Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: Сравнительно-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая институт ограничения политических прав и свобод в ракурсе как исторического развития, так и современного его состояния, нельзя обойти стороной отражение данных вопросов в исключительном или чрезвычайном законодательстве. Необходимость этого обусловлена особым подходом чрезвычайных законов к реализации прав и свобод, при котором полномочия властных органов значительно расширяются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-правовая природа, и особенности формирования института ограничения политических прав и свобод граждан
    • 1. Социально-правовая природа института ограничения политических прав и свобод граждан
    • 2. Исторические особенности становления и развития правовой концепции ограничения политических прав и свобод граждан в России и за рубежом
  • Глава II. Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан в зарубежном и российском законодательстве на современном этапе
    • 1. Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан за рубежом
    • 2. Правовые формы ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  • Глава III. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения
    • 1. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения по зарубежному законодательству
    • 2. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения по российскому законодательству

Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: Сравнительно-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Права и свободы граждан, традиционно относимые юридической наукой к разряду политических, всегда вызывали повышенный интерес как со стороны правоведов, так и широкой общественности. В настоящее время интерес к проблемам, связанным с реализацией свободы слова, собраний, союзов, правом на массовые мероприятия, избирательными правами неуклонно растет в свете общих тенденций демократизации общественной жизни во многих государствах. Российская Федерация в этом смысле не является исключением. Вступив на путь демократических преобразований, наша страна столкнулась с рядом трудностей, ошибок и противоречий во всех сферах жизни, в том числе и в сфере подлинной реализации политических прав и свобод граждан.

Одной из важнейших проблем, которая возникает при реализации любых прав и свобод, в том числе и политических, является проблема их правомерного ограничения. Актуальность вопроса обусловлена тем, что в результате реализации прав неизбежна конкуренция интересов отдельных лиц, групп людей, социальных слоев. Всё это ведёт к необходимости взаимного ограничения прав субъектов, дабы исключить их неправовое ущемление. Таким образом, правоог-раничение присуще праву в силу его назначения — служить мерой свободы, которая не может быть беспредельной. Определение пределов таких границ составляет проблему правомерного ограничения прав и свобод граждан. В области политических прав вопрос правоограничения приобретает ещё большее значение, поскольку в этом случае имеет место столкновение разных интересов по поводу осуществления власти, участия в государственной и общественной жизни.

Прошедшее десятилетие в России было ознаменовано изменениями во всех сферах жизни, в том числе и в сфере реализации политических прав граждан. В настоящий период, когда Российская Федерация переживает процесс укрепления вертикали власти и связанное с ним становление новых общественных и государственных институтов, особенно остро встают вопросы реализации именно политических свобод, их правомерного ограничения. Такие вопросы, прежде всего, касаются принципов, пределов и оснований правоограничений, атак же эффективных организационных форм, посредством которых рассматриваемые ограничения должны реализо-вываться. Отсутствие либо несовершенство законодательной базы в сфере регулироI вания политических прав может приводить к их необоснованному ущемлению со стороны государственных и правоохранительных органов, что несомненно влияет на общий политико-социальный климат в стране.

Понимание природы правового института ограничения политических прав и свобод граждан представляется неполным, без рассмотрения конкретных историко-политические условий, в которых он формировался. Именно они оказали определяющее влияние на его современное состояние. Для каждого государства процесс становления данного института имел особые черты, и их изучение позволит выявить причины, по которым сформировалась совокупность взглядов (концепция) на ограничение политических прав и свобод граждан.

Рассматривая институт ограничения политических прав и свобод в ракурсе как исторического развития, так и современного его состояния, нельзя обойти стороной отражение данных вопросов в исключительном или чрезвычайном законодательстве. Необходимость этого обусловлена особым подходом чрезвычайных законов к реализации прав и свобод, при котором полномочия властных органов значительно расширяются, а обычные правоограничительные нормы приобретают более жесткое выражение. В отношении политических прав и свобод следует отметить, что введение чрезвычайного или исключительного правового режима, как правило, влечет за собой их ограничение. Поэтому рассмотрение некоторых аспектов чрезвычайного законодательства является важной предпосылкой для более тщательного анализа правовых основ ограничения политических прав граждан, без которого понимание вопроса не может считаться полным.

