Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование расходов на здравоохранение

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также существует программа «Здоровье работающего населения России на 2004;2015 годы».Цель программы — улучшение состояния здоровья, снижение общей профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России. Задачи программы — реализация государственной социальной политики… Читать ещё >

Планирование расходов на здравоохранение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.Теоретические аспекты планирования расходов на здравоохранении

1.1 Сущность и социальное значение расходов на здравоохранение

1.2 Методика планирования расходов на здравоохранение

2. Анализ расходов на здравоохранение за 2008;2009гг

3. Оценка плановых показателей расходов на здравоохранение на 2010;2011гг

4. Направление совершенствования планирования расходов на здравоохранение Выводы и предложения Список литературы медицина расход здравоохранение

Введение

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущается нехватка медицинских учреждений и медицинских работников.

Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяют необходимость его дальнейшего развития.

Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели к реформе в здравоохранении.

Несмотря на проведенную в последние годы реформу в здравоохранении в финансовом обеспечении этой отрасли имеются серьезные недостатки. Главный из них — недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране. Прогнозы и планы развития здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов повышения социальной и экономической результативности деятельности медицинских учреждений. Важнейшая задача в области организации, экономики и финансирования здравоохранения — определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономному использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений Таким образом, вышеперечисленные аспекты рассматриваемой проблемы предопределили актуальность и необходимость ее исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;

2. раскрыть методики планирования расходов на здравоохранение;

3. рассмотреть расходы на здравоохранение в 2008;2009гг;

4. выявить пути повышения результативности использования финансовых ресурсов в здравоохранении;

5. исследовать финансовое планирование расходов в здравоохранении.

Методологической основой написания курсовой работы послужили законодательные акты и документы по теме исследования, материалы периодической печати.

1. Теоретические аспекты планирования расходов на здравоохранение

1.1 Сущность и социальное значение расходов на здравоохранении

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Здоровье — не только медико-биологическая, но и социальная категория. Здоровье населения зависит от многих факторов — экономических, социальных, демографических, экологических, политических и др. и находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества. По определению всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов»

Чтобы удовлетворить желание человека иметь хорошее здоровье и заинтересованность общества в работоспособном населении, необходимо наличие определенных жизненных благ. В широком смысле под ними можно понимать самые различные средства, которые служат формированию и развитию человеческого организма и определяют состояние его здоровья: продукты питания, жилище и многие другие предметы и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Подавляющая часть этих благ — экономические, т. е. их производство и воспроизводство предполагает затраты определенных ресурсов. В более узком смысле в состав благ, необходимых для реализации потребности в здоровье, входит все, что непосредственно предназначено для его укрепления и восстановления: лекарственные средства (ЛС), препараты и приспособления медицинского назначения и т. п. Особую роль в совокупности этих благ занимают медицинские услуги.

Медицинские услуги и другие блага, предназначенные для формирования, поддержания и укрепления здоровья могут быть охарактеризованы и как частные, и как общественные блага.

Можно сразу отметить, что охрана здоровья в значительной степени связана с наличием и производством именно общественных благ, таких как безопасная среда обитания, прививки от инфекционных болезней, улучшение морально-психологического климата, научные открытия в области здравоохранения и медицины и т. д.

Сущность здравоохранения в РФ заключается в поддержании здоровой нации, для улучшение экономических, социальных показателей общества. Ведь здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Система здравоохранения — это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации [6,c.280−281].

Специфические свойства медицинской услуги:

Потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности.

Потребителями медицинских услуг является все население независимо от возраста и состояния здоровья (здоровые пользуются профилактическими услугами, больные — лечебными).

Спрос характеризуется низкой эластичностью («здоровья всегда не хватает»).

Потенциальный спрос на отдельные виды медицинских услуг формируется в соответствии с профилями заболеваний конкретных территорий и частично подвержен сезонным колебаниям.

Потребление медицинской услуги не может быть отложено во времени (услуга не хранится).

Потребительная стоимость (ценность) медицинских услуг зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений, оценивающих фактор здоровья.

