Общая характеристика выездных налоговых проверок
Значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10% и более) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов приведен в Приложении 4 к Концепции. Так, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного… Читать ещё >
Общая характеристика выездных налоговых проверок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волгоградский филиал АНОО ВПО «Международный славянский институт»
Экономический факультет
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Организация и методика налоговых проверок»
На тему: «Общая характеристика выездных налоговых проверок»
Выполнила Студентка группы УБС-1−08
Криворотина А.А.
Волгоград 2011
План
Введение
Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки.
Порядок проведения выездной проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка.
Выездная налоговая проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Выемка документов.
Оформление результатов выездной налоговой проверки.
Заключение
Список используемой литературы.
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3−06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция). Приказом ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7−2/461@ с учетом сегодняшней финансово-экономической ситуации она была пересмотрена.
Установлено, что объекты для проведения выездной налоговой проверки должны выбираться на основе всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. Внутреннюю информацию налоговые органы получают самостоятельно в процессе их деятельности, а внешнюю — от контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений. Также может быть использована общедоступная информация.
Критерии, используемые налоговыми органами, при отборе организаций для проведения выездной налоговой проверки
Концепцией установлено, что налогоплательщики могут самостоятельно по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности оценить риск быть отобранными для проведения выездной налоговой проверки. При этом налоговыми органами указаны следующие критерии, используемые ими при таком отборе.
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности). Рассчитывается она как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Так, согласно Приложению 2 к Приказу N ММВ-7−2/461@ средний уровень налоговой нагрузки гостиниц и ресторанов в 2008 г. составил 19,4%, а в 2009 г. — 18,0%.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более календарных лет). В связи с кризисом 2008 г., затронувшим большое количество налогоплательщиков, Приказом N ММВ-7−2/461@ установлено, что налоговый орган может не учитывать 2008 г., если налогоплательщик получил убыток по объективным причинам, о чем у налогового органа есть соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Деятельность налогоплательщика привлечет внимание налогового органа в том случае, если доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев. В силу ст. 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является квартал, соответственно, ориентироваться нужно на данные четырех последних деклараций.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Этот критерий применяется к организациям, уплачивающим налог на прибыль. Сравниваются между собой темпы роста расходов над доходами по данным налоговой и бухгалтерской отчетности.
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Сообщается, что такую информацию по каждому региону можно получить на сайтах территориальных органов Росстата (адреса можно найти на сайте федерального органа), из сборников экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом, по запросу в Росстат или налоговый орган (адрес можно найти на сайте ФНС).
6. Неоднократное (2 и более раз в течение календарного года) приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
По УСНО - неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ показателей, а именно: — доля участия других организаций составляет не более 25%; - средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, — не более 100 человек; - остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, — не более 100 млн руб.;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15, пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, — не более 60 млн руб.
По режиму налогообложения в виде уплаты ЕНВД — неоднократное приближение к предельным значениям, установленным ст. 346.26 НК РФ:
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Предприниматели, применяющие традиционную систему налогообложения, в силу ст. 221 НК РФ вправе по итогам года в налоговой декларации по НДФЛ уменьшить сумму полученного ими дохода на профессиональный налоговый вычет. Если доля этого вычета в общей сумме доходов превышает 83%, на такого предпринимателя налоговые органы обратят пристальное внимание.
8. Деятельность на основе договоров, заключенных с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели). При этом налоговый орган ориентируются на обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Так, согласно п. 10 этого Постановления налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и мог знать о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Напомним, что в соответствии с п. 1 данного документа под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений по уведомлению налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки будут выявлены ошибки в налоговой отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе налогового контроля, то налогоплательщику направляется уведомление по форме, приведенной в Приложении 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3−06/338@. Данное уведомление содержит требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Отсутствие без объективных причин таких пояснений является основанием для включения налогоплательщика в план выездных проверок.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). Неоднократным признаются два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица.