Определение полного перечня политических прав и свобод представляет определенную трудность, поскольку связанные с ними правоотношения весьма разнообразны. В рамках данной работы предполагается подвергнуть анализу те политические права, ограничения которых реализуются посредством деятельности органов внутренних дел.

Развитые в политическом и экономическом отношении зарубежные страны, стоящие на принципах демократического общества, как в прошлом, так и в настоящем нередко сталкивались с проблемами ограничения политических прав. Вместе с тем, продолжительное существование в этих странах демократических институтов позволило им накопить богатый опыт цивилизованного правового подхода к рассматриваемой проблеме. Особого внимания, как представляется, заслуживает опыт таких государств, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Федеративная Республика Германия. Представляя различные правовые системы, эти страны позволяют оценить наиболее широкий спектр демократических подходов к правовому регулированию политических прав и свобод граждан.

Опыт правой регламентации политических свобод в этих странах может послужить основой для формирования аналогичного отечественного законодательства, опирающегося на общепринятые демократические принципы. Выявление как положительных, так и отрицательных черт зарубежного опыта позволит определить наиболее эффективные аспекты, а сравнение с современным российским законодательством — выявить необходимые пути совершенствования отечественных подходов к ограничению политических прав и свобод граждан.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертации является раскрытие правовой природы института ограничения политических прав, изучение и обобщение опыта некоторых зарубежных государств в рассматриваемой сфере, атак же комплексный сравнительно-правовой анализ аналогичного отечественного законодательства для определения дальнейший перспектив его развития и совершенствования.

Поставленная цель требует решения следующих задач: раскрыть социальную и юридическую природу института ограничения политических правопределить исторические особенности формирования данного института в России и за рубежомподвергнуть анализу правовой механизм ограничения политических прав в Российской Федерации и зарубежных странахпроанализировать правовые формы ограничения политических прав за рубежом, выявить их положительные и отрицательные сторонырассмотреть особенности правового регулирования политических прав в условиях чрезвычайного положениявыявить наиболее общие тенденции в отечественном и зарубежном законодательствеобосновать предложения по совершенствованию законодательного регулирования ограничения политических прав и свобод в Российской Федерации.

Методологические и теоретические основы исследования. Характер задач, поставленных в диссертационном исследовании, определил необходимость комплексного использования научных методов исследования. Для раскрытия социальной и юридической сущности ограничения политических прав и свобод граждан использовались структурно-функциональный, историко-правовой и системный методы исследования. Основополагающим и интегрирующим методом данной работы выступает сравнительно-правовой метод, позволяющий наиболее полно раскрыть формы и механизм реализации политических свобод в зарубежном и российском законодательстве.

Эмпирическим материалом исследования служат правовые акты США, Великобритании и ФРГ, закрепляющие основы правового института ограничения политических прав, а также законы и подзаконные акты Российской Федерации, ее субъектов, ведомственные нормативные акты.

Теоретическими источниками диссертационного исследования явились труды отечественных дореволюционных, советских и современных ученых, философов, политологов, историков, а также зарубежных авторов. В процессе работы над диссертацией были использованы работы С. С. Алексеева, О. Г. Архипова, Л. Я. Азарова, A.B. Агеева, В. М. Баранова, В. Н. Бутылина, Л. Д. Воеводина, А. Л. Васина, A.M. Васильева, И. Н. Глебова, И. В. Гончарова, A.B. Грязнова, A.B. Губанова, A.B. Домрина, Ю. Н. Жданова, A.B. Иванченко, В. Н. Карташова, В.В. КнязеваВ.М. Курицына, Е. А. Лукашевой, Л. Я. Морозовой, B.C. Нерсесянца, Ю. В. Трошкина, Ю. В. Тихонравова, Г. Хессе, Г. Черемных, A.M. Шлезингера, Н. Г. Янгола и других авторов.

Практическую основу исследования составили правовые акты (конституции, законы, документы подзаконного характера) Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Федеративной Республики Германия, закрепляющие вопросы правового регулирования основных политических свобод.

Правовой базой исследования в части, относящейся к проведению сравнительного анализа современного зарубежного законодательства с отечественным законодательством, является Конституция России 1993 г., федеральные законы, правовые акты субъектов федерации, ведомственные нормативные акты.

