Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование здоровьесберегающих технологий у детей в начальный период обучения в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации представлены на «Аспирантских чтениях» (Самара, 2004) — на Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке», РУДН (Москва, 2005, 2006 гг.) — на конференции для педагогов начальных классов общеобразовательных школ г. Самара (Самара, 2006) — на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Состояние здоровья и приспособительная деятельность младших школьников в процессе обучения (обзор литературы).

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.2. Влияние учебного процесса на физическое развитие и состояние здоровья детей младшего школьного возраста.

1.3. Интенсификация учебного процесса и современные здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях.

Глава 2. Материал и методы исследования.

Глава 3. Динамика физического развития детей в процессе обучения в начальной школе в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий на основе системного многофакторного анализа.

3.1. Динамика антропометрических параметров физического развития детей в процессе обучения в начальной школе в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

3.2. Динамика показателей физиометрического обследования и физической выносливости детей в процессе обучения в начальной школе в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

3.3. Динамика физического развития младших школьников с использованием системного многофакторного анализа.

Глава 4. Динамка состояния здоровья и структуры патологической пораженности детей в процессе обучения в начальной школе в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий на основе системного многофакторного анализа.

4.1. Динамика распределения детей по группам здоровья в процессе обучения в начальной школе, в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

4.2. Структура функциональных отклонений и соматических заболеваний детей в процессе обучения в начальной школе в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

4.3. Динамика заболеваемости младших школьников в процессе обучения с использованием системного многофакторного анализа.

Обоснование здоровьесберегающих технологий у детей в начальный период обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Итоги всероссийской диспансеризации детей показали, что только 32% из них являются здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболевания, 16% детей страдают хроническими заболеваниями (Баранов A.A., 2006). За прошедшие годы изменились социально-экономические, экологические условия обитания, увеличилось число факторов риска, влияющих на здоровье детей. Среди нихнеудовлетворительное состояние здоровья родителей, ухудшение качества окружающей среды, увеличение числа новорожденных высокого социального и биологического риска, рост числа семей медико-социального риска, некачественные стандарты медицинской помощи, которые не обеспечивают в полном объеме необходимые профилактические мероприятия и др. (Кучма В.Р., Сухарева Л. М., 2006).

С началом обучения в школе ребенок подвергается активному воздействию новых факторов внешней среды. Комплексное влияние неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии. Именно это объясняет наличие заболеваний, формирующихся в школьном возрасте, и довольно часто встречающиеся у взрослых: патология желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, миопия, нервно-психические расстройства, гипертоническая болезнь (Макарова В.И., Дегтева Г. Н. и др., 2000). Реформирование системы образования привело к многообразию видов образовательных учреждений, широкому внедрению педагогических инноваций, авторских и различных развивающих программ, которые ухудшили условия и режим обучения.

Таким образом, на сегодняшний день школа превращается из фактора призванного охранять здоровье детей, в фактор, разрушающий его. Учитывая неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей, именно сейчас большую значимость приобретает проблема обучения ребенка в соответствии с его возможностями и уровнем здоровья. Необходима профилактика факторов риска и создание оптимальных условий в процессе обучения, физиолого-гигиеническая коррекция неблагоприятных факторов школьных технологий образования, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение учебного процесса (Сухарев А.Г., Шелонина O.A., Цыренова.

H.М., 2002). В федеральной программе «Здоровый ребенок» это направление выделено как важнейшее и приоритетное.

Организация учащихся в коллективы и их длительное пребывание в учебных заведениях позволяет на протяжении всего периода получения образования эффективно осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные программы (Сухарева Л.М., Кучма В. Р., 2006; Рапопорт И. К., 2006).

В этих условиях возникает необходимость оценить особенности формирования здоровья детей младшего школьного возраста с новых методологических позиций и выработать подходы к его сохранению и укреплению.

Цель исследования оценить эффективность применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста с использованием системного многофакторного анализа на основе комплексного изучения состояния здоровья учащихся для выработки стратегии по его сохранению в общеобразовательных учреждениях.

Задачи исследования.

I. Оценить физическое развитие и функциональные возможности детей при поступлении в начальную школу и в динамике в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

2. Изучить состояние здоровья младших школьников и уровень их заболеваемости на момент поступления в общеобразовательное учреждение и в процессе обучения в зависимости от использования оздоровительных мероприятий.

3. Разработать многофакторные модели формирования здоровья младших школьников в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий методом системного многофакторного анализа.

4. Дать комплексную оценку эффективности использования оздоровительных мероприятий в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста на основе системного многофакторного анализа.

Научная новизна.

Применен новый методологический подход к изучению здоровья младших школьников в процессе обучения в начальных классах на основе системного многофакторного анализа, с учетом одновременно параметров физического развития, физической выносливости и уровня заболеваемости.

Впервые описана динамика физического развития, функциональных возможностей и заболеваемости учащихся в процессе обучения в начальной школе в современных условиях в зависимости от применения здоровьесберегающих технологий.

Разработаны многофакторные модели развития, заболеваемости и формирования здоровья младших школьников в зависимости от использования оздоровительных мероприятий.

Впервые дана комплексная оценка эффективности применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста посредством мониторинга наиболее значимых показателей здоровья учащихся (уровень здоровья, физической выносливости, функциональные возможности организма) на основе системного многофакторного анализа.

Практическая значимость.

Данные о физическом развитии, выносливости и заболеваемости младших школьников, а также разработанные многофакторные модели развития, заболеваемости и состояния их здоровья могут служить основой для применения комплекса оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях с целью сохранения здоровья современных школьников.

Методологический подход к определению формирования здоровья детей на основе компьютерной программы многофакторного анализа и моделирования может быть использован в работе школьных отделений детских поликлиник, медицинских центров общеобразовательных школ.

Результаты работы могут быть использованы и используются в процессе обучения студентов различных факультетов медицинского университета и врачей педиатров.

