Инновационные информационные технологии: Социол.
аспект
Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена системным подходом к исследуемой проблеме в различных аспектах: системно-функциональном, системно-компонентном, системно-структурном, системно-коммуникативном, системно-ингегративном. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных специалистов в различных областях науки: В. Буша (Vannevar Bush), Т. Куна, М. Маклюэна (Marshall… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Инновационный характер преобразований в высшей школе на современном этапе
- Раздел 2. Система информационных технологий в высшей школы
- Раздел 3. Социологическое исследование диффузии информационных технологий
Инновационные информационные технологии: Социол. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие электроники в последней трети XX века подвело человечество к новой фазе исторического развития — информационному обществу. Уровень производства, распространения и потребления информации и знаний является одной из основных характеристик человеческого общества на всех фазах его разви тия. Интуитивно, а затем и целенаправленно часть усилий общества всегда прагилась на совершенствование содержательной, технологической и социальной составляющих этого процесса. Пережив уже три информационные революции, обусловленные соответственно появлением речи, письменности, печатной книги, человечество сейчас стоит на пороге четвертой, связанной с властным вторжением компьютерных информационных технологий (ИТ) во все сферы жизнедеятельности общества.
Каждая историческая эпоха связана с определенной технологией, а использование новой технологии преобразует общество, в котором она зародилась1. В ходе исторического развития происходит асимптотическое приближение к «истинному знанию», хотя встречаются исключения из этого правила. Так, драматическое развитие генетики в СССР красноречивое свидетельство тому, ч как смена парадигмы этой науки в 30-х годах привела не только к изменению научной и учебной литературы, но даже к физическому устранению носителей этих знаний, в результате чего целое поколение ученых, студентов было вырвано из кон текста мировой науки. Однако многие зигзаги, встречающиеся на сравнительно длинном историческом пути науки взаимно компенсируются, проявляя главную тенденцию ее развития — производство нового, все более соответствующего изучаемой реальности, знания, необходимого для использования сил природы и разумной организации общества. Последствия внедрения ИТ в различные социальные институты в настоящий момент не очевидны, с ними связываются как нереалистичные ожидания, так и пессимистические оценки. В любом случае ясно, что изменения произойдут, и необходимо оценить их перспективы.
1 Bolter J. D. Turing’s man: Western culler in the computer age I. Duckwotth, 1984 — 264 p. и подготовить общество к разумному восприятию инновационных преобразований.
Система высшей школы (ВШ), как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство знания и научной элиты общества, для сохранения и развития своего потенциала обязана адекватно отреагировать на происходящие в обществе инновационные процессы.
Исторически основу ВШ составляют университеты. Первые университеты появились в раннее средневековье, и с самого момента своего зарождения они обеспечивали решение двух, взаимодополняющих друг друга, задач обучения студентов и проведения научных исследований. В своей истории университеты уже пережили одну из информационных революций, связанную с изобретением Гутенбергом печатного станка (XV в.). Зарождение новой культуры на основе печатных книг, создание и распространение типографий, изменившиеся в связи с этим способы производства, потребления и распространения информации и знаний, привели к пересмотру всех принципов, на которых университеты существовали в эпоху раннего средневековья. Были переосмыслены цели образования, структура учебного процесса и форма учебных занятий, характер изучения науч-ных дисциплин, способы научной деятельности и взаимодействия ученых. Материально-техническое обеспечение занятий перешло на качественно новый уровень, в течение короткого исторического периода — к началу XVI века было издано 25−30 тыс. названий книг, общим числом до 15 млн. экземпляров1, положив начало информационному обеспечению учебного процесса. Культура рукописных книг, схоластики и догматического образования угасала, а в рамках культуры нового времени сформировались основы построения и функционирования системы ВШ, на которой она развивается в течение нескольких столетий.
Революционная новизна происходящих в наше время инновационных процессов внедрения ИТ обусловлена тем, что они знаменуют собой зачатки.
1 Огурцов Л.11. Дисциплинарная струю-ура науки: Ее генезис и обоснование — М.: Наука, 1998. 256с. t «¦ создания принципиально новой культуры общества. Современная культура, являющаяся культурой книги, может быть вытеснена создаваемой и развивающейся на базе современных ИТ культурой гипермедиа так же, как ранее культура рукописных манускриптов была вытеснена культурой печатной книги.