Научная новизна исследования. Отдельные аспекты данной научной проблематики подвергались определенному исследованию советскими учеными — правоведами, которые рассматривали её с присущих тому историческому периоду идеологических позиций. В связи с этим исследования носили явно тенденциозный характер, и имели целью не беспристрастный анализ опыта зарубежных государств в сфере ограничения политических прав, а свойственные советскому времени попытки выявить и разоблачить «буржуазную сущность» рассматриваемого предмета. Ряд исследований, вышедших в постсоветский период, рассматривали в основном общетеоретические вопросы ограничения политических прав, не затрагивая конкретных форм и механизма их реализации. Вместе с тем, комплексного исследования зарубежного опыта в данной сфере не осуществлялось. Таким образом, в настоящей работе впервые предпринимается попытка всестороннего анализа теории и практики правового регулирования политических свобод за рубежом и в Российской Федерации на основе сравнительно-правового метода.

На защиту выносятся следующие научные выводы и положения:

1. Необходимость правового регулирования политических свобод граждан вызвана наличием в системе общественных отношений различных интересов по поводу власти и управления, которые часто являются противоположными. В связи с этим ограничение политических прав граждан является не самоцелью, и не беззаконием государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества в духе политического плюрализма и демократии.

2. Историческое развитие института ограничения политических прав и свобод граждан в России и в зарубежных странах имеет как сходства, так и определенные различия. Последние обусловлены спецификой правовых систем, истории, политического строя и территориального устройства каждого государства. Сходство в развитии института ограничения политических прав обусловлено тем, что в каждой из рассматриваемых стран данный институт образовался путем постепенного ослабления общих запретов до необходимого в демократическом государстве минимума. Процесс формирования исследуемого института шел параллельно с процессом законодательного закрепления политических свобод.

3. Представляется, что государство может позволить себе пойти по пути расширения прав и свобод (в том числе и политических) только тогда, когда обеспечен достаточно высокий уровень социально-экономического развития, обеспечена материальная база осуществления этих свобод, когда отпадает необходимость жестких мер, вводимых в период кризисов.

4. В зарубежном законодательстве институт ограничения политических прав представлен в основном нормами законов (значительно реже — подзаконных актов). Специфика правовой системы каждого государства отражает различные подходы к регулированию политических свобод, однако общим является принцип ограничения прав законом или на основе закона.

5. На сегодняшний день в России институт ограничения политических прав и свобод граждан только формируется и многие его стороны не отвечают международным стандартам. Наиболее общей тенденцией в развитии данного отечественного института должно стать подробное регламентирование условий и порядка осуществления политических прав, четкое закрепление полномочий государственных органов по пресечению злоупотребления политическими свободами, определение конкретных ограничительных форм, их субъектов и процедуры реализации, атакже разработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.

6. Наиболее общими чертами ограничения политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения за рубежом являются: 1) ограничение политических прав и свобод граждан признается целесообразным при чрезвычайном положении, объявленном в связи с массовыми беспорядками, попытками изменения конституционного строя, вооруженными мятежами и т. д.- 2) характер, пределы и формы ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения дифференцируются в зависимости от оснований его введения и степени имеющейся опасности- 3) временный всеобщий запрет на осуществление политических прав является наиболее часто применяемой формой их ограничения в условиях чрезвычайного положения.

7. На сегодняшний день российское чрезвычайное законодательство во многом не соответствует Конституции. Например, основной массив правовых актов такого характера составляют подзаконные документы, что противоречит Основному Закону. Процедура и формы ограничения политических прав закрепляются в российских чрезвычайных актах крайне нечетко. Отсутствует механизм реализации данных пра-воограничений, который позволял бы гарантировать минимум таких свобод. Необходимо законодательно закрепить процедуры применения той или иной формы ограничения в условиях чрезвычайного положения.

Апробация исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в одном из разделов учебной программы по курсу «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран» в Московской академии МВД России. Отдельные проблемы исследования освещались автором в рамках научно-практических конференций.

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

3 АКЛ ЮЧЕНИЕ.

Реализация гражданами своих политических прав и свобод является важнейшей предпосылкой формирования демократических государственных институтов, развития гражданского общества. Вместе с тем, опыт показывает, что неограниченное использование такого рода прав может привести к существенному ущемлению интересов одних людей другими.

Необходимость правового регулирования политических свобод граждан вызвана наличием в системе общественных отношений различных интересов по поводу власти и управления, которые часто являются противоположными. В связи с этим ограничение политических прав граждан является не самоцелью, и не беззаконием государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества в духе политического плюрализма и демократии.