Положения, выносимые на защиту.

1. Учебный процесс отражается в большей степени на состоянии здоровья младших школьников, обучающихся без использования оздоровительных мероприятий, оказывая воздействие на физическое развитие и функциональные возможности детей, создавая условия для формирования патологических состояний и заболеваний.

2. Данные динамики развития детей и состояния их здоровья с использованием системного многофакторного анализа в период обучения в начальной школе отражают достаточную эффективность внедрения оздоровительных мероприятий при получении образования и снижение негативных процессов в состоянии здоровья учащихся младших классов при использовании здоровьесберегающих технологий.

3. Многофакторные модели формирования здоровья детей в процессе получения начального образования показывают эффективность применения современных оздоровительных технологий и необходимость дифференцированного подхода к их разработке.

Апробация работы.

Материалы диссертации представлены на «Аспирантских чтениях» (Самара, 2004) — на Международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке», РУДН (Москва, 2005, 2006 гг.) — на конференции для педагогов начальных классов общеобразовательных школ г. Самара (Самара, 2006) — на межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков» (Уфа, 2006) — на XI Всероссийском конгрессе «Экология и здоровье человека» (Самара, 2006).

Результаты исследований по диссертационной теме и материалам изложены в 12 печатных работах, в том числе и в центральной печати.

ВЫВОДЫ.

1. Динамика физического развития и функциональных возможностей детей за время обучения в начальной школе отражает неблагоприятное воздействие учебного процесса, что характеризуется нарушением физического развития и снижением функциональных возможностей учащихся. Выявленные негативные тенденции, значительно уменьшаются при использовании здоровьесберегающих технологий.

2. Образовательный процесс без использования здоровьесберегающих технологий характеризовался нарастанием частоты патологии опорно-двигательного аппарата (в 2 раза), зрения (в 2 раза), сердечно-сосудистой системы (в 1,7 раза), численности часто болеющих детей (в 7 раз).

3. Применение оздоровительных мероприятий в процессе обучения в начальной школе оказало положительное влияние на состояние здоровья детей, выражавшееся в снижении уровня их заболеваемости.

4. Разработанные многофакторные модели формирования здоровья младших школьников, выявили тенденцию к увеличению отклонений от нормы интегральных показателей развития, заболеваемости и формирования здоровья с возрастом, с большей степенью выраженности у девочек, при наибольшем влиянии физиометрических параметров, показателей заболеваемости опорно-двигательного аппарата (Р1 78,1 — 120,1), органа зрения (Р1 88,3 — 119,4), сердечно-сосудистой системы (Р1 80,4 — 105,5), показателя группы здоровья (Р1 158,8 — 205,6).

5. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе у детей младшего школьного возраста позволило уменьшить степень отклонений интегральных показателей формирования здоровья детей, что свидетельствует об эффективности их применения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При проведении профилактических осмотров предлагается ввести в комплекс оценки физического развития учащихся, помимо антропометрических показателей, определение физиометрических параметров и физической выносливости, для формирования физкультурных групп с учетом уровня физической подготовленности школьников.

2. Рекомендовано внедрить и широко использовать в процессе обучения детей в начальной школе комплекс оздоровительных мероприятий (дополнительные уроки физического воспитания, утренняя гимнастика в школе, физкультурные минутки на уроках), как один из вариантов наиболее доступного, мало затратного и эффективного метода, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

3. В связи с неблагоприятным воздействием ряда факторов на физическое развитие и состояние здоровья детей в период получения образования, рекомендуется модернизировать учебный процесс в начальных классах: проводить занятия в режиме «подвижных объектов» и смены позиций рабочих мест учащимися.