11. Значительное отклонение (в сторону уменьшения на 10% и более) уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для определенной сферы деятельности по данным статистики. Расчет рентабельности продаж и активов приведен в Приложении 4 к Концепции. Так, рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат отрицательный, имеет место убыточность. Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. Если сальдированный финансовый результат отрицательный, также имеет место убыточность. Нужно отметить, что расчет рентабельности должен производиться с использованием данных бухгалтерского учета и, значит, по результатам деятельности налогоплательщика в целом. В некоторых случаях, нарушая данную методику, налоговый орган приводит расчет по единичной сделке с использованием произвольных величин. В таких ситуациях необходимо обращаться за поддержкой в суд (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 N 09АП-4440/2010;АК).
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, рекомендуется учитывать такой признак, как отсутствие:
— личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
— документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
— информации о фактическом местонахождении контрагента;
— информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, сайта контрагента и др.). Негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации о других идентичных участниках рынка, в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (в общем доступе на официальном сайте ФНС). Как отмечено в Концепции, наличие этих признаков свидетельствует о высокой степени риска признания подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, заключенной с ним, — сомнительной. Наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении 5 к Концепции. Кроме названных признаков, приведен большой перечень и других обстоятельств, одновременное присутствие которых повышает такой риск, например если контрагент, отвечающий указанным признакам, выступает в роли посредника. Налогоплательщикам, оценившим свои риски как высокие и желающим их снизить или полностью исключить, рекомендуется:
— исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
— уведомить налоговые органы по месту своего нахождения о принятых мерах (уточнение налоговых обязательств), чтобы налоговики могли вовремя учесть данный факт при составлении плана выездных проверок. Уведомление производится путем подачи уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Вместе с уточненными декларациями можно представить пояснительную записку по форме, содержащейся в Приложении 5 к Концепции. Налоговый орган, получивший уточненные декларации и пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ. При этом установлено, что дополнительные документы не требуются. Нжно учитывать, что представление уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по п. 12 не является гарантией того, что предприятие не попадет в план налоговой выездной проверки, поскольку в процессе отбора налоговики учитывают и другие критерии Концепции. Однако если налоговый орган будет располагать информацией о нарушении налогового законодательства налогоплательщиком, представившим уточненные декларации в соответствии с критерием 12, решение о назначении выездной налоговой проверки будет принято только после предварительного согласования с ФНС.
Порядок проведения выездной проверки
Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом согласно позиции Конституционного Суда, озвученной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3−06/892@. При этом данное решение должно содержать следующие сведения:
— полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
— предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
— периоды, за которые она проводится;
— должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Заметим: по мнению судей, указание в решении, что проверка будет проводиться «по всем налогам и сборам», не является нарушением, поскольку налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать на конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (см. Постановление ФАС МО от 11.09.2009 N КА-А41/7737−09).
По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже в том случае, если этот период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37−2/10 613@).
Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Нужно иметь в виду, что при определении количества выездных проверок не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщика.
Срок проведения выездной налоговой проверки
На основании п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения Постановление ФАС МО от 25.11.2010 N КА-А40/14 110−10 Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России N САЭ-3−06/892@. Основаниями для этого могут являться:
— проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
— получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
— проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения — до четырех месяцев; менее 4 — до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50% от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); 10 и более подразделений — до шести месяцев);
— непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
— иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).
Для продления срока проверки проверяющим налоговым органом направляется в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3−06/281@. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Например, решение вынесено 14.02.2011, а фактически проверка началась 21.02.2011, следовательно, срок выездной проверки — с 15.02.2011 (Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ)). Закончиться выездная проверка должна будет (если она не продлялась и не приостанавливалась) не позднее 14.04.2011 (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).
Заметим, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37−2/15 853.
При этом отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.
Выездная проверка филиалов и представительств. Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно. При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Также в отношении их нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.
Приостановление проведения проверки
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):
— истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
— получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
— проведения экспертиз;
— перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3−06/106@. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 N А41−15 780/08. Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.
Повторная выездная налоговая проверка
Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.
Повторная выездная проверка может проводиться:
— вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Заметим, что Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
— налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена «уточненка»). Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию (представление «уточненки»), не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой. Президиум ВАС в Постановлении от 16.03.2010 N 14 585/09 отметил, что позиция КС РФ нацеливает на необходимость в каждом конкретном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная проверка принятие по ее результатам решения, вступающего в противоречие с установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом. Соответственно, данная позиция не касается случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий. Например, если при рассмотрении другого дела суд не давал оценки доказательствам и фактическим обстоятельствам, а также сделанным на их основе выводам инспекции, обоснованность и законность которых являются предметом контроля вышестоящего налогового органа при проведении повторной проверки. Кроме того, предметом контроля могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений. Рассмотрим ситуацию. После проведения первичной выездной налоговой проверки и вынесения судебных актов по вопросу оспаривания решения по ее результатам налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по проверенному периоду, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Какие именно сведения может проверить налоговый орган в рамках повторной проверки? Научно-консультативный совет при ФАС ВВО рекомендует (Рекомендации одобрены Президиумом ФАС ВВО от 19.10.2010 N 7) налоговому органу действовать с соблюдением следующих условий:
1) не переоценивать выводы судов, содержащиеся во вступивших в силу судебных актах, имеющие отношение к расчету налога по данной налоговой декларации (налоговому периоду);
2) проверять только те сведения уточненной декларации (показатели конкретных строк налоговой декларации), изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом налоговый орган вправе проверить все документы, влияющие на измененные показатели соответствующих строк уточненной налоговой декларации.
Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не обнаруженное ранее при проведении первоначальной выездной проверки, то к налогоплательщику налоговые санкции не применяются, за исключением случаев, когда оно явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации
выездная налоговая проверка Данная проверка может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС СКО от 19.07.2010 N А63−19 428/2009).
Знакомство с документами и осмотр помещений. Во время проверки у проверяющего налогового органа должна быть возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Необходимые документы могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (требование может быть передано лично под расписку, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а если такими способами невозможно — по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его направления). На бумажном носителе документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ). Данной статьей установлена возможность в некоторых случаях представлять документы и в электронном виде. Такая возможность появится у налогоплательщиков после разработки необходимых правовых актов и программного обеспечения (п. 2 Письма ФНС России от 03.09.2010 N АС-37−2/10 613@).
Представить документы налогоплательщик должен в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования, а если это невозможно — в течение дня после получения требования письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин, а также сроков, в течение которых проверяемое лицо может представить необходимые документы. В течение двух дней после получения данного уведомления налоговый орган вправе или продлить срок представления документов, или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.
Нужно помнить, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением, наказываемым в соответствии со ст. 126 НК РФ штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, при отказе или непредставлении в установленный срок документов налоговики вправе произвести их выемку в порядке, установленном ст. 94 НК РФ. Должностные лица организации-налогоплательщика также привлекаются к ответственности согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
При этом есть один плюс для налогоплательщика. С 01.01.2010 налоговый орган не вправе повторно требовать те документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (Это ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы). Обратим внимание еще на один момент: с подлинниками документов налоговики имеют право знакомиться только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
При необходимости проверяющий налоговый орган может проводить инвентаризацию имущества, а также осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. В частности, осмотр проводится в присутствии понятых с участием проверяемого лица (или его представителя), а также специалистов. В необходимых случаях производятся фотои киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов и т. д. Об осмотре составляется протокол по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3−06/338@.
Напомним, что отказ в осмотре помещений налоговиками грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП РФ).