Историческое развитие института ограничения политических прав и свобод граждан в России и в зарубежных странах имеет как сходства, так и определенные различия. Последние обусловлены спецификой правовых систем, истории, политического строя и территориального устройства каждого государства. Сходство в развитии института ограничения политических прав обусловлено тем, что в каждой из рассматриваемых стран данный институт образовался путем постепенного ослабления общих запретов до необходимого в демократическом государстве минимума. Процесс формирования исследуемого института шел параллельно с процессом законодательного закрепления политических свобод.

Представляется, что государство может позволить себе пойти по пути расширения прав и свобод (в том числе и политических) только тогда, когда обеспечен достаточно высокий уровень социально-экономического развития, обеспечена материальная база осуществления этих свобод, когда отпадает необходимость жестких мер, вводимых в период кризисов.

В зарубежном законодательстве институт ограничения политических прав представлен в основном нормами законов (значительно реже — подзаконных актов). Специфика правовой системы каждого государства отражает различные подходы к регулированию политических свобод, однако общим является принцип ограничения прав законом или на основе закона.

На сегодняшний день в России институт ограничения политических прав и свобод граждан только формируется и многие его стороны не отвечают международным стандартам. Наиболее общей тенденцией в развитии данного отечественного института должно стать подробное регламентирование условий и порядка осуществления политических прав, четкое закрепление полномочий государственных органов по пресечению злоупотребления политическими свободами, определение конкретных ограничительных форм, их субъектов и процедуры реализации, а также разработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.

Наиболее общими чертами ограничения политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения за рубежом являются: 1) ограничение политических прав и свобод граждан признается целесообразным при чрезвычайном положении, объявленном в связи с массовыми беспорядками, попытками изменения конституционного строя, вооруженными мятежами и т. д.- 2) характер, пределы и формы ограничения политических прав в условиях чрезвычайного положения дифференцируются в зависимости от оснований его введения и степени имеющейся опасности- 3) временный всеобщий запрет на осуществление политических прав является наиболее часто применяемой формой их ограничения в условиях чрезвычайного положения.