4. Учитывая выявленную тенденцию к ухудшению состояния здоровья девочек по мере взросления, сохраняющуюся, несмотря на проведение оздоровительных мероприятий, следует осуществлять дифференцированный подход к их физическому воспитанию и к применяемым здоровьесберегающим технологиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Адаптационные возможности организма и состояние здоровья детей: клинико-экспериментальное исследование. М.: Медицина, 1996.- 132 с.
  2. Л.И. Гигиеническое нормирование нагрузок, развивающих вегетативные функции организма школьников 6−15 лет // Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. М., 1989. — С.6−16.
  3. Л.А. Функциональные возможности современных школьников // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. — С.4.
  4. H.H. Влияние учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся // Наше здоровье здоровье и будущее детей: Материалы VII Межрегиональной научно-практической конференции. — Смоленск, 1997. -С. 124−125.
  5. A.A. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков/ A.A. Александров, В. Б. Розанов // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 16−20.
  6. И.Э. Оптимизация факторов внутришкольной среды -важнейшее звено первичной профилактики заболеваемости детей и подростков // Охрана здоровья детей и подростков. М.: РАОЗ, 2000. — С.46−57.
  7. C.B. Современное состояние экологии детства и возможность устойчивого развития российского общества // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 3. — С.8−11.
  8. JI.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия. -2002. № 6. — С.37−41.
  9. В.Ю. Результаты самоохранительного поведения подростков/ В. Ю. Альбицкий, М. Ю. Абросимова, JI.C. Сафиуллина // Социальные и организационные проблемы педиатрии: избранные очерки. -М.: Издательский Дом «Династия», 2003. С.192−206.
  10. В.Ю. Часто болеющие дети актуальная проблема социальной педиатрии / В. Ю. Альбицкий, A.A. Баранов, И. А. Камаев и др. // Социальные и организационные проблемы педиатрии: избранные очерки. -М.: Издательский Дом «Династия», 2003. — С.233−252.
  11. H.A. Здоровое развитие современных школьников / H.A. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Школа здоровья. 1994. — № 1. — С. 13−18.
  12. JI.T. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / JI.T. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С.22−28.
  13. М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина и др. // Здоровый ребенок: Материалы V Конгресса педиатров России. -M., 1999.-С.13.
  14. М.В. Психофизиологические особенности некоторыхпедагогических инноваций в начальных классах / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Л. М. Кузнецова // Школа здоровья. 1998. — Т. 5. — № 2. — С.65−69.
  15. И.А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 15. — С.5−16.
  16. Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: Издатель, НО НЦЗД РАМН, 2002. — С.39−40.
  17. В.Ф. Влияние начала школьного обучения на функциональное состояние зрительного анализатора у детей / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева // Гигиена и санитария. 1988. — № 7. — С.85−86.
  18. И.М. Физическая работоспособность учащихся 1−2-х классов школ полного дня с разным режимом двигательной активности // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.40−41.
  19. М.Д. Хронические неинфекционные заболевания у детей ифакторы, определяющие их развитие / М. Д. Бакрадзе, A.A. Ефимова, В. К. Таточенко // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С.46−49.
  20. И.И. Влияние экологических факторов на распространение и течение болезней органов дыхания у детей // Экологические проблемы педиатрии. М., 1998. — С. 104−113.
  21. JI.B. Образ жизни семей, имеющих детей в возрасте до 9 лет / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. — С.25.
  22. A.A. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях // Экологические проблемы педиатрии. М., 1998. — С.5−15.
  23. A.A. Теоретические и практические проблемы профилактической педиатрии / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий // Социальные и организационные проблемы педиатрии: Избранные очерки. -М.: Издательский Дом «Династия», 2003. С. 23.
  24. A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / A.A. Баранов, Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 5. — С.5−12.
  25. A.A. Подростки: тенденции здоровья, пути его сохранения и укрепления / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Социальные и организационные проблемы педиатрии: Избранные очерки. М., 2003. -С.153−173.
  26. Л.Ф. Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире. Коломна. — 1993. — С. 13.
  27. А.Ю. Роль систематической физической активности в укреплении здоровья детей и подростков / А. Ю. Березанцев, Т. В. Низяева // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.57.
  28. В.И. Оптимизация двигательной активности учеников младших классов при лицее в рамках учебно-воспитательного процесса /
  29. B.И. Берзинь, Р. Т. Бею, JI.A. Стасюк // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М: Издатель, НО НЦЗД РАМН, 2002. — С.59−60.
  30. О.М. Особенности отношения школьников к здоровью // Здоровье наших детей. 2002. — № 2. — С.8−9.
  31. Е.С. Тенденции роста и развития школьников г. Нижнего Новгорода / Е. С. Богомолова, H.A. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев и др. // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: Материалы X Съезда педиатров России. М., 2005. — С.53.
  32. Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия. 1994. — № 4. -С.77−80.
  33. А.И. Роль школы в формировании здоровья детей и подростков. Самара. — 1996. — 81 с.
  34. H.JI. Психологический паспорт школьника / H.JI. Васильева, Е. И. Афанасьева // Школа здоровья. 1997. — Т. 4. — № 1. — С.48−55.
  35. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней // Российский вестник перинатологии и педиатрии: Приложение к журналу. Лекция № 1. — М., 1994. — 68 с.
  36. А.Р. К оценке здоровьесберегающего потенциала современной школы // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.107.