Культура гипермедиа основывается на органичном сочетании и использовании таких технологических компонент, как глобальные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедийные средства представления информации с ее гипертекстовой организацией. Удивительно то, что каждая из этих компонент изначально создавалась самостоятельно в рамках нормального развития научной и технической мысли, являясь обычным свидетельством эволюционного прогресса человеческого общества, и лишь их гармоничное объединение и переосмысление вытекающих отсюда возможностей привело к революционному созданию современных ИТ, и в этом смысле данное достижение стало неожиданным, непрогнозируемым элементом, способным перевести общество из эволюционной в революционную стадию развития.
Компьютеры, появившиеся в середине XX века, стали принципиально новыми техническими устройствами в истории человечества, именно создание компьютера явилось необходимым условием последовавших процессов. Все предыдущие устройства создавались как средства преодоления физической неполноценное! и человеческого организма, наращивая его силу, выносливость, быстроту. Компьютеры же, обладая способностью хранить и перерабатывать информацию, постоянно увеличивая объемы и скорость ее переработки, способны выполнять работы, ранее доступные только мозгу человека, и являются первым из технических устройств, которые можно рассматривать как придаток мозга человека.
Телекоммуникационные системы, возникшие в начале века на базе телефонных сетей, с привлечением компьютерных технологий и достижений радиоэлектроники также обрели новое качество как средство общения. В конце 70-х годов в США для обеспечения надежности военных каналов связи в критических условиях была создана сеть Arpanet, заложившая основы глобальной компьютерной сети Internet. Именно с глобальными компьютерными сетями в настоящее время связываются потенциально революционные изменения во всех социальных институтах общества.
Мульмедиа является составной нескольких технологий и осуществляет посредством единого устройства представление различных видов информации таких, как текст, звук, графика, анимация.
Гипертекстовое представление информации возникло в результате оснащения компьютеров устройствами графического диалогового отображения информации. Возможность отображения на экране монитора привычных — в бумажном воплощении — документов и текстов, а впоследствии и графических образов, затенили стандартное восприятие компьютера как большого калькулятора и коренным образом изменили характер его использования, придав ему черту массового, обиходного, бытового устройства. Возникла необходимость стандартизации отображения информации, и система гипертекстового документа явилась решением этой проблемы, давая возможность ее иерархического, объектно-ориентированного представления в виде принципиально нового источника информации — виртуальной электронной книги.
Внедрение инновационных ИТ оказывают революционизирующее воздействие па все сфсры жизнедеятельности общества, включая образование, науку, политику, культуру. А глобальный процесс информатизации общества рассматривается как социотехническая революция1. «Мы идем к концу культуры книги. Современная культура оперирует объектами более сложными, чем те, которые можно создать в культуре, ориентированной на книгу» 2.
1 Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991; 286 с.
2 llardison О Н. Disappearing Through the Skylight: Culture and Technology in the Twentieth Century Penguin Press, 1989.
Актуальность оценки влияния зарождающейся культуры гипермедиа на систему ВШ связана с тем значением, которое имеет образование в современном мире. В личном аспекте образование приравнивается к процветанию, удовлетворенности, а в общественном рассматривается как необходимое и важнейшее условие устойчивого развития. Необходимость переосмысления и изменения парадигмы ВШ, подобно тому, как это произошло в средневековых университетах при зарождении культуры книги, диктуется несбалансированностью потребностей общества и возможностями системы ВШ. Технологические новшест ва не могут повысить качество неэффективного обучения, а лишь будут способствовать закреплению или даже усилению слабого преподавания. Параллельно должны идти два процесса — педагогический и технологический. Актуальность данной работы сопряжена и с тем уникальным положением, в котором находится система BL1I в нашей стране. В силу целого ряда объективных причин Россия не стала лидером в развитии компьютерного оборудования, системного обеспечения и интегрированных вертикальных пакетов программного обеспечения. Однако был достиг нут, и поддерживается до сих пор, высокий уровень в исследованиях теоретических основ информатики и программировании. Сочетание этих факторов может стать, при появлении соответствующих благоприятных материально-технических условий, хорошей отправной точкой для адаптации ИТ в системе Bill. Однако реализация имеющихся возможностей может осуществиться в том случае, ког да есть четкое понимание конкретной ситуации, целей и средст в, имеющихся в распоряжении.
С середины 60-х годов в мире стали проявляться тенденции, свидетельствующие о наметившемся кризисе системы ВШ. Суть кризиса состоит во все уменьшающейся актуализации уровня обучения в связи беспрецедентной динамикой экономическою развития мира. Т. е. система образования сложившаяся два-три столет ия назад подошла к пороговому уровню противоречий с требованиями, которые к пей предъявляются обществом в целом. Философские, методологические, практические аспекты обозначившейся проблемы были отражены во многих работах1.
