Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями, Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение… Читать ещё >
Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска
- Введение
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социальной работы с агрессивными подростками
- 1.1 Проблема агрессивности личности в современной психологии
- 1.2 Социально-психологические особенности подростков, склонных к агрессии
- 1.3 Нормативно — правовая база социальной работы с подростками, склонными к агрессии
- 1.4 Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии
- Глава 2. Опыт организации социальной работы с подростками, склонными к агрессии в МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска
- 2.1 Характеристика учреждения МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска
- 2.2 Методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии, в МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
За последние десятилетия во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Особое беспокойство вызывает рост агрессивности у подростков.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте.
У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, — старые разрушены, новые — не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.
Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.
Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником агрессивного поведения.
Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, избиения и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.
Основная задача социальных работников, а также других специалистов, работающих с трудными подростками — помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика агрессии у подростков и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.
Анализ ситуации, характеризующей состояние преступности и правонарушений несовершеннолетних, связанных с их повышенной агрессивностью, свидетельствует о наличии некоторых позитивных изменений. В республике Карелия сохраняется тенденция сокращения подростковой преступности. За последние девять месяцев 2010 года несовершеннолетними и с их участием совершенно 408 преступлений — на 42 меньше чем за такой же период прошлого года. Но отмечено, что наиболее пристальное внимание противодействию преступности среди лиц, не достигших совершеннолетия, требуется в Сортавальском, Питкярантском, Муезерском, Кемском районах и в городах Петрозаводске и Костомукше.
В последние пять лет произошло снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (со 155 тысяч в 2005 г. до 95 тысяч в 2009 г.). Такая тенденция сохранилась и в текущем году (-18%; 40 тысяч). Это, как считает генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, «в значительной мере обусловлено общим понижением уровня преступности в стране, отчасти демографической проблемой, но не наличием налаженной профилактической работы с подростками. В целом общественная опасность преступлений, совершаемых несовершеннолетними и связанных с их повышенной агрессивностью продолжает оставаться высокой.
Все больше преступлений совершается подростками самостоятельно, без участия взрослых (в первом полугодии 2010 г. — 32 тысячи, или 80% от их общего числа), четверть посягательств — тяжкие и особо тяжкие" .
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№ 120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с агрессивными детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема агрессивности подростков — это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту количества проявлений агрессивного поведения; с каждым годом растет число дезадаптированных несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотические вещества, что также способствует росту агрессивности, ухудшению криминогенной обстановки в стране.
Объект: социальная работа с подростками, склонными к агрессии.
Предмет: методы работы социального работника с подростками, склонными к агрессии.
Целью работы является рассмотрение агрессивных проявлений подростков и изучение методов социальной работы с ними.
В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: социальная работа с подростками, склонными к агрессии, может быть успешна при следующих условиях:
подросток агрессия социальная работа
— скоординированной работе всех специалистов (социальный работник, психолог, социальный педагог, представители правоохранительных органов, учитель);
— учёте специфических особенностей подростков, влияющих на формирование агрессивного поведения.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблемам социальной работы с подростками, склонными к агрессии;
2. Дать характеристику агрессивности;
3. Изучить возрастные особенности личности подростков;
4. Рассмотреть методы социальной работы с подростками, склонными к агрессии.
5. Исследовать опыт социальной работы с подростками, склонными к агрессии на примере деятельности МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска.
Методы
Теоретические:
анализ источников и литературы, анализ законодательной и нормативной базы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
Практические:
Анализ документации.
Полустандартизированное интервью методика Басса — Дарки;
патронаж семьи.
База исследования: МВСОУ «Центр образования» г. Петрозаводска.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социальной работы с агрессивными подростками
1.1 Проблема агрессивности личности в современной психологии
Агрессивность — враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.
Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Подобный физический или психологический ущерб, который наносит или готова нанести агрессивная личность, может быть «частичным», «локальным», а порой и «абсолютным», когда речь идет об уничтожении объекта агрессии, будь то личность или общность людей, либо какой-то неодушевленный объект агрессивного нападения. Агрессивность в ряде случаев может рассматриваться не только как устойчивая личностная черта, но и как конкретно-актуальное состояние, а поведение агрессивной направленности, им вызванное, как деяние, осуществленное в состоянии аффекта. В логике противоправного поступка в этом случае для его оценки требуется заключение судебно-психологической экспертизы. При этом необходимо понимать, что агрессивность на протяжении тысячелетий играла одну из решающих ролей в процессе выживания человека. Меняющиеся нормы реагирования на проявление агрессивности, содержание и степень жесткости суждений по поводу подобной поведенческой активности в существенной мере отражались в том, что традиционно рассматривается в психологической науке как процесс социализации. Понятно, что агрессивность как стабильная личностная черта проявляется в реальном контактном поведении. В то же время столь же очевидно, что развивающаяся человеческая особь такой характеристикой, как агрессивность, изначально не обладает. Именно в связи с этим проблематика агрессивности и агрессивного поведения наиболее полно разработана в рамках концепции социального научения (А. Бандура и др.).
Важно различать понятия «агрессия и «агрессивность» .
Под агрессией, по Фромму, понимаются «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному» .
Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление — не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов.
В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе этих действий лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам. Агрессия, таким образом, бывает ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Ситуативная агрессивность проявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия. Агрессивность как свойство личности, поддается измерению, изучению и при необходимости — психологической коррекции.
В качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана с жестокостью, но не совпадать с ней. Если жестокость всегда порицаема, то агрессивность часто принимает социально приемлемые формы, например в спорте. Агрессивные действия требуются и от военных. Агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводить как к социально одобряемому, так и к противоправному поведению.
Агрессивный человек может быть и не жестоким, если в его действиях нет мотива причинения страданий и мучений ради них самих. Жестокий человек всегда агрессивен.
Жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, и в форме бездействия, а не жестокое агрессивное поведение — только в форме действия.
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжельности до словесных оскорблений («вербальная агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»).
Выделяют следующие виды агрессивных реакций:
физическая агрессия (нападение);
косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);
склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);
обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);
подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;
вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму — ссора, крик, визг, — так и через содержание — угроза, проклятие, ругань).
В нашей работе мы будем использовать для выявления уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии методику Басса — Дарки.
Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию — агрессию, направленную на себя.
Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству и кооперации.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как непосредственная реакция на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура), имеется также множество модификаций и разновидностей этих подходов. Существующие экспериментальные данные в той или иной мере подтверждают все основные теории агрессии. Это говорит о многоаспектности и многоплановости феномена агрессии, о полифакторной обусловленности агрессии, как поведенческого акта, и агрессивности, как свойства личности. Однако экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.
Социализация агрессии, по определению А. Реана, «есть процесс и результат усвоения навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта». Социоонтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности. Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, в частности, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерно особое взаимодействие между членами семьи. Это взаимодействие носит вид «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. В пользу концепции социального научения говорит и то, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в предпочтениях агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений.
А.А. Реан были получены интересные данные о высоком уровне агрессии в выборке внешне вполне благополучных старшеклассников. Высокие показатели спонтанной агрессии были обнаружены у 53% испытуемых, реактивной агрессии — у 47% испытуемых. Автор делает вывод, что «больное» агрессией и нетерпимостью общество заражает ею и свое молодое поколение — через механизм подражания, социального научения и психической неустойчивости.
А. Реан различает ординарную и парадоксальную социализацию агрессии. Ординарная социализация агрессии — это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развития агрессивной готовности личности в результате либо прямого деятельного опыта, либо опыта наблюдения агрессии.
При парадоксальной социализации агрессии развитие агрессивной готовности личности происходит вне зависимости от наличия непосредственного опыта агрессивного взаимодействия или опыта наблюдения агрессии. Агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, формируется в данном случае вследствие наличия у индивида значительного социального опыта подавления возможностей реализации его актуальных личностных потребностей. Это подавление осуществляется вне агрессивного контекста, без проявления физической или вербальной агрессии. Напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего реализуется в данном опыте социального взаимодействия с «заботой» о личности, в «ее интересах». Парадоксальную социализацию агрессии А. Реан рассматривает как «фобически-агрессивный след депривационного социального опыта» .
Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности. Отрицательное отношение к себе, его низкое самоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению им асоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе с помощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных». Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я» .
Таким образом, следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.
1.2 Социально-психологические особенности подростков, склонных к агрессии
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия — социального, психологического или педагогического, в существенной мере зависит от знания, понимания и точного определения, особенностей личности подростков. Поскольку наше исследование касается несовершеннолетних, следует более подробно остановиться на вопросах подросткового возраста.
Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями, Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.
Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Переходный период как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
У многих подростков имеется явный диссонанс между физическим и социальным развитием. Некоторые стороны психического развития «не успевают» за ускоренным физическим развитием, могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому влиянию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающееся с внешней кажущейся «взрослостью» .
Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие особенности как повышенная тревожность, дефектность целостной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.
От того, как отвечает подросток на предъявляемые ему требования, какие способы и стили поведения у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в подростковый период и ее дальнейшие перспективы.
В психологической литературе достаточно полно описан кризис подросткового возраста; именно этот возраст считается психологами наиболее проблемным. В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Основным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится развитие у подростка особого чувства взрослости, как индивидуального переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку чувство взрослости, но социальный статус его в школе и семье не изменяется. И тогда возникает борьба за признание личных прав, независимости, что обязательно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подростковый комплекс». По мнению А. Е. Личко, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения.
Реакция эмансипации. Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, представителей старшего поколения вообще. Это борьба за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что им принято, что уважается и ценится, т. е. на все «стандарты» и «ценности» .
Реакция увлечения. Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например занятия спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток увлекается, то одним, то другим. У некоторых увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со временем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицательного воздействия на поведение подростка не оказывают. Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все время отдает им. Бывает, что ради реализации хобби подросток совершает противоправные действия, например, мелкое воровство, спекуляцию или может сойтись с асоциальными личностями.
Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков.
Подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.
Таким образом, у подростка с агрессивным поведением следующие социально-психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; сверхнапряженность; стремление к независимости; подверженность чужому влиянию. Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с «трудными» подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, социальный работник сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними.
1.3 Нормативно — правовая база социальной работы с подростками, склонными к агрессии
Рост агрессивности подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.
В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.
Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально депривированных группах детей — сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.
В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции был принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства.
Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).
Закон среди прочих мер признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации социально дезадаптированных детей, к которым относятся и дети, склонные к агрессии.
В современном российском законодательстве особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику девиантного, в том числе и агрессивного, поведения подростков. В 1993 году вышел Указ Президента РФ № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» .
Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 утверждено «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов РФ.
В 1998 году Межведомственной комиссий по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ была разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-120 от 24.06.99 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений.
Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому; организации контроля над условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности; осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование; отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.
Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.
В Республике Карелия также создаются программы, принимаются нормативные акты, направленные на решение проблем отклоняющегося (агрессивного) поведения детей и подростков. Реализация мероприятий региональной целевой Программы «Дети Карелии» на 2008;2011 годы позволит создать благоприятные условия для улучшения основных показателей качества жизни и комплексного развития и жизнедеятельности детей.
Ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» направлена, в том числе, и на социальную поддержку семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке государства.
Отработанная на уровне республики система «Комплексных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с распределением обязанностей между системой образования, социальной защиты, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних реализуется во всех районах республики.
Однако, несмотря на принятые законы, сформированную систему учреждений, призванных заниматься проблемами профилактики девиантного (агрессивного) поведения несовершеннолетних, разработанные программы и технологии профилактики, реализация законов и программ, деятельность различных учреждений не меняют ситуацию кардинально. Основная причина такого положения, на наш взгляд, кроется в отсутствии комплексной и планомерной работы по профилактике агрессивного поведения подростков. Зачастую эта работа ведётся формально, в виде разовых акций, не охватывает всех подростков.
Таким образом, проблема девиантного (в том числе и агрессивного) поведения подростков становится все более важной для будущего России. Масштабы распространения подростковой агрессивности продиктовали необходимость принятия органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях соответствующих превентивных мер. Социальный работник в своей деятельности с подростками, склонными к агрессии, должен опираться на нормы соответствующих законодательных актов.
1.4 Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии
Технологии социальной работы с подростками, склонными к агрессии, можно разделить на два направления: профилактическое и коррекционное (или социально-реабилитационное).
Социальная профилактика — это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата» [23, с. 193].
Социальная профилактика агрессивного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно — предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.
Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности, в том числе и таких, как агрессивность.
Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:
мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;
изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;
устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;
постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;
активное профилактико-реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности.