Мера ответственности производителя (врача) за качество медицинской услуги высока (в его руках жизнь человека).

Для оказания медицинской услуги требуются специализированное оборудование, помещение, лекарственные средства.

Ассортимент медицинских услуг изменяется медленно и зависит от научных открытий в области здравоохранения и медицины.

Статьи расходов

1) Заработная плата занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.

2) Начисления на оплату труда (ст. 20 в размере 39−40% направляются во внебюджетные фонды.

3) Административно-хозяйственные расходы включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.

4) Командировочные расходы определяются в соответствии с действующими нормами.

5) В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных, определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.

6) В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.

7) Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются в пределах выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от профиля отделений.

8) Затраты на капитальный ремонт зданий медицинских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований. Прочие расходы (оплата летных часов санитарной авиации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.) планируются на уровне прошлых лет с учетом экономии.

К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.

Итог сметы — свод затрат по всем статьям расходов.

1.2 Методика планирования расходов на здравоохранение

Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т. д.

Структура расходов на здравоохранение включает в себя оплату заработной платы, оплату медикаментов, лекарственных средств.

Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах — койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях — врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

— стоимость одного дня лечения в больнице;

— стоимость одного посещения в поликлинике;

— стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;

— стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа расходования бюджетных средств за, предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания, установленных Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы государственных гарантий в расчете на душу населения Зл рассчитывается по формуле:

где Нокл — норматив числа койко-день, проведенных в стационаре в год на 1000 чел. населения;

Нскд — норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах;

Нокдс — норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 чел. населения;

Нскдс ~ норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре;

Ноп ~ норматив числа врачебных посещений в год на 1000 чел. населения;

Нчп — норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение;

Нов — норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 чел. населения;

Нсв — норматив финансовых затрат на один вызов скорой помощи;

Сиз — затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения;

Саомс -" административные затраты системы ОМС;

Чн — численность населения.

Общий размер финансовых ресурсов, которые нужны для реализации Программы, определяется по формуле:

СОД*Ч, где С0 — затраты на реализацию Программы;

Ч — численность населения.

Планирование Программы государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).

Сформированный муниципальный заказ согласовывается в органах управления субъекта РФ. Если после признания его параметров субъектом РФ в муниципальном образовании имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа.

Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.

В финансовых органах объем ассигнований из бюджетов на здравоохранение и физическую культуру планируется на основе использования различных нормативов. Нормативные расходы по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности в системе здравоохранения и физической культуры, с учетом повышения федерального уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений, индексации стоимости продуктов питания, медикаментов и коммунальных услуг.

Нормативные расходы на здравоохранение на уровне муниципального образования. Расчет осуществляется путем суммирования расходов на содержание лечебных учреждений, подлежащих финансированию из бюджета i-го муниципального образования, по формуле:

где RЗДРi — нормативные расходы для (i-го муниципального образования на здравоохранение;

R1i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях;

R2i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению прочей медицинской помощи;

R3i — расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями;

R4i — расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению;

R5i — расходы для i-го муниципального образования на оказание населению межрегиональной медицинской помощи.

Нормативные расходы на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях для i-го муниципального образования (R1i) определяются по формуле:

R1i = Н1 * Чi

где Н1 — норматив затрат на скорую медицинскую помощь и помощь при социально значимых заболеваниях;

Чi — численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на оказание населению прочей медицинской помощи для i-гo муниципального образования (R2i) определяются по формуле:

R2i = Н2 * Чi

где Н2 — норматив затрат на прочую медицинскую помощь.

Нормативные расходы на оказание населению межрегиональной медицинской помощи для i-го муниципального образования (R5i) определяются по формуле:

R5i = Н5 * Чi

где Н5 — норматив затрат на оказание межрегиональной медицинской помощи в расходах соответствующих муниципальных образований, муниципальные учреждения здравоохранения которых оказывают межрегиональную медицинскую помощь.

Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями для i-го муниципального образования (R3i) определяются по формуле:

R3i=H31i

где Нз — норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение социально значимых заболеваний;

Ч1i — численность больных социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i'-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению, для i-го муниципального образования (R4i) определяются по формуле:

R4i = Н4 * Ч2i

где Н4 — норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение прочих контингентов населения, пользующихся льготами по льготному лекарственному обеспечению; Ч2i — численность больных прочих контингентов населения социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на физическую культуру и спорт для i-го муниципального образования — рассчитываются путем суммирования расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений и проведение спортивных мероприятий:

Kфиз i =R1i+ R2i

где Kфиз i нормативные расходы для i-го муниципального образования на физическую культуру и спорт;

R1i — расходы для i-го муниципального образования, содержание и организацию работы спортивных сооружений;

R2i — расходы для i-го муниципального образования на проведение спортивных мероприятий.

Нормативные расходы на содержание и организацию работы спортивных сооружений для i-го муниципального образования рассчитываются по следующей формуле:

R1i1 * Чi

где H1 — норматив расходов на содержание и организацию работы спортивных сооружений, дифференцированный по группам муниципальных образований;

Чi — численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Финансовое планирование ведется на основе производственных показателей (число коек в больницах, число посещений больных в поликлиниках, число вызовов скорой медицинской помощи) и нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.

Смета расходов в больнице составляется на основании расчета следующих показателей.

1. Число дней функционирования койки (раздельно по хирургическим, инфекционным, детским и прочим койкам). Показатель устанавливается исполнительными органами.

2. Среднегодовое количество коек:

где Кср — среднегодовое количество коек;

Кн, Кк — количество коек на начало и конец года;

п — число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

3. Количество койко-дней:

Ккд = Чк* Кср

где Ккд — количество койко-дней;

Чк — число дней функционирования койки.

4. Расходы на дооборудование новых коек:

Рд.н.к. = Пк * Nр.д.к.,

где Рд.н.к. — расходы на дооборудование новых коек;

Пк — прирост коек за год;

Np.д.к. — норма расходов на дооборудование одной новой койки.

5. Прирост коек за год:

Пкк — КН.

6. Норма расходов на питание на одну койку в год:

Nр = Чд * Nд,

где Np — норма расходов на питание на одну койку в год;

Чд — число дней функционирования койки в год;

Nд — норма расходов на питание на одну койку в день.

7. Объем расходов на медикаменты:

Рмср * Nр ,

где Рм — расходы на медикаменты;

Кср — среднегодовое количество коек;

Nр — норма расходов на медикаменты.

8. Объем расходов на мягкий инвентарь:

Рм.и = Рд.н.к. + Рд.к.

где Рм.и. — расходы на мягкий инвентарь;

Рд.н.к— — расходы на дооборудование новых коек;

Рд.к — расходы на оборудование приемных коек.

9. Объем расходов на питание.

Ср=Nр * Кср

где Ср — расход на питание;

Nр — норма расходов на питание на одну койку;

Кср — среднегодовое количество коек.

10. Объем фонда оплаты труда:

ФЗП = Кср * Сср * Сн.к,

где ФЗП — годовой фонд зарплаты;

Кср — среднегодовое количество коек;

Сср — средняя ставка зарплаты по ETC;

Сн.к — количество ставок на одну койку.

11. Объем расходов на коммунальные услуги (по видам услуг):

Рк.уср * Nр * Т, где Рк.у — расходы на вид коммунальной услуги;

Np — норма расходов на одну койку;

Т — тариф за коммунальную услугу.

Размер затрат на простую медицинскую услугу рассчитывается по формуле:

где Сп.м.у — стоимость простой медицинской услуги;

Пр — прямые расходы;

Нр — накладные расходы;

Фр.вр - фонд рабочего времени врачей, в год, в у.е.т.;

Фр.ср - фонд рабочего времени среднего медперсонала, в у.е.т.;

tвр — время оказания медицинской услуги врачами;

tСР — время оказания медицинской услуги средним медицинским персоналом;

Кэф - нормативный коэффициент использования рабочего времени.

Все представленные выше формулы позволяют рассчитать и спланировать расходы на здравоохранения.

При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один-три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонения по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.

2. Анализ расходов на здравоохранение за 2008;2009 гг.