Проблемам использования информационных технологий в обучении по-священо большое количество исследований. По прошествии нескольких десятилетий, с того момента, как компьютеры появились в университетах, оказалось, что они не произвели фундаментальных изменений в преподавании, их исполь-зование находи тся на уровне высокотехнологичной замены доски и мела .
Однако очень редко увязываются между собой кризис в образовании и информатизация, как средство его преодоления. Процесс информатизации рассматривается как дополнение к сложившейся модели образования, а не как средство се кардинальной перестройки. Явно проявившаяся взаимосвязь и взаимозависимость информационных и социальных процессов означает, что исследования в области информатики и собственно сам процесс информатизации не могут ограничиваться только математическими и техническими вопросами" 4. Спонтанный процесс развития и внедрения ИТ должен стать научно управляемым, прогнозируемым процессом с опорой на конкретно-социологические исследования, касающиеся текущего уровня использования и психологической совместимости потенциальных пользователей с информационными технологиями. Темпы и масштабы преобразований, сопряженных с информационными технологиями, ноднимаюг целый пласт теоретических и практических проблем5. Выработка и.
1>есгужсн-Лада И В. К школе XXI века. Размышления социологаМ. Педагогика, 1988;254с.- Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ).- М.: Прогресс, 1970; Саймон ь. Общество и образование — М — Прогресс, 1989.
2 Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы, — М. 1987; Информационная технология в университетском образовании: Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991;
3 Geoghegan W.H. What ever happened to instructional technology//22nd Annual Conference of the International Business Schools ComputingBaltimore-1994 л Колин K.K. Актуальные процессы социальной информатики// Социальная информатика 93: Сб. науч. тр.- М, 1993 — С. 5−18. Урсул А. Д. Информатизация общества.
Введение
в социальную информатику.- М: AOI I при’ЦК КПСС, 1990; Kling R Organizational Analysis in Computer Science//The Information Society.- 1993.-№ 9(2). (Mar-May>- P 71−87.
Ьурмнстрова I' ll, Дылыюн Г. В., Сытник А. А., Организация образовательного процесса в системе новых информационных технологий// Теоретические проблемы информатики и ее приложений. -1997, — Вып. I, — С. 28−31- Курмистрова Е В, Социология и информатика основы и направления взаимосвязи: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук./ СГУ, — Сарапроведение научно-обоснованной политики в области информационных технологий требует анализа постоянно меняющейся ситуации. Актуальностью проблемы, ее слабой разработкой в социологии обусловлен выбор темы данного исследования.
Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы проанализировать социологические аспекты влияния инновационных информационных технологий, закладывающих основы культуры гипермедиа, на систему высшей школы, и оценить текущее состояние процесса адаптации информационных технологий. Поставленная цель потребовала решения ряда исследовательских задач:
— проанализировать специфику положения высшей школы в условиях экспансии инновационных информационных технологий и выявить причины, вызывающие парадигматические изменения в высшей школы;
— охарактеризовать влияние компонент культуры гипермедиа на формирование парадигмы высшей школы, отвечающей актуальным социокультурным, экономическим и политическим требованиям;
— раскрыть перспективы инновации информационных технологий в учебную и научную деятельность с учетом социальной обусловленности развития системы высшей школы, определяющей ее стабильност ь;
— показать возможности инновационных информационных технологий в преобразовании социальных форм научной деятельности, социального типа организации научных исследований;
— оценить готовность высшей школы к адаптации информационных технологий.
Обьекгом диссертационного исследования является система ВШ. Предметом исследования является процесс адаптации информационных технологий в системе ВШ. Для оценки этого явления были выделены и рассмотрены сквозь тв, 1997. 114 е.- Геворкян К.II. Инновационные процессы it высшей школе России в условиях переходной экономики: Дисс. на соиск. уч. сг. канд. социолог, наук/ СГУСаратов. 1997 -117 с. призму кулыуры гипермедиа критические характеристики системы высшей школы, проведено конкретно-социологическое исследование по определению текущего уровня диффузии информационных технологий. Проблема информатизации не является чисто экономической, технологической, организационной или научной. Поскольку критическим ресурсом в успешной адаптации информационных технологий являются люди, способные и желающие взаимодействовать с компьютерами, проблему успешной трансплантации элементов культуры гипермедиа в живую ткань высшей школы целесообразно рассматривать в двух аспектах: мировоззренческом и практическом.