  37. Т.Ю. Изучение морфофункционального развития детей 6−7 летнего возраста и определение готовности организма к систематическому обучению в школе: Автореферат дисс. канд. мед. наук.- Москва. 1997. — 14 с.
  38. A.C. Новая здоровьесберегающая образовательная технология в школе / А. С. Воробьев, Е. К. Шемякина, А. Д. Вишня и др. // Здоровый ребенок: Материалы V Конгресса педиатров России. М., 1999. -С.90.
  39. И.М. Современные состояния, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических регионов России / И. М. Воронцов, H.A. Матвеева, Т. М. Максимова // Педиатрия. 1995. — № 4. — С.50−51.
  40. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача //Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С.6−13.
  41. З.И. Здоровье детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях нового вида / З. И. Вострина, E.H. Дзятьковская // Здоровый ребенок: Материалы V Конгресса педиатров России. М., 1999. — С.78−79.
  42. К.В. Индивидуальные особенности кардиогемодинамики иустойчивость к «школьному» эмоциональному напряжению / К. В. Гавриков, О. С. Глазачев // Педиатрия. 1993. — № 4. — С.44−47.
  43. С.М. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков // Сборник трудов. М., 1984. — С.3−11.
  44. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С. М. Громбах, Э. М. Александровская, В. М. Зубкова. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  45. С.С. Влияние факторов окружающей среды на заболеваемость и реактивность детей / С. С. Даньшова, Н. В. Дмитриева, Н. Г. Ткаченко // 5 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. М., 1995.-С.1400.
  46. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, C.B. Хрущева. М.: Медицина, 1991. — 559 с.
  47. P.C. Физическое развитие детей как критерий рискатраснформации патологического процесса из острого в хронический /P.C. Джубатова, З. С. Умарова, Э. Л. Алимов // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 4. — С.37−39.
  48. Т.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей // Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С.21−23.
  49. В.А. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий / В. А. Доскин, Т. Г. Авдеева, Н. В. Сулимова и др. // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 1. — С. 19−21.
  50. И.Д. Динамика состояния здоровья школьников младших классов, поступивших в школу в 6-ти и 7-летнем возрасте / И. Д. Дубинская, Е. Б. Зуева, И. П. Лошнева и др. // Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1987. — № 5. — С.76−89.
  51. В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб.: Тускарора, 2000. — 184 с.
  52. Н.Х. Характеристика функционального состояния школьников / Н. Х. Жамлиханов, Г. Д. Сугутская // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: Материалы X Съезда педиатров России. М., 2005. — С. 171.
  53. Л.А. Профилактическая работа в образовательных учреждениях: настоящее и перспективы / Л. А. Жданова, A.B. Шишова // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров
  54. . М., 2006. — С.715−716.
  55. Г. Е. Профилактическое направление медицинского обслуживания учащихся: обоснование и условия развития // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям: Материалы X Съезда педиатров России. М., 2005. — С. 180.
  56. Т.Г. Медико-социальные аспекты здоровья девушек-подростков, вступающих в репродуктивный процесс / Т. Г. Захарова, Е. И. Прахин, Г. Н. Гончарова // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 1. — С.4−5.
  57. Здоровье детей России: состояние и проблемы / Под редакцией A.A. Баранова. М., 1999. — 276 с.
  58. Здоровый образ жизни в системе профилактики заболеваний у школьников // Информационное письмо. Казань, 2000. — 50 с.
  59. В.П. Результаты профилактического неврологического осмотра московских школьников / В. П. Зыков, И. Б. Комарова // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров. М., 2003. — С.129.
  60. А.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в образовательных учреждениях / А. Г. Ильин, И. В. Пляскина // Здоровый ребенок: Материалы V Конгресса педиатров России. М., 1999. — С. 176.
  61. А.Г. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт и др. //
  62. Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С.14−18.
  63. Л.Я. Гигиеническая оценка факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе / Л. Я. Каневская, О. А. Шелонина // Школа здоровья. 1996. — Т. 3. — № 4. — С.36.
  64. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения / Вестник РАМН. 1993. — № 5. -С.25−27.
  65. В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей: Автореферат. докт. мед. наук. М., 1999. — 56 с.
  66. В.К. Диагностика и лечение нарушений психики при резидуально-органических поражениях мозга у детей. Материалы 12 съезда психиатров России. — М., 1995. — С.383−384.
  67. Н.В. Психологические аспекты формирования здорового образа жизни // Здоровье наших детей. Ярославль. — 2002. — № 2. — С. 13−14.
  68. Г. В. Функциональное состояние миокарда детей 6−11 лет в процессе развития и адаптации к учебной нагрузке: Автореферат. дисс. канд. биол. наук / Российская академия образования, институт возрастнойфизиологии. M., 1992. — 18 с.
  69. В.А. Особенности адаптации кардиореспираторной системы у детей и подростков 9−15 лет к физическим нагрузкам беговой направленности: Дисс. канд. мед. наук. М., 1993. — 184 с.
  70. Г. В. Методические подходы к изучению психических нарушений в раннем возрасте // Материалы 12 съезда психиатров России. -1995. С.389−390.
  71. Г. Д. Полисистемный саногенетический мониторинг / Г. Д. Комаров, В. Р. Кучма, JI.A. Носкин // МИПКРО. М., 2001. — 344 с.
  72. О.Ю. Ранняя диагностика и профилактика невротических реакций у 6-ти летних первоклассников: Автореферат дисс. канд. мед. наук. Иваново, 1992. — 17 с.
  73. М.Н. Роль физических методов в укреплении здоровья дошкольников / М. Н. Кузнецова, Р. П. Нарциссов, C.B. Петричук и др. // Физиология роста и развития детей и подростков / Под редакцией A.A. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000. — С.397−401.