Выемка документов
В соответствии с п. 14 ст. 89 НК РФ, если у контролирующего органа будет достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится их выемка в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Данная процедура обязательно проводится согласно мотивированному постановлению, подписанному руководителем (его заместителем) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3−06/338@. Заметим, что инспекция в случае судебного разбирательства должна будет доказать наличие у нее достаточных снований мотивов) для принятия постановления об осуществлении выемки документов у проверяемого лица Определение ВАС РФ от 07.07.2010 N ВАС-8036/10, Постановления ФАС ВВО от 01.11.2010 N А31−2591/2010, ФАС УО от 30.09.2010 N Ф09−8048/10-С3. .
Выемка документов в ночное время недопустима. Проводится она в присутствии понятых и лиц, у которых производится. В необходимых случаях приглашается специалист.
Перед выемкой налогоплательщику еще раз предлагается выдать документы добровольно, а при отказе сделать это проверяющий имеет право для выемки самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться документы, избегая причинения повреждений запорам, дверям и другим предметам, не вызванных необходимостью (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Обязательно должен быть составлен протокол с соблюдением требований ст. 99 НК РФ. Его копия передается лицу, у которого были изъяты документы. Изъятые документы и предметы должны быть перечислены и описаны в протоколе или прилагаемой к нему описи. Если копий недостаточно или есть опасность, что подлинники могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, налоговики могут изъять подлинники. При этом с них снимаются копии, которые заверяются проверяющими и передаются проверяемому (одновременно с изъятием или в течение пяти дней, если нельзя снять копии сразу). Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью проверяемого лица.
Оформление результатов проверки
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие налоговые органы обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3−06/338@, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения от ее получения она направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3−06/892@ (п. 1 ст. 100 НК РФ). Он подписывается лицами, проводившими проверку, и проверяемым лицом (его представителем). Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, к акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Данный акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его оформления проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 НК РФ). При уклонении проверяемого от его получения в акте делается соответствующая пометка, и документ направляется ему по почте заказным письмом, которое считается полученным на шестой день, считая с даты его отправки. В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, проверяемое лицо вправе в течение 15 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменное возражение по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Заключение
Выездная налоговая проверка — очень ответственное мероприятие. Как правило, если организация осуществляет коммерческую деятельность в течение четырех-пяти лет с момента ее регистрации в качестве юридического лица, то неизбежно скорое проведение такого контрольного мероприятия со стороны налоговых органов, как выездная налоговая проверка. При этом шансы проведения проверки достаточно велики и не зависят от каких-либо дополнительных критериев которыми необходимо руководствоваться с целью оценки рисков по включению в группу налогоплательщиков, в отношении которых будет вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3−06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3−2/467@)
Оценив вероятность включения вашей организации в план-график выездных налоговых проверок, в первую очередь необходимо определиться с перечнем прав и обязанностей налогоплательщика, закрепленных действующим налоговым законодательством. Безусловно, начинать этот этап необходимо с изучения Налогового кодекса РФ. Напомним, что основные права и обязанности налогоплательщиков определены ст. ст. 21 — 23 НК РФ, в то время как общий перечень прав и обязанностей налогового органа закреплен ст. 31 — 33 НК РФ. Однако вопрос осуществления такого контрольного мероприятия, как выездная налоговая проверка, также регулируется специальными нормами права, базовой из которых является ст. 89 НК РФ.
Итак, составив представление о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях налогового органа, необходимо подготовить материально-техническую базу для приема представителей налоговой инспекции.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Система КонсультантПлюс
3. Селиванова Н. В. Арбитражная практика рассмотрения споров, связанных с выездными налоговыми проверками// справочно-правовая система.
4. Комментарий к Налоговому кодексу РФ: Часть 1, 2/под ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Юрайт-издат, 2007.
5. Налоговое право России: Учебник / под ред. Ю. А. Крохиной. М.: Норма, 2007.
6. Налоговое администрирование: учебное пособие / колл. авторов; под ред.Л. И. Гончаренко. — М.: КНОРУС, 2009.
7. Налоговый контроль: учеб. Пособие / Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Тирзиди. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2009.
8. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008;2010 гг.
9. Интернет ресурсы (сайт www.pnalog.ru)