Современные технологии оценки и коррекции ранних нарушений здоровья школьников младших классов в условиях интенсификации образовательного процесса
Диссертация
Реализация эффективного медицинского и психолого-педагогического сопровождения процесса обучения позволила оптимизировать учебный процесс (составление расписания с учетом динамики работоспособности учащихся, шкалы трудности предметов), повысить школьную успеваемость и мотивацию учащихся (увеличение доли школьников, окончивших учебный год с оценками «хорошо» и «отлично» по сравнению с контрольной… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Состояние здоровья современных школьников и факторы на него влияющие
- 1. 2. Особенности адаптации младших школьников
- 1. 3. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных программ в области охраны здоровья детей на базе образовательных учреждений
- ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Объект исследования и клинические методы
- 2. 2. Автоматизированный мониторинг здоровья школьников
- 2. 3. Методы оценки функционального состояния центральной нервной системы
- 2. 4. Методы оценки физических возможностей младших школьников
- 2. 5. Оценка адаптационных возможностей младших школьников
- 2. 6. Статистическая обработка полученных данных
- ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВОРОНЕЖА
- 3. 1. Факторы риска развития отклонений в состоянии здоровья и характеристика образа жизни учащихся
- 3. 2. Оценка физического развития младших школьников в процессе обучения
- 3. 3. Лабораторно-инструментальное обследование
- 3. 4. Объективная оценка функционального состояния организма младших школьников
- 3. 5. Комплексная оценка состояния здоровья младших школьников
- ГЛАВА IV. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
- 4. 1. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
- 4. 2. Организация рационального питания
- 4. 3. Профилактика психо-эмоционального напряжения и умственного утомления
- 4. 4. Оптимизация двигательного режима
- 4. 5. Профилактика возникновения нарушений зрения
- 4. 6. Работа с педагогами, учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни
- 4. 7. Интеграция информационных здоровьеформирующих технологий в образовательный процесс.'
- ГЛАВА V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 5. 1. Комплексная оценка состояния здоровья младших школьников в динамике наблюдения
- 5. 2. Роль витаминов и минералов в комплексном оздоровлении младших школьников
Список литературы
- Авцын А.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патолога / А. П. Авцын // Клин. мед. 1974. — № 5. — С. 3−15.
- Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма / H.A. Агаджанян. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
- Агаджанян H.A. Экология человека / H.A.Агаджанян, В. И. Торшин. М.: КРУК, 1994.-256 с.
- Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988.-48 с.
- Айдаралиев A.A., Баевский P.M., Берсенева А. П. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. Фрунзе: Илим, 1988. — 195с.
- Александрова И.Э. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников / И. Э. Александрова, М. И. Степанова, А. С. Сидова // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 11−14.
- Алифанова Л.А. Реализация системного подхода к здоровьесбережению и гармоничному развитию школьников / Л. А. Алифанова // Педиатрия. -2007. Т.86, № 2. — С.106−110.
- Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р. М. Баевский и др. // Вестник аритмологии. 2001. — № 24. — С. 65−86.
- Андреева В.Ю. Гигиеническое обоснование процесса интенсивного обучения старшеклассников в лицее ественнонаучного направления : автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Ю. Андреева — СПб.гос.мед.акад. — СПб., 1996.-21 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197с.
- Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2006. — № 1. — С. 5−13.
- Апанасенко Г. JI. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
- Афанасенкова Н.В. Особенности формирования здоровья учащихся начальных классов в условиях экспериментального обучения : автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. В. Афанасенкова — Архангельск.мед.акад. — Архангельск, 1999. — 22 с.
- Бабунц И.В. Азбука анализа вариабельности сердечного ритма / И. В. Бабунц, Э. М. Мириджанян, Ю. А. Машаех. Ставрополь: Ставр. гос. мед. акад., 2002. -111 с.
- Баевский P.M. Временная организация функций и адаптация организма / Р. М. Баевский // Теоретические и прикладные аспекты временной организации биологических систем. -М.: Наука, 1976. С. 88−11.
- Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. -205 с.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации / Р. М. Баевский // Вестник АМН СССР. 1989. — № 9. — С. 73−79.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / • Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 289 с.
- Баканов И.М. Динамика физической работоспособности учащихся 1−2 классов школ полного дня в зависимости от режима двигательной активности / И. М. Баканов, И. И. Храмцов // Российский педиатрический журнал. 2007. — № 3. — С.30−32.
- Баранов A.A. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904−1959−2004) / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: Династия, 2006. — 312 с.
- Баранов A.A. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовойдеятельности / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.
- Баранов A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А. А. Баранов, Л. М. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: Династия, 2004. — 168 с.
- Баранов A.A. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина М.: НЦЗД РАМН, 2008.-216 с.
- Баранов A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблеме роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щиплягина // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. — С.5−12.
- Барашкова А.Б. Клинико-функциональная и метаболическая характеристика формирования и прогнозирования уровня здоровья подростков : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Б. Барашкова — Тверская гос. мед. акад. Смоленск, 2004. — 23 с.
- Башкирева Т.В. Сравнительная характеристика функциональных состояний детей школьного возраста при различных режимах обучения : автореф. дис.. канд. биол. наук / Т. В. Башкирева — Рос. ун-т дружбы народов. М., 2000. — 16 с.