Коррекционная составляющая деятельности социального работника с подростками, склонными к агрессии, направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность — общество», «личность — социальная среда», «личность — группа», «личность — личность» .
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления агрессивности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная — формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т. е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая — исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [9; 105].
В литературе по социальной работе перечислены приемы коррекционного взаимодействия социального работника и его клиента:
снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Профилактика и коррекция отклоняющегося (в том числе и агрессивного) поведения школьников должна осуществляться через совместную деятельность специалистов образовательных и других учреждений (комплексное сопровождение), направленную на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.
Анализ пособий по профессиональной подготовке социальных работников, статей, монографий, материалов диссертаций, нормативных документов позволил выделить позволил выделить основные направления деятельности социального педагога с подростками, склонными к агрессии:
защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка. Это права на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и т. д.;
выявление неблагополучных семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации;
содействие в оказании юридической помощи: отставание интересов подростков и членов их семей, помощь в предоставлении различных консультационных услуг и т. п.;
направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
организация досуга и отдыха подростков совместно с профсоюзными организациями и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
оказание помощи в трудоустройстве во внеучебное время подростков, достигших 14 лет;
помощь в создании ассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организации общения с уже существующими группами, отдельными лицами и т. п.;
помощь в организации различных курсов, кружков и т. п.
участие в разработке и реализации социальных проектов, программ, частных инициатив, направленных на достижение положительных результатов процесса социализации подростков, склонных к агрессии.
Авторы трудов по социальной работе с подростками отмечают, что в современных условиях деятельность социального работника направлена на изменение негативных условий жизни ребенка, которые не способствуют процессу его социализации. Это предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении.
Деятельность социального работника выстраивается на основе диагностики проблем ребенка и среды. Следовательно, социальный работник должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические). На основании диагноза социальный педагог проектирует условия, которые обеспечивают оптимальное развитие ребенка. Одним из методов диагностики является тестирование.
Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест — основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз [24; 116].
От других способов обследования тестирование отличается большей точностью.
Однако использование тестирования в социальной работе требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности. Социальный работник должен уметь выбирать методы и средства работы, обеспечивающие наиболее эффективный результат.
Достаточно широкое применение в социальной работе находит такой метод диагностики, как анализ документов. Их изучение позволяет выявить условия среды, способствующие формированию и закреплению индивидуально-психологических качеств, педагогических характеристик, способствующих или препятствующих обучению, воспитанию, адаптации учащегося, определить направления дальнейшей работы.
Среди документов образовательного учреждения важнейшим для социального работника является его социальный паспорт, в котором содержатся сведения о нуждающихся в различного рода социальной помощи детях и их семьях, о различных категориях семей, дети из которых обучаются в школе [24; 116].
Наиболее распространенным в социальной работе эмпирически методом изучения человека является наблюдение. Под наблюдением понимается «целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта» [24; 116].
Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных» .
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения» .
Широко распространенные в социальной работе эмпирические методы получения сведений (информации) о подростке, его семье — беседа, интервью и анкетирование.
В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, родителей, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Однако беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:
наличие четкого, продуманного плана беседы;
обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;
варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру социально — педагогического эксперимента [24; 117].
Интервью называют целенаправленным опросом: интервьюер все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Анкетирование — «эмпирический социально — педагогический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету» [24; 117]. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.
Социальных работников анкетирование привлекает возможностью быстрых массовых опросов клиентов.
При составлении анкеты учитываются:
содержание вопросов;
форма вопросов — открытые или закрытые;
формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т. д.);
количество и порядок следования вопросов.
Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.
Решение некоторых проблем (улучшение здоровья, материального положения) социальный работник не сможет осуществить самостоятельно. Тогда он выступает в роли посредника и координатора действий психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста, административных органов образования, здравоохранения, социальной защиты и др. для разрешения проблем ребенка.
В своей работе с подростками, склонными к агрессии, социальный работник использует разнообразные методы и формы деятельности.
Социальный работник применяет такие методы и формы работы, как:
индивидуальные беседы, консультации, лекции для детей и родителей;
групповые формы работы с семьей (семьями) — тренинги.
Таким образом, существуют различные технологии и методы профилактики и коррекции подростковой агрессивности. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей подростков и ситуации, в которой они оказались.
Выводы:
1. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.