Расходы на здравоохранение в России по итогам 2008 г. составляли 3,7% от ВВП, что более чем в 2 раза меньше, чем в развитых европейских странах. Несмотря на мировой экономический кризис, в 2009 году социальные расходы в нашей стране не были сокращены, продолжилось финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье». Однако оборудование, поставляемое в лечебные учреждения, частенько простаивает, а на информатизацию непосредственно медицины тратится около 13% средств, выделяемых Минздравсоцразвития на ИТ.

Расходы на здравоохранение в Российской Федерации все еще значительно отстают от аналогичных затрат в цивилизованных странах. Согласно данным Росстата, по итогам 2008 г. они составили 3,7% от ВВП, что несколько ниже, чем в соседней Беларуси (3,9%). Для примера, во Франции этот показатель равен 8,9%, в Великобритании 7,2%, в Австралии 6,5%.

Рис. 2.1. Расходы на здравоохранение по странам мира, % от ВВП Тем не менее, государственное финансирование здравоохранения РФ в последние годы постоянно увеличивается.

Таблица 1. Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008;2009 годы

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Общий объем, млрд. рублей

218,3

234,2

15,9

Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %

3,3

3,1

— 0,2

Прирост к предыдущему году, млрд. рублей

11,9

15,9

Прирост к предыдущему году, %

5,8

7,2

1,4

Анализируя данные табл.1 можно заметить, что динамика расходов на здравоохранение положительная. В 2008 году прирост к 2007 составил 11,9 млрд руб. В 2007 г сумма ассигнований составила 206,4 млрд руб. В 2009 году увеличение ассигнований увеличилось на 15,9 млрд руб., что в процентном отношении составляет 7,2%.

Таблица 2. Структура расходов на здравоохранение в 2008;2009 году (в % к общему объему расходов по разделу)

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Стационарная медицинская помощь

62,2

64,8

2,6

Амбулаторная помощь

5,1

5,2

0,1

Скорая медицинская помощь

0,2

0,2

;

Санаторно-оздоровительная помощь

7,2

7,1

— 0,1

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов

1,1

1,1

;

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

3,3

3,3

;

Физическая культура и спорт

6,2

5,6

— 0,6

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1,5

1,4

— 0,1

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

13,2

11,3

1,9

Итого по разделу

;

Анализируя данные табл.2 можно сделать вывод, что произошло увеличение по статье стационарная медицинская помощь на 2,6%. Также повысился показатель статьи амбулаторная помощь на 0,1%.Данные статей стационарная медицинская помощь, заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов не претерпели изменений в 2009 году. Статьи санаторно-оздоровительная помощь, прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта, физическая культура и спорт уменьшились на 0,1%, на 0,6% соответственно.

3. Оценка плановых показателей расходов на здравоохранение на 2010;2012 гг.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

В 2010;2012 годах будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», подтвердившее свою эффективность в качестве инструмента реализации системных преобразований в соответствующей сфере.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», кроме ранее действующих мероприятий, предусматриваются новые направления:

— подготовка и повышение квалификации медицинских работников федеральных центров высоких медицинских технологий;

— совершенствование медицинской помощи детям с нарушением слуха и инвалидам по слуху;

— обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия.

Общий объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2010;2011 годах предусматривается на уровне 2009 года с некоторым перераспределением средств между отдельными направлениями.

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»

Наименование расходного обязательства

2009 год (бюджетная роспись)

2010 год

2011 год

2012 год

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

в млрд. рублей

в % к 2009 году

в млрд. рублей

в % к 2010 году

в млрд. рублей

в % к 2011 г

Всего

102,4

114,8

12,4

12,1

128,8

14,0

12,2

137,4

8,6

6,7

в том числе:

Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи

31,0

32,2

1,2

3,9

32,3

0,1

;

32,3

0,1

0,3

Прочие мероприятия

71,4

82,6

11,2

15,8

96,5

13,9

16,9

105,1

8,6

8,8

из них:

Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи

28,2

36,2

8,0

28,4

41,0

4,8

13,3

42,0

1,0

2,4

Закупки диагностических средств и антирет-ровирусных препаратов

8,9

13,5

4,6

51,7

19,0

5,5

40,7

19,1

0,1

0,5

Совершенствование организации онкологичес-кой помощи населению

6,3

6,0

— 0,3

— 4,8

6,6

0,6

10,0

6,6

;

Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок

6,5

5,6

— 0,9

— 13,8

5,6

0,0

;

5,6

;

Мероприятия по развитию службы крови

4,2

4,5

0,3

7,1

4,2

— 0,3

— 6,7

5,0

0,8

19,0

Проведение дополнительной диспансе-ризации рабо-тающих граждан (включая ФМБА)

4,1

4,1

0,0

;

4,1

;

4,1

;

Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия

4,1

4,1

4,7

0,6

14,6

4,9

0,2

4,6

Иные мероприятия

13,2

8,6

— 4,6

— 34,4

11,3

2,7

32,6

17,8

6,4

56,1

Анализируя данные табл.3 можно сделать вывод, что в 2010;2012 годах планируется увеличение бюджетных ассигнований в сферу здравоохранения. Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи в 2011 и 2012 годах будут равны 32,3 млрд руб. По статье прочие мероприятия прослеживается динамика увеличения 82,6 в 2010 году, 96,5 в 2011 году и 105,1 в 2012 году. Наибольшие отчисления из них приходятся на статью оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи 36,2; 41,0; 42,0 в 2010;2012 гг. соответственно. На закупку диагностических средств и антиретровирусных препаратов приходится в 2010;13,5, в 2011;19,0,в 2012;19,1 млрд руб. Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок планируется 5,6млрд.руб в 2010;2012 годах одинаково. На мероприятия по развитию службы крови в 2010 году выделено 4,5, в 2011 году-4,2, в 2012;5,0 млрд руб. На обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия 4,1;4,7;4,9 млрд. руб в 2010;2012 годах соответственно. На иные мероприятия в 2010;2012 годах запланировано 8,6;11,3;17,8 млрд руб.

В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Запланированы с увеличением расходы на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на оздоровительные мероприятия по оздоровительной кампании детей.

Предусматриваются субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который осуществляет софинансирование программ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних.

Предусматриваются субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению, субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов.

Помимо этой программы существует программа ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007;2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 8,0 млрд руб., на 2012 г. — 8,0 млрд руб.). Программа направлена на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями. Программа включает в себя подпрограммы «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония» и «Вакцинопрофилактика».

Также существует программа «Здоровье работающего населения России на 2004;2015 годы».Цель программы — улучшение состояния здоровья, снижение общей профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России. Задачи программы — реализация государственной социальной политики по охране здоровья работающего населения с комплексом мер политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, санитарно-гигиенических и прочих эпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизни и деятельности. Минимизация воздействия вредных неблагоприятных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление физического, психического здоровья работников, обеспечение качества и продолжительности активной жизни и трудоспособности. Обеспечение безопасности и гигиены труда, здоровья работников в процессе трудовой деятельности на основе повышения ответственности и заинтересованности работодателей за состояние условий и охраны труда. Обеспечение гарантий правовой социальной защиты работников от профессиональных рисков.

До 2015 года. Предусматривает проведение комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на существенное снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, инвалидизации на производстве, преждевременной смертности, усовершенствование форм и методов социального страхования и социальной защиты работников и пострадавших.

4. Направление совершенствования планирования расходов на здравоохранение

Совершенствование механизма распределения средств в системе финансирования можно начать с создания технической основы для такой системы финансирования в здравоохранении, которая устанавливала бы глобальные бюджеты для поставщиков медицинских услуг на рациональной основе, а затем эти бюджеты использовались бы более эффективно.

Для этого потребуется заключение соглашений с поставщиками медицинских услуг, определяющих предполагаемый объём, стоимость и качество предоставляемых услуг.