- Беляков В.А. Определение адаптационных возможностей детей раннего возраста с помощью метода вариационной пульсометрии / В. А. Беляков, Т. С. Подлевских // Педиатрия. 2004. — № 2. — С. 106−107.
- Березина Н.О. Психомоторное развитие современных дошкольников / Н. О. Березина // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 5354.
- Берсенева И.А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе : автореф. дис.. канд. биол. наук / И.А.Берсенева- Рос. ун-т дружбы народов. М., 2000. — 16 с.
- Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции: метод. рекомендации / сост. Ю. Е. Степанова, Г. М. Степанова. СПб.: НОУ «Институт БОС», 2004. — 28 с.
- Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И. П. Борисова //Справочник руководителя образовательного учреждения. -2005.-№ 10.-С. 84−92.
- Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. -Л.: Наука, 1987. — 125 с.
- Бутенко Н.И. Региональная политика образования по оздоровлению детей / Н. И. Бутенко // Здоровый город здоровые дети: материалы регион, практ. конф. — Ставрополь, 1999. — С. 60−72.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2004. — № 1. — С. 21−26.
- Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. — С. 5−9.
- Ветошева В.И. Значение профилактики в снижении зрительного утомления в процессе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / В. И. Ветошева // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С.61−63.
- Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. — № 1. — С.43−44.
- Влияние ожирения на сроки полового развития детей и подростковмосковского региона / Г. А. Мельниченко и др. // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. -М., 2008.-С. 119−120.
- Воинов В.Б. К вопросу валеологической оценки адаптации детей к начальной школе / В. Б. Воинов, А. Ф. Сысоева, И. Ю. Варвулева // Валеология. 2000. — № 1. — С. 52−61.
- Гаркави JI.X. Антестрессорные реакции и активационная терапия / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Т. С. Кузьменко. М.: ИМЕДИС, 1998. — 655 с.
- Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1975. 171 с.
- Гигиенические аспекты социального сиротства / под ред. В. Р. Кучмы. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2006. — 228 с.
- Глазачев О.С. Взаимодействия функциональных систем гомеостатического уровня у детей и подростков в норме и радиоэкологически неблагоприятной среде / О. С. Глазачев, К. В. Судаков // Успехи физиологических наук. 1999. — Т. 30, № 3. — С. 70−88.
- Глазунов И. С Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде / И. С. Глазунов, S. Stachenko. М.: ГНИЦПМ, 2006. — 149с.
- Гончаров Г. А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г. А. Гончаров // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 23−27.
- Горелова Ж.Ю., Копытько М. В. Особенности организации питания детей дошкольного возраста / Ж. Ю. Горелова, М. В. Копытько // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 54−57.
- Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж.Гринберг. СПб.: Питер, 2002. -496 с.
- Громов И.А. Опыт применения поливитаминов у школьников / И. А. Громов, Р. М. Торшхоева // Педиатрическая фармакология. 2008. — Т. 5, № 6. — С. 94−96.
- Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация / В. А. Гуров // Валеология. — 2006. № 1. — С.53−59.
- Гуров В.А. Новые педагогические технологии и заболеваемость младших школьников / В. А. Гуров // Валеология. 2006. — № 2. — С.55−59.
- Гятова О.Б. Физическое и половое развитие 7−17-летних школьников и частота отдельных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний : автореф. дис. .канд. мед. наук / О.Б.Гятова- Кабардино-Балкар.ун-т. Нальчик, 2003. —21 с.
- Делягин В.М. Дефицит витаминов и минералов у детей / В. М. Делягин // Российский педиатрический журнал. 2006. — № 1. — С. 48−52.
- Для школьного медицинского работника: метод, рекомендации /сост. В. В. Андреева, Т. П. Кораблева. Воронеж: ИП Бахтин Д. А., 2007. — 29 с.
- Дмитриева Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функционального состояния человека / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. М.: Горизонт, 2000. — 214 с.
- Дмитриева Н.В. Полипараметрическая технология доклинической диагностики состояния здоровья человека / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья: научно-практический журнал МЗ РФ. 2001. — № 6. — С.41−45.
- Дубровский A.A. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей — будущее народа / А. А. Дубровский. -М.: Просвещение, 1988. 147 с.
- Е.В. Ших Клинико-фармакологические аспекты применения витаминно-минеральных комплексов в педиатрии: учебное пособие / Е. В. Ших, Л. И. Ильенко. М.: ИД МЕДПРАКТИКА -М, 2008. — 120 с.
- Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям / Л. А. Жданова. Иваново: ИГМА, 2000. -52 с
- Звездина И.В. Функциональное состояние сердечно сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе / И. В. Звездина, Н. С. Жигарева, Л. А. Агапова // Российский педиатрический журнал. — 2009. -№ 2.-С. 19−23.
- Звездина И.В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И. В. Звездина // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С.8−11.
- Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья» / Т. В. Зенова // Практика административной работы в школе. 2006. — № 1. — С. 25−28.
- Зрительные функции и их коррекция у детей / под ред. С. Э. Немсова, Т. П. Кащенко, А. М. Шамшиковой. М.: Медицина, 2006. -976 с.
- Зуйкова A.A. Комплексный анализ адаптационных возможностей организма человека при стрессовых ситуациях различного генеза / А. А. Зуйкова, И. Э. Есауленко. Ст. Оскол: Кириллица, 2006. — 287с.
- Избранные лекции по детской офтальмологии / под ред. В. В. Нероева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 184с.
- К вопросу о механизме реализации программы «Образование и здоровье в муниципальных образовательных учреждениях» / Э. М. Казин и др. // Валеология. 2006. — № 4. — С. 35−40.
- Казин Э.М. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Валеология. 2004. — № 4. — С. 6−10.
- Казначеев В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. -Л.: Медицина, 1980. 225 с.
- Кирой Р.И. Комплексный анализ физического, психического развития и успешности обучения детей младшего школьного возраста / Р. И. Кирой, Л. М. Кацнельсон, Т. С. Колмакова // Валеология. 2006. — № 2. — С.51−55.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В. И. Ковалько. М.: ВАКО, 2007. — 304 с.
- Кокс Т. Стресс / Т.Кокс. М.: Медицина, 1981. — 216 с.
- Комков А.Г. Совершенствование программ по физическому образованию на основе анализа стиля жизни школьников / А. Г. Комков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. — С. 2−6.
- Комплексная оценка адаптации детей к условиям летнего отдыха / Е. В. Афанасьева и др. // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 5.-С. 28−32.
- Криволапчук И.А. Немедикаментозная профилактика и коррекция последствий школьного стресса: возможности физических упражнений / И. А. Криволапчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004. -№ 1.-С. 10−16.
- Крукович Е.В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков / Е. В. Крукович, Л. А. Жданова, В. Н. Лучанинова // Педиатрический журнал им. Сперанского. 2007. — Т.86, № 2. — С.103−106.
- Кузина М.С. Гигиеническая оценка новых форм организации учебного процесса в начальных классах общеобразовательных школ: автореф. дис.. канд. мед. наук / М. С. Кузина — Рост.гос.мед.ун-т. Ростов н/Д., 199 822 с.
- Куинджи H.H. К вопросу о качестве современных профилактических осмотров учащихся / Н. Н. Куинджи, М. Г. Коломейцев //Актуальные проблемы педиатрии: сборник Материалов 10 Конгресса педиатров России. М., 2007. — С. 363.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 480 с.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с видеодисплейными терминалами / В. Р. Кучма. М.: Медицина, 2000. — 160 с.
- Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Р. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2002. — 280 с.
- Кучма В.Р. Информативность оценки физического развития детей и подростков при популяционных исследованиях / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Вопросы современной педиатрии. 2008. — Т. 7, № 1. — С. 26−28.
- Кучма В.Р. Медико социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. — 2008. — Т. 7, № 4. — С.9−12.
- Кучма В.Р. Методы оценки показателей физического развития детей при популяционных исследованиях / В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 2. — С. 47−49.
- Кучма В.Р. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Гигиена и санитария. 2005. — № 6. — С. 42−50.
- Кучма В.Р., Рапопорт И. К. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательныхучреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 44−48.
- Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицын // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. — № 5. — С. 49−52.
- Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев среднего приобья в возрасте 7−20 лет : автореф. дис.. д-ра биолог, наук / О. Г. Литовченко: Тюмен. гос. ун. Челябинск, 2009. — 24 с.
- Лонгитудинальное наблюдение за физическим развитием современных школьников Москвы (третье сообщение) / Л. М. Сухарева и др. // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов 11 Конгресса педиатров России М., 2007. — С. 649.
- Лоскутова Т. Д Оценка функционального состояния центральной нервной системы по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР им. Сеченова. 1975. -Т. 61,№ 1.-С. 3- 12.
- Макарова Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. Р/на Дону: Баро-пресс, 2002. — 800 стр.
- Медицинская профилактика в общеобразовательных школах: метод, рекомендации / сост. В. Р. Кучма и др. М.: НЦЗД РАМН, 2006. — 70 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1981.-278 с.
- Методика оценки функционального состояния организма человека / Р. М. Баевский и др.. // Медицина труда и пром. экология. 1995. —№ 3. -С. 30−34.
- Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей / A.A. Баранов и др. М.: Союз педиатров России, 2005. — 226 с.
- Методы оценки качества жизни школьников / В. Р. Кучма и др. М.- Воронеж: ИСТОКИ, 2006. — 112 с.
- Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново: Ивановск. гос. мед. акад., 2002. — 186 с.
- Мякишева Т.В. Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебных и физических нагрузок : автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Мякишева — Смолен.мед.акад. Смоленск, 2000. — 21 с.
- Науменко Ю.В. Математическая модель сравнительного анализа нормативной и реальной нагрузки учащихся / Ю. В. Науменко // Валеология. -2007.- № 1. -С.43−46.
- Науменко Ю.В. Миссия здоровьесберегающей деятельности школы / Ю. В. Науменко // Валеология. 2007. — № 2. — С. 42−47.
- Науменко Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования / Ю. В. Науменко // Валеология. 2006. — № 3. — С.45−52.
- Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности / под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. М.: НЦЗД РАМН, 2006. — 238 с.
- Нефедовская JI.B. Миопия у детей как медико-социальная проблема / Л. В. Нефедовская // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 2. -С.50−53.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат и др. М.: Академия, 2000. — 272 с.
- Нормативы физического развития детей 8, 9, 10 лет / В. Р. Кучма и др. // Справочник педиатра. 2007. — № 4. — С. 49−64.
- Обухова Л.А. Школьный координатор по здоровью / Л. А. Обухова, В.В.Цемер-Воронеж: ИПБахтин Д.А., 2007 124 с.
- Ожирение и половое развитие: эпидемиологическое исследование детей и подростков Московского региона / И. И. Дедов и др. // Ожирение и метаболизм. 2006. — № 3 (8). — С. 14−20.
- Онищенко Г. Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. — 154 с.
- Онищенко Г. Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2008. — № 2. — С.32−35.
- Онищенко Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2005. — № 3. — С.40−43.
- Осколкова М.К., Куприянова О. О. Электрокардиография у детей / М. К. Осколкова, О. О. Куприянова. М.: МЕДпресс-информ, 2004. -352 с.
- Основные тенденции в физическом развитии школьников г. Москвы / В. Р. Кучма и др. // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 95.
- Особенности нервно психических нарушений у младших школьников в динамике обучения / Г. А. Гончарова и др. // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 2. — С.23−25.
- Оценка кардиореспираторной системы при текущем контроле функционального состояния человека / Н. В. Дмитриева и др. // Физиология человека. 1995. — Т. 21, № 5. — С. 150−161.
- Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А. А. Баранов и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 432 с.
- Пенкин В.Н. Физическое развитие (рост, масса) детей Воронежской области / В. Н. Пенкин. Воронеж, 2000. — 41с.
- Перевощикова Н.К. Эффективность коррекции дефицита витаминов у детей школьного возраста / Н. К. Перевощикова, Е. Д. Басманова // Российский педиатрический журнал. 2006. — № 1. — С. 29−32.
- Подход к профилактике и реабилитации донозологических нарушений у детей и подростков / Т. Г. Перцева и др. // Валеология. — 2007. — № 2. — С. 25−30.
- Показатели физического развития детского населения Воронежской области на рубеже второго и третьего тысячелетий / А. И. Иванников и др. М.: Воронеж, 2005. — 121 с.
- Поленова М.А. Школьная зрелость, успеваемость и здоровье учащихся первых классов / М. А. Поленова, Т. В. Шумкова // Актуальные проблемы педиатрии: сборник материалов 11 Конгресса педиатров России .- М., 2007.-С. 541.
- Полипараметрическиий анализ устойчивости функционального состояния здорового человека / Н. В. Дмитриева и др. // Труды Межведомственного Совета РАМН по экспериментальной и прикладной физиологии. М., 2001.-С. 49−69.
- Половое развитие детей и подростков московского региона: влияние ожирения / И. И. Дедов и др. // Русский медицинский журнал. 2006. — Т. 14, № 26.-С. 1872−1877.
- Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника (симптоматика, физиологическая природа и пути устранения) / Ю. М. Пратусевич. М.: Медицина, 1964. — 459 с.
- Прахов A.B. Клиническая ЭКГ в практике детского врача / А. В. Прахов. -М.: Триада Фарм, 2004. — 328 с.
- Применение интегральных методов оценки здоровья человека в комплексных обследованиях / Е. К. Айдаркин и др. // Валеология. 2007. -№ 1. — С. 75−79.
- Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования: метод, рекомендации / сост. Т. С. Вартанова. СПб.: НОУ «Институт БОС», 2003. — 15с.
- Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации / сост. Ю. В. Ивановский, А. А. Сметанкин. -СПб.: НОУ «Институт БОС», 2003. 22с.
- Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростов и 1 организация их оздоровления: метод, рекомендации / сост. А. А. Баранов идр. М.: НЦЗД РАМН, 2006. — 47 с.
- Профилактика заболеваний опорно двигательного аппарата у детей школьного возраста: метод, рекомендации /сост. В. В. Андреева, Т. П. Кораблева, В. В. Цемер. — Воронеж: ИП Бахтин Д. А., 2007. — 19 с.
- Профилактика нарушений адаптации первоклассников / Н.Д.Бубрищева-Пушкина и др. // Практика педиатра. 2009. — № 3. — С.40−49.
- Рапопорт И.К. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров / И. К. Рапопор т и др. // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 60−64.
- Рапопорт И.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы / И. К. Рапопорт и др. // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 49−52.
- Руководство по гигиене детей и подростков / под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1964. — 512 с.
- Руководство по лечебному питанию детей / под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. — 384 с.
- Рябыкина Г. В. Вариабельность ритма сердца / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. М.: Из-во СТАРКО, 1998. — 156 с.
- Рязанова C.B. Синдром дефицита внимания (гиперактивности) у детей / С. В. Рязанова // Справочник педиатра. 2007. — № 4. — С.65−71.
- Сашина E.JI. Оптимизация лечебно-диагностического алгоритма ведения больных нейроциркулярной дистонией в условиях поликлиники : автореф. дис.. канд. мед. науч / Е. Л. Сашина — Ряз. гос. мед. ун-т им. Н. П. Павлова. -Рязань, 2004. 23 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.-254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. — 123 с.
- Сетко Н.П. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний / Н. П. Сетко, Е. А. Володина // Гигиена и санитария. 2008. — № 1. — С. 58−60.
- Скоблина H.A. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях / Н. А. Скоблина // Российский педиатрический журнал. 2008. — № 3. — С. 29−31.
- Собчик Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера/ Л. Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2001. — 112с.
- Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей / НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН/ сост. В. Р. Кучма и др. М.: Медсервис, 2003. — 70 с.