  74. H.H. Валеология: пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  75. H.H. Хронобиологические основы здорового образа жизни школьников // Вестн. Рос. АМН. 1993. — № 6. — С.38−42.
  76. H.H. Хроногигиенические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 2. — С.35−38.
  77. Е.В. Образ жизни современной семьи и его влияние на здоровье детей // Охрана здоровья детей и подростков. М.: РАОЗ, 2000. -С.26−33.
  78. А.И. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам / А. И. Кусельман, И. Л. Соловьева, А. П. Черданцев // Педиатрия. 2002.- № 6. — С.53−57.
  79. В.Р. Динамика физического развития детей и подростков как важный показатель здоровья и развития науки // Экология и здоровье детей основа устойчивого развития общества: Материалы Всероссийского конгресса. — СПб., 1997. — С.69−71.
  80. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. -М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2002. 280 с.
  81. В.Р. Школы, содействующие укреплению здоровья:
  82. Европейский проект ВОЗ в Российской Федерации. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2002.- 15 с.
  83. В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. М., 2000. — 162 с.
  84. В.Р. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников / В. Р. Кучма, Н. П. Суворова, H.A. Катечкина и др. // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С.27−28.
  85. В.Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева, А. Г. Ильин и др. / Пособие для врачей. М., 2002. — 69 с.
  86. О.Ф. Показатели функции внешнего дыхания у здоровых детей и подростков / О. Ф. Лукина, И. С. Ширяева // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С.24−27.
  87. В.В. Эпидемиология и клинико-функциональная характеристика артериальных гипертензий и гипотензий в раннем дошкольном возрасте: Дисс. канд. мед. наук. Иваново. — 1994. — 181 с.
  88. В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова и др. // Российский педиатрический журнал. 2000. -№ 3. — С.60−62.
  89. Т.Н. Образование и здоровье // Здоровье и образование ребенка: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. -Пермь. 2002. — С.231−232.
  90. В.И. Диагностические критерии нейроциркуляторной дистонии / В. И. Маколкин, С. А. Аббакумов // Клиническая медицина. -1996. № 3. — С.22.
  91. Т.М. Физическое развитие детей в условиях формированияновой социальной структуры населения // Соц. гиг. и организ. здравоохр. -1998. -№ 1. С.14−18.
  92. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр: В 2 Т. Женева: ВОЗ. — 1995. -Т. 1,2.
  93. С.А. Социально-гигиенический мониторинг как основа эффективного управления общественным здоровьем населения / С. А. Мелюк, Л. В. Кайкова, С. Ю. Шпынова и др. // Материалы областной научно-практической конференции. Ярославль. — 2002. — С.7−9.
  94. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / Руководство для врачей под редакцией A.A. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 1999. — 226 с.
  95. Методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области // Информационно-методические материалы для практических врачей и студентов медицинских вузов под редакцией P.A. Галкина. Самара, 1998. — 104 с.
  96. А.Г. Современные аспекты оценки артериального давления у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1993. — № 38.6. -С.36.
  97. А.Е. Опыт создания федеральной программы обучения здоровью для учащихся 1−11 классов / А. Е. Неудахина, В. Н. Касаткин // Школа здоровья. 2002. -№ 2.-С.5−12.
  98. Организация питания школьников // Под ред. ИМ. Мокшаниной, П. Я. Коган, JI.B. Терещенко, Л. Н. Яцун. М.: Экономика, 1989. — 143 с.
  99. Д.Д. Диагностика пограничных состояний у детей и подростков / Д. Д. Панков, А. Г. Румянцев // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 3. — С.4−7.
  100. Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: Автореферат. докт. мед. наук. Екатеринбург. — 1997. — 40 с.
  101. Н.В. Состояние здоровья детей и факторы, его определяющие на современном этапе // Лекции по актуальным проблемам педиатрии под редакцией В. Ф. Демина, С. О. Ключникова. РГМУ. Москва, 2000. С.7−14.
  102. С.Д. Двигательная активность и физическое здоровье школьников / С. Д. Поляков, И. Т Корнеева, М. Н. Кузнецова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров
  103. . М., 2006. — С.478.
  104. М.И. Формирование мотивации и здорового образа жизни у младших школьников // Здоровье и образование ребенка: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Пермь. — 2002. — С.304−307.
  105. Г. Н. Профилактика и коррекция нервно-психических расстройств у детей в условиях школы // Охрана детей и подростков. М.: РАОЗ, 2000. — С.58−66.
  106. И.К. К вопросу о группах здоровья // Современные проблемы профилактической педиатрии: Материалы VIII Конгресса педиатров России. М., 2003. — С.297.
  107. И.К. К вопросу о совершенствовании профилактических осмотров детей // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.490−491.
  108. М.Ф. Динамика физического развития школьников г. Рязань за последнюю четверть XX столетия / М. Ф. Сауткин, Г. И. Стунева // Педиатрия. 2006. — № 2. — С.95−97.
  109. С.А. Школа важнейшее звено в укреплении здоровья детей и подростков // Школа здоровья. — 2002. — № 2. — С.22−30.
  110. Н.П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко, H.H. Кузько, Е. В. Кирнасюк и др. // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 2. — С.48−49.
  111. Д. О различных подходах к понятию «здоровье» / Д. Сиерес, В. Гавидил // Школа здоровья. 1998. — Т. 5. — № 1. — С.7−9.
  112. О.Г. Некоторые показатели метаболизма и функционального состояния органов и систем у детей 3−7 лет / О. Г. Ситникова, Т. Г. Волкова, В. А. Кузнецова // Здоровье семьи и репродуктивная функция. М., 1993. — С. 183−187.
  113. В.Ю. Состояние здоровья шестилетних детей в процессе адаптации к школьному обучению: Дисс. канд. мед. наук. М., 1994. -367 с.
  114. Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психического здоровья детей и подростков // Детский доктор. 1999. — № 2. -С.7−10.