Теоретико-методологическая основа диссертации обусловлена системным подходом к исследуемой проблеме в различных аспектах: системно-функциональном, системно-компонентном, системно-структурном, системно-коммуникативном, системно-ингегративном. Исследование опирается на труды отечественных и зарубежных специалистов в различных областях науки: В. Буша (Vannevar Bush), Т. Куна, М. Маклюэна (Marshall MacLuhan), П. Моисеева, П. Сорокина, А. Ракитова, А. Урсула, а также на одну из коммуникационных теорий, называемой теорией «диффузии инноваций» Э. Роджерса (И. Rodgers). При подготовке данной работы широко использовалась научная ли-тература по вопросам социологии и информатики, документы Министерства общею и профессионального образования, а также материалы, собранные в рамках различных исследований, проводившихся в Саратовском государственном университете (СГУ) и 11оволжском региональном центре новых информационных технологий (Г1РЦ ПИТ), материалы периодической печати.
11аучная новизна диссертационной работы заключается в постановке проблемы, которая недостаточно полно представлена в научной литературе, а также в системном подходе к процессу адаптации ИТ в ВШ. Конкретно элементы новизны заключаются в следующем:
— выявлены системообразующие причины, вызывающие парадигматические изменения в широком социальном контексте в высшей школе;
— раскрыт интегрирующий потенциал инновационных информационных технологий в становлении новой социально обусловленной парадигмы высшей школы;
— выявлены сущностные социально порождающие характеристики информатизации высшей школы, как инструмента преодоления ее кризисного состояния;
— описаны и обоснованы элементы социальной модели высшей школы с использованием информационных технологий с позиций эффективности организации учебного процесса и научных исследований;
— сформулированы практические выводы по развитию и сопровождению социально-эффективного процесса адаптации системы инновационных информационных технологий в высшей школе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В цикле развития парадигмы высшая школа проходит этап аномалии и кризиса. Парадигматические изменения порождены комплексом глобальных и национальных причин: динамичностью экономического развития современного мира, экспансией информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, резкой смена вектора государственной целесообразности, экономической конъюнктуры и характера идеологической системы в России.
2. Инновационные информационные технологии изменяют суть образования, доминантой которого становится взаимодействие и сотрудничество на основе взаимообучения, органически соединяют информационную и развивающую модели образования, преодолевая тем самым «лоскутность» учебных курсов и ориентацию на достижения «нормальной» науки.
3. Культура гипермедиа оказывает влияние на все технологические этапы в выполнении научной работы, методы научного познания, оценку выполненных результатов, открывает новые возможности в актуализации тематики и в организационных формах взаимодействия ученых, формируют благоприятные условия для реализации нарастающих интеграционных тенденций в развитии научной деятельности в рамках системы высшей школы.
4. Информатизация высшей школы является инструментом ее кардинальной перестройки на пути преодоления кризисного состояния и формирования новой парадигмы высшей школы. Под воздействием информационных технологий идет становление новых форм обучения, изменение его средств и методов.
5. Диффузия информационных технологий в высшей школе в терминах теории диффузии инноваций Э. Роджерса, в мировоззренческом аспекте оценивается уровнем «позднее большинство», в материально-техническом аспекте оценивается уровнем «раннее большинство», в ремесленном аспекте — уровнем «ранние инноваторы» .
6. Масштаб и значение инновационных информационных технологий повышают требования к управлению этим важным социальным процессом, оказывающим активное воздействие неэффективность системы высшей школы.
Научные результаты, полученные при работе над диссертацией, могут быть использованы при подготовке учебных материалов для курсов, связанных с изучением социальных последствий компьютеризации современного общества, в развитии инфраструктуры ИТ, в научно-практической деятельности по разработке и внедрению компьютерных приложений, обеспечивающих процесс обучения в системе ВШ.
Заключение
.
На исходе XX века мировая цивилизация вступает в новую фазу исторического развития — информационное общество. Этот процесс носит глобальный характер и рассматривается как закономерность развития человечества. Инкубационный период информационного общества длился около тридцати лег, и только сейчас постепенно начинают проступать его контуры. Сила воздействия ИТ такова, что они знаменуют собой наступление новой культуры, подвергая тем самым, коренной ломке все общественные институты, к числу которых принадлежит и ВШ.
В системе ВШ, несмотря на ее достижения в науке и в подготовке специалистов высокой квалификации по самым различным специальностям, обнаруживаются при ближайшем рассмотрении, признаки кризисного состояния, серьезные противоречия со сложившейся экономической конъюнктурой без глубокого анализа которых невозможны дальнейшая в ее рамках плодотворная исследовательская деятельность и процесс обучения. Неотвратимость вхождения в информационное общество, переход от культуры книги к культуре гипермедиа трсбуюг обсуждения ключевых теоретических и методологических вопросов развития и поиска парадигмы B1LI в новых культурных условиях. Вследствие этого, спонтанный процесс развития и внедрения ИТ должен стать научно управляемым, прогнозируемым процессом на конкретном социальном поле.