- Соколов A.B. Диагностические технологии восстановительной медицины: достигнутые результаты и перспективы развития / А. В. Соколов // Вестник восстановительной медицины. 2008. — № 5 (27). — С. 4−9,
- Соколов A.B. Концептуальные и методологические принципы диагностики здоровья в восстановительной медицине / А. В. Соколов // Современныедиагностические и восстановительные технологии: сб. науч. тр. Рязань, 2001.-С. 12−19.
- Сохраним зрение детям: метод, рекомендации /сост. Т. Н. Голева, О. Н. Воронина. Воронеж: ИП Бахтин Д. А., 2007. — 25 с.
- Спиричев В.Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей / В. Б. Спиричев. — М.: Валетек, 2007. — 24 с.
- Судаков К.В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. — М.: ММА им. И. М. Сеченова, 1993. 120 с.
- Судаков К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессорных состояний / К. В. Судаков // Вестник Российской АМН. 1996. — N6. — С. 15−25.
- Судаков К.В. Стресс: постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем / К. В. Судаков // Патол. физиол. и эксперим. терапия. 1992. — № 4. — С. 86−93.
- Сухарева JI.M. Особенности психических функций у детей младшего школьного возраста с изменениями психоневрологического статуса / JI.M. Сухарева и др. // Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 28−34.
- Тамбиев A.M. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста / А. М. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко // Валеология. — 2000. -№ 1.- С. 31−38.
- Темирлиева P.O. Гигиеническая оценка условий обучения в общеобразовательных учреждениях Карачаево-Черкесской Республики (на примере уч-ся 3-х кл.): автореф. дис.. канд. мед. наук / Р. О. Темирлиева — Ростов.мед.ун-т. Ростов н/Д., 1999.-21 с.
- Укрепление здоровья детей школьного возраста: план действий по разработке региональных программ в России / И. М. Соловьева и др. — М.: ГНИЦПМ, 2003.- 60 с.
- Ушакова М.А. Об условиях формирования школьной близорукости / М. А. Ушакова, В. М. Волков, Е. Г. Ушакова // Гигиена и санитария. — 2004. — № 3. С.57−59.
- Факторы риска формирования донозологических состояний у дошкольников Крайнего севера / Т. В. Мальцева и др. // Профилактическая медицина. 2009. — № 3. — С.8−10.
- Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
- Федоров А.И. Социоинформационные аспекты исследования образа жизни детей школьного возраста / А. И. Федоров, С. Б. Шарманова // Здоровье и поведение школьников: тр. междунар. симп. СПб.: СПбНИИФК, 2004. -С. 95−101.
- Функционально-диагностические исследования в пульмонологии: методические рекомендации / сост. Р. Ф. Клемент, H.A. Зильбер. СПб.: СПбМИ им. ак. И. П. Павлова. — 1993.-47 с.
- Хорошева Т.А. Влияние учебного процесса на физическое развитие учащихся начальных классов инновационных школ / Т. А. Хорошева, А. И. Бурханов // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С.57−59.
- Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации / Г. И. Царегородцев. М.: Наука, 1975. — 282 с.
- Черная H.JI. Врач детского дошкольного образовательного учреждения / H.JI.Черная. Ростов н/Д.: Феникс, 2007 — 416 с.
- Чурекова Т. М Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования / Т. М. Чурекова, Н. Г. Блинова, A.B. Сапего // Валеология. 2004. -№ 4. — С. 67−70.
- Шарапова О.В. Всероссийская диспансеризация: основные тенденции в состоянии здоровья детей / О. В. Шарапова, А. Д. Царегородцев, Б. А. Кобринский // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2004. — № 1. — С. 56−60.
- Шидловский В.А. Мультивариативная адаптивная регуляция вегетативных функций / В. А. Шидловский // Вопросы кибернетики. 1978. — № 37. — С. 3−7
- Школа и психическое здоровье учащихся // под ред. С. М. Громбаха. — М.: Медицина, 1988. 272 с.
- Шумова A.JI. Состояние индивидуальных резервов организма и возможность их коррекции у практически здоровых людей: автореф. дис.. канд. мед. наук / А. Л. Шумова — Ряз. гос. мед. ин-т. Рязань, 2004. — 25 с.
- Эпидемиологическое исследование полового развития детей и подростков московского региона / Г. А. Мельниченко и др. // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. -М., 2008. С. 118−119.
- Якушенко М.Н. Оценка механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста / М. Н. Якушенко, Л. А. Сабанчиева, С. Г. Эштрекова // Валеология. 2006. — № 4. — С. 9−15.
- Ямпольская Ю.А. Лонгитудинальное наблюдение за физическим развитием современных школьников Москвы / Ю. А. Ямпольская // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т. 5, № 1. — С. 683.
- Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития в мониторинге состояния здоровья детского населения / Ю. А. Ямпольская, Н. А. Скоблина // Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2007. — С. 762−764.
- Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, прогноз, методика скрининг-оценки.: автореф. дис.. д-ра биолог, наук / Ю. А. Ямпольская — НИИ ГУ НЦЗД РАМН. — М., 2000. — 27 с.
- Acquisition and retention of lead by young children / W.I. Manton et al. // Environ Res. 2000. — Vol.82, № 1. — P. 60−80.