  115. О.Ю. Состояние здоровья и функциональная готовность к обучению в школе детей 5 и 6-ти летнего возраста / О. Ю. Субботин, A.A.
  116. Солнцев // Проблемы адаптации детского и взрослого организма в норме и патологии. М., 1990. С.91−96.
  117. H.H. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. -С.36−41.
  118. JI.М. Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ / JIM. Сухарева, H.H. Куинджи и др. М., 1998. — 20 с.
  119. Сухарева JIM. Особенности функционального состояния организма детей в динамике начального обучения / JI.M. Сухарева, В. Р. Кучма // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.559.
  120. Т.Д. Возрастные особенности морфофункциональных показателей сердечно-сосудистой системы у здоровых детей 7−14 лет: Автореферат дисс. канд. мед. наук. Ростов на Дону. — 1990. — 26 с.
  121. Тонкова-Ямпольская Р. В. Состояние здоровья детей с учетомфакторов антенатального и постнатального риска // Российский педиатрический журнал. 2002. — № 1. — С.61−62.
  122. JI.H. Состояние здоровья школьников Воронежа за 30 лет / JI.H. Уланова, Е. К. Сычева, Т. В. Ермолаева и др. // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 1. — С.8−13.
  123. Е.П. Современные подходы к оценке здоровья детей, основные показатели развития и состояния здоровья школьников // Охрана детей и подростков. М., 2000. — С.5−14. «
  124. Г. А. Динамика физического и полового развития школьников Кузбасса за последние 15 лет // Экология детства: социальные и медицинские проблемы: Материалы Всероссийской научной конференции. -СПб., 1994. С.91−92. й
  125. Физиология школьника // Под ред. Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1990.-61 с.
  126. О.М. Оптимизация состояния здоровья школьников // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.: Издатель, НО НЦЗД РАМН, 2002. — С.372−374.
  127. Г. В. Особенности развития функциональных показателей школьного возраста в связи с их двигательной активностью: Автореферат дисс. канд. биол. наук. Казань. — 1996. — 16 с.
  128. Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования // Магистр. 1999. — № 3. — С.3−13.
  129. Ю.В. Современные методы мониторирования состояния здоровья школьников /Ю.В. Черненков, В. А. Арленинова, З. В. Сердюкова и др. // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.642.
  130. Л.П. К современным реалиям укрепления здоровья школьников / Л. П. Чичерин, Л. В. Виноградова // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы X Конгресса педиатров России. М., 2006. — С.648.
  131. О.В. Региональные и медицинские аспекты охраны материнства и детства на современном этапе // Современные проблемы поликлинической педиатрии: Материалы Всероссийского семинара 4−16 февраля 2002 г. Москва-Екатеринбург. — 2002. — С.9−18.
  132. H.H. Стратегия и тактика деятельности учрежденийобразования как школ здоровья // Моделирование школы здоровья. М., 2001. С.39−46.
  133. Ю.С. Психическое здоровье детей и подростков / Ю. С. Шевченко, В. М. Волошин, A.A. Северный // Социальные и организационные проблемы педиатрии: избранные очерки. «М.: Издательский Дом «Династия», 2003. — С. 127−152.
  134. В.Н. Многофакторное прогнозирование состояния здоровья детей и подростков в процессе школьного обучения: Дисс. докт. мед. наук. Смоленск. — 1999. — 340 с.
  135. М.В. К вопросу об оценке уровня здоровья школьников / М. В. Шилко, Т. В. Бородулина и др. // Современные проблемы педиатрии: Материалы VIII съезда педиатров России. М., 1998. — С.22.
  136. Р. Физиология человека / Р. Шмидт, Г. Тевс. М.: Мир, 1996. -875 с.
  137. А.И. Гигиеническая оценка оздоровительного эффекта унифицированного двигательного режима младших школьников: Автореферат дисс. канд. мед. наук. Л., 1991.-21 с.
  138. Л.А. Факторы риска и новые подходы к управлению здоровьем школьников // Здоровые дети России в XXI веке / Под редакцией академика РАМН A.A. Баранова, профессора В. Р. Кучмы. М., 2000. -С.107−113.
  139. Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. 2005. — № 6.- С.73−76.
  140. Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал. 1998. -№ 1. — С.9−11.
  141. Agron P. California Project LEAN’S Food on the Run program: an evaluation of a high school-based student advocacy nutrition and physical activity program / P. Argon, E. Takada, A. Purcell // J. Am. Diet. Assoc. 2002. — Vol. 102. — № 3. — P. 103−105.
  142. Adderley-Kelly B. Health promotion for urban middle school students: a survey of learning needs / B. Adderley-Kelly, P.M. Green // J. Natl. Black Nurses Assoc. 2000. — Vol. 11. — № 2. — P.34−38.
  143. Atkins M. S. An ecological model for school-based mental health services for urban low-income aggressive children // J. Behav. Health Serv. Res. 1998. -Vol.25. — № 1. — P.64−75.
  144. Banks-Wallace J. Development of scholars interested in community-based health promotion research / J. Banks-Wallace, J. Enyart, L. Lewis et al. // West J. Nurs. Res. 2002. — Vol. 24. — № 4. — P.326−344.
  145. Baquet G. Are intensified physical education sessions able to elicit heart rate at a sufficient level to promote aerobic fitness in adolescents / G. Baquet, S. Berthoin, E. Van Praagh // Res. Q. Exerc. Sport. 2002. — Vol. 73. — № 3. — P.282−288.
  146. Bolla K.I. Comparison of neurobehavioral function in workers exposed to a mixture о f organic and inorganic lead and in workers exposed to solvents / K.I. Bolla, B.S. Schwartz, W. Stewart et al. // Am. J. Ind. Med. 1995. — Vol. 27. — № 2. -P.231−246.
  147. Borup I.K. The school health nurse’s assessment of a successful health dialogue // Health Soc. Care Community. 2002. — Vol. 10. — № 1. — P. 10−19.
  148. Brenner B. Implementing a community intervention program for health promotion// Soc. Work Health Care. 2002. — Vol. 35. № 1−2. — P.359−375.
  149. Buston K. Implementation of a teacher-delivered sex education programme: obstacles and facilitating factors / K. Buston, D. Wight, G. Hart, S. Scott // Health Educ. Res.-2002.-Vol. 17. -№ 1.-P.59−72.