В диссертационной работе сделана попытка объективной оценки существующего положения ВШ и системного представления причин, вызывающих в ней парадигматические изменения. В результате оказалось, что фундаментальные задачи, стоящие перед ВШ: поиски новой парадигмы, необходимость адекватной реакции на происходящую экспансию ИТ во все сферы жизнедеятельности, оказываются тесно взаимосвязанными между собой. В диссертационной работе автор попытался раскрыть такую взаимосвязь: нынешние причины парадигматических изменений и их действие в культуре гипермедиа. Именно на это был поставлен акцент, который стал ориентиром в проведении конкретно-социологического исследования.
Рассматривая ВШ как сложную динамическую двухкомпонентную систему, органически соединяющей в себе научную деятельность и процесс обучения, автор при изложении причин парадигматических изменений в ВШ, стремился аналитически показать логику развития ее компонент во взаимной связи. ИТ могут обеспечить индивидуальный подход к обучаемому, сформировать объемное представление об изучаемом предмете не самых последних научных достижениях, соединить развивающую и информационную модели образования. Назревающая необходимость непрерывного образования может быть успешна реализована лишь в дистанционной модели образования, составной и важнейшей частью которого являются компьютерные средства обучения. Культура гипермедиа оказывает влияние на все технологические этапы в выполнении научной работы, стиль научных коммуникаций и подвергает сильным изменениям все протекание научного поиска.
Опыт, полученный в результате проведенного конкретно-социологического исследования, свидетельствует о том, что имеются благоприятные возможности и реальные предпосылки для адаптации ИТ в ВШ. Автор убежден, что дальнейшая модернизация вузов, поддержание их в актуальном состоянии невозможно без интегрирования ИТ в научный и учебный процессы. Это не конспекты для далекого будущего, времени для раздумий история не оставила. Назрела настоятельная необходимость серьезной работы по оценке информационных ресурсов ВШ и их «электронизации» в новом жанре, органически соединяющим текст, графические, звуковые образы с интерактивностью, для обеспечения научного и учебного процессов на новом технологическом уровне. Решение этой задачи поднимет целый пласт проблем: от защиты авторских прав, сформировавшихся в культуре книги, до организационных принципов вузов. Пока это вопросы без ответов, ведь даже их детализация является предметом исследования самостоятельной научной работы.
Автор считает своим долгом выразить глубокую благодарность научным руководителям, профессору Дыльнову Геннадию Васильевичу и профессору Сытиику Александровичу Александровичу, за постановку научной проблемы, постоянное внимание, благ ожелательность и помощь оказанную при подготовке диссертации.
Автор признателен сотрудникам кафедры социологии и массовой коммуникации, кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий СГУ за поддержку работы, содержательное обсуждение ее принципов, ценные советы и замечания.
Автор также признателен своим коллегам по ПРЦ НИТ, которые оказали влияние на дух диссертации и помогли актуализировать ее содержание. Особую благодарност ь автор выражает Кашкиной Марии Иосифовне и Папшеву Сергею Владимировичу за плодотворное сотрудничество, поддержку на разных этапах работы над диссертацией, терпение и понимание.
Список литературы
- Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ М., 1993,-218 с.
- Лндреенков В.Г., Маслова О. М. Методы сбора социологической информации: Методическое пособие М., 1985.
- Анисов A.M. Компьютеризация научного познания: ее особенности и границы// Будем ли жить во «всемирной деревне»?: Сб. науч. тр. РАН, Ин-т философии.- М., 1993, — С.74−87.
- Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы, — М., 1987.
- Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога.- М.: Педагогика, 1988, — 254с.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений/ Рос. АН. Ин-т социол М.: Наука, 1993.-232 с.
- Бешслев С.Д., Гурвич Ф. Г. Невосполнимый ресурс (о факторе времени в науке и технике).- М.: Наука, 1986 176 с.
- Бешслев С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы.- М Наука, 1990−208 с.
- Блюмснфельд JI. Размышления о науке и религии в стихах и прозе// Наука и жизнь, — 1989, — № 10,-С. 60−62.
- Бройль Л. По тропам науки.-М., 1962.-370 с.
- Бурмистрова Н.В. Социология и информатика основы и направления взаимосвязи: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук/ СГУ Саратов, 1997, — 114 с.
- Бурмистрова Е.В., Дыльнов Г. В., Сытник А. А., Организация образовательного процесса в системе новых информационных технологий,// Теоретические проблемы информатики и ее приложений- 1997-Вып. 1, С. 28−31.
- Бутеико И. А. Апкегный опрос как общение социолога с респондентом-М" 1989.15.