. Это тем более важно, что некоторые экстремистские силы используют религиозные каноны для оправдания своих противоправных действий. В этих условиях актуализируется взаимодействие органов власти и управления в использовании миротворческого потенциала религии в упрочении этнокультурных процессов.
1.3 Государственно-религиозные отношения в современной России: принципы, направления, аспекты
В последнее десятилетие XX в. развитие Российского государства и общества обусловлено политико-трансформационными процессами, которые затронули все сферы общественной деятельности, в том числе сферу взаимоотношений государства и религиозных объединений. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения. Религия вновь стала одним из важных фактором общественной и политической жизни.
Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Ст. 28 Конституции РФ. — М., 2009.
Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины употребляются как идентичные.
Новое законодательное закрепление статуса религиозных объединений явилось показателем изменения отношения современного российского государства к религиозному вопросу. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) и ряд др. законодательных актов, имеющих отношение к данной сфере, привели законодательную базу государственно-религиозных отношений в России в соответствие с международно-правовыми нормами Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает право на свободу вероисповедания, не предусматривает никаких радикальных перемен в положении конфессий, но меняет заявительный принцип регистрации религиозных объединений на разрешительный. Это увязывается с необходимостью проведения религиоведческой экспертизы с целью изучения новых религиозных организаций, впервые заявляющих о себе на территории Российской Федерации, чтобы исключить легализацию тоталитарных сект и нерелигиозных организаций, пытающихся зарегистрироваться как религиозные, стремясь таким образом получить льготы в налогообложении. Устанавливается 15-летний срок пребывания религиозной организации на территории России, для того чтобы она могла приобрести статус юридического лица и действовать на общих основаниях.
Закон требует от новых религиозных групп, которые хотят действовать официальным образом, устав и возможность контролировать исполнение этого устава. Государство в соответствии с законом получило право в будущем воспрепятствовать деятельности религиозных групп, проповедующих распад семьи, ненависть к родителям, практикующих поборы со своих адептов, наносящих им психологические травмы и занимающихся другой деятельностью под видом религиозной. С другой стороны, выделенные в качестве традиционных конфессий и проверенные вероисповедания могут претендовать на особый статус по отношению к государству и на определенные финансовые и налоговые льготы.
Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание тайны исповеди, — ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.