  150. Calderon L. Promoting a healthful lifestyle and encouraging advocacy among university and high school students // J. Am. Diet Assoc. 2002. — Vol. 102. — Suppl.3. P.71−72.
  151. Carlton B. Integrating effective prevention into public health practice / B. Carlton, K.J. Simon // Public Health Rep. 2002. — Vol. 117. — № 1. — p.2−7.
  152. Chase M.A. Children’s self-efficacy, motivational intentions, and attributions in physical education and sport // Res. Q. Exerc. Sport. 2001. — Vol. 72.-№ 1. — P.47−54.
  153. Chew F. Enhancing health knowledge, health beliefs, and health behavior in Poland through a health promoting television program series / F. Chew, S. Palmer, Z. Slonska // J. Health Commun. 2002. — Vol. 7. — № 3. — P.179−196.
  154. Children with health impairments in schools // Pediatrics. 1990. — V. 86. -№ 4. — P.636−638.
  155. Clark W.R. Physical Education Bill // Alaska Med. 2002. — Vol. 44. — № 1. -P.21
  156. Coleridge H.M. Afferent innervations in lungs, airway and pulmonary artery / H.M. Coleridge, J.C. Coleridge // Reflex control of the circulation. 1991. — P.579−608.
  157. Cowen E.L. Follow-up study of young stress-affected and stress-resilient urban children / E.L. Cowen, P.A. Wyman, W.C. Work et al. // Dev.
  158. Psychopathol. 1997. — Vol. 9. — № 3. — P.565−577.
  159. Denman S. Health promoting schools in England a way forward in development // J. Public. Health Med. — 1999. — Vol. 21. — № 2. — P.215−220.
  160. Downie J. The everyday realities of the multidimensional role of the high school community nurse / J. Downie, R. Chapman, A. Orb, D. Juliff // Aust. J. Adv. Nurs. 2002. -Vol. 19. — № 3. — P.15−24.
  161. Draimin B.H. Improving permanency planning in families with HIV disease / B.H. Draimin, I. Gamble, A. Shire, J. Hudis // Child-Welfare. 1998. — Vol. 77 № 2. — P. 180−194.
  162. Drummond P.D. Increased psychosocial stress and decreased mucosal immunity in children with recurrent upper respiratory tract infections / P.D. Drummond, B. Hewson-Bower // J. Psychosom. Res. 1997. — Vol. 43. — № 3. -P.271−278.
  163. Dzewaltowski D.A. Healthy youth places promoting nutrition and physical activity / D.A. Dzewaltowski, P.A. Estabrooks, J.A. Johnston // Health Educ. Res.- 2002. Vol. 17. — № 5. — P.541−551.
  164. Faulkner G. Mental health nursing and the promotion of physical activity / G. Faulkner, S. Biddle // J. Psychiatr. Ment. Health Nurs. 2002. — Vol. 9. — № 6.- P.659−665.
  165. Franco G. From risk-based health surveillance to health promotion: an evidence-based experience in a health c are setting / G. Franco, M.T. Cella, E. Tuccillo et al. // Ant J. Occup. Med. Environ. Health. 2002. — Vol. 15. — № 2. -P.l 17−120.
  166. Galemore C.A. Initiation of a school employee wellness program: applying the Comprehensive Health Education Model // J. Sch. Nurs. 2000. — Vol. 16. — № 3. -P.39−46.
  167. Garry J.P. Physical activity curricula in medical schools / J.P. Garry, J.J. Diamond, T.W. Whitley // Acad. Med. 2002. — Vol. 77. — № 8. — P.818−820.
  168. Gaub M. Behavioral characteristics of DSM-IV ADHD subtypes in a school-based population / M. Gaub, C.L. Carlson // J. Abnorm. Child Psychol. -1997. Vol. 25. — № 2. — P. 103−111.
  169. Gonzalez de Dios J. et al. Electrophysiological studies in the follow-up of children with perinatal asphyxia history // An Esp. Pediatr. 1997. — Jun. — 46 (6).- P.597−602.
  170. Hainsworth R. The control and physiological importance of heart rate. // Heart rate variability. 1995. — P.3−20.
  171. Hannan P. A pricing strategy to promote sales of lower fat foods in high school cafeterias: acceptability and sensitivity analysis /P. Hannan, S.A. French, M. Story, J.A. Fulkerson // Am. J. Health Promot. 2002. — Vol. 17. — № 1. — P. 16.
  172. Hart K.H. An investigation into school children’s knowledge and awareness of food and nutrition / K.H. Hart, J.A. Bishop, H. Truby // J. Hum. Nutr. Diet. -2002. Vol. 15. — № 2. — P.129−140.
  173. Haugaard J.J. Is adoption a risk factor for the development of adjustment problems // Clin. Psychol. Rev. 1998. — Vol. 18. — № 1. — P.47−69.
  174. Heath E.M. Evaluation of the institutionalization of the coordinated approach to child health in a U.S.: Mexico border community / E.M. Heath, K.J. Coleman // Health Educ. Behav. 2002. — Vol. 29. — № 4. — P.444−460.
  175. Hewson-Bower B. Secretory immunoglobulin A increases during relaxation in children with and without recurrent upper respiratory tract infections / B. Hewson-Bower, P.D. Drummond // J. Dev. Behav. Pediarr. 1996. — Vol. 17.- № 5. P.311−316.
  176. Hillsdon M. Advising people to take more exercise is ineffective: a randomized controlled trial of physical activity promotion in primary care / M. Hillsdon, M. Thorogood, I. White, C. Foster // Int. J. Epidemiol. 2002. — Vol. 31.- № 4. P.808−815.
  177. Hussey J. Physical activity in Dublin children aged 7−9 years / J. Hussey, J.
  178. Gormley, C. Bell // Bt. J. Sports Med. 2001. — Vol. 35. — № 4. — P.268−272.
  179. Imamura E Amy’s Chat Room: health promotion programmes for community dwelling elderly adults // Int. J. Nurs. Pract. 2002. — Vol. 8. — № 1. -P.61−64.
  180. Kickbusch I. A health-promoting school starts with imagination / I. Kickbusch, J. Jones // World Health. 1996. — Vol. 49. — № 4. — P.4.
  181. King A.C. Theoretical approaches to the promotion of physical activity: forging a transdisciplinary paradigm / A.C. King, D. Stokols, E. Talen et al. // Am. J. Prev. Med. 2002. — Vol. 23. — № 2. — P.15−25.
  182. Klepp K.I. Measures to promote healthy dietary habits among schoolchildren / K.I. Klepp, L.F. Andersen, M. de Paoli et al. // Tidsskr. Nor. Laegeforen. 1998. — Vol. 118. — № 10. — P.3306−3309.
  183. Knudsen L.B. Teenage parents in Denmark // The European Family Planning Magazine. December. — 1994. — № 26−27. — P. 15−16.
  184. Konu A. Well-being in schools: a conceptual model / A. Konu, M. Rimpela // Health Promot. Internation. 2002. — Vol. 17. — № 1. — P.79−87.