На сегодняшний день российское чрезвычайное законодательство во многом не соответствует Конституции. Например, основной массив правовых актов такого характера составляют подзаконные документы, что противоречит Основному Закону. Процедура и формы ограничения политических прав закрепляются в российских чрезвычайных актах крайне нечетко. Отсутствует механизм реализации данных. пра-воограничений, который позволял бы гарантировать минимум таких свобод. Необходимо законодательно закрепить процедуры применения той или иной формы ограничения в условиях чрезвычайного положения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. 1949.// Сборник международно-правовых актов в области прав человека. М., 1994.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Сборник международно-правовых актов в области прав человека. М., 1994.
  3. Конвенция о политических правах женщин 1952 г. // Сборник международно-правовых актов в области прав человека. М., 1994.
  4. Конституция Российской Федерации. М, 1993.
  5. Федеральный закон «О основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. № 33., 1994. Ст. 3406.
  6. Федеральный закон «Об общественных объединениях». Собрание законодательства Российской Федерации. № 21., Ст. 1930.
  7. Закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении». Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.
  8. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации».
  9. Закон РФ «Об основах государственной службы в РФ». Российская газета, 1995, 3 августа-
  10. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. М., 1998
  11. Федеральный закон от 26.09.1997 «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 3701.
  12. Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости Верховного Совета РФ № 22. Ст. 1216.
  13. Указ Президента РФ № 341 от 15. 03. 1993 «О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона России и государственной поддержке казачества.-
  14. Указ Президента РФ от 09.08.1995 „О государственном реестре казачий обществ в Российской Федерации“
  15. Положение о службе в органах внутренних дел, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1993, № 2, ст. 70.
  16. П.Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
  17. A.B. Ограничение прав и свобод граждан по конституции Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000.
  18. A.A. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М., 2000.
  19. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989-
  20. С.С. Теория права. М., 1995.
  21. B.C. Правовые и организационные основы деятельности ОВД в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
  22. Э. История Европейского права. М., 1991.
  23. A.C. Правовая регламентация деятельности политических партий в зарубежных государствах.// Советское государство и право. № 6, 1990.
  24. H.A. Свобода слова на табуретке // Итоги. 1996. № 9.
  25. А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1993.
  26. В.В., Бойцова JI.B. Политическая нейтральность государственных служащих в Англии // Государство и право. 1993. № 6.
  27. М.О. Избирательные технологии в современной России. С-Пб., 2000.
  28. А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М., 1991.
  29. Jl.А. Политические партии в посттоталитарном обществе возникновение и развитие. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1993.
  30. Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М., 1985.
  31. Н. Министерство цензуры действует // Сегодня., 20.11. 2000.
  32. Н.В. Статус личности в политической системе общества. В кн.: Политология. Курс лекций. М., 1993.
  33. Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  34. Государственное право Германии. Под ред. Топорнина Б. Н. Т. 1,2. М., 1994.
  35. A.B. Полиции зарубежных государств. Монография. М., 1999.
  36. В.З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права граждан на объединение. М., 1998.
  37. А.Н. Конституционный институт чрезвычайного положения в зарубежных странах (на примере Великобритании и Индии). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997.
  38. Ю.А., Златопольский A.A. Гражданин и власть. М., 1994.
  39. М.И. Некоторые аспекты применения режима чрезвычайного положения. Пермь. 1993.
  40. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. Монография. М., 1998.
  41. Зарубежное законодательство о политических партиях. Сборник нормативно-правовых актов., М., 1993.
  42. Э.А. Белый дом: президенты и политика. М., 1976.
  43. A.B. Избирательная комиссия в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996.
  44. Иностранное конституционное право. Под ред. Маклакова В. В. М., 1997.
  45. К.Х., Гончаров С. А. Разрастание угрозы терроризма в регионе Северного Кавказа // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.,
  46. ШШ>рия политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 1988.
  47. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
  48. Д.А. Основы философии права. М., 1994.
  49. В.В., Стефаншин С. С. Борьба с массовыми беспорядками за рубежом. М., 1991.
  50. Конституционное право России. Сборник нормативных правовых актов и документов. Под ред. Козлова А. Е. М., 1996.
  51. Конституционные и законодательные акты. Под ред. Жидкова O.A. М. 1993.
  52. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б. А. М., 2000.
  53. Конституции зарубежных государств. Под ред. Маклакова B.B. М., 1996.
  54. Конституции советского периода. Под ред. Сопанюка А. Е. Саратов. 1995.
  55. Конституция ФРГ / Конституции зарубежных государств. Под ред. Маклакова В.В.М., 1996.
  56. А.П., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право, № 10, 1997
  57. И.А. Правовой статус религиозных объединений в современной России (особенности и актуальные проблемы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М, 2000.
  58. В.М. История государства и права России (1929−1940). М., 1998.
  59. В.М. О разработке проекта Конституции СССР 1936 г. // Право и жизнь. 1996. № 10.
  60. В. М. Шалягин Д.Д. Конституционный строй США. М., Московская академия МВД России. 2000.
  61. А.Н. Как остановить террор? // Эхо планеты. № 39, 1999.