- Artyomov T.A. Psychological and psychophysiological features it is high disturbing children of younger school age / T.A. Artyomov, A.V. Kovaleva // J. School of health. 1998. — Vol. 5, № 34. P. 148−159.
- Assessment of Physical Activity Level in School-Aged Children and Effectiveness of Physical Education Curriculum / A.G. Komkov et al. // Second Annual Congress of the European College of Sport Science. Book of Abstracts I. -Denmark, 1997. P. 196−197.
- Attempts to lose weight among overweight and non-overweight adolescents: a cross-national survey / K. Ojala et al. // Int. J. of Behavioral Nutrition and Phys. Act. 2007. — Vol. 50, № 4. — P. 76−82.
- Barnekow V. Child and adolescent health and development in a European perspective / V. Barnekow, M. Muijen // Int. J. Public Health. 2009. — Vol. 54.-P. 128−130.
- Bellinger D. Lead and Relationship Between Maternal and Child Intelligence / D. Bellinger, H. Needlman // J. Pediatrics. 1983. — Vol. 102, № 4. — P.112 -114.
- Canter D. Can health be a quantitative criterion? A multi-facet approach to health assessment / D. Canter, L. Nanke // Towards a new science of health.-London.- 1995.-P.183−200.
- Comparability of two methods in the evaluation of physical development indicators in adolescents' studies / V. Kuchma et al. //14 Congress of The European Union for School and University Health and Medicine. Tampere, 2007.-P. 101.
- Crosswaite C. The European Network of Health Promoting Schools: development and evaluation in Scotland / C. Crosswaite, C. Currie, I. Young // Health Education J. 1996. — Vol. 55. — P. 450−456.
- Diagnosis and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents / L.S. Goldman et al. // J. of the Am. Med. Association. -1998. Vol.279, № 14. -P.l 100−1107.
- Dietary trends among Scottish schoolchildren in the 1990's / J. Inchley et al. // J. of Human Nutrition and Dietetics. 2001. — Vol.14. — P. 206−217.
- Dunn A.L. Physical activity dose-response effects on outcomes of depression and anxiety /A.L. Dunn, M.H. Trivedi, N.A. ONeal // Med. Sci. Sports Exerc. -2001. Vol. 33, N 6. — P. 587−597.
- Esser G. Epidemiology and course of psychiatric disorders in school-age children: Results of a longitudinal study / G. Esser, M. Schmidt, W. Woerner // J. of Child Psychology and Psychiatry and Allied Psychiatry. 1990. — Vol. 59. — P. 42−49.
- Health and Health Behaviour among Young People. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents, Issue 1. International Report / C. Currie et al. // Copenhagen- Denmark, 2000. 132 p.
- Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Study: Research Protocol for the 2001/2002 Survey / C. Currie et al. Edinburgh, Scotland, 2001.-360 p.
- Heart rate variability (Review) / C.M.A. Rawenwaaij-Arts et al. //Annals of Intern. Med. 1993. — Vol.118. — P. 436−447.
- Inchley J. Evaluating the health promoting school: a case study approach / J. Inchley, C. Currie, I. Young // Health Education. 2000. — Vol.100, № 5. — P. 200−206.
- Incidence and distribution of injury among schoolchildren aged 11−15 / C. Currie et al. // Injury Prevention. 1996. — Vol. 2. — P. 21−25.
- Kirby J. Active travel to school: views of 10−13 year old schoolchildren in Scotland / J. Kirby, J. Inchley // Health Education. 2009. — Vol. 109, № 2. — P. 169−183.
- Kofler W. Health effects of environmental disasters and the need of a more complex model of man / W. Kofler // Preservation of Our World in the Wake of Change.- Vol. VI A/B.- ISEEQS Pub.- Jerusalem, Israel.- 1996.- P.275−282.
- Lafaille R. Towards a new science of health / R. Lafaille, S.Fulder. London: ROUTLEDGE, 1995. — 241 p.
- Levin K.A. Mental well-being and subjective health of 11−15 year old boys and girls in Scotland, 1994−2006 / K.A. Levin, C. Currie, J. Muldoon // Europ. J. Public Health. 2009. — Vol. 19. — P. 605−610.
- Marmot M. Social determinants and adolescent health / M. Marmot // Int. J. Public Health. 2009. — Vol. 54. — P.123−124.
- Measuring mental health and well-being of school-children in 15 European countries using the KIDSCREEN-10 Index / M. Erhart et al. // Int. J. of Public Health. 2009. — Vol. 54. — P.160−166.
- Miller S.M. Control-lability and human stress: Methods, evidance and heary / S.M.Miller I I Behav. Res. and Ther. 1979. — Vol. 17, N 4. — P. 287−304.
- Parental perceptions of adverse educational outcomes among children diagnosed and treated for ADHD: A call for improved school/provider collaboration / G.B. LeFever et al. // Psychology in the Schools. 2002. — Vol. 39. — P. 63−72.
- Persistent socio-demographic differences in physical activity among Scottish schoolchildren 1990−2002 / J.C. Inchley et al. // Europ.J. Public Health. -2005. Vol.15, № 4. — P. 386−388.
- Physical Activity and Public Health: A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine / R.R. Pate et al. //JAMA. 1995. -Vol. 273. — P. 402−407.
- Physical Activity Levels of School-Aged Children in Saint-Petersburg // Current Research into Sport Sciences: an International Perspective / A.G. Komkov et al. New York — London, 1996. — P. 247−253.
- Power spectrum analysis of heart rate fluctuation / S. Akselrod et al. // Science. 1981. — Vol. 213. — P. 220−222.
- Prevalence and assessment of attention-deficit/hyperactivity disorder in primary care settings / R. Brown et al. // Pediatrics. 2001. — Vol. 107,№ 3. — P. 4653.
- Prevalence of medication treatment for attention deficit-hyperactivity disorder among elementary school children in Johnson County, North Carolina / A. Rowland et al. // Am. J. Public Health. -2002. Vol. 92. — P. 231−234.
- Psychotropic medication use in a population of children who have attention-deficit/hyperactivity disorder / J. Guevara et al. // Pediatrics. 2002. -Vol.109. -P. 733−739.
- Ravens-Sieberer U. The contribution of HBSC to international child health research — a milestone in child public health / U. Ravens-Sieberer // Int. J. Public Health. -2009. Vol. 54. — P. 121−122.
- Researching health inequalities in adolescents: The development of the Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) Family Affluence Scale / C. Currie et al. // Social Science and Medicine. 2008. — Vol. 66, № 6. -P. 1429−1436.
- Roger F. Health Education Ideas and Activities: 24 Dimensions of Wellness for Adolescents / F. Roger. — Puza: Human Kinetics Publishers, 2007. 243 p.
- Scahill L. Epidemiology of ADHD in school-age children / L. Scahill, M. Schwab-Stone // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. -2000.-Vol. 9.-P. 541−555.
- Socioeconomic status and adolescent injuries / J. M Williams et al. // Social Science and Medicine. 1997. — Vol. 44, № 12. — P. 1881−1891.
- Sports-related injuries among Scottish adolescents aged 11−15 / J.M. Williams et al. // British J. of Sports Medicine. 1998. — Vol. 32. — P. 291−296.
- Sudakov K.V. Multiple Physiological Assessments of Long-Term Stress at Work and in Daily Life: A System Approach / K.V. Sudakov, O.S. Glazachev // Advances in psychosomatic medicine. Basel, Switzerland: Karger, 2001. -Vol.22.-P.61−79.
- The Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: methodological developments and current tensions / C. Roberts et al. // Int. J. Public Health. -2009. Vol. 54. — P.140−150.
- The Health Behaviour in School-aged Children: WHO Collaborative Cross-National (HBSC) Study: origins, concept, history and development 1982−2008 / C. Currie et al. // Int. J. Public Health. 2009. — Vol. 54. — P. 131−139.
- The Health of Youth: a Cross-National Survey: A Report of the 1993−94 Survey Results of Health Behaviour in School-aged Children: A WHO Cross-National Survey / A. King et al. // WHO, European Series. 1996. — № 69. — 222 p.
- The healthy option a review of activity on food and nutrition by UK schools involved in the European Network of Health Promoting Schools / S. Bowker et al. // Health Education. — 1998. — Vol. 98, № 4. — P. 135−141.
- The relationship between heart rate variability and measures of body habitus / R. Freeman et al. // Clin. Auton. Res. 1995. — Vol. 5, № 5. — P. 261−265.
- The relationship of schools to emotional health and bullying / J.G. Freeman et al. // Int. J. of Public Health. 2009. — Vol. 54. — P. 251−259.
- Todd R. Genetics of attention deficit/hyperactivity disorder: Are we ready for molecular genetic studies? / R. Todd // Am. J. of Medical Genetics. -2000. -Vol. 96, № 3. P.241−243.
- Tonhajzerova I Changes in the heart rate variability during mental stress / I. Tonhajzerova, K. Javorka, M. Petraskova // Pediatr. 2000. — Vol. 55, № 9. -P. 562−567.
- TV viewing behaviour and associations with food habits in different countries / C.A. Vereecken et al. // Pub. Health Nutr. 2006. — Vol. 9, № 2. — P. 244 250.
- Wakefield J.C. The concept of mental disorder on the boundary between biological facts and social values / J.C. Wakefield // Am. Psychologist. 1992. -Vol. 47. — P. 373−388.
- Williams J.M., Currie C.E. Self-esteem and physical development in early adolescence: pubertal timing and body image / J.M. Williams, C.E. Currie // J. of Early Adolescence. 2000. — Vol. 20. — P. 129−149.
- Young People’s Health in Context. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents. International Report from the 2001/2002 survey / C. Currie et al. -Copenhagen- Denmark, 2004. 237 p.
- Анкета для выявления начальных признаков наиболее распространенных заболеваний детей1. Ф.И.О.Дата1. Возраст Класс
- Раздел № Бывают ли у Вашего ребенка: Да Нет1 2 3 4 51. 1. Головные боли беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после посещения детского сада, школы Да Нет
- Слезливость, частые колебания настроения, страхи Да Нет
- Слабость, утомляемость после занятий (в школе, дома) Да Нет
- Нарушения сна (долгое незасыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам) Да Нет
- Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении Да Нет
- Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела Да Нет7. Обмороки Да Нет
- Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте) Да Нет
- Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает, заикается) Да Нет1. 10. Боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои Да Нет
- Повышение артериального давления Да Нет
- I. 12. Часто насморк (4 и более раз в году) Да Нет
- Часто кашель (4 и более раз в году) Да Нет
- Часто потеря голоса (4 и более раз в году) Да Нет1 2 3 4 51. 15. Боли в животе Да Нет
- Боли в животе после приема пищи Да Нет
- Боли в животе до еды Да Нет
- Тошнота, отрыжка, изжога Да Нет
- Нарушение стула (запоры, поносы) Да Нет
- Заболевания желудка, печени, кишечника Да Нет
- V. 21. Боли в пояснице Да Нет
- Боли при мочеиспускании Да Нет
- VI. 23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки, затрудненное дыхание, сыпь) Да Нет
- Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание) Да Нет
- Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение, экзема) Да Нет
- АНКЕТАДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТОРОВ РИСНАУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА1. Фамилия1. Имя1. Номер школы2. Класс3. Дата опроса числомесяцгод
- Дата рождения числомесяцгод
- Пол: 1 мальчик 2 — девочка
- Уважаемые родители- просим Вас ответить на вопросы, подчеркнуть или вписать подходящий вариант ответа
- Сколько раз в день принимает горячую пищу (не считая чай, кофе, какао и другие горячие напитки)?5 раз в день (завтрак дома, завтрак в школе, обед, полдник, ужин)4 раза вдень3 раза в день 2 раза в день 1 раз в день
- Бывают ли перерывы в приеме пищи 5−6 часов более? нет10. Время ужина? за 2 часа до сназа 1 час 30 мин. до сназа 1 час до сназа 30 мин. до снаперед тем как идет в постель
- Считаете ли Вы его питание регулярным? да нет
- Какие блюда часто употребляет (3 раза в неделю и чаще)?а) острые, соленые, жирные нет даб) копчености, консервы (3 раза в неделю и чаще) нет указанные блюда не любит
- Как часто употребляет свежие овощи, фрукты, соки? несколько раз в день 1 раз в день через день 2−3 раза в неделю 1 раз в неделю и реже не употребляет
- Как часто употребляет молочные продукты (молоко, творог, кефир, йогурт, ряженка, сметана, сыр и т. д.)?несколько раз в день1 раз в деньчерез день2.3 раза в неделю1 раз в неделю и режене употребляет
- Как часто употребляет мясные продукты (говядина, курятина, свинина, индейка, колбаса, сосиски, котлеты и т. д.)?несколько раз в день1 раз в день через день2.3 раза в неделю1 раз в неделю и режене употребляет
- В какое время обычно ложиться спать в будние дни? час.)
- В какое время обычно встает в будние дни? час.)18. Спит ли Ваш ребенок днем?1. Нет Да Изредка
- Если регулярно спит днем, то сколько часов (час.)
- Делает ли утреннюю зарядку?1. Нет Да Изредка
- Сколько времени в будние дни проводит на свежем воздухе (гуляет) ?1 час и менее- 2 часа- 3 часа- 4 часа и более- не гуляет
- Сколько времени в выходные дни проводит на свежем воздухе (гуляет)?1 час и менее- 2 часа- 3 часа- 4 часа и более- не гуляет
- Сколько времени затрачивает на домашние уроки в будние дни?(часов)
- Занимается ли дополнительно? да нет
- Чем занимается дополнительно? (нужное подчеркнуть, вписать время) Спортом в спортивной школе. Сколько часов в неделю? час
- Спортом, общей физподготовкой в кружке. Сколько часов в неделю? час
- Спортивными танцами, хореографией. Сколько часов в неделю? час
- Музыкой в музыкальной школе. Сколько часов в неделю? час
- Музыкой в музыкальной студии, кружке. Сколько часов в неделю? час
- Изобразительным искусством в изостудии. Сколько часов в неделю? час
- Иностранным языком (в кружке). Сколько часов в неделю? час
- Шахматами в кружке. Сколько часов в неделю? час
- В других кружках, студиях, секциях (вписать каких)
- Сколько часов в неделю? час
- Выполняет ли ежедневно какую-нибудь работу по дому?1. Да Нет Какую (вписать)
- АНКЕТА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ АНАМНЕЗА
- Дата заполнения опросника 20годмесяцчисло1. Ф.И.О. отца1. Ф.И.О. матери.1. Личный анамнез ребенка
- Вес ребенка при рождении (кг)
- Длина тела при рождении (см)
- Доношенный ребенок (срочные роды): 1-нет 2 да
- Была ли во время беременности у матери нефропатия, артериальная гипертония 1 да 2 — нет
- Травма при рождении, асфиксия в родах: 1 да 2 — пет
- Имела ли мать до и (или) во время беременности контакты с вредными факторами? 1 да 2 — нет1. Если «да», то с какими
- Госпитализировался ли ребенок? Если «да», то когда и по какому поводу?
- Оперировался ли ребенок? Если «да», то когда и по какому поводу?
- Лечился ли ребенок в санатории? Если «да», то когда и почему?
- Находился ли ребенок на диспансерном наблюдении? Если «да», то до какого возраста, у какого специалиста и по какому поводу?-
- Находится ли на диспансерном наблюдении в настоящее время (у какого специалиста и по какому поводу)? .
- Сколько раз за последний год (12 месяцев) Ваш ребенок болел острыми респираторными заболеваниями.
- Какова средняя продолжительность этих заболеваний? дней
- На что жалуется Ваш ребенок в настоящее время?.