  185. Lansdown Your child’s development: From birth to adolescence. London: Lincoln, 1991.-512 p.
  186. Lee A. Health-promoting schools: new challenges to school teachers // Comment On: Comment On: Ref Source: J. Public Health Med. 1999. — Vol. 21. -№ 2.-P.215−220.
  187. Makarenko M.V. Studies of psychophysiological functions of middle school age students after prolonged physical training / M.V. Makarenko, I.O. Ivaniura, V.I. Sheiko // Fiziol. Zh. 2002. — Vol. 48. — № 5. — P.56−61.
  188. Maliphant R. Autonomic nervous system activity, personalitycharacteristics and disruptive behaviour in girls / R. Maliphant, F. Hume, A. Fumhani // J. Child. Psychol. Psychiatry, 1990. Vol. 31. — № 4. — P.619−628.
  189. Mandigout S. Physical training increases heart rate variability in healthy prepubertal children / S. Mandigout, A. Melin, L. Fauchier et al. // Eur. J. Clin. Invest. 2002. — Vol. 32. — № 7. — P.479−487.
  190. Masten A.S. The development of competence in favorable and unfavorable environments. Lessons from research on successful children / A.S. Masten, J.D. Coatsworth // Am. Psychol. 1998. — Vol. 53. — № 2. — P.205−220.
  191. McGlauflin H. Training volunteers and professionals to work with grieving children and their families // Am. J. Hosp. Palliat. Care. 1996. — Vol. 13. — № 2. -P.22−26.
  192. McKenzie T.L. Effects of the CATCH physical education intervention: teacher type and lesson location / T.L. McKenzie, E.J. Stone, H.A. Feldman et al. // Am. J. Prev. Med. 2001. — Vol. 21. — № 2. — P.101−109.
  193. Meyer A. Participation of asthmatic children in gymnastic lessons at school / A. Meyer, M.A. Machnick, W. Behnke, K.M. Braumann // Pneumologie. 2002. — Vol. 56. — № 8. — P.486−492.
  194. Miller L.T. Developmental changes in speed of information processing in young children / L.T. Miller, P.A. Vernon // Dev. Psychol. 1997. — Vol. 33. — № 3. — P.549−554.
  195. Msall M.E. The vulnerable preschool child: the impact of biomedical and social risks on neurodevelopmental function // Semin. Pediatr. Neurol. 1998. -Mar. -5(1). -P.52−61.
  196. Nakajima H. Implementing comprehensive school health education / promotion programmes // Hygie. 1992. — Vol. 11. — № 3. — P.7−8.
  197. O’byrne D. WHO’s global school health initiative / D. O’byrne, J. Jones, S.H. Yu, H. Macdonald // World Health. 1996. — Vol. 49. — № 4. — P.5−6.
  198. Occopi H. Y. Children: from 0 to 18. Lon. — 1996. — 489 p.
  199. Okun B.F. Family therapy and the schools // in B.F. Okun Family therapywith school related problems. Rockville. — 1998. — P. 1−12.
  200. Pegg B. Reducing suffering to improve quality of life through health promotion / B. Pegg, L. Tan // Contemp. Nurse. 2002. — Vol. 12. — № 1. — P.22−30.
  201. Rahman A. Randomised trial of impact of school mental-health programme inrural Rawalpindi, Pakistan/ A. Rahman, M.H. Mubbashar, R. Gater, D. Goldberg // Lancet. 1998. — Vol. 352. — P.1022−1025.
  202. Ridderinkhof K.R. Sources of interference from irrelevant information: a developmental study / K.R. Ridderinkhof, M.W. Van-der-Molen, G.P. Band, T.R. Bashore // J. Exp. Child Psychol. 1997. — Vol. 65. — № 3. — P.315−341.
  203. Ritter G. Haltungsfehler und Wachtumsstorungen im Kindesalter // Prakt. Arzt. 1990. — Bd. 44. — № 623. — P.572−575.
  204. Saigal S. et al Cognitive abilities and school performance of extremely low birth weight children and matched term control children at age 8 years: a regional study // Pediatr. -1991. May. — 118 (5). — P.751 -760.
  205. Sawyer M.G. Social skills training for primary school children: a 1-year follow-up study / M.G. Sawyer, C. MacMullin, B. Graetz, J.A. Said, J.J. Clark, P. Baghurst // J. Paediatr. Child-Health. 1997. — V. 33. — № 5. — P.378−383.
  206. Shingo N. The educational experiments of school health promotion for the youth in Japan: analysis of the 'sport test' over the past 34 years / N. Shingo, M. Takeo // Health Promot. Intel, nation. 2002. — Vol. 17. — № 2. — P. 147−160.
  207. Sirard J.R. Physical activity assessment in children and adolescents / J.R. Sirard, R.R. Pate // Sports. Med. — 2001. — Vol. 31. — № 6. — P.439−454.
  208. Standage M. Relationship among achievement goal orientations and multidimensional situational motivation in physical education / M. Standage, D.C. Treasure // Br. J. Educ. Psychol. 2002. — Vol. 72. — Pt 1. — P.87−103.
  209. M. «The Class Moves» ® a hopefully promising step towards promoting child mobility / M. Stawinoga, K.H. Feldhoff, U. Luttgens // Gesundheitswesen. — 2002. — Vol. 64. — № 8−9. — P.486−491.
  210. Sweeting H. Health at age 11: reports from schoolchildren and their parents / H. Sweeting, P. West //Arch. Dis Child. -1998. № 5. — P.427−434.
  211. Sykes D.H. Behavioural adjustment in school of very low birthweight children / D.H. Sykes, E.A. Hoy, J.M. Bill et al. // J. Child Psychol. Psychiatry. 1997. — Vol. 38. — № 3. — P.315−325.
  212. Van Dyke E.M. Effectiveness of a school-based intervention at changing preadolescents' tobacco use and attitudes / E.M. Van Dyke, L.A. Riesenberg // J. Sch. Health. 2002. — Vol. 2. — № 6. — P.221−225.
  213. Vivoli G. Relationship between low lead ex posure and somatic growth in adolescents / G. Vivoli, G. Fantuzzi, M. Bergomi et al. // J. Expo. Anal. Environ. Epidemiol. 1993. — Vol. 3. — № 1. — P.201−209.
  214. Wagner G.H. Health promoting schools evidence for effectiveness workshops report // Promot. Educ. 2002. — Vol. 9. — № 2. — P.55−61.
  215. Washington R.L. Organized sports for children and preadolescents / R.L. Washington, D.T. Bernhardt, J. Gomez et al. // Pediatrics. 2001. — Vol. 107. -№ 6. — P. 1459−1462.
  216. B. Woynarowska Evaluation of the health promoting school. Concepts and practice in Poland and Europe // Med. Wieku. Rozwoj. 2000. — Vol. 4. — № 4. -Suppll.-P.l 11−127.
  217. Zive M.M. An environmental intervention to improve a la carte foods at middle schools / M.M. Zive, R.L. Pelletier, J.F. Sallis et al. // J. Am. Diet. Assoc. 2002. — Vol. 102. — Suppll. 3. — P.76−78.
Заполнить форму текущей работой