  62. A.M. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов.// Право и чрезвычайные ситуации. М., 1992.
  63. Г. П. Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ. (Теория и практика). Дисертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 1992.
  64. A.JI. Законодательство о политических партиях в зарубежных странах. М., ВНИИ сравнительного правоведения РАН., 1990.
  65. О.П. Реализация чрезвычайных мер в российском праве. Самара. 1993.
  66. A.B. Стимулы и ограничения в праве: теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
  67. Е.В. Общественный контроль за средствами массовой информации в странах Западной Европы. Екатеринбург., 1994.
  68. Л.Я. Институт ограничения прав и свобод сотрудников правоохранительных органов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических паук. М., 1996.
  69. В.Д. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации и её финансирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 1998.
  70. Т.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод личности. Диссертация на соискание ученой доктора юридических наук. М., 1998.
  71. В.В. Современное политическое сознание (философский аспект). М., 1981.
  72. B.C. Философия права. М., 1997.
  73. Г. И. Административное право Великобритании // Административное право зарубежных стран. М., 1996.
  74. Ю.Н. Выборы в I IV Государственные думы. // Право и жизнь. № 9. 1996.
  75. Общая теория права. Под ред. Пиголкина A.C. М., 1994.
  76. Основы политической науки. Учебное пособие. Под ред. В. П. Пугачева. М., 1993-
  77. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Вит-рука по делу о проверке конституционности ряда положений пункта „а“ статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР // Российская газета, 1996, 18 января.
  78. Очерки новой и новейшей истории США. Под ред. Севостьянова Г. Н. Т.1. М., 1960.
  79. Партии и движения Западной и Восточной Европы: теория и практика. М., ИНИ-ОН РАН., 1997.
  80. И.Л. Правовой режим в условиях социального бедствия // Государство и право, 1993, № 2
  81. И.Л. Чрезвычайное положение и права человека // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994.
  82. А.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1990.
  83. Политология. Курс лекций. Под ред. Марченко М. М. М., 1993.
  84. Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем. М., ИНИОН РАН, 1995.
  85. Политические партии и движение в России и на Западе: процесс формирования и методы исследования. М., ИНИОН РАН., 1994.
  86. A.M. Политические партии и движения в России: история становления и идеология (1985−1995). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ярославль, 1997.
  87. В.И. Конституционное право граждан на объединение в политические партии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 1997.
  88. Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций: теория и практика. // Советское государство и право, 1989, № 7.
  89. Ю.П. Судебная система ФРГ // Судебные системы западных государств. М&bdquo- 1991-
  90. Ю.П. Судебная система ФРГ // Судебные системы западных государств. М., 1991-
  91. ФРГ- конституционные и законодательные акты. Под ред. Урьяса Ю. П. М., 1991.
  92. Философия. Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. М.: Русское слово, 1996.
  93. Философский словарь. М., Прогресс. 1994.
  94. К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981.
  95. З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.
  96. М.С. Политический плюрализм в ФРГ: опыт правового развития. С-ПБ, 1995.
  97. М.А. Избирательные системы буржуазных государств. Ленинград, 1989.
  98. В.Л. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М., 1988.
  99. А. Общие основания конституционного права. СПб., 1898.
  100. С.С. Правовой статус общественных объединений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1993.
  101. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998.
  102. Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность. С-Пб., 2000.
  103. Adonis A. House of Lords since 1945. II Contemporary Record. Vol. 3. Autumn 1988.
  104. Barnett H. Constitutional and Administrative Law. London., 1995. P. 336.
  105. Danger of Islam’s Gropes in UK // The Times. 26.12.2000.
  106. Dorell M.J. Political History of The Great Britain. V. 2.
  107. Fascism Menace in GFR // The New York Times, 10. 08. 2000.
  108. Forell N.R. Election problems // United Kingdom today and tomorrow. London. 1991.
  109. Goold-Adams R. The Time of Power. A Re-Apprisal of John Foster Dulles. Wei-denfeld and Nicholson. London. 1962.
  110. Hesselberger D. Unter Mitarbeit von Norenberg H. Das Grundgesetz. Kommentar fur politische Bildung. Bonn. 1990.
  111. Hesse K. Grundzuge des Verfassungrechts der Bundesrepublik Deutschland. Jur. Verl., 1991.
  112. Healst H. Low Regulate of Mass Action // The Police Journal, 1989. № 6.
  113. Hempherson Andrew S. The Great Britain in Period Between Two World Wars. Glasgow. 1989.
  114. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im Offentlichen Recht. Heidelberg. Verl., 1991.
  115. Minorities and prevention of conflicts: role of National Red Cross and Red Crescent Societies. Geneva, 1993.
  116. The Supreme Court of the USA: Constitutional Designees. New York., 1991.
  117. Regulation of Information’s Spreading in USA. Washington, 1992.
  118. Richardson J.S. Urban Police in the United States. New-York, 1991.
  119. Thompson R.M. States of Emergency and Police Authorities. New-York, 1992.
  120. Terrorism Act 2000.//The Times, 22.02.2001.
  121. State of Alabama. Election Laws. Montgomery., 1992.
  122. Toppers J. R. Election in USA Legal Basis. New York., 1993.
  123. Schlesinger Arthur M. The Civil War in USA Tragic Age. Boston. 1956.
  124. Sosser M. Necessity of New Election Bill / The New York Times. 10.04.1974.
  125. State of Illinois. Election Laws. Chicago., 1987.
  126. State of Alabama. Election Laws. Montgomery., 1992.
  127. State of Iowa: Information Bill. De-Moine» 1987.
  128. States of Emergency: Torture and Violations of the Civil Rights under States of Emergency. London: Amnesty International. 1989
Заполнить форму текущей работой