В свою очередь для этого потребуются:

Новые методы определения предполагаемых затрат на эффективное лечение наиболее распространённых заболеваний, или тех заболеваний, на которые приходится большинство затрат в здравоохранении;

Усовершенствованные системы бухгалтерского учёта для определения фактической стоимости процессов лечения и полученных результатов, а не простого отражения вводимых ресурсов;

Отслеживание расходов в здравоохранении по типам услуг, типам поставщиков медицинских услуг, характеристикам пациентов и источникам финансирования;

Мониторинг качества услуг;

Создание информационных систем управления, с помощью которых поставщики медицинских услуг могли бы управлять ресурсами в своих учреждениях;

Подготовка персонала сектора здравоохранения по базовым экономическим концепциям, а также выработка навыков, необходимых для принятия стоимостно-обоснованных клинических и управленческих решений.

Кроме проблемы эффективности расходования средств на здравоохранение необходимо сконцентрировать внимание на источниках финансирования и работе по самофинансированию учреждений здравоохранение.

Так, в мировой практики сформировалось три системы финансирования и работы учреждений здравоохранения:

— бесплатная, финансируемая государством;

— платная, оплачиваемая пациентами (оплата государством только лечения наиболее бедных слоев населения);

— система медицинского страхование (создание страхового фонда для возмещения затрат на лечение). [7,c.300−302].

Поднимаются также вопросы о привязки расходов на здравоохранение к конкретным налогам.

Так, к.э.н. Шутяк Е. Н. предлагает ввести либо прямой налог с зарплаты, либо косвенный налог с выручки.

Однако представляется, что целесообразней было увязать расходы на здравоохранение с доходами Фонда социальной защиты населения, тем более, что по данным последних лет данный фонд имеет большое положительное сальдо, а его доходы достигают 22% государственного бюджета.

Таким образом, государству предстоит не только создать более эффективную систему финансирования здравоохранения, но и предоставить возможность учреждениям здравоохранения самостоятельно изыскивать возможности самофинансирования, но с учетом качественного медицинского обслуживания населения.

Выводы

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три таких модели.

Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

Бюджетная модель - осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).

Предпринимательская модель — финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

Основными целями введения обязательного медицинского страхования признаны:

1) расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет активного привлечения внебюджетных ресурсов и в первую очередь средств хозрасчетных предприятий;

2) децентрализация управления всей лечебно-профилактической деятельностью путем передачи основных прав по созданию и использованию фондов медицинского страхования территориям;

3) повышение экономической эффективности расходования средств на медицинское обслуживание;

4) расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, усиление их социальной и экономической ответственности за конечные результаты работы;

5) создание предпосылок для перехода к рынку медицинских услуг при сохранении преимущественно бесплатного для населения медицинского обслуживания;

6) создание материальной заинтересованности у предприятий и граждан в улучшении условий труда, природоохранной деятельности, снижения заболеваемости за счет общей профилактики и здорового образа жизни.

Финансирование Программы госгарантий осуществляется из следующих источников: из средств бюджетов здравоохранения всех уровней; из средств фондов обязательного медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.

Важным фактором улучшения финансового обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т. е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. — М.: Юрайт — Издат, 2006. — 224 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья. М.: Проспект, 2005

3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. — 703с.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. О. В. Врублевской, М. П. Романовского — 3-е изд., перераб. и исправленное. — М.: Юрайт, 2008. — 838с.

5. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник/ П. И. Вахрин, А. С. Мешитой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К, 2008. — 340с.

6. Годин А. М. Бюджетная система РФ: учебник/ А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина.- 5-е изд., испр. и доп.-М.: Дашков и К, 2009 — 568с.

7. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации.: Учебник/ А. М. Годин, Н.с.Максимова, И. В. Подпорина. — М.: Дашков и К, 2009. — 752с.

8. Егоров В. В. Прогнозирование национальной экономики.: Учебное пособие/ В. В. Егоров, Г. А. Парсаданов. — М.:Инфра, 2008. — 184с.

9.Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2009. — 289с.

10.Чернюк А. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие. — Мн.: Выш.шк., 2007. — 480с.

11.Шутяк Е. Н. Финансовые аспекты здравоохранения в России: эффективность и проблемы реформирования// Финансовый бизнес. — 2008. — № 3. — С.32−38

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой