Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Договорное регулирование заработной платы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закрепление государством социального стандарта условий труда в целом и в сфере заработной платы, в частности, придает трудовым и тесно связанным с ними отношениям публично-правовой характер. В то же время, сочетание государственного регулирования с договорным, закрепленное в качестве одного из основных принципов правового регулирования1 трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Методы правового регулирования заработной платы. Государственное регулирование
    • 1. Сущностные признаки заработной платы, обусловливающие методы ее правового регулирования
    • 2. Методы правового регулирования заработной платыЗ ф
    • 3. Гдавенное регулирование заработной платы
  • Глава 2. Социально — партнерское регулирование заработной платы
    • 1. Понятие коллективно-договорного регулирования
    • 2. Социально — партнерские соглашения как способ регулирования заработной платы
    • 3. Отревыеглашения в регулировании оплаты труда
  • Глава 3. Значение коллективного договора в установлении условий оплаты труда. Индивидуально-договорное регулирование
    • 1. Роль коллективного договора в установлениистем заработной платы.,
    • 2. Локальное регулирование доплат и надбавок к заработной плате. ф
    • 3. Коллективно-трудовые споры по вопросам установления условий оплаты труда
    • 4. Индивидуально-договорное регулирование заработной платы

Договорное регулирование заработной платы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблемы правового регулирования заработной платы являются наиболее острыми и сложными в науке трудового права. Среди основных принципов трудового права в статье 2 Трудового кодекса РФ закреплен принцип сочетания государственного регулирования с договорным.

В сфере правового регулирования заработной платы данный принцип является наиболее актуальным, поскольку посредствам государственного регулирования закрепляется лишь определенный минимальный стандарт условий оплаты труда. В связи с чем договорный способ регулирования заработной платы в настоящее время стал основным. Правовые проблемы такого регулирования до настоящего времени в науке трудового права не исследовались, не изучалась и договорная практика. В то же время общий подход к их разрешению на основе общепризнанных международных принципов регулирования заработной платы является очень важным, поскольку, на наш взгляд, должен способствовать реализации общих гарантий в сфере оплаты труда, которые не могут отвергаться договорным регулированием.

Результатом договорного регулирования заработной платы является удовлетворение потребностей и интересов работников, а в конечном счете гарантированность достойных условий жизни.

Способ договорного регулирования заработной платы имеет несомненную ценность, ибо способствует повышению эффективности деятельности работодателя, и, как следствие, улучшению экономических показателей: внедрение передовых методов работы, рационализация производства, снижение рисков банкротства, несостоятельности, повышение конкурентоспособности и т. д.

Договорное регулирование заработной платы способно решить и глобальные проблемы современной России: кардинальное реформирование экономики и социальной сферы, качественное улучшение деятельности работодателя, существенное сокращение безработицы и оттока сотен тысяч высококвалифицированных специалистов для работы за рубеж.

Названные обстоятельства обусловливают своевременность и оправданность обращения диссертанта к исследованию вопросов договорного регулирования заработной платы в правовом аспекте.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе разработки, заключения социально-партнерских соглашений и договоров о труде, создающих условия для регулирования заработной платы.

Предметом исследования являются социально-партнерские соглашения и договоры о труде, регулирующие условия оплаты труда работников.

Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа договорного регулирования заработной платы его правовой природы, роли и значения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих основных задач:

1. Выявить сущностные признаки заработной платы, которыми обусловлены способы ее правового регулирования.

2. Исследовать соотношение методов правового регулирования заработной платы с методом трудового права.

3. Изучить правовую природу договорного регулирования заработной платы, его понятие и содержание.

4. Исследовать зарубежный опыт договорного регулирования заработной платы труда.

5. Выявить на основе проведенного анализа проблемы в договорном регулировании заработной платы в Российской Федерации, а также разработать конкретные предложения и рекомендации по его совершенствованию.

Степень научной разработанности темы.

Договорное регулирование заработной платы в правовом аспекте анализировалось многими учеными в области права.

В качестве: теоретических источников привлекались работы отечественных ученых в области права, принадлежащих к различным научным направлениям и школам, таких, как: Абрамовой A.A., Алексеева С. С., Александрова H.F., Андреева B.C., Кучмы М. И., Головиной С. Ю., Гусова К. Н., Зайкина А. Д., Иванова С. А., Куренного A.M., Лившица Р. З., Лушникова. A.M., Лушниковой М. В., Молодцова, М.В., Марченко М. Н., Нуртдиновой А. Ф., Орловского Ю. П., Пашерстника А. Е., Сидоровой Е. С., Скачковой Г. С., Смирнова О. В., Снигиревой И. О., Таля Л. С., Толкуновой В. Н., Тучковой Э. Г., Хохряковой О. С. и др.

Отдельного внимания: заслуживают работы таких ученых-юристов, занимающихся исследованиями правовой природы регулирования: заработной платы, как: Адамчук В. В., Винокуров В. А., ЗвечаровскийИ.Э., Каринский С. С., Мирошник C.B., Петров A.A., Тищенков И. А., Торган К. Э., Фатуев A.A., Щербак Ф. Н. и др.

Вопросысвязанные с проблемами договорного, регулирования заработной платы приобрели особую актуальность: в современный период. В этой связи следует отметить работы: Абрамовой О. В., Курилова В. И., Малько A.B., Пономаревой Г. А., Преснякова М. В., Сазановой Н. В., Саликовой U.M., Сафронова И. Ю., Хныкина Г. В., Цехмистера П. Б., Чаннова С. Е., Яковлева P.A. и ДР.

Эмпирическую базу диссертации составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты.

К числу международно-правовых актов следует отнести такие акты, как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (Принята в г. Женеве 22 июня 1970 г. на 54-ой сессии.

Генеральной конференции МОТ)1, Конвенция МОТ от 01 июля 1949 г. № 95 «Об охране заработной платы» 2, Конвенции МОТ № 111 от 25 июня 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий» 3 и др.

К числу действующих внутригосударственных актов следует отнести: Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30 декабря, 2008 г. № 6- ФКЗ)4, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 30 июня 2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон- «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации5,.

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2011 г. № 197 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по-основным4 социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2010 г.» 6, Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.: «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 7 и др.

Проанализировано развитие законодательства в данной сфере и в историческом аспекте, в частности, исследованы уже утратившие силу акты СССР и РСФСР: Исследованы современные источники: указы Президента РФ-' постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, акты Верховного Суда РФ иВысшего Арбитражного Суда РФ.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения. Их применение.

1 Не ратифицирована Российской Федерацией.

2 Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 44. Ст. 447.

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 44. Ст. 448.

4 Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

5 Собрание законодательста РФ. 2008. № 26. Ст. ЗОЮ.

6 Собрание законодательства РФ. 2011.

7 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489. позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что диссертантом дан комплексный анализ соотношения договорного регулирования заработной платы на современном этапе с государственным регулированием и предпринята попытка обосновать их эффективность тем, насколько полно указанные способы обеспечивают реализацию сущностных признаков заработной платы.

Определено понятие и содержание договорного регулирования заработной платы, раскрыта его классификация.

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения, полученные в результате исследования, отражающие его новизну:

1.Выявлена объективная необходимость государственного регулирования заработной платы, которая обусловлена тем, что государство обязано в силу общепризнанных международных принципов гарантировать реализацию ее основных сущностных признаков, формирующих содержание права каждого на справедливое вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и на уровне, обеспечивающем работнику и его семье достойные условия жизни и непрерывное их улучшение.

2. Обосновано приоритетное значение государственного регулирования заработной платы, которое заключается в недопущении игнорирования работодателями в погоне за сверхдоходами от своей хозяйственной деятельности законных прав и интересов тех, кто создает прибыль и способствует наращиванию капитала. С этой целью установлена система гарантий по оплате труда, реализация которых должна обеспечиваться самим государством.

3. Сформулирован вывод о том, что закрепление государством социального стандарта условий труда в целом и в сфере заработной платы, в частности, придает трудовым и иным связанным с ними отношениям публично-правовой характер. В то же время, сочетание государственного регулирования с договорным, закрепленное в качестве одного из основных принципов правового регулирования в сфере трудового права, означает неразрывную связь публичных и частных начал в данном регулировании. В связи с этим, предлагается произвести корректировку основных приемов правового регулирования, в совокупности образующих метод трудового права, особо выделив такой как сочетание императивного и диспозитивного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данный прием наиболее характерен при установлении условий оплаты труда.

4. Констатируется, что договорное регулирование заработной платы на современном этапе осуществляется в форме коллективного и индивидуального регулирования, однако независимо от того, в какой форме оно осуществляется, под договорным регулированием предлагается понимать установление норм оплаты труда по соглашению сторон трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

5. Приводятся дополнительные аргументы, доказывающие, что посредством коллективно-договорного регулирования заработной платы реализуется защитная функция трудового права, поскольку такое регулирование позволяет конкретизировать нормы законов и иных нормативных правовых актов, восполнить имеющиеся пробелы в регулировании, предусмотреть дополнительные меры по обеспечению государственных гарантий и осуществить первичное регулирование в целях повышения уровня условий оплаты труда по сравнению с социальным стандартом, гарантированным государством.

6. Формулируется вывод о том, что коллективно-договорное регулирование заработной платы на современном этапе формирования рынка труда становится основным способом установления систем, форм, размеров заработной платы, включая даже бюджетную сферу, поскольку сфера государственного нормирования оплаты труда существенно сузилась.

7. В диссертации приводятся аргументы в пользу сохранения многоступенчатости иерархии коллективно-договорных актов, которая в научной литературе начала подвергаться сомнению.

8. На основе анализа социально-партнерских соглашений и коллективных договоров сделан вывод о том, что наряду с установлением систем, форм, размеров заработной платы в их содержании наиболее актуальными являются такие проблемы как дополнительное обеспечение реализации государственных гарантий, связанных с определением размера минимальной оплаты труда и индексацией заработной платы. При этом в отраслевых социально-партнерских соглашениях размер минимальной оплаты труда, как правило, ставится в зависимость от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе и от условий труда. Проблема индексации заработной платы в ряде соглашений решается непосредственно в виде фиксированной индексации, осуществляемой ежеквартально, а в ряде в виде делегирования решения данной проблемы сторонам коллективных договоров.

9. Доказывается, что индивидуально-договорное установление условий оплаты труда на современном этапе в нашей стране широкого распространения не получило, поскольку нет реальных рычагов для индивидуализации как постоянной, так и переменной частей заработной платы. В трудовых договорах, как правило, содержится отсылочное условие о нормах оплаты труда, предусмотренных либо коллективным договором, либо положением об оплате труда, либо штатным расписанием. В то же время в диссертации акцентируется внимание на том, что индивидуально-договорное установление условий оплаты труда реализуется в тех случаях, когда законодатель это прямо предусматривает (например, установление размера доплаты за совмещение профессий, должностей), а также в сфере профессионального спорта.

10. Внесен целый ряд предложений, направленных на совершенствование правовых норм, регулирующих оплату труда. К их числу относятся следующие: закрепление четких критериев, на основании которых уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя от присоединения к региональному соглашениюо дополнении ст. 21 ТК РФ нормой о праве работника на получение заработной платы с учетом результата труда в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы и дополнении ст. 22 ТК соответствующей данному праву обязанности работодателяо возврате в ст. 129 ТК РФ легального определения минимального размера оплаты труда, исключающего включение в него различного рода доплат по соответствующим основаниям (в связи с особыми условиями труда, стимулирующих выплат и до.) — и некоторые другие предложения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный аппарат, сопутствующий реализации трудовых отношений, теорию трудового права в части позитивного аспекта соотношения таких институтов как заработной платы и дисциплины труда, освещают важные аспекты правового обеспечения стимулирования труда.

Материалы диссертации могут служить основой для последующих исследований в этой области. Работа способствует формированию научного содержания таких категорий как «метод трудового права», «договорное регулирования заработной платы», «заработная плата», «поощрения», «социально-партнерские соглашения», «коллективный договор» и др., дополняет существующую научную базу для развития законодательства и последующих научных исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные выводы и практические предложения по совершенствованию трудового законодательства будут способствовать научно обоснованному подходу при разработке нормативной правовой основы договорного регулирования заработной платы.

Положения диссертации расширяют теоретико-методологическую основу для дальнейшего проведения исследований в данной области, могут быть использованы в процессе преподавания курса трудового права, основанных на нем спецкурсов и семинаров. Сформулированные автором предложения по совершенствованию законодательства о регулировании оплаты труда могут быть применены законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в трех опубликованных автором статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка нормативных правовых источников и библиографии.

Заключение

.

Результаты проведенного научного исследования правовых аспектов договорного регулирования заработной' платы позволили сформулировать ряд теоретических выводов:

1. Объективная необходимость государственного регулирования, заработной платы обусловлена тем, что государствообязано гарантировать реализацию основных сущностных признаков^ заработной платы, общепризнанных на международном уровне и формирующих содержание права каждого на справедливое вознаграждение, за труд, безкакой-либо г дискриминации и на уровне, гарантирующем работнику и его семье достойные условия жизни и непрерывное их улучшение.

2.Государство призвано создавать условия для, активного производительного труда, в связи с чем системы заработной платы должны быть построены, экономически целесообразно, то есть так, чтобы, они позволяли использовать личную материальную заинтересованность работников в укреплении экономической. мощи страны, а в итоге: в непрерывномповышении качества жизни-людей:

3. Приоритетное значение государственного регулирования заработной платы заключается в недопущении игнорирования работодателями в погоне за сверхдоходами, от своей хозяйственной деятельности законных прав и интересов тех, руками которых создается прибыль и наращивается капитал. С этой целью установлена система гарантий по оплате труда, реализация которых должна обеспечиваться? самим государством.

4. Закрепление государством социального стандарта условий труда в целом и в сфере заработной платы, в частности, придает трудовым и тесно связанным с ними отношениям публично-правовой характер. В то же время, сочетание государственного регулирования с договорным, закрепленное в качестве одного из основных принципов правового регулирования1 трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, означает неразрывную связь публичных и частных начал в данном регулировании. В связи с этим, предлагается произвести корректировку в формулировании основных приемов правового регулирования, в совокупности образующих метод трудового права, особо выделив, такой как сочетание императивного и диспозитивного регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений. Данный прием регулирования наиболее характерен для установления заработной платы.

5. Договорное регулирование заработной платы на современном этапе осуществляется в форме коллективного и индивидуального договорного регулирования, под которым предлагается понимать установление норм оплаты труда по соглашению сторон трудовых и тесно связанных с ними отношений.

6. Коллективно-договорное регулирование заработной платы осуществляется* посредством заключения социально-партнерских соглашений на различных уровнях и коллективных договоров. В диссертации разделяется обоснованная, в науке трудового права точка зрения о том, что указанные акты выполняют роль вспомогательного регулятора. Это проявляется втом, что благодаря им реализуется V защитная функция"трудового права, поскольку они конкретизируют нормы законов и иных нормативных правовых актов, восполняют пробелы в праве, предусматривают дополнительные меры по обеспечению государственных гарантий, осуществляют первичное регулирование.

7. Коллективно-договорное регулирование заработной платы на современном этапе формирования рынка труда стало основным способом установления систем, форм, размеров заработной платы, включая даже бюджетную сферу, поскольку государство гарантирует лишь определенный социальный стандарт условий оплаты труда, который не может быть понижен ни социально-партнерскими соглашениями, ни коллективными или трудовыми договорами.

8. Практика договорного регулирования свидетельствует о сложном взаимодействии коллективно-договорных актов между собой. В диссертации не разделяется высказанное в литературе мнение, подвергающее сомнению сложную многоступенчатую иерархию коллективно-договорных актов. В качестве аргументов в пользу многоступенчатости таких актов приводятся следующие: во-первых, она обусловлена тем, что государство устанавливает только минимальный уровень гарантий по оплате трудаво-вторых, многообразие организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования обусловливает необходимость учета данного фактора в коллективно-договорном актев-третьих, на содержании акта отражается различие в источниках формирования средств на оплату трудав-четвертых, необходим учет специфики труда различных категорий работниковв-пятых, не может быть игнорирована также и специфика российского рынка труда с учетом региональных и территориальных особенностей.

9. Исследование отраслевых соглашений показало, что закрепляя принципы дифференциации в оплате труда работников основных профессий и должностей отрасли, они фиксируют долю заработной платы в себестоимости продукции и долю тарифной части оплаты труда в структуре заработной платыустанавливают порядок тарификации работ, специфических для данной отраслирекомендуют определенные формы и системы заработной платыпредусматривают особенности оплаты отдельных видов труда в отрасли.

Наиболее актуальными вопросами в отраслевых соглашениях являются установление минимального размера заработной платы и индексация заработной платы в период действия соглашения.

Минимальный размер заработной платы ставится в зависимость от размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе, от условий труда (например, в угольной, нефтегазодобывающей, лесной промышленности, где установлены более высокие тарифные ставки). Это подтверждает вывод о том, что путем коллективно-договорного регулирования устанавливаются меры обеспечения государственных гарантий по оплате труда, поскольку в силу ст. 421 ТК РФ до настоящего времени на федеральном уровне не реализована норма, предусматривающая, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТКРФ).

Анализ отраслевых тарифных соглашений показал, что лишь 14% из них не содержит условия об индексации заработной платы, а 31% соглашений решение данной проблемы делегирует коллективным договорам, — заключаемым на уровне организаций. Однако в большинстве соглашений предусматривается тот или иной порядок индексации. Наиболее распространенной является фиксированная индексация, осуществляемая ежеквартально. Рассмотренные соглашения предусматривают именно автоматическую индексацию, без проведения каких-либо дополнительных переговоров.

10. Условия оплаты труда занимают особое место и в коллективных договорах. При этом в. коллективных договорах первичное регулирование осуществляется в отношении установления систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, должностных окладов, систем стимулирования Деление заработной платы на постоянную и переменную части представляется чрезвычайно важным как для, работодателей, так и для профсоюзов. По пропорции деления зарплаты на две части-можно судить о балансе сил* между социальными партнерами. Профсоюзы заинтересованы в увеличении постоянной части заработной платы, так как именно эта часть оплаты труда не может быть в одностороннем порядке изменена работодателем и влияние профсоюза именно на нее в ходе переговорного процесса оказывается особо ценимым работниками. Работодатели, напротив, заинтересованы в высокой доле переменной части, так как это позволяет менеджменту устанавливать общий размер* заработной платы, выплачиваемой работникам, в зависимости от колебания предложения и спроса 1 на труд необходимой квалификации, а также обеспечивать подстройку заработной платы к условиям локального рынка труда. Деление заработной платы на две части дает возможность проводить адаптацию цены труда к негативным шокам через колебания заработной платы, а не через сокращение рабочих местхарактеристика, присущая именно российской модели рынка труда. Высокая доля надтарифной части в определенном смысле является вынужденной, защитной реакцией работодателя на формальную жесткость трудового законодательства.

11. Условия оплаты труда наряду с коллективным договором могут быть закреплены и в таком локальном акте как Положение об оплате труда. При наличии в организации одновременно коллективного договора и Положения по оплате труда отдельные нормы могут воспроизводиться в обоих актах, но не должны противоречить друг другу.

Из этого можно сделать вывод, что при разработке и утверждении Положения об оплате труда должны соблюдаться определенные правила и ограничения, которые установлены трудовым законодательством: Положение разрабатывается и утверждается администрацией хозяйствующего субъекта, но процесс утверждения Положения должен предусматривать процедуру учета мнения представительного органа работников (с октября 2006 г. таким органом не обязательно должна быть профсоюзнаяорганизация).

Положение об оплате труда является локальным нормативным актом. Следовательно, при его принятии должны соблюдаться требования, установленные трудовымзаконодательством для принятия локальных нормативных актов.

В частности, принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, должно быть предусмотрено коллективным договором или соглашениями.

11. Индивидуально-договорное регулирование заработной платы на современном этапе в нашей стране не получило такого широкого распространения как в промышленно развитых странах Запада. Ни постоянная, ни переменная части заработной платы, как правило, соглашением сторон не индивидуализируются и устанавливаются в тех размерах, которые предусмотрены актами коллективно-договорного регулирования. По существу условия оплаты труда в настоящее время устанавливается соглашением сторон трудового правоотношения только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законе (например, о размере доплаты за совмещение профессий, должностей).

В то же время в России в настоящее время индивидуально-договорное регулирование заработной платы достаточно хорошо развито в сфере профессионального спорта, например в футболе, хоккее, баскетболе и т. д.

Государство же выступает гарантом обеспечения минимальных интересов работников, не давая работодателю с помощью договора ухудшить его положение. При этом минимальные размеры заработной платы должны быть установлены государством на уровне, который закреплен в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные правовые акты:
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН), ст. 23 // Сборник документов М.: Изд. Группа: НОРМА — ИНФРА * М., 1998.
  3. Конвенция МОТ от 01 июля 1949 г. № 95 «Об охране заработной платы» // Ведомости Верховного Совета СССР: 1961. № 44. Ст. 447.
  4. Конвенции МОТ № 111 от 25 июня 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 44. Ст. 448.
  5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  7. Кодекс законов о труде РСФСР от 09 ноября 1922 г. // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства
  8. РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
  9. Кодекс законов о труде РСФСР от 09 декабря 1971 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
  10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  11. Федеральный закон от 30 июня 2008 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“ // Собрание Законодательства РФ. 2008. № 26. Ст. ЗОЮ.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 декабря 1988 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 2.
  13. Ю.Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225) // Собрание Законодательства РФ. 2003. № 16. Ст. 1539.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р „О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года“ // Собрание Законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
  15. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37). М.: Минтруд РФ, 1998. I
  16. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10 ноября 2003 № 69) // Российская газета. 2003. 19 ноября.
  17. Постановление Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367 „О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016−94“. -М.: ИПК Издательство стандартов, 1995 (Классификатор)
  18. Федеральное отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2008 2010 годы (утв. Российским профессиональным союзом трудящихся авиационной промышленности 29 декабря 2007 г.) // Документ опубликован не был.
  19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. № 230.
  20. В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: Учебное пособие М.: ГУ ВШЭ, 2003. 280 с.
  21. С.Ю., Молодцов М. В. Трудовое право России. Учебник. М.: Норма, 2008. 704 с.
  22. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2001. 480 с.
  23. А.Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах: учебное пособие. М.: МИК, 2006. 376 с.
  24. А. Д., Ремизов К. С. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы: Учебник для вузов М.: Норма, 1999. 328 с.
  25. Е.А., Кучмаева О. В. Экономика труда / М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004., 80 с.
  26. A.M. Трудовое право России. Учебник. М.: Юристъ, 2008., 493 с.
  27. В.М., Перевалова В. Д. Теория государства и права. М.: Норма. 2002.
  28. A.M., Лушникова М. В. Курс трудового права. T.l. М.: Статус. 2009.
  29. A.M., Лушникова М. В. Курс трудового права. Т.2. М.: Статус. 2009.
  30. М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. -М.: Проспект, 2008., 768 с.
  31. Н.И., Малько. Теория государства и права. Курс лекций. — М.: Юристъ. 2001 г.
  32. С.П., Пашков A.C., Хохлова Е. Б. Курс российского трудового права. Т.2. М. Юристъ. 2001 г.
  33. А.Е. Правовая организация заработной платы в СССР. Методическое пособие. М., 1948., 52 с.
  34. А .Я. Стимулы в трудовом праве России: Учебное пособие. -Хабаровск: РИДХГАЭП. 2004., 68 с.
  35. Е.С. Заработная плата. Практическое пособие. 2-е изд-е. М.: Омега-Л, 2006., 294 с.
  36. О.В., Снигирева И. О. Трудовое право России: учебник. М.: Проспект, 2009., 608 с. 2. Монографии, книги:
  37. Н.Г. Трудовое правоотношение: монография. М.: Проспект, 2009
  38. JI.H. Трудовой договор: права и обязанности сторон. М.: Деловой двор, 2008., 286 с.
  39. .Д., Карякин A.M., Терехова Н. Р. Оплата труда на предприятии: вопросы теории и практики. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2001., 266 с.
  40. В.В. Новый размер МРОТ: последствия и тенденции. Комментарий к Федеральному закону № 54 от 20 апреля 2007 г. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007., 64 с.
  41. И.С. Коллективные соглашения об условиях труда (тарифный договор). М., 1917.
  42. Е.В. Заработная плата в 2008 году. М.: Эксмо, 2008., 1008 с.
  43. Договоры о труде в сфере действия трудового права. Под ред. К. Н. Гусова. М. 2010.
  44. Доктринальный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009., 600 с.
  45. А.Д. Правовое регулирование заработной платы в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961., 44 с.
  46. Ю.Каринский С. С. Правовое регулирование заработной платы. М.: Госюриздат, 1963., 207 с.
  47. И .Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2008, 928 с.
  48. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный краткий) / Под ред. Ю. П. Орловского. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2011.
  49. A.M., Правовое регулирование коллективных трудовых споров. Научно-практическое пособие. М.: „Юстицинформ“, 2010.
  50. В. И. Личность. Труд. Право. М.: Юрид. лит., 1989, 336 с.
  51. Р.З. Заработная плата в СССР (Правовое исследование). М.: Наука, 1972, 270 с.
  52. Р.З. Стимулирование труда и повышение эффективности общественного производства. // Трудовое право и повышение эффективности общественного производства / Под ред. Иванова С. А. М.: Наука, 1972, 422 с.
  53. К. и Энгельс Ф. Соч. 2 изд., Т. 18. М., 1961 г.
  54. В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971., 248х.
  55. А.Е. Право на труд. Очерки по советскому праву / Отв. ред.: Швейцер Д. В. М.: Изд-во АН СССР, 1951, 231 с.
  56. А.Е. Правовые вопросы вознаграждения^ за труд рабочих и служащих. М.: АН СССР, 1949, 203 с.
  57. A.A., Драгункина Н. В. Оптимизация системы оплаты труда и материального стимулирования. М.: Альфа-Пресс, 2006, 192 с.
  58. Е.С. Заработная плата. Практическое пособие. 2-е издание, М., Омега-Л. 2006. С 185.
  59. Э.Г. Заработная плата. Комментарий к КЗоТ. М.: Проспект, 1997., 104 с.
  60. Трудовые отношения и коллективные действия в современной России: политические, правовые и социальные аспекты. Под ред. A.M. Кацва, П. М. Кудркин, C.B. Патрушев. М.: Эдиториал. 1999
  61. А. А. Вознаграждение за труд по советскому трудовому праву. М, 1977, 74 с.
  62. С.Е., Пресняков М. В. Оплата труда. Гарантии и компенсации. Новые правила. М.: ГроссМедиа, 2007, 94 с.
  63. Статьи в периодических изданиях:
  64. А. Организация оплаты труда: когда необходима новая система? // ¦ Бизнес Актив, http://www.businessaktiv.ru/presscentre/statipublikacii/abakumovaasorganiza ciyaoplatytшdakogdaneobhodimanovayasistema/
  65. Е. За что Вы платите своим сотрудникам? // НК-Рог1а1, http://www.hr-portal.ru/node/! 643
  66. С.А. Законодательные методы государственного регулирования доходов населения // Юрист. 2005. № 12.
  67. В.В. Реформа оплаты труда бюджетников: ETC, базовые оклады (ставки), „безбазовая“ оплата труда, что дальше? // Законодательство и экономика. 2008. № 10.
  68. К. Новую систему оплаты труда бюджетников запустят через неделю // Газета. 2008. № 224.
  69. М.В. Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда // Налоги (газета). 2007. № 47.
  70. В.Н., Меньшикова О. И., Степанов Т. И. Об опыте и проблемах отраслевых социальных нормативов (на примере оплаты труда) // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 8. С. 10.
  71. H.H. Минимальная заработная плата в регионах: правомерность процедуры установления // Законодательство и экономика. 2008. № 2.
  72. В.А. Государственное поощрение в трудовом праве России // Современное право. 2005. № 2.
  73. Ю.Гетьман Н. Три цвета: черный, серый, белый // ЭЖ-Юрист. 2006. № 39.
  74. П.Гимпельсон В., Капелюшников Р., Полетаев А. Российская модель рынка» труда и заработная плата (Часть 2). Механизмы, придающие гибкость оплате труда // Демоскоп Weekly, http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0325/tema05.php, 2008.
  75. JI. Альтернатива «газпромномики» средний бизнес. Россия имеет право на собственную мощную промышленность // Российская Федерация сегодня. 2007. № 2.
  76. Н.В. Трудовая активность, дисциплина, поощрение за труд // Советское государство и право. 1980. № 3.
  77. В.М. Этапы развития советского1 коллективного договора// Известия АН СССР. 1948. № 2.
  78. Дряхлов! Н., Куприянов Е. Мотивация персонала на западе- // МО-Менеджмент, http ://md-management.ru/articles/html/article32863 .html
  79. И. Проблемы формирования константной, и переменной частей оплаты труда // Трудовое право. 2008. № 2.
  80. Е. Минималку отделили от стимулов // ЭЖ-Юрист. 2008. № 8.
  81. Р.Н. Новый трудовой кодекс: как отразить потребности времени.// Журнал российского права. 2001 № 12.
  82. Н. Оплата труда бюджетников: новая модель // Человек и труд. 2003. № 2.
  83. В. Заработная плата: теория и практика // Плановое хозяйство. 1990. № 6.23 .Коршунова Т. Ю. Понятие, основные принципы и формы социального партнерства в сфере труда (комментарий к новой редакции трудового кодекса РФ)// Трудовое право, 2006, № 9
  84. В.И. Социально-правовые средства формирования поведения работников в сфере несамостоятельного труда // Правоведение. 1998. № 2.
  85. А. В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3 (214).
  86. Г. Сколько стоит школьный учитель? // Вестник общественного мнения. Левада-Центр. 2007. № 2.
  87. А. Оплата труда: регулирование на основе социального партнерства // Человек и труд. 2001. № 1
  88. В. Труд: затраты или результаты // Правда. 1990. 25 января.
  89. О. Проблема кризиса труда в условиях трансформации экономических отношений // Управление персоналом. 2007. № 12:
  90. А. Правовое регулирование оплаты труда // Хозяйство и право. 2006: № 10.
  91. Основные положения кадровой политики // HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров, http://www.hr-portal.ru/pages/okk/kpo.php.
  92. А .Я. Заработная плата как институт трудового права России и его совершенствование // Законодательство и экономика. 2007. № 9.
  93. А.Я. Защита и обеспечение прав работодателей в сфере экономической деятельности: аспекты трудового права // Законодательство и экономика. 2006. № 11.
  94. М.М. Дополнительные условия трудового договора // Трудовое право. 2003. № 5.
  95. М.В., Чаннов С. Е. Реализация принципов равенства и справедливости при оплате труда работников бюджетной сферы // Трудовое право. 2008. № 2.
  96. Е. Социальные партнеры учатся находить общий язык. Человек и труд. 2000. № 11.
  97. Система оплаты и стимулирования труда персонала в США // Управление персоналом на предприятии, http://www.hr-models.net/content/view/35/l.
  98. A.A. Новые тенденции в оплате труда в США // Трудовое право. 2004. № 12.
  99. В.Г., Желтов О. Б. Правовые проблемы оплаты труда: теория и практика // Трудовое право. 2007. № 6.
  100. В. Работа и заработок: азы социальной справедливости // Социологические исследования. 1990. № 2.
  101. JI. Эффективная система оплаты труда еще один шаг к успеху вашей фирмы // Управление персоналом. 2004. № 14.
  102. JI.B. О проблемах возрождения основных функций заработной платы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия экономика и финансы. 2002. № 1.
  103. В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс.// Правоведение. 2000. № 4.
  104. О.С., Пушных В. А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2.
  105. Г. В. Трудовые споры о заработной планы и материальной ответственности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 4.
  106. Н.П. Правовые основы оплаты труда. Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. № 1
  107. P.A. Оплата и нормирование труда // Трудовое право. 2007. № 1.
  108. Диссертации, авторефераты:
  109. М.Я. Рыночный механизм активизации трудовой деятельности: Дис. канд. экон. наук. М., 1997.
  110. В.М. Поощрительная норма советского социалистического права. Автореферат дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1975.
  111. A.A. Трудовая мотивация как проблема социальной философии: Дис. канд. филос. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2004.
  112. .И. Право на трудовую честь и достоинство рабочих и служащих и его обеспечения: Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1980.
  113. С.С. Правовые способы материального и морального стимулирования рабочащих и служащих к дальнейшему повышению эффективности труда: Дисс.. д-ра юрид. наук. М., 1965.
  114. СМ. Обеспечение прогресса технического творчества средствами трудового права: Дис. канд. юрид. наук. Пермь, 1998.
  115. Е.А. Вознаграждение по труду в современном производственном процессе: Дис.. канд. экон. наук. М., 2004.
  116. В.И. Личность в системе управления трудом (правовой аспект): Дис. д-ра юрид. наук в форме науч. доклада.- СПб., 1998.
  117. A.B. Реализация экономических интересов в условиях трансформации мотивов трудовой деятельности: Дис.. канд. экон. наук. -Казань, 2004.
  118. Ю.Лексиков В'.И: Факторный подход к стимулированию и оплате труда работников предприятий полиграфической промышленности: Дис.. канд. экон. наук. Саратов, 2003.
  119. П.Мальцев В. А. Правовое регулирование заработной платы работников внебюджетной сферы Федеративной Республики Германии. Автореферат дис. канд. юрид. наук. М. 2007.
  120. A.M. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  121. A.A. Стимулирование работников как социально-правовой инструмент управления трудом: Дисс.. канд. юрид. наук. — Владивосток, 2002.
  122. А.Я. Рациональное использование трудовых ресурсов: проблемы теории и практики правового регулирования: Автореферат дис.. д-ра юрид. наук.-М, 1992.
  123. Г. А. Методы регулирования заработной платы в России на современном этапе (правовые проблемы): Дис.. канд. юр наук. М., 2001.
  124. В.А. Трудоправовые гарантии права на заработную плату: Автореферат дис.. канд. юр. наук. Санкт-Петербург, 2007.
  125. Н.В. Правовое регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы: Дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  126. Н.М. Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации (Вопросы теории и практики): Дис.. докт. юрид. наук. -Екатеринбург, 2003.
  127. В.Г. Стабильность и динамика трудового правоотношения: Дис.. док.юр. наук. Екатеринбург, 2005.
  128. Л.Д. Правовое регулирование поощрения добросовестного труда по российскому трудовому законодательству: Дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2006.
  129. П.Б. Правовое регулирование заработной платы в России (некоторые проблемы истории, теории и практики): Дис.. канд. юр. наук. Пермь, 2003.
Заполнить форму